Никита Исповедник, Мидикийский игумен

Никита Мидикийский, преподобный , исповедник (824)

Заказать икону святого

Молитвы

Кондак преподобному Никите исповедникуглас 2

Небесный ум и житие стяжав,/ сиявши ясно, якоже солнце, светлостию дел,/ просвещавши сущия во тьме житейстей, отче Никито,/ и, приводя всех к Богу,/ моли непрестанно о всех нас.

Житие

Преподобный Никита Исповедник, игумен обители Мидикийской, родился в Кесарии Вифинской (северо-запад Малой Азии) в благочестивой семье. Мать умерла на 8-й день после его рождения, и отец, по имени Филарет, постригся в монахи. Ребенок остался на попечении бабушки, воспитавшей его в истинно христианском духе. С юношеских лет святой Никита прислуживал в церкви и находился в послушании у отшельника Стефана. По его благословению святой Никита направился в Мидикийский монастырь, где игуменом был святой Никифор (память 13 марта).

Через семь лет добродетельной жизни в монастыре, славившемся строгостью устава, преподобный Никита был рукоположен во пресвитера. Преподобный Никифор, зная святую жизнь молодого инока, поручил ему управление обителью, так как сам был тяжело болен.

Не жалея сил, преподобный Никита стал заботиться о процветании и благоустройстве монастыря. Личным примером строгой монашеской жизни он наставлял братию. Вскоре слава о высокой жизни насельников обители привлекла туда многих, ищущих спасения. Через несколько лет число монахов увеличилось до 100 человек.

Когда преподобный Никифор в глубокой старости отошел ко Господу, братия единодушно избрала игуменом преподобного Никиту.

Господь удостоил святого Никиту дара чудотворения. По его молитве глухонемому отроку возвратился дар речи; две бесноватые женщины получили исцеление; лишенному рассудка вернулся разум, и многие другие больные исцелялись от своих недугов.

В те годы при императоре Льве Армянине (813820) возобновилась иконоборческая ересь и усилилось гонение на святые иконы. Православные епископы изгонялись и ссылались. В Царьграде в 815 году был созван собор еретиков, на котором они свергли с престола святого Патриарха Никифора (806815; 828), а на его место избрали еретика из мирян Феодота. На место сосланных и заключенных православных епископов были также поставлены еретики. Император призвал к себе игуменов всех монастырей и пытался привлечь их к иконоборческой ереси. В числе призванных был и преподобный Никита, который твердо стоял за православное исповедание. По его примеру все игумены остались верны почитанию святых икон. За это их посадили в темницу. Преподобный Никита мужественно претерпевал все испытания и поддерживал твердость духа в других заключенных.

Тогда император и лжепатриарх Феодот решили хитростью уловить упорствующих. Им объявили, что император дарует всем свободу и разрешает поклонение иконам при одном условии: если они примут Причащение от лжепатриарха Феодота. Долго сомневался преподобный, может ли он вступить в церковное общение с еретиком, но другие узники умолили его причаститься вместе с ними. Уступая их мольбам, преподобный Никита пошел в храм, где для обмана исповедников были выставлены иконы, и принял Причастие. Но когда он вернулся к себе в монастырь и увидел, что гонение на иконы продолжается, то раскаялся в своем поступке, вернулся в Константинополь и стал безбоязненно обличать иконоборческую ересь. Все уговоры императора были им отвергнуты.

Преподобный Никита вновь был заточен в темницу, где пробыл шесть лет, до кончины императора Льва Армянина. Там, перенося голод и скорби, преподобный Никита силой своих молитв совершал чудеса: по его молитве Фригийский царь без выкупа отпустил двух пленников; три человека, потерпевших кораблекрушение, о которых молился преподобный Никита, были волнами выброшены на берег.

В 824 году при новом императоре Михаиле (820829) преподобный Никита отошел ко Господу. Тело его было перевезено на корабле в Мидикийский монастырь епископом Ефесским Феофилом и архиепископом Солунским Иосифом. На пути в монастырь погребальную процессию встретил епископ Плусиадский Павел с множеством иноков и мирян. От гроба преподобного Никиты совершались многие исцеления. Он был погребен в гробнице своего наставника преподобного Никифора. После погребения у гробницы святого также совершались чудеса.

Святитель Никита Печерский , епископ Новгородский , затворник

Дни памяти

11 июля (переходящая) – Собор Новгородских святых

Житие

Краткое житие святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского

Свя­ти­тель Ни­ки­та, епи­скоп Нов­го­род­ский, в мо­ло­дые го­ды по­сту­пил в Ки­е­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь и вско­ре по­же­лал уй­ти в за­твор. Игу­мен пре­ду­пре­ждал его о преж­девре­мен­но­сти та­ко­го по­дви­га для мо­ло­до­го ино­ка, но он, по­на­де­яв­шись на свои си­лы, не по­слу­шал­ся. В за­тво­ре свя­той Ни­ки­та впал в ис­ку­ше­ние. Диа­вол явил­ся ему в ви­де Ан­ге­ла, и неопыт­ный по­движ­ник по­кло­нил­ся ему. Бес дал ему со­вет, как уже до­стиг­ше­му со­вер­шен­ства: “Ты не мо­лись, а толь­ко чи­тай и учи дру­гих, а я бу­ду мо­лить­ся вме­сто те­бя”, – и стал око­ло за­твор­ни­ка, де­лая вид, что мо­лит­ся за него. Пре­льщен­ный инок Ни­ки­та пре­взо­шел всех в зна­нии книг Вет­хо­го За­ве­та, а о Еван­ге­лии ни го­во­рить, ни слу­шать не хо­тел. Ки­е­во-Пе­чер­ские стар­цы при­шли к пре­льщен­но­му и, по­мо­лив­шись, ото­гна­ли от него бе­са. По­сле это­го пре­по­доб­ный Ни­ки­та, оста­вив по бла­го­сло­ве­нию стар­цев за­твор, жил в стро­гом по­сте и мо­лит­ве, бо­лее все­го упраж­ня­ясь в по­слу­ша­нии и сми­ре­нии. Ми­ло­серд­ный Гос­подь по мо­лит­вам свя­тых стар­цев воз­вел его из глу­би­ны па­де­ния на вы­со­кую сте­пень ду­хов­но­го со­вер­шен­ства. Впо­след­ствии он был по­став­лен епи­ско­пом в Нов­го­род и за свою свя­тую жизнь был на­граж­ден от Бо­га да­ром чу­до­тво­ре­ний. Од­на­жды во вре­мя за­су­хи он мо­лит­вой низ­вел дождь с неба, в дру­гой раз по его мо­лит­ве пре­кра­тил­ся в го­ро­де по­жар. 13 лет управ­лял свя­ти­тель Ни­ки­та нов­го­род­ской паст­вой и мир­но скон­чал­ся в 1109 го­ду. В 1558 го­ду, при ца­ре Иоанне Ва­си­лье­ви­че, со­сто­я­лось про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля. Мо­щи его по­ко­ят­ся ныне в церк­ви свя­то­го апо­сто­ла Филип­па в Нов­го­ро­де.

Полное житие святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского

Пре­по­доб­ный Ни­ки­та, ро­дом ки­ев­ля­нин – один из пер­вых по­стри­жен­и­ков Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли. Он под­ви­зал­ся там при пре­по­доб­ном игу­мене Ни­коне (1078–1088). В мо­ло­до­сти инок Ни­ки­та, же­лая про­сла­вить­ся сре­ди мо­на­хов, стал про­сить игу­ме­на, чтобы он бла­го­сло­вил его под­ви­зать­ся на­едине, в за­тво­ре. Игу­мен пре­пят­ство­вал ему, го­во­ря: «Ча­до! Не по­лез­но те­бе, бу­дучи юным, си­деть празд­но. Луч­ше пре­бы­вать те­бе с бра­ти­ей, ра­бо­тая вме­сте, и ты не ли­шишь­ся на­гра­ды сво­ей. Сам ты ви­дел бра­та на­ше­го Иса­а­кия пе­щер­ни­ка, как он был пре­льщен в за­тво­ре бе­са­ми; и толь­ко бла­го­дать Бо­жия да мо­лит­вы пре­по­доб­ных отец на­ших Ан­то­ния и Фе­о­до­сия спас­ли его. Же­ла­ние твое вы­ше сил». Ни­ки­та же во­все не хо­тел вни­мать сло­вам игу­ме­на, так как не мог пре­одо­леть силь­но­го рве­ния сво­е­го к за­твор­ни­че­ской жиз­ни, и по­это­му, че­го за­хо­тел, то и сде­лал. И он, за­тво­рив­шись, за­гра­дил дверь креп­ко и, не вы­хо­дя, пре­бы­вал один в мо­лит­ве. Про­шло немно­го дней, как инок не из­бег се­тей диа­воль­ских. Во вре­мя пе­ния сво­е­го он слы­шал некий глас, как буд­то бы кто-то вме­сте с ним мо­лил­ся. Ни­ки­та обо­нял при этом и бла­го­уха­ние неиз­ре­чен­ное. За­тем пред­стал пе­ред ним бес в об­ра­зе Ан­ге­ла. И неопыт­ный по­движ­ник, пре­льстив­шись, по­кло­нил­ся ему как Ан­ге­лу. То­гда ска­зал ему бес: «От­се­ле ты уже не мо­лись, но чи­тай кни­ги и бу­дешь бе­се­ду­ю­щим с Бо­гом и по­дашь по­лез­ное сло­во при­хо­дя­щим к те­бе. Я же все­гда бу­ду мо­лить Твор­ца о тво­ем спа­се­нии». Ни­ки­та, по­ве­рив ска­зан­но­му и пре­льстив­шись еще бо­лее, пе­ре­стал мо­лить­ся, но при­леж­нее на­чал чи­тать кни­ги, ви­дя при этом бе­са, непре­стан­но мо­ля­ще­го­ся о нем. Ни­ки­та ра­до­вал­ся, ду­мая, что сам Ан­гел тво­рит за него мо­лит­ву.

В ско­ром вре­ме­ни Ни­ки­та столь усо­вер­шен­ство­вал­ся в изу­че­нии Вет­хо­го За­ве­та, что знал его на­изусть. Также с при­хо­дя­щи­ми к нему мно­го бе­се­до­вал от Пи­са­ния о поль­зе для ду­ши. По вну­ше­нию ис­ку­си­те­ля он на­чал про­ро­че­ство­вать, и ве­ли­кая сла­ва рас­про­стра­ни­лась о нем, все ди­ви­лись ис­пол­не­нию его про­ро­че­ских сло­вес. Так, Ни­ки­та со­об­щил кня­зю Изя­с­ла­ву об убий­стве Нов­го­род­ско­го кня­зя Гле­ба Свя­то­сла­ви­ча. Дей­стви­тель­но, вско­ре при­шла весть, под­твер­див­шая его сло­ва. В ле­то­пи­сях со­об­ща­ет­ся, что князь Глеб был убит 30 мая 1079 го­да. Так что про­ро­че­ства Ни­ки­ты с уди­ви­тель­ной точ­но­стью ис­пол­ня­лись. Это убеж­да­ло за­твор­ни­ка в пра­виль­но­сти из­бран­но­го им пу­ти. О мо­лит­ве же и по­ка­я­нии Ни­ки­та не по­мыш­лял.

Он ча­сто бе­се­до­вал о Свя­щен­ном Пи­са­нии Вет­хо­го За­ве­та, но из­бе­гал да­же упо­ми­на­ний име­ни Гос­по­да Иису­са Хри­ста, из­бе­гал раз­го­во­ров о Свя­том Еван­ге­лии. Узнав об этом, свя­тые от­цы Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры по­ня­ли, что инок на­хо­дит­ся в опас­ном со­сто­я­нии ду­хов­ной пре­ле­сти. Они не оста­ви­ли в бе­де сво­е­го со­бра­та. Пре­по­доб­ные от­цы, со­вер­шив мно­гие мо­лит­вы о Ни­ки­те, из­гна­ли из него бе­са. По­сле это­го они спро­си­ли Ни­ки­ту; зна­ет ли он что-ли­бо из книг Вет­хо­го За­ве­та. Ни­ки­та клял­ся, что он ни­ко­гда их не чи­тал и да­же ока­зал­ся за­быв­шим гра­мо­ту, так что от­цы сно­ва на­учи­ли его чте­нию и пись­му. То­гда, при­дя в се­бя, Ни­ки­та «ис­по­ве­да грех свой и пла­ка­ся о том горь­ко, дав се­бе в ве­ли­кое воз­дер­жа­ние и по­слу­ша­ние, вос­при­ем чи­стое и сми­рен­ное жи­тие, яко пре­взы­ти ему всех доб­ро­де­те­лию». Че­ло­ве­ко­лю­би­вый Гос­подь, ви­дя столь ве­ли­кие по­дви­ги бла­жен­но­го, а так­же и преж­ние его доб­ро­де­те­ли, при­нял его ис­тин­ное по­ка­я­ние. И как Пет­ру, три­жды от­рек­ше­му­ся, Хри­стос ска­зал по­сле его по­ка­я­ния: «Па­си ов­цы Моя», так явил Свою ми­лость Гос­подь и по­ка­яв­ше­му­ся ис­крен­но Ни­ки­те, ибо по­том воз­вел его в епи­ско­па Нов­го­род­ско­го.

В 1096 го­ду пре­по­доб­ный Ни­ки­та был воз­ве­ден мит­ро­по­ли­том Ки­ев­ским Еф­ре­мом (вто­рая по­ло­ви­на XI ве­ка) в епи­скоп­ский сан и на­зна­чил на ка­фед­ру Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да. В «Рос­пи­си, или крат­ком ле­то­пис­це Нов­го­род­ских вла­дык» свя­ти­тель Ни­ки­та зна­чит­ся ше­стым Нов­го­род­ским епи­ско­пом.

Со вре­ме­ни епи­скоп­ской хи­ро­то­нии тру­ды свя­то­го Ни­ки­ты умно­жи­лись, а по­дви­ги, ко­то­рые он со­вер­шал в оби­те­ли, воз­рос­ли. «Он же паст­ву при­им и раз­лич­ны­ми доб­ро­та­ми се­бе наи­па­че укра­си, имея бо в се­бе мол­ча­ния ко­рень, воз­дер­жа­ния ветвь, по­ще­ния цвет, сми­ре­ния плод, лю­бо­вию укра­шен, ми­ло­сты­нею со­вер­шен, чи­сто­тою, и це­ло­муд­ри­ем, и прав­дою от обо­ю­ду, аки сте­на­ми, ограж­ден и все­ми бла­ги­ми нра­вы по мно­гу изоби­лен». Пред­мет осо­бых за­бот свя­ти­те­ля Ни­ки­ты бы­ла мис­си­о­нер­ская де­я­тель­ность по утвер­жде­нию хри­сти­ан­ства, рас­про­стра­не­нию и под­дер­жа­нию бла­го­че­стия в епар­хии. В те­че­ние два­дца­ти­лет­не­го ар­хи­ерей­ско­го слу­же­ния он был для сво­ей паст­вы при­ме­ром доб­ро­де­тель­ной жиз­ни. В По­хваль­ном сло­ве свя­ти­те­лю Ни­ки­те го­во­рится, что он тай­но по­да­вал ми­ло­сты­ни бед­ным, ис­пол­няя сло­во Бо­жие: Ко­гда тво­ришь ми­ло­сты­ню, пусть ле­вая ру­ка твоя не зна­ет, что де­ла­ет пра­вая, чтобы ми­ло­сты­ня твоя бы­ла втайне (Мф.6:3-4).

Свя­ти­тель Ни­ки­та был усерд­ным мо­лит­вен­ни­ком и хо­да­та­ем за свою паст­ву, и Гос­подь про­сла­вил его доб­ро­де­тель­ную жизнь, дав дар чу­до­тво­ре­ния. Ле­то­пи­си со­хра­ни­ли сви­де­тель­ства о двух слу­ча­ях чу­дес­но­го спа­се­ния Нов­го­ро­да от бед­ствий: в 1097 го­ду свя­ти­тель Ни­ки­та сво­ей мо­лит­вой уга­сил по­жар, ис­треб­ляв­ший го­род, а в дру­гой раз во вре­мя гу­би­тель­ной за­су­хи низ­вел дождь. Оче­вид­но, по­это­му он по­чи­та­ет­ся ве­ру­ю­щи­ми как за­щит­ник от по­жа­ров и по­кро­ви­тель зем­ле­де­лия. Из­вест­но так­же, что свя­ти­тель Ни­ки­та чтил­ся и как за­щит­ник оте­че­ства, по­кро­ви­тель во­и­нов. Ле­то­пи­сец, рас­ска­зы­вая о по­хо­де Нов­го­род­ско­го кня­зя Мсти­сла­ва и о его по­бе­дах, за­ме­ча­ет, что Мсти­слав вер­нул­ся «в град свой мо­лит­ва­ми пре­по­доб­но­го Ни­ки­ты, епи­ско­па Нов­го­род­ско­го».

Читайте также:  Молебен Ксении Петербургской, молебен о замужестве, как заказать

Нов­го­род­ские свя­ти­те­ли пер­вы­ми про­яви­ли свою де­я­тель­ность в раз­лич­ных об­ще­ствен­ных на­чи­на­ни­ях: они стро­и­ли и укра­ша­ли хра­мы с по­мо­щью луч­ших ма­сте­ров, ко­то­рых при­гла­ша­ли из Ви­зан­тии и За­пад­ной Ев­ро­пы. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния Нов­го­ро­да со­зда­ва­лись глав­ным об­ра­зом при вла­дыч­нем дво­ре. Бла­го­да­ря тру­дам свя­ти­те­ля Ни­ки­ты в Нов­го­ро­де бы­ло по­стро­е­но несколь­ко хра­мов, не со­хра­нив­ших­ся до на­ших дней, све­де­ния о ко­то­рых име­ют­ся в ле­то­пи­сях и древ­них жи­ти­ях: Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский храм на Ильине ули­це (пе­ре­стро­ен в 1574 го­ду), Бла­го­ве­щен­ский храм на Го­ро­ди­ще (пе­ре­стро­ен в 1342 го­ду), де­ре­вян­ный храм Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Ан­то­ни­е­вом мо­на­сты­ре.

Ан­то­ни­ев мо­на­стырь – вто­рой в Нов­го­ро­де – был ос­но­ван по бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Ни­ки­ты пре­по­доб­ным Ан­то­ни­ем Рим­ля­ни­ном (†1147 г.; па­мять 17/30 ян­ва­ря, 3/16 ав­гу­ста, так­же в первую пят­ни­цу по­сле дня па­мя­ти апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла) в на­ча­ле XII ве­ка. При со­дей­ствии свя­ти­те­ля Ни­ки­ты пре­по­доб­ный Ан­то­ний по­лу­чил для мо­на­сты­ря тер­ри­то­рию на бе­ре­гу ре­ки Вол­хов, где оста­но­вил­ся ка­мень, на ко­то­ром Ан­то­ний чу­дес­но при­плыл из Ри­ма. Неза­дол­го до кон­чи­ны свя­ти­тель Ни­ки­та вме­сте с пре­по­доб­ным Ан­то­ни­ем раз­ме­тил ме­сто для но­во­го ка­мен­но­го мо­на­стыр­ско­го хра­ма, ко­то­рый бла­го­сло­вил освя­тить так же, как и преж­ний (де­ре­вян­ный) – в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Свя­ти­тель Ни­ки­та соб­ствен­но­руч­но на­чал ко­пать ров под его ос­но­ва­ние. Но по­стро­ен храм был уже при его пре­ем­ни­ке – епи­ско­пе Иоанне (1108–1130).

13 лет управ­лял свя­ти­тель Ни­ки­та нов­го­род­ской паст­вой и мир­но скон­чал­ся в 1109 го­ду, 31 ян­ва­ря.

Уже по­сле кон­чи­ны свя­ти­те­ля Ни­ки­ты бы­ла на­ча­та рос­пись стен нов­го­род­ско­го со­бо­ра во имя Свя­той Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей по за­ве­ща­нию свя­ти­те­ля Ни­ки­ты.

До­ныне цел ка­мен­ный кор­пус нов­го­род­ско­го ар­хи­ерей­ско­го до­ма, и в па­мят­ни­ках, и в на­род­ном пре­да­нии из­вест­но­го под име­нем Ни­ки­тин­ско­го. Это са­мое древ­нее из до­шед­ших до на­ше­го вре­ме­ни стро­е­ний ар­хи­ерей­ско­го кор­пу­са бы­ло пе­ре­стро­е­но до сред­них сво­дов.

При мно­го­чис­лен­ных тру­дах и за­бо­тах по бла­го­устрой­ству Нов­го­род­ской епар­хии свя­ти­тель Ни­ки­та ни­ко­гда не остав­лял су­гу­бо­го по­дви­га мо­на­хов-от­шель­ни­ков: под свя­ти­тель­ски­ми одеж­да­ми он но­сил тя­же­лые же­лез­ные вери­ги. По­гре­бен свя­ти­тель в нов­го­род­ском Со­фий­ском со­бо­ре, в при­де­ле во имя свя­тых Иоаки­ма и Ан­ны – ро­ди­те­лей Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

В 1547 го­ду, при ар­хи­епи­ско­пе Нов­го­род­ском Фе­о­до­сии (1542–1551), некий бла­го­че­сти­вый хри­сти­а­нин в пас­халь­ную ночь за бо­го­слу­же­ни­ем по­лу­чил в от­кро­ве­нии по­ве­ле­ние укра­сить по­кро­вом гроб­ни­цу свя­ти­те­ля Ни­ки­ты, что и бы­ло ис­пол­не­но. В том же го­ду на цер­ков­ном со­бо­ре со­сто­я­лось об­ще­рос­сий­ское про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля. Через несколь­ко лет ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский Пи­мен (1553–1570) со­вер­шил от­кры­тие гроб­ни­цы по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го Ма­ка­рия († 1563). Об­ре­те­ние нетлен­ных мо­щей свя­ти­те­ля Ни­ки­ты со­сто­я­лось 30 ап­ре­ля 1558 го­да. При­ме­ча­тель­но, что по бла­го­дат­ной по­мо­щи свя­ти­те­ля по­лу­ча­ют ис­це­ле­ние пре­иму­ще­ствен­но боль­ные гла­за­ми и сле­пые.

Мо­щи свя­ти­те­ля бы­ли пе­ре­ло­же­ны в 1629 го­ду из об­вет­шав­шей гроб­ни­цы в но­вую, де­ре­вян­ную, об­ло­жен­ную бас­мен­ным се­реб­ром. Так как Иоаки­мов­ский при­дел был неболь­ших раз­ме­ров, то по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Нов­го­род­ско­го Пи­ме­на с во­сточ­ной сто­ро­ны при­де­ла бы­ла сде­ла­на по­лу­круг­лая при­строй­ка, со­еди­нен­ная ар­кой с Рож­де­ствен­ским при­де­лом. Под этим сво­дом и бы­ли по­ло­же­ны в гроб­ни­цу мо­щи свя­ти­те­ля. Нов­го­род­цы при­нес­ли в дар сво­е­му небес­но­му по­кро­ви­те­лю лам­па­ду с вы­зо­ло­чен­ной над­пи­сью: «Све­ча Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да, всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан, по­став­ле­на но­во­му Нов­го­род­ско­му чу­до­твор­цу Ни­ки­те в ле­то 7066, 30 ап­ре­ля, при ар­хи­епи­ско­пе Пи­мене». Эта «све­ча» свя­ти­те­ля Ни­ки­ты вме­сте с древ­ней гроб­ни­цей, об­ла­че­ни­ем, по­со­хом и ве­ри­га­ми позд­нее хра­ни­лись в риз­ни­це Нов­го­род­ско­го Со­фий­ско­го со­бо­ра.

В на­сто­я­щее вре­мя гроб­ни­ца свя­ти­те­ля Ни­ки­ты на­хо­дит­ся в хра­ме во имя свя­то­го апо­сто­ла Филип­па, где пре­бы­ва­ет в се­вер­ном при­де­ле во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая.

НИКИТА НОВГОРОДСКИЙ

Свт. Никита, еп. Новгородский. Икона

Никита (+ 1108 [1]), затворник Печерский, епископ Новгородский, святитель, преподобный

В молодые годы поступил в Киево-Печерский монастырь, принял иночество и вскоре пожелал уйти в затвор. Игумен предупреждал его о преждевременности такого подвига для молодого монаха, но он, понадеявшись на свои силы, не послушался. В затворе святой Никита впал в искушение. Диавол явился ему в виде ангела, и неопытный подвижник поклонился ему. Бес дал ему совет как уже якобы достигшему совершенства: “Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя,” – и стал около затворника, делая вид, что молится за него. Прельщённый инок Никита превзошёл всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел. Киево-Печерские старцы пришли к прельщённому и, помолившись, отогнали от него беса. После этого преподобный Никита, оставив по благословению старцев затвор, жил в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в послушании и смирении. Милосердный Господь, по молитвам святых старцев, возвёл его из глубины падения на высокую степень духовного совершенства.

В 1096 году он был поставлен епископом в Новгород и за свою святую жизнь был награждён от Бога даром чудотворений. Однажды во время засухи он молитвой низвёл дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар. 13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1108 или 1109 году.

Почитание, чудеса

Самое первое его житие встречается в послании Поликарпа к Акиндину XIII века. В 1547 году последовало его прославление для общецерковного почитания во всей Русской Церкви. В ночь на 30 апреля 1558 года во сне Новгородскому святителю Пимену явился муж, с едва заметной бородой, и сказал: “Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестый епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает открыть мощи мои народу.”

Св. Никита, епископ Новгородский. Типолитография Новгородского губернского правления, 1890 г.

Проснувшись архиепископ Пимен услышал звон к утрени и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец Исаакий, который в ту же ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей. Когда была поднята крышка гробницы, увидели священные сокровища благодати: не только тело угодника Божия, но и ризы его сохранились в нетлении. Тогда же с лика святого был нарисован посмертный портрет, уточнены детали облика и облачения святителя, и сведения отправлены в Москву митрополиту Макарию чтобы уточнить иконописную традицию [3]. Мощи впоследствии покоились в церкви святого апостола Филиппа.

В 1942 году фашисты угнали в Литву свыше трех тысяч новгородцев. Осенью того же года в литовский городок Векшни, в который и определили новгородцев на поселение, немецкий военный эшелон привёз пять серебряных рак с мощами новгородских святых. Приехавший незамедлительно настоятель местного храма архимандрит Алексий (Черань) первой опознал раку святителя Никиты. Все мощи сразу же были перевезены в церковь, и митрополит Литовский Сергий (Воскресенский) в телефонной беседе поручил настоятелю до всенощного бдения открыть раки и поправить одеяния святых. Сам отец архимандрит пишет:

Свт. Никита Новгородский

Весь православный народ, оказавшийся в том литовском краю, с трепетом и воодушевлением встретил святые мощи. Тогда же иеродиакон Иларион, помогавший настоятелю храма привести в порядок мощи святых, человек не очень образованный, но горевший верой, дважды увидел один сон: святитель Никита, облаченный в мантию, стоял посреди храма и читал покаянный канон. Иеродиакон, вошедший в храм и увидевший епископа, сразу же пал ему в ноги и попросил благословения. Святитель жестом благословил новгородца и произнес: “Молитесь все об избавлении от бедствий, грядущих на родину нашу и народ. Враг лукавый ополчается. Должно вам всем перед службой Божией принимать благословение“.

После этих слов святитель стал невидим. Узнав об этом, митрополит Сергий установил правило, чтобы перед началом каждой службы при открытии раки святителя Никиты выходить священнослужителям и прикладываться к деснице святого Никиты, возвращаться в алтарь и тогда лишь начинать литургию [4].

Эта традиция чтится и ныне новгородским священством. Мощи святителя Никиты ныне почивают в Софийском соборе, и священники собора обязательно прикладываются к ним перед началом богослужения.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Наслади́вся, богому́дре, воздержа́ния/ и жела́ние пло́ти твоея́ обузда́в,/ на престо́ле святи́тельства се́л еси́/ и, я́ко звезда́ многосве́тлая,/ просвеща́я ве́рных сердца́/ заря́ми чуде́с твои́х,/ о́тче на́ш святи́телю Ники́то,/ и ны́не моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас 2

Небе́снаго простра́нства жела́я,/ от ю́ности в те́сне ме́сте затвори́лся еси́,/ в не́мже прельще́н бы́в от врага́,/ па́ки смире́нием и послуша́нием/ победи́л еси́ преле́стника кре́пце, Ники́то,/ и ны́не, предстоя́ Христо́ви,// моли́ спасти́ся все́м на́м.

Кондак, глас 6

Архиере́йства са́ном почти́вся/ и чи́сте Чисте́йшему предстоя́,/ приле́жно моле́ние за лю́ди твоя́ приноси́л еси́,/ я́ко и до́ждь моли́твою све́л еси́,/ овогда́ же и гра́да запале́ния угаси́л еси́./ И ны́не, святи́телю Ники́то,/ моли́ Христа́ Бо́га/ спасти́ лю́ди твоя́ моля́щияся,/ да вси́ вопие́м ти:// ра́дуйся, святи́телю, о́тче преди́вный.

Использованные материалы

  • Страница портала Православие.ru:
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life347.htm
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Кутковой, Виктор. Лик славы святителя Новгородского Никиты (13 мая 2008):
    • http://www.pravoslavie.ru/put/4214.htm
  • Православный календарь на сайте Троицкого прихода в Балтиморе:
    • http://www.holytrinityorthodox.com/ru/calendar/index.php?yea. o=2 (использованы молитвословия)

[1] Основная версия ряда источников. По списку “Святая Русь. Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (IX-сер. XIII в.)” (сост. Андроник (Трубачев), игум.; в кн.: Макарий (Булгаков), митр., История русской церкви, т. 3, приложение, http://coollib.com/b/109423/read#t25 ) и по календарю на портале Православие.ru, http://days.pravoslavie.ru/Life/life347.htm – 1109.

[2] Память обретения мощей в 1558 году.

[3] Кондаков, Н. П. Русская икона. – М., 2004. – Ч. 1. – С. 18-19.

[4] Описание событий 1942 года по: Алексий (Чернай), архим., “Пастырь в годы войны” – Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. – СПб., 2002. – № 26-27.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святитель Никита затворник Печерский, епископ Новгородский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Среди большого разнообразия святых стоит выделить тех, кто ревностно следовал основам православия. Одним из таких примеров есть житие святителя Никиты Новгородского. Он своими усердными молитвами смог избежать соблазнения бесами. Такими действиями он показывает, что вера в Бога и искренность в чтении священных текстом поможет справится с любыми неприятностями.

Житие святого затворника

О детском возрасте известно немного. Упоминания начинаются с того момента, когда в 11 веке в Киево-Печерской Лавре начался его монашеский путь. Юношеский максимализм сыграл с ним злую шутку. Он решил уединится в пещере, хотя игумен был против этого. Это случилось из-за его необознанности в данном деле. Те старцы, которые поняли его проступок, молились за него.

Через некоторое время место его пребывания наполнилось благоуханием. Сам Господь обратился к нему, что направил своего ангела ему на помощь и Никита должен выполнять все, что будет необходимо. Но это было испытание. К нему явился бес, который велел прекратить молится и все время читать Ветхий Завет. После определенного часа ему был дарован дар предвидения.

Толпы людей шли к нему, чтобы узнать о своем будущем. Но тут было замечено, что он никогда не говорит о Новом Завете. Старцы решили вывести его из прелести бесовской. Иноки пришли к нему и выгнали молитвами лжеангела. Святой признал свое заблуждение и покинул место своего пребывания.

Как только наваждение прошло, то многим показалось, будто он впал в детство. Он снова учился читать и проливал горькие слезы из-за своей ошибки. Это заставило его жить далее в послушании и полном смирении. Ежедневная усиленная работа и изучение святых текстов привело к достижению сана епископа. Даже после своей кончины он не переставал удивлять еще своими чудесами.

Где лежат мощи святителя Никиты Новгородского? Изначально его погребли в Софийском соборе. Позже останки перенесли в храм святого апостола Филлипа, что находится в северном приделе.

С чем обращаются к святому

Так как и к другим святым к нему люди идут со своими нуждами. Многие говорят, что важно сосредоточенно и вдумчиво произносить все то, что Вас гложет. О чем просят в православие святителя Никиту Новгородского? Его принято считать помощником в таком деле:

  • исцеление глазных недугов;
  • устранение проблем со здоровьем;
  • укрепление веры;
  • противостояние соблазнам;
  • отделение правды от лжи;
  • поиск правильного пути;
  • достижение намеченных целей.

Святой лик

Обращение к иконе святителя Никиты Новгородского помогает еще и в поиске достойной работы, а также получении отличного образования. Размещение ее в доме поможет защитить его от воров, пожара, стихийного бедствия. А для жильцов – защитит от обмана и заблуждения. Есть мнение, что чтение молитвы у данного изображения будет обладать большей силой. Вот ее текст.

О, архиерею Божий, святителю Никито! Услыши нас грешных, днесь во священный храм сей стекшихся, и честному образу твоему поклоняющихся, и ко священней твоей раце припадающих, и умиленно вопиющих: якоже сидя на престоле святительства в Великом Новеграде сем, и единою належащу бездождию, дождь молитвою свел еси, и паки граду сему огненным пламенем обдержиму, молитвою избаву подал еси, тако и ныне молим тя, о святителю Христов Никито: молися ко Господу, еже избавити царствующий грады, Великий Новград сей и вся грады и страны христианские от труса, потопа, глада, огня, града, меча и от всех врагов видимых к невидимых, яко да изрядных ради молитв твоих спасаеми, славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Если это произойдет еще и в день поминовения, то эффективность возрастет в несколько раз. В христианстве день памяти святого затворника выпадает на 13 февраля, 13 мая и 27 мая.

Храмы

До нашего времени на территории России можно найти места, где почитают данного представителя православия. В одних можно найти изображение, а в других – мощи. Вот те, в которых можно увидеть икону. С ним тесно соединен Софиевский собор Новгорода. Там есть останки, к которым все желающие могут преклонится.

Следующими местами, которые стоит посетить паломнику в последнем пристанище, есть:

  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре;
  • Церковь Спаса на улице Ильина;
  • храм назван на честь святого в микрорайоне Волховский.

Помимо Новгорода, лики есть и в Санкт- Петербурге в храме святой мученицы Татианы. Есть еще церковь свт. Никиты Новгородского в Москве за Яузой. Он был построен в первой трети 16 века. В нем размещается большое количество других святынь, которые не менее почитаемы.

Особенно интересной считается икона святого, которая находится в Музее Андрея Врублева. Он изображен там вместе с Сергием Радонежским. Отличительной чертой есть то, что только тут он изображен с бородой, в отличии от прочих. Еще расхождения отмечаются на Древе Киево-Печерских святых, которая размещена в Угличском монастыре. Подлинник ее есть в Третьяковской галерее.

Не зависимо от того, куда отправится для преклонения, стоит помнить, что важно в этом деле вера.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Никите Печерском:

13 февраля: Никита-пожарник.

Дата в 2021 году13 февраля 2021 года, Суббота
Церковное название:День почтения памяти святого Никиты Новгородского, затворника, епископа Новгородского
Значение:Почтение памяти святого Никиты – хранителя от огня, молний, слишком жаркого солнца
Другие названия:Никита Коник, Никита Новгородский, Василий Теплый, Хранитель молний
Традиции:В этот день молятся о защите от пожаров

Никита-пожарник, как правило, событие, которое отмечают каждый год 13 февраля либо 31 января по старому стилю. Православная церковь поминает святого Никиту Печерского, который при жизни был затворником, а потом и епископом Новгородским. При этом он почитается, как защитник огненных стихий, спасающий всех от любого пожара, молнии, слишком жарких солнечных лучей.

История праздника:

Еще юным, отрок стал монахом и жил в Киево-Печерском монастыре. Через какое-то время решил быть затворником, несмотря даже на то, что старшие братья удерживали от подобного шага. Однако его ничего не могло поколебать. Будучи в затворе, неожиданно подвергся искусительным словам демона, который принял перед ним вид Ангела. В результате лучше всех начал понимать Ветхий Завет, при этом об Евангелие и слушать не хотел. Когда же остальные, более опытные монахи поняли, что происходит, то стали усиленно молиться о нем, чтобы прогнать нечистую силу.

В дальнейшем юный монах придерживался строгого поста, усиленно молился, стремясь к кротости, а также смирению. Позже был назначен епископом Новгорода. А за свою святость получил от Всевышнего чудотворный дар прекращать пожары, даже вызывать дожди.

Традиции и обряды:

13 февраля все люди читают молитвы святому Никите, прося помочь защититься от пожаров. К тому же некоторые верят, что в этот день проказничает леший, который сумев оседлать конька на каком-либо жилище, легко сможет его пошатнуть, потому тщательно следили, чтобы ничего подобного не произошло.

Более того многие считают данный день магически сильным и опасным. А если он еще приходится на пятницу, то риск увеличивается во много раз. Потому нежелательно повышать голос либо обижаться, все равно проблемы не решатся. Еще злые люди могут запросто навести порчу, следовательно, вечером, без особой нужды не стоит ходить по улице. А замужние женщины даже могут читать заговор на неверного мужа и таким образом разорвать его связь с другой женщиной.

Приметы:

13 февраля молятся Никите Новгородскому. Еще его называют Никитой Пожарником. Считается, что он защищает от огня и сильного солнца, предотвращает пожары и засуху.

Вот некоторые народные поверья этого дня:

  • На Никиту ясная ночь — к солнечной погоде.
  • Печка не топится, и дрова плохо разгораются — жди потепления.
  • Плохая тяга — к сырой погоде, хорошая тяга — к стуже.
  • Красное пламя в печке на мороз, белое — к теплу и ранней весне.
  • Если чересчур громко каркают вороны – начнется вьюга;
  • Воробьи стали укреплять свои гнезда – следует ждать вьюгу;
  • Дрова не хотят гореть, а только дымят – скоро будет оттепель;
  • Ветки деревьев покрыты инеем – ночь будет ясной;
  • Вечером не рекомендуется выходить из своих домов, чтобы не прилипла порча;
  • Если праздник приходится на пятницу – день слишком опасный и невезучий.

Интересные факты:

Приснившиеся сновидения, можно трактовать следующим образом:

  • видеть слезы – к радости;
  • громко визжать – к страху;
  • болеть – к здоровью,
  • зажигать свечи – к испытанию.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Святитель Никита Новгородский: преодолевая искушение Дьявола

После крещения Киевской Руси влияние Византии на восточные славянские племена резко возросло. Наши предки стали одними из самых верных подданных константинопольского правителя. В первую очередь это объясняется значительной экономической помощью со стороны древнего и могучего государства.

Но фактор религии также никто не отменял. Видя великолепные храмы, построенные византийскими мастерами, простые люди проникались священным трепетом и охотно платили положенную десятину. Наиболее истово верующие стремились стать священниками или монахами. Для чего полностью отказывались от мирской жизни и отдавались служению Господу Богу.

Никита Новгородский принял постриг в малых годах и всю жизнь отдал служение Христу. Почти сразу после пострига монах ушел в затвор и пересилил искушение Диавола. Весь оставшийся срок жизни он помнил о пережитом и яро стремился огородить честных христиан от Искусителя. К концу жизни Никита принял сан епископа земли Новгородской. На севере он проповедовал Слово Божие за что в шестнадцатом веке его возвели в сан святых в чине Святителя. Другое имя преподобного – Никита Печерский.

Никита Новгородский преодолевает жизненные испытания

Точной информации о мирской жизни святого нет и вряд ли станет известно. Слишком давно все происходило. Доподлинно известно, что родился Никита 25 мая 1030 года в Киевской Руси в городе Киеве. В житие Никиты Новгородского пишется, что с ранних лет мальчик участвовал в церковной жизни и как только ему позволил возраст, то сразу пошел в иноки. Его домом стала Киевско-Печерская лавра, где он провел первые годы в лоне церкви.

Никиту Новгородского искушает бес

Почти сразу после начала жизни в Киево-Печерском монастыре Никита изъявил желание уйти в затвор. Тогдашний настоятель обители игумен Никон всячески отговаривал юношу от подобного поступка. Однако Никита настоял на своем и вопреки доброй воле игумена ушел в затвор. Молодостью и неопытностью инока воспользовался Дьявол и всячески начал искушать отрока. В патерике обители осталась цитата, касающаяся событий того случая.

Отрывок из патерика Киево-Печерского монастыря:

…и прельстил его дьявол. …стал перед ним бес в образе ангела. Пав ниц, поклонился ему инок, как ангелу. И сказал ему бес: «Ты не молись, а только читай книги, и таким путём будешь беседовать с Богом, и из книг станешь подавать полезное слово приходящим к тебе. Я же постоянно буду молить о спасении твоем Творца своего». Прельстившись, монах перестал молиться, а прилежно занимался чтением и книжной премудростью; видя же беса, постоянно молящегося о нём, радовался ему, как ангелу, творящему молитву за него.

Никита не выдержал и поддался искушению. Он начал читать все книги обители и выучил наизусть Ветхий Завет. Однако он никогда не открывал Евангелия и не произносил молитв. Очень быстро он начал пророчествовать и к святому потянулся поток паломников. Братья-монахи монастыря быстро заподозрили неладное и изгнали беса. После этого Никита перестал понимать грамоту и ему пришлось заново учить азбуку. Кроме того, святой стал еще сильнее соблюдать обеты и регулярно молился, чем восстановил свое доброе имя.

Никиту отправляют в Новгород

После случая искушения прошло немало лет. Никита показал себя с самой лучшей стороны и завоевал общее уважение. По этой причине в 1096 году митрополит Киевский Ефрем возвел святого в сан епископа. После чего его назначили главой новгородской епархии. В исторической хронике «Роспись, или кратком летописце Новгородских Владык», упоминается, что Никита стал шестым епископом Великого Новгорода. Святой проявил необычайно активную позицию и за время его службы в княжестве построили немало храмов. В их числе Спасо-Преображенский храм и храм Рождества Пресвятой Богородицы, полностью выполненный из дерева. Зафиксированы чудеся, которые творил владыка. В частности, он мановением руки остановил пожар и словом заставил прекратиться сильный ливень.

Софийский собор в городе Великий Новгород. Здесь служил святой Никита Новгородский при жизни. После смерти, останки святого поместили в храмовую крипту. Фото: upload.wikimedia.org

Смерть настигла святого Никиту в 1108 году. Святителя похоронили в Софийском храме города Новгород. Его останки считались потерянными до 16 века.

Святого Никиту канонизируют

Очень долгое время после смерти Никиты Печерского о нем не вспоминали. Разве, что молились о его душе в родном храме. В 1547 году о святом вспомнили и возвели в чин Святителя. После чего установили дни Памяти. Никиту Новгородского почитают только в пределах Русской Православной церкви. Еще одно чудо произошло в 1558 году. Вновь были обретены мощи святого Никиты Печерского. Их объявили нетленными. Вместе со святым обнаружили полное одеяние епископа.

Упоминание о мощах Никиты Печерского в «Древностях…» Ф. Солнцева:

При открытии св. мощей его в 1550 г. найдено на нем облачение, сохранившееся нетленным в могиле, где оно лежало 450 лет. Все облачение состоит из фелони, епитрахили, поручей, палицы, штофных коричневого цвета, гарусного пояса, омофора из белого люстрина, из синей гродетуровой (из плотной тафты) шапочки, опушенной горностаевым мехом; на ней вышиты золотом кресты и серафимы со словами Сtрафимъ. Такая шапочка служила митрой. К этой епископской утвари XI в. принадлежит архиерейский посох, о коем ниже будет сказано, и железные вериги весом в 20 ф., найденные на мощах Иерарха. В день открытия нетленных его останков принесена была новгородцами ко гробу его железная лампада, хранящаяся в ризнице, с круговой прорезной надписью: «Свtча Великаго Новгорода всtхъ православныхъ хрестьянъ, поставлена новому чудотворцу Никитt въ лtто /—зk`s, Апрtля въ л` день, при Архїепїскопе Пимене».

Во время советской власти мощи святого Никиты неоднократно переносили. В 1956 году епископ Сергий переместил останки святителя в Никольский собор. В 1962 году мощи вновь потревожили. На этот раз их отправили в храм апостола Филипа. В 1993 году останки святого возвратили в Софийских собор Новгорода.

Дни памяти святого Никиты Печерского:

  • 31 января (13 февраля);
  • 30 апреля (13 мая);
  • 14 мая (27 мая).

Молитвы Никите Новгородскому об исцелении и отвращении соблазнов

Считается, что святитель Никита епископ Новгородский молятся, прося помочь в самых разных проблемах.

О чем молятся святому Никите:

  • Исцеление болезней;
  • Помощи в выборе правильного пути;
  • Об отвращении соблазна;
  • Обнаружении истины;
  • Достижении намеченных целей.
Молитва святителю Никите об исцелении, поиске правды и правильного пути:

Тропарь святителю Никите:

Насладився, Богомудре, воздержания и желание плоти твоея обуздав, на престоле святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш святителю Никите, и ныне моли Христа Бога, да спасет души наша.

Небеснаго пространства желая, от юности в тесне месте затворился еси, в немже прельщен быв от врага, паки смирением и послушанием победил еси прелестника крепце, Никито, и ныне, предстоя Христови, моли спастися всем нам.

Архиерейства саном почтився и чисте Чистейшему предстоя, прилежно моление за люди твоя приносил еси, яко и дождь молитвою свел еси, овогда же и града, запаления угасил еси. И ныне, святителю Никито, моли Христа Бога спасти люди твоя молящияся, да вси вопием ти: радуйся, святителю, отче предивный.

Победив вражия лести добле и светло добродетельми просияв, святительства одеждою облеклся еси, преславне Никито, в немже светом жития твоего и чудесы сияя паче солнца, многих просветив, привел еси Христови, Егоже моли о нас, поющих тя.

13 февраля. Святитель Никита, затворника Печерский, епископ Новгородский

Аудио

Церковный календарь. 13 февраля (31 января ст. стиль).

Сегодня творится память: святых III – IV веков: мчч. Виктори́на, Виктора, Никифора, Клавди́я, Диодо́ра, Серапиона и Па́пия; мц. Трифе́ны Кизи́ческой; бессребреников мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Афанасии и дщерей ее, Феодо́тии, Феоктисты и Евдокси́и. Свт. Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского (XI – начало XII века).

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы с вами поговорим о прелести. Поможет нам в этом один из Киево-Печерских подвижников. Преподобный Никита, родом киевлянин, – один из первых пострижеников Киево-Печерской обители. Он подвизался там при преподобном игумене Никоне в XI веке. В молодости инок Никита, желая прославиться среди монахов, стал просить игумена, чтобы тот благословил его подвизаться наедине, в затворе. Игумен препятствовал ему, говоря: «Чадо! Не полезно тебе, будучи юным, сидеть праздно. Лучше пребывать тебе с братией, работая вместе, и ты не лишишься награды своей. Сам ты видел брата нашего Исаакия пещерника, как он был прельщен в затворе бесами; и только благодать Божия да молитвы преподобных отец наших Антония и Феодосия спасли его. Желание твое выше сил». Никита же вовсе не хотел внимать словам игумена, так как не мог преодолеть сильного рвения своего к затворнической жизни, и поэтому чего захотел, то и сделал. Затворившись, он крепко заградил дверь и, не выходя, пребывал один в молитве. Прошло немного дней, как инок не избег сетей диавольских. Во время своего пения он слышал некий глас, как будто бы кто-то вместе с ним молился. Никита обонял при этом и благоухание неизреченное. Затем предстал перед ним бес в образе ангела. И неопытный подвижник, прельстившись, поклонился ему как ангелу. Тогда сказал ему бес: «Отселе ты уже не молись, но читай книги и будешь беседующим с Богом и подашь полезное слово приходящим к тебе. Я же всегда буду молить Творца о твоем спасении». Никита, поверив сказанному и прельстившись еще более, перестал молиться, но прилежнее начал читать книги, видя при этом беса, непрестанно молящегося о нем. Никита радовался, думая, что сам ангел творит за него молитву.

В скором времени Никита столь усовершенствовался в изучении Ветхого Завета, что знал его наизусть. Также много беседовал с приходящими к нему от Писания о пользе для души. По внушению искусителя он начал пророчествовать, и великая слава распространилась о нем, все дивились исполнению его пророческих словес. Это убеждало затворника в правильности избранного им пути. О молитве же и покаянии Никита не помышлял. Он часто беседовал о Священном Писании Ветхого Завета, но избегал даже упоминаний имени Господа Иисуса Христа, избегал разговоров о Святом Евангелии. Узнав об этом, святые отцы Киево-Печерской Лавры поняли, что инок находится в опасном состоянии духовной прелести. Они не оставили в беде своего собрата. Преподобные отцы, совершив многие молитвы о Никите, изгнали из него беса. После этого они спросили Никиту, знает ли он что-либо из книг Ветхого Завета. Никита клялся, что никогда их не читал и даже оказался забывшим грамоту, так что отцы снова научили его чтению и письму. Тогда, придя в себя, Никита исповедал грех свой и много о нем плакал, наложил на себя покаянный пост и отдал себя в послушание братии. Человеколюбивый Господь, видя подвиги блаженного, а также и прежние его добродетели, принял его истинное покаяние.

Впоследствии Никита был поставлен епископом в Новгород и за свою святую жизнь был награжден от Бога даром чудотворений. Однажды во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар. 13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1109 году. В 1558 году, при царе Иоанне Васильевиче состоялось прославление святителя.

Братья и сестры, состояние прелести, которое захватило юного монаха Никиту, – это самая большая опасность, которая может постигнуть человека на его жизненном, духовном пути. Преподобный Григорий Синаит пишет, что есть три причины прелести: «гордость, зависть бесов и наказательное попущение. Этих же причины суть: гордости – суетное легкомыслие (или тщеславие), зависти (бесов) – преуспеяние, наказательного попущения – за греховную жизнь. Прелесть от зависти и гордого самомнения скорее получает исцеление, особенно если кто смирится. Но прелесть наказательная – предание сатане за грех – часто попущает Бог Своим оставлением даже до смерти. Бывает, что и неповинные для спасения предаются на мучительство (бесов)».

Но прелесть, братья и сестры, состояние опасное не только для монашествующих. Гордости подвержены все люди, потому многие святые, например святитель Игнатий Брянчанинов, говорили о том, что все люди в некоторой степени находятся в прелести, так как не видят глубины своего греховного состояния. Но есть прелесть всеобщая, то есть заблуждение и забвение Бога, леность в духовной жизни, а есть прелесть собственно бесовская, которая разжигается гордостью и сама разжигает гордость. К такой прелести для мирян относится, например, доверие снам. Вот что писал о снах преподобный Иоанн Лествичник: «Бесы тщеславия — пророки в снах; будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию».

Но нам нельзя забывать, и на примере святителя Никиты это особенно ясно показано, что даже состояние прелести не перечеркивает возможного пути к действительной святости. Нельзя ставить на человеке клеймо, если он побывал в прелести, нельзя с презрением относиться к людям, которые запятнали себя горделивыми заблуждениями, но раскаялись. Ведь через такое надменное превозношение мы и сами рискуем попасть в клещи диавола. Да не будет так.

Ссылка на основную публикацию