Можно ли православным есть конину, и почему нельзя

Можно ли христианам есть свинину

Когда Христос исцелил Гадаринского бесноватого, то бесов, которые в нем жили, переселил в стадо свиней до 2000 голов. Стадо бросилось в озеро, и утонуло. Народ селения вышел посмотреть на это чудо, и ужаснулся. Бесноватый, разрывающий железные цепи, сидел тихо у ног Иисуса.

Икона неизвестного автора «Исцеление Гадаринского бесноватого» с изображением гибели свиного стада

Несмотря на явное чудо, жители не приняли Мессию, поскольку Он сделал урон торговому бизнесу. Свиней жители продавали, и деньги оказались превыше Закона.

Для евреев существует запрет свинины, но христианам есть свинину можно, отвечает священник

Свинья для евреев — животное нечистое, и употреблять в пищу ее для правоверного еврея — грех. Запрет свинины действует и у мусульман. Можно ли христианам есть свинину?

На этот вопрос ответ священника будет однозначен:

«Принимать в пищу можно мясо любых животных».

Христианам вкушать свинину можно. Это не противоречит Евангелию.

На видео далее православный священник Павел Крысанов подробно разъясняет, что христианин может есть свинину.

До появления секты Адвентистов седьмого дня, свинина в христианстве серьезного отношения к себе не вызывала. Аргументы этой статьи по поводу употребления свиного мяса касаются неверного трактования Святого Письма.

Смотрите также статью Вера армян

По Ветхому Завету нельзя есть некоторых животных, в том числе и конину

Прочтите Ветхий Завет, и Вы увидите, что запрещенных в пищу животных много. Это не только свиньи, — но и верблюды, лошади, носороги, тапиры, зайцы, кролики, тушканчики.

Можно кушать только

«всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жуёт жвачку».

Нельзя есть и морепродукты (крабы, раки, креветки, моллюски и пр.). Из птиц и рыб — не имеющих перьев и чешуи.

Нельзя вкушать также птиц: орла, грифа, коршуна и сокола, всякого ворона, страуса, сову, чайку и ястреба, филина, рыболова и ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цаплю, зуя, удода и нетопыря. Всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырёх ногах.

Все признаки, какое мясо нельзя есть ветхозаветным людям, определены в текстах Левит 11,3-47, Второзаконие 14,3-20. В них указаны признаки чистых и нечистых животных, под которые попадают все живущие на земле твари.

Почему вопрос сосредоточен на свином мясе? В Библии написано, что нельзя есть конину, из которой сделана Московская колбаса. Продается мясо страусов, нутрий и других запрещенных животных.

В Евангелии Господь снял запрет свинины, и разрешил есть мясо любых животных

Строгость Ветхого Завета по отношению к пище и другим условностям определена склонностью к соблазнам ветхозаветного человека, и постоянным увлечением язычеством. Ограничения имели воспитательный характер, чтобы Народ Божий не уклонялся от Единого Бога.

Эта изоляция от язычества достигла результатов, и в среде этого народа родился Спаситель. Он объявил не только пищу чистой, но и всех людей приравнял к евреям.

Он постоянно раздражал иудеев пренебрежением субботнего дня. Непонимание этих истин явилось одной из причин казни Христа и его последователей.

Христос тщетно пытался донести еврейскому народу, что всякая нечистота лежит в сердце и помыслах, а не в несоблюдении обрядов и пище. Эту мысль неоднократно повторяли апостолы.

«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть».

Иисус говорил, что Он не пришел нарушить закон, а исполнить

Этот тезис Христа — основной аргумент сторонников запретов, установленных в Ветхом Завете.

Однако отношение Спасителя к субботе, которая для иудеев выше обрезания, — заставляет задуматься, и раскрывает другое значение этих слов. Он указывает, что

«суббота для человека, а не человек для субботы».

Чтобы это разъяснить, Христос нарушал самое ценное в глазах иудеев — это субботу, чем вызывал ярость и гнев законников.

Можно объяснить противоречие о исполнении закона жертвой Иисуса Христа

Весь Закон и пророки говорили о грядущем Мессии. Когда Иисус крестной жертвой поставил точку в завершении этого Закона, тогда он исполнился полностью. Другими словами, Он исполнил Закон Самим Собой.

Апостолы также указывали на бессмысленность исполнения ветхозаветных постановлений.

«…мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас,

смутили вас своими речами и поколебали ваши души,

говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон,

чего мы им не поручали».

В Новом Завете вопрос «какое мясо нельзя есть» потерял смысл

Прямым свидетельством отмены установленных гастрономических ограничений явилось видение апостолу Петру.

«Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.

И почувствовал он голод, и хотел есть.

Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд,

как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные,

звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.

Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.

Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо».

Заколи и ешь — прямое указание Бога апостолу Петру касательно любого животного.

Апостол Петр задумался об этом видении до времени. Впоследствии, Петр объявил на апостольском соборе, что можно есть все.

Первый собор апостолов постановил — христиане из язычников не под Законом

Апостол Петр, выступая с речью перед собором апостолов, убеждал их не налагать на язычников, принявших христианство, бремени Закона.

«Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?

Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников».

В результате апостолы постановили:

«Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более,

кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови,

и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите.

Соблюдая сие, хорошо сделаете.

Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении».

Доводом сторонников исполнять первобытный Закон, вопреки постановлению апостолов, являются слова:

«Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу».

По ошибочному объяснению, если язычники слушают постановления Закона, — значит должны его исполнять. Но слушать — это не значит исполнять, что и постановили Апостолы.

Христианин должен не заботиться о пище, а о чистой совести и любви

Апостолы неоднократно повторяют, что любовь к ближнему — превыше всякого постановления Закона. Если пища соблазняет ближнего, то ешьте все.

Это следует из текстов Нового Завета:

«Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.

Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест,

не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его».

«Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы,

как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся»,

«не вкушай», «не дотрагивайся» [что все истлевает от употребления],

по заповедям и учению человеческому?»

«Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования,

для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее.

Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все,

предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести».

«Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».

«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть».

«через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,

запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил,

дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.

Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно,

если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою».

Если слово Божие говорит: ничто не предосудительно, то не верно говорить, что свинину православным есть нельзя.

Если перед едой молиться, тогда Бог освещает эту пищу, и в ней нет ничего предосудительного.

Апостолы ясно указывают, что христианам нельзя «есть» друг друга, а есть мясо можно любое. Ветхозаветными догматами губится любовь, которую заповедал Христос.

«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец:

ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога,

Сторонники ветхозаветных запретов, игнорируя прямые Божественные постановления, насилуют ближних, заставляя исполнять правила по Библии. Они выдергивают из текстов цитаты, чтобы оправдать свою «истину».

Христос говорил, что пища не оскверняет человека

Христос объявил всю пищу чистой

«Он сказал им: неужели и вы так непонятливы?

Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?

Потому что не в сердце его входит, а в чрево,

и выходит вон, чем очищается всякая пища».

Этими словами Спаситель подчеркивает, что любая пища позволительна, и ничто не осквернит человека, если он свят.

Ни свинина, ни идоложертвенная еда. Беречь чистоту совести, любить ближнего как самого себя — венец исполнения Закона.

«Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона».

Никого не обижать, не раздражать, не портить другому настроение – так рекомендуют святые люди.

Многие христиане, соблюдая букву Закона, не придерживаются этих советов. Они принуждают ближних исполнять Закон, забывая про любовь.

«Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов».

Можно ли православным читать и слушать мантры?

Сегодня любой современный человек перенасыщен различной информацией – как полезной, так и ничего хорошего для него не несущей, и даже наносящей вред. Отовсюду звучат призывы улучшить качество жизни, заняться самопознанием и личностным ростом, обрести счастье и спокойствие, улучшить здоровье. Но если исследовать корни большинства подобных призывов, то «тянутся» они из учений неоиндуисткого толка, которые советуют приобщиться к медитации – читать и слушать мантры. При этом акцент делается на то, что такие практики не имеют никакого отношения к философии или религии. Но читать и слушать мантры, значит, медитировать, то есть, практиковать духовность Востока. Безопасна ли такая медитация для православной души?

Восточная медитация в свете Православия

Выбирая духовную практику Востока, читая и слушая мантры, верующий осознанно и добровольно (или не понимая) совершает важный мировоззренческий выбор, который волей-неволей:

  • меняет уклад его привычной жизни;
  • отрицательно влияет на поставленные ранее цели и задачи;
  • определяет учесть его бессмертной души в вечности.

Уверения тех, кто пропагандирует чтение и слушание таких «песен» и уверяет, что мантры не оказывают существенного влияния на судьбу, изначально ложные. Легкомысленный подход к этой духовной практике уже привел к тому, что она частично используется в психологии и педагогике, влияя на неокрепшее детское мировоззрение.

Не так давно в мире появилось направление под названием «интегративная медицина». Ее цель – объединение европейской медицины с восточными практиками. И в качестве одного из вида психотерапии активно используется медитация – больным предлагается читать или слушать мантры. Такие манипуляции даже имеют красивое название – молитвотерапия. Здесь смешалось все – медицина, медитация и молитва. Сделано это для того, чтобы осовременить языческое миросозерцание, сделав его привлекательным и даже одухотворить православием.

Любой священник, услышав о том, что христианин занимается медитацией, скажет, что такая духовная практика считается оккультной (от слова «культ» – поклонение лжебогу). Она как бульдозер сравнивает под один уровень такие понятия, как Творец и тварь, Создатель и творение, отрицая то, что человеческая природа от рождения греховна и нуждается в Боге. Медитация предполагает изучение духовного мира. Но человек не должен исследовать эту сторону бытия, ему достаточно просто готовиться к ней, проживая земную жизнь в послушании Господу.

Что говорили о медитации святые?

Среди святых послушников о медитации высказывались:

  1. Святитель Феофан Затворник. Он говорил, что желание медитировать часто возникает у несведущих в этой теме людей из добрых побуждений. Они, не понимая сути медитации, неосознанно пытались овладеть той частью бытия, которая может быть дарована только Богом. Такие люди все таинственное готовы причислить к религиозному или духовному. Они не понимают, что слушание и чтение мантры формируют языческое мышление и уменьшают веру.
  2. Православный подвижник Макарий Египетский. Он сравнивал медитацию с оккультными науками, которые могут вывести человека за пределы его сознания.

Ни один православный священник не выскажется о медитации положительно.

Опасно и недопустимо стремиться к переживанию особых духовных состояний. Христианский духовный опыт противится этому. Познавать Бога и Его мир можно только посредством молитвы, которая предполагает общение с Творцом. Только Всевышний решает, насколько «глубоко» человек может «погрузиться» в Него.

Восточная духовная практика никогда не существовала без опоры на определенное религиозное мировоззрение. И если бессмысленно следовать тому, что диктует мода, можно совершить кучу ошибок в религиозной области. А это, по мнению французского философа Габриэля Марселя, обязательно приведет к гибели души.

Читайте также:  Иулиания Лазаревская и Муромская

Можно ли православным читать и слушать мантры

Вопрос: Можно ли христианам повторять Харе Кришна?

Ответ: Маха-мантра или трансцендентная духовная вибрация мантры Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе — это способ соединить наше сознание с сознанием Бога.

Существует только один верховный Бог — сверхличность или супер-душа. Однако эта личность не только обладает, как и наше сознание, духовной природой, но и является вместилищем бесконечного спектра различных качеств. Именно благодаря тому, что Бог бесконечно разнообразен, разные люди видят Его и пытаются осознать по-разному. Также из-за того, что люди находятся на разном духовном уровне, Бог создает огромное количество духовных путей и посылает своих избранных приближенных, чтобы те основали эти пути в человеческом обществе и с помощью их помогли разным людям прийти к Нему.

Однако пребывая в невежестве, люди видят между собой разницу, которая существует только как измененное проявление материальных следствий, но по своей сути исходит из единой всеобъемлющей причины — Бога. Такие люди думают что их вера или религия лучше и правильнее, чем вера других. Иногда такие люди спорят и пытаются отстоять свои аргументы в защиту этого мнения. Но они не могут осознать, что подобного рода различия возникают только на материальной платформе и не имеют никакой реальной основы. Такие споры подобны спору трех людей, один из которых (слепой) доказывает что яблоко гладкое, потому что не видит его, другой, же, кто его видит, доказывает, что оно зеленое, а третий, который не может видеть и пощупать его, пробуя его на вкус доказывает им всем, что яблоко сладкое. Из-за своей ограниченности, они не могут понять, что правы все вместе, но каждый по -своему.

Мантра Харе Кришна — является универсальным средством быстрой связи с Богом. Повторение мантры работает лучше чем традиционная Христианская молитва, потому что, как только на языке чистого сердцем человека начинает танцевать святое имя Кришны, сам Кришна, который не отличен от своего звукового воплощения в звуке, проявляет себя в уме и сердце этого человека. Это оказывает очень благоприятное воздействие на человека, независимо от его религиозной, половой, каствой и возрастной категории. Поэтому повторять Харе Кришна маха-мантру можно и нужно всем без исключения.

В Христианстве есть схожая практика повторения Иисусовой молитвы. Это завуалированная мантра, состоящая из святых имен, и она также оказывает сильно воздействие. Если духовные христианские наставники в силу своего ограниченного сознания могут не приветствать повторения мантры Харе Кришна у своих прихожан, они не будут против практики повторения Иисусовой молитвы, поэтому в крайних случаях христианин и православный верующий может практиковать эту молитву для достижения высоких духовных результатов. О важности повторения Иисусовой молитвы можно почитать в трудах преподобного Серафима Саровского.

Посмотрите также:

Сегодня мы узнаем когда лучше всего повторять маха мантру.

Как описывают священные писания, повторение Святого имени Господа, смывает с человека столько грехов, сколько он даже не способен совершить физически. Какие же грехи смывает с человека Святое имя Господа.

Сегодня в рубрике 3 истории я решил привести всего лишь одну историю. Но она стоит трех. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Шрилой Индрадьюмной Свами, надеясь когда-нибудь обрести хоть каплю.

То как санскрит и русский язык взаимопроникают друг в друга мы разберем еще в одной статье, а здесь же я предлагаю всем просто открыть карту нашей страны и увидеть живое.

Киртан Джахнави д.д. в зале под аккомпанемент барабанов, перкуссии, бас-гитары и других инструментов. Все присутствующие становятся участниками киртана, входя к концу в состояние транса.

Опубликовал: Крышень. Время публикации: 01.10.2012 в 23:27 в рубрике Вопросы и ответы, а также в темах: Харе Кришна, Христианство Вы можете комментировать эту запись.

Запреты церкви. Можно ли гадать, слушать мантры, делать обряды?

Который раз сталкиваюсь с внутренним противоречием. С одной стороны, я человек глубоко верующий. При этом сам институт церкви мне претит. Считаю, что он коррумпирован и несостоятелен. И вообще уже давно подорвал свой авторитет. Но все же жить я стараюсь по христианским постулатам.

С другой стороны, верю в сглаз, порчу и колдовство. Одним словом в магию. Ведь недаром наши предки знали заговоры и специальные слова, с помощью которых добивались хороших урожаев, счастья в жизни, удачного замужества. И даже лечили заговорами!

Но мне все время кажется, что вера и магия — это взаимоисключающие вещи! И что если я нарушаю запреты церкви, то грешу. Ведь можно ли верующим гадать, слушать мантры, делать обряды? Любой священник ответит, что нет! Посоветует отречься от этого и очиститься.

Но как же быть? Получается, что можно использовать что-то одно? То есть прибегать к помощи либо веры, либо магии? Но как же наши бабушки использовали и то, и другое… Я совсем растерялась и запуталась! Помогите!

Автор темы: Вика (Кемерово)

Ещё по теме:

Друзья! Очень просим поддержать нашего друга-мотогонщика Антона Еремина @ereminvalit, который принимает участие в Зимнем Экстрим Марафоне и снял ролик для этапа «Легенда Снежного Города»:

Всем проголосовавшим +100500 к карме. И это не шутка.

Отзывы и комментарии

  • ✓ Будут приходить только новые ответы
  • ✓ Email нигде не размещается
  • ✓ Отписаться можно в каждом письме

​Знаете, на причастии батюшка меня предупреждал, что все гадания, сглазы – это от дьявола, и что верующему гадать не к лицу. Да и зачем оно вам? Церковь не отрицает присутствие магии в нашей жизни.

Просто и магия эта бывает разная. Взять ту же Матрону. Она долгое время считалась под запретом ( в определенные годы ее жизни) из-за того, что пользовалось магической силой. Но в итоге. Сила направлена на благо других людей и Матрона причислена к святым. Матрона жила при церкви и оказывала свои “магические” услуги там же.

Это насколько я в курсе. Стоит отметить так же, что многие церковные обряды и праздники пришли к нам из язычества. Не были искоренены целиком. Магия из той же оперы.

​Согласна с вами Поля! Да, церковь признает присутствие магии в нашей жизни, но запрещает ее пользоваться. А запрещает от того, что многие люди с помощью этой магии занимаются не очень хорошими делами. Что тем самым могут нанести вред как себе, так и другим!

Но вы правильно заметили, что даже в церкви есть исключение. Ведь даже есть Батюшки, которые так же наделены сверхестественной силой и лечат люлей, как духовно, так и физически!

Вот лично я не против магии, хоть и человек я верующий! Даже сама увлекаюсь хиромантией и эзотерикой!

​Бог не любит когда мы узнаем свое будущее. и если вы гадаете, то вы занидаете вибрации, и твоя душа спустилась на землю, чтобы совершать чудеса, а не знать что будет завтра.

Либо человек который гадает, и он сильнее, он тебя программирует на то что он нагадал. у проф гадалок есть якоря и крбчки, и человек сразу на подсознание получает результат гадания и не может избавиться от кодирования. Поэтому нельзя гадать.

карты таро — это эгрегор. гадальные карты — это свой эгрегор. и у каждого есть своя сущность, которой нужно кушать. Взамен, люди которые гадают, тратят огромное количество энергии на кормление энергии. И гадлающий, и тот кто гадает, отдают энергию в эгрегор. а так как эгрегор древний, то отдача сильные.

Вообще карты — это атрибут, чтобы прикрыться от неполноценного видения. Нормальный ясновидящий не работает с картами вообще. не зря говорят: гадающий прогадывает свою судьбу. Гадающий прогадал (например, встречу с мужчиной), это материализовалось в другом измерении, но в реале вы этого не получите. Поэтому частые гадания создают такие провалы в энергетике, что высшие силы вообще перестают помогать. А зачем? Если он сам играет в свои игры , на земле.

Клин православный

ХрамБлагочиниеСтатьи Вопросы священнику

Поддержите создание крестильного храма!

Главная » Статьи » Осторожно: секты

Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости. Часть 1

Автор: Виталий Питанов

Виталий Питанов

Любая религия включает в себя духовный опыт 1 , этот опыт есть результат следования некоей духовной практике; с ее помощью верующий человек стремится достичь той цели, которую ставит перед своими последователями исповедуемая им религия. Однако не любая духовная практика – благо. В Священном Писании сказано: “Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь” (Рим. 1:25). Не каждая духовная практика, претендующая на то, чтобы вести человека к Богу, приводит к Нему. Существуют духовные практики, результат применения которых будет прямо противоположным. Священное Писание предупреждает: “…многие обольстители вошли в мир…” (2 Ин. 1:7). Сегодня как никогда назрела острая необходимость в формулировке четких и ясных критериев, которые позволили бы отличить истинный путь к Богу от ложного. Православная Церковь имеет два основных вероучительных источника – это Священное Писание и Священное Предание, при этом Священное Писание является частью Священного Предания; но как Священное Писание, так и Священное Предание отражают опыт богообщения Православной Церкви.

Наиболее глубокий опыт богообщения в рамках Православной Церкви имеют святые отцы. Их опыт является эталоном духовной жизни для любого православного христианина. В современной России широко распространены духовные практики, чуждые Православию, имеющие свои корни в неоиндуизме 2 , – прежде всего, это мантра-йога в различных своих проявлениях и самые разнообразные виды медитаций. В данной статье автор попытается ответить на следующие вопросы: действительно ли не существует разницы между мантрами, медитациями, практикуемыми в неоиндуизме, и православными молитвами? А также можно ли рекомендовать практику мантр и медитаций людям, стремящимся к духовному совершенству?

К сожалению, объем статьи не позволяет раскрыть все нюансы, связанные с заданной в статье темой, и многие вопросы не будут нами рассмотрены. Поэтому сразу оговоримся, что из всего имеющегося материала мы выделим лишь те аспекты проблемы, которые представляются нам наиболее важными и актуальными для российских читателей, оставляя без внимания множество интересных, но, как нам кажется, второстепенных, вопросов, связанных с темой статьи.

В первую очередь, определим основные понятия данной работы – “мантра” и “медитация” – в рамках осмысления этих терминов в неоиндуизме. Мантра – это “текст, произнесение которого, а нередко и твержение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные” 3 . Современные тантристы учат: “мантра – это звук или энергетическая вибрация, концентрируясь на которой, достигают спасения (от перевоплощений. – В.П.). Обычно слово мантра переводится как “очищающая ум или сознание”, так как “ман” означает ум или сознание (манас), а “тра” – очищать… Мантра – это Абсолют, проявленный в звуке” 4 ; “…с помощью повторения мантры мы постигаем свою Сущность, которая есть вечное разумное блаженство” 5 . Прабхупада 6 писал: “…мантра есть комбинация трансцендентных звуков, освобождающая наш ум от тревог” 7 . Существуют различные виды мантр: например, есть мантры, цель которых – разрушение 8 , есть мантры, цель которых – исцеление болезней 9 , мантры существуют практически на все случаи жизни, более того, есть мантры, которые являются именами злых духов 10 . Мантры неоиндуизма по форме напоминают магические заклинания.

Существуют различные способы чтения мантр. Рассмотрим их. Джапа – это “многократное повторение мантры или имени бога с целью сосредоточения на сущности бога” 11 . Практикующему джапу “нужно сознательно вызывать эмоции… 12 ” 13 . Помимо искусственно вызываемого эмоционального подъема, практика многих джап требует мысленного воображения избранного божества в области груди 14 . При этом смысл читаемой мантры может оставаться для человека, читающего ее, неизвестным 15 . Совместное воспевание различных имен неоиндуистских “богов” называется киртаном 16 . Есть вид совместных песнопений – особых мантр, называемых бхаджанами 17 . Бхаджаны, в отличие от киртана, воспевающего имена “богов” индуизма, тематически более богаты. Они “группируются в тематические блоки: выражающие любовь к богу и преклонение перед красотой его изображения…” 18 и т.д. Чтение мантр является обязательной практикой фактически всех духовных школ неоиндуизма 19 , оно напрямую связано с другим видом духовной практики неоиндуизма – с медитациями. Современные тантристы утверждают: “Концентрация на звуке является проверенным и действенным средством овладения наукой медитации” 20 . Тому же учат и представители других духовных школ неоиндуизма: “Медитация заключается в направлении потока мыслей по одному руслу и полном отключении всех остальных потоков мыслей. Для этого необходимо произвольно останавливать эти потоки. А это может быть отработано при практиковании Джапы” 21 . Познакомимся более глубоко с понятием “медитация”.

Медитация 22 , или дхьяна – термин из теории йоги. Дхьяна “характеризуется отвлечением сознания от осознавания процессов в организме и от данных органов чувств. При этом поле сознания заполняется избранным объектом умозрения, который задает себя сознанию” 23 . При этом считается, что мысленная концентрация на избранном объекте медитации позволяет слиться с ним, он как бы раскрывает свою сущность медитирующему, обнаруживает перед ним свое содержание. Йог Айенгар пишет об этом процессе следующее: “Глубокая медитация приводит к единству познающего, познания и познаваемого. Созерцающий, созерцание и созерцаемое не существуют отдельно друг от друга” 24 . Таким образом, медитация “предполагает отождествление себя с объектом медитации” 25 . Данный подход основан на пантеистическом взгляде неоиндуизма на мир. Природа Бога и человека, равно как и природа всего мира, согласно пантеистическому учению, едина. Отделенность человека от Бога есть следствие неверного видения себя и Бога: измените ум, настройте его правильным образом и вы увидите, что вы едины с Богом по природе, что вы – Бог, который просто забыл об этом, причем, вспомнив о божественности своей природы, вы станете Богом. Фактически, чтобы стать Богом, нужно преодолеть, как в частности считают последователи философской системы индуизма адвайта-веданты 26 , иллюзию разобщенности с Богом и делается это путем перенастройки ума, введением его в “правильное” состояние. Йог Чинамайананда пишет: “Средство излечения ума от заблуждений заключается в постоянном переобучении его…” 27 . Медитация – это средство переобучения ума. При этом Свами Шивананда разъясняет: “Космический Ум – это Универсальный Ум, сумма всех индивидуальных умов… Человеческий ум – это только часть Универсального Ума. Научитесь погружать свой маленький ум в Космический, достигая Всеведения и Космического Сознания” 28 . Значит, медитация – это погружение человеческого ума в “Космический Ум”. Раскрывая понятие “медитация”, йог Чинамайананда дал ему следующее определение: медитация – это “методика тренировки ума для забывания им своих поисков иллюзий внешнего мира…” 29 . Свами Шивананда пишет, что “медитация – враг ума, вызывающая его смерть” 30 . Попытаемся, подытожив все вышесказанное, дать общее определение медитации. Медитация в своем высшем проявлении – это методика тренировки или переобучения ума, с помощью которой преодолеваются “иллюзии” 31 окружающего мира, достигается погружение ума в некий “Космос” и отождествление с ним. Все это подразумевает вытеснение личности йога названной реальностью – “Космосом”.

Любая духовная практика обусловлена религиозным учением, которое ее обосновывает и определяет цели этой практики. Но кто или что является объектом медитаций в рамках неоиндуизма? Йог Чинамайананда утверждает: “Божеством вашего внутреннего обожания могут быть ваш пророк, Бог или Гуру. Неважно какую форму личного Бога вы предпочитаете” 32 . Фактически это означает, что медитировать можно перед кем или чем угодно, например, перед идолами: “Если человек может постигнуть свою божественную природу с помощью идола, то вправе кто-нибудь называть это грехом? И сам этот человек, даже когда он минует эту стадию, не должен называть ее заблуждением” 33 . Подобный подход совершенно чужд христианству, отношение к идолам в христианстве принципиально иное, чем в неоиндуизме: “…идол в мире ничто, и … нет иного Бога, кроме Единого” (1 Кор. 8:4). Также для христианина не все равно к кому обращаться в молитве, потому что в Священном Писании сказано: “…нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деян. 4:12). Нет иного имени, кроме имени Христа, что же касается иных учителей, бывших до Него, то Иисус Христос не скрывал Своего мнения о них: “Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники…” (Ин. 10:8). К тому же утверждения о том, что имя бога, к которому стремятся неоиндуисты, неважно, является обыкновенным лицемерием, тот же йог Чинамайананда добавляет: “Чем в большей степени он (практикующий медитацию. – В.П.) живет истинными ценностями, тем больше он преуспевает в медитации” 34 . Какие же ценности они считают истинными? Ответ прост: “К настоящему времени Веды остаются вершинным достижением всего человеческого опыта, умозрений, анализа, воплощенным в книгах, отобранных и отшлифованных столетиями” 35 . Здесь следует заметить, что “главные боги ведийского пантеона … Индра 36 и Варуна 37 ” 38 . Чуждость неоиндуизма Православию видна хотя бы из отношения йоги к такому христианскому понятию, как грех. Например, Рамакришна учил: “Человек, который повторяет день и ночь: “Я грешник, я грешник” – становится на самом деле грешником”. “Если вас укусит змея и вы скажете с твердостью: “Во мне нет яда” – вы будете исцелены. Точно так же тот, кто утверждает с сильным убеждением “я не связан, я свободен”, – становится свободным” 39 . Свами Вивекананда разъясняет позицию своего учителя: “Веданта не признает никакого греха, она признает только ошибку” 40 . Подобная точка зрения не находит своего подтверждения в Священном Писании: “Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас” (1 Ин. 1:8). Таким образом, если оценивать религиозные взгляды йогов с позиции христианства, то в них “истины нет”.

Многие виды медитаций, рекламируемые неоиндуистами, являются откровенно сатанинскими по своей природе. Рассмотрим тантрическую медитацию Шава-садхана (практика с трупом): “…гуру или сам садхака (практикующий. – В.П.) находят черепа или трупы уже умерших животных или людей и, очистив соответствующими ритуальными действиями, используют их в практике. Это могут быть, например, трупы следующих умерших людей: убитого грозой, укушенного змеей, утонувшего, убитого в битве или схватке и т.п. … Обряд проводится ночью, желательно в полночь, в уединенном месте” 41 . Садхак под руководством своего гуру читает специальные заклинания до тех пор, пока “…труп не подаст признаков жизни. Затем садхака должен испросить у полуожившего мертвеца какой-либо дар… Если не принять меры предосторожности и оставить труп не связанным, то может случиться, что пробудившийся полумертвец, будучи еще в невменяемом состоянии, скинет или даже схватит садхака, особенно если покойный обладал достаточно крепким телом” 42 . То, что способно ужаснуть христианина, не удивит неоиндуиста, так как в неоиндуизме нет четких критериев добра и зла: “При рассмотрении умом чувственных импульсов от объектов на основе имеющихся в памяти впечатлений создаются мнения об этих объектах. Эти мнения выглядят как добро и зло…” 43 . Свами Вивекананда определил отношение неоиндуистов к добру и злу более четко: “…добро и зло вовсе не существуют как отдельные самостоятельные вещи…” 44 ; “…душа не подчинена никаким физическим, умственным и нравственным законам” 4 . А подчинен ли им человек? Согласно логике подобного рода учений, – нет. Фактически, неоиндуизм аморален!

Литература
1 Подробнее см.: Питанов В.Ю. Духовный опыт, как источник истины. http://pravklin.ru/publ/dukhovnyj_opyt_kak_istochnik_istiny/12-1-0-767
2 Неоиндуизм отличается от традиционного индуизма. Подробнее см.: Питанов В.Ю. Кришнаизм, как традиция поклонения обману и смерти.
3 Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 262.
4 Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С. 67.
5 Там же. С. 68.
6 Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада – создатель “Международного Общества Сознания Кришны”. О МОСК читайте: Питанов В.Ю. Кришнаизм, как традиция поклонения обману и смерти.
7 Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-Гита как она есть. Москва-Ленинград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели. Бхактиведанта Бук Траст. 1986. С. 816.
8 Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С. 71.
9 Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 263.
10 Вишал Мангалвади. Пять путей спасения, которые предлагают современные гуру. С-013. Центр Апологетических Исследований. http://www.ApolResearch.org
11 Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.173.
12 Нужно заметить, что в неоиндуизме так же существуют медитативные практики, призывающие к преодолению чувственности. См.: Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Свами Шивананда. Концентрация и жизнь. Бишкек. 1993. С.516.
13 Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993. С. 402.
14 Там же. С. 402.
15 Там же. С. 403.
16 Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 236.
17 В нашей стране бхаджаны используют последователи Сатья Саи Бабы, киртан применяют в “Международном Обществе Сознания Кришны”.
18 Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 93.
19 А также обязательной практикой традиционного индуизма и буддизма.
20 Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С. 67-68.
21 Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993. С.401.
22 См.: Введение в сектоведение. Гл. 4.7. Медитация (Питанов В.Ю.).
23 Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.184.
24 Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI. 1993. С.15.
25 Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С.9.
26 См.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда.
27 Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993. С. 390.
28 Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Свами Шивананда. Концентрация и жизнь. Бишкек. 1993. С. 440.
29 Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993.С. 391.
30 Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Свами Шивананда. Концентрация и жизнь. Бишкек. 1993. С. 470.
31 Подробнее см.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда.
32 Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993. С. 392.
33 Свами Вивекананда. Практическая веданта. М., Ладомир, 1993. С. 345.
34 Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993. С. 414.
35 Свами Вивекананда Практическая веданта. М., Ладомир, 1993. С. 68.
36 Индра – главное божество пантеона Ригведы, бог громовержец и змееборец, возглавляющий богов в их противостоянии асурам (демонам). См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.201.
37 Варуна – один из самых древних и значительных богов ведийского пантеона. Варуна являлся блюстителем космических и нравственных законов, был карателем грешников, на которых он насылал болезни. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.113.
38 Дандекар Р.Н. От вед к индуизму. М., Изд. “Восточная литература” РАН. 2002. С.172.
39 Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С. 9.
40 Свами Вивекананда. Практическая веданта. М., Ладомир, 1993. С. 83.
41 Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С. 92.
42 Там же. С. 92-93.
43 Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993. С. 389.
44 Свами Вивекананда. Философия Йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С.160.
45 Там же. С.197.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт “КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ”.
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Иоакимо — Анновский храм Можайска

Официальный приходской сайт

Вопрос священнику 10

Василий спрашивает:
Здравствуйте,как называется грех, если человек отговаривает себя пойти на службу в церковь якобы из-за того, что у него мало денег (есть деньги только на свечку и как-то неудобно)?

Священник отвечает:
Здравствуйте, Василий! Скорее всего, этот грех называется ленью.

Ольга спрашивает:
Добрый день, батюшка, я нашла на улице нательный крест. Истоптанный, видно давно валялся, не смогла мимо пройти. Что с ним делать? Хотела в церкви оставить, да все забываю, так и ношу в сумочке.

Священник отвечает:
Здравствуйте, Ольга! Найденный крестик можно принести в храм или освятить и носить (если нет своего) или отдать тому, кто будет его носить

Татьяна спрашивает:
Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас, подскажите, как быть.У нас с мужем есть дочь, ей 2 годика, мы ее хотим крестить ,но не можем потому,что муж хочет взять крестным своего друга ,а я категорически против, т.к хотела бы что бы у дочери был более верующий крестный. Но и с мужем не хочу ссор, он стоит на своем и даже слышать меня не хочет.

Священник отвечает:
Здравствуйте, Татиана! Честно сказать, Ваш вопрос сложный. Но все-таки, если взвешивать, то, наверное, лучше было бы обойтись без ссор с мужем и, если муж настаивает, то крестным может быть тот, которого выбрал он. Я не думаю, что Ваш супруг будет брать в крестные для своей дочери аморального человека. Но, если Вы хотите найти полный выход из этой ситуации, то не только послушайте мужа, но и станьте для будущего крестного Вашей дочери примером настоящей христианки, чтобы он, глядя на Вас, и сам бы изменился, преобразился.

Ольга спрашивает:
Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1.Можно ли вышить икону собственноручно на готовом полотне с ликом святого? Что нужно для этого сделать православному христианину?
2. Что нужно сделать с фотографией умершей бабушки на могиле, если ее хочешь поменять, фотография на металле.

Священник отвечает:
Здравствуйте, Ольга!

1) Икону можно вышить собственноручно , но при этом после изготовления ее необходимо освятить.

2) Фотографию Вашей усопшей бабушки, изготовленную на металле и обветшавшую от времени, можно закопать в землю на могилке или опустить в проточную воду реки.

Катя спрашивает:
Добрый день, батюшка! Подскажите, пожалуйста, какую иконку можно подарить в день свадьбы молодоженам. Меня на свадьбу пригласили в качестве подруги невесты (дружкой). Хотелось бы, чтоб у них все было хорошо, и поэтому хотела подарить им икону, только вот не знаю какую.

Священник отвечает:
Здравствуйте, Екатерина! Если молодожёны собираются венчаться, то им будут просто необходимы т.н. венчальные иконы, т.е. образа Спасителя и Пресвятой Богородицы. Но даже если венчаться они будут позже или вообще просто зарегистрируютс я, то в любом случае эти иконы могут освящать своим присутствием их дом. Кроме того, хорошим подарком был бы образ святителя Николая Чудотворца или блаженной Ксении Петербургской. Помоги Вам Господи выбрать хороший подарок!

Сергей спрашивает:
Здравствуйте, скажите пожалуйста можно ли мужчине прийти в храм в сланцах и шортах? Просто очень жарко сегодня, но очень хотелось бы сегодня посетить Храм. Спасибо

Священник отвечает:
Здравствуйте, Сергей!
В сланцах можно, а в шортах не нужно! Не прилично это! Представляете, каково батюшке во всем облачении! Не будет же он в одних шортах служить, хоть и жара! Вот и Вы потерпите!

Олег спрашивает:
Батюшка, объясните, пожалуйста, чем отличаются простые, заказные и особые (с молебном) церковные записки на Литургию? И ещё: совершать ли каждение во время домашней молитвы? Благодарю за ответ!

Священник отвечает:
Здравствуйте, Олег!
Первые читаются на Проскомидии только, вторые — на Проскомидии и на Литургии, третьи — еще и на молебне.
Каждение лучше совершать перед молитвами.

Сергей спрашивает:
Благословите, батюшка!
Я не могу найти своё место в жизни, в частности это касается работы. Посоветуйте пожалуйста молитву которая мне поможет. Благодарю Вас.

Священник отвечает:
Я не знаю спецмолитв об этой проблеме… молитесь просто, своими словами излагая просьбу перед Богом! Он поможет! Пока терпите !

Ольга спрашивает:
Простите, батюшка, что еще раз беспокою Вас. Подскажите, пожалуйста, кому мне можно самой молиться, чтобы не мучили голоса в голове. На исповедь стараюсь ходить каждое воскресенье, правда, о голосах не говорила, не знаю, как это называется, да и боюсь сказать. Спасибо.

Священник отвечает:
Скажите обязательно! А молитесь Богородице. Её боятся бесы ОЧЕНЬ.

Ольга спрашивает:
Здравствуйте,батюшка.Скажите, пожалуйста, можно ли слушать мантры,произносить их православному человеку? Спасибо.

Священник отвечает:
Здравствуйте, Ольга
Конечно, НЕТ! Это же предательство по отношению к Богу и своей вере

EX-Фарисей

  • Церковная жизнь
  • Богословие
  • Ценности
  • Эссе и критика
  • Назад, к Евангелию
  • Свидетели Иеговы
  • Социум
  • Фото и видео
  • Трудные места
  • Духовная жизнь
  • Избыток сердца
  • Область веры
  • Проповедь
  • Притчи и аллегории
  • Вячеслав Король
  • Мирослав Твердич
  • Владимир Соколов
  • Клерик Престон
  • Егор Topской
  • Арсений
  • Pendragon
  • Гай Монтэг
  • Алесь Дубровский
  • Кирилл Емельянов
  • Юрий Зозуля
  • Konstantin V Art
  • Олег Чекрыгин
  • Вирр Арафель

Православные “мантры”. Есть ли магия в числах?

Было время, когда полемизируя в одной православной группе, наткнулся на пост, который мне показался верхом магизма в православии. Там утверждалось, что типа преп. Серафим Саровский говорил, что кто пройдёт канавкой и прочитает 150 раз «Богородице, Дево, радуйся» за умершего родственника, то все грехи тому простятся. Не разобравшись, даже где-то высокомерно подумал о старце, типа, надо же как всё просто, 150 раз оттарабанил, и грешник в раю. Магия чистой воды. И не один я так думал.

Еще есть правило Серафима Саровского с вычитыванием по несколько раз одних и тех же молитв. Часто монахи и некоторые миряне для вычитывания определенного количества молитв используют чётки. Возникает логичный вопрос, а зачем, собственно, надо читать именно 40 раз, ну или 150? Что за магия цифр? Это молитва Иисусова или мантра? Вопросы эти возникали давно, поскольку противно было думать, что моменты магии прокрались в православную аскетику. Типа, сделал так, и получишь то. Или что еще хуже, что это на самом деле мантры, только называются православными молитвами. Кстати, в критике на чтение молитвы 150 раз звучала и мысль, что это такая себе православная мантра.

Ответ на вопрос по поводу смущения пришёл сам собою. Недавно, тестируя ум на предмет о чём он думает постоянно, вне чтения молитв утренних и вечерних, перед и после причастия, обнаружил, что там одна суета, мусор, тщеславие, мечты, в основном нечестивые. Если прочитать какую-то молитву, голова прочищается. И тут простой образ, разрешающий вышеприведённые смущения, вошёл в сознание. Когда я утром отжимаюсь или приседаю для фиксирования и регулирования нагрузки я веду счёт и делаю определенное количество типовых движений. Потому и тренируя ум, дают ему дозированную молитвенную нагрузку.

Аскет (дословно – упражняющийся, борец) борется с пустыми и греховными мыслями в голове путём упражнений (тренировок) с благочестивой молитвой. Святые отцы едины во мнении, что непрестанная молитва – ключевая добродетель для аскета и подвижника. Но прежде чем дойти до непрестанности, нужно много тренироваться. А тренируются, понятное дело, надо фиксированным количеством раз на знакомой и универсальной молитве славословия или покаяния. И увеличивать количество имеет смысл после способности удерживать внимание на определенном количестве прочтений.

Но при чём здесь прощении грехов умершему грешнику? Познакомившись с правилом для сестер Дивеевского монастыря, написанного старцем, и тем, что он действительно говорил о канавке и чтении славословия Богородице 150 раз, и что при этом надо держать в уме, я понял, что попалился на народном фольклоре о старце и его словах. Народ приплёл бабских басен к правилу старца (хотя в основе действительно богородичное правило преподобного в количестве 150 раз), вплоть до того, что и прочитавшего 150 раз антихрист не одолеет.

На самом деле вот, что говорил старец: «Кто пройдёт Канавку Пресвятой Богородицы и прочитает «Богородице – Дево, радуйся…» 150 раз, тот уже побывал в Киеве, Иерусалиме и Афоне. «Если вам грустно (плохо), то вы возьмите чёточки и пройдите по канавке, почитайте эти молитовки и вам обязательно Матушка Богородица подарит радость и утешение. И станет легко на сердце. Вы получите утешение, наставление, покров.»

Лично меня поразила мудрость старца в составлении молитвенного правила для сестер, где сказано, сколько и каких молитв во время работ за день должны сёстры прочитать. Если прикинуть по времени, то сёстрам просто некогда особо мечтать и предаваться помыслам. Либо думаешь о деле, либо тренируешь внимание на молитве по правилу преподобного. Потому нет магизма в том, чтобы читать по многу раз одну и ту же молитву. Есть просто молитвенное занятие для ума.

Если выбирать из альтернативы: пустые и греховные помыслы или 150 молитв с вниманием, то нужно выбирать второе. Этим снимается праздность ума и тренируется внимание. 150 – рекомендация старца наверняка из опыта, которым не стоит пренебрегать. Если я знаю, что 3 подхода по 25 отжиманий для поддержания здоровья в моем возрасте вполне достаточная нагрузка (меньше – не будет напряжения, больше – излишняя нагрузка на сердце), то 150 молитв по норме от старца – тоже наверняка опытно определенная норма. На первых этапах ее рекомендуют снизить до 50. Мне самому трудно представить, что я на 50 смогу удержать концентрацию ума. Брать на себя больше не стоит, чтоб не рождалось самомнение и тщеславие.

А чётки в руке помогают просто не отвлекаться на подсчитывание и выполнять правило, стараясь все силы бросать на концентрацию внимания. Читая Иисусову молитву нужно не только концентрироваться не только на словах, но и поминать действие грехов и страстей в нас, чтобы последние слова молитвы были наполнены действительно покаянным смыслом. И если мы будем максимально часто занимать голову покаянием и славословие, то там будет меньше гнездиться праздность и мечтательность. По опыту сказать не могу, но подозреваю, что это и позволит постепенно вычищать хлам из собственной головы.

А что же мантры? Мантра – это наоборот, бессмысленное для произносящего выражение, на котором не надо концентрироваться и которое должно отрешить произносящего от контроля сознания и дать туда войти… другому сознанию. Думаю даже, что слово мантры не простое. Скорее всего, это есть имя духа, для которого раскрывает своё сознание произносящий мантру. По общему мнению современных богословов, это имя беса, которого призывают, очищая сознание мантрой для его беспрепятственного вхождения в человека как в сосуд, и создание в нем образов из астрала (воздушного пространства). Полученные образы могут восприниматься как непосредственных выход души в астрал. Возможно, кто-то и выходит из тела, но большинство получают транслируемые производные образы от беса.

Восточная аскеза запрещает концентрироваться на мантре. Православная требует максимального внимания на словах молитвы. На востоке нужно при чтении мантры отключать сознание, в православии же максимально его включать, нагружая каждый повтор молитвы покаянием в грехах и страстях. Потому, уравнять 100 Иисусовых молит и чтение мантры ни в коем случае нельзя даже по форме, не говоря уже о содержании.

И магии нет в круглом количестве повторов. Никто же не выбирает для количества приседаний на зарядке число 47 или 52. Берут круглое число и на него ориентируются. Так же и в молитве.

Так что нет ничего плохого 150 раз прочитать одно и то же. Я читал неудачно переведенные акафисты на церковно-славянский или каноны среднего качества и проблемным пониманием. Потому, лучше Иисусова молитва или славословие Богородице, с которым душа легко соединяется, чем чтение типа духовных текстов, но которые не ложаться в сердце. При этом, часть текста вообще не воспринимается из-за церковного языка.

Ну и не забываем, что молиться нужно часто и в транспорте и на работе и в любом другом месте, где молитвослов не достанешь. Потому практика такой молитвы оказывается универсальной. И только непонимание назначения этой молитвы может превратить ее в мантру, если оттараторить Иисусову молитву 40 раз из послушания, не концентрируясь на словах и покаянии. Тогда, пожалуй, это будет мантра по содержанию. Хотя по форме, обращению к Господу или Богородице, не может поставлено рядом с обращением к бесу.

Мантрой, наши молитвы могут показаться только очень поверхностному уму, не знакомому с трудами отцов. Ну или человеку, не начавшему трудится над контролем собственного сознания. А одним из определений аскетики является такое – контроль сознания на предмет блокирования страстей и несовершения прегрешений.

Потому мой совет тем, кто бунтует против типа магизма и формализма в Православии при чтении одних и тех же молитв по 150 раз – попробуйте 1 час полностью контролировать сознание, не отвлекаясь ни на что и не пуская в голову никаких бесполезных и греховных помыслов. С вероятностью 99,9% можно будет констатировать провал. Но даже если получится, то целый день не получится точно. А теперь попробуйте прочитать внимательно молитву Богородице, вкладывая ум в каждое слово и смысл и ёще вспоминая благочестивые моменты из жизни Богородицы. Совсем не отвлекаться сначала будет сложно, но в любом случае в вашей голове час будет благочестие, а не суета. И не допустить глупости в голову будет на несколько порядков легче. Такие вещи познаются в духовных опытах. Попробуйте, и рекомендации, подобные правилу Серафима Саровского, перестанут вас смущать.

Правда, до сих пор не дошло, зачем по 12, а местами по 40 раз речетативом на приличной скорости в разных местах службы произносится «Господи, помилуй». Может, у кого-то из посетителей сайта уже есть осмысление этого? Какой смысл произносить 40 раз это выражение, если скорость читаемого не позволяет даже соединить ум с каждым выражением и задуматься, а за что я прошу Господа меня помиловать? И не надо мне рассказывать смысл по учебнику Литургики (это я и сам знаю). Вы просто вспомните, как чтец это читает в вашем храме. И вспомните, чем в этот момент заняты мысли (ну когда там уже 40-й раз?) Вот это, лично для меня уже похоже на мантру. А молитва без внимания – это вообще оскорбление Бога. Думаю, надо оставить 3 раза везде, где стоит 40 и 12 раз, по числу лиц Пресвятой Троицы. Потому что объяснить внятно любому человеку, зачем нам эта 40 раз тараторить одно и то же, я не смогу. Хоть неофиту, хоть сектанту. Придётся просто опустить глаза и сказать, та это у нас такая мантра православная. Расширяем сознание(((.

Ссылка на основную публикацию