Никон Воробьев

Игумен Никон (Воробьев): духовные письма, биография

Игумена Никона Воробьева многие православные священники считают человеком, который, бесспорно, достоин быть прославленным в лике святых. Его наставления духовным ученикам собраны и опубликованы при участии профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова.

Поучения о христианской жизни

Сама манера, в которой игумен Никон Воробьев обращается в письмах к тем людям, которые считали его своим наставником, говорит о высокой степени духовности этого священнослужителя.

В отличие от многих других современных старцев, он не дает воспитанникам приказов, которые следует безоговорочно выполнять. Батюшка Никон лишь советует, причем, в весьма деликатной, ненавязчивой форме. Так, в письме к одной из своих учениц, игумен Никон Воробьев просит ее не смущаться в том случае, если она сочтет нужным не воспользоваться его рекомендацией, а поступить иначе. Он всячески дает ей понять, что целью переписки является та духовная польза, которую могут принести его наставления. В случае же, если необходимый результат достигнут не будет, то можно и прервать общение. Данный фрагмент из наставлений игумена Никона Воробьева характеризует автора писем, как истинного христианина, ведущего борьбу со своими собственными пороками. В том числе и с гордыней.

Духовные письма игумена Никона Воробьева адресованы конкретным людям. Но вместе с тем в них затрагиваются проблемы, которые должны волновать каждого православного человека, стремящегося жить по слову божию.

О чем письма игумена Никона Воробьева?

В своих духовных наставлениях батюшка высказывает свое мнение по таким важнейшим вопросам, как правильная христианская молитва, борьба с грехами, наследие святых отцов.

Относительно последней из упомянутых тем, стоит сказать, что письма игумена Никона Воробьева содержат больше всего цитат из литературных творений святителя Игнатия Брянчанинова. Его батюшка называл светильником православной веры. Профессор Осипов говорит о том, что заслуга Воробьева во многом состоит в том, что он пересказал наставления святителя Игнатия языком, понятным современному русскому человеку. Кроме того, духовные письма игумена Никона Воробьева содержит множество ссылок и на других святых отцов, таких как, Макарий Великий, Иоанн Златоуст и других. Как и полагается настоящему священнику, он редко дает какие-либо рекомендации, основываясь лишь на собственном опыте, а подкрепляет свои высказывания цитатами из Евангелия или святоотеческого наследия.

Игумен Никон Воробьев в письмах о духовной жизни не раз упоминает о том, что первый признак того, что человек находится на правильном пути к христианству – его ведение своих пороков, а вслед за этим, и собственной греховности.

Пример смирения

Образец человека, живущего по заповедям Христа, можно также найти на страницах книг игумена Никона Воробьева, в лице самого автора. Например, в ответе одной из своих учениц после необходимых наставлений батюшка просит передать одному из знакомых священников просьбу, чтобы тот помолился о нем. Далее следуют сокрушенные слова о том, что игумен Никон осознает свою духовную немощь, а потому надеяться на помощь искренней молитвы о нем.

Особенности стиля

Игумена Никона Воробьева можно отнести к числу образованнейших людей своего времени. Он учился в нескольких заведениях разнообразных профилей, самостоятельно выучил французский и немецкий язык с целью в подлинниках изучить трактаты великих философов. Также он читал труды античных мыслителей в оригинале, поскольку прекрасно владел латынью и древнегреческим. Поскольку первым учебным заведением, которое окончил отец Никон, было реальное училище, то он был прекрасно осведомлен о достижениях науки. Современники Воробьева, знавшие его лично, говорят, что отец Никон прекрасно играл на скрипке и некоторое время руководил церковным хором. Также священник был отличным оратором. Его блистательные проповеди привлекали в храм множество народа.

Поэтому и письма игумена Никона Воробьева написаны ярким выразительным языком, который дает возможность донести понятия об основах христианской жизни широкому кругу читателей. Священник охотно давал письменные ответы на все интересующие вопросы верующих, признаваясь, что это занятие дается ему легко.

Кроме духовных писем, в книге «О началах жизни» об игумене Никоне Воробьеве, его биографии и проповеднической деятельности дается полный и интересный рассказ.

Поиск смысла жизни

Стоит сказать несколько слов об авторе писем – игумене Никоне Воробьеве.

Будущий священник родился в одном из поселков Тверской губернии в девяностых годах 19 века. Родители Никона Воробьева были крестьянами и имели множество детей. Мальчик рос любознательным и способным к наукам. Он с отличием окончил сельскую школу и поступил в реальное училище. Будущий священнослужитель принадлежал к числу людей, которым не безразличен вопрос о смысле их земного существования. Поэтому он не просто стремился получить диплом о высшем образовании, но и найти в книгах сведения о сути человеческой жизни.

Годы, проведенные в реальном училище, дали ему необходимые знания по специальности, но не способствовали его духовному развитию.

Поэтому юноша решает продолжить свое образование в психоневрологическом институте Санкт-Петербурга. Однако лекции по физиологии тоже не утолили духовную жажду игумена Никона Воробьева. По этой причине после второго курса будущий священник решает бросить учебу. Поиски смысла жизни зашли в тупик. Молодой человек находился в крайне подавленном состоянии, не зная как ему быть дальше.

Божья помощь

В этот нелегкий момент он обратился к Всевышнему за помощью. В своей молитве он просил творца явить ему доказательство, что тот существует.

В этот момент к Никону Воробьеву пришло ощущение глубокой веры в Творца, которое не покидало его всю оставшуюся жизнь.

Учеба в духовной академии

Через два года юноша поступает в Московскую духовную академию. Молодой человек с невероятным увлечением посвятил себя изучению основ богословия. Но, по стечению обстоятельств, закончить это заведение ему было не суждено. Через несколько лет академия, как и многие богословские учреждения, была закрыта.

Никон переехал в село Вышний Волочек, где стал преподавать математику в местной школе. Еще через некоторое время, Воробьев перебрался в Минск, где принял монашеский постриг, а затем и священнический чин.

Однако посвятить себя церковной службе тогда ему не удалось. Отца Никона вместе с некоторыми другими церковными деятелями арестовали по обвинению в антисоветской деятельности.

Допросы и заключение

Отца Никона неоднократно допрашивали. Протоколы следствия, которые недавно были рассекречены, свидетельствуют о том, что этот человек не отрекался от своей веры даже под страхом тюремного заключения. Также из данных бумаг видно, что священник не оговорил своих собратьев по вере, не делал ложных показаний.

Батюшка Никон не признал своей вины в антисоветской агитации. Он сказал, что все его проповеди были посвящены только проблемам духовной жизни и не содержали в себе никаких политических призывов и манифестов.

Отвечая на вопросы, священник утверждал, что посвящал себя только служению Богу, в которого уверовал и в его существовании нисколько не сомневается.

Несмотря на то что не было найдено никаких серьезных доказательств вины отца Никона, ему все равно вынесли приговор в виде пяти лет лишения свободы. Отбывать срок наказания он отправился в Сибирь. Даже в эти тяжелые моменты жизни батюшка не забывал о Боге и упросил конвоиров позволить ему взять с собой в лагерь Священное Писание на греческом. Охранники, естественно, не знали этого иностранного языка, поэтому не смогли прочитать ни единого слова из предъявленной книги. В итоге им пришлось разрешить отцу Никону читать Евангелие.

Пробыл в заключении священник около 5 лет. Его освободили раньше срока из-за примерного поведения и перевыполнения рабочего плана. Это обстоятельство тоже можно считать чудом, потому что в скором времени правительство страны отменило закон, на основании которого это было сделано.

После освобождения игумен Никон Воробьев поселился в городе Козельске, который теперь называется Гагариным. Там ему доверили небольшой храм, находившийся на заброшенном кладбище.

По инициативе священника вокруг церкви был разбит огромный сад с фруктовыми деревьями. Батюшка сам работал над посадкой растений. Люди, лично знавшие его, вспоминают, что это был очень трудолюбивый человек. Священник ежедневно ложился спать не раньше полуночи, а вставал в пять часов утра.

Почитание памяти игумена Никона

В честь 50 годовщины со дня смерти священника была проведена конференция, где выступали как люди, которые были знакомы с ним, так и те, кому помогли его книги на пути к христианской жизни.

На этом мероприятие профессор Алексей Ильич Осипов также поделился воспоминаниями о своем духовном наставнике.

По словам Алексея Ильича, батюшка Никон в ряду прочего огромное внимание уделял качеству проведения церковной службы. Он строго-настрого запрещал торговлю в лавке, подачу записок, а также всяческие благотворительные сборы во время большей части богослужения. Также игумен решительно боролся с излишне эмоциональным исполнением песнопений церковным хором. Никон Воробьев говорил, что священник обязан постоянно работать над своей дикцией, а темп его речи во время службы не должен быть слишком быстрым.

Заключение

Данная статья была посвящена биографии игумена Никона Воробьева и его литературному наследию Этот священник был мудрым наставником для множества людей, ищущих путь к правильной христианской жизни.

Его книги, составленные из писем к духовным детям, и сегодня служат путеводной звездой для огромного числа верующих.

Святая равноапостольная Нина — 27 января день памяти: житие, иконы, молитва

Святая равноапостольная Нина — 27 января день памяти: житие, иконы, молитва

27 января по новому стилю Русская Православная Церковь отмечает память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Отдавая честь этой удивительной христианке, мы решили поговорить о ее имени, вспомнить знаменитых и не очень знаменитых тезок великой грузинской святой.

«Умей нести свой крест и веруй»

Литературные образы

Еще в XIX веке, в дореволюционной России новорожденных девочек нарекали Нинами очень часто. Не исключено, что и вы, уважаемый читатель, обратившись к семейному архиву, вспомните о своей прабабушке, носившей это красивое старинное имя. Возможно она, как и героиня повестей Лидии Чарской, училась в женской гимназии Москвы или Санкт-Петербурга, и среди старых бумаг вашей семьи хранится ее аттестат или пожелтевшая фотокарточка ее выпуска.

Не исключено, что именно книги Чарской внесли свой вклад в рост популярности этого имени, долгое время считавшегося типично русским. Хотя как притягательно от него веет загадкой и тайной! Такой же таинственной, озорной и неприступно гордой является в повести «Княжна Джаваха» юная грузинская княжна Нина, чьи предки – «герои, сражавшиеся и павшие за честь и свободу своей родины».

Образ рано угасшей под суровым петербургским небом южной девочки так впечатлил поэтессу Марину Цветаеву, что она посвятила ей четырнадцатое стихотворение в разделе «Детство» «Вечернего альбома», которое так и называется – «Памяти Нины Джаваха».

Всему внимая чутким ухом,

— Так недоступна! Так нежна! —

Она была лицом и духом

Во всем джигитка и княжна.

Ах, не растет маслины ветка
Вдали от склона, где цвела!
И вот весной раскрылась клетка,
Метнулись в небо два крыла.

Умолкло сердце, что боролось…
Вокруг лампады, образа…
А был красив гортанный голос!
А были пламенны глаза!

Смерть окончанье — лишь рассказа,
За гробом радость глубока.
Да будет девочке с Кавказа
Земля холодная легка!

В этих строках отразилась признательность и любовь целого поколения, выросшего на книгах Лидии Чарской – одного из самых читаемых авторов времен цветаевского отрочества. После забвения и гонений советской эпохи, сентиментальные повести русской писательницы вновь вернулись к читателям в 1990-е, позволив частично заполнить лакуну в сегменте православного детского чтения. Однако это немного другая история.

К 1950-м годам имя Нина потеряло лидирующие позиции в отечественном ономастиконе. Сегодня в детском саду или школе редко познакомишься с девочкой по имени Нина, зато с матушкой Ниной все чаще можно встретиться за монастырской оградой, словно это имя плавно перекочевало из светской в церковную среду.

Чтобы завершить литературную тему, спрошу, догадался ли читатель, кому принадлежит фраза, вынесенная в заголовок этой статьи? А ведь это действительно цитата из очень знаменитого произведения, входящего в школьную программу.

Ну что же, не отлагая дела в долгий ящик, раскрою секрет. Это слова еще одной «литературной» Нины – Нины Заречной – героини пьесы Антона Павловича Чехова «Чайка».

Драма Нины Заречной до банальности проста. Такие истории и сегодня случаются со многими нашими юными современницами. «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил… Сюжет для небольшого рассказа», – говорит, словно о подстреленной чайке, а на самом деле о себе Нина Заречная.

Романтически настроенная девушка сбегает из дома, мечтая стать прославленной актрисой, но терпит крах во всем: и в любви, и в карьере. Вернуться домой, подобно блудному сыну, она не может – дома она нежеланный гость. Появляясь в конце пьесы в родных краях, она встречается с влюбленным в нее Константином Треплевым, и в разговоре с ним произносит удивительные слова: «Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле – все равно, играем мы на сцене или пишем – главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни».

Конечно, вслед за распространившейся еще с первой постановки пьесы интерпретацией этой реплики, слова чеховской Чайки можно толковать как веру в свое предназначение, в спасающую силу искусства. Но так ли это на самом деле? «Умей нести свой крест и веруй» – неужели это сказано только о театральных подмостках? Или это слова женщины, сумевшей через страдание понять иные, высшие истины?

История большая и малая

Поразительно, но именно в самых драматических и трагических обстоятельствах проявляется особый, удивительный дар Нин совмещать женскую хрупкость и очарование с настоящим жертвенным героизмом.

Трагически сложилась судьба супруги выдающегося русского драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова Нины Александровны Чавчавадзе. Юная грузинская княжна, дочь поэта и общественного деятеля Александра шла под венец 15-ти лет от роду. Александр Сергеевич был более чем вдвое старше своей супруги. Их счастливый брак продлился всего несколько месяцев: Грибоедова, как русского дипломата, растерзали персидские фанатики при разгроме русской миссии в Тегеране.

Остаток своей жизни Нина Чавчавадзе-Грибоедова прожила на родине в трауре, отвергая все ухаживания и предложения повторного брака. Ее стойкая верность погибшему мужу стала настоящей легендой.

Святая равноапостольная Нина: житие

Святой покровительницей Нины Александровны Чавчавадзе, конечно же, была равноапостольная просветительница Грузии, происходившая из рода еще более высокого, чем княжеский – из рода святых.

Согласно житиям, хранимым Православной Церковью, святая равноапостольная Нина родилась около 280 года в Каппадокии и была единственной дочерью своих знатных и благочестивых родителей. Ее отец Завулон находился на военной службе у императора Максимиана (284–305) и пользовался его расположением. По отцу святая Нина приходилась двоюродной сестрой великомученику Георгию Победоносцу, а ее мать Сусанна – родной сестрой Иерусалимскому Патриарху.

Святая равноапостольная Нина

В 12 лет святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями. Там они, по обоюдному согласию и благословению Патриарха Иерусалимского, посвятили свою жизнь служению Богу: Завулон – в пустынях Иорданских, Сусанна – в качестве диаконисы при Храме Гроба Господня. Благочестивой старице Нианфоре поручили воспитание святой Нины. Отроковица отличалась усердием в учебе и набожностью. Однажды она задумалась о судьбе Хитона Господня, и вскоре узнала, что он, по преданию, находится в Иверии (Грузии), отданной Господом в удел Божией Матери. По молитвам святой Нины к Богородице, Царица Небесная явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, благословила ее идти в страну Иверскую, благовествуя Евангелие.

Проснувшись, святая Нина наяву увидела в своих руках крест и, обрадовавшись, отправилась к своему дяде, чтобы рассказать о видении. Так Патриарх Иерусалимский благословил девушку на подвиг апостольского служения. «Крест святой Нино», с немного опущенными боковыми сторонами, ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе и является символом Грузинской Православной Церкви.

Путь и апостольство святой Нины были сложными и опасными, да и могло ли быть легким путешествие в столь дальний край в те времена? Какой силой воли должна была обладать юная дева, решившая говорить с царями и властителями земли об истинах веры?

Кроме святой равноапостольной Нины Грузинской, Православная Церковь чтит в лике святых еще двух мучениц с тем же именем, пострадавших за веру в ХХ веке. Это мученица Нина (Кузнецова) и преподобномученица Нина (Шувалова).

Святые наших дней

Память мученицы Нины (Кузнецовой) празднуется 1 мая по старому стилю, в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских и в Соборе Вятских святых.

Читайте также:  Хоронят ли в воскресенье православные, мнение церкви

Нина Алексеевна Кузнецова родилась 28 декабря 1887 года в селении Лальске Архангельской губернии (ныне это город в Вятской области) в семье урядника Алексея Кузнецова и его жены Анны. Как и святая просветительница Грузии, мученица Нина была единственным, любимым ребенком благочестивых родителей.

Нина с детства любила молитву, монастыри, духовные книги, отвергая разговоры родителей о замужестве. Вскоре они смирились и перестали препятствовать ее духовной жизни. Отец помог дочери устроить библиотеку в амбаре, смастерил там книжные полки, покупал духовные книги, потому что для Нины чтение было самым большим утешением. Девушка на память читала Псалтирь, много молилась, принимала странников и обездоленных.

Наступило время гонений. В 1932 году Кузнецовых арестовали. Старики не выдержали тягот заключения и вскоре скончались. Во время ареста родителей Нину от переживаний разбил паралич. Впоследствии она с трудом передвигалась и почти не владела правой рукой. Зло обернулось добром: болезнь помогла Нине на первых порах – ее освободили из тюрьмы и даже сохранили за ней большой отцовский дом и все имущество.

Нина стала давать кров людям, в основном женам арестованных, у которых отобрали не только кормильцев, но и имущество. Все они шли к Нине, у которой никто не встречал отказа.

Нашла приют у Нины и часть братии разоренного Коряжемского монастыря, в том числе настоятель игумен Павел (Хотемов) и казначей игумен Нифонт.

Нина стала строго соблюдать монастырский устав: спала четыре часа в сутки, в два часа ночи становилась вместе с монахами на молитву, ходила на все службы и богослужение знала наизусть. Подвижница не садилась за стол со своими постояльцами и гостями, не пила чай, молоко, не ела сахара и ничего вкусного. Ее каждодневной едой были лишь размоченные в воде сухари, зато в доме ее гости находили все, что им было нужно, и крышу над головой, и горячий самовар с чаем, и пропитание. У кого был излишек хлеба, муки или крупы, те, уезжая, оставляли его другим.

Когда отец Павел остался один и был уже не в силах вести службы в соборе Лальска, прихожане пригласили протоиерея Леонида Истомина, служившего в селе Опарине. Отец Леонид принял сан священнослужителя в самый разгар гонений на Церковь.

Власти неоднократно пытались закрыть собор, но блаженная Нина, пишет игумен Дамаскин (Орловский), «стала писать в Москву решительные письма, собрала и отправила ходоков и действовала столь твердо и неотступно, что властям пришлось уступить и вернуть собор православным».

В 1937 году сотрудники НКВД арестовали отца Леонида Истомина, старосту храма, певчих, многих прихожан, последних еще остававшихся на свободе священников. Вскоре в тюрьму попала и блаженная Нина. Обвинений против нее выдвинуто не было, лжесвидетельствовать против нее не стал никто, кроме заместителя председателя Лальского сельсовета. Он дал показания о том, что Нина Алексеевна Кузнецова является активной церковницей.

Хотя виновной перед властью блаженная Нина себя не признала, ее приговорили к заключению в исправительно-трудовой лагерь, где исповедница через короткое время, 14 мая 1938 года, скончалась.

Преподобномученица Нина (Шувалова Неонилла Андреевна), согласно материалам Базы данных ПСТГУ, родилась 28 октября 1866 года в селе Балка Барановского района Нижне-Волжского края в крестьянской семье.

Приняв постриг с именем Нины, до 1917 года она подвизалась в монастыре, после разорения которого проживала в городе Чимкенте (Южно-Казахстанская область).

Семидесятилетнюю инокиню арестовали 10 октября 1937 года вместе с другими людьми, проходившими по «делу иеромонаха Гавриила (Владимирова)». Матушку обвинили в том, что она является членом «контрреволюционной организации церковников», «связисткой» между этой организацией и ее ячейками.

Следствие закончилось очень быстро. Монахиню Нину приговорили к высшей мере наказания и расстреляли в полночь с 19 на 20 ноября близ Чимкента, в местности, называемой Лисья балка. Здесь, в огромном овраге, где проходили массовые расстрелы, похоронены многие мученики за веру. Точное место погребения преподобномученицы неизвестно. В лике святых монахиню Нину (Шувалову) прославил Юбилейный Архиерейский Собор в 2000 году.

Память преподобномученицы Нины празднуется в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских и в день ее мученической кончины 6/19 ноября.

«Умей нести свой крест и веруй». Этими чеховскими словами можно описать и подвиг святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, память которой сегодня совершает Православная Церковь, и святой мученицы, исповедницы Нины (Кузнецовой), и преподобномученицы матушки Нины (Шуваловой). Обращаясь к их примеру, будем просить у Господа помощи, чтобы наша душа не черствела, чтобы у нас всегда хватало и времени на помощь другим, и вера наша приносила плоды и в сто, и в шестьдесят крат, и в тридцать.

Святая Нина

27 января Церковь празднует день памяти святой равноапостольной Нины – просветительницы Грузии.

Нина — значение имени

Если в России самым популярным именем весь двадцатый век было имя Татьяна, то в Грузии не только было, но и остается первым, любимым и самым распространенным имя Нина. Каждый месяц число грузинских женщин пополняется 250-ю новорожденными Нинами. Безусловно, такая популярность связана со святой равноапостольной Ниной, которая принесла на иберийскую землю христианство. Именно святую Нину почитают просветительницей и покровительницей Грузии. Оттуда имя перекочевало в Россию. По статистическим оценкам в России имя Нина стоит на шестнадцатом месте – чуть уступая по популярности имени Юлия, но опережая Марию. Так что же значит имя Нина?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Этимология слова сложна, к тому же корни этого слова встречаются сразу в нескольких языках. Так в шумеро-аккадской мифологии существовало с десяток богинь, имена которых были составными и начинались с корня «нин»: Нинлиль (владычица, повелительница бурь), Нинхурсаг (госпожа-мать) Нинмах (великая госпожа) Нинту (рождающая госпожа). В иврите находим оба варианта: и «нин» נין (правнук), и «нина» נינה (правнучка). Окончания имен в некоторых романских языках также заучат как «нина».

Житие святой Нины

Святая Нина родилась в 280 году в каппадокийском городе Коластры. Ее родители были людьми состоятельными и знатными. Отец находился на военной службе при императоре Максимиане и, как говорят, крестил галлов. Святую Нину воспитывали в благочестии и христианской добродетели. Ее мать, Сусанна, приходилась сестрой иерусалимскому патриарху Ювеналию. Поэтому, когда святой Нине исполнилось двенадцать лет, по договоренности вместе с родителями она отправилась в Иерусалим. Там ее отец Завулон получил благословение стать отшельником в пустыне, Сусанна — диаконисой при храме Гроба Господня, а святая Нина была передана на поруки и для обучения благочестивой старице Нианфоре. От нее, диаконисы Гроба Господня, девушка, которая много и внимательно читала Священное Писание, узнала подробности судьбы Хитона Господня. Как рассказала Нианфора, хитон — одеяние, по поводу которого распявшие Христа воины бросали жребий, был перенесен раввином по имени Элиоз в Грузию по просьбе сестры Сидонии. Иберию тогда считали Уделом Божьей Матери и эта земля не полностью была просвещена проповедью апостола Андрея. С этой страной у святой Нины были кровные связи. Ее отец Завулон был родным дядей святому Георгию. Поэтому, узнав от старицы, что хитон находится в Иберии, а земля эта до сих пор практически не знает христианства, святая Нина стала ежедневно молиться Богородице с просьбой помочь не только отыскать хитон Господень, но и увидеть Иберию просвещенной.

Однажды во сне юной девушке явилась Богородица. Она протянула святой Нине сплетенный из виноградной лозы крест со словами: «Иди в Иберию и благовествуй Евангелие. Этот крест будет тебе щитом от всех видимых и невидимых врагов». Когда святая Нина очнулась, у нее в руках действительно был крест. Патриарх Ювеналий, узнав о произошедшим с ней чуде, благословил святую Нину отправиться с проповедью в Иберию. Н попала святая туда не сразу.

Сначала судьба привела ее в Рим. Здесь благодаря проповеди святой Нины тайно приняли крещение царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и много других знатных особ. Император Диоклетиан ненавидел христиан. Намереваясь жениться на Рипсимии и узнав о ее крещении, он повелел жестоко преследовать девушек. Однако они бежали в Армению. Им вслед император отправил армянскому царю Тиридату повеление преследовать и казнить беглянок. Это и было исполнено. Чудом уцелела лишь святая Нина. В рубище и с крестом она продолжала свой путь к Джавахетским горам.

В августе 315 года святая Нина пришла в Мцхету, где тогда отмечался языческий праздник. Здесь по молитвам святой Нины разбушевалась стихия: поднялся ветер, буря, сопровождавшаяся грозой, до основания разрушила капище идола Армаза. Это произошло в день Преображения Господня. В Мцхете святая нашла приют в доме царского садовника и начала свою проповедь. Здесь же познакомилась с главным раввином Авиафаром, потомком Элиоза, который позже стал правой рукой святой Нины и содействовал просвещению Грузии. Святая построила себе шалаш у городской стены и продолжала проповедь. По ее молитвам стали происходить чудеса. Слава о ней разносилась с огромной скоростью. Святой Нине удалось исцелить даже царицу Нану, но царь Мириан, считая святую Нину колдуньей, начал жестоко преследовать христиан. Только спустя три года, когда Мириан сам чуть не лишился жизни, ситуация изменилась. Внезапно ослепший царь, не видя помощи от идолов, обратился к Богу святой Нины. Также он дал обет просветить светом истины свою страну и построить храм, если удастся избежать смерти. Царь выполнил обет и крестил собственный народ.

По просьбе святой Нины, изложенной в письме к императору Константину, в Мцхету был отправлен епископ Иоанн, будущий Антиохийский патриарх. Также император прислал в дар один из гвоздей и подножие Святого Креста. Епископ Иоанн вместе со святой Ниной крестил царя, вельмож и народ. Тогда же началось строительство первого деревянного храма на месте слияния рек Куры и Арагвы. Здесь стоял огромный трехсотлетний кедр, под которым, как открылось святой Нине, и находился Хитон Господень. Здесь произошло немало чудес, глубоко потрясших людей. По повелению царя по всей Грузии строятся каменные храмы.

Святая Нина продолжала свою проповедь Евангелия среди горных народов. Она посвятила этому тридцать пять лет жизни. Святой Нине не удалось добраться лишь до отдаленных юго-восточных районов. Уже пожилая и немощная, она осталась и вела подвижническую жизнь в шалаше недалеко от города Бодбе. Здесь же святая Нина скончалась в 27 января 340 года. Царь горько оплакивал смерть святой. Несмотря на завещание, он решил перенести гроб с телом в Мцхет. Но сделать это никак не удавалось, как будто какая-то могучая сила удерживала гроб. Тогда по велению царя святая Нина была погребена у подножия столицы Кахетии, где стоял ее шалаш. Над могилой была возведена каменная церковь в честь святого Георгия. Царь сам продолжил проповедовать Евангелие, он много строил каменных церквей по всей Грузии. В Мцхете, на место первого шалаш святой Нины, он воздвиг большой храм в честь Преображения Господня, который и стал кафедрой мцхетского епископа.

По благословению Антиохийского Патриархата святая Нина посетительница Грузии была прославлена в лике святых как равноапостольная.

Крест святой Нины

Крест святой Нины или грузинский крест — легко узнаваемый по опущенным концам горизонтальной перекладины. Он был сплетен из виноградной лозы и обвит волосами святой Нины. Как говорит нам житие, святая Нина обнаружила крест, когда однажды пробудилась от видения. Во сне ей явилась Богородица и благословила просвещать Иберию. Этот крест святая Нина всегда имела с собой. Поэтому его, а также. Евангелие принято изображать на иконах в руках у святой. Нины.

Согласно житию, крест по завещанию достался в наследство царю Мириану. Царь хранил, а затем передал его своему сыну, как реликвию и память о святой Нине, которая просветила Грузию светом Евангелия. В Мцхете крест святой Нины находился до 458 года.

Самые разные святые спасали крест от поругания язычниками и арабами во времена гонений и войн. Крест святой Нины хранился у армянского воеводы 175 лет, в монастыре Ванадад больше 450-ти лет, в Карсе 164 года. Царь Давид в 1125 году обнаружил его в городе Ани и с честью перенес в Мцхет. Оттуда его перенесли в церковь святой Троицы на горе Казбек. В 1746 году по поведению царя Теймураза II, чтобы избежать грозившего поругания, крест спрятали в горной крепости Ананур. Оттуда в 1749 году митрополит Тифлисский Роман тайно переправил крест царевичу Бакару. И уже его внук, Георгий Александрович, преподнес крест в 1801 году императору Александру I. По повелению российского императора во имя восстановления исторической справедливости, крест святой Нины как достояние грузинской церкви отправили с почестями в Сионский кафедральный собор в Тбилиси. «. Зная, сколь драгоценна сия святыня для Грузинского народа и желая возвращением ее дать новое доказательство моего о нем попечения, я препроводил сей крест туда для помещения его в Тифлисском главном Соборе. » , – писал в в феврале 1802 года к князю Георгию Александровичу император Александр I. Крест хранится в соборе и сейчас. Он – главная святыня грузинской церкви.

Тропарь равноапостольной Нине

глас 4

Слова Божия служительнице,/ во апостольстей проповеди первозванному Андрею/ и прочим апостолом подражавшая,/ просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице,/ святая равноапостольная Нино,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак равноапостольной Нине

глас 2

Приидите днесь вси,/ воспоим избранную от Христа/ равноапостольную проповедницу Божия слова,/ мудрую благовестницу,/ люди Карталинии приведшу на путь живота и истины,/ Богоматере ученицу,/ усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу,// Нину прехвальную.

Молитва равноапостольной Нине

О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православный и изрядная похвало народу Иверийскому, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног. Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкве Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его Имя ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

НИНА ГРУЗИНСКАЯ

Святая равноапостольная Нина

Нина (ок. 280 – 335), просветительница Грузии, равноапостольная.

Память 14 января, 19 мая (Груз; Память вступления равноап. Нины в Грузию)

Родилась около 280 года в городе Коластра, в Каппадокии, где было много грузинских поселений, в семье святых Завулона и Сосанны. Завулон происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284-305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших Христианство. Мать святой Нины, Сосанна, была сестрой Иерусалимского патриарха [1].

Двенадцати лет от роду, святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сосанна была поставлена диакониссой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре [2]. Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание.

Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19, 23-24). На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень, старица Нианфора пояснила, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Елеазаром в Иверию (Грузию). Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом Христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.

Однажды Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала:

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест, возрадовалась духом и перевязала крест своими косами. Затем, придя к своему дяде, патриарху Иерусалимскому, она рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата III, которой подверглись ее спутницы – царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 [3] дев, обращенные святой Ниной и бежавшие из Рима в Армению из от гонений императора Диоклетиана (284-305). Господь готовил святой Нино другую участь, поэтому Он внушил ей спрятаться в розовом кусте. Когда опасность миновала и каратели разошлись, святая Нино продолжила свой путь.

У озера Паравани она встретилась с пастухами из Мцхета, которые рассказали ей о своём крае и сообщили, что вскоре возвращаются домой. Вновь получив от Господа благословение проповедовать язычникам, Нино попросила разрешения у пастухов сопутствовать им. Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй – со свитком в руке, претерпев большие трудности в пути, святая Нина наконец достигла Грузии в 319 году. Она прибыла в город Урбниси и некоторое время оставалась там. Вскоре она вместе с язычниками-Урбнисцами, шедшими на поклонение к Армазскому идолу, прибыла во Мцхету, столицу Грузии.

Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день Преображения Господня, по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы – Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей и градом. Перепуганная толпа в страхе разбежалась в разные стороны.

Святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства. Тогда супруги восславили Христа и стали учениками святой девы. К святой Нино потянулись последователи христианской веры, а вскоре она так прославилась, что многие язычники стали обращаться к ней за помощью и, получив её, уверовали в Христа. Святая перешла в уединенное место у северной черты города, где поселилась в шалаше в кустах ежевики (и где затем возникла обитель Самтавро), и оттуда продолжала свою проповедь.

Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв святое крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой. Но, несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265-342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. Однажды, во время царской охоты на Тхотской горе, в то время, как он замышлял казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь. Мириан внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. “Но Армаз, Заден, Гаим и Гаци были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило все своими лучами“. Это событие совершилось 6 мая 319 года.

Равноап. Нина Грузинская. Грузинская икона кон. XX-нач. XXI вв.

Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял святое крещение вместе со своей свитой. По прошествии нескольких лет в 324 году Христианство окончательно утвердилось в Грузии.

Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм – вначале деревянный, а ныне каменный собор во имя 12-ти святых Апостолов, Светицховели. К тому времени, с помощью византийского императора Константина (306-337), приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию Антиохийского епископа Евстафия, двух священников и трех диаконов, христианство окончательно упрочилось в стране. Однако горные области Грузии оставались непросвещенными. В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Саломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.

Благоговейно приобщившись Святых Таин, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу 14 января 335 года [4].

Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342-364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами.

Грузинская Православная Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14 января, в день ее блаженной кончины.

Тропарь Нине, просветительнице Грузии

Слова Божия служительнице, / во апостольстей проповеди Первозванному Андрею и прочим апостолом под ражавшая, / просветительнице Иверии / и Духа Святаго цевнице, / святая равноапостольная Нино, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Использованные материалы

[1] Некоторые называют патриарха Ювеналия, но он жил много позже, в V веке.

[2] Или – Сарре Ниафор.

[3] По другому преданию – 50.

[4] по другим источникам, в 347 году, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов.

СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ НИНА, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА ГРУЗИИ. ЦАРЬ ИВЕРСКИЙ МИРИАН И ЦАРИЦА НАНА

СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ НИНА, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА ГРУЗИИ. ЦАРЬ ИВЕРСКИЙ МИРИАН И ЦАРИЦА НАНА

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию (память 23 апреля). Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284 — 305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины, Сусанна, была сестрой Иерусалимского Патриарха (некоторые называют его Ювеналием).

Двенадцати лет от роду, святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание.

Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19, 23 — 24). На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень (сведения о нем помещены 1 октября), старица Нианфора пояснила, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери. Сама Пречистая Дева во время Своей земной жизни была призвана апостольским жребием к просвещению Грузии, но Ангел Господень, явившись Ей, предрек, что Грузия станет Ее земным уделом впоследствии, при скончании времен, и Промысл Божий уготовал Ей апостольское служение на Афоне (также именуемом Уделом Божией Матери).

Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.

Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею».

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы — царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 дев (память 30 сентября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклитиана (284 — 305). Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй — со свитком в руке, святая Нина продолжила свой путь и явилась в Грузию в 319 году. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В деньпреславного Преображения Господня, по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы — Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей.

Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв святое Крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память ее совершается 1 октября). Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265 — 342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. «В то самое время, как вымышляли казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь». Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. «Но Армаз, Заден, Гаим и Гаци были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило всё своими лучами». Это событие совершилось 6 мая 319 года.

Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял святое Крещение вместе со своей свитой. По прошествии нескольких лет в 324 году христианство окончательно утвердилось в Грузии.

Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели).

К тому времени, с помощью византийского императора Константина(306 — 337), приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию Антиохийского епископа Евстафия, двух священников и трех диаконов, христианство окончательно упрочилось в стране. Однако горные области Грузии оставались непросвещенными, В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.

Благоговейно приобщившись Святых Тайн, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).

Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342 — 364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская Православная Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14 января, в день ее блаженной кончины.

27 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЫ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ ГРУЗИИ.

Память: 14 / 27 января, 1 / 14 октября

Какого христианского подвижника благочестия не возьми, каждый нес в народ свет познания Бога. Были святые, что осуществляли сие через свою миссионерскую либо церковно-проповедническую деятельность. Жили на свете и такие, которым принадлежит заслуга христианского просвещения целого отдельно взятого народа.

Яркий пример подобного подвижничества собой являет святая равноапостольная Нина, снискавшая также звание просветительницы Грузии. Память ее церковь отмечает ежегодно 27 января.

Детство и юность праведницы Нины:

Святая Нина родилась около 280 г. в Каппадокии, городе Коластры, где раскинулось множество грузинских поселений. Ее родители оба происходили из знати. Мать – имя ее было Сусанна – приходилась сестрой Ювеналию, Патриарху Иерусалимскому. Отец равноапостольной Нины Завулон был родственником святого великомученика Георгия, день памяти которого празднуется церковью 6 мая. Родитель святой служил военным, он многое сделал для того, чтобы освободить из плена принявших христианство галлов и состоял на хорошем счету у императора Максимиана (284-305 гг). У Завулона и Сусанны не было больше детей, кроме Нины. Поэтому они души не чаяли в дочери и воспитывали ребенка в соответствии с христианскими догматами.

Когда девочке исполнилось 12 лет, родители по соглашению и получив благословение Патриарха Иерусалимского отправились в Иерусалим, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу. Сусанна стала диаконисой при храме Гроба Господня, Завулон удалился в Иорданские пустыни. Нину же определили на воспитание к благочестивой старице Нианфоре. Под влиянием последней, проявляя к тому же недетское усердие, будущая святая за 2 года усвоила понимание о необходимости исполнения правила веры, беспрестанно изучая Священное Писание и проводя дни свои в искренних молитвах.

Как-то раз, слушая не без сопереживания рассказы евангелиста о муках Иисуса Христа, распятого варварами, святая Нина заинтересовалась дальнейшей судьбой Хитона Господня. Подвижница задала соответствующий вопрос своей воспитательнице, на что та ответила: святыня находится, по преданию, в Иверии (нынешняя Грузия), являющейся земным уделом Девы Марии. В период своей жизни на земле апостольским жребием Богоматерь была направлена в этот край для насаждения там христианства. Однако впоследствии Бог изменил свое решение и отдал Пречистой для выполнения поставленной задачи другую область – Афон.

Пророческий сон:

Получив информацию о том, что Иверия остается все еще языческой землей, святая Нина стала молить Богородицу об обращении края в христианство и обретении ею Хитона Господня. Подвижница благочестия возносила искрение мольбы и днем, и ночью. В результате Матерь Божия услышала эти пламенные просьбы. Будущей святой приснилось однажды, что сама Дева Мария пришла к ней, вложила в руки сплетенное из лозы винограда распятие и произнесла: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградой против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».

Когда святая Нина очнулась, то к своему удивлению увидела в собственных руках крест, врученный ей Пречистой во сне. Она была несказанно рада этому обстоятельству. Обернув распятие прядью волос, святая пошла к дяде, Патриарху Иерусалимскому, домой, рассказала ему о чудесном видении и получила благословение на подвиг апостольского служения.

Грузинская миссия:

После этого юная подвижница отправилась в Иверию, как и завещала ей Богородица. Путь святой был наполнен опасностями: девушку чуть не предали мученической смерти по приказу армянского правителя, царя Тиридата. А вот спутницы равноапостольной Нины не сумели избежать страшной участи: 35 дев, царевна Рипсимия и ее воспитательница Гаиания – всех замучили язычники. Святую же Нину оберегал и поддерживал Ангел Господень, являвшийся девушке два раза – сначала с кадилом, затем с бумажным свитком.

Так юная подвижница добралась до Грузии. Случилось сие в 319 году. Святую Нину приютила семья царского садовника, проживавшая в древней иверской столице Мцхете. Жена садовника Анастасия не могла иметь детей. Но благодаря молитвам святой Нины женщина излечилась от бесплодия и приняла после этого христианство.

Праведница ходила по окрестностям города и совершала проповедь. Ее благодатные речи сопровождались немалым количеством чудес. С одним из них вы уже познакомились, но были и другие. Так, с высокой горы в момент языческого жертвоприношения, проходившего на глазах царя Мириана, по молитвам юной подвижницы Господь низверг идолов, олицетворявших трех божков: Гаима, Армаза, и Гаци. Также святая Нина исцелила от тяжелой болезни Нану – царицу Грузии. Выздоровевшая правительница отказалась от язычества и стала христианкой.

Царь Мириан, невзирая на избавление по молитвам святой Нины супруги от недуга, под влиянием язычников решил убить подвижницу, подвергнув ее перед смертью мучениям. Но претворить в жизнь задуманное он не смог: внезапно вокруг стало темно, хоть глаз выколи. К тому же Мириан еще и ослеп. Царская свита во главе со своим господином стали взывать к языческим богам о помощи, но тщетно – мгла лишь еще более сгущалась. Тогда взмолились они Богу, о котором говорила святая Нина, и солнце вновь засияло, рассеяв мрак, а царь прозрел и тоже уверовал в Христа.

Случилось это событие в 319 году, в мае. В 324 г. Иверия окончательно стала христианской страной. Святая Нина кроме того обратила в веру Иисусову еще один край – Кахетию. А что же Хитон Господень? О том, где он покоится, святой Нине Бог открыл по молитвам самой подвижницы. На указанном месте воздвигли первый грузинский храм. Сегодня это каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов.

Смерть святой равноапостольной Нины:

Просветительница Грузии по завершении всех описанных событий поняла, что скоро расстанется с жизнью. Подвижница написала царю Мириану, в котором изложила просьбу прислать епископа Иоанна для причащения ее Святых тайн. В итоге у смертного одра равноапостольной Нины собрались помимо епископа сам царь и его духовенство. Много присутствовало и простого народа. Уже стоя на краю могилы, святая Нина явила немало исцелений. Перед кончиной своей она успела рассказать о собственной жизни, что было записано Соломией Уджармской. Если бы не это повествование, мы никогда бы не узнали о житии святой равноапостольной Нины.

Подвижница скончалась в Бодбе, в 335 году, в возрасте 66-ти лет. Некоторые историки называют другую дату смерти – 347 год. Там же святая Нина завещала себя похоронить. После кончины царь Мириан повелел в своей скорби перенести тело святой в Мцхет, в соборную церковь. Однако гроб невозможно было сдвинуть с места. Пришлось выполнить Мириану волю подвижницы. На месте этом он начал строительство храма. Дело сие продолжил сын Мириана Бакур. Он же распорядился освятить церковь во имя святой Нины. Подвижницу канонизировали по инициативе Антиохийского Патриархата. Причиной тому послужили чудеса, произошедшие уже от мощей святой.

Кроме того, что святая равноапостольная Нина является покровительницей всех, кто крещен таким же именем, она помогает всем, кто просит ее о заступничестве.

Нина считается покровительницей тех людей, кто связан с просвещением (учителя), ведь по своей сути она и была просветительницей, обучала людей Христовой вере.

Перед иконой святой равноапостольной Нины можно молиться об излечении разных болезней и душевных недугов – самым главным ее оружием был крест из виноградной лозы, которую она получила от Самой Богородицы.

Просить у целительницы можно и о рождении детей. Как говорилось в истории, чужеземка помогла жене садовода первой. После чуда женщина стала счастливой матерью многих замечательных детей. Поэтому если кто из пары страдает бесплодием, ему поможет в беде святая Нина. Икона, крест или гробница православной праведницы имеют одинаковую силу.

Еще одна причина обратиться с молитвами к благодетельнице – уныние родного человека. Если друг или родственник потерял веру в Господа или перешел в секту, то проповедница сможет помочь. При жизни она боролась с темнотой других религий. Нередко могла стать жертвой язычников. Но, благодаря вере во Всевышнего, спасалась. Поэтому даже после своей смерти Нина сможет образумить человека и вернуть ему веру.

В день святой равноапостольной Нины следует молиться праведнице. Обращаться к небесной жительнице можно такими словами: «Чудотворная и добродушная защитница Грузии. К тебе припадаем и просим у тебя помощи. Отгони от нас зло и нечисть, забери помыслы недобрые и скорби напрасные. Проси за нас во Всевышнего нашего. Дай нам силу, которая была дарована тебе. Отведи от наших домов и сердец бесов злых. Пусть крепнет вера наша, как росло слово твое чистое».

Также этой праведнице молятся те, кто отправляется в дальнюю дорогу или собирается сделать какое-то важное, великое дело. Равноапостольная дева покинула свой край, чтобы помочь другим людям познать Господа. Поэтому она стала покровительницей путешественников. Тем, кто часто странствует, надо помолиться проповеднице в день памяти святой Нины.

Просить помощи у блаженной нужно непритворно, от души. Слова чистые и искренние обязательно услышит праведная женщина. Милосердная и добрая проповедница никогда не оставит человека в беде. За свою земную жизнь она никому не отказала в теплом слове и лечении.

Обращаться к святой могут с молитвами все. Она помогает детям, болезни которых считают безнадежными. Просить у блаженной стоит искренне и откровенно. Сила молитвы не зависит от места, где прочитанный текст. Если просьба хорошая, то она обязательно сбудется.

Православная вера очень сильна. Но истинные тайны она открывает тем, кто знает истории. Жизнь этой женщины – удивительная. Узнав об этой персоне, человек начинает по-другому смотреть на религию.

Тропарь равноапостольной Нине.

глас 4

Слова Божия служительнице, во апостольстей проповеди первозванному Андрею и прочим апостолом подражавшая, просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице, святая равноапостольная Нино, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак равноапостольной Нине

глас 2

Приидите днесь вси, воспоим избранную от Христа равноапостольную проповедницу Божия слова, мудрую благовестницу, люди Карталинии приведшу на путь живота и истины, Богоматере ученицу, усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, Нину прехвальную.

Молитва первая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии:

О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, к тебе прибегаем и умильно тебе просим: огради нас (имена) от всяких зол и скорбей, вразуми врагов святыя Церкви Христовы и посрами противников благочестия и умоли Всеблагаго Бога Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу православному мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии:

О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Божию, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Традиции и обряды:

Главные традиции 27 января — ухаживание за скотом, колка дров.

— Традиционно этот день посвящался работе. Помимо уборки хлева и кормления скота, проводились и другие хозяйственные работы, включая колку дров. Особое внимание уделялось коровам. В народе говорили: «На святую Нину порадуй скотину». Если на Нину случался пожар, то считалось, что капля молока, брызнутая в огонь, его утихомирит. Если же человек получал ожоги или заболевал, то, по поверью, коровье молоко могло его вылечить.

— Знахари в этот день заговаривали на успех в торговле, а также лечили глазные болезни. Для укрепления зрения они обмакивали ватку в оливковое масло и мягко смазывали глаза от внешнего угла к внутреннему. Зрение также заметно улучшалось если есть много травы портулака. Обычно из нее готовили салаты, а также пили настой (1 ст. ложка на стакан воды).

Приметы и поговорки:

-Если в этот день ветки деревьев покрыл иней, то скоро придет тепло.

-Если 27 января небо затянули белые облака, то морозы продержатся ещё долго.

-Луна не имеет яркого насыщенного цвета – к снегу.

-Если вокруг луны видна дымка, то вскоре закружит метель.

-Если на Нину звезды ярко начали мерцать, то мороз покрепчает.

-Если в этот день раскаркались вороны, то вскоре закружит вьюга и метель.

-Если на Нину начался снег и раньше обычного закукарекали петухи – жди потепления.

-Куры часто колотят клювом — к вёдру.

-Слабая тяга в печи — к потеплению.

-Около солнца появились светлые столбы — к морозу.

-Иней, выпавший ночью, указывает на то, что днем снегопада не будет.

-Родившиеся 27 января обладают даром врачевания. Носить им следует аметист.

Именины 27 января: Моисей, Илья, Вениамин, Андрей, Макар, Иосиф, Давид, Адам, Аристарх, Иван.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Чем известна святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии?

27 января Русская православная церковь отмечает день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Равноапостольными Православная церковь называет святых, особо прославившихся проповедованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру.

Девочка из Каппадокии

Святая равноапостольная Нина родилась около 280 года в Каппадокии. Её отец, Завулон, происходил из знатного рода и находился на военной службе у императора Максимиана, а мать — Сусанна — была сестрой Иерусалимского патриарха Ювеналия.

Нина была единственным ребёнком у родителей. Когда девочке исполнилось 12 лет, она вместе с родителями пришла в Иерусалим, где её мать стала диаконисой при храме Гроба Господня, а отец посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских.

Сказания и мечты о стране Иверии

В 12 лет Нину поручили на воспитание старице Нианфоре, которая часто рассказывала ей об Иверии (нынешней Грузии), тогда ещё языческой стране. Услышав её рассказы, Нина захотела посетить Иверию.

Однажды Пречистая Дева явилась к Нине во сне и вручила крест, сплетённый из виноградной лозы, со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

В другой раз Нине явился Спаситель и дал ей свиток, в котором было на­пи­сано: «Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).

Крещение Грузии

Получив благословение патриарха и матери, Нина отправилась в дорогу. По пути в Иверию святая Нина чудом избежала мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись её спутницы — царевна Рипсимия, её наставница Гаиания и 35 девушек, бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклетиана (284–305).

Очень скоро Нина стала известной в окрестностях, оказывая помощь многим страждущим. Узнав о силе её молитв, люди стали приходить к ней. Многие из них уверовали в Бога и приняли крещение.

От тяжкого недуга святая Нина исцелила грузинскую царицу Нану, которая также приняла крещение и стала ревностной христианкой. Царь Мириан, несмотря на чудесное исцеление супруги, внимая язычникам, возненавидел святую Нину и даже хотел предать её смерти. Но однажды на охоте его застала гроза, и он ослеп от молнии. Царь дал обещание принять христианство, если его зрение возвратится. Святая Нина исцелила сторонника язычества, и Мириан вместе со своей свитой принял крещение.

Летописи повествуют, что святой Нине, по её молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели).

По прошествии нескольких лет, в 324 году, христианство окончательно утвердилось в Иверии. Через несколько лет Нина отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию.

День памяти святой Нины

Совершив своё апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил её в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь вместе со всем духовенством отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своём происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.

Святая Нина завещала, чтобы её тело погребли в Бодбе. Она скончалась 27 января (14 января по старому стилю) 335 года (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).

Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести её останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342–364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины.

Мощи святой, по повелению её сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская православная церковь с согласия Антиохийского патриархата наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила её память 27 января, в день её кончины.

Почему Святую Нину считают покровительницей Грузии?

В Грузии Святую Нину почитают больше всех из святых и считают своей покровительницей. Она прославилась проповедованием Евангелия и обращением жителей Иверии (нынешней Грузии) в христианскую веру. В 326 г. н.э. христианство в древней Грузии стало государственной религией благодаря проповедям Святой равноапостольской Нины.

Как праздник называется в Грузии?

В Грузии День Святой Нины называют Нинооба. Грузинская Православная церковь поминает святую Нино дважды в год: 27 января, в день ее кончины, и 1 июня — в день ее пришествия в Грузию. Только в столице Грузии насчитывается пять храмов, возведенных в честь святой, а в Сионском кафедральном соборе Успения Божией Матери хранится крест из виноградной лозы, обвитый ее волосами.

Как праздник отмечают в Грузии?

Праздник Нинооба отмечается в Грузии особенно торжественно. Службы в этот день проходят не только в столице, но и во всех других православных храмах страны. Ежегодно летом большая группа детей, подростков и молодежи совершает паломничество по следам равноапостольной просветительницы Грузии.

Ссылка на основную публикацию