Мученики Адриан и Наталия

АДРИАН И НАТАЛИЯ

(† ок. 305 и не позже 311), мученики Никомидийские (пам. 26 или 27 авг., 4 марта). А. и Наталия пострадали при имп. Максимиане Галерии. А. был начальником судебной палаты в Никомидии, где находилась имп. резиденция. Император поручил ему оформить протоколы допросов 23 христиан, арестованных по доносу язычников в пещерах, где они тайно молились. Мученики были жестоко избиты, но не отреклись от Христа. Свидетель истязаний, А., будучи язычником, захотел узнать, ради чего христиане столь терпеливо и мужественно переносят тягчайшие страдания. Те поведали А. о вечной жизни и воздаянии, к-рое они надеются получить от Бога. Услышав об этом, А. пожелал последовать за исповедниками и умереть за Христа. Он попросил вписать свое имя вместе с христианами в судебные книги. Максимиан приказал заковать А. и заключить в темницу вместе с др. христианами. За 13 месяцев перед этим А. женился на Наталии. Узнав о причине ареста мужа, Наталия обрадовалась, т. к. была тайной христианкой. Она отправилась в тюрьму и стала умолять А. мужественно принять мученический венец ради Христа. Она ухаживала за христианами, искалеченными пытками, облегчая их страдания. Через 7 дней А. вместе с христианами предстал перед императором, и истязания были продолжены. Затем арестованных снова отправили в тюрьму, где Наталия вместе с благочестивыми женами заботливо ухаживала за ними и убеждала не отрекаться от веры и стойко претерпевать страдания. Испугавшись, что А. может поколебаться при виде страданий и кончины др. мучеников, Наталия попросила палачей начать казнь с ее мужа и сама положила его ноги на наковальню. Когда А. перебили ноги, Наталия подставила под удар молота его руку. Палач сильным ударом отсек ее, после чего А. предал душу Господу (ему было 28 лет). Наталия тайно взяла руку мужа и спрятала ее, а Максимиан, казнив всех христиан в темнице, повелел сжечь тела мучеников. Но по воле Божией началась сильная гроза, и многие из мучителей были убиты молнией. Дождь погасил горящую печь, и христиане смогли вынуть из печи не поврежденные огнем тела святых. Благочестивый христианин по имени Евсевий собрал останки святых и привез в г. Аргирополь близ Византия. Спустя нек-рое время Наталия была вынуждена бежать из Никомидии, т. к. император хотел отдать ее в жены знатному языческому военачальнику. Она взяла руку А. и отправилась на корабле в Аргирополь. Военачальник, узнав о побеге Наталии, преследовал ее на корабле, но попал в бурю и повернул корабль назад, при этом многие из плывших на нем утонули, а корабль с христианами буря обошла стороной. Их спас А., явившись им в сиянии света. По прибытии в Аргирополь Наталия пришла в храм с телами мучеников и соединила руку А. с его телом. В тот же день она умерла и была похоронена около мартирия святых мучеников. Блж. Наталия не подвергалась пыткам, но за сострадание мученикам получила от Бога мученический венец.

В IV в. свт. Митрофан, еп. Византия, построил ц. во имя А. и Наталии, где хранились их мощи. Позже мощи были перенесены из К-поля в Рим, где папа Гонорий I (625-638) построил на форуме (в бывш. здании сената) посвященный им храм; там они покоятся и в наст. время. Житие святых мучеников, по всей вероятности, составлено в V в.

Пространное житие мучеников переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно вновь было переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В XVI в. пространное и краткое жития святых мучеников включены под 26 авг. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 436-437).

Гимнография

В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) указано совершать память А. и Н. «в святейшем их мартириуме на противоположной стороне от Аргируполя» (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 384-385). Также А. упоминается в Cтишном Прологе к-польского поэта XI в. Христофора Митилинского. Месяцесловы Студийского (в т. ч. и ркп. XII в. Син. № 330) и Иерусалимского уставов регулярно фиксируют память А. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1 С. 456, 493). В студийской слав. Минее (XII в. ГИМ. Син. № 168. Л. 154-159) выписаны седален и кондак (отличные от помещенных в печатных Минеях), 5 стихир (3 из них совпадают с печатными), канон (тот же, что в печатных). В Мессинском Типиконе (1131), представляющем собой италийскую редакцию Студийского устава, предписано на утрене петь общий тропарь « », читать житие святых; совершать литургию так же, как и 20 сент.

Канон (2-го плагального, т. е. 6-го, гласа), написанный Феофаном Начертанным (Ɨ 845) и встречающийся во многих рукописях (XII в. Doch. gr. 32; кон. XIII – нач. XIV в. Син. греч. № 450. Л. 187-192об.), вошел в печатные греч. и слав. Минеи. Славник на вечерне « » в печатных Минеях атрибутируется Ефрему Карию. В совр. Минеях помещен тропарь « ». Служба в греч. Минее в целом совпадает с последованием слав. Минеи, однако в слав.- 2 тропаря мученикам; греч. (Αὔγουστος. Σ. 256-257) имеет на утрене стишной ямбический синаксарь святым мученикам («̓Αδριανοῦ τέμνουσι χεῖρας καὶ πόδας») после 6-й песни канона и 3 стихиры на хвалитех. Сохранились неопубликованные греч. службы А. и Наталии (Paris. Gr. 13. Fol. 378v, XIII; Fol. 215, 1575; Laur. Ѳ 33. Fol. 173, XV; Ѳ 43. Fol. 282v, XIV; Δ 45. Fol. 173v, XI). В первопечатном рус. Типиконе 1610 г., как и в совр., указана служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова), а также полиелей Сретению иконы Владимирской Богоматери. По Уставу греч. Церквей поется последование со славником на вечерне.

Иконография

Сюжеты из жития А. и мц. Наталии – рождество А., мученичество, перенесение мощей А., чудеса,- сохранились на реликварии XII в. (Музей искусств в Чикаго), миниатюрах рукописи ок. 1483 г. (Vindob. 2619).

В зап. традиции А. нередко изображался молодым воином в доспехах, с мечом и щитом (алтарь Х. Мемлинга; витраж, 1544).

В Москве в честь А. и мц. Наталии были освящены сев. престол (первоначально был во имя сщмч. Киприана и мц. Иустины) собора Покрова Божией Матери на Рву (1555-1561); деревянная церковь в Мещанской слободе (1672; с 80-х гг. XVII в. до 3-й четв. XIX в.- ц. апостолов Петра и Павла с приделом А. и Наталии; разрушена); престол (1696) в трапезной при колокольне ц. Воскресения Словущего в Таганке (XVII в.; разрушена); придел в ц. Св. Троицы при Бахрушинском приюте в Сокольниках (1903); церковь на Ярославском шоссе (1914-1916), где находится чтимая икона святых.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святые мученики Маркиан и Мартирий

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Сегодня икона святых нотариев Мартирия и Маркиана находится практически в каждом храме. Святые сыграли огромную роль в истории православия. Согласно церковной истории известно, что православная церковь и вера, в разные времена потерпала от гонений и расколов. Во времена нечистивой Арии православие также поддалось большим раздорам. В те времена веряне подвергались не просто гонениям, но и жестоким испытаниям. Их избивали, убивали, мучили и т.д. В те времена жили святой Павел и его ученики Марикиан и Мартирий. Когда преподобный Павел умер, ариане направили свою ярость и зло на его учеников.

Житие святых мучеников

Мученики служили в Константинопольском соборе. Маркиан служил чтецом, а Мартирий – иполиаконом. Они были секретарями святого Павла. Как гласит история Патриарха Павла ариане тайно выманили и изгнали из города. Позже его жестоко казнили.

Ученики святого Павла отличались сильной и ярой верой к Господу Богу. Ариане не могли этого простить и решили заставить отказаться их от нее. Они сначала пробовали сделать это хитростью, предлагая богатство и мирские блага. Но когда они не повелись на золото и богатство, а остались преданными вере их приказали осудить на смерть. Ученики не испугались. Они несмотря ни на что продолжали исповедовать и проповедовать православие.

Узнав об этом, ариане арестовали их и повели на казнь. Святые мученики помолившись приняли свое участие преклонили свои головы под меч. С тех пор пошла слава о вере и святых. Молитву мученикам Марикиану и Мартирию у святого лика возносят и сегодня многие веряне. Все это потому, что их икона обладает чудотворной силой, и оказывает помощь всем нуждающимся.

В чем помогают Маркиан и Мартирий

Прежде всего нужно сказать, что существует святой лик мучеников. На ней они изображены вместе. Икона достаточно редкая. Ее не возможно встретить в каждом храме. В свободном доступе она находится в Веденском монастыре.

Не смотря на ее редкость рядом с ней собирается много людей, чтобы вознести молитвенные прошения:

  • об исцелении от тяжких недугов;
  • об укреплении веры;
  • просят советы как быть в той или иной тяжелой ситуации;
  • бизнесменам помогает наладить бизнес;
  • просят об защите от всего негативного;
  • просят защиту от магии и «злого глаза»;
  • просят поддержки в тяжелых жизненных ситуациях.

Более того, святые считаются покровителями юристов, нотариусов и всех профессий связанных с правоведением. Так как святые при жизни были нотариатами. Они были мудрыми и умными, давая советы всем кто об этом просил.

К святым принято обращаться специальной молитвой,которую с легкостью можно найти в православном молитвослове. Священнослужители также говорят, что можно обращаться и своими словами. Ведь в тяжких ситуациях не всегда можно найти или вспомнить специальное прошение.

Святые помогают всем людям, которые нуждаются в этом. Они посылают советы и напутствие на праведную жизнь. Очень важно, при полученной помощи обязательно прийти в храм и поблагодарить их за это, зажег свечу перед иконой. Ни для кого не секрет, что особой силой молитва обладает в дни памяти святых мучеников Маркиана и Мартирия.

День памяти святых мучеников

Этот день отмечается православными храмами 7 ноября. В этот день в храме совершаются праздничные молебны. Очень часто на такие литургии приходят юристы и нотариусы, чтобы мысленно с молитвой поблагодарить святых за покровительство и помощь в работе.

Если нет времени посетить в этот день храм, тогда можно обратится к святым со словами благодарности дома у иконы с их образами. При этом зажгите свечу и вспомните все положительные моменты связанные со своей работой. Ведь они совершались с благословения святых.

В храмах в день почитания читают акафист мученикам Маркиану и Мартирию, величание и молитву.

Ирмо́с: Триста́ты кре́пкия, Рожде́йся от Де́вы, безстра́стия во глубине́, души́ трича́стное потопи́, молю́ся, да Тебе́, я́ко в тимпа́не, во умерщвле́нии телесе́ побе́дное воспою́ пе́ние.

Превесьма́ све́том Святы́я Тро́ицы осия́еми при́сно, свети́льницы непреле́стнии быва́ете, святи́и, те́м, ве́рою светоно́сный пра́здник ва́ш дне́сь соверша́юще, све́тло весели́мся.

Ви́дети, на земли́ возсия́вшее Сло́во, из Де́вы на́с ра́ди жела́юще, страда́льцы, Отцу́ Единосу́щна Сего́ испове́дающе, ну́жднейшую сме́рть, по́мыслом крепча́йшим, пострада́сте.

Па́вла му́драго, богоглаго́льницы, я́вльшеся после́дователе и ученицы́, единоче́стна Отцу́ Сы́на пропове́дасте, те́м, мечи́ ссече́ни бы́вше, излия́нием кро́ве, страстоте́рпцы, зе́млю освяти́сте.

Богоро́дичен: Безнача́льнаго Сы́на Бо́жия заче́нши, воплоти́ла еси́, Чи́стая, быва́ема Челове́ка за ми́лость неизглаго́ланную, те́м, Тому́ покланя́ющеся, благоче́стно Тя́ сла́вим, вину́ все́х обоже́ния.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Не му́дростию, и си́лою, и бога́тством хва́лимся, но Тобо́ю, О́тчею ипоста́сною Му́дростию, Христе́: не́сть бо свя́т, па́че Тебе́, Человеколю́бче.

Правосла́вия просвеща́еми Боже́ственным Ду́хом, А́риево омраче́ние отню́д прогна́сте, свиде́тели бы́вше Вседержи́теля.

Ра́вно Сло́во Отцу́ догма́тствующе, святи́и, разсуди́сте умре́ти, Маркиа́не и Марти́рие, и к безконе́чней Жи́зни преидо́сте.

Воинствосло́вием свяще́нным а́нгелом сочисли́стеся и му́ченик лико́м пресве́тло совокупи́стеся, те́м честну́ю ва́шу па́мять похваля́ем.

Богоро́дичен: Упещре́на ря́сны златы́ми я́ко Цари́ца, Царя́ и Бо́га одесну́ю ны́не предстои́ши, Влады́чице, моля́щи о рабе́х Твои́х.

Седа́лен, гла́с 3.

Повеле́ние Боже́ственное испове́дающе да́же до кро́ве, е́же о Не́м прия́сте, му́ченицы сла́внии, злове́рных пре́лесть обличи́вше и правосла́вную ве́ру соблю́дше, но моли́теся Христу́ Бо́гу непреста́нно дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Богоро́дичен: Боже́ственнаго естества́ не отлу́чся, пло́ть бы́в во чре́ве Твое́м, но Бо́г вочелове́чся и пребы́сть, И́же по рождестве́, Ма́терь, Тя́ Де́ву, я́ко пре́жде рождества́, сохрани́в Всенепоро́чну еди́н Госпо́дь. Того́ приле́жно моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Крестобогоро́дичен: Нескве́рная А́гница Сло́ва, Нетле́нная Де́ва Ма́ти, на Кресте́ зря́щи пове́шена из Нея́ без боле́зни Прозя́бшаго, ма́терски подо́бно, рыда́ющи, вопия́ше: увы́ Мне́, Ча́до Мое́, ка́ко стра́ждеши во́лею, хотя́ изба́вити от страсте́й безче́стия челове́ка?

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Седя́й в сла́ве на Престо́ле Божества́, во о́блаце ле́гце прии́де Иису́с Пребоже́ственный нетле́нною дла́нию и спасе́ зову́щия: сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.

До́блим по́мыслом и соверше́нною му́дростию правосла́вия, му́ченицы Госпо́дни, утверди́вшеся, му́ченически по́двиг соверши́сте, ерети́ческую тму́ отгна́ли есте́.

И́же Сло́ва не пропове́дав Отцу́ Единосу́щна, разгне́вався несмы́сленно на му́ченики, удави́ся жи́лами свяще́нных ва́ших по́двиг и погрузи́ся кро́вными тече́ньми, Бо́жиею благода́тию.

Во́инствовавше Го́споду ве́рою, святи́и, и пострада́вше, небе́сным во́инством сочисли́стеся, те́м ублажа́етеся, укрепле́ние на́ше и просвеще́ние быва́юще.

Сосцы́ церко́внии, млеко́ источа́ющии правосла́вия, и благочести́выя пита́ющии, Маркиа́н до́блий и Марти́рий, да похва́лятся ра́достными песнопе́нии.

Богоро́дичен: Свяще́нный дре́вле проро́к го́ру Боже́ственную нарече́, доброде́тельми, Де́во Пречи́стая, весьма́ осене́ну: из Нея́же Сло́во Спаси́тельное яви́ся, на обновле́ние и просвеще́ние душа́м на́шим.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Нечести́вии не у́зрят сла́вы Твоея́, Христе́, но мы́ Тя́, Единоро́дне, Оте́ческия сла́вы Сия́ние Божества́, от но́щи у́тренююще, воспева́ем Тя́, Человеколю́бче.

Прему́дрых яви́стеся догма́тов после́дователи Па́вла, священноде́теля боже́ственнаго, его́же нра́вы, му́ченицы, подража́вше, терпели́вно пострада́сте и зако́нно венча́стеся.

Я́ко зве́зды сия́ете на высоте́ честны́я Це́ркве све́тло, тму́ глубоча́йшую отгоня́юще А́риевы е́реси, му́ченицы до́блественнейшии.

Удали́вшеся, святи́и, жития́ красо́т, прибли́жистеся Христу́, мале́йшею же кро́вию недви́жимое Ца́рство, сла́внии страстоте́рпцы, насле́довасте.

Богоро́дичен: И́стинна родила́ еси́ Сы́на на земли́, единосу́щна Отцу́ и Боже́ственному Ду́ху, Богороди́тельнице, Его́же непреста́нно моли́ уще́дрити ду́ши на́ша.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Приидо́х во глубины́ морски́я, и потопи́ла мя́ е́сть бу́ря мно́гих грехо́в, но я́ко Бо́г из глубины́ возведи́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.

Глаго́лом после́дующе па́стыря, прему́драго Па́вла, правосла́вную ве́ру соблюдо́сте, и я́ко а́гнцы, кровопи́иц мечи́ закала́етеся, ра́дующеся.

Честна́ пред Го́сподем, благосла́внии, ва́ша сме́рть яви́ся, му́дрии ору́жницы, те́м почестьми́ ле́тними, святи́и, от все́х ублажа́етеся.

Ва́с, до́блия страстоте́рпцы, Маркиа́не всеблаже́нне и Марти́рие, исто́чник чуде́с Христо́ва Це́рковь иму́щи, ве́чно весели́тся.

Богоро́дичен: Усты́ и язы́ком Ма́терь Тя́ всеи́стинно, Де́во, Бо́га на́шего испове́дуем, Того́, Чи́стая, приле́жно моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Конда́к, гла́с 4..

Подви́гшеся до́бре от младе́нства, Маркиа́не с му́дрым Марти́рием, отсту́пника А́рия низложи́сте, невре́дно сохра́нше правосла́вную ве́ру, Па́влу после́дующе, му́дрому учи́телю, те́мже с ни́м обрето́сте живо́т, я́ко Тро́ицы побо́рницы изря́днейшии.

Я́ко служи́телие благоче́стия Бо́га Человеколю́бца, дво́ице благослове́нная, предвари́те мя́ ско́ро и лю́тых изба́вите, сло́во ми́ му́дрости подаю́ще, ва́ше похвали́ти страда́ние, е́же за ве́ру, святи́и, нра́вом несомне́нным пострада́вше, венцы́ прия́сте небе́сныя. Лико́м страда́льцев, и апо́столов, и учи́телей, и честны́х архиере́ев свесели́теся, я́ко пропове́дницы Бо́жия Сло́ва и Тро́ицы побо́рницы изря́днейшии.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Авраа́мстии иногда́ в Вавило́не о́троцы пе́щный пла́мень попра́ша, пе́сньми взыва́юще: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

После́дующе до́бре свяще́ннаго па́стыря, правосла́вием удобря́еми, рука́ми закла́ни бы́сте злосла́вных всу́е, пресла́внии ору́жницы.

Законоположе́ние Бо́жие невреди́мо ве́рно сохра́нше, му́ченицы боже́ственнии, зако́нно пострада́сте, от ру́к беззако́нных ку́пно закла́ни бы́вше.

По погребе́нии свяще́ннем, приходя́щим с ве́рою ко гро́бу ва́шему, неду́ги погреба́ете, святи́и, е́же к Жизнода́телю, святы́м хода́тайством ва́шим.

От исто́чников та́инственно свяще́нных почерпа́юще Боже́ственную благода́ть целе́ний, ве́рныя напоя́ете, неду́г вся́кое изсуша́юще умноже́ние.

Богоро́дичен: Изба́вленнии Твои́м Рождество́м, Богома́ти, ве́чнаго осужде́ния, — ра́дуйся, — зове́м Ти́, при́сно Благослове́нная и Обра́дованная.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Изба́вителю все́х Всеси́льне, посреде́ пла́мене благоче́ствовавшия, снизше́д, ороси́л еси́ и научи́л еси́ пе́ти: вся́ дела́, благослови́те, по́йте Го́спода.

Я́коже два́ а́гнца, закала́етеся, А́гнца Бо́жия, единосу́щна Отцу́ пропове́дающе, и трапе́зе вы́шней принесе́ни бы́вше, страда́льцев собо́ру сочетава́етеся.

Укрепля́еми си́лою Ду́ха, искорени́сте пре́лести свире́пство, и кре́пко пострада́вше, лю́те осла́бленныя немощьми́, му́дрии исцеля́ете му́ченицы.

Вра́чеве страсте́й бы́вше ду́ш на́ших, святи́и му́ченицы, лю́тыя неду́ги и привоста́ния проти́вная разреши́те боже́ственными моли́твами.

Воспева́ем Отца́ нерожде́ннаго, и Сы́на, и Ду́ха Свята́го, еди́но существо́ несозда́нно и Божество́ еди́но, и вопие́м согла́сно: вся́ дела́ благослови́те Госпо́дня Го́спода.

Богоро́дичен: Умерщвле́нныя ны́ оживи́ла еси́, Жи́знь все́х ро́ждшая, Богороди́тельнице Влады́чице, му́чеников сла́ва и пра́ведных, и прегреше́ний те́плое очисти́лище.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Е́ва у́бо неду́гом преслуша́ния кля́тву всели́ла е́сть, Ты́ же, Де́во Богоро́дице, прозябе́нием чревоноше́ния ми́рови благослове́ние процвела́ еси́. Те́м Тя́ вси́ велича́ем.

Кре́постию вжиля́еми Боже́ственною, сме́рти, страстоте́рпцы, не убоя́стеся, но, усе́рдно подло́жше мече́м вы́и, испо́лнисте до́блественно по́двиг боже́ственный, те́м досто́йно блажите́ся.

Я́ко два́ свети́льника све́тла, просвеща́ете вселе́нныя исполне́ния Боже́ственными страда́ний светлостьми́, Маркиа́не му́дре и Марти́рие, тму́ мра́чныя е́реси А́риевы отгоня́ще.

Венцы́ сла́вы от Бо́га, победи́вше слепоу́мнаго Македо́ния, прия́сте досто́йно; и престо́лу Влады́чню предстоя́ще, прегреше́ний на́м проси́те разреше́ние соверше́нно, достосла́внии.

Па́мять боже́ственная ва́ша возсия́ со́лнца светле́йши, все́х просвеща́ющи сердца́ сию́ соверша́ющих, блаже́ннии, в не́йже умоли́те Го́спода, тмы́ согреше́ний на́с изба́вити.

Богоро́дичен: Све́та жили́ще, Чи́стая, су́щи, души́ моея́ зе́ницы просвети́, очерне́вшия небреже́нием и тмо́ю неве́дения глубоча́йшею всегда́ одержи́мыя, Всенепоро́чная, я́ко да ве́рою ублажа́ю Тя́.

Свети́лен.

Па́вла всеблаже́ннаго после́дователи бы́вше, тече́ние соверши́сте, Христо́ва Ца́рствия и Сла́вы безсме́ртныя с ни́м получи́сте со все́ми святы́ми, и предстоите́ ку́пно Тро́ице Честне́й, славосло́вяще Ю досто́йно.

Богоро́дичен: Похваля́ют Рождество́ Твое́ безпло́тных чи́ни, ра́дости бо су́щия на земли́ Ты́ испо́лнила еси́ еди́на, те́м Тя́, Пренепоро́чную, ве́рнии сла́вим, пе́сньми славосло́вяще: Све́т бо су́щим во тме́ возсия́ла еси́, я́ко у́тро возсиява́ющее де́нь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святых мучениках:

Читайте еще:

  1. Икона Божьей Матери «Почаевская» в чем помогает, от чего защищает
  2. Преподобный Венедикт Нурсийский
  3. Святитель Тарасий, патриарх Константинопольский
  4. Святой Симеон Сербский, Мироточивый
  5. Святой Лаврентий Черниговский
  6. Преподобный Мартиниан Белозерский
  7. Икона Святой Елены в чём помогает
  8. Пряжевская икона Божией Матери о чем молятся, как помогает
  9. Священник Павел Флоренский, биография
  10. Икона «Спорительница хлебов» в чем помогает и как молиться
  11. Икона Всевидящее Око в чем помогает?
  12. Икона апостола и Евангелиста Луки
  • Иконы
  • икона
  • Маркиан и Мартирий

One thought on “ Святые мученики Маркиан и Мартирий ”

Я проживаю в Германии и хотела бы приобрясти для своего начальника икону святых Маркиана и Макария.

Подскажите пожалуйста как это можно поскорее сделать.

7 ноября. Память мучеников Маркиана и Мартирия

22-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 25 октября по ст. ст.

В этот день совершается память:

Преподобных Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мученика Анастасия (III). Праведной Тавифы (I).

Преподобной Матроны Власовой исповедницы (1963).

Димитриевская родительская суббота

Суббота накануне памяти великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя святого князя Димитрия Донского, именуется Димитриевской родительской субботой. Богослужебный устав не предписывает поминовения усопших в этот день, но в Русской Церкви сложилась такая традиция. Её происхождение связывают с Куликовской битвой (1380) и поминовением погибших в ней воинов. Житие преподобного Сергия Радонежского свидетельствует, что во время сражения он, пребывая в обители, видел погибавших в этой битве воинов и молился о их упокоении. Это стало началом общего поминовения. День же поминовения определился или при жизни, или по кончине благоверного князя Димитрия Донского — ближайшая суббота перед днём его именин. Поминовение приурочено к субботе, по обычаю других родительских суббот (двух вселенских и трёх великопостных) — в память о пребывании Господа в Великую Субботу во гробе. Если Димитриевская родительская суббота совпадает с праздничным днём, то поминовение переносят на предшествующую субботу.

Мученики Маркиан и Мартирий

Праздником святых нотариев в Византии называли память святых мучеников Маркиана и Мартирия. Святые подвизались нотариями святого Патриарха Павла Константинопольского, которого несколько раз ссылали по приказу византийского императора-арианина Констанция (337–361), а затем убили еретики-ариане. Ариане пытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону, предлагая деньги и архиерейские кафедры, но мученики твёрдо держались православного исповедания. Тогда ариане приговорили их к смерти. Память мучеников особо чтилась чиновниками церковного нотариата, возглавляемого великим хартофилаксом, который заведовал всеми важнейшими административными делами и судопроизводством в Патриаршей епархии. В наше время во многих епархиях в этот день совершаются молебны для работников нотариальных палат.

Праведная Тавифа

В книге Деяний описано много чудес святых апостолов, получивших в день Пятидесятницы дары Духа Святого. Одно из них было совершено апостолом Петром в портовом городе Иоппии (современная Яффа). В апостольский век здесь возникла христианская община, в которой была некая Тавифа, шившая для бедных рубашки. Как отмечает святитель Иоанн Златоуст, смысл имени Тавифы — (серна) дан в Деяниях, чтобы показать, что имена часто даются с особенным значением и Тавифа соответствовала своему имени — была внимательна и деятельна, как серна. Опечаленные внезапной смертью Тавифы вдовицы Иоппии со слезами просили апостола Петра прийти к ним. Когда он пришёл, то помолился за неё и сказал: «Тавифа, встань!» В этот момент Тавифа открыла глаза и встала. Это чудо стало известно всему городу и многих привело ко Христу.

Преподобная Матрона Дивеевская

Преподобная Матрона Дивеевская просияла в сонме новомучеников и исповедников Российских и Соборе Дивеевских святых. Оставшись сиротой, 6-летняя Матрона попала в приют Серафимо-Дивеевского монастыря, где, неся послушание, и приняла иноческий постриг. В 1927 году обитель была закрыта. Матрона с тремя сестрами поселилась в селе Кузятове. Они прислуживали в церкви и зарабатывали на хлеб рукоделием. В 1933 году преподобная была арестована за антисоветскую агитацию. В качестве обвинения по делу выступали найденные у нее бумажные иконки. Так начался ссыльный период жизни преподобной. Более 20 лет провела Матрона в лагерях, кротко и смиренно перенося все лишения. Инокиня Матрона мирно скончалась 7 ноября 1963 года.

Священное Писание

2 Кор., 178 зач., V, 1-10

1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.

2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; 3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.

4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.

5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.

6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — 7 ибо мы ходим верою, а не ви́дением, — 8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.

9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; 10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое.

Лк., 29 зач., VII, 1-10

1 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.

2 У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.

3 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.

4 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, 5 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.

6 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; 7 потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.

8 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то́, и делает.

9 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.

10 Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 5, 1-10; Лк. 7, 1-10

Какая светлая личность сотник! Как дошел он до такой веры, что превзошел ею всех израильтян, воспитанных откровением, пророчествами и чудесами? Евангелие не указывает как, а живописует только веру его и сказывает, как похвалил его Господь. Путь веры – тайный, сокровенный путь. Кто может и в себе-то самом объяснить, как слагаются в сердце убеждения веры? Лучше всего решает это св. Апостол, называя веру Божиим даром. Вера действительно Божий дар, но неверы не безответны, то, стало быть, сами виноваты, что не дается им этот дар. Нет приемника для этого дара, он и не дается, ибо нечем принять его, а в таком случае давать то же, что тратить понапрасну. Как душа делается способною приемницею дара веры, это трудно определить. В сотнике видно крайнее смирение, несмотря на то, что он был властный человек, добродетельный и разумный. Не смирением ли вообще привлекается эта великая милость, дающая веру? Очень не дивно. По крайней мере, всем ведомо то, что неверы всегда духа гордого и что вера более всего требует покорности ума под свое иго.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы вспоминаем умерших молитвенно в первую очередь для того, чтобы их грехи были прощены, чтобы, представ пред судом Божиим, они получили оправдание. Церкви дана такая сила и такая власть — молиться, изменяя загробную участь своих членов, верующих людей. Господь дал эту силу нам, живущим на земле, не по нашим заслугам, не потому, что мы к Нему так близки, но только потому, что Сын Божий пострадал и воскрес, искупив тем самым человеческую вину за первородный грех и взяв на себя вину за грехи всех людей. Это Он избавил нас от греха; а если кто-то из нас, умирая, несет в себе грех, то силой Святого Духа этот грех и там может быть прощен по молитвам Церкви.

Притча об отчаянии

Единственный человек, спасшийся после кораблекрушения, был выброшен на необитаемый остров. Он изо всех сил молился Богу о спасении и каждый день всматривался в горизонт, но никто не плыл на помощь.
Измученный, он, наконец, построил хижину из обломков корабля, чтобы защититься от стихии и сохранить свои немногие вещи. Но однажды, побродив в поисках пищи, он вернулся и увидел, что его хижина объята пламенем и к небу восходит дым. Случилось самое страшное: он потерял всё.

Объятый горем и отчаянием, он воскликнул: «Боже, за что?».

Рано утром на следующий день его разбудили звуки приближающегося к острову корабля, спешащего на помощь.

— Как вы узнали, что я здесь? — спросил человек своих спасителей.

— Мы видели ваш сигнальный костёр, — ответили они.

Как легко впасть в отчаяние, когда приходит беда. Но не нужно опускать руки, ведь Бог заботится о нас, даже когда нас постигают боль и страдания. Об этом надо помнить всякий раз, когда ваша хижина сгорает дотла: может быть, это сигнальный костёр, призывающий Бога на помощь.

О цели духовной жизни

Духовная жизнь включает в себя — Богопознание, Богообщение и Богоуподобление. Если мы любим Бога, то желаем познать Его (теоретически и опытно) и стремимся к общению с Ним. Церковное Богопознание и Богообщение способствуют уподоблению христианина Его святости и совершенству — Богоуподоблению.

Целью духовной жизни является святость (Рим.6:22). Наша задача состоит в том, чтобы обрести состояние духовно-нравственной чистоты, которым обладали прародители до грехопадения, и даже больше: утвердиться в добре, обожиться. Перед тем как обожиться следует очеловечиться, стараясь исполнять ветхозаветные заповеди.

Имея целью духовной жизни святость, осознать себя святым человеку невозможно, если такое произошло, то это состояние называться «духовной прелестью», ложной духовной самооценкой. Ведь чем ближе человек к Источнику святости — Богу, тем отчётливее он видит свои греховные мысли, желания, навыки, страсти. По словам одного религиозного философа (Блеза Паскаля): Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.

Главными индикаторами правильной духовной жизни являются внутренний мир и усиление любви к ближним и Богу (Ин.13:35). Человек, живущий духовной жизнью, ощущает свою постоянную связь с Богом (1Ин.4:16). По словам прот. Валентина Свенцицкого: «Любовь — это цель. Борьба со страстями — это путь. Молитва — это движущая сила».

Молитвословия

Тропарь мучеников Маркиана и Мартирия

Мученик двоица единонравная,/ Маркиан с Мартирием славным,/ Ариево нечестие разрушиша/ и Соприсносущна Сына Отцу и Духови веровати научиша,/ Павлу повинующеся, истинных повелений учителю,/ темже мечем убиени, умроша,/ и присно со Христом живуще,// о нас Того молят спасти души наша.

Кондак мучеников Маркиана и Мартирия

Подвигшеся добре от младенства,/ Маркиане с мудрым Мартирием,/ отступника Ария низложисте,/ невредно сохраньше Православную веру,/ Павлу последующе, мудрому учителю,/ темже с ним обретосте живот,// яко Троицы поборницы изряднейшии.

Тропарь преподобного Мартирия, диакона Печерского, в Дальних пещерах

Служивый в чину диаконства Господеви добре,/ честный иеродиаконе Мартирие,/ и тамо яко слуга Господень обретыйся,/ идеже и Господь твой,/ молися Ему и о нас,/ да подаст нам велию милость.

Кондак преподобного Мартирия, диакона Печерского, в Дальних пещерах

Диаконе честный, иночествующим похвало/ и преподобным сопричастниче всеблаженне Мартирие,/ молися Господеви непрестанно о всех нас.

Тропарь праведной Тавифы

Днесь вера Христова утверждается камнем веры,/ и ликовствует в веселии Иоппия,/ псаломски славословят Жизнодавца Сына Божия вернии,/ видяще совершаемо велие чудо:/ первоверховный апостол глаголет,/ и умершая востает от гроба,/ юже Низложитель смерти дарует Церкви,/ да украшаются во образ ея добродетельми люди./ Приидите убо, христиане,/ принесем ко святей моления наша:/ блаженная Тавифо и милосердная,/ вознеси наша воздыхания Пресвятей Троице/ и молися со дерзновением,/ да сынове Света Превечнаго будем,/ да сподобимся Божия милости,/ да пребываем в любви Божественней,/ и да царствует мир во вселенней.

Кондак праведной Тавифы

Ужасахуся Иоппийстии людие, и дивляхуся Ангели Божии,/ егда исцеливый Еннея воззва от мертвых серну нарицаемую, милосердием преукрашенную,/ о нейже к нему взываху вдовицы неимущыя./ И ныне, Тавифо блаженная, услыши молитвы наша, к тебе приносимыя,/ и испроси у всяческих благ Подателя милости и щедроты верным Его,/ да, блажаще тя, вопием ти:/ радуйся, добродетели нас научающая.

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по ссылке .

Мученики Маркиан и Мартирий покровители юристов

Накануне в кафедральном храме Христа Спасителя появилась новая икона – образ святых мучеников Маркиана и Мартирия. Образ был написан специально по заказу российских нотариусов, которые получили на это благословение патриарха Кирилла, сообщает сайт Федеральной нотариальной палаты.

Решение о помещении иконы святых нотариев Маркиана и Мартирия в храме Христа Спасителя было принято после того, как Российское историческое общество направило соответствующее ходатайство патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и получило благословение предстоятеля Русской церкви.

Икона была написана в юбилейный для российского нотариата год. 150 лет назад, 27 апреля 1866 года император Александр II подписал Положение о нотариальной части, положившее начало формированию в России нотариата как отдельного правового института.

Освящение иконы мчч. Маркиана и Мартирия в храме Христа Спасителя
Фото: Федеральная нотариальная палата

Торжественную церемонию в храме Христа Спасителя посетила многочисленная делегация представителей нотариального сообщества под руководством президента Федеральной нотариальной палаты Константина Корсика, а также президенты нотариальных палат субъектов РФ, члены Правления ФНП, нотариусы из разных регионов России, представители научного исторического сообщества, известные юристы.

Священнослужители совершили чин освящения иконы христианских мучеников Маркиана и Мартирия, почитаемых в качестве небесных покровителей нотариусов. После торжественного молебна каждый присутствующий получил возможность поклониться иконе.

Ранее, в марте 2016 года икона святых мучеников Маркиана и Мартирия была освящена в храме святых Петра и Павла в Новой Басманной слободе.

О святых Маркиане и Мартирии

Христианские мученики Маркиан и Мартирий, пострадавшие при императоре Констанции II (IV век), почитаются в Православной и Католической церквях.

Маркиан и Мартирий служили в Константинопольском соборе. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом. Кроме того, они несли послушание в качестве нотариев, то есть секретарей, у патриарха Павла Исповедника.

Император Констанций II стоял за ариан (еретиков, настаивающих на тварности Бога-Сына и неединосущности его с Богом-Отцом), в то время как его братья Константин и Констант были на стороне никейцев. После смерти братьев и войны с Магнецием Констанций II утвердил арианство как единственное верное вероисповедование в империи.

Павел Исповедник в 350 году был изгнан из столицы и отправлен в ссылку в Армению, где он принял мученическую кончину. Некоторое время спустя были схвачены в Константинополе Маркиан и Мартирий, исповедовавшие Никейский Символ веры.

Святые мученики Маркиан и Мартирий
Фото: Русская икона

Еретики пытались привлечь святых на свою сторону лестью, предлагали золото, обещали архиерейские кафедры. Но все усилия ариан были тщетны. Маркиан и Мартирий твердо исповедовали православие, за что были приговорены к смерти. Им отрубили головы. Верующие взяли мощи и похоронили их у Меландийских ворот в Константинополе.

После победы никейцев над арианами Маркиан и Мартирий стали почитаться как святые мученики в империи. Иоанн Златоуст построил в память их церковь. Он же составил службу, канон для которой написал Иосиф Песнописец. Служба помещена в Минеи 25 октября.

Нотарии в ранней Церкви

Изначально нотариями (одна из архаичных форм слова «нотариус») были особые чиновные люди, состоящие на службе при храме святой Софии в Константинополе. Церковный нотариат был организован как учреждение для нужд церковного управления, но вскоре церковь вывела его в область светской жизни, и появились нотариусы для мирян, для разрешения дел, не касающихся церковной сферы.

Развитие церковного нотариата шло интенсивнее, чем в гражданской сфере. Гораздо ранее светского он достигает своего бюрократического устройства, выстроенного по образцу кесарийских канцелярий. Иерархическое положение нотариусов и их представителей в церковной сфере было столь же высоко, как императорских – в светской.

Впоследствии в светской области нотариат окончательно установился в качестве должности, назначаемой и управляемой верховной властью государства, лишь в половине ХI века. В церковной же сфере это совершилось в половине VIII века и, таким образом, церковный нотариат на три века опередил развитие светского.

Из книги Н. Ляпидевского «История нотариата» известно, что нотариусы присутствовали при епископах во время беседы с народом и записывали их стенографически. В эпоху гонений они тем же способом записывали все, что говорили мученики и исповедники веры перед своими судьями, и передавали это в назидание верующим.

Блаженный Августин на одном из церковных соборов предостерегал народ следующими словами: «Церковные нотариусы записывают все, что мы говорим, и все, что вы говорите; ни моя речь, ни ваши восклицания не пропадут бесследно, ибо вносятся в церковные акты».

Усекновение мучеников Маркиана и Мартирия

В нотариусы избирались люди, не только специально знакомые со стенографическим искусством, но и отличавшиеся особыми нравственными качествами и образованием. Насколько высоко было их положение в церковной иерархии, видно из того, что из среды их избирались не только в епископы, но даже папы.

Кроме того, представители корпорации нотариусов должны были составлять акты отпущения рабов на волю, совершавшегося в церкви. Они также писали контракты, заключаемые представителями различных церковных учреждений, монастырей, странноприимных домов и др. от имени последних. Некоторые документы, например, дарственные в пользу Церкви, для сообщения им публичного значения церковные нотариусы представляли в судебные учреждения.

Что касается формальной стороны документов, писались они в форме, которая употреблялась в светских судах, то есть в подробнейшем изложении всего происходившего. Однако Церковь расширила практическое значение, созданного ею нотариата и стала постоянно выводить его в область светской жизни, выделяя в значительном количестве «нотариусов для мирян».

Когда впервые явилось назначение нотариусов для светской жизни, по мнению некоторых историков, установить довольно трудно. Однако, как указывает Н. Ляпидевский, в сохранившихся до нас документах церковные нотариусы для мирян появляются с конца седьмого столетия.

Одной из главнейших причин этого учреждения, по его мнению, был всеобщий упадок образования под влиянием господства варваров, а так же другие условия социального свойства. В актах, совершенных нотариусами, по мнению Н. Ляпидевского, особенно до конца XI века, встречается порядок установленный нормами римского права.

Из различных исторических источников известно, что византийские юристы и особенно нотарии считали своими покровителями святых мучеников Маркиана и Мартирия, которым молились об успехах на юридической ниве.

Мученики Маркиан и Мартирий покровители юристов

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

7 ноября день памяти Святым – покровителям юристов


Мучники Маркиан и Мартирий – Святые покровители юристов.

Ежегодно 3 декабря отмечается день юриста. Хотя, конечно, он незаметен для большинства обывателей, но не для самих юристов: поздравления, награды, банкеты, встречи. Были благотворительные акции и важные встречи. Но невольно вставал целый ряд вопросов. Почему именно 3 декабря? А отмечали ли когда ранее что-то подобное? Если отмечали, то когда? Мы решили заглянуть в историю. Оказалось, ещё в Византии праздником юристов был день святых нотариев. Во время правления Константина Мономаха заметно возрождалось высшее образование. Им была основана в 1045 году Высшая Школа с двумя факультетами – юридическим и философским. Особое требование в этой школе уделялось главе школы – он должен был быть сведущими в законах, обязан знать два языка – греческий и латинский и …«преподавать даром». Особенно пышно отмечался тогда праздник юристов – день памяти святых нотариев Маркиана и Мартирия. По православному календарю этот день приходится на 7 ноября или 25 октября по церковному календарю. Кем же были Маркиан и Мартирий? Из жития Димитрия Ростовского известно, что служили они в Константинопольском соборе. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом; оба они несли также послушание в качестве нотариев у Патриарха Павла Исповедника. Ариане изгнали и тайно казнили праведного Патриарха Павла, а кафедра его была передана еретику Македонию. Его прислужники пытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону лестью, предлагали золото, богатые имения, обещали архиерейские кафедры. Но все усилия ариан были тщетны. Тогда они пригрозили опорочить святых перед императором, запугивали пытками и смертью. Но Маркиан и Мартирий твердо исповедовали Православие, завещанное отцами Церкви. Перед смертью мученики вознесли к Господу горячую молитву: «Господи Боже, Ты создал невидимо сердца наши, Ты устраиваешь все дела наши, прими с миром души рабов Твоих, ибо мы умираем за Тебя, как овечки на заклании, мы радуемся, что такой смертью уходим из сей жизни ради Твоего Имени. Сподоби же нас быть причастниками вечной жизни у Тебя, Источника жизни». После молитвы мученики с тихой радостью преклонили главу под меч нечестивых. Святые тела их были благоговейно погребены православными христианами. Позднее, по указанию святого епископа Иоанна Златоуста, мощи святых мучеников были перенесены в специально построенную церковь. От многих недугов исцелялись здесь верующие по молитвам святых, во славу Единой Живоначальной Троицы. Необходимо пояснить, что нотариями ( одна из архаичных форм слова «нотариус») были особые чиновные люди, состоящие на службе при храме Св. Софии в Константинополе. Церковный нотариат был организован как учреждение для нужд церковного управления, но вскоре церковь выводит его в область светской жизни, и назначает нотариусов для мирян, для разрешения дел, не касающихся церковной сферы. Развитие церковного нотариата идет гораздо интенсивнее и гораздо ранее светского он достигает своего бюрократического устройства, заимствованного по образцу кесарийских канцелярий. Иерархическое положение нотариусов и их представителей столь же высоко в церковной сфере, как императорских в светской. Впоследствии, в светской области нотариат окончательно устанавливается в качестве должности, назначаемой и управляемой верховной властью государства, лишь в половине ХI века. В церковной же сфере это совершилось в половине VIII века и, таким образом, церковный нотариат на три века опередил развитие светского.

Что входило в компетенцию церковных нотариусов? Из книги Н. Ляпидевского «История нотариата» известно, что нотариусы присутствовали при епископах во время беседы с народом и записывали их стенографически. В эпоху гонений они тем же способом записывают все, что говорили мученики и исповедники веры перед своими судьями, и передавал это в назидание верующим. Из того же произведения мы можем узнать о том, как Блаженный Августин на соборе предостерегает народ следующими словами: « Церковные нотариусы записывают все, что мы говорим и все что вы говорите; ни моя речь, ни ваши восклицания не пропадут бесследно, ибо вносятся в церковные акты». В нотариусы избирались люди не только специально знакомые со стенографическим искусством, но и отличавшиеся особыми нравственными качествами и образованием. На сколько высоко было их положение в церковной иерархии, видно из того, что из среды их избирались не только в епископы, но даже папы. Необходимо несколько слов сказать и о других документах, выходивших из-под пера церковных нотариев. Представители корпорации нотариусов должны были составлять акты отпущения рабов на волю, совершавшегося в церкви. Кроме того, они писали контракты, заключаемые представителями различных церковных учреждений, монастырей, странноприимных домов и др. от имени последних. Некоторые документы, как, например, дарственные в пользу церкви, для сообщения им публичного значения церковные нотариусы представляли в судебные учреждения. Что касается формальной стороны документов, писались они в форме, которая употреблялась в светских судах, то есть в подробнейшем изложении всего происходившего. Однако, как уже было сказано, церковь расширила практическое значение, созданного ею нотариата и стала постоянно выводить его в область светской жизни, выделяя в значительном количестве «нотариусов для мирян». Когда впервые явилось назначение нотариусов для светской жизни, по мнению некоторых историков, установить довольно трудно. Однако, как указывает в своем замечательном труде об истории нотариата Н. Ляпидевский « В сохранившихся до нас документах церковные нотариусы для мирян появляются с конца седьмого столетия. Одной из главнейших причин этого учреждения, по его мнению, был всеобщий упадок образования под влиянием господства варваров, а так же другие условия социального свойства. В актах, совершенных нотариусами, по мнению Ляпидевского, особенно до конца одиннадцатого века, встречается порядок установленный нормами римского права. Но вернемся к тем, кого византийские юристы и, особенно, нотарии считали своими покровителями. 25 октября (7-го ноября) 355 года оставили юдоль земную и предстали перед Престолом Божьим, святые мученики Маркиан и Мартирий. Из различных исторических источников мы видим, что очень часто корпорации нотариусов имели «своих» покровителей, и очень часто ими были именно Маркиан и Мартирий, которым молились об успехах на юридической ниве. Наверняка их святые молитвы будут и для современных служителей законных и, особенно, нотариусов оказывать всякую помощь самоотверженно трудиться над письмоводством и делопроизводством, а так же в стяжании добродетелей и следовании вместе с земным законом – закону и Истине Божьей.

Благодарим за предоставленную информацию В.Н. Анева и Е.В. Маслову (членов комиссии ФНП по исследованию исторического наследия российского нотариата)

​У российских нотарусов появились святые покровители

Накануне в кафедральном храме Христа Спасителя появилась новая икона – образ святых мучеников Маркиана и Мартирия. Образ был написан специально по заказу российских нотариусов, которые получили на это благословение патриарха Кирилла, сообщает сайт Федеральной нотариальной палаты.

Решение о помещении иконы святых нотариев Маркиана и Мартирия в храме Христа Спасителя было принято после того, как Российское историческое общество направило соответствующее ходатайство патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и получило благословение предстоятеля Русской церкви.

Икона была написана в юбилейный для российского нотариата год. 150 лет назад, 27 апреля 1866 года император Александр II подписал Положение о нотариальной части, положившее начало формированию в России нотариата как отдельного правового института.

Фото: Федеральная нотариальная палата Торжественную церемонию в храме Христа Спасителя посетила многочисленная делегация представителей нотариального сообщества под руководством президента Федеральной нотариальной палаты Константина Корсика, а также президенты нотариальных палат субъектов РФ, члены Правления ФНП, нотариусы из разных регионов России, представители научного исторического сообщества, известные юристы.

Священнослужители совершили чин освящения иконы христианских мучеников Маркиана и Мартирия, почитаемых в качестве небесных покровителей нотариусов. После торжественного молебна каждый присутствующий получил возможность поклониться иконе.

Ранее, в марте 2016 года икона святых мучеников Маркиана и Мартирия была освящена в храме святых Петра и Павла в Новой Басманной слободе.

О святых Маркиане и Мартирии

Христианские мученики Маркиан и Мартирий, пострадавшие при императоре Констанции II (IV век), почитаются в Православной и Католической церквях.

Маркиан и Мартирий служили в Константинопольском соборе. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом. Кроме того, они несли послушание в качестве нотариев, то есть секретарей, у патриарха Павла Исповедника.

Император Констанций II стоял за ариан (еретиков, настаивающих на тварности Бога-Сына и неединосущности его с Богом-Отцом), в то время как его братья Константин и Констант были на стороне никейцев. После смерти братьев и войны с Магнецием Констанций II утвердил арианство как единственное верное вероисповедование в империи.

Павел Исповедник в 350 году был изгнан из столицы и отправлен в ссылку в Армению, где он принял мученическую кончину. Некоторое время спустя были схвачены в Константинополе Маркиан и Мартирий, исповедовавшие Никейский Символ веры.

Фото: Русская икона Еретики пытались привлечь святых на свою сторону лестью, предлагали золото, обещали архиерейские кафедры. Но все усилия ариан были тщетны. Маркиан и Мартирий твердо исповедовали православие, за что были приговорены к смерти. Им отрубили головы. Верующие взяли мощи и похоронили их у Меландийских ворот в Константинополе.

После победы никейцев над арианами Маркиан и Мартирий стали почитаться как святые мученики в империи. Иоанн Златоуст построил в память их церковь. Он же составил службу, канон для которой написал Иосиф Песнописец. Служба помещена в Минеи 25 октября.

Нотарии в ранней Церкви

Изначально нотариями (одна из архаичных форм слова «нотариус») были особые чиновные люди, состоящие на службе при храме святой Софии в Константинополе. Церковный нотариат был организован как учреждение для нужд церковного управления, но вскоре церковь вывела его в область светской жизни, и появились нотариусы для мирян, для разрешения дел, не касающихся церковной сферы.

Развитие церковного нотариата шло интенсивнее, чем в гражданской сфере. Гораздо ранее светского он достигает своего бюрократического устройства, выстроенного по образцу кесарийских канцелярий. Иерархическое положение нотариусов и их представителей в церковной сфере было столь же высоко, как императорских – в светской.

Впоследствии в светской области нотариат окончательно установился в качестве должности, назначаемой и управляемой верховной властью государства, лишь в половине ХI века. В церковной же сфере это совершилось в половине VIII века и, таким образом, церковный нотариат на три века опередил развитие светского.

Из книги Н. Ляпидевского «История нотариата» известно, что нотариусы присутствовали при епископах во время беседы с народом и записывали их стенографически. В эпоху гонений они тем же способом записывали все, что говорили мученики и исповедники веры перед своими судьями, и передавали это в назидание верующим.

Блаженный Августин на одном из церковных соборов предостерегал народ следующими словами: «Церковные нотариусы записывают все, что мы говорим, и все, что вы говорите; ни моя речь, ни ваши восклицания не пропадут бесследно, ибо вносятся в церковные акты».

В нотариусы избирались люди, не только специально знакомые со стенографическим искусством, но и отличавшиеся особыми нравственными качествами и образованием. Насколько высоко было их положение в церковной иерархии, видно из того, что из среды их избирались не только в епископы, но даже папы.

Кроме того, представители корпорации нотариусов должны были составлять акты отпущения рабов на волю, совершавшегося в церкви. Они также писали контракты, заключаемые представителями различных церковных учреждений, монастырей, странноприимных домов и др. от имени последних. Некоторые документы, например, дарственные в пользу Церкви, для сообщения им публичного значения церковные нотариусы представляли в судебные учреждения.

Что касается формальной стороны документов, писались они в форме, которая употреблялась в светских судах, то есть в подробнейшем изложении всего происходившего. Однако Церковь расширила практическое значение, созданного ею нотариата и стала постоянно выводить его в область светской жизни, выделяя в значительном количестве «нотариусов для мирян».

Когда впервые явилось назначение нотариусов для светской жизни, по мнению некоторых историков, установить довольно трудно. Однако, как указывает Н. Ляпидевский, в сохранившихся до нас документах церковные нотариусы для мирян появляются с конца седьмого столетия.

Одной из главнейших причин этого учреждения, по его мнению, был всеобщий упадок образования под влиянием господства варваров, а так же другие условия социального свойства. В актах, совершенных нотариусами, по мнению Н. Ляпидевского, особенно до конца XI века, встречается порядок установленный нормами римского права.

Из различных исторических источников известно, что византийские юристы и особенно нотарии считали своими покровителями святых мучеников Маркиана и Мартирия, которым молились об успехах на юридической ниве.

Икона «Маркиан и Мартирий, мученики»

Икона «Маркиан и Мартирий, мученики»

Образец написания:
Вы можете выбрать образец из представленных нами или предоставить свой⇢.

Размеры иконы (см.):
13×16 , 15×20 , 18х24 , 24х30 , 30х40 , 40х50 , 55х70 , 18×36 , 25×50 ,
21х27 (только с киотом) и индивидуальный размер.

Материалы и отделка:
Доска⇢ из лиственных пород дерева и дуба (шпонки), паволока, левкас.
Сусальное золочение 960 пр.⇢ (нимба или фона целиком).
Гравировка по левкасу⇢ (нимба, нимба и полей, всего фона).

Письмо иконы:
Темперные краски⇢ или масляные краски⇢, в зависимости от образца.

Киот для иконы:
Материалы: массив дуба, лиственные породы дерева, стекло. Отделки рамы: лак, сусальное золото, резьба. Посмотреть виды киотов⇢

Доставка и гарантии:
Доставка осуществляется до дверей нашим представителем или курьером. Подробнее о доставке и оплате⇢.
Гарантия на икону — пожизненная (при должном обращении).
На икону выдаётся сертификат.

Стоимость иконы:
*Определяется исходя из размера иконы, её отделки и образца.
Принцип ценообразования можно найти здесь: стоимость и сроки⇢
Окончательную стоимость вашей иконы можно уточнить, заполнив форму ниже.

Описание образа

Мученики Маркиан и Мартирий – икона, имеющая большое значение для каждого православного христианина. При жизни Святые служили в Константинопольском соборе. Маркиан выполнял работу чтеца, а Мартирий – иподиакона. Также мученики служили секретарями у Павла Исповедника, которого вскоре тайно казнили еретики.

Еретики видели, как несут послушание великомученики, поэтому всеми способами пытались обернуть их в свою веру. Им предлагали не только высокие чины, но и несметные богатства, однако все старания были напрасными. После они грозились опорочить честные имена праведников перед правителем, пугали жестокой расправой. Служители православной церкви были непоколебимы, твердо исповедовали веру в Господа.

Спустя некоторое время еретикам удалось добиться смертного приговора, а Маркиана и Мартирия было велено казнить. Перед выполнением приговора великомученики вознесли праведную горячую молитву к Господу, повторяя, что не страшно им положить головы ради него.

Несмотря на тяжелое житие служителей церкви, они всегда защищали православную веру, неустанно и верно служили Господу. После казни христиане с почестями похоронили Святых, а их тела вскоре были помещены в отдельную церковь, которую специально построили по указу Иоанна Златоуста. Маркиана и Мартирия икона исцеляет от физических и душевных недугов, помогает истинно верующим стать на праведный путь, обрести душевный покой и равновесие.

Где купить икону мученики Маркиан и Мартирий?

Наша мастерская предлагает вам заказать образ великомучеников, написанный в масляном или темперном стиле. Иконописцы выполнят заказ в течение нескольких рабочих дней, а лучшие мастера украсят образ элегантным киотом. Преимуществами сотрудничества с нами являются:

  • Доступные цены;
  • Быстрое написание икон;
  • Освящение образов;
  • Пожизненная гарантия.

Доставка в Москве (до дверей) осуществляется нами совершенно бесплатно. Каждый клиент может выбрать размеры образа из предложенных на сайте или заказать написание по индивидуальным меркам.

Расчет стоимости

Если вы хотите произвести расчет стоимости вашей будущей иконы — оформите заявку, расположенную ниже.
После этого наш представитель свяжется с вами и обсудит все детали работы.
Также можно позвонить по телефону: +7 (926) 216-87-51 или +7 (916) 323-24-35, задать необходимые вопросы, и сразу же разместить заказ.

Ссылка на основную публикацию