Основные догматы христианства и православия

Христианство и православие: в чем разница, основные отличия

Христианство многолико и является одной из трех главных религий мира вместе с буддизмом и исламом. Православные все являются христианами, но не все христиане придерживаются православия. Христианство и православие — в чем разница? Этим вопросом я задалась, когда знакомая мусульманка поинтересовалась отличием православной веры от баптистской. Я обратилась к своему духовному отцу, и он мне объяснил разницу вероисповеданий.

Христианство

Христианская религия образовалась более 2000 лет назад в Палестине. После воскресения Иисуса Христа в иудейский праздник кущей (пятидесятница) Святой Дух сошел на апостолов в виде языков пламени. Этот день считается днем рождения церкви, так как во Христа уверовало более 3000 человек.

Однако не всегда церковь была единой и Вселенской, так как в 1054 году произошел раскол на православие и католицизм. На долгие столетия воцарились вражда и взаимные упреки в еретицизме, главы двух церквей предали друг друга анафеме.

Единство внутри православия и католицизма тоже не удержалось, так как от католической ветви откололись протестанты, а у православной церкви появились свои раскольники — староверы. Это были трагические события в истории некогда единой Вселенской церкви, которая не удержала единомыслия по заветам апостола Павла.

Православие

Чем отличается христианство от православия? Православная ветвь христианства официально образовалась в 1054 году, когда Константинопольский Патриарх демонстративно растоптал пресный хлеб для причастия. Конфликт назревал давно и касался обрядовой части богослужений, а также догматов церкви. Противостояние закончилось полным расколом единой церкви на две части — православную и католическую. И только в 1964 году обе церкви примирились и сняли друг с друга взаимные анафемы.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение “Православный календарь” для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Тем не менее обрядовая часть в православии и католицизме осталась без изменений, и догматы веры тоже. Это касается основополагающих вопросов символа веры и проведения богослужений. Даже на первый взгляд можно заметить существенные различия между католиками и православными во многих вещах:

  • одежде священников;
  • чину богослужений;
  • убранству церкви;
  • способу наложения креста;
  • звуковому сопровождению литургий.

Православные священники не бреют бороду.

Отличием православия от христианства иных конфессий является восточный стиль богослужений. Православная церковь сохранила традиции восточной пышности, во время богослужений не играют музыкальные инструменты, принято зажигать свечи и кадить кадилом, а крестное знамение кладут справа налево щепоткой пальцев и совершают поясной поклон.

Православные христиане уверены, что их церковь берет начало от распятия и воскресения Спасителя. Крещение Руси произошло в 988 году по Византийской традиции, которая сохраняется и поныне.

Основные положения православия:

  • бог приедин в ликах Отца, Сына и Святого Духа;
  • Святой Дух равен богу Отцу;
  • Иисус является единородным Сыном бога Отца;
  • Сын Божий вочеловечился, принял образ человека;
  • воскресение истинно, как и второе пришествие Христа;
  • главой церкви является Иисус Христос, а не Патриарх;
  • крещение освобождает человека от грехов;
  • верующий человек будет спасен и обретет жизнь вечную.

Православный христианин верит, что после смерти его душа обретет вечное спасение. Всю жизнь верующие посвящают служению Богу и выполнению заповедей. Любые испытания воспринимаются безропотно и даже с радостью, ведь уныние и ропот почитаются за смертный грех.

Католицизм

Эта ветвь христианской церкви отличается своим подходом к вероучению и богослужению. Главой римско-католической церкви является Папа Римский, в отличие от православного Патриарха.

Основы вероучения католиков:

  • Святой Дух нисходит не только от бога Отца, но и от бога Сына;
  • после смерти душа верующего попадает в чистилище, где проходит испытания;
  • Папа Римский почитается прямым приемником апостола Петра, все его действия считаются непогрешимыми;
  • католики верят, что Дева Мария была вознесена на небеса, не увидев смерти;
  • широко развито почитание святых;
  • индульгенция (искупление грехов) является отличительной особенностью именно католической церкви;
  • причастие совершается пресным хлебом.

Богослужение в католических храмах называется мессой. Неотъемлемой частью костелов и церквей является орган, на котором исполняют боговдохновенную музыку. Если в православных церквях поет смешанный хор на клиросе, то в католических храмах песнопения исполняют только мужчины (хор мальчиков).

Но самым главным отличием католического вероучения от православного является догмат о непорочности Девы Марии.

Католики уверены, что она зачала непорочно (не имела первородного греха). Православные утверждают, что Богоматерь была обычной смертной женщиной, которую избрал Бог для рождения богочеловека.

Также особенностью католического вероучения являются мистические медитации на муки Христа. Это иногда приводит к тому, что у верующих на теле появляются стигматы (раны от гвоздей и тернового венка).

Поминовение усопших проводится на 3, 7 и 30 день. Миропомазание проводится не сразу после крещения, как у православных, а после достижения совершеннолетия. Причащать детей начинают после семи лет, а в православии — с младенчества. Иконостас в католических храмах отсутствует. Все священнослужители дают обет безбрачия.

Протестантизм

В чем разница между христианами протестантами и православными? Это течение возникло внутри католической церкви как протест против авторитета Папы Римского (он считается наместником Иисуса Христа на земле). Многим известна трагическая Варфоломеевская ночь, когда во Франции католики массово вырезали гугенотов (местные протестанты). Эти страшные страницы истории навсегда останутся в памяти людей как пример бесчеловечности и безумия.

Протесты против авторитета Папы Римского прокатились по всей Европе и выливались даже в революции. Гуситские войны в Чехии, лютеранское движение — это всего лишь малое упоминание о широком размахе протеста против догматов католической церкви. Жесткое гонение на протестантов вынудило их бежать из Европы и найти пристанище в Америке.

В чем отличие протестантов от католиков и православных? Они признают только два церковных таинства — крещение и причастие. Крещение необходимо для присоединения человека к церкви, а причастие способствует укреплению веры. Протестантские священники не пользуются беспрекословным авторитетом, а являются братьями во Христе. В то же время протестанты признают апостольскую преемственность, но относят ее к духовному действу.

Протестанты не отпевают умерших, не поклоняются святым, не молятся иконам, не возжигают свечи и не кадят кадилом. У них отсутствует таинство венчания, исповедь и священство. Протестантская община живет как одна семья, помогает нуждающимся и активно проповедует Евангелие людям (миссионерство).

Богослужения в протестантских церквях проходят особенным образом. Сначала община прославляет Бога песнями и (иногда) танцами. Затем пастор читает проповедь на основе библейских текстов. Заканчивается богослужение тоже прославлением. В последние десятилетия образовалось множество современных евангельских церквей, состоящих из молодежи. Некоторые из них признаны сектами в России, но в Европе и Америке эти движения разрешены официальными властями.

В 1999 году состоялось историческое примирение католической церкви с лютеранским движением. А в 1973 году состоялось евхаристическое единство реформаторских церквей с лютеранскими. XX и XХI век стал временем примирения между всеми христианскими течениями, что не может не радовать. Вражда и анафемы ушли в прошлое, христианский мир обрел покой и мир.

Христианин — это человек, который признает смерть и воскресение богочеловека Иисуса Христа, верует в посмертное существование и вечную жизнь. Однако христианство неоднородно по своей структуре и делится на множество различных конфессий. Православие и католицизм являются ведущими христианскими вероучениями, на базе которых были сформированы иные конфессии и течения.

В России от православной ветви откололись староверы, в Европе образовалось значительно больше разных течений и конфигураций под общим названием протестантов. Кровавые расправы над еретиками, ужасавшие народы долгие века, ушли в прошлое. В современном мире между всеми христианскими конфессиями царит мир и согласие, однако различия в богослужениях и догматах сохранились.

Господь говорит с обычными людьми

Пророки, действительно, Божии избранники. Мы привыкли к тому, что Господь напрямую говорит со своими пророками. Он отвечает на их вопросы, открывает им глаза на события настоящего и будущего. И хотя пророки – это люди глубоко благочестивые, их общение с Богом может порою весьма непросто складываться. Вспомним хотя бы историю Ионы пророка. Как праведному Ионе тяжело было исполнить волю Божию – призвать к спасительному покаянию вражескую Ниневию! Если уж пророкам так нелегко дается прикосновение к небесной мудрости и любви, то что же говорить про обычных, рядовых людей…

Перелистывая Библию, мы видим, как много Бог говорит со Своими избранниками, разрешает их недоумения. Но вот в книге пророка Малахии Бог отвечает на вопросы и высказывания… самых обычных людей. Легко догадаться, что высказывания эти не самые благочестивые. Есть среди них и такие резкие слова, какие почти никогда лицом к лицу не произносятся, только за спиной, вполголоса, между своими. И есть еще такие далеко идущие соображения, про которые человек вообще вслух говорить не станет, только подумает что-то неутешительное про себя, закусит губы до крови и недовольно поморщится.

Непривычную книгу Малахии я читаю и перечитываю: ее автор, пророк, передает прямой диалог Бога с обычными людьми – религиозными и не очень. Если хотите, это своего рода комментарий Бога на то, как самые обычные люди говорят и думают. Мы привычно читаем слово Божие и комментарии к нему святых людей. А в книге пророка Малахии как бы всё наоборот: Бог комментирует слова и мысли человеческие – причем слова не святых, не пророков и не подвижников.

Книга открывается тем, что Бог исповедует Свою любовь к Своему народу. А Богу в ответ – суровый упрек: «В чем явил Ты любовь к нам?» (Мал. 1: 2). Такое вот нестерпимо резкое начало разговора. Затем следует малоприятное и неизбежное выяснение отношений.

Хорошо известно, что всё познается в сравнении. И недовольным своей жизнью и Божиим Промыслом Бог советует – оглядеться, посмотреть на судьбу соседних родственных народов. Объективное сравнение показывает, что не всё так уж плохо у народа Божия. И слава Богу.

Разговор продолжается, теперь спрашивает Господь: «Если Я Господь[1], то где благоговение предо Мною. Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: “чем мы бесславим Тебя?”» (Мал. 1: 6, 7) Вот извечная религиозная проблема – от времен Каина и доныне. Люди приносят Господу в дар абы что: на Тебе, Боже, что мне негоже. Недоброкачественный хлеб, неблагоговейные молитвы…

Господь задает риторический вопрос: «Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя?» (Мал. 1: 8) Как мы стоим перед Богом? Что предлагаем Ему в жертву? Какой ждем от Него ответ? К высокому начальству мы относимся почтительнее, чем к Богу, а ведь Бог – самое наивысшее начальство, Царь царствующих и Господь господствующих. От Него зависит жизнь всех нас.

Кроме того, по книге пророка Малахии, Бог выговаривает человеку, который приносит жертвы, внешне безукоризненные и благопристойные. За что же выговаривает? За то, что дома он издевается над женой. Со слезами прибегает помолиться в храм жена, опостылевшая мужу. Принесенные мужем умилостивительные жертвы пополам со слезами обиды оказываются неприятны Богу (см.: Мал. 2: 13–16).

Еще Господь указывает на людей, которые вообще в храмовых службах и в делах благочестия не видят никакого прока. Они убеждены, что их корыстные махинации и хитроумное нарушение заповедей – верный путь к успеху и благополучию. В своем тесном кругу эти люди шутливо рассуждают, что раз «нехорошие дела» делают их такими успешными – значит злодейства угодны Богу, ведь успех-то человеку Бог обеспечивает. На их кощунственные ухмылки отвечает Господь: «Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: “чем прогневляем мы Его?” Тем, что говорите: “всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит” или: “где Бог правосудия?”» (Мал. 2: 17).

Где же Бог правосудия?! Он жив, Он близко. Бог придет к людям судить и миловать. Перед Ним открыт путь. Верный Его служитель готовит Ему путь. Этот ревностный служитель Божий подобен древнему пророку Илии.

В трудных обстоятельствах жизни, когда кругом несправедливость, людям порой думается: «Был бы рядом с нами великий человек, например князь Владимир или пророк Илия, – всё иначе бы складывалось». Для Бога нет ничего невозможного. Когда потребуется решительность пророка Илии, тогда Господь пошлет на Свое дело Илию Фесвитянина. Самого святого Илию пошлет или пусть даже другого человека. С другим именем и биографией, но он тоже будет действовать в духе Илии пророка. Вот что главное. Праведный Малахия предсказал пришествие Христово и то, что путь Христу приготовит великий ревностный, как Илия, пророк. Люди будут вовремя предупреждены, чтобы не погиб народ в грехах.

Всевышний Бог обещает людям: «Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4: 5–6). Предсказанное Малахией дело пророка Илии исполнит пророк Иоанн Креститель.

С этих дней крещение станет таким чудотворным священнодействием, которое очистит и освободит людей от проклятия за грехи. Если человек всем сердцем обращается к Богу, то заслуженное им осуждение может таинственным образом стать – незаслуженной милостью от Бога. Почему так? Да потому что «Я возлюбил вас, говорит Господь» (Мал. 1: 2).

Бог действует через людей

Отвечая на наши молитвы, Бог обычно действует через людей. Во время визита в Голландию я слышал рассказы о тамошних фермерах — убежденных кальвинистах. Во время катастрофических наводнений середины прошлого века они поднимались на крыши своих амбаров, но отказывались пересесть в лодки спасателей, говоря: «Да исполнится воля Божья».

Об одном из таких фермеров придумали анекдот. Вот он сидит на крыше, вокруг бурлит вода. Проплывавший мимо на лодке сосед предложил ему помощь. Он отказался: «Бог защитит меня». Через некоторое время послышался шум вертолета. Спасатели бросили ему веревку и скомандовали через мегафон: «Хватай веревку — мы тебя вытащим!» Фермер упрямо качал головой.

Вскоре вода поднялась, поглотила амбар и унесла фермера. Фермер утонул и попал на небеса и тут же потребовал от Бога объяснений: «Я верил, что Ты защитишь меня! Почему Ты не ответил на мои молитвы?» Бог сказал: «Я послал за тобой сначала лодку, а потом вертолет. Тебе этого мало?»

Те, кто удивляется, почему Господь не отвечает на молитвы, не должны забывать важную богословскую истину о том, каким образом Он действует в наши дни. Церковь — это тело Христово, и делание Божье осуществляется через нее. Вот что говорит об этом католический священник, писатель и проповедник Роналд Ролхайзер: «Теист верит в Бога небесного. Христианин верит в Бога небесного, Который также физически присутствует на земле — в Своем народе… Божье присутствие сегодня столь же реально, сколь реален был исторический Иисус. У Бога по-прежнему есть человеческая кожа, и Он ходит по земле, как ходил Христос во дни Своей земной жизни».

Если мы молимся «Господи, помоги, пожалуйста, моей соседке справиться с денежными затруднениями» или «Боже, сделай что-нибудь для бездомных нашего города» — это молитва теиста, а не христианина. Бог желает проявлять Свою любовь и милость через нас, члены Тела Христова.

Читайте также:  Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, расписание богослужений, история

Профессия журналиста дает мне прекрасную возможность видеть описанный выше принцип в действии. Во время работы над этой книгой я побывал в нескольких странах. В Южной Африке я посетил церковь, которая насчитывает тридцать пять тысяч членов и поддерживает ряд социальных программ, в том числе тюремное служение, больницу и ферму, где наркоманы проходят курс реабилитации. Там же я познакомился с женщиной, которая набирает добровольцев для патронатного воспитания детей, зараженных вирусом иммунодефицита человека. Через два месяца в Непале я встретился с медиками из пятнадцати стран, которые трудятся в этой стране в составе миссии, помогающей прокаженным. Известно, что самые крупные успехи в лечении проказы были достигнуты христианскими миссионерами — прежде всего потому, что другие не хотели иметь дела с этой ужасной болезнью.

Еще через несколько месяцев в Висконсине я участвовал в конференции, посвященной служению женщинам, втянутым в проституцию. Представители тридцати разных стран собрались вместе, чтобы противостоять нелегальному перемещению людей через границы для сексуальной эксплуатации и освободить женщин от пут проституции, которая в бедных странах стала современной формой рабства. Оттуда я отправился на конференцию Армии Спасения. Эта «армия», третья по численности в мире, мобилизует своих воинов для помощи бедным и угнетенным. Потом я отправился в Вирджинию, в город Роанок, где посетил развивающийся христианский комплекс. Изначально он представлял собой центр миссии социальной помощи, а потом при поддержке шести церквей вокруг центра выросли приют, несколько образовательных учреждений и клиника.

Из интервью с лидерами международных служений я узнал, что многие из них прошли через кризис веры и кризис молитвы. «Господи, почему Ты ничего не делаешь для бездомных семей в Роаноке? Или для сирот в Йоханнесбурге, чьи родители умерли от СПИДа? Неужели Твое сердце не болит за них?» Но из этих молитв неизменно рождались другие, которые вторили молитве доктора Боба Пирса, основателя международной благотворительной миссии «Всемирное видение»: «Господи, пусть мое сердце болит от того же, от чего болит Твое». Те, кто отвечал на Божий призыв, сами превращались в ответ на собственную молитву.

Дети смотрят на Бога как небесную версию Санта-Клауса. Они представляют себе, как Он, сидя на облаке, собирает просьбы и распределяет ответы, словно раскладывает подарки по чулкам. Более «взрослая» модель — Бог, подобно президенту крупной корпорации, предпочитает делегировать полномочия доверенным сотрудникам, но готов лично вмешаться, чтобы справиться с существенным кризисом. Однако подлинную модель действия Бога мы находим в Новом Завете: человеческое тело, все части которого составляют единое целое и работают сообща для того, чтобы исполнить волю головы — то есть Главы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Бог слышит молитвы и отвечает на них

Отис Гейтвуд

Природа свидетельствует о том, что Бог позаботился о наших нуждах

Наш мир и то, как он удивительно устроен, является свидетельством того, что Бог замечательно позаботился о всех наших нуждах. Человеческое тело больше чем на девяносто процентов состоит из воды, и Бог так устроил, что поверхность нашей планеты на три четверти покрыта водой. Разнообразие продуктов питания, которые Бог насадил на земле, вполне достаточно для удовлетворения наших нужд. Когда мы устаем, мы закрываем наши глаза на несколько часов сна, и у нас полностью восстанавливается израсходованная энергия. Когда мы заболеваем, мы обращаемся за лекарством к великому фармацевту-природе. Все это говорит о том, что Бог удивительным образом позаботился о всех наших ежедневных нуждах.

Бог создал нас зависимыми от Него

А теперь разрешите задать вопрос: «Вы думаете, что Бог ежедневно производит новые солнечные закаты и восходы для радости людей, что Он простер безграничное пространство со звездными мирами для нашего созерцания, что Он обеспечил нас всем необходимым и вложил в наше сердце понимание того, что только через молитву мы можем получать от Него все необходимое и после этого Он отвернулся от нас и не слышит наших прошений?»

Если бы человек был совершенным, то Бог мог бы спокойно обитать на своем престоле и не было бы необходимости Ему вникать в нужды людей. Но, к сожалению, мир, в котором мы живем, несовершенен. Человек подвержен болезням, страданиям и смерти. Boг создал нас такими, чтобы мы нуждались в Его помощи. И если Он создал нас такими, то не может быть, чтобы Он отвернулся от нас и не внимал нашим просьбам, чтобы Он оставил нас одних на произвол судьбы.

Бог создал мир для человека

Этот мир был бы несовершенным без человека. Человек был создан для мира, и мир был создан для человека. Что животные могли бы делать с электричеством, металлами, нефтью, каменным углем, подземной водой, атомом, радио и телевидением? Эти вещи представляют определенную ценность только для человека. Природа была бы незавершенной без человека. Человек усовершенствовал сельское хозяйство и породы домашнего скота. Даже собаки и кошки стали домашними животными благодаря стараниям человека. Где обитает человек, там поля более плодоносят, цветы более красочны, птицы поют более мелодично, вырастают города, строятся дороги и возводятся дома. Только человек наделен способностью управлять, покорять и приспосабливать природу для себя. Таким образом, Бог приспособил эту землю для нужд человека вполне сознательно и благословил труд его рук, и Он использует человека как Своего помощника для завершения Его работы.

Бог приглашает нас обращаться к Нему с нашими нуждами

Бог не только заботится о нас, но Он приглашает нас обращаться к Нему за помощью. Он оставил нам такое обетование: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» /Мф.7:7/. Христос сказал: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» /Мф.7:11/. А в Петр.З:12 сказано: «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их». В Евр.4:16 говорится: «Поэтому да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».

Почему Бог часто не отвечает

Может быть, есть те, кто готов возразить: «Я молился, и Бог мне не ответил,и потому я не верю, что есть Бог».

Мы можем задать встречный вопрос: «Как вы знаете, что Бог вам не ответил?» Может быть, вы ответите: «Потому что я не получил того, что просил». Но, может быть, есть уважительная причина, что вы не получили то, что просили.

Апостол Иаков говорит, что вы «просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» /Иак.4:3/. Другими словами, если мы молимся эгоистичной молитвой только для удовлетворения наших собственных желаний, то мы ничего не получим. Не эгоистична ли наша молитва? Может быть, она сконцентрирована только на нас самих?

Бог дает нам то, что мы просим

Необходимо иметь в виду, что Бог отвечает на молитвы четырьмя различными способами. Во-первых, Бог может дать нам то, что мы просим, и даже больше, чем мы просим. Соломон, царь Израильский, молился о мудрости, и Бог наделил его обильно этим даром, и так как его молитва не была эгоистична, то Бог вдобавок дал ему богатство. Бог отвечает на наши молитвы и посылает нам даже больше того, о чем мы просим.

Во-вторых, Бог может дать нам только то, что мы просим. Илия молился о дожде, и Бог послал дождь и больше ничего.

В-третьих, Бог может дать нам что-то другое взамен того, что мы просим. Апостол Павел трижды просил Бога, чтобы Он удалил жало из плоти его /2Кор.12:8/, но Бог ответил: «Довольно для тебя благодати Моей…» Бог не дал ему того, что он просил. Павел просил, чтобы Бог удалил жало от него, а Бог вместо этого дал ему великую благодать. Бог таким образом ответил на его молитву. Если Бог в ответ на нашу молитву не дает нам того, чего мы просим, а посылает нам взамен что-то другое, не будем обвинять Бога, что Он нам не отвечает. Он отвечает, но Он посылает нам то, что больше служит нашему благу. Даем ли мы нашим детям все, что они желают? Не говорим ли мы иногда им, что то, что они просят, не полезно им? Разве, поступая таким образом, мы перестаем любить их? Если мы угождаем всем прихотям наших детей, то это значит, что мы не любим их настоящей любовью, потому что дети часто не знают, что им полезно, а что нет. Бог знает наши нужды гораздо лучше нас, и если Он посылает нам иногда что-то другое взамен просимого, то вместо сомнения, огорчения и недовольства мы должны прославлять Его за Его любовь к нам, потому что Он посылает нам все, что служит нашему благу.

Бог может отказать в нашей просьбе

Четвертым способом ответа Бога на наши молитвы есть отказ. Может быть, мы думаем, что если Бог нам отказывает в нашей просьбе, то это значит, что Он нам не отвечает. Но это не так, Он отвечает. Если мы говорим «нет» нашему ребенку, то разве это не есть наш ответ? Христос молился в Гефсиманском саду: «…Отче, да минует Меня чаша эта» /Мф.26:39/. Но в заключение своей молитвы Христос сказал: «…впрочем не как Я хочу, но как Ты». В 1Иоан.5:14 сказано: «…когда мы просим чего по воле Его, Он слушает нас». Если Бог отказывает нам в нашей молитве, то это значит, что наша просьба не была по воле Божьей. Значит, мы должны стараться, чтобы наша воля была в согласии с волей Божьей, ибо в противном случае мы будем получать отказ в нашей молитве. Вы можете спросить: «Как я могу знать волю Божью?» Вы не всегда можете знать волю Божью. Христос тоже не знал воли Божьей в Гефсиманском саду, и Он просил в молитве то, что Он желал, но Он говорил в заключение Своей молитвы: «Не Моя воля да будет а Твоя». Так и мы, когда молимся, должны говорить Богу: «да будет воля Твоя». И когда Бог откажет нам в нашей просьбе, мы должны благодарить Его, а не восставать против Него. Наша любовь к Богу и наша вера в Его заботу о нас должны проявляться не только тогда, когда Он посылает нам то, что мы просим в молитве, но и тогда, когда Он отказывает нам. Мы любим Его и тогда, когда Он говорит нам «нет», и верим, что если Он посылает нам не то, что мы просим, а может, даже нечто противоположное, Он любит нас даже тогда, когда Он отказывает нам, хотя, может быть, нам это непонятно. Если мы идем путем праведности, мы можем быть уверены, что Его отказ служит к нашему благу, потому что Он посылает своим детям только добрые дары.

Бог может не слышать нас по причине греха

Если мы не живем праведно, то должны знать, что Бог не будет отвечать на наши молитвы по причине наших грехов. В Ис.59:2 сказано: «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать». А в Пр.28:9 говорится: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость».

Бог является Богом не только во время беды

Некоторые люди смотрят на Бога только как на Того, Кто может выручить человека из беды, и обращаются к Нему только во время болезни, а остальное время не нуждаются в Нем. Если мы не любим Бога и не служим Ему в доброе время, мы не можем ожидать, что Он услышит и благословит нас в день скорби. Если мы хотим, чтобы Он слышал наши молитвы и отвечал на них, мы должны стараться жить праведно. В 1Петр.3:12 сказано, что «лицо Господне против делающих зло». А в Иоан.9:31 говорится: «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает».

Бог отвечает на молитвы праведных

Если вы являетесь дитем Божьим и стараетесь жить праведно, вы можете быть уверены, что Бог слышит ваши молитвы, даже если Он отказывает вам в ваших просьбах или посылает вам что-то другое вместо просимого. В Еф. 3:20 сказано, что Бог может «сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем». Если вы сомневаетесь, что Бог есть, поверьте Его слову, обратитесь к Нему в молитве, и Он простит все ваши грехи, и вы станете христианином.

Отвечая на наши молитвы, Бог обычно действует через людей

Молитва. Способна ли молитва изменить жизнь?

Мы молимся лишь потому, что не можем не молиться.

Часть 1. ДРУЖБА С БОГОМ

Молитва существует. В этом нет никаких сомнений. Молитва

— это свойственная только человеку реакция на нескончаемое

таинство жизни, дарующее ему блаженство и боль, ощущение

высшей силы и поэтическую близость с людьми.

ГЛАВА 1. ЧЕГО ЖАЖДЕТ ВСЯКАЯ ДУША

Когда аспирант Принстонского университета спросил: «Остались ли еще в этом

мире темы для диссертаций?», Альберт Эйнштейн ответил: «Исследуйте молитву. Кто-

то же должен заняться ее исследованием».

Неудачное время я выбрал для посещения Санкт-Петербурга. Я приехал туда в ноябре

2002 года — как раз когда город вовсю готовился к празднованию своего трехсотлетия.

Строительные леса опутали все более-менее значимые городские здания. На старинных

мостовых то тут, то там валялись булыжники, превратившие мою обычную утреннюю

пробежку в настоящее приключение. Я бежал в темноте — на этих широтах солнце встает

достаточно поздно — и смотрел себе под ноги, старательно огибая груды кирпичей и кучи

песка и выглядывая участки дороги, блеск которых сигнализировал, что впереди лед.

Но все-таки я оказался недостаточно внимателен. Очнулся я, лежа на тротуаре. Мне

было очень холодно. Я сел. Я помнил, как во время падения успел отдернуть голову, чтобы

не напороться на торчащий кусок арматуры. Сняв перчатки, я дотронулся до правого глаза и

почувствовал кровь. Вся правая сторона лица была в крови. Я встал, стряхнул грязь и хлопья

снега со спортивного костюма и стал ощупывать себя в поисках других повреждений. Я шел

медленно, наблюдая за ощущениями в пульсирующих болью коленях и локтях. Потом я

почувствовал кровь во рту, а пройдя пару кварталов, обнаружил, что у меня не хватает

переднего зуба. Я вернулся назад, чтобы его найти, но в темноте ничего не сумел разглядеть.

Выйдя на Невский проспект, я заметил, что люди как-то странно на меня

посматривают. Русские редко смотрят в глаза незнакомцам, так что я, очевидно, представлял

собой весьма жалкое зрелище. Прихрамывая, я добрел до гостиницы. Попасть внутрь мне

удалось лишь после того, как охранники окончательно удостоверились, что я не бомж. Я

Читайте также:  Ипатий Гангрский

постучал в дверь своего номера и сказал: «Дженет, открой, я поранился».

Мы с женой были напуганы страшными историями об оказании медицинской помощи

в России. Нам говорили, будто прийти к врачу с небольшой ранкой, а уйти go СПИДом или

гепатитом. Вот я и решил заняться самолечением. Совершив набег на минибар и разжившись

несколькими крошечными бутылочками водки, мы начали обрабатывать ссадины на лице.

Верхняя губа была рассечена пополам. Сжав зубы, я продезинфицировал ранения алкоголем

и вытер грязь с лица освежающими салфетками, которые остались у меня еще с самолета.

Мы скрепили рассеченную верхнюю губу лейкопластырем в надежде, что она сама заживет.

За время, пока я лечился, у меня заплыл глаз, окрасившись в красивый пурпурный цвет. К

счастью, сам глаз не пострадал.

Я принял пару таблеток аспирина и немного передохнул. Затем я вернулся на Невский,

чтобы отыскать интернет-кафе. Я преодолел три лестничных пролета, знаками договорился о

цене и уселся в кресло перед монитором. Мои пальцы остановились на клавиатуре с

русскими буквами, все надписи на экране тоже были на кириллице. После десяти минут

неудачных попыток мне все-таки удалось зайти на свой почтовый сервер. Ну, наконец,

соединился! Я отправил письмо членам молитвенной группы из моей церкви в Колорадо, а

также нескольким друзьям и членам семьи. Соединение то и дело пропадало. Каждый раз

мне приходилось заново заходить в свой почтовый ящик и набирать текст письма.

Мое сообщение было простым: короткий рассказ о происшествии и заключение: «Нам

нужна помощь. Пожалуйста, молитесь». Я не знал, насколько серьезны мои травмы.

Следующие несколько дней мне предстояло провести на Выставке христианской

литературы, а затем ехать в Москву на встречи с читателями. Новостной баннер рассказывал,

что вооруженные чеченские боевики только что захватили в Москве театр, в котором было

полным-полно зрителей. Въезд в Москву временно закрыли. Я закончил письмо и нажал

кнопку «отправить». Едва письмо улетело в необозримые просторы интернета, как на экране

выскочило предупреждение: оплаченное время закончилось.

Как же действует молитва? Я размышлял об этом по дороге в гостиницу. Мы

посылаем сигналы из видимого мира в невидимый и надеемся, что Кто-то их услышит. Но

как узнать, что сигнал получен?

Впервые за этот день я почувствовал, как потихоньку отступают страх и тревога,

поселившиеся в моем сердце. Через несколько часов мои друзья и родные, люди, которые

меня любят, включат компьютеры и прочитают мое письмо. Они станут молиться о моем

выздоровлении. Я был не одинок .

В той или иной форме молитва присутствует в каждой религии. Дикие племена

совершали жертвоприношения и молились о повседневных нуждах — здоровье, еде, дожде,

детях, победах. Инки и ацтеки приносили в жертву людей, надеясь тем самым заслужить

милость богов. Пять раз в день мусульмане отрываются от повседневных дел, будь то

вождение автомобиля, обед или игра в футбол, и совершают намаз.

Даже атеисты иногда прибегают к молитве. В советские времена почти во всех

учреждениях были так называемы «красные уголки», в которых висел портрет Ленина, как

висят иконы в домах верующих. Хочу пересказать отрывок из передовицы газеты «Правда»

начала пятидесятых годов. В ней чувствуется поистине религиозный настрой: Если во время

работы вы столкнулись с трудностями или вдруг усомнились в своих способностях,

подумайте о нем — о Сталине — и к вам вернется былая уверенность. Если вы чувствуете

усталость, думайте о нем — о Сталине — и работа начнет спориться. Если вы ищете

правильное решение, подумайте о нем — о Сталине — и вы найдете ответ.

Мы молимся, когда хотим поблагодарить за красоту и великолепие мира. Мы молимся,

когда ощущаем себя маленькими и беззащитными. Мы молимся, когда нам страшно. Мы

молимся о прощении, об укреплении духа, о встрече с Создателем, о даровании знака, что

мы не одни. Миллионы людей, которые ходят на собрания Анонимных Алкоголиков,

ежедневно обращаются к Высшей Силе с просьбой о помощи в борьбе с вредным

1 Раны зажили. Кроме того, моя просьба о молитве принесла и практическую пользу: жена моего дантиста

тоже получила посланное мною сообщение. Она немедленно записала меня на прием к мужу, и уже на

следующий день после возвращения из России я сидел в зубоврачебном кресле. — Прим. авт.

пристрастием. Мы молимся, потому что не можем иначе. Само слово «молитва» происходит

от латинского многозначного слова «ргесог» (молиться, настоятельно просить, умолять,

взывать, выпрашивать, вымаливать, заступаться, призывать, желать). Ему родственно

английское «precarious» — «вымоленный, полученный молитвой». (Интересно, что еще одно

значение слова «precarious» — «случайный», «ненадежный», «шаткий» .) В России, в Санкт-

Петербурге, я молился от безысходности — я был уверен, что кроме Бога, мне не к кому

Православная Жизнь

Молитва: от теории к практике.

Молитвословы включают в себя множество молитв на разные нужды. Они более угодны Богу?

Представьте себе, что маленький ребёнок говорит маме, что желает стать музыкантом. Он пытается импровизировать на фортепиано. Маме радостно его слушать, хоть он и не умел? Да. Но ребёнок никогда не станет музыкантом, если не обучится у учителя музыки, не приобщиться сокровищу великих классических мелодий.

Так и с молитвой. Христос радуется, когда мы с Ним говорим. Он ведь как Мама. Но, чтобы нам настроить свою душу на правильный, праведный лад, нам необходимы не только свои молитвы, но и составленные святыми людьми. Ведь святые искали и просили неба.

Вот отрывок из молитвы Иоанна Златоуста: «Господи, в покаянии прими меня. Господи, не оставь меня». Так молились святые. О подобном они просили.

Молитвы из молитвослова помогают настроит душу так, чтобы Бог нам был дороже всего.

А как писались молитвы?

Все молитвы рождались не в кабинетах, а в момент, когда святой молился. Живое ощущение присутствия Бога, покаянное чувство и благодарность – всё это рождало слова. Сама любовь святых помогала им найти лучшие слова для выражения своей любви. Молитва являлась песнью произнесённой любви, словом надежды там, где ждали утра, когда кругом простиралась ночь.

Как молитва связана с покаянием?

Путь православного человека к Царству Небесному, обожению, святости, – совершается только в православной церкви. Этот путь – не выдумка людей – его открыл Христос, сказавший о Себе: «Я есть Путь и Истина и Жизнь».

Этот путь и называется духовной жизнью.

Чтоб ступить на этот путь надо сделать с собой 2 вещи:

Увидеть, что теперешнее состояние человека ненормально. Что вся твоя жизнь во многом представляет собой цепь измен даже тем, кто тебе дорог. Нет, человек не убил, не украл, жене не изменил. Но он раздражился, разозлился, поревновал, его сердце было холодным когда надо было посочуствовать горю ближнего. Все эти малые измены не дают людям быть вместе, не позволяют произойти онтологическому и глубинному сроднению сердец во Христе и Церкви.

Как любимую сделать несчастной
Знают все. Как счастливой – никто.

Нужно остро пережить, что состояние постоянных предательств любви и Бога ненормально.

Кто идёт без любви хоть минуту,
На похороны свои идёт
Завёрнутый в собственный саван.

Понять что я – грешен и захотеть научиться любить.

Честертон: «Самое трудное на свете по настоящему научиться любить то, что любишь».

Покаяться и никогда не оставлять покаяние.

Святой Исаак Сирин: «Покаяние – это трепет души пред вратами рая».

Нужно узреть во Христе такую красоту, ради которой можно и жить и умереть.

Христос нам отдал Всего Себя. Для Него, по слову святых отцов: «душа каждого одного человека так же дорога, как все души вместе».

Ради Него, ради верности Ему мы живём. Ради Него мы готовы оставить свой грех.

Именно покаянием святые восходили на высоту святости. Святой Иоанн Лествичник говорит, что, если праведник молится не ощущая себя грешником, его молитва не приемлется Богом.

Духовная дочь святого Амвросия Оптинского никак не могла покаяться как следует. Святой Амвросий встал с дивана, поднял руки к небу, – потолок келии раздвинулся и полился свет. Он ей сказал:

– Смотри, к чему может привести покаяние.

Каллист Уэр: «Как говорит св. Иоанн Лествичник, “покаяние есть дочерь надежды и отвержение отчаяния”. Это не упадок духа, но энергичное ожидание; это не значит, что ты оказался в тупике, но что ты обретаешь выход. Это не ненависть к себе, но утверждение своего истинного “я” как созданного по образу Божию.

Каяться – значит смотреть не вниз на свои собственные недостатки, но вверх – на любовь Божию; не назад, упрекая себя, но вперед – с доверием и надеждой. Это значит видеть не то, чем я не смог быть, но то, чем я еще, по благодати Христовой, могу стать

Пока вы не увидите свет Христов, вы не сможете в действительности увидеть своих грехов. Пока в комнате темно, говорит епископ Феофан Затворник, вы не замечаете грязи, но при ярком освещении можно различить каждую пылинку[12]. Так же обстоит дело и с комнатой нашей души. Порядок не таков, что мы должны сначала покаяться, а потом осознать присутствие Христа; ибо только тогда, когда свет Христов уже вошел в нашу жизнь, мы действительно начинаем понимать свою греховность. “Каяться, – говорит св. Иоанн Кронштадтский, – значит знать, что в твоем сердце – ложь»; но ты не можешь обнаружить присутствие лжи, если еще не имеешь некоторого понятия об истине. Таково начало покаяния: видение красоты, а не безобразия; осознание Божественной славы, а не собственного убожества. “Блаженны плачущие, ибо они утешатся” (Мф 5, 4): покаяние означает не просто оплакивание своих грехов, но утешение (paraklesis), которое возникает от уверенности в Божьем прощении. С особой силой покаяние переживается в таинстве исповеди».

Иоанн Кронштатский говорит, что Бог открывает грехи только тому, кто не отчается, но пойдёт по пути исправления. Остальным Бог, не желая их мучить, не показывает их грехи, и они потому уверены в собственной непогрешимости.

Что даёт молитва человеку?

Многие беды, скорби и несчастия происходят оттого, что человек забывает о Боге.

Святой Амвросий Оптинский: «Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог».

Святой Силуан Афонский говорил, что все его падения были оттого, что в минуту искушения он не молился…

Утром и вечером необходимо читать правило. В течении дня вспоминать о Боге, и обращаться к Нему. В течении дня что бы с вами не происходило – обращать это в молитву.

Молится нужно так, как если бы ты разговаривал со своей мамой или просил её о чём-то. Даже если вы не веруете, молитесь: «Господи, я не верю. Помоги, дай мне веру». Молитесь просто, не изображайте себя кем-то на молитве, а в простоте открывайте своё сердце Богу.

Бог жаждет нашего сердца. Если будем обращаться к Нему от сердца, то непременно получим ответ.

Молитва сопряжена не только с радостью, но и с кропотливым трудом. Часто не хочется молиться, но нужно понуждать себя к молитве и молиться через силу. Мы не хотим молиться потому что душа мертва. Молитва же оживит её.

Молясь мы освящаемся, но молитва – это труд.

Святой Силуан Афонский: «молится, – кровь проливать».

Святые жили как молились и молились как жили. Их молитвы – плод Святого Духа жившего в их сердцах, и мы можем соприкоснуться с этим.

Цель молитвы – соединить душу с Богом.

Святой Иустин Сербский, опытно знающий молитву говорит, что мы должны омолитвить всю свою жизнь. Молитву он называет просфорой замешанной из слёз и сердца. Когда он учился в Оксфорде, с ним в комнате жил студент англиканин. Иногда студент заставал Иустина за молитвой и поражался, как тот плачет перед Богом и кается, и студент принял православие. Когда святой Иустин жил в женском монастыре Челие, монахиня, которая убирала у него в комнате, каждое утро находила несколько платков совершенно мокрых от слёз. Он же говорит, что молитва – очиститель мысли. Удивителен и прекрасен его совет подходить к каждому человеку с молитвой, творимой тайно об этом человеке и о том, чтоб встреча ваша прошла как одновременное предстояние Богу. «Любовь к молитве непрестанно усиливает нашу любовь к Богу» – его слова

Почему человеку скучно молиться?

Однажды епископ Митрофан Никитин сказал на проповеди, что часто подходят к нему люди и говорят: «батюшка, в храме скучно. Когда поют – ещё ничего, а когда читают – совсем тогда невыносимо». И владыка Митрофан сказал: «Я объясню, почему так бывает, и для того, чтоб понять это, не надо оканчивать академию. Скучно в храме человеку тогда когда содержанием его жизни является не Бог». И наоборот – когда человеку Бог нужен, тогда он молится с желанием молиться, и чем больше человеку Бог нужен, тем желание молится больше. Ведь когда мы любим кого-то, то не можем с ним наговориться. То же и в отношении к Богу.

Но без Его помощи мы не сможем по настоящему сделать Его центром и смыслом своей жизни, поэтому владыка Митрофан говорит: «Нужно у Бога просить сил помолиться Богу».

Какое расположение души важно иметь молящемуся человеку кроме покаяния?

Очень важно в молитве доверие. Доверие Богу, Богородице и святым. Что они действительно видят всего тебя и ты им до последней глубины нужен. Бог не над нашим страданием, а в самой глубине нашего страдания. Он крестом доказал, что мы Ему нужны. И такому Богу можно доверять. Как говорит Антоний Сурожский: «мы предаёмся в Его руки с надеждой, что в меру сил любим Его и сами любимы Им вплоть до креста и воскресения».

Интересно, что когда святой Иоанн Кронштатский стал священником и однажды пришёл о ком-то молиться, ему одна старушка сказала, что он не так молится, что нужно просить у Бога и верить, что Бог даст. Он стал так молиться и с тех пор иначе не молился никогда.

Святой Иоанн Кронштатский: «Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдёшь от Неё, не получивши милости. приступать к Ней в молитве без такой уверенности было бы неразумно и дерзко, а сомнением оскорблялась бы благость Её, как оскорбляется благость Божия, когда приступают в молитве к Богу и не надеются получить от Него просимого».

Молитва

Содержание материала

Для того чтобы молитва не была односторонней христианину нужно выходить на 2-х стороннюю связь с Богом. Ведь когда он молится то, безусловно, хочет получить ответ на свою молитву. Но это не всегда и тем более сразу у него получается. Поначалу христианин во время молитвы как бы один и далеко внизу, а Бог находится на неприступной высоте. Некоторые верующие не только громко молятся, но даже пытаются временами докричаться до Бога. Иногда они даже думают, что Он их не слышит. Позже к ним приходит понимание, что Он нас слышит всегда. Но нам надо духовно возрастать, чтобы уразуметь, что для получения ответа на молитвы нам важно выполнить ряд условий.

Читайте также:  Икона Богоматери "Неупиваемая чаша", от чего помогает

Немало христиан рассматривает молитву, как одностороннее движение: они просят, а Бог выполняет. Да, Бог часто отвечает на наши молитвы, просто и без упреков. Однако, если вы духовно подросли, то вам надо уяснить, что Бог ждет от вас. Вам важно понять Божьи желания, помимо выполнения условий молитвы. Если вы их увидите, то захотите не только соблюдать духовные законы, но и чаще общаться с Господом. Это поможет вам постепенно приходить в Его присутствие. Здесь вы должны постигнуть, что даже когда вы бы хотели, чтобы Бог вас не видел и не слышал – это невозможно, поскольку перед Ним все обнажено (Евр. 4:13). Поэтому молитва никогда не должна быть у вас монологом. Вы, молясь, должны быть уверены, что Бог вас слышит и отвечает. Вам только нужно услышать ответ, прозвучавший в собственном сердце или заметить изменения в окружающей вас обстановке. Ведь нередко Господь, подправляя ее, либо прямо дает вам ответ, либо показывает вам направление ряда ваших поступков. Увидев их, действуйте, чтобы ответ на молитву состоялся!

Молитва должна у вас быть не столько жалобной просьбой, сколько общением с Господом, которое все время возрастает, крепнет и становится необходимостью. На молитву всегда влияет состояние вашего сердца. Молитва – это разговор верующего с Богом, но не только своими словами. Человек вечности – это дух! Именно в нем находится сокровенный сердца человек (1 Пет. 3:4). И Бог – это Дух. Посему, по сути, молитва – это разговор духа с Духом, или наоборот! Прочтите внимательно: «Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих…» (Пс. 41:8). При всем том нам необходимо учиться молиться своими словами и стараться понять ответ Господа своим умом.

Вам важно в молитве научиться раскрывать себя, свои желания. В молитве не важен «литературный стиль», говорите своими словами, как думаете. Продолжайте молиться, даже если не слышите ответа. На это есть несколько причин. Во-первых , молитва производит изменения в вашем сердце. В нем происходят качественные изменения, укрепляющие вашего нового человека! Во-вторых , видите вы или нет, молитва производит определенное действие в духовном мире. Это вы не всегда осознаете, в том числе и потому что порой хотите получить ответ на молитву быстро и в полном объеме. Но, все дело в небесном балансе вашем или балансе тех людей, за кого вы молитесь. Нам написано: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс. 65:18). Существует немало причин для задержки ответа на вашу молитву. В частности, некоторые христиане упорно идут своим путем, не обращая внимания на Господа, Его желания. При этом они хотят, чтобы Господь автоматически исполнял их просьбы. Помимо этого сегодня немало верующих людей являются противниками Господа. Они судят и не прощают людей, проводя политику сатаны, тем или другим образом. Они также отказываются признавать христиан другой конфессии или деноминации. Вы только вдумайтесь, Господь принимает этих христиан, а они — нет! Эти христиане не видят, что второстепенные вопросы они ставят во главу угла духовной жизни. Это мешает им достойно шествовать перед Господом и получать ответы на свои молитвы в том объеме, как они хотят. Конечно, Господь милостив, но не все то, что мы просим, является благом для нас. Да, Господь слышит вас, но если вы хотите достигнуть наилучшего результата в молитве, то вам важно, поддерживая чистоту собственного сердца, стремиться постигнуть Его желания. Наибольший результат молитва дает, когда вы молитесь в соответствии с желаниями Господа! В-третьих, порой идет противодействие вашей молитве со стороны нечистого мира (Дан. 10:13). Но вам очень важно продолжать молиться, зная, что на небесах после нее происходят определенные изменения. В-четвертых, вы должны увидеть, что на небе идет накапливание вашей молитвы. Ваши молитвы собираются, как фимиам (Отк. 5:8)! Да, на личную молитву вы можете получить ответ сразу, хотя зачастую вам приходится ожидать. Однако если вы молитесь за город или страну, то необходимо, чтобы подобные молитвы многих людей накопились! Только тогда эта молитва дает необходимый эффект. Посему регулярно молитесь своими словами, не скрывая ни своих желаний, ни нужд. Имейте в виду, что даже когда вам трудно выразить желания, Бог их знает: «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божьей» (Рим. 8:26,27). Поэтому ищите лица Господня и непрестанно молитесь.

В практической жизни нередко отчаяние верующего человека связано с тем, что он не получает нужного ему ответа на свою молитву. Однако зачастую Бог отвечает не так, как христианин себе представляет. Речь идет о том, что Бог на земле действует не только посредством людей, но и через обстоятельства. Например, Он дает нам новые возможности или указывает на те возможности, которые у нас уже имеются, но мы их почему-то не видим. Если мы продолжаем молиться и размышлять, то спустя некоторое время у нас может появиться понимание, что нам надо делать. Также могут измениться кое-какие обстоятельства в нашу пользу и нам важно их не пропустить! Нам надо их не только увидеть, но и вовремя принять решение. Иногда к нам через человека приходит благословение. Ведь Бог часто говорит не только в вашем сердце, но и в сердцах окружающих вас людей. Они, откликаясь на Его желания, благословляют вас и, безусловно, себя. Именно поэтому христианину важно понять и выполнить просьбу Господа. Слышите вы ее или нет, но вам в любом случае необходимо выполнять духовные законы. Иначе вы сообщаете Богу в молитве свои просьбы, но эффекта нет, так как вы сами Его советов и указаний, даже изложенных в Библии, не выполняете. Как следствие, вы не получаете просимое, считая, что нет ответа на молитву. Да, ответа нет, но для вас. Вы ответ на свою молитву либо не слышите, либо не можете получить из-за ряда препятствий, вами воздвигнутых.

У Бога на первом месте всегда наш новый человек и что содействует его росту, то и будет. Наш внешний человек порой хочет многого. Поэтому вы иногда можете молиться и обещать Богу немало, желая получить что-то, но Его нельзя обмануть. Бога нельзя ввести в заблуждение, ибо Он видит состояние вашего сердца и мотивы ваших просьб. Но и при этом вам полезно знать, что в любом случае ни одна ваша молитва не пропадает. Она собирается на небе как фимиам, а также, улучшая записи сердца, входит в структуру вашего нового человека и укрепляет его. Оттого если нет ответа на вашу молитву, вам нужно ждать и продолжать молиться. Здесь очень часто фактор времени играет решающую роль. В любом случае если вы настойчивы в молитве и шагаете перед Господом достойно, ходя в любви, то вы действуете правильно. Ведь ваш новый человек естественно растет и вера упрочивается, а дух крепчает . Вы можете сами не замечать изменений и считать, что у вас все по-прежнему. Но Бог видит изменения и, настанет день, Он ответит. Также, если вы молитесь по Слову и ожидаете в терпении, то вы духовно растете, а это – главное. Сами посудите, если вы опустите руки, то будете стоять либо на месте, либо отступать назад. Что тогда будет не только с вашими просьбами, но и с вашим духовным ростом?

Если вы хотите что-либо получить у Бога и ходите в любви, и знаете, что нет препятствий между вами и Богом, а ответа на молитву нет, то задумайтесь: «Нет ли чего-либо лучшего для меня? Не предусмотрел ли Бог для меня что-то лучшее?». Наш Бог – это Бог масштаба! Поэтому просить по минимуму или скромничать – не всегда оправдано. Лучше, молитвенно размышляя над своими конкретными желаниями, выходить на оптимальные просьбы к Господу. Однако когда вы молитесь, то вам надо прислушиваться к своему сердцу и искать Его водительства. Это не сразу будет у вас получаться, но вам очень важно научиться понимать реакцию собственного сердца. Если вы уверены в своей просьбе, то продолжайте быть настойчивым в молитве. Иногда Бог как бы медлит, испытывая вас. Этим самым Он предлагает вам подняться на ступеньку выше. Также иной раз что-то с вашей стороны мешает полноценному общению и Бог ждет, когда вы это поймете и будете готовы препятствие удалить. Постарайтесь понять, что именно вам мешает. Будьте терпеливы, ибо Господь подготавливает для вас награду. Вам очень важно иметь чуткое сердце. Когда вы понимаете ответ Бога, то вы уже выходите на оптимальное общение с Ним. Все же, если вы не получили ответа на молитву, то возможно, с вами в духовном плане что-то не так, и вам надо искать причину.

Давайте проанализируем причины отсутствия ответов на наши молитвы. Например, нам очень важно иметь правильный настрой, и соответствующие желания, не противоречащие Слову Божьему и просить о них: «Желаете – и не имеете. потому что не просите» (Иак. 4:2). Но здесь также сказано, что вы не тем занимаетесь, что у вас негативный настрой, зависть и вражда. Возможно, ваши побуждения просто неправильные: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3). Здесь речь идет о том, что мир вас в чем-то захватил и вы живете временными ценностями. Другими словами ваша плоть правит и направляет вас по жизни, по крайней мере, в ряде вопросов. Вы забыли о совете: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего)» (1 Ин. 2:15,16). Если вы научились бороться с похотью плоти, то похоть очей, желание иметь то, что имеют некоторые люди вокруг вас, нередко мешает вам. Здесь, как минимум, есть примесь зависти. Если же вы достигли успеха в чем-либо, то возможно гордость незаметно для вас свила гнездо в собственном сердце, и вы духовно хромаете, не замечая этого. Иногда вы не столько хотите помочь кому-то, сколько выделиться перед окружающими вас людьми. Помимо этого у нас также немало врагов по отношению к себе, причем не только снаружи, но и внутри себя же. Например, неверие, страх, беспокойство и очень часто сомнения, временами до отчаяния. Все они мешают нам получать ответы на молитвы. Это все равно, как будто вы бы одной рукой писали, а второй зачеркивали.

Иногда у нас появляются хорошие желания, но нам мешает то, что мы откладываем их на будущее. Некоторые христиане не решаются действовать из-за нерешительности, другие – из-за лени. Именно поэтому многие верующие перекладывают свои задумки и решения на завтра. Когда вы по слабости своей или по своим нечетким представлениям откладываете свои добрые начинания, то вы не реализуете собственные возможности. Вы, во-первых, не делаете качественных записей в свое сердце. Во-вторых, не пополняете свой личный небесный счет, то есть не улучшаете свой баланс. Также немалое препятствие для молитвы – ваш негативный настрой по отношению к другим людям. Ведь он обязательно в чем-то прорвется в ваших словах или делах. Этим самым вы воздвигаете сами себе преграды к общению с Господом. Мы не должны судить и причинять какой-либо ущерб людям. «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин. 9:31). Обратите внимание, что любые ваши отрицательные эмоции с аналогичными словами, любое осуждение и отказ от прощения является препятствием. Нам дан совет ходить в любви.

Итак, существуют условия успешной молитвы. Во-первых, для молитвы вам необходима вера. Во-вторых, вам необходимо не иметь препятствий для общения с Богом. Любой грех может стать препятствием. Грех – это отделение от Бога, а молитва это общение с Ним. Как вы хотите это совместить? Некоторые христиане явно настроены на одностороннее движение. Они делают, что хотят, не прислушиваясь ни к советам Писания, ни к своему сердцу. Но если вы судите, не прощаете брата, не ходите в любви, гордитесь чем-либо, то ваше общение с Богом затруднено. Вы неверно идете и при этом молитвенно просите, чтобы Бог развивал ваш успех, не понимая, что идете к канаве. Если вы получите что хотите, то будете уверены, что у вас все в порядке. Однако это не так и Бог желает, чтобы вы это поняли. Иногда вы просто не выполняете духовные законы. Например, вы просите материальных благословений, но сами десятину полностью не даете. Здесь работает закон сеяния и жатвы: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6). Конечно, Бог многомилостив и мы иногда получаем то, что не всегда заслуживаем. Тем не менее, нам важно стараться не совершать ошибок. Для нас главное – приобрести чистое сердце и поддерживать в нем чистоту, укрепляя своего нового человека. Для этого нам надо использовать Крест, все его возможности и поддерживать добрую совесть. Нам важно прощать как себя, так и других людей. Нередко те христиане, которые имеет успех, как правило, легко прощают братьев и сестер. Они стараются ходить в любви, хотя и делают много ошибок. Если вам трудно выполнять заповеди любви, то хотя бы прилагайте усилия и отказывайтесь по возможности от своих отрицательных эмоций и плохих слов, и непременно от худых дел. Данный настрой – ваше решение, оно зависит от вас. Да, вы будете немало бороться, но в этот период ваш дух будет крепчать и, настанет день, вы увидите значимость хождения в любви. На этом непростом пути очень часто имеет значение не столько то, что вы думаете, а то, что вы делаете! Поэтому если вам особенно трудно иметь дело с каким-то христианином, начните не только прощать его, но и благословлять на развитие успеха его самого и его дом. Ваша плоть может здесь протестовать. Однако если вы начнете действовать верно, то сработает духовный закон, и вы не только не дадите врагу «зацепок», за которые он вас держит, но и откроете дверь благословений. Они будут изливаться в жизнь этого человека, окружающих и лично на вас, в ваш дом.

Ссылка на основную публикацию