Морской Никольский собор Кронштадт: история, иконы, мощи, расписание, адрес

Никольский Морской собор

Морской собор святителя Николая Чудотворца (полное наименование — Ставропигиальный Никольский Морской собор города Кронштадта) — крупнейший морской собор времен Российской империи, признан памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня это главный военно-морской храм России.

Никольский Морской собор построен в городе-крепости Кронштадт по указу Николая Второго в 1903 году. Император сам присутствовал при закладке первого камня, а после торжественной церемонии вместе со своим окружением посадил в сквере около собора 32 дуба.

Расписание богослужений в Никольском Морском соборе

Ежедневно утром и вечером в соборе проводятся богослужения:

  • Божественная Литургия — в 10:00 часов;
  • Вечернее Богослужение — в 18:00 часов.

Часы работы

Собор работает каждый день с 10:00 до 19:00 часов. В соборе каждый день также проходит Таинство Крещения, а по четвергам и воскресеньям — чтение Акафиста.

Описание Никольского Морского собора в Кронштадте

Архитектурный стиль Никольского военно-морского собора — неовизантийский. В плане каменный собор похож на храм Святой Софии в Стамбуле — бывшем Константинополе. Центральный купол опирается на апсиды, по бокам размещены колоннады. Диаметр купола — 26,7 метров. Длина собора составляет 83 метра, а ширина — 64 метра.

Высота собора до купола — 52 м, с крестом — 70,5 м. Собор является самым высоким зданием в Кронштадте.

На фасаде из кирпича — терракотовые орнаменты. Фасад украшен также колоннами порталов, над которыми размещены мозаики и иконы. Медные рельефные орнаменты украшают купола. Макет собора можно увидеть внутри, вместе с макетами кораблей и небольшой экспозицией.

Никольский Морской собор внутри

Собор имеет богатое убранство и много внимания уделяется морской теме. Он задумывался не просто как храм, а как памятник всем погибшим морякам. Поэтому внутри были установлены мраморные доски: черные и белые. На черных — имена погибших в боях или при исполнении служебного долга морских офицеров. На белых досках в алтаре — имена погибших в море священнослужителей. Эти памятные доски после революции были демонтированы и использовались для различных хозяйственных целей — например, в качестве ступеней, надгробий и т. д. Сейчас мемориальные доски вновь установлены по периметру стен галереи первого яруса.

Под куполом — двухъярусные галереи-хоры. Колонны, которые поддерживают хоры, покрыты искусственным мрамором. Карнизы украшены лепными орнаментами.

Скульптор беломраморного иконостаса с мозаичными вставками — Н. А. Попов, авторы проекта — архитектор собора Василий Косяков и его сын Григорий. После уничтожения иконостаса в 1929 году, его восстановление проходило по архивным материалам.

На полу из тонкого мрамора в медной оправе изображены мозаики на морскую тему: рыбы, водоросли, корабли. Все рисунки хорошо видно с высоты, при подъеме в ходе экскурсии на колокольню или под купол. Экскурсия длится 30 минут, за нее платится пожертвование: по отзывам путешественников, от 100 до 400 рублей, выдается аудиогид с рассказом об истории собора. При подъеме нужно будет преодолеть более 200 ступеней.

В соборе — большие круглые витражные окна с религиозными сюжетами. По форме они напоминают иллюминаторы в кораблях, их красоту лучше наблюдать внутри собора. Эти стеклянные полотна восстановлены в 2011–2012 годах.

История

Возведение собора было посвящено 200-летнему юбилею Российского флота. Постройка осуществлялась на пожертвования. Проект был разработан с таким условием, чтобы высота собора была достаточной для того, чтобы купол был ориентиром для моряков.

На церемонии освящения собора, состоявшейся в 1913 году, побывала императорская семья. Службы проводились в соборе до 1927 года, а в 1929 он был закрыт и началось его разорение. Позолоту с куполов смыли, мозаичные иконы были замазаны, мраморный иконостас разобрали. В советское время здание использовали как кинотеатр, концертный зал со сценой на месте иконостаса.

В годы Великой Отечественной войны собор пострадал от артобстрелов. Здесь установлена памятная плита на месте неразорвавшегося вражеского снаряда. Состояние здания сильно ухудшилось, пока оно не использовалось для церковных целей.

В 2002 году началось возрождение собора. Первая Божественная литургия состоялась в 2005 году. Восстановительные работы велись до 2013 года, но регулярные богослужения начались уже в 2012 году.

Иконы и святые мощи

Среди святынь Никольского Морского собора — несколько икон и раки со святыми мощами:

  • икона с частицей мощей святителя Иннокентия;
  • икона святителя Николая Чудотворца;
  • икона святого праведного воина Феодора Ушакова;
  • икона Божией Матери «Державная»;
  • частица мощей святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков;
  • частица мощей святого преподобного Сергея Радонежского;
  • частица мощей святого праведного воина Феодора Ушакова;
  • частицы мощей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

Как добраться до Никольского Морского собора в Кронштадте

Собор находится в Муниципальном образовании «город Кронштадт» Кронштадтского района Санкт-Петербурга по адресу: Якорная площадь, 5. Якорная площадь находится у главного входа в Кронштадтское адмиралтейство. До собора можно доехать на автобусе № 1Кр, 2Кр, 3Кр, остановка «Пл. Рошаля» в 300 метрах от собора. Эти маршруты ходят по Кронштадту.

Из Санкт-Петербурга можно доехать следующими способами:

  • на второй линии синей ветки метро доехать до станции «Черная речка». Выйти к остановке маршрутного такси № 405 «Приморский проспект (ул. Академика Королева)» и ехать до остановки «Пл. Рошаля» в Кронштадте.
  • на пятой линии фиолетовой ветки метро ехать до станции «Старая деревня», оттуда — на автобусе № 101 до остановки «Гражданская». До собора нужно будет пройти 1,3 км по ул. Советская.
  • на второй линии синей ветки метро доехать до станции «Проспект просвещения», сесть на маршрутное такси № 407 до остановки «Гражданская».
  • от станции метро «Автово» первой линии красной ветки на автобусе № 401 доехать до г. Ломоносов, на вокзале сесть в автобус № 175 до остановки «Гражданская».

Карта-схема пешего маршрута от остановки «Гражданская» до собора:

До собора можно доехать на такси: в Санкт-Петербурге работают сервисы Яндекс.Такси, Uber, Gett, RuTaxi, «Максим».

Панорама Ставропигиального Никольского Морского собора:

Видео о Кронштадтском Морском соборе (съемка с воздуха):

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святители Петр, Алексий и Иона

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Московские святители Петр, Иона, Филипп, Алексий были митрополитами в разные времена, но тяжелые периоды для России. Они заботились о своей пастве, строили храмы и монастыри, содействовали распространению православной веры.

Московские митрополиты Петр, Иона, Филипп, Алексий

Святой Петр в раннем возрасте поселился в монастыре. За послушание и достойные труды Патриарх Константинополя Афанасий возвел его Московским митрополитом. Тяжелое бремя выпало Святителю – управление митрополией во времена татарских нашествий.

Святой много духовных и физических сил потратил для утверждения православной веры:

  • призывал прекратить вражду князей;
  • перенес кафедру митрополии из Владимира в Москву, что было важным событием в те смутные времена.

Святой Алексий по происхождению боярин, в 15 лет решил постричься в монахи, пришел в Богоявленскую обитель.

Митрополит Московский посвятили святого Алексия во Владимирское епископство, а затем после смерти Владыки он занял его место. В те времена Русская церковь испытывала трудности в связи с претензиями литовской и волынской митрополии. Святой не смог противостоять распрям в церковной и политической жизни, в результате Русская епархия разделилась.

Святой Иона родом из Галича, постригся в иноки в галичской обители. Святитель был рукоположен Рязанским и Муромским архиепископом. Затратил много духовных и физических сил для обращения в православную веру языческих племен:

  • Святитель Иона, став епископом Московской епархии, неустанно заботился о пастве.
  • Во время нападения татар на Москву осуществил крестный ход с молитвой Богородице.
  • Обладал даром чудотворения.

Святители Петр, Алексий, Иона стремились в своей духовной деятельности к единению русского государства, которое разрывалось между усобицами князей и страдало от нападения внешних врагов. Другое время досталось Филиппу – это период царствования Ивана Грозного, который знаменит своей внутренней политикой в отношении оппозиции бояр.

Он уроженец Москвы боярского происхождения. Его мать овдовев, приняла монашество, а сына оставила проживать в царском дворце. После бунта боярина Старицкого он сбежал на Соловецкие острова в обитель, где постригся в монахи, затем стал настоятелем.

Иван Грозный стремился получить поддержку церкви, предложив настоятелю обители пост епископа Московской митрополии. Святитель согласился при условии ликвидации особых мер по разгрому оппозиции бояр. Царь просил его не касаться государственных дел, но оставил ему привилегию заступаться за лиц, попавших в немилость.

Затишье опричнины длилось не долго. Разбои и убийства бояр продолжились. Накануне великого поста царь Иоанн в темной одежде опричника явился к митрополиту получить благословение, но тот отказал. Тогда государь разозлился и приказал доставить епископа в Тверской монастырь.

Молитва святителям

Митрополиты Петр, Алексий, Иона причислены к лику святых, а Филипп кроме святости стал мучеником, умер насильственной смертью, его задушил опричник Малюта Скуратов.

Храм святителей московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа находится в Москве, Посланников переулок. День памяти святых 18 октября.

МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЯМ МОСКОВСКИМ: ПЕТРУ, АЛЕКСИЮ, ИОНЕ, ЕРМОГЕНУ И ФИЛИППУ

О, всехвальные святители Христовы и чудотворцы Петре, Алексие, Ионо, Ермогене и Филиппе! Приимите сие малое моление от нас грешных, к вам прибегающих, и теплым вашим предстательством умолите Господа и Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небеснаго Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святых митрополитах московских:

Святители — домостроители тайн Божиих

Проповедуя и основывая Церкви, апостолы во главе каждой общины ставили предстоятеля — епископа или пресвитера. На свое служение епископы поставлялись через возложение на них рук [1] . Епископы возглавляли общую молитву Церкви, совершали литургию, учили, руководили жизнью общины. Кроме того, они должны были рукополагать новых пресвитеров для Церкви и вершить церковный суд, если возникали конфликты или какой-нибудь спорный вопрос. Из апостольских посланий мы узнаём, что такими предстоятелями Церквей были, например, два ученика апостола Павла — Тимофей и Тит. Тимофей был предстоятелем Эфесской Церкви в Асии, а Тит управлял Церковью на острове Крит. Свои епископы были во всех вновь основанных Церквах. Несмотря на то что Тимофей был тогда еще молод, апостол Павел писал: Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим 4, 12).

Ученик апостола Иоанна Богослова святой Игнатий, прозванный Богоносцем, был епископом Антиохии. Он писал: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же как где Иисус Христос, там и Соборная Церковь».

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских

Без сомнения, самый известный святитель — Николай Чудотворец. Его знают и почитают даже люди, далекие от христианства.

Святитель Николай родился в III веке в Малой Азии, в городе Патара, в области Ликия. С детских лет Николай преуспевал в изучении Священного Писания и молитве. Его дядя, епископ Патарский, поставил его во чтеца, а затем, по достижении возраста, в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему произносить поучения пастве. Спустя некоторое время Николай становится епископом в другом Ликийском городе, Миры. В 303–305 годах, во время гонений, поднятых на христиан императором Диоклетианом, святитель Николай мужественно оберегал свою паству и сам претерпел за Христа тюремное заключение. В правление императора Константина он участвовал в I Вселенском Соборе, осудившем ложное учение священника Ария, отрицавшего Божественное достоинство Иисуса Христа [2] . Отошел ко Господу святитель Николай в 334 или 335 году.

При жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, тайный благотворитель, защитник невинно осужденных и спаситель погибающих. Еще будучи священником в Патаре он спас трех бедных девиц от бесчестия, на которое хотел обречь их отчаявшийся отец. Трижды святитель Николай по ночам, когда все спали и не могли его видеть, тайно, через окно, бросал им золото и тем самым обеспечил девушкам приданое для достойного брака.

Когда святой Николай был уже епископом, в Малой Азии в результате неурожая начался сильный голод. Святитель позаботился о своей пастве. Ночью в сонном видении он явился купцу, который намеревался проплыть мимо Ликии на кораблях, нагруженных хлебом. Святитель Николай, вручив ему в залог деньги, повелел плыть в Миры и там продать зерно. Утром купец проснулся и сразу увидел три золотые монеты. Хлеботорговец был изумлен этим чудом и поступил, как ему было велено. Продав зерно жителям Мир, рассказал им о сонном видении и о трех золотых монетах. По описанию купца горожане узнали в явившемся к нему человеке своего епископа Николая.

Однажды наместник, подкупленный завистливыми и злыми людьми, воспользовавшись тем, что святитель Николай отсутствовал в городе, приговорил к смерти трех ни в чем не повинных людей. Жители Мир поспешили известить об этом святителя Николая, и епископ бросился бегом к месту казни, чтобы остановить беззаконное кровопролитие. Достигнув этого места, он вырвал из рук палача обнаженный меч, бросил его на землю, освободил осужденных от пут и сказал: «Я готов умереть вместо этих невиновных». Авторитет святителя был настолько велик, что никто не посмел остановить праведника. Люди были спасены.

Чудес от святителя Николая было великое множество, они обильно продолжаются и поныне.

Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

В XI веке в Константинополе произошел спор: кто из трех древних уважаемых святителей самый великий: Василий Кесарий, Григорий Богослов или Иоанн Златоуст? Только после того как три святителя сами явились епископу и восстановили мир, было решено считать трех святителей равными по своему достоинству и установить для празднования их памяти общий день.

Святители Василий и Григорий жили в Каппадокии и были друзьями с юности, а святитель Иоанн, прозванный Златоустом, родился позже и был родом из Антиохии.

Святитель Василий происходил из славной христианской семьи. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. К лику святых причислены его мать преподобная Евфимия, два его брата-епископа — Григорий Нисский и Петр Севастийский, сестра преподобная Макрина. Со святителем Григорием Богословом он познакомился, когда они вместе учились в Афинах. Отцом святителя Григория был епископ Григорий, а мать Нонна тоже прославлена в лике святых.

После завершения учебы Василий в поисках духовного руководства посещает главные монашеские центры того времени — Египет, Сирию, Палестину. После этого он сам основывает монашескую общину в Каппадокии. В эту общину он привлекает и своего друга Григория. Когда в Церкви вновь возникла опасность распространения ложного учения Ария, осужденного на I Вселенском Соборе, Церковь призвала Василия и Григория к служению. Друзья становятся священниками, а затем и епископами. Во время своего епископства святителю Василию приходилось ободрять паству, преодолевать грозящие ей расколы и заблуждения. Из-за постов и других монашеских трудов здоровье его было ослаблено, и в 379 году он преставился ко Господу.

Умер святитель Василий. Григория, как искусного защитника Православия, поставили на Константинопольскую кафедру, но спустя некоторое время он вынужден был ее покинуть. Живя в Константинополе, он искусно отстаивал перед арианами истину православного учения. В то время все храмы в Константинополе были арианскими и святителю Григорию приходилось служить в единственном храме, устроенном прямо на дому в честь Воскресения Христова. Почил святитель Григорий в 389 году.

Святитель Иоанн Златоуст был моложе святых Василия и Григория. Он родился в середине IV века в городе Антиохии. Образование он получил в школе известнейшего языческого ритора Ливания. Святитель Мелетий Антиохийский наставил его в христианской вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен чтецом в церкви. С детства он стремился к аскетическим подвигам и монашеским трудам. Когда скончалась его мать, он принял иночество. Вскоре его сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он уклонился тогда от архиерейского сана. В 381 году епископ Мелетий Антиохийский посвятил его в диакона, а в 386 году Иоанн был рукоположен в священники. На него было возложено проповедническое служение. Он проповедовал в храме двенадцать лет, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно.

В 397 году, после смерти Константинопольского епископа Нектария, Николая убедили принять епископский сан и занять Константинопольскую кафедру. Святитель Иоанн начал с духовного совершенствования священства. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Он составил чин литургии и другие церковные молитвословия.

Святитель Иоанн выступал с обличением роскоши императорского двора и мужественно вставал на защиту несправедливо обиженных. Обидчиков святитель Иоанн обличал невзирая на лица. Так, он обличал преступления иператрицы Евдоксии, жены императора Аркадия (395–408). Императрица затаила гнев на архипастыря. Она добилась церковного суда над святителем (в него вошли иерархи, обличаемые ранее Златоустом), и суд постановил низложить Иоанна. Императорским решением святитель был приговорен к изгнанию. Той же ночью у императрицы умер единственный ребенок, в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся Собор, постановивший изгнать Иоанна. Находясь в ссылке в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих последователей. Зимой 406 года святитель Иоанн был прикован болезнью к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питиунт (Пицунду, в Абхазии). Истощенный болезнями Златоуст в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. 14 сентября 407 года, причастившись Святых Христовых Таин, он со словами: «Слава Богу за всё!» отошел ко Господу.

Московские святители: Петр, Алексий, Иона, Макарий, Филипп, Иов, Ермоген, Филарет и Тихон

Первым российским святителем был Михаил, митрополит Киевский. Он был послан из Константинополя в Корсунь для крещения князя Владимира, а оттуда отправился в Киев для крещения киевлян. Святитель Михаил возглавлял нашу Церковь с 988 по 991 год.

Русская Церковь сперва была частью Константинопольского Патриархата, и главным городом, где и находилась кафедра русского митрополита, был Киев. До середины XI века митрополитов в Киев присылали из Константинополя. Святитель Иларион в 1051 году стал первым митрополитом из русских, хотя и его, и его преемников рукополагали в Константинополе.

Святитель Петр был возведен в митрополиты Киевские в 1308 году. До своего избрания в митрополиты Петр подвизался в монастыре и занимался иконописанием. Русь тогда была под монголо-татарским игом, и святителю Петру приходилось непрестанно духовно наставлять и укреплять свой народ, враждующих князей призывать к миролюбию и единству. В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Калиты перенес митрополичью кафедру в Москву. Позднее Москва становится центром, объединившим Русскую землю против захватчиков.

Выдающимся пастырем и святителем был митрополит Алексий, управлявший Русской Церковью с 1354 по 1378 год. Происходил он из знатного боярского рода, но в юности ушел в монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Став митрополитом, святитель Алексий положил немало трудов на устройство новых монастырей по образцу Троицкого, основанного преподобным Сергием Радонежским. Не раз святителю приходилось отправляться в Золотую Орду, заступаться за свою паству. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель Алексий прибыл к нему и исцелил его мать, слепую Тайдулу. Святитель Алексий со смирением ответил на требования хана, и Господь совершил чудо по молитве митрополита. После смерти в 1359 году великого князя Иоанна святитель Алексий взял под свою опеку его малолетнего сына Димитрия, став фактическим правителем Московского княжества. В 1380 году благоверный князь Димитрий, объединив вокруг Москвы прочие разрозненные княжества, сумел одержать победу над монголо-татарами на Куликовом поле в междуречье Оки и Дона. За эту славную победу великий князь был наречен Донским.

Святитель Иона стал в 1448 году первым предстоятелем Русской Церкви, посвященным в этот сан не Константинопольским патриархом, а собором русских архиереев в Москве. Дело в том, что его предшественник митрополит Исидор ездил на церковный Собор во Флоренцию, где вместе с греческими епископами подписал договор, согласно которому в обмен на военную помощь для Византии Православная Церковь подчинялась Римскому папе и принимала католические догматы. Русский Архиерейский Собор единодушно отверг это соглашение, а Исидор тайно бежал в Рим. Вместо него как самый достойный был избран митрополит Иона. Он управлял Русской Церковью до 1461 года, и после него Московские митрополиты посвящались уже без участия Константинополя.

Святитель Макарий стал митрополитом Московским в 1542 году. При нем было прославлено в лике святых много русских подвижников былых времен. Митрополит Макарий составил многотомный сборник для назидательного чтения «Великие Четьи-минеи». Святитель оказывал большое влияние на царя Ивана IV Васильевича Грозного, смиряя его нрав и заступаясь перед ним за свою паству. Святитель Макарий отошел ко Господу в 1563 году.

Вскоре после его смерти царь Иван Грозный создает опричное войско — круг особо доверенных царю людей, имевших особые права и пользовавшихся практически полной безнаказанностью. Народ жестоко страдал от опричнины. Преемник святителя Макария митрополит Афанасий уговаривал царя обуздать своих слуг, но был вынужден оставить митрополичий сан и удалиться на покой. После него повелением царя Московским митрополитом был избран святитель Герман, архиепископ Казанский; но когда и он выступил против опричнины и призвал царя к покаянию, его отстранили и он так и не был возведен на митрополичий престол.

В 1566 году митрополитом Московским становится святитель Филипп. Происходил он из древнего рода бояр Колычевых и в детстве общался с царем Иваном. Вдохновленный евангельскими словами: Никто не может служить двум господам (Мф 6, 24), он в юности тайно от родных ушел в суровый северный Соловецкий монастырь. Там, возрастая в трудах и молитвах, он дорос до настоятельства и стал игуменом монастыря. Кроме игуменских трудов, Филипп предавался тогда и тайным молитвенным подвигам. Став Московским первосвятителем, Филипп взял под свое окормление не только духовные нужды паствы. Он вошел в открытое противоборство с опричниками, бесчинства в то время усилились. После новой волны казней (1567–1568) святитель Филипп решился открыто противостать самому Грозному. В неделю Крестопоклонную, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, святитель Филипп отказался благословить его, стал открыто порицать беззакония, чинимые опричниками. Но обличения лишь ожесточали царя. Казни не прекращались. Участь святителя-исповедника была решена, но Грозный хотел соблюсти канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над первоиерархом Русской Церкви. Подвергнув святителя бесчестию и поруганию, его сперва долго томили в подвалах московских монастырей, а затем отвезли в заточение в тверской Отрочь монастырь, где спустя год он был убит. (Спустя почти сто лет после смерти святителя Филиппа царь Алексей Михайлович торжественно перенес его мощи в Москву, прося прощения за грехи своего предшественника Ивана Грозного.)

В 1586 году Московским митрополитом становится святитель Иов, в 1589 году ставший первым Всероссийским патриархом: выросшая и окрепшая Русская Православная Церковь получила право называться Патриархатом. Патриарх Московский и всея Руси стал пятым патриархом в общем диптихе (списке) предстоятелей Православных Церквей вместо отпавшего от Православия Римского епископа. Святителя Иова отличали удивительная кротость и смирение, но когда начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время, патриарх Иов отказался признать претендовавшего на царский престол самозванца Лжедмитрия I. За это он был сослан в монастырь, где вскоре и умер в заточении в 1607 году.

Другим Всероссийским патриархом, мужественно противостоявшим самозванцу и пришедшим с ним польским захватчикам, был священномученик Ермоген. С 1610 года он, находясь в заточении, рассылал по всей России грамоты с призывом к борьбе с интервентами. Благословил он и собранное для освобождения Москвы ополчение. Патриарх Ермоген умер от голода в темнице в 1612 году за несколько месяцев до освобождения Москвы.

Во время царствования императора Петра I патриаршество в России было отменено. Церковью стало управлять собрание епископов — Святейший Синод. За деятельностью Синода следил специально поставленный государем человек — обер-прокурор Святейшего Синода. В этот непростой для Церкви период Бог дал Своей Церкви немало великих святителей и пастырей.

Одним из таких святителей был Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Он возглавлял Московскую кафедру с 1821 по 1867 год, сперва будучи архиепископом, а в 1826 году получив сан митрополита. Помимо мудрого и чуткого управления своей Московской епархией святитель Филарет совершил дело поистине всероссийского масштаба — по его настоянию и под его руководством вышел перевод Священного Писания на русский язык (тот, который мы теперь знаем под названием Синодального). В 1861 году в России было отменено крепостное право. Манифест на это великое событие вышел под духовной редакцией святителя Филарета. Святитель Филарет приложил и другие труды к просвещению и духовному воспитанию всей Русской Православной Церкви и мирян.

После отречения от престола государя Николая II в 1917 году в Москве был созван Поместный Собор. На нем обсуждались многие острые вопросы и проблемы, но, пожалуй, самым главным актом, принятым на Соборе, стало решение о восстановлении в России патриаршества. Один из участников Собора, будущий священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, писал тогда: «Теперь наступает такое время, что венец патриарший будет венцом не “царским”, а, скорее, венцом мученика и исповедника, которому предстоит самоотверженно руководить кораблем Церкви в его плавании по бурным волнам моря житейского».

Эти слова точно сбылись на новоизбранном Патриархе Московском и всея России Тихоне [3] . Став патриархом в ноябре 1917 года, святитель Тихон до самой своей смерти 7 апреля 1925 года управлял нашей Церковью. В эти тяжелейшие для Церкви годы, когда духовенство и миряне подвергались страшным гонениям, закрывались и рушились православные храмы, а расколы и нестроения пытались Церковь расшатать, святитель Тихон с удивительной мудростью и твердостью хранил и пас вверенную ему паству. Власти преследовали мужественного святителя. С 16 мая 1922 по июнь 1923 года он находился в заточении. Дважды, 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года, были предприняты попытки убить его (при втором покушении мученически погиб келейник патриарха Яков Полозов). Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком. Скончался святитель в день Благовещения.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

18 октября. Собор Московских святителей

Празднование в один день в честь Всероссийских святителей Петра , Алексия и Ионы установлено святым патриархом Иовом 5 октября 1596 года . Впоследствии к сонму Московских первосвятителей стали добавляться имена их святых наследников. Святитель Филипп был причислен к ним в 1875 году по ходатайству митрополита Московского святителя Иннокентия , а святитель Ермоген – в 1913 году . Вплоть до конца XX века соборным празднованием Московских и всея России чудотворцев чтилась память этих пяти святителей. Затем в Собор были включены также имена семи других Московских святителей. Таким образом на 2013 год в Собор входили уже 12 святителей, а на сегодняшний день Православная Церковь прославляет 13 святителей Московских.

Это все русские первосвятители, которые управляли Церковью на Руси в разные времена, но все они имели един дух Христовой любви, готовые положить души за ближних. В самое тяжёлое для Церкви время, они сумели сохранить её среди волн бушующих житейских страстей.

Вспомним имена этих Московских святителей, которые являются небесными покровителями города Москвы и молитвенниками за Русь. Праздную их память в один день, Церковь воздаёт каждому из них равную часть прославления.

Пётр – смиренный и богомудрый первый святитель Московский. Возглавить русскую Церковь ему пришлось после Монгольского нашествия. Господь избрал Святого Митрополита Петра духовным вождём обнавлённой Руси. Святитель Пётр завещал себя похоронить в Успенском соборе Московского кремля и рака его мощей сделалась камнем и благословением великого дела – собирание русской земли.

Алексий – митрополит Святитель Алексий был продолжателем дела Святого митрополита Петра. Святитель Алексий был духовным отцом и воспитателем великого святого князя Димитрия Донского. Всю свою жизнь святитель Алексий отдвл на служение раздераемой междуусобными бранями Руси Этот святитель был другом самого святого преподобного Сергия игумена Радонежского. Святитель Алексий мужественно председательствовал за родную землю перед Ордынскими ханами. Имел духовное совершенство и государственную мудрость. Считается, что победа на Куликовом поле стала возможна неустанным трудам и молитвам святителя Алексия. Мощи его покоятся в Московском Елоховском соборе.

Иона – митрополит Иона начинал своё служение на кафедре предстоятеля Русской Церкви с канонизации святителя Алексия. Святитель Иона потерпел очень много скорбей и обличений от Константинопольского Патриархата, однако он стал первым предстоятелем Автокефальной Русской Церкви независимым от Константинополя. Его святые предшественники митрополиты Пётр и Алексий были митрополитами Руси но подчинялись Вселенскому Патриарху Константинополя и полностью зависили от греков. При Ионе русская Церковь получила самостоятельность.

Макарий – при святителе митрополите Макарии, Россия была единственной православной страной, над которой не тяготело иноземное иго. Макарий венчал на царство Ивана Грозного и это было первое в истории венчание на царство Московского государя и это на 1547 год был единственный в мире православный царь! Святитель созывал Соборы, канонизировал многих русских святых. Его правление послужило большим духовным подъёмом в русском обществе.

Филипп – в прошлом московский боярин принявший монашество и сменив боярские одежды на монашеские много лет подвизался в Соловецком монастыре и был там игуменом. Сам царь Иван Грозный вызвал его в Москву и по своей царской воли возвёл Филиппа в митрополиты Московские и Всея Руси. Но служение не было долгим. Святитель Филипп обличал Ивана Грозного в жестоком пролитии невинной крови русского народа и взывал к милосердию. За свою правоту против Ивана Грозного митрополит был умерщвлён Малютой Скуратовым.

Иов – первый Патриарх Русской Православной Церкви. Святитель Иов ежедневно совершал литургии. Знал на память и без книги читал сам на службах Евангелии, Апостол и Псалтирь. В годы правления Лжедмитрия сохранял истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Обращался с патриотическими воззваниями к русским воеводам, обличал разрушителей государственного порядка внесших смуту в Церковь.

Ермоген – это тот святитель, который будучи ещё священником, служил в Казани и при нём была обретена там Казанская икона Богородицы. Возглавлял Церковь в сане Патриарха в смутное для России время. Духоносный старец-Патриарх был настоящим ангелом хранителем истерзанной поляками Москвы. Именно он вдохновил из заточения в тюрьме ,Минина и Пожарского на народное ополчение. Мученическая кончина голодной смерти от поляков, увенчала достойную жизнь святителя Ермогена.

Филарет – святитель митрополит Филарет Дроздов, это дедушка телеведущего Николая Дроздого из передачи “В мире живтоных”. Он стоял во главе перевода Библии на русский язык. Является составителем христианского катехизиса. Везде и во всём этот святитель отстаивал интересы Русской Церкви. При этом при необходимости за правду вступал в открытый конфликт с представителями светской императорской власти. Умер в 1867 году. Мощи святителя Филарета покоятся в Патриаршьем храме Христа Спасителя в Москве.

Иннокентий – очень милосердный и добрый святитель Москвы. Привлёк к себе любовь всего русского народа добротой, доступностью и простотой общения. Это был образ любвиобильного отца-пастыря.

Макарий – святитель Макарий Невский. Этот митрополит прославился как добрый восстановитель мира в афонских спорах об имени Божьим.

Тихон – ещё один святой Патриарх Московский. До патриаршество служил епископом в Ярославле, современной Польше, современной Литве, США. Народный молитвенник и старец Всея Руси. В его простоте была величественная святость В годы большевитских гонений и расколов, он сумел сохранить чистоту православия. Причину бедствий он видел в людских грехах и всегда призывал к покаянию и молитве. По одной из версий, был отравлен в больнице. Мощи святого покоятся в Донском монастыре Москвы.

Пётр – в своём управлении Русской Церковью святой митрополит Пётр шёл по пути своего наставника Патриарха Тихона. Твёрдо стоял за православие в годы безбожной большевитской власти. Бескомпромисно противостоял обновленческому расколу, чем вызвал крайнее недовольство Советской власти. В 1937 году Святитель Пётр был расстрелен.

Сегодня , 18 октября Церковь объединяет в один день память этих святых руководителей Русской Православной Церкви.

Память Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена, всея Руси чудотворцев

5.10/18.10. – Память Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена, всея Руси чудотворцев

Собор Святителей Московских

В этот день Русская церковь особо чтит святителей Московских – митрополитов Петра, Алексия, Иону, Филиппа и Патриарха Гермогена – как их совместный праздник русских духовных вождей, подчеркивающий их особое значение как заступников, предстателей и хранителей Церкви и Отечества в его новой столице – Москве, Третьем Риме.

После разрушительного татаро-монгольского нашествия вставала обновленная Русь, когда архипастырем и духовным вождем ее Господь избрал “смиренного богомудрого Петра” и открыл его духовному взору грядущее значение Москвы. Уроженец далекой Волыни, носитель традиционного титула митрополита Киевского и всея Руси, святитель Петр (†1326) избрал своей резиденцией Владимір и завещал похоронить его в заложенном его руками Успенском соборе Московского Кремля, и рака святых мощей его сделалась краеугольным камнем, благословением великого дела – собирания Русской Земли.

Подвиг его продолжил святитель Алексий (†1378), “правило монашествующих и Церкви утверждение”, духовный отец и воспитатель Великого князя Димитрия Донского. Родом из черниговских бояр, постриженик Московского Богоявленского монастыря, святой митрополит всю свою жизнь отдал служению единству раздираемой междоусобными бранями Руси. “Постникам сподвижник”, друг и собеседник преподобного Сергия Радонежского, богопросвещенный создатель нового славянского перевода Нового Завета, он соединил в себе совершенство духовное с мудростью государственной. Многие годы при юном князе Димитрии он стоял у кормила гражданского правления, мужественно предстательствовал за родную землю пред ордынскими ханами. Он не дожил до великой победы на Куликовом поле, но победа эта стала возможна лишь благодаря его неустанным трудам и первосвятительскому молитвенному предстоянию пред Господом.

Прославлением чудотворных мощей святителя Алексия начал свое первосвятительское служение Русской Церкви святой митрополит Иона (†1461) – достойный преемник “осиянных светом Божественным” первопрестольников Российских. Уроженец Костромских пределов, с двенадцати лет вручивший свою жизнь монастырским старцам, он подвизался, восходя по лествице добродетелей, в московском Симоновом монастыре, где послушанием его было “Божественных книг списание”. Посвященный в архиерейское достоинство святым митрополитом Фотием (†1431), он по смерти последнего должен был стать его преемником, но Господь послал в эти годы Русской Православной Церкви великие испытания: митрополитом поставлен был в Царьграде (в 1439 г.) латинствующий Исидор. Святитель Иона, поборник истинного почитания Святой Троицы, претерпел много трудов и скорбей в обличении лжепастыря во имя веры и благочестия. Милость Божия была ему наградой – он сподобился стать в 1448 г. первым Предстоятелем Автокефальной Русской Церкви, независимой от Константинополя.

Служением правды и милости был недолгий первосвятительский подвиг святого митрополита Филиппа (†1570). В прошлом московский боярин, он сменил придворные одежды на рубище странника, покинул богатый свой дом, возревновав о пустынножительстве. Много лет подвизался он в Соловецкой обители, удостоился быть в ней игуменом, иноческий остров среди Студеного моря преобразил в возделанный цветущий сад. Возведенный по воле Царя Иоанна Грозного на Русскую митрополию, святитель Филипп, “Христова смирения ревнитель”, взывал к милосердию, мужественно обличал Царя в пролитии невинной крови, напоминал, что “начало мудрости есть любовь”. Ярость Грозного Царя разбивалась о необоримую кротость святителя, пребывавшего верным заповедям любви до своей мученической смерти, но также и в стойкости по отношению к властителю, требуя от того должного исполнения своего долга перед Богом.

Святитель Гермоген (†1612), родом из донских казаков, в годы правления Иоанна Грозного был приходским священником в одном из храмов новопросвещенной Казани. В 1579 г. по воле Божией он участвовал в обретении чудотворной Казанской иконы Божией Матери, позже в сане митрополита Казанского составил Сказание о ее обретении и Службу. В Смутное время, “среди ночи нечестия и вражеского обстояния”, когда с помощью самозванцев и польского нашествия, иезуиты надеялись подчинить себе Русскую Церковь, Господь привел святого Гермогена на патриарший престол. Духоносный старец-Патриарх вдохновителем всенародной борьбы за освобождение столицы и всей Русской Земли от “нахождения иноплеменных”. Мученическая кончина достойно увенчала святую жизнь Патриарха.

Празднование в один день в честь Московских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено первым русским Патриархом Иовом 5 октября 1596 г. Святитель Филипп причислен к ним в 1875 г., по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского (память 31 марта и 23 сентября), а святитель Гермоген – в 1913 г.

Празднуя память всероссийских святителей в один день, Церковь возносит их как образец подлинных духовных вождей в Русской истории. Как не хватает ныне Русской Церкви и Российскому государству таких духоносных пастырей. К сожалению, нынешний предстоятель Русской Церкви раздает церковные награды наследникам Мамая и Лжедмитрия: грабителям и расчленителям России, ее растлителям-порнографистам, атеистам, еретикам, язычникам, и даже жрецам сатанинской религии – раввинам, заседая вместе с ними в церковных соборах.

Память святителей также совершается (по ст. ст.): святителя Петра – 21 декабря, святителя Алексия – 12 февраля, святителя Ионы – 31 марта, святителя Филиппа – 9 января, святителя Гермогена – 17 февраля.

Канон трем святителям московским Петру, Алексию и Ионе

Святитель Петр в 1305 году был избран и посвящен в митрополита всея Руси. Много потрудился для благоустроения Русской Церкви. Святитель Алексий был посвящен в 1355 году в митрополита Московского и всея Руси. Прославился церковноучительной и книжной деятельностью, перевел с греческого на славянский язык Новый Завет, благоустраивал монастырскую жизнь, известен как чудотворец (например, исцеление от слепоты ханши Тайдулы).

Святитель Иона в 1448 году был поставлен Собором епископов Русской Церкви как первый из числа русского духовенства митрополит Московский и всея Руси. Выдающийся церковный деятель Древней Руси.

В 1596 году патриархом Иовом было установлено праздновать этим трем святителям церковную память в один день — 5 октября, воздавая каждому из них равную честь как небесным покровителям города Москвы и нашего Отечества. Будем просить в своих молитвах святителей Петра, Алексия, Иону быть небесными заступниками перед Господом за Русь, чтобы в нашем Отечестве не было вражды между людьми, не вспыхивали военные конфликты, а были мир и благоденствие. Будем просить трех русских святителей ходатайствовать перед Господом за благоустроение Русской Церкви, за наше земное благоденствие и вечное спасение. Память трех святителей Петра, Алексия, Ионы 5 октября (18 октября по гражданскому стилю).

Тропарь, глас 4-й

П ервопрестолницы русстии, и истиннии хранителие, апостольским преданием, столпи непоколебимии, и православию наставницы, Петре и Алексие и Ионо, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость. (Дважды).

Слава, и ныне. Богородичен. И же от века утаенное и ангелом несведомое таиньство. Тобою Богородице земным явися, Бог в неразмесне снятии воплощаемь. И крест волею нас ради восприим, им же воскресив первозданнаго, и спасе от смерти душа наша.

КАНОН, глас 8-й

Песнь 1. Ирмос

В оду прошед яко по суху, из египетска зла избежав, израильтянин вопияше, Избавителю Богу нашему поем.

Запев: С вятии трие святителие: Петре, Алексие и Ионо, молите Бога о нас (поклон).

М ногими содержими напастьми, к вам прибегаем спасение получити, о велицыи трие святителие, Петре и Алексие и Ионо, от лютыя нужды и бед спасите нас.

Запев. С трастей прилози, и многия печали и беды погубляют ми душу, умирите святии святителие к Богу вашими молитвами, и от печали, на веселие преложите.

Слава. С паса Христа молите велицыи чудотворцы, и избраннии, Петре и Алексие и Ионо, избавитися нам от бед и скорбей, и варварскаго нахождения, вашими молитвами.

И ныне. Богородичен. В скорби ны и болезни суща, посещения божественаго и промышления, еже от Тебе сподоби, о Богомати Владычице.

Катавасия: И збавите от бед рабы своя, святии трие святителие: Петре, Алексие и Ионо, яко вси по Бозе к вам прибегаем, вы бо молите о нас Христа Бога нашего (поклон) . Г осподи помилуй (трижды с поклонами) .

Песнь 3. Ирмос

Н ебесному кругу верхотворче Господи, и Церкви Зиждителю, Ты мене утверди в любви Своей, желанием сыи край, и верным утвержение, едине Человеколюбче.

Запев. З аступницы и покровителие граду Москве, вы есте по Бозе, Божии угодницы, направите нас, на пристанище спасения. Вы бо есте верным ограждение.

Запев. М олим вас святии чюдотворцы, Петре и Алексие и Ионо, душевное смущение, и печали бурю разорити нам. И тишину подати, к Богу вашими молитвами.

Слава. Б лагороднейшии и благим подражателие бывше, от Бога чудесы обогатившеся. Всем помогайте, молящеся Богу, вас прославляющу Своя угодники.

И ныне. Богородичен. Л ютыми недуги, и болезнеными тяжкими варварскими находы истязаемым, Дево Богородице Ты нам помози, и печаль на радость преложи. Катавасия.

Седален, глас 4-й. П рострите свои длани святии отцы, ко всех Владыце, ими же добре потрудистеся, и Богу угодисте, и требующим не оскудно подасте. И устне свои на молитву отверзите. Ими же Бога славословисте, и люди на благоразумие настависте. Ускорите убо на помощь нашу. И от находящих на нас бед и зол, и всякия нужды избавите нас, вашими молитвами к Богу.

Слава, и ныне. Богородичен. Д ево всенепорочная, яже пресущнаго Бога рождьшая, со святители Того непрестанно моли, оставление согрешением, и исправление житию дати нам прежде конца, иже верою и любовию поющим Тя подолгу, едина Всепетая.

Песнь 4. Ирмос

У слышах Господи смотрения Твоего таиньство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество.

Запев. С трастей моих смущение, и многих бед нахождения бурю, утишити молитеся святии отцы к Богу, вашими молитвами.

Запев. М илосердия бездну прострите нам святии отцы, призывающим вас на помощь. Яко милосердаго Бога, имате послушающа ваша молитвы.

Слава. Н адежду имуще вас святии отцы, Петре и Алексие и Ионо, и яко стену недвижиму к Богу ваша молитвы, зол и всех бед избавляемся.

И ныне. Богородичен. И сцели Чистая душевныя наша немощи, и страсти телесныя. Поспеши Госпоже здравие подати молитвами си. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

П росвети нас повелением си Господи. И мышцею высокою Твоего мира подаждь нам, едине Человеколюбче.

Запев. И сполните святии отцы веселия живот наш, избавляюще нас варварскаго нахождения, и межусобныя брани.

Запев. И збавите нас от бед святии чудотворцы, яко предстателие теплии. И молитвеницы о душах наших.

Слава. Р азрушите мглу прегрешении моих, и безместных деянии. Вашими к Богу молитвами.

И ныне. Богородичен. Я ко стену нерушиму, и пристанище стяжахом, и душам Тя совершеное спасение, и пространьство в скорбех. О Владычице, ныне нас от страстей и бед спаси. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

М олитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печаль мою. Яко зол душа моя наполнися, и живот мой аду приближися. Но молюся яко Иона от тли Боже мой возведи мя.

Запев. С мерти и тли и варварскаго пленения избавите. И огненаго запаления свой град сохраните, к Богу вашими молитвами.

Запев. З аступники вас свемы, и твердыя хранители граду нашему трие святителие. Тем к вам прибегающе милость приемлем, и бед избавляемся.

Слава. Я ко стену и пристанище стяжахом вас святии чудотворцы, и пространство в скорбех. Подтвержение и спасение душам нашим.

И ныне. Богородичен. З аступницу Тя животу свем, и хранителницу тверду Девице. Напастей решащю молвы, и налоги бесов отгонящю. И молюся всегда, страстей мя избавити Всенепорочная. Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак, глас 3-й. В о святителех благочестно пожисте, и люди к богоразумию настависте. И добре Богу угодисте. Сего ради от Него нетлением и чюдесы прославистеся, яко ученицы Божия благодати.

Икос. П ервозваннаго наместницы, и русстии первопрестолницы, трие велицыи светильницы, Петре и Алексие и Ионо. Троице поборницы. Православию наставницы. В мире благочестно пожисте, и учением своим вселенную просветисте. Сего ради Царствию Небесному наследницы бысте. Нетлением и чюдесы прославистеся, яко ученицы Божия благодати.

Песнь 7. Ирмос

И же от Июдеи дошедше отроцы в Вавилон древле, верою утвержени, пламень пещныи попраша глаголюще, отец наших Боже благословен еси.

Запев. Н аше спасение, яко же восхоте Спасе устроити, прославляеши Своя угодники чюдесы, вопиющия Ти, отец наших Боже благословен еси.

Запев. В олителя милости, Его же роди Мати, молите святии трие святителие, Петре и Алексие и Ионо, избавити нас от прегрешении, и бед и зол, зовущих, отец наших Боже благословен еси.

Слава. С окровище спасения, и источник исцеления, наставницы покаяния, вы есте Божии угодницы, вопиющим, отец наших Боже благословен еси.

И ныне. Богородичен. С окровище спасения, и источник нетления Тебе Рождьшую, и столп утверждения, и дверь покаяния вопиющим показа, отец наших Боже благословен еси. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

Ц аря Небеснаго, Его же поют вои ангельстии, хвалите людие, и превозносите Его во веки.

Запев. П омощи вашея требующия, не презрите святии отцы, и наставницы православия, поющыя и превозносящыя Христа во веки.

Запев. Н еможение душ наших исцеляете, и от телесных болезней возставляете, вопиющих и превозносящих Христа во веки.

Слава. И сцелением богатство источаете, к вам притекающим Божиим угодником, и верно поющим, и превозносящим Христа во веки.

И ныне. Богородичен. Н апастныя Ты прилоги отгоняеши, и страстныя находы Дево. Яко да Тя поем, и превозносим Чистую во веки. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

В оистину Богородицу Тя исповедающе, иже Тобою спасении Дево чистая, с небесными вои Тя величаем.

Запев с поклоном. Т очения слез непрезрите, молим вас святии отцы Петре и Алексие и Ионо. И всем утешение подати блажащим вас.

Запев. Р адости сердца наша исполните, вашими к Богу молитвами святии отцы, и заступницы теплии.

Слава. С ветилницы пресветлии, Троицы поборницы, Петре и Алексие и Ионо, труды и подвиги вашими, мрак неведения отгоняшеся, благоверно вас ублажающих.

И ныне. Богородичен. С вета Твоего зарями просвети Дево, мрак неведения отгоняющи, и лютых бед спасающи, иже благоверно Богородицу Тя исповедающих. Катавасия.

Отпуст: Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и святых триех святителей: Петра, Алексия и Ионы, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь. Г осподи помилуй (трижды) . Исходные поклоны.

  • Древнерусская литература
    • Лицевой летописный свод
  • Старообрядчество
    • Архив архиепископии
    • Жития святых
  • Церковное предание
    • Правила святых отцов
    • Вселенские соборы
    • Поместные соборы
  • Богослужение
    • Суточный круг Богослужения
    • Избранные службы
    • Каноны
    • Молитвы
  • Духовная поэзия

Библиотека. Архив «Русской веры»

Библиотека нашего сайта — это уникальная коллекция материалов, жемчужиной которого является «Лицевой летописный свод Ивана Грозного». Кроме того, в библиотеке впервые размещён старообрядческий Архив Канцелярии архиепископа Московского и Всея Руси (РГАДА, фонд 1475).

@Κύριεἐλέησον.με

Ки́рие эле́йсон

Уроки из жизни Петра, Алексия и Ионы, святителей Московских

Книга 5. Поучение 12

I . Ныне память трех великих святителей Церкви русской: Петра, Алексия и Ионы, митрополитов Московских. Остановим внимание на их жизни, чтобы поучиться у них, как ныне воспитывать своих детей.

а) Св. Петр был родом из Волыни. По достижении семилетнего возраста, он был отдан в обучение наукам; но, как ни старался сначала молодой ученик, ученье шло неуспешно. Это чрезвычайно печалило его и родителей. Однажды, как бы во сне, Петр видит мужа, одетого в святительские одежды, который, ставши близ него, сказал: Чадо, открой уста свои! Недоумевающий отрок исполнил приказание. В это время явившийся прикоснулся языка его и, благословив, как бы влил некоторую сладость в уста его. С тех пор он стал преуспевать в учении паче всех сверстников своих.

На двадцатому году жизни св. Петр удалился в один из монастырей, недалеко от места рождения, принял здесь иноческий сан и затем, со всею горячностью юного сердца, предался подвигам нового звания; с этою целью он зимой и летом носил в монастырь на плечах воду, мыл братскую одежду и т. п.; по церковному звону первым являлся в храм и, благоговейно простояв всю службу, выходил из храма последним. Усовершенствуясь в таких подвигах, св. Петр, прошедши все степени пастырского служения, достиг, наконец, и сана митрополита Московского.

б) Св. Алексий также с юных лет посвятил себя на служение Господу. Елевферий (таково было первоначальное имя св. Алексия) был сын Московского боярина Феодора и супруги его Марии. Родители старались дать ему самое лучшее воспитание, чтобы приготовить его к высшим должностям гражданской службы; но Господь устроил иначе, нежели как мечтали родители. Однажды отрок Елевферий занимался так любимой детским возрастом забавой – ловлей птиц сетью. Утомленный долгим ожиданием добычи, отрок заснул. Вдруг он слышит, что кто-то говорит: Алексий, для чего понапрасну трудишься? Я сотворю тебя ловцом человеков. Елевферий проснулся и никого не видел вокруг себя. Возлюбив Господа Иисуса от детства, он скоро понял, Чей это голос призывал его. Двадцати лет от рождения он оставил дом свой и родителей, все приманки семейной и общественной жизни, удалился в Богоявленский монастырь и был пострижен, с именем Алексия, в ангельский сан преп. Стефаном, братом преп. Сергия.

в) Третий святитель Московский, св. Иона, также с юных лет был избран Богом и приготовлен на великое служение Церкви и отечеству. Св. Иона родился в Солигаличе от благочестивых родителей. Двенадцати лет он принял иноческий образ в одном из монастырей своей родины, а потом переселился в обитель Симоновскую, близ Москвы. Однажды в эту обитель прибыл митрополит Фотий. Совершив молитвословие в храме и преподав благословение настоятелю и братии, святитель захотел видеть и благословить иноков, трудившихся в разных монастырских службах. В пекарне увидел он юного инока, который, утомившись работою, спал, но правая рука его, на которой покоилась голова, была сложена как бы для благословения. Владыка запретил будить спавшего инока и, благословив его, сказал предстоявшим: Монах сей будет великий святитель в странах сих российских и многих на путь спасения наставит. Этот монах был св. Иона, и предсказание владыки буквально на нем исполнилось.

II . Ныне прославляемые святители преподают нам следующие два урока назидания:

а) Первый урок тот, что всякий юноша должен получать свое главное воспитание в Церкви и под ее руководством. Но то ли мы видим на самом деле? При нынешнем воспитании юношества все внимание обращают лишь на то, что относится к настоящей земной жизни, а о благочестии христианском, о добродетелях христианских, кажется, и помину нет. Многие учат детей своих светским приличиям, – писал в свое время свт. Тихон Задонский, – иные учат говорить на иностранных языках, а иные стараются обучать детей торговле и другим ремеслам. А жить по-христиански редко кто учить детей. Но, ведь, без этого все науки – ничто, всякая мудрость – безумие. Что пользы христианину говорить по иностранному, а жить безбожно. Что пользы быть искусным торговцем или художником, а не иметь страха Божия. Также умники бывают злее простаков. Юное сердце, склоненное ко злу, и стремится на всякое зло, если не будет удержано страхом наказания. Поэтому первою твоей заботою, христианин, пусть будет то, чтобы научить детей своих по христиански жить, что возможно только тогда, когда мы приблизим детей к мудрому руководству нашей матери – св. Церкви и верных ее служителей – пастырей. Все твои науки без этого – ничто. Бог не взыщет с тебя, учил ли ты детей своих каким наукам, но непременно взыщет, учил ли их по-христиански жить. Не тот истинный отец, кто родил, но тот, кто хорошо воспитывал и научил. Отцы, родившие нас, родили для временной жизни, а отцы, хорошо воспитавшие нас и научившие благочестию, рождают нас к жизни вечной. Блажен иже сотворит добре и научит добре ( Мф. 5:19 ).

б) Второй урок, преподаваемый нам жизнью святителей, ныне ублажаемых, тот, что юность самое дорогое время для религиозно-нравственного воспитания христианина, чем весьма должны дорожить родители и воспитатели.

Счастливая пора в жизни – юность, это – золотое время, это райские дни. Это время – время развития всех сил, как душевных, так и телесных, время приобретения всевозможных познаний, время образования навыков и привычек, хороших или дурных. Поэтому, если когда, то особенно в пору юности родителям нужно быть осторожными в воспитании детей, так как, что привьется в юности, то останется на всю жизнь. Юноша – это молодое, гибкое деревцо; если не привязать то деревцо к колышку, то оно от ветров покривится; если не останавливать буйные страсти юноши вовремя, непременно пропадет юноша тот. Видим, – говорит свт. Тихон Задонский, – что малое деревцо на всякую сторону удобно преклоняется и, куда его наклонишь, туда и растет. Вот так же и юное отроча: чему научится в детстве, к тому и привыкнет, с тем и останется на всю жизнь. Научится доброму: добрым и будет навсегда; научится злому: злым и останется; так что из малого отрока может выйти и ангел, может выйти и диавол. Поэтому мы видим, что многие подвижники сделались великими не под старость только, а задатки и расположение к добродетельной жизни были у них в юношеских летах. На примере великих святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы, память которых празднуется ныне, мы видели, что все они с юношеских лет возымели желание и влечение к ангелоподобной жизни.

III . Молитвами великих угодников Божиих, ныне ублажаемых, да предохранит нас Господь от гибельных ошибок в воспитании наших детей, за души которых мы, родители и воспитатели, должны отдать строгий отчет в день суда Божия.

Ссылка на основную публикацию