Нина Грузинская

Святая равноапостольная Нина

Эта святая известна по всему миру как просветительница Грузии. Несмотря на то, что она жила очень давно, ее память до сих пор почитается верующими людьми, особенно там, где она потрудилась. В Грузии девочек часто называют этим именем. Действительно, эта хрупкая беззащитная девушка смогла понести столь великие труды без страха и отчаяния.

  1. Детство и призвание Нины
  2. Путь Нины в Иверию (Грузию)
  3. Прибытие Нины в Мцхет
  4. Подвиги святой Нины
  5. Почитание святой Нины

Детство и призвание Нины

Появилась на свет Нина в конце третьего века от Рождества Христова в Каппадокии. Сейчас это территория современной Турции. Ее родители были благочестивыми, верующими людьми. Отец состоял в родстве со святым Георгием Победоносцем, а мама была сестрой Патриарха Иерусалимского. Они решили посвятить себя монашеской жизни, а дочь отдали на воспитание благочестивой старушке по имени Нианфора.

Нина с детства читала священные книги, в том числе Евангелие, и часто размышляла о том, что стало потом с одеждой Христа. Известно, что воины бросали жребий о хитоне, но куда он делся, неизвестно. Нина спрашивала об этом у своей воспитательницы, и она поведала ей, что воин, которому он достался, отвез хитон на свою родину в грузинский город Мцхету.

Девушка возымела желание посетить эту далекую страну с целью найти хитон. И однажды ночью ей явилась Сама Пречистая и благословила совершить путешествие в Иверию (так раньше называлась Грузия). Кроме того, она повелела ей идти и просветить жителей этой страны учением православной веры.

Нина возразила во сне, что она – всего лишь слабая отроковица (на тот момент ей не было даже восемнадцати лет), но Богородица уверила, что Господь ей будет помогать. Затем Она дала ей крест, сделанный из виноградной лозы. Нина проснулась от странного видения, и каково же было ее удивление, когда она увидела в своей руке тот самый крест, который дала ей Пресвятая Богородица во сне!

Тогда Нина обвила драгоценный подарок своими локонами и твердо решила отправиться в путь.

Путь Нины в Иверию (Грузию)

Не хватит места, чтобы описать, что испытала немощная девица в такой далекой дороге. Сначала она отправилась с другими девушками. Но когда они добрались до территории нынешней Армении, то царь прельстился красотой одной из девушек и решил взять ее в жены. Та отказалась, сказав, что обручена Небесному Жениху. Тогда разгневанный царь повелел убить всех девушек.

Чудом спаслась только одна Нина. Дальше она отправилась в путь совершенно одна. Позже Божий Промысел наказал царя-убийцу страшным недугом, от которого его смог исцелить святой Григорий. Тогда царь уверовал во Христа и крестил жителей своей страны.

После долгого путешествия Нина спросила у пастухов, которые сжалились над ней и дали еды, показали, где находится Мцхет. Но она узнала, что жители Иверии – язычники.

Прибытие Нины в Мцхет

Войдя в город, святая увидела, как все жители покланяются идолам. Она помолилась Богу, и все ложные боги с шумом упали в реку. Сама же Нина спряталась в ущелье. Царь и жители ничего не могли понять, почему идолы были повержены.

Нина поселилась в Мцхете у царского садовника. Она начала там исцелять молитвой больных. Одна женщина принесла своего ребенка, который умирал, и когда святая положила его на свое ложе, то он выздоровел. Слава о святой пошла по всему городу. Многие жители приходили послушать ее слов и принимали христианскую веру.

Нина выяснила от местных жителей, где находится хитон Господень. Один юноша из Мцхета был призван на службу и участвовал в распятии Христа. Его благочестивая мать, узнав об этом, тут же умерла. Когда этот воин вернулся в родной город с хитоном, который достался ему по жребию, то сестра взяла его, прижав к своей груди и умерла от горя.

Никто не мог вырвать святыню из рук мертвой девицы. Так ее и похоронили с хитоном в руках. На этом месте вырос большой кедр. Нина стала ходить на это место и молиться. Но она не была уверена, что это – то самое место, где хранится хитон. Тогда Господь уверил ее, что именно здесь захоронена святыня, и что на этом месте будет выстроен храм.

Подвиги святой Нины

Царь Мириан был язычником, но не препятствовал Нине проповедовать. Однако его супруга к ней относилась плохо. Однажды она серьезно заболела и потребовала, чтобы святая исцелила ее. Нина сказала, чтобы царица сама пришла к ней за исцелением. Когда ее принесли к святой, Нина положила больную на свое ложе из травы и осенила ее своим крестом. После этого царица сразу выздоровела и уверовала во Христа.

Но царь все еще упорствовал в неверии. Однажды он внезапно ослеп и решил обратиться ко Христу, сказав: «Боже Нины, помоги мне, исцели меня от слепоты!». И он тут же прозрел. Царь также сразу уверовал во Христа. Тогда он послал в Грецию послов с просьбой прислать священников для совершения Таинства Крещения . Так царь с супругой и весь народ приняли Святое Крещение.

Затем царь повелел срубить кедр и построить на этом месте храм. Нина молилась на этом месте всю ночь, и ей явился Ангел, который стал поднимать один из столбов на месте пня. И здесь стало обильно истекать благовонное миро. Люди приходили и исцелялись от этого места.

Когда храм был выстроен, Нина попросила выстроить храм около ее палатки, где она жила. Сама же она ушла проповедовать в другие места. Она поселилась в Бодби, молилась там, проповедовала. Царица Кахетии София тоже приходила послушать святую и потом приняла крещение.

Когда святая почувствовала приближение смерти, она послала весть к царю. Тогда он с царицей пришел к ее одру. Святая простилась со всеми и тихо отошла ко Господу. Царь и царица плакали. Они похоронили тело святой около ее палатки, как она и просила. Сначала царь хотел похоронить ее в церкви, но никто не смог сдвинуть ее мощи с места.

Почитание святой Нины

К могиле святой приходили толпы людей и получали исцеления. Это заставило Церковь канонизировать ее. Год точно неизвестен, но дата памяти святой равноапостольной Нины празднуется до сих пор – 27 января.

На месте проповедания и молитв святой построены храмы, в том числе, там, где по молитвам ее были повержены идолы.

Крест ее был в Мцхетском храме, но во времена гонений на христиан, он был скрываем. Потом он оказался в России в поместье грузинских князей. Крест находился около полувека в Лысково Нижегородской губернии. И только император Александр распорядился вернуть святыню в Грузию. Сейчас крест хранится в Тифлисе в кафедральном соборе.

Сейчас святая почитается по всему миру, во многих городах есть храмы в ее честь. Известен факт, что именно она избавила жителей Ленинграда от блокады во время Великой Отечественной. Когда митрополит Грузии Зиновий молился об этом, святая явилась ему и обещала помочь.

О Святой равноапостольной Нине

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой Нифонт Кипрский: икона, житие

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многие святые за свое ревностное следование законам Божьим были вознаграждены даром чудотворения. Большое количество людей называли святого Нифонта гонителем бесов. Молитвы к нему помогают и в наше время. Важно только обращаться с искренностью и от чистого сердца. Только в таком случае получится достичь максимального положительного эффекта.

Житие святого Нифонта

Появился на свет он в 4 веке в Пафлагонии. С самого детства он стал ходить на службы в храм. Родители решили отправить его для получения образования в Константинополь. После возвращения в житие святого Нифонта произошли изменения. Он стал вести разгульный и греховный образ жизни.

Случались некоторые просветления, когда он понимал, как низко пал. Но после снова продолжал вести такую же жизнь, ведь думал, что заслужить прощении ему уже не получится. Переломным моментом стала встреча с давним другом. Они не виделись некоторое время и собеседник внимательно смотрел на него. Некоторый промежуток они молчали и после он сказал, что лицо Нифонта очень изменилось и приобрело темный цвет. Именно это стало свидетельствованием его грешной жизни.

Тогда святой Нифонт епископ Кипрский стал возносить прошения Богородице и умолять Ее о заступничестве. Длительное время это заняло у него. Но Лик посветлел и одарил его улыбкой.

С того времени он постоянно молился. Если совершал грех, то Она отворачивалась от него, а после покаяния снова обращала свой взор. Когда он серьезно заболел, то исцелился. После этого принял монашеский постриг. Борьба и противостояние его бесам было длительное. В старости он попал в Александрию и пришел в видении к патриарху. На него указывалось как на достойного принять епископский сан. Так и произошло. Местом назначения стал город Констанции на Кипре. Но правление его было не долгим.

О чем просят у иконы святого

Как и к прочим святым, к иконе Нифонта святого обращается все большее количество верующих. Ее можно найти в каждой свечной лавке и разместить в своем домашнем иконостасе. Не стоит расценивать лик как вещь, которая принесет быстрое решение всех проблем. Наша вера – вот самая главная основа для свершения желаемого.

В чем помогает святой:

  • противостоять греховным помыслам;
  • распознавать лукавого;
  • укрепить веру и прочее.

Есть мнение, что в день памяти – 5 января, слова к нему имеют еще большую силу. Поэтому можно использовать текст вот этой молитвы.

«Преподобие отче (имя рек)! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходите путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своиму Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О. превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова. идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице слав имаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Желательно перед тем, как что-то просить, поблагодарить за то, что уже имеете.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом епископе Кипрском:

Акафист преподобному Нифонту Кипрскому

Кондак 1

Избранный Христом Сыном Божиим на прославление неизреченнаго Его милосердия к кающимся грешником, сподобльшийся ходатайства и заступления Пресвятыя Девы Богородицы, приими от нас, недостойных, восхваление:

Радуйся, отче Нифонте достоблаженный.

Икос 1

Ангел Хранитель, приставленный от Бога на хранение души, возрадовася о твоем обращении от тимения страстей на путь добродетельнаго жития, и с ним вси cвятии Ангели, по неложному словеси Христову: “яко велия радость бывает на Небеси о едином грешнице кающемся”. Сего ради и мы, грешнии, радующеся о несказанном благоутробии Божием, похвальная восписуем ти, отче наш Нифонте, сице:

Радуйся, неизреченное милосердие Божие к кающимся грешником познавший

Радуйся, и нам, грешным, образ покаяния собою подавший.

Радуйся, Споручницу спасения, Матерь Божию, стяжавший.

Радуйся, по Апостолу: “позор Ангелом и человеком бывший”.

Радуйся, из глубины рова страстей изшедший.

Радуйся, ко спасительному покаянию прибегший.

Радуйся, тину от умных очес отрясший.

Радуйся, ко свету благодати Божией прозревший.

Радуйся, зловония смрадных дел греховных избегший.

Радуйся, обоняние Христова благоухания вкусивший.

Радуйся, радость Ангелом сотворивший.

Радуйся, сатану до конца посрамивший.

Радуйся, отче Нифонте достоблаженный.

Кондак 2

Видяще, преподобне отче Нифонте, величие милосердия Божия к кающимся грешником, на тебе cовершившееся, и мы, грешнии и недостойнии, дерзаем взывати к Спасителю Богу: Аллилуия.

Икос 2

Разум лжеименный, во еже в мирских сластех влатися, отвергл еси, отче Нифонте, разум же благий, во еже последовати доброму совету мирскаго друга твоего, Никодима, восприял еси, егда он, на тя со ужасом взирая, сказа тебе: “Яко лице твое, аки мурин черно, от внутренних страстей являшеся”. Ты же, о сем усрамився, в познание самого себе прииде. Того ради взываем к тебе таковая:

Радуйся, добраго друга в Никодиме обретший.

Радуйся увещание его смиренно приявший.

Радуйся, обличение тебе в лице незлобиво и кротко послушавый.

Радуйся обличения сего усрамивыйся.

Радуйся, оставити погибельное во страстех житие помысливший.

Радуйся, всепагубную лесть мира сего уразумевый.

Радуйся, всю развращенную жизнь пред умными очесы твоими представивый.

Радуйся, “начало Премудрости — Страх Господень” в сердце твоем приемший.

Радуйся, вся красная мира сего, яко уметы вменивый.

Радуйся, начало обращения к Богу положивый.

Радуйся, вся страсти мирския омерзивший.

Радуйся, к покаянию усердно прибегший.

Радуйся, отче Нифонте достоблаженный.

Кондак 3

Сила Вышняго осени тя, отче Нифонте, лучею благодати озарив сердце твое, во еже прибегнути к молитве. Ты же, противоборствуя злым помыслом, глаголаше в себе: “Егда живях блудно, никое же зло срете мя, ныне же, егда хощу к Богу обратитися, кое зло пострадати имам”. Тем же, таковому твоему любомудрию удивляющеся, из глубины души взываем к Богу: Аллилуия.

Читайте также:  Храм Параскевы Пятницы в Бутово, расписание служб, как доехать

Икос 3

Имуще богоприятную мысль обратитися к Богу, вшел еси во внутреннюю храмину свою, к стенанию и плачу обратился еси. Того ради сице тебе вопити дерзаем:

Радуйся, во внутренней храмине телом затворивыйся.

Радуйся, внутреннюю глубину сердца твоего к покаянию отверзый.

Радуйся, восхождение в сердце твоем к Богу полагавший.

Радуйся, с мытарем в перси своя биявший.

Радуйся, “множество содеянных лютых помышлявший”.

Радуйся, яко нестерпиме гнев Божий, еже на грешники нераскаянные размышлявший.

Радуйся, яко страшно есть, еже впасти в руце Бога Живаго вразумивший.

Радуйся об ответе на Страшном Суде Христове тогда во уме приведший.

Радуйся, слезные токи от очей излиявший.

Радуйся, Давидски постелю слезами своими омочивший.

Радуйся, стенания из глубины души испущавший.

Радуйся, воздыхании сердечными Бога на милость к себе приклонивший.

Радуйся, отче Нифонте достоблаженный.

Кондак 4

Буря зельная нападений бесовских объят тя, отче Нифонте, ты же, яко адамант твердый, в терпении твоем пребывал еси, крепко вопия к Создателю Богу: Аллилуия.

Икос 4

Слышаще внутренний помысл, к церкви тя зовущий, ты, отче Нифонте, потекл еси, и ко иконе Пречистыя Девы Богородицы, усердно взирая, слезные токи изливал еси. Тем же и мы, слышаще сия, со умилением взываем ти таковая:

Радуйся, к Матери Божией прибегший.

Радуйся, Ходатаицу о спасении грешных Ю познавший.

Радуйся, Надежду ненадежным Ю уразумевший.

Радуйся, Покров Божией Матери стяжавший.

Радуйся, смирением своим на милость Ее приклонивший.

Радуйся, Помощницу Ю и Заступницу у Сына и Бога Своего о тебе обретший.

Радуйся, “помилуй мя, Заступнице христианом” возопивший,

Радуйся, пред иконою Ея из глубины души возстенавший.

Радуйся, видев Икону Ея, аки склабящуюся, духовныя радости исполнившийся.

Радуйся, яко отсюду благодушество восприемший.

Радуйся, оттоле всегда Имя Ея Пресвятое во устах и в сердце обносивый.

Радуйся, выну в обстояниях Помощницу Ю себе стяжавший.

Радуйся, отче Нифонте достоблаженный.

Кондак 5

Боготечной звезде уподобился еси, отче наш, Нифонте богомудре, яко же бо звезда тече к Вифлеему, наставляя волхвов на поклонение рождшемуся Христу, тако и ты притекал еси к Споручнице спасения твоего, Владычице, вопия к Богу: Аллилуия.

Икос 5

Видеша отроцы Халдейстии на руку Девичу Создавшаго рукама человеки, видел еси и ты, отче Нифонте, в болезни сый, посещение тя багряницею одеянныя Владычицы мира со святою Анастасиею Узорешительницею, исцелити тя пришедшую. Сего ради ублажаем тя, сице поюще:

Радуйся, болезнию от Бога посещенный.

Радуйся, благодушно оную терпевый.

Радуйся, в болезни ничтоже иное, токмо “Cлава Тебе Боже.” глаголавый.

Радуйся, и сие: “Слава Помощнице моей, Пречистой Деве Марии” вещавый.

Радуйся, помазание елеем от кандила приемший.

Радуйся, знамение милосердия Божия тем познавший.

Радуйся, сим духовным врачеством исцеленный.

Радуйся, чудесно от одра болезненнаго возставший.

Радуйся, попечение о тебе Пречистыя Богоматере познавший.

Радуйся, с благодарением в церковь Божию притекший.

Радуйся, в день Преполовения Пасхи Святых Тайн приобщения сподобившийся.

Радуйся, от того времене иноческое житие восприемший.

Радуйся, отче Нифонте достоблаженный.

  • Православные акафисты и каноны – постоянно пополняемый сборник канонических православных акафистов и канонов с древними и чудотворными иконами: Господу Иисусу Христу, Богородице, святым.
  • Православный молитвослов – постоянно пополняемый сборник православных молитв, канонов, псалтырь, толкования на молитвы и многое другое.

Кондак 6

Проповедник милосердия Божия и Пречистыя Девы Богородицы Матерняго благоутробия к кающимся искренно грешником ты явился еси, преподобне отче наш Нифонте, да и мы, многогрешные, последуем великому примеру твоего покаяния, взывая Богу: Аллилуия.

Икос 6

Возсиявый во Египте просвещение Истины и отгнавый лжи тьму, Христос Господь благоволи возсияти и в души твоей, Нифонте блаженне, своею благодатию, и отгнати темный облак лукаваго, нашедший на тя, тебя же из раба плоти и греха сотвори великаго Себе угодника. Сего ради, радующеся духом, взываем ти сице:

Радуйся, помощи Божия сподобльшийся,

Радуйся, осияние благодати Святаго Духа приявший.

Радуйся, ярем Христов на ся вземший.

Радуйся, иго благое Христово понесший.

Радуйся, бремя легкое иисусово восприемший.

Радуйся, во броня правды Христовой облекшийся.

Радуйся, на камени делания заповедей Божиих себе утвердивший.

Радуйся, щитом веры себе оградивший.

Радуйся, в нем вся стрелы лукаваго, разженныя, угасивший.

Радуйся, шлем спасения восприявший.

Радуйся, духа хульнаго, глаголющаго: “Несть Бога” посрамивший.

Радуйся, яко добр воин Христов над вражескими мечтании и страховании победу о Христе одержавший.

Радуйся, отче Нифонте достоблаженный.

Кондак 7

Хотящу Спасителю всего мира подати нам, грешным, образ милосердия своего к кающимся, да познаем, яко несть грех побеждающь человеколюбие Его, ибо “удиви в тебе”, преподобне Нифонте, “вся хотения Своя”, ты же воспевал еси немолчно Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новые подвиги умерщвления плоти и самоотвержения показал еси, отче Нифонте, за прежде содеянные грехи, “творя плоды, достойны покаяния”, тем же согласно вопием ти таковая:

Радуйся, аще и не в обители быв, но жестокое иноческое житие приемый.

Радуйся, храмину твою келлиею монашескою сотворивый.

Радуйся, зельным пощением плоть свою умерщлявый.

Радуйся, воду пред очесы токмо поставляя, жажду терпевый.

Радуйся, не о брашне, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих, помышлявый.

Радуйся, ранами Христа ради тело твое удручавый.

Радуйся, не глаголания ради праздных словес камень себе во уста влагавый.

Радуйся, ко Всенощному бдению притекавый.

Радуйся, сну, яко рабу повелевавый.

Радуйся, самовольный мученик явивыйся.

Радуйся, плоть твою Духови покоривый.

Радуйся, над страстями воцаривыйся.

Радуйся, отче Нифонте достоблаженный.

Кондак 8

Cтранное и чудное промышление о нас Творца и Владыки Бога, яко тебе, преподобне отче Нифонте, из сосуда нечестия содела благодатию Своею сосуд Духу Святому, ты же в радости духовней воспевал еси Ему: Аллилуия.

Икос 8

Весь бе в нижних и вышних Христос Господь, Бог наш, седяй бо одесную Отца, благоволи явитися тебе, прехвальный отче Нифонте, в видении объемля тя, яко чадолюбивый отец блуднаго сына. Тем же, таковому великому чудеси удивляющеся, со страхом и любовию вопием ти сице:

Радуйся, терпением твоим всю немощную силу вражию посрамивый.

Радуйся, покаянием твоим Бога на милость преклонивый.

Радуйся, смирением твоим на высоту добродетельнаго жития возшедший.

Радуйся, Отца Небеснаго благоутробие познавший.

Радуйся, объятий чадолюбиваго Отца сподобльшийся.

Радуйся, подобно блудному сыну, любезно им приятый.

Радуйся, глас Его отеческий слышавший.

Радуйся, ожидание Его твоего к Нему обращения познавший.

Радуйся, тем Божественным видением услажденный.

Радуйся, сим о прощении прежних грехов твоих извещенный.

Радуйся, по видении том слезы многи от радости душевныя излиявший.

Радуйся, тайну сию на прославление милосердия Божия ученику твоему поведавший.

Радуйся, отче Нифонте достоблаженный.

Кондак 9

Всякое естество, не токмо человеческое, но и ангельское удивися, яко за премногая твоя, преподобне отче Нифонте, борения с лукавыми бесы, дадеся тебе от Бога власть над ними: егда бо они, яко до тысящи нападоша на тя, ты же невидимою силою Божиею дал еси им по тысящи ран каждому, дондеже обещахуся с клятвою, яко идеже имя Нифонтово воспомянется, ни же приблизитися к месту тому, ты же во смирении взывал еси ко Всемогущему Богу: Аллилуия.

Икос 9

Витии многовещанные риторскими своими языки не возмогут достодолжно восхвалити твоя подвиги и чудеса, прехвальне отче Нифонте, мы же, любовию к тебе побеждаеми, во смирении нашем ублажаем тя сице:

Радуйся, по безчисленных твоих подвигах и трудех чудотворения дар от Бога приемый.

Радуйся, чудотворец и врач недугов человеческих явивыйся.

Радуйся, жены некия зельную зубную болезнь помазанием святым елеем исцеливый.

Радуйся, брата некоего, хульными помыслы обуреваема, советом твоим ободривый.

Радуйся, многая и преславная чудеса благодатию Божиею сотворивый.

Радуйся, чудес творение не своему благочестию и силе, но единому Богу приписуяй.

Радуйся, прозорливства дара сподобльшийся.

Радуйся, о прехождении по смерти душ человеческих откровение приемший.

Радуйся, достойных преставления на Небо зрящи, духом веселивыйся.

Радуйся, недостойных отвержение во ад с болезнию души оплакавый.

Радуйся, истязание душ на воздушных мытарствах зревый.

Радуйся, милосердием Божиим искупляемых и оправдаемых зревый.

Радуйся, отче Нифонте достоблаженный.

Кондак 10

Спасти хотя душу твою, о теле твоем всячески небрегл еси, отче, досточудный Нифонте, но в Богомыслие ум твой присно вперяя, сподобился еси ангельского видения и излияния мира на честную главу твою, тем же благоухания небеснаго исполнився, взывал еси к Богу: Аллилуия.

Икос 10

Стена есть девам Богородице Дево и всем, с верою к Ней притекающим, иже и ты, преподобне отче Нифонте, стяжал еси себе стену и ограждение от всех навет вражиих. Тем же, подобяся милосердию Царицы Небесной, и ты явися нам, грешным, стена и ограждение от злокозненных душетленных врагов. Сего ради, приглашаем тебе сицевая:

Радуйся, милосердие Царицы Небесной на себе познавший.

Радуйся, благоутробию Ея подражати тщавшийся,

Радуйся, болящия уврачевавый.

Радуйся, немощныя подкрепивый.

Радуйся, обуреваемых страстьми молитвами твоими в тишину душевную устроивый.

Радуйся, бесы от человек отгнавый.

Радуйся, грешников на пути спасения наставляяй.

Радуйся, собою им неложный пример подавый.

Радуйся, многоплетенная сети вражия ясно зревый.

Радуйся, вся оная молитвою твоею, яко паучину растерзавый.

Радуйся, и о нас, грешных, к Богу молитвенниче.

Радуйся, и нам, воспевающим память твою, помощниче.

Радуйся, отче Нифонте достоблаженный.

Кондак 11

Пение всякое побеждается величием подвигов и чудес твоих, всехвальный отче наш Нифонте, но и сего, да не премолчим, яко в видении зpел еси Апостола Павла, повелевающа тебе пасти царския овцы, еже прознаменоваше твое на Архиерейский престол возведение, того ради, прославляемому тобою Богу вопием немолчно: Аллилуия.

Икос 11

Светозарную свещу, поставленную на свещнице Церкви Христовой, зрим тебе, отче святителю Нифонте, – “не можаше бо светильник быти сокровен под спудом”. Сего ради, похвальная восписуем ти, сице поюще:

Радуйся, бегая славы человеческия, смотрением Божиим во Александрию пришедший.

Радуйся, яко Патриарху Александру о тебе бысть откровение Божие.

Радуйся, яко зраком лица подобен был еси святому Апостолу Павлу.

Радуйся, яко подобно ему, и ты был еси сосуд избранный.

Радуйся, яко святый Архидиакон Афанасий виде Ангела, тебе сопутствующа.

Радуйся, яко он же узре “на главе твоей венец от камене честна”.

Радуйся, во вся степени церковныя по чину посвященный.

Радуйся, во епископа Констанции, града Кипрскаго, хиротонисанный.

Радуйся, вся люди паствы твоея о сем возвеселивый.

Радуйся, c честию на престол твой препровожденный.

Радуйся, о врученной тебе Богом пастве зело прилежавый.

Радуйся, мысленные волки от нея отгнавый.

Радуйся, отче Нифонте достоблаженный.

Кондак 12

Благодать посвящения Архиерейскаго, аще и не хотяще, но обаче достойне приял еси, святителю Нифонте, и был еси истинный отец пастве твоей, яко же око слепым и нога хромым, горя бо духом, яко светильник великий, воспевал еси Богу: Аллилуия.

Икос 12

Поюще великое и дивное житие твое, святителю отче Нифонте, воспоминаем и блаженную кончину твою, со слезами сердечными воспевающе:

Радуйся, во иерарсех достойный.

Радуйся, во святителях преизящный.

Радуйся, пред святою кончиною твоею болезнь телесную благодушно терпевый.

Радуйся, яко злато в горниле искусивыйся.

Радуйся, Патриархом святым Афанасием посещенный.

Радуйся, беседою его услажденный.

Радуйся, пришествием ангелов утешенный.

Радуйся, на преставление твое пришедший лик мучеников видевый.

Радуйся, на скончании твоем сонм пророков зревый.

Радуйся, на последнее целование твое Собор всех Святых грядущий зревый.

Радуйся, на приятие праведныя души твоея посещения Святых, Святейшия Матери Божия сподобльшийся.

Радуйся, просветивыйся лицем, яко солнце, и предавший в руце Господни дух твой.

Радуйся, отче Нифонте достоблаженный.

Кондак 13

О, всехвальный и достоблаженнейший отче наш, святителю Нифонте, яко же в житии твоем многая искушения от диавола претерпевый и благодатию Божиею его до конца низложивый. Сице и нам, искушаемым, подаждь молитвами твоими, милосердием же Божиим помощь, и по кончине нашей от воздушных мытарств избавление, да со всеми покаявшимися грешники и мы сподобимся достигнути Царствия Небеснаго, и с тобою, ходатаем нашим, во веки веков воспевати Богу песнь Ангельскую: Аллилуия.

Сей Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1.

Молитва преподобному Нифонту Кипрскому

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Нифонте, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Нифонту Кипрскому, глас 8

В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобне [Нифонте], дух твой.

Кондак преподобному Нифонту Кипрскому, глас 2

Чистотою душевною божественно вооружився, и непрестанные молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения. [Нифонте], отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Величание

Ублажаем тя, преподобне отче (Нифонте), и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Преподобный Нифонт, епископ Кипрский

Преподобный Нифонт, епископ Кипрский, родился в Пафлагонии в IV веке, а образование получил в Константинополе. В детстве он был кротким и добрым, часто посещал церковную службу, однако в юности он стал вести разгульную и греховную жизнь. Временами, приходя в себя, он ужасался глубине своего падения, но, полагая, что ему уже не получить прощения, продолжал нечестивую жизнь. Однажды он встретил своего друга, который долго с удивлением смотрел на его лицо. На вопрос Нифонта, чему он удивляется, друг отвечал: «Я никогда не видел ранее у тебя такого лица, оно чёрное, как у эфиопа». Эти слова показали Нифонту глубину его падения, и он стал взывать к Божией Матери, прося Её заступничества.

Читайте также:  Житие святителя Иннокентия, епископа Иркутского, чудотворца

После долгой молитвы он увидел, что Лик Божией Матери на святой иконе просветлел и Она улыбнулась.

С тех пор Нифонт непрестанно молился Царице Небесной. Если он впадал в грех, Лик Богоматери от него отворачивался, а после покаянных слез и молитвы опять милостиво взирал на него. Наконец, Нифонт полностью изменил свою жизнь, стал проводить время в молитве и покаянии. После болезни, от которой Нифонт получил исцеление помощью Божией Матери, он приобщился Святых Тайн, затем принял иноческий постриг и усилил свои подвиги, изнуряя тело в борьбе со страстями.

Эта борьба была долголетней, на святого Нифонта много раз нападали бесы, но с помощью Божией он преодолевал их. От Господа он получил дар различать происки лукавых духов и побеждать их, а также видеть исход душ после смерти.

Уже в старости, придя в Александрию, он был в видении указан Патриарху как достойный принять епископский сан, и его поставили во епископа города Констанция на Кипре. Однако епископом он пробыл недолго. О времени своей смерти святитель Нифонт узнал за три дня. Перед кончиной его посетил святитель Афанасий Великий.

На смертном одре святой сподобился увидеть Ангелов и Пречистую Божию Матерь.


Подробнее

Евангельские чтения:
Лк. 5:1-11
Лк. 6:17-23

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Каждый из стоящих здесь сегодня, и взрослых, и юных, слышал, знает и воспринимает для себя в той степени, в которой может вместить, что Бог Всемогущ. То есть Он может всё, абсолютно всё. Вместе с тем, есть та степень восприятия человеком Божественного всемогущества, которая отличает каждого из нас по тому, насколько человек имеет живую связь с Богом, глубина которой определяется понятием веры. Веры, о которой апостол Иаков написал, что она мертва без дел, а дела веры – это жизнь по Божиему Закону.

Высоту Божиего Закона определяет Сам Бог, а мы, ощущая собственное несовершенство, всякий раз нарушая этот Закон, тем не менее, вступаем на путь постепенного самосовершенствования. И момент нашей готовности идти в эту сторону очень важен, потому что без принятия этого решения человеку трудно начать основательно и серьезно пытаться исполнить Божии заповеди. Это условие постижения Бога, иначе представление о Нём будет искажённым. И хотя Он всегда будет нас любить, но мы не сможем в полноте ощутить всю степень Его любви, дарующей нам то, что всегда содействует ко благу.

Поэтому рассказ о чуде, произошедшем когда-то в Галилейском море с апостолами, уставшими после бесплодных трудов в их профессиональном деле – а они были рыбаками, и, по слову Христа забросив сети в том месте, где не ловится, вытащили много рыбы, – этот пример потому нагляден, что в любой ситуации маленького или большого испытания мы должны понимать, что Бог может всё. Но это всё, вместе с тем, имеет зависимость от того, насколько сильна наша вера. В зависимости от того, как каждый из нас учится этому искусству, мы можем воспринимать происходящее с нами совершенно полярно: одно и то же событие один воспринимает как радость и милость Божию, а другой считает Божиим наказанием.

Как-то у преподобного Варсонофия Оптинского я прочитал рассказ об одном человеке, о котором много слышал и раньше, но финала его жизни не знал. Речь о светлейшем князе Александре Даниловиче Меньшикове, вышедшем из простых людей и ставшем, по меткому замечанию Александра Сергеевича Пушкина, «полудержавным властелином». А потом отбывшем в ссылку в далёкую глухую деревню. И вы знаете, преподобный Варсонофий приводит интересный факт: оказывается, Александр Данилович достиг высокой духовной жизни и был почитаем как святой в той местности, в которой подвизался, не будучи монахом, – просто он жил благочестиво. И когда его спрашивали: «А как Вам здесь – после Петербурга, посла славы, после власти?», то, крестясь, этот бывший вор, обласканный великим Императором, достигший в своей жизни высоты едва-едва отдалённой от царского престола, с радостью говорил: «Благо ми есть, яко смирил мя еси, Господи!».

Так что же это был за человек? Это большой вопрос. Если мы подключим наше земное разумение, то выставим перед ним многочисленные требования, которым следовало бы отвечать. Но если включим духовное рассуждение, то все требования уложатся в единственное пожелание, до которого надо только дорасти. Оно дано нам как ориентир в жизни, и мы находимся на пути к нему – если, конечно, вообще начали это движение.

И вот рассказ о том, что у Бога есть возможность дать каждому из нас в том месте, где ничего нет, множество улова и плодов, он очень утешителен. Ведь Господу ведомо то, что ждёт каждого из нас, ибо главная цель – искать прежде Царствия Божиего и правды Его, а остальное – всё то, что будет нужно – Господь приложит к этому как естественный довесок. Но вот дойти до этого состояния, чтобы сознательно учиться искусству искать Божиего Царства и Его правды, невозможно без добровольного и свободного стремления в ту сторону, где нередко мы с вами оказываемся перед примерами сугубого благочестия, которое в Священном Писании обильно представлено в жизни людей, стремившихся к праведности.

Одним из ярчайших примеров этого движения к правде Божией и к свету является жизнь праотца Авраама. Бог сказал ему безумные с точки зрения формальной логики слова: чтобы он взял своего единственного сына, поднялся в гору, взяв с собою дрова, и там на жертвеннике, сложенном из дров, заклал бы своего сына и принёс его в жертву Богу. Более жестокого и безумного предложения и не представить… А он пошёл. Он, как и мы, был всего лишь человеком, и он переживал и мучился по пути, но он пошёл. Пошёл потому, что слышал не только то, что ему сказано, а то, Кем сказано, осознавая, что если это Бог сказал, то оно будет во благо и на пользу и для него, и для его сына Исаака. И когда Господь убедился, что Авраам готов идти до конца, когда он дошёл до последнего рубежа, до черты, когда уже и сын был связан и положен на дрова, и всё было готово для принесения жертвы, и даже нож был занесён – вот тут Господь останавливает Авраама. Но понять это нормальному человеку невозможно, даже пытаться не стоит, если не войти в другую систему координат – в ту, которая сразу делает человека ненормальным для всего остального мира.

И вот сегодня мы тоже слышали рассказ о ненормальности. В этом месте не ловится! Более того – в этот день не ловилось даже там, где ловится всегда. Всю ночь не ловилось. Представьте: уставшие апостолы, конечно, раздражённые, как и всякий человек, не получивший того, чего искал. А они ведь не просто вышли половить ради себя, ради удовольствия – улов нужно было продать, семьи накормить. И вот такие удручённые мужчины возвращались домой после напрасно проведённой ночи, ничего не поймав. И Бог обращается к ним с тем, чтобы они забросили.

– Это невозможно, здесь не ловится…

Но они забрасывают – и оказываются не в состоянии поднять сеть от количества пойманной рыбы. И тогда Пётр, обращаясь к Богу, говорит о своём недостоинстве. И вот этот очень важный момент сегодняшнего чтения нужно для себя в сердце положить. Ведь никто из нас не достоин Его милости, но, независимо от этого, Он безмерно, абсолютно одинаково – о, чудо! – каждого из нас любит. Но степень Его любви испытать может только тот, кто пытается быть к Нему ближе. Тогда он и сам входит в это состояние, и с другими может им поделиться, отражая Божественную любовь. Преподобный Паисий Святогорец пишет: «Я только старая ржавая консервная банка, на которую падает свет, и я отражаю это солнце даже в своей худости. И в этой малости отражая его, оказывается, кого-то могу согреть – не своим светом, а Божиим». Накормить не своей рыбой, а Божией. Отдать не своё, а Божие, осознавая, что не ты даёшь, а Бог, но через тебя. Накормить, утешить, посетить, поделиться…

К этому искусству призван каждый человек. И чем серьёзнее испытание, посылаемое нам в жизни, тем ближе Бог. Чем страшнее последствия от него, тем острее чувствуется присутствие Христа. Чем опаснее и тревожнее звучат призывы, тем Бог всё больше и больше приближается к человеку, по степени обращения к Нему с нашей стороны, которого Он ожидает, потому что Им победа уже одержана, и каждому из нас уже уготовано место в Небесном Царстве. Но занять его сможет только сумасшедший, готовый идти дальше к безумию. И вот этот посыл, который прозвучал совсем недавно здесь же, в храме, когда мы читали слова из Евангелия: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), он и сегодня из этой лодки звучит в наше настоящее. Так интересно, потому что всякий день приближает нас к вечности и даёт ощущение, что Бог близко и что домой скоро.

Мы здесь с вами привязываемся к тому, что есть, а Он нас тревожит:

– Не привязывайся! Ну, поживи немного, попользуйся всем этим, посмотри: Я же о тебе позаботился. Но ты про главную свою квартиру-то не забыл? Про свой небесный дом ты помнишь? Ты к нему идёшь, стремишься? Чтобы ты не привязался к этому, временному, дай-ка Я ещё немного потревожу тебя. Смотри, как всё зыбко, как ненадёжно, как всё тревожно вокруг в этом мире, где про Меня забывают. Но вот со Мною даже в любой буре, даже при плохом улове, при дурной погоде, при больных руководителях, при тебе нездоровом всё равно всё будет хорошо, если ты позовёшь Меня и будешь управлять свою жизнь со Мною вместе. Тогда ни дня, ни ночи, ни утра, ни вечера не будет – будет то самое состояние вечности, которое начнётся уже здесь, сейчас. И ты со Мной встретишься и будешь радоваться этому. Я накормлю тебя, Я дам тебе ощутить, насколько на самом деле безумен этот мир, но Я – Свят и Всемогущ.

Хорошее, удивительное евангельское слово только что мы с вами слышали. Мы живём в потрясающе благодатное время. Какое счастье! Это время невероятных возможностей и глубокой радости от того, что мы можем ощутить себя в значительной степени зависимыми от Того Небесного Отца, про Которого часто забываем, не осознавая своего недостоинства даже в Его присутствии. Помните, как у классика: «Перед кем стоишь?!». Но Бог-то не этого желает, а того, чтобы ты осознал, кто ты при Его величии. Он-то спустился с Неба, чтобы, опустившись перед тобою на колени, умыть тебе ног, но ты-то сам где? Ты Ему чем-то подобным отвечаешь? Ты Ему доверяешь? Или только тогда, когда чувствуешь, что тебе очень хорошо в своей скорлупе? Так всё хорошо стало – есть, что терять. Так удобно, так комфортно, что всё другое кажется странным, страшным… Но Он же манной небесной питал в пустыне Свой народ – это же было. Или это закончилось? Нет. Оно всегда есть, просто ты слишком далеко отошёл от этой манны, сам себя пытаешься кормить, но на Его харчи всё равно взираешь.

Какое замечательное евангельское чтение в удивительно благодатное время нашей жизни. Оно такое интересное, оно такое назидательное, перспективное – и, вместе с тем, солнечное. Давайте это заметим, давайте внимание на это обратим и порадуемся тому, что мы Богом любимы, что Он уже забросил сети в сердце каждого из нас. И там такой улов! Там такая рыба! И даже можно поднять её, но сил вытащить её не хватит – придётся делиться с окружающими. Хотя это непросто, но пытаться надо. Аминь.

5 января. Память преподобного Нифонта, епископа Кипрского

31-я седмица по Пятидесятнице перед Рождеством Христовым.
День постный. 23 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память:

Десять мучеников Критских

Во времена римского императора Декия островом Крит правил его тезка — жестокий гонитель христиан. По его велению были схвачены славнейшие мужи: Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпий, Агафопус, Василид, Еварест. В течение 30 дней они высказали немало смелых речей, немало тяжких мук победили своим мужеством и терпением. Но после этого убийца-игемон потребовал от них принести жертву языческим богам. Твердые душою мужи напомнили Декию о нравах главного критского бога Дия: он был так нечестив, что прелюбодействовал не только с женщинами, но и с мужчинами; а люди стали подражать этим мерзостям и провозгласили его богом, построили храмы, стали приносить ему жертвы. Игемон, чувствуя правоту святых, терзаемый гневом, предал их на более жестокие муки, на что те лишь отвечали: «Мы христиане; если и десять тысяч раз нужно будет умереть, охотно умрем за Христа!» После их усечения мечом христиане забрали святые тела мучеников и погребли с честью.

Преподобный Нифонт, епископ Кипрский

Преподобный Нифонт, епископ Кипрский, в юности вёл разгульную и греховную жизнь. Однажды он встретил своего друга, который долго с удивлением смотрел на его лицо. На вопрос Нифонта, чему он удивляется, друг отвечал: «Я никогда не видел ранее у тебя такого лица, оно чёрное, как у эфиопа ». Эти слова показали Нифонту глубину его падения, и он стал взывать к Пресвятой Богородице, прося Её заступничества. После долгой молитвы он увидел, что Лик Божией Матери на святой иконе просветлел и Она улыбнулась. С тех пор Нифонт непрестанно молился Царице Небесной. Если он впадал в грех, Лик Богоматери от него отворачивался, а после покаянных слёз и молитвы опять милостиво взирал на него. Наконец, Нифонт полностью изменил свою жизнь, стал проводить время в молитве и покаянии и стяжал великие духовные дары.

Читайте также:  Иосиф Песнописец

Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский

Святитель Феоктист был игуменом Благовещенского монастыря близ Новгорода. После смерти архиепископа Климента в 1300 году новгородцы избрали его владыкой, а митрополит Максим с русскими епископами Симеоном Ростовским и Андреем Тверским рукоположили святителя Феоктиста во епископа Новгородского. Главной заботой владыки Феоктиста было восстановление и постройка храмов. Он освятил соборы во имя святых Бориса и Глеба и во имя святых отец I Вселенского Собора. При нем была благоустроена обитель на Валааме. В 1307 году по слабости здоровья святитель удалился в Благовещенский монастырь, где жил до самой смерти, предаваясь подвигу безмолвия. В 1786 году мощи святителя Феоктиста были перенесены в Юрьев монастырь под Новгородом.

Священное Писание

Евр., 333 зач., XII, 25-26; XIII, 22-25

25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, 26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.

22 Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.

23 Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.

24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.

25 Благодать со всеми вами. Аминь.

Мк., 43 зач., X, 2-12

2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

7 Посему оставит человек отца своего и мать 8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

11 Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; 12и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Жизнь человека должна сопровождаться реальными свершениями. Все, что мы делаем, будь то наша профессиональная карьера, семейная или личная жизнь, — все обязано приносить плод, который будет востребован людьми, который призван улучшить жизнь и служить накоплению духовного потенциала личности и всего человечества. Плод этот должен иметь смысл и в перспективе вечной жизни. Если же мы, сохраняя внешнюю приверженность вере и благочестию, не делаем ничего, что имеет ценность в очах Божиих, если жизнь наша проходит в суете, то мы, несомненно, уподобляемся той пышной смоковнице, которая имела замечательную листву, но не давала полезных плодов.

Священномученик Сергий Мечёв об ожидании пришествия в мир Спасителя ветхозаветными праведниками

Предпразднуя ныне Рождество Христово, Церковь даёт нам образы ветхозаветных праведников, которые в течение всей своей жизни ждали Христа Спасителя, заповедовали это ожидание детям и внукам, которые не потеряли своей веры и чаяния до конца. Она заставляет нас приобщиться к ним, чтобы и мы могли в трепете встретить наступающий великий праздник, который даётся нам не как воспоминание, а как соприсутствие и переживание — вхождение в вертеп и поклонение с пастырями и волхвами. Мы должны сегодня не только вспомнить ветхозаветных отцов, но и взять от них то, что наиболее соответствует нашему времени. Ныне воспевали мы: «Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святии трие отроцы радовахуся: и пророк Даниил львом пастырь, яко овцам, являшеся, тех молитвами Христе Боже, спаси души наша» (тропарь отцем). Ветхозаветные праведники шли подвигом терпения и на этом пути стяжали веру и духовную опытность. Церковь заповедует нам, чтобы и мы в терпении сохраняли надежду.

Молитвословия

Тропарь мучеников иже в Крите

Многочудный Крит почтим,/ процветший честныя цветы, Христовы бисеры,/ мучеников сорасленых,/ десять бо суть числом, блаженнии,/ иже весь идольский народ посрамиша,// темже и венцы прияша, добледушнии.

Кондак мучеников иже в Крите

Денница возсия мучеников честное страдальчество,/ предозаряющее нам в вертепе Раждаемаго,// Егоже Дева безсеменно роди.

Тропарь святителя Феоктиста, архиепископа Новгородскаго

Божия Слова Премудрости изрядный служитель,/ Ангельскаго жительства истинный подражатель,/ Божественныя чистоты рачитель,/ архиереом сопрестольниче, преподобным сожительниче,/ пастырская красота,/ Великому Новуграду похвала,/ святителю пречестный Феоктисте, отче наш,/ Емуже, Слову Божию, в житий сем послужил еси,/ моли спастйся душам нашим.

Кондак святителя Феоктиста, архиепископа Новгородскаго

Архиерейское украшение,/ Великому Новуграду Богодухновенное удобрение,/ сущия бо в нем люди на пажитех живоноснаго закона Господня упасл еси,/ и сего ради в лице святых водворятися сподобися,/ и святую твою память многими леты сотвори неоскверненну,/ в нейже, тя почитающе,— радуйся,— от души вопием ти,/ святителю отче Феоктисте,/ Великому Новуграду похвала и утверждение.

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по ссылке .

5 января. Преподобный Нифонт, епископ Кипрский

Аудио

Сегодня в нашей Церкви совершается память: мучеников, иже в Крите пострадавших в III веке: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста; подвижников IV века: прп. Нифонта, епископа Кипрского и прп. Павла, епископа Неокесарийского; свт. Феоктиста, архиепископа Новгородского XIII–нач. XIV вв.

Новомучеников: сщмч. Василия Спасского и прмчч. Макария (Миронова) и Ионы (Смирнова).

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

Братья и сестры, сегодня мы обратимся к памяти одного из архиереев, что прославлены в лике преподобных. Такая традиция была в ранней Церкви. Преподобный Нифонт, епископ Кипрский IV века, родился в Пафлагонии, образование получил в Константинополе. В детстве он был кротким и добрым, часто посещал церковную службу. Но в юности стал вести разгульную и греховную жизнь. Временами, приходя в себя, он ужасался глубине своего падения, но, полагая, что ему уже не получить прощения, продолжал нечестивую жизнь. Однажды он встретил своего друга, который долго с удивлением смотрел на его лицо. На вопрос Нифонта, чему он удивляется, друг отвечал: «Я никогда не видел ранее у тебя такого лица, оно черное, как у эфиопа». Эти слова показали Нифонту глубину его падения, и он стал взывать к Божией Матери, прося Ее заступничества. После долгой молитвы он увидел, что Лик Божией Матери на святой иконе просветлел и Она улыбнулась. С тех пор Нифонт непрестанно молился Царице Небесной. Если он впадал в грех, Лик Богоматери от него отворачивался, а после покаянных слез и молитвы опять милостиво взирал на него. Наконец, Нифонт полностью изменил свою жизнь, стал проводить время в молитве и покаянии. После болезни, от которой получил исцеление помощью Божией Матери, он приобщился Святых Тайн, затем принял иноческий постриг и усилил свои подвиги, изнуряя тело в борьбе со страстями. Эта борьба была долголетней, на святого Нифонта много раз нападали бесы, но с помощью Божией он преодолевал их. От Господа он получил дар различать происки лукавых духов и побеждать их, а также видеть исход душ после смерти. Уже в старости, придя в Александрию, он был в видении указан Патриарху как достойный принять епископский сан. Его поставили во епископа города Констанция на Кипре. Однако епископом он пробыл недолго. О времени своей смерти святитель Нифонт узнал за три дня. Перед кончиной его посетил святитель Афанасий Великий. На смертном одре святой сподобился увидеть ангелов и Пречистую Божию Матерь.

Братья и сестры, хочется воздать славу Господу Иисусу Христу за то, что Он так промыслительно поставил Свою Матерь Заступницей рода христианского. Ведь та психологическая ситуация, что описывается в житии преподобного Нифонта, очень распространена. Действительно, лукавый дух всякими разными способами старается отвернуть человека от покаяния. И один из очень сильных методов, что он использует, – это ложный стыд, прикрывающий отчаяние и уныние. Человеку кажется, что он такой грешный и безнадежный, что даже Всемилостивый Господь, воплотившийся для нас, мучительно убитый за нас, не сможет его принять и простить. Конечно же, эти ложные размышления основаны на гордости, человек не смиряется с тем, что Любовь примет его таким, каков он есть. Но Господь и здесь побеждает дьявола – Он дает нам Деву Марию. Ведь Она не Сам Господь, Она человек. Да и женщина Она, и Матерью Ее все зовут, а ведь мама всегда примет, всегда пожалеет, всегда простит. И вот даже горделивый грешник, что не нашел в себе смирения обратиться к любящему его Отцу и Творцу, попадается в спасительные, благодатные сети Божией Матери, что стала по чести первой из ловцов человеков. Обратившись к Божией Матери, человек встает на путь своего покаяния. Господь через Богородицу помогает человеку смириться до той степени, что нужна для принятия Самого Спасителя мира Иисуса Христа. И это очень четко выражено в житии преподобного Нифонта. Вот этот момент: «После болезни, от которой получил исцеление помощью Божией Матери, он приобщился Святых Тайн». Болезнь эта – гордыня. Святые Тайны – Сам Христос Бог наш. И лично я знаю даже взрослых, в духовном плане, христиан, что после небольшого согрешения не могут обратиться к Спасителю с молитвой, а имеют внутреннюю нужду в обращении к Деве Марии, чтобы Она помогла подойти с молитвой к Господу. Вот такая разная бывает духовная жизнь.

Поэтому, дорогие друзья, давайте не будем осуждать кого-то за то, что он имеет особенности в своей духовной жизни. Еще апостол Павел писал о том, что разному духовному возрасту соответствует разная духовная пища. Но даже и зрелые христиане живут совершенно разной духовной жизнью, имеют разных заступников, разный молитвенный опыт. «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе», писал апостол. А под «славой» (греческое слово «докса») здесь имеется в виду «представление» или «сияние». Все мы разные и по-разному общаемся с Богом, с Его Пречистой Матерью, со святыми.

Промыслительным является еще и то, что мы вспоминаем это житие в самом преддверии Рождества Христова. Господь Иисус Христос еще во утробе Своей Матери, но мы уже знаем, что Она станет Ходатаицей за нас, нашей Помощницей. И даже когда нам по гордости нашей и маловерию кажется, что Господь от нас отвернулся (хотя отвернулись мы сами), когда нам кажется, что Бог нас оставил (хотя это мы прилепились к мирским страстям), даже тогда мы взираем на образ Пречистой Девы. А Господь улавливает нас в Свои сети через Свою первую Служительницу, выносившую у Себя под сердцем Спасителя мира.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

&nbspНифонт Кипрский, прп. еп.

Ключевые слова:
Преподобный, М. Азия, Пафлагония, Греция, Кипр, IV-IX

Дни празднования:

  • 5 января (23 декабря по старому стилю)

Рейтинг иконы в этом году: 0 (в прошлом: 0).
Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!

Раздел основан участником [tol] 2009-12-14.

Нифонт Кипрский, прп. еп. – житие
Преподобный Нифонт, епископ Кипрский (IV), родился в Пафлагонии, образование получил в Константинополе. В детстве он был кротким и добрым, часто посещал церковную службу. Но в юности он стал вести разгульную и греховную жизнь. Временами, приходя в себя, он ужасался глубине своего падения, но, полагая, что ему уже не получить прощения, продолжал нечестивую жизнь. Однажды он встретил своего друга, который долго с удивлением смотрел на его лицо. На вопрос Нифонта, чему он удивляется, друг отвечал: “Я никогда не видел ранее у тебя такого лица, оно черное, как у эфиопа”. Эти слова показали Нифонту глубину его падения, и он стал взывать к Божией Матери, прося Ее заступничества. После долгой молитвы он увидел, что Лик Божией Матери на святой иконе просветлел и Она улыбнулась.С тех пор Нифонт непрестанно молился Царице Небесной. Если он впадал в грех, Лик Богоматери от него отворачивался, а после покаянных слез и молитвы опять милостиво взирал на него. Наконец, Нифонт полностью изменил свою ж[. ]

Изображения иконы Нифонт Кипрский, прп. еп.

Добавить новое изображение этой иконы в каталог: с компьютера | с другого сайта.

Страницы: [1]. Всего изображений: 7. Сортировка: в обычном порядке.

Описание: [Македония.] Св. Нифонт. Фреска. Велуса. Македония.

Файл 8962.jpg: |
Размер: 932×1200, 1.12 MPix, 255 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 4 (159) , 0 (4) .

Описание: [Грачаница. Ок. 1318.] Св. Нифонт. Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.

Файл 8963.jpg: |
Размер: 714×1200, 0.86 MPix, 153 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 4 (218) , 0 (6) .

Описание: [Россия. XVIII.] Св. Нифонт с житием (фрагмент). Икона. Россия. XVIII в. ПХГ. Пермь.

Файл 8964.jpg: |
Размер: 768×1200, 0.92 MPix, 178 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (198) , 0 (2) .

Описание: [Россия. XIX.] Минея – Декабрь (2 половина) (фрагмент). Икона. Россия. XIX в.

Файл 8965.jpg: |
Размер: 417×1142, 0.48 MPix, 95 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 1 (96) , 0 (2) .

Описание: Преподобный Нифонт, епископ Кипрский

Файл 17907.jpg: |
Размер: 600×878, 0.53 MPix, 346 Kb.
Дата: 2012-06-11, участник [oldsailor].

Рейтинг изображения: 4 (149) , 0 (7) .

Файл 25825.jpg: |
Размер: 200×299, 0.06 MPix, 38 Kb.
Дата: 2015-11-23, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (57) , 0 (0) .

Файл 25826.jpg: |
Размер: 771×1024, 0.79 MPix, 159 Kb.
Дата: 2015-11-23, анонимно.

Рейтинг изображения: 8 (113) , 0 (2) .

Ссылка на основную публикацию