Монастырь в Звенигороде Саввы Сторожевского

История Саввино-Сторожевского монастыря

«На тихих берегах Москвы, Церквей венчанные крестами сияют ветхие главы над монастырскими стенами» — Так великий Пушкин писал о Саввинско-Сторожевском монастыре.

Эта обитель находилась недалеко от села Захарово, где поэт провел детские годы. В 1830 году, после того как Александр Сергеевич навестил эти места, появилось переведенное им на русский язык Саввы и посвященные обители стихотворные строки. Саввинская слобода, а у местных просто «Саввинка» лежит прямо у подножия горы Сторожи. В начале 80-х село утопало в садах, дома ухоженные. Выходишь из него по узенькой тропинке, пересекаешь поле, потом по мостику через реку Сторожку, последним усилием преодолеваешь гору и оказываешься наверху возле стен монастыря (сейчас там смотровая площадка). Вход в монастырь — через Северные ворота, и сразу переносишься из XXI века в XV.

Трудно поверить, но обитель эта простояла многие века — в 1998 году она отметила свое 600-летие. Задумав в конце XIV столетия основать монастырь, князь Юрий Дмитриевич пригласил в Звенигород своего крестного отца и духовника преподобного игумена Троице-Сергиевой лавры Савву — ученика Сергия Радонежского. В 1398 году «дела вдаль не отлагая», начали строить деревянный храм Рождества Богородицы, но уже через 6-8 лет Юрий Звенигородский дал средства для строительства каменной церкви. К тому времени Савве было 72 года, и монастырь он возглавлял только 8 лет. Для своих лет он был очень крепок: физические силы не оставили его. Под горой игумен своими руками выкопал колодец и носил воду для братии на своих плечах. Причем этот колодец по сей день не запустел — его водой лечатся и утешаются как местные, так и приезжие люди. Святой Савва жил жизнью аскетической. На северном склоне горы он вырыл пещеру и покидал её для того, чтобы присутствовать на службе. Паломники всегда посещают эту пещеру и выстроенный над ней в XIX веке Скит, так обычно называют небольшой монастырь — филиал основного.

Надо сказать, что за шесть веков существования монастыря с ним происходило немало удивительного и чудесного. Его полностью разграбили во время польско-литовской интервенции в Смутное время, а восшедшие на трон Романовы отстроили обитель, не пожалели денег на её благоустройство и украшение. Они полюбили этот монастырь так, что он стал первой в России Лаврой. Особенно почитал его царь Алексей Михайлович. Считается, что он не раз получал помощь и имел покровительство преподобного Саввы. У обители было немало разных названий, но самое точное — «комнатный монастырь». Настолько он небольшой и очень уютный. В центре — белокаменный собор, а вокруг плотным кольцом Царский дворец, Царицыны палаты, крыльцо в итальянском стиле с надвратной церковью, братский корпус. В XIX веке обилие помещений позволило открыть семинарию, которая действовала до революции. После нее для Саввино-Сторожевского, как и для большинства монастырей страны, наступили чёрные времена. Скит Саввы при советской власти почти полностью разрушили (он восстановлен лишь в 2004 году), а когда в 1919 году обитель закрыли, мощи преподобного были оттуда вывезены. Много лет их на свой страх и риск хранила семья православных людей — Успенских. Какое-то время в обители был лагерь для военнопленных, потом — детская колония. Пока наконец усилиями местного учителя — Александра Максимова — не удалось создать в монастыре музей. Благодаря этому были спасены многие реликвии. Например, пятиярусный иконостас XVII века из 54 икон, который и сегодня украшает центральный собор монастыря. Во время Великой Отечественной войны линия фронта проходила всего в 3 км от обители. И хотя купола её церквей были яркой целью, ни один снаряд туда не попал. Военные говорили: «Савва монастырь рукой прикрыл». В мирное время часть зданий отдали под военный санаторий, а в остальных разместили музей. То, что удалось спасти от разграбления и порчи, с благоговением люди хранили у себя дома.

Причем они не всегда имели возможность кому-то передать святыни, которые поэтому нередко оказывались в самых неожиданных и неподходящих местах. Оказывается, совершенно уникальная находка была сделана в 1,5 км от Саввино-Сторожевского монастыря — в ближайшем пригороде Звенигорода, называемом Городок. Именно там обнаружили три иконы письма Андрея Рублёва. Образы апостола Павла и архангела Михаила были найдены на чердаке жилого дома, хозяева которого и не подозревали, что являются хранителями такого сокровища. Но еще более удивительна судьба иконы Спаса из деисусного чина (искусствоведы называют «Звенигородский чин»). Она служила. ступенькой лестницы амбара. Образ перевернули ликом вниз, и множество людей, не подозревая, какое бесценное сокровище они топчут, ходили по нему несколько десятков лет. Доска была из старого дуба и в хорошей сохранности, поэтому когда обветшавший амбар разбирали, её оторвали довольно бережно. Может быть, хотели в дальнейшем использовать в хозяйстве? Неизвестны намерения, но икона сохранилась, хотя и сильно пострадала. И действительно, она заняла достойное место, как украшение Третьяковской галереи. Не менее удивительная история произошла, да и, похоже, происходит с французским родом Богарне в течение почти 200 лет. После передачи Саввино-Сторожевского монастыря церкви и его открытия в 1998 году сюда приехала православная монахиня Елизавета. Целью её визита было поклониться мощам Саввы Сторожевского. В роду Богарне, к которому она принадлежала, не только знают этого святого, но в его честь даже построили часовню в Париже. И на то у французов есть причина. В 1812 году полковник Богарне, двигаясь со своими войсками с Бородинского поля, вошел поздно вечером в Саввино-Сторожевский монастырь. Позже военный рассказывал, что то ли во сне, то ли наяву, но в его комнате оказался седовласый старец, назвавшийся игуменом Саввой.

Он сказал, что если полковник предотвратит разорение раки с мощами, то сможет вернуться живым на родину, а его потомки будут жить в России. Взглянув на икону возле мощей, француз узнал того, кто с ним говорил. Богарне сделал всё, чтобы святыня осталась нетронутой, и пророчество святого исполнилось вполне. Сын полковника в 1830 году приехал в Россию. Об этом его, умирая, попросил отец, и молодой человек выполнил его предсмертную волю. Он нашел монастырь Саввы и женился на дочери Николая I. Дети и внуки этого француза жили в России до 1917 года. После революции все они эмигрировали во Францию, но семейное предание о православном святом передали потомкам, завещав им чтить небесного покровителя рода Богарне. Икона преподобного Саввы чудом уцелела от пламени во время общего пожара в Москве, случившегося при нашествии французов в 1812 году. Образ этот тогда был не в самом Саввино-Сторожевском монастыре, а на его московском подворье на Тверской улице. Огонь уничтожил ворота, да и здания при них совершенно выгорели, но святой образ преподобного остался невредимым. Образ был передан в монастырь и находился в его Рождественском соборе у раки с мощами святого Саввы. После закрытия обители икона неизвестно каким путем попала в московскую церковь Воскресения Словущих. Пять лет назад она была возвращена монастырю и теперь находится в Троицком соборе. Первый образ преподобного Саввы написан в XV веке — через 70 лет после его смерти игуменом Дионисием, никогда его не видевшим. В дошедших до наших дней летописях сохранилось предание о том, что основатель Саввино-Сторожевской обители явился знаменитому иконописцу во сне, и тот смог написать лик святого по памяти. Монахи, знавшие преподобного Савву при жизни, были поражены сходством и мастерством изображения.

Монастырь Святого Георгия Хозевита

Старейшей монастырской обителью мира по праву считается монастырь святого Георгия Хозевита, располагающийся в кельтской долине. В нижней части вади расположилась главная святыня Иудейской пустыни, которая нынче территориально принадлежит Палестине и является автономной частью государства (находится в пяти километрах от Иерихона). Сюда стекаются со всего мира паломники, люди, желающие получить исцеления от местных святынь и реликвий, ценители древних достопримечательностей. На территории монастырской обители, которая нынче почти пришла в запустение, так как тут проживают всего несколько греческих монахов, располагаются храмы, часовни, висячие сады, датируемые 6 столетием.

История монастырской обители

Дата возникновения святого места приходится на 4 столетие, когда пятеро монахов-сирийцев, желающих вести отшельнический образ жизни в пустыне, объединились и решили уединиться в этом месте, ссылаясь на опыт пророков. Они разбили своеобразный лагерь неподалеку от пещеры, в которой пророк Илья укрывался от богоборцев на протяжении 3,5 лет. Еду же он получал от воронов, согласно преданию.

Свое наименование монастырь получил в честь святого Иоанна Хозевита, приехавшего в пустынь из Египта в 480 году. Именно тогда и наступил расцвет общины. Территория монастыря расширилась, появились новые постройки, а сама монастырская обитель приобрела образ общины общежительного типа. Именно здесь проживали иноки, являющиеся выходцами из различных стран и городов. Основная же масса была представлена выходцами из Греции, Сирии, Армении, Грузии, России. Место быстро прославилось своими реликвиями и необычным уставом, получив звание Святой Земли.

Что касается названия, то его монастырская обитель получила несколько позже во времена пущего расцвета и прославления, когда управление перешло в руки Георгия Хозевита (конец шестого и начало седьмого столетия). В то время сюда селились иноки, ведущие отшельнический и общежительный образ жизни.

Последующую историю монастыря святого Георгия Хозевита можно разделить на несколько значимых этапов:

  • Нашествие персов в 614 году, нанесшее огромнейший ущерб монастырской обители. В то время было убито 14 иноков, разрушены строения, где проживали монахи. Остальные послушники, пожелавшие спасти собственную жизнь, ушли из монастыря;
  • Неуспешное восстановление общины святым Георгием и крестоносцами;
  • Приход обители в запущение, длившееся в период с 12 по 13 столетие;
  • Восстановление общины иноком Калиникосом и его последователями, произошедшее в 1878 году, и полная реставрация здания, завершённая в начале 20 века.

Несмотря на восстановление работы монастыря и богослужений, красивейшее и древнейшее Святое Место почти не заселено монахами. Именно здесь сейчас проживает один-единственный иеромонах, являющийся настоятелем прихода. Вместе с ним в обители проживают несколько монахов-арабов, которые помогают иеромонаху с ведением хозяйства.

«И есть от Иерусалима до Иордана 26 верст великих, 15 верст до Кузивы, идеже постился Иоаким неплодства ради своего; и есть место то в потоце глубоко у пути близ на левой руце тамо идуче. А от Кюзивы до Иерихона 5 верст, а от Иерихона до Иордана 6 вёрст. »

Архитектурные особенности и реликвии монастыря

Главной святыней этого места является монастырский соборный храм, освященный в честь Рождества Богоматери. Недалеко от обители когда-то проживал отец Девы Марии — святой Иоаким, который в пещере провел 40 суток в молитве, чтобы Господь подарил ему долгожданного ребенка.

Сам монастырский комплекс представлен трехуровневым строением. Сверху находится пещерная церковь в честь святого Илии, на среднем уровне находятся основные монашеские постройки, церковь святого Иоанна и Георгия Хозевита, собор Рождества Божией Матери. На нижнем уровне можно увидеть всевозможные склады и старинные захоронения.

Что касается святых почитаемых реликвий монастыря святого Георгия Хозевита, то они представлены нетленными останками святого, давшего имя монастырской обители, и Иоанна Хозевита, мощами монахов, скончавшихся мученической смертью во время персидского нашествия, самоваром, который был подарен монастырю Денисом Давыдовым.

Монастырь св. Георгия Хозевита в Иудейской пустыне

Каждому, кто хоть раз спускался из Иерусалима к Мёртвому морю, наверняка, запомнилась эта дорога. На картах она значится под номером 1. Начинается на берегу Средиземного моря в Тель-Авиве, через 65км поднимается в Иерусалим до высоты 800м над уровнем моря и затем, ещё через 30км, оказывается на берегу Мёртвого моря, в самом низкорасположенном месте нашей планеты – 430м ниже уровня Мирового океана – тем самым, пересекая Израиль от его западной до восточной границы. На выезде из Иерусалима, обогнув гору Скопус, дорога стремится вниз, меж выжженных солнцем холмов Иудейской пустыни.

А, примерно через 20км, можно увидеть 3 дорожных указателя влево. Белый (такими в Израиле обозначают населённые пункты) – “Mizpe Yeriho” и два коричневых (обозначающих туристические аттракции) – “Vadi Qelt” и “St. George”.

Снимок из Google maps

Выехав с дороги по этим указателям, оказываемся у развилки. Вправо – въезд в посёлок религиозных сионистов Мицпе Ерихо (Наблюдающий за Иерихоном – ивр.). Влево идёт узкая, но асфальтированная дорога. Это старая дорога в Иерихон – город, возраст которого, по оценкам археологов, более 7 тысяч лет. Дорога петляет по пустыне. Кое-где между горами, далеко внизу, видна долина реки Иордан, город Иерихон, Мёртвое море и горы Иордании на противоположной его стороне. Километра через четыре, то тут, то там, на скалах начинают попадаться большие чёрные кресты, возвещающие путника о том, что он на правильном пути и монастырь близко. Еще через километр дорога выводит нас к арке-воротам из белого камня с крестом наверху.

Если до этого места можно было ехать на машине, то дальше путь продолжается только пешком. Правда, пешей прогулке есть альтернатива. Желающие могут ехать верхом на осликах, бойко предлагаемых местными бедуинами, которых здесь обычно немало.

Они же, достаточно навязчиво, продают сувениры. Всевозможные украшения, бедуинские платки и т.п.

Пройдя через ворота, дорога сразу начинает спускаться вниз.

Это и есть ущелье Вади Кельт.

Когда-то здесь случился тектонический разлом. Затем, за многие и многие годы, ущелье углубляли потоки воды, стекающие с окрестностей Иерусалима к Мёртвому морю. Напомню – перепад высоты в 1.2 км на расстоянии в около 30 км. По дну ущелья протекает ручей Прат, который полностью пересыхает летом. Но сейчас, в конце зимы, он вполне полноводен.

Название этого ручья на иврите полностью совпадает с названием одной из двух великих рек Месопотамии – Евфрата (вторая – Тигр, на иврите – “ХидЭкель”). Это совпадение послужило причиной путаницы в переводах некоторых глав Святого писания, где говориться, что некто “спустился к Прату”. И в этих переводах, персонаж отправился в далёкую Месопотамию. В 1967 году эта местность была объявлена природным заповедником Нахаль Прат.

По южной стороне ущелья проходит канал, несущий к Иерихону воду из источников, которые находятся невдалеке от Иерусалима .

Первый акведук здесь был построен еще при Хасмонеях, во II веке до н.э. Но и сегодня этот канал полон воды. Бедуины дают здесь своим осликам утолить жажду. “Заправка топливом!”.

Но вот, из-за очередного поворота, появилась главная цель нашего путешествия – Монастырь св. Георгия Хозевита.

Один из древнейших христианских монастырей в мире. Вообще, первые монастыри в христианстве появились именно в этих краях. Люди, желающие максимально приблизится Господу, в подражание ветхозаветным иудейским пророкам, уединялись в пустыне, в пещерах. Уже во II веке н.э. на этом месте жили первые монахи.

На обрывах Вади Кельт таких пещер немало. Здесь же когда-то появилось и разделение монастырей на разные виды. Слово “лавра”, сегодня обозначающее большие и важнейшие монастыри, когда-то было взято из греческого языка и обозначало тропинку между соседними пещерами-кельями.

Чуть позднее появился и другой вид монастырей – киновия. Это монастырь общежитского типа. В киновии монахи вели общее хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым. По большому счёту – колхоз. Вот, как раз, киновией, и является монастырь Георгия Хозевита.

Начало ему положил в 5 веке, пришедший из Египта монах Иоан, прозванный по древнему названию этого места – Хозевит. Он поселился в пещере, где согласно преданию, когда–то, около 3 лет жил пророк Илиягу (Илия, Илья), скрывавшийся здесь от гнева царицы Изавели. При этом, пищу ему приносил посланный Богом ворон.

Другое предание говорит о том, что именно сюда приходил благочестивый Иоаким, молить Господа даровать ему и его жене Анне ребёнка. После чего у них родилась дочка, которую нарекли Марией. Ей было суждено стать Богоматерью.

Особого расцвета монастырь достиг при Георгии Хозевите. Выходец с Кипра, он жил в этом месте в конце VI – начале VII века. Вначале простым монахом, потом настоятелем. Он прославился своим аскетизмом и праведным образом жизни. В 614 году монастырь был захвачен персами и разрушен. Многие монахи были убиты, другие бежали. И только Георгий остался жить на этом месте. Предполагают, что персы пощадили его из-за очень измождённого вида.

Затем Георгий прилагал большие усилия для возрождения обители. Но в дальнейшем, после прихода в эти края арабов, монастырь пришёл в упадок. Попытка восстановления была предпринята при крестоносцах в XII веке. Однако, в конце XII века, христианская власть крестоносцев вновь сменилась мусульманами – мамелюками. И только в XIX веке греческий монах Калинник, в сотрудничестве с известным в этих местах французским востоковедом и археологом Шарлем Клермон-Ганно, начинает проводить здесь археологические раскопки и понемногу восстанавливать монастырь. К 1901 году обитель была полностью восстановлена. На сегодняшний день здесь постоянно проживает 10 монахов.

Сегодня монастырь открыт для свободного посещения ежедневно с 9:00 до 13:00. Всем гостям монахи предлагают угощение в виде печенья и некоего подобия кофе.

С балкона открывается потрясающий вид на ущелье.

Главная церковь монастыря освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Здесь выставлены раки с мощами, приписываемыми св. Иоанну и Георгию Хозевитам. А так же, стеклянная рака с нетленными мощами Иоанна Румынского (первая половина XX века).

На полу можно видеть фрагмент старой, византийской мозаики.

Росписи стен и сводов церкви выполнены в XX веке русским монахом Дионисием. Иконостас – тоже XX века, кроме царских врат. Они византийские – XII века. Много легенд существует об образе Богоматери, список которой находится в церкви. Одна из легенд рассказывает о том, что именно благодаря этой иконе, сегодня женщины также могут посещать этот монастырь. Раньше их туда не пускали. Пока одна настойчивая посетительница (в некоторых вариантах легенды – жена византийского императора) не заявила, что пришла сюда по приглашению самой Богоматери. Якобы та, явившись ей, сказала: “Как это, ты, всех обошла, а ко мне в гости не заглянула”. С тех пор гендерное неравноправие было устранено.

В одном из помещений монастыря можно увидеть маленькую экспозицию старинной утвари, даже, печатный станок. А ещё в монастыре хранится самовар подареный героем русско-французской войны 1912 года Денисом Давыдовым.

На верхнем ярусе находится пещера пророка Илии.

А на нижнем – монастырское кладбище.

Желающие посетить монастырь, могут сделать это одним из двух способов. Для тех, кто на автомобиле, всё очень просто. По дороге №1, от Иерусалима, примерно 20 км до указателя на Mizpe Yeriho. Дальше по левому ответвлению местной дороги. И на следующей развилке – направо. Примерно, через 4-5 км – вы на месте.

Не имеющие в своём распоряжении автомобиля, могут доехать до Мицпе Ерихо с центральной автостанции Иерусалима на автобусе № 216 компании “ЭГЕД”, “Иерусалим – Мицпе Ерихо”. Эта линия выходит из Иерусалима в районе каждого ровного нечётного часа – 7, 9, 11 и т.д.. Обратный автобус из Мицпе Ерихо выходит около каждого чётного часа. Цена билета – 9.1 шекеля. Время в пути около 50 минут. А дальше – порядка 5 км пешком. Есть еще и автобусы маршрутов – 946, 943, 941, но они делают всего по 1-2 рейса в день, поэтому на них рассчитывать не стоит.

ВАЖНО. При выборе пешего маршрута ОБЯЗАТЕЛЬНО. ЗАПАСИТЕСЬ ДОСТАТОЧНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ВОДЫ. Ведь путь, пусть и недалёкий, но пролегает по пустыне. А там с водой не шутят.

И еще одна ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ДАМ. Еще около года назад можно было свободно посещать монастырь в брюках. Сегодня женщинам разрешается вход только в юбках (либо каком-то их подобии). За этим внимательно следит, находящийся у входа, монах-привратник. А, в отличие от других монастырей, где на входе предлагаются косынки- юбки, здесь этого просто нет.

Мужской монастырь Георгия Хозевита (Вади Кельт)

Православный монастырь св. Георгия — один из старейших монастырей в мире, расположен в нижней части долины (вади) Кельт в Иудейской пустыне на территории Палестинской автономии в 5 км от Иерихона. Принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святые
  • 5 Святыни
  • 6 Престольные праздники
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Как добраться
  • 10 Паломнику
  • 11 Ссылки

История

Монастырь св. Георгия возник в IV в., когда пять сирийских монахов, стремившихся к пустынному уединению по опыту пророков, поселились у пещеры, в которой св. пророк Илия скрывался три года и шесть месяцев, а вороны приносили ему еду (Цар.3, 17:5-6).

Св. Иоанн Хозевит, приехавший в монастырь из Египта в 480 г., значительно расширил монастырские постройки, превратив его в монастырь общежительного типа.

Монастырь испытывает время расцвета в VI в. Монастырь населяли монахи — выходцы из различных народов, среди которых были греки, сирийцы, армяне, грузины, русские и многие другие. Слава о монастыре распространилась по все Святой земле.

Наиболее ярко монастырь расцвел в конце VI начале VII вв. при настоятеле св. Георгии Хозевите, имя которого монастырь носит по сей день. Здесь селились и монахи-отшельники и братия, предпочитающая общежительный образ жизни.

Персидское нашествие 614 г. принесло страшный ущерб монастырю. Персы убили 14 монахов, разрушили монастырские постройки, оставшиеся в живых монахи ушли из монастыря.

Св. Георгий пытался возвратить монастырь к жизни, но безуспешно, крестоносцам в 1179 г. это тоже не удалось, к XIII в. монастырь совсем опустел.

Лишь в 1878 г. греческий монах Калиникос с монахами Святогробского братства приступили к восстановлению обители. Реставрация монастыря была завершена в 1901 г.

Недалеко от монастыря в одной из пещер жил св. Иоаким, отец Богородицы, который молился там 40 дней, чтобы Бог дал ему ребёнка.

Современное состояние

Сегодня — это красивейший, но мало населенный монахами монастырь, в котором живет всего один иеромонах — настоятель и несколько рабочих арабов, помогающих ему по хозяйству.

Весь монастырский комплекс построен на трех уровнях: верхний — церковь-пещера Илии; средний — все главные строения, где также есть церкви свв. Иоанна и Георгия Хозевитов и церковь Рождества Богородицы; нижний — складские помещения и древние захоронения.

Храмы

Храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен приблизительно между 1100 и 1150 годами. Церковь VI-VII веков со временем пришла в упадок и была восстановлена императором Мануилом I Комнином в 1179 году. Сохранившиеся фрагменты напольной мозаики относятся именно к этому периоду. В конце XIX века русским монахом Дионисием выполнена роспись купола и сводов, но после реставрации 2012 года церковь потеряла свой привычный “русский облик” – русские надписи под куполом были сбиты. Резной деревянный иконостас с царскими вратами XII века заменен на каменный. Полы вместо старой плитки теперь выложены свежими мраморными плитами, росписи стен переписаны. У северной стены храма установлены ковчеги с главами преподобных Иоанна и Георгия Хозевитов. В стеклянной раке положены целокупные мощи св. пустынника Иоанна Нового Румына, подвизавшегося в в скиту святой Анны (†5 августа 1960 г.).

Пещерный храм Илии был основан не ранее 480 года.

Церковь св. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита построен между 500 и 600 годами.

Святые

Святыни

  • Мощи Иоанна Хозевита
  • Мощи Георгия Хозевита
  • Мощи Иоанна Румынского
  • Кости и черепа монахов-мучеников, убитых персами в 614 г.

Престольные праздники

Вид на монастырь с юго-востока

Арка у начала спуска к монастырю

Вход в монастырь

Купол церкови Рождества Пресвятой Богородицы (справа)

Иконостас церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы

Видео

Как добраться

Адрес: Иудейская пустыня

Как добраться: из Иерусалима от Центральной автобусной станции автобусом 125 до поселения Мицпе-Йерихо. Выйти из ворот поселения и повернуть направо, далее еще раз направо и по асфальтированной служебной дороге около пяти километров до стоянки и арки, обозначающей начало монастырских земель. Далее вниз. На машине по шоссе № 1 Иерусалим-Иерихон, до поворота налево – в поселение Мицпе-Йерихо, не въезжая в ворота поселения снова налево, далее первый поворот направо.

Интересно обратить внимание на остатки древнего римского акведука, встречающиеся по пути рядом с дорогой. Этот водопровод неоднократно восстанавливался и при византийцах и при крестоносцах, в настоящее время он не действует, зато в самом ущелье вади Кельт построен канал с проточной водой, протекающей возле монастыря. Перед пешеходным спуском к монастырю, у автомобильной стоянки, сохранились руины арабской цистерны, называемой Бет Джабер аль-Фукани.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Монастырь Георгия Хозевита

Монастырь преподобного Георгия Хозевита в Иудейской пустыни к западу от Иерихона основан в 5 веке монахом-египтянином Иоанном. До него в здешних пещерах подвизались 5 сирийских отшельников. Затем приемником Иоанна стал Георгий, в честь которого и назван монастырь.

Место для обители выбрано было неслучайно. Это место, как сказано в Библии, указано было Богом для жительства пророку Илии в период трёхлетней засухи в Израиле . Пещера пророка, куда вороны приносили ему пищу, сохранилась, в ней находится церковь его имени.

Здесь же, по преданию, святой Иоаким получил от Ангела известие, что его жена, праведная Анна родит долгожданную дочь, Пречистую Деву Марию. В память о том, как Иоаким и Анна вымолили себе у Бога дитя, соборный храм обители посвящён празднику Рождества Богородицы.

Православный монастырь св. Георгия — один из старейших монастырей в мире, расположен в нижней части долины (вади) Кельт в Иудейской пустыне на территории Палестинской автономии в 5 км от Иерихона.

Монастырские постройки с древними храмами, часовнями и садами VI в. висят, как ласточкины гнёзда, на почти отвесных скалах. В них по-прежнему проживают несколько греческих монахов.

Вот как этот монастырь описывался в прошлом : ” За этим монастырем
есть пространство, примерно в двенадцать миль, и за
ним находится большой овраг, а среди его (оврага) проходит поток, на
противоположной стороне которого есть монастырь Хозива, нечто для
рассказа невероятное, а для зрения удивительное. Ибо углубления в
пещере служат келиями для монахов, и самый храм и усыпальница устроены в расселине скалы, и все это до такой степени накаляется лучами солнца, что огненные языки поднимаются от камней в виде пирамид. Вода же употребляемая для питья монахами такова, какою бывает в стоячем болоте, когда солнце среди лета стоит над болотом и своими огненными лучами нагревает воду до точки кипения. В этом монастыре мы видели разных освященных мужей, и между прочим одного из них знаменоносного мужа и непосредственно беседующего с Богом. Лука имя этому старцу. С трудом мы вошли и вышли из монастыря по крутизне места и по чрезмерности солнечного зноя “.

Сегодня – это красивейший, но мало населенный монахами монастырь, в котором живет всего один иеромонах – настоятель и несколько рабочих арабов, помогающих ему по хозяйству.

Весь монастырский комплекс построен на трех уровнях: верхний – церковь-пещера Илии; средний – все главные строения, где также есть церкви свв. Иоанна и Георгия Хозевитов и церковь Рождества Богородицы; нижний – складские помещения и древние захоронения.

Монастырь открыт для посещения и представляет собой один
из самых популярных туристских объектов Израиля. Все его кельи, часовни
и церкви расположены прямо на отвесной скале над глубоким ущельем. Тот,
кому доведется побывать там, никогда не забудет ни с чем не сравнимого
впечатления, полученного от видов, открывающихся с веранд монастыря
(см. фото). Здесь всюду царят православный дух и покой, располагающие к
медитации и открывающие сердца для приятия Божественных глаголов.

В монастырь можно пройти минуя двое ворот – внешние, построенные в
1909 году, и внутренние. Один из монахов назначается привратником и
живет постоянно в келье около ворот. Двойные ворота сделаны не только в
целях безопасности, они как бы обеспечивали своего рода таможенный
контроль. Между воротами находится небольшой дворик, здесь раньше
посетители ожидали приема и проходили “селекционный досмотр” (пока не
выяснят кто ты такой). Женщины дальше вторых ворот не допускались
(сегодня это правило отменено), здесь же арабы, поставщики
продовольствия развьючивали своих ослов.

Поднявшись в монастырь, мы попадаем как бы в просторную приемную,
где есть всегда вода для питья, стол и сиденья для отдыха. Посетителям
обычно предлагают разные напитки и угощения как знак гостеприимства
игумена монастыря иеромонаха Антония.
Южная часть этой приемной выходит на балкон, нависающий над бездонной пропастью и откуда открывается потрясающий вид. Насладившись видом, посетители могут пройти в северную часть, со стороны которой, за небольшим притвором, находятся церкви Святой Девы Марии и к востоку от нее – церковь св. Стефана, или свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита.

В монастыре хранятся мощи св. Георгия и Иоанна Хазевитов, а также Иоанна Румынского.

Кости и черепа монахов-мучеников, убитых персами в 614 г. можно увидеть в монастырской часовне.

В монастыре можно увидеть самовар, подаренный героем войны 1812 г. Денисом Давыдовым.

К преподобному Георгию Хозевиту

Такси! Такси! — кричат паломникам мальчишки на осликах! А идти где-то 5 км то вверх, то вниз по жаре. Вверх — в монастырь к преподобному Георгию Хозевиту (память 21 января н.ст.)

Фото Юлии Маковейчук

Ущелье Вади-Кельт. Паломники на пути к монастырю св.Георгия Хозевита.

До монастыря никакой транспорт не ходит. паломникам нужна самим преодолеть расстояние в 5 км по узкой горной тропке, вьющейся лентой вдоль гор над ущельем.

Впрочем, для тех, кому тяжело идти, особенно по жаре, всегда к услугам ослики со своими хозяевами.

Арабы предлагают услуги своего транспорта, громко крича: “Такси! Такси!”

Вид на монастырь с половины пути

Помещения монастыря выдолблены прямо в скалах

Узкие лесенки ведут в кельи монахов, часть из них и сейчас обитаема

По пути к монастырю установлены кресты в качестве указателей

Пещера св.Илии Пророка, где он скрывался три года и шесть месяцев, а вороны приносили ему еду.

На террасе архондарика устроены столы с чаем и угощениями для паломников

В монастыре очень любят собак, которые здесь добродушны и ласковы

Пересохший ручей Айн Кельт

Иконостас возведен в 20 в., однако его царские врата относят ко времени византийского императора Алексея II Комнина (12 в.) (“Спутник паломника по святым местам”)

Интерьер главного храма монастыря Георгия Хозевита. в храме покоятся мощи св. Георгия Хозевита, св. Иоанна Нового (Румына) и др. святых насельников.

Интерьер главного храма монастыря Георгия Хозевита. в храме покоятся мощи св. Георгия Хозевита, св. Иоанна Нового (Румына) и др. святых насельников.

Ворота – начало пути к монастырю от стоянки автобуса.

Преподобный Георгий Хозевит

Преподобный Георгий Хозевит вырос на Кипре, его старший брат принял монашество. Георгий совсем молодым стал иноком и вступил на путь подвижничества. Трудясь во славу Божию и для спасения своей души, он особенно упражнялся в смирении и послушании. Бог прославил Своего угодника и наградил его даром чудотворения. Братия монастыря удивлялась его дару, тогда Георгий, не хотевший привлекать к себе излившее внимание, ушел из монастыря и поселился у старшего брата в Коломановой Лавры у Иерихона близ Иордана.

До монастыря никакой транспорт не ходит. паломникам нужна самим преодолеть расстояние в 5 км по узкой горной тропке, вьющейся лентой вдоль гор над ущельем.

Братья не готовили себе горячей пищи, за исключением тех случаев, когда к ним приходил кто-либо.

Однажды авва Ираклид сказал своему брату:
— Возьми топор, и пойдем рубить дрова!
И когда тот взялся за топор, то старший брат приказал ему срубить бесплодную пальму, которая росла около их кельи. Поклонившись брату, Георгий стал просить:
— Нет отче, не будем рубить ее, может быть она даст нам ваии.
Но тот с угрозою сказал:
— Сруби ее; вот уже несколько лет она не приносит плодов, — зачем же она занимает место?
Тогда Георгий, снова со смирением поклонившись, произнес:
— Я ручаюсь, что скоро она принесет плоды.
После таких слов Ираклид уступил, и с тех пор пальма стала приносить многочисленные и прекрасные плоды.

Ущелье Вади-Кельт. Паломники на пути к монастырю св.Георгия Хозевита.

В то время в Иерихоне жил один землевладелец, любимый святыми братьями-подвижниками. У него скончался малолетний единородный сын. Положив мертвого в корзинку и прикрыв его начатками своих плодов, отец поспешно принес его в Лавру. Войдя в келью к Ираклиду и Георгию, он поставил пред старшим братом корзинку, прося его благословить плоды его земледелия, а сам немедленно вышел. Вынув плоды из корзинки и нашедши в ней мертвого младенца, Ираклид сказал меньшому брату:

— Призови этого человека, ибо он хочет искусить нас грешных.

Но Георгий возразил ему:

— Не печалься и не гневайся, отче, но с верою призовем благоутробного и милостивого Бога, и если Он услышит нас грешных и воскресит младенца, то отец возьмет его от нас живым в награду за свою веру; а если Бог не восхочет сотворить сего, то скажем отцу, что мы, будучи грешниками, не достигли такого дерзновения к Богу, чтобы помочь его беде.

Старец послушался брата, и оба они стали на молитву со слезами и с сокрушением сердечным. И всемилостивый Господь, творящий волю боящихся его, услышал их и воскресил младенца. Тогда, призвав его отца, братья отдали ему младенца живым, повелев ему, чтобы он никому не рассказывал о сем чуде.

Так святые Ираклид и Георгий мирно и богоугодно жили вместе, со всяким смирением и скромностью, и никто не слышал спора и разноречия между ними, не видел и тени презрения их друг к другу, или к кому-нибудь иному.

По прошествии некоторого времени, Ираклид скончался, достигнув семидесятилетнего возраста от рождения. Авва Георгий, оставшись в кельи один, рыдал и скорбел о кончине брата своего, в то же время доблестно подражая его жизни и трудам.

За свою подвижническую жизнь старец был удостоен диаконского сана, и по должности диакона часто прислуживал священным отцам за Богослужением. Между тем, в Лавре скончался игумен, и произошло великое разделение и несогласие по поводу избрания нового настоятеля. Тогда Святой Георгий, не терпя смуты, со скорбью удалился из Коломана и снова поселился в Хузевитской обители, в отдельной кельи, которую дал ему игумен монастыря.

Он не покупал себе ни еды, ни одежды — собирал по кучам мусора тряпки, делал из них одежду и постель. Питался объедками от трапезы иноков.

Кроме того, старец просил, чтобы братия не пекли без него хлебов, ибо он веровал, что занимающимся этим делом в тех святых местах будет великая награда на небе, так как в Палестине было в обычае издерживать излишек хлеба на странников, приходивших поклониться тамошним великим святыням.

В хлебнице, предпочтительно пред другими работами, преподобный Георгий топил печь. Занятие это особенно тягостно в тех местах в летнее время, когда от сильного зноя тают даже свечи на церковных подсвечниках.

Так подвизался сей земной ангел и небесный человек, назидая своими подвигами и других.

Когда же случилось нашествие Персов на святую землю[26], он на время оставил Хузевитскую Лавру и скрылся в Коломане; по миновании же опасности, старец снова возвратился в Хузиву. Здесь он снова предался подвижническим трудам и в то же время поучал всех, приходящих послушать его Богомудрых речей. Никого он не оставлял без поучительных бесед, но всех наставлял в слове Божием и в благочестии.

Благочестиво пожив и угодив Богу, преподобный Георгий был отозвать в небесные обители, достигнув глубокой старости. О блаженной кончине старца ученик его, преподобный Антоний, рассказывает следующее.

«После многих трудов заболел Святой отец наш Георгий недугом, от коего и скончался. В вечер же, в который он скончался, по устроению Божию, случилось множество пришельцев, и я был весьма занят послушанием. И некоторые из братии, сидевшие у старца, часто приходили, говоря мне:

— Спрашивает тебя старец, говоря: «где Антоний? Призовите мне его, ибо я уже умираю».

Я уже колебался надвое, желая и исполнить послушание, и пойти к старцу. И старец, узнав это духом, объявил мне чрез посланных:

— Не скорби и не смущайся, чадо, но исполни послушание твое, а я подожду до тех пор пока ты придешь.

И пока пришельцы встали из-за трапезы, и пришли другие, время протянулось почти до полуночи, и старец был еще жив. Исполнив свое послушание и отпустив пришельцев, я пришел к нему. Когда он меня увидел то обнял и облобызал и благословив обернулся к востоку и сказал:

— Изыди, душе моя, ныне о Господе, изыди.

И сказав это трижды, он предал дух Господу; так он преставился, мирно и тихо, явно о предав дух в руки Божии, как пишется: «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» (Сол. 3:1), и паки: «Дорога в очах Господних смерть святых Его». Я же, узнав, что он предал дух Господу, припал к груди его, и плакал и рыдал о лишении преподобного отца. И опрятав тело его с псалмами и пениями и песнями духовными, мы положили его в гробнице преподобных отцов; и ныне он находится с ликами святых сомолитствуя за нас и за весь мир». Аминь.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Монастырь Георгия Хозевита

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Эту обитель относят к самым неприступным сооружениям мира. Подступится к монастырю святого Георгия Хозевита в Израиле не так и просто. Его сооружение относят к 6 веку. За основу была взята отвесная скала. По внешнему виду он много чем напоминает ласточкины гнезда. Многие его постройки сохранились и до наших дней.

Житие Георгия Хозевита

Он родился на острове Кипр. Когда его родители умерли, он принял решение путешествовать по святым местам. Попав в Хизуитскую общину, он был поражен ее уставом и красотой данных мест. Она располагалась между Иерусалимом и Иорданом. Немного позже он вступил в нее. Через некоторое время, за свое отверженное служение Господу и следование всем заповедям, он получил сан настоятеля.

Всю свою жизнь он подавал пример своим последователям в том, какие подвиги стоит совершать и как прощать все прегрешения и проступки. Набеги персов заставили его с братией покинуть родные края и прятаться. В тот момент, когда они уже собирались возвратится назад, то он заболел и умер.

После его кончины мощи были погребены в «гробнице преподобных отцов». В данное время глава его находится в специальном ковчеге в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, а гробница – в монастыре. Кроме него можно найти тут и останки Иоанна Румынского.

Множество паломников съезжаются к монастырю помолится и зарядится духовной энергетикой. Посетить это удивительное место можно в будни с: 8:00 д 11:00 и с 15:00 до 17:00. А в субботу с 9:00 до 12:00. Воскресенье — выходной.

О чем молятся святому Георгию

Как и к прочим святым, к нему многие обращают свои прошения. Есть даже целый перечень того, о чем молятся. Среди всего, особенно часто просят:

  • исцеление от различных недугов;
  • повышение плодородности земли;
  • спасение от нашествия врагов и прочие.

Чудеса случались еще и во время земной жизни. Так однажды он излечил серьезно больного человека благодаря молитве к Господу. А потом вернул способность плодоношения засохшей финиковой пальме.

Лик святого

Икона с его изображением находится в обители, но кроме этого ее можно найти и в прочих священных местах. Часто принято читать свои прошения именно перед изображением святого. В таком случае Вы будете более сосредоточенны. Если подойти к делу с чистой совестью и открытым сердцем, то он обязательно Вас услышит.

Но не расстраивайтесь, если Вы ее не найдете. Ведь молится можно и дома. Основное в данном деле – это Ваша вера и искренность. Наилучшим временем произнесения таких речей считают день памяти. Он попадает на 8 января.

Если не знаете специальной молитвы, то можно сказать и своими словами. Вот текст наиболее часто используемых святых обращений.

Яви́лся еси́ свети́ло пресве́тлое, Гео́ргие,/ озаря́я Боже́ственными заря́ми ве́рно зову́щия ти:/ моли́ о нас Влады́ку Христа́,/ я́вльшагося во струя́х// и просве́щшаго земноро́дныя.

Помните, что посещая монастырь Георгия Хозевита в иудейской пустыне Вы будете поражены не только его красотой, но и особенной энергетикой.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о монастыре святого Георгия в Израиле:

Ссылка на основную публикацию