Мученики Маркиан и Мартирий покровители юристов

Портал “Дивное Дивеево”

Официальный сайт Дивеевского монастыря – diveevo-monastyr.ru

25 октября по старому стилю / 7 ноября по новому стилю
четверг
Седмица 21-я по Пятидесятнице. Глас 3.
Поста нет.

Мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355).
Прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мч. Анастасия (III). Прав. Тавифы (I).
Прп. Матроны Власовой исп. (1963).

Кол., 252 зач.,I, 24–29. Лк., 57 зач.,XI, 14–23. Мчч.: Еф., 224 зач. (от полý),IV, 7–13. Мф., 34 зач. (от полý),X, 1–8.

Тропарь мучеников Маркиана и Мартирия, глас 4:
Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Ин тропарь мучеников Маркиана и Мартирия, глас 1:
Му́ченик дво́ица единонра́вная,/ Маркиа́н с Марти́рием сла́вным,/ А́риево нече́стие разруши́ша/ и Соприсносу́щна Сы́на Отцу́ и Ду́хови ве́ровати научи́ша,/ Па́влу повину́ющеся, и́стинных повеле́ний учи́телю,/ те́мже мече́м убие́ни, умро́ша,/ и при́сно со Христо́м живу́ще,// о нас Того́ мо́лят спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак мучеников Маркиана и Мартирия, глас 4:
Подви́гшеся до́бре от младе́нства,/ Маркиа́не с му́дрым Марти́рием,/ отсту́пника А́рия низложи́сте,/ невре́дно сохра́ньше Правосла́вную ве́ру,/ Па́влу после́дующе, му́дрому учи́телю,/ те́мже с ним обрето́сте живо́т,// я́ко Тро́ицы побо́рницы изря́днейшии.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(1Сол.2:9–14; Лк.11:14–23)
«Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него» (Лк.11:21–22). Это иносказание объясняет, как Господом разоряется власть бесовская над душами. Пока душа в грехе, ею владеет свой дух злой, хоть не всегда явно показывает то. Он сильнее души, потому и не боится восстания с ее стороны, властвует и тиранствует над нею без сопротивления. Но когда Господь приходит в душу, привлеченный верою и покаянием, тогда разрывает все узы сатанинские, изгоняет беса и лишает его всякой власти над душою такого. И пока работает душа та Господу, бесы не могут возобладать над нею, ибо она сильна Господом, сильнее их. Когда же душа оплошает и отшатнется от Господа, бес опять нападает и одолевает, и бывает ей, бедной, хуже, чем прежде.

Это всеобщий невидимый порядок явлений в духовном мире. Если б у нас открылись умные очи, мы увидали бы всемирную брань духов с душами: побеждает то одна, то другая сторона, смотря по тому, общаются ли души с Господом верою, покаянием и ревнованием о добрых делах или отстают от Него нерадением, беспечностью и охлаждением к добру.

Мученики Маркиан и Мартирий Константинопольские

Святые мученики Маркиан и Мартирий служили в Константинопольском соборе. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом; оба они несли также послушание в качестве нотариев, то есть секретарей, Патриарха Павла Исповедника (память 6 ноября). Еретики-ариане изгнали и тайно казнили праведного Патриарха Павла, а кафедра его была передана еретику Македонию. Еретики пытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону лестью, предлагали золото, обещали архиерейские кафедры. Но все усилия ариан были тщетны.
Тогда нечестивцы угрожали опорочить их перед императором, запугивали пытками и смертью. Но святые твердо исповедовали Православие, завещанное отцами Церкви. Маркиан и Мартирий были приговорены к смерти. Перед смертью мученики вознесли ко Господу горячую молитву: «Господи Боже, создавший невидимо сердца наши, устрояющий все дела наши, приими с миром души рабов Твоих, ибо мы умерщвляемся за Тебя и вменились как овцы заколения (Пс. 32, 15; 43, 23). Мы радуемся, что такой смертью исходим из сей жизни ради Твоего Имени. Сподоби же нас быть причастниками вечной жизни у Тебя, Источника жизни». После молитвы мученики с тихой радостью преклонили главу под мечь нечестивых († около 355 года). Святые тела их были благоговейно погребены православными христианами. Позднее, по указанию святого епископа Иоанна Златоуста, мощи святых мучеников были перенесены в специально построенную церковь. От многих недугов исцелялись здесь верующие по молитвам святых, во славу Единой Живоначальной Троицы.

Преподобный Мартирий Печерский, Диакон

Преподобный Мартирий, диакон Печерский, в Дальних пещерах (ХIII-ХIV). Его святое имя вспоминается в 7 песни канона преподобным Дальних пещер. Здесь прославляются его трудолюбие, праведность и сердечная чистота, а также дар изгнания бесов и исцеления недугов. Память отмечается также 28 августа и во 2-ю неделю Великого поста.
В «Пол­ном хри­сти­ан­ском ме­ся­це­сло­ве» (Ки­ев, 1875 г.) под 25-м чис­лом ок­тяб­ря ска­за­но: «Пре­по­доб­но­го Мар­ти­рия диа­ко­на и пре­по­доб­но­го Мар­ти­рия, за­твор­ни­ка Пе­чер­ско­го». Но и о вто­ром пре­по­доб­ном Мар­ти­рии не со­хра­ни­лось ни­ка­ких све­де­ний. Оба стя­жа­ли нетле­ние и по­ко­ят­ся в Фе­о­до­си­е­вых пе­ще­рах в Ки­е­ве. Па­мять прп. Мар­ти­рия за­твор­ни­ка со­вер­ша­ет­ся 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря сов­мест­но с пре­по­доб­ны­ми Даль­них пе­щер, а 25 ок­тяб­ря/7 но­яб­ря па­мять его по­ло­же­на ра­ди те­зо­име­нит­ства его с св. му­че­ни­ком Мар­ти­ри­ем.

Анастасий Аквилейский, Салонский, мч.

Святой мученик Анастасий жил в III веке в городе Аквилее (Северная Италия). За миссионерскую деятельность в городе Салоне (Далмация) он был схвачен и приведен к судье. Отважно и без колебаний исповедал мученик Анастасий Христа Истинным Богом и Творцом всей твари. Решением суда он был приговорен к смертной казни. Тело святого Анастасия язычники бросили в море. Праведная христианка, богатая матрона Аскалопия, обрела тело мученика Анастасия и с почестями погребла в своей домашней церкви. Мощи святого мученика ознаменовались многими чудесами.

Святая праведная Тавифа

Святая праведная Тавифа (I), женщина добродетельная и милосердная, принадлежала к христианской общине в Иоппии. Случилось так, что она, тяжело заболев, умерла. В то время недалеко от Иоппии, в Лидде, проповедовал святой апостол Петр. К нему были посланы гонцы с убедительной просьбой о помощи. Когда апостол пришел в Иоппию, праведная Тавифа была уже мертва. Преклонив колена, первоверховный апостол сотворил горячую молитву ко Господу. Затем подошел к одру и воззвал: «Тавифа, встань!» Она поднялась совершенно здоровой (Деян. 9, 36).

Преподобноисповедница Матрона (Власова), инокиня

Матрона (Власова) (1889 – 1963), инокиня, преподобная, исповедница
Память 25 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборах Дивеевских и Нижегородских святых

В миру Матрона Григорьевна Власова, родилась в 1889 году в селе Пузо (Страхово-Пуза, ныне село Суворово) Нижегородской губернии, в крестьянской семье. Шести лет от роду она осталась сиротой и была отдана на воспитание в Серафимо-Дивеевский монастырь. У девочки обнаружились способности к рисованию, и живопись стала её послушанием. Так в послушании и молитве инокиня Матрона прожила в обители до самого её закрытия в 1927 году.

Инокиня Матрона вместе с тремя дивеевскими сёстрами поселилась в селе Кузятове Ардатовского района. Сестры прислуживали в церкви, зарабатывали рукоделием, вели жизнь тихую и мирную, но и это вызывало недовольство местной власти. Их арестовали в апреле 1933 года по обвинению в антисоветской агитации. 21 мая 1933 года инокиня Матрона была приговорена к трём годам заключения в Дмитровском лагере Московской области.

После отбытия срока заключения она устроилась при церкви в селе Веригине Горьковской области и исполняла обязанности певчей, сторожа и уборщицы храма. 10 ноября 1937 года матушку арестовали во второй раз, обвинили в принадлежности к «контрреволюционной церковно-фашистской организации» и приговорили к десяти годам заключения в Карлаг, где она работала в больнице уборщицей.
Начальство отмечало её добросовестную работу и скромное поведение. После освобождения инокиня Матрона поселилась в селе Выездном близ Арзамаса. Главным занятием её по-прежнему было служение в церкви.

19 октября 1949 года инокиню Матрону вновь арестовали по материалам старого дела 1937 года. Ее обвинили в проведении «вражеской работы», пытались заставить оговорить священника церкви села Веригина. Но усилия следователей ни к чему не привели. В деле даже имеется справка о том, что «лиц, скомпрометированных показаниями арестованной Власовой М. Г., в следственном деле не имеется».

Матушку отправили в ссылку в село Каменка Луговского района Джамбульской области Казахской ССР. Её брат Андрей в 1954 году написал ходатайство о помиловании сестры. Последние годы жизни инокиня Матрона проживала у брата в родном селе Пузо.
Односельчане вспоминают, что матушка была очень смиренной, тихого нрава. Большую часть дня она молилась. Храм был закрыт, и службы дивеевскими сестрами «правились» по домам, несмотря на многие запреты и преследования. Инокиня Матрона мирно скончалась 7 ноября 1963 года. Её похоронили слева от могил мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовских.

6 октября 2001 года решением Священного Синода была причислена к лику святых. Мощи преподобноисповедницы Матроны были обретены 5 сентября 2007 года, после чего были положены в домовой церкви равноапостольной Марии Магдалины Серафимо-Дивеевского монастыря.

Святые девы-мученицы Агапия, Ирина и Хиония

Сестры Агапия, Хиония и Ирина [1] были дочерьми богатого и влиятельного жителя Фессалоники и жили в правление Диоклетиана. В 304 году император издал эдикт, который полностью запрещал хранение книг Священного Писания. Тогда они, дабы сберечь веру, бежали из города и отправились на высокую гору, где стали проводить жизнь в молитве. Телесно они обитали на вершине горы, а души их постоянно пребывали на небесах.

Однажды солдаты императора обнаружили убежище святых и силой привели вместе с другими христианками Кассией, Филиппой, Евтихией и юношей по имени Агафон к правителю Македонии Дулкитию. Правитель сурово встретил их такими словами: «Безумцы, какой глупостью является ваше нежелание повиноваться распоряжениям божественных императоров и цезарей!» Затем он спросил Агафона: «А ты почему отказался вкушать мясо, подносимое богам, как делают все набожные люди?» «Потому что я христианин», – объяснил Агафон. Обратясь к Агапии, Дулкитий поинтересовался, каковы ее убеждения. Юная дева ответила: «Я верую в Бога Живого и не хочу осквернить свою чистую совесть». Правитель спросил у Ирины, почему она не подчиняется распоряжениям императоров. И та отвечала: «Из страха перед Господом!» Хиония ответила так же, Кассия сказала, что хочет спасти свою душу, Филиппия заявила, что лучше примет смерть, нежели коснется мяса, приготовленного для идолов. Евтихия выказала такую же твердость – так как она была на седьмом месяце беременности, судья приказал отправить ее в заточение.

После этого он снова принялся за допросы, пытаясь убедить Агапию согласиться. Она возразила: «Не должно подчиняться сатане. Тебе не удастся изменить мое решение, оно непоколебимо». Дулкитий спросил: «Кто все же вверг вас в это безрассудство?» «Всемогущий Бог и Его Единородный Сын, наш Господь Иисус Христос», – ответила Хиония. Заключив, что более не в силах что-либо сделать, правитель огласил следующий приговор: «Я приговариваю Агапию и Хионию к сожжению заживо за то, что они с кощунственным упорством противятся эдиктам наших августейших повелителей, а также за публичное исповедание порочной религии христиан, к которой питают отвращение все правоверные люди. Что касается Агафона, Ирины, Кассии и Филиппы, они будут заключены в темницу в силу их юного возраста».

На следующий день после казни двух святых Ирина снова предстала перед судом, поскольку у нее были найдены христианские книги, и она отказывалась сказать, кто их ей дал. Дулкитий угрожал деве смертью, но пообещал спасти жизнь, если она согласится совершить жертвоприношение и съест жертвенное мясо. «Никогда, – ответила святая, – потому что вечные муки ждут того, кто отрекся от слова Господа, завещавшего нам любить Его до смерти. Вот почему мы скорее предпочтем быть сожженными заживо, нежели отступить от Писания!»

После очередного пристрастного допроса, во время которого раба Христова проявила мужество истинного воина, правитель приказал оставить ее обнаженной в блудилище. Благодать Духа Святого защитила деву Христову – никто не осмелился ни приблизиться к ней, ни даже обратиться с оскорбительными словами. Она была вновь приведена к Дулкитию, который спросил: «Упорствуешь ли ты в своем безумии?» Святая возразила: «Не в моем безумии, но в вере в истинного Бога!» «Ты получишь надлежащее наказание за дерзость», – пообещал правитель.

Он написал следующий приговор: «Поскольку Ирина отказывается повиноваться указам императоров и совершать жертвоприношения, а также упорствует в исповедании христианской веры, я приказываю сжечь ее заживо, как и ее сестер».

На следующий день солдаты отвели ее на возвышенное место, где до этого были преданы казни ее сестры. Они разожгли костер и приказали мученице самой войти в пламя. С пением псалмов и прославляя Бога, Ирина вошла в огонь, принеся себя «в жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5: 2).

Эта казнь совершилась 1 апреля 304 года. Церковь в честь трех святых была впоследствии возведена перед стенами Фессалоники, возможно, на месте их мученической смерти или погребения.

[1] Мы предлагаем древний текст их «Актов». Существует иной, измененный вариант повествования о мученичестве трех сестер в «Мученичестве св. Анастасии Узорешительницы». В «Актах» не упоминаются ни св. Анастасия, ни св. Зоил и предлагается версия о том, что три сестры были схвачены возле Фессалоники, но вовсе не в районе Аквилеи.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Мученицы Агапия, Ирина и Хиония

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

История о сестрах Агапии, Ирин и Хионии известна многим. Они своей отверженной верой в Христа проявили непокорность языческим принципам, за что и приняли мученическую смерть.

Житие святых мучениц

События происходили достаточно давно, но память о них сберегается и передается из поколения к поколению. Рождены они были неподалеку от итальянского города Аквилеи. В достаточно раннем возрасте они остались сиротами. Девушки вели богоугодный образ жизни и хотели посвятить себя служению Господу. Однажды старцу Зинону было видение, в котором говорилось о том, что он скоро умрет, а святая Агапия с сестрами будут преданы мукам.

Он поведал об всем этом Анастасие Узорешительнице. Она поддержала девушек в их убеждениях. Совсем скоро пророчество сбылось. Они были схвачены и доставлены к императору.

Он склонял их к язычеству и отречению от Христа. Но те стояли твердо на своем. Диоклетиан велел отправить их в Македонию для суда правителем Дуклицием. Он был поражен красотой девушек. На все его предложения святая Хиония и прочие давали отказ. Это рассердило его и он решил тайно ночью овладеть ими. Придя под дверь он был поражен невидимой силой от которой потерял рассудок. Он решил отомстить им за все.

Во время суда отдал приказ о том, чтобы воины сняли с них одежды, но все попытки были тщетными. Не сделав им ничего серьезного он отдал их судье Сисинию. Тот приказал их сжечь. Сестры были рады за такой исход. Две девы отошли к Богу в огне.

Осталась только святая мученица Ирина. Ее хотели отдать на поругание в блудилище, но ангелы небесные спасли ее от этого. Погибла она от стрелы лучника, упав с высокой горы. Но осталась верной Христу.

День памяти отмечается 29 апреля.

В чем помогают молитвы святым мученицам

К ним обращаются со многими молитвами. Чаще всего просят о:

  • сохранить тело от поругательств;
  • очистить душу от греховных помыслов;
  • укрепить веру;
  • исцелить телесные и душевные недуги.

Вот как выглядит текст молитвы святым сестрам:

«Ты сильно вооружила душу верой, Ирина, открыто посрамив лукавого (диавола), и ко Христу привела ты бесчисленное множество людей, блаженная, и, нося порфиру, сотканную из крови, ты радуешься сейчас вместе с ангелами.»

Помните, что наше обращение к святым должно быть искренним и идти от чистого сердца. Только в таком случае мы будем услышаны небесами и Богом.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святых сестрах-мученицах:

Читайте еще:

  1. Правила хранения икон, написанных на деревянной основе.
  2. Священномученик Ермоген патриарх Московский и всея Руси
  3. Святой преподобный Мартиниан Белозерский
  4. Святые мученики Маркиан и Мартирий
  5. Икона Святой Елены в чём помогает
  6. Пряжевская икона Божией Матери о чем молятся, как помогает
  7. Священник Павел Флоренский, биография
  8. Икона «Спорительница хлебов» в чем помогает и как молиться
  9. Икона Всевидящее Око в чем помогает?
  10. Икона святого Николая Чудотворца, значение и в чем помогает
  11. Икона Божьей Матери «Почаевская» в чем помогает, от чего защищает
  12. Икона Григория Двоеслова, папы Римского
  • Иконы
  • икона
  • Мученицы Агапия Ирина и Хиония

One thought on “ Мученицы Агапия, Ирина и Хиония ”

Серьёзно? в 21 веке все еще верят в сказки?

АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА

[греч. Χιονία – снежная], [греч. Εἰρήνη – мир] († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек.- со святыми Анастасией и Хрисогоном; зап. 1 или 5 апр., 25 дек.).

Память Солунских мучениц А. и Хионии встречается уже в древнейшем вост. Месяцеслове – Сирийском (411/12). Древнейший вариант жития, восходящий к протоколам допросов мучениц, сохранился лишь в Cod. Vat. Gr. 1660 (916). А., Хиония, Ирина и три др. благочестивые женщины (среди них вдова по имени Евтихия) родом из Фессалоники, а также христианин Агафон были схвачены в горах около своего родного города, где они пытались скрыться от преследований (видимо, после 1-го эдикта Диоклетиана от 23 февр. 303 г., а затем вторично после 4-го (зима 304), принуждавшего к принесению жертв под страхом смерти), и были приведены на суд к рим. правителю. Кроме того, в их домах были произведены обыски и изъяты христ. книги, хранение к-рых было также строго запрещено. Отказавшись от вкушения идоложертвенной пищи, вначале перед местным чиновником Кассандром, а затем и перед главой рим. администрации в Фессалонике Дулкитием, они были подвергнуты разным видам наказаний. А. и Хиония были в первый же день преданы огню, а более молодые христиане были заключены в тюрьму с целью дать им возможность одуматься. После следующего допроса Дулкитий приказал отвести Ирину в публичный дом, однако там никто не дерзнул прикоснуться к ней. Тогда и она была осуждена на сожжение (по др. версии, на отсечение головы); о судьбе остальных осужденных житие не сообщает.

История А., Хионии и Ирины (подобно мученичеству святых Феодоты и Еводия) была впосл. включена в житие св. Анастасии Узорешительницы, и действие перенесено в Аквилею. Изменяется и сам сюжет: девы обитают у благочестивого старца Зоила. После его смерти и первого допроса Диоклетиан передает мучениц Дулкитию, к-рый вначале слепнет, а потом становится всеобщим посмешищем при попытке публично снять с них одежды. Дело мучениц передается Сиссинию, он выносит приговор А. и Хионии, а за Ириной, после ее чудесного спасения в публичном доме, гонится, но не может поймать, и она умирает на горе, пораженная стрелой воина. В связи с дальнейшим сосуществованием обеих традиций А., Хиония и Ирина почитались то как Солунские, то как Иллирийские мученицы.

Древние акты были известны Гросвите Гандерсгеймской (X в.), к-рая посвятила этому сюжету своего «Дулкития». Лат. перевод их был выполнен кард. Г. Сирлето (XVI в.) и использован Л. Сурием и Т. Руинартом. В оригинале они были впервые изданы П. Франки де Кавальери, а затем Г. Музурилло.

Близ Фессалоники святым мученицам была посвящена базилика. Сохранилась греч. служба (Codd. Paris. 13, 1573, 1574, 1561, 341; Laur. I 70; Vatoped. 1104). Пространное житие святых мучениц переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. жития святых мучениц (пространное и краткое стишное – под 16 апр., краткое нестишное – под 22 дек.) были включены в ВМЧ (Иосиф, архим. Описание ВМЧ. Стб. 81, 253-254).

Гимнография

Типикон Великой ц. (X в.) предписывает праздновать «страсть святых Агапии, Хионии и Ирины» 3 апр. (Mateos. Typicon. P. 262), тогда как в К-польском стишном Синаксаре XI в., составленном придворным поэтом Христофором Митилинским, их память обозначена 16 апр. Также в различных редакциях Студийского устава память этих святых указывается иногда 3 апр. (напр., Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 452), а иногда – 16 (Мессинский Типикон; студийская служебная годовая Минея. Т. 3 – XII в. РНБ. Греч. № 227). В Иерусалимском уставе празднование их памяти четко закрепляется за 16 апр. Канон Иосифа Песнописца (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), зафиксированный в Минеях студийского типа (напр., XII в. ПБ. Греч. № 227. Л. 52об.- 53), с акростихом (не указан в слав. печатной Минее) « Χριστοῦ προσοίσω Μάρτυσι θεῖον μέλος » , вписанным в тропари и богородичны, и седален в совр. печатных Минеях, греч. и слав., совпадают; кондак еcть только в слав. (« »), а стихиры мученицам на «Господи воззвах» различны. Из рукописей XII-XIV вв. (XII в. Barb. Gr. 450. Fol. 62v – 64; XIV в. Patm. 901. Fol. 72-75v) известен канон Георгия (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), не вошедший в печатные Минеи ( « ̓Αγνεία κοσμήσασα τὴν ψυχήν » ), с алфавитным акростихом. Согласно италийской редакции Студийского устава Мессинскому Типикону (1131), этим мученицам полагается служба с Аллилуия (Arranz. Typicon. P.145), как и в рус. Типиконах – первопечатном 1610 г. и принятом в наст. время.

Иконография

Образы А., Хионии и Ирины распространены в искусстве Рима VII-IX вв., самые ранние изображения сохранились во фресках ц. Санта-Мария-Антиква, VII в., и ц. Сан-Мартино-аи-Монти, 847-855 гг.: в последней мученицы предстоят Богоматери с Младенцем на троне, 2 из них в венцах небесной славы, третья держит венец в покровенных руках. В визант. искусстве получил распространение др. тип изображения, где мученицы представлены с крестами в руках: во фресках X в. в Каппадокии – Токалы-килисе и капеллы 7 в долине Гёреме; на миниатюре в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 36r.) и в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 110) – А. и Хиония. Сходный иконографический тип описан в Строгановском иконописном подлиннике, посл. треть XVIII в., и представлен на московской иконе с изображением мучениц и св. Феодора Стратилата, кон. XVI в. (ГТГ), на вологодской минейной иконе, кон. XVI в. (ВГИАХМЗ). Мученичество А., Хионии и Ирины представлено на миниатюре Минология Василия II – 2 мученицы изображены сжигаемыми в печи, третья – рядом, пронзенная мечом, святые облачены в туники и мафории (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 267); в настенном минологии кафоликона мон-ря Кутлумуш на Афоне, 1540 г.; мученичество одной А.- на фреске настенного минология нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия), 1348-1350 гг.

День памяти Святых мучениц Агапии, Ирины и Хионии

Седмица 2-я по Пасхе. Глас 1. Сегодня святая Церковь чтит память Святых мучениц Агапии, Ирины и Хионии

Были родными сестрами и жили в конце III – начале IV века вблизи итальянского города Аквилеи. Они остались сиротами в юном возрасте. Девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли домогательства многочисленных женихов.

Их духовным руководителем был священник Зинон. Ему было открыто в сонном видении, что в ближайшее время он скончается, а святых дев возьмут на мучение. Такое же откровение было и находившейся в Аквилее великомученице Анастасии, которую называли Узорешительницей за то, что она безбоязненно посещала находившихся в тюрьмах христиан, ободряла их и помогала им. Великомученица Анастасия поспешила к сестрам и убеждала их мужественно постоять за Христа. Вскоре предсказанное в видении исполнилось. Священник Зинон скончался, а три девы были схвачены и направлены на суд к императору Диоклитиану.

Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха – Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Император убеждал их отречься от Христа, но ни старшие сестры, ни самая младшая из них не соглашались.
Они называли языческих богов идолами, сделанными человеческими руками, и проповедовали веру в Истинного Бога. По повелению Диоклитиана, направившегося в Македонию, туда были отвезены и святые сестры. Их отдали на суд правителю Дулкицию.

Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Он взял сестер под стражу и передал им, что они получат свободу, если согласятся исполнить его желание. Но святые мученицы ответили, что они готовы умереть за своего Небесного Жениха – Христа. Тогда Дулкиций решил тайно ночью овладеть ими насильно. Когда святые сестры встали ночью на молитву и славословили Господа, Дулкиций подкрался к двери и хотел войти. Невидимая сила поразила его, он потерял рассудок и кинулся прочь. Не находя выхода, мучитель по дороге попал в поварню, где стояли чугуны, сковороды и котлы, и весь перепачкался в саже. Слуги и воины с трудом узнали его. Когда он увидел себя в зеркале, то подумал, что святые мученицы околдовали его, и решил им отомстить.

На суде Дулкиций велел обнажить перед ним святых мучениц. Но воины, как ни старались, не могли этого сделать: одежды как бы приросли к телам святых дев. Во время суда Дулкиций внезапно заснул, и никто не мог разбудить его. Но только его внесли в дом, он тотчас проснулся.

Когда обо всем происшедшем донесли императору Диоклитиану, он разгневался на Дулкиция и передал святых дев судье Сисинию. Тот начал свой допрос с младшей сестры Ирины. Убедившись в ее непреклонности, он отправил ее в темницу и попытался принудить к отречению святых Хионию и Агапию. Но и их невозможно было склонить к отречению от Христа, и Сисиний приказал сжечь святых Агапию и Хионию. Сестры, услышав приговор, возблагодарили Господа за мученические венцы. В огне Агапия и Хиония отошли ко Господу с молитвой.

Когда огонь погас, все увидели, что тела мучениц и их одежда не опалены огнем, а лица прекрасны и спокойны, как у людей, уснувших тихим сном. На другой день Сисиний приказал привести на суд святую Ирину. Он пугал ее участью старших сестер и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание в блудилище. Но святая мученица отвечала: “Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа”.

Когда воины Сисиния повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина и сказали: “Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем придти к нему и доложить о выполнении приказа”. Воины так и поступили. Когда они доложили об этом Сисинию, тот пришел в ярость, так как не давал такого распоряжения. Светлые воины были Ангелы Божий, спасшие святую мученицу от поругания. Сисиний с отрядом воинов направился к горе и увидел на ее вершине святую Ирину. Долго искал он дорогу к вершине, но так и не смог найти. Тогда один из воинов ранил святую Ирину стрелой из лука. Мученица крикнула Сисинию: “Я смеюсь над твоей бессильной злобой и чистой, неоскверненной отхожу ко Господу моему Иисусу Христу”. Возблагодарив Господа, она легла на землю и предала дух свой Богу за день до Святой Пасхи.

Великомученица Анастасия узнала о кончине святых сестер и с честью погребла их тела.

Святые мученицы, молите Бога о нас!

29 апреля -память мч. Леонида и мцц. Ирины, Галины

Сегодня православная церковь воспоминает мучеников Коринфских, погибших за христианскую веру в первый день Пасхи 258 года: Леонида, Хариессы, Виктории (Ники), Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и с ними пострадавшие (258).
Мучениц Агапии, Ирины и Хионии (304).
По традиции сегодня отмечают день именин и все, крещенные с их именами. Из имен, встречающихся в современном мире, это: Леонид, Галина, Ирина, Ника, Василиса.

Святой Леонид родился на Пелопоннесе и служил начальником женского духовного хора. Во время гонений Деция (ок.250) хор продолжал исполнять гимны и благодарственные молебны. Тогда как прочие христиане этого края скрывались и пытались избежать обысков, женщины, руководимые Леонидом, проявляли невероятное мужество, будучи единственными, кто открыто исповедовал христианскую веру. Все они были арестованы за несколько дней до праздника Пасхи в городе Трезене в Арголиде и отведены в Коринф к правителю Венусту.
Восседая на высоком троне, он пообещал Леониду славу и богатство, если тот согласится принести жертву богам. Леонид отвечал спокойно и с улыбкой: «Я сам уже давно отказался от лжи и боюсь только за тебя, ведь твои заблуждения ведут к вечной смерти». Магистрат решил, что пришло время прибегнуть к пыткам. Святой сказал: «Раз ты этого хочешь, испытай мое тело огнем и убедись, что, когда тленная плоть повредится, моя душа останется невредимой и возрадуется своему скорейшему освобождению от уз, которые привязывают ее к смертному существованию».

Тогда к правителю были приведены девы. Он попытался убедить их в том, что наставник согласился принести языческую жертву. Не обманувшись, они отвечали: «Мы тоже от всего сердца принесем жертву Господу нашему Иисусу Христу!» Видя, что не может их убедить, он приказал заточить христианок в темницу.
Вновь призвав Леонида, магистрат настаивал на повиновении государю. Леонид был неколебим: «Все, что повелевает Властитель неба и земли, я исполняю с благоговением. Но то, что приказывают императоры, я исполняю лишь в том случае, если это правильно, если же нет, я не считаю себя обязанным подчиняться!» В гневе правитель приказал заживо снять с него кожу и опалить ему факелами бока.

В это самое время он возобновил допрос семи дев и спросил, одного ли они происхождения с Леонидом. «Хотя мы различного происхождения и пола, но едины по вере и образу жизни», – последовал ответ. «Вас подвергнут тем же мучениям, что и его», – объявил Венуст. Палачи без промедления стали выполнять его приказ. Однако и пытками мучители не смогли ничего от них добиться. Святые произнесли только: «Мы христиане и готовы претерпеть любые страдания за Христа!» Поэтому магистрат постановил бросить Леонида и его учениц в море.
Мучеников повели по побережью, и Хариесса запела, как Мариам, сестра Моисея, после того как Красное море поглотило войско фараона (Исх.15:20). Ее песню подхватили сподвижницы: «Бежала я поприще, Господи, гналось за мной воинство, Господи, и не отреклась я от Тебя, Господи, спаси душу мою!» В Святую субботу[3] их посадили на корабль. Там они продолжали петь. Когда судно проплыло около 6 километров, к их шеям привязали камни, руки связали за спиной. Вначале бросили в море Леонида. Пока волны еще не поглотили его, святой произнес: «Сегодня я принимаю второе крещение во очищение внутреннего человека!» Затем волнам были преданы семь дев.

Впоследствии их тела были найдены благочестивыми христианами на побережье, и большой храм освятил место их погребения. В 1917 г. после видений, бывших во сне весьма многим христианам тех мест, были обретены мощи восьми мучеников, и многие чудеса засвидетельствовали подлинность этих мощей, которые с того дня стали целью массового паломничества. Кроме того, в ходе недавних археологических раскопок возле Коринфа были обнаружены развалины огромной церкви, посвященной святому Леониду. Также были обнаружены развалины храма, возведенного в их честь в Афинах в V в., и еще одного – в Клавсионе (Эвритания).

Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония

Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами и жили в конце III – начале IV века вблизи итальянского города Аквилеи. Они остались сиротами в юном возрасте. Девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли домогательства многочисленных женихов. Их духовным руководителем был священник Зинон. Ему было открыто в сонном видении, что в ближайшее время он скончается, а святых дев возьмут на мучение. Такое же откровение было и находившейся в Аквилее великомученице Анастасии († ок. 304, память 22 декабря), которую называли Узорешительницей за то, что она безбоязненно посещала находившихся в тюрьмах христиан, ободряла их и помогала им.
Великомученица Анастасия поспешила к сестрам и убеждала их мужественно постоять за Христа. Вскоре предсказанное в видении исполнилось. Священник Зинон скончался, а три девы были схвачены и направлены на суд к императору Диоклитиану (284–305).

Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха – Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Император убеждал их отречься от Христа, но ни старшие сестры, ни самая младшая из них не соглашались. Они называли языческих богов идолами, сделанными человеческими руками, и проповедовали веру в Истинного Бога.
По повелению Диоклитиана, направившегося в Македонию, туда были отвезены и святые сестры. Их отдали на суд правителю Дулкицию.

Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Он взял сестер под стражу и передал им, что они получат свободу, если согласятся исполнить его желание. Но святые мученицы ответили, что они готовы умереть за своего Небесного Жениха – Христа. Тогда Дулкиций решил тайно ночью овладеть ими насильно. Когда святые сестры встали ночью на молитву и славословили Господа, Дулкиций подкрался к двери и хотел войти. Невидимая сила поразила его, он потерял рассудок и кинулся прочь. Не находя выхода, мучитель по дороге попал в поварню, где стояли чугуны, сковороды и котлы, и весь перепачкался в саже. Слуги и воины с трудом узнали его. Когда он увидел себя в зеркале, то подумал, что святые мученицы околдовали его, и решил им отомстить.
На суде Дулкиций велел обнажить перед ним святых мучениц. Но воины, как ни старались, не могли этого сделать: одежды как бы приросли к телам святых дев. Во время суда Дулкиций внезапно заснул, и никто не мог разбудить его. Но только его внесли в дом, он тотчас проснулся.

Когда обо всем происшедшем донесли императору Диоклитиану, он разгневался на Дулкиция и передал святых дев судье Сисинию. Тот начал свой допрос с младшей сестры Ирины. Убедившись в ее непреклонности, он отправил ее в темницу и попытался принудить к отречению святых Хионию и Агапию. Но и их невозможно было склонить к отречению от Христа, и Сисиний приказал сжечь святых Агапию и Хионию. Сестры, услышав приговор, возблагодарили Господа за мученические венцы. В огне Агапия и Хиония отошли ко Господу с молитвой.
Когда огонь погас, все увидели, что тела мучениц и их одежда не опалены огнем, а лица прекрасны и спокойны, как у людей, уснувших тихим сном. На другой день Сисиний приказал привести на суд святую Ирину. Он пугал ее участью старших сестер и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание в блудилище. Но святая мученица отвечала: «Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа».

Когда воины Сисиния повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина и сказали: «Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем придти к нему и доложить о выполнении приказа». Воины так и поступили. Когда они доложили об этом Сисинию, тот пришел в ярость, так как не давал такого распоряжения. Светлые воины были Ангелы Божии, спасшие святую мученицу от поругания. Сисиний с отрядом воинов направился к горе и увидел на ее вершине святую Ирину. Долго искал он дорогу к вершине, но так и не смог найти. Тогда один из воинов ранил святую Ирину стрелой из лука.
Мученица крикнула Сисинию: «Я смеюсь над твоей бессильной злобой и чистой, неоскверненной отхожу ко Господу моему Иисусу Христу». Возблагодарив Господа, она легла на землю и предала дух свой Богу за день до Святой Пасхи († 304).
Великомученица Анастасия узнала о кончине святых сестер и с честью погребла их тела.

На поклон к святой мученице Галине Коринфской верующие со всего мира приезжают на Коринфский канал, находящийся совсем недалеко от Афин и соединяющий Ионическое и Эгейское море. Именно здесь в древнем порту города Коринф Галина приняла свою мученическую смерть.
Сам канал пытались неоднократно построить еще в античные времена, но каждый раз строительство по каким-то причинам приостанавливалось. По преданиям, при попытках выкопать канал из земли начинали бить фонтаны крови. Окончательно построить канал удалось только в 1881 году французской компании. Сейчас он по сути своей представляет святой источник, в который окунаются верующие, чтобы обрести Божью благодать.

Иконы святой мученицы Галины есть в нескольких храмах Москвы и Подмосковья:
В храме святого Тихона Патриарха Всероссийского в Московском;
В Успенском храме в Сергиевом Посаде;
В московском районе Очаково-Матвеевское на Троекуровском кладбище (в часовне в честь мученицы Галины Коринфской).
В Химках в микрорайоне Новогорск рядом с 119-ой клинической больницей в церкви Галины Коринфской, храм был построен в 2008 году на средства Галины Стрельниченко.

Мощи святой хранятся в действующем женском монастыре на высокой горе у Коринфского канала. Тела мученицы Галины и других семи учеников мученика Кондрата, утонувших в море, были найдены здесь на побережье, недалеко от монастыря. Много лет у этих мощей совершаются многие чудеса и знамения.
В России на подворье женского Богородично-Албазинского Свято-Никольского монастыря в Благовещенске в храме мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии хранятся частицы мощей святой мученицы Галины.

Тропарь мученику, глас 4
Мученик Твой, Господи, Леониде, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости того молитвами спаси души наши.
Звезда светлая явился еси непрелестная мирови, Солнца Христа возвещающи зарями твоими, страстотерпче Леониде, и прелесть погасил еси всю, нам же подавши свет, молися непрестанно о всех нас.

Кондак, Глас 6:
Звезда светлая явился еси, непрелестная мирови, солнца Христа возвещающи, зарями твоими, страстотерпче Леониде, и прелесть погасил еси всю: нам же подаеши свет, моляся непрестанно о всех нас.

Величание мученику
Величаем тя, страстотерпче святый Леониде, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Тропарь мученицам, глас 1:
Агницы словесныя Агнцу и Пастырю приведостеся мучением ко Христу, течение скончавше, и веру соблюдше. Темже днесь радостною душею совершаем, досточудныя, святую вашу память, Христа величающе.

Кондак, Глас 4:
Страстотерпиц Христовых память празднуем и верою просящи помощи, избавитися всем от всякия скорби, зовущи: Бог наш с нами, иже сих прославивый якоже изволи.

Величание
Величаем вас, страстотерпицы святыя Агапия, Ирино и Хиония, Виктория (Ника), Галино, Калисо, Нунехия, Василиссо, Феодоро, Ирино, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Молитва святому мученику Леониду и мученицам Хариессе, Нике,
Галине, Калисе, Нунехии, Василиссе, Феодоре, Ирине и иже с ними пострадавшим

О святии мученицы! Прострите благоприятныя молитвы ваша ко Господу и Создателю нашему и умолите Его благость даровати нам (имена) вся к вечному спасению потребная, таже и к житию сему временному нужная: веруем бо несомненно, яко вся возможна вам, яко истинным Его угодником. Ей, чудотворцы святии! Не посрамите упования нашего, но молитвами вашими сотворите нас наследники быти Царствия Христова, да прославляем человеколюбие в Троице славимаго и покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и ваше святое заступление, во веки веков.

СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ ЛЕОНИД, ИРИНА, ГАЛИНА, АГАПИЯ, ХИОНИЯ, НИКА, КАЛИСА, НУНЕХИЯ, ВАСИЛИССА, ФЕОДОРА МОЛИТЕ БОГА О НАС.

Свв. муч. Агапия, Хиония и Ирина.

Свв. муч. Агапія, Хіонія и Ирина.

(Какъ христіанинъ долженъ относиться къ сновидѣніямъ?)

I. Въ житіи нынѣ прославляемыхъ св. муч. сестеръ Агапіи, Хіоніи и Ирины есть слѣдующій разсказъ. Во время гоненія, воздвигнутаго Діоклитіаномъ, когда всѣ темницы римскія были переполнены христіанами, утѣшителемъ и наставникомъ ихъ былъ старецъ Хрисогонъ. Онъ неутомимо бодрствовалъ надъ тѣми, кому предстояло трудное испытаніе, приготовляя ихъ къ мученическому подвигу. — Не могло утаиться отъ гонителей такое вліятельное противодѣйствіе ихъ стараніямъ истреблять христіанъ. Хрисогонъ былъ взятъ и преданъ смерти (пам. его 22 декабря). Обезглавленное его тѣло было брошено на берегу моря. Близъ этого мѣста жилъ христіанскій священникъ Зоилъ, и по сосѣдству съ нимъ проводили уединенную, благочестивую жизнь три сестры — дѣвы: Агапія, Хіонія и Ирина.

Пресвитеръ Зоилъ, узнавъ, чье тѣло лежитъ непогребеннымъ, взялъ его и схоронилъ у себя въ домѣ. Въ 30-ый день по кончинѣ мученикъ Хрисогонъ явился во снѣ пресвитеру и сказалъ ему: «да будетъ тебѣ извѣстно, что въ теченіе слѣдующихъ девяти дней три живущія близъ тебя дѣвы будутъ взяты на мученіе. Скажи рабѣ Божіей Анастасіи (узорѣшительницѣ, помогавшей св. мученикамъ), чтобы она позаботилась о нихъ и приготовила ихъ къ предстоящему имъ испытанію и мученической кончинѣ. И о себѣ самомъ будь спокоенъ; скоро ты примешь отъ Господа воздаяніе за труды твои и упокоишься со святыми».

Подобное же сновидѣніе имѣла и Анастасія. Она узнала, гдѣ живутъ три сестры христіанки, поспѣшила къ нимъ и провела съ ними всю ночь въ бесѣдѣ и приготовленіи ихъ къ предстоящему имъ подвигу.

Недолго пришлось имъ оставаться въ ожиданіи его. Молодыя дѣвицы были взяты за исповѣданіе вѣры Христовой и заключены въ темницу.

Скоро земная ихъ участь была рѣшена: люди произнесли имъ смертный приговоръ. Узнавъ, что онѣ обречены на сожженіе, христіанки воскликнули: «благодаримъ Тебя, Господи І. Христе, что привелъ насъ быть исповѣдницами имени Твоего».

Агапію и Хіонію бросили въ огненную печь и онѣ съ молитвою предали Богу свои души. Анастасія узорѣшительница, посвятившая себя на служеніе христіанскимъ узникамъ и заботѣ о погребеніи останковъ мучениковъ, приняла тѣла Агапіи и Хіоніи, оставшіяся неповрежденными, и тайно похоронила ихъ. Ирину же воинъ на слѣдующій день пронзилъ стрѣлою. Умирая, она радостно воскликнула: «иду къ блаженнымъ сестрамъ моимъ»!

II. Выслушивая этотъ разсказъ, вы, братія, вѣроятно обратили вниманіе на то, что и благочестивый пресвитеръ Зоилъ и св. Анастасія узорѣшительница повѣрили бывшимъ имъ отъ Бога сновидѣніямъ и поступили согласно сдѣланнымъ чрезъ нихъ указаніямъ. Это обстоятельство вѣроятно возбуждаетъ вопросъ: какъ христіанинъ долженъ относиться къ сновидѣніямъ? Всѣмъ ли снамъ онъ долженъ вѣрить?

Еще языческіе мудрецы различно судили о снахъ. Одинъ языческій мудрецъ (Протагоръ) говорилъ: «каждый сонъ имѣетъ свое значеніе, свой смыслъ, и для человѣческой жизни полезно обращать на сны вниманіе». Другойже языческій мудрецъ (Ксенофанъ) объяснялъ, что всѣ сны пусты и обманчивы, и что заблуждается тотъ, кто обращаетъ на нихъ вниманіе и устрояетъ по нимъ свои дѣла. — Истины нужно искать въ срединѣ; т.-е. во-первыхъ, не на всѣ сны надобно обращать вниманіе, но во-вторыхъ, не всѣ сны надобно презирать, считать ихъ пустыми.

а) Во-первыхъ — говоримъ — не на всѣ сны надобно обращать вниманіе. Самъ Богъ увѣщеваетъ людей чрезъ Моνсея «не гадать по снамъ» (Лев. 19, 26). «Безразсудные люди», говоритъ Сирахъ, «обманываютъ самихъ себя пустыми и ложными надеждами; кто вѣритъ снамъ, тотъ подобенъ обнимающему тѣнь или гоняющемуся за вѣтромъ; сновидѣнія совершенно то же, что отображеніе лица въ зеркалѣ» (34, 1—3). Большая часть сновъ суть только естественное слѣдствіе возбужденнаго воображенія человѣка. О чемъ человѣкъ днемъ думаетъ, чѣмъ онъ сильно заинтересованъ, чего онъ страстно желаетъ или не желаетъ, это и снится ему. Св. Григорій разсказываетъ объ одномъ человѣкѣ, который безразсудно вѣрилъ снамъ и которому во снѣ обѣщалась долгая жизнь. Онъ собралъ много денегъ, чтобы имѣть чѣмъ благополучно прожить долгую жизнь свою; — но вдругъ заболѣлъ, и вскорѣ умеръ, — и такимъ образомъ не могъ сдѣлать никакого употребленія изъ своего богатства, и въ то же время не могъ взять съ собою въ вѣчность никакихъ добрыхъ дѣлъ. Слѣдовательно, есть много сновъ пустыхъ и обманчивыхъ, которые ничего не значатъ и на которые не надобно обращать вниманія.

б) Но, во-вторыхъ, есть и такіе сны, которые имѣютъ значеніе для насъ и на которые надобно обращать вниманіе. Укажемъ для примѣра на сонъ Іосифа, одного изъ двѣнадцати сыновей патріарха Іакова. Іосифу снилось, что онъ съ отцемъ и братьями жнетъ на полѣ пшеницу: снопъ Іосифа стоялъ прямо, а снопы отца и братьевъ окружили его и поклонились ему. Этотъ сонъ точно исполнился: по истеченіи нѣкотораго времени Іосифъ, проданный братьями въ Египетъ, сдѣлался владыкою Египта, и пріѣхавшіе въ Египетъ отецъ и братья его должны были кланяться ему и почитать его. Точно также сбылся пророческій сонъ фараона, царя египетскаго. Если бы фараонъ не обратилъ вниманія на этотъ сонъ и не сдѣлалъ большихъ запасовъ хлѣба въ урожайные годы для годовъ неурожайныхъ, то онъ горько раскаивался бы: жители Египта, а также отецъ и братья Іосифовы, умерли бы голодною смертію.

И многіе изъ людей, а можетъ быть н изъ находящихся среди насъ, имѣютъ причину раскаиваться въ томъ, что не обратили вниманія на нѣкоторые сны свои. Вотъ для примѣра одинъ разсказъ. Одинъ безпутный юноша, не слушавшій увѣщаній своихъ лучшихъ друзей, направлявшихъ его на другую, лучшую дорогу, увидѣлъ однажды во снѣ своего отца, который строго повелѣвалъ ему оставить безпутную и безбожную жизнь и жить лучше; но — согласно изреченію І. Христа — «если не слушаютъ закона, то не послушаютъ и того, кто бы воскресъ изъ мертвыхъ» — юноша не обратилъ никакого вниманія на свой сонъ. Тогда онъ снова видитъ такой же сонъ: ему снова снится отецъ, который заявляетъ сыну, что если онъ не перемѣнитъ своей жизни, то въ такой-то день его застигнетъ смерть, и онъ предстанетъ на судъ Божій. Юноша разсказалъ шуточно о снѣ своимъ подобнымъ же ему товарищамъ, и не только не думалъ объ исправленіи жизни, но даже какъ бы хотѣлъ посмѣяться надъ угрозою, полученною во снѣ. Именно — на тотъ день, въ который во снѣ отецъ угрожалъ сыну смертію, онъ назначилъ большую пирушку съ товарищами. И что же? Среди винопитія сына поражаетъ внезапно апоплексическій ударъ, и онъ чрезъ нѣсколько минутъ умираетъ! Изъ приведенныхъ здѣсь разсказовъ мы видимъ, что не всѣ сны обманчивы и пусты: есть сны, которые дѣйствительно исполняются въ жизни. (См. «Проповѣдн. листокъ» №9 за 1890 г.).

III. Приведенъ въ заключеніе нѣсколько совѣтовъ о томъ, какъ нужно относиться къ сновидѣніямъ:

а) Если сны побуждаютъ насъ къ добру и удерживаютъ отъ зла, то считайте эти сны перстомъ Божіимъ, указывающимъ вамъ на небо и отклоняющимъ васъ отъ дороги къ аду. Вотъ какъ объ этомъ говорится въ одной книгѣ свящ. писанія:

«Богъ говоритъ однажды, и, если того не замѣтятъ, въ другой разъ: во снѣ, въ ночномъ видѣніи, когда сонъ находитъ на людей, во время дремоты на ложѣ. Тогда Онъ открываетъ у человѣка ухо и запечатлѣваетъ Свое наставленіе, чтобы отвесть человѣка отъ какого-либо предпріятія и удалить отъ него гордость, чтобы отвесть душу его отъ пропасти и жизнь его отъ пораженія мечемъ» (Іов. 33, 14, 18).

«Когда увидишь во снѣ образъ креста, учитъ преп. Варсануфій, знай, что этотъ сонъ истиненъ и отъ Бога; но постарайся отъ святыхъ получить истолкованіе значенія его, и не вѣрь своему помыслу». («Руковод. къ дух. жизни» Варсануфія и Іоанна, стр. 368).

б) Если же вы не увѣрены или не имѣете разумной причины думать, что сонъ происходитъ отъ Бога, въ особенности если сонъ касается не важныхъ, безразличныхъ предметовъ, тогда нѣть надобности обращать вниманіе на сны и устроять по нимъ свои дѣйствія; будьте осторожны, дабы, обращая вниманіе на каждый сонъ, не сдѣлаться суевѣрными и не подпасть опасности согрѣшить.

в) Если, наконецъ, сонъ соблазняетъ человѣка на грѣхъ, то онъ есть слѣдствіе нашего испорченнаго, разстроеннаго воображенія, нашей фантазіи, или же онъ происходитъ отъ того, отъ кого да сохранитъ насъ Богъ Своею благодатію, т. е. отъ діавола. (Свящ. Григ. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 273-275.

Читайте также:  Молебен о путешествующих как правильно заказать
Ссылка на основную публикацию