О чем молятся священномученику Харалампию, епископу Магнезийскому

ХАРАЛАМПИЙ МАГНЕЗИЙСКИЙ

Сщмч. Харалампий, еп. Магнезийский. Икона

Харалампий (ок. 89 – 202), епископ Магнисийский, священномученик

Святой Харалампий, епископ фессалийского города Магнисии, успешно распространял веру во Христа Спасителя. Весть о его проповеди дошла до правителя области Лукиана и военачальника Лукия, по распоряжению которого святой был схвачен и приведен на суд, где твердо исповедал веру во Христа и отказался принести жертву идолам. Несмотря на преклонный возраст епископа (ему было уже 113 лет), его подвергли чудовищным истязаниям: терзали тело железными крючьями, пока не содрали всю кожу с головы до ног. Святой при этом обращался к мучителям: “Благодарю вас, братия, вы обновили дух мой!”

Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский

Видя терпение старца и полное его незлобие, два воина Порфирий и Ваптос открыто исповедали Христа, за что тотчас же были усечены мечом. Присутствовавшие при страданиях епископа Харалампия три женщины также стали прославлять Христа и немедленно были замучены.

Разгневанный Лукий сам схватил орудия пыток и стал терзать священномученика, но внезапно у него, как отсеченные мечом, отнялись руки. Пришедший к месту казни правитель плюнул в лицо святого, и тотчас голова его оказалась повернутой назад. Тогда Лукий стал умолять святого о пощаде, и по его молитве оба мучителя тут же получили исцеление. При этом множество свидетелей уверовали во Христа. Среди них был и Лукий, который припал к ногам святого старца, прося прощения.

Лукиан донес о случившемся императору Септимию Северу (193-211), находившемуся в это время в Антиохии Писидийской, и тот распорядился привести святого Харалампия к себе, что было исполнено с невиданной жестокостью: священномученика влачили, привязав веревку к бороде. Император приказал мучить епископа еще сильнее, и его стали палить огнем. Но Сила Божия помогала святому, и он остался невредим. Кроме того, по его молитве стали совершаться чудеса: воскрес умерший юноша, исцелился бесноватый, мучимый бесом 35 лет, так что народ во множестве стал исповедовать Христа Спасителя. Во Христа уверовала даже дочь императора Галина, дважды сокрушившая идолов в языческом храме. По приказу императора святителя били камнями по устам, хотели поджечь бороду, из которой вышло пламя, опалившее мучителей. Полные злобы, Септимий Север и его вельможа Крисп воздвигли хулу на Господа, глумливо призывая Его сойти на землю, похваляясь своей силой и властью. Случившееся землетрясение повергло все в трепет, оба же нечестивца повисли в воздухе, связанные невидимыми узами, и лишь по молитве святителя были возвращены вниз. Устрашенный император поколебался было в своем нечестии, но вскоре опять впал в заблуждение и приказал мучить святого, наконец, осудил его на усечение мечом.

Во время своей последней молитвы святой удостоился видеть Самого Спасителя и просил Его даровать тому месту, где будут почивать его мощи, мир, плодородие, а людям – прощение грехов и спасение. Господь обещал исполнить прошение и восшел на небеса, унося с Собой душу священномученика Харалампия, который принял, по милости Божией, мирную кончину до казни.

Дочь императора блаженная Галина погребла тело мученика с великой честью.

Память прп. Харалампия празднуется 10 февраля. В этот день Греческая Церковь вспоминает также чудо избавления острова Закинф от чумы по молитвам к святому Харалампию в 1728 году [1].

Честная глава священномученика Харалампия. Монастырь святого архидиакона Стефана в Метеорах.

Частица честной главы священномученика Харалампия хранится в монастыре Ватопед [2].

Другая часть ее и кость от запястья – находятся в монастыре Святого Стефана в Метеорах [3].

Левая рука священномученика Харлампия Магнезийского. Монастырь Мега-Спилео. Греция

Левая рука cв. Харалампия хранится на полуострове Пелопоннес в монастыре Мега-Спилео [4].

Частицы мощей святого Харалампия имеются на Афоне в Великой Лавре и в монастыре Пресвятой Богородицы Кассопитры [5].

Молитвословия

Тропарь, глас 4 (Подобен: Скоро предвари:)

Я́ко сто́лп избра́нный Це́ркве Христо́вой/ и свети́льник присносве́тлый всея́ вселе́нныя,/ прему́дре показа́ся, Харала́мпие,/ возсия́ в ми́ре муче́нием,/ разруши́ и́дольское мракобе́сие, блаже́нне,/ сего́ ра́ди яви́ся предста́тель Христу,// моли́ся спасти́ся нам.

Кондак, глас 8 (Подобен: Яко начатки:)

Подо́бствовав благода́тию свяще́нства, сла́вне,/ Це́рковь све́тло украси́л еси́ Божес’твенным страда́нием,/ е́же за Христа́ прия́л еси́/ до́блественно, ра́дуяся, Харала́мпие,/ честны́й свети́льниче всеми́рный, осиява́яй концы́,// я́ко непобедимый.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Преподобный Феодосий Тотемский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Феодосий Тотемский – это православный святой, который широко почитается в своей вере. В день памяти – 17 июня и 28 января приходит много верующих, чтобы преклонится перед преподобным и попросить его защиты и помощи в мирских делах.

Житие Феодосия Тотемского

Преподобный является выходцем из дворянского рода. Он родился в семье Мумориных. В те времена, все дети прислушивались к мнению родителей. Именно по их воле парень женился в достаточно юном возрасте. У него была дочь по имени Марина. Нельзя сказать,что он был несчастен в семейной жизни. Но несмотря на это он выбрал себе иноческую жизнь.

Долгое время Феодосий мучался и метался между своей глубокой верой и семейной жизнью. Когда умерли родители и супруга, свою дочь он передал родным и поручил им ее воспитание. Сам же пошел служить в Прилуцкий монастырь. Он ответственно и со всей серьезностью относился к своей работе.

Так совпало, что население города стало переезжать на новое место. Тогда преподобный начал поиски нового места для монастыря и после долгих поисков нашел его. Строительство было начато самим преподобным. Феодосий был очень образованным человеком. В новом монастыре он собрал большую библиотеку из разнообразного церковного письма. Многие люди приходили просвещаться и читать литературу.

Он был благословлен Всевышним, поэтому во всем имел успех. Незадолго до своей смерти святой написал завещание. Только после смерти братия монастыря обнаружила, что в на его теле были вериги и власяница, которые врезались в его тело.Но своей боли преподобный никогда не показывал. Мощи Феодосия Тотемского хранятся в том самом монастыре где и жил преподобный.

В чем помогает Феодосий Тотемский

Преподобный изображен на иконе на фоне Спасо-Суморинско Преображенского монастыря, где и прослужил всю свою оставшуюся жизнь.

Еще при жизни о нем ходили слухи, что Феодосий творит настоящие чудеса. Он помогал бедным и нуждающимся людям. Был такой случай, когда к нему пришла бедная девушка. Она не могла видеть – была слепой. Девушка очень много плакала по этому поводу и никакие лекари того времени ей не могли помочь. Святой помог ей. После визита девушки к Феодосию, она прозрела и стала зрячей.

Подобных историй в летописях насчитывается более 150. Даже после своей кончины преподобный не перестает творить чудеса. К иконе Феодосия Тотемского приходят люди, чтобы помолится:

  • о исцелении от тяжких недугов;
  • попросить об укреплении веры;
  • о у спешном обучении;
  • просят силы, чтобы выдержать все трудные минуты в жизни.

Святой никогда не кому не отказывал. Он обязательно поможет каждому, кто в этом нуждается. Главное обращаться к нему от всей души искренне и с большой любовью в сердце. Помните, что молитва прочитанная в дни памяти обладает особой силой. Говорят что она будет услышана быстрей и поможет каждому православному верянину.

Не важно где будет обращение в церкви или дома, просто зажгите свечку перед чудотворной иконой и попросите о самом сокровенном.

Молитва Феодосию Тотемскому звучит так:

С юности, преподобный Феодосий, ты устремил свое желание ко Христу Богу, ради Него оставил город и отечество твое и суетную славу оценив как прах, последовал ты преподобному Димитрию и подвизался в его обители, переселился к городу Тотьме и поселился у реки, постом, бдением, ношением власяницы и вериг тело свое ты отягощал. Потому Бог, видя твои труды, после преставления твоего обогатил тебя даром чудотворений: ты изгоняешь бесов и даешь зрение слепым, от всяких недугов и бед избавляешь приходящих к тебе с верой и взывающих: «Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления».

Храни Вас Господь!

Смотрите еще видео рассказ о преподобном чудотворце:

Обыкновенное чудо преподобного Феодосия Тотемского

Одно из древних тотемских преданий рассказывает о жителе города именем Иосиф и его жене Анне, которые долгое время не могли иметь детей и в течение многих лет усердно молили Бога о даровании им плода чадородия. Наконец Господь, «вселяя неплодовь в дом», внял их молитвам и даровал супругам дитя «мужеска полу». Младенца нарекли Василием и окрестили «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Однако в скором времени выяснилось непоправимое: ребенок тяжело, неизлечимо болен. «Трясавица», охватившая крохотные члены младенца, не утихала, несмотря на все усилия лекарей облегчить его страдания. Малыш лихорадочно сучил ножками, не в силах найти облегчение своим мукам. День за днем ребенок в изнурительной борьбе с жаром терял силы и, казалось, с каждым часом приближался к безвременной кончине. После тяжелых месяцев борьбы матери, обезумевшей от горя, с симптомами страшного заболевания наступала кратковременная ремиссия, но она прерывалась уже через неделю-другую новыми, еще более яростными приступами мучительного недуга. Борьба с лихорадкой длилась два года.

Дитя причащали и соборовали, оборачивали листьями целебных кустарников, посыпали пыльцой лесных соцветий, поили настоями цельбоносных трав, но все усилия оказывались тщетными, более того – недуг очевидно прогрессировал. Приходской священник, соборовавший маленького Васю за неделю до наступления кризиса, напрямую сказал его родителям, что демон лихорадки, вселившийся в малыша, отказывается покидать утлый сосуд его тленного тела. Последний из приступов болезни был особенно страшен, сопровождался ужасными коликами, сиплыми, старческими вздохами и нескончаемым плачем. «Нет, – пронеслось в сознании усталой матери, – эти муки не могут длиться вечно, когда-нибудь настанет конец». И этот конец теперь, спустя месяцы бесплодной борьбы, уже не казался ей столь страшным, как это было вначале.

Сам Иосиф не мог долгое время слушать звуки плача своего единственного сына; он удалялся на задний двор, и брага помогала несчастному забыть о той боли, которая за многие месяцы иссосала его сердце.

Плач младенца, сопровождавший последний из приступов, в какой-то момент стал затихать, словно звук этот, раздиравший изнутри стены бревенчатой избы, прорывался сквозь стволы сруба и тонул в мутных волнах Песьей Деньги. Минуту спустя ребенок умолк, дыхания его не стало слышно, и все присутствующие решили, что Василий умер. Анна подошла к колыбели и с печальной, но мужественной решимостью отвела в сторону узорный полог. Живой мальчик с недетским взором, исполненным тихого страдания, взглянул на нее, вновь обдавая материнское сердце ноющей болью. Вася вздохнул несколько раз и – вновь зашелся в мучительном крике. Не вполне давая себе отчета в том, что она делает, Анна быстрым движением нагнулась к младенцу, прижала его к груди, бросилась наружу, накинула в сенях теплый зипун и опрометью выбежала из избы.

– Она вне себя от горя, – решила побледневшая свекровь. – Она убьет сына, избавляя его от лишних страданий… Осип, беги, останови ее.

Но когда Иосиф выбежал за женой, ее след простыл, а тучи, затмившие лунный блеск, помешали ему продолжить погоню.

Она знала: свое материнское горе надо выплакать в сердечном челобитье у могилы преподобного Феодосия

Женщина, однако, знала, куда бежит, и в непроглядной тьме безошибочно выбирала верный путь. Проселочная дорога, запорошенная вчерашним снегом, дважды давала небольшого крюку, но Анна отчетливо помнила, что идти надо все время на запад, только на запад. Через полчаса она в изнеможении упала на обочину, давясь сухими рыданиями, вытерла тыльной стороной ладони испарину, выступившую на лице. Несчастная дала волю слезам, которые крупными блестящими жемчужинами скатывались по ее лихорадочно рдевшим щекам; она не плакала уже много дней подряд, ведь слезы не могли принести облегчения ее младенцу, а значит, упоение ими было жестоко и несправедливо по отношению к нему. Впрочем, теперь она рыдала с небывалой горечью: все детское, невинно-беззащитное, ангельски-нежное и так мучительно исстрадавшееся в ее сыне представало ее мысленному взору. Раскрыв ворот зипуна, женщина взглянула на ребенка: мальчик тяжело дышал, крепко прижавшись к ее груди. Она поняла: все, что она сейчас испытывала в душе, надлежало бережно отнести в своем сердечном челобитье Феодосию. Она осторожно поднялась и пошла далее, уже несколько медленнее, словно боясь расплескать охватившее ее чувство благоговейной надежды.

Рассвет встретил путницу у святых врат Преображенского монастыря; дважды ударив железным кольцом в деревянную клеть, Анна перешагнула порог. Она с некоторой робостью прошла вглубь монастырского двора, оправдывая свою дерзость тем страданием, которое привело ее сюда. На паперти Воскресенского собора ее окликнул согбенный годами старец. После недолгого колебания Анна подошла к нему и, то вспыхивая, то угасая, стала что-то рассказывать, пока наконец не показала иноку спрятанного под одеждой сына. Старец слушал незнакомку молча, склонив голову, опустив очи долу, однако когда та замолчала, знаком велел следовать за ним. Минуту спустя они подошли к каменному надгробию, плиты которого упокоили преподобного устроителя монастыря – Феодосия Тотемского.

Анна стала шепотом произносить слова своей молитвы:

– Виждь, старче Феодосие, что сие приключися сыну моему…

Она бросила косой взгляд сначала в сторону гробницы, а после на младенца, словно призывая преподобного воочию убедиться в справедливости ее слов.

– Се бо во двою лету страждет Василие боле, нежели мощно терпети. И несть ми боле воли зрети его мучения, се бо, яко мати, чадолюбица сущи… – Анна подавилась рыданием.

Она стала говорить громче, с силой, отчетливо и даже на распев произнося каждое слово:

– Аще ти мощно есть, отче, умоли Христа Бога, да бых аз приняла муку про сына моего. Увы мне, чадо мое драгое Василие! Свете очию моею! Откуду тебе прииде злая немощь сия, и камо денуся, зрящи тебе в немощи сей боляща?

Рыдания росли, как снежный ком…

– За многия грехи наша казни сия и немощи наводит на нас Христос Бог. Аще не ты нам поможеши, святый угодниче Христов, преподобне Феодосие, что сотворю аз? Како имам от тебе отити?

Мать еще судорожно шептала слова молитвы, а Василий уже улыбался – все шире, все радостнее

Обессилев от слез, Анна скорбно припала к каменному полу гробницы, но еще долго, громко всхлипывая, повторяла слова молитвы. Минуту спустя ветер, ворвавшийся в клеть, взметнул под притолокой морозное покрывало снежинок, негромко пропел какую-то ноябрьскую песнь, и бледное покрывало опало с тихим шорохом на женщину и ее сына. Снежная звездочка, упавшая на щеку младенца, медленно таяла, и мальчик впервые за много месяцев улыбнулся. Мать все еще судорожно шептала слова молитвы, припав к полу, а Василий уже улыбался – все шире, все радостнее, пока наконец не рассмеялся, громко, весело, как, может быть, смеялся, впервые в жизни. Анна молча и трепетно восклонилась…

Молва сохранила еще одно предание – о девице по имени Иустина. Эта девочка родилась недалеко от Тотьмы, в Фетинской веси. Родилась зрячей, живой и веселой, и даже пять долгих мрачных лет слепоты не смогли стереть из ее памяти ни яркую, бездонную голубизну неба в день июльского сенокоса, ни мельчайшие изгибы линии горизонта, когда она, прячась от проливного дождя под одиноким дубом, медленно обводила любопытным взглядом далекую кайму синеющего леса, восточный косогор, овраг с высохшим ручьем и смутные очертания родной деревеньки.

Вся красота мироздания поблекла для Иустины одним днем, без предупреждения, без опасных звоночков, предвещающих близость надвигающейся опасности. Однажды, увидев на стволе высокой липы пушистый беличий хвостик, Иустина решила взобраться на дерево, чтобы ближе познакомиться с лесной зверушкой. Мгновение спустя она уже залезла на нижнюю ветку, потом выше, еще выше. Однако в тот момент, когда любопытная уже протягивала руку к мохнатой беличьей спинке, сук, на котором она сидела, обломился и девочка упала вниз. Удар был столь силен, что Иустина лишилась чувств, сломала несколько ребер, но главное – потеряла зрение. Ее нашли несколько часов спустя и за руку привели домой, к матери.

Отец Иустины умер за несколько лет до того, и мать, вынужденная с тех пор работать на чужие семейства, чтобы прокормить себя и дочь, не имела возможности водить девочку за руку, знакомя ее с прекрасным, неведомым миром, и поэтому непроглядная тьма, окружившая Иустину, имела ужасающий, внушающий чувство всецелой беспомощности характер.

Прошло пять лет, когда однажды мать Иустины, услышав от своих односельчан о чудесах, которые творит своей молитвой Феодосий Тотемский, велела дочери молиться преподобному и сама стала собираться в путь – в обитель Святого Преображения.

В монастыре женщина упросила игумена дозволить ей остаться ночевать у гроба Феодосия вместе с дочерью, а ночью благочестивая вдова стала усиленно молиться, читая псалмы и воспевая хвалебные пения. Звуки материнского голоса быстро усыпили Иустину, и она заснула сладким, золотым сном.

Видела Иустина, как спешил старец помочь тому, кто более другие изнемогал в послушаниях

Во сне Иустина видела (в том и заключалась последние пять лет необычайная прелесть сна, уравнивавшего ее со зрячими) святолепного старца, который ходил по монастырскому двору, наведываясь в различные службы: он молол хлеб вместе с мукомолами, носил воду с водоносами, вскапывал грядки с земледельцами и всякий раз спешил помочь тому из братьев, который более, нежели другие, изнемогал в послушаниях. Иустина не смела окликнуть старца и попросить его об исцелении, однако следила за каждым его движением с затаенной радостью и восхищением.

Когда солнце скрылось за лемехами Преображенского храма, старец, словно желая опочить от дневных трудов, направился в сторону гробницы, где и ждала его Иустина. Казалось, только теперь Феодосий увидел отроковицу, прислонившуюся к стене гробницы и молча ловившую каждый его жест. В это мгновение он откинул широкий рукав мантии, и Иустина увидела, что в руке он держал дорогой светящийся сосуд. Она сама подошла к старцу, и он окропил ее очи святой водой. Во сне ничего не переменилось, лишь старец благословил ее и скрылся за мраморными плитами надгробия. А девушка все так же сидела, прислонившись к стене, широко раскрытыми глазами впитывая мягкий бархат монастырской ночи.

Потом стало светать, а ей все мнилось, что это ей снится. Потом проснулась и протерла смеженные усталостью очи ее мать. Трудолюбивая женщина приподнялась, опираясь на локоть, и любопытным, все еще сонным взором взглянула в лицо дочери. «Какой долгий, какой удивительный сон!» – представилось Иустине и на этот раз. Она еще долго отказывалась верить, что все, что она видит, – не сон, не мираж и не морок, и потому боялась радоваться и не спешила обнимать мать, молча осенявшую широкими взмахами руки крестом то себя, то исцеленную дочь. Однако на сей раз это был не сон, не иллюзия и не игра воображения. Это было – обыкновенное чудо, которые во множестве совершал Феодосий Тотемский.

Действительно, у гробницы преподобного прояснялись очи слепых, отверзался слух глухих, с нечеловеческими воплями покидали бесноватых духи злобы и отходили от страдальцев недуги, еще вчера грозившие им неминуемой смертью. Все это было даром Божиим старинной Тотьме, в область которой пришел некогда Феодосий – один из верных учеников преподобного Димитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца.

Феодосий родился в Вологде, в семье благочестивых христиан Иулиана и Евдокии и, еще «юн сый телом, старец многолетных разумом превзыде». Отроческие игры и веселые собрания сверстников внушали юноше недоуменную печаль; раз или два оказавшись волею случая на дружеском пиру, Феодосий чувствовал себя чужим среди своих. Однако было бы ошибочно считать его одиноким: «свои» ждали его каждый вечер и каждое утро в стенах вологодских божниц и тихим взором заглядывали в сокровенные уголки его молодой души, зовя вслед за собой по дороге христианского совершенства. При этом юноша был воспитан в благом повиновении воле родителей, которые настояли на его женитьбе.

Впрочем, женитьба мало переменила Феодосия; как и прежде, сердце его оставалось вблизи церковных алтарей, а душа более внимала церковным славословиям, нежели суетной молве мира. Скорая смерть родителей и молодой супруги развязала праведнику руки – Спасо-Димитриева Прилуцкая обитель раскрыла свои врата перед молодым вдовцом. Игумен, прозрев в Феодосии избранный сосуд Божественной благодати, принял его в обитель, отдав на послушание к одному из опытных старцев. Подвижническая жизнь инока в стенах обители пострига изумила многих насельников: строгий пост Феодосия сочетался с самоотверженным трудом на самых тяжелых послушаниях, но и после изнурительных дневных трудов инок с благоговением прибегал к гробнице преподобного Димитрия, «моляся со слезами, подражая путешествовати стопам его».

А когда разжигали пламя для вываривания соли, Феодосий, стоя неподалеку, вспоминал о геенском огне

Шли годы, авторитет Феодосия в глазах священноначалия рос, и, когда игумену понадобилось послать в Тотьму на разработку соляных промыслов одного из рассудительных и хозяйственных иноков, выбор пал именно на него. По приказанию Феодосия в предместьях Тотьмы была пробурена соляная скважина, преподобный нанял работников и сам лично руководил всеми делами. Вываривание раствора требовало большого количества дров, и Феодосий вместе с обычными тружениками рубил лес, складывал поленницы, а, когда разжигали пламя для вываривания соли, становился неподалеку, вспоминая о геенском огне, который ждет нераскаянных грешников в будущем веке. Кротость и смирение преподобного к работникам соляного промысла было беспримерным: «они же, видевше добродетельное его житие, не яко человека, но яко ангела Божия посреде себе имяху».

Однако ответственное послушание нарушало безмолвие инока, привычка к которому сложилась за те годы, которые он провел в обители святого Димитрия. Главное было сделано – соляной промысел, этот зарок экономического благосостояния обители, был налажен, и теперь оставалось только поддерживать начатое. Феодосий испросил у игумена благословение удалиться в пустынь, чтобы сосредоточиться на молитве и богомыслии.

Он нашел место недалеко от самой Тотьмы между двумя реками – Ковдой и Песьей Деньгой, окруженное с обеих сторон холмами, поросшими лесом. Здесь, в междуречии, преподобный устроил первую хижину, а чуть позднее выкопал пещеру «зимнаго ради пребывания». Год спустя Феодосий выстроил и первую келью, к порогу которой окрестный люд в скором времени протоптал верную тропинку. «Преподобный же Феодосий, беседуя с ними о пользе душевней, отпущаше их в домы своя».

Здесь, в междуречии Ковды и Песьей Деньги, Феодосий менее, чем когда-либо, давал «сон очима, веждома дремание и покой скраниама». Эти благословенные месяцы и годы уединенной молитвы были тем временем поиска «места селения дому Бога Иаковля», на которых потом строилось благоденствие обители Святого Преображения. В скором времени ходатайством тотьмичей было получено государево благословение на устроение новой обители и освящение ее соборного храма: «и вскоре постави церковь, и трапезу, и келии по чину монастырскому, способствующим ему гражданом, братиям же множащимся, обитель его исполняшеся всякими изобилии».

Последние пятнадцать лет своей жизни Феодосий провел в стенах основанной им обители. Несмотря на належащую старость, преподобный не только не ослабил трудов и подвигов молитвы и всенощных стояний, но и возложил на себя тяжкие вериги, предварительно облекшись в жестокую власяницу, острые иглы которой немилостиво прободали его тело. Обо всем этом изумленная братия узнала лишь после его смерти, благоговейно скутывая его многотрудное тело.

Перед смертью преподобный собрал иноков для последнего поучения и, благословив каждого, завещал им мир, любовь и единение. Совсем скоро старец, «еще молитве сущи во устех его, с миром предаде святую свою душу в руце всех Бога». Однако Феодосий уходил, оставляя после себя не только храмы и их богатое убранство, но и драгоценную память о своем подвиге, он становился тем звеном в нескончаемой цепи из поколения в поколение передаваемого духовного опыта, которая объединяла во едином полку разрозненное во времени и пространстве воинство Небесного Царя.

Преподобный уходил не навсегда, он уходил, чтобы вернуться позднее и исцелить умирающего младенца Анны, чтобы даровать зрение Иустине и вселить надежду в души многих несчастных, с верою прибегавших к его молитвенному заступлению. Ведь там, где звучала когда-то теплая молитва православного инока, Христос, призирая на прошения своего преподобного, отымает всякую слезу от лица страждущих, а черный клобук и монашеские четки становятся тем залогом жертвенной любви инока к миру и его немощам, которая сулит сирым и убогим избавление от страданий.

Преподобный Феодо ́ сий Тотемский (Суморин), игумен

Дни памяти

11 июля (переходящая) – Собор Вологодских святых

Житие

Краткое житие преподобного Феодосия Тотемского (Суморина)

Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий То­тем­ский Су­мо­рин ро­дил­ся в Во­лог­де око­ло 1530 го­да. С юных лет он вос­пи­ты­вал­ся в ду­хе хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия и в стра­хе Бо­жи­ем. По на­сто­я­нию ро­ди­те­лей он же­нил­ся, но се­мей­ная жизнь не от­вле­ка­ла его от Бо­га. Он усерд­но по­се­щал цер­ковь и мно­го мо­лил­ся до­ма, осо­бен­но по но­чам. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей и су­пру­ги он уда­лил­ся в При­луц­кий мо­на­стырь непо­да­ле­ку от Во­лог­ды. В оби­те­ли Фе­о­до­сий про­хо­дил раз­лич­ные по­слу­ша­ния: но­сил во­ду, ру­бил дро­ва, мо­лол му­ку, пек хлеб. От­пра­вив­шись по по­ру­че­нию игу­ме­на в Тотьму смот­реть за мо­на­стыр­ски­ми соле­вар­ня­ми, он ис­про­сил раз­ре­ше­ния ца­ря Иоан­на Ва­си­лье­ви­ча и бла­го­сло­ве­ния ар­хи­епи­ско­па Ни­канд­ра ос­но­вать воз­ле Тотьмы мо­на­стырь. Фе­о­до­сий был на­зна­чен на­сто­я­те­лем но­востро­я­щей­ся оби­те­ли, ко­то­рая по гра­мо­те 1554 го­да осво­бож­да­лась от вся­ких по­да­тей. Пре­по­доб­ный об­но­вил То­тем­скую Еф­ре­мо­ву пу­стынь и учре­дил в ней брат­ство. Бу­дучи на­сто­я­те­лем двух оби­те­лей, Фе­о­до­сий про­дол­жал ве­сти по­движ­ни­че­скую жизнь: он из­ну­рял свое те­ло ве­ри­га­ми и вла­ся­ни­цей, а под схим­ни­че­ским ку­ку­лем но­сил же­лез­ную шап­ку. Лю­бя ду­хов­ное чте­ние, на­сто­я­тель при­об­ре­тал для мо­на­сты­ря мно­го книг. Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный в 1568 го­ду и был по­гре­бен в ос­но­ван­ном им мо­на­сты­ре. При гро­бе его со­вер­ша­лись чу­де­са. 2 сен­тяб­ря 1796 го­да при пе­ре­строй­ке Воз­не­сен­ской церк­ви его мо­щи бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми, про­слав­ле­ние их со­сто­я­лось 28 ян­ва­ря 1798 го­да, в день его пре­став­ле­ния.

Полное житие преподобного Феодосия Тотемского (Суморина)

Ро­дил­ся в Во­лог­де око­ло 1530 г. и был вос­пи­тан в бла­го­че­стии и стра­хе Бо­жи­ем. До­стиг­нув со­вер­шен­но­ле­тия, по на­сто­я­нию ро­ди­те­лей свя­той всту­пил в брак и имел дочь, но се­мей­ная жизнь не от­вле­ка­ла свя­то­го от де­я­тель­ной люб­ви к Бо­гу. Он усерд­но по­се­щал цер­ковь, мно­го мо­лил­ся до­ма, осо­бен­но но­чью. По смер­ти ро­ди­те­лей и су­пру­ги, от­дав все свое со­сто­я­ние род­ствен­ни­кам на вос­пи­та­ние до­че­ри, Фе­о­до­сий уда­лил­ся в Во­ло­год­ский Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь пре­по­доб­но­го Ди­мит­рия При­луц­ко­го и, при­няв здесь по­стриг, сми­рен­но нес все нелег­кие мо­на­стыр­ские по­слу­ша­ния: ко­лол дро­ва, пек хле­бы, мо­лол му­ку, ис­пол­няя все с усер­ди­ем.

От­пра­вив­шись по по­ру­че­нию игу­ме­на оби­те­ли в Тотьму смот­реть за мо­на­стыр­ски­ми соле­вар­ня­ми, он за­бот­ли­во от­но­сил­ся к ра­бо­чим и был к ним кро­ток и ми­ло­стив. Управ­ле­ние его бы­ло та­ко­во, что ни­ко­гда преж­де соле­вар­ни не при­но­си­ли столь­ко до­хо­да, как при нем. По­сле то­го, как жи­те­ли Тотьмы ста­ли пе­ре­се­лять­ся на но­вое ме­сто, пре­по­доб­ный по­же­лал ос­но­вать в этих ме­стах мо­на­стырь. На­се­ле­ние Тотьмы и окрест­ных де­ре­вень, знав­шее и лю­бив­шее пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия еще на вар­ни­цах, услы­шав об этом, при­хо­ди­ло к нему и при­но­си­ло все необ­хо­ди­мое для жиз­ни. В 1554 г., по­лу­чив цар­скую несу­ди­мую гра­мо­ту и в бла­го­сло­ве­ние от При­луц­ко­го мо­на­сты­ря ико­ну Бо­го­ма­те­ри (из­вест­ную те­перь под име­нем Су­мо­рин­ской чу­до­твор­ной), пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий при­сту­пил к устро­е­нию мо­на­сты­ря и в те­че­ние од­но­го го­да при по­мо­щи со­сед­них жи­те­лей по­ста­вил де­ре­вян­ную цер­ковь, тра­пе­зу, кел­лии и дру­гие необ­хо­ди­мые по­строй­ки.

Сам по­лу­чив­ший в юно­сти хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, свя­той стре­мил­ся к ду­хов­но­му про­све­ще­нию бра­тии и со вре­ме­нем со­брал в оби­те­ли об­шир­ную биб­лио­те­ку. Ста­ра­ни­ем пре­по­доб­но­го бы­ла вос­ста­нов­ле­на и за­пу­стев­шая Еф­ре­мо­ва пу­стынь в том же То­тем­ском окру­ге. Бу­дучи на­сто­я­те­лем те­перь уже двух оби­те­лей, пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий по­сто­ян­но на­хо­дил­ся в мо­лит­ве и тру­дах, яв­ляя при­мер бра­тии. Про­ви­дя ско­рую кон­чи­ну, свя­той оста­вил ду­хов­ное за­ве­ща­ние, в ко­то­ром, в част­но­сти, на­стой­чи­во под­чер­ки­вал необ­хо­ди­мость цер­ков­ной мо­лит­вы за всех усоп­ших, и мир­но по­чил 28 ян­ва­ря 1568 г. Из­вест­но око­ло 150 по­смерт­ных чу­дес пре­по­доб­но­го.

2 сен­тяб­ря 1796 г. при пе­ре­строй­ке хра­ма бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи свя­то­го, ко­то­рые ныне по­чи­ва­ют в соборе Рождества Христова г. Тотьмы.

ФЕОДОСИЙ ТОТЕМСКИЙ

Прп. Феодосий Тотемский. Икона (Сергиев Посад, иконописная школа, 1990-е гг.)

Феодосий (Суморин), То́темский (ок. 1530 – 1568), преподобный

Память 28 января в день кончины, 2 сентября (обретение мощей), 23 марта (Греч. [1])

Родился в Вологде около 1530 года и был воспитан в благочестии и страхе Божием. Достигнув совершеннолетия, по настоянию родителей Феодосий вступил в брак и имел дочь, но семейная жизнь не отвлекала его от деятельной любви к Богу. Он усердно посещал церковь, много молился дома, особенно ночью. По смерти родителей и супруги, отдав все свое состояние родственникам на воспитание дочери, Феодосий удалился в Вологодский Преображенский монастырь преподобного Димитрия Прилуцкого и, приняв здесь постриг, смиренно нес все нелегкие монастырские послушания: колол дрова, пек хлебы, молол муку, исполняя все с усердием.

Отправившись по поручению игумена обители в То́тьму смотреть за монастырскими солеварнями, он заботливо относился к рабочим и был к ним кроток и милостив. Управление его было таково, что никогда прежде солеварни не приносили столько дохода, как при нем. После того, как жители Тотьмы стали переселяться на новое место, преподобный пожелал основать в этих местах монастырь. Население Тотьмы и окрестных деревень, знавшее и любившее преподобного Феодосия еще на варницах, услышав об этом, приходило к нему и приносило все необходимое для жизни.

В 1554 году, получив царскую несудимую грамоту и в благословение от Прилуцкого монастыря икону Богоматери (известную теперь под именем «Суморинской» [2] чудотворной), преподобный Феодосий приступил к устроению монастыря и в течение одного года, при помощи соседних жителей поставил деревянную церковь, трапезу, кельи и другие необходимые постройки.

Сам получивший в юности хорошее образование, святой стремился к духовному просвещению братии и со временем собрал в обители обширную библиотеку. Старанием преподобного была восстановлена и запустевшая Ефремова пустынь в том же Тотемском округе. Будучи настоятелем теперь уже двух обителей, преподобный Феодосий постоянно находился в молитве и трудах, являя пример братии. Провидя скорую кончину, святой оставил духовное завещание, в котором, в частности, настойчиво подчеркивал необходимость церковной молитвы за всех усопших.

Скончался 28 января 1568 года. Известно около 150 посмертных чудес преподобного.

2 сентября 1796 года при перестройке храма были обретены нетленные мощи святого.

В 1919 году мощи, несмотря на протесты верующих, были вскрыты и выставлены на всеобщее обозрение. Опасаясь дальнейшего поклонения святому, власти Тотьмы отправили святыню в Вологду в антирелигиозный музей, где она пролежала в запасниках более 60 лет.

12 сентября 1994 года состоялось перенесение мощей в Троицкий храм города Тотьмы, где они были помещены в раку.

15 сентября 2016 года рака со святыми мощами была перенесена крестным ходом из храма Рождества Христова г. Тотьмы в Спасо-Суморин монастырь, на место их обретения в 1796 году. Мощи были положены в восстанавливаемом Вознесенском соборе [3].

Прп. Феодосий Тотемский. Икона (Русский Север, XVIII в.). Государственный Исторический музей

Молитвословия

Тропарь, глас 1

От ю́ности, преподо́бне Феодо́сие,/ жела́ние твое́ ко Христу́ Бо́гу впери́л еси́,/ его́же ра́ди гра́д и оте́чество оста́вль/ и сла́ву су́етную, я́ко пра́х вмени́в,/ после́довал еси́ преподо́бному Дими́трию/ и оби́тели его́ сожи́тель бы́л еси́,/ пресели́вся ко гра́ду То́тьме/ и в междоре́чие всели́вся,/ посто́м и бде́нием, и власяны́м одея́нием,/ и вери́гами те́ло твое́ удручи́л еси́./ Сего́ ра́ди Бо́г, ви́дев твоя́ труды́,/ по преставле́нии твое́м чудесы́ обогати́ тя́:/ бе́сы изгоня́еши и слепы́я просвеща́еши,/ от вся́ких неду́г и бе́д избавля́еши/ приходя́щия к тебе́ с ве́рою и вопию́щия:/ сла́ва Да́вшему ти́ кре́пость, сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Даю́щему тобо́ю все́м исцеле́ние.

Ин тропарь, глас 2

От мирска́го мяте́жа изше́д,/ преподо́бне о́тче на́ш Феодо́сие,/и в ти́хое приста́нище дости́г,/ преподо́бному Дими́трию сожи́тель бы́л еси́,/ и отту́ду, Бо́жиим Ду́хом направля́емь,/ во гра́д То́тьму пресели́лся еси́,/ и во ото́цех водны́х оби́тель себе́ воздви́гл еси́,/ иде́же равноа́нгельное житие́ пожи́в,/ после́довал еси́ Христу́,/ Его́же ра́ди влася́ну ри́зу и вери́ги на те́ле твое́м носи́л еси́./ Смире́нием и нищелю́бием украси́вся,/ сла́ву су́етную презре́л еси́/ и оте́ческое име́ние до́бре расточи́л еси́,/ моле́нием же к Бо́гу и сле́зными струя́ми бе́сы посрами́л еси́,/ те́мже по успе́нии твое́м Христо́с да́ром чуде́с обогати́ тя́./ Име́я у́бо дерзнове́ние ко Го́споду,/ преподо́бне о́тче на́ш Феодо́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 8 (подобен: Взбранной:)

Воздержа́нием пло́ть изнури́л еси́/ и непреста́нными моли́твами, я́ко А́нгел, возвы́сился еси́,/ струя́ми же сле́зными бесо́вския полки́ погрузи́л еси́./ И ны́не во Све́те невече́рнем лику́еши у Христа́ Бо́га/ и приходя́щим ко свято́му твоему́ гро́бу неоску́дно исцеле́ние подае́ши,/ ве́рою вопию́щим тебе:// ра́дуйся, о́тче Феодо́сие Богому́дре.

Возвращение преподобного Феодосия Тотемского

Мощи преподобного Феодосия перенесены в Спасо-Суморин монастырь

Эта новость вряд ли окажется на федеральных каналах или на первых полосах популярных газет. Между тем, для церковной истории это событие по значению сопоставимо с 25-летием со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского или прошлогодним юбилеем преподобного Сергия Радонежского.

Копия литографии “Спасо-Суморин монастырь”

В родные стены Спасо-Суморина монастыря города Тотьмы Вологодской области сегодня возвращаются мощи великого русского святого, преподобного Феодосия Тотемского – одного из самых почитаемых святых Русского Севера.

Храмы, освященные в честь преподобного Феодосия Тотемского. Источник http://sobory.ru

27 престолов православных храмов освящены в честь преподобного Феодосия Тотемского на огромном пространстве от Архангельской области до Тульской, от Татарстана до Ульяновской области; в его имя освящена церковь в Екатеринбургском Александро-Невском Ново-Тихвинском монастыре. 11 престолов в храмах Вологодской митрополии освящены в честь преподобного Феодосия. Церковь во имя преподобного Феодосия Тотемского в Троицко-Ильинском монастыре есть даже на Украине в Чернигове.

Образ преподобного Феодосия Тотемского

Чем же так известен святой подвижник времен правления Иоанна Грозного?

Образ преподобного Димитрия Прилуцкого. В основанном им монастыре принял постриг Феодосий Тотемский (из экспозиции Тотемского музея церковной старины)

В 1539 году на Вологодские земли напали казанские татары. После их набега крупнейший вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь, был, как говорится в житии Феодосия, «в великом расхищении». Нужно было восстанавливать монастырские села и соляные промыслы, налаживать заново жизнь целого региона, которая была полностью парализована.

Текст службы преподобному Феодосию

Игумен монастыря Арсений, старец опытный, заметил у Феодосия особые таланты. Без ослушания, но и без особого желания пришлось Феодосию отправиться за 200 километров от обители на принадлежавшие Спасо-Прилуцкому монастырю соляные варницы, расположенные рядом с древним городом Тотьмой. Кстати, один из районов города до сих пор носит название “Варницы”.

Город Тотьма с колокольни Входоиерусалимского собора

Храм Рождества Христова в Тотьме. Здесь мощи преподобного Феодосия пробыли до 15 сентября 2016 года, когда их вернули в Спасо-Суморин монастырь

К моменту приезда монаха город и округа находились в полном разорении. И Феодосий на 10 лет фактически оказался в роли управляющего Тотьмы. Он полностью восстановил соляные промыслы, более того – при нем они стали приносить максимальную прибыль за всю историю своего существования. Благодаря труду монаха из Вологды удалось фактически заново отстроить город и помочь восстановлению всего Вологодского края.

Территория монастыря – сплошная стройка

Феодосий в глазах людей приобрел огромный авторитет причем он добился этого не только своим управленческим талантом и трудолюбием, но и тем, что он всегда заботился о людях, проявлял добрый нрав. За это его по-настоящему любили.

Иеромонах Феодосий (Писарев), восстанавливающий Спасо-Суморин монастырь

Казалось бы, он мог для себя устроить, говоря современным языком, карьеру. Мог бы укреплять местную власть и распространять свое влияние на месте или вернуться в Вологду таким восстановителем-триумфатором, опытным управителем.

В Спасо-Суморином монастыре

Но ему не хватало того, ради чего он оставил мир – молитвы и уединения. Сейчас много говорят об особой благодатности Русского Севера. Более того, с легкой руки Андрея Николаевича Муравьева, побывавшего в вологодских-новгородских краях в середине XIX века, за этой землей закрепилось особое название: “Русская Фиваида на Севере” – обилие монастырей напоминало писателю окрестности египетского города Фивы первых веков христианства. Парадокс в том, что аскеты, желающие молитвенного подвига, шли в такие земли не в поисках комфорта и не для того, чтобы хорошо там устроиться – они шли, потому что в лесной чаще жить было не менее трудно, чем в безводной пустыне. Они рвались туда, где жить было почти невозможно, но зато было легко молиться. В этом смысле Феодосий был истинным монахом.

Рядом с руинами монастырских строений – надгробие деятеля Русской Америки тотьмича Ивана Кускова. Фото Алексея Колосова

В 1554 году неподалеку от Тотьмы он устраивает монастырь у слияния рек Ковды и Песьей Деньги на землях, которые ему пожертвовала местная вдова Мария Киселева. Ставит там церковь в честь Преображения Господня. Игумен Спасо-Прилуцкой обители Арсений, из которой Феодосий был послан в Тотьму, разрешил ему оставить работу начальника соляного промысла. В свою очередь царь Иоанн Васильевич Грозный по прошению тотьмичей и с благословения митрополита Макария выдал несудимую грамоту на устройство обители, по которой монастырь освобождался от суда тотемского наместника и налогов.

В XIX веке Воскресенский собор расписывал известный русский художник, академик живописи Платон Тюрин. Частично росписи сохранились

Когда через 14 лет, 28 января 1568 года, основатель Спасо-Преображенской обители скончался, монастырь стоял уже на прочной основе – духовной и хозяйственной. При этом Феодосий священный сан так и не принял – он до конца оставался монахом-схимником. Почитание святого оказалось настолько велико, что основанную им обитель стали называть по его фамилии Суморин – Спасо-Суморинская.

Спасо-Суморин монастырь. Фото Алексея Колосова

В середине XVII века уже были известны случаи исцелений по молитвам преподобного Феодосия у его гроба. Иконописцы начинают писать первые его иконы, появляется специальная служба преподобному, но его окончательную канонизацию усложняют особенности синодального периода (1700-1917 годы), за время которого было прославлено всего несколько святых. Преподобный Феодосий был как раз одним из них.

Так выглядит сейчас часть монастырской стены. Фото Алексея Колосова

Канонизация оказалась под вопросом, при этом и сам монастырь стал заштатным. К концу восемнадцатого века он очень обеднел, его постройки обветшали. И тут произошло то, что многие посчитали чудом: обнаружились нетленные святые мощи преподобного Феодосия, причем совсем не там, где, как считали насельники, они должны были находиться.

Воскресенский собор. Фото Алексея Колосова

Во время перестройки храма, который грозил вот-вот рухнуть, 2/15 сентября 1796 года строительные рабочие нашли нетленные мощи святого Феодосия. В монастырь, как писал Святейшему Синоду градский голова Иван Андреевич Кузнецов, из самых дальних губерний многими тысячами стали стекаться люди. И в 1798 году император Павел I утвердил своим указом признание канонизации – Феодосий Тотемский был признан святым.

15.09.2016. Вынос мощей из храма Рождества Христова. (с) Информационный отдел Вологодской и Кирилловской епархии

Участники этого празднования не знали, что чуть более чем через 100 лет произойдет катастрофа. После революции первый удар местные борцы с религией нанесли именно по самому дорогому, самому святому. Началось закрытие монастыря, храмов и их уничтожение. В самой обители снесли 62-метровую колокольню, а в 1919 году мощи преподобного кощунственно выставили для всеобщего обозрения.

15.09.2016 (с) Информационный отдел Вологодской и Кирилловской епархии

Расчет кощунников на то, что наглость принесёт успех в антирелигиозной пропаганде, не оправдался – люди стали протестовать и добились того, чтобы святыню поместили обратно в раку. Власть этого потерпеть не могла: 29 человек арестовали, но к тюремному заключению приговорили лишь настоятеля монастыря игумена Кирилла. Мощи увезли в Вологодский музей, где они оставались в запасниках вплоть до 1988 года, когда святыню передали Церкви. Сохранилась она благодаря вниманию и заботе музейных работников.

(с) Информационный отдел Вологодской и Кирилловской епархии

Но на этом странствия преподобного Феодосия не окончились: в Тотьме к моменту передачи мощей не осталось ни одного действующего храма. Сначала святыню поместили в Лазаревском храме города Вологды. Спустя шесть лет мощи преподобного перевезли в Тотьму. И вот, наконец, после двадцати восьми лет пребывания в городских храмах преподобный Феодосий возвращается в родную обитель.

(с) Информационный отдел Вологодской и Кирилловской епархии

Событие это происходит по благословению митрополита Вологодского и Кирилловский, главы Вологодской митрополии Игнатия в день празднования 220-летия обретения мощей преподобного.

Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. (с) Информационный отдел Вологодской и Кирилловской епархии

Немыслимо было бы возвращение святыни без трудов, которые понес нынешний настоятель Спасо-Суморина монастыря иеромонах Феодосий (Писарев).

(с) Информационный отдел Вологодской и Кирилловской епархии

Митрополит Игнатий назначил отца Феодосия на эту должность два года назад. Тогда многие считали, что работа, которая была ему поручена, является просто непосильной – настолько разрушено было это святое место. Однако, отец Феодосий никогда не жаловался и продолжал трудиться и молиться.

(с) Информационный отдел Вологодской и Кирилловской епархии

Читайте также:
Тотьма. Митрополия русской Америки
При поддержке «Фомы» в Тотьме открыт памятник художнику Вахрушову

На заставке фрагмент фото: (с) Информационный отдел Вологодской и Кирилловской епархии

Преподобный Феодосий Тотемский, чудотворец

Краткое житие преподобного Феодосия Тотемского, чудотворца.

празднование совершается 28 января/10 февраля

П реподобный Феодосий Тотемский родился около 1530 года в Вологде в благочестивой семье дворян Сумориных. Воспитанный своим отцом Иулианом в страхе Божием и им же обученный грамоте, Феодосий ощутил в своем юном сердце, благодаря чтению душеполезных книг, стремление к иноческой жизни. Этому желанию способствовало и обилие иноческих обителей в окрестностях Вологды. Достигнув совершеннолетия, святой Феодосий, однако, вступил по настоянию родителей в брак, от которого у него родилась дочь. Семейная жизнь не только не отвлекала святого Феодосия от деятельной любви к Богу, но лишь укрепляла его в духовном усердии. Посещая храм Божий и всем сердцем погружаясь в молитву, святой Феодосий старался избегать стояния в толпе и выбирал для себя уединенные места где-либо за колоннами. Душа его устремлялась к духовному совершенству: он много молился дома, особенно по ночам, и постоянно размышлял о смысле Божественных слов, услышанных в церкви.

После смерти родителей и супруги преподобный Феодосий, отдав все свое состояние родственникам для воспитания и попечения о дочери, удалился в Спасо-Преображенский монастырь во имя преподобного Димитрия Прилуцкого, расположенный близ Вологды. Видя благочестие преподобного Феодосия, игумен монастыря постриг его в монахи без прохождения обычного в таких случаях испытательного срока и поручил опытному старцу, воле которого новоначальный инок предал себя всецело. Преподобный Феодосий смиренно нес все нелегкие монастырские послушания: колол дрова, пек хлебы, молол муку, носил воду, трудился в поварне, исполняя все с усердием, любовью и стараясь услужить каждому из числа братии. При этом он первым успевал приходить в церковь к Богослужению и не пропускал ни одного молитвенного правила. Питался подвижник только хлебом с водой. Каждый день у гробницы преподобного Димитрия он молился о духовной помощи и вразумлении.

По поручению игумена преподобный Феодосий был направлен в город Тотьму смотрителем за монастырскими солеварнями. Преподобный заботливо относился к рабочим, был с ними ласков, кроток и милостив. Никогда прежде солеварни не приносили столько дохода. После того, как жители Тотьмы стали переселяться на новое место, расположенное в двух верстах от города, и прииски опустели, преподобный Феодосий отыскал на высоком мысу, омываемом двумя речками, место, окруженное лесистыми горами. Взяв благословение игумена Прилуцкого монастыря на строительство здесь новой обители, преподобный Феодосий стал подвизаться сначала в шалаше, потом в землянке, а затем построил своими руками деревянную келлию. С радостью восприняли жители Тотьмы известие о намерении преподобного основать в этих местах монастырь. Они стали приносить преподобному все необходимое для жизни, а многие делали крупные пожертвования. Такое усердие населения побудило преподобного Феодосия отправиться с челобитной в Москву к царю Иоанну Васильевичу. 20 февраля 1554 года он получил царскую грамоту, освобождавшую новостроющуюся обитель от всяких податей.

Митрополит Макарий (1542 — 1563) велел Ростовскому архиепископу Никандру (1549 — 1566) благословить преподобного Феодосия на построение храма и снабдить всем необходимым для его освящения. На обратном пути преподобный зашел в Спасо-Преображенский монастырь испросить благословения у святых мощей великого угодника Божия Димитрия Прилуцкого. От игумена монастыря он получил икону Божией Матери, прославившуюся впоследствии многими чудесами и ставшую известной под названием «Суморинской» (по фамилии преподобного).

По возвращении в Тотьму преподобный Феодосий немедленно приступил к строительству и в течение одного года с помощью окрестных жителей поставил здесь деревянную церковь, трапезную, келлии для братии и другие необходимые постройки. Вскоре монастырь стал пополняться иноками. Преподобный, получивший в юности хорошее образование, стремился к духовному просвещению братии; со временем он собрал в обители обширную библиотеку. Иноки его обители должны были по уставу питаться от трудов своих рук, творить милостыню и пребывать в непрестанной молитве, особенно за усопших.

В хозяйственном отношении монастырь был также образцовым. За глубокое смирение настоятеля Господь даровал ему Свою милость.

Умелая распорядительность и неутомимое трудолюбие преподобного позволили архиепископу Ростовскому Никандру поручить ему устроение запустевшей обители, расположенной в той же тотемской округе. Преподобный возобновил эту обитель, называемую Ефремовой пустынью, и учредил в ней братство.

Будучи настоятелем теперь уже двух обителей, преподобный Феодосий постоянно находился в молитве и трудах, являя пример для подражания братии. Предвидя скорую кончину, святой Феодосий продиктовал духовное завещание, в котором, в частности, настойчиво подчеркивал необходимость церковной молитвы за всех усопших, какими бы праведниками они ни казались при жизни.

28 января 1568 года преподобный Феодосий, благословив и отечески поцеловав каждого из братии, преставился ко Господу. Только после его кончины было открыто, что преподобный носил на себе власяницу и вериги, а под схимническим куколем— железную шапку. При жизни преподобного ни тени утомления на его лице никто никогда не замечал. Погребен был святой Феодосий в основанной им обители.

Известно около 150 посмертных чудес, связанных с именем преподобного Феодосия. Многие передавались изустно, а впоследствии были записаны. Так, одна женщина привела в монастырь слепую дочь Иустину и испросила разрешение провести ночь у гробницы преподобного Феодосия. Ночью она увидела направлявшихся к церкви двух монахов, один из которых сказал: «Иду в церковь, несу святую воду, чтобы промыть глаза слепой Иустине». Потом видение исчезло, а девушка почувствовала, что ей промывают глаза и окропляют водой; слышала она также движение и пение. Утром оказалось, что слепая прозрела.

В 1626 году иконописец Попов написал икону преподобного Феодосия, пользуясь рассказами одного столетнего старца, помнившего облик святого игумена.

В 1655 году церковь, возле которой покоился преподобный Феодосий, обгорела, но деревянная гробница его осталась невредимой. Император Петр I во время своего путешествия в Архангельск посетил 17 июля 1693 года Спасо-Суморин монастырь и возложил к иконе преподобного Феодосия янтарное Распятие. В 1729 году была составлена служба святому, ее служили не только в монастыре, но также в храмах Тотьмы и округи, хотя преподобный еще не был причислен к лику святых.

С течением времени почитание преподобного Феодосия было забыто. В 1764 году при императрице Екатерине II был изда Указ о штатных и заштатных монастырях, по которому более половины всех монастырей на Руси было закрыто. За штат попал и Спасо-Суморин монастырь. Обитель стала приходить в упадок. К 1798 году в ней остались только 75-летний старец и два послушника. Хотя церкви в монастыре были каменные и недавно построенные, Вознесенская церковь грозила упасть, и было предложено ее разобрать. 2 сентября 1796 года, при перестройке Вознесенской церкви, были обретены нетленные мощи. По вышитым на схиме словам открылось, что во гробе лежало тело преподобного Феодосия Суморина, основателя и начальника монастыря. 228 лет оно пролежало в незнаемой и забытой могиле.

28 января 1798 года после троекратного освидетельствования мощей состоялось прославление угодника Божия

В 1920-х годах Спасо-Суморин монастырь был упразднен, мощи преподобного Феодосия оказались в Вологодском краеведческом музее. В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, они были переданы Вологодской епархии и находились в Лазаревском храме города Вологды. В 1994 году состоялость торжественное перенесение святых мощей в город Тотьму, где они почивают и поныне.

Читайте также:  Святой мученик Иоанн Казанский
Ссылка на основную публикацию