О чем молится иконе святой Иулиании Лазаревской, Муромской

Акафист святой праведной Иулиании Лазаревской

Кондак 1

Избранную Богом праведницу возвеличим, милосердую матерь святою песнию почтим. Ты же душетленнаго нечувствия избави нас, зовущих: Радуйся, преблагая Иулиание, многомилостивая заступнице наша!

Икос 1

Ангельскаго чина не сподобися на земли, Иулиание, но и в мире сем херувимски пожила есть. Сего ради ублажаем тя пресветлыми словесы: Радуйся, от родителей нищелюбных рожденная; радуйся, вне отчего крова сиротою вскормленная. Радуйся, муромских лесов лилее благоуханная; радуйся, градов и весей наших звездо светозарная. Радуйся, Христовою любовию освященная; радуйся, покровом Богородицы осененная. Радуйся, преблагая Иулиание, многомилостивая заступнице наша!

Кондак 2

Видевше в нощи силу вражию, яко дым расточаемую и премудрого старца святителя, укрепляющаго тя, небоязненно возгласи: Аллилуия.

Икос 2

Разум наш недоумеет, яко бремя многочадия несуще, немятежие соблюла еси, блаженная, но вера наша понуждает взывати: Радуйся, Господа собеседнице тихая; радуйся, Христова рабо послушливая. Радуйся, Церкви ученице мудрая; радуйся, супругу содружнице верная. Радуйся, чадом мати сострадательная; радуйся, слугам госпоже благосердая. Радуйся, преблагая Иулиание, многомилостивая заступнице наша!

Кондак 3

Сила духа твоего и кротость души не остави тя, егда лютая смерть исхити младенцы твоя. Ты же, на Промысел благий уповая, рече: Аллилуия.

Икос 3

Имуще, Иулиание, сердце милующее, последняя своя не пощаде от велика глада страждущим людем, благодарящим тя: Радуйся, в годину темную любовию сиявшая; радуйся, яко солнце, землю согревшая. Радуйся, алчущих хлебом питавшая; радуйся, унывающих словом утешившая. Радуйся, чрез нищих Христу послужившая; радуйся, чрез щедрость Царствие стяжавшая. Радуйся, преблагая Иулиание, многомилостивая заступнице наша!

Кондак 4

Буря новая смертоносныя язвы порази людей русских. Ты же, о праведнице, молитвою святою телеса исцеляше и души воздвизаше пети: Аллилуия.

Икос 4

Слышавши весть о убиении сына старейшего, горький плач ко Христу пролияла еси, крестоносице, в руце Его скорбь свою предавше. Мы же веру твою величаем: Радуйся, житие в странствие вменившая; радуйся, во успение, яко в путь к бессмертию, уверовавшая. Радуйся, печали на Бога возложившая; радуйся, супруга во унынии укрепившая. Радуйся, убийцу обезумевшаго простившая; радуйся, мир и упокоении сыну испросившая. Радуйся, преблагая Иулиание, многомилостивая заступнице наша!

Кондак 5

Божией волею и другий сын твой смерть прия в служении ратнем. Ты же и сей крест понесе с песнию безропотною: Аллилуия.

Икос 5

Видяще супруг тя, от мира бежати ищущу, умоли не оставляти дом и детей пятерицу. Ты же смиренно любовию паки покры домашних твоих, рекших ти: Радуйся, таинства брака хранительнице; радуйся, супругу добрая помощнице. Радуйся, крепкая и терпеливая подвижнице; радуйся, страстей плотских победительнице. Радуйся, белую ризу души своея соблюдшая; радуйся, телесными подвиги черниц превозшедшая. Радуйся, преблагая Иулиание, многомилостивая заступнице наша!

Кондак 6

Проповедник тайного богостояния твоего явися сын Каллистрат: пощений, всенощных бдений и неусыпной хвалы: Аллилуия.

Икос 6

Возсия благодать в тебе, мати святая, и воспери тя, яко птицу легкую, к небу влекомую. Мы же, ленивии, ревности твоей дивяся, глаголем: Радуйся, ангельскою душею пламенеющая; радуйся, сладость райскую вкушающая. Радуйся, даром слезным обогащенная; радуйся, красотою псалмопений утешенная. Радуйся, тело твое храм Духа сотворшая; радуйся, сердце твое престол Троицы содеявшая. Радуйся, преблагая Иулиание, многомилостивая заступнице наша!

Кондак 7

Хотяще по смерти подружия твоего истее Христу прилепитися, новыми подвиги умиления слезы и сердце милостивое стяжала еси, на земли яко на небе поя: Аллилуия.

Икос 7

Новое знамение на тебе возсия, егда Пречистая от образа Своего святаго прорече, в Церковь Божию тя призывающе. Тем же о тебе веселящеся, поем: Радуйся, Христова любимице смиренная; радуйся, молитвеннице к Нему дерзновенная. Радуйся, милости паче жертвы почтившая; радуйся, церковь Божию не оставившая. Радуйся, от Богородицы славу приявшая; радуйся, яко заря нашу землю осиявшая. Радуйся, преблагая Иулиание, многомилостивая заступнице наша!

Кондак 8

Странно есть зрети, блаженная, егда великую милость от Пречистыя Девы улучивше, но и крест подъяла есть превеликий, да и в скорбех нас научиши пети: Аллилуия.

Икос 8

Промыслом неизследимым глад и нищета дом твой, милостивая, постиже. Но чадом и слугом твоим заповеда ничему чужду отнюдь касатися. Они же глаголаша ти: Радуйся, в тяжелоносней године всем утешение; радуйся, страждущим верное вспоможение. Радуйся, знамения грозные созерцавшая; радуйся, плачущим и скорбящим сострадавшая. Радуйся, верующим терпение подающая; радуйся, о прощении грешников молящаяся. Радуйся, преблагая Иулиание, многомилостивая заступнице наша!

Кондак 9

Всякое животно, благоволения исполнено, хвалит Всещедраго Бога. Но, угоднице крепкая, аще и земных благ лишися, николиже преста пети: Аллилуия.

Икос 9

Витий язык не может сказати томление твое, святая, егда хлеба не имуще, лебедою чад твоих питаше. Мы же силу терпения твоего почитаем тепле: Радуйся, многомятежие мира сего презревшая; радуйся, высоту Небеснаго Града вожделевшая. Радуйся, богатство во уметы вменившая; радуйся, со упованием крест свой понесшая. Радуйся, в воле Господни ходившая; радуйся, отраду вечную улучившая. Радуйся, преблагая Иулиание, многомилостивая заступнице наша!

Кондак 10

Спасти душу твою измлада хотяще, аще и яко Марфа ближним послужи, но духом Марии благую избра часть. Тем же Иисусу, желаний Краю, присно поеши: Аллилуия.

Икос 10

Стеною твердою житейским бурем противостояла еси, добродетелей же елеем старость свою умастила еси и в немощех сущи, слышиши утешения сии: Радуйся, тихое пристанище обретшая; радуйся, Небесный Чертог узревшая. Радуйся, Грозным Судиею не судимая; радуйся, святым женам сопричисленная. Радуйся, яко на орлих крылах воспарившая; радуйся, в бытие присносущное востекшая. Радуйся, преблагая Иулиание, многомилостивая заступнице наша!

Кондак 11

Пение небесное Ангел твой воспе над смертным ложем твоим, горлице Божия, егда ты, яко свеща, пламень последней молитвы Богови даде, за вся благодаря: Аллилуия.

Икос 11

Светом святым освятися и Духа Небеснаго прия в приобщении Христовых Животворящих Таин. И тако в тишине нетленное селение обрела еси, от уст тленных слышаще сия: Радуйся, образ смирения нам явившая; радуйся, молитвы зерцало нам бывшая. Радуйся, венцем славы от Христа увенчанная; радуйся, светлыми ризы от Ангелов покровенная. Радуйся, паче крин сельных благоухающая; радуйся, во мраце яко свеща горящая. Радуйся, преблагая Иулиание, многомилостивая заступнице наша!

Кондак 12

Благодатию Божиею осеняемии и тобою наставляемии чада твоя во благочестии и правде земную стезю проидоша. Но и о нас всех молися, купно с ними и тобою поющих: Аллилуия.

Икос 12

Поет тебе, жено святая, веселыя песни Христова Церковь, дивно обретши благоуханныя мощи твоя. Мы же, раку честную лобызающе, припеваем согласно: Радуйся, яко тобою радости исполнихомся; радуйся, яко тобою веселия сподобихомся. Радуйся, яко тобою благодати приобщихомся; радуйся, яко тобою на высокая вознесохомся. Радуйся, яко тобою в правоверии укрепихомся; радуйся, яко тобою в истине утвердихомся. Радуйся, преблагая Иулиание, многомилостивая заступнице наша!

Кондак 13

О милостивая мати, блаженная и праведная Иулиание! Милость и мир нам у Господа испроси, да вся дела благая наша в жертву чистую Творцу принесем и с тобою пение Троице сотворим: Аллилуия.

Сей кондак глаголется трижды.

Таже икос 1: Ангельскаго чина:

И кондак 1: Избранную Богом праведницу:

Молитвы святому Симеону Богоприимцу

Сила молитвы велика, и примеров тому история христианства может привести множество. Поистине чудодейственной является молитва праведного Симеона Богоприимца, святого, прожившего более 270 лет в ожидании появления на свет младенца Иисуса Христа.

  1. История Симеона Богоприимца
  2. В чем помогают молитвы святому Симеону Богоприимцу?
  3. Молитва первая Симеону Богоприимцу
  4. Молитва вторая
  5. Молитва Симеону Богоприимцу о Небесном покровительстве детям
  6. Тропарь и кондак праведному Симеону Богоприимцу
  7. Тропарь, глас 4
  8. Кондак, глас 4

История Симеона Богоприимца

Живя в Иерусалиме, Симеон Богоприимец являлся переводчиком и осуществлял перевод Священного Писания. Заметив одну неточность, он захотел исправить ее, но ему было явление ангела, который пообещал ему долгую жизнь и встречу с младенцем, рожденным Девой Марией. Так и случилось. Праведный Симеон дожил до трехсотлетия и отошел к Господу только после того, как взял на руки младенца Иисуса и принес миру весть о рождении Мессии:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

В чем помогают молитвы святому Симеону Богоприимцу?

Считается, что иконы, написанные в честь Симеона Богоприимца, обладают божественной силой. Образ этого святого почитаем в христианстве, и молитва Симеону Богоприимцу никогда не оставит верующих без поддержки.

День почитания святого празднуют 3 февраля.

К молитвам святому Симеону Богоприимцу обращаются в следующих случаях:

  • с просьбой о покровительстве детям;
  • с просьбой о здравии и исцелении детей и младенцев;
  • с просьбой о даровании утешения и терпения;
  • с молитвами за тех, кто находится в плену.

Молитва первая Симеону Богоприимцу

О великий угодниче Божий и Богоприимче Симеоне! Призри на мя грешнаго, ко святей иконе твоей припадающа и просяща твоего заступления и помощи: скорбь бо обдержит мя от обстоящих мя ныне бед и зол, и утешения не имам многоболезненней души моей. Исках помощи от человек, и не обретеся. Возопиях ко Господу, и не услыша мя, аз прогневах пречистую благость Его беззаконьми моими, и множеством многих грехов моих преогорчих человеколюбную утробу Его. И кто ми ныне помощь явит; кто ми скорбь утолит; кто даст отраду и успокоение многомятежней душе моей? К тебе, великий угодниче Божий, прибегаю грешный и недостойный аз, ведый, яко велие дерзновение имаши ко Христу Богу и многомощен предстатель еси о всех, с верою к тебе прибегающих, и твоего заступления и помощи требующих. Моли убо Человеколюбца Господа, яко да простив ми безчисленная моя прегрешения, не отвратит милость Свою от мене, но яко благ и сострадателен, явит и мне безконечное Свое милосердие, и в лютем напастей и бед моих озлоблении подаст ми всесильную помощь Свою, и преогорченной душе моей ослабу, мир, укрепление, утешение и успокоение дарует. Ей, великий угодниче Божий, вознеси Богоносныя руце твоя ко иже во объятиих твоих носитися изволившему Христу Богу нашему и моли благость Его, да не отринет моления сердца моего недостоинства ради моего, но явит мне благовременне милость Свою, во славу безконечных щедрот Своих и многомощнаго предстательства твоего, о немже подобает Ему всякая слава и благодарение купно со Отцем и Пресвятым Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва вторая

О Богоприимче Симеоне! Услыши нас, грешных раб Божиих (имена), и не отыми покров твой святый от нас, моли благость Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, праведно по делом нашим на ны движимый, и, презрев безчисленная прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и на стези заповедей Своих утвердит нас. Огради молитвами твоими в мире жизнь нашу и во всем благом благое поспешение испроси, вся к животу и благочестию потребная нам даруя, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в вечный достигнем покой, идеже сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже всякая слава подобает, со Отцем и Пресвятым Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва Симеону Богоприимцу о Небесном покровительстве детям

Симеону Богоприимцу молятся за детей, особенно об их здоровье и Божьем покровительстве над ними.

О, великий угодниче Божий Богоприимче Симеоне! Предстоя Престолу Великаго Царя и Бога нашего Иисуса Христа, велие дерзновение имаши к Нему, во объятиих твоих нашего ради спасения носитися изволившему. К тебе убо, яко многомощному предстателю и крепкому о нас молитвеннику, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Моли Благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, праведно по делом нашим на ны движимый, и, презрев безчисленная прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих утвердит нас. Огради молитвами твоими в мире живот наш, и во всем благом благое поспешение испроси, вся яже к животу и благочестию потребная нам даруя. Якоже древле Великий Новоград явлением чудотворныя иконы твоея от губительства смертнаго избавил еси, тако и ныне нас и вся грады и веси страны нашея от всяких напастей и бед и напрасныя смерти предстательством твоим избави, и от всех враг видимых и невидимых покровом твоим защити. Яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте и, тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего. Ему же всякая слава подобает со Отцем и Пресвятым Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Тропарь и кондак праведному Симеону Богоприимцу

Тропарь, глас 4

Симеон старец днесь веселится, восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога, от уз плоти разрешитися прося и вопия: видеста очи мои спасение Твое мирови.

Кондак, глас 4

Старец днесь отрешитися от юз молящеся сего жития тленнаго, Христа восприят на руки, Зиждителя и Господа.

Симеон Богоприимец и Анна Пророчица

День памяти святых Симеона и Анны – 16 февраля

Праведный Симеон Богоприимец и Анна Пророчица — святые, чьи образы неразрывно связаны с праздником Сретения Господня. Когда Дева Мария и Иосиф Обручник принесли Младенца Христа в Иерусалимский храм, Симеон и Анна первыми узнали в беззащитном ребенке Мессию, Спасителя всего мира. Мы расскажем о жизни Симеона и Анны, молитвах к ним, народных традициях, связанных с днем их памяти, и многом другом.

Читайте также:  Именины Егора по православному календарю

Дата празднования

День памяти святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы отмечается в Русской Православной Церкви 16 февраля по новому стилю. Этот день входит в дни попразднства праздника Сретения Господня.

Что можно есть в день памяти

Поста в день памяти святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы нет.

Житие Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

О праведном Симеоне Богоприимце мы узнаем в основном из Евангелия от Луки. Совсем немного информации, но даже благодаря ей вырисовывается образ необыкновенного человека, который сыграл важнейшую роль в истории пришествия на землю Мессии — Господа Иисуса Христа. Другие сведения о Симеоне дошли до нас из Церковного Предания, которое православные христиане почитают наравне со Священным Писанием.

Согласно Преданию, этот святой был одним из семидесяти двух переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Именно с этого «Перевода 72-х толковников» (или Септуагинты) Ветхий Завет в будущем перевели на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.

Ученый человек, умудренный большими знаниями, Симеон стал проводником чуда Сретения Господня. Об этом святом евангелист Лука пишет, что тот был избран Господом и что Дух Святой пребывал на нем: Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем (Лк 2, 25).

Для царя Птолемея II святой Симеон переводил книгу пророка Исаии. В ней он натолкнулся на фразу, которая привела его в замешательство, буквально обескуражила. В еврейском подлиннике эта фраза звучала как: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7, 14). Ученый был уверен — слово «Дева» явная ошибка! Как дева (то есть девственница) может родить ребенка? Симеон хотел исправить нелепицу, рука его уже потянулась к бумаге. Но в ту же секунду перед ним предстал Ангел. Он удержал перо книжника и молвил: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Эти слова Ангела стали пророческими — шли десятилетия, а Симеон все жил и жил. И каждый день ждал, когда же явится миру Мессия, рожденный от Девы.

В год, когда святому исполнилось 360 лет, Святой Дух привел его в Иерусалимский храм. И случилось это в тот же день, когда Иосиф Обручник и Дева Мария со Спасителем, которому исполнилось 40 дней, пришли в храм, чтобы представить своего первенца пред Господом и принести положенную иудейским законом жертву.

Именно тут, в сердце Святой Земли, состоялась встреча праведного старца и Святого Семейства. Симеону вновь было откровение от Господа — он понял, что Младенец на руках Марии — тот самый долгожданный Мессия, о котором в течение сотен лет писали пророки.

Святой Симеон благоговейно взял на руки Младенца Христа и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля (Лк 2, 29—32). Благословив Марию и Иосифа, он добавил пророческое: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк 2, 22—35).

Из описания, которое нам дает евангелист Лука, мы узнаем также об Анне Пророчице. Лука пишет о ней немного, но даже по этим скудным сведениям мы можем увидеть весь жизненный путь этой женщине во всей его чистоте и любви к Богу: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк 2, 36—38).

Мощи праведного Симеона Богоприимца

Как говорит Церковное Предание, праведный Симеон Богоприимец умер вскоре после встречи с Младенцем Христом и Святым Семейством в Иерусалимском храме. Ему было 360 лет.

Согласно отдельным историческим источникам, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара (сейчас — город Задар в Хорватии). Сегодня мощи покоятся в реликвариях в двух хорватских городах: в Задаре и Загорье. А в немецком городе Ахене хранится десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца.

Десница праведного Симеона Богоприимца

Десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца — это христианская реликвия, которая покоится в кафедральном соборе города Ахен в Германии. Раз в семь лет, по старой традиции, ее выставляют для поклонения верующих — это знаменитое на весь мир Ахенское паломничество. Хранится святыня в украшенном драгоценными камнями реликварии.

Молитвы праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице

Тропарь праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице

Радуйся, Богоприимче старче Симеоне, во объятия приемый Спаса Господа. Веселися и ты, честная пророчице Анно, возвестивши пришествие в мир Христа Бога нашего, сокрушившаго державу вражию и подающего нам велию милость.

Кондак праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице

Во избранных Божиих, блаженне старче Симеоне, на Небеси предстоиши пред лицем Христа Бога, Егоже во храме, яко Младенца руконосимаго, во объятия своя от всепречистых рук приял еси и со Анною пророчицею яко Бога исповедал еси. Темже похвальными гласы ублажаем вас: радуйся, Богоприимче старче Симеоне, радуйся, пророчице честная Анно, радуйтеся, Бога во Плоти познавшии.

Тропарь Симеону Богоприимцу

Симеон старец днесь веселится, восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога, от уз плоти разрешитися прося и вопия: видеста очи мои спасение Твое мирови.

Кондак Симеону Богоприимцу

Старец днесь отрешитися от юз моляшеся сего жития тленнаго, Христа восприят на руки, Зиждителя и Господа.

Иконография Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

Праведный Симеон — одна из ключевых фигур, изображенных на иконе праздника Сретения Господня. Иконописцы изображали святого в момент, когда Богородица с рук на руки передает ему Младенца Христа. Анну Пророчицу в византийской и древнерусской иконописи обычно изображали на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или праведного Симеона. Анна Пророчица изображалась в профиль, одетая чаще всего в красный хитон и зеленый мафорий (цвета могли быть иными); она указывала пальцем на Христа. Нередко Анну писали в образе седовласой старицы с усталым лицом.

Песнь Симеона Богоприимца

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», — это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.

Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни. Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения — но только для младенцев-мальчиков.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;

яко видеста очи мои спасение Твое,

еже еси уготовал пред лицем всех людей,

свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

ибо видели очи мои спасение Твое,

которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Храм Симеона и Анны в Санкт-Петербурге

A.Savin Источник: Википедия.

Церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы стоит на пересечении улиц Моховой и Белинского в Санкт-Петербурге. Первоначально храм был деревянным, но в 1731 году, когда в России правила императрица Анна Иоанновна, здесь по проекту архитектора Михаила Земцова и его помощника Ивана Бланка началось строительство каменной трехпрестольной церкви. Увенчали ее многогранным куполом.

На освящении храма в 1734-м присутствовала сама императрица. До 1802 года церковь причислялась к придворным храмам.

На колокольне храма высотой в 47 метров находились куранты. Первые часы с боем когда-то привезли сюда из Воскресенской церкви при Меншиковском дворце, но были утеряны во время одной из реставраций. Куранты восстановили только в 1905 году.

В 1938 году безбожная советская власть закрыла храм Симеона и Анны, и долгое время он использовался как склад. В 1980-х здание передали метеорологическому музею. В 1995 году храм был возвращен верующим.

Митрополит Антоний Сурожский. Сретение, воскресенье о мытаре и фарисее

(15 февраля 1976 г.)

Праздник, который мы сегодня соблюдаем, это одновременно праздник дивной встречи и первой разлуки. Дивной встречи, потому что в храм, в удел Божий Единородный Божий Сын, ставший Сыном Девы, приносится, чтобы быть поставленным перед лицом Живого, вечного Бога, Отца Его прежде, чем мир не стал.

Встреча, также, между святыми душами и ожидаемым ими Спасителем. Долгую, сложную, благодатную жизнь прожили и Симеон и Анна; тому и другой было обещано, что они не умрут, раньше чем не увидят лицом к лицу Спасителя своего. И вот этот день настал, и лицом к лицу ожидавшие Его праведники встретили Бога, ставшего Человеком. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром, — сказал Симеон, — ибо видели очи мои спасение Твое. Теперь он может отойти в вечность, теперь он может сойти в область усопших и принести туда первую весть, что он видел на земле Бога, пришедшего плотью.

Одновременно этот праздник — первая жертвенная разлука Божией Матери с Ее Божественным Сыном. Всякий младенец мужского пола, разверзающий утробу, то есть перворожденный в семье, приносился Богу и делался собственностью Бога. Этот обычай, это правило началось еще в древности, когда Моисей вывел из Египта народ израильский. Тогда упорствующий фараон не хотел отпустить своих рабов; и ужас за ужасом постигали египетскую землю, чтобы опомнился человек под тяжелой, спасающей десницей Бога. И одной из самых страшных кар, которые были наложены на противящегося Богу фараона, была смерть всех перворожденных в земле египетской. Этой ценой было потрясено каменное сердце фараона, этой ценой получили свободу, в виду ожидаемого Христа, израильские дети.

Но когда они достигли пустыни, то и до них дошел Божий глас: Ценой этого ужаса, ценой смерти детей, лишения матерей любимых своих младенцев были выведены вы из египетской земли, из страны плена и рабства; но как бы в воспоминание об этом, как бы в выкуп за этих детей и за этих матерей, перворожденный младенец мужского пола в каждой вашей семье должен быть принесен в Храм, и Бог над ним получает власть жизни и смерти. И вот, принося Своего Младенца в Храм, Божия Матерь приносила Его в жертву Богу. Первый раз, свободно, по закону Своего народа Она отдавала Богу Рожденное от Нее. Это жертвоприношение продолжалось потом в течение всей Ее жизни: Матерь Божия Его отдала раз и навсегда, и Бог и Отец эту жертву, единственную за всю историю мира, принял, и она стала кровавой Жертвой Голгофы.

Мы сегодня читали и о другой встрече: как мытарь и фарисей пришли в храм, в тот храм, где Живой Бог ожидает Своих детей. Один пришел с гордыней, другой — с сокрушенным сердцем. Это — тоже встреча; но в этой встрече не жертва, а суд и спасение.

Каждый из нас когда-то, в день своего воцерковления, был принесен в храм; каждый из нас был поставлен перед Богом, чтобы стать Его собственностью; но в Церкви Христовой нет мужеского и женского, нет различия, все — дети Божии, и поэтому все мы были принесены и отданы Богу, так же как Богомладенец Христос был принесен Своей Матерью.

Каждая мать, которая здесь стоит, когда-то своего младенца принесла и отдала Богу, и приняла его вновь от иконы Спасителя или Божией Матери. Каждый из нас вновь и вновь встречает Бога всякий раз, как он приходит в храм; кто из нас мытарь, кто из нас фарисей? Кто уйдет оправданным, а кто уйдет со своей тленной праведностью, которая не войдет в Царство Божие? Симеон и Анна ждали и узрели Христа; мытарь ждал себе только суда — и получил милость; фарисей думал, что он праведен, — и оказался ни с чем.

Вот с чем мы теперь начинаем это восхождение подготовительных недель к Великому Посту. Задумаемся, каждый из нас, о том, что значит, что он или она когда-то были принесены в храм, отданы Богу любовью материнской; отданы на хранение Тому, Который есть Хранитель младенцев, отданы Тому, Кто есть Господь и Жизнь. Подумаем о том, способны ли мы встретить Христа, как встретили Его Симеон и Анна; подумаем о том, кто мы — фарисей или спасенный мытарь. Аминь.

Кизильский женский монастырь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны

Кизильский женский монастырь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны находится в селе Кизильском Челябинской области, рядом с Магнитогорском. Это старинное казачье село, а стоит обитель на западной его окраине.

Читайте также:  Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге

Официально Кизильский женский монастырь был открыт в 1999 году. Обитель совсем молодая, но с интересной предысторией. В начале 20-х годов ХХ века две местные монахини, тетя и племянница, отправились в паломничество — прославлять свой край на Святой Земле. Их путешествие продлилось 8 лет. Вернувшись из Иерусалима, паломницы вместо Российской империи, которую они покинули, застали советскую Россию. Они не отреклись от Христа, собирались для молитвы по домам, укрепляли местных жителей в православной вере.

Первой настоятельницей монастыря с 1999 года была насельница Успенского Пюхтицкого монастыря монахиня Иоанна (Смолкина). В 2004 году настоятельницей монастыря стала игумения Феодора (Подоплелова). В 2009-ом Кизильский монастырь отпраздновал свой первый юбилей — десять лет.

Поэзия о праведном Симеоне Богоприимце и Анне Пророчице

Сретение. Иосиф Бродский

Анне Ахматовой

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

16 февраля 1972 года.

На заставке Gerbrand van den Eeckhout (1621–1674). Сретение

Десница праведного Симеона Богоприимца – святыня Ахена

Реликварий с десницей праведного Симеона

По установившейся давней традиции, раз в семь лет в кафедральном соборе немецкого города Ахен выставляются для поклонения его знаменитые на весь мир христианские святыни из реликвария Пресвятой Богородицы, и в этот год наплыв паломников в Ахен резко возрастает. К заранее объявленным дням так называемого Ахенского паломничества (последнее было в 2007 году) его организаторы специально приурочивают выпуск разнообразных информационных материалов, объединенных общим названием – «Приходите и увидите». Все они потом оказываются в архиве собора, составляя весьма своеобразную коллекцию, собираемую вот уже несколько столетий. Здесь, в частности, можно познакомиться с отпечатанной в 1615 году в Кельне гравюрой, на которой изображены святыни и реликвии Ахенского собора. Это своего рода информационный листок для паломников далекого прошлого. Под одним из изображений третьего ряда надпись по-латыни – « Simeonsreliquarum» («Реликварий Симеона»).

– В реликварии хранятся мощи (десница) святого Симеона, принявшего на свои руки принесенного Божией Матерью в иерусалимский храм Младенца Иисуса, – рассказывает сотрудник сокровищницы София Мокел. – Реликварий из серебра с позолотой, изготовлен ахенскими мастерами между 1330–1340 годами. Украшен камеями и драгоценными камнями. Как видите, этот реликварий необычен по своей форме. Перед нами своеобразная скульптурная композиция, представляющая трогательную встречу святым Симеоном Младенца Иисуса. Фигуры Богородицы с двумя голубями в руках и старца-священника Симеона, держащего Младенца Иисуса, являют иллюстрацию к известному евангельскому повествованию апостола Луки об этом знаменательном событии. Между фигурами Богоматери и праведника – столик для приношений, где и хранятся мощи святого Симеона. О размерах реликвария: высота – 37,9 см, длина – 59, 6 см, ширина – 14,6 см…

Значит, не только в Хорватии, но и в Германии хранится часть мощей святого и праведного Симеона Богоприимца.

По евангельскому свидетельству, старец Симеон был «человеком праведным и благочестивым». Евангелист Лука не говорит, к какому званию принадлежал праведный Симеон, но в церковных песнопениях он называется священником и святителем. Когда царь Египта Птоломей Филадельф решил для Александрийской библиотеки заказать перевод на греческий язык священных книг иудеев, праведный Симеон был в числе тех семидесяти ученых мужей, что были призваны для этого. Ему выпало переводить Книгу пророка Исаии. Со страхом Божиим приступил ученый муж к переводу, стараясь в точности передать слова пророка греческими речениями. Но, дойдя до строк: «Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7: 14), усомнился в словах Писания, решил, что слово «Дева» употреблено в тексте по ошибке, и хотел уже было исправить его на слово «Жена». Но в этот момент к нему явился ангел, удержал его руку, говоря: «Имей веру написанным словам. Ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Уверовав в слова эти, Симеон с нетерпением ожидал пришествия в мир Христа.

Прошли годы, Симеон превратился в древнего старца. Однажды по вдохновению явился в он Иерусалимский храм – в тот самый день, сороковой по Рождестве Христовом, когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли в храм, чтобы совершить там обряд, как это предписывал иудейский закон – представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву. Это ритуальное принесение младенца во храм близко по значению к жертвоприношению и может восприниматься как прообраз грядущей искупительной жертвы.

Дух Святой открыл старцу Симеону, что Младенец на руках Марии и есть Тот ожидаемый Спаситель. Симеон, взяв Младенца на руки, произнес: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…». Слова эти стали неотъемлемой частью каждой вечерни. Это молитва умиротворенного сердца, радующегося тому, что обетование исполнилось и Господь отпускает из жизни скорбной земной в блаженную жизнь вечную. Это напоминание верующим о вечере их жизни.

К Богородице праведный старец обратился с пророческими словами: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 34–35). Считается, что данное пророчество легло в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение». Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда узрит Она страдания Сына; после же откроются скрытые доселе помышления (о Мессии) людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него.

А само событие – встреча человечества в лице праведного старца Симеона с Богом – чтится Церковью в празднике Сретение Господне.

В преданиях о праведном Симеоне Богоприимце сообщается, что его дом вкупе с садом и семейными склепами находился вблизи Иерусалима, в местности, именуемой сегодня Катамонас, или Сан Симон. Праведный Симеон Богоприимец прожил 360 лет, ибо Богу угодно было продлить жизнь святого старца, дабы он мог дожить до ожидаемого во все века вожделенного года, когда родился от Девы Безлетный Сын. Достигнув глубокой старости, Симеон преставился ко Господу. О месте погребения старца точных определений не имеется, но устные предания Святой Земли указывают на могильную яму в приделе греческой церкви святого Симеона, расположенной в юго-западной части Иерусалима. Существует и другое предание: старец Симеон был убит у стен Иерусалимского храма при избиении вифлиемских младенцев, когда воины Ирода допрашивали его, где находится Иисус.

Апокриф Никодима указывает на воскресение святого праведного Симеона Богоприимца после Воскресения Христа, когда воскресли многие святые и пророки.

Мощи святого во второй половине VI века были перенесены в Константинополь, где хранились в Халкопратийском храме, то есть церкви у Медных врат византийской столицы. В XII веке мощам святого праведного Симеона Богоприимца в Константинополе поклонялся святитель Антоний, архиепископ Новгородский.

По некоторым данным, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара (итальянское название современного хорватского города Задар). В настоящее время часть мощей праведника хранится в особом реликварии-саркофаге церкви святого Симеона в Задаре (Хорватия) , а другая часть – еще в одном хорватском городе – Загорье. В Ахене мощи святого Симеона известны еще с XII века, но служители сокровищницы кафедрального собора не могут объяснить, как они попали в Германию.

Предполагается, что первоначальный реликварий, в котором находились мощи святого Симеона в XII веке, был совсем другим и своей формой напоминал пенал или шкатулку. К сожалению, к мощам святого Симеона в сокровищнице нельзя приложиться. Только 8 сентября, когда в Ахене отмечают день памяти праведного Симеона Богоприимца, это дозволяется.

Чем знаменита икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»?

26 августа православная Церковь прославляет икону Божией Матери «Умягчение злых сердец» в её изводе «Семистрельная».

Эту икону называют также «Симеоново проречение». Богородицу изображают с семью мечами, пронзающими её сердце. На «Семистрельной» иконе они расположены так: четыре слева и три справа, а на «Симеоновом проречении» седьмой меч рисуется снизу. В настоящее время в русской православной Церкви принято считать эти иконы разновидностями одного иконографического типа и соответственно объединять дни их празднования.

Число «семь» в Священном Писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае — полноту и бескрайность того горя, которое испытала Богородица во время земной жизни, когда ей довелось увидеть муки Иисуса на кресте. Иногда на коленях Пречистой Девы пишется ещё и младенец Христос.

Есть у образа и другое, иносказательное значение: мечи, ранящие Пресвятую Деву, — это семь смертных грехов. Вот об этих грехах, об умягчении сердец, ожесточённых в них, и следует молиться перед Ликом пронзённой мечами (стрелами) Богородицы.

Почему икону называют «Симеоново проречение»?

Как говорится в Евангелии от Луки, праведному старцу Симеону Богоприимцу было предсказано, что он увидит Спасителя. Когда дева Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса в храм через 40 дней после его рождения, там их встретил Симеон. Старец взял ребёнка на руки (откуда и пошло его прозвище — Богоприимец) и произнёс знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая служба вечерни: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром. »

После же Симеон обратился к Марии с пророчеством: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец».

Тем самым старец предсказал Божией Матери, что ей суждено будет пережить много горести и печали при виде страданий своего сына.

Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом «символической» иконы Богородицы «Умягчение злых сердец».

Откуда произошла икона «Умягчение злых сердец»?

Точных исторических сведений о том, откуда произошла икона «Симеоново проречение», нет. Считается, что образ пришёл из юго-западной Руси более 500 лет назад.

Известно почитание этого образа в католицизме.

Икона «Семистрельная» пришла с Русского Севера, из Вологодчины. Её первое местонахождение — Иоанно-Богословская церковь на берегу реки Тошни, что течёт недалеко от Вологды. Иконе более 600 лет, но, по всей вероятности, это более поздний список с первоначального образа, который был утрачен.

По преданию, крестьянин из Вологды много лет мучился неизлечимой хромотой. Однажды во сне он услышал голос, который велел ему отыскать образ Богоматери на колокольне Иоанно-Богословской церкви. Поднимаясь на колокольню, он споткнулся и увидел под ногами на перевёрнутой ступени образ Богородицы.

Читайте также:  Икона «Спас нерукотворный» в чем помогает

Оказалось, что когда-то кощунственным образом из доски, на которой была писана икона, сделали одну из ступеней лестницы. По ней из года в год поднимались священники и звонари, наступая на образ Пречистой, обращённый ликом вниз.

Служители церкви отчистили икону от грязи и с молитвами поместили в церкви. Крестьянин также сердечно помолился перед ней и получил исцеление своего недуга.

Особенно прославилась икона в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры. Это бедствие навело страх на жителей и побудило их искать помощи у Пресвятой Богородицы. Чудотворная икона «Умягчение злых сердец» была обнесена вокруг города с крестным ходом, после чего заболевания стали заметно утихать, и вскоре эпидемия прекратилась.

Как защищает икона?

Считается, что молитва перед иконой «Умягчение злых сердец» помогает улучшить неблагополучные отношения в семье, между родственниками, близкими, между супругами, а также родителями и детьми.

Икона защищает от чужой нетерпимости и от нашего собственного гнева и раздражения. Также перед этим образом Богородицы можно просить защиты в случае, если вспыхивает любая вражда — в семье или в обществе. К иконе прибегают во время войны с просьбой к Богородице защитить от нападения.

Когда совершается празднование иконы?

Празднование иконам «Симеоново проречение» и «Семистрельная» совершается 13/26 августа, а также 2/15 февраля (в день Сретения Господня) и в Неделю всех святых — в девятое воскресенье после Пасхи, первое после Святой Троицы.

В каких храмах находится икона?

— Храм Михаила Архангела при Клиниках на Девичьем поле — Москва, ул. Еланского, д. 2а.

— Храм иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» в с. Бачурино — Московская обл., Ленинский район, д. Бачурино.

— Храм Во имя святого праведного Лазаря — г. Вологда, ул. Бурмагиных, д. 50.

Как молиться перед иконой?

Перед иконой «Умягчение злых сердец» и «Семистрельная» читают молитвы:

Тропарь, глас 4

Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши, на Твой бо святый образ взирающее, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Ты терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердая, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение.

Молитва

О многостральная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Симеона Богоприимца

Православная икона Симеона Богоприимца знаменита на весь мир. Она помогает всем верующим, оберегая их дома от бед и несчастий.

Святыня, написанная в честь праведника Симеона Богоприимца, глубоко почитается христианами. Праведник является одним из святых угодников Божьих, создавшим греческий перевод священной Библии. И икона его — неотъемлемая часть домашнего иконостаса.

История иконы

Согласна преданиям, Симеон был праведным человеком, верно служившим Господу. Он совершал добрые дела, помогал нищим и неимущим. Святой проповедовал православие и наставлял на путь истинный. Многие верующие доверяли праведнику, обращались за помощью и всегда получали поддержку. После его смерти чудотворные деяния святого продолжились, а иконы, написанные в его честь, обрели божественную силу.

В наши дни православные верующие не перестают молиться перед святым образом чудотворца. Христиане очень почитают и уважают Симеона Богоприимца, человека, который заслуженно является одним из самых известных святых православной церкви.

Где находится чудотворный образ

Во многих храмах нашей страны можно встретить икону святого. Наиболее почитаемые из них хранятся в таких священных обителях, как:

  • Симеоновская церковь в Москве;
  • храм Рождества Христова в Москве;
  • церковь Симеона и Анны в Санкт-Петербурге.

Описание иконы

Святейший образ заключает в себе изображение старца Симеона с длинной седой бородой, в накидке монаха, с Богомладенцем на руках. В правой руке праведник держит развернутый пергамент со Словами Божьими, указывая на то, что лишь Слова Господа являются истинными и верными. Нередко на иконах можно увидеть изображение Симеона Богоприимца вместе с Анной Пророчицей.

В чем помогает икона святого Симеона

Немало бед и несчастий было предотвращено с помощью чудодейственных способностей иконы. К ней обращаются во многих трудных ситуациях, но чаще всего люди молятся перед иконой Симеона с просьбами:

  • о наставлении на путь праведный;
  • о защите от врагов и недругов;
  • об избавлении от греховных помыслов;
  • об исцелении от болезней душевных и физических;
  • о помощи людям, находящимся в плену, тюрьме, об их освобождении и здравии. Святой Симеон является покровителем и заступником людей, которые находятся в заключении.

Дни празднования

Днем, когда воздается особое уважение чудотворцу, считается 16 февраля. В этот день почитают не только святейшего старца Симеона, но и Анну Пророчицу. Многие люди посещают храмы, где проводится специальная служба в честь святых. 16 февраля принято молиться перед иконой Божьего угодника о помощи и поддержке в трудных ситуациях.

Молитва перед иконой

«О мудрец святейший и праведный! Услышь молитвы наши и приди на помощь страдающим. Тебя просим о защите и укреплении веры нашей. Не дай врагам прийти в наш дом, не позволяй бедам одолевать семьи наши. Надели нас силой и храбростью. Не дай нам сбиться с пути, помоги обрести истинную веру. Избавь нас от несчастий и болезней. Лишь Тебе молимся, о великий Божий угодник! Да будет на все воля Господа. Аминь. Аминь. Аминь».

Симеон Богоприимец является одним из самых почитаемых и уважаемых святых не только в православии, но и во всем христианстве. Его имя известно на весь мир. Праведник заслужил доверие верующих неспроста. Он — избранник Господа, которого сам Бог наделил святой силой и чудотворными способностями. Мы желаем вам мира в душе. Берегите себя

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Ендовище

Память святого и праведного Симеона Богоприимца

3 февраля по ст.ст. / 16 февраля по н.ст.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

По свидетельству Божественного Евангелия, старец Симеон был человек праведный и благочестивый, ожидавший утешения Израилева, и Дух Святый пребывал на нем. Ему было возвещено от Бога о приближающемся пришествии в мир истинного Мессии (Лк.2:2). Древние историки о получении Симеоном этого извещения повествуют так. По повелению египетского царя Птоломея был предпринят перевод закона Моисеева и книг пророческих с еврейского языка на греческий. Для этого дела избраны были из всего еврейского народа семьдесят ученейших мужей 1 . В числе их был и Симеон, как человек мудрый и хорошо знающий Божественное Писание. Переводя книгу пророка Исаии, Симеон дошел до слов «се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14). Читая их, он усомнился, думая, что невозможно, чтобы жена, не имеющая мужа, могла родить. Симеон взял уже нож и хотел вычистить эти слова в книжном свитке и изменить слово «дева» на слово «жена». Но в это время явился ему ангел Господень и, удержав за руку, сказал: «Имей веру написанным словам, и сам увидишь исполнение их, ибо ты не увидишь смерти, прежде чем не узришь имеющего родиться от чистой Девы Христа Господа».

Уверовав в ангельские и пророческие слова, Симеон с нетерпением ожидал пришествия в мир Христа. Он проводил праведную и непорочную жизнь, уклоняясь от всякого зла и пребывая непрестанно в храме Божием. Там Симеон молился Богу, да помилует Он мир Свой и избавит людей от вселукавого диавола.

Когда Господь наш Иисус Христос, по истечении сорока дней по рождестве Своем, был принесен руками Пречистой Своей Матери, по законному обычаю (Исх.13:2), в храм, в это время пришел туда же и праведный Симеон, водимый Духом Божиим. Увидев Предвечного Младенца и родившую Его Пренепорочную Деву, он познал, что Сей есть обещанный Мессия, и Сия есть Дева, над Которой должно было исполниться и исполнилось пророчество Исаиино. Видя Ее осененной небесным светом и сияющей Божественными лучами, Симеон со страхом и радостью приступил к Ней, принял Богомладенца 2 на руки и произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2:29-32) 3 .

После сего он пророчествовал о страданиях Христовых и о распятии Его, а также и о Богородице, что душу ее пронзит оружие печали и скорби, когда Она увидит Сына Своего висящим на кресте (Лк.2:34-35).

Достигнув глубокой старости, Симеон преставился ко Господу 4 . О нем пишут, что он прожил всего триста шестьдесят лет, ибо Богу угодно было продлить жизнь святого старца, дабы он мог дожить до ожидаемого во все века вожделенного года, когда родился от Девы Безлетный Сын, Которому слава во веки, аминь 5 .

Кондак, глас 4:

Старец днесь отрешитися от юз моляшеся сего жития тленнаго, Христа восприят на руки зиждителя и Господа.

1 Птоломей II, Филадельф, сын и преемник Птоломея Лага (285-247 гг. до Р. Х.), был одним из величайших государей египетских. Он особенно известен просвещенной любовью к наукам. Его старанием основана Александрийская библиотека. Желая присоединить к своим владениям Сирию, он покорил своей власти и лежащую на пути к Сирии Иудею. После занятия им Иерусалима многие тысячи иудеев из Иерусалима и его окрестностей, равно как и из Самарии, отведены были пленниками в Египет; но так как царь милостиво относился к иудеям и дал им даже равные права с македонянами в Александрии, то многие иудеи добровольно переселились в эту страну. Услышав, что закон иудейский получил свое начало от Бога и содержит в себе высочайшую премудрость и самые святые заповеди, царь пожелал иметь его в греческом переводе. Этим переводом он хотел пополнить свою богатую библиотеку в Александрии, а может быть, хотел оказать услугу и иудеям, из которых многие, от долго временного пребывания в Александрии, стали забывать свой природный язык. В Иерусалиме было отправлено посольство с богатыми дарами для храма. В письме к первосвященнику царь писал, чтобы он прислал ему старцев, опытных в знании отечественного закона, которые бы могли исправно перевести его на греческий язык. В это время первосвященником был внук Адуя, Элеазар. Он выбрал из 12 колен Израилевых по шесть старцев и, вручив им самый исправный список священных книг, начертанный золотыми буквами на самом тонком пергаменте, отправил их в Александрию. Здесь они были приняты весьма благосклонно Им отвели дом на острове Фаросе, где они и занимались переводом каждый день до девятого часа или до трех пополудни. Перевод был окончен в семьдесят дней, прочитан в присутствии александрийских иудеев, и одобрен ими. Этот самый перевод священных книг и называется «переводом семидесяти (или точнее 72-х) толковников», или переводчиков; он и доселе употребляется в Православной Восточной церкви, и с него-то сделан наш «Славянский перевод Ветхого Завета».

2 Поэтому святой Симеон и называется Богоприимцем.

3 Предсмертная молитва святого Симеона Богоприимца: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко — каждодневно повторяется в храме, на вечернем богослужении, чтобы вечер каждого дня напоминал каждому верующему о вечере его жизни, т.е. имеющей постигнуть его смерти. Святой старец Симеон, разрешаясь от уз плоти, с радостью переходил в другой мир, когда принял в старческие объятия свои Божественного Младенца, Спасителя мира. Так всякий верующий в предсмертные минуты, приискренне причастившись в Святых Дарах Телу и Крови Христовой, с радостью оставляет сей многомятежный и суетный мир.

4 Святые мощи Симеона Богоприимца были перенесены в Константинополь при императоре Иустине Младшем (565-578 гг.) и положены там при Халкопратийском храме в приделе св. Иакова, брата Господня, построенном этим императором. Гроб святого Симеона Богоприимца видел здесь и наш русский паломник XII века архиепископ Новгородский Антоний.

5 О святом Симеоне, принявшем на руки свои принесенного в храм Младенца Иисуса и благословившем Марию Богородицу и Иосифа, многие думают, что он был священником при храме Иерусалимском, как и Захария, ранее принимавший вводимую в храм младенца Марию, имевшую быть Матерью Иисуса. Так говорят об этом: святой Афанасий Великий — в книге об общем естестве Отца и Сына; святой Кирилл Иерусалимский — в слове о Сретении Господнем; святой Епифаний — в учении об отцах Ветхого Завета, и другие. Евангелие не говорит, к какому званию принадлежал праведный Симеон, но в песнопениях св. Церкви он называется «священником», «святителем», «священнодетелем», «приносившим законные жертвы» и «очищавшим кровными жертвами люди Израилевы». Сами действия св. Симеона при Сретении Господа (Лк 2:23-37) также показывают, что он был священником.

Ссылка на основную публикацию