Обряд крещения ребенка и взрослого в православии, правила

Правила крещения ребенка в Православной церкви

Христианство предусматривает обязательно крещение детей и взрослых, которое считается одним из основных таинств Православной церкви. Существует поверье, что Крещение защищает человека от воздействия на него злых сил, возрождает его духовность, открывает двери в Царствие Небесное.

Некоторые люди утверждают, что единственным правильный и действительным является крещение уже взрослого человека, который подходит к таинству осмысленно, верит в Бога. Крещение же младенцев, по их мнению, бессмысленно, поскольку он еще совсем беспомощный и не в состоянии осмыслить все таинство.

Почему же мы продолжаем крестить детей, которые не понимают, что с ними происходит в тот момент, а не ждем их физического и эмоционального взросления, а также каковы правила крещения ребенка в Православной церкви, попробуем разобраться вместе.

Когда и почему нужно крестить младенцев

Фундаменталисты часто критикуют практику крещения младенцев. По их словам, крещение для взрослых и детей старшего возраста, более рационально, потому что в этом возрасте крестящиеся на самом деле принимают Бога Иисуса Христа в свое сердце. В момент принятия Бога люди становятся христианами. Крещение маленьких детей не несет в себе никакого фактического значения спасения.

Православная церковь считает, что крестить детей еще в младенчестве очень важно и необходимо. Как гласит молитва «Символ Веры», обряд крещения снимает с малыша первородный грех, полученный им «по наследству» от отца и матери. Таинство Крещения означает своего рода перерождение и повторное рождение в Вере Господней. Чем раньше это будет сделано, тем лучше для ребенка.

Согласно установленных традиций Православная церковь рекомендует крестить младенцев на 8-й день после их рождения или на 40-й. Предусматриваются и более ранние сроки проведения обряда. К ним относят:

  • тяжелые заболевания ребенка;
  • ослабленное состояние, которое грозит летальным исходом.

Кроме всего прочего, Православная церковь рекомендует родителям поторопиться с крещением своего ребенка по той причине, что после совершения таинства малыш получает в надежные защитники Ангела-Хранителя, которых будет сопровождать его и оберегать всю его жизнь.

Существует поверье, что чем чаще обращается христианин за помощью к своему Ангелу-Хранителю, тем сильнее и могущественнее он становится.
Вторым заступником младенца является тот Святой, чьим именем нарекают малыша во время проведения обряда. Именно поэтому перед крещением ребенку следует выбрать православное имя.

В старину было принято скрывать второе имя ребенка, данное ему при крещении, от посторонних людей. Считалось, чем меньше людей знают его, тем более спокойной, благодатной и защищенной будет жизнь ребенка.

В наши дни большинство этих традиций сохранилось, но сроки крещения молодые родители привыкли варьировать, подгоняя их под свои семейные праздники, устои и прочие факторы. Например, если ребенок родился в холодное время года, родители не торопятся покрестить его в установленные церковью сроки. Как правило, они ждут наступление теплых погожих дней и тогда начинают планировать Крещение ребенка.

Правда, к тому времени ребенок подрастает и самое простое из сложностей, с чем могут столкнуться крестные родители, это большой вес ребенка, которого нужно будет держать на руках всю церемонию.

Когда нельзя крестить ребенка

Крещение ребенка не будут проводить, если крестные родители не имели личной беседы со священником. Время, когда следует подойти на беседу, следует согласовать заранее. Священник также объяснит, как будет происходить обряд, как к нему подготовиться и расскажет о других организационных моментах.

Несмотря на то, что детей крестят даже в праздничные дни и во время поста, все же существуют некоторые дни, когда совершать таинство крещения никто не будет. И не потому, что в эти дни крестить детей запрещено. Просто в особенно праздничные дни, когда в церкви проходит Служба, вряд ли у священника найдется время на совершения обряда крещения. Как правило, это дни больших церковных праздников: Пасха, Троица, Рождество, Крещение и прочие.

Как выбрать крестных

Выбор крестных родителей – дело очень ответственное. При этом, важно соблюдать традиции и правила христианства. Например, для крещения мальчика, следует выбрать крестного отца, а для девочки – крестную мать. Правда, церковь не запрещает иметь одному младенцу обоих крестных родителей. Правда, относиться формально к вопросу выбора крестных для своего чада не стоит.
К сожалению, в настоящее время главным критерием в выборе крестных остается финансовый вопрос. Люди стремятся выбрать в крестные для своего ребенка состоятельного, могущественного человека, который в дальнейшем будет поддерживать крестника финансово, дарить дорогие подарки, помогать устраиваться в жизни. А между тем, основная задача крестных родителей заключается в духовном наставничестве крестника, в его духовной развитии.

Также, выбирая крестных для своего ребенка, родители останавливают свой выбор на родственниках или друзьях. В этом нет ничего предосудительного, но нужно помнить, что дальнейшее общение крестных с крестником не должно ограничиваться только лишь праздниками и случайными, редкими встречами.

Крестный – это духовный наставник помощник, советчик крестника, который должен стать для него вторым родителем.

Согласно правилам крещения детей Православной церковью, выбранные крестные должны быть Христианской Веры. Если по каким-то причинам они исповедовали другую веру или вообще являются некрещеными, но хотят принять Христианство, им следует позаботиться об этом заранее. Кстати, эти требования не касаются кровных родителей ребенка и не являются препятствием к совершению таинства.

Кого нельзя брать в крестные

Правилами крещения детей в Православной церкви предусмотрены положения, которые запрещают выступать в качестве крестных родителям следующим лицам:

  • неверующим, атеистам и людям, проповедующим другие религии;
  • монахам;
  • людямлюдям с психическими расстройствами;
  • наркоманам и людям, страдающим алкогольной зависимостью;
  • людям, с беспорядочной половой жизнью;
  • подросткам (девочкам до 13 лет и мальчикам до 15 лет);
  • родным родителям ребенка;
  • женщину, родившую менее чем 40 дней назад на момент крестин;
  • крестными одного ребенка не могут быть супруги или люди, имеющие половые связи друг с другом.

Кроме этого, нельзя становится крестными родителями братьям и сестрам по отношению друг к другу. А также церковью запрещено одновременно крестить близнецов. А вот крестные у близнецов могут быть совершенно одинаковые.

Как подготовиться к крестинам

Таинство крещения совершается по старинной традиции. Проведение обряда предусматривает приобретение крестильной рубашки, сорочки или пеленки, которая называется крыжмой.

Крестильные принадлежности малыша в Христианстве считаются реликвией и хранятся всю жизнь. Крыжма или крестильная рубашка наделана удивительной силой: ее чудодейственные свойства помогают заболевшему человеку скорее выздороветь и восстановиться. Для крестильных аксессуаров подойдет любая белая ткань, не бывавшая ранее в стирке. Крыжму к крестинам покупает мать ребенка или крестная.
Нательный крестик для крещения ребенка покупает крестный отец. Для обряда приобретается простой крестик из недорогого металла. В дальнейшем, при желании и возможности, можно будет приобрести нательный крестик из драгоценных металлов.

Нательный крестик ребенок должен носить постоянно после совершения таинства крещения. Нательные крестики должны быть надеты на всех участках обряда: на ребенка, его крестных родителей и его кровных родителей, если они присутствуют на церемонии.

Кстати, присутствие матери ребенка на самом таинстве строго запрещено. После родов женщина не должна входить в церковь до тех пор, пока после крещения ее ребенка батюшка не прочитает над ней «Молитву Матери», но никак не раньше, чем на 40-й день после родов.

Поэтому, обычно, кровная мать ребенка проводит время обряда у дверей Крестилки (специальное помещение при Храме для совершения таинства крещения) или у дверей самого Храма.

В старину детей было принято крестить на 8 день после рождения. Мать же не имела возможности войти в церковь целых 40 дней, поэтому на крестины обычно она не ходила в церковь. С тех пор повелась традиция отправляться крестить ребенка без матери.

Крестная мать должна позаботиться о том, чтобы крещение не совпало с ее женским циклом (началом менструации), поскольку в эти дни по правилам Православной церкви женщина считается «грязной» и не имеет права входить в Храм.

К одежде крестной матери (и других женщин, присутствующих на таинстве) также существуют некоторые требования.

Женщина должна быть в платье или юбке, длина которых должна прикрывать колени. Верх платья запрещает обнажать плечи. Брюки, джинсы, шорты и прочая одежда по мужскому типу для женщин не допустима. Голову следует покрыть платком или косынкой.

Для мужчин также существуют некоторые правила. Они не должны появляться в церкви в шортах и майках, голова у мужчины должна оставаться непокрытой.

Негласные правила крестин

Негласные правила проведения крестин никаким образом не связаны с православием и Христианством. Крестные могут договориться о крестинах заранее и распланировать необходимые покупки между собой.

Так, например, сам обряд крещения оплачивает крестный отец. Если крестят мальчика, то крестный и покупает крестик. Если же крестят девочку, то покупкой крестика занимается крестная. На плечи крестной ложится обязанность приобрети крестильный комплект (крыжма, рубашка, сорочка – на выбор) и икону того Святого, чьим именем собираются крестить ребенка.
Как уже говорилось, нательный крестик должен быть либо простым, либо серебряным. Золотой крестик недопустим при совершении таинства, поскольку само золото, как металл, в Православной церкви считается греховным металлом.

Кровные родители малыша должны позаботиться о том, чтобы в церковь не забыли взять свидетельство о рождении ребенка.

Если вы хотите, чтобы таинство обряда было запечатлено на фото и видео камеры, то об этом следует заранее попросить у батюшки благословения. В церковь на крестины следует приехать заранее, минут на 15-20 раньше, чтобы успеть сориентироваться по ситуации.

Крестные родители должны забрать своего будущего крестника из родительского дома и вместе с ним приехать в церковь, а не прийти туда самостоятельно. Придя в дом ребенка до крещения, крестным нельзя садиться. Существует поверье, что, выходя с ребенком в церковь, крестная должна разжевать зубчик чеснока и слегка подуть чесночным дыханием на ребенка. Так она отгоняет от младенца злых духов.

В церковь на крещение можно приходить только родственникам и близким друзьям. Остальные приглашенные встречаются уже за праздничным столом в доме малыша, если предусмотрено празднование крестин. На крестины принято приносить ребенку подарки: одежка, игрушки, детские аксессуары, церковные вещицы и прочее.

Вместо заключения

Крестины детей обоих полов проходят совершенно одинаково, с той лишь разницей, что мальчика вносят в алтарь, а девочкам туда путь заказан. И второй особенностью является обязательный головной убор для девочки, будь то платочек, косыночка, чепчик или шапочка.

Мальчики считаются полноценными священнослужителями, так как в алтаре служат только мужчины. Женщины в церкви – это помощники священнослужителей, поэтому в алтарь их входить запрещено.

Выполняя все правила крещения детей в православной церкви и соблюдая старинные традиции таинства крещения не только кровными родителями и самим ребенком, но и крестными родителями, можно надеяться, что ребенок вырастет здоровым, крепким, духовно богатым человеком, которому будут чужды греховные дела и поступки.

Обязанности православного мужа и жены

Обязанности мужа и жены в православной семье начинаются с выбора молодыми спутника жизни, и подходить к этому выбору нужно очень серьёзно и осмотрительно, потому что легко ошибиться.

У архиепископа Арсения была духовная дочь – девушка, мечтавшая о монашестве, но отец Арсений благословил её не на монашество, а на замужество: «Ты должна выйти замуж, иметь многочисленную семью. Ищи жениха и приведи его ко мне».

Девушка встретила своего парня, полюбила его и привела к отцу Арсению. Тот побеседовал с ним, вышел и сказал: «Это не твой жених, ищи себе другого».

Девушка снова встретила другого парня, который ей очень понравился и, взяв его за руку, привела к отцу Арсению. Но и этого жениха отец Арсений не благословил, сказав то же самое: «Это не твой жених».

Наконец, мать её привела в дом парня и сказала: «Дочка, я тебе жениха нашла».

Девушка взглянула на парня, сама бы она никогда не признала его своим женихом, уж очень он ей не понравился, но, подумав, что отец Арсений не благословит его, она, взяв парня за руку, привела к своему духовному отцу. Тот побеседовал с ним и сказал: «Вот кого тебе в мужья назначил Господь, от него ты будешь иметь много детей. А если он тебе сейчас не нравиться, то ни словом, ни взглядом не показывай ему этого. С ним ты будешь счастлива».

Горько плакала девушка, но по вере и послушанию вышла за него замуж.

А через год уже не было для неё дороже и роднее человека, чем её муж, она полюбила его всей душой, прожив с ним долгую и счастливую жизнь, родив и воспитав вместе с мужем 13 детей.

Наверное, поэтому у нас так мало счастливых семей, что выбираем спутника жизни, согласуясь только со своей волей, почти не прислушиваясь к мнению своих родителей, и живём невенчанные, без Божьего благословения и детей рожаем не под венцом, а в прелюбодеянии, а дети наши, став взрослыми, повторяют наши ошибки…

Хотя само по себе венчание не гарантирует спокойной и счастливой жизни, тем более, если венчаются люди, далёкие от Церкви.

Ведь когда люди венчаются, они принимают от Бога благословение жить вместе, делить горе и радость пополам, рожать детей и воспитывать их в православном духе. Если же мы начинаем предохраняться от зачатия детей, то наше ложе – для удовлетворения плотских страстей, а не для исполнения благословения. Тем более, что Господь Сам решает, дать нам дитя или нет. Когда же человек решает, это противно воле Божией и прогневляет Его. Предохранение запрещено даже в католической церкви. Сколько Господь даст детей, столько супруги и должны родить и воспитать, и каждому рождённому новому человеку Господь даст и солнца, и дождя, и хлеба, и плодов.

А если будем противиться воле Божией, тогда лишимся не только благословения Божия, но и всех земных благ, даже и в венчанном браке.

Конечно, рождение детей далеко не единственное правило живущих в православном браке людей, ведь люди, венчанные в браке, связаны брачными узами до тех пор, пока один из супругов жив. Умер муж, жена может выйти замуж, и наоборот. Но при живых супругах никто из них не может жить с другим человеком.

Ещё в апостольские времена апостол Павел писал: «А вступающим в брак не я повелеваю, а Господь жене не разводиться с мужем, а мужу не оставлять жены своей». И далее апостол Павел продолжает: «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как Христос есть глава Церкви. Мужья, любите жён своих, как Господь возлюбил Церковь. Так должны мужья любить жён своих, как свои тела: любящий жену свою любит самого себя… А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева, и не Адам прельщён, но жена, прельстившись, впала в преступление, и… жена да убоится мужа своего». Здесь «убоится», значит побоится согрешить против мужа ни словом, ни взглядом, ни делом.

Так и было всегда в истинно православной семье: жена во всём слушалась мужа, муж во всём слушался Бога, а дети, естественно, слушались своих родителей. И был в семье порядок, и мир, и любовь, и Божие благословение.

И тогда Господь за нашу праведную жизнь в семье, за послушание Ему наградит нас благодарными детьми и счастливой старостью.

Одного совсем молоденького солдата в годы войны списали из госпиталя домой умирать, с приговором врачей: жить ему оставалось не более месяца. И вот он пришёл домой, где его ждала любимая девушка. В первую же встречу он сказал ей: «Выходи замуж за другого. Зачем я тебе такой? Да и жить мне осталось совсем ничего». На что девушка ответила: «Хоть два дня да с тобой». Она пошла в церковь и, обливаясь слезами, просила Бога продлить жизнь её жениху, дав Богу обет: родить всех детей, сколько бы Господь ей не дал.

Она прожила с мужем 40 лет и родила от него 18 детей. Пятеро из её сыновей стали священниками, а четверо дочерей вышли замуж за священников. Так Господь наградил её за любовь и верность мужу и за послушание Ему.

А если всё-таки жизнь в браке не сложилась. Что же делать тогда?

Кроме венчания есть и развенчание. Но для этого нужны очень веские причины и согласие правящего Архиерея вашей Епархии.

Таким образом, в православной семье и у мужа, и у жены есть очень серьёзные и ответственные обязанности перед Богом: рождение всех детей и воспитание их в православной вере; любовь и верность супругов друг другу на всю жизнь; жена во всём слушается мужа; муж во всём слушается Бога, ибо он глава семьи, и именно он отвечает перед Богом за свою семью.

Венчаться никогда не поздно, даже в глубокой старости. Но молодым, конечно, желательно венчаться как можно раньше, чтобы дети ваши родились под венцом и чтобы Божие благословение было всегда с вами, и тогда будет в вашей семье и порядок, и мир, и любовь!

Супружеские отношения

Интервью опубликовано в православном журнале для родителей «Виноград» (№34, март-апрель 2010)

Журнал «Виноград» продолжает цикл бесед со священниками на непростые темы внутрисемейных отношений. В этом номере на вопросы «Винограда» отвечает настоятель домового храма при МГУ им. Ломоносова протоиерей Максим Козлов.

Протоиерей Максим Козлов — настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ, профессор Московской Духовной Академии. Автор книг «400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни», «200 детских вопросов и недетских ответов о вере, церкви и христианской жизни», «Последняя крепость: Беседы о семейной жизни», «Клир и мир. Книга о жизни современного прихода». Автор более 100 статей и переводов (патрология, библеистика, церковная история, публицистика).

Протоиерей Максим Козлов. Фото: pravoslavie.ru

Читайте также:  День Ангела Вероники по церковному календарю

— О браке часто говорят как о крестном пути, испытании, а венчальные венцы сравнивают чуть ли не с мученическими. Как Вам кажется, это искаженная точка зрения на брак, или же она имеет свои разумные основания?

— В последний момент таинства Венчания – перед тем, как дать брачующимся крест и развернуть их лицом к народу, – священник обычно произносит такие слова: «Посмотрите друг на друга. Не я, но Церковь свидетельствует вам, что вы царь и царица, Адам и Ева. Не я, но Церковь свидетельствует вам, что вашу нынешнюю любовь и чистоту отношений можно сохранить до конца земного пути. Не верьте тем, кто в разочаровании собственным опытом будет «отрезвлять» вас, говоря о недолговечности чувств, о неминуемой усталости друг от друга, о невозможности семейного счастья. Знайте: человекам не возможное, Богу возможно. И можно и через двадцать пять, и через сорок лет смотреть друг на друга так же, как и сегодня».

Если не ставить задачу сохранения любви в браке – не привычки, не терпения, не крестоношения, понимаемого как мука и тяжкое обязательство, которое нужно донести до гроба, а сохранения любви и открытости по отношению друг к другу, – то семья может превратиться в ад. Сохранение и умножение любви в браке – непростая задача. Но она сразу ставит высокую планку отношений и одновременно задает высокую ноту супружества. Венцы, которые надеваются на головы жениха и невесты, есть не только и не столько венцы мученические, но и венцы царские – того царского достоинства и священства, о которых говорит апостол Павел и о которых вспоминает Церковь во время Венчания. В любом таинстве нам дается залог того, что может быть восполнено и взращено. В Крещении мы можем вырасти в меру мужа совершенна – в меру той новой твари во Христе, к которой все мы призваны. Увы, получается по-разному, но возможности – а не только пустые обещания – даются каждому. Таинство есть реальность, а не слова. Вот в таинстве брака даруется реальная возможность пронести супружеское единство через всю жизнь таким образом, чтобы оно могло быть продолжено в вечности. Если мы не верим в реальность этой возможности, то мы не христиане. Значит, мы относимся к Таинству не так, как учит нас Церковь. Не так много священнодействий, которые поставлены в разряд Таинства. Брак – одно из них. Об этом не нужно забывать.

— К сожалению, часто происходит так, что на смену первоначальной любви приходит взаимная усталость и раздражение, а супругов соединяет лишь привычка друг к другу и заведенный порядок общей жизни. При этом им кажется, что смысл и цель брака – сохранение семьи – достигнуты, тогда как духовное единство двух людей уже давно утрачено. Как не упустить тот момент, когда появляется первая трещина в отношениях между мужем и женой? Какие симптомы свидетельствуют о начинающемся охлаждении чувств?

— Апостол Павел говорит слова, которые относятся в равной степени и к мужу, и к жене: «Друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2). Кроме того, мы не должны забывать слова, которые звучат и во время Венчания – о том, что мужья должны любить своих жен и беречь их, как сосуд немощнейший, а жена должна иметь трепет перед своим мужем: «мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…» (1 Пет. 3, 7); «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (Еф. 5, 25); «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5, 22-23); «каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33).

Это не просто риторика, это сам принцип отношений. Муж должен иметь любовь-жалость к тому, кто по природе своей слабее – не только физически, но и по эмоциональной организации, по степени внутренней устойчивости, впечатлительности и зависимости от воздействий внешнего мира. Эти эмоциональные проявления муж должен покрывать любовью-жалостью, а не деспотичностью восточного хозяина или капрала, отдающего приказания в казарме.

Но и жена должна помнить о том, что правильное иерархическое устроение в семье подразумевает главенство мужа. Она может давать советы, высказывать свои суждения, делиться наблюдениями… Скажу больше: мудрая жена тонко и деликатно подтолкнет мужа к принятию верного решения; мудрость же ее будет заключаться в умении тактично выдавать свои мысли за его – тем самым она убережет семью от конфликтов. Но не должно жене ставить себя на первое место, а мужу – слагать с себя ответственность. Если эти иерархические отношения в семье будут сохраняться, то семья избежит многих катаклизмов, которые сегодня все чаще и чаще имеют место между супругами, воспринимающими семью как демократический институт. Сегодня все большее распространение получает изначальная установка на такое семейное устройство, при котором супруги абсолютно равны и каждый имеет право на свой суверенитет и автономность. Как в современном обществе во главу угла ставятся пресловутые права человека, так и в семье сегодня каждый из супругов стремится отстаивать свои личные права. Вот в момент, когда в семье возникают такие стремления, супругам необходимо задуматься: именно здесь кроются истоки взаимного соперничества и многих конфликтов. Ведь в традиционной семье нет прав, а есть обязанности. Обязанность нести на себе бремя ответственности и обязанность послушания.

Мне запомнилось очень мудрое наблюдение одного опытного священника. Он говорил о ситуации, когда жена видит явную неправоту мужа, который принимает заведомо неправильное решение. Вот если жена отнесется к этому немощному решению как к послушанию и к воле Божией, то Господь обязательно обратит его во благо. На примерах разных семей я неоднократно убеждался, что это именно так. Если Христа ради смириться перед неправильным в бытовом, жизненном отношении решением мужа (сейчас я не говорю о ситуациях, где речь идет о нарушении нравственных принципов), то Господь непременно обратит все к лучшему.

Что касается обязанностей мужа, то это, повторяю, прежде всего, чувство ответственности. В наше время, когда женщина становится все более активной и профессионально востребованной, происходит искажение этих принципов. «Как ты решишь, так и будет», «делай так, как ты хочешь, только оставь меня в покое» — часто слышит жена от своего усталого мужа. В таком желании уйти от ответственности, переложить решение на плечи другого есть что-то немужеское, недолжное, что тоже дает крен в семейных отношениях.

— Понятно, что идея строгой иерархии была свойственна традиционной семье, где, пожалуй, и не задумывались об ином устройстве. Но сегодня роли женщины и мужчины в обществе и, соответственно, в семье существенно сместились. Как Вы сказали, женщина стала профессионально востребованной, у нее появились дополнительные, кроме домашних забот, сферы деятельности, и в иных семьях именно она является главным добытчиком и кормильцем. Как быть с иерархией в такой семье?

— Подобные смены ролей случались и прежде: такие браки назывались мезальянсами. Только они были связаны не столько с занятостью на работе, сколько с социальным статусом: скажем, бедный муж за богатой женой, муж-купец за женой-дворянкой. Такое изначальное неравенство, конечно, не очень благоприятствует развитию гармоничных семейных отношений. Естественно, и оно может быть преодолено сознательным усилием двух людей, когда, скажем, жена, несмотря на свой превосходящий социальный статус, не стремится поставить себя во главе, а муж не комплексует по поводу своего маленького заработка, превращаясь в фигуру этакого обиженного сидельца на диване. В связи с этим можно вспомнить фильм «Москва слезам не верит», который как раз построен на конфликте вокруг такой ситуации. Она действительно непростая, хоть и преодолимая. Но со стороны женщины сознательное умаление мужа до роли домохозяйки и принятие на себя исключительно лидерских функций не только в плане заработка денег и обретения социального статуса, но и вообще, роли абсолютного лидера – явно болезненное проявление. Причем, оно болезненно для двух сторон одновременно. Как бы женщина себя ни убеждала в том, что ей так проще жить и что муж ни на что иное не способен, кроме выполнения ее указаний и команд, в глубине души ее не может не уязвлять отсутствие мужского руководства и защиты. Такие смены ролей подтачивают как отношения между супругами, так и процесс воспитания детей, которые заимствуют модели родителей, проецируя их на всю оставшуюся жизнь. Поэтому вне зависимости от конкретики сегодняшнего социального статуса супругов лучше Богом данную природу семьи стремиться сохранить любой ценой.

— Возвращаясь к вопросу о женском послушании и смирении: как быть в ситуации, когда муж совершает очевидную ошибку? Неужели же жена, помня об иерархии, должна устраниться и безмолвно наблюдать за тем, как близкий ей человек совершает заведомо неправильный шаг?

— Когда возникают такие ситуации, лучше всего обратиться к священнику: хорошо, если у мужа и жены есть духовник, который посвящен в их семейную жизнь и к которому в решительных несогласиях они могут обратиться как к третейскому судье. Это совсем не значит, что муж и жена должны иметь одного духовника. Но в таких ситуациях обоим стоит обратиться к одному священнику, которому они доверяют как нравственному и жизненному авторитету и по слову которого они готовы поступить. Это поможет разрешить многие конфликты и разногласия. Если по тем или иным причинам нет возможности обратиться к священнику (скажем, один из супругов не хочет ни с кем советоваться), то ситуация значительно усложняется. И здесь необходимо различать типы семейных конфликтов. Если несогласие супругов касается третьих лиц – а как правило это размолвки родителей в вопросах воспитания, – то нужно исходить из приоритета пользы души детей. Если муж требует явно неправильного (например, поощряя бесконтрольное смотрение телевизора, пользование интернетом и прочие недушеполезные занятия), то жене, конечно, нужно исходить не из идеи безусловного послушания мужу, а из нравственных принципов: в данном случае – из соображений пользы души детей. Если же речь идет о личной обиде, то в этом случае мы должны руководствоваться евангельским правилом, по которому высшей нравственной победой христианина является не ответная жесткость и оскорбление, а смиренная любовь и терпение. Очень трудно в это поверить, но смиренная любовь и вправду побеждает!

— Как быть, если у каждого из супругов существуют отдельные интересы? Допускается ли наличие у мужа или жены своего личного пространства – той территории, на которую другой не заходит? И насколько естественно желание мужа или жены уединиться, отдохнуть друг от друга?

— Главное слово, которое здесь следует произнести – это слово «мера». Скажем, если под желанием «отдохнуть друг от друга» подразумевается погулять, остаться наедине со своими мыслями, иметь свободные вечерние часы для работы, для молитвы или просто для сосредоточенного покоя, то это одно. И совсем другое – если под желанием «отдохнуть» понимается махнуть в отпуск с друзьями. Нет необходимости говорить о болезненности таких побуждений. Именно поэтому я говорю о мере этих желаний. Другой важный фактор – это цель. Если внутренней установкой является собирание сил для того, чтобы жить семьей, то это не страшно. Если же такой отдых становится средоточием самой жизни, пределом мечтаний, а семья воспринимается как мучительная жертва, героизм и подвижничество, где о любви нет и речи, то совершенно очевидно, что такой брак на пути к развалу.

Фото: Олег Коновалов. fotogalereia.ru

Другое дело, что нельзя у другого человека вымогать единодушие. Это такая вещь, которую, как и любовь, нельзя потребовать. «Будь со мной», «откройся мне душой», «о чем ты сейчас думаешь?»… Сфера внутренней жизни – настолько тонкая вещь, что любая тень принуждения рождает только обратный эффект.

— Вы говорили об обязанностях супругов. Зависят ли эти обязанности от специфики каждой семьи, характеров, степени занятости супругов? Или же, несмотря на все социальные и прочие изменения в современном семейном устройстве, существуют раз и навсегда установленные обязанности, закрепленные за каждым из них?

— Я думаю, было бы неестественно, если бы все, что связано с материнством, женой-христианкой бы отвергалось. Довольно странно, когда жена требует от мужа кормить младенца из бутылочки, брать отпуск по уходу за ребенком, а сама отправляется на работу. Понятно, что есть такие периоды в жизни маленького человека, когда он настолько близок к матери, что разлучить их в этот момент было бы, по меньшей мере, противоестественно и неправильно. Я говорю не о практически складывающемся контексте, а именно об изначальной установке супругов на смену этих традиционных ролей. Как неестественна мать новорожденного младенца, с головой ушедшая в работу, так неверна и установка мужа, избравшего в качестве главной сферы приложения сил домашнее хозяйство и переложившего материальное обеспечение семьи на плечи супруги.

Среди прочих обязанностей важно помнить о функциях отца по отношению к сыновьям и матери по отношению к дочерям: эти функции довольно странно перелагать друг на друга. В остальном никакой жесткости нет: каждая семья распределяет обязанности по-своему. Мыслительный, что в Священном писании никакого устава супружеских функций нет. Там говорится о принципе брачного союза как образа союза Христа и Церкви, о любви, о трепете и готовности принять волю другого, но не о перечне обязанностей. Поэтому, помня о главной задаче и смысле супружества, каждая семья организует свою жизнь по-своему.

— Как быть в ситуации – увы, распространенной и узнаваемой, – когда люди, многие годы прожившие в браке, вдруг понимают, что они совершенно чужие друг другу: у них нет ни общих интересов, ни взаимопонимания, что уж говорить о любви?

-… и светские люди уже подводят итоги браку, говоря, что их больше ничего не связывает, что еще есть возможность найти себе кого-то получше, помоложе, создать другую семью, реанимировать в себе тот огонь чувств, то восхитительное состояние влюбленности, в котором они когда-то вступали в брак… Что тут сказать? Каждая семья проходит периоды кризисов и испытаний. И такие моменты подтверждают, что путь крестоношения – неотъемлемый удел нашей земной жизни. Любой жизни – не обязательно в семье: будь то горечь одиночества или испытания монашества, которое отнюдь не оберегает ни от искушений, ни от кризисов, ни от разочарований. Но у христианина есть опора. Христианин знает, что Бог не дает ложных обещаний. И хоть нам и кажется, что нет конца черной полосе, что нет больше никаких сил сопротивляться, что сердце полностью иссякло, а белый свет не мил, но мы же знаем, что Бог никогда не дает испытаний выше меры! Если мы не будем отступаться, если, по слову старца Амвросия Оптинского, не имея духа любви, мы будем стараться творить по отношению к другим дела любви, то Господь, в свое время, вернет нам и дух любви.

У отца Александра Шмемана в книге «За жизнь мира» есть очень точный образ супружеской любви. Вспоминая о том, что все сказки и фильмы, как правило, заканчиваются свадьбой и сладким поцелуем влюбленных, он приводит свой образ любви, который возник при взгляде на одну пожилую пару парижан. Не слишком красивые, не слишком молодые, они сидели в осеннем Люксембургском саду, молча взявшись за руки. Все было позади, бури отошли, соблазны пережиты, и они прошли через это вместе. И эта тишина, покой и возможность сидеть рядом, держа друг друга за руки через 25-30-40 лет и есть то чудо брака, которое может быть продолжено в вечности.

Беседовала Александрина Вигилянская

«Виноград» – единственный в России православный журнал для родителей.

Читатели «Винограда» — люди, для которых семейные ценности и культурные традиции являются основополагающими понятиями. Журнал предназначен для родителей и всех, кто интересуется воспитанием, образованием и русской культурой. «Виноград» призван помогать читателям в вопросах образования, воспитания, восприятия отечественной духовной культуры.

Журнал «Виноград» — это зрелые мысли о воспитании и образовании!

Распространяется в храмах, магазинах православной литературы, киосках АиФ по всей России, по подписке.

Обязанности мужа и жены в Православии

  1. Обязанности мужа и жены в Православии
  2. Семья в Православии
  3. Как создать православную семью
  4. Обязанности мужа и жены в браке – ответ священника
  5. Покровители семьи, семейной жизни

Обязанности мужа и жены в Православии

  1. Молебен Покрову о благополучии
  2. Молебен от проклятия
  3. Молебны о детях
  4. Молебен Пантелеймону Целителю

Трудности семейной жизни покрываются помощью Божией. Ведь глава семьи — муж, а мужу глава — Христос. Обращайтесь ко Господу как могущественному Покровителю вашей будущей или уже существующей семьи.

Семья в Православии

  1. Молебен Матроне Московской
  2. Молебен Спиридону Тримифунтскому о жилье
  3. Молебен Николаю Чудотворцу

Семья — основа жизни каждого человека. Без поддержки родных, без мира в семье, наконец, без «второй половинки» наша жизнь кажется нестабильной, неполной. Потребность в семье и браке естественна: самый убежденный циник и «волк-одиночка», встретив настоящую любовь, осознает, как тяжело было одному и желает сохранить обретенное чувство, создав семью. Православная Церковь благословляет стремление найти любовь и создать хорошую семью. Христос говорил: «Оставит человек отца и мать своих и прилепится к жене своей (соединится с женой), и будут двое — одна плоть (то есть одно целое)». Не зря муж и жена официально считаются находящимися «в нулевой степени родства».

Читайте также:  Феодот Анкирский

Однако, создав семью, нужно суметь ее сохранить. Взаимопонимание, забота и бережное отношение друг ко другу — залог любви на всю жизнь. Но и это еще не все. В современном мире, полном искушений, уверена в своем будущем может быть та молодая семья, которая возлагает упование на Бога: дав обещание друг другу и Господу в верности и взаимной поддержке, в будущем они всегда смогут напомнить друг другу об этом.

Как создать православную семью

Православная семья начинается с Венчания. Это Таинство Церкви, которое скрепляет супружеский союз благословением Божиим. Это верное начало для долгой и счастливой семейной жизни, благословение на деторождение. Помните, что Венчание, пусть и является необычайно красивой внешней и даже модной церемонией, в первую очередь, священнодействие. Вы берете ответственность друг за друга перед Богом.

Если вы запланировали дату свадьбы и подали заявление в ЗАГС, но оказалось, что венчание в этот день не совершается — совершите обручение. Это не традиционно, однако Таинство Венчания сегодня состоит их двух частей, исторически разделенных: обручение, когда молодожены стоят не у самого алтаря, а ближе к середине или дверям храма и обмениваются кольцами. Священники нечасто идут на это, однако могут согласиться.

Церемония очень трогательная, ведь вы уже обещаете друг другу быть вместе. Именно во время обручения священник спрашивает людей, нет ли среди собравшихся тех, кто против того, чтобы невеста и жених соединились навсегда в браке.

Можно венчаться, если вы прожили несколько лет в гражданском браке (именно так называется зарегистрированный в ЗАГСе брак). Если же вы просто жили вместе до Венчания и росписи, стоит покаяться в этом грехе в Таинстве Исповеди — секс до свадьбы называется блудом — и не совершать его более до Венчания.

Обязанности мужа и жены в браке — ответ священника

Интересно, что современные священнослужители не считают, что главнейшей обязанностью семьи состоит деторождение.

Социальная концепция Русской Православной Церкви говорит, что контрацептивные средства, кроме абортивных, не являются греховными. Люди должны уметь и иметь материальную возможность растить и воспитывать детей, для этого нужно подготовиться к их рождению.

Важнейшей совместной обязанностью супругов, целью брака является совместное духовное развитие, совершенствование себя и другого в браке, реализация своих талантов и помощь в реализации талантов супруга. И, конечно, муж и жена делят вместе радости и скорби, то есть неоправданным является оставление в опасности, в тяжелой болезни, в бедности своего супруга или супруги.

По словам апостола Павла, жены должны повиноваться мужьям, а мужья заботиться о женах. Это значит, что жена должна доверять мужу принятие важных решений, а муж стараться создать комфорт душевный и материальный для жены. Супруги должны слушать и слышать друг друга, уметь находить компромиссы.

Верность друг другу — также естественная обязанность мужа и жены в православной семье. Отметим, что существует процедура церковного развода (не «развенчания»). Измена — один из случаев, когда Церковь позволяет развестись и даже вступить в другой церковный брак человеку, которому изменили. Другими поводами являются алкоголизм, наркомания, психические заболевания, насилие в семье.

Покровители семьи, семейной жизни

Верными помощниками верующих людей являются святые. С молитвой о скором замужестве или женитьбе и о счастливом браке принято обращаться к тем святым, которые прославились благополучной семейной жизнью или творили чудеса в помощь семейным парам.

Святым Петру и Февронии — самой известной русской паре святых, которые прожили счастливую семейную жизнь и не расстались даже после смерти.

Святителю Николаю, Мирликийскому Чудотворцу — при жизни он чудесным образом помог выдать замуж трех девушек из бедной семьи.

Святой Параскеве Пятнице и святой великомученице Екатерине — они были преданы мученической кончине, будучи совсем молодыми, и, по свидетельствам христианок, помогают юным девушкам, терпящим несчастья.

Святым Царственным Страстотерпцам — семье последнего российского императора Николая II. Царь Николай и Царица Александра, его жена, жили совсем недавно, и до нас дошло множество воспоминаний современников об их настоящей любви, которая не угасла после долгих лет семейной жизни, перенеся даже свержение с престола, ссылку и смерть.

А также святой Ксении Блаженной Петербургской и святому апостолу Андрею Первозванному.

Молитвами всех святых да хранит вас Господь!

Какие существуют обязанности жены и мужа в православной семье

Что такое Божья семья

Иисус Христос сказал: «Да любите друг друга». Эту фразу можно отнести и к союзу любящих супругов. В православной семье, где обязанности жены – это хранить семейный очаг, а обязанности мужа – давать для него топливо, царят гармония и счастье. Разводятся такие пары не так часто, в отличие от семей, которые не следуют Божьим законам.

Основные нормы христианского брака

Когда супруги не следуют установленным в православии правилам, уходит благословение. В этом случае Божья благодать семьи теряется, исчезают верность и любовь. Поэтому как муж, так и жена должны выполнять взаимные обязанности друг перед другом и перед остальными членами своей семьи.

Видео «Обязанности мужа и жены в христианской семье»

В этом видеосюжете рассказывается об обязанностях супругов в православной семье.

Обязанности мужа и жены в православной семье

Еще при вступлении в брак, будущие супруги должны обсудить и распределить свои права и обязанности друг перед другом. Для этого нужно учитывать как индивидуальные особенности характера, профессию и умения мужа и жены, так и интересы и любимые занятия супругов. К этому обсуждению нужно относиться ответственно.

Мужские обязанности

Глава семейства должен обеспечивать и радовать свою благоверную. Тогда и она в ответ будет одаривать мужа светом любви и красоты. Для этого необходимо выполнять ряд действий:

  1. Финансовое обеспечение супружеского союза. Любой уважающий себя супруг обязан взять на себя материальные вопросы, возникающие в семье. Иногда бывает и наоборот, но муж должен зарабатывать. Сидение на диване перед телевизором отнюдь не способствует укреплению брака и взаимной любви. Жена может также ходить на работу и пополнять семейный бюджет, но основным добытчиком должен являться именно мужчина.
  2. Право принятия решений. Мужчина должен быть главным в семье. С его решением должны считаться и доверять ему. Но муж при этом берет всю ответственность за любимых на себя. Поэтому жена должна помогать любимому разумными советами в процессе принятия решения. Именно такие семейные советы способствуют преодолению всех трудностей, возникающих перед супругами.
  3. Отцовскиеобязанности. Хотя мать больше занимается детьми, отец не должен уклоняться от воспитания своего потомства. Мальчикам папа должен подавать пример, воспитывая их настоящими мужчинами. Девочкам нужно дарить любовь, взращивая в них женственность. Ведь повзрослев, дочери выберут избранника, похожего на своего отца.
  4. Домашние дела. Хотя дом и быт – это, несомненно, женская функция, но и мужчина не должен уклоняться от своей части работы. Поменять розетку, вкрутить лампочку, прибить полочку на место, указанное женой – делать это прямые обязанности мужа. Нельзя отправлять женщину одну за покупками, ведь поход за хлебом часто оборачивается доставкой нескольких тяжелых пакетов с продуктами. И донести их до холодильника должен именно мужчина. Равно, как и оплатить покупки должен он.

Конфуций говорил, что муж – это войско, идущее в бой, а жена – его тыл. Но если у войска нет тыла, то оно проиграет любой бой. Жены должны всячески поддерживать своих мужей, но не забирать у них право битвы.

Женские обязанности

Супруга должна выполнять свою часть обязанностей перед семьей:

  1. Радовать мужа и следить за собой. Сильный пол любит красивых женщин. Если благоверная перестает следить за собой, ходит в грязном халате и полнеет, мужчина вероятнее всего заведет роман на стороне. Чтобы этого избежать, жена должна встречать любимого в нарядном платье, с макияжем и прической, даже когда суженый приходит с работы.
  2. Домашний быт. Даже если муж по профессии повар, ему будет приятно, когда его встретят вкусной домашней едой. Чистоту и уют тоже должна поддерживать супруга, но обязательно при участии мужа. Совместное ведение хозяйства с доминирующей ролью женщины сильно упрочняет супружеские узы.
  3. Близость. Регулярная интимная жизнь способствует укреплению отношений и не дает шанса изменам и разводам. Если супруги удовлетворены в интимной сфере, то они никогда не посмотрят на других женщин и мужчин.

Если члены супружеского союза исправно выполняют свои обязанности друг перед другом и детьми, взаимно помогают и дарят радость, такой брак будет существовать долго.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обязанности православного мужа и жены

Доброе утро, дорогие читатели!

Всех с началом октября). Наконец парки запылали желтыми и рыжими красками, пора доставать из шкафа перчатки и платки-шапочки. Всем доброго здоровья и теплого настроения!

А я вчера вспоминала, как мне когда-то помогло чтение Библии, Евангелия и Псалтири в начале нашей семейной жизни, и захотелось поговорить с вами именно об этом.

Я воспитывалась не в воцерковленной семье, у нас были свои теплые традиции, нас воспитывали в любви. Но на момент создания собственной семьи мои представления о семейно жизни не были четко сформированы, более того, я считала, что “я всегда права”, “я лучше знаю”, “мы два взрослых человека, и все решаем вдвоем”, и так далее. После полугода жизни в браке я все чаще замечала, что мой муж уходит в себя, не хочет обсуждать наши разногласия. Я видела, что не отдаю ему правление в семье, не доверяю ему всецело и полностью. Это был сложный период. Сейчас я понимаю, что, не имея одного, главного, капитана, наш семейный корабль просто раскачивало из стороны в сторону, без определенного направления. Я уж молчу про напряженную обстановку в семье и про постоянное перекладывание ответственности – кто решил, тот и отвечает, а кто уж там что решил, уже все и забыли.

В общем, я призналась сама себе, что, чтобы быть хорошей женой, нужно учиться и стараться. Нужно менять себя, нужно изучать свою природу, выстраивать естественную иерархию.

Когда я стала искать нужную мне информацию, я смотрела и Веды, и психологию (я тогда еще не ходила в храм), а потом открыла Библию – и нашла там все, что искала. Все расписано, все рассказано, и прожито реальным опытом тысяч семей еще до моего рождения – можно просто взять эти знания, и начать применять их в своей семейной жизни.

Давайте вспомним хотя бы основные цитаты об обязанностях мужа и жены:

Обязанности жены:

1. “И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему”. Первая обязанность жены – быть помощницей своего мужа. Быть союзницей, вдохновительницей, быть рядом не только в радостные, но и в трудные минуты, поддерживать его в его делах, помогать ему не отчаиваться в неудачах. Быть тем человеком, которому он открывает свое сердце, доверяет свои сомнения.

2. “Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою”.
Следующая обязанность жены – рожать детей, продолжать род, воспитывать детей.
“И к мужу влечение твое” – быть верной мужу, не допускать помыслов о других мужчинах, и, как сказал один священник, “после брака для жены есть только муж, а для мужа – жена, а другие люди теряют признаки
рода”.

3. “Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа”(5.33) (Апостол Павел)
Сколько уже написано об этих словах Апостола). Бояться мужа – не значит, что муж имеет в семье тираническую власть, что он кричит, повышает голос, или оскорбляет.
Это значит – жена боится его обидеть, причинить ему боль, боится – с греч. phobitai – чтить, уважать, заботиться. Жена заботится о муже, хочет видеть его счастливым, здоровым, радостным.

4. “Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем”.
Наверное, самый сложный пункт для нас, современных женщин. Мы так привыкли самостоятельно многое решать, мы умеем зарабатывать деньги, каждая 4-5 семья вокруг нас разводится, будучи в молодом возрасте, и кажется, иногда проще встать и уйти, чем работать над отношениями.
Истинная любовь взращивается годами. Годами, наполненными каждодневными заботами, удачами и неудачами, взлетами и падениями, болезнями, трудностями, безоблачными периодами, путешествиями, приобретениями и потерями.
И во всем этом как же важно мужчине быть на своем месте! На том месте, куда его определил Сам Господь. Быть главой семьи. Быть важным и нужным. Сильным, предприимчивым, добрым. Ответственным. Я часто слышу вокруг “мой муж безответственный, Я лучше сделаю Сама, как Мне надо”.
Что важнее – быть правым, или быть счастливым?
Я говорю о моем личном опыте, о нашем опыте – как только я стала соглашаться с мужем, начиная с мелочей, и постепенно перейдя и к глобальным вопросам – в семье воцарился мир. Ему важно даже просто быть уверенным, что я поддержу любое его решение. Почему любое? Потому что я знаю, что мой муж умный и мудрый человек, и он не предложит ничего, что не полезно мне или нашему сыну.
Пожалуйста, соглашайтесь с мужьями) Иногда им нужно только это, чтобы расцвести, и развивать свой потенциал в полную силу).

5. Еще несколько цитат, к которым и пояснения не нужны):

– “быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие”. (К Титу 2:5)

– “Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа!” (Псалтирь 127:3-4)

– “Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство”. (Притчи 11:16)

– “Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его”. (Притчи 12:4)

– “Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками”. (Притчи 14:1)

– “Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа”. (Притчи 18:23)

– “Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа”. (Притчи 19:14)

– “Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме”. (Притчи 21:9)

– “Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою”. (Притчи 21:19)

– “Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;” (Притчи 31:10-11)

– “Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.

Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.
Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.
Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью.
Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.
Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.
Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда ее.
Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.
Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.
Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее.
Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.
Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.
Встают дети и ублажают ее, – муж, и хвалит ее:
“много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их”.
Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.
Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!”
(Притчи 31:13-31)

“А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:
незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу”. (1-е Коринфянам 7:32-34)

Обязанности мужа:

1. “Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог”. (1-е Коринфянам 11:3)
Муж – глава семьи, и не только семьи, но и жены. Муж принимает решения в семье, обеспечивает семью по мере возможностей, заботится о семье, его любовь деятельна, а своими решениями он ограждает семью от ненужных или неправильных поступков и дел.
Если муж верующий, ему легче – он свои заботы и тяготы приносит к Господу, может обратиться к Нему в молитве, попросить помощи в разрешении вопроса или конфликта, получить помощь.
Когда муж в семье находится на своем месте главы семьи, у семьи больше шансов быть гармоничной и счастливой, и развиваться на основах доверия и любви.

Читайте также:  Икона "Остробрамская" в чем помогает

2. “Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть”.
(К Ефесянам 5:31)

Женившись, мужчина реализуется уже в собственной семье, и главным помощником ему становится жена, а не родители. К родителям он имеет почтение и уважение, и спрашивает их совета, но все основные для семьи решения принимает самостоятельно, или посоветовавшись с женой. Благословенны те родители, которые имеют мудрость отпустить своих взрослых сыновей в их собственные семьи.

3. “Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах”. (1-е Петра 3:7)

Муж обязан заботится о своей жене, помогать ей в совместной жизни, следить за тем, чтобы она бережно относилась к своему здоровью. Муж внимателен и относится к жене бережно, с пониманием ее природы и потребностей. Он заботится о ней, проявляет свою любовь. Если жене достаточно внимания и любви со стороны мужа, она никогда не посмотрит в другую сторону.

4. “Любовью жены услаждайся постоянно и для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею, ибо пред очами Господа пути человека” (Притч. 5, 19-21). “Берегите дух ваш и никто не поступай неразумно против жены юности твоей” (Мал. 2,15)
Муж обязан, как и жена, хранить верность, на протяжении всей жизни совершенствуя свой брак, а не разрушая свой и другие.

5. “Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь, мужу – не оставлять жены своей” (1Кор. 7, 10-11).

Быть со своей женой всю жизнь, до самой смерти. Это не просто романтичная клятва или обещание, это то, к чему мы должны стремиться сегодня – ради нашей супружеской любви, и счастья наших детей.

Слава Богу за все, будьте счастливы, любите и будьте любимы, пусть в Вашем доме и в Вашей семье всегда будет тепло, уютно и радостно.

PS Автор фото – милая Ксения Сурганова

На заметку

Святые отцы о семейных обязанностях христианина

Запись опубликована · 14 декабря, 2011

7 152 просмотра

Однако семейная жизнь приносит не только радости, с ней связаны и неизбежные трудности как внутреннего (отношения между членами семьи), так и внешнего (материальное обеспечение существования семьи) характера. Об этой стороне так отзывались святые Русской Православной Церкви: «Семья – это житейский крест для главы! – Терпи, покорствуя Господу, и все с своей стороны делая, все предай в волю Божию» [3] «Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой» [4] ..

Один из соблазнов семейного человека – за хлопотами о сродниках позабыть про Бога, охладеть к вере. Об этом предупреждает святитель Николай Сербский: «Если человек посвящает все свои мысли и все свое усердие своей семье и ничего не хочет знать, кроме своей семьи, тогда его семья для него божество. И тогда это болезнь души» и нарушение заповеди «не сотвори себе кумира» [5] .

Семья вырастает из брака. По православному пониманию, «брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью, обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей» [6] .

Таинство брака существует в Церкви с апостольских времен, о чем, в частности, свидетельствуют слова ученика апостолов священномученика Игнатия Богоносца, писавшего христианам в самом начале II века: «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти» [7] .

Святитель Иоанн Златоуст так пишет о необходимости этого таинства для православных христиан: «Необходимо призвать священников и молитвами и благословениями утвердить супругов в совместной жизни, чтобы и любовь жениха усилилась, и целомудрие невесты укрепилось, чтобы все способствовало водворению добродетели в их доме, а диавольские козни рассеялись, и супруги в радости проводили жизнь, соединяемые помощью Божией» [8] .

«Первым чудом Христовым, описанным в Священном Писании, было чудо в Кане Галилейской на брачном пире. Оно понимается Церковью как благословение брака, и Евангелие об этом чуде читается в чинопоследовании венчания» [9] . Как говорит святитель Григорий Богослов, «лучше всего, если Сам Христос присутствует на браке, потому что где Христос, там все обретает достоинство, и вода претворяется в вино, то есть все изменяется к лучшему» [10] .

Святые отцы многократно подчеркивали высокое достоинство христианского брака, указывая, что он нисколько не закрывает возможности совершенствоваться в благочестии и что, соединенный верой и любовью, он много блага приносит человеку.

Так, святитель Григорий Богослов писал: «Составляя единую плоть, (супруги) имеют и одну душу и взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему. Малый корабль и при слабом ветре движется вперед… большого же корабля не сдвинет легкое дыхание ветра… Так не обремененные житейскими заботами имеют меньше нужды в помощи великого Бога, а тот, кто обязан заботиться о милой супруге, имуществе и детях, рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога… Связанные узами супружества, заменяем мы друг для друга и руки, и ноги, и слух. Супружество и слабого делает вдвое сильнее… Общие заботы супругов облегчают для них скорби, и общие радости восхищают обоих. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в бедности само единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности» [11] .

А вот о том же предмете рассуждения святителя Иоанна Златоуста: «Брак не только не препятствует богоугодной жизни, если мы хотим бодрствовать, но и очень способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань» [12] . «Истинное богатство и великое счастье, когда муж и жена живут в согласии и соединены друг с другом как одна плоть… Такие супруги, хотя бы и жили бедно и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастьем и всегда живут в спокойствии… Живущих в таком супружеском союзе ничто не может слишком опечалить, нарушить их мирного счастья. Если есть между мужем и женой единодушие, мир и союз любви, к ним стекаются все блага. И злые наветы не опасны супругам, огражденным, как великой стеной, единодушием в Боге… Это умножает их богатство и всякое обилие; это возводит их на высшую ступень доброй славы; это привлекает на них и великое Божие благоволение» [13] .

В свою очередь святитель Лука Крымский говорил о браке как о своего рода школе любви: «Виды любви различны: есть любовь мужа к жене, жены к мужу, любовь родителей к детям, любовь детей к родителям… Есть самая совершенная степень любви, самая высокая и самая святая – любовь к Богу. Во всяком деле надо постепенно восходить от простого к высшему. Посему брак да послужит нам в целях обучения любви. Любовь супружеская легка, ибо она поддерживается сильным непрестанным стремлением одной плоти к другой, она укрепляется неразрывной телесной связью» [14] .

Православная Церковь не только всегда признавала и благословляла брак, но также осуждала как еретиков тех, кто отрицал брак и гнушался им. «Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом (см.: 1 Кор. 7: 8), тем не менее осуждает “лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак” (1 Тим. 4: 2–3). 51-е Апостольское правило гласит: “Если кто… удаляется от брака… не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв… что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание, – или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви”. Его развивают 1-е, 9-е и 10-е правила Гангрского Собора: “Если кто порицает брак и гнушается женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, или порицает оную как не могущую войти в Царствие [Божие], да будет под клятвою. Если кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой красоты и святыни девства, да будет под клятвою. Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над сочетавшимися браком, да будет под клятвою”» [15] .

На летних Глинских чтениях мы уже начали разговор о семье, познакомившись с учением святителя Филарета, митрополита Московского – учителя церкви и выдающегося педагога.

Митрополит Филарет утверждает: «Государство – это семейство семейств».

Это высказывание подчеркивает важность семьи для благополучия государства.

Так как государство состоит из семейств, нарушение части непременно ведет к расстройству целого. Святитель образно соотносит жизнь государственную и семейную. Семейная жизнь есть корень дерева. «Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плод, надо, чтобы корень был крепок», – учит cвятитель.

По учению святых отцов, вопрос о семейном благополучии тесно связан с выполнением каждым из членов семьи предписанных ему обязанностей. В этом – залог крепости семьи, правильного развития отношений в ней.

Современный человек, вступающий в брак, или проживший в нем десятки лет, порой и не знает, как должны распределяться обязанности в семье. Как правило, срабатывает стереотип построения отношений в семьях своих родителей. Люди притираются друг к другу через противоречия и конфликты, иногда этого не происходит, дело кончается разводом.

Сегодня мы познакомимся с вами с учением святителя Феофана Затворника Вышенского (1815-1894) о семье в части семейных обязанностей.

Во-первых, посмотрим, как святитель определяет семью?

Семейство есть общество, которое под одним главою, согласным отправлением разных дел, устрояет свое благосостояние внешнее для внутреннего.

Есть общие обязанности всего семейства и есть взаимные обязанности разных членов семейства.

Начинает святитель с обязанностей главы семьи.

Обязанности главы семейства:

Глава семейства, кто бы он ни был, должен принять на себя полную ивсестороннюю заботуобо всем доме, по всем частям, и иметь неусыпное попечение о нем, сознавая себя ответным лицом и пред Богом и пред людьми, за его добро и худо; ибо в своем лице он представляет его все: за него получает стыд и одобрение, болеет за него и радуется.

Что включает в себя всесторонняя забота обо всем доме?

1) Благоразумное, прочное и полное хозяйство, чтобы все во всем могли иметь посильное довольство, жизнь неболезненную, безбедную. В этом житейская мудрость — честная, Богом благословенная… Глава семьи – распорядитель и правитель дел. Именно он определяет, когда что начать, что кому сделать, с кем в какие вступить сделки и проч.

2) Семейство – церковь. Он глава церкви. Духовные дела тоже на нем.Главное здесь – вера и благочестие. Пусть же блюдет чистоту ее. Глава семьи определяет способы просвещения семейства в вере, часы домашних молитв.Религиозная жизнь каждого на нем: вразуми, укрепи, остепени.

3) Устраивая все одною рукою внутри, другою должен он действовать вне,одним глазом смотреть внутрь, другим вне. Семейство за ним. В общество является он, и общество за все семейство берется прямо с него. Потому все необходимые отношения и общественные дела – на нем.

4) На нем лежит обязанность хранить семейные обычаи общие и свои частные и в последнем случае особенно дух и нравы предков держать в семействе и память о них передавать из рода в род. Каждое семейство имеет свой характер: пусть он остается и держится, но в союзе с духом благочестия.

Из разнородностей семей составится стройное при разнообразии и полное тело – село, город, государство.

А скрепой, соединяющей их, будет благочестие.

Святитель Феофан выделяет обязанности всего семейства, т.е. общие для всех его членов. Все семейство подчиняется главе. Под главою – все члены его.

Члены семьи должны:

1) Иметь у себя главу, не оставаться без нее, никак не позволять, чтобы их было две или больше того. Сего требует простое благоразумие и благо их же самих, иначе невозможное.

2) Потом, когда есть глава, ей во всем повиноваться, не вносить своих распоряжений, своевольно не начинать ничего и не отменять приказанного.

3) Между собою жить в крепком мире и согласии, в союзе сердечном: разрозненность сил расслабляет и останавливает успех.

Из сего мира и взаимная помощь, и взаимосодействие: ты тому помоги, а тот тебе.

4) Наконец, выходя вовне, не должно выносить сора. Внешние пусть и знают только внешнее. Что бывает внутри, то должно быть священной для всего дома тайною.

5) Надо и словом и делом защищать честь своего дома: сам не срами его делом худым, не говори худого. Защити, когда слышишь что.

Богом же благословенная честь дома – это благонравная, чистая и благочестная жизнь всех членов.

Взаимные разных членов семейства обязанности

Как Феофан Затворник определяет супружество?

От супружества – счастье временное и даже спасение вечное. На доброе супружество благословляет Бог. Святитель определяет и главную цель супружества? Взаимную помощь во временной жизни ради вечной, во славу Божию и благо других.

Общие обязанности супругов основываются на том, что они стали одной плотью, тем более одной душой.

На этом понятии основываются крепкая любовь, нестрастная, но чистая и трезвая; мир непресекаемый и согласие нерушимое, предотвращающее неудовольствия и скоро устраняющее происшедшее нечаянно; доверие, когда один во всем может положиться на другого. Венец же всего – верность супружеская,то есть хранение первого условия союза – и душою и телом принадлежать только друг другу. Муж не свой, а женин, и жена не своя, а мужнина. Верность утверждает доверие; неверность, хотя только предполагаемая, рождает подозрительнуюревнивость, прогоняющую покой и согласие и разрушающую семейное счастье. Не ревновать – святой долг, но вместе и подвиг, или искус супружеской мудрости и любви. Ибо тут всегда вмешивается самость, которая и требует исключительности, и боится за нее. Она здесь очень смешна и сама вооружается против себя.

Поскольку муж – глава жене, его обязанности такие:

а) Муж должен иметь и являть свое владычество над женою, не унижать себя, не продавать главенства по малодушию или страсти, ибо это срам для мужей.

Власть эта должна быть недеспотическая, а любовная. Имей жену подругой исильной любовью заставляй ее быть себе покорной.

б) Во всех делах должен считать ее первою, вернейшею и искреннейшеюсоветницею, первою поверенною тайн.

в) Должен смотреть за нею, заботиться о ее умственном и нравственном совершенстве, снисходительно и терпеливо отребляя недоброе и насаждая доброе, неисправимое же в теле или нраве снося благодушно и благочестно.

г) Не должен позволять себе развратить ее своим небрежением и вольностию. Муж – убийца, если смиренная, кроткая и благочестивая жена становится у него рассеянною, своенравною, Бога совсем не боящеюся.

д) Соблюдая нравственность, не должен препятствовать удовлетворению желания жены держать себя прилично и иметь общение с внешними, хотя и не без его соизволения.

а) Должна во всем слушаться мужа, всячески нрав свой склонять к его нраву ибыть ему всецело преданною, чтобы ни делом, ни мыслью даже не загадывать ничего без его воли.

б) Верно исполнять все его распоряжения, советы, повеления, и в мысль не допуская того, чтобы когда-нибудь настоять на своем, вообще ни в чем не желать и не являть главенства.

в) В случае несогласия быть уступчивою и терпеливо сносить все, что покажется не по нраву; иначе не сохранишь мира дорогого.

г) Заботиться о добронравии супруга. Жена своей мудростию и влиянием может изменить его нрав, если он неисправен; по крайней мере, она не должна оставлять его в небрежении, но сколько есть ума и сил, действовать на него и спасать, как из огня.

д) Себя украшать преимущественно добродетелями, другие же украшения иметь как нечто стороннее, от чего легко отказаться, особенно, когда возникнет необходимость поправить дела.

е) Помнить, что на ее доле блюдение домашних дел, хотя исполнительное только… Ее долг – делать положенное; видя какую нестройность, сказать и восстановить, или восполнить.

Обязанности родных. Родители дают родных и, поставляя их во взаимоотношения по их чину, дают бытие разным новым обязанностям семейным.

Святитель Феофан определяет также обязанности других, случайных лиц, принимаемых в семейство.

Таким образом, мы видим стройную иерархическую систему семейных взимоотношений. Обо всем этом вы можете прочитать в представленной на этих Глинских чтениях небольшой книжке «Семья. Прочность, цель и назначение», где кратко изложено учение святых отцов о семье.

Святитель Феофан Затворник «Начертание христианского нравоучения». М., 1896. Часть 2. Отдел 2. Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина. С. 474—491.

Ссылка на основную публикацию