Мужские браслеты на руку православные с молитвой или иконой

Церковный браслет: мужской, женский.

Нередко в каталоге современных украшений представлен церковный браслет, выполненный из благородных металлов, драгоценных камней, дерева, текстиля, пластика. Наручное украшение гармонично выполняет свои основные функции: удовлетворяет потребностям человека в красоте, напоминая о Боге и главных религиозных заповедях. Кроме того, церковные изделия издревле относят к категории оберегов и талисманов: они охраняют людей и помогают им в трудные минуты жизни.

Немного истории:

Если внимательно изучить историю Ветхого Завета, то можно заметить, что у иудеев была традиция – носить филактерии (тхелимы). Они представляли собой маленькую кожаную коробку, в которой хранились тексты молитв. Во время чтения Священного Писания иудей надевал одну из таких коробочек на лоб, еще одну на левую руку. Древняя традиция, появившаяся во времена пророка Моисея, соблюдается многими современными евреями.

В Новом Завете данный обряд потерял христианский смысл. Однако на смену ему пришла другая религиозная атрибутика: нательные кресты, маленькие иконки в виде подвески и церковный браслет. Люди верят, что церковные предметы защищают от нечистой силы. К тому же в современном оформлении они смотрятся красиво, достойно и выгодно подчеркивают статус их обладателя.

Разновидности:

Изготавливают церковный браслет на руку из различных материалов: пластика, металла, кожи, дерева, текстиля.

*В большинстве случаев пластиковые религиозные украшения выглядят «по-простому», однако срок службы их довольно долгий. Искусный мастер может придать такому недорогому изделию достойный вид, дополнив его различными деталями.

*Церковный браслет из ткани часто выполняют в виде узелков с изображением маленьких икон. Подобен он четкам и имеет оригинальный, привлекательный вид. Однако такое украшение быстро рвется при ежедневном ношении, поэтому ему неоднократно приходится искать замену.

*Деревянные религиозные украшения смотрятся очень достойно, если их изготавливают из дорогих, экзотических пород дерева. Такие церковные браслеты украшают резьбой, это придает им особую привлекательность. Но деревянные украшения очень чувствительны к воде: при контакте размокают, портятся.

*Металлический церковный браслет чаще изготавливают из серебра, латуни. Но в ювелирных магазинах можно найти варианты, выполненные из золота. Такую религиозную атрибутику ценят любители благородных металлов. Святые образы на металлических чеканных или литых браслетах самые долговечные.

*Религиозные обереги из камня – беспроигрышный выбор. Как и металлические, церковные браслеты из камня очень долговечны. В руках профессионала он превращается в настоящий ювелирный шедевр, который дополняют религиозной символикой.

Мужской церковный браслет:

Мужчины предпочитают украшения из драгоценных металлов. Ведь они выглядят красиво, достойно, подчеркивают статус владельца. Поэтому мужские церковные браслеты чаще выполняют из серебра или золота.

В ювелирных магазинах пользуется особым спросом религиозное украшение «Святые мужи”. Оригинальный серебряный браслет ручной работы посвящен 18 известным святым мученикам, чудотворцам. Их иконки аккуратно вставлены в ювелирное изделие. Оно не только украшает, но и выполняет свою основную функцию: оберегает своего владельца. Религиозная атрибутика с изображением креста всегда востребована. Поэтому церковный браслет с крестом довольно популярен среди мужчин. Часто на религиозных украшениях изображают Георгиевский крест. Оригинально и достойно он смотрится как вставка в кожаном плетении.

Женский церковный браслет:

В отличие от мужчин, представительницы прекрасного пола чаще отдают предпочтение утонченным украшениям религиозной тематики. Поэтому женские церковные браслеты – как правило, изящные легкие плетения с молитвами. Как и мужская церковная атрибутика, женские модели выполняются из драгоценных металлов, камней, дерева, кожи, текстиля, пластика. Помимо молитв такие браслеты также дополняют различными вставками: крестами, маленькими иконами.

Браслеты с молитвами:

Религиозное украшение с молитвой служит для верующего человека своеобразным напоминанием о необходимости обратиться к Богу. Каждый раз, читая надпись на браслете, его хозяин мысленно говорит со Всевышним словами молитвы. Чаще на церковных браслетах встречается надпись “Спаси и сохрани”, Псалмом 90. Молитвы на украшениях всегда лаконично вписывают в узор и дополняют традиционными православными деталями или изображениями святых. Однако хозяин молитвенного браслета должен понимать, что украшение имеет смысл и силу только тогда, когда начертанные святые слова читают, тем самым обращаясь к Создателю с верой и надеждой.

Православные браслеты:

У православных украшений есть главная задача – напоминать человеку о Боге. Церковные браслеты на руку мужские и женские выполняют такую же миссию. Удовлетворяя эстетическую потребность, они еще “лечат” душу человека, выступая своеобразным оберегом. И хотя ни католические, ни православные священнослужители не одобряют ношение украшений с религиозной символикой, их разумное использование помогает человеку.

Православные церковные браслеты с молитвами помогают их обладателям не забывать главных молитв. А имея наручные украшения со святыми образами, человек всегда помнит, что нужно помолиться Всевышнему, поблагодарить Его за все земные блага или попросить душевных сил. Самые распространенные православные образы, изображаемые на браслетах, – образ святого Георгия, Пресвятой Богородицы и святых мучеников. На православных наручных украшениях часто чеканят молитвы и Псалмы.

Как носить:

Особых правил в ношении наручной религиозной атрибутики нету. Священники призывают людей не превращать церковные украшения в предметы роскоши, ведь в них присутствует духовная составляющая. Поэтому, когда человек надевает его, сразу чувствует себя защищенным. Как правильно носить церковный браслет на руке? Правой или левой? Значения не имеет. Главное, это вера во Всевышнего. Но следует помнить, что религиозные обереги не носят на виду, ведь это не украшения, а предметы веры и уважения к религии.

Некоторые священники глубоко уверены, что все изображения святых искажены на церковных браслетах. Ношение таких предметов считают они святотатством. Многие действительно забывают о религиозном аспекте православной атрибутики и превращают ее в предмет роскоши. Поэтому протест священнослужителей обоснован. Но все же большинство священников разрешают прихожанам надевать на руку церковные браслеты.

Если обладатель православного браслета не знает, как его правильно носить, ему следует обратиться в близлежащий приход к священнику за помощью и советом.

Где приобрести:

Изначально церковная атрибутика продавалась только в монастырях, храмах, церковных лавках. Но с появлением ювелирных магазинов, все чаще церковные браслеты и другие религиозные драгоценности покупают именно там. Особенно это касается изделий, выполненных из золота, серебра и драгоценных камней. Однако все они остаются лишь украшениями, если не освящены в храме. Поэтому церковный браслет и другие подобные предметы лучше покупать на территории святых мест.

В храмах вся православная атрибутика проходит этап освящения и только после поступает в продажу. Считается, что только освященный церковный браслет или другое украшение помогает человеку обрести душевное спокойствие, очищает разум, защищает перед испытаниями.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона священномученика Василия Анкирского и Кесарийского пресвитера

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой мученик Василий Анкирский и Кесарийский относился к знатным гражданам города Аниры, что в Турции. На протяжении всей своей жизни он помогал людям. О нем знали все в ближайшей округе как о глубоко верующем и набожном человеке.

Житие мученика Василия Анкирского

Василий служил священником в Анкирской церкви. В те времена епископ впал в противоположную ересь, которую не поддерживал, не разделял святой. Он стойко веровал в Всевышнего и проповедовал только одну веру Иисуса Христа. Когда на престол императора заступил Юлиан, он начал восстанавливать язычество. Почувствовал неведомую поддержку Василий удвоил свои силы на проповеди и укрепление веры.

Тогда преподобного обвинили в том, что он наносит ущерб императору. На это святой ответил, что не намерен повиноваться властям, в мире существует только один Царь и это Господь Бог. Тогда проконсул дал приказ растянуть на дыбе Василия. Святой начал молится и возносить прошения к Всевышнему с благодарностью о том, что он дает силы на жизнь.

В то время мимо города, в котором жил Василий Великий Кесарийский проездом был император. Он пришел к преподобному чтобы поинтересоваться отрекся он от своей веры или нет. Но святой с таким интересом рассказывал Юлиану о Всевышнем и его историю жизни, что император понял верность веры. Его это очень разозлило и он приказал ежедневно отрезать куски кожи из святого в виде пояса. Прошло несколько дней, слуги исполняли приказания. Василий терпел сильные муки, но несмотря на это был верен православной вере.

На третий день он попросился встретится с императором. Юлиан обрадовался, думал что отрекся святой от веры. Но Василий оторвав от себя кусок кожи бросил ее к ногам императора со словами « Держи и жри, ты любишь мясо Для меня смерть это победа. Я живу только ради Христа» После такого Юлиан пришел в бешеное состояние и велел казнить святого долгими муками.

Василия и били батогами, и резали, и рвали тело железными зубцами. На протяжении всего этого времени он возносил молитвы. Скончавшись преподобный не осквернив ни имени своего ни Всевышнего. Днем памяти считается 22 марта и 4 апреля. В эти дни у иконы преподобного собирается особенно много православных верующих, чтобы вознести молитву о семье и близких, попросить защиты от невзгод и неприятностей.

О чем просят молитвами преподобного

Многие слышали о церкви Василия Кесарийского в Тверской Ямской Слободе, что находится в Москве. Она была очень популярной среди православных верующих, но к сожалению до нашего времени она не сохранилась.Во времена действия была и школа при храме Василия Кесарийского, которая также сегодня не функционирует. Тогда там обучалась местная детвора грамоте, чтению, писанию. При школе была библиотека, которой пользовались ее ученики.

К сожалению, несмотря на современные возможности храм так и не реконструировали. Но несмотря на это к иконе священномученика Василия Анкирского Пресвитера приходит много прихожан, чтобы вознести молитвы прося о:

  • исцелении от тяжких болезней;
  • укреплении веры;
  • избавлении душевных мук и ран;
  • наставлении на путь истинный.

Святой также является покровителем всех мужчин, которые носят имя «Василий». Ему возносят прошения об заступничестве от всего плохого и негативного. Молитву можно произносить своими словами. Но лучше будет, если все же посетить церковную лавку и приобрести специальный православный молитвослов. В нем можно найти специальную молитву, которая написана как обращение к данному святому. Не упускайте возможности посещать храм и уединятся в общении с Богом и святыми.

Ты праведно завершил свой жизненный путь и сохранил веру, священномученик Василий, поэтому удостоился мученического венца и явился непоколебимым столпом Церкви, исповедовав Сына Собезначального Отцу и Духу, Троицу Нераздельную, Ее же моли избавиться от бед почитающим тебя, да взываем к тебе: «Радуйся, Василий богомудрый».

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о пресвитере Анкирском:

ВАСИЛИЙ АНКИРСКИЙ, СВЯЩЕННОМУЧЕНИК

Сщмч. Василий Анкирский. Икона

Василий Анкирский (+ 362), пресвитер, священномученик

Пресвитер в Анкире Галатийской. Во время широкого распространения арианской ереси призывал свою паству твердо держаться Православия. Константинопольский патриарх-арианин Евдоксий преследовал его за веру и на время запретил служить. Однако Василий открыто продолжал свою проповедь, обличая ариан и наставляя людей на правый путь, ведущий к Богу.

В то время епископом Анкиры был Маркелл, который в своём противостоянии арианству впал в противоположную ересь – модализм, считая три Божественных Лица тремя аспектами, или модусами, Божества. Однако Василий не разделял этих воззрений и ревностно учил истинной вере. Святой был оклеветан перед императором Константием II и призван к нему для ответа, но с несокрушимой стойкостью исповедал перед царём Православие и был отпущен.

Когда следующий император Юлиан Отступник предпринял попытку восстановить язычество, доблестный исповедник удвоил усилия, дабы разоблачить пустоту веры в ложных богов. Василия обвинили в том, что он наносит ущерб почитанию императора. На это святой ответил, что намерен повиноваться только Царю неба и земли. Тогда проконсул Сатурнин велел растянуть его на дыбе и раздирать тело железными орудиями.

Во время мучений святой обратился к Богу с молитвой:

Видя, что Василий остаётся непреклонен в вере, Сатурнин бросил его в темницу, а сам обратился к императору за указаниями. Юлиан направил в Анкиру двух образованных язычников, бывших прежде христианами, Элпида и Пигасия, позже к ним присоединился жрец Асклепий. Пигасий пришёл в темницу к Василию и попытался убедить его поклониться идолам, однако сам был смущён увещеваниями святого. После того как он передал слова Василия своим спутникам, они решили, что мучения его следует продолжить, а если он будет упорствовать, предать его в руки императора. Святой Василий снова претерпел пытки на дыбе, после которых был водворён в темницу.

Когда в июне 362 года, во время своего похода против персов, Юлиан Отступник остановился в Анкире, то приказал привести Василия. Объявив себя христианином, тот предсказал Юлиану, что Бог, Чьи алтари он поверг, вскоре его самого свергнет с трона и его тело, оставленное без погребения, будет попрано ногами. Юлиан был задет этими словами и приказал, чтобы каждый день у святого вырезали из кожи по семь ремней. Василий в течение нескольких дней выносил эти жестокие пытки, затем попросил о встрече с императором. Юлиан, считая, что тот готов отречься, пришел в храм Асклепия и повелел приготовить жертвоприношение. Но представ перед ним, святой Василий вырвал свисавшую с его тела только что отрезанную полосу кожи, бросил её перед Юлианом и сказал: “Держи, съешь этот кусок, потому что ты любишь мясо. И знай, что для меня смерть – это победа. Я страдаю за Христа, Он – моё прибежище, моя опора и моя жизнь!” Разгневанный император приказал резать его тело, пока не обнажатся внутренности. В этих мучениях святой молился, чтобы Бог даровал ему завершить земной путь, сохранив веру, и быть принятым в Царство Небесное.

Однажды ночью в тюрьме мученику явился Христос, укрепил его и исцелил от ран. На следующий день правитель Фрументин повелел привести Василия, надеясь его сломить до отъезда императора в Антиохию, но с изумлением обнаружил, что святой остался невредимым после пыток. Опасаясь раздражения тирана более, нежели гнева Божия, он громко приказал раздирать его тело раскаленными железными когтями. Окутанный дымом и едким запахом горящей плоти, святой Василий произнес:

Так священномученик Василий отошёл ко Господу 29 июня 362 года.

Сщмч. Василий Анкирский. Миниатюра греко-грузинской рукописи XV в.

Мощи и почитание

Позже, после гибели Юлиана Отступника христиане погребли мощи священномученика Василия, воздав им надлежащие почести. Память его ради праздника святых апостолов Петра и Павла была перенесена на 22 марта.

Сохранились два греческих жития святого: анонимное (BHG, N 242) и Иоанна Агиоэлита (BHG, N 243). По студийским (Евергетидскому конца XI века [1] и Мессинскому 1131 года [2]) и сравнительно более поздним иерусалимским Типиконам на память святому положена служба с “Аллилуия”. Известен ряд единоличных ростовых изображений святого: в миниатюрах рукописных Минологиев – Василия II 976-1025 годов [3], в греко-грузинской рукописи XV века (святой изображен в архиерейском омофоре) [4]; в циклах настенных минологиев церквей Вознесения Дечанского монастыря 1348-1350 годов; святителя Николая в Пелинове, Черногория, 1717-1718 годов; на минейных иконах на март, XVI века [5]; на минейной годовой иконе начала XIX века [6].

В “Ерминии” Дионисия Фурноаграфиота начала XVIII века о святом Василии сказано писать его: “С короткою раздвоенною бородою, скончался весь истыканный шилами с головы до ног”, единолично в рост, в одеждах иерея (т. е. в фелони и епитрахили) [7]. В Большаковском иконописном подлиннике сводной редакции того же века облик святого описывается так: “Надсед, брада Власиевы, на концы раздвоилася, риза поповская, на оплечие вохра”; изображение в лицевых святцах соответствует тексту в описательной части: священномученик Василий в фелони с оплечием, в руках Евангелие. В “Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих” 1910 года В. Д. Фартусова, имеется добавление к иконографии святого: “. типом галл. в руках хартия с его изречением”.

В настоящее время честная глава священномученика Василия почивает в храме Успения Пресвятой Богородицы “тис Рендинас” в городе Кардице, Греция. Корпус песнопений святого, приведенный в современной русской печатной Минее, практически не претерпел изменений с периода господства Студийского устава: тропарь в службе отсутствует; есть кондак 8-го гласа; канон 6-го гласа; ирмос; комплект из 3 стихир.

Молитвословия

Кондак, глас 8 (на подобен “Взбранной”)

Зако́нно тече́ние соверши́в/ и ве́ру соблю́л еси́, священному́чениче Васи́лие,/ сего́ ра́ди муче́ния венце́в сподо́бился еси́/ и Це́ркве сто́лп непоколеби́м яви́лся еси́,/ Сы́на, Отцу́ Собезнача́льна и Ду́ху испове́дав,/ Тро́ицу Неразде́льную,/ Ю́же моли́ изба́витися от бе́д чту́щим Тя́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Васи́лие Богому́дре.

Документы, литература

  • BHG, N 242-243.
  • Крашенинников М. Ioannis Hagioelitae de passione sancti Basilii presbyteri Ancyrani narratio. Iurievi Livonorum, 1907. P. 1-12.
  • ActaSS. Mart. T. 3. P. 377-881, 12†-15†
  • Δουκάκης. ΜΣ. Σ. 336-337.
  • ЖСв. Сент. С. 419-428.
  • Ерминия ДФ. С. 209.
  • Большаков. Подлинник иконописный. С. 83.
  • Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 223.
  • Janin R. Basile (8) // DHGE. T. 6. Col. 1074-1075.
  • ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 674-675.
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 113.
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 75-76.
  • Teitler H. C. History and Historiography: The Passio of Basil of Ancyra as a Hist. Source // VChr. 1996. N 50. P. 73-80.
  • Λέκκος Ε. Π. Τά μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1997. Τ. 1. Σ. 226-228.
  • Миjовић. Менолог. С. 334, 386.
  • Евсеева. Афонская книга. С. 286.
  • Возрожденные шедевры рус. Севера. М., 1998. С. 63. Кат. 140. С. 36. Кат. 57.

Использованные материалы

  • “Память священномученика Василия, пресвитера Анкирского”, Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6-и тт., М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011, т. IV, с. 260-262:
    • http://www.pravoslavie.ru/put/60588.htm
  • Заец О. Н., А. А. Л., Шевченко Э. В., “ВАСИЛИЙ пресв. Анкирский, сщмч.”, Православная энциклопедия, т. 7, с. 34-35:
    • http://www.pravenc.ru/text/150507.html
  • Житие в календаре на портале Православие.ru:
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life689.htm

[1] Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 428.

[2] Arranz. Typicon. P. 129.

[3] Vat. gr. 1613. Fol. 426.

[4] РНБ. O. I. 58. Л. 105.

[7] См. разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» (Ч. 3. § 22).

Мученик Василий Анкирский, Кесарийский

Страдание святого священномученика Василия, пресвитера Анкирского

Память 22 марта

Святой Василий, пресвитер церкви в Анкире, городе в Галатии, прилежно старался учить людей истине христианской и отвращать их от пути диавольского и от всех его злых дел; он постоянно проповедовал, что наступило страшное время, явились князья адских полчищ, ибо у сатаны есть слуги, одетые в овечьи одежды, а внутри они хищные волки, они являются людям на пути этой кратковременной жизни, чтоб уловлять их души в погибель, и коварные козни их проявляются в настоящее время.

Потому, – говорил святой, – я указываю всем путь, ведущий к спасению Христом Богом, и обличаю заблуждение нечестивых: если кто, оставив живого и во веки пребывающего Бога, обратится к идолам, слепым, глухим и немым, тот наследует происходящее от богов его пламя неугасимого огня, поэтому мы все любящие Христа и усердно почитающие Его, как Вождя нашей веры, желая сохранить в наших неоскверненных душевных хранилищах неоъемлемое сокровище, станем попирать ногами прельщение диавола и идольские веселые праздники, избежим мерзостных врагов, подкрепленные Помощником нашим Христом, подающим вечное возмездие.

Так делал постоянно святой, обходя весь город и убеждая каждого хранить истинную веру и избавиться от будущих вечных мук. Жил же святой Василий пресвитер при патриархе Константинопольском Евдоксии арианине и от него за свое благочестие во время арианского собора в Константинополе получил запрещение священнодействовать, но потом собором двухсот тридцати епископов в Палестине ему было повелено совершать святые таинства. Исповедуя правую веру и живя богоугодно, он разъяснял истины веры и многих отвращал от заблуждения. Поэтому в те времена, когда всякий благочестивый христианин подвергался гонению, его оклеветали перед царем Констанцием, сыном Константина Великого, будто он смущает народ; будучи мучим за истину, он многих научил правильно веровать, потому что сам был постоянен и тверд в вере и отеческом предании, ничуть не уклоняясь от благочестивого исповедания. Когда вступил на престол Юлиан Отступник и стал губить души людские, издав безумные законы о скверных идольских жертвах, тогда и в Галатийской стране по его повелению люди кланялись идолам целый год и три месяца. Святой же Василий, видя погибель для душ человеческих, молился Богу о своем городе Анкире, говоря:

– О, Спаситель мира, Христе, Свет непомеркающий, сокровище вечных хранилиш, волею Отчего прогоняющий тьму и Его Духом все составляющий! Призри святым и страшным Твоим оком и разрушь скверное волшебство противящихся Твоей святой воле, пусть будет рассеян слабый замысел их и не будет препятствовать душе, во веки пребывающей в Тебе Боге!

Идолопоклонники же, услышав, что святой Василий молится так вслух, весьма разгневались на него, и один из них, по имени Макарий, побежал и схватил его со словами:

– Что ты обходишь весь город, смущаешь народ и упраздняешь закон богопочитания, изданный царем?

Отвечал ему святой:

– Да сокрушит Бог твои уста, пленник диавольский! Не я упраздняю закон ваш, а Тот, Кто на небе, невидимою силой разоряет его и истребит, и погубит всех вас, пока не изнеможете окончательно и не наследуете уготованную вам смерть вечную.

Нечестивые люди, полные ярости, повели его к игемону Сатурнину, говоря:

– Этот человек смущает наш город и многих прельщает и вводит в заблуждение, а теперь он дошел до такой дерзости, что велит разрушать жертвенники и не стесняется хулить царя.

Игемон Сатурнин спросил святого:

– Кто ты такой, что осмеливаешься на такое дело?

Святой Василий отвечал:

– Я христианин, это имя для меня всего почетнее.

– Почему ты не делаешь того, что нужно христианину?

– Справедливо ты советуешь мне, игемон. В самом деле, нужно, чтоб добрые дела христианина стали явны всем, как учит святое Евангелие: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).

– Зачем же ты смущаешь наш город и хулишь повсюду царя, будто он нарушил добрые законы?

– Я не хулю вашего царя, но я знаю Вышнего Царя: Он Бог, живущий на небе, Ему достойные служители отцы наши всюду поклоняются в чистоте сердца, Он может в короткое время разрушить ваше безрассудное установленное нечестие.

– Разве закон, предписанный нашим царем, ты не считаешь справедливым?

– Как же может быть справедливым закон, повелевающий, подобно бешеному псу, которой пожирает мясо около жертвенника и лает перед ним, – класть тело человеческое на жертвенник, проливать кровь и закалывать младенцев в жертву бесам? Как можно такой закон назвать справедливым?

– Перестань лгать, гордец, и покорись царю!

Отвечал святой Василий:

– Небесному Царю повиновался я до сих пор и теперь повинуюсь, и никогда не отступлю от святой веры в Него.

– Про какого ты мне говоришь, сказал Сатурнин, Небесного Царя, Которому ты повинуешься?

– Я говорю, отвечал святой, о Том, Который восседает на небесах и всё видит, а тот царь, которого ты хвалишь, тот царь земной и тотчас, как человек, падет и будет в руках Царя Великого.

Услышав это, Сатурнин разгневался и велел святого раздеть, повесить и строгать железными орудиями его тело. Он же, вися и претерпевая муки, молился так Богу:

– Благодарю Тебя, Господи Боже веков, что Ты удостоил меня пострадать за Тебя и найти путь жизни, идя по которому я могу увидеть наследников Твоих обещаний.

Когда строгали святого, сказал игемон:

– Василий, теперь ты принял такие страшные муки, покорись царю.

– О неистовый человек и чуждый надежды христианской! Я сказал уже, что я повинуюсь моему Богу, как Истинному царю, верую в Него, и мне нельзя от Него отступить.

Когда слуги, строгавшие святого, устали, Сатурнин велел им перестать и сказал опять святому:

– Согласись с нами и принеси жертвы нашим богам.

– Не поклонюсь суетным богам и не буду участником жертв, убивающих души.

Тогда велел игемон отвести мученика в темницу, по дороге туда встретился святому один эллин, по имени Филикс и сказал ему:

– Как это, Василий, ты сам идешь на гибель? не лучше ли бы тебе стать другом богам и получить дары, обещанные царем? Ведь ты будешь жестоко страдать и долго еще, и по заслугам: сам того пожелал.

Отвечал ему святой:

– Отойди прочь, развратник и нечестивец, ты не знаешь истинных обещаний Вечного Царя Небесного Христа и недостоин их знать: как можешь ты во тьме увидеть свет истины и познать окружающий тебя мрак?

С этими словами святой Василий вошел в темницу.

Игемон же Сатурнин послал письмо царю Юлиану и известил его о случае с пресвитером Василием. Царь тотчас послал в Анкиру некоего Элпида, учителя неверия, который был прежде христианином, а потом сделался отступником, а с ним вместе послал другого нечестивца, также бывшего христианина и отпавшего потом от небесных сокровищ, по имени Пигасия. По дороге в Анкиру, в Никомидии, они нашли Асклипия, жреца идольского и, взяв его с собою, втроем, словно три начальника диавольского войска, пришли в город Анкиру, а святой Василий, сидя в темнице, не переставал день и ночь хвалить и славословить Бога. На другой день пришел Пигасий к святому Василию в темницу и, приветствуя его, сказал:

Отвечал ему святой:

– Нет тебе никакой радости, преступнику и обманщику, нет тебе спасения, которое ты когда-то пил из источника Христова, теперь ты – гнилое болото, поглощаешь жертвенное мясо; прежде ты был причастником Божественных Тайн, теперь ты сидишь на первом месте за бесовской трапезой; прежде ты был учитель истины, теперь вождь погибели; прежде ты совершал праздники со святыми, теперь веселишься с сатанинскими слугами; прежде ты вел заблудившихся из тьмы к свету, теперь ты сам весь объят мраком. Как ты погубил свою надежду и лишился духовного сокровища? Что ты будешь делать, когда будешь умирать?

Сказав это, святой Василий обратился к Господу с такой молитвой:

– Прославься, Боже, познаваемый Твоими рабами и приводящий к свету желающих видеть Тебя, Бога своего, прославляющий надеющихся на Тебя, наполняющий стыдом ненавидящих закон Твой, хвалимый небесными жителями и на земле почитаемой людьми. Соизволь, Боже Вышний, сбросить все диавольские узы с души раба Твоего, чтоб избежать мне ненавидящих правду, хвалящихся поймать и одолеть меня!

Пигасий же, услышав это, с смущением отошел от него, возвратился к своим друзьям и передал им все слова Василия, тогда они разгневались, увидав Пигасия смущенным, пошли и сказали об этом игемону. Игемон же тотчас приказал привести святого на пытку; святой мученик, став на суде, сказал игемону:

– Делай, что хочешь делать.

Елпидий, услыхав, что Василий так смело говорит, сказал судье:

– Обезумел этот беззаконник! Если теперь после мучений он согласится поклониться богам, то будет помилован, если же не захочет, то оставить его на мучение самому царю.

Разгневанный игемон велел святого опять нагого повесить и долго строгать его железом по ребрам, а потом снова запереть его в темницу, закованного в тяжелые цепи.

Несколько дней спустя царь Юлиан, отправляясь в восточные страны, прибыл в Анкиру, навстречу ему вышли диавольские слуги с идолом, называемым Гекатою, войдя в палату, он созвал идольских жрецов и наградил их золотом. На следующий день, во время зрелищ, Елпидий напомнил царю о Василии, и царь, оставив зрелища, велел привести Василия к себе в палату. И пришел святой Василий и предстал пред царем с светлым лицом, в чудной красоте. И сказал ему Юлиан:

– Скажу тебе по порядку, кто я. Во-первых, я называюсь христианином, а Христово имя вечно и выше ума человеческого, затем, люди зовут меня Василием, если имя Христово, данное мне, я сохраню непорочным, то получу от Христа бессмертную награду в день суда.

Царь Юлиан сказал:

– Не заблуждайся, Василий, ведь мне хорошо известны ваши таинства: ты веруешь в Того, Который принял позорную смерть при Понтийском Пилате.

– Не я заблуждаюсь: ты заблуждаешься, царь, сделавшись отступником и лишившись небесного царствия. Я верую в моего Христа, Которого ты отверг, Который дал тебе это земное царство, но оно скоро отнимется у тебя, чтоб узнал ты, Какого Бога прогневал.

– Ты беснуешься, безумный, сказал Юлиан, не будет так, как ты хочешь!

– Ты не помнишь наград, приготовленных рабам Христовым, не постыдился алтаря, который спас тебя от убиения, когда тебя, восьмилетнего ребенка, искали убить, и ты был спрятан в священном месте, ты не исполнил закона, которой своими устами проповедовал часто, когда был клириком! За это и Христос, Царь Великий, не помянет тебя в Своем вечном Царствии, но и это временное царство скоро отнимет у тебя, тело твое не сподобится погребения, когда ты извержешь душу свою в лютой болезни. (Это предсказал святой о скорой смерти Юлиана, труп которого после погребения земля выбросила из недр своих).

Тогда сказал Юлиан:

– Нечестивый! я хотел тебя отпустить, но за то, что бесстыдно повторяешь свои безумные слова и отвергаешь совет мой, да еще бесчестишь меня разными упреками, повелевает мое величество, чтоб каждый день выкраивали из твоей кожи семь ремней.

Он приказал Фрументину, начальнику щитоносцев, взять Василия и каждый день отдирать у него часть кожи, выкраивая по семи ремней. Фрументин усердно исполнял приказание, а святой доблестно терпел за Христа такие муки. Когда в несколько дней вся кожа его была уже содрана и ремнями висела по плечам и спереди и сзади, страдалец сказал начальнику:

– Я хотел бы теперь пойти к царю и поговорить с ним.

Начальник очень обрадовался его словам, думая, что он хочет поклониться идолам, пошел к царю и сообщил ему так:

– Владыка царь! Василий не вынес мук и хочет покориться твоему величеству.

Царь пошел в храм Асклепия и велел туда привести к себе мученика. Представ пред царем, святой Василий сказал ему:

– Где твои жрецы и пророки, которые обыкновенно бывают с тобою? Сказали ли они тебе, зачем я пришел к тебе?

– Я думаю, что ты человек умный, понял свое положение, хочешь соединиться с нами и будешь отныне приносить жертвы богам.

– Знай, царь, что те, кого ты называешь богами, – ничто, это идолы глухие и слепые, а верующих в них они влекут в ад.

Сказав это, он оторвал один из висевших на его теле ремней и бросил в лицо царю со словами:

– Возьми, Юлиан, и съешь, если ты наслаждаешься такой пищей, моя же жизнь есть Христос и умереть за Него для меня приобретение: Он мой Помощник, в Него я верую, за Него терплю эти муки!

Повсюду между христианами тотчас прошел слух о таком смелом поступке святого Василия, и все прославляли его за такое славное исповедание Христа и за мужественное дело, которым он посрамил мучителя.

Фрументин, начальник полка щитоносцев, который привел святого мученика Василия к царю, увидав, что сделал Василий, как он оторвал от своего тела ремень и бросил его в лицо Юлиану с дерзкими словами, устыдился и испугался гнева царского: он увидал, как царь изменился в лице от гнева, а разгневался царь не столько на мученика, сколько на него, потому что он привел узника на такое бесчестье лицу царскому. Тотчас схватив мученика, скрываясь от царя, привел его в преторию и, дыша яростью лютой, приказал мучить его еще больше, чем мучил его все эти дни, и не только содрал всю кожу с мученика, но так изранил всё его тело, что обнажились внутренности. Святой же Василий среди таких мучений молился Богу так:

– Благословен, Господи Боже, надежда христиан, поднимающий падших, – восстановляющий низверженных, освобождающий от тления надеющихся на Тебя, знающий наши страдания, Благой и Щедрый, Милостивый и Долготерпеливый, призри с высокого престола Твоей славы, дай мне верно окончить мою жизнь и удостой меня вечного и бессмертного Твоего Царствия!

Потом, когда уже настал вечер, Фрументин приказал заключить святого в темницу, а Юлиан очень рано утром вышел из города, не удостоив его свидания, и отправился в Антиохию. Фрументин же, видя, как царь гневается на него из-за Василия, еще пуще разъярился на святого Василия и, приведя его из темницы, сказал ему:

– Что же, безумнейший из всех людей! Принесешь ты жертвы богам, как приказал царь, или нет? Что ты решил: повиноваться царскому повелению, или погибнуть в мучениях?

Отвечал ему святой мученик Василий:

– Безумной и нечестивый! Ты забыл, сколько ремней содрал ты с моего тела вчера и в предшествовавшие дни, как все, смотря на меня, умилялись и плакали, видя, каким мукам подвергаешь ты меня, святотатец! и видишь: я опять, благодатью моего Христа, стою здоров перед тобой. Слуга диаволов, свирепый и бесчеловечный! возвести своему мучителю царю Юлиану, какая сила у Христа Бога, которую он оставил, он прельщенный диаволом, погубил свою душу, я уже не стану вспоминать, как Христос Бог избавил его от смерти, защитив святыми Своими иереями под божественным алтарем святой церкви, он забыл благодеяния ее, отрекся сам от себя и бежал от нее. Я же надеюсь на Христа моего, что вскоре воздаст ему по заслугам, и погибнет окаянной отступник в муках!

Фрументин сказал ему:

– Ты беснуешься, безумный! Непобедимый владыка Юлиан, по своему человеколюбию и милосердию к тебе, повелел тебе вместе с нами совершать праздник, приносить жертвы и курить благовонными кадилами, ты же не захотел послушаться, а напротив дерзко сначала обесчестил царя, а потом и меня ввел в беду; я отплачу тебе по заслугам такими муками, от которых ты быстро лишишься жизни.

С этими словами Фрументин приказал раскалить железные прутья и колоть ими святого в плечи и живот. В таких мучениях святой Василий упал на землю, громко молясь Богу и говоря:

– Свет мой, Христе! Надежда моя, Иисусе! Пристань тихая для гонимых волнами! Благодарю Тебя, Господи Боже отцов моих, за то, что Ты вырвал душу мою из ада преисподнего и сохранил во мне имя Свое незапятнанным! Пусть победителем окончу я свою жизнь и унаследую вечный покой, по обещанию, данному отцам моим от Тебя, Архиерея Великого Иисуса Христа, Господа нашего! Теперь же приими с миром душу мою, пребывающую неизменно в этом исповедании! Ты милосерд и велико Твое милосердие, Живущий и пребывающий во веки веков, аминь.

Совершив такую молитву, когда живот мученика был уже весь исколот раскалёнными прутьями, он словно уснул сладким сном, предав душу свою в руки Божии. Так скончался святой Василий в исповедании мученическом 28 января. Вскоре же, после убиения и погибели Юлиана отступника, 22 марта, христиане явно воздали почтение многострадальному телу мученика, и в этот день установили память ему. Его доблестное страдание укрепило всех христиан в вере в Иисуса Христа Господа нашего, Его же слава и Царство бесконечно во веки, Аминь.

Юлиан Отступник царствовал с 361 г. по 363 г.

Романовский месяцеслов. №11: Священномученик Василий, пресвитер Анкирский


Священномученик Василий был пресвитером в Анкире Галатийской. Во время широкого распространения арианской ереси он призывал свою паству твердо держаться Православия. За это святой Василий был лишен священнического сана местным арианским собором, но на Палестинском Соборе 230 епископов он был восстановлен в сане пресвитера. Святой Василий открыто продолжал свою проповедь, обличая ариан, за что стал жертвой преследований и подвергся истязаниям как человек, якобы опасный для государства. Император Юлиан Отступник приказал вырезать ремни из кожи со спины святого. Однако святой пресвитер Василий бестрепетно перенес эту страшную муку.

Когда же святого стали жечь и колоть раскаленными прутьями в плечи и живот, он в мучениях упал на землю и громко молился. Весь исколотый раскаленными прутьями, святой словно уснул сладким сном, предав душу свою в руки Божии. Священномученик Василий скончался 29 июня 362 года.

Память его ради праздника святых апостолов Петра и Павла была перенесена на 22 марта.

На фотографии (кликабельно) мерная икона единственного из Романовых, чьим небесным покровителем был Василий Анкирский, царевича Василия Михаиловича.

Когда в январе 1639 года скончался второй сын царя Михаила Феодоровича Иван, царица Евдокия Лукьяновна была беременна. 14 марта она родила сына, названного Василием, который прожил меньше двух недель. Больше детей у царской четы не было.

Поскольку заканчивать на этом не хочется, расскажем о лихом деле по убавлению лет царевичу.

Вначале всё было хорошо. Колокольный звон, гонцы во все концы с призывами молиться о здравии.


Но 25 марта царевич скончался. Вот никогда такого не было, и вот опять. Ведь неспроста же?! И уже 1 апреля сам Царь и Великий Князь Михаил Феодорович приказал возобновить дело о призывах к массовым беспорядкам о насыпании пепла от сожжённой рубашки на след государыни царицы. Ибо всякому известна великая сила оного ведовства.


Ввиду презумпции невиновности, не опровергнутой даже жжением огнём, колдуньи избежали наказания за свои гнусные деяния. Меж тем царица «была перед прежним скорбна и меж супругами в их государском здоровье и в любви стало не по-прежнему…»

В Архангельском соборе, месте упокоения царевича, находится икона, изображающая его взрослым юношей вместе с его небесным покровителем (кликабельно):

Эпитафия Василия гласит: «Лета 7147 марта в 25 день на праздник пресвятые богородицы честнаго и славнаго ея Благовещения в понедельник в девятом часу дни преставися раб божий благовернаго государя царя и великого князя Михаила Фёдоровича всея Русии самодержца и благоверные государыни царицы и великия княгини Евдокии Лукиановны сын благоверный царевич и великий князь Василий Михайлович всея Русии и погребён на сем месте»

Собственно, большего о царевиче Василии говорить не приходится. В заключение представим перечень лиц, принимавших участие в его погребении и сорокадневном поминовении. Можно просто полистать, для получения впечатления о статусе царского сына.










Тезоименитство Царевны и Великой Княжны Анны Алексеевны (1655-1659), дочери Царя Алексея Михаиловича

Тезоименитство Императрицы Анны Иоанновны (1693-1740)

Тезоименитство Цесаревны Анны Петровны (1708-1728), дочери Императора Петра Первого

Тезоименитство Великой Княжны Анны Петровны (1757-1759), дочери Императора Петра Третьего

Тезоименитство Великой Княгини Анны Павловны, Королевы Нидерландской (1795-1865), дочери Императора Павла Первого

Тезоименитство Великой Княгини Анны Феодоровны (1781-1860), супруги Великого Князя Константина Павловича, сына Императора Павла Первого

Тезоименитство Великой Княжны Анны Михаиловны (1834-1836), внуки Императора Павла Первого

Тезоименитство Царицы и Великой Княгини Агафии Симеоновны (1663-1681), супруги Царя Феодора Алексеевича

Тезоименитство Царевича и Великого Князя Алексея Алексеевича (1654-1670), сына Царя Алексея Михаиловича

Тезоименитство Царя и Великого Князя Алексея Михаиловича (1629-1672)

Тезоименитство Царевича и Великого Князя Алексея Петровича (1690-1718), сына Императора Петра Первого

Тезоименитство Царевича и Великого Князя Василия Михаиловича (1639), сына Царя Михаила Феодоровича

Тезоименитство Великой Княгини Александры Павловны, Эрцгерцогини Австрийской (1783-1801), старшей дочери Императора Павла Первого

Тезоименитство Императрицы Александры Феодоровны (1798-1860), супруги Императора Николая Первого

Тезоименитство Великой Княгини Александры Николаевны, Принцессы Гессенской (1825-1844), дочери Императора Николая Первого

Тезоименитство Великой Княжны Александры Михаиловны (1831-1832), внуки Императора Павла Первого

Тезоименитство Великой Княжны Александры Александровны (1842-1849), дочери Императора Александра Второго

Тезоименитство Великой Княгини Александры Иосифовны (1830-1911), супруги Великого Князя Константина Николаевича, сына Императора Николая Первого

Тезоименитство Великой Княгини Александры Петровны, в инокинях Анастасии (1838-1900), супруги Великого Князя Николая Николаевича, сына Императора Николая Первого

Тезоименитство Великой Княгини Александры Георгиевны (1870-1891), супруги Великого Князя Павла Александровича, сына Императора Александра Второго

Тезоименитство Императрицы Александры Феодоровны (1872-1918), супруги Императора Николая Второго

Тезоименитство Великого Князя Бориса Владимировича (1877-1943), внука Императора Александра Второго

Тезоименитство Великого Князя Алексея Александровича (1850-1908), сына Императора Александра Второго

Тезоименитство Великого Князя Алексея Михаиловича (1875-1895), внука Императора Николая Первого

Тезоименитство Царевны и Великой Княжны Анны Михаиловны, в инокинях и в схиме Анфисы (1630-1692), дочери Царя Михаила Феодоровича

Тезоименитство Императора Александра Первого (1777-1825)

Тезоименитство Императора Александра Второго (1818-1881)

Тезоименитство Императора Александра Третьего (1845-1894)

Тезоименитство Великого Князя Александра Михаиловича (1866-1933), внука Императора Николая Первого

Тезоименитство Великого Князя Александра Александровича (1869-1870), сына Императора Александра Третьего

Тезоименитство Великого Князя Александра Владимировича (1875-1877), внука Императора Александра Второго

Октября 5. Собор Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария.

Тезоименитство Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича (1904-1918), сына Императора Николая Второго

Тезоименитство Царевича и Великого Князя Александра Петровича (1691-1692), сына Императора Петра Первого

Тезоименитство Великого Князя Андрея Владимировича (1879-1956), внука Императора Александра Второго

Тезоименитство Князя Андрея Александровича (1897-1981), правнука Императора Николая Первого

Тезоименитство Великой Княгини Анастасии Михаиловны (1860-1922), внуки Императора Николая Первого

Тезоименитство Великой Княгини Анастасии Николаевны (1867-1935), супруги Великого Князя Николая Николаевича, внука Императора Николая Первого

Тезоименитство Великой Княжны Анастасии Николаевны (1901-1918), дочери Императора Николая Второго

14 января. Обре́зание Господне. Свтятителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

1 января по старому стилю / 14 января по новому стилю
воскресенье
Неделя 32-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом

Обре́зание Господне.
Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379).
Мч. Василия Анкирского (ок. 362). Св. Емилии, матери свт. Василия Великого (IV).
Прмч. Иеремии Леонова (1918); сщмчч. Платона, еп. Ревельского, и с ним Михаила Блейве и Николая Бежаницкого пресвитеров (1919); сщмчч. Александра, архиеп. Самарского, и с ним Иоанна Смирнова, Александра Иванова, Иоанна Сульдина, Александра Органова, Вячеслава Инфантова, Василия Витевского и Иакова Алферова пресвитеров (1938).

Литургия св. Василия Великого.
Утр. – Ин., 36 зач., X, 9–16.
Лит. – Обрезания: Кол., 254 зач., II, 8–12. Лк., 6 зач., II, 20–21, 40–52.
Свт. (под зачало): Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.
Субботы пред Богоявлением: 1 Тим., 284 зач., III, 14 – IV, 5. Мф., 5 зач., III, 1–11.
На великой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры праздника Обрезания 4 и святителя 4, «Слава» святителя, «И ныне» праздника. Паримии. По «Ныне отпущаеши» – тропарь святителя дважды и праздника единожды.
На утрене на «Бог Господь» тропарь праздника дважды, «Слава» святителя, «И ныне» праздника. На полиелее величание святителя. Прокимен и Евангелие святителя. «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника и святителя. 1-й припев: «Величай, душе моя, по закону плотию обре́завшагося Господа».
На литургии вместо «Достойно» – «О Тебе радуется. ».

Тропарь Обрезания Господня, глас 1:
На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́ роди́тися на земли́/ от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се,/ сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту,/ сла́ва смотре́нию Твоему́,// сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.

Кондак Обрезания Господня, глас 3:
Всех Господь обреза́ние терпи́т/ и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует,/ дае́т спасе́ние днесь ми́ру./ Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх,// и светоно́сный, боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий.

Тропарь святителя Василия, глас 1:
Во всю зе́млю изы́де веща́ние твое́,/ я́ко прие́мшую сло́во твое́,/ и́мже боголе́пно научи́л еси́,/ естество́ су́щих уясни́л еси́,/ челове́ческия обы́чаи украси́л еси́,/ ца́рское свяще́ние, о́тче преподо́бне,/ моли́ Христа́ Бога́// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителя Василия, глас 4:
Яви́лся еси́ основа́ние непоколеби́мое Це́ркве,/ подая́ всем некра́домое госпо́дьство челове́ком,// запечатле́я твои́ми веле́ньми, небоявле́нне Васи́лие преподо́бне.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
Неделя пред Богоявлением
(2Тим.4:5–8; Мк.1:1–8)
Пред явлением Господа народу и вступлением Его в дело совершения домостроительства нашего спасения был послан св.Иоанн Предтеча приготовить людей к принятию Его. Приготовление состояло в призвании к покаянию. И покаяние с того времени стало путем к Господу Спасителю и преддверием веры в Него. Сам Спаситель начал проповедь Свою словами: «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15).

Покаяние и вера друг ко другу препровождают взыскавшего спасения. Покаяние тяготит его бременем грехов и страшит неумытным судом правды Божией. Но приходит вера и указывает ему Избавителя, взявшего грехи мира. Кающийся прилепляется к Избавителю и, сложив бремя грехов исповеданием, радостно течет вслед Его, путем заповедей Его. Вера, таким образом, рождается из покаяния и на нем стоит. Крепко держится веры кающийся по чувству избавления. Вера жива от покаяния. Без покаяния она будто без живительного тока деревцо, вяла и неживодейственна.

Новый год. Обрeзание Господне. Свт. Василия Великого. (Кол.2:8-12; Лк.2:20–21, 40-52)
Как новый год есть начало дней лета, то в день этот надлежит набрать в душу такие помышления, чувства и расположения, которые могли бы, достойно христианина, заправлять всем ходом дел его в продолжение года. Это мы тотчас найдем, как только возьмем в мысль, что есть новый год в духовной жизни. В духовной жизни новый год есть, когда кто из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении: ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах, – древнее мимоходит и все бывает ново. Если у тебя есть это, – понови; а если нет, – произведи, – и будет у тебя новый год.
К этому же подойдет и достойное празднование Обрезания Господня и памяти свт. Василия Великого. – Сущность сказанного изменения состоит в том, что человек начинает с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое, тогда как прежде жил исключительно для себя, уготовляя себе пагубу. Тут бросает он прежние привычки, все утехи и все, в чем находил удовольствие; отсекает страсти и похотные расположения и воспринимает дела строгого самоотвержения. А такое изменение точь-в-точь представляет то, чем, по Апостолу, должно быть обрезание сердца, – о котором напоминает и к которому обязывает нас празднование Обрезания Господня, и пример которому представляет в лице своем свт. Василий Великий. Так все предметы, теснящиеся в сознании в новый год сходятся в одном – внутреннем обновлении нашем чрез обрезание сердца. Если благоволит Господь кому настроиться в новый год таким образом, т. е. не только подумать так, но и в жизнь ввести все это, тот наисовершеннейшим образом по-христиански спразднует Новый год и приготовится к христианскому препровождению всего лета. В следующий новый год, ему надо будет только поновить и оживить воспринятое ныне.

Обрезание Господне и свт. Василий Великий. Икона

Обре́зание Госпо́дне – праздник Православной Церкви.
Празднуется 1 января
Принадлежит к числу великих праздников.

Установлен в память совершения над Господом Иисусом Христом на восьмой день по Его рождении обряда обрезания (см. Лк. 2, 21), согласно по ветхозаветному закону установленный для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт. 17, 10-14; Лев. 12, 3). При совершении этого обряда Божественный Младенец принял возвещенное архангелом Гавриилом в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк. 1, 31-33; Лк. 2, 21) Имя Иисус (Спаситель) как печать служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; Мк. 9, 38-39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6; Деян. 3, 16; Флп. 2, 9-10).

По толкованию Отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (например докеты). В новозаветные времена обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Праздник Обрезания напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и “обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым” (Кол. 2, 11-12). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом.

Иконы праздника обыкновенно пишутся вместе с образом святителя Василия Великого, день чьей памяти также приходится на 1 января.

Василий Великий (ок. 330 – 379), епископ Кесарии Каппадокийской, святитель. Вместе с братом своим св. Григорием Нисским и своим другом св. Григорием Богословом, был представителем Каппадокийской школы православного богословия, занимавшей среднее, примирительное положение между школами Антиохийской и Александрийской.
Память 1 января, 19 января (Греч. – Воспоминание чуда отверзения церковных дверей молитвою свт. Василия Великого в Никее), в Соборе Трех святителей и вместе со своей святой семьей (в Неделю по Богоявлении) (Греч.)

Родился около 330 года в поселении Аннеса или Аниса. Отец его, Василий, и мать Емилия принадлежали к родовитым семьям Каппадокии и Понта и дали своим многочисленным детям наилучшее воспитание.

На 18-м году св. Василий отправился в Константинополь, где слушал знаменитого в то время софиста Ливания, а потом провел несколько лет в Афинах, тогдашнем центре высшего философского образования; там он подружился с жившим для той же цели в Афинах Григорием Назианзином, а также познакомился с будущим императором Юлианом.

Вернувшись в Кесарию (ок. 357), Василий принял св. крещение и был посвящен в чтецы, после чего, проникшись аскетическим идеалом, захотел ближе познакомиться с процветавшим тогда монашеством и через Сирию и Палестину отправился в Египет. Здесь христианская жизнь произвела на него двойственное впечатление: он был поражен удивлением перед чрезвычайными подвигами св. отшельников — и вместе с тем глубоко огорчен господствовавшими в Церкви разделениями и смутами, по случаю арианской ереси и различных расколов.

По возвращении на родину Василий Великий деятельно занялся устроением монашества, основал несколько монастырей в Понтийской области и написал для них устав.

Посвященный в 362 г. в диаконы и в 364 г. в пресвитеры, Василий Великий принимал весьма влиятельное участие в церковных делах и успешно противодействовал арианам, получившим преобладание при императоре Валенте и хотевшим завладеть кесарийскою церковью. Вместе с тем Василий Великий занялся организацией христианской благотворительности, основал множество убежищ для бедных (птохотрофий) и при всяком случае бесстрашно заступался за угнетенных и гонимых. Все это, в соединении с безупречным аскетическим образом жизни, приобрело Василию огромную популярность.

Избранный в 370 г. в архиепископы своего родного города, Кесарии Каппадокийской, Василий Великий занялся и общецерковными делами; через послов и письма он вступил в деятельные сношения со св. Афанасием Александрийским, а также с папою римским Дамасом, стараясь теснее сплотить силы православия для победы над арианством и умиротворения церкви. При этом Василию пришлось испытать вражду с двух сторон: его возненавидели и ариане, как прямого врага, и чрезмерные ревнители правоверия, находившие, что он слишком уступчив и не тверд в своих примирительных стараниях, хотя, вместе с тем, многие упрекали его за гордость, сухость и высокомерие.
В 371 году Василий Великий по случаю одного церковного празднества говорил большую проповедь богословского содержания. Не желая сразу отталкивать тех полуариан, которые были готовы признать божество Сына Божия, но не решались присвоить того же достоинства и Духу Святому, Святитель, говоря о третьем Лице Св. Троицы, ни разу не назвал его прямо Богом. Молва об этом вызвала большое негодование в разных местах. Самого Василия Великого, а также и свт. Григория Назианзина, пытавшегося защитить своего друга, стали обвинять не только в малодушии, но и прямо в вероотступничестве. Однако величайший в то время богословский авторитет, св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (вскоре после того скончавшийся), успел письменно засвидетельствовать в самых уважительных словах безупречное православие Василия Великого и правильность его образа действий.

Ариане всюду преследовали его. Св. Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: “Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь”.

В 372 г. кесарийскому святителю пришлось выдержать новую бурю. Император Валент решился навязать арианство Кесарийской Церкви и сокрушить ее архиепископа. С этою целью он отправил сначала префекта Эвиппия с другим своим царедворцем, а потом явился и сам. Св. Василий отлучил от церкви вельмож-еретиков, а самого Валента допустил в храм только для принесения даров. Император не решился привести в исполнение свои угрозы и удалился, ничего не сделав.

Св. Василий, разрушивший свое здоровье аскетическими подвигами и уже с сорокалетнего возраста называвший себя в письмах стариком, скончался 1 января 379 г., 49 лет от роду.

священномученик Василий, пресвитер Анкирский

Мученик Василий Анкирский, Кесарийский. Принадлежал к числу знатных граждан города Анкиры Галатийской (ныне – Анкара, Турция). Пострадал при императоре Юлиане Отступнике. За исповедание Христианской веры был приведён на суд к проконсулу Сатурнину и подвергнут пыткам: подвесив на дереве, палачи строгали тело мученика железными орудиями. Затем Василия отправили в Константинополь, где он также претерпел мучения: тело его вытягивали до тех пор, пока не вывихнули кости, выреза́ли ремни из его кожи, кололи раскалёнными спицами, но святой претерпевал всё, с помощью Божией оставаясь невредимым после всех мучений. Тогда его бросили в раскалённую печь, но и в огне Василий остался жив и невредим.

Из Константинополя мученика в кандалах отправили в Кесарию Каппадокийскую, где отдали зверям в амфитеатре, и в конце концов он был растерзан гиеной (или львицей) во время молитвы. Случилось это около 362 года.

Мощи святого были собраны родственниками и преданы погребению. Позже на месте гробницы Василия был построен храм, освящённый в его честь.

Под 2 января сохранилось краткое житие и миниатюра мученика в составе Минология Василия II 976-1025 годов [1] . В большинстве греческих календарей память святого также отмечена под 2 января (например, в Типиконе Великой церкви IX-X веков [2] , но в некоторых византийских рукописных синаксарях она указывается под 1 января [3] . Под 1 января также помещено изображение мученика 1561 года в притворе нартекса архиепископа Даниила II в Печской Патриархии – святой изображен в мучении, раздираемый львом.

В Филимоновском сводном иконописном подлиннике XVIII века об облике святого говорится: “Подобием рус, брада невелика, власы просты что у Козмы бессребренника ризы мученическия, верхняя лазоревая, исподняя дикая”. В “Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих” 1910 года В. Д. Фартусова предлагается изображать в руках святого хартию с надписью: “Исповеда Христа со многим дерзновением”.

Святая Емилия Кесарийская (Каппадокийская)

Еми­лия Кесарийская (Каппадокийская) ро­ди­лась в Ке­са­рии меж­ду 305 и 315 го­да­ми в бо­га­той се­мье, ко­то­рой при­над­ле­жа­ли об­шир­ные вла­де­ния в Ма­лой Азии.

В юно­сти Еми­лия от­ли­ча­лась ред­кой кра­со­той, но, бу­дучи глу­бо­ко ве­ру­ю­щей, го­то­ви­ла се­бя к без­бра­чию. Од­на­ко она ра­но оси­ро­те­ла, отец ее при­нял му­че­ни­че­скую смерть при им­пе­ра­то­ре Ли­ки­нии. В то вре­мя весь­ма ча­сто оди­но­ких де­виц по­хи­ща­ли для на­силь­ствен­но­го за­му­же­ства. Опа­са­ясь это­го, Еми­лия вы­шла за­муж за адво­ка­та Ва­си­лия, впо­след­ствии став­ше­го иере­ем. Ва­си­лий был из­ве­стен как об­ра­зо­ван­ный и бла­го­че­сти­вый че­ло­век.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Бо­го­слов пи­шет, что их су­пру­же­ство со­сто­я­ло не столь­ко в плот­ском со­ю­зе, сколь­ко в обо­юд­ном стрем­ле­нии к доб­ро­де­те­ли. Они за­бо­ти­лись о ни­щих, при­ни­ма­ли стран­ни­ков, зна­чи­тель­ную часть сво­е­го иму­ще­ства тра­ти­ли на бла­го­тво­ри­тель­ность. Гос­подь бла­го­сло­вил Еми­лию мно­го­чад­ством, у нее бы­ло 10 де­тей.

Ее по­чи­та­ют как мать, взрас­тив­шую пя­те­рых свя­тых – Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, епи­ско­па Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской, Гри­го­рия, епи­ско­па Нис­ско­го, Пет­ра, епи­ско­па Се­ва­стий­ско­го, пре­по­доб­ную Мак­ри­ну Млад­шую и бла­жен­ную Фе­о­се­вию.

Сын Еми­лии Нав­кра­тий в 22 го­да оста­вил свет­скую ка­рье­ру, уда­лил­ся в пу­сты­ню и 5 лет жил в уеди­не­нии, по­сле че­го спо­до­бил­ся бла­жен­ной кон­чи­ны. Дру­гой сын, Ни­ки­фор, умер в ран­нем воз­расте. Име­на осталь­ных де­тей Еми­лии неиз­вест­ны. Пред­по­ла­га­ют, что неко­то­рые из них впо­след­ствии при­ня­ли мо­на­ше­ство.

По­сле смер­ти от­ца стар­шая дочь Мак­ри­на по­мо­га­ла Еми­лии ве­сти до­маш­нее хо­зяй­ство; ко­гда де­ти вы­рос­ли, она убе­ди­ла мать об­ра­тить­ся к мо­на­ше­ско­му об­ра­зу жиз­ни. Вме­сте они уда­ли­лись в от­да­лен­ное име­ние на бе­ре­гу ре­ки Ирис, в совре­мен­ной Тур­ции, и ос­но­ва­ли там оби­тель. Неко­то­рые и из от­пу­щен­ных ими ра­бынь за­хо­те­ли вме­сте с ни­ми от­речь­ся от ми­ра и пой­ти в мо­на­стырь, и всё у них бы­ло об­щее: од­на ке­ллия, один стол, од­ни одеж­ды; всё нуж­ное для жиз­ни у них бы­ло по­ров­ну; они слу­жи­ли Гос­по­ду еди­но­душ­но, в сми­ре­нии, кро­то­сти и люб­ви, и не бы­ло у них ни гне­ва, ни за­ви­сти, ни нена­ви­сти, ни пре­зре­ния, ни­че­го та­ко­го, что не бы­ло бы угод­но Бо­гу. Од­но по­сто­ян­ное бы­ло у них де­ло – бо­го­мыс­лие и мо­лит­ва, а по­пе­че­ние и тру­ды для нужд те­ла они счи­та­ли неваж­ны­ми по­де­лья­ми, а не са­мым де­лом.

До­жив до пре­клон­ных лет, Еми­лия при­бли­зи­лась к кон­чине. Узнав, что она на­хо­дит­ся на смерт­ном од­ре, к ней в оби­тель при­шел ее млад­ший сын Петр и вме­сте со свя­той Мак­ри­ной стал уха­жи­вать за ма­те­рью во вре­мя ее бо­лез­ни. При са­мом же раз­лу­че­нии с те­лом у по­сте­ли уми­ра­ю­щей с обе­их сто­рон си­де­ли Мак­ри­на и Петр и на­зы­ва­ли по име­нам осталь­ных бра­тьев и се­стер, а она всем, как со­кро­ви­ще, остав­ля­ла свое ма­те­рин­ское бла­го­сло­ве­ние. По­том, по­ло­жив од­ну ру­ку на Мак­ри­ну, а дру­гую на Пет­ра, она ска­за­ла, об­ра­тив­шись к Гос­по­ду:

– Те­бе, Гос­по­ди, от­даю на­ча­ток и де­ся­ти­ну от пло­дов мо­е­го чре­ва: на­ча­ток – эта пер­во­рож­ден­ная дочь, де­ся­ти­на – этот по­след­ний сын! Ты в Вет­хом За­ве­те по­ве­лел при­но­сить Те­бе на­ча­ток и де­ся­ти­ну пло­дов: пусть Те­бе бу­дут они бла­го­при­ят­ной жерт­вой и пусть сни­зой­дет на них Твоя свя­ты­ня!

С эти­ми сло­ва­ми она скон­ча­лась. Ей бы­ло то­гда 73 го­да.

именные иконы

Василий Амасийский, епископ, священномученик
Дни памяти установлены Православной Церковью 26 апреля/9 мая, 30 апреля/13 мая.

Икона (прорись) Священномученика Василия Амасийского
Строгановский иконописный лицевой подлинник. Русь XVII век.

Василий Анкирский, Кесарийский, мученик
День памяти установлен Православной Церковью 1/14 января.

За твердую преданность Христу был приговорен к мучениям и казни (отдан на растерзание львам) в 362 году.

В некоторых случаях среди одноименных святых есть один наиболее почитаемый и изображаемый на иконах. Для имени Василий – это святитель Василий Великий.

Василий Анкирский, пресвитер, священномученик
День памяти установлен Православной Церковью 22 марта/4 апреля.

Икона Священномученика
Василия Анкирского
Русь. XVI век.

Василий Афинянин, Аполлониадский (Македонский), мученик
День памяти установлен Православной Церковью 6/19 июля.

Вместе с другими афинянами пострадал за веру в Христа в македонском городе Аполлонии в III веке. Во время пыток святых мучеников в Господа уверовали два градоначачальника.

В некоторых случаях среди одноименных святых есть один наиболее почитаемый и изображаемый на иконах. Для имени Василий – это святитель Василий Великий.

Василий Валаамский, преподобномученик
День памяти установлен Православной Церковью 20 февраля/5 марта.

34 преподобномученика Валаамских пострадали 20 февраля 1578 года, когда на Валаамскую обитель напали шведы-лютеране. Среди мучеников два соименных святых – послушника Василия.

В некоторых случаях среди одноименных святых есть один наиболее почитаемый и изображаемый на иконах. Для имени Василий – это святитель Василий Великий.

Василий Византийский, мученик
День памяти установлен Православной Церковью 28 ноября/11 декабря.

О святом мученике Василии Византийском сохранились очень скудные сведения, известно только, что он жил в VIII веке и был казнен вместе со многими другими, находящимися в темнице, за почитание святых икон.

В некоторых случаях среди одноименных святых есть один наиболее почитаемый и изображаемый на иконах. Для имени Василий – это святитель Василий Великий.

Василий Всеволодович Ярославский, князь
Дни памяти установлены Православной Церковью 8/21 июня, 3/16 июля.

В 1249 году, навещая владимирского князя, Василий Всеволодович заболел и умер. Его похоронили в Ярославском Успенском Соборе. На погребении присутствовали ростовские и белозерские правители, а так же князь Александр Невский. Несмотря на то, что Ярославлем управлял он не долго, святой Василий успел заслужить уважение всех русских князей, так как всегда выступал за мир и не допускал междоусобных войн.

Икона Преподобного Василия Декаполита, исповедника
Москва. Иконописец Е. Егорова

Вассиан (Василий) Константинопольский, игумен
День памяти установлен Православной Церковью 10/23 октября.

Икона Преподобного
Вассиана (Василия) Константинопольского
Миниатюра. Константинополь. 985 год. Ватиканская библиотека.

Василий Мангазейский, мученик
День памяти установлен Православной Церковью 23 марта/5 апреля.

Икона Святого мученика Василия, Мангазейского чудотворца
Россия. Конец XIX века.

Василий Московский, Христа ради юродивый
День памяти установлен Православной Церковью 2/15 августа.

Чудотворец родился в 1468 году. Уже в детские годы, он проявил дар предвидения. Обучаясь ремеслу у сапожника, он предсказал скорую гибель купца, который приходил в мастерскую заказывать сапоги. В 16 лет Святой Василий пришел в Москву. Подвиг юродства, который предстояло ему совершить, был труден. Нагой с посохом в руке ходил он по улицам и в дождь, и в снег. Когда он, проходя мимо торговцев, проливал квас или ронял лотки с хлебом, его били, но потом оказывалось, что продукты были плохими. Так люди узнали, что юродивый видит неправду, которая творится в мире. Но и добро Святой Василий тоже видел. Однажды он отдал милостыню, которой его одарили, приезжему человеку. Тот, несмотря на богатую одежду, три дня страдал от голода.

Ссылка на основную публикацию