Никольский Собор в Нижнем Новгороде, расписание богослужений, адрес, история

Никольский Собор

  1. Никольский Собор в Нижнем Новгороде
  2. Как начиналось зарождение Никольского храма
  3. Святыни Никольского собора
  4. Расписание богослужений в Никольском храме

Никольский Собор в Нижнем Новгороде

  1. Икона «Божественная Семья
  2. Молитва на приобретение жилья, квартиры, дома

По всему миру существует огромное количество святых местностей где расположены храмы.

О многих из них большинство верующих людей даже и не знают, а про иные молва об их величии и незабываемой красоте слышна со всех уголков планеты.

Одним из таких неповторимых в своём великолепии храмов является Никольский собор в Нижнем Новгороде.

Ежедневно сотни православных людей и туристов приходят взглянуть на красоты и достопримечательности монастыря и попросить о помощи Святых в трудных жизненных ситуациях.

Как начиналось зарождение Никольского храма

В 1113 году по приказу князя Мстислава Владимировича было начато строительство величественного Никольского собора.

На протяжении долгих двадцати трёх лет выстраивали неимоверной красоты храм. Имена архитекторов до наших дней не дошли, однако ту красоту, которую они воспроизвели в реальность могут наблюдать верующие люди в наше время.

На протяжении всего своего существования храм подвергался огню тринадцать раз. В связи с сильными пожарами собор постоянно реставрировали и некоторые его архитектурные достопримечательности меняли свой прежний вид.

На сегодняшний день в храме никаких строительных работ не ведётся, а богослужения в стенах собора проходят ежедневно.

Никольский храм принадлежит к числу самых высоких монастырей по всей Российской федерации. Его высота достигает шестидесяти девяти метров. На священной местности храма имеется большая библиотека, певческая и воскресная школы, ризницы и много другое.

Святыни Никольского собора

В стены храма каждый день приходит огромное количество людей чтоб просить о помощи за своих родных и близких у ликов Святых.
Одними из самых чудотворных и почитаемых икон считаются:

• святой образ непорочного Макария Желтоводского;

• лик Святого Серафима Саровского;

• чудотворная икона Иннокентия;

• дубликат Животворящего Господнего Креста;

• ковчег с останками Великомученика Вифлеемского ребёнка;

• священные мощи мученицы Анастасии Узорешительницы;

• чудотворные останки Святого Тихона;

• мощи Патриарха Московского.

Расписание богослужений в Никольском храме

Каждый верующий человек может прийти на службу в монастырь в такое время суток:

• с понедельника по пятницу утренняя служба проходит в 6:30 утра, а вечерняя в 16:00;

• в субботу, воскресенье и праздничные дни утреннее богослужение начинается в 8:30, а вечернее в 16:00.

«Старайся жить так, чтобы люди уходили от тебя утешенные»

Игумен Никон (Воробьев) и его наставления

7 сентября мы вспоминаем игумена Никона (1894–1963). Отец Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился еще в царской России. Стал свидетелем всех трагических и великих событий XX века: революции, нескольких войн, репрессий, социальных потрясений и научных открытий.

Сын крестьянина, умный, талантливый, он выделялся среди шестерых братьев серьезностью, особой честностью, кротостью и добрым сердечным нравом. Ему всегда хотелось дойти до сути, узнать смысл жизни, он никогда не был поверхностным человеком, всегда искал глубину. Эти черты отец Никон сохранил на всю жизнь.

Получил предсказание о монашестве еще в детстве и, став монахом в годы закрытия монастырей и разрушения храмов, до конца своих дней подвизался в миру, на приходе. Пережил арест, заключение, ссылку в сибирских лагерях. Жил как аскет, относясь к себе со всей строгостью, а к окружающим — с любовью. Стяжал непрестанную Иисусову молитву и дар духовного рассуждения. Его советы о духовной жизни основаны на личном опыте и наполнены светом Божией благодати.

Мир в душе и с ближними

«Не отступай от Господа, пока Он не простит тебя и пока не подаст мира душе твоей. Признак прощения Господом — мир в душе».

«Сохраняй мир внутри себя, а потом и с ближними».

«Лучше испортить дело, но сохранить мир с ближним, не забывай этого».

«Старайся жить со всеми так, чтобы от тебя люди уходили утешенные и за тебя благодарили Господа».

«Грех против ближнего очень тяжело ложится на совесть. Да и Господь прощает такие грехи только тогда, когда мы сами примиримся с ближним».

«По-моему, к людям надо относиться так, как врач к больным. Мы все больны всеми болезнями, только у одних выпирает одна, у других другая болезнь».

«Там, то есть в больнице, не ругают, что кто-нибудь заболел легкими, сердцем, животом, не говорят: “Ах ты, негодяйка слепая, ишь, глазами заболела!” Так и вам друг друга не ругать надо за душевные болезни, а терпеть и жалеть друг друга. “Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов”, — говорит апостол».

Огонек истинного «я»

«Люди по существу, в глубине все лучше, чем в своем проявлении в жизни».

«Все мы завалены хламом, а всё же из-под него мерцает огонек истинного “я”».

Вражда делает бесполезными все труды

«Никакая правда земная не может оправдать вражду. Говорю “земная”, потому что небесная правда дает мир и внутренний, и внешний. Если умрет тот, кого вы считаете своим недругом, вы будете страдать, так как рано или поздно вы почувствуете свою вину. Обычно это делается во время молитвы. Если вы умрете во вражде (да не будет этого), то знайте, что все ваши добрые дела и вся надежда на спасение погибнут. Вы пойдете в руки сеющих вражду. Царствие Божие есть царство любви и мира. Не может в него войти вражда».

«Если мы хотим, чтобы кто преодолел себя и изменил свое отношение к нам, то и сами должны раньше его совершенно изгнать из своего сердца неприязнь к нему. Тогда Господь известит его сердце».

Не осуждай никого

«Никогда не говорите плохого или иронически ни о ком… Ваши слова могут быть переданы даже не по злобе или неприязни, а просто по невниманию или в виде шутки — и вот, вы приобрели врага себе».

«Путь ко спасению — через покаяние в своих грехах, а не в осуждении ближних. Если же человек осуждает ближних, то, значит, он не чувствует своих грехов и нет у него покаяния».

«И наоборот — признаком сознания своих грехов и покаяния в них является неосуждение ближних. Делай свое дело, какое тебе поручено; не входи в чужие дела; по возможности, всегда молчи; никогда не переноси ничего другим; как камень в море, пусть тонут в тебе все слова, какие услышишь; всех жалей, всех прощай и в душе, и на деле, если случай будет».

«Закрой глаза на чужие грехи, а если нельзя не видеть, то молись о грешащих, как о себе, чтобы Господь простил им, тогда получишь милость от Господа».

Оскорбители — наши лучшие учителя

«Необходимо также, чтобы кто-либо и оскорблял нас, но не без всякого основания, а так, чтобы вскрывался, хотя бы и преувеличенно, какой-либо недостаток. Говорю не из теории, а на себе испытал не раз благотворность этого и совершенно убежденно говорю, что оскорбители — наши лучшие учителя».

Больше читай хороших книг

«Еще раз советую: больше читай хороших книг. Мало есть людей, от которых можно что получить, да и заняты часто или больны, а книгу всегда можно читать».

Не бойся ничего

«Не бойся ничего. Внедряй в себя мысль, что во всем мире не происходит ни малейшего движения без ведома и соизволения Божия».

«Господь ведет, устраивает обстоятельства таким образом, чтобы человеку было легче всего спастись».

«Иногда человек находится в таких обстоятельствах, что в данном городе, в данном месте не может спастись. И тогда Господь устраивает так, что этому человеку или этой семье возникает необходимость переселиться в другое место. Там встречаются верующие люди, которые становятся друзьями и содействуют укреплению веры. Там, может быть, вблизи окажется и церковь или какой-нибудь духовно верующий человек, который помогает этой семье спастись».

«Вот человек, страдающий пьянством, развращенный. Всё свободное время тратит на искание удовольствий в пьянстве и разврате. Милосердный Господь видит это, жалеет его семью, жалеет и этого человека. Что с ним делать? Господь посылает ему такую болезнь, что он ни о водке, ни о разврате уже и не помышляет. Напротив, начинает задумываться о прошлой жизни, о ее бессмысленности, начинает каяться в своих согрешениях, исповедует их и таким образом спасается».

«Не может человек, например, побороть чревоугодие, или пьянство, или блудодеяние — Господь посылает болезнь. Гордится человек, тщеславится — Господь унизит его пред всеми так, что он делается в глазах людей последним человеком. Если человек-христианин привязан к земному и все свои силы, все свои желания, все мечты направляет к тому, как бы правдою или неправдою, воровством, обманом — любыми средствами — приобрести земное благополучие, то Господь возьмет и отымает и всё то, что он имеет. Так к нашим трудам в нашей собственной борьбе с грехом посылает Господь нам еще и невольные скорби, как помощь в этой борьбе».

Господь следит за нуждами тех, кто доверился Ему

«Ищи Царствия Божия и правды его — и, по слову непреложному Самого Господа, слову более твердому, чем небо и земля, приложится и всё необходимое в материальной жизни. Хотя и испытывает Господь рабов Своих, но и следит за всем, за духовными и за телесными нуждами и всё подает в нужное время тем, кто доверился Господу, а не своей ловкости, силе, умению и прочее».

«Кто ищет угодить Богу, тот не будет оставлен Богом, лишь бы мы не оставили Его».

Единственный путь — терпение скорбей

«Остался для нашего времени только один единственный путь: терпение скорбей».

«Не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия. Спасаться же будут только терпением скорбей и болезней. Почему не будет подвигов? Потому что не будет в людях смирения, а без смирения подвиги принесут больше вреда, чем пользы, даже могут погубить человека, так как они невольно вызывают высокое мнение о себе у подвизающихся и рождают прелесть».

«Только при руководстве очень опытных духовно людей могли бы быть допущены те или иные подвиги, но их теперь нет, не найти. Руководителем теперь является Сам Господь да отчасти книги, кто имеет их и может понимать. Как же руководит Господь? Попускает гонения, оскорбления, болезни, длительную старость с тяготой и немощами».

«Необходимые для спасения человека скорби могут восприниматься человеком труднее или легче в зависимости от устроения человека. Если человек примет на веру слово Божие о необходимости и неизбежности скорбей для спасения, если он сознает свои бесчисленные грехи словом, делом, помышлением, сочтет себя вполне заслужившим не только посланных скорбей, но и гораздо больших, смирится пред Богом и людьми — то скорби станут легче».

«Если же человек будет роптать на скорби и болезни, будет искать виновника этим скорбям среди людей, бесов, обстоятельств, станет всеми средствами пытаться избежать их, то враг поможет ему в этом, покажет ему мнимых виновников (начальство, порядки, соседи и прочее, и прочее), возбудит в нем вражду и ненависть к ним, желание мстить, оскорблять и прочее, и прочее».

«Люди и обстоятельства — только орудия Божии, часто не понимающие того, что делают».

«Умный и верующий человек использует скорби к великому успеху в духовной жизни, а немудрый, ропотливый теряет случай для приобретения, вредит себе, расстраивая и тело, и душу».

Не хочешь скорбей — не греши

«Не хочешь скорбей — не греши, раскайся искренне в своих грехах и неправдах, не делай зла ближним ни делом, ни словом, ни даже мыслью, почаще храм посещай, молись, относись с милосердием к своим близким, соседям, тогда Господь и тебя помилует, и, если полезно, то и от скорби освободит».

Средства от тоски, от скорби

«Когда тебя будет бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить: “Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя, Господи, что послал мне болезнь для спасения души моей. Слава Тебе, Господи, слава Тебе”. Говори эти слова десятки, сотни раз, говори убежденно, от всего сердца — и через некоторое время почувствуешь облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение. Это признаки посещения благодати Божией».

Лучший путь — средний

«Слишком огорчаться внешними трудностями — признак маловерия; слишком огорчаться внутренними — признак гордости».

«Не требуйте от себя больше, чем можете. Надейтесь на милосердие Божие, а не на свои добродетели».

«Не перегружайте себя телесными трудами. Лучший путь — средний. Слишком здоровое и слишком слабое тело одинаково мешают».

Не дела, а смирение склоняет Господа на милость

«Успех духовной жизни измеряется не духовными утешениями, которые могут быть и от лукавого, а глубиною смирения».

«Не дела, а смирение склоняют Господа на милость».

игумен Никон (Воробьев)

Биография

Детские годы

В миру Воробьев Николай Николаевич, родился в семье крестьянских тружеников, в Тверской губернии, в селе Микшино, в 1894-м году.

В детстве Николай во многом походил на своих братьев (всего в семье Воробьевых насчитывалось семеро сыновей), хотя и выделялся сред них определенной серьезностью, добротой нрава. Между тем, ещё в его детстве Бог указал на него как на Своего будущего служителя.

Их село посещал известный в округе юродивый, Ванька. Иногда он останавливался там, играл с детворой. Однажды Ванька подошёл к Николаю и обратился к нему как к монаху. В тот момент мало кто обратил внимание на слова деревенского простачка, однако со временем им суждено было сбыться.

Когда Николай достиг надлежащего возраста, отец своими стараниями устроил его в реальное училище, располагавшееся в Вышнем Волочке.

Здесь Николай проявил себя как ответственный ученик. Благодаря дарованиям и усидчивости ему давались даже самые трудные дисциплины. Он хорошо разбирался в математике, чертил, рисовал, пел, танцевал, играл на альте. И это не проходило мимо внимания руководства: за время обучения Николай удостоился нескольких грамот, похвальных листов.

Первоначально родители, по мере сил, оказывали ему материальную поддержку. Но впоследствии, в связи с необходимостью оплачивать обучение братьев, помощь была ограничена. Между тем Николай не отчаивался. Обучение он не забросил. Напротив, после уроков стал примерять на себя роль молодого учителя: добывая средства на обеспечивание проживания, питания, обучения, помогал отстающим богатым товарищам.

Читайте также:  Домашний иконостас: как расположить иконы, как сделать своими руками

Когда в то же училище поступил его брат, Михаил, Николай взял на себя и его содержание. Было трудно: приходилось голодать, а зимой — мёрзнуть, но Николай и не думал отступать от поставленной цели: закончить образование и помочь брату.

Несмотря на то, что семья Николая была православной, его вера не имела достаточно твёрдой опоры. Окунувшись в науки, он посчитал, что именно там находится главная истина. Повзрослев, он, как и многие его сверстники, озадачился смыслом жизни, и хотел обнаружить его в философии. Случалось, что он покупал интересную книгу на последние деньги, предпочитая её куску хлеба. Со временем Николай достиг в этой области завидных успехов. Иногда с ним советовались даже преподаватели.

В конце концов, взрослея, он всё больше и больше убеждал себя в мысли, что философия не даёт точных ответов на самые важные жизненные вопросы: в чём состоит призвание человека, для чего он живёт, что его ожидает за смертной чертой?

Молодость

Время окончания реального училища пало на 1914 год. Разочаровавшись в философии, Николай решил не идти дорогой философа и поступил в Петроградский Психо-Неврологический институт.

Проучившись там всего один год, он пришёл к ещё большему разочарованию и оставил учёбу. В этот период Николай испытал тяжелейшее психологическое потрясение. Напряженность его душевного кризиса достигала такой глубины, что он даже подумывал о суициде.

И вот, вспомнив о Боге, Николай прибегнул к единственно верному решению: взмолился Богу, прося Его открыться. И Бог ответил на эту молитву.

После Откровения в его душе произошёл настоящий нравственный перелом. Его больше не интересовали мирские увлечения. В этот период он предался молитвенному деланию, внимательному, вдумчивому чтению Евангелия и произведений святых отцов.

В 1917 году Николай поступил в Московскую духовную академию. Но в связи с революционными событиями и последующими политическими изменениями в стране обучение в академии продлилось недолго.

Какое-то время он проживал в уединении в Сосновицах, преподавал математику в школе. Затем Промыслом Божьим он оказался в Москве, трудился псаломщиком в Борисоглебской церкви.

Монашеский подвиг

В 1931 году, в городе Минске, Николай принял монашеский постриг и новое имя — Никон. Вскоре он был хиротонисан во иеродиакона, а на следующий год рукоположен в иеромонаха.

Ревностное отношение к Богу и непримиримое отношение к антицерковной политике государственной власти привлекли внимание со стороны карательных органов. В 1933 отец Никон был арестован, осужден и отправлен на перевоспитание в Сибирь. На свободу он вышел только в 1937 году.

Возвратившись из лагеря, поселился в Вышнем Волочке и устроился работать, в качестве прислуги, в доме врача. Здесь ему пришлось пройти ещё одну ступень кротости. Дело в том, что супруга врача, и её сестра, Елена Евфимовна, были твердыми атеистками; иногда они позволяли себе грубые высказывания в адрес верующих и их религиозных чувств; отцу Никону приходилось с этим мириться. Однако со временем, сам образ его праведной жизни убедил сестёр оставить веру в безбожие и принять веру во Христа.

Елена Евфимовна, врач по профессии, постриглась во ангельский образ с именем Серафима. Когда она умерла, коллеги по больнице провожали её торжественно, с музыкой. Но мало кто знал, что в её гробу, под подушечкой, лежала монашеская мантия и четки.

После начала Великой Отечественной войны, с открытием храмов, отец Никон приступил к священнослужению. В 1944 году Калужский епископ Василий посвятил его в настоятеля Благовещенского храма, в городе Козельске. Здесь отец Никон прослужил вплоть до 1948 года. В этот период он квартировался у местных монахинь, предавался суровым аскетическим подвигам, много проповедовал.

Вторым иереем, служившим в этом храме, был отец Рафаил Шейченко. Также, как и отец Никон, он обладал твердостью религиозных убеждений, за что немало страдал в лагерях. Несмотря на то, что между пастырями было много общего, диаволу удалось их рассорить, да так, что отец Никон был запрещен, епископом Калужским, в священнослужении. Впоследствии мир между священниками был восстановлен, а запрещение снято.

В 1948 году отец Никон был определен в город Белев, потом — в Ефремов, затем — в Смоленск. Оттуда его направили в Гжатск, вверив под руководство достаточно бедный, слабо организованный, захудалый приход. Сам он рассматривал это назначение как ссылку.

Первое время он испытывал трудности, связанные как с содержанием прихода, так и себя. Все его личное имущество состояло из простенькой одежды и нескольких алюминиевых приборов. Сам он относился к этому ровно, спокойно, полагая, что излишнее «богатство» препятствует монаху воспарять духом горе.

Надлежащую строгость проявлял отец Никон и в отношении богослужений. Служил он просто, без вычурности, этого же требовал и от других. Рассказывают, что однажды он прервал чтение Шестопсалмия, когда чтец, увлекшись театральностью, стал выказывать слушателям артистический нрав. В результате Шестопсалмие дочитывал другой чтец.

Вместе с тем он боролся с практикой чрезмерно спешного чтения, за что на него обижались псаломщицы.

Особо внимание батюшки было направлено на то, как и в чём каются прихожане. Он решительно выступал против формального отношения к Таинству Исповеди. В этом отношении он не раз порицал даже (некоторых) священнослужителей, утверждая, что Таинство Покаяния подменяется ими обрядом «разрешения от грехов».

Проявляя уместную, справедливую требовательность в отношении подчиненных, он был строг и в отношении себя самого. Ложился поздно, вставал рано. В свободное время молился, занимался физическим трудом (в частности — ухаживанием за садом), много читал. Несмотря на болезненное состояние, связанное с лагерным прошлым, он не позволял оказывать ему личные услуги по дому или хозяйству, старался всё делать сам.

В 1956 году отец Никон был удостоен звания игумена.

В конце 1962 года его здоровье серьёзно ухудшилось. В последующее время он всё больше и больше слабел, стал быстро утомляться. В этот период жизни его пищу составляло молоко и ягоды, иногда — белый хлеб.

На свою болезнь отец Никон не жаловался и до конца своих дней сохранял спокойствие духа.

За несколько дней до кончины силы оставили его, и он слёг в постель. Под Праздник Успения он исповедовал своих ближних, преподал им душеспасительное увещевание. Сам уже не мог ходить в храм и последние дни причащался Святых Таинств дома.

Перед кончиной отец Никон попросил своих духовных чад найти выдержку из жизнеописания подвижника Амвросия Оптинского, то место, где сообщалось о запахе тления, исшедшем от его тела по смерти. В тот момент эта просьба многим показалась непонятной. Однако, накануне его преставления, ночью, читавшие Евангелие вдруг ощутили исхождение запаха тления от его гроба (между тем, во время отпевания этого запаха не было).

Биография игумена Никона Воробьева, жизненный путь и духовное наследие

Не все священнослужители удостаиваются чести запомниться потомкам. Те, кто искренне верят в Господа, ищут ответы на многочисленные вопросы о вере, подвергают сомнению всякие нечестивые мысли, остаются в народной памяти. Так можно сказать об игумене Никоне Воробьеве, который оставил после себя письма, способные возродить веру, заставить задуматься о смысле жизни. Там он рассуждает о ценностях, делится собственными советами.

Краткое жизнеописание

Священнослужителем русской православной церкви, как правило, становятся в результате мучительных исканий. К вере приходят через преодоление трудностей, через внутренние споры – так было и с Николаем Воробьевым, сыном простого сельского жителя.

Происхождение

Семья, в которой родился Николай, была многодетной. В 1894 году, когда родился будущий игумен, крестьянские села тверской губернии переживали далеко не лучшие времена. Не хватало хлеба, другой провизии.

Детские годы

Воспоминания о детстве у Николая остались самыми светлыми: он любил играть с братьями, часто помогал отцу во дворе и по хозяйству. Несмотря ни на что, он рано проявил тягу к знаниям, ходил к местному священнику, который обучал его грамоте.

Вспоминают особый случай, который стал для Николая пророческим. Село часто посещал юродивый, известный на всю округу. Его любили местные жители, подкармливали, отдавали вещи. Увидев на церковном дворе юного Колю, юродивый подошел к нему и обратился, как к монаху. Это стало символом предопределения дальнейшей судьбы.

Молодость

Николай часто задумывался о философских идеях, хотел понять и осмыслить суть бытия. Отец помог ему поступить в Реальное училище, что было весьма престижно для сына простого крестьянина. Заведение было окончено Николаем блестяще, хотя он полностью разочаровался в философии, так и не найдя ответов на свои вопросы. Этот период был одним из самых тяжелых. По воспоминаниям игумена, к нему приходили мысли о самоубийстве – так тяжело было собственное бессилие. Наконец, он подумал о Боге, начал молиться, тогда к нему пришла благодать.

Позднее он решился на поступление в Духовную семинарию, но революционные события в стране помешали ему окончить первый курс.

Монашеский подвиг

В 1931 году в одном из монастырей города Минска он принял монашеское имя, стал называться Никоном. С этих пор начался его нелегкий монашеский путь. На территории Борисоглебского монастыря он вскоре был посвящен в иеродьяконы, проповедовал слово Божье, честно служил на своем месте.

Именно за это был арестован и сослан в Сибирь во второй половине 1933 года. Никон попал в сибирский лагерь Комсомольска-на-Амуре. Условия жизни там были суровыми, приходилось много трудиться физически, но монах не забывал молиться и писал записки, которые позднее стали основой духовных писем.

За прилежное поведение он был отпущен раньше. Вышел на свободу через пять лет заключения вместо семи лет. После этого уехал в Вышний Волчек. Там Никон нашел себе место в семье местного врача, стал работать универсальной прислугой. Первые годы работы были осложнены тем, что женщины, которым он служил, придерживались атеистических взглядов. Они могли позволить себе нелестные высказывания по отношению к церкви, что батюшке Никону приходилось терпеть с великим смирением.

Постепенно он привел к вере в Господа атеистически настроенных хозяек, одна из них постриглась в монахини с именем Софья.

Дождавшись открытия церквей после Отечественной войны, батюшка приступил к службе. На этом пути его поджидали новые трудности. Он обратил к вере многих неверующих людей. Кроме того, батюшка столкнулся с завистью, непониманием. К 1956 году он был переведен на территорию Гжатска, где возглавил один из приходов. На этом месте он стал игуменом. Служба давалась нелегко. Гжатск был для игумена Никона периодом полного смирения и понимания истинной ценности веры. Деятельность игумена Никона всегда имела для окружающих особенные черты:

  • он никогда не торопился при совершении молебнов, треб и других служб;
  • батюшка принимал исповеди, не жалея собственного времени, особенно внимательно выслушивал тех людей, которые приходили редко или исповедовались впервые;
  • установил правило – не находиться за алтарем без крайней надобности, считал это место священным, говорил там очень мало, только то, что было необходимо;
  • после исповеди не сразу допускал к причащению, называя этот ритуал самым важным;
  • был внимателен к маленьким прихожанам, считая, что с самого незрелого возраста необходимо формировать православное мировоззрение.

Главное, что отмечали современники Никона, игумен был строг по отношению к себе. Он рано вставал, много молился, обходился лишь необходимыми для поддерживания жизни вещами.

Смерть

Никон болел несколько месяцев, при этом он оставался на ногах, не жаловался и не выражал никакого недовольства. Окончательно слег Никон за 10 дней до кончины. До последних минут он сохранял твердость разума, разговаривал с близкими людьми, которые его окружали. Никон был готов к смерти до такой степени, что с улыбкой осматривал гроб и одеяния, которые выбрал для себя сам.

Наследие

После кончины игумен Никон оставил множество писем, которые раскрывают истинную суть покаяния, смирения. На протяжении всей жизни он наставлял молодых монахов и написал немало текстов, в которых излагал основные положения своих взглядов.

Стилевые особенности автора

Никон писал ученикам и близким людям с целью помочь, наставить, дать совет. Современники отмечают, что батюшка никогда не переходил границ личного пространства, его советы не были приказами. Он постоянно подчеркивал, что свои рекомендации он дает от души, но последнее слово остается за самим учеником. Письма всегда отличал стройный и деликатный слог. Собственные советы батюшка любил подкреплять историями из жизни, примерами и наблюдениями.

Кроме того, Никон владел латинским и древнегреческим языком, мог позволить себе процитировать первоисточники и трактовал многочисленные высказывания философов о смысле жизни и бытии.

Письма о духовной жизни

Никон написал множество писем, наполненных размышлениями о вере, предназначении человека и роли Бога во Вселенной. Из этих писем был составлен сборник, где они расположены по датам написания. Игумен Никон много писал о покаянии, он считал эту добродетель одной из главных среди других черт верующего человека. Эти письма – не просто ответы на вопросы самого игумена – это научный труд священнослужителя, в котором собраны различные мысли преподобных отцов, живших до него, оставивших после себя культурное наследие. Ссылки на слова преподобных батюшек подкреплены собственными рассуждениями Никона о вере, о смирении, об основах, которые порождают грехи и духовное разложение.

Как жить сегодня

Это сборник наставлений, которые составляют основу мировоззрения игумена Никона:

  • он пишет о беспрекословном соблюдении заповедей Господа;
  • повествует о собственном смирении, которое открыло в нем новые стороны личности;
  • батюшка сообщает, что божественная благодать дается далеко не сразу, но нельзя отпускать руки, переставать ждать ее;
  • главными условиями жизненного бытия он считает покаяние и смирение – эти два явления способны возродить свет души, вернуть самого падшего человека на истинный путь;
  • батюшка призывает отбросить уныние, отчаяние, утверждает, что не существует безвыходных ситуаций.

«Нам оставлено покаяние»

Книга Никона посвящена рассуждениям об оскудении современной духовной жизни и о том, что можно сделать, чтобы возродить истинные традиции почитания Бога. Никон считал, что вера православных людей пошатнулась из-за отсутствия постоянного примера аскетической жизни перед глазами, он обвинял современников в том, что они стали больше служить бренным вещам, чем источникам духовного насыщения.

Никон подчеркивал, что единственный путь, который может вернуть людей к Богу, – это постоянное покаяние, раскаяние, признание грехов, регулярное воспитание своего духа и тела.

Другие произведения

Никон был блестящим проповедником, он умел владеть словом, его проповеди приходили слушать издалека. Те письма, что он оставил после кончины, были собраны в сборники, которые читают на занятиях в Духовной семинарии, разбирают по тезисам, ставят, как пример православного письма. Распространены его письма «к жене пьющего мужа», он писал о том, «как принимать скорби», составлены письма с общими положениями, в которых он обращается к «своим духовным чадам».

Читайте также:  Волгоградский Казанский собор, как добраться, иконы и мощи

Никон Воробьев — подробная биография и литературное наследие

Священнослужитель отец Никон Воробьев — монах, духовный писатель, с 1956 года — игумен православной церкви, автор многочисленных писем к своим духовным детям, православный философ, трактователь жизнеописания и послания Святых Отцов.

Русская православная церковь богата людьми, которые оставляют яркий свет в ее истории. Таким ярким «светочем» церкви был отец Никон (Николай Николаевич Воробьев). Его проповеди, наставления и рассуждения о многих житейских проблемах, без сомнения, необходимо послушать и почитать всем православным людям.

  1. Детство Воробьева
  2. Происхождение и рождение
  3. Семья
  4. Образование Николая
  5. Юношеские годы и молодость
  6. Поступление в университет
  7. Знакомство с религией
  8. Монашеский постриг
  9. Зрелый возраст
  10. Годы священнослужения
  11. Допросы и аресты
  12. Последние годы жизни
  13. Литературное наследие
  14. Особенности стиля автора
  15. Письма о духовной жизни
  16. Как жить сегодня
  17. Нам оставлено покаяние
  18. Другие произведения
  19. Видео

Детство Воробьева

Николай (мирское имя Никона Воробьева) родился в многодетной крестьянской семье 4 мая 1894 года в селе Микшино Тверской губернии.

Происхождение и рождение

Поначалу биография Николая Воробьева была самой заурядной, он рос, как все мальчишки, его отец и мать были простыми крестьянами, очень верующими и набожными людьми. К сожалению, в архивах не сохранилось фотографий или описаний самого Николая в детстве, его родителей. Но можно предположить, что жизнь крестьянского ребенка в ту пору была трудной с самого начала.

Семья

Семья, в которой родился Николай, была многочисленной, в ней все умели и любили трудиться. У Коли было еще 6 младших братьев. Мальчик был очень любознательным и подвижным, он ничем не выделялся среди других детей. Единственное отличие — был очень жалостливым и добрым. Еще в Николае с детства сильно было желание докопаться «до сути вещей», в его характере была особая честность и порядочность. Коля очень хорошо учился и с отличием окончил сельскую школу.

Позже игумен Никон вспоминал, что монашество ему было предсказано еще в детстве. В их деревне жил юродивый Ванька, который однажды подошел к маленькому Коле и стал тыкать в него пальцем, повторяя: «Монах, монах».

Образование Николая

Когда Коля подрос, отец отдал его в реальное училище в город Вышний Волочек. Талантливый мальчик с усердием принялся за учебу.

Благодаря врожденной усидчивости и ответственности ему давались даже самые сложные дисциплины:

  • черчение;
  • рисование;
  • математика;
  • пение;
  • танцы;
  • игра на альте.

Юношеские годы и молодость

В 1914 году Николай Воробьев блестяще оканчивает реальное училище. Перед ним встает выбор дальнейшего пути. К этому времени Николай уже полностью разочаровался в философии, как науке, способной дать ответы на мучающие его вопросы о смысле жизни и месте человека в ней.

Поступление в университет

Юноша решает продолжить свое образование в Петроградском психоневрологическом институте и изучать физиологию человека, он успешно сдает вступительные экзамены и с головой окунается в новую для него науку. Но уже через год учебы его ждет еще большее разочарование. И здесь он не находит ответов на свои вопросы, которые беспокоили его почти с самого детства.

Николай впадает в тяжелейшую депрессию, испытывает сильнейшее психологическое потрясение. Он оставляет учебу в институте. Его душевный надлом был так велик, что он начал задумываться о суициде.

Знакомство с религией

Летом 1915 года Николай Воробьев находится на грани самоубийства. Вспомнив о Боге, Николай от всей глубины своей, почти в отчаянии, воскликнул: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты, или нет Тебя?»

И Бог ответил Воробьеву на мольбу. Позже игумен Никон вспоминал, что это было неким Откровением, после которого в его душе произошел какой-то нравственный перелом.

Он не мог точно сказать, что с ним случилось, но с этого времени Николай Воробьев уверовал в Бога окончательно и бесповоротно, увидел свой путь и предназначение. Его более не интересовала мирская жизнь и мирские увлечения. Он предался изучению и произнесению молитв, чтению Евангелия и Откровений Святых Отцов.

«И только у святых отцов и в Евангелии я нашел действительно ценное. Когда человек начнет бороться с собой, будет стремиться идти путем евангельским, то ему святые отцы сделаются необходимыми и своими родными. Святой отец — уже родной учитель, который говорит душе твоей, и она воспринимает это с радостью, утешается. Как тоску, уныние, рвоту вызывали эти философии и всякие сектантские гадости, так, наоборот, как к родной матери, приходил к отцам. Они меня утешали, вразумляли, питали.»

В 1917 году Воробьев поступил в Московскую духовную академию, где очень ревностно начал изучать основы Богословия, однако, революционные события в Петрограде и в столице прервали его обучение. Вслед за революцией, начались и политические изменения в стране. Воробьев уезжает в деревню Сосновицы (под Вышним Волочком) и какое-то время работает в местной школе преподавателем математики.

«И там [в Сосновицах] жил по-подвижнически: ел кусок хлеба, тарелку пустых щей. Картошки тогда не было почти. И при этой, так сказать, настоящей подвижнической жизни (теперь можно все сказать) я весь день находился в молитве — в молитве находился и в посте. И вот тут-то я понял духовную жизнь, внутреннее состояние: Господь открыл действие в сердце молитвы.»

Затем, волею Судьбы, он снова оказывается в Москве и трудится псаломщиком (чтецом) при Борисоглебском храме.

Монашеский постриг

Воробьев все более проникается христианским учением, и к 1931 году твердо решает для себя избрать монашеский путь. В Вербное воскресенье 1931 года 5 апреля (23 марта по старому стилю) на Козыревском кладбище при церкви святителя Николая Чудотворца в Минске он был пострижен в монахи епископом Феофаном (Семеняко). Ради этого события оба приехали в Минск из Москвы. При постриге Николаю дано было имя Никон.

Зрелый возраст

Монах Никон осознанно принял постриг, будучи уже в зрелом возрасте. Вся его жизнь до этого шага — череда сомнений и исканий. Зачем человек пришел в этот мир, если жизнь его коротка, а деяния пусты? Что есть высшая истина? Ответы на свои вопросы он нашел в служении Богу и отречению от мирских дел.

Годы священнослужения

7 апреля 1931 года Никон был рукоположен в сан иеродьякона, а к 1933 году — в сан иеромонаха. Он все более проникается идеями христианства. Люди, знакомые ему, вспоминали, что большую часть времени, свободного от богослужений, он посвящал усиленным молитвам и кроткому смирению.

Допросы и аресты

Ревностное служение Богу и непримиримое отношение к новой власти, которая объявила церковь врагом государства, привлекли к монаху Никону пристальное внимание карательных органов.

В том же 1933 году отец Никон был арестован за антиреволюционную деятельность и агитацию, осужден и отправлен в сибирские лагеря на пять лет. Его неоднократно допрашивали. Протоколы следствия, которые недавно были рассекречены, свидетельствуют о том, что он не отрекался от своей веры даже под страхом тюремного заключения. Также из данных документов видно, что священник не оговорил своих собратьев по вере, не давал ложных показаний. Освободился отец Никон только в 1937 году. Он снова осел в Вышнем Волочке и устроился работать в качестве прислуги в доме местного врача.

Здесь вера Никона снова подверглась испытанию, так как жена врача и ее родная сестра были ярыми атеистками, они часто позволяли себе нелицеприятные высказывания в адрес верующих, Никону приходилось с этим кротко смиряться. Своим примером кротости и праведной жизни батюшка Никон сподвиг сестер пересмотреть свои религиозные убеждения и принять веру в Христа. Сестра жены врача, у которого служил Никон, Елена Ефимовна, сама врач по профессии, постриглась в монахини с новым именем Серафима.

В 1941 году в стране началась Великая Отечественная война. Руководством страны было принято решение об открытии для верующих церквей и храмов, дабы они возносили молитвы о победе над врагом и о здоровье воинов. Батюшка Никон сразу же приступает к священнослужению.

В 1944 году архиепископом Калининским и Смоленским Василием он был назначен настоятелем Благовещенской церкви города Козельска, там батюшка прослужил до 1948 года. Все это время Никон снимал комнату у местных монахинь, много проповедовал и вел очень аскетический образ жизни. Позднее он рассказывал своему духовному сыну, видному богослову и апологету наших дней А. И. Осипову, что в те времена ему хватало пяти картофелин и чашки воды в день.

Из Козельска Никон был переведен в Белев, затем, в Ефремов (оба городка находятся в Тульской области). После этого он служил в Смоленске. Оттуда отец Никон был назначен возглавить приход в Гжатске. Приход находился в крайне запущенном и бедном состоянии, сам Никон рассматривал это назначение, как ссылку.

Никон потратил много душевных и физических сил, чтобы вывести приход из запустения. Он проявлял, когда это было необходимо, строгость к другим и был бесконечно требователен к самому себе. Он очень поздно ложился спать и очень рано утром вставал, чтобы к началу службы в приходе быть « во всеоружии», читал утренние молитвы, готовился к богослужению с особым рвением.

Несмотря на слабое здоровье, связанное с лагерным прошлым, Никон много физически трудился в приходском саду, у него были парники, он сам выращивал различные овощи. Так как в жизни своей он многому учился, урожаи у него получались отменные, землю он любил и умел на ней работать. Очень много читал в свободное время. В духовном отношении, по словам батюшки, «гжатский период жизни» многое ему дал. А главное, он понял, пережил здесь состояние начального, как он сам говорил, смирения. В 1956 году батюшка Никон был удостоен сана игумена.

Последние годы жизни

В 1962 году здоровье игумена сильно пошатнулось, сказались сибирские лагеря. Он все больше и больше слабел, стал очень быстро уставать. Ел очень мало: немного белого хлеба, ягоды и молоко. Однако, никогда не жаловался на свое здоровье, всегда сохранял ясность мыслей и спокойствие духа.

За несколько дней до своей кончины он слег в постель, силы окончательно покинули его. Перед праздником Успения Богородицы он в последний раз исповедал своих ближних и духовных чад, провел с ними душеспасительные беседы, завещал хранить веру всемерным исполнением заповедей и покаянием, всячески держаться святителя Игнатия (Брянчанинова), избегать особенно суеты, совершенно опустошающей душу и уводящей ее от Бога. Сам он уже не мог ходить в храм и несколько раз принимал причащение Святых Таинств у себя дома.

«Меня нечего жалеть. Надо благодарить Бога, что я уже окончил земной путь. Никогда мне не хотелось жить, не видел я ничего интересного в этой жизни и всегда удивлялся, как это другие находят что-то в ней и цепляются за нее из последних сил. Хотя я ничего не сделал за свою жизнь доброго, но искренне всегда стремился к Богу. Поэтому надеюсь всей душой на милость Божию. Не может Господь отринуть человека, который всегда всеми силами стремился к Нему. Мне вас жалко. Что-то вас еще ожидает? Живые будут завидовать мертвым».

Скончался Никон 7 сентября 1963 года, днем, в 12 часов 25 минут.

Из воспоминаний ученика и духовного чада игумена Никона А. И. Осипова:

«Следует особенно отметить ту атмосферу внутренней радости, которая царила в церкви за литургией у молящихся и во время отпевания батюшки. Полное впечатление какого-то необычного торжества, великого праздника. Непостижимый дух радости растворял всеобщую искреннюю скорбь. Объяснить это можно блаженным посмертным состоянием и молитвами батюшки. Преставление его казалось для родных, духовно близких и всей паствы как бы сокрытым в утреннем предсолнечном тумане. Храм был переполнен в этот день, как на Пасху, и очень многие потом говорили об ощущении особого, непонятного праздничного торжества во время богослужения».

Литературное наследие

Батюшка Никон оставил огромное наследие нашим современникам. Его наставления, книги, проповеди и личный богатый жизненный опыт и для взрослого населения, и для подрастающего поколения — ключ к познанию самого себя и к ответам на многие жизненные вопросы, которые волнуют каждого из нас.

Особенности стиля автора

Игумена Никона Воробьева многие православные священники считают человеком, который достоин быть прославленным в лике святых. Его наставления духовным ученикам собраны и опубликованы при участии профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова, ученика и духовного чада святого старца.

Сама манера, с которой батюшка Никон ведет беседу со своими последователями в книгах, говорит о высокой духовности и образованности этого человека. Он обладал великолепным ораторским искусством, был мастером слова. Батюшка не навязывает своего мнения, но советует и приводит примеры из жизнеописаний Святых Отцов, а окончательный выбор всегда оставляет за самим читателем.

Письма о духовной жизни

Духовные письма игумена Никона Воробьева адресованы конкретным людям. Но вместе с тем, в них затрагиваются проблемы, которые должны волновать каждого православного человека, стремящегося жить по слову Божию, по-христиански.

Это не просто изложение Закона Божьего, жизнеописания святых отцов. В своих трудах Никон делится с читателями своим опытом постижения Бога и смысла духовной жизни, помогает верующим применять духовные знания в современной жизни.

Как жить сегодня

В книге «Как жить сегодня» игумен Никон Воробьев перекладывает учения святых отцов на современный, понятный для нас язык. Известно, что Никон был большим почитателем трудов и рассуждений святителя Игнатия (Брянчанинова), и рекомендует его к прочтению каждым православным верующим. Он пишет, что не только никогда нельзя унывать и нужно бороться, но необходимо обращаться каждый раз к Господу. Просить у Бога защиты и помощи, и всегда надо анализировать свой прошлый опыт, стараясь избегать повторения уже свершенных ошибок.

Нам оставлено покаяние

Послания Никона к духовным чадам неоднократно переиздавались под названием «Нам оставлено покаяние». Это книга, которая содержит более 300 писем Наставника о духовной жизни, в них он дает ответы на самые важные вопросы и наставляет своих чад на путь истинного христианства.

Читайте также:  Икона Максима Исповедника, его творения и житие

Старец призывает нас оставить лень, трудиться, нести тяготы не только свои, но и чужие. За это Бог и любит нас, и прощает нам. Людские грехи разрушают душу, отворачивают человека от Бога. Спасение человека рождается от его покаяния, от чувства жалости, но не к себе, а к своим близким, которое способно пробудить человеческую душу ото сна, разбудить в сердце человека кротость и смирение.

Другие произведения

Среди других лучших произведений батюшки Никона можно назвать:

  1. «Господи, откройся мне».
  2. «О началах жизни» (есть аудио на двух CD). Книга в двух частях, первая — о самолюбии и самооправдании, вторая — письма о духовной жизни, Феофан Затворник.
  3. «Внимай себе». Сборник содержит наставления, основанные на святоотеческом наследии и подкрепленные собственным опытом духовного делания.
  4. «Будь милостив к себе. Письма к пьющему брату». Письма адресованы человеку, подверженному губительному пороку пьянства.
  5. «Чистое сердце».
  6. «О непрестанной молитве».
  7. «Письма к духовным детям» игумена Никона Воробьева.

Видео

Из видео можно узнать основные жизненные вехи православного батюшки Никона (в миру Николая Николаевича Воробьева), познакомиться с основными его наставлениями и рассуждениями, сомнениями и обретении истины.

Игумен Никон Воробьев

Быть духовным наставником — дар от Бога, данный не многим. Основным качеством душепопечителя является терпение, умение слушать, понять, принять и не осудить, а дать совет, в котором проявится сила любви Христа.

Игумен Никон Воробьев — православный писатель, монах, попечитель множества духовных детей, священнослужитель РПЦ, оставивший в наследство будущим поколением огромное наследие в виде сборника «Нам оставлено покаяние».

Детство

Николай Васильевич Воробьев родился 4 мая 1894 года, в селе Микшино Тверской губернии в многодетной семье крестьян. В верующем семействе, где кроме Коли было еще шестеро детей, много работали, но при этом не забывали об утренних и вечерних молитвах, соблюдении постов. Коля практически ничем не отличался от остальных детей в детстве, разве что всегда всех жалел, был не по годам порядочным и честным.

Первое пророчество о своем монашестве игумен Никон получил в детстве от живущего в деревне юродивого, который при встрече с мальчиком кричал: «Монах!» Выходец из села, подросток проявлял настоящие таланты в познании математических и технических наук, став студентом реального училища. Наравне с математикой, черчением Коля прекрасно поет, танцует и быстро освоил игру на альте.

О других православных писателях:

Родители, имея в семье еще шестеро детей, практически не помогали сыну во время учебы, но он быстро нашел выход, стал репетитором для богатых, но слабых в науках учеников, зарабатывая себе на оплату проживания и еду. Позже в реальное училище поступает младший брат Михаил, порой голодая сам, Коля берет и его на свое содержание, до окончания обучения.

Юношеские годы

После окончания реального училища в 1914 году Воробье становится студентом Психоневрологического Петроградского института, много читает и ищет ответ на извечный вопрос о смысле жизни. Порой он деньги, отложенные на последний кусок хлеба, отдает за книгу, увлекаясь особенно философией, где ищет ответы на волнующие его вопросы.

Разочаровавшись в учебе, молодой человек бросает институт. Потерявшийся в своих исследованиях отрок впадает в депрессию, не находя ответа на вопрос о смысле жизни. Взамен приходят мысли о суициде, и в 1915 году он решает уйти из жизни, но перед этим буквально кричит к Богу, прося об откровении.

Даже сам Николай не смог впоследствии объяснить того надлома и просветления, происшедшего в его душе, но именно в самый страшный момент своей жизни он приобрел веру, увидел свое предназначение в служении Всевышнему.

Важно! Чтение Жития Святых Отцов навсегда отвратило Николая от мирской жизни и мирских увлечений, он увидел свое назначение в несении Слова Божьего в мир, для наполнения его любовью, добротой и чистотой.

В 1917 году юноша становится студентом Московской духовной академии, но обучение прерывается из-за революции. Живя в Вышнем Волочке, работает учителем математики, через несколько лет переезжает в Москву и служит в храме святых Бориса и Глеба.

Работая псаломщиком, живет в полу нищете и холоде, но все свое время проводит в молитвах и постах, наполняясь Божьей благодатью, принимает решение стать монахом.

Принятие монашества и ссылка

Епископ Феофан (Семеняко) 5 апреля 1931 года, что пришлось на Вербное воскресение, в Никольском храме Козыревского кладбища в Минске совершил пострижение в монахи Николая Воробьева, дав ему имя Никон.

Через два дня 7 апреля того же года, в праздник Благовещения Пречистой Девы Марии отец Никон принимает посвящение в чин иеродиакона, а 8 января 1933 года он рукополагается в иеромонахи.

1933 год — время зачистки в коммунистической партии и борьбы с «врагами народа», когда в каждом человеке видели вредителя и антисоветского агента, под это веяние попал и иеромонах Воробьев.

7 июня 1933 года согласно постановлению суда он на пять лет отправлен в ссылку в Сибирь.

Тюремное заключение не сломило верного христианина, он выстоял среди допросов, пыток, но никого не оговорил, не дал ложных свидетельств, а только молился, благословляя гонителей, отдавая весь суд Господу.

После освобождение в 1937 году возвращается в родные края, работает помощником в доме доктора, где вся семья была ярыми коммунистами и атеистами. Жена доктора и ее сестра не раз унижали и провоцировали на скандал смиренного и терпеливого батюшку, но взамен раздражения отец Никон показал пример истинной кротости, чем и завоевал их сердце.

По прошествии времени обе женщины приняли Христа своим Спасителем, а сестра Елена, будучи врачом, оставила лечебную практику и приняла монашеский постриг, став монахиней Серафимой. В семействе доктора отца Воробьева, духовная жизнь которого заключалась служить примером кротости и терпения, застало известие о Второй мировой войне.

Путь настоятеля

Нападение немцев, страх, неуверенность в будущем вновь поворачивают сердца людей к Богу, в молитвах они ищут спасения, освобождения и поддержку. Советское правительство разрешает открыть некоторые храмы. Отец Никон возвращается к священнослужению.

В 1944 году архиепископ Калининский и Смоленский Василий назначает священнослужителя Никона настоятелем Козельской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, после этого в 1948 году следует перевод в Белев, после него — Ефремов, а далее следует Смоленская епархия, Смоленск, Гжатск.

Жизнь игумена Воробьева продолжается в тяжелых условиях, гжатский приход находится в полном запустении и нуждается в реставрации. Слабый здоровьем, потерянным в лагерях, батюшка принимается за работу по восстановлению храма и обустройству своей жизни.

В 1956 году на праздник Воскресения Иисуса Христа преосвященный Михаил (Чуб) награждает отца Никона чином игумена. Несмотря на то, что священнику приходится много физически работать, он не пропускает утренние молитвенные чтения, проводит богослужения, наполненные Божьим рвением.

В свободное время настоятель храма работает в теплице, саду, его урожаи вызывают изумление даже у опытных огородников, и много читает. В письмах отец Воробьев позже напишет, что именно в этот тяжелый период он понял, что такое истинное терпение и смирение.

Последние годы

В течение шести лет игумен отдавал все свои силу богослужениям и восстановлению церкви, но его здоровье все чаще давало сбои. В последний год он ел только белый хлеб, молоко и свежие ягоды, слабел на глазах, но всегда находился в ясном состоянии ума, наполняя всех вокруг себя удивительным спокойствием.

Накануне смерти батюшка Никон, уже лежа в постели, причастил духовных детей и дал им наставления:

  • исполнять заповеди;
  • хранить веру;
  • держаться святителя Игнатия (Брянчанинова);
  • оставить суету, опустошающую души.

Игумен Воробьев четко понимал, что его жизненный путь подходит к концу, благодарил Бога за прожитые годы и часто принимал Причащение Святых Таинств. Он говорил о том, что никогда не находил радости в земной жизни, но с радостью уходит к Отцу, что ему жалко остающихся, ибо приходят времена, когда «живые будут завидовать мертвым».

Игумен Николай Воробьев почил 7 сентября 1963 года в возрасте 69 лет. Отпевание состоялось 9 сентября, после чего тело игумена предали земле в Гжатске.

Духовное наследие

Отец Никон является одним из самых ярких представителей русской православной церкви 20 столетия, который всю свою жизнь положил на дело исследования наследия Спасителя.

Прожив земную жизнь и оставив потомкам пример смирения и терпения, игумен Воробьев записал наблюдения, заключения, откровения и советы в своем наследии:

  • книгах;
  • проповедях;
  • наставлениях.

Профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов, ученик и духовный сын старца приложил огромные усилия для собрания и публикаций духовного наследия отца Никона. Особенная манера подачи собственного мнения у игумена Воробьева отличается тем, что он не навязывает своей мысли, а мягко подводит человека к решению того или иного вопроса, оставляя выбор за читателем.

Получателями духовных писем являются конкретные люди, но во время их чтения создается впечатления, что послания отправлены именно тебе. Отец Никон не просто излагал Библию или откровения Святых отцов, он делился откровениями и собственными переживаниями в познании и открытии для себя сущности Бога и Святой Троицы.

На заметку! В 300 письмах духовного наставника, оформленных в сборнике «Нам оставлено завещание» христиане и жаждущие познать Бога люди найдут ответы на множество вопросов по поводу истинного христианства.

Красной нитью через все послания проходит тема любви к ближнему, покаяния и смирения. Разобраться с собственным самолюбием и самооправданием поможет послание «О началах жизни». Все наставления, как результат исследования духовной жизни святых, записаны в сборнике «Внимай себе».

Вопросы зависимостей, пьянства, лени глубоко затронуты в письмах Никона Воробьева «Будь милостив себе. Письма к пьющему брату». Об укреплении православной веры и познании Бога говорится в посланиях:

  • «Чистое сердце»;
  • «Письма к духовным детям»;
  • «О непрестанной молитве» и множестве других.

Прожил человек, всю жизнь посвятил поискам истины, посадил сад, оставил в наследие людям проторенную дорожку к познанию Бога и тихонько ушел в Небеса, как истинно святой сын Божий.

игумен Никон (Воробьев)

Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился в 1894 году в селе Микшино, Бежецкого уезда, Тверской губернии в большой крестьянской семье. С детских лет он отличался серьезностью, особой честностью, удивительной сердечностью, жалостью ко всем и ничем неутолимой жаждой истины, высшей правды, жаждой постижения смысла человеческого существования.

Воспитанный, как и большинство простых людей того времени, лишь во внешней, традиционной религиозности, не имевшей под собой твердой духовной основы и ясного понимания существа христианства, способной в лучшем случае воспитать в человеке только добрую нравственность, будущий подвижник очень скоро утратил свою детскую веру.

С искренним горением ринулся он в изучение сначала наук, а затем философии, наивно веря, что там скрывается истина, но вскоре понял, что это не так. Позже он признавался: “Понял я, что как наука не дает ничего о Боге, о будущей жизни, так не даст ничего и философия. И совершенно ясен стал вывод, что надо обратиться к религии”. Ничего кроме разочарования не дало ему и обучение в Петроградском Психо-неврологическом институте: “Я увидел: психология изучает вовсе не человека, а “кожу”, – скорость процессов, апперцепции, память. Такая чепуха, что это тоже оттолкнуло меня”.

После мучительных исканий, переживая уже состояние полной безысходности, 20-летний юноша вдруг вспомнил веру раннего детства и от всей глубины своего существа, почти в отчаянии стал взывать: “Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты, или нет Тебя?” И Господь таинственно открылся. С этого момента все в жизни Николая Воробьева радикальным образом переменилось. Начались годы непрестанного подвига и настоящего аскетизма. В своей духовной жизни он тщательно, но и осторожно руководствовался святоотеческими писаниями, ставшими для него вместе с тем источником подлинных радости и утешения.

Будучи уже 36 лет от роду, после серьезнейшего испытания своих сил Николай Николаевич Воробьев принимает монашеский постриг с именем Никона. Еще через год отец Никон становился сначала иеродиаконом, а вскоре иеромонахом. В 1933 году 23 марта (в день пострига) он был арестован и сослан в сибирские лагеря сроком на пять лет. После освобождения, не имея возможности продолжать священнослужение, о. Никон несколько лет работал помощником врача в Вышнем Волочке.

Во время Великой Отечественной войны Русской Православной Церкви были возвращены многие храмы; появилась возможность вернуться к священнослужению. В 1944 году епископом Калужским Василием иеромонах Никон был назначен настоятелем Благовещенской церкви города Козельска, где и служил до 1948 года. Затем его переводят в Белев, потом в город Ефремов, далее в Смоленск, и наконец, в захудалый в то время приход в городе Гжатске, что расценивалось им как ссылка.

Первое время на новом месте приходилось претерпевать неимоверные бытовые и материальные трудности. Денег батюшка вообще никогда не имел, так как раздавал их почти немедленно после получения. Все его имущество за исключением самых необходимых вещей составляли одни лишь книги, в основном писания святых отцов Православной церкви.

В последний период жизни на долю тогда уже игумена Никона выпало множество различных скорбей, житейских неприятностей, суеты. “Но эта суета, – говорил он перед смертью, – дала мне возможность увидеть: ничего не можем мы сами сделать доброго”. В это время он, по собственному признанию, понял и пережил состояние начального христианского смирения, открывающего, “что мы сами ничто, а творение Божие, мы создание Божие только. Поэтому, чем нам гордиться, что нам противопоставлять Богу?”

Перед кончиной игумен Никон пережил последнее испытание – тяжелую болезнь. Более трех месяцев до смерти он не мог принимать никакой пищи кроме молока. Но при этом никогда не жаловался, всегда был спокоен, сосредоточен и большей частью даже с легкой улыбкой на лице. До самой смерти был в полном и ясном сознании и из последних сил наставлял окружающих. Завещал хранить веру всемерным исполнением заповедей и покаянием, всячески держаться учения епископа Игнатия (Брянчанинова), избегать особенно суеты, совершенно опустошающей душу и уводящей ее от Бога.

Ссылка на основную публикацию