Мученичество Поликарпа Смирнского, житие и труды

Мученичество Поликарпа Смирнского, житие и труды

Предисловие к мученичеству Святого Поликарпа

Значение и достоверность. «Мученичество Поликарпа» — первое достоверное дошедшее до нас повествование о мученичестве конкретного исторического лица, содержащееся в послании Смирнской церкви к церкви Филомелийской. Филомелийские христиане желали иметь подробное описание мученичества св. Поликарпа (20, 1), но им присылают пока лишь краткий рассказ о нем, который они должны передать другим Церквам. Это описание составлено сразу же после мученической кончины Поликарпа, еще до того, как исполнилась ее годовщина, как указывает на то употребление будущего времени (18, 3). Все говорит за его подлинность, в том числе и почти полное отсутствие чудесного элемента, характерного для легендарных «страстей», а также свидетельство Евсевия (Церк. Ист. IV, 15), который приводит полностью главы 1 и 8–19 и резюме глав 2–7 и служит важным источником для установления текста. Детали рассказа об аресте и процессе над Поликарпом находят соответствие в письме Плиния Траяну (X, 96, датируется около 113 г. Рус. пер. с. 205).

Дата. Вопрос о датировке мученичества породил столетнюю дискуссию. Трудность состоит в том, чтобы примирить между собой время проконсулата Стация Квадрата, понтификата Филиппа Траллиана, указания Евсевия и упоминание о «великой субботе» (21) [1] . Не вдаваясь в особенные подробности, укажем здесь на итог научных дискуссий на сегодняшний день.

По мнению одних ученых, придерживающихся хронологии проконсулата Стация Квадрата, это 23 февраля 155 (Waddington, Lightfoot, Zahn, Harnack, Funk, Badenhewer, Turner) или 22 февраля 156 г. (Lietzmann, Bihlmeyer, Altaner, Quasten). Но эта дата не согласна с указанием Евсевия (ЦИ IV, 15, 13; Хрон. S.2.05, 5 Helm [2] , который датирует мученичество седьмым годом правления Марка Аврелия (=167/8), что послужило основанием для других ученых (Marrou, Brind’amour) предложить 23 февраля 167 г. Однако упоминаемые в «Хронике» Евсевия под 167 г. лионские мученики пострадали на самом деле в 177 г. Последней даты придерживались H.Gregoire и P.Orgels, хотя это мнение не нашло поддержки.

Предпочтение, по-видимому, следует отдать дате 155/6, ибо в случае 167 г. вряд ли было возможно путешествие Поликарпа при Аницете (Ирин. Лион. ПЕ III, 3, 4; Письмо Викт. — у Евс. ЦИ V, 24, 16–17). Что же до «великой субботы», то по предположению Rordorf’a языческий праздник Терминалий приходился на субботу (и таким образом был одновременно выходным и для язычников, и для иудеев) как раз в 156 г.; это объясняет и стечение народа на стадионе (цирке). Он же замечает, что веком позже Пионий также был замучен в «великую субботу» (Acta Pionii 3, 6) и что Диоклетиан начал гонения 303 г. в день 23 февраля.

Новый литературный жанр. «Мученичество согласно Евангелию». «Мученичество Поликарпа» открывает собой новый род христианской литературы. Автор намерено проводит параллели между смертью мученика и страстями Христа (1, 2) (ср. уже Деян. 8, 59–60; Ирин. Лион. ПЕ III, 18, 5; Евс. ЦИ III, 32, 3): мученик предан ближними, которые сравниваются с Иудой (6, 2), арестован человеком по имени Ирод (там же), везут его на осле (8, 1); автор не забывает и о похожих деталях: день и час смерти (21, 1), отказ Поликарпа от пригвождения (13, 1), исполнитель казни, который приканчивает мученика кинжалом (16, 1).

Смелость мучеников питается надеждой избежать вечного наказания чрез быстротечную муку (2, 3), но также и присутствием Спасителя, Который делает их нечувствительными к пыткам (2, 3–4). Это присутствие Господа сопровождается чудесами, явленными в мученичестве Поликарпа: за три дня он предвидит, каким образом умрет (7, 2); небесный голос, ободряющий его, слышим христианами (9, 1); огонь не касается его тела (15, 2) и т.д. «Венец нетления», стяженный Поликарпом, — это одновременно и обладание наградой (17, 1), и победа над диаволом (19, 2). Диавол — истинный вдохновитель гонений (3, 1); именно он, после своего поражения, все еще старается помешать культу мученика (17,1).

Культ мучеников. «Мученичество» — еще и первое свидетельство о культе мучеников. После казни верные хотят забрать «святое тело» (17, 1) Поликарпа, более драгоценное, нежели золото (18, 1). Язычники и иудеи чувствуют культовые цели этого желания, что дает повод автору заметить разницу между «почитанием» (в смысле «поклонения», воздаваемого Богу) Христа и «любовью» к мученикам как «ученикам и подражателям Христа» (17, 2–3). Однако культ не воздается всем мученикам: Поликарп — 12-й мученик (19, 1), помимо тех, за которых молился Германик [3] (2, 1 — 3, 1). Христиане хотят почтить именно Поликарпа (19, 1). Это почитание обязано скорее всего его личным качествам, епископскому сану и тому, что он был «апостольским учителем» (16, 2), его известности среди язычников (19, 1), а не прецедентам языческой и иудейской религии.

Следует заметить, что культ мученика связан с определенным местом, совершается в годовщину его смерти и является актом местной общины. Цель его — торжественно отметить память мученика для ободрения общины в предстоящей борьбе.

Молитва Поликарпа. Специально нужно остановиться на молитве св. Поликарпа (14, 1–3) ввиду особенного ее значения в раннехристианской литературе. Эту молитву, словно сотканную из библейских цитат и реминисценций, многие ученые сближают с евхаристическими молитвами первых христиан.

Начинается молитва с обращения к Богу Вседержителю (Пантократору), обычного и для иудаизма — оно имеется уже в Септуагинте и у Филона как перевод «Яхве Саваоф» (ср. Откр. 1, 8; 4, 8; 11, 17 и др.; Клим. Рим. 1 Кор. 32, 4; 60, 4; 62, 2). Далее следует утверждение о том, что Бог — Отец Иисуса Христа. Это утверждение добавляет к иудейскому монотеизму исповедание тайны христианской религии (восходящее к Рим. 15, 6; 2 Кор. 1, 3 и др. посланиям ап. Павла и к 1 Петр. 1, 3). Оно появится затем и в литургических формулах, например в литургии св. Ипполита (Апост. Пред. 3). Бог есть Бог ангелов и сил и всякого создания: это выражение часто повторяется в молитвах Ветхого Завета (Иудифь 9, 12.14 LXX; Пс. 58, 6 LXX); напротив, слова «всякого рода праведных» принадлежат автору «Мученичества» (17, 1; ср. 19, 2).

Иисус назван «любимым и благословенным Отроком» Бога. Этот термин, παις, часто встречается применительно к Иисусу в ранней христианской литературе (см., Дидахэ 9, 3; 10, 2–3 и соответствующее примечание; ср. Деян. 3, 13,26; 4, 27,30; Клим. Рим. 1 Кор. 59, 2,4; Варнав. 6, 1), в том числе и в литургии св. Ипполита (Апост. Пред. 3, 4, 7). Здесь он употребляется в значении «сын», υιος (в значении «раб» — см. Ис. 49 сл.; Мф. 12, 18 — где цитируется Ис. 42, 1; Ис. 52, 13 сл.). Прилагательное «благословенный» встречается в раннехристианской литературе, за исключением данного текста, только по отношению к Богу и в литургических формулах (ср. 2 Кор. 1, 3; Еф. 1, 3; 1 Петр. 1, 3; Пс. 71, 18; 88, 53; Ср. Лк. 1, 68; Игн. Бог. Еф. 1, 3). Что же до прилагательного «возлюбленный», то оно обычно синонимично слову «Единородный» (ср. Быт. 22, 2,12,16 и т.д.; Мк. 12,6): оба эти слова употребляются в Евангелии при Крещении Иисуса (Мф. 3,17 и паралл.) и Преображении (Мф. 17,5 и паралл.). В другом месте выражение «Единородный» (20, 2) точно указывает на значение слова παις как «отрок».

Так выражается богословие в ритуальных формулировках, установленных ветхозаветной традицией и литургическим обычаем, в формулировках еще, быть может, архаических, но весьма твердых. Иисус — «служитель» Яхве, исполняющий пророчество Исайи, но Он не раб, δουλος, каковым могло бы быть творение Божие, а «Отрок», возлюбленный и Единородный Сын Божий. Чрез Него мы получаем познание о Боге (ср. Ин. 17, 26; Мф. 11, 24; Клим. Рим. 1 Кор. 59, 2 и 3; Дидахэ 9, 3; 10, 1). Чрез Него Поликарп будет принят в сонм Его мучеников как жертва тучная и благоприятная (ср. Пс. 19, 4) и достигнет воскресения и жизни вечной (ср. Ин. 5, 29) души и тела в нетлении (ср. 1 Кор. 15, 42–50 и др.; Игн. Бог., Полик. 2, 1) Святого Духа. Это мученичество — исполнение не только предвечного замысла Божия, Который приуготовил изначально Поликарпа и довел до этого часа (ср. Ин. 12, 27), но и его собственного пророческого видения (5, 1). Бог — «неложный» (ср. Тит. 1, 2; Игн. Бог. Рим. 8, 2 о Христе) и «истинный» (Исх. 34, 6 и др.; Откр. 3, 14; 9, 10; 19, 11).

Завершает молитву благословение и славословие Бога, имеющее безусловно литургические корни (ср. Пост. Апост. VII, 47), Которому воздается хвала чрез посредничество Его Сына, «великого и пренебесного Первосвященника (Архиерея)» (ср. богословие Евр.; Полик. Филип. 12, 2; Клим. Рим. 1 Кор. 36, 1; 61, 3). Завершающее славословие, возможно, является позднейшей интерполяцией, рожденной, однако, все той же литургической практикой (Delehaye, р. 16 и п. 1, и др.).

Текст. Текст «Мученичества» сохранился в 6 греческих рукописях, из которых более надежной является, по-видимому, более поздняя Московская рукопись М (Codex Mosquensis, XIII s.). Среди рукописей другой группы лучшие B (Baroccianus 238, XI s., в Оксфорде) и P (Parisiensis graec. 1452, X s.). О значении Евсевия сказано выше. В рукописях имеется также Приложение, которое могло быть добавлено Филомелийской общиной для более широкого распространения письма, но датируемое — по крайней мере исходя из обширного славословия — скорее IV в. Вторая, более обширная редакция (в М) — конца IV в. и добавлена, скорее всего, тем самым Пионием, который составил легендарное житие св. Поликарпа и принял имя Пиония, мученически скончавшегося в Смирне в 250 г.

Перевод. Поскольку лексика «Мученичества» во многих местах, особенно в молитве Поликарпа, близка к богослужебным текстам, которые приняты в Русской Православной Церкви на церковнославянском языке, то в качестве основы был взят русский перевод в ХЧ, сверенный, значительно исправленный и дополненный по второму изданию в SC 10, 1951 (1969) с привлечением текста «Церковной истории» Евсевия по изданию SC31 (1986) и с учетом обоих французских переводов в указанных изданиях. Был принят во внимание и новый анонимный русский перевод «Церковной истории» Евсевия в БТ (который сделан по изданию Шварца, и потому места, сочтенные — часто безосновательно — издателем как интерполяции, опущены в нем). Намеренную архаизацию текста оправдывает и то, что на русском языке имеется на сегодняшний день лишь один полный перевод почти всего корпуса творений мужей апостольских и апологетов Церкви, сделанный в прошлом веке протоиереем П. Преображенским, и мы вынуждены придерживаться — хотя бы и только отчасти — стилистического единства.

Предисловие представляет собой сокращенное изложение вступительной статьи Camelot в издании SC и статьи Dirk Van Damme. При составлении примечаний использованы в основном комментарии Camelot.

ЛИТЕРАТУРА

Текст

Lightfoot J.B. The Apostolic Fathers, Part. 2. London, 1885, 3 vols.

Ignace d’Anthioche, Polycarpe de Smyrne. Lettres, Martyre de Polycarpe. Texte grec, intr., trad. et notes de P.Th. Camelot. Paris, 1951 (SC 10).

Сведения о всех более ранних изданиях можно найти у Halkin’a, 1957, р. 212–214; 1984, p.l81.

Подлинность

Saxer V. L’authenticit и du «Martyre de P.»: bilan de 25 ans de critique. — M и langes de l’Ecole fran з aise de Rome, Antiquit и , t. 94, 1982, p. 979–1001.

Комментарии

The Apostolic Fathers. A New Commentary, t. 5. Polycarp, Martyrdom of Polycarp. W.R. Schoedel , N.Y. , 1967.

Conzelmann H. Bemerkungen zum Martyrium Polycarps, — Nachrichte der Akademie der Wissenschaften in G ц ttingen, 1978, 2. G ц tt., 1978. (20 стр .).

Brind’ amour P. La date du martyre de P. — AB, t. 98, 1980, p. 456 — 462.

Rordorf W. Zum Pro е lem des «grossen Sabbats» im Polycarp und Pioniusmartyrium. — Pietas (Festschrift f ь r B.K ц tting = Jahrbuch f ь r Antike und Christentum, Erg.-Bd. 8), M ь nster, 1980, S. 245 — 249.

Молитва и библейские реминисценции

Guillaumin M.L. En marge du «Martyre de P.» Le dissernement des allusions scripturaires. — in: Forma futuri (Studi in onore di M. Pellegrino). Torino, 1975, p. 462–469.

Литературный жанр

Delehaye H. Les passions des martyrs el les genres litt и raires. Brux., 1921, p. 11–59.

Dehandschutter B. Martyrium Polycarpi. Ein literair-kritische Studie (Bibl. Ephemerиdum Theol. Lovan. 52). Louvain, 1979. (296 с.).

Происхождение культа мучеников

Rordorf W. Aux origines du culte des martyrs. — Ir и nikon, t. 66, 1972, p. 315–331.

Baumeister Th. Die Anfange der Theologie des Martyriums (M ь nsterische Beitrage zur Theologie 45). Mьnster, 1980. (О «Мученичестве» с. 289–306).

Статьи общего характера и библиография

Meinhold P. — PW 21/2, 1952, Sp. 1662–1693.

Altaher В ., Stuiber A. Patrologie, 1978, S. 52, 552.

Damme, Dirk Van — Dictionnaire de Spiritualit и asc и tique et mystique. t. XII, 2 partie, Paris, 1986, col. 1902–1908.

[1] См., напр.: Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. II. Спб., 1910, с. 88–92 (о «Мученичестве» с. 88–97).

[2] В рус. пер. (с. 375) ошибочно под 169 г.

[3] Память его у католиков 19 января.

Текст приводится по изданию: Писания мужей апостольских.— Рига: Латвийской Библейское Общество, 1994. — С. 369–377. Репринтное воспроизведение издания, вышедшего в 1895 г., с дополнениями.

Мшелоимство

Мшелои́мство – гре­хов­ная страсть, заклю­ча­ю­ща­яся в стрем­ле­нии при­об­ре­тать все новые и новые вещи, без их види­мой пользы для себя, соби­ра­ние ненуж­ных вещей, болез­нен­ное веще­лю­бие. Раз­но­вид­ность стра­сти среб­ро­лю­бия.

Из лите­ра­тур­ных героев был зара­жён этой стра­стью поме­щик Плюш­кин из “Мёрт­вых душ” Гоголя. В совре­мен­ном языке людей, стра­да­ю­щих этим неду­гом, назы­вают шопо­го­ли­ками (онио­ма­нами).

Мше­ло­им­ство есть форма веще­лю­бия, когда вещи при­об­ре­та­ются ради самих вещей. «Что же каса­ется веще­лю­бия и мше­ло­им­ства (сиречь изли­ше­ства раз­лич­ных вещей), то сия немощь, по рас­суж­де­нию святых отцев, горше и пре­бед­ствен­нее среб­ро­лю­бия», – учит св. пре­по­доб­ный Лев Оптин­ский.

Мше­ло­им­ство, по слову св. Игна­тия Брян­ча­ни­нова – это заве­де­ние раз­лич­ных пред­ме­тов при­хоти и рос­коши. Виды мше­ло­им­ства раз­но­об­разны – от взяток вещами, при­стра­стия к подар­кам, бес­по­лез­ного кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ния до соби­ра­ния хлама.

В любом случае чело­век под­вер­жен­ный стра­сти пора­бо­ща­ется вещам (от древ­не­рус­ского мшель – вещь, иму­ще­ство; в цер­ков­но­сла­вян­ском – мзда, корысть, при­быль), то есть вре­мен­ному и пре­хо­дя­щему в ущерб заботе о своей участи в веч­но­сти. Чело­веку надо пом­нить, что «чей ум при­вя­зан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога» (Св. Максим Испо­вед­ник). Все вещи пре­хо­дящи, и только бла­жен­ное соеди­не­ние с Богом вечно.

Читайте также:  Маркиан и Мартирий

про­то­и­е­рей Сергий Прав­до­лю­бов:
Один старый батюшка объ­яс­нял это слово от при­ла­га­тель­ного «зам­ше­лый» – порос­ший мхом: заплес­не­ве­лый хлеб в хлеб­нице, старое молоко в холо­диль­нике, про­горк­лая крупа, кото­рую хра­нили «на черный день», старые ненуж­ные вещи – всякое бес­смыс­лен­ное и разо­ри­тель­ное нако­пи­тель­ство в духе Плюш­кина. Это часто бывает грех коры­сти не только бога­того, но и бед­ного.

свя­щен­ник Павел Гуме­ров:
Страсть к нако­пи­тель­ству, ску­пость – черта, при­су­щая не только бога­чам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мше­ло­им­ство?», про кото­рое мы читаем в испо­ве­даль­ной вечер­ней молитве. Мше­ло­им­ство – это стя­жа­ние ненуж­ных для нас вещей, когда они от дол­гого хра­не­ния и без­дей­ствия как бы покры­ва­ются мхом. Этим грехом могут стра­дать и люди весьма бедные, при­об­ре­тая и копя посуду, одежду, любые другие пред­меты, запол­няя ими все шкафы, полки и кла­довки и часто забы­вая даже, что где лежит.

св. Тихон Задон­ский (Плоть и дух, 27):
«Вели­кое безу­мие – любить созда­ние бес­смыс­лен­ное и бес­чув­ствен­ное, кото­рым вза­имно любимы быть не можем. Вещь бес­чув­ствен­ная, бес­смыс­лен­ная, мерт­вая любить нас не может: и нам не подо­бает ее любить, но одного Бога любя­щего нас, и ближ­него, по образу Его создан­ного.
…Если скажет кто, что, мол, созда­ния все сотво­рены ради чело­века, – ему отве­чаю:
Первое. Тем самым созда­ния должны чело­веку слу­жить и рабо­тать, а не чело­век созда­ниям; служит же им тот, кто к ним при­леп­ля­ется серд­цем и любо­вью.
Второе. Должно их упо­треб­лять, а не зло­упо­треб­лять ими, – упо­треб­лять уме­ренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сла­до­стра­стия.
Третье. Созда­ния эти подобны неким следам и сви­де­тель­ствам, по кото­рым Созда­теля познаем и к Нему при­хо­дим: от созда­ния познаем Созда­теля и Его учимся и убеж­да­емся любить, почи­тать, что такое дивное ради нас сотво­рил.
Чет­вер­тое. Созданы слу­жить нам, чтобы мы Богу слу­жили; а когда не служим Богу, то и их слу­же­ние нам бес­по­лезно бывает, а Богу оттого вели­кая небла­го­дар­ность про­ис­те­кает. Чело­век, как разум­ный и по образу Божию создан­ный, есть бли­жай­ший Божий слуга, и как посред­ник между Богом и созда­ни­ями, упо­треб­ляя их слу­же­ние, Бога бла­го­да­рить и слу­жить Ему должен. Так, напри­мер, рабы гос­по­дину своему служат для того, чтобы он монарху и обще­ству служил; а если не служит, то и их слу­же­ние, его нера­де­нием, тщетно бывает: так и созда­ния чело­веку служат, чтобы он Богу служил как разум­ный, и за всех них Бога бла­го­да­рил и хвалил. А когда чело­век этого не испол­няет, то и созда­ния напрасно исполь­зует, и потому Созда­телю своему небла­го­дар­ным явля­ется…».

В молит­во­слове в “Испо­ве­да­нии грехов повсе­днев­ных” име­ну­ются грехи – мше­ло­им­ство, сквер­но­при­быт­че­ство. Опи­шите, пожа­луй­ста, что под этим под­ра­зу­ме­ва­ется?
иеро­мо­нах Сера­фим (Калу­гин):

Оба эти греха свя­заны с обо­га­ще­нием, накоп­ле­нием мате­ри­аль­ных цен­но­стей.

Сквер­но­при­быт­че­ство, (сквер­ное при­об­ре­те­ние) – это исполь­зо­ва­ние для обо­га­ще­ния слу­жеб­ного поло­же­ния, авто­ри­тета или даже свя­щен­ного сана. Пре­ду­пре­ждая об этом, Апо­стол Павел пишет в посла­нии к Титу: «Суть бо мнози непо­ко­риви, суе­словцы и умом пре­льщени, наи­паче же сущии от обрe­за­ния, ихже подо­бает уста заграж­дати: иже вся домы раз­вра­щают, учаще яже не подо­бает, сквер­наго ради при­бытка… обли­чай их нещадно, да здрави будут в вeрe» ( Тит. 1, 10 – 13 ). Я спе­ци­ально при­вожу сла­вян­ский текст, чтобы это слово зву­чало так же, как в молит­во­слове (на рус­ский оно пере­ве­дено: «ради постыд­ной коры­сти»). В данном случае апо­стол гово­рит об учи­те­лях, кото­рые в корыст­ных целях в угоду слу­ша­те­лям извра­щают цер­ков­ное учение.

Мше­ло­им­ство – это такой вид греха, точнее, такой гре­хов­ный образ жизни, когда у чело­века есть нечто, что ему самому не нужно, но это нечто, ему ненуж­ное он тем не менее под себя кладет, а другим не отдает. Здесь на ум сразу при­хо­дит зна­ме­ни­тый гого­лев­ский пер­со­наж, к кото­рому “и дороги-то знать не сове­то­вали”.

Слово «мше­ло­им­ство» про­ис­хо­дит от ста­рин­ного корня «мшель» – при­быль (сло­варь прот. Г. Дья­ченко). В Тол­ко­вом сло­варе В.И. Даля «мшель» – мзда, корысть.

Надо пом­нить, что молит­во­словы состав­ля­лись при­ме­ни­тельно к мона­ше­ской жизни. Тогда это слово обо­зна­чало соби­ра­ние мона­хом в своей келии ненуж­ных ему в оби­ходе кра­си­вых, ценных пред­ме­тов, нако­пи­тель­ство.

Один из мона­ше­ских уста­вов гово­рит: «Мона­ше­ству­ю­щим не должно заво­дить в келье лишних вещей, впа­дать в грех мше­ло­им­ства. Лучшим укра­ше­нием ино­че­ской кельи служат святые иконы и книги Свя­щен­ного Писа­ния, а также тво­ре­ния Святых Отцов. Келья монаха содер­жит край­ний мини­мум всего, без чего нельзя обой­тись в ней. Келья должна быть крас­ной не вещами, а духом веры и молитвы живу­щего в ней инока. Свет­ские же и мир­ские вещи и при­над­леж­но­сти не должны нахо­диться в келье» (Из устава Свято-Тро­иц­кого муж­ского мона­стыря).

Святые отцы-подвиж­ники довольно строго выска­зы­ва­ются об этом гре­хов­ном состо­я­нии. Пре­по­доб­ный Лев Оптин­ский (1768–1841) гово­рит: «Что же каса­ется веще­лю­бия и мше­ло­им­ства (сиречь изли­ше­ства раз­лич­ных вещей), то сия немощь, по рас­суж­де­нию святых отцев, горше и пре­бед­ствен­нее среб­ро­лю­бия». А пре­по­доб­ный старец Паисий Свя­то­го­рец (1924–1994) так объ­яс­няет пагуб­ность при­стра­стия к вещам: «Само по себе сер­деч­ное поже­ла­ние не явля­ется злым. Но вещи, пусть даже и не гре­хов­ные, пленяя частичку моего сердца, умень­шают мою любовь ко Христу. Если я желаю полу­чить что-то полез­ное, напри­мер, книгу, и это полез­ное пле­няет частичку моего сердца, то такое поже­ла­ние недобро. Почему книга должна пле­нять часть моего сердца? Что лучше – хотеть книгу или вожде­ле­вать Христа»?

Это гово­рят монахи. А как же быть про­стым Пра­во­слав­ным? Нужно всегда пом­нить, что путь спа­се­ния миря­нина по сути ничем не отли­ча­ется от мона­ше­ского. Монахи уда­ля­ются в пустыню лишь для того, чтобы удоб­нее про­хо­дить этот путь, кото­рый для всех – и мона­хов, и мирян состоит в испол­не­нии Хри­сто­вых запо­ве­дей. Конечно, мы пока еще далеки от того, чтобы отдать и верх­нюю одежду, и послед­нюю рубашку, по слову Хри­стову. Однако каж­дому из нас наша хри­сти­ан­ская совесть должна под­ска­зать, не нуж­да­ется ли кто-либо больше меня в той вещи, кото­рая мне совер­шенно не нужна, и если нуж­да­ется, то с легким серд­цем пойти и отдать ее.

Что такое мшелоимство, скверноприбытчество и лихоимство в православии

Диоген – воплощение аскетизма.

  • Мшелоимство: что это за грех
  • Скверноприбытчество
  • Лихоимство
  • Исповедай грех свой…
  • Полезное видео

Если у вашей близкой подруги 12 пар обуви, и это для нее «маловато будет», и каждый свой поход в магазин она знаменует новой покупкой, смело можете заподозрить ее в грехе мшелоимства.

Впрочем, по большому счету такому же греху подвержен если не каждый смертный, то каждый второй — точно.

Мшелоимство: что это за грех

Толкование

Значение этого слова можно трактовать двояко. В первом варианте оно восходит к древнерусскому слову «мшел», означающему «корысть», в иной интерпретации — «вещь», «имущество», и в церковном контексте современного языка его можно перевести как «корыстолюбие». Вымогательство и взяточничество — из этой же категории. Корыстолюбие классифицируется православной церковью как страсть, причем порочная, греховная, сродни сребролюбию.

Второй вариант более «приземленный». Его нередко ассоциируют с замшелостью, т.е. тем, что поросло мхом, замшело. Это может означать собирательство (чаще бессмысленное) старых, уже никому не нужных — замшелых — вещей, откладывание на всякий случай (как говорится, на черный день) продуктовых запасов.

Ярким образцом мшелоимца является гоголевский Плюшкин, занимавшийся накопительством всякого хлама ради самого этого процесса.

В «Православном молитвослове» в молитвах вечернего правила есть исповедание повседневных грехов, среди которых упоминается и мшелоимство.

Молитвословы в прежние времена были составлены для монашествующих, и грех этот осуждался тогда, когда монах окружал себя красивыми или ценными вещами, собирая и накапливая их, хотя в обиходе они ему были совершенно не нужны. Не нужны они в таких масштабах и мирянину.

В чем же состоит грех? Ну собирает человек себе шмотки и никого при этом не обижает! А грешно это, с точки зрения церкви, по нескольким причинам.

  • Вещи должны использоваться для той цели, для которой они созданы, а не являться экспонатами «домашнего музея».
  • Приобретение лишних вещей — это уже угода своим слабостям.
  • Создание вещного культа — по сути это сотворение себе кумира, от чего предостерегает Библия.

Копить, хранить, беречь, коллекционировать — для этого ли создаются предметы обихода? Они должны «работать», иначе человек впадет в зависимость от них и, сам того не замечая, станет скупым, жадным.

Разновидностью греха мшелоимства является мздоимство. Что это за грех? Старинное слово «мзда» со вполне нейтральным изначальным значением все чаще употребляется с негативным оттенком, говорящим о продажности, подкупе.

Мздоимство — получение подарков, подношений с целью подкупа, откровенных взяток.

Этот вид мшелоимства со временем также превращается в коллекционирование подобных даров, любование ими и похвальбой перед знакомыми, а нередко и прямым выпрашиванием, если не вымогательством, того или иного предмета вожделения.

Страсть коллекционирования, по большому счету, то же мшелоимство. Человек отдает огромные деньги за какой-то «экспонат», который никто, кроме него, не увидит.

Мшелоимство — это вещизм.

Равным образом ко мшелоимцам можно отнести и заядлых шопоголиков, для которых шопинг — буквально смысл и цель жизни. Такие люди могут накупить столько обновок, что будут не в состоянии даже хотя бы однажды надеть их. И главное, что без них вполне можно обойтись.

Это своего рода идолопоклонство. Как, впрочем, и привычка к старым испытанным вещам (одежде, обуви).

Подводя итог сказанному, сей грех можно определить совершенно современным словом — вещизм. Его значение предельно прозрачно — патологическая любовь к вещам, порабощение ими. В этом случае временное и преходящее наносит ущерб заботе человека о его участи в Вечности.

Можно ли избавиться?

От любого греха при искреннем желании можно избавиться, покаявшись в нем на исповеди. Бороться со мшелоимством необходимо, развивая в себе противоположные добродетели:

  • бескорыстие,
  • забота о благах и дарах духовного плана, а не о тленных вещах,
  • милостыня,
  • милосердие к тем, кто нуждается,
  • нежелание накопительства, приобретения земных богатств, т.е. стяжания,
  • равнодушие к богатству,
  • щедрость.

Это что касается духовной составляющей. «Бытовая» же часть включает в себя умение расставаться с неиспользуемыми вещами, отдавая их тому, кто в этом нуждается.

Не помешает частое планомерное проведение ревизии в доме, в закромах, где могут обнаружиться залежи ненужных вещей или продуктов.

Прежде чем решиться на какую-то очередную покупку, хорошенько взвесьте, так ли уж она вам необходима.

Хорошим шагом будет вместо спорной покупки, которая, не исключено, будет потом просто перекладываться с места на место, реально помочь кому-то, возможно, в самом магазине, купив для него нечто жизненно необходимое.

Хочется привести точку зрения иеромонаха Серафима (Калугина), согласно которой, миряне в идеале могут избавиться от этого греха, в прямом смысле отдав последнюю рубашку нуждающемуся. Но поскольку далеко не все к этому морально готовы, то достаточно поделиться хотя бы вещью, которая лежит у вас на полке мертвым грузом, а кому-то она действительно нужна.

Скверноприбытчество

Что означает этот грех? Первая половина слова достаточно «говорящая»: скверно — значит нечто недостойное, «скверное приобретение». Так оно и есть, прибыль можно получать и недостойным способом, путем нечестным и неправедным. К таким относятся:

Надувательство покупателя — это скверноприбытчество.

  • обвес,
  • обмер,
  • обман,
  • обсчет.

Сюда же можно отнести и заработок, полученный в ходе, скажем, игры в карты, в казино, т.е. основанный на использовании человеческих слабостей и страстей, на их разжигании или же удовлетворении.

Скверным приобретением будет и обогащение с использованием своего авторитета, служебного положения, а если это касается церкви, то и священного сана.

Если человек подделывает или использует поддельные документы, включая проездной талон, покупает краденое, это тоже можно назвать словом скверноприбытчество.

Может показаться странным, но того же роду-племени и тунеядство. Почему? Согласно «Православному катехизису», если человек получает плату за то, что не исполняет или исполняет не должным образом и не приносит пользу, таким образом он словно крадет — и плату, и пользу.

Лихоимство

Это понятие подразумевает греховную страсть, которая заключается в получении своей пользы за счет обездоливания другого человека, пользуясь его затруднительной или безвыходной жизненной ситуацией.

Лихоимцы способны приобретать выгоду, используя чужие труд или собственность, бедственное положение ближнего:

  • назначить высокий процент кредита,
  • загрузить излишними служебными обязанностями за ту же плату,
  • завысить цены на тот или иной товар.

В более широком смысле лихоимство представляет собой элементарную жадность, сребролюбие, жажду обогащения. Св. Феофаном Затворником лихоимство классифицировалось как страсть получать все больше и больше, связанную с неразборчивостью в средствах при заключении торговых сделок, ростовщичеством, воровством, получением взяток.

Чтобы очиститься от этого греха и спастись, надо не только осознать и перестать творить его, но и вернуть полученное неправедным путем обиженному человеку, а если сделать это по каким-то причинам невозможно, просто совершать дела милосердия.

Исповедай грех свой…

Каяться за совершенные грехи надо ежедневно и делать это осознанно, анализируя каждую возникшую ситуацию. Непременно с искренним сокрушением надо исповедать их в Таинстве Покаяния в церкви, чтобы не только покаяться в них, но и получить прощение от Господа.

Приводим вечернюю молитву из «Православного молитвослова», называемую «Исповедание грехов повседневных»:

«Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию,

гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец».

Полезное видео

Посмотреть на себя со стороны и увидеть в своем образе мшелоимца или иного грешника из этого ряда, можно внезапно и ярко: достаточно побывать на похоронах и увидеть, что с собой уносит на тот свет покойник — много ли дорогой одежды и драгоценностей, денег. Никто не спорит с тем, что вещи нужны, но это должно восприниматься однозначно: вещи (в разумных количествах) должны служить человеку, а не человек — вещам.

Читайте также:  Можно ли играть в карты православным

Болезнь силлогомания. «Синдромом Плюшкина» – мшелоимство и грех.

Болезнь силлогомания. «Синдромом Плюшкина» – мшелоимство и грех.

Желание навести порядок: убраться в доме или квартире, рассортировать бумаги и газеты, избавиться от ненужных вещей. В этом кроется загвоздка. Как понять, чего не нужно? В течение многих лет вы прилежно складываете всякие безделицы, разные вещи,, не выбрасывая ничего в мусорную корзину, Маниакальное стремление людей к хранению вещей. Такой тип расстройства в психологии называют отвращение к потере.
Патологическое накопительство – болезнь силлогомания. С греческого языка слова «syllogismos» и «mania» переводятся как «рассуждение» и «безумие» По православным традициям привыкшие копить и страсть к собиранию вещей – мшелоимство, считается грехом. Шутливое называние «синдромом Плюшкина».

Симптомы и признаки

Неспособность расстаться с вещами независимо от их стоимости.. Верят, что обязательно они хоть раз в жизни да пригодятся. Расстаться – значит утратить. Раздражаются, когда посторонние берут эти вещи. Беспорядок в жилом помещении. Постоянный сбор ненужных предметов (бытовой мусор, салфетки, пакеты).
Это люди запасливые, бережливые..Душевные муки они испытывает, даже если вынуждают выбросить сущую мелочь — газету или полиэтиленовый пакет. Беспорядок в жилище их не беспокоит.
Им свойственно хранить ненужные, но дорогие как память вещи. В сельской местности заполняют доступные места хранения (сараи, чердаки, дворы.)
Второй момент — часть вещей, при накопительстве, достаются бесплатно или покупаются дешево.. Психологически это ощущается как чистая выгода — обретение пусть малоценного предмета, но недорогого. Затраты на хранение при этом не учитываются.
Как крайняя степень экономии, доведение до абсурда, патологическое накопительство полярно противоположно к шопоголизму в вопросе траты и ценности денег, однако стимул у них по сути одинаков — вещи.
Появляются проблемы с близкими, которые стремятся избавиться от хлама.

Чем вызвана

Накопительство, иногда до крайней степени жадности, может быть вызвано переживанием бедности голода, в детстве.

Жизнь в антисанитарных условиях, пренебрежение личной гигиеной, семейные конфликты, малоподвижный образ жизни, финансовые проблемы.

Синдром Плюшкина проявляется после сильного потрясения, потери близкого человека, когда стремятся сохранить мельчайшие детали, напоминающие о нем и счастливом прошлом.

В детстве вы собирали марки, открытки, значки, монеты, обыкновенные фантики от конфет. С возрастом эта страсть у одних проходит, у других же перерастает в серьезное увлечение.

Как показали исследования, у людей с неконтролируемой привычкой собирать все подряд имеются отличия в строении головного мозга. У них относительно слабое развитие коры лобных долей мозга, особенно правого полушария. Это и объясняет их странное поведение – потому что в этой области находится центр, контролирующий рациональность поступков. Их мозг попросту работает иначе, чем наш. Этот участок мозга мало активен и это приводит к тому, что человек совершает не поддающиеся логическому объяснению поступки.
Нерешительность побуждает его постоянно откладывает какие-то предметы для определенных целей, но при этом не реализовывает их.

Социальная изоляция – когда не складываются отношения с окружающими, пытаются скрасить свое одиночество и найти жизненный комфорт в накопительстве предметов.

Склонность к накопительству развивается и на фоне слабоумия, человек не в состоянии здраво оценивать реальность.

Или физические недомогания, когда нет возможности тщательно следить за порядком в доме.

Скряжничество, заполняет дома любыми материальным объектами.

Ученые установили, что чаще заболевают люди, которые ранее вели активный образ жизни, получили образование и имели успех в обществе.

Люди, чаще всего, даже не подозревают о том, что больны, не отдают себе отчета в тяжести своего положения.
Болезнь полностью меняет психологическое состояние. Она влияет на эмоции, мысли и поведение человека. Когда им нужно принять важное решение, упомянутые области мозга активизируются и утомляют их до такой степени, что они не в состоянии сделать даже самый простой выбор. Их заболевание стоит очень близко со стремлением к перфекционизму, которое связано со страхом принять неверное решение.

Как избавиться

Для начала можно ему посоветовать собирать что-то определенное или хотя бы однотипное. Увлечь коллекционированием кулинарных рецептов – тогда время будет уходить на их подборку, наклейку в специальные альбомы, на просмотр телепередач по теме и запись полученной информации в специальные тетради.
Вместо живых кошек «коллекционеру» собирать открытки, марки, этикетки и прочие вещи с изображением этого животного. Если человек тащит в дом старые газеты и журналы, полезно заранее оговорить, чтобы печатная продукция подбиралась только по определенной тематике. Хорошо бы регулярно помогать родственнику с уборкой.
Важно проявлять интерес к «сокровищам» близкого человека и, хотя бы раз в неделю, общаться с ним на тему его «хобби». И обязательно показывать, насколько важен и интересен родным людям сам этот человек и то, чем он занимается. Нужно оставаться любящим родственником, готовым прийти на помощь, чтобы человек с такой проблемой мог быть уверен в своем завтрашнем дне.
Совет. Помните об отвращении к потере, когда убираетесь в комнате, задавайте себе такой вопрос:
-Если бы не было этой вещи, мне бы действительно ее не хватало? В большинстве случаев вы, поймете, что вам эта штуковина вовсе не нужна.
-Я другой человек. Люблю минимализм, стараюсь сразу избавляться от ненужных вещей, ни в коем случае не захламляю ими дом. Для меня важно, чтобы было много свободного пространства. Я лучше пойду и куплю, если мне будет что-то нужно!

«Текст для публикации взят из интернета».

Удача не за горами. Кто обращается за помощью, помогаю.

Мшелоимство в православии: толкование и значение

В православных молитвах, написанных на церковнославянском языке, иногда встречается слово мшелоимство. Что оно обозначает, какую смысловую нагрузку несет? Я специально обращалась за разъяснением к батюшке в нашей церкви. Рассказываю, о чем он мне поведал.

Толкование мшелоимства

Что такое мшелоимство, как перевести слово на современный русский язык? Толкуют это слово двояко:

  • корысть;
  • имущество.

В современном понимании это слово обозначает корыстолюбие, страсть к приобретению вещей. Причем эти вещи могут и не пригодиться мшелоимцу, но он их все равно приобретает.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Есть еще одно толкование этого старинного слова, и оно связано с мхом — замшелость. Это значит, что человек собирает старые ненужные никому вещи, которые уже замшели — мхом и грязью поросли. У некоторых людей может быть забита вся квартира этими ненужными вещами.

Мшелоимец собирает ненужные вещи ради самого процесса собирательства: его увлекает действие, а не результат.

Есть такие люди, которые наполняют закрома (подвалы, чердаки, кладовки) продуктами питания «на черный день,», который не наступает. Продукты просто пропадают, не приносят никому пользу.

Грехи в православии

Слово мшелоимство встречается в вечерней молитве, которую необходимо ежедневно читать перед сном. Это слово обозначает страсть к приобретению вещей, которыми вряд ли удастся воспользоваться в повседневной жизни. Что-то типа Плюшкина и Коробочки в гоголевских «Мертвых душах».

Однако этот грех (страсть) не так безобиден как кажется. Отцы церкви сравнивают его с сребролюбием, которое приводит к духовной смерти. Потому что страсть к приобретению вещей приводит к другой страсти — лихоимству, стяжательству, скверноприбытчеству. Одержимый вещизмом человек будет искать финансовые средства для утоления своей порочной страсти, но утолить до конца ее не сможет. Потому что радость от удовлетворения греховных прихотей ненасытна и длится недолго, и человеку вновь необходимо что-то приобретать.

Мало того что мшелоимство отвлекает православного верующего от размышлений о Боге, так оно еще приводит на неправедный путь и может полностью увести от веры. Сердце человека прельстили земные богатства, вещи, деньги. Его сердце больше не принадлежит Богу, оно принадлежит Маммоне. Бог Маммон был свергнут с престола жертвой Иисуса Христа, но в сердцах некоторых верующих он продолжает жить. Потому что они воскрешают его своими неправедными мыслями и желаниями.

В вечернем молитвенном правиле не зря упомянут этот грех, в котором следует каяться верующему. Потому что нераскаянный грех укореняется в сознании человека и приводит к еще большему грехопадению.

Эта молитва изначально была составлена для монахов, которые в прежние времена любили окружать себя роскошными предметами, не имеющими употребления в повседневности. Именно искоренению этой пагубной страсти и посвящается раскаяние в мшелоимстве. Почему монахи впадали в эту прелесть? Потому что многие из них имели дворянские корни, привыкли жить в роскоши.

В чем опасность мшелоимства

Почему накопительство считается грехом, если человек никому не причиняет вред? Потому что накопительство:

  • это угождение своим прихотям;
  • отвлекает от размышлений о Боге;
  • создает культ вещей.

Тут перечислено сразу 3 опасности для души православного верующего. Во-первых, угождение своим прихотям уводит от веры в мирскую суету. Во-вторых, отвлекает от веры в Бога. В-третьих, создает идола для поклонения.

Всё, что уводит человека от истинной веры, заканчивается идолопоклонством.

Также мшелоимство превращает жилое помещение в своеобразный музей с выставочными экспонатами, ведь для бытового использования эти вещи не пригодны или не применяются.

Но особенно опасно идолопоклонство. В понимании современного человека идолом является некая фигурка из камня или дерева. Но это совсем не так. Идолом может стать стиль, хобби, увлечение. Потому что идол — это то, что заменяет собой веру в живого Бога.

От вещизма к мздоимству

В современном мире к мшелоимству относится шопоголизм, который на первый взгляд кажется совершенно безобидным. Однако для шопоголиков покупки в супермаркетах становятся смыслом жизни. Они следят за акциями и распродажами, черными пятницами и скидками — этому посвящают всё свое свободное время. Некоторые шопоголики летают в другие страны, регулярно оплачивая шоп-туры. Одержимые страстью к покупкам женщины приобретают огромное количество обновок, которые не в состоянии надеть даже один раз. Но остановить их от шопинга невозможно.

Патологическая страсть к вещам приводит к духовному рабству — мшелоимству.

Стоит только одному греху укорениться в душе человека, как за ним подтягиваются другие. Мздоимство — это получение денежных средств с целью подкупа или откровенной взятки. Мздоимство относят к разновидности мшелоимства, потому что человек со временем привыкает к подаркам и впадает в зависимость от вещей. Он ими любуется, наслаждается и требует регулярного пополнения.

Если подарки не дарят добровольно, человек может склониться к вымогательству или выпрашиванию. Коллекционирование различных вещей придает человеку особый статус и вес в обществе: он гордится ими, демонстрирует своим друзьям и наслаждается их восхищением.

К мшелоимству относится и страсть к коллекционированию. Человек может купить за большие деньги экспонаты или предметы антиквариата, которые никто не увидит. Часто их прячут в сейф, чтобы не своровали. Зачем покупать то, что не приносит пользы, человек ответить не может.

Скверноприбытчество

Это получение прибыли незаконным либо недостойным путем. Некоторые люди склоняются к такому греху ради мшелоимства, то есть, приобретения вещей. Если денег на покупки не хватает, человек начинает их либо воровать, либо добывать обманом. К скверноприбычеству относится:

  • обвес;
  • обсчет;
  • обман;
  • обмер;
  • скупка краденого;
  • поддел документов;
  • фальшивые деньги.

К скверноприбытчеству относят индустрию азарта — казино, карточные игры на деньги и др. Всё, что разжигает страсть, становится объектом наживы.

К этому греху относят использование своего служебного положения либо авторитета в целях незаконного обогащения.

Лихоимство

Это тоже грех, родственный мщелоимству. Только в этом случае человек обогащается на горе или безвыходном положении другого.

К лихоимству относится:

  • ростовщичество;
  • занижение заработной платы;
  • накрутка ценников;
  • воровство;
  • взяточничество.

Лихоимство — это патологическая жадность, которая полностью поглощает совесть человека. Ему не важно, что он обирает другого и оставляет ни с чем. Ему не важно, что он забирает у человека последнее. Лихоимец настолько поглощен жаждой наживы, что это становится истинной целью его жизни. Страсть наживы настолько затягивает человека, что он не видит вокруг себя ничего. Ему нужно всё больше и больше, нет конца и края этому желанию. Чувство насыщения и удовлетворения отсутствует.

Чтобы избавиться от этой страсти, сначала нужно ее признать. Человек должен понять, что попал в сети греха и не может остановиться. После осознания необходимо вернуть отнятое и награбленное. Если это сделать невозможно, нужно заниматься благотворительностью или просто творить дела милосердия.

Как избавиться от мшелоимства

Есть только один путь избавления от греховной страсти — искреннее покаяние на исповеди и твердое решение изменить жизнь. Чтобы побороть грех, нужно взращивать в себе добродетели:

  • равнодушие к роскоши;
  • щедрость и милосердие;
  • бескорыстие;
  • отказ от накопительства.

В приоритете должна быть духовная составляющая жизни, а не материальная. Нужно заботиться о взращивании духовных плодов, а не о приумножении тленных вещей. Ведь ради умножения тлена человек теряет свою вечную душу, поддаваясь соблазну греха.

Верующий должен легко расставаться с вещами, если они ему не нужны. Эти вещи следует отдать тем, кто в них нуждается. Неплохо завести привычку проводить ревизию в закромах, во время которой можно внезапно обнаружить продукты и ненужные вещи.

Не каждый способен отдать последнюю рубашку нуждающемуся, но поделиться тем, что лежит мертвым грузом на полке шкафа, вполне реально. Просто задумайтесь о том, что кто-то действительно нуждается в одежде или питании.

Чтобы не впасть в новый соблазн после исповеди в церкви, нужно каждый вечер каяться в своих грехах в молитве. Только так можно содержать свою душу в чистоте. Важно понять, что вещи должны служить человеку, а не человек вещам.

Мшелоимство — что это за грех

Задаваясь таким вопросом — скверноприбытчество что это за грех, как с ним бороться, следует отметить, что такое понятие в христианской религии представляет собой получение какого-либо дохода неправедным, то бишь скверным способом.

Читайте также:  Что такое сплошная седмица, когда бывает

Позиция православия

Человек в погоне за прибылью часто забывает о справедливости, любви к ближним и заповедях, которые нельзя нарушать. Смертных грехов всего семь, но наказание может последовать и за другие проступки, которые осознанно совершаются людьми. Несмотря на то, что вред от смертных проступков наносит небольшой вред самому грешнику, церковь осуждает их. Что такое грех мшелоимства в православии? Это проступок, который вредит не только окружающим, но и тому, кто его совершает.

В некоторых случаях мшелоимство является патологической проблемой. Страсть к приобретению и накоплению новых вещей, их обмену не поощряется священнослужителями, так как является последствием алчности и корыстолюбия. Те, кто страдает от подобного недуга, испытывают страх потерять накопленные предметы. Их собирают, коллекционируют, прячут. Люди, поддавшиеся мшелоимству, никогда не совершат следующих действий:

не продадут ненужные вещи;
не станут дарить их близким и друзьям;
не будут их даже использовать по назначению, так как от этого предмет станет непригодным.

Грешники не только самостоятельно приобретают или обменивают вещи, но и получают их в виде взяток. После это заказывают специальные шкафы, стеллажи, полки и сейфы для их хранения, прячут их от глаз окружающих. Обычно происходит коллекционирование предметов одного назначения — оружия, посуды, игрушек, часов, чучел животных. Годами все это покрывается пылью, ведь не может быть в полной мере использовано.

Церковь одобряет использование каждого предмета по его прямому назначению. Мшелоимство, в свою очередь, этого не подразумевает. Нарушение этого порядка приравнивается к игнорированию библейских заповедей. Хранение и коллекционирование вещей, которые были куплены, подарены или найдены, таится под понятием мшелоимства. Значение слова происходит от термина «мшел» — мох, ведь неиспользованные вещи покрываются пылью и мхом.

Церковь говорит о том, что каждая вещь должна приобретаться только по необходимости, а не для удовлетворения патологических греховных наклонностей. Одна из заповедей запрещает создавать себе кумиров, а храня вещь и поклоняясь ей, человек делает из неё идола.

Определение понятий

Существует несколько похожих определений, которые касаются получения какой-либо прибыли неправильным путем, обманом. Несмотря на синонимичность, есть несколько различных определений этому:

Скверноприбытчество — приобретение прибыли или финансов плохим, неправедным путем. Сюда следует отнести любой обвес или обмер, который сделан неправильно и является обманом. Также это определение подходит для заработка средств, который был осуществлен путем разжигания страстей человеческих.

Сюда можно отнести:

накрутка весов;ложный перевес;заработок на алкоголе, сигаретах, азартных играх, порнографии;подделка документов или использование их;приобретение краденых вещей;тунеядство (получение зарплаты за фиктивную должность).

Мшелоимство — это чрезмерная любовь к деньгам, получение «мшела» или корысти. Т.е. процесс, в результате которого человека вымогает себе деньги или другие блага.

К этому понятию можно отнести:

вымогательство;взяточничество;бессмысленное накопительство;складирование ненужных вещей.Православная церковь осуждает взяточничество

Лихоимство — процесс нарушения прав и свобод человека, в результате которого получают физические блага. К этому понятию относят:

незаконное использование чужого труда;заработок на чужой беде;одалживание денег под проценты;изнуряющий бесплатный или малооплачиваемый труд.

У лихоимства есть и более широкое понятие — это любостяжание или жадность, т.е. чрезмерная любовь к финансам, которая толкает человека на плохие поступки. Об этой страсти часто пишет апостол Павел в посланиях к колоссянам и евреям.

Еще о грехах в православии:

Почему играть в карты — грехГрех тщеславия и борьба с нимО грехе злословия Важно! Независимо от того, к какому определению относится поступок, он является грехом, по утверждению Православной Церкви.

Молитва об исцелении и здоровье

В случае болезней своих или Ваших родных людей, используйте Божественную силу слов. Молите Господа или Святых великомучеников о покровительстве над Вами и о здоровье.

Верьте, целители Небесные услышат каждого просящего и страждущего. Они оказывают свою помощь, избавляя от физических мук и даруя силу духа.

Молитва

Молитвы о здравии хворого человека обладают поистине огромной силой. Нужно, чтобы он был крещенным в церкви. Произносить слова молитвенные Вы можете в Храме или у себя дома, обращаясь к образам.

Значение скверноприбытчества

Само понятие подразумевает любое обвешивание, обмер, мошенничество, в том числе и всякая прибыль, которая способна принести людям зло, к примеру, основываясь на разжигание или же удовлетворении греховных пристрастий.

К совершению такого греховного деяния можно также причислить:

скупку по дешевке краденных вещей,подделывание или же использование любого вида фальшивых документов (таких как, к примеру, проездной билет).тунеядство, то есть когда человек получает оплату за какое-либо дело или жалование за занимаемую должность, однако при этом ни дела, ни самых должностных обязанностей не исполняет, то бишь ворует плату/жалование, а также пользу, что могли бы принести своим трудом тому, для кого необходимо было выполнить работу или же обществу в целом.

Борьба с грехом

Мшелоимство — что это за грех и как с ним бороться? Сначала нужно признать для самого себя греховность своих поступков и необходимость избавиться от подобной страсти. Борьба с грехом заключается в следующем:

необходимо провести генеральную уборку в местах хранения накопленных вещей;
действительно ненужные вещи, которые хранятся в помещениях только в качестве аксессуаров, лучше выбросить;
предметы, которые ещё можно использовать, необходимо отдать нуждающимся — отвезти в детские дома или подарить инвалидам, престарелым, пожертвовать церкви.

Искупить грех можно только при полном осознании и раскаянии в содеянном. Грешник должен сам себе дать зарок о последующем приобретении любого предмета только в случае крайней нужды. Каждый вечер для искупления своей вины нужно читать молитву:

«Исповедую Богу моему и Творцу, Святой Троице — Отцу, сыну и Святому Духу, грехи свои, совершённые за всю жизнь в делах, мыслях, мечтах. Пьянство, уныние, праздность, ревность, гнев, зависть, алчность, клевета, осуждение, небрежность, объедание, мшелоимство, злопамятность, сквернословие, ненависть, лихоимство и другие грехи, коими прогневил я Тебя, о коих жалею я, прости мне, господи Боже мой! Помоги мне, Господи, со слезами молю Тебя, прости мои прегрешения, избави меня от них. Аминь».

Церковь требует от своих прихожан не создавать себе идолов, приобретать и использовать каждую вещь только по нужде, не нарушать заповеди библейские и держать свою душу чистой и безгрешной.

Православное понимание

Православная Церковь имеет стойкие убеждения, что лихоимство — это грех, независимо от мотивов человека. Если человек забирает чужое, присваивает имущество близкого — он согрешает перед церковью и Господом, и является лихоимцем. Библия характеризует этот грех и однозначно высказываются касательно него.

Свод законов Писания (10 заповедей) категорично говорят: «Не укради», а лихоимство, в широком его понятии, можно отнести к кражам. По поводу этого можно найти много текстов в Екклесиасте и Притчах.

Заповедь «Не кради»«Не сотвори себе кумира»Заповедь «Не поминай Господа в суе»

Православные проповедники полностью соглашаются с ветхозаветными авторами и говорят о греховности взяток, заработке на страстях человека и прочих неправедных прибылях. Сегодня взятки и вымогательство окружают человека со всех сторон (учеба, медицина, работа и пр.), но это не значит нормальность или приемлемость этих явлений.

Важно! Лихоимец по церковным канонам — это человек, который дает взятку, и который берет ее. Таким образом, в грехе повинны обе стороны.

Оба человека нарушают закон Господа, причем апостол Павел даже не рекомендует кушать за одним столом с этим человеком.

Чем опасен грех лихоимства

Любой грех отравляет дух человека и, казалось бы, даже небольшой проступок, например, небольшой обвес при торговле может повлечь за собой серьезные последствия.

Что побуждает человека обманывать других с целью заработка? Любовь к деньгам. И как любая страсть, при ее удовлетворении человек лишь больше разжигает это греховное желание в себе. Попутно он подавляет свою совесть, нарушает Божьи заповеди и забывает о любви к ближним. Все это приводит лишь к более глубокому падению.

В Писании указано всего 8 смертных грехов, но жадность — один из них. А лихоимство обычно приводит к страстной жадности, ведь денег становится все больше. В любом случае, наказание будет, даже если человек однажды кого-либо обманул.

Также и мшелоимство оказывает развращающее действие на душу человека. Это скорее грех бедных людей, ведь они начинают осознанно копить вокруг себя множество различных вещей, что позже перетекает в серьезную страсть. Любая страсть, кроме страсти по Господу и Его слову, считается греховной. Так что следует проверять себя и в стяжании предметов, а не только в обмане окружающих. Не следует из денег или предметов делать идолов.

Сильная православная молитва-оберег всем святым о помощи, в благодарность, на все случаи жизни: текст

Православных молитв великое множество: о здоровье, замужестве, от глаза дурного и т.д. В трудные времена читаем мы их, обращаясь к Помощникам Небесным.

А есть молитвы «универсальные», обереги на все жизненные ситуации. Действенность слов их усилена временем. Выучите такие молитвы сами и научите им своих детей. Объясните, что молитва – это общение с Господом нашим.

Очень сильной молитвой-оберегом, настоящим «щитом» даже в очень опасных ситуациях, является такая:

Молитва-оберег

Защищает также человека от беды лихой обращение к Ангелу-хранителю своему:

Молитва Ангелу-Хранителю

Молитвенная просьба 12 апостолам о помощи:

Молитва

Такие молитвы-обереги допускается читать матери над своим ребенком, если он слишком мал, чтобы понимать значения молитвенных слов.

Грех мшелоимства, или история одного переезда

Когда ребёнок рождается в верующей семье, родители, как правило, с раннего возраста стараются ему объяснить, «что такое хорошо и что такое плохо», опираясь на категории греха и добродетелей. Моя история совсем иная. Оказавшись в церкви в сознательном возрасте, я с огромным вниманием приступила к изучению всевозможных списков тех самых грехов и добродетелей. Что означает грех мшелоимства, я поняла далеко не сразу. Его смысл мне объяснила одна из более умудрённых подруг.

Сейчас же о значении того или иного понятия можно легко узнать из интернета: «Мшелои́мство (от древнерусского мшель — вещь, имущество; в церковнославянском — мзда, корысть, прибыль) — страсть к вещам. В современном языке слово используется в религиозном контексте, как порочная (греховная) страсть к собиранию ненужных вещей».

В детстве у меня одним из любимейших мультяшных героев был домовенок Кузя, и в самом памятном эпизоде он громко кричал другу Нафане: «Я не жадный, я – домовитый! Все в дом!».

Даже в период неофитства моя совесть всегда говорила мне, что мшелоимство – не «мой» грех. Я в 19 лет покинула дом и стала жить самостоятельно. Сначала это было комната в общежитии 18 квадратных метров с тремя кроватями, столом и огромным шкафом. Ни метраж комнаты, ни ее жители не могли себе позволить ненужные или лишние вещи. Потом был наш с подругой переезд на съемное жилье, где теперь уже вещи хозяев не терпели наших бесполезных безделушек.

Дожив до 30 лет, я так и не приобрела страсть к «шоппингу»: магазины меня утомляют. Слишком много товаров, чересчур много людей, излишне много внимания и сил приходится тратить, чтобы обнаружить и выбрать желаемое. Конечно, как и все, я хожу в магазин за едой, одеждой, игрушками для крестников, подарками для друзей, но для меня шоппинг – это не форма отдыха, а вынужденная мера повседневной жизни. Как вы понимаете, ни разу на исповеди у меня не появилась мысли покаяться в грехе мшелоимства. Слава Господу, Он всегда посылает нам нужные и полезные для души испытания! Таким испытанием для меня, например, стал внезапный переезд.

В своё время я самостоятельно нашла съемное жильё, и четыре года, прожитые в небольшой однокомнатной квартире, я запомню на все жизнь: здесь была и первая любовь, и первое предательство, и надежды, и грусть, и радость, и праздники… Отношения с хозяйкой были замечательные, она только пару раз навещала меня за все четыре года. Я всегда привозила оплату вовремя, на меня никогда не жаловались соседи, а Раиса Александровна никогда не являлась ко мне без предупреждения. В условиях моего самостоятельного быта на все праздники друзья дарили мне хозяйственные подарки: посуду, постельное белье, скатерти, вазы, статуэтки и всякие интерьерные мелочи. Мотивация у них была железная: выйдешь замуж – пригодится!

Наличие в квартире нескольких шкафов, кладовок и балкона позволяло покупать на распродажах «нужные в далеком будущем» вещи и без особого дискомфорта делить с ними совместную жилплощадь. Все было хорошо, пока тридцатипятилетняя дочь Раисы Александровны не решила, наконец, стать независимой и проживать отдельно. Догадываюсь, что этому предшествовала ссора между ними, доказательством чего служила просьба: освободить квартиру за неделю. Вот тут и начались мои мытарства, если так можно сказать! Чтобы запаковать все вещи, пришлось взять на работе отпуск за свой счет, спать только по 3-4 часа в сутки, пожертвовать несколько мешков «ненужных вещей» местным бомжам, нанять на пару часов грузчиков и грузовую машину.

Откуда у меня взялось столько обуви, и почему я покупала новые сапоги вместо того, чтобы отремонтировать молнию на старых? Или почему тогда не выбросила старые? Зачем у меня целый мешок пряжи, когда при всей моей любви к замечательному хобби вязанию, у меня из-за моего рабочего графика нет даже времени выспаться? Когда я буду вязать? Ах, так сказать «приданое», которому уже никогда не суждено сыграть свою роль в моей жизни… Что такое мшелоимство? Страсть к ненужным вещам? Разве у меня есть ненужные вещи? Когда я собирала вещи и переезжала, то все время вспоминала: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20)

Теперь я знаю точно, что грех мшелоимства – один из первых, про который я должна говорить на исповеди. У вас нет в списке на исповеди греха с таким необычным названием? Тогда мой вам добрый совет: оглянитесь вокруг и представьте, что вам грозит переезд.

Ссылка на основную публикацию