Мшелоимство – что это за грех

Что означают грехи скверноприбытчества и мшелоимства в православии

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

  • Скверный прибыток
  • «Вещелюбие и мшелоимство горше сребролюбия»
  • Лихоимство — богатство любым путем
    • Похожие статьи

Скверный прибыток

«Фокусник». Иероним Босх

Скверноприбытчество это разновидность страсти сребролюбия. Дословно : получение прибытка неправедным путем , скверн ым , в виде преступной наживы . По словам апостола Павла:

Словосочетание «из постыдной корысти» в переводе на старославянский язык означает: «скверного ради прибытка».

Примеров скверноприбытчества достаточно много. В 90-е годы когда происходил передел собственности в России , с купали ваучеры за гроши, обманным путем забирали в собственность целые предприятия , оббирая народ . То, что было построено предками за десятилетия, присвоили за несколько месяцев . Скверное приобретение? Несомненно!

В чем еще заключается скверноприбытчеств о :

  • Обвес и обман покупателей – путем изменения показаний на весах .
  • Получение прибыли путем удовлетворени я или разжигани я греховных страстей ( причиняя людям зло ) – вовле чение в азартные игры: казино, карты, игровые автоматы , ставки на выигрыш.
  • Мошенничество – поддел ка и/или использ ование поддельны х документ ов , диплом ов , удостоверени й , талон ов на проезд …
  • Скупка краденного – телефоны, вещи, техник а , золотые изделия по дешевке.
  • Тунеядство – с огласно «Православному катехизису», если человек получает плату за то, что не исполняет или исполняет не должным образом и не приносит пользу, он словно крадет — и плату, и пользу.

Приобретение будет с кверным и в том случае, если люди обогащаются, используя сво й авторитет, служебно е положени е или, если это касается церкви , священн ый сан .

Обращаясь к коринфянам апостол Павел категоричен :

Однако, в Евангелии от Луки , в притче о начальствующем мытаре Закхее , Господь говорит:

Чем Закхей угодил Иисусу? Мытари часто пользовались своим положением и обогащались нечестным путем, грабя и обижая близких . Мытарь искренне осознал вину свою перед людьми , в покаянии решил отдать половину своего имения нищим и вчетверо воздать тем, кого обидел.

Значит и у скверноприбытчик ов есть шанс на спасение.

«Вещелюбие и мшелоимство горше сребролюбия»

«Что же касается вещелюбия и мшелоимства

(т.е. излишества различных вещей),

то эта немощь, по рассуждению святых отцов,

горше и пребедственнее сребролюбия»

(Лев Оптинский )

Мшелоимство – греховный недуг (страсть) приобретения и/или накопления вещей излишних. Приобретаются они, собираются ли не нужды ради и/или их служения человеку, а просто чтобы было. Слово « мшель » означает прибыль или мзда, корысть.

Существует несколько видов страсти мшелоимства : взятки ценными вещами, любовь к подаркам, коллекционирование и просто собирание всякого хлама. От этой страсти не застрахован ни богатый, ни бедный человек. Многие пожилые люди подвержены страсти мшелоимства . Вещи, которые они хранят, давно не используются по назначению и ни кому не нужны . Н о выбросить их жалко, поэтому дом превращается в склад различного хлама из старой и ненужной посуды, одежды, обуви.

Современный шопоголизм – это тоже вышеупомянутый недуг. Людьми владеет страсть к приобретению все новых и новых вещей, из которых многие не будут использованы по назначению. Вещи будут висеть в шкафу без надобности.

Протоиерей Димитрия Беженарь упоминает и о существовании мшелоимства интеллектуального . Когда в сознании человека хран я тся ненужные воспоминания : кто, где, с кем, когда, зачем. И не просто хранятся, а постоянно мысленно перебираются, нарушают покой и сон, доставляют массу хлопот и потерю нервных клеток. И если мусор из вещей можно разгрести и без помощи заболевшего , то интеллектуальное мшелоимство лечится только им самим, с Божьей помощью.

По словам старца Паисия Святогорца :

Интересное сравнение безмерной любви к вещам у святителя Тихона Задонского, он сравнивает ее с великим безумием. Как можно любить мертвое, бессмысленное и бесчувственное создание, которое в ответ любить не может. А потому и человеку ненадобно любить вещь, а лишь Господа и ближнего своего. А если кто возразит : « ведь создано все для человека » . Да, чтобы вещь служи ла человеку, а не наоборот.

С появлением различной техники, смысл которой – помогать людям, получился обратный эффект. Люди стали зависеть от телевизоров, компьютеров, айфонов , микроволновых печей, кофеварок и многого другого. Потакая своим прихотям, стали заложниками предметов, которые в жизни вечной не нужны.

Чтобы избавиться от любой зависимости, в том числе от вещевой, нужно призвать на помощь Бога. «Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне» (Псалтирь 21:20). Ведь только Он один знает, какие намерения на благо, а какие на зло.

Лихоимство — богатство любым путем

Лихоимство или лихоимания – разновидность страсти сребролюбия. Страсть аналогичная любостяжанию, но в отличие от нее сопровождается безмерной алчностью к приобретению богатства путем коррупции, обмана, воровства, предоставления денег в долг под проценты, незаконного использования чужого труда, занижения оплаты труда или ее присвоения, наживы на чужой беде, спекуляции.

Эпидемия коронавируса ( завышение цен на лекарства и маски спекуляция) вскрыла нарыв в фармацевтической отрасли и показала насколько она подвержена лихоимству . В момент всеобщей трагедии, когда на кону находится здоровье и жизнь народа, фармацевтические компании, воспользовавшись ситуацией, наживались на болезни людей.

Сюда же можно отнести работу ритуальных агентств, которые за свои услуги взимают с несчастных, горем убитых людей , очень высокую плату.

Аналогичная ситуация с банкирами, которые под непомерно высокий процент выдают людям кредит и сажают их на многие годы в долговую яму.

В Писании четко определен запрет на ростовщичество:

  • «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле» (Втор. 23:20).
  • «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста (процентов)» (Исх. 22: 25).
  • «Не бери от него и прибыли и бойся Бога твоего; [Я Господь,] чтоб жил брат твой с тобою» (Лев. 25: 36).

Запрет на ростовщичество и в правилах Святых Поместных и Вселенских Соборов. Если мирянин от дает деньги в рост и живет от этого, то он отлучается от церкви, священнослужитель извергается из сана. Почему запрещено ростовщичество? Да потому, что благодаря ему появляется группа людей, которые сами своими руками ничего не производят , а процветают за счет других . Почему чужеземцу можно давать в долг? Потому что он – потенциальный враг, вернувшись на свою родину, он может объявить войну.

Такое ощущение, что Россия – полигон страстей и пороков. Страсти эти некогда чуждые русскому человеку, как нарушающие законы Божьи, ныне расползлись, словно змеи по всей земле русской. Можно обвинить в этом Западную цивилизацию, охваченную неудержимым стремлением к богатству любым путем. Ведь именно оттуда, по словам И.В. Киреевского:

Обогащение считалось делом греховным и неправедным. И чтобы покаяться за такой грех , богатеи щедро раздавали милостыню нуждающимся .

Причина российского лихоимства сегодня – потеря духовности в обществе, отсутствие веры и страха Божьего.

По словам Иоанна Златоуста:

« Лихоимство – это страсть крайне развращенных людей, у которых безбожие кроется в сердце, хотя устами и исповедуют Бога; и есть признак человека, преобразившегося в хищного зверя, который без разбора на всякое животное нападает, чтобы насытиться плоти и крови его; или даже хуже самих зверей. Ибо звери, насытившись, более не устремляются на животных, а они никогда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более собирают, тем более желают и похищают».

Лихоимца можно сравнить:

  • с врагом Божиим – за бесстрашное нарушение Божьих законов;
  • с врагом человеческим – за бесстыдное унижение и разорение людей;
  • с врагом себе – за погубленную душу.

Лихоимство опаснее прочих беззаконий. Блудникам и пьяницам чтобы спастись, нужно покаяться пред Господом. А лихоимец должен оставить свои грехи, вернуть то, что похитил, а если невозможно это сделать, то раздать похищенное и жить по законам Божьим, тогда жив будет, не умрет. Об этом сказано в Священном Писании в Книге пророка Иезекииля ( Иез . 33:14–15 ).

Василий Великий дает поучения тем, кто имеет власть над людьми:

«… нам повелено соблюдать справедливость и равенство и в рассуждении рабов. Не делай насилий по той причине, что властвуешь; не лихоимствуй , потому что силен; напротив того, поелику есть у тебя преимущества власти, то покажи права справедливости. Не в том, чего не силен ты сделать , можешь представить доказательство послушания и страха пред Богом, но в том, в чем имеешь силу преступить, и не преступаешь».

На вопрос: «ч то мне делать, – я скоро увлекаюсь страстями?» Святитель Феофан Затворник отвечает:

По мнению протоиерея Дмитрия Николаевича Смирнова, чтобы излечиться от любого греховного недуга, нужно сначала осознать свой грех, свою ничтожность по отношению к пострадавшим людям. Потом искренне попросить Господа: «Боже мой, помоги мне укрепить мою решимость изгнать из сердца грех и начать жизнь с чистого листа».

Только просить нужно со смирением, покаявшись в своей греховности, так как гордый и самонадеянный человек будет посрамлен. Только призывая силу Божью , можно создать что-то духовное.

М илостивый Господь не желает гибели грешника и ждет его искреннего покаяния. Все в Его великой власти : простить и помиловать. В истории христианства есть множество примеров, когда Господь прощал людям совершенные грехи и даже преступления . Таковым был Георги й (Юри й ) Святославович, княз ь Смоленск ий.

За что на нас обрушиваются несчастья?

За что на нас обрушиваются несчастья?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Когда человека постигает скорбь, он воздевает руки к небу и вопрошает Бога: «За что?» От чего у человека возникает такой вопрос: «За что?» Как «За что?» За грехи наши. Все — по грехам нашим. Вопрошая Бога: «За что?» мы предъявляем Богу претензию, обвиняем Его в случившемся с нами горе. «Почему Ты допустил? Почему не уберег? За что?» Но Бог ли виноват в наших несчастьях, или мы сами тому виной? Может стоит вопрос «За что?» задать самому себе, пересмотреть свою жизнь, увидеть свои ошибки и попытаться их исправить? Может если человек не будет перекладывать ответственность за себя на Бога, и сам научиться отвечать за свои ошибки, может тогда вопрос «За что?» уже не будет так актуален?

Вопрошая Бога: «За что?» мы приравниваем себя к святым, мы, мол, такие праведные, такие безгрешные, за что же нас наказывать? Уже сама постановка вопроса: «За что?» показывает наличие в нас гордости и себялюбия, ибо мы горды своей праведностью и слишком любим себя, чтобы потерпеть ниспосланное нам свыше, ради нашего же спасения.Так за что же на нас обрушиваются несчастья?

На данные вопросы отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Представим ситуацию: совершеннолетний человек, в здравом уме, не отягощенный мыслями о самоубийстве, выходит на улицу погулять непосредственно через окно третьего этажа. Конечно, падает, калечится и обвиняет во всем случившемся кого, как вы думаете? Сэра Исаака Ньютона, который так некстати придумал закон всемирного тяготения. Несмотря на то, что глупость ситуации очевидна, подобные ей происходят повсеместно и повседневно в духовной жизни человека. Случилось несчастье — Бог виноват, это Он наказал, да еще и непонятно, за что именно меня.

На самом деле, все обстоит несколько иначе. В духовной жизни есть свои законы, их называют Заповедями. Нарушение их, то есть грех, так же неизбежно влечет за собой страдание, как и попытка несерьезно отнестись к закону всемирного тяготения. В церковнославянском языке даже название особо закоренелых грехов — страсти — однокоренное со словом «страдание». Так что чрезвычайно глупо считать, что в наших бедах виноват Бог, установивший Заповеди. Сваливающиеся на нас несчастья — лишь плоды грехов: либо наших личных, либо других людей.

Однако случается, что Бог действительно наказывает людей. Здесь необходимо оговориться. Чаще всего под наказанием мы подразумеваем месть, кару. Действие же Божьего наказания ничего общего с этим не имеет. Наказание Божье — это именно наказание, наказ, Он таким образом указывает нам на что-то в нашей жизни, нуждающееся в исправлении. Мы страдаем, в страданиях начинаем вспоминать о Боге («пока гром не грянет…»), а если не сглупим, то начнем заботиться и об исправлении жизни, искоренении своих грехов. А вслед за тем, как rpeхи сдают свои позиции, изменяется и наша жизнь: страдание уходит, так как наказание достигло своей цели.

— За что на нас обрушиваются несчастья?

— «За что?» Не сказать, что редко мне приходится сталкиваться с людьми, предъявляющими Богу таким образом свои претензии. Обычно я отвечаю на этот вопрос примерно так.

Хороший вопрос. А когда вы начали его себе задавать? Почему, когда вы получили от Бога величайшее возможное благо — жизнь, вы не задавались вопросом: за что она дана, за какие заслуги? Получая от Бога каждый день все необходимое для существования, не спрашивали: «За что?», принимали как должное.

А вспомните те радости, которые подавал вам Бог в течение жизни. Вы что, их заслужили? Чем мы вообще заслужили право жить и получать все то, что жизнь нам несет? Ничем. И не задавались этим вопросом, и не благодарили Бога за каждый незаслуженно прожитый день, за каждый глоток воздуха.

Неблагодарность — одно из самых черных чувств души. До сих пор мы, по отношению к Богу, ее в себе носили. Несчастия обрушиваются на нас за то, что мы раньше не научились спрашивать себя: «За что?». Вот теперь учитесь быть благодарными Богу, раз по-хорошему не получалось.

Правильнее было бы спросить не «За что?», а «Для чего?». Ответ прост, но, чтобы его воспринять, нужны вера и совесть. Звучит он так: для нашего блага. Нужно доверять Богу, верить, что даже в страданиях, которые Он нам посылает, на самом деле проявляется Его благость, доброта.

Может ли такое быть? Может. Ведь все мы знаем, что лекарство очень часто бывает горьким, что врач причиняет боль, но всегда с целью излечения человека. Вот и Бог, как врач, через скорби и боль, ведет нас к благой цели — подталкивает к излечению нашей больной души. Излечению от чего? А вот на этот вопрос ответ каждому из нас должна дать совесть».

Молитва «Царю Небесный»

Текст молитвы Царю Небесному воспевает одну из ипостасей нашего Господа. К сожалению, так сложилось, что верующие люди очень редко воспевают о Святом Духе, в отличие от всех других Лиц Святой Троицы. Все это, потому, что знания людей основаны на писаниях Евангелие, которые высветлены в Ветхом Завете, где выражение Святого Духа встречается трижды. Два раза в книге пророка Исаии и один раз в 50 псалмах.

Еще одним характерным фактом отличия иудейской от христианской веры является понимание и толкование существа Духа Святого. В первой Дух — это не личность, свойство Бога Отца, то есть совокупность его Дыхания и Силы.

Молитва «Царю Небесному»

Упоминание о нем в Евангелие уже более часто. Христиане знают, что он пришел к Господу в момент Его крещения. Еще он появлялся перед апостолами тогда, когда те шли на исповедь. Именно поэтому в молитвах можно услышать слово «приди», которое призывает третье лицо Троицы.

Часто христианину сложно представить образ Бога, которое состоит из трех лиц, которое помимо всего является Нераздельным. Но эта догма является основной, на которой держится православие.

Для примера священники часто советую представить себе образ земной женщины, которая также единовременно может выступать в нескольких ипостасях:

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа: t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

матери,
дочери,
сестры.

Читать молитву «Царю Небесный» принято в основном на русском языке, хотя есть и перевод на английский. А слушать ее рекомендуют в определенные дни:

на 50 день после празднования Пасхи – Святая Троица,
понедельник после Великой Троицы – день Святого Духа.

Молитва на церковно-славянском языке

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю,Ду́ше и́стины,

И́же везде́ сый

и вся исполня́яй,

и жи́зни Пода́телю,

и всели́ся в ны,

и очи́сти ны от вся́кия скве́рны,

и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Божественная Троичность

Православные христиане в молитвенной жизни чаще всего обращаются к Богу Отцу и Сыну, Иисусу Христу, уделяя мало внимания Святому Духу, неотъемлемой Ипостаси Троицы.

Для тех, кому трудно представить Троичность Бога, следует посмотреть на мужчину, который одновременно приходится сыном, мужем и отцом.

Дух Святой изначально существовал, о Нем пишет пророк Моисей в книге «Бытие» Старого Завета (Быт.1:2). Еще до появления света Господний Дух окутывал землю.

Читайте также:  Почему нельзя работать в воскресенье православным, что можно делать

Духом Святым, явленным в облаке, еврейский народ был выведен из Египта, им же через архангела Гавриила было передано послание Деве Марии.Апостол Павел передает слова Иисуса о том, что тело каждого христианина является храмом Божьим, если в нем живет Дух Святой.Третья Божья Ипостась не один раз проявила Себя в Новом Завете, явившись впервые в виде голубя, севшего на плечо Иисуса во время водного Крещения в Иордане.

Иисус, уходя к Отцу, оставил обетование, чтобы христиане собрались на праздник и ожидали Путеводителя, Утешителя, и сошел Дух Святой во время Пятидесятницы, явив полноту Святой Троицы.

Читайте также похожие статьи:

Что такое скрижали Моисея и их значениеСвященное Писание в православииЧем отличается Новый Завет от Ветхого

Проследить действия Утешителя во время служения апостола Павла можно, исследуя его послание «Деяния апостолов». Некогда гонитель христиан, Павел, ученик Христа, Которого он видел только в Ярком Свете, во всех своих посланиях подчеркивает, что все чудеса, сотворенный через него, совершал Дух Святой, посылаемый Иисусом, творящим милость и суд людям по воле Отца.

Божий Путеводитель, живущий в душе православного верующего, является его совестью и чистотой, помогает жить, исполняя Божьи заповеди, идя по пути к вечной жизни.

Молитва Царю Небесному Утешителю

В Евангелие о Царе Небесном упоминается уже чаще. Наверное, каждый христианин знает, что Дух пришел к спасителю во время великого Крещения. Также он приходил к апостолам, когда они шли на проповедь. Именно поэтому в текстах молитв Царю Небесному слушать приходится не привычный припев «возрадуйся» или «радуйся», а слово «приди», которое призывает третье лицо Святой Троицы.

Очень часто христианин не может себе представить образ Бога, который состоит из трех лиц, но в то же время является Нераздельным и Единосущным. Тем не менее, на этой догме строится все православное христианское вероучение.

Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.

Полезные статьи:

Для наглядности священнослужители советуют сравнивать Святую троицу с образом земной женщины, которая также может пребывать сразу в нескольких лицах:

в лице матери;в лице сестры;в лице дочери.

Также само Господь совмещает в себе три сущности.

Читать акафист или молитву принято на русском языке. Но также есть тексты молитвы на английском языке, слушать которые принято в такие дни:

праздник Святой Троицы — празднуется на 50 день после празднования Пасхи;день Духа Святого — понедельник после празднования Великой Троицы.

Обязательно к прочтению: Молебен дарования детей

Текст молитвы следующий:

и вся исполняяй,

и жизни Подателю,

и очисти ны от всякия скверны,

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите видео православной молитвы Царю Небесный:

Читайте еще:

Сильные молитвы Николаю Чудотворцу Молитва чтоб ни в чем не было отказа Молебен от проклятий, молебен родового проклятия Неусыпающий псалтырь, как правильно читать дома и не только Молитва о прощении грехов очень сильная Молитвы перед, во время и после операции Молитва пред иконой Всецарица от рака Молитва от уныния, депрессии, тоски и отчаянья Молитва Спиридону Тримифунтскому о работе Молитвы Иоанну Сочавскому на успешную торговлю, на помощь в продаже дома и квартиры Молитва о любви Николаю Чудотворцу Молитва Богородице Помощнице в родах

Толкование молитвы «Царю Небесный»

Это краткое изложение учения церкви в единой молитве. Многие знают ее еще с самого детства. Большая ее часть была определена еще в Словах Господа. Именуют Его «Царем Небесным», которое равно двум предыдущим: Отцу и Сыну. Также часто Его называют и «Утешителем». Именно такую роль Он выполняет в нашей жизни, а также тем именем, которое даровано Ему Христом. Можно встретить и имя «Дух истины». Оно было дано Ему Сыном Божьим.

Так же читайте: Молитва Богородице Споручница грешных

Основной задачей которого было в открытии истины, а также ее сохранении. Следующие слова «везде сущим и все исполняющим» могут быть истолкованы Его божественной природой. «Сокровищем благих» можно толковать как источником, в котором заключаются блага для населения всего мира. А «податель жизни» — это то все материальное и духовное, что существует для человека.

Когда мы обращаемся к Духу Божьему с такими именами, то мы просим его прийти к нам и очистить нашу душу от всякого скверного. Это обращение совсем не означает, что мы просим у него помощи в делах.

Таким образом данная молитва целиком и полностью раскрывает значение Духа Божьего. Его роль в нашей духовной жизни, а также спасение нашей души от того зла, которое находится у нас в середине. Такой же смысл несут и прочие наши обращения к Духу Божьему.

Текст «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины» не имеет точно установленного автора и происхождения. Она одна из наиболее известных молитв рядом с «Отче Наш». Она входит в состав «обычного начала», то есть одна из молитв, которые читаются на каждой службе. Часто ее читают перед началом любого дела, чтобы обратить внимание Святого Духа на нашу потребность в Его помощи.

Текст на русском молитвы «Царю Небесный» можно найти в любом молитвеннике. Она не большая по своему размеру, но несет очень большое значение. Ведь в этих простых словах заключена вся суть основ православия.

и вся исполняяй,

и жизни Подателю,

и очисти ны от всякия скверны,

и спаси, Блаже, души наша.»

Помните, что обращаться к Высшим силам стоит не только в те моменты, когда нам необходима их помощь. Делать это нужно и в моменты счастья. Ведь это именно благодаря им у нас все в порядке и нет никаких проблем.

Так же читайте: Молитва Митрофану Воронежскому: о работе, сыне, о жизненном устройстве

Смотрите еще видео с молитвой Царю Небесному:

Достоевский Ф. М. — Белые ночи

— Послушайте, вы как бы написали?

— Я бы вот как написал: «Милостивый государь. »

— Это так непременно нужно — милостивый государь?

— Непременно! Впрочем, отчего ж? я думаю.

Извините, что я. ” Впрочем, нет, не нужно никаких извинений! Тут самый факт все оправдывает, пишите просто:

“Я пишу к вам. Простите мне мое нетерпение; но я целый год была счастлива надеждой; виновата ли я, что не могу теперь вынести и дня сомнения? Теперь, когда уже вы приехали, может быть, вы уже изменили свои намерения. Тогда это письмо скажет вам, что я не ропщу и не обвиняю вас. Я не обвиняю вас за то, что не властна над вашим сердцем; такова уж судьба моя!

Вы благородный человек. Вы не улыбнетесь и не подосадуете на мои нетерпеливые строки. Вспомните, что их пишет бедная девушка, что она одна, что некому ни научить ее, ни посоветовать ей и что она никогда не умела сама совладеть с своим сердцем. Но простите меня, что в мою душу хотя на один миг закралось сомнение. Вы не способны даже и мысленно обидеть ту, которая вас так любила и любит”.

— Да, да! это точно так, как я думала! — закричала Настенька, и радость засияла в глазах ее. — О! вы разрешили мои сомнения, вас мне сам бог послал! Благодарю, благодарю вас!

— За что? за то, что меня бог послал? — отвечал я, глядя в восторге на ее радостное личико.

— Ах, Настенька! Ведь благодарим же мы иных людей хоть за то, что они живут вместе с нами. Я благодарю вас за то, что вы мне встретились, за то, что целый век мой буду вас помнить!

— Ну, довольно, довольно! А теперь вот что, слушайте-ка: тогда было условие, что как только приедет он, так тотчас даст знать о себе тем, что оставит мне письмо в одном месте, у одних моих знакомых, добрых и простых людей, которые ничего об этом не знают; или если нельзя будет написать ко мне письма, затем что в письме не всегда все расскажешь, то он в тот же день, как приедет, будет сюда ровно в десять часов, где мы и положили с ним встретиться. О приезде его я уже знаю; но вот уже третий день нет ни письма, ни его. Уйти мне от бабушки поутру никак нельзя. Отдайте письмо мое завтра вы сами тем добрым людям, о которых я вам говорила: они уже перешлют; а если будет ответ, то сами вы принесете его вечером в десять часов.

— Но письмо, письмо! Ведь прежде нужно письмо написать! Так разве послезавтра все это будет.

— Письмо. — отвечала Настенька, немного смешавшись, — письмо. но.

Но она не договорила. Она сначала отвернула от меня свое личико, покраснела, как роза, и вдруг я почувствовал в моей руке письмо, по-видимому уже давно написанное, совсем приготовленное и запечатанное. Какое-то знакомое, милое, грациозное воспоминание пронеслось в моей голове!

— R, o — Ro, s, i — si, n, a — na, — начал я.

— Rosina! — запели мы оба, я, чуть не обнимая ее от восторга, она, покраснев, как только могла покраснеть, и смеясь сквозь слезы, которые, как жемчужинки, дрожали на ее черных ресницах.

— Ну, довольно, довольно! Прощайте теперь! — сказала она скороговоркой. — Вот вам письмо, вот и адрес, куда снести его. Прощайте! до свидания! до завтра!

Она крепко сжала мне обе руки, кивнула головой и мелькнула как стрела, в свой переулок. Я долго стоял на месте, провожая ее глазами.

«До завтра! до завтра!» — пронеслось в моей голове, когда она скрылась из глаз моих

Сегодня был день печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя. Меня теснят такие странные мысли, такие темные ощущения, такие еще неясные для меня вопросы толпятся в моей голове, — а как-то нет ни силы, ни хотения их разрешить. Не мне разрешить все это!

Сегодня мы не увидимся. Вчера, когда мы прощались, облака стали заволакивать небо и подымался туман. Я сказал, что завтра будет дурной день; она не отвечала, она не хотела против себя говорить; для нее этот день и светел и ясен, и ни одна тучка не застелет ее счастия.

— Коли будет дождь, мы не увидимся! — сказала она. — Я не приду.

Я думал, что она и не заметила сегодняшнего дождя, а между тем не пришла.

Вчера было наше третье свиданье, наша третья белая ночь.

Однако, как радость и счастие делают человека прекрасным! как кипит сердце любовью! Кажется, хочешь излить все свое сердце в другое сердце, хочешь, чтоб все было весело, все смеялось. И как заразительна эта радость! Вчера в ее словах было столько неги, столько доброты ко мне в сердце. Как она ухаживала за мной, как ласкалась во мне, как ободряла и нежила мое сердце! О, сколько кокетства от счастия! А я. Я принимал все за чистую монету; я думал, что она.

Но, боже мой, как же мог я это думать? как же мог я быть так слеп, когда уже все взято другим, все не мое; когда, наконец, даже эта самая нежность ее, ее забота, ее любовь. да, любовь ко мне, — была не что иное, как радость о скором свидании с другим, желание навязать и мне свое счастие. Когда он не пришел, когда мы прождали напрасно, она же нахмурилась, она же заробела и струсила. Все движения ее, все слова ее уже стали не так легки, игривы и веселы. И, странное дело, — она удвоила ко мне свое внимание, как будто инстинктивно желая на меня излить то, чего сама желала себе, за что сама боялась; если б оно не сбылось. Моя Настенька так оробела, так перепугалась, что, кажется, поняла, наконец, что я люблю ее, и сжалилась над моей бедной любовью. Так, когда мы несчастны, мы сильнее чувствуем несчастие других; чувство не разбивается, а сосредоточивается.

Я пришел к ней с полным сердцем и едва дождался свидания. Я не предчувствовал того, что буду теперь ощущать, не предчувствовал, что все это не так кончится. Она сияла радостью, она ожидала ответа. Ответ был он сам. Он должен был прийти, прибежать на ее зов. Она пришла раньше меня целым часом. Сначала она всему хохотала, всякому слову моему смеялась. Я начал было говорить и умолк.

— Знаете ли, отчего я так рада? — сказала она, — так рада на вас смотреть? так люблю вас сегодня?

— Ну? — спросил я, и сердце мое задрожало.

— Я оттого люблю вас, что вы не влюбились в меня. Ведь вот иной, на вашем месте, стал бы беспокоить, приставать, разохался бы, разболелся, а вы такой милый!

Тут она так сжала мою руку, что я чуть не закричал. Она засмеялась.

— Боже! какой вы друг! — начала она через минуту очень серьезно. — Да вас бог мне послал! Ну, что бы со мной было, если б вас со мной теперь не было? Какой вы бескорыстный! Как хорошо вы меня любите! Когда я выйду замуж, мы будем очень дружны, больше чем как братья. Я буду вас любить почти так, как его.

Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение; однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.

— Вы в припадке, — сказал я, — вы трусите; вы думаете, что он не придет.

— Бог с вами! — отвечала она, — если б я была меньше счастлива, я бы, кажется, заплакала от вашего неверия, от ваших упреков. Впрочем, вы меня навели на мысль и задали мне долгую думу; но я подумаю после, а теперь признаюсь вам, что правду вы говорите. Да! я как-то сама не своя; я как-то вся в ожидании и чувствую все как-то слишком легко. Да полноте, оставим про чувства.

В это время послышались шаги, и в темноте показался прохожий, который шел к нам навстречу. Мы оба задрожали; она чуть не вскрикнула. Я опустил ее руку и сделал жест, как будто хотел отойти. Но мы обманулись: это был не он.

— Чего вы боитесь? Зачем вы бросили мою руку? — сказала она, подавая мне ее опять. — Ну, что же? мы встретим его вместе. Я хочу, чтоб он видел, как мы любим друг друга.

— Как мы любим друг друга! — закричал я.

“О Настенька, Настенька! — подумал я, — как этим словом ты много сказала! От этакой любви, Настенька, в иной час холодеет на сердце и становится тяжело на душе. Твоя рука холодная, моя горячая как огонь. Какая слепая ты, Настенька. О! как несносен счастливый человек в иную минуту! Но я не мог на тебя рассердиться. “”

Наконец сердце мое переполнилось.

— Послушайте, Настенька! — закричал я, — знаете ли, что со мной было весь день?

— Ну что, что такое? рассказывайте скорее! Что ж вы до сих пор все молчали!

— Во-первых, Настенька, когда я исполнил все ваши комиссии, отдал письмо, был у ваших добрых людей, потом. потом я пришел домой и лег спать.

— Только-то? — перебила она засмеявшись.

— Да, почти только-то, — отвечал я скрепя сердце, потому что в глазах моих уже накипали глупые слезы. — Я проснулся за час до нашего свидания, но как будто и не спал. Не знаю, что было со мною. Я шел, чтоб вам это все рассказать, как будто время для меня остановилось, как будто одно ощущение, одно чувство должно было остаться с этого времени во мне навечно, как будто одна минута должна была продолжаться целую вечность и словно вся жизнь остановилась для меня. Когда я проснулся, мне казалось, что какой-то музыкальный мотив, давно знакомый, где-то прежде слышанный, забытый и сладостный, теперь вспоминался мне. Мне казалось, что он всю жизнь просился из души моей, и только теперь.

— Ах, боже мой, боже мой! — перебила Настенька, — как же это все так? Я не понимаю ни слова.

— Ах, Настенька! мне хотелось как-нибудь передать вам это странное впечатление. — начал я жалобным голосом, в котором скрывалась еще надежда, хотя весьма отдаленная.

Читайте также:  Рождество Пресвятой Богородицы

— Полноте, перестаньте, полноте! — заговорила она, и в один миг она догадалась, плутовка!

Вдруг она сделалась как-то необыкновенно говорлива, весела, шаловлива. Она взяла меня под руку, смеялась, хотела, чтоб и я тоже смеялся, и каждое смущенное слово мое отзывалось в ней таким звонким, таким долгим смехом. Я начинал сердиться, она вдруг пустилась кокетничать.

— Послушайте, — начала она, — а ведь мне немножко досадно, что вы не влюбились в меня. Разберите-ка после этого человека! Но все-таки, господин непреклонный, вы не можете не похвалить меня за то, что я такая простая. Я вам все говорю, все говорю, какая бы глупость ни промелькнула у меня в голове.

— Слушайте! Это одиннадцать часов, кажется? — сказал я, когда мерный звук колокола загудел с отдаленной городской башни. Она вдруг остановилась, перестала смеяться и начала считать.

— Да, одиннадцать, — сказала она наконец робким, нерешительным голосом.

Я тотчас же раскаялся, что напугал ее, заставил считать часы, и проклял себя за припадок злости. Мне стало за нее грустно, и я не знал, как искупить свое прегрешение. Я начал ее утешать, выискивать причины его отсутствия, подводить разные доводы, доказательства. Никого нельзя было легче обмануть, как ее в эту минуту, да и всякий в эту минуту как-то радостно выслушивает хоть какое бы то ни было утешение и рад-рад, коли есть хоть тень оправдания.

— Да и смешное дело, — начал я, все более и более горячась и любуясь на необыкновенную ясность своих доказательств, — да и не мог он прийти; вы и меня обманули и завлекли, Настенька, так что я и времени счет потерял. Вы только подумайте: он едва мог получить письмо; положим, ему нельзя прийти, положим, он будет отвечать, так письмо придет не раньше как завтра. Я за ним завтра чем свет схожу и тотчас же дам знать. Предположите, наконец, тысячу вероятностей: ну, его не было дома, когда пришло письмо, и он, может быть, его и до сих пор не читал? Ведь все может случиться.

Мы часто ропщем: – За что мне такие несчастия?

Мысль семейная — мысль народная

Всякий, кто искренно захотел истины, тот уже страшно силен…

Великие произведения искусства — а роман «Подросток» безусловно одна из вершин отечественной и мировой литературы — имеют то неоспоримое свойство, что они, как утверждал автор «Подростка», Федор Михайлович Достоевский, — всегда современны и насущны. Правда, в условиях обычной повседневной жизни мы порою даже и не замечаем постоянного мощного воздействия литературы и искусства на наши умы и сердца. Но в те или иные времена эта истина вдруг становится для нас очевидной, не требующей уже никаких доказательств. Вспомним хотя бы, например, о том поистине всенародном, государственном и даже в полном смысле слова — всемирно-историческом звучании, которое обрели в годы Великой Отечественной стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Блока… Лермонтовское «Бородино» с его бессмертно-патриотическим: «Ребята! Не Москва ль за нами. » или гоголевский «Тарас Бульба» с его устремленным в будущее словом-пророчеством о бессмертии русского духа, о силе русского товарищества, которых не одолеть никакой вражьей силе, — действительно обрели мощь и значимость духовно-нравственного оружия нашего народа. Совершенно заново были осмыслены в ту эпоху многие произведения русской классической литературы и за рубежом. Так, например, в странах антигитлеровской коалиции в годы войны издание эпопеи Льва Толстого «Война и мир» выходило снабженным картами наполеоновского и гитлеровского нашествий, что «подсказывало аналогию между неудачей наполеоновского похода на Москву и предстоящим разгромом немецкой фашистской армии… Главное, что в романе Толстого… нашелся ключ к пониманию духовных качеств советских людей, защищающих свою родину»*.

Конечно, все эти примеры остросовременного, гражданского, патриотического звучания классики в условиях экстремальных. Но — ведь это все-таки факты. Реальные исторические факты.

И, однако, «Подросток», о котором пойдет речь, по своему общественному гражданскому заряду — очевидно — далеко не «Бородино», не «Тарас Бульба» и не «Война и мир» или «Что делать?» Чернышевского или, скажем, «Тихий Дон» Шолохова. Не так ли?

Перед нами обыкновенная, чуть не сказал — семейная, хотя скорее уж — бессемейная, с элементами детектива, но все же — достаточно обыденная история, и, кажется, не более того.

В самом деле: лет двадцать назад, двадцатипятилетний тогда Андрей Петрович Версилов, человек образованный, гордый, преисполненный великих идей и надежд, увлекся вдруг восемнадцатилетней Софьей Андреевной, женой своего дворового человека, пятидесятилетнего Макара Ивановича Долгорукого. Детей Версилова и Софьи Андреевны, Аркадия и Лизу, признал Долгорукий своими, дал им свою фамилию, а сам с сумой и посохом ушел странничать по Руси в поисках правды и смысла жизни. С тою же, по существу, целью отправляется скитаться по Европе Версилов. Пережив за двадцать лет скитаний немало политических и любовных страстей и увлечений, а заодно и промотав три наследства, Версилов возвращается в Петербург едва ли не нищим, но с видами обрести четвертое, выиграв процесс у князей Сокольских.

Приезжает из Москвы в Петербург и юный девятнадцатилетний Аркадий Макарович, у которого, за недолгую его жизнь, накопилось уже немало обид, мучительных вопросов, надежд. Приезжает — открывать отца: ведь он, по существу, впервые встретится с Андреем Петровичем Версиловым. Но не только надежда обрести наконец семью, отца влечет его в Петербург. В подкладке сюртука подростка зашито и кое-что материальное — некий документ, вернее, письмо неведомой ему молодой вдовы, генеральши Ахмаковой, дочери старого князя Сокольского. Подросток знает наверняка — и Версилов, и Ахмакова, и, может быть, еще кое-кто отдали бы многое, дабы заполучить это письмо. Так что Аркадий, собираясь наконец броситься в настоящую, как ему представляется, жизнь, в жизнь петербургского столичного общества, имеет виды проникнуть в него не бочком, мимо зазевавшегося швейцара, но прямо-таки властелином чужих судеб, находящихся в его руках, а точнее, пока — за подкладкой сюртука.

И вот, чуть не на протяжении всего романа нас интригует вопрос: а что же там все-таки в этом письме? Но ведь эта (далеко не единственная в «Подростке») интрига — скорее уж более детективного свойства, нежели нравственного, идейного. А это, согласитесь, совсем не тот интерес, который преследует нас, скажем, в том же «Тарасе Бульбе»: выдержит ли Остап нечеловеческие пытки? Уйдет ли старый Тарас от вражьей погони? Или в «Тихом Доне» — к кому в конце концов прибьется Григорий Мелехов, на каком берегу обретет правду? Да и в самом романе «Подросток» окажется в итоге, что ничего такого уж особенного, пожалуй, в письме и не обнаружится. И мы чувствуем, что главный интерес вовсе не в содержании письма, но совсем в другом: позволит ли подростку его совесть использовать письмо ради собственного самоутверждения? Разрешит ли он себе стать хотя бы на время властелином судеб нескольких людей? А он ведь уже заразился мыслью о собственной исключительности, в нем уже успели пробудить гордыню, желание попробовать самому, на вкус, на ощупь, все блага и соблазны этого мира. Правда — он еще и чист сердцем, даже наивен и непосредствен. Он не совершил еще ничего такого, чего бы устыдилась его совесть. У него еще душа подростка: она открыта еще добру и подвигу. Но — найдись такой авторитет, случись одно только, потрясающее душу впечатление — и он равно и притом по совести — готов будет пойти той или иной дорогой жизни. Или — хуже того — научится примирять добро и зло, правду и ложь, красоту и безобразие, подвиг и предательство, да еще и оправдывать себя по совести: не я-де один, все такие же, и ничего — здравствуют, а иные так и процветают.

Впечатления, соблазны, неожиданности новой, взрослой, петербургской жизни буквально захлестывают юного Аркадия Макаровича, так что он вряд ли даже готов вполне воспринимать ее уроки, улавливать за потоком обрушивающихся на него фактов, каждый из которых для него едва ли не открытие, — их внутренние связи. Мир то начинает обретать в сознании и чувствах подростка приятные и столь много обещающие ему формы, то вдруг, будто рухнув разом, вновь погружает Аркадия Макаровича в хаос, в беспорядок мыслей, восприятий, оценок.

Каков же этот мир в романе Достоевского?

Социально-исторический диагноз, который поставил Достоевский современному ему буржуазно-феодальному обществу, и притом, как всегда, — поставил пропорционально будущему, пытаясь, а во многом и сумев разгадать будущие итоги его нынешнего состояния, этот диагноз был нелицеприятен и даже жесток, но и исторически справедлив. «Я убаюкивать не мастер», — отвечал Достоевский на обвинения в том, что он слишком-де сгущает краски. Каковы же, по Достоевскому, основные симптомы болезни общества? «Во всем идея разложения, ибо все врозь… Даже дети врозь… Общество химически разлагается», — записывает он в тетрадь мысли к роману «Подросток». Рост убийств и самоубийств. Распадение семей. Господствуют случайные семейства. Не семьи, но какие-то брачные сожительства. «Отцы пьют, матери пьют… Какое поколение может родиться от пьяниц?»

Да, социальный диагноз общества в романе «Подросток» дается преимущественно через определение состояния русской семьи, а это состояние, по Достоевскому, таково: «…никогда семейство русское не было более расшатано, разложено… как теперь. Где вы найдете теперь такие «Детства и Отрочества», которые могли бы быть воссозданы в таком стройном и отчетливом изложении, в каком представил, например, нам свою эпоху и свое семейство граф Лев Толстой, или как в «Войне и мире» его же? Ныне этого нет… Современное русское семейство становится все более и более случайным семейством».

* Григорьев А. Л. Русская литература в зарубежном литературоведении. Л, 1977, с. 35.

Стихи Э.Асадова

Рождаясь, мы имеем преимущество
Пред тьмой страстей и всяческого зла.
Ведь мы в наш мир приходим без имущества,
Как говорят, «в чем мама родила»!

Живем, обарахляемся, хватаем
Шут знает что, бог ведает к чему!
Затем уходим в вековую тьму
И ничего с собой не забираем…

Ах вещи, вещи! — истуканы душ!
Ведь чем жадней мы их приобретаем,
Тем чаще что-то светлое теряем,
Да и мельчаем, кажется, к тому ж.

Порой глядишь — и вроде даже жутко:
Иной разбиться, кажется, готов
За модный гарнитур, транзистор, куртку,
За пару броских фирменных штанов!

Нет, никакой я в жизни не аскет!
Пусть будет вещь красивой и добротной,
Пусть будет модной, даже ультрамодной,
И не стареет даже двести лет!

И все же вещь, пусть славная-преславная,
Всего лишь вещь — и больше ничего!
И как же тот несчастен, для кого
Обарахляться в жизни — это главное!

Когда в ущерб душе и вопреки
Всему, что есть прекраснейшего в мире,
Тупеют люди в собственной квартире,
Лоснясь в довольстве, словно хомяки.

Хочу воскликнуть: — Не обидно ль вам
Смотреть на вещь, как бедуин на Мекку?.
Не человек принадлежит вещам,
А только вещи служат человеку!

Вы посмотрите: сколько же людей
Живет духовно ярко и красиво,
Пусть не без тряпок и не без вещей,
Но не от них им дышится счастливо!

Пусть вам искусства сердце беспокоят,
Молитесь хоть наукам, хоть стихам,
Но не молитесь никогда вещам,
Они, ей-богу, этого не стоят!

Она вошла, совсем седая,
Устало села у огня,
И вдруг спросила «Я не знаю,
За что ты мучаешь меня.

Ведь я же молода, красива,
И жить хочу, хочу любить
А ты меня смиряешь силой
И избиваешь до крови.

Велишь молчать? И я молчу,
Велишь мне жить, любовь гоня?
Я больше не могу, устала.
За что ты мучаешь меня?

Ведь ты же любишь, любишь, любишь,
Любовью сердце занозя,
Нельзя судить, любовь не судят.
Нельзя. Оставь свои «нельзя».

Отбрось своих запретов кучу,
Хоть сейчас, хоть в шутку согреши:
Себя бессонницей не мучай,
сходи с ума, стихи пиши.

Или в любви признайся, что ли,
А если чувство не в чести,
Ты отпусти меня на волю,
не убивай, а отпусти».

И женщина, почти рыдая,
седые пряди уроня, твердила:
«Я не знаю,
за что ты мучаешь меня».

Он онемел. В привычный сумрак
вдруг эта буря ворвалась.
Врасплох, и некогда подумать
«Простите, я не знаю Вас.

Не я надел на Вас оковы»
И вдруг спросил едва дыша:
«Как Вас зовут? Скажите, кто Вы?»
Она в ответ: «Твоя Душа».

Не стоните, пред собою, не лукавьте —
Были в белой, нынче — в черной полосе.
Ах, оставьте ваши жалобы, оставьте,
Неужели вы несчастнее, чем все?

Если мучит вас сердечное раненье,
Если страсть лишает разума и сил,
Проведите молчаливое сравненье
С тем несчастным, кто вовеки не любил.

Если жизнь полна печальных происшествий
К месту вспомните, что горе — не беда,
Вас судьба лишь гладит против шерсти,
А с других сдирает шкуру иногда.

Говорите, мир неправедным остался?
Но на свой удел ссылаетесь вы зря.
Вам кусок не самый лакомый достался —
Для кого-то не нашлось и сухаря.

…Так оставьте ваши жалобы, оставьте:
Черный меч еще над вами не висел.
Вы с другими свои беды сопоставьте,
И окажетесь удачливей, чем все…

— Ты меня не любишь! — молвила жена.
Муж в ответ присвистнул: — Вот тебе и на.
Если твой характер столько лет терплю…
Можешь быть спокойна, дьявольски люблю.

Чем умный от глупого отличается?
Различие их за версту видать:
Умный учиться всю жизнь старается,
Глупый же вечно всех поучать.

В любых дела, при максимуме сложностей,
Подход к проблеме все-таки один:
Желание — это множество возможностей,
А не желание — это множество причин…

Плохой ли, хорошей рождается птица,
Ей всё равно суждено летать.
С человеком так же не случится,
Человеком мало родится,
Им ещё надо стать.

Чтить женщину есть множество причин:
Когда умом, да и силенкой тоже
Она сегодня часто стоить может
И двух, и трех, и пятерых мужчин!

Когда жизнь за горло возьмет,
В поступках люди расходятся:
Сильный в несчастье борется,
Слабый в несчастье пьет.

Книга учит и книга воспитывает
Только тех, кто читает и впитывает.
А у тех, кто по строчкам несется,
Лишь одна пустота остается.

Как бы в жизни порой не пришлось сердиться —
Но разрывом в любви никогда не грозите,
Знайте твёрдо: дразнить судьбу не годится
Вдруг разрыв тот и вправду у Вас случится
И Вы сами угроз своих не простите!

Э. Асадов.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Скорби: для чего они посылаются человеку

После грехопадения первых людей, Адама и Евы, жизнь человеческая заполнилась трудом, болезнями и страданиями. Скорби и страдания могут поражать и тело, и душу, и дух человека. Тело они поражают болезнями, голодом, холодом, непосильным трудом и скудостью во всем необходимом. Душу они поражают печалью, сердечной тоской, страданием от заключения, от разлуки и т. п. Наконец, дух может страдать от мучений совести, состраданием горю близких, печалью за их грехи и т. д.

Есть много причин, по которым нам посылаются скорби и страдания. Одной из основных является наша греховность. В этом случае страдания посылаются нам как средство, противодействующее тому вреду, который приносится душе нашей грехом и наличием в ней страстей и пристрастий. Страдание (например, в форме болезни) часто приостанавливает действие греха: «Страдающий плотию перестает грешить», — пишет ап. Петр (1 Пет. 4, 1). Страдание за грех есть голос Божий, вразумление грешащему человеку: это удар по руке, творящей беззаконие.

О необходимости христианину страданий и скорбей говорили и Господь: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16, 33), — и апостолы, и все святые отцы: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие», — говорил ап. Павел (Деян. 14, 22). «Нет скорбей — нет и спасения», — говорил прп. Серафим Саровский. А прп. Симеон Новый Богослов учит: «Как одежду, измаранную грязью и всю оскверненную какой-либо нечистотой, невозможно очистить, если не мыть в воде и не стирать ее долго, так и ризу душевную, оскверненную тиною и гноем греховных страстей, иначе отмыть нельзя, как только многими слезами и перенесением искушений и скорбей».

По словам св. Иоанна Златоустого, для христианина имеется три степени для спасения: а) не грешить; б) согрешивши, каяться; в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби. А кто же может сказать, что он кается достаточно усердно? Отсюда путь избавления от страданий за свои грехи есть покаяние. Сила покаяния должна быть соразмерна степени греха.

Читайте также:  Крещенская вода

Старец Варсонофий Оптинский говорил: «Непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия промышления о человеке». Вот почему страдания и несчастья люди духовные называют «посещением Божиим».

Не грех ли наш лежит в основе страданий? И если бы он был устранен искренним покаянием, то устранилось бы и страдание. Когда к Иисусу Христу принесли расслабленного больного (парализованного), то Он прежде всего простил ему грехи, и потом уже, как следствие прощения, даровал и исцеление (Мф. 9, 2-8). «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14).

В другом случае страдания посылаются не за грех, а чтобы предохранить от греха или направить человека от легкой и рассеянной жизни на жизнь сосредоточенную и жизнь в Боге. В таких случаях посылаются длительная болезнь, ссылка, заточение и т. п. Это совершенно изменяет жизнь, дает человеку возможность задуматься о ней.

Про третью причину посылаемых людям страданий так говорит прп. Макарий Великий: «Бог знает немощь человеческую, что человек скоро превозносится; поэтому останавливает его и попускает ему быть в непрестанном упражнении и волнении… Бог, зная твою немощь, по смотрению Своему посылает тебе скорби, чтобы стал ты смиренным и ревностнее взыскал Бога».

О том же пишет епископ Вениамин (Милов): «Скорби глубоко смиряют человеческую гордыню и выбивают у человека опоры себялюбия и надмения. Много пострадавший перестает грешить. Он чувствует свое ничтожество и невольно ищет утверждения своего в силе Божией и раскрывает молитвою себя для принятия благодати от Бога. Скорбь переплавляет человеческое настроение из греховного, самозамкнутого в святое и открытое к Богу и возвращает всякого грешного блудного сына в Отчий Божий дом».

В четвертом случае христиане испытываются в вере и праведности. Адам после создания был первое время безгрешен и, как чистый сердцем, видел Бога и беседовал с Ним. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Но мы знаем, что он не был тверд в добродетели и впал в грех. Дети также первое время бывают чисты сердцем, но затем все бывают подвержены греху. Поэтому одна чистота сердца, без испытания ее прочности, не имеет полной ценности. Вот почему в мире допущены Богом соблазны. Господь и говорит: «Ибо надобно придти соблазнам» (Мф. 18, 7). Ап. Петр пишет: «О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота» (1 Пет.,6-7). Прп. Антоний Великий говорит: «Никто без искушений не может войти в Царство Небесное; не будь искушений, никто бы и не спасся». Св. Иоанн Кронштадтский пишет: «Многоразличные греховные привязанности сердца нашего Господь испытывает различным образом: иного (скупого) испытывает потерею денег или какой-либо части из собственности, попускает ворам обкрадывать; иного – пожаром; иного – напрасными издержками по неудавшимся делам; иного – болезнями и издержками на врачей; иного – потерею близких; иного – безчестием. Всех испытывает всячески, да откроются в каждом его слабые, болезненные стороны сердца и научится каждый исправлять себя. Весьма у многих душу проходит оружие, чтобы открылись помышления их сердец. Потому какой бы ни случился убыток из твоего имения, верь, что на то есть воля Господня и говори: Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно (Иов.1,21). Если обогатить нищих, то многие из них забудут Бога и благодетелей своих, погубят души свои в роскоши мира сего. Так пагубно богатство и так ослепляет оно очи сердечные. Оно делает грубым и неблагодарным сердце».

Пятой причиной страданий может явиться невыполнение человеком Божьего призыва, уклонение от того пути или поручения, которые предназначены человеку от Бога. Это страдание пророка Ионы во чреве кита. Кончаются эти страдания тогда, когда христианин поймет, что требует от него Господь и в чем состоит его уклонение от предназначенного ему пути. Такие скорби часто посылаются избранникам Божиим, когда они вступают на путь, не предназначенный для них Богом. Посылаются они им и тогда, когда у них появляется пристрастие и увлечение чем-либо земным или наблюдается ослабление в них огня ревности, угасание любви к Богу, отход от начатого служения. Все эти страдания кончаются, когда христианин оставляет пристрастие, возвращается на прежний путь служения или снова возгорается огнем духовной ревности. Как говорил прп. Амвросий Оптинский: «Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны».

Не нужно думать, что страдания — это только удел грешных, нетвердых в добре и отступающих от воли Господней. Старец о. Алексий Зосимовский так говорил об этом: «Кто тебе сказал, что Бог наказывает кого-либо за грехи, как принято у нас часто говорить при виде ближнего, впавшего в какую-либо беду или болезнь? Нет, пути Господни неисповедимы. Нам грешным не дано знать, почему Всесильный Господь допускает на свете часто уму человеческому непостижимые как бы несправедливости. Господь все видит, все допускает, а вот почему Он допускает, нам грешным знать и неполезно». По словам старца Варсонофия Оптинского, праведность вообще неразрывна со скорбями. Он говорит, что «если плохо живешь, то тебя никто и не трогает, а если начинаешь жить хорошо — сразу скорби, искушения, оскорбления».

В Евангелии от Иоанна повествуется о том, как Иисус Христос, идя по дороге с учениками, встречает человека, слепого от рождения. «Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 1-3).

Если мы посмотрим на жизнь святых, то увидим, что все они были проверены в огне испытаний и искушений — в этом сила их духа и красота подвига. За победу они и были увенчаны от Господа. Так был испытан страданиями ветхозаветный Иов для последующего награждения его за стойкость в перенесении испытаний. Патриарх Авраам был испытан тем, что ему было повелено принести в жертву своего единственного сына. Иосиф был возвеличен, но лишь после того, как потерпел длительное рабство в Египте, оклеветание и тюремное заключение. Царь Давид, хотя и был помазан, но до воцарения он перенес много обид, гонений, трудов и опасностей. Та же цель была и в испытаниях прп. Антония Великого, когда он был мучим бесами. Вспомним ответ Господа на вопрос Антония: «Почему Ты не приходил ранее, чтобы избавить меня от страданий?» — «Антоний, Я был все время здесь, но ждал, желая видеть твое мужество». Преподобные отцы получали великие дары чудотворений, но лишь после того как они великими подвигами и глубочайшим смирением доказывали свою веру и любовь к Богу.

Итак, испытаний не может миновать ни один христианин. И когда он впадает в искушения, пусть не удивляется им, не уклоняется от них, а благодарит за них Господа как за благо и за внимание к нему. Как говорил один праведник: «Когда Господь делает избрание души и предназначает ее для больших дел, Он отмечает ее Своей печатью: эта Господня печать — крест».

Для особо избранных имеет место и особый случай посылаемых от Бога страданий — это страдания ради Христа и за веру во Христа. «Если Меня гнали, будут гнать и вас», — говорил Господь Своим ученикам (Ин. 15, 20). «Он [Христос] положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев», — пишет ап. Иоанн (1 Ин. 3, 16). А прп. Макарий Великий говорит: «Где Дух Святой, там, как тень, следуют гонения и брань… Истине необходимо быть гонимою». Вспомним, что заповеди блаженства завершаются словами Господа: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5, 10-12). Это — страдание исповедников и мучеников и всех тех, кто терпит в мире бедствия ради исповедания и исполнения заповедей и повелений Христа. Господь подчеркивает исключительность награды за подобные страдания. «Радуйтесь и веселитесь, — говорит Он таким страдальцам, — ибо велика ваша награда на небесах».

Не должен разум христианина смущаться и при виде страданий невинных детей. Здесь также неизменно присутствуют Божия премудрость, благость и целесообразность. Чаще всего Господь хочет через страдания невинных детей вразумить их родителей или близких, отвратить этих последних от пути греха и наставить на путь покаяния.

Прп. Антоний Великий пишет: «Как неуместно не благодарить врачей за оздоровление тела и тогда, когда они дают нам врачевства горькие и неприятные, так неуместно и оставаться неблагодарными к Богу за то, что кажется нам нерадостным, — не разумея, что все бывает по Его промышлению и на пользу нам».

«За всякую неприятность благодари Бога, помня, что она послана ради твоей пользы». «Между тем сильнее восставляйте веру, что все от Господа. Не беда только крупная, но и всякая встреча – от Него. Он единое имеет в намерении – спасение наше. Принимайте же все, как живительное врачевство, хоть и горькое, но полезное» (свт. Феофан Затворник).

Когда не хватает силы терпеть, св. отцы рекомендуют нам различные способы для приобретения терпения в страданиях. Например, можно вспомнить самые трудные и тяжкие минуты своей жизни и сравнить с ними тяжесть, которую переносишь. Также можно приводить себе на ум те сильные страдания и несчастья, которые терпят другие люди (например, в темницах, на одре неизлечимой и тяжкой болезни, при умирании от голода и т. д.), и тогда свои личные страдания могут показаться незначительными. Как говорит прп. Исаак Сириянин: «Содержи всегда в уме тягчайшие скорби скорбящих и озлобленных, чтобы самому тебе воздавать должное благодарение за малые и ничтожные скорби, бывающие у тебя, и быть в состоянии переносить их с радостью».

Вместе с тем, христианин должен помнить о том, что как радости, так и скорби в мире часто бывают кратковременными, и одна сменяет другую. Об этом так пишет митрополит Московский Филарет: «Почему вы думаете, что далеко радость? Она близко: позади скорби, как в Песне песней — «Жених за стеною близ невесты», «Вечер водворится плач, а заутро радость».

«Всегда и во всем есть некоторое сцепление обстоятельств, но цель этого сцепления нам неизвестна… Замечайте события вашей жизни. Во всем есть глубокий смысл. Сейчас они вам непонятны, а впоследствии многое откроется… Вся наша жизнь чудно располагается по некоему таинственному плану, которого мы не замечаем и не понимаем. Я даже думаю, что мы оттого так нерадиво живем и грешно, что не понимаем внутреннего смысла событий в нашей жизни […] Случайного ничего нет в нашей жизни. Даже то, что кажется нам пустяками, имеет свой смысл…» (Св. Варсонофий Оптинский).

«Помни того патриарха, который, оставив престол, трудился незнаемый в числе рабочих. И когда, изнемогая под тяжестью труда, однажды усомнился, будет ли ему за это награда, увидал возле себя идущего прекрасного юношу. Когда патриарх его спросил, зачем он тут, юноша ответил: «Я считаю все твои шаги на работе и каждый твой вздох» (Из писем св. Анатолия Оптинского).

Будем всегда помнить, что Господь не оставляет нас никогда. И он с нами в самые скорбные, безотрадные минуты. От нас же остается только сделать шаг навстречу Ему и просить о милости, помощи и укреплении. Будем помнить слова из псалма: «Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби… Избавлю его… И явлю ему спасение Мое» (Пс. 90, 15-16).

Истории и притчи

Один человек после крушения корабля очутился на необитаемом острове. Соорудив из оставшихся материалов жилище, он каждый день молил Бога, чтобы Он послал ему шанс вернуться домой. Но вот однажды «Робинзон», вернувшись к своему временному жилищу, обнаружил, что оно полностью охвачено огнем. Осознав, что последнее, что у него оставалось, потеряно, бедняга в отчаянии обратился к Господу со словами укора. Проходит некоторое время, и за ним являются спасатели и говорят, что нашли его благодаря сигнальному костру. И тогда понял тот человек, что через малую потерю Всевышний послал ему спасение.

Был некий каменщик Евлогий, который все заработанные деньги каждый день употреблял на помощь нищим и странникам. Один из благочестивых старцев, увидев это, подумал: «Если, не имея у себя ничего, Евлогий питает нищих и странников, то сколько бы добра он сделал, если бы был богат!». После такого размышления старец обратился к Богу с молитвой о Евлогии и испросил у Бога ему богатство: Евлогий нашел в горе множество золота. Тогда, бросив работу, Евлогий сделался вельможей и стал скуп и горд. Он мог бы и погибнуть, но по молитвам увидевшего свою ошибку старца Господь лишил Евлогия богатства; он вынужден был вернуться к прежнему занятию и стал снова щедр и милостив ко всем бедным.

Идет бедный человек в знойный летний день скалистой дорогой и ропщет на Бога: «Отчего я уродился таким несчастным бедняком, что не имею на что даже купить себе сапоги, и вот совсем искалечил себе ноги?» После долгого пути прибыл он, наконец, в город и увидел здесь безногого калеку, которого возили для собирания подаяния на особом маленьком возке. Бедняк сильно призадумался: «Разве лучше этому калеке, чем мне? – сказал он сам себе, – он без посторонней помощи не может даже с места сдвинуться, а я на своих собственных ногах прошел такое большое расстояние. » И тотчас поспешил он в церковь, упал здесь на колени и с сокрушением каялся в том, что возроптал было на Бога, так как, и будучи босым, он все же мог назваться вполне счастливым человеком в сравнении с безногим калекой. С тех пор бедняк никогда уже более не роптал на Бога и на свою горькую долю.

Одно время жила на свете женщина. Усталая, изнуренная, изнемогающая под тяжестью своего креста [жизненных испытаний], она молилась о том, чтобы дали ей какой-нибудь другой крест, в уверенности, что всякий другой окажется легче. Она заснула, и очутилась среди множества крестов различной величины и вида, лежащих на земле. Один из них приглянулся ей – он был небольшой, украшенный драгоценными камнями, в золотой оправе. «Вот, – подумала она, – этот крест я могла бы нести без труда». Однако, как только она его подняла, он стал давить ее своей тяжестью: золото и каменья были прекрасны, но тяжесть их была ей не по силам. Рядом лежал другой крест, обвитый цветами. «Вот этот, без сомнения, создан для меня!» – воскликнула она и поспешно взяла его в руки. Но под чудными цветами оказались шипы, которые, вонзаясь в ее тело, причиняли боль. Наконец, нашелся крест простой, ничем не украшенный, не отличающийся не изяществом формы, ни богатой оправой, на котором лишь было начертано слово любви. Подняв, она понесла его и убедилась, что он самый легкий из всех, испробованных ею. И что же – в нем она узнала свой прежний крест, которым так тяготилась. Господу известно, какой именно крест нам нужен и какой мы способны понести. Он измеряет его по нашим силам.

Человек висит на мачте тонущего корабля, который медленно уходит под воду. Вдруг плывет откуда-то лодка. Ему говорят: «Иди к нам, у нас есть место». А он отвечает: «Меня Бог спасет». Спустя некоторое время плывут мимо люди на плоту. И они говорят человеку: «Скорей плыви к нам, спасайся». Но тонущий снова говорит: «А меня Бог спасет». Наконец, бревно плывет. Он мог спастись, уцепившись за него, но нет, он упрямо твердит: «Меня Бог спасет». И утонул. После смерти человек говорит Господу на том свете, возмущаясь: «Господи, я так верил Тебе, а Ты меня не спас!». Господь ответил: «Я три раза протягивал тебе руку помощи, но ты отверг ее…».

Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. Том I.

Ссылка на основную публикацию