На крестины девочке, мальчику что дарят крестная и крестный?

Что подарить на Крещение ребенка

Крестины ребенка – светлый семейный праздник, на который принято приглашать крестных родителей малыша, родственников, близких друзей. По значимости в Православии этот день сравним с рождением человека – младенец рождается духовно для праведной жизни. По случаю Крещения родители готовят угощения, а гости приносят виновнику торжества подарки.

Вопрос подарков на Крестины ребенка можно отнести к категории предпочтений и финансовых возможностей родителей и крестных. Как правило, подарком со стороны крестных служит крестильный набор, а также остальные необходимые для крещения принадлежности (нательный крестик, икона, пожертвование за совершение обряда в храме).

Если с крестными все более менее понятно, то что же дарить малышу другим приглашенным гостям и родственникам?

Традиционные подарки для малышей на Крестины

На Крещение ребенка принято дарить вещи, имеющие символическое значение:

  • нательный крестик или образок на веревочке, цепочке или гайтане;
  • крестильную одежду;
  • крыжму ;
  • икону с изображением Святого покровителя, Ангела-Хранителя;
  • духовные книги – детскую Библию, Молитвослов, Евангелие;
  • серебряную ложку с православной символикой;
  • тематические сувениры, игрушки.

Подростку или взрослому хорошим подарком станет укрепляющая веру паломническая поездка по Святым местам.

Какую икону подарить ребенку на Крещение?

Если позволяет финансовое положение, то крестные могут заказать крестнику мерную икону. Изделие представляет собой дощечку высотой в рост крестника при рождении, где изображен Святой, именем которого наречен малыш. После Крещения икону ставят у детской кроватки, чтобы ребенок с малых лет знал своего Покровителя и мог обращаться к нему с молитвой. Мерная икона выполняется иконописцами по предварительному заказу.

Если нет возможности подарить мерную икону, то можно купить обычную небольшую икону в церковной лавке с изображением тезоименитого Святого покровителя, Ангела-Хранителя или одного из особо почитаемых святых – Николая Угодника, Матроны Московской, Георгия Победоносца, Пантелеимона Целителя. Мальчикам также подходит икона Спасителя, девочке – лик Богородицы.

Уместно ли дарить деньги на Крестины?

Не зная наверняка, что подарить малышу на крестины, можно остановиться на конверте с деньгами. Родители ребенка будут благодарны и сами распорядятся суммой на свое усмотрение, ведь маленьким детям всегда много чего нужно. Дарить деньги на Крестины могут крестные, родственники и другие приглашенные на праздник гости.

Что должны подарить на Крещение крестные мама и папа?

Крестная мама должна заранее позаботиться о крестильных принадлежностях для малыша – купить рубашку, крыжму или готовый набор одежды для Крещения.

Подарок крестнику

Комплект крестильной одежды для мальчика включает рубашку и крыжму. Если батюшка разрешит, то новорожденному можно после купели надеть чепчик на завязках, который желательно подобрать под рубашку по цвету и качеству ткани. Традиционный цвет одежды – белый. Детали вышивки обычно идут в белом, золотом, серебряном, голубом, зеленом цветах. Также к набору на крестины крестная мама может подарить теплые вязаные носочки, пинетки, именной мешочек для хранения крестильной одежды после Таинства.

Подарок крестнице

Для девочки чаще приобретают сорочку или платье , к которому подбирают крыжму и головной убор: косынку или чепчик. Изделия имеют белый или благородный молочный цвет. Кружева и вышивка на одежде могут быть пастельных оттенков: розового, бежевого, небесно-голубого (цвет Богородицы). Подходят также универсальные сочетания белого с золотом и белого с серебром. Под платье можно подобрать пинетки или мягкие атласные туфельки, вышитую салфетку, ажурную вязаную повязку. Дополнительно к крестильной одежде продаются мешочки для хранения рубашки и крыжмы, мешочки для локона. Изделия можно сделать именными, заказав вышивку имени крещаемого, даты Крестин.

Традиционный подарок крестнику/крестнице на Крестины от крестного папы – это нательный крестик и цепочка (веревочка, гайтан). Если ювелирные изделия не освящены, то батюшку нужно предупредить об этом перед Таинством. По договоренности, кум может внести пожертвование за проведение обряда Крещения, оплатить услуги фото- и видеосъемки. Это также считается подарком ребенку и родителям.

Хорошим подарком крестному сыну/дочери будет серебряная или золотая ладанка с изображением тезоименитого Святого. К образку можно приложить книгу-жизнеописание, повествующую о жизни и деяниях Святого покровителя, именем которого наречен ребенок.

Ценным памятным подарком от крестных также станет серебряная ложка с православной символикой. Подойдут изделия с крестиками, образами, изображением Ангела-Хранителя, молитвой «Спаси и сохрани», церковной часовней. Такая ложка обычно хранится как семейная реликвия и передается по наследству.

Готовый серебряный набор от крестного (крестик, ложка и гайтан) можно подарить в красивой коробочке, представленной в нашем интернет-магазине. Крышку футляра украшает серебряное тиснение с ангелочком и надписью: «С Крещением!»

Подарки для младенцев на Крестины от бабушки и дедушки

Самые близкие родственники для ребенка после родителей – это бабушки и дедушки. Зачастую именно они покупают малышу серебряную ложку на первый зубок. Данный металл обладает обеззараживающим действием, а также ионизирует воду и пищу, наделяя их общеукрепляющими свойствами, что очень полезно для детского организма.

Оригинальный тематический подарок от бабушки внуку/внучке – деревянное панно с изображением милых ангелочков. Картина украсит детскую комнату и будет всегда напоминать малышу о Таинстве Крещения. Также можно выбрать декоративную подушку с молитвой, кружевной конвертик с кармашками для хранения крестика и цепочки/гайтана после Крещения. Такой кошелечек хорошо подойдет, чтобы хранить срезанный на годик локон, бирку из роддома.

Бабушка может подарить теплое одеяльце, ажурный вязаный плед. Им можно воспользоваться на случай, если в ходе обряда Крещения в церкви будет прохладно, а после стелить в кроватку, брать на прогулки в коляску.

Что можно дарить на Крестины от родственников?

Племяннику от тети и дяди

Памятным подарком племяннику/племяннице станут серебряные сувениры или даже целый серебряный или мельхиоровый набор из ложки, вилки, чашки, блюдца. На поверхности посуды можно заказать гравировку с датой Крещения, молитвой или пожеланием.

Для девочки в качестве подарка от дяди с тетей подойдут золотые или серебряные сережки, которые малышка сможет носить и в детстве, и когда немного подрастет.

Близким родственникам уместно будет подарить хорошее детское постельное белье , какой-нибудь предмет детской мебели. По мере взросления ребенок оценит и полюбит удобный стульчик или столик.

Родители малыша также обрадуются красивой одежде. Это может быть нарядный костюмчик, платье, вязаные пинетки, шапочка с шарфиком.

Детям всегда уместно дарить игрушки. Это могут быть как мягкие плюшевые зверюшки, с которыми малыши любят спать, так и развивающие игры, например, пазлы, настольные игры и книжки.

Занимательные православные игры представлены в нашем интернет-магазине, развивают мышление, мелкую моторику, обучающие преодолевать трудности. Материалы для их изготовления использованы исключительно натуральные и экологически чистые: дерево, плотный картон, мешковина. Такую игру можно подарить ребенку от 5 до 10 лет.

Оригинальные подарки от брата и сестры

Старшие братья и сестры также могут проявить желание преподнести подарок младшему члену семьи по поводу Крестин. Хорошо для этого подойдут небольшие магниты в виде ангелочков, подвески в кроватку, открытки, расписные имбирные пряники с церковной тематикой. Если сестра или брат намного старше, то могут смастерить памятный подарок собственными руками.

Дарят ли подарки на Крещение приглашенные гости?

Ценным подарком от родственников и друзей семьи станет серебряная погремушка. Изделие можно сделать именным или нанести гравировку со словами молитвы. Родители сохранят игрушку на память, чтобы позже рассказать подросшему малышу о светлом событии.

Недорогим, но оригинальным и памятным подарком будет миниатюрный серебряный колокольчик. Особенно красиво смотрятся изделия с рельефными рисунками, цветной и черной эмалью. Издавна колокольчик считается сильным оберегом, звон которого отгоняет нечистую силу.

Подарок на Крестины от гостей может не нести тематический смысл, но должен быть нужным и полезным ребенку и родителям. Уместными считаются:

Закхей: история одного мытаря

На городском рынке славного города Иерихона чего только нет! На прилавке аккуратной горкой сложен инжир, сладкий как мёд. Продавец время от времени отгоняет от инжира пчёл, которые тоже хотят полакомиться вкусными ягодами. Рядом — плоды гранатового дерева. Такие большие и спелые, что кажется: прикоснись к ним — и тут же они треснут, обнажая гранёные алые зерна, налитые соком. А сколько сортов винограда! А сочные груши! А хурма! И это один только фруктовый ряд.

А рядом долгой чередой расположились ряды, в которых торгуют рыбой, мясом, овощами, специями… Торговцы зазывают покупателей, нахваливают свой товар. А покупатели не спешат выкладывать деньги, рассматривают будущую покупку, просят сбавить цену. Таков уж закон восточных базаров — обязательно нужно поторговаться, поговорить. Не ради денег даже, а просто для удовольствия, чтобы пообщаться друг с другом.

Очень маленький человек

Вдруг в рыбном ряду появилась странная процессия. Впереди с важным видом шествовал богато одетый мужчина. Одежды из яркого шёлка, толстая золотая цепь на шее, пальцы, унизанные перстнями с крупными камнями, — всё это должно было вызывать в окружающих почтение и трепет. Но выглядел он скорее смешно, чем величественно. Дело в том, что человек этот был… очень маленького роста! Почти карлик, ростом с двенадцатилетнего мальчика. Однако смеяться над ним никто не решался: вслед за маленьким мужчиной шли пятеро здоровенных громил с лицами разбойников. Оружия у них не было, но по широким плечам, злым взглядам и огромным кулакам было видно, что они и без оружия могут натворить немало бед.

Время от времени процессия останавливалась возле какого-нибудь прилавка. Маленький человек внимательно смотрел на товар, потом — на торговца. И тот, поёжившись от этого взгляда, торопливо доставал деньги из матерчатого пояса. Один из здоровяков подходил к прилавку и молча протягивал ладонь, похожую на лопату. Торговец с заискивающей улыбкой клал на ладонь несколько монет. Громила нёс их маленькому человеку и отдавал, почтительно поклонившись. Тот пересчитывал монеты, небрежно ссыпал их в большой кошелёк на поясе, и процессия неспешно двигалась дальше. А обобранный торговец вздыхал с облегчением и вытирал со лба пот.

— Кто это такие, папа? И почему они забрали у тебя деньги, — спросил у продавца рыбы кудрявый мальчик. Отец впервые взял его на рынок, чтобы тот приучался к торговле.

— Тихо, сынок, — сказал отец, провожая громил тревожным взглядом. — Это мытари. Они купили у римлян разрешение собирать с нас налоги в римскую казну.

— А мытари тоже — римляне?

— Нет, — усмехнулся отец. — Они наши, местные. Но никто из иудеев не подаст им теперь руки.

— Потому что они — бессовестные. Собирая налоги, они отнимают у людей последнее. Берут больше положенного и часть отнятых денег забирают себе.

— Значит, они — воры? Тогда их нужно посадить в тюрьму.

— Кто же их посадит? — снова невесело усмехнулся отец. — Пока на нашей земле хозяйничают римляне, они никому не дадут в обиду своих верных псов. Видишь, какой важный этот их старшина — коротышка Закхей. Ходит по городу, будто князь, одетый в шелка и золото. А еще несколько лет назад сам торговал изюмом здесь, на рынке. Пока не купил разрешение собирать с нас деньги. Вот и подумай, откуда у него всё это богатство. Впрочем, ладно. Хватит болтать. Сходи лучше, нарви свежей травы и переложи ею рыбу в корзине, чтобы не обсыхала.

А тем временем в соседнем ряду собралась небольшая толпа. Это коротышка Закхей со своими страшными помощниками остановил старика, который привёз овощи на продажу.

— Эй старик! За право торговать на базаре нужно платить.

— Но я же отдал только что три сикля твоим помощникам, — развел руками старик.

— Да, — довольно улыбнулся Закхей. — Но ты привёз овощи в повозке. А за неё — отдельный налог. Кроме того, в повозку впряжён осел. За него ты тоже должен заплатить.

— Но у меня нет больше денег! Я ведь только привёз товар на рынок и даже не начал торговать… Пожалей меня, господин, — растерянно сказал старик.

— Ну что ж, — протянул Закхей, оглядывая повозку и ослика — Ты пожилой человек, и я не могу тебе отказать. Кто сказал, что у мытарей нет сердца? Видишь, ты — попросил, и я готов пойти тебе навстречу.

— Спасибо, господин, — старик благодарно прижал руки к груди, — Сейчас я продам овощи и заплачу всё, что положено.

— Зачем же тебе утруждать себя? Мы сделаем проще: заберем у тебя осла в уплату налога за повозку.

— Но ведь тогда мне некого будет запрягать в неё, чтобы возить овощи. Смилуйся, господин! — Старик сделал шаг в сторону повозки, из которой помощники Закхея уже выпрягали ослика.

— В повозку можешь запрячь себя, старый глупец. Ума у тебя не больше, чем у твоего осла, раз ты поверил, будто мытари могут пожалеть торговца, — сказал один из громил и оттолкнул старика так, что тот чуть не упал.

Остальные мытари захохотали над этими словами, как будто услышали что-то очень смешное. Через минуту они уже уводили ослика к выходу из базара. А старик растерянно смотрел им вслед. Потом сел рядом со своей повозкой на землю, обхватил голову руками и заплакал.

Кто любит даже мытарей?

Тем временем Закхей шел по рынку и собирал дань с торговцев. Люди покорно отдавали ему деньги. Кто-то плакал. Кто-то умолял об отсрочке. Кто-то радовался, что отделался дёшево. А тем, кто пытался возмущаться и спорить, помощники Закхея быстро и умело объясняли, что проще будет всё же заплатить. Короче, дела шли хорошо, мешок с деньгами быстро пополнялся. Но на душе у старейшины мытарей почему-то было тоскливо.

Он вспомнил, как в детстве мальчишки издевались над ним из-за маленького роста, а девочки дразнили коротышкой. Это обидное прозвище прилипло к нему на всю жизнь. Так его называли потом, когда уже в зрелом возрасте он торговал на рынке. Ну а как ещё, скажите, можно называть торговца, который едва виден из-за прилавка? Закхей даже сколотил себе специальный ящик, на который вставал перед прилавком, чтобы казаться покупателям выше. Но все на базаре, конечно же, знали об этом и ещё больше смеялись над низкорослым продавцом.

И тогда Закхей решил, что добьётся уважения к себе, чего бы это ему ни стоило. Прибавить себе роста он не мог. Но зато смог пойти на службу к римским властям, захватившим тогда Иудею. Так смешной торговец Закхей стал грозным мытарем — сборщиком налогов.

Он получил от римлян право требовать деньги с каждого жителя Иерихона. Он окружил себя могучими помощниками, готовыми выполнить любую его команду. Он стал очень богатым человеком. Но того, о чем мечтал всю жизнь, Закхей так и не получил. Его по-прежнему никто не уважал. Теперь его просто боялись. И тайком ненавидели. Ну что ж… Хотя бы дразнить перестали.

С такими невеселыми мыслями Закхей вышел с базара на главную улицу Иерихона. Навстречу по улице медленно двигалась большая толпа, напоминавшая рой пчёл. Закхей удивлённо поднял бровь. Кого это жители Иерихона окружили таким вниманием? Быть может, это какой-нибудь заезжий торговец целебными снадобьями? Тогда он должен заплатить налог со своей торговли. Закхей кивнул в сторону толпы, и двое его помощников тут же побежали ей навстречу. Через несколько минут они вернулись в странном возбуждении:

— Господин, это какой-то учитель закона, пришедший из Галилеи со своими учениками. Его зовут Иисус, и он ничего не продаёт. Лишь говорит о том, что Бог любит всех людей без исключения. Даже таких мытарей, как мы. Право, эти галилеяне — большие чудаки! Надо же было такое придумать: Бог любит мытарей! Что может быть глупее? Ведь нас даже в синагогу не пускают. Ну и ничего, как-нибудь проживём без этих святош, главное, чтобы деньги звенели в кошельке…

Они ещё что-то говорили, но Закхей их уже не слушал. Сердце его забилось в робкой надежде. Дело в том, что его помощники говорили правду. В Иудее мытари считались отверженными людьми. Никто не подавал им руки при встрече, никто не звал их в гости. Даже в синагогу — место общей молитвы — вход был им закрыт. Иудеи не считали их больше своими единоверцами. И Закхей очень страдал от этого.

В глубине души он был очень верующим человеком. С детства любил ходить в синагогу и слушать, как старшие по очереди читают слова древних пророков и объясняют людям, как жить праведно. А когда вырос, сам водил туда своих детей каждую субботу. Но вот уже несколько лет он был отлучен от собрания верующих людей. И ни грозные помощники, ни даже самые большие деньги тут уже ничего не могли сделать. Закхей стал чужим для своего народа. Как ему казалось — навсегда. И вдруг появляется этот странный Учитель, и говорит, что, оказывается, Бог любит его, Закхея-мытаря! Вот бы послушать, что ещё говорит этот Иисус, увидеть его!

Важное дело

Но толпа окружала Учителя плотным кольцом, за которым коротышка Закхей не мог ничего разглядеть, даже если бы подпрыгнул. И тогда он сделал то, чего никто не мог ожидать. Старейшина мытарей города Иерихона вдруг подоткнул полы своих роскошных шёлковых одежд, забежал вперёд и… как мальчишка, полез на дерево! Его помощники удивлённо наблюдали, как ловко взбирается их начальник по стволу огромной смоковницы. Миг — и вот уже он, словно птица, сидит на ветке. Как раз над тем местом, где сейчас пройдёт толпа. И оттуда, сверху, ему всё-всё будет видно и слышно!

Вот уже толпа подошла к самому дереву. Закхей замер, стараясь не упустить ни одного слова Учителя. Но тут Иисус поднял глаза, увидел сидящего на ветке мытаря и сказал:

Читайте также:  Святитель Филипп митрополит Московский и всея России чудотворец

— Закхей! Сойди скорее, потому что сегодня Я приду к тебе в дом.
Обрадованный мытарь вихрем помчался домой, распорядился сделать большое угощение. И через некоторое время к нему действительно пришёл Иисус.

Закхей пригласил на эту трапезу и своих помощников. Но наверное, впервые в жизни те за столом не набивали животы вкусной едой и не упивались дорогим вином. Все жадно слушали речь Иисуса. И слёзы блестели на их лицах, приводивших в ужас рыночных торговцев Иерихона.

Впрочем, в окружении Иисуса были люди, у которых вызвал негодование этот обед Учителя в обществе мытарей. Заходить в дом к Закхею они считали для себя зазорным. И поэтому дожидались Учителя на улице. А когда Он появился на крыльце в сопровождении хозяина, стали возмущаться тем, что Иисус садится за один стол с грешниками, бессовестно грабящими людей.

И тут Закхей вышел вперед и объявил громогласно, так, чтобы слышали все:

— Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

Иисус посмотрел на него. Потом обернулся к толпе и сказал:

— Ныне пришло спасение этому дому, потому что и Закхей тоже — сын Авраама (так называли себя иудеи). Знайте, что Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Не здоровые имеют нужду во враче, но — больные.

Толпа возмущённо зашумела и далее двинулась за Иисусом, обсуждая увиденное. Но Закхей уже не слушал их речи. У него теперь было куда более важное дело.

Прямо из-за праздничного стола мытарь отправился в самый нищий квартал города, где жили одни бедняки. Кошелёк с золотом висел у него на шее. А рядом цокал копытами по мостовой маленький серый ослик, отнятый утром у старика на рынке. Закхей очень надеялся, что сумеет найти его хозяина.

Глава 37

Оживление сухих костей и соединение Ефрема с Иудой

Первое, под которым представлено ближ. обр. восстановление Израиля (ст. 11), является развитием мыслей Иез 36.10 и сл. 37 и сл., второе – мыслей Иез 36.24 . Таким образом пророк, сказав о восстановлении государства (гл. XXXIV) и страны (XXXV-XXXVI), теперь говорит о восстановлении народа. Но народ, истребленный во множестве в последние войны и рассеянный повсюду, находится теперь в таком безнадежном для восстановления его состоянии, что это восстановление может равняться только его полному воскресению. Оно и совершится с ним (ст. 1–14), вслед за чем или вместе с чем уничтожится и столь же старая, как народ (ср. Покровский Ф. Я. Разделение Еврейского царства на царства Иудейское и Израильское. Киев 1885), вражда Ефрема с Иудой и произойдет объединение их под властью одного царя (ст. 15–28). Но хотя первая часть главы, составляющая одно из поразительнейших в Ветхом Завете видений (см. 1–10) и его объяснение (ст. 11–14), имеет в виду, как показывает уже и весь ход мысли в этой части книги и прямое указание пророка (в 11 ст.), имеет в виду оживление Израиля как народа (национальное), не без основания древнейшие толкователи (Иуст. Апол. II, 87; Ириней Прот. ер. V, 1; Киприан Ad Ouir. III, 49; Тертул. De ress. саг. 30; Кирилл Иер. Catech. 18; Августин Де doctr. christ. III, 34) видели в наст. главе пророческое видение воскресения мертвых вопреки противоположному утверждению почти всех новейших западных толкователей, имевших своими предшественниками в этом отношении гностиков (Терт. I. с). Вера в воскресение мертвых была не только не чужда Ветхому Завету, но нашла себе очень ясное выражение в Иов 19:25–26 ; Ис 26.19 ; Дан 12.2 . Настоящее же видение Иезекииля превосходит ясностью ее выражения все эти места. Конечно, пророк говорит здесь об оживлении Израиля (хотя ни откуда не видно, чтобы он ожидал этого оживления в ближайшем будущем, напр. при освобождении евреев из плена вавилонского), но это оживление он созерцает не под видом лишь воскресения мертвых, а совместно с этим будущим потрясающим событием (с которым будущее действительное восстановление Израиля, спасение его, может быть, и будет иметь какую-либо скрытую от нас связь), причем созерцание последнего совершенно оттесняет у него ближайшую тему его речи и он возвращается к ней только в объяснении видения. Кроме того, как говорит Тертуллиан, «не берут образа от предмета, совсем не существующего» (De ress. саr. VI, 30). Церковный устав посему очень удачно назначает чтение этого видения над гробом Спасителя.

Иез.37:1 . Была на мне рука Го­с­по­да, и Го­с­по­дь вывел меня духом и по­ставил меня среди по­ля, и оно было по­лно костей,

“Была” . Асиндетон (без союза), как в Иез 40.1 ; ср. напротив Иез 1.1 . – «На мне рука Господа» см. объяснение Иез 1.3 . – “Вывел” . Указание, кажется, на телесное перемещение; ср. Иез 3.10, 24 . – “Духом” – в видении, экстазе ( Иез 3:14, 8:3, 11:24 ). – «Среди поля» , может быть, того же, что в Иез 3.23 , но вероятнее другого, потому что оно было полно костей. Имеется в виду поле битвы, которое мог не одно видеть пророк. – “Коcтей” не погребенных, чтобы пророк видел, что с ними будет.

Иез.37:2 . и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на по­верхности по­ля, и вот они весьма сухи.

«И обвел меня кругом около них» , чтобы видеть, какое их множество, какие они и насколько мало по человеческим соображениям надежды на их оживление. – «Весьма много их на поверхности поля» . Ими завалено было поле. – «Весьма сухи» – от долгого пребывания на воздухе и, следовательно, тем не способнее к оживленно. В тело, только что оставленное душою, не истлевшее, человеку кажется, как-то легче вернуться душе: 3Цар 17.17 и д. 2Цар 2.18 и д. Деян 20.9 и д.; напротив Ин 11 .

Иез.37:3 . И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Го­с­по­ди Боже! Ты знаешь это.

Вопрос предлагается, чтобы показать все величие чуда. Пророк отвечает уклончиво, но в ответ проявляет почти христианскую веру во всемогущество Божие. Вместе с тем ответ показывает, что вера в воскресение мертвых в Ветхом Завете не была всеобща и тверда. Христианин ответил бы: «да».

Иез.37:4 . И сказал мне: изреки про­роче­с­т­во на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Го­с­по­дне!»

«То, что пророк получает, есть не только ответ, но и поручение». (Skinner по Берт.). Оживление костей производится не непосредственно силою Божией, а через пророческое слово, потому что это слово само есть «реальный агент, простирающий действие свое на внешний мир; ср. напр., Иез 32.18 (Берт.; см. объяснение там) и потому что оживление костей производится тем же Духом Св., которым одушевлен пророк. – “Сухие” прибавка, имеющая целью напомнить об естественной невозможности осуществиться имеющему сейчас последовать повелению. – “Слушайте” . Прекрасная просопопея (Трош.), уместная особенно в виду того, что кости представляют пленных (Гроций).

Иез.37:5 . Так говорит Го­с­по­дь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете.

«Введу дух в вас, и оживете» . “Дух” – душу, дыхание жизни; посему LXX «дух животен» (не выражая «оживете»). Это общее выражение картинно развивается в подробностях ст. 6.

Иез.37:6 . И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и по­крою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Го­с­по­дь.

“Обложу” . Евр. глаг. карам (только ст. 8 и Сир по евр. Иез 43.20 ); может быть, анатомический термин. Жилы, плоть, кожа – естественный порядок. Свидетельство об анатомических познаниях древности: роль нервов (жилы) в организме. “Дух” главное, поставленный, как такое, в 5 ст. на первом месте, здесь ставится на своем месте: ср. ст. 9. LXX. «Дух Мой»: Дух Св., источник жизни; избегается видимая тавтология со ст. 5. – «И узнаете, что Я Господь» . Ничто так не говорит о всемогуществе Божием, как воскресение.

Иез.37:7 . Я изрек про­роче­с­т­во, как по­велено было мне; и когда я про­роче­с­т­вовал, про­изошел шум, и вот движе­ние, и стали сближаться кости, кость с костью своею.

«Когда я пророчествовал» , о чем, ст. 5 и сл.; см. объяснение ст. 4. – «Прозошел шум» , сначала, вероятно, настолько глухой и неопределенный, что пророк не мог определить, откуда он; а потом этот шум определился как “движение” , евр. рааш , слово которым обозначается землетрясение в Иез 3.12 (но в Иез 12.18 «трепет»), посему слав. “трус” , должно быть движение между костями от удара их друг о друга, весь ужас которого легко представить и которое если не силою, то впечатлением напоминало землетрясение. Посему излишне предположение Клифота, что шум был звук трубы или голос Божий, по которому воскреснут тела, а движение содрогание земли, имеющее открыть гробы при воскресении. «Кость с костью своей» , с которою она должна быть связана, для чего каждой кости нужно было передвинуться на большее или меньшее расстояние; отсюда шум и движение.

Иез.37:8 . И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа по­крыла их сверху, а духа не было в них.

Оживление мертвых пророк мог проследить только до момента, когда им еще не достает одного, – последнего и самого важного, – жизни. Этим сильный переход от жизни к смерти, переход самый решительный, изолируется от остальных процессом восстановления мертвых и выдвигается как особенно важный (Берт.).

Иез.37:9 . Тогда сказал Он мне: изреки про­роче­с­т­во духу, изреки про­роче­с­т­во, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Го­с­по­дь Бог: от четырех ветров при­ди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут.

Действие описывается во всех своих отдельных моментах, чем усиливается впечатление от чуда. Пророк должен еще раз проречь, чтобы дух вошел в тела, хотя это сделано уже в 7 ст., ср. 5 и 6 ст. Этим хорошо отмечается вся бездна, которая лежит между одушевленным творением и бездушным. Если дух по ст. 6 дается Богом, а здесь сам входит в тела, то в этом нет противоречия, так как и здесь он подчиняется воле Божией. Но все же Дух здесь по сравнению с Быт 2.7 , которое тут явно имеется в виду, является более самостоятельным деятелем; он представляется наполняющим весь мир, составляя как бы его дыхание, которое в человеке только как бы индивидуализируется. Это дыхание, конечно, должно иметь отношение к Духу Св., именно производиться им. Отсюда понятно, что оно входит в тело по проречению пророка, глаголющего тоже Духом Св. Такова сила слова Божия даже в устах человека; какова же должна была она быть в устах Сына, Слова Божия! (Тр.). Дух приходит «от четырех ветров» , т. е. со всех концов земли, в чем была надобность в виду множества убитых. Здесь кроме того намек и на собрание Израиля, рассеянного по всем «4 ветрам» по Иез 5:10, 12:14, 17:21 . В евр. получается двойное руах («ветров» и «дух»), чего можно было бы избежать, но такое выражение должно быть намеренно, так как дыхание жизни в порыве ветра находить конкретное выражение. – “Убитых” . Впервые узнаем о костях, что они были от убитых, а не просто умерших. Но это в ранее само собою разумелось: поле с таким множеством костей на поверхности земли могло быть только полем битвы.

Иез.37:10 . И я изрек про­роче­с­т­во, как Он по­велел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое по­лчище.

“Полчище” , так как кости были легшего в поле битвы войска; см. объяснение ст. 9. Но LXX: «собор». В Талмуде (Sanhedr. XCII, 2) доказывается, что это воскресение имело место в действительности, что воскресшие возвратились в Ханаан и имели потомство; к потомству одного из воскресших причисляет себя и автор этого мнения.

Иез.37:11 . И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии – весь дом Израилев. Вот, они говорят: «иссохли кости наши, и по­гибла надежда наша, мы оторваны от корня».

Видение объясняется. Как и часто, пророк непосредственно из уст народа берет ходячую фразу, в свою очередь туда заимствованную из скорбных псалмов и ярко выражающую всю подавленность вавилонских пленников (как и отсутствие в народной вере идеи воскресения). – «Оторваны от корня» национального существования, в котором, по воззрению древности, и возможно существование индивидуума; LXX: «убиени быхом».

Иез.37:12 . Посему изреки про­роче­с­т­во и скажи им: так говорит Го­с­по­дь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву.

«Выведу вас. из гробов ваших» – из плена, этой национальной смерти Израиля. Пророк свободно оставляет первый образ – не погребенных костей (говоря о гробах). – “Народ Мой” – нужное и утешительное наименование, противоположное гневному: «народ твой» (пророка) Иез 13.17, 33.2 и др. или еще более гневному: «дом мятежный» Иез 2.5 и др.

Иез.37:13 . И узнаете, что Я Го­с­по­дь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших,

«И узнаете, что Я Господь» . Тогда Бог откроется по истине во всем существе Своем, которое есть любовь.

Иез.37:14 . и вложу в вас дух Мой, и оживете, и по­мещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Го­с­по­дь, сказал это – и сделал, говорит Го­с­по­дь.

“Дух” здесь ближ. образ, как оживляющий тело (ст. 6, 9); но так как это оживление производится тем же Духом Св., которым совершается и обещанное Иез 36.21 нравственное возрождение человека, то здесь имеется в виду и последнее.

Иез.37:15 . И было ко мне слово Го­с­по­дне:

Сначала под видом символического действия изображается, а потом и прямо описывается будущее объединение двух еврейских царств под мессианским владычеством Потомка Давидова. Со времени Осии ( Ос 2.2, 3.5 ) эта черта – объединение 2 Царств – постоянно повторяется в мессианских чаяниях ( Ам 9.11 и д. Ис 11.13 ; Мих 2.12 ). Пока Ефрем существовал, это могущественное царство было, собственно, Израилем, одно нося это имя, а Иуда подле него был незначительной державой, оставшись такой, в сущности, и после падения Ефрема. Если слава Давидова времени должна быть восстановлена, то она и в позднейшее время немыслима без Ефрема, особенно теперь, когда от Иуды сохранился самый небольшой остаток. Хотя ближайших известий об этом не сохранилось, но можно считать несомненным, что колонии Ефремовых изгнанников существовали тогда в Ассирии. Глазами, полными надежды, смотрит на них Иеремия ( Иер 3:18 и сл.; ср. Иер 31:15, 2:4, 5:11 ) и считает одновременное восстановление Ефрема и Иуды само собою понятным ( Иер. 31:9, 18, 20, 24, 33:16, 50:19, 51:5 ). Эта надежда была настолько важна, что заслуживала подробного рассмотрения здесь еще раз. Настоящею речью т.о. исчерпаны существенные моменты восстановления Израиля и речь поэтому, естественно, оканчивается уверением, что так устроенное спасение будет вечно и Иегова уже навсегда останется жить в своем народе, чем подготовляются гл. ХХXVIII-ХХXIХ и XL-XLVIIII (Сменд).

Иез.37:16 . ты же, сын человеческий, возьми себе один жезл и напиши на нем: «Иуде и сынам Израилевым, союзным с ним»; и еще возьми жезл и напиши на нем: «Иосифу»; это жезл Ефрема и всего дома Израилева, союзного с ним.

“Жезл” , евр. ец , дерево (Вульг. lignum), которое могло иметь форму только жезла, чтобы два таких куска дерева можно было обнять одной рукой; кроме того, должно быть имеется в виду Чис 17.6 и сл.; посему LXX c правом: «жезл». «И сынам Израилевым союзным с ним» , т. е. Вениамину, Симеону, отчасти Левию, а может быть, и эмигрантам разных времен в южное царство. – “Иосифу” . Он назван вместо Ефрема, чтобы противопоставить его, как брата, Иуде. Посему сейчас и объясняется “Ефрема” . – «И всего дома Израилева» , который, действительно, в громадном большинстве своем подчинялся Ефрему; LXX опять «сынам» (в евр. сходно по начертанию с «дом»).

Иез.37:17 . И сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твоей были одно.

Как легко пророку соединить два жезла в одной руке, так легко Богу соединить разделенные доселе и с начала политического существования Израиля две его части.

Иез.37:18 . И когда спросят у тебя сыны народа твоего: «не объяснишь ли нам, что это у тебя?»,

Ср. Иез 24.19 . Следовательно, символические действия Иезекииля совершались на деле; ср. гл. IV.

Иез.37:19 . тогда скажи им: так говорит Го­с­по­дь Бог: вот, Я возьму жезл Иосифов, который в руке Ефрема и союзных с ним колен Израилевых, и при­ложу их к нему, к жезлу Иуды, и сделаю их одним жезлом, и будут одно в руке Моей.

«Жезл Иосифов, который в руке Ефрема» . Ефремово колено занимало первенствующее, господствующее положение в северном царстве. Из него был и Иеровоам. – «И приложу их к нему (послед. сл. нет у LXX), к жезлу Иуды» . Ненормальное самостоятельное существование северного царства не будет иметь места: оно подчинится, как и следует, Иуде, составив с ним одно царство. – «И будут одно в руке Моей» . LXX: «в руце Иудине» (одна евр. рук. «в руке его», т. е. Иуды), что, в сущности, одно, потому что Бог будет править через Иудина потомка – Мессию.

Иез.37:20 . Когда же оба жезла, на которых ты напишешь, будут в руке твоей перед­ глазами их,

Читайте также:  Храм Архангела Михаила в Тропареве, расписание богослужений, история возведения

«Когда… будут» , слав. точнее: “и будут” . Во все время следующего предсказания пророк должен держать в руке соединенными два жезла. «Драматическое впечатление от символа было несомненно» (Сменд).

Иез.37:21 . то скажи им: так говорит Го­с­по­дь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находят­ся, и соберу их отовсюду и при­веду их в землю их.

Объяснение символического действия излагается подробнее и пополняется другими предсказаниями.

Иез.37:22 . На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед раз­деляться на два царства.

“Царь” , евр. мелех . Только здесь и в 24 ст. этим словом назван у Иезекииля Мессия (в др. случаях всегда наси, князь), потому что здесь речь об объединении 2 Царств под его властию. Предсказание относится ближайшим образом к послепленному Израилю; но на нем исполнилось несовершенно (царей из дома Давидова не было, если не считать таким Зоровавеля), но полнее исполнилось на духовном царстве Христовом; а вполне – на будущей церкви, царстве славы.

Иез.37:23 . И не будут уже осквернять себя идолами сво­ими и мерзостями сво­ими и всякими по­роками сво­ими, и освобожу их из всех мест жи­тель­ства их, где они грешили, и очищу их, и будут Мо­им народом, и Я буду их Богом.

Все эти обещания Иегова может исполнить, потому что народ уже не будет грешить, а прежние грехи будут ему прощены. И, прежде всего, народ не будет уже впадать в идолопоклонство. – «И освобожу их из всех мест жительства, где они грешили» . LXX делают мысль яснее и проще, читая вместо «жительства» близкое по начертанию «беззаконий», «ими же согрешиша». – «И будут Моим народом» . Будут восстановлены древние заветные отношения.

Иез.37:24 . А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Мо­их, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их.

Связь между обеими половинами стиха или такая, что эсхатологический царь (Мессия) будет богопоставленным стражем правды и закона на земле (ср. Иез 34.23 ; Ис 9.1, 11.1, 32.1 ; Иер 23.1 ), или такая, что водворение этой правды на земле сделает возможным его царствование. – «Раб Мой Давид» – см. объясн. Иез 34.23 .

Иез.37:25 . И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно.

Ссылки на патриархов у Иезекииля не часты (ср. Иез 33.24 ). Обещание вечности повторено дважды. Об исполнении предсказания см. объяснение ст. 22.

Иез.37:26 . И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и раз­множу их, и по­ставлю среди них святилище Мое на веки.

Ясное предсказание о Новом Завете, христианстве. “Мира” см. объяснение Иез 34.25 . – “Устрою” в обетованной земле; слав. “укореню” но греч. ταξω – «Святилище» – таинственный храм XL-XLVIII, источник всякого благословения для будущего Израиля; слав. общее: «освящение» , но греч. τα ᾿αγια – храм.

Иез.37:27 . И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Мо­им народом.

Новые заветные отношения ставятся в прямую зависимость от присутствия среди Израиля («среди них» в евр. не передаваемое ни одним переводом, «над ними» соответственно Иез 40.2 ) таинственного храма, названного здесь уже «жилищем Божиим», потому что Бог в нем будет обитать не в меньшей степени, чем на небе.

Иез.37:28 . И узнают народы, что Я Го­с­по­дь, освяща­ю­щий Израиля, когда святилище Мое будет среди них во веки.

Знаменательно, что образ светлого будущего для Израиля заключается упоминанием о язычниках. «Освящающий Израиля» – отделяющий его от всех народов и возвышающий над ними. И отношение язычников к Израилю изменится существенно после основания таинственного храма XL-XLVIII гл. Но до этого еще гл. ХХXVIII и ХХХIX.

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. – Изд. 4-е. – Москва : Дар, 2009. / Т. 4. : Пророческие книги. – 1168 с. / Книга пророка Иезекииля. 660-1158 с. ISBN 978-5-485-00273-2

Вам может быть интересно:

  1. Толкование на книгу пророка Иеремии – Глава 32 – профессор Александр Павлович Лопухин
  2. Книга пророка Иезекииля – преподобный Ефрем Сирин
  3. Толкование на пророка Иезекииля – Глава 37 – блаженный Феодорит Кирский
  4. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля – Книга одиннадцатая – преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

На могиле библейского пророка ожило иссохшее дерево

Фисташковое дерево у могилы пророка Даниила, которое чудом оживил Алексий II, впервые не цвело в этом году – священный ствол засох накануне смерти Святейшего патриарха.

Святое место – могила пророка Даниила – чудесным образом связано с патриархом Алексием II. Будучи с визитом в Самарканде, Святейший предстоятель Русской православной церкви сотворил чудо на могиле библейского пророка Даниила – после его молитвы мертвое, иссохшее дерево у гробницы ожило. А нынешней весной на древней фисташке цветов так и не дождались. Дерево, возрожденное Алексием II, умерло, предсказывая уход Святейшего.

– Уже был май, вокруг расцвели сады, а на нашей фисташке цветов все не было, – говорит Наталья Шакирова, жительница Самарканда. – Люди, приходившие сюда поклониться пророку Даниилу, надеялись: может, позже зацветет.

Склеп над гробницей святого Даниила почитаем верующими всех религий. Каково же было удивление, когда единственное дерево, древняя, как сам пророк, мощная развесистая фисташка, приютившаяся на горе прямо у мавзолея, после того, как у нее в ноябре 1996 года помолился патриарх, вдруг зацвела. Фисташковый куст, который более 500 лет охраняет покой мощей святого Даниила, из скрючившегося старика превратился в порозовевшего младенца. Цветочки цвета утренней зари появились на ветвях дерева после того, как его окропил святой водой Святейший Патриарх всея Руси.

Весть о великом чуде разошлась по Самарканду. Об этом говорили, затаив дыхание, не только христиане, но даже мусульмане и иудеи, благодарные за то, что визит Патриарха всея Руси подарил благодать священному для всех религий месту.

О чуде, которое свершилось, вспоминает смотритель мавзолея Одил-ходжа:

– Это дерево уже собирались вырубать. Сам памятник и территорию вокруг него к тому времени начали приводить в порядок, а древний, иссохший ствол туда никак не вписывался. Патриарх помолился у дерева и окропил его святой водой. Это было в ноябре, а уже весной следующего года под теплыми лучами весеннего солнца вдруг фисташка зацвела!

Поглядеть на чудесное возрождение дерева люди приходили сотнями.

– Это событие оживило нашу жизнь, – говорит протоиерей отец Дмитрий Козулин, служащий в Георгиевской церкви Самарканда.

Председатель самаркандского отделения Русского культурного центра Юрий Огнев был в составе делегации, сопровождавшей патриарха.

– Во время молебна святейшего мы были рядом, – говорит Юрий Михайлович. – И радуемся этому чуду – оно укрепило нас в вере.

– Мавзолей пророка свято почитают последователи трех религий, – говорит директор музея Истории культуры Узбекистана Нумон Махмудов. – И все восхищены чудом, совершенным патриархом Алексием II на могиле Даниила.

– Нынешняя весна заставила многих задуматься, – говорит Одил-ходжа. – Мы промолчали, когда увидели засохшие веточки на святой фисташке. И потом пришла скорбная весть из Москвы. Мы сразу поняли, что хотело сказать нам чудо-дерево. Оно уже тогда скорбело о предстоящем уходе святого человека.

Легенда

Данияр, Даниил и Даниэль – это имена одного святого в мусульманской, христианской и иудейской литературах

Самая распространенная версия говорит о том, что во время семилетнего похода в Малую Азию Амир Тимур не смог взять Сузы штурмом. Расспросив богословов, великий завоеватель узнал, что город защищают мощи святого Даниила. После этого Амир Тимур договорился с осажденными, что не тронет ни одного жителя Суз, если получит позволение увезти часть священных мощей пророка, а именно – правую руку, чтобы она защищала Самарканд.

Эта история передается из поколения в поколение. Журналистам Life.ru о ней рассказал молодой таксист, подвозивший до мавзолея святого Даниила, а ему – его дед.

– Мощи везли на верблюдах, – рассказывает он. – Но, не дойдя до стен города, животные неожиданно улеглись на землю, и уже никакими способами нельзя было заставить их снова отправиться в путь. Тогда старейшины рассудили: пророк хочет упокоиться здесь. На этом месте у стен городища Афросиаб и возвели гробницу. Мощи поместили в саркофаг и положили в мавзолей. В этот же день под холмом, где расположился мавзолей, забил источник. Святой родник и по сей день находится с той стороны, куда смотрит голова саркофага.

Святыня

Длина надгробия пророка Даниила составляет 18 метров. Форма и вид могилы неоднократно менялись. Первоначально могила была покрыта речным камнем, а со стороны головы стояло несколько священных шестов – туг. Позже был возведен современный шестикупольный мавзолей (из них сейчас уцелели лишь пять куполов). Купола мавзолея соответствуют ветвям фисташкового дерева.

В 2000 году могилу пророка Даниила навестила супруга президента России Людмила Путина с дочерьми – Марией и Екатериной. А спустя три года это священное место почтил и сам Владимир Владимирович во время своего официального визита в Самарканд.

На могиле библейского пророка ожило иссохшее дерево

В Узбекистане дерево Патриарха Алексия засохло перед его смертью

В нашем блоге уже шла речь о том, что прослеживается какое-то странное сходство между агонией Сталина и страдальческой кончиной патриарха Алексия 5/12/2008 г., первое сообщение о которой митрополита Кирилла в программе «Слово пастыря» на ОРТ было почему-то вырезано из эфира (см. видео), как и такие показания: «Стоны патриарха никто не расслышал… Когда и в половине девятого он не вышел (к завтраку), начали тревожиться… Через окошко ванной комнаты увидели его лежащим. Дверь взломали. Но тело уже остывало»: http://expertmus.livejournal.com/64746.html

Между тем, не все знают о том, что фисташковое дерево у могилы пророка Даниила, которое чудом оживил Святейший Патриарх Алексий II, впервые не цвело именно в 2008 г. – священный ствол засох накануне смерти Святейшего Патриарха . Святое место – могила пророка Даниила – чудесным образом связано с Патриархом Алексием II. Будучи с визитом в Самарканде, Святейший Предстоятель Русской Православной Церкви сотворил чудо на могиле библейского пророка Даниила – после его молитвы мертвое, иссохшее дерево у гробницы ожило. А весной 2008 г. на древней фисташке цветов так и не дождались. Дерево, возрожденное Патриархом Алексием II, умерло, предсказывая уход Святейшего.
– Уже был май, вокруг расцвели сады, а на нашей фисташке цветов все не было, – поделилась своими переживаниями Наталья Шакирова, жительница Самарканда. – Люди, приходившие сюда поклониться пророку Даниилу, надеялись: может, позже зацветет.
Лишь Одил-ходжа, смотритель у святой гробницы, молча опускал голову: « Не к добру это. святая душа, воскресившая это дерево, покидает этот мир. ». Склеп над гробницей святого Даниила почитаем верующими всех религий. Каково же было удивление, когда единственное дерево, древняя, как сам пророк, мощная развесистая фисташка, приютившаяся на горе прямо у мавзолея, после того, как у нее в ноябре 1996 г. помолился Святейший Патриарх Алексий II, вдруг зацвела. Фисташковый куст, который более 500 лет охраняет покой мощей святого Даниила, из скрючившегося старика превратился в порозовевшего младенца. Цветочки цвета утренней зари появились на ветвях дерева после того, как его окропил святой водой Святейший Патриарх всея Руси.

Весть о великом чуде разошлась по Самарканду. Об этом говорили, затаив дыхание, не только христиане, но даже мусульмане и иудеи, благодарные за то, что визит Патриарха всея Руси подарил благодать священному для всех религий месту.

О чуде, которое свершилось, вспомнил смотритель мавзолея Одил-ходжа:
– Это дерево уже собирались вырубать. Сам памятник и территорию вокруг него к тому времени начали приводить в порядок, а древний, иссохший ствол туда никак не вписывался. Патриарх помолился у дерева и окропил его святой водой. Это было в ноябре, а уже весной следующего года под теплыми лучами весеннего солнца вдруг фисташка зацвела!
Поглядеть на чудесное возрождение дерева люди приходили сотнями.

– Это событие оживило нашу жизнь, – признался протоиерей Дмитрий Козулин, служащий в Георгиевской церкви Самарканда. Председатель самаркандского отделения Русского культурного центра Юрий Огнев был в составе делегации, сопровождавшей Патриарха.
– Во время молебна Святейшего мы были рядом, – сообщил Юрий Михайлович. – И радуемся этому чуду – оно укрепило нас в вере.
– Мавзолей пророка свято почитают последователи трех религий, – отметил директор музея Истории культуры Узбекистана Нумон Махмудов. – И все восхищены чудом, совершенным Патриархом Алексием II на могиле Даниила .
– Нынешняя весна заставила многих задуматься, – сказал Одил-ходжа. – Мы промолчали, когда увидели засохшие веточки на святой фисташке. И потом пришла скорбная весть из Москвы. Мы сразу поняли, что хотело сказать нам чудо-дерево. Оно уже тогда скорбело о предстоящем уходе святого человека.

Данияр, Даниил и Даниэль – это имена одного святого в мусульманской, христианской и иудейской литературах. Самая распространенная версия говорит о том, что во время семилетнего похода в Малую Азию Амир Тимур не смог взять Сузы штурмом. Расспросив богословов, великий завоеватель узнал, что город защищают мощи святого Даниила. После этого Амир Тимур договорился с осажденными, что не тронет ни одного жителя Суз, если получит позволение увезти часть священных мощей пророка, а именно – правую руку, чтобы она защищала Самарканд.

Эта история передается из поколения в поколение: мощи везли на верблюдах, но, не дойдя до стен города, животные неожиданно улеглись на землю, и уже никакими способами нельзя было заставить их снова отправиться в путь. Тогда старейшины рассудили: пророк хочет упокоиться здесь. На этом месте у стен городища Афросиаб и возвели гробницу. Мощи поместили в саркофаг и положили в мавзолей. В этот же день под холмом, где расположился мавзолей, забил источник. Святой родник и по сей день находится с той стороны, куда смотрит голова саркофага.

Длина надгробия пророка Даниила составляет 18 метров. Форма и вид могилы неоднократно менялись. Первоначально могила была покрыта речным камнем, а со стороны головы стояло несколько священных шестов – туг. Позже был возведен современный шестикупольный мавзолей (из них сейчас уцелели лишь пять куполов). Купола мавзолея соответствуют ветвям фисташкового дерева.

В 2000 г. могилу пророка Даниила навестила супруга президента России Людмила Путина с дочерьми – Марией и Екатериной. А спустя три года это священное место почтил и сам Путин во время своего официального визита в Самарканд.

Светлана Макунина

Вспомнить об этом чуде Святейшего Патриарха Алексия II в Узбекистане, весть о котором облетела всю Среднюю Азию, заставили весьма неожиданные известия об отмене узбекскими властями визита Патриарха Кирилла, намеченного на первые числа ноября. Сообщение об этом последовало вскоре после встречи 28 сентября 2011 г. Президента Киргизской Республики Розы Отунбаевой с митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским Викентием и митрополитом Омским и Тарским Владимиром, который был награжден киргизским орденом «Данакер». Вслед за этим 3 октября 2011 г. в конференц-зале Ташкентского епархиального управления состоялась конференция «Русская Православная Церковь в Средней Азии: 140 лет добрососедства с исламом», посвященная 140-летию Ташкентской епархии. В тот же день в “Известиях” вышла статья Владимира Путина, опубликованная им перед визитом в Китай. Обрисовывая перспективы ЕврАзЭС (Россия, Белоруссия и Казахстан) «за счет полноценного подключения к работе Киргизии и Таджикистана», Путин ни словом не обмолвился об Узбекистане: http://rublev-museum.livejournal.com/226767.html

Стоит ли удивляться, что реакция не замедлила себя ждать. 13 октября 2011 г. стало известно, что запланированный на 2-3 ноября 2011 г. визит в Ташкент Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю празднования 140-летия основания Ташкентской и Среднеазиатской епархии, не состоится, как сообщил узбекский сайт UzMetronom со ссылкой надежные источники.

По мнению издания, главной причиной неготовности южной республики принять предстоятеля, хоть и не озвученной местным МИДом, стало то, что “Кирилл даже не удосужился поставить Узбекистан в известность о намерениях преобразовать епархию в митрополичий округ”. Кроме того, продолжает издание, “Патриарх не согласовал с политическим руководством Узбекистана назначение Викентия митрополитом Ташкентским и Узбекистанским взамен получившего новое место службы митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира”.

“Понятно, что государство отделено от церкви и формально церковь не обязана координировать свои действия, включая кадровые перестановки, с представителями светской власти. Однако элементарная логика подсказывает, что в данном случае Кирилл, ранее курировавший внешние сношения Русской православной церкви, просто пренебрег обычным в подобных случаях этикетом и дипломатической вежливостью. Более того, своими действиями он автоматически осложнил пребывание в Ташкенте митрополита Викентия, на данный момент безуспешно пытающегося придать юридический статус новому церковно-административному формированию, созданному на базе Ташкентской и Среднеазиатской епархии”, – считает главный редактор узбекского издания Сергей Ежков.

По его словам, таким образом, сложилась достаточно непонятная ситуация. “Де-факто округ есть, де-юре в Узбекистане по-прежнему существует епархия. Причем, не только в Узбекистане. Насколько известно нашему изданию, временный президент Киргизии Роза Отунбаева также воздержалась от ходатайства перед законодателями о юридическом закреплении в республике новой православной церковно-административной единицы, делегировав инициативу принятия решения по поводу ее регистрации следующему президенту страны. Вряд ли Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предполагал, что его политическая близорукость и сановная самонадеянность могут в лучшем случае смазать торжества по случаю 140-летия присутствия в Средней Азии русской православной церкви, намечаемые в Ташкенте, в худшем – вообще сделать их сугубо камерными. И это при том, что прежний митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, пользуясь абсолютной и безоговорочной поддержкой президента Узбекистана Ислама Каримова, сделал все для того, чтобы паства епархии встретила этот юбилей с радостью и благодарностью”, – заключает главный редактор узбекского издания UzMetronom, по данным ИА REGNUM, близкого к специальным службам Узбекистана: http://expertmus.livejournal.com/78085.html?thread=824325#t824325

Читайте также:  Молитва что бы вернуть жену в семью, возвратить ее любовь

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.

Могила пророка Даниила и патриарх Алексий II

Легенды о появлении могилы пророка Даниила в Самарканде.

Легенда Первая – Захват

«В преклонном возрасте Даниил обратился к царю с просьбой отпустить его на отдых. После чего он переехал в Сузы (современный г. Шуш в Иране), где и умер и похоронен в царской усыпальнице. Считается, что дух этого пророка оберегает город от всех несчастий и невзгод, и останки Даниила приносят городу благоденствие – поэтому в городе никогда не будет нищеты и голода.»

«Во время одной из своей военной кампании в Малую Азию (1397-1404), Амир Тимур пытался завоевать один из маленьких городов в Иране – Сузы, но город не сдавался. Это было невероятно – профессиональная армия великого завоевателя не могла сломить сопротивление небольшого городка. Не понимая в чём дело, Тимур обратился к местным жителям и своему духовному учителю и получил ответ, что город охраняется духом Святого Даниеля, ветхозаветного еврейского пророка.
Тогда Тимур попросил любыми способами провести его к захоронению Святого и вскоре навестил его. Осталось тайной, о чём он думал и говорил в месте приюта останков пророка, но на следующий день город был взят», прах изъят из могилы, привезен и перезахоронен в Самарканде. Дабы охранять теперь этот город.

Легенда Вторая – Обмен

«Самая распространенная версия говорит о том, что во время семилетнего похода в Малую Азию Амир Тимур не смог взять Сузы штурмом. Расспросив богословов, великий завоеватель узнал, что город защищают мощи святого Даниила. После этого Амир Тимур договорился с осажденными, что не тронет ни одного жителя Суз, если получит позволение увезти часть священных мощей пророка, а именно – правую руку, чтобы она защищала Самарканд.
– Мощи везли на верблюдах, – рассказывает он. – Но, не доехав до стен города, животные неожиданно улеглись на землю, и уже никакими способами нельзя было заставить их снова отправиться в путь. Тогда старейшины рассудили – пророк хочет упокоиться здесь. На этом месте у стен городища Афросиаб и возвели гробницу. Мощи поместили в саркофаг и положили в мавзолей. В этот же день под холмом, где расположился мавзолей, забил источник. Святой родник и по сей день находится с той стороны, куда смотрит голова саркофага.»

«При этом, надо отметить, что исторические источники не приводят достаточно конкретной ссылки ни на посещение Тимуром могилы Святого Даниила в Сузах, ни на перевоз праха Святого Даниила в Самарканд. Кроме того, ряд исторических источников сообщает, что на момент похода Тимура в Малую Азию, мощи Пророка Даниила давно были вывезены в Константинополь, по одной версии, при царице Елене, по другой – при императоре Зиноне.»

Легенда Третья – Просто взяли и увезли

Могила Святого Даниила. По легенде, Тимур перед завоеванием Константинополя молился этому Святому и он помог ему составить военный план и захватиь этот город. После чего Тимур раскопал могилу Даниила и перевез его поближе к себе, похоронив Святого под Самаркандом.

Легенда Четвертая – Рука? Нога? Прах? Земля?

« В Самарканде захоронены не мощи(по одной версии –рука, по другой – часть ноги), а прах (земля) с могилы Святого Даниила.
Исламская традиция запрещает беспокоить останки умерших людей и требует немедленно предать земле умерших, чьи останки по тем или иным причинам, ещё не были погребены. Зная об этом, Тимур, вряд ли, мог пойти на такой шаг, а, тем более, взять часть останков. На этом и основана другая версия – Тимур взял немного земли (праха) с могилы Святого и, привезя в Самарканд, смешал её с землёй самаркандской (похоронил) в месте, схожем с местом захоронения пророка Даниила в Сузе. По поводу выбора места для Мавзолея, в Самарканде также бытует легенда, что, Мавзолей располагается там, где остановился верблюд, на котором везли прах (землю). Знак был понят и Мавзолей основали в месте остановки каравана.»

Легенда Пятая – Увез не Тимур

«Бытует также версия, что прах привезли в Самарканд ещё в 5-6 вв. переселенцы из Мосула (Ирак; ещё одно официальное место захоронения пророка Даниила) – иудеи или христиане. Теоретически, они могли это сделать, но опять-таки, этому нет подтверждений в исторических источниках.»

Легенда Шестая – Пророк Даниил умер в Самарканде

«Теоретически, пророк Даниил мог служить сатрапом у персидского царя Дария. Одно из преданий гласит, что Дарий сделал исключение и сделал своим сатрапом в Согдиане (центром которой был Самарканд) Даниила, как лицо, особо приближённое к царю (сатрапом могли стать только родственники царя, либо особы, особо к нему приближённые).
Однако, данная версия не подкреплена историческими источниками. Из источников, известно, что, упоминание об этом содержится лишь в “Кандии Малой” (литературное произведение XVII века), которое ссылается при этом на слова шейха Ходжи Абду-Даруна, проживавшего в Самарканде в IX веке. Это значит, кстати, что о том, что пророк Даниил похоронен в Самарканде, говорили ещё за 400-500 лет до Тимура.»

Легенда Седьмая – Не Даниил

«В Мавзолее лежат останки Даниёла – сподвижника Куссама ибн Аббаса. О данной версии сообщает арабский историк Абу-Тохир Ходжа в своём произведении “Самария” (конец XIX века).
Куссам ибн Аббас – двоюродный брат пророка Мухаммеда, по самой распространнёной версии, раненный в Самарканде мечом зороастрийцев, но чудесным образом оставшийся в живых, прибыл в Самарканд для распространения ислама. Ходжа Даниёл – был его ближайшим соратником и смог заслужить уважение среди народа.
Однако, пока не найдено других исторических источников (кроме “Самарии”), подтверждающих данную версию.»

«Самаркандскую версию” могилы пророка Даниила поддержала Русская Православная Церковь в лице Патриарха Алексия Второго.
Да великий пророк предсказал все это “Даниэль предсказал и множественность своих Мавзолеев. Он говорил о 4-х Мавзолеях, которые появятся после его смерти” Т.Р.Джульматов

Оригинал взят у expertmus в Узбекское чудо Патриарха Алексия и обструкция Патриарху Кириллу

Святое место – могила пророка Даниила – чудесным образом связано с Патриархом Алексием II. Будучи с визитом в Самарканде, Святейший Предстоятель Русской Православной Церкви сотворил чудо на могиле библейского пророка Даниила – после его молитвы мертвое, иссохшее дерево у гробницы ожило. А весной 2008 г. на древней фисташке цветов так и не дождались. Дерево, возрожденное Патриархом Алексием II, умерло, предсказывая уход Святейшего.

– Уже был май, вокруг расцвели сады, а на нашей фисташке цветов все не было, – поделилась своими переживаниями Наталья Шакирова, жительница Самарканда. – Люди, приходившие сюда поклониться пророку Даниилу, надеялись: может, позже зацветет.
Лишь Одил-ходжа, смотритель у святой гробницы, молча опускал голову: « Не к добру это. святая душа, воскресившая это дерево, покидает этот мир. ». Склеп над гробницей святого Даниила почитаем верующими всех религий. Каково же было удивление, когда единственное дерево, древняя, как сам пророк, мощная развесистая фисташка, приютившаяся на горе прямо у мавзолея, после того, как у нее в ноябре 1996 г. помолился Святейший Патриарх Алексий II, вдруг зацвела. Фисташковый куст, который более 500 лет охраняет покой мощей святого Даниила, из скрючившегося старика превратился в порозовевшего младенца. Цветочки цвета утренней зари появились на ветвях дерева после того, как его окропил святой водой Святейший Патриарх всея Руси.

Весть о великом чуде разошлась по Самарканду. Об этом говорили, затаив дыхание, не только христиане, но даже мусульмане и иудеи, благодарные за то, что визит Патриарха всея Руси подарил благодать священному для всех религий месту.

О чуде, которое свершилось, вспомнил смотритель мавзолея Одил-ходжа:
– Это дерево уже собирались вырубать. Сам памятник и территорию вокруг него к тому времени начали приводить в порядок, а древний, иссохший ствол туда никак не вписывался. Патриарх помолился у дерева и окропил его святой водой. Это было в ноябре, а уже весной следующего года под теплыми лучами весеннего солнца вдруг фисташка зацвела!
Поглядеть на чудесное возрождение дерева люди приходили сотнями.

– Это событие оживило нашу жизнь, – признался протоиерей Дмитрий Козулин, служащий в Георгиевской церкви Самарканда. Председатель самаркандского отделения Русского культурного центра Юрий Огнев был в составе делегации, сопровождавшей Патриарха.
– Во время молебна Святейшего мы были рядом, – сообщил Юрий Михайлович. – И радуемся этому чуду – оно укрепило нас в вере.
– Мавзолей пророка свято почитают последователи трех религий, – отметил директор музея Истории культуры Узбекистана Нумон Махмудов. – И все восхищены чудом, совершенным Патриархом Алексием II на могиле Даниила .
– Нынешняя весна заставила многих задуматься, – сказал Одил-ходжа. – Мы промолчали, когда увидели засохшие веточки на святой фисташке. И потом пришла скорбная весть из Москвы. Мы сразу поняли, что хотело сказать нам чудо-дерево. Оно уже тогда скорбело о предстоящем уходе святого человека.

Длина надгробия пророка Даниила составляет 18 метров. Форма и вид могилы неоднократно менялись. Первоначально могила была покрыта речным камнем, а со стороны головы стояло несколько священных шестов – туг. Позже был возведен современный шестикупольный мавзолей (из них сейчас уцелели лишь пять куполов). Купола мавзолея соответствуют ветвям фисташкового дерева.

В 2000 г. могилу пророка Даниила навестила супруга президента России Людмила Путина с дочерьми – Марией и Екатериной. А спустя три года это священное место почтил и сам Путин во время своего официального визита в Самарканд.

ИОРДАНИЯ: по следам пророков.

Мадаба – небольшой городок в паре десятков километров от Аммана. В Библии его называют Медева. Славен своим мозаичным промыслом с незапамятных времен. В Мадабе находится храм Святого Георгия. А в нем – древняя мозаичная карта Святой земли, датируемая IV–VI веками н. э. Карту нашли в 1895 году, когда откопали фундамент древней церкви. К сожалению, сохранилась только часть карты, но и она дала просто море информации для историков и исследователей. На ней отмечены места пребывания пророков и различных чудес. Начнем с древнейших времен.

Могила пророка Ноя (Нуха)

Это небольшой кубический склеп с зеленым куполом. Находится на обыкновенном старом кладбище в Караке. В длину могила намного больше, чем два метра. Вероятно, люди в то время действительно были великанами. Ной почитается и христианами, и мусульманами. Только в Коране не говорится, что потоп был всемирным, – просто локальное наводнение. Особого музея на месте захоронения нет. Надо найти смотрителя и попросить его открыть помещение. И все. Стойте и вспоминайте историю этого человека. Как он один верил во Всевышнего, как над ним смеялись соплеменники. Как он предупреждал их о грядущем потопе, но никто его не слушал.

Пещера Лота

Когда-то на берегу Мертвого моря находились города Содом и Гоморра. Их жители погрязли в грехе и неблагодарности. Грех, кстати, был – мужеложество. Пророк Лот был послан, чтобы вразумить людей и вернуть их к Богу. Но они не послушались. Тогда Бог решил уничтожить города, а Лоту с семьей надо было уйти заранее. Жена его обернулась, чтобы посмотреть, что случится с городом, и превратилась в соляной столп. На берегу Мертвого моря на высокой скале до сих пор стоит столб, напоминающий очертаниями женскую фигуру. По преданию, это и есть жена Лота.
Сам пророк с двумя дочерьми поселился в пещере недалеко от города Сигор (современное название – Сафи). Дальше в Библии описан невозможный поступок дочерей – они напоили отца вином, чтобы зачать от него детей. По Корану такого просто быть не могло! Все пророки были святыми людьми и не совершали грехов. По коранической версии дочери Лота впоследствии вышли замуж. У одной из них родился будущий пророк Айюб (Иов). Речь о нем впереди.
Археологи откопали пещеру Лота в 90-х годах XX века благодаря мадабской мозаичной карте. Над пещерой нашли остатки византийского храма, построенного в IV–VI веках н. э. Теперь там музей.

Ас-Салт – город, в котором жил пророк Иов (Айюб)

Городок находится чуть севернее Аммана. Иов прославился в истории стойкостью к бедам и твердостью веры, несмотря на потерю богатства, детей и здоровья. За что Бог ему все это дал в еще большем размере. Иов прожил на свете больше 250 лет.

Гора Небо (Нево)

Место, с которого Моисей (Муса в Коране) увидел Землю обетованную. И умер. На этой горе францисканцы построили монастырь в IV–VI веках, когда пытались найти могилу Ноя. Остатки храма существуют и сейчас. На горе есть смотровая площадка, с которой видны земли Палестины и Иерусалим.
Я была там. Представила себе Моисея – старого человека, который вывел свой народ из рабства и привел к обещанной земле. Вот он стоял и смотрел на нее, такую долгожданную. И понимал, что его путь окончен.
Кстати, с мной там случилась интересная история, которая доказывает невероятную терпимость и толерантность иорданцев. Что бы там ни говорили про арабов и мусульман.
В 2009 году мы повезли на гору Небо мою маму. Чтобы пройти на территорию комплекса, надо было купить билеты. И брат мужа пошел за ними. А мы стояли и глазели по сторонам. Дети вертелись в нетерпении.

Вокруг них образовался вакуум. Мне показалось, что даже звуки пропали на мгновенье. Нет, никто не кричал, пальцем в них не тыкал и камнями не кидал. Большинство присутствующих арабов и иностранцев делали вид, что ничего не происходит.
Мы тоже как-то растерялись от неожиданности. И тут моя шестилетняя дочь повернулась ко мне и спросила очень громким шепотом: «Мама, а почему дядя одет, как тетя?» «Не знаю, дочка, – ответила я. – Болеет, наверное. »
Ничего в голову больше не пришло. Тут наваждение рассеялось, принесли наши билеты – и мы пошли осматривать монастырь и мозаику.
Где похоронен Моисей, никому не известно, хотя францисканцы очень старались отыскать это место. А вот могила его брата Аарона (Харуна) находится в горах неподалеку от Петры. В те места редко кто добирается. Уж очень сложный маршрут.

Источники Афра и молельня Соломона

Это горячие родники, бьющие из-под земли. В воде – вся таблица Менделеева. И все очень полезное. Сейчас там построены купальни для мужчин и женщин отдельно. Вход для иорданцев по смешной цене – 1 динар (100 рублей). Туда любят ездить по выходным и на каникулах. Место находится в низине между гор. И в одной из скал есть древняя молельня, которую, по легенде, построил царь Сулейман (Соломон). Как-то он возвращался с войском из похода, и начался мор. Солдаты покрывались язвами и умирали. Сулейман помолился Всевышнему – и ему открылись чудодейственные горячие источники. Войско было спасено. Царь приказал вырубить в скале небольшой храм и помещение для ночевки. Впоследствии там была больница. Люди приезжали лечиться водой.
Больница существовала еще при Османской империи. А сейчас это просто пещера. В храме остались колонны с древним орнаментом и каменная чаша для воды. Чтобы можно было добраться и посмотреть на эти древние места, была построена специальная лестница.

Место крещения Иисуса – Вифания (Бетани)

За два тысячелетия река Иордан сильно обмелела и несколько раз меняла русло. Но благодаря все той же мозаичной карте археологам удалось откопать то самое место. В первых веках нашей эры там был построен храм. Его остатки и лестница в реку сохранились. Иордан протекает в нескольких метрах. Это такая небольшая желтая речушка. На другом берегу уже Израиль и еврейское место крещения. Да, у них тоже есть. И тоже приезжают паломники.
Сейчас в Вифании построен целый комплекс для туристов. Несколько церквей и храмов для разных ветвей христианства. У Русской православной церкви имеется свой храм и странноприимный дом. Этот кусок земли, кстати, официально принадлежит России.
Мусульмане, конечно, не верят в крещение, но знают, что пророки Яхья (Иоанн) и Иса (Иисус) встречались.

Дерево оливы, под которым отдыхал пророк Мухаммад

Расскажу об одном мусульманском месте. В пустыне, не так уж далеко от городка Зарга, растет старое-престарое дерево оливы. Там больше ничего не растет – только это дерево. Рядом протекает малюсенький ручеек. Впечатление такое, что он создан только для того, чтобы питать оливу.
По легенде, когда пророку Мухаммаду было 12 лет, он ездил с дядей в Сирию по торговым делам и отдыхал под этим раскидистым деревом. В этом же путешествии он встретился с неким монахом-отшельником, который увидел в Мухаммаде признаки будущей пророческой миссии.

Ссылка на основную публикацию