О молитве последних Оптинских старцев

Значение и тексты молитв Оптинских старцев на каждый день

История появления

Оптинские старцы являлись жителями Оптинского монастыря, что в Калужской области России. Эти монахи служили народу даром, который дал им Бог, верили в Спасителя и глубоко изучали Писание, приносили прошения Богу за всех страждущих. Старцы имели пророческий дар. Они говорили то, что открывал им Бог в отношении будущих событий, а также знали, что было в прошлом.

Бог дал им дар исцеления, которым они служили людям. Многие паломники приходили в монастырь. Молитвы творили чудеса. Множество людей получили исцеление для души и тела.

Наибольшую известность обрели три монаха:

  • Лев Данилович был человеком непоколебимой веры и необычайной смелости. Вся его жизнь была служением Богу и ближнему. В смирении и непрестанной молитве он обращался к Богу. Толпы обездоленных стекались к нему. Он имел дар исцелять людей при помощи масла из лампы, в которой постоянно поддерживался огонь;
  • Серафим Преподобный – праведник, который проповедовал Благую весть. Послушать Слово Божье к нему приходили верующие со всей страны;
  • Макар являлся учеником и соратником Льва Даниловича. Он считал, что главная добродетель и основание христианской жизни – смирение. Именно ее преподобный воспитывал в людях. Монах обладал пророческим даром и предсказывал будущее.

Оптинские старцы – служители Божьи, имеющие непоколебимую веру, святость и чистое сердце. Молитва Оптинских старцев произносится в самом начале дня, сразу после пробуждения.

Молитва – это таинство, и произносить ею следует с пониманием, обращаясь к Господу, веруя, что Он воздаст. Настоящая молитва приносит радость, ибо Господь ищущим Его воздает.

Молиться следует, как только открыли глаза и пока разум не затуманен, и сердце не обременено мирскими заботами.

Если текст трудно запомнить, то при обращении к Господу разрешается использовать свои слова. Главное, чтобы молитва была полна веры и уверенности в любви Божьей.

Перед тем как просить Господа о чем-либо, благодарите Его за все, что Он уже вам дал, и не сомневайтесь, что всякую ситуацию Он обратит вам на благо. Он защитит и поможет предаться Его святой воле и во всех помышлениях и умствованиях руководиться Его чувствами.

Эта молитва поможет снискать мудрость от Господа в разрешении всех житейских ситуаций, излечить душу и достигнуть внутренней гармонии.

Текст молитвы следует читать в начале трудового дня, чтобы настроиться на хорошую работу. Лучше читать полный вариант, но разрешается и сокращенная версия.

Главное, что чтение молитвы делается не ради того, чтобы «поставить галочку», а чтобы всей душой и всем естеством обратиться к Господу, веруя в Него и любя Его.

Видео «Молитва Оптинских старцев на каждый день»

В видеоролике можно прослушать полный текст молитвы.

На начало дня

Другие молитвы

О начале всякого дела

О семье

За врагов

При плотской брани

При нашествии помыслов

При скорби

От антихриста

От антихриста

О некрещеных, умерших без покаяния и самоубийцах

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Иулиания Лазаревская

Иулиания Лазаревская Муромская — православная праведная, причисленная к лику святых, память о ней совершается 2 января.

Жизнеописание

Среди женщин, причисленных к лику святых, немало жен и матерей, но среди благоверных единицы тех, кто заслужил святость в Небесах, имея десять детей.

Назначение женщины на земле даровать жизнь, в трудах и заботах истинные христианки остаются верными поклонению Господу. В постах и молитвах матери стоят в проломе за семью и детей, становясь фундаментом православной веры всего семейства. Господь даровал матерям земли уникальный пример праведности в лице Иулиании Лазаревской.

Христианский подвиг праведницы заключается в благочестии и милосердии, таких доступных и простых вещах, способных изменить мир, но таких закрытых для жестокосердных сердец мира сего.

Подробности о житии Иулиании Лазаревской поведал миру ее сын Каллистрат Осорьин (Дружина), описав их в классическом произведении Древнерусской литературе «Повести о Иулиании Лазаревской».

Детские года

В 1530 году в семье царского ключника Устина Недюрева родилась девочка Ульяна. Благочестивые дворяне Устин и Стефанида проживали в селе Плосне. В возрасте 6 лет после смерти матери она была отдана бабушке на воспитание, переехав в Муром. Ее бабушка, Анастасия Лукина, урожденная Дубенская, была жительницей этого города.

Проходит еще 6 лет, бабушка отходит в мир иной, девочка переселяется к тетке, в семье которой воспитывается 9 детей. 12-летняя девочка при каждой возможности старалась помочь тетке. Ей были чужды детские забавы и шалости, преследуемая насмешками детей и слуг девочка часами молилась, часто пребывала в посте.

Важно! По ночам она молилась и шила как для родственников, так и для бедных. Днем находила больных и нуждающихся, стараясь всем помочь едой, одеждой и словом Божьим.

Родственники были недовольны ее строгим воздержанием и многочасовыми молитвами, опасаясь, что этим девушка может навредить своей красоте. Молва о благочестивой красавице распространилась далеко за пределами Мурома.

Замужество

По достижении 16 лет красавица Ульяна была сосватана и выдана замуж. Ее муж Юрий Осорьин был состоятельным муромским жителем, во владении которого находилось село Лазарево. Осорьины были известны при царском дворе, слыли довольно богатыми людьми.

Кроткая и приветливая невестка нашла среди родителей мужа и его родственников любовь и принятие. Неутомимая молодая хозяйка вскоре взяла на себя ведение хозяйства, при этом у нее находилось для каждого ласковое слово и добрая улыбка. Помня завет Бога о почитании родителей, Ульяна с особой любовью относилась к родителям мужа. Они заменили ей родных отца и мать, при этом девушка нашла подход и ласковое слово для золовок, с которыми никогда не ссорилась.

Ведя образцово хозяйство, Ульяна не прерывала свой духовный подвиг, каждую ночь молодая женщина читала молитвы с многократными поклонами, а на утро снова была активна и весела. В доме богатых муромцев было принято, чтобы слуги одевали и раздевали хозяев, подавали воду для умывания и купания, но это не касалось молодой хозяйки. Ульяна обслуживала себя сама, при этом постоянно защищала прислугу, часто беря на себя их проступки.

Понимая, что имущество принадлежит всей родне, женщина по ночам шила и вышивала, многие иконы дарила в церковь, кое-что продавала и творила милостыню. Чтобы не раздражать родных, Иулиания полученные от продажи средства тайно через верную служанку посылала вдовам и сиротам. Трудами ее рук поддерживалась жизнь во многих семьях.

Дела праведности

Бесы приходили по ночам к красавице Иулиании, угрожая погубить ее и всю семью. Они требовали прекратить благотворительность, но бесовские угрозы не напугали верную дочь Божью, она знала, что Тот, Кто в ней, сильнее тех, кто в мире (1Иоанна 4:4). Помощь нищим и сиротам стала потребностью сердца благочестивой праведницы.

Когда край накрыл голод, множество люда просто вымирало от истощения, Ульяна кормила голодных, беря еду из семейных закромов.

На истощенное население пришла эпидемия, вызвавшая настоящий мор. Люди боялись выходить на улицы, принимать гостей и просто общаться, а святая женщина втайне от близких мыла больных в бане, кормила и лечила их, читала молитвы и проповедовала слово Божие, будучи неграмотной. Умерших святая Иулиания обмывала и предавала семье по православному обычаю.

Видя дела праведности благоверной жены, Юрий также познал сладость от теплой молитвы. Родители Георгия дожили до глубокой старости, приняли постриг и тихо отошли к Господу.

За долгие годы супружества Господь даровал любящей паре 13 детей, 10 сыновей и 3 дочерей, девочки и 4 сына умерли в младенчестве. Любящая мать скорбела, но не нарекала на Бога, ибо верила, что в Его власти давать и забирать.

После смерти двух сыновей на службе у царя Иулиания Лазаревская Муромская праведная стала задумываться об уходе в монастырь, но послушна была мужу, который попросил воспитать младших детей до совершеннолетия.

В последние годы жизни жили супруги подобно брату и сестре, Ульяна спала 2-3 часа, остальное ночное время молилась и занималась рукоделием, а целые дни посвящала руководству дома и семье. Ее жизнь можно расписать по пунктам:

  • молитва и служение семье и людям;
  • ночлег на полу с поленом под головой;
  • ежедневное посещение богослужений;
  • пост и строгое воздержание от мирских соблазнов.

По достижении 60 лет святая почувствовала сильную физическую усталость, будучи больной, перестала посещать богослужения, усилив домашнюю молитву.

Во время служения священнику храма святого Лазаря, прихожанкой которого была Иулиания, была явлена Богородица. Она велела передать благочестивой матери, что ее домашние молитвы приняты, но они не имеют силы церковных. Божья Матерь велела сообщить всему населению, что на благочестивой женщине пребывает Дух Святой.

Сила веры в голодные годы

Оставшись одна, вырастив детей и похоронив мужа, святая Иулиания раздает все средства бедным, в скудости и лишениях, постах и молитвах, с постоянной Иисусовой молитвой продолжает земной путь.

Бесы, гонимые Святым Писанием, которое постоянно провозглашалось в доме, на физическом уровне угрожали благочестивой хозяйке. Чувствуя свою немощность праведница, атакуемая сатаной, вскричала к Богу и попросила послать ей на помощь Николая Угодника. При появлении святителя Николая Чудотворца все нечестивые духи бросились наутек, старший из них успел предречь подвижнице, что ее саму, помогающую спасти людей от голода, ожидает голодная смерть.

В начале 17 столетия при правлении царя Бориса Годунова сильный голод накрыл край, некоторые люди не выдерживали, убивали соседей и питались человеческим мясом, теряя разум.

Поля не дали урожая, скот пал от недостатка корма. Когда не стало пищи в доме, хозяйка отпустила желающих уйти холопов, с ней остались самые верные слуги. Не имея пропитания в родном селе, блаженная Ульяна переезжает с оставшимися слугами и детьми в Вочнево. Когда и там стало нечего кушать, она посылала слуг собирать лебеду и кору деревьев, из которых пекли хлеб.

Многие помещики не могли понять, откуда у нищей хозяйки хлеб, который способен дарить сытость. В благодарении Господу Иулиания с рабами пекла лепешки, наполненные любовью и милосердием. Соседи, имеющие возможность печь чистый хлеб, удивились необычному вкусу ее лепешек, дарующих особую сытость.

Благочестивая поклонница Христа осознавала, что голод обладает властью убивать духовно. Из-за куска хлеба могли убить, обокрасть, преступления и разнузданность накрыли землю, но обошли стороной дом, в котором не прекращалась молитвенная жизнь. Три года в радостном состоянии духа, без ропота и гнева на судьбу, молилась святая Иулиания Лазаревская за каждого человека, данного Богом под ее опеку.

Интересно! Господь даровал благочестивой праведнице знание времени своей смерти. Перед тем, как отойти в жизнь вечную, Иулиания призналась, что пребывание в Ангельском образе является ее мечтой. После того, как она попросила у всех прощение, простила сама каждого, кто обидел святую, дала последние напутствия, поцеловала ближних и тихо навсегда закрыла глаза со словами: «В руки твои, Бог мой, отдаю дух».

Как только душа оставила тело, вокруг головы умершей появился золотой нимб, подобно ангельскому сиянию, который присутствующие ранее могли видеть только на иконах. Около омытого, лежащего в отдельной комнатке тела среди ночи внезапно вспыхнули сами по себе свечи, благоухание наполнило дом.

Обретение мощей

2 января 1604 года святая Иулиания Муромская праведная была принята в Царстве Небесном, подтверждением ее святости стало обретение мощей. Благочестивая служанка исполнила повеление хозяйки, явившейся ей во сне, похоронить святую в храме праведного Лазаря около мужа Георгия.

Через 10 лет умер сын Георгий, которого решили похоронить около матери. При копании могилы случайно обнаружили гроб, при поднятии которого в середине было найдены нетленные части тела и множество мира.

Посмертные чудеса

Дети, а затем и взрослые, стали мазать миром больные места и мгновенно получали исцеления.

В ночь обретения святых мощей сам по себе зазвонил колокол Лазаревского храма. Разбуженные набатом люди сбежались к церкви, но никакого пожара не обнаружили, но смогли почувствовать благовоние и исцелиться чудотворным миром.

Через некоторое время сюда начали стекаться люди с округ, тем, кому не хватили мира, обтирались песком из могилы блаженной, и наступало исцеление.

Дети гражданина Мурома Иеремии Червева более двух лет страдали от кровотечения из конечностей. После совершения молебна и панихиды у мощей Иулиании они отерли больных деток песком и отправились домой. Впервые за долгое время дети спали всю ночь, утром встали к молитве и через неделю выздоровели.

В век отсутствия стоматологов проблемы с зубами доставляли крестьянам много боли и страданий. Зубная боль выбила из жизненной колеи крестьянина села Макарово, он поехал к гробу дарующей исцеление блаженной, долго молился и натер зубы песком, по возвращении домой возблагодарил Господа за отсутствие боли.

В одну из ночей сильнейший огонь охватил избы, крытые соломой, быстро приближаясь к храму, гонимый сильным ветром. Люди и священник, находящиеся в церкви, стали хватать землю около гроба благочестивой землячки и бросать ее в огонь. Пожар медленно стал затухать, ветер утих, больше ни одна изба не пострадала.

Климент из села Коледино страдал трофической язвой, от которой многие умирали. После совершения молебна у святыни и обтирания песком крестьянин смог встать на ноги, а вскоре язва исчезла.

Боярин Матвей Черкасов привез к гробу блаженной свою слепую рабу Марию, после панихиды она начала видеть, а по возвращении в Муром пошла по ягоды.

10-летний мальчик упал и ослеп, после посещения церкви св. Михаила прямо в храме сумел рассмотреть горящую свечу, а со временем его зрение полностью восстановилось.

Агафья, жена церковного клирика, страдала болями в руке, да такими, что пошевелить нею не могла. В одну из ночей во сне к ней пришла Иулиания и сказала не только пойти помолиться у иконы, но и пожертвовать на храм монетки, указав место их нахождения в доме клирика. Исполнив все сказанное милостивой Ульяной, после испития святой воды и оттирания песком пришло исцеление.

Помогла народная целительница и московскому дворянину Иосифу Ковкову встать на ноги. Находясь при смерти, в порыве отчаяния просил боярин слугу съездить из Москвы в Лазарево за песком и святой водой. По возвращении раба, который отслужил панихиду у гроба блаженной, окропив себя святой водой и песком из-под гроба, Иосиф мгновенно выздоровев. Благодарный боярин пешком преодолел путь из своего поместья в Москве к храму архангела Михаила, чтобы пожертвовать священникам церкви ризы.

8 мая 1649 было явлено чудо освобождения от слепоты Елены Васильевны, жительницы Вязниковского края, которая ослепла в детстве, прошла по многим чудотворным местам, а освобождение получила в Лазарево.

Протоиерей Николай Стройков в 1997 году благословил людей записывать все случаи исцелений и ответов на молитвы в Книге чудес, которая пишется и поныне:

  • в ней молодая мать благодарит за дарованное счастье материнства;
  • другая мать благодарна за удачно завершившуюся беременность;
  • паломник сообщает, что по пути к месту поклонения автобус потерпел аварию, но все паломники и иконы остались невредимы;
  • жительница Беларуси свидетельствует об исцелении неизлечимо больного по словам медиков внука.

Память и почитание

Чудеса массовых исцелений свидетельствуют о том, что на земле жила милостивая Иулиания, причисленная в 1614 году к лику святых.

В 17 столетии была составлена церковная служба, текст ее приписывают Каллистрату Дружине Осорьину.

Православная церковь увековечила память о благочестивой Иулиании в иконах «Собор Муромских святых», святом изображении святой рядом с мужем и дочерью, принявшей постриг с именем Феодосия.

Подворье преподобного Сергия хранит икону с изображением благочестивой хозяйкой Лазарево.

Лазаревский храм, в котором хранилась рака с мощами, в 1930 году закрывается, а святыня передается в краеведческий музей Мурома и сберегается вместе с мощами св. Петра и Февронии.

В августе 2014 года мощи благочестивой св. Иулиании возвращены на родину, в Михайловский храм с. Лазарево.

О чем просят Лазаревскую святую Иулианию

Ежегодно тысячи паломников приезжают в село Лазарево Владимирской области, чтобы в молитве прошения принести свои проблемы.

Утешение наше и похвала, Иулиание, голубице богомудрая, яко финикс, преславно процветшая, криле добродетелей священне и посребренне имущая, имиже на высоту Царствия Небеснаго возлетела еси! Похвальная пения памяти твоей радостно днесь приносим, понеже Христос нетлением чудесным тя увенча и благодатию исцелений тебе прослави. Зане любовию Христовою уязвившися, от младости чистоту душевную и телесную хранила еси, пост же и воздержание возлюбила еси, имиже, помогающей ти благодати, вся страсти мира сего попрала еси, и, яко пчела, мудро цвет добродетелей изыскавши, пресладкий мед Святаго Духа в сердце свое вселила еси и, еще во плоти бывши, посещения Богоматере сподобилася еси. Прилежно убо тя молим: молися, госпоже, да подаст нам в Троице славимый Бог твоими молитвами многолетно здравие же и спасение, тишину и изобилие плодов земных и на враги победы и одоления. Сохрани предстательством твоим, преподобная мати, страну Российскую и град сей и вся грады и страны христианския неврежденны от всех навет и козней вражиих. Помяни, госпоже, убогия рабы твоя, днесь в молитве тебе предстоящия, но чрез все житие свое паче всех человек прегрешившия, обаче теплое покаяние о сих приносящия и твоими к Богу молитвами оставление грехов получити просящия, яко да, греховных страстей свободившеся, благодарственное пение тебе приносити присно потщимся и прославим всех благих Подателя Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Чаще всего к милостивой спасительницей обращаются за помощью:

  • в решении финансовых решений;
  • исцеления;
  • дарования ребенка при выставленном враче диагнозе при бесплодии;
  • семейного благополучия.

Книга Чудес матушки Иулиании

В муромском Никола-Набережном храме хранятся чудотворная икона и мощи святой Иулиании. Дни ее памяти – 10/23 августа и 2/15 января.

В «Житие святой праведной Иулиании Милостивой (Лазаревской) Чудотворицы» сообщается о многих исцелениях по молитве матушки Иулиании. И в наше время праведная Иулиания продолжает творить чудеса. Свидетельство тому – записи в Книге Чудес, что ведется в Никола-Набережном храме в Муроме. Поклониться чудотворной иконе и мощам матушки Иулиании приезжают верующие со всей страны.

От Ивана Грозного до наших дней

Церковь Святителя Николая Чудотворца, названная по своему местоположению Прибрежной, находится в самом центре древнего русского города Мурома на живописном берегу реки Оки. Она по праву считается одним из древнейших приходских храмов города.

История Никола-Набережного храма в Муроме ведет начало от церкви Ильи Пророка. На его месте в XVI веке построили деревянную церковь Николая Чудотворца. В народе ее называли «Никола Мокрые ноги», потому как в разлив реки Оки вода подбиралась к самому храму. Сейчас таких разливов нет, но название сохранилось.

Первоначальное основание этой церкви приписывается царю Ивану IV и связано с пребыванием его в Муроме во время похода на Казань. По показанию Сотной книги 1574 г., напротив этой церкви был государев двор. Отсюда же отправлялась рыба и порох из Мурома в Москву, к царскому двору. Здесь же ждали вызова на службу ратные воины, готовые защитить берег от врагов. Посвятили новую церковь Николаю Чудотворцу неслучайно – он покровительствовал торговцам, каких много было по берегу Оки.

Читайте также:  Молебен Киприану и Иустине защита от колдовства, как заказать

Рядом с Никольским храмом находилась деревянная звонница с шестью колоколами.

В 1700 г. вместо ветхой деревянной церкви решили возвести новый добротный кирпичный храм. Есть сведения, что строительство велось на средства московского священника Дмитрия Христофорова. По всей видимости, он был сыном иерея Христофора, который служил в муромской церкви. Строился храм долго – 17 лет. В 1714 г. в храме устроили новый иконостас. Под руководством художника Казанцева в Муромском Благовещенском монастыре написали иконы для иконостаса с изображением шести сивилл – древних пророчиц, предсказавших рождение Иисуса Христа. Сейчас фрагменты этого иконостаса находятся в краеведческом музее Мурома.

Столетие спустя, в 1803 г., устроили трапезную и придел в честь Пришествия Святаго Духа. Потом на средства прихожан возвели придел в честь святого Власия, покровителя стад, и колокольню.
После революции и до лета 1940 г. Никольская церковь находилась в ведении общины верующих. К ХХ веку в храме появились святыни: украшенная драгоценными камнями икона Богородицы и чудотворная икона Николая Мирликийского.

Но почти все церковное серебро было расхищено, повреждена ограда и колокольня. Храм был отнесен к памятникам архитектуры второй категории, что спасло его от полного уничтожения. С 1940 г. и до 1991 г. в храме устраивали лыжную базу, склад зерновых, птичник. Арендаторы менялись несколько раз, одно время здание принадлежало музею. Целое десятилетие храм стоял открытый и пустой. Наконец в 1991 г. его передали Владимирской епархии. Первый настоятель храма протоиерей Петр рьяно взялся за дело восстановления, однако почти сразу в храме случился пожар, очень много сгорело, но уцелела икона Святителя Николая Чудотворца.

В 1993 г. из Воронежа привезли новые колокола и водрузили на звонницу. Тогда же храму передали мощи Святой праведной Иулиании.

Настоятель храма протоиерей Сергий Горячев, когда ему исполнилось 15 лет, впервые пришел именно сюда. В 17 лет он поступил в Троице-Сергиеву Лавру. Затем пришел в храм Николы-Мокрого псаломщиком, красил его, потом служил в соседнем храме. Когда отсюда батюшка ушел на покой, его поставили настоятелем.

При отце Сергии в 2005 г. возле святого целебного источника у храма поставили и освятили часовню. По преданию, именно отсюда епископ рязанский Василий отплывал вверх по Оке из Мурома в старую Рязань.

Жизнеописание святой Иулиании

Матушка Иулиания – одна из русских православных женщин-святых. Родилась она в 1535 г. в семье Иустина Недюрева, ключника при дворе царя Иоанна Васильевича. Когда было ей шесть лет, умерла ее матушка Стефанида Лукина, родом из Мурома. По смерти жены отец отдал Иулианию на воспитание бабушке Анастасии в Муром.

Бабушка воспитывала внучку в благоверии и чистоте, сама была боголюбива и нищелюбива, подавала милостыню, подолгу молилась, соблюдала посты, мало спала и много трудилась. Когда же минуло Иулиании 12 лет, умерла бабушка, и девочка перешла жить к своей тетке Наталии, у которой своих было восемь дочерей и один сын.

В 16 лет Иулианию выдали замуж. Супруг ей достался знатный, богатый и добродетельный – дворянин Георгий Осорьин из села Лазарево. Муж ее подолгу находился на царской службе. И вот однажды проснулась Иулиания ночью, чтобы помолиться. Мужа дома не было. И бес напустил на нее, молодую и неискушенную, страху, чтобы легла она в постель и уснула вместо молитвы. Сон ей был страшный, и прямо во сне начала она молить Богородицу и Николая Угодника о защите и помощи. И явился к ней Святой Николай, разогнал бесов и обещал по завету Бога охранять ее. Иулиания проснулась и увидела Святого Николая наяву, как будто он уходил из покоев ее. Побежала за ним, а он тотчас стал невидимым. Дверь была заперта, и уверовала Иулиания в чудо.

Много раз просила она у мужа отпустить ее в монастырь, но тот не соглашался, призывал любить Бога в миру и вести жизнь праведную. Родила она мужу десять сыновей и трех дочерей.После трагической смерти двух сыновей Иулиания стала снова проситься отпустить ее в монастырь. Но муж ответил на это, что она должна воспитать и вырастить остальных детей. Всю жизнь Иулиания забывала себя ради близких, поэтому и на этот раз согласилась. Днем и вечером она занималась хозяйством, а ночами молилась, делая множество поклонов, сократив сон до двух-трех часов. Иулиания спала на голых бревнах, одежды теплой зимой не носила, изнуряла свое тело ради спасения души. Так прожили они десять лет.

После смерти мужа Иулиания стала молиться пуще прежнего, спала по два часа за ночь, рукодельничала да пекла хлеб для нищих и убогих, а сама дошла до крайней бедности, отказывая себе во всем.Во время голода при царе Борисе Годунове Иулиания не переставала помогать людям и пекла для них хлеб, приготовленный из лебеды и коры деревьев.

Перед смертью она призналась, что давно желала ангельского образа, но «не сподобилась ради грехов своих». Присутствовавшие при кончине видели, как вокруг головы ее появилось сияние в виде золотого венца «яко же на иконах пишется». Умерла она 2/15 января 1604 г., и с тех пор в этот день чтят память святой праведной Иулиании Чудотворицы.

Похоронили ее у церкви Святого Лазаря в селе Лазаревское. Над гробом Иулиании поставили теплую церковь архистратига Михаила. Через десять лет умер сын Иулиании Георгий, и когда стали его хоронить, обнаружили гроб Иулиании целым и невредимым, а как открыли его – увидели, что полон он мира благовонного. Наполнили сосуд тем миром, отвезли в Муром в соборную церковь. А Иулиания явилась своей дочери Феодосии, бывшей в девичьем монастыре в Муроме, и велела вынуть себя из земли. Подняли ее гроб над землей. И пошел от него песок чудотворный.

Многие от того мира и песка обрели здоровье и силу. Так, Иеремий Червев из Мурома обтер своих жену и дочь песком от гроба Иулиании и зажили на руках и ногах у них многочисленные раны. А христианка Фекла, приложившись к раке со святыми мощами, обрела разум. Иосиф из Пансыревой деревни был нем, а дали ему воды от мощей святой Иулиании – и он начал разговаривать ясно.

Род святой Иулиании не угас, ее потомки оставили свой след в истории России. Один из них, Георгий Михайлович Осоргин, был расстрелян на Соловках — это описано у Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГ». В Париже живет Николай Михайлович Осоргин — профессор Православного богословского института, регент Сергиевского подворья, основанного его дедом, автор ряда книг.

Спасла от огня и бомбы

Иулиания стала местночтимой муромской святой в 1649 г. Мощи ее долгое время находились в музее, так же, как мощи Петра и Февронии и благоверных князей Константина, Михаила и Федора. Теперь же мощи праведной Иулиании хранятся в Никола-Набережном храме. Здесь же находится еще одна святыня – икона Иулиании милостивой, которую написали ее потомки и привезли в Муром из Парижа.

Возле раки с мощами Иулиании почти всегда стоят живые цветы. А несколько лет назад случилось, что накануне Пасхи не было у церкви денег, чтобы купить красивый букет белых лилий и белых роз и поставить их чудотворице. Священник молился, чтобы помог ему Господь обрести, собрать деньги на цветы для милостивой Иулиании. Но вот Пасха близка, а денег нет. Посчитал он тогда со служителями, во сколько обойдется букет, и решили, что деньги выделить надо. И как раз в этот момент подходит к ним прихожанин и протягивает деньги, а сам и говорит: «Из моей спальни хорошо виден ваш храм. Несколько дней назад во сне я слышал голос, который велел мне отнести в храм деньги. Но мне все некогда было, дела, хотя сам переживал и мучился. А вот сегодня утром встал и решил исполнить волю Божию. Вот, возьмите, пожалуйста». И что самое удивительное – сумма оказалась ровно такой, какую решили за минуту до этого выделить на цветы.

Этот случай среди прочих записан в Книге Чудес, хранящейся в церкви. «Описание чудес, совершающихся по молитвам святой и праведной Иулиании» – так называется толстая тетрадь в черном переплете. Начата она по благословению настоятеля Никола-Набережного храма протоиерея Николая Стройкова в 1997 г. В тетради прихожане и паломники оставляли свои записи. Люди описывали свое исцеление, чудесное спасение, помощь, благодарили святую, просили помощи и заступничества, рассказывали случаи, которые произошли с ними, сообщали, как после предыдущего поклонения святой наладилась у них жизнь.

Среди многочисленных записей об исцелении больной ноги или поясницы есть и совсем удивительные. Вот молодая мать благодарит матушку Иулианию, что даровала ей дочку после долгих лет ожидания и лечения. Другая женщина поклоняется святой, что помогла ей выносить ребенка. А вот паломница из Челябинска пишет, как был ей сон, а в нем незнакомая церковь и стол в ней без скатерти. И было ей видение сшить ту скатерть. Много месяцев откладывала она дело, не умея ни шить, ни вышивать. Но вот по делам приехала в Муром, и как увидела храм Николы-Набережного, вспомнила сон свой, узнала церковь, купила ткань, брала уроки вышивания, и через полгода прислала из Челябинска бандеролью вышитую скатерть.

Паломник пишет, как в дороге перевернулся и сгорел их автобус. Люди выжили, сумка его сгорела дотла, а икона в этой сумке осталась цела и невредима.

А вот и вовсе удивительный случай, который описал клирик храма Святителя Николая в подмосковном Бирюлеве иерей Константин Кобелев 11 декабря 2008 г.: «В 2006 г. по дороге из Дивеева проезжали Муром. Время было неурочное, храм был закрыт, никого не было. Спутники мои остались в машине, а я решил, что хотя бы вокруг храма обойду. Когда я был у святого алтаря, с южной стороны, неожиданно услышал дивное пение. Высокий женский голос пел. «Значит, это меня матушка Иулиания зовет», – подумал я тогда. 30 ноября 2008 г. в нашем храме Святителя Николая в Бирюлеве был совершен теракт. Пострадала только одна наша прихожанка Анна, которая три раза плеснула на бомбу святой водой. Бомба чудом не разорвалась, только сработал взрыватель, повредив Анне лицо».

Еще одна интересная запись, которую сделала муромлянка по рассказу паломницы из Белоруссии. У нее сильно болел внук, не мог ходить. Врачи от него отказались, и только мать и бабушка продолжали лечение и молились. И однажды приснилось ей, что помочь сможет святая Иулиания. О такой святой она не слышала никогда, стала спрашивать у знакомых, те тоже не знают. И вот отправившись в поездку по святым местам, оказалась в Муроме и неожиданно для себя нашла здесь икону и мощи святой Иулиании, молилась, плакала, речь ее постоянно переходила с русской на белорусскую. И уехала она в полной уверенности, что внук ее начнет ходить. А обретение веры – это ли не главное чудо?

Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

Дни памяти: Январь 2

Жизнеописание святой Иулиании Лазаревской написано ее сыном. Это единственное сохранившееся подробное описание жизни святой, восполняющее сторицей недостаточность сведений о других.

Родилась Иулиания в 30-е годы XVI в. в г. Плосне у благочестивых дворян Иустина и Стефаниды Недюревых. Шести лет она осталась круглой сиротой. Бабушка с материнской стороны взяла девочку к себе в город Муром. Через 6 лет умерла и бабушка, завещав своей дочери, уже имевшей 9 детей, взять на воспитание 12-летнюю сироту.

Иулиания пользовалась любой возможностью помочь другим. Она избегала детских игр и забав, предпочитая пост, молитву и рукоделие, чем вызывала постоянные насмешки сестер и слуг. Она привыкла подолгу молиться со множеством поклонов. Кроме обычных постов налагала на себя еще более строгое воздержание. Родственники были недовольны, боялись за ее здоровье и красоту. Иулиания терпеливо и кротко переносила упреки, но продолжала свой подвиг. Ночами Иулиания шила, чтобы одевать сирот, вдов и нуждающихся, ходила ухаживать за больными, кормила их.

Слава о ее добродетелях и благочестии разнеслась по окрестностям. К ней посватался владелец села Лазаревское, что неподалеку от Мурома, Юрий Осорьин. Шестнадцатилетняя Иулиания была выдана замуж за него и стала жить в семье мужа. Родители и родственники мужа полюбили кроткую и приветливую невестку и вскоре поручили ей ведение хозяйства всей многочисленной семьи. Она окружила старость родителей мужа неусыпной заботой и лаской. Дом вела образцово, вставала с зарей, ложилась спать последней.

Домашние заботы не прервали духовного подвига Иулиании. Каждую ночь она вставала на молитву со множеством поклонов. Не имея права распоряжаться имуществом, всякую свободную минуту и многие ночные часы занималась рукоделием, чтобы на полученные средства творить дела милосердия. Искусно вышитые пелены Иулиания дарила в храмы, а остальную работу продавала, чтобы деньги раздать нищим. Благодеяния она совершала тайно от родных, а милостыню посылала по ночам с верной служанкой. Особенно заботилась она о вдовах и сиротах. Целые семьи кормила и одевала Иулиания трудами рук своих.

Имея множество слуг и дворни, она не позволяла одевать и разувать себя, подавать воду для умывания; была со слугами неизменно приветлива, никогда не доносила мужу об их поступках, предпочитая брать вину на себя.

Бесы пригрозили Иулиании во сне, что погубят ее, если она не прекратит благодеяний людям. Но Иулиания не обратила внимания на эти угрозы. Она не могла проходить мимо человеческого страдания: помочь, порадовать, утешить — было потребностью ее сердца. Когда наступило голодное время и множество людей умирало от истощения, она, вопреки обычаю, стала брать у свекрови значительно больше пищи и тайно раздавала голодным. К голоду присоединилась эпидемия, люди запирались в домах, боясь заразиться, а Иулиания тайком от родных мыла в бане больных, лечила их, как умела, молилась об их выздоровлении. Тех, кто умирал, она обмывала и нанимала людей для погребения, молилась об упокоении каждого человека. Будучи неграмотной, Иулиания изъясняла Евангельские тексты и духовные книги. И мужа своего она приучила к частой и теплой молитве. Свекор и свекровь ее умерли в глубокой старости и, приняв перед кончиной постриг. Иулиания прожила с мужем в согласии и любви много лет, родила десять сыновой и трех дочерей. Четверо сыновей и три дочери умерли в младенчестве, а два сына погибли на царской службе. Преодолевая скорбь сердца, Иулиания так говорила о смерти детей: «Бог дал, Бог и взял. Ничтоже искуса греховна не сотвори, и души их со ангелы славят Бога и о родителях своих Бога молят».

После трагической смерти двух сыновей Иулиания стала проситься отпустить ее в монастырь. Но муж ответил на это, что она должна воспитать и вырастить остальных детей. Всю жизнь Иулиания забывала себя ради других, поэтому и на этот раз она согласилась, но упросила мужа, чтобы им не иметь супружеских отношений, и жить как брат с сестрой. Это был рубеж в жизни праведной Иулиании. Она еще более увеличила свои подвиги и стала вести монашескую жизнь. Днем и вечером она занималась хозяйством и воспитанием детей, а ночами молилась, делала множество поклонов, сократив сои до двух-трех часов; спала на полу, положив под голову поленья вместо подушки, ежедневно посещала богослужения в храме, держала строгий пост. Жизнь ее стала непрестанной молитвой и служением.

По болезни и усталости Иулиания одно время перестала часто ходить в храм, увеличив домашнюю молитву. Она была прихожанкой церкви святого Лазаря — брата святых Марфы и Марии. Священник этой церкви услышал в храме голос от иконы Божией Матери: «Пойди и скажи милостивой Иулиании, отчего она не ходит в церковь? И домашняя ее молитва угодна Богу, но не так, как церковная. Вы же почитайте ее, ей уже 60 лет и на ней почивает Дух Святой». После смерти мужа Иулиания раздала свое имущество бедным, лишив себя даже теплой одежды. Она стала еще более строгой к себе; постоянно, даже во сне творила Иисусову молитву. Чем суровее становились подвиги Иулиании, тем сильнее были нападения на нее духов злобы, не желавших признать своего поражения. Однажды, — повествует ее сын, — Иулиания, придя в маленькую комнату, подверглась нападению бесов, угрожавших убить ее, если она не оставит своих подвигов. Она не устрашилась, а только взмолилась Богу и просила послать святителя Николая на помощь. В то же время явился ей святитель Николай с палицей в руке и прогнал духов нечистых. Бесы исчезли, но один из них, угрожая подвижнице, предрек ей, что в старости она сама начнет «голодом помирать, нежели чужих людей кормить».

Угроза беса исполнилась лишь отчасти — Иулиании действительно пришлось страдать от голода. Но ее любящее и сострадательное сердце не могло оставить умирающих от голода без помощи. Это было в страшные годы (1601 — 1603), в царствование Бориса Годунова. Люди, обезумевшие от голода, ели даже человеческое мясо.

С полей своих Иулиания не собрала ни зерна, запасов не было, скот пал почти весь от бескормицы. Иулиания не отчаялась: распродала оставшийся скот и все ценное в доме. Жила в нищете, не в чем было в церковь выйти, но «ни едина нища… не отпусти тща». Когда все средства истощились, Иулиания отпустила на волю своих холопов (и это в XVI веке!), но некоторые из слуг не пожелали оставить госпожу, предпочитая погибнуть вместе с ней. Тогда Иулиания со свойственной ей энергией принялась спасать близких от голодной смерти. Она научила своих слуг собирать лебеду и древесную кору, из которых пекла хлеб и кормила им детей, слуг и нищих. «Окрестные помещики с упреком говорили нищим: зачем вы заходите к ней? Чего взять с нее? Она и сама помирает с голоду. — A мы вот что скажем, — говорили нищие, — много обошли мы сел, где нам подавали настоящий хлеб, да и он не елся нам так всласть, как хлеб этой вдовы… Тогда соседи-помещики начали подсылать к Ульяне за ее диковинным хлебом. Отведав его, они находили, что нищие были правы, и с удивлением говорили меж себя: мастера же ее холопы хлебы печь! С какой любовию надобно подавать нищему ломоть хлеба,… чтобы этот ломоть становился предметом поэтической легенды тотчас, как был съедаем!»

Иулиании приходилось бороться не только с опасностью смерти, спасая своих слуг и близких, но и с еще более страшной опасностью духовной гибели. Ужасна власть голода. Чтобы добыть пищи, люди шли на любое преступление. Иулиания любила своих слуг и считала себя ответственной за их души, которые по ее словам, «были поручены ей Богом». Как воин на поле битвы, она непрестанно боролась со злом, и так сильна была ее молитва и влияние на окружающих, что ни один из близких ей людей не запятнал себя преступлением, во время общей разнузданности это было настоящим чудом.

Читайте также:  Николо-Богоявленский морской собор в Санкт-Петербурге, адрес

От нее не слышали ни слова ропота, печали, напротив все три голодных года она была в особом приподнятом и радостном настроении: «Ни опечалися, ни смутися, ни поропта, но паче первых лет весела бе», — пишет ее сын.

Перед кончиной Иулиания призналась, что давно желала ангельского образа, но «не сподобилась ради грехов своих». Она попросила у всех прощения, дала последние наставления, поцеловала всех, обернула вокруг руки четки, трижды перекрестилась, и последними ее словами были: «Слава Богу за все! В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Присутствовавшие при кончине видели, как вокруг головы ее появилось сияние в виде золотого венца «яко же на иконах пишется». Произошло это 10 января 1604 года.

Явившись во сне благочестивой служанке, Иулиания повелела отвезти свое тело в Муромскую землю и положить в церкви святого праведного Лазаря. В 1614 году, когда копали землю рядом с могилой Иулиании для ее умершего сына Георгия, были обретены мощи святой. Они источали миро, от которого шло благоухание, и многие получали исцеления от болезной — особенно больные дети.

Чудеса на могиле праведницы свидетельствовали, что Господь прославил смиренную рабу свою. В том же 1614 г. святая праведная Иулиания была причислена к лику святых.

Кроме жития святой, в XVII веке была написана служба, составление которой приписывается ее сыну Дружине Осорьину. На иконе второй половины XVII века «Собор Муромских святых» святая Иулиания изображена вмести со святыми Петром и Февронией, князьями Константином, Михаилом и Феодором Муромскими. В Муромском музее есть икона, на которой святая Иулиания изображена вместо со своим мужем Георгием и дочерью, инокиней Феодосией, ставшей местночтимой святой.

С XVIII века фамилия святой Иулиании — Осорьина писалась как Осоргина. В роде Осоргиных старшего сына всегда называли Георгием в память предка. Род святой Иулиании не угас — ее потомки оставили свой след в истории России. Один из них, Георгий Михайлович Осоргин, был расстрелян на Соловках — это описано у Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГ». В Париже живет Николай Михайлович Осоргин — профессор Православного богословского института, автор ряда книг, он же регент Сергиевского подворья, основанного его дедом в Париже. На подворье есть икона святой праведной Иулиании Лазаревской.

Храм в селе Лазаревское, где находились мощи святой Иулиании (в четырех верстах от Мурома), был закрыт в 1930 году. Рака с мощами, перенесенная в Муромский краеведческий музей, стояла рядом с мощами святых Петра и Февронии Муромских. В год тысячелетия Крещения Руси начались хлопоты о возвращении мощей в православный храм Мурома. И сегодня мощи святой праведной Иулиании Лазаревской открыто почивают в храме Благовещения Пресвятой Богородицы бывшего Благовещенского монастыря города Мурома.

Тропарь праведной Иулиании Лазаревской, Муромской

Просветившися Божественною благодатию,/ и по смерти светлость жития твоего явила еси:/ источаеши бо миро благовонное всем болящим на исцеление,/ с верою приходящим к мощем твоим,/ праведная мати Иулиание,/ Христа Бога моли/ спастися душам нашим.

Ин тропарь праведной Иулиании Лазаревской, Муромской

На рамо вземши крест свой,/ последовала еси Христу милостынею, постом и молитвою, / всехвальная Иулиания милостивая,/ и всем, в мире живущим, правило явилася еси жития,/ темже Вышнее Царствие наследовавши,/ непрестанно моли/ спастися душам нашим.

Кондак праведной Иулиании Лазаревской, Муромской

Скоропослушливую помощницу вси, сущии в бедах и болезнех, воспоем Иулианию святую, та бо в мире богоугодно поживе и милос­тыню к нищим безмерну показа, сего ради обрете благодать чудес Божиим ведением.

Молитва праведной Иулиании Лазаревской, Муромской

Утешение наше и похвала, Иулиание, голубице богомудрая, яко финикс, преславно процветшая, криле добродетелей священне и посребренне имущая, имиже на высоту Царствия Небеснаго возлетела еси! Похвальная пения памяти твоей радостно днесь приносим, понеже Христос нетлением чудесным тя увенча и бла­годатию исцелений тебе прослави. Зане любовию Христовою уязвив­шися, от младости чистоту душевную и телесную хранила еси, пост же и воздержание возлюбила еси, имиже, помогающей ти благодати, вся страсти мира сего попрала еси, и, яко пчела, мудро цвет добро­детелей изыскавши, пресладкий мед Святаго Духа в сердце свое вселила еси и, еще во плоти бывши, посещения Богоматере сподо­билася еси. Прилежно убо тя молим: молися, госпоже, да подаст нам в Троице славимый Бог твоими молитвами многолетно здравие же и спасение, тишину и изобилие плодов земных и на враги победы и одоления. Сохрани предстательством твоим, преподобная мати, страну Российскую и град сей и вся грады и страны христианския неврежденны от всех навет и козней вражиих. Помяни, госпоже, убогия рабы твоя, днесь в молитве тебе предстоящия, но чрез все житие свое паче всех человек прегрешившия, обаче теплое покаяние о сих приносящия и твоими к Богу молитвами оставление грехов получити просящия, яко да, греховных страстей свободившеся, благодарственное пение тебе приносити присно потщимся и прославим всех благих Подателя Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иулиания муромская икона в чем помогает. Молитва святой иулиании лазаревской

Святая праведная дева ИУЛИАНИЯ, княжна ОЛЬШАНСКАЯ

(+1550 г.) Память 6(19) июля

После присоединения Киева к Литве в городе правила семья князей Ольшанских. В середине XVI века у одного из них князя Юрия Дубровицкого-Ольшанского умерла дочь Иулиания. Она скончалась девственницей на 16-м году жизни. Отец ее был благотворителем Киево Печерской Лавры и потому тело княжны погребли близ Великой Лаврской церкви.

В начале XVII века при Печерском архимандрите Елисее (1724 г.), во время копания могилы нашли гроб с нетленным телом девушки. На серебряной дощечке гроба была надпись: «Иулиания, княжна Ольшанская, скончавшаяся на 16-м году». Княжна лежала в гробу как живая, в белом платье, обшитом золотом, со множеством драгоценных украшений. Тело ее перенесли в Великую Лаврскую церковь.

В XVII веке святая Иулиания явилась Киевскому митрополиту Петру Могиле и упрекнула его за маловерие и небрежение к ее мощам. После этого митрополит повелел положить мощи святой в драгоценную раку с надписью: «По воле Творца Неба и земли живет по вся лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница.

Здесь кости врачевство против всех страданий… Райские селения собой украшаешь, Юлиания, как цветок прекрасный». У раки мощей святой Иулиании совершалось множество чудес и благодатных исцелений.

Был при этом случай, когда, пробравшийся в церковь, вор украл с ее мощей драгоценное кольцо, но едва он вышел из дверей храма, закричал страшным голосом и упал мертвым.

Однажды святая дева Иулиания явилась игумену Киевского Михайловского монастыря и сказала ему: «Я Иулиания, мощи которой лежат в Печерской церкви. Ты же считаешь мои мощи ничем. Ради этого Господь посылает тебе знамение, чтобы ты понял, что я Господом Богом причтена к святым девам, угодившим Ему». С тех пор почитание святой Иулиании еще более увеличилось.

В 1718 году мощи святой горели при пожаре в церкви. Останки их были положены в новую раку и поставлены в Ближних пещерах Киево Печерской Лавры. Святая праведная дева Иулиания стала второй из святых жен Руси, удостоившихся быть погребенными в Лаврских пещерах. На иконах святая Иулиания изображается в соборе святых Отцев Киево Печерской лавры.

Жизненный путь святой Иулиании Ольшанской является утверждением праведности, душевного здоровья, душевной цельности, т.е. целомудрия. Она творит правду Божию. Будучи праведной девой имеет благодать помогать живущим хранить девство и чистоту.

На этой ступени восхождения святых жен Руси утверждается также особый дар исцеления различных недугов душевных и телесных. Потому столь многочисленны были случаи исцелений у мощей святой Иулиании. Но более всего помогает она в исцелении душевнобольных.

Столько сейчас больных душой в нашем обществе, столько неустроенных, заблудших душ, потерявших веру в Бога или не ведающих Его. Душа человека скорбит, мучается, мятется, ибо жаждет правды Божией, жаждет пищи духовной, которой лишена. Особенно подвержены душевным болезням женщины на них ведь лежит главная тяжесть неустройств и бед наших дней.

Святая Иулиания первая помощница русским женщинам в исцелении болезней души.

Она предстательствует за них вместе с другими святыми русской земли пред Пречистой Матерью Господа и вместе с Нею пред Престолом Святой Троицы.

Помолимся же святой праведной деве Иулиании, княжне Ольшанской о ее земных сестрах женщинах России, чтобы помогла она исцелению их душ, помогла обрести радость духовную и утешение.

Яко непорочная невеста Нетленнаго Жениха Христа, праведная дево Иулиание, со светлою свещею добрых дел вошла еси в чертог Его Небесный и тамо со святыми блаженства вечнаго наслаждаешися. Темже моли, Егоже возлюбила еси и Емуже девство твое обручила еси, спасти души наша.

Тропарь, глас 2

Девства добротами преочищена и целомудрия цветы венчавшися, Богоблаженная дево Иулиание, явилася еси миру в нетлением телеси твоем, источник исцелений и даров духовных подающи всем к тебе притекающим, и ныне, яко свеща теплая, благодати елеем возжженная, предстоящи Престолу Господа и Жениха твоего Небеснаго, Того моли, дево чистая, избавити нас от всякаго зла, чтущих память твою верою и любовию.

Кондак, глас 8

Храм Божий одушевленный, девственною чистотою благоукрашенный, вемы тя святая праведная дево, княжно Иулиание, темже с любовию празднующе святых твоих мощей обретение, молим тя, известная желаний наших ходатаице: принеси за ны молитвы твоя ко Господу и от всяких бед свобождай нас предстательством твоим у Престола Всевышняго, да зовем ти: радуйся, дево святая Иулиание, невесто Христова прекрасная.

Величание

Величаем тя, святая праведная дево Иулиание, и чтим святую память твою, ты бо молиши за ны Христа Бога нашего.

О святая праведная дево Иулиание, княжно Ольшанская, помощнице всем жаждущим спасения и исцеления от болезней душ и телес, принеси молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Его Матери и Приснодеве Марии за вся народы Великия, Малыя и Белыя России.

Умоли Спаса нашего, да обратятся вси людие к вере Православней, да укрепят любовь взаимную и духовное единство.

Ты, мудрая дево, велию силу благодати Божия в себе показавшая и в сомне святых Печерских прославленная, укрепи исповедников веры Православныя, подаждь им твердость и мужество, обрати заблудших к покаянию и исправлению, сохрани всю страну нашу от глада, труса, потопа, огня, междоусобныя брани и от всех врагов видимых и невидимых.

О, святая агнице Божия, яко имеяй дар мнози болезни целити и от козней врагов ограждати, исцели убо наша страсти душевныя и облегчи тяжкия болезни телесный, отраду в скорбех даруй и избави нас от всяких бед и напастей.

Призри на вся предстоящия честным твоим мощем и просящия твоея помощи сердцем сокрушенным и духом смиренным, да принесем во всем житии нашем плоды духовный: любовь, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание, да сподобимся жизни вечныя и да любовию твоею ограждаеми поем прославльшему тя Господу Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава и честь со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 2

Девства добротами преочищена и целомудрия цветы венчавшися, Богоблаженная дево Иулиание, явилася еси миру в нетлением телеси твоем, источник исцелений и даров духовных подающи всем к тебе притекающим, и ныне, яко свеща теплая, благодати елеем возжженная, предстоящи Престолу Господа и Жениха твоего Небеснаго, Того моли, дево чистая, избавити нас от всякаго зла, чтущих память твою верою и любовию.

Кондак, глас 8

Храм Божий одушевленный, девственною чистотою благоукрашенный, вемы тя святая праведная дево, княжно Иулиание, темже с любовию празднующе святых твоих мощей обретение, молим тя, известная желаний наших ходатаице: принеси за ны молитвы твоя ко Господу и от всяких бед свобождай нас предстательством твоим у Престола Всевышняго, да зовем ти: радуйся, дево святая Иулиание, невесто Христова прекрасная.

Величание

Величаем тя, святая праведная дево Иулиание, и чтим святую память твою, ты бо молиши за ны Христа Бога нашего.

О святая праведная дево Иулиание, княжно Ольшанская, помощнице всем жаждущим спасения и исцеления от болезней душ и телес, принеси молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Его Матери и Приснодеве Марии за вся народы Великия, Малыя и Белыя России.

Умоли Спаса нашего, да обратятся вси людие к вере Православней, да укрепят любовь взаимную и духовное единство.

Ты, мудрая дево, велию силу благодати Божия в себе показавшая и в сомне святых Печерских прославленная, укрепи исповедников веры Православныя, подаждь им твердость и мужество, обрати заблудших к покаянию и исправлению, сохрани всю страну нашу от глада, труса, потопа, огня, междоусобныя брани и от всех врагов видимых и невидимых.

О, святая агнице Божия, яко имеяй дар мнози болезни целити и от козней врагов ограждати, исцели убо наша страсти душевныя и облегчи тяжкия болезни телесный, отраду в скорбех даруй и избави нас от всяких бед и напастей.

Призри на вся предстоящия честным твоим мощем и просящия твоея помощи сердцем сокрушенным и духом смиренным, да принесем во всем житии нашем плоды духовный: любовь, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание, да сподобимся жизни вечныя и да любовию твоею ограждаеми поем прославльшему тя Господу Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава и честь со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Спасла от огня и бомбы

Иулиания стала местночтимой муромской святой в 1649 г. Мощи ее долгое время находились в музее, так же, как мощи Петра и Февронии и благоверных князей Константина, Михаила и Федора. Теперь же мощи праведной Иулиании хранятся в Никола-Набережном храме. Здесь же находится еще одна святыня – икона Иулиании милостивой, которую написали ее потомки и привезли в Муром из Парижа.

Запись из Книги чудес святой Иулиании

Возле раки с мощами Иулиании почти всегда стоят живые цветы. А несколько лет назад случилось, что накануне Пасхи не было у церкви денег, чтобы купить красивый букет белых лилий и белых роз и поставить их чудотворице. Священник молился, чтобы помог ему Господь обрести, собрать деньги на цветы для милостивой Иулиании. Но вот Пасха близка, а денег нет. Посчитал он тогда со служителями, во сколько обойдется букет, и решили, что деньги выделить надо. И как раз в этот момент подходит к ним прихожанин и протягивает деньги, а сам и говорит: «Из моей спальни хорошо виден ваш храм. Несколько дней назад во сне я слышал голос, который велел мне отнести в храм деньги. Но мне все некогда было, дела, хотя сам переживал и мучился. А вот сегодня утром встал и решил исполнить волю Божию. Вот, возьмите, пожалуйста». И что самое удивительное – сумма оказалась ровно такой, какую решили за минуту до этого выделить на цветы.

Этот случай среди прочих записан в Книге Чудес, хранящейся в церкви. «Описание чудес, совершающихся по молитвам святой и праведной Иулиании» – так называется толстая тетрадь в черном переплете. Начата она по благословению настоятеля Никола-Набережного храма протоиерея Николая Стройкова в 1997 г. В тетради прихожане и паломники оставляли свои записи. Люди описывали свое исцеление, чудесное спасение, помощь, благодарили святую, просили помощи и заступничества, рассказывали случаи, которые произошли с ними, сообщали, как после предыдущего поклонения святой наладилась у них жизнь.

Среди многочисленных записей об исцелении больной ноги или поясницы есть и совсем удивительные. Вот молодая мать благодарит матушку Иулианию, что даровала ей дочку после долгих лет ожидания и лечения. Другая женщина поклоняется святой, что помогла ей выносить ребенка. А вот паломница из Челябинска пишет, как был ей сон, а в нем незнакомая церковь и стол в ней без скатерти. И было ей видение сшить ту скатерть. Много месяцев откладывала она дело, не умея ни шить, ни вышивать. Но вот по делам приехала в Муром, и как увидела храм Николы-Набережного, вспомнила сон свой, узнала церковь, купила ткань, брала уроки вышивания, и через полгода прислала из Челябинска бандеролью вышитую скатерть.

Паломник пишет, как в дороге перевернулся и сгорел их автобус. Люди выжили, сумка его сгорела дотла, а икона в этой сумке осталась цела и невредима.

А вот и вовсе удивительный случай, который описал клирик храма Святителя Николая в подмосковном Бирюлеве иерей Константин Кобелев 11 декабря 2008 г.: «В 2006 г. по дороге из Дивеева проезжали Муром. Время было неурочное, храм был закрыт, никого не было. Спутники мои остались в машине, а я решил, что хотя бы вокруг храма обойду. Когда я был у святого алтаря, с южной стороны, неожиданно услышал дивное пение. Высокий женский голос пел. «Значит, это меня матушка Иулиания зовет», – подумал я тогда. 30 ноября 2008 г. в нашем храме Святителя Николая в Бирюлеве был совершен теракт. Пострадала только одна наша прихожанка Анна, которая три раза плеснула на бомбу святой водой. Бомба чудом не разорвалась, только сработал взрыватель, повредив Анне лицо».

Еще одна интересная запись, которую сделала муромлянка по рассказу паломницы из Белоруссии. У нее сильно болел внук, не мог ходить. Врачи от него отказались, и только мать и бабушка продолжали лечение и молились. И однажды приснилось ей, что помочь сможет святая Иулиания. О такой святой она не слышала никогда, стала спрашивать у знакомых, те тоже не знают. И вот отправившись в поездку по святым местам, оказалась в Муроме и неожиданно для себя нашла здесь икону и мощи святой Иулиании, молилась, плакала, речь ее постоянно переходила с русской на белорусскую. И уехала она в полной уверенности, что внук ее начнет ходить. А обретение веры – это ли не главное чудо?

Иулиания Ольшанская

иулиания ольшанская, святая иулиания ольшанская

Значение иконы святых Петра и Февронии

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

  • Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские
    • В чем помогают святые
    • Полезные материалы
    • Иконы святых Петра и Февронии и их значение
    • Где находятся мощи святых и иконы с частицами мощей
    • О чем молятся пред этой иконой
    • Примеры помощи, по молитвам к этим святым
      • Молитва, которую читают пред иконой святых
    • Похожие статьи

Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские

Икона святых благоверных кн. Петра и кн. Февронии

Они жили на Руси в 13 веке, но память о них не развеялась до наших дней, потому что славны они были своей справедливостью, доброй совестью, милосердием и благотворительностью, но не это главное. Народ чтит их до сих пор как пару, сохранившую святость семейного союза на всю жизнь, а от православной Церкви они получили особый чин святости – благоверные. Благая вера и верность – вот их подвиги. Благая – значит добрая, искренняя, твердая. Верность Богу и друг другу.

Читайте также:  Кремировать или хоронить православного человека

В чем помогают святые

Петр и Феврония считаются заступниками чистоты брачных союзов, помощниками супружеским парам в прохождении поприща семейной жизни, покровителями невест и женихов. Возможность этого молитвенного заступничества снискали они у Бога святостью своей жизни. Предание об их благочестивой жизни переходило из уст в уста, а потом было записано монахом-летописцем Ермолаем Еразмом.

Полезные материалы

Мудрая Феврония вылечила своего жениха князя Петра и стала княгиней, твердо веровала Богу, не боясь людских наветов, не отвечая на оскорбления, а наоборот, по Евангелию: «… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»(Мф. 5:4), — была добра и милостива ко всем людям.

А Петр, устояв в искушении властью – помните, как показывал дьявол все царства мира — «…все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф.4:9), предпочел сохранить на себе брачный венец, отказавшись от венца княжеского ради своей супруги.

Иконы святых Петра и Февронии и их значение

Самые ранние известные иконы святых благоверных Петра и Февронии – это иконы второй половины XVI века, когда широко стала известна история их жизни, описанная Ермолаем, и ставшая популярной далеко за пределами Мурома. Первые иконы были житийными – рассказ о жизни святых в картинах (клеймах). Рассматривая клейма, и неграмотному можно было «прочесть» житие.

Преподобные Петр и Феврония Муромские. Икона с житием. Икона, 1618 г. Из собора Рождества Богородицы г. Мурома

Традиционная (каноническая) иконография благоверных Петра и Февронии Муромских:

  • Фронтальные фигуры святых в рост, либо повернутые к зрителю на три четверти. Облачения на них либо княжеские, либо монашеские.
  • Иногда святых изображали с молитвенно простертыми руками – одна рука друг к другу, другая – вверх. Символ верности друг другу и Богу.
  • Между фигурами, бывает, размещается изображение храма, как символа созидания и укрепления святыми веры.
  • Может быть изображение со свитками в руках и надписью из жития — «наказанбыстьв добре исповедании и целомудрии праведно власть свою правя».
  • Есть каноническая икона святых, стоящих в ладье – такое написание взято с одного из клейм первоначальных древних икон.

Примеры икон древнего письма:

  • Было принято изображать святых в группах, была также традиция двухсторонних икон. Так, например, писана икона с Панкратием Тавроменийским, Петром и Февронией Муромскими – двусторонняя, имеющая с обратной стороны изображение святых Константина и Елены (XVI в., Вел.Новгород, хранится в государственном архитектурно-художественном музее-заповеднике в Новгороде).
  • Или групповая икона вместе с князем Константином Муромским с его чадами Михаилом и Феодором и Иулианией Лазаревской, с Петром и Февронией, в обрамлении их житийных клейм (XVII в.).

Икона Муромских святых князя Константина со чадами Михаилом и Феодором, Петра и Февронии и Иулиании Лазаревской с житием Петра и Февронии. XVII в.

  • Древнего письма парная (на двух досках) – на одной Петр, на другой Феврония, икона конца XVI в. хранится в московском Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

Двойная икона святых Петра и Февронии, музей им. Андрея Рублева.

Новые списки икон и новая иконография стали появляться после установления в 2008г. всероссийского праздника Дня семьи, любви и верности в день памяти святых – 8 июля.

Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева.

Особенно стали распространяться неканонические изображения святых после выхода художественной серии питерского художника А.Е. Простева, посвященной жизни святой благоверной пары. Его изображения в иконном стиле, но не вполне традиционные, более эмоциональные, Петр и Феврония изображаются склонившимися друг к другу, почти в объятиях, с голубем, с фигурой Ангела и т.д. Эти картины стали популярны и, хотя такие картинки не являются иконами, некоторые используют их дома для молитв.

Серия А.Е. Простева даже оказала влияние на канон письма – некоторые иконописные мастерские ввели в икону более мягкие линии, появились иконы, на которых поясные фигуры святых расположены едино со склоненными друг к другу головами, а Феврония держит голубя – символ мира, семейного счастья и Господнего благословения.

Где находятся мощи святых и иконы с частицами мощей

Особо почитаемые иконы – это иконы с частицей мощей святых, такие иконы есть на многих счастливых приходах, например в храмах:

  • Вознесения Господня на Б. Никитской ул., Москва, Большая Никитская ул, 18. (ст. метро Охотный Ряд, Арбатская (Библиотека им. Ленина);
  • в храме преподобных Сергия и Германа Валаамских, в Москве, на 2-ой Тверской ул., 52 (м. Белорусская);
  • в храме иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими воротами при ГУ МВД России, г.Москва, 1-й Колобовский переулок, д.1, (м.Пушкинская/Чеховская);
  • или в далеком храме Покрова Пресвятой Богородицы с. Федосеевка, в Старооскольском районе Белгородская области.

Главная святыня – мощи благоверных Муромских князей Петра и Февронии почивают в Свято-Троицком женском монастыре (г.Муром Владимирской обл., пл.Крестьянина, 3-а).

О чем молятся пред этой иконой

Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония

Молитва святым Петру и Февронии перед их иконой поможет:

  • пройти сквозь жизненные невзгоды и испытания, сохранив семью;
  • сохранить любовь и согласие между супругами;
  • поможет в хранении благочестия и святых брачных обетов;
  • привлечет благословение на детей, даст помощь в исцелении от болезней;
  • молодым по их молитвам и вере поможет обрести вторую половинку и создать семью;
  • зачать в браке здоровых детей и воспитать их в христианской вере.

Примеры помощи, по молитвам к этим святым

Протоиерей Святослав Зулин, настоятель храма прмц. Елисаветы г.Томска рассказывает: «Известно много случаев, когда после молитвенного обращения к святым князьям Господь даровал отчаявшимся бездетным супругам ребенка.

Так сестры обители (Свято-Троицкого монастыря г.Мурома) рассказывают, что у супруги одного из спонсоров, помогавших восстанавливать монастырь, по молитвам святых, родилась дочь. Супруге в это время было 42 года, и детей у нее не было, не смотря на то, что в браке они состояли с мужем уже более 10 лет.

Многие супружеские пары у святых мощей утверждались в мысли, что необходимо венчаться. Долго не складывались у одной женщины отношения с мужем, дело шло к разводу, но молитвами святых Петра и Февронии в семье все наладилось. Матушка одного московского батюшки рассказывала, что она молилась у святых мощей о даровании благочестивого супруга, и Господь устроил ее жизнь…».

Икону святых благоверных князей Петра и Февронии можно встретить сейчас в каждом храме, и неважно, будет это старинный образ, или совсем новый, современного письма, главное – с какой верой будет совершаться наша молитва. Святые Петр и Феврония соединили свои сердца, обретя вечную Любовь, которая никогда не перестает, пусть и наши сердца освящает молитва к ним.

Автор: Ирина Нечаева

Молитва, которую читают пред иконой святых

О вели́цыи уго́дницы Бо́жии и преди́внии чудотво́рцы благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, гра́да Му́рома предста́тели и храни́тели, и о всех нас усе́рднии ко Го́споду моли́твенницы! К вам прибега́ем и вам мо́лимся с упова́нием кре́пким: принеси́те за нас гре́шных святы́я моли́твы ва́ша ко Го́споду Бо́гу и испроси́те нам у бла́гости Его́ вся благопотребная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мое, в до́брых де́лех преуспе́яние, ми́ра умире́ние, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, душа́м и телесе́м здра́вие и ве́чное спасе́ние. Исхода́тайствуйте у Царя́ Небе́снаго: ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш. Испроси́те Це́ркви святе́й и всей держа́ве Росси́йстей мир, тишину́ и благоустрое́ние, и всем нам житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну. Огради́те оте́чество ва́ше, град Му́ром, и вся гра́ды Росси́йския от вся́каго зла и вся правове́рныя лю́ди, к вам приходя́щия и моще́м покланя́ющияся, осени́те благода́тным де́йством благоприя́тных моли́тв ва́ших, и вся проше́ния их во бла́го испо́лните. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, со умиле́нием вам возноси́мых, но бу́дите о нас при́снии предста́тели ко Го́споду и сподо́бите нас по́мощию ва́шею святою спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати; да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

По святым местам. Праведная Иулиания Лазаревская

Аудио

Мы отправимся в муромское село Лазарево, где в храме Михаила Архангела почивают ее честные мощи. Всю жизнь святая Иулиания забывала себя ради других, держала строгий пост, молилась дома и в храме, любила Бога и своих ближних. «Жалостливая матушка» – так паломники прошлых столетий называли праведную Иулианию, ведь и при жизни, и после смерти она помогала тем, кто нуждался в поддержке.

Программа «По святым местам» приветствует вас из села Лазарево, что находится в нескольких километрах от города Мурома. В XVI веке здесь жила Иулиания Осорьина – святая праведная Иулиания Лазаревская. Об этой угоднице Божией наш сегодняшний рассказ.

Монахиня Сергия (Харламова), настоятельница Михайло-Архангельского подворья:

– Село Лазарево – это родовое поместье известных дворян. Они в XVI–XVII веках носили фамилию Осорьины, а потом она трансформировалась в фамилию Осоргины (известная фамилия среди православного народа). Лазарево – это родовое поместье мужа праведной Иулиании – Георгия Осорьина.

В девичестве Иулиания носила фамилию Недюрева. Она родилась в городе Плосне в семье дворян Иустина и Стефаниды. В шесть лет девочка осталась сиротой, и ее забрала к себе в Муром бабушка, которая скончалась, когда Иулиании исполнилось двенадцать.

– Иулиания воспитывалась в доме своей тетки. С детства она имела монашеское прилежание, и, наверное, сложись ее жизнь по-другому, она бы и стремилась к такому уединенному жительству. Но поскольку она жила в чужой семье, ее выдали замуж традиционно за местного дворянина, которому она приглянулась, потому что, как свидетельствует житие, она была кроткая, смиренная и молчаливая.

Пока муж нес цареву службу в Астрахани, на южной границе государства, Иулиания жила в доме с его родителями, управляла домашним хозяйством и воспитывала детей. Но семейные заботы не прервали ее духовного подвига и дел благотворительности: по ночам она молилась за людей, а днем заботилась о вдовах и сиротах.

– Свекор со свекровью к ней относились с большой любовью. Когда она оказывала свои дела милосердия, которыми прославилась (кормила нищих, отправляла деньги на погребение странников), она брала средства из семейной казны, потому что была подчинена свекру и свекрови, которые хозяйствовали в имении, пока были живы. Она им говорила, что у нее много детей и она их кормит, ей хочется много. Те радовались, что их милая и замечательная невестка имеет потребность в еде, давали ей неограниченно из амбаров, а она творила милостыню.

Иулиания прожила с мужем в согласии и любви много лет, родила десятерых сыновей и трех дочерей. Два ее сына ушли из жизни трагически: один был убит на охоте, другой – на службе. После этих событий Иулиания хотела уйти в монастырь, но ее супруг Георгий Осорьин не дал своего согласия на этот шаг, сказав, что сначала надо воспитать других детей.

– Единственная их дочка, выросшая до сознательного возраста, была прославлена в чине преподобных. То есть дочь реализовала желание матери оказаться в монастыре.

О событиях в жизни святой мы знаем благодаря ее сыну. Дружина Осорьин составил жизнеописание своей святой матери Иулиании, из которого мы и знаем самый главный ее подвиг.

– В России во время царствования Бориса Годунова случается страшный голод: не повезло с погодой – и три года выдались неурожайными. Заканчивалась мука в амбарах, падала скотина. То же самое происходило и в семье Иулиании. Что делали дворяне в это время? Они свою дворню выгоняли на улицу, но вольную не давали; мол, идите и кормитесь как хотите. Иулиания тоже собрала всех своих слуг, отпустила тех, кто пожелал, но многие остались с ней. Из последних запасов она стала делать необычайные хлебы: в муку благословила добавлять кору деревьев и траву. Казалось бы, по человеческому разумению такие хлебы должны быть не очень вкусными. Но люди, которые приходили и получали этот хлеб, говорили соседям (которые спрашивали: «Что вы ходите к этой вдове? Она и без вас голодает»), что ничего слаще этого хлеба в своей жизни не ели. Вот так Господь претворял горький хлеб в сладкий ради такого подвига Иулиании. Она претерпела множество лишений в конце жизни, неурожайные голодные годы 1601–1603 были для Руси самые страшные. Скончалась она в 1604 году в нижегородских пределах, в селе Вочнево, но завещала похоронить ее в Лазареве.

Всю жизнь Иулиания забывала себя ради других, держала строгий пост, молилась дома и в храме, любила Бога и ближних. Но перед кончиной с грустью призналась: не удостоилась я ангельского чина.

– Вот с таким смирением она отошла ко Господу. Ее привезли в Лазарево, похоронили. Через десять лет стали копать могилу, где был семейный склеп, чтобы захоронить одного из ее сыновей, который скончался; тогда и обнаружился гроб, полный благовонного масла, и нетленные мощи. Люди, увидев такое знамение Божие, подняли мощи. С тех пор на левом клиросе так они и находятся (сначала были в деревянном храме, потом их переставили в каменный).

Храм, который здесь стоял с XV до конца XVIII века, был посвящен святому праведному Лазарю, другу Христову. Через несколько лет после того, как скончалась Иулиания, родственники поставили над могилой ее, ее мужа и двух старших сыновей придел, который был освящен в честь Архангела Михаила. В конце XVIII века, когда деревянная церковь обветшала и поставили каменный храм, в котором мы сейчас находимся, главный престол освятили в честь Архангела Михаила, а приделы были освящены в честь праведного Лазаря и святителя Николая.

Сейчас мы находимся в приделе Николая Чудотворца, где в данный момент идет роспись стен. А вообще важно отметить, что святитель Николай имел большое значение в жизни святой Иулиании Лазаревской – укреплял ее в трудностях и жизненных испытаниях. Иконописцы из Палеха по просьбе сестер написали образ «Явление святителя Николая праведной Иулиании». В одну из тяжелых минут Иулиания стала на молитву, бесы же навели на ее душу ужас, обещали погубить, если она не оставит своих добрых дел. Святая взмолилась Богоматери и Николаю Чудотворцу, и угодник Божий явился и разогнал врагов, а после благословил Иулианию. Этот сюжет можно увидеть и на раке, в которой почивают мощи святой Иулиании. Рака была сделана местными купцами в 1889 году.

– Иулианию в муромских пределах очень почитали. Матери даже благословляли иконой святой праведной Иулиании дочерей, когда те выходили замуж. Было множество служб, ей посвященных, были многочисленные и довольно длинные крестные ходы. То есть память Иулиании тщательно сохранялась.

Древний род Осоргиных даровал миру святых, Христовых мучеников, священников и монахов.

– Такое впечатление, что вместе с эмиграцией после семнадцатого года ушло и почитание Иулиании. Ее потомки до сих пор живы, живут во Франции, в Америке. Даже есть монастырь в честь праведной Иулиании в Америке.

В 2004 году исполнилось 400 лет со дня преставления святой, и тогда Михайло-Архангельский храм был передан епархии. Мощи же после революции были отданы в Краеведческий музей, а потом их вернули верующим, и они находились в Муроме в Николо-Набережном храме. В то время в Лазареве от четверика церкви оставался лишь остов.

– Мы принялись за восстановление этого храма, вначале даже не предполагая, что все получится. Мы рассчитывали, что в Никольском приделе будут идти службы, а здесь восстановление затянется на десятилетие. Но, наверное, иначе судила Иулиания. В 2011 году мы сюда приехали, владыка Евлогий вошел в этот храм: здесь было все разрушено. В общем, традиционный вид для начала 90-х. Владыка сказал, что это место праведной Иулиании и нужно восстановить храм. Мы удивились. Но, наверное, все-таки было ее непосредственное желание вернуться в это имение, где прошла практически вся ее жизнь. Откуда ни возьмись вдруг стали появляться люди, которые жертвовали на храм, и храм восстановили.

В 2014 году, в день 400-летия обретения мощей святой, крестным ходом святыня вернулась в Лазарево. После этого сюда стали приезжать и паломники.

– В наши дни приезжают подвижники, которые узнают об этой святой. Некоторые находят этот храм, где ее мощи, приезжают и молятся о благополучии семьи, потому что сама Иулиания была многодетной матерью, у нее было 13 детей. Молятся о здоровье детей, чтобы все с ними было хорошо. Еще, оказывается, некоторые папы хотят не только сыновей, но и дочек, а они не рождаются. Тогда приезжают сюда молиться, чтобы родилась дочка. У нас уже было несколько таких случаев, когда на следующий год после молитвы привозили дочку – маленькую Иулиану, прикладывали к мощам.

«Жалостливая матушка» – так паломники прошлых столетий называли праведную Иулианию. Кто-то скажет, что таких женщин, тонко чувствующих беду другого, в средневековой Руси было немало. И будет прав.

– Василий Осипович Ключевский в книге «Добрые люди Древней Руси» первый рассказ посвятил ей, а в конце написал: «А сколько таких Иулианий было по всей Руси!» Это свидетельство того, что таких подвижниц было множество.

История говорит, что сын, потрясенный нетленными мощами своей матери, стал собирать сведения о ней от живущих тогда людей, которые ее помнили, и создалось такое житие, которое историки считают не столько агиографической литературой, сколько историческим источником. Сохраняется и почитание этой святой, потому что жители Мурома и окрестностей очень трогательно и не прерываясь ей молились.

Было разное отношение к ее канонизации. Она действительно выбивается из понятия женщины-дворянки того времени. Например, своих слуг она называла по именам, а это было немыслимо для тех времен. Пока крепостное право жило, гражданские и церковные власти очень настороженно относились к тому, чтобы почитать ее. А народ, вопреки всему, на протяжении всех этих веков молился этой святой и получал помощь. Поэтому слава о ней, ее подвиге дошла до наших дней.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Ссылка на основную публикацию