Монастырь Георгия Хозевита

Монастырь святого Георгия Хозевита (St. George Orthodox Monastery)

Saint George, Монастырь святого Георгия Хозевита, Козиба (Иоанн из Козибы), Дейр мар Джирис или аль-Хадер, подразумевая под этим именем другого святого, св. Георгия Лиддского (Победоносца), или Дейр эль-Кельт, по названию ущелья, находится в Иудейской пустыне в вади (долине) Кельт.

Иудейская пустыня занимает часть территории Израиля и Западного берега реки Иордан. Уединенность и пустынность этого места с древнейших времен служили как пристанище для отшельников и беглецов.

Большинство из них остались безымянными, и память о них затеряна в веках. Хотя известно, что среди беженцев был даже Давид, будущий иудейский царь, который скрывался от гонений царя Саула, и другие известные люди

Вади Кельт – это сухое русло, которое тянется от Иерусалима до древнего города Иерихон, пересекая Иудейскую пустыню запада на восток. Вдоль него уже в древности проходила дорога из Иерусалима в Иерихон.

Монастырь Святого Георгия имеет и другие наименования: Дейр эль-Кельт – по названию ущелья, святого Георгия Хозевита – по имени монаха, пришедшего сюда в конце VI века и ставшего духовным наставником монастыря.

Туристические путеводители чаще всего используют название Сент-Джордж (Святой Георгий), и оно не переводится на иврит. Это же название обычно встречается на дорожных указателях, а по имени Mar Jaris (St. George) монастырь можно обнаружить на Гугл картах.

Монастырь располагается в пяти километрах от Иерихона – это ближайший крупный город

Если ехать из Иерусалима, тогда добраться до монастыря можно по шоссе № 1.

Надо доехать до арабского поселения Мицпе-Йерихо (Mitzpe Yeriho), а дальше свернуть на асфальтированную дорогу, которая приведет к увенчанной крестом арке, обозначающей начало земли, принадлежащей монастырю.

Оставшуюся часть пути, спускаясь в ущелье, придётся преодолеть пешком или воспользоваться услугами местных жителей, которые с удовольствием за небольшую плату предоставляют возможность добраться до монастыря верхом на осле.

Монастырь находится в нижней части течения вади Кельт, поэтому ущелье здесь довольно глубокое и имеет отвесные скалы. По дну ущелье протекает небольшой ручей, который во время дождей превращается в бурный поток.

Основные строения монастыря располагаются на практически вертикальных скальных стенах, примостившись на каменных выступах и небольших площадках.

Монастырь считается одним из древнейших. По сохранившимся сведениям, его основали в IV веке несколько сирийских монахов около той пещеры, где, согласно преданию, прожил более трех лет пророк Илия, скрывавшийся от царя Ахава.

В 480 году к обители присоединился монах Иоанн, пришедший из Египта, из Фиванской пустыни. При нём появились новые здания, небольшая обитель расширилась и начала существовать на принципах монашеской коммуны (киновии).

Ещё большее развитие монастырь получил на рубеже VI-VII веков, когда сюда пришел монах Георгий Хозевит. Он никогда не был настоятелем монастыря и не занимал никаких официальных должностей, наоборот, в знак послушания добровольно принимался за самую тяжелую работу.

Георгий Хозевит сделался духовным лидером обители, и именно его имя монастырь носит до наших дней. Георгий Хозевит был уважаем и почитаем еще при жизни, ибо он был «нестяжателен, воздержан, кроток, любовен ко всем и совершенно и чрезмерно сострадателен». Так писали в житии святого.

В 614 году произошло губительное нашествие персов, разрушивших Иерусалим и разоривших многочисленные монашеские обители в Палестине.

В монастыре святого Георгия погибли 14 монахов, были разрушены его основные сооружения.

Побывал в заточении и святой Георгий, но его персы пощадили, удивлённые изможденным видом старца, который многие годы вел аскетическую жизнь.

Избежавшие смерти монахи покинули обитель, и даже авторитет святого Георгия не мог содействовать ее возрождению. Сюда приходили только те монахи, которые искали полного уединения, и они селились в пещерных кельях.

Не удалось изменить ситуацию к лучшему и крестоносцам, хотя они и предпринимали попытки.

В конце XII века воины Салладина еще больше разрушают монастырь святого Георгия, который после этого пребывает в запустении до 1878 года.

В это время сюда пришел монах из Греции Каллиник, начавший в одиночку восстанавливать разрушенную обитель.

К нему присоединился французский археолог и востоковед Шарль Клермон-Ганно, и он не только проводил раскопки, но также занимался реставрационными работами.

К монастырю шли паломники, они организовали сбор средств для ремонта. Деньги поступали из многих стран, в том числе из России. Ещё и сегодня можно увидеть иконы, принесённые в дар монастырю русскими паломниками.

К началу ХХ века с помощью Иерусалимский Греко-ортодоксальный патриархии монастырь Святого Георгия был полностью восстановлен.

Монастырский комплекс производит удивительное впечатление. Его сооружения будто прилеплены к скалам. Все монастырские здания как бы повторяют рельеф ущелья и располагаются на трех уровнях.

Наверху находится пещера пророка Илии – там сейчас пещерный храм.

Центральная часть – самая большая, она состоит из церквей святых Иоанна и Георгия Хозевитов, храма Пресвятой Богородицы и других служебных помещений.

На нижнем уровне устроены хозяйственные помещения, а также древние захоронения.

В монастыре сложился особый ритуал захоронения. Умершие монахи хоронятся без гроба, и тела закапываются не очень глубоко в землю.

Надгробием служит каменная плита. Через три года кости переносят в общую гробницу, а черепа собираются вдоль стены особой пещеры, находящейся приблизительно в 150 метрах от монастыря.

Останки тех монахов, что были убиты персами, покоятся отдельно в монастырской часовне. Монастырь на протяжении всей его истории сопровождали чудесные явления.

К числу самых последних чудес относятся нетленные мощи Иоанна Румынского, который причислен к лику святых в 2015 году.

В 20 лет он решил стать монахом и всю жизнь провел в различных монастырях, по большей части на Святой земле. Последние семь лет своей жизни он прожил в уединенной пещере, находящейся рядом с монастырем.

Иоанн скончался в начале августа 1960 года, но когда через 20 лет его могила была открыта, то увидели неповрежденное облачение и нетленное тело, которое источало приятный запах.

Мощи Святого Иоанна Румынского были перенесены в монастырь Георгия Хозевита, где они нашли успокоение в часовне святого Стефана.

Тело подвижника возлежит в чёрной деревянной раке, и оно доступно для всеобщего обозрения через стекло.

В соответствии с церковными традициями над ним был совершён необходимый ритуал, и иеросхимонах Иоанн стал почитаться под именем Новый Хозевит.

С тех пор к монастырю идет неиссякаемый поток паломников из многих стран мира.

Монастырь Святого Георгия является действующим, в нём живут и совершают службы несколько православных монахов.

В монастырь допускают людей всех конфессий. Раньше запрет на посещение распространялся на женщин, но последнее время это правило отменили.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Монастырь Георгия Хозевита

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Эту обитель относят к самым неприступным сооружениям мира. Подступится к монастырю святого Георгия Хозевита в Израиле не так и просто. Его сооружение относят к 6 веку. За основу была взята отвесная скала. По внешнему виду он много чем напоминает ласточкины гнезда. Многие его постройки сохранились и до наших дней.

Житие Георгия Хозевита

Он родился на острове Кипр. Когда его родители умерли, он принял решение путешествовать по святым местам. Попав в Хизуитскую общину, он был поражен ее уставом и красотой данных мест. Она располагалась между Иерусалимом и Иорданом. Немного позже он вступил в нее. Через некоторое время, за свое отверженное служение Господу и следование всем заповедям, он получил сан настоятеля.

Всю свою жизнь он подавал пример своим последователям в том, какие подвиги стоит совершать и как прощать все прегрешения и проступки. Набеги персов заставили его с братией покинуть родные края и прятаться. В тот момент, когда они уже собирались возвратится назад, то он заболел и умер.

После его кончины мощи были погребены в «гробнице преподобных отцов». В данное время глава его находится в специальном ковчеге в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, а гробница – в монастыре. Кроме него можно найти тут и останки Иоанна Румынского.

Множество паломников съезжаются к монастырю помолится и зарядится духовной энергетикой. Посетить это удивительное место можно в будни с: 8:00 д 11:00 и с 15:00 до 17:00. А в субботу с 9:00 до 12:00. Воскресенье — выходной.

О чем молятся святому Георгию

Как и к прочим святым, к нему многие обращают свои прошения. Есть даже целый перечень того, о чем молятся. Среди всего, особенно часто просят:

  • исцеление от различных недугов;
  • повышение плодородности земли;
  • спасение от нашествия врагов и прочие.

Чудеса случались еще и во время земной жизни. Так однажды он излечил серьезно больного человека благодаря молитве к Господу. А потом вернул способность плодоношения засохшей финиковой пальме.

Лик святого

Икона с его изображением находится в обители, но кроме этого ее можно найти и в прочих священных местах. Часто принято читать свои прошения именно перед изображением святого. В таком случае Вы будете более сосредоточенны. Если подойти к делу с чистой совестью и открытым сердцем, то он обязательно Вас услышит.

Но не расстраивайтесь, если Вы ее не найдете. Ведь молится можно и дома. Основное в данном деле – это Ваша вера и искренность. Наилучшим временем произнесения таких речей считают день памяти. Он попадает на 8 января.

Если не знаете специальной молитвы, то можно сказать и своими словами. Вот текст наиболее часто используемых святых обращений.

Яви́лся еси́ свети́ло пресве́тлое, Гео́ргие,/ озаря́я Боже́ственными заря́ми ве́рно зову́щия ти:/ моли́ о нас Влады́ку Христа́,/ я́вльшагося во струя́х// и просве́щшаго земноро́дныя.

Помните, что посещая монастырь Георгия Хозевита в иудейской пустыне Вы будете поражены не только его красотой, но и особенной энергетикой.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о монастыре святого Георгия в Израиле:

Mонастырь Георгия Хозевита

Mонастырь Георгия Хозевита которые существует с четвертого столетия нашей еры. Это удивительное место о котором я очень хочу тебе рассказать и показать на фото. Будет интересно знать о таких моментах как:

  • Монастырь Георгия Хозевита и его История
  • Монастырь Георгия Хозевита в Иудейской пустыне
  • Посещение Монастыря и как выглядит Сегодня
  • Как добраться и когда можно посещать монастырь

Хозевита . Который и дал начало новым постройкам и расширению Монастыря.


На тот момент это был монастырь общежительного типа, это место было скрыто от людски глаз. Оно привлекало много монахов отшельников. Выходцы которых были из различных верст населения, как сирийцы так и русские. Конечно это место очень было почитаемым и многие Монахи со Святой Земли знали его. Ну, как и везде есть периоды процветания для монастыря он припал на конец шестого столетия начало седьмого. В этот период настоятелем является святой Георгий Хозевита . Назван Монастырь в Его Честь, И до сих пор он носит это Имя, Mонастырь Георгия Хозевита

Период разрушения Монастыря

Однако следующий период существования монастыря был на грани полного разрушения. После нашествия Персов в Шестьсот Четырнадцатом году. Многих монахов просто убили, постройки разрушили, а выжившие ушли, Святой Георгий попытался восстановить, разрушенный монастырь, но ему это не удалось. Крестоносцы которые пришли на его смену так же попытались и тоже был провал.

В плоть до тысячи восемьсот семьдесят восьмому году, в этот период греческий монах Калиникос со своими монахами Свято- братского братства положили начало восстановления монастыря. Двадцать три года длилось восстановление Монастыря, и в тысячу девятьсот первому году, он был восстановлен.

Монастырь Георгия Хозевита в Иудейской пустыне

Mонастырь Георгия Хозевита его еще называют *Сент Джордж* находится на территории Палестинской автономии. В пяти километрах от города Иерихон, в Иудейской Пустыни — Ущелье Вади Кельт — Нахаль Прат . Это одно из красивейших мест, которое завораживает и очень притягивает. Это место как я уже и говорил обязательно нужно посетить и полюбоваться его красотой. По этому что бы передать хоть немного тех ощущений я побывал здесь.

Долго мечтая о пустыне и красивых местах, мне наконец то выпала такая возможность побывать в ущелье Нахаль Прат. И посетить Монастырь Святого Григория Хозевита . Добравшись к месту назначения, я был приятно удивлен. Среди пустыни стоит Арка на не сверху православный Крест. Однако дальше идет как будто обрыв и тебе при входе кажется что дальше пути нет. Но, не бойся меньше чем через десять метров идет крутой спуск, этот спуск-дорожка из бетона. Извилистая дорога, она окутывает оду сторону ущелья. И при этом тебе открывается завораживающий вид, на которым просто хочется любоваться.

Любуясь этой красотой которая создала природа, ты потихоньку спускаешься в низ. Рассматривая еще противоположную сторону ущелья, шаг за шагом открывается все новые и новые красоты. И уже на последнем повороте тебе в дали видно Монастырь, который как будто был создан самой природой. И он настолько сочетается с самим ущельем. Поэтому становится понятно, за этим монастырем постоянно следят и ухаживают. Многие паломники которые приезжают сюда к этому святому месту, должны прекрасно понимать, что им предстоит крутой спуск и подъём. Но скажу от себя это место того стоит.

Ощущения от пребывания

И конечно же здесь нужно побывать и прочувствовать эту красоту на себе. Далее спустившись практически в самый низ Ущелья Нахаль Прат — Вади Кель проходишь мостик. Когда сезон дождей то конечно здесь можно застать протекающий ручей. Далее пройдем немного и еще небольшой подъём к монастырю. Здесь при входе Вас конечно осмотрит Монах. Так как вы пришли на святое место, должны соблюдать правила посещения, и внешний вид. Ведь те кто приедет в шортах вы должны понимать что вы не пройдете.

У девушек должны быть прикрыты плечи голова и волосы, и закрытые колени. Мужчины, я повторюсь не одевайте шорты это святое место. Далее после того как Монах разрешит пройти во внутрь, Открывается замечательный вид. Mонастырь Георгия Хозевита освящен в память о рождении Святой Богородицы, и разделен на три части. Поднимаемся и перед нами появляется Пещерная Церковь это здесь в самой скале есть углубление в котором находится святыня святого Ильи. Именно она по приданию и является началом святого монастыря.

Где что находится

Средний комплекс именно он является основным, здесь Церковь Иоанна и Георгия Хозевитов . На нижнем уровне находятся Мощи преподобного Георгия Хозевита , Мощи Преподобного Иоанна Хозевита Мощи преподобного Иоанна Нового Нямецкого . А так же и сейчас находятся останки главы преподобно мучеников, и хоз постройки. На среднем уровне вам предложат выпить кофе холодный напиток и печеньи. И эта традиция есть была и остается говорит о том что монахи хоть и отшельники, но очень гостеприимные.

После приятного время провождения по святым местам, выходим с Монастыря и есть два выбора либо идти пешком, то есть подниматься своими двумя ногам. Либо же Вас могут довести на Ослике которые являются основным транспортом для подъема паломников. Арабские парни за оплату посадят вас на своего осла и Поднимут вас на самый верх. Я сам поднимался, так как очень люблю наслаждаться природой.

Немного отступление, я еще раз повторюсь пустыня и ущелье в котором я побывал это то место где ты на мгновения обязуешься наедине с природой. И эти ощущения не передать, их нужно чувствовать. Я с одной стороны очень понимаю тех монахов отшельников которые в то время жили в пещере, и для обитания нужно было лишь вода и хлеб. Конечно сейчас монастырь не сильно заселенный.

Как добраться в монастырь Георгия Хозевита

Попасть в Иудейскую Пустыню к Ущелью Нахаль Прат к Монастырю можно тремя способами. Во первых это Автобус который едет с Иерусалима К поселению Мицпе-Йерихо, здесь нужно будет выйти и пять километров пройтись. Во вторых это автомобиль через приложения навигатора к поселению, далее поворот. В третьих, и этот способ мне кажется самый более практичный для туристов, это заказать автобусную экскурсию у мясных израильских тур-операторов. Они приедут к гостинице и заберут вас, опытный гид Вам расскажет, и покажет всю экскурсию. По завершению экскурсии, вас доставят на то место, откуда забирали.

Время посещения Монастыря

В Заключении хотел бы еще сказать о времени посещения. Потому что многие могут подумать что здесь посещение свободное, это не так. И вот Вам периоды времени в которые сможете побывать в Монастыре. С воскресенья по пятницу с 8.00 — 11.00 и с 15.00 до 17.00 в субботу с 9.00 до 12.00.

Важно знать . Снова, как и везде я говорю не забывайте брать с собой воду, она очень необходима для нашего организма. В пустыне может показаться что не хочешь пить, пейте маленькими глотками. И никогда не пренебрегайте правилами безопасности.

Вячеслав Брыгардый

Мне 30 лет родился в Украине, на данный момент в Израиле. Веду личный Блог об маленькой и удивительной стране

Мужской монастырь Георгия Хозевита (Вади Кельт)

Православный монастырь св. Георгия — один из старейших монастырей в мире, расположен в нижней части долины (вади) Кельт в Иудейской пустыне на территории Палестинской автономии в 5 км от Иерихона. Принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святые
  • 5 Святыни
  • 6 Престольные праздники
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Как добраться
  • 10 Паломнику
  • 11 Ссылки

История

Монастырь св. Георгия возник в IV в., когда пять сирийских монахов, стремившихся к пустынному уединению по опыту пророков, поселились у пещеры, в которой св. пророк Илия скрывался три года и шесть месяцев, а вороны приносили ему еду (Цар.3, 17:5-6).

Св. Иоанн Хозевит, приехавший в монастырь из Египта в 480 г., значительно расширил монастырские постройки, превратив его в монастырь общежительного типа.

Монастырь испытывает время расцвета в VI в. Монастырь населяли монахи — выходцы из различных народов, среди которых были греки, сирийцы, армяне, грузины, русские и многие другие. Слава о монастыре распространилась по все Святой земле.

Наиболее ярко монастырь расцвел в конце VI начале VII вв. при настоятеле св. Георгии Хозевите, имя которого монастырь носит по сей день. Здесь селились и монахи-отшельники и братия, предпочитающая общежительный образ жизни.

Персидское нашествие 614 г. принесло страшный ущерб монастырю. Персы убили 14 монахов, разрушили монастырские постройки, оставшиеся в живых монахи ушли из монастыря.

Св. Георгий пытался возвратить монастырь к жизни, но безуспешно, крестоносцам в 1179 г. это тоже не удалось, к XIII в. монастырь совсем опустел.

Лишь в 1878 г. греческий монах Калиникос с монахами Святогробского братства приступили к восстановлению обители. Реставрация монастыря была завершена в 1901 г.

Недалеко от монастыря в одной из пещер жил св. Иоаким, отец Богородицы, который молился там 40 дней, чтобы Бог дал ему ребёнка.

Современное состояние

Сегодня — это красивейший, но мало населенный монахами монастырь, в котором живет всего один иеромонах — настоятель и несколько рабочих арабов, помогающих ему по хозяйству.

Весь монастырский комплекс построен на трех уровнях: верхний — церковь-пещера Илии; средний — все главные строения, где также есть церкви свв. Иоанна и Георгия Хозевитов и церковь Рождества Богородицы; нижний — складские помещения и древние захоронения.

Храмы

Храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен приблизительно между 1100 и 1150 годами. Церковь VI-VII веков со временем пришла в упадок и была восстановлена императором Мануилом I Комнином в 1179 году. Сохранившиеся фрагменты напольной мозаики относятся именно к этому периоду. В конце XIX века русским монахом Дионисием выполнена роспись купола и сводов, но после реставрации 2012 года церковь потеряла свой привычный “русский облик” – русские надписи под куполом были сбиты. Резной деревянный иконостас с царскими вратами XII века заменен на каменный. Полы вместо старой плитки теперь выложены свежими мраморными плитами, росписи стен переписаны. У северной стены храма установлены ковчеги с главами преподобных Иоанна и Георгия Хозевитов. В стеклянной раке положены целокупные мощи св. пустынника Иоанна Нового Румына, подвизавшегося в в скиту святой Анны (†5 августа 1960 г.).

Пещерный храм Илии был основан не ранее 480 года.

Церковь св. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита построен между 500 и 600 годами.

Святые

Святыни

  • Мощи Иоанна Хозевита
  • Мощи Георгия Хозевита
  • Мощи Иоанна Румынского
  • Кости и черепа монахов-мучеников, убитых персами в 614 г.

Престольные праздники

Вид на монастырь с юго-востока

Арка у начала спуска к монастырю

Вход в монастырь

Купол церкови Рождества Пресвятой Богородицы (справа)

Иконостас церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы

Видео

Как добраться

Адрес: Иудейская пустыня

Как добраться: из Иерусалима от Центральной автобусной станции автобусом 125 до поселения Мицпе-Йерихо. Выйти из ворот поселения и повернуть направо, далее еще раз направо и по асфальтированной служебной дороге около пяти километров до стоянки и арки, обозначающей начало монастырских земель. Далее вниз. На машине по шоссе № 1 Иерусалим-Иерихон, до поворота налево – в поселение Мицпе-Йерихо, не въезжая в ворота поселения снова налево, далее первый поворот направо.

Интересно обратить внимание на остатки древнего римского акведука, встречающиеся по пути рядом с дорогой. Этот водопровод неоднократно восстанавливался и при византийцах и при крестоносцах, в настоящее время он не действует, зато в самом ущелье вади Кельт построен канал с проточной водой, протекающей возле монастыря. Перед пешеходным спуском к монастырю, у автомобильной стоянки, сохранились руины арабской цистерны, называемой Бет Джабер аль-Фукани.

Монастырь св. Георгия Хозевита в Иудейской пустыне

Каждому, кто хоть раз спускался из Иерусалима к Мёртвому морю, наверняка, запомнилась эта дорога. На картах она значится под номером 1. Начинается на берегу Средиземного моря в Тель-Авиве, через 65км поднимается в Иерусалим до высоты 800м над уровнем моря и затем, ещё через 30км, оказывается на берегу Мёртвого моря, в самом низкорасположенном месте нашей планеты – 430м ниже уровня Мирового океана – тем самым, пересекая Израиль от его западной до восточной границы. На выезде из Иерусалима, обогнув гору Скопус, дорога стремится вниз, меж выжженных солнцем холмов Иудейской пустыни.

А, примерно через 20км, можно увидеть 3 дорожных указателя влево. Белый (такими в Израиле обозначают населённые пункты) – “Mizpe Yeriho” и два коричневых (обозначающих туристические аттракции) – “Vadi Qelt” и “St. George”.

Снимок из Google maps

Выехав с дороги по этим указателям, оказываемся у развилки. Вправо – въезд в посёлок религиозных сионистов Мицпе Ерихо (Наблюдающий за Иерихоном – ивр.). Влево идёт узкая, но асфальтированная дорога. Это старая дорога в Иерихон – город, возраст которого, по оценкам археологов, более 7 тысяч лет. Дорога петляет по пустыне. Кое-где между горами, далеко внизу, видна долина реки Иордан, город Иерихон, Мёртвое море и горы Иордании на противоположной его стороне. Километра через четыре, то тут, то там, на скалах начинают попадаться большие чёрные кресты, возвещающие путника о том, что он на правильном пути и монастырь близко. Еще через километр дорога выводит нас к арке-воротам из белого камня с крестом наверху.

Если до этого места можно было ехать на машине, то дальше путь продолжается только пешком. Правда, пешей прогулке есть альтернатива. Желающие могут ехать верхом на осликах, бойко предлагаемых местными бедуинами, которых здесь обычно немало.

Они же, достаточно навязчиво, продают сувениры. Всевозможные украшения, бедуинские платки и т.п.

Пройдя через ворота, дорога сразу начинает спускаться вниз.

Это и есть ущелье Вади Кельт.

Когда-то здесь случился тектонический разлом. Затем, за многие и многие годы, ущелье углубляли потоки воды, стекающие с окрестностей Иерусалима к Мёртвому морю. Напомню – перепад высоты в 1.2 км на расстоянии в около 30 км. По дну ущелья протекает ручей Прат, который полностью пересыхает летом. Но сейчас, в конце зимы, он вполне полноводен.

Название этого ручья на иврите полностью совпадает с названием одной из двух великих рек Месопотамии – Евфрата (вторая – Тигр, на иврите – “ХидЭкель”). Это совпадение послужило причиной путаницы в переводах некоторых глав Святого писания, где говориться, что некто “спустился к Прату”. И в этих переводах, персонаж отправился в далёкую Месопотамию. В 1967 году эта местность была объявлена природным заповедником Нахаль Прат.

По южной стороне ущелья проходит канал, несущий к Иерихону воду из источников, которые находятся невдалеке от Иерусалима .

Первый акведук здесь был построен еще при Хасмонеях, во II веке до н.э. Но и сегодня этот канал полон воды. Бедуины дают здесь своим осликам утолить жажду. “Заправка топливом!”.

Но вот, из-за очередного поворота, появилась главная цель нашего путешествия – Монастырь св. Георгия Хозевита.

Один из древнейших христианских монастырей в мире. Вообще, первые монастыри в христианстве появились именно в этих краях. Люди, желающие максимально приблизится Господу, в подражание ветхозаветным иудейским пророкам, уединялись в пустыне, в пещерах. Уже во II веке н.э. на этом месте жили первые монахи.

На обрывах Вади Кельт таких пещер немало. Здесь же когда-то появилось и разделение монастырей на разные виды. Слово “лавра”, сегодня обозначающее большие и важнейшие монастыри, когда-то было взято из греческого языка и обозначало тропинку между соседними пещерами-кельями.

Чуть позднее появился и другой вид монастырей – киновия. Это монастырь общежитского типа. В киновии монахи вели общее хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым. По большому счёту – колхоз. Вот, как раз, киновией, и является монастырь Георгия Хозевита.

Начало ему положил в 5 веке, пришедший из Египта монах Иоан, прозванный по древнему названию этого места – Хозевит. Он поселился в пещере, где согласно преданию, когда–то, около 3 лет жил пророк Илиягу (Илия, Илья), скрывавшийся здесь от гнева царицы Изавели. При этом, пищу ему приносил посланный Богом ворон.

Другое предание говорит о том, что именно сюда приходил благочестивый Иоаким, молить Господа даровать ему и его жене Анне ребёнка. После чего у них родилась дочка, которую нарекли Марией. Ей было суждено стать Богоматерью.

Особого расцвета монастырь достиг при Георгии Хозевите. Выходец с Кипра, он жил в этом месте в конце VI – начале VII века. Вначале простым монахом, потом настоятелем. Он прославился своим аскетизмом и праведным образом жизни. В 614 году монастырь был захвачен персами и разрушен. Многие монахи были убиты, другие бежали. И только Георгий остался жить на этом месте. Предполагают, что персы пощадили его из-за очень измождённого вида.

Затем Георгий прилагал большие усилия для возрождения обители. Но в дальнейшем, после прихода в эти края арабов, монастырь пришёл в упадок. Попытка восстановления была предпринята при крестоносцах в XII веке. Однако, в конце XII века, христианская власть крестоносцев вновь сменилась мусульманами – мамелюками. И только в XIX веке греческий монах Калинник, в сотрудничестве с известным в этих местах французским востоковедом и археологом Шарлем Клермон-Ганно, начинает проводить здесь археологические раскопки и понемногу восстанавливать монастырь. К 1901 году обитель была полностью восстановлена. На сегодняшний день здесь постоянно проживает 10 монахов.

Сегодня монастырь открыт для свободного посещения ежедневно с 9:00 до 13:00. Всем гостям монахи предлагают угощение в виде печенья и некоего подобия кофе.

С балкона открывается потрясающий вид на ущелье.

Главная церковь монастыря освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Здесь выставлены раки с мощами, приписываемыми св. Иоанну и Георгию Хозевитам. А так же, стеклянная рака с нетленными мощами Иоанна Румынского (первая половина XX века).

На полу можно видеть фрагмент старой, византийской мозаики.

Росписи стен и сводов церкви выполнены в XX веке русским монахом Дионисием. Иконостас – тоже XX века, кроме царских врат. Они византийские – XII века. Много легенд существует об образе Богоматери, список которой находится в церкви. Одна из легенд рассказывает о том, что именно благодаря этой иконе, сегодня женщины также могут посещать этот монастырь. Раньше их туда не пускали. Пока одна настойчивая посетительница (в некоторых вариантах легенды – жена византийского императора) не заявила, что пришла сюда по приглашению самой Богоматери. Якобы та, явившись ей, сказала: “Как это, ты, всех обошла, а ко мне в гости не заглянула”. С тех пор гендерное неравноправие было устранено.

В одном из помещений монастыря можно увидеть маленькую экспозицию старинной утвари, даже, печатный станок. А ещё в монастыре хранится самовар подареный героем русско-французской войны 1912 года Денисом Давыдовым.

На верхнем ярусе находится пещера пророка Илии.

А на нижнем – монастырское кладбище.

Желающие посетить монастырь, могут сделать это одним из двух способов. Для тех, кто на автомобиле, всё очень просто. По дороге №1, от Иерусалима, примерно 20 км до указателя на Mizpe Yeriho. Дальше по левому ответвлению местной дороги. И на следующей развилке – направо. Примерно, через 4-5 км – вы на месте.

Не имеющие в своём распоряжении автомобиля, могут доехать до Мицпе Ерихо с центральной автостанции Иерусалима на автобусе № 216 компании “ЭГЕД”, “Иерусалим – Мицпе Ерихо”. Эта линия выходит из Иерусалима в районе каждого ровного нечётного часа – 7, 9, 11 и т.д.. Обратный автобус из Мицпе Ерихо выходит около каждого чётного часа. Цена билета – 9.1 шекеля. Время в пути около 50 минут. А дальше – порядка 5 км пешком. Есть еще и автобусы маршрутов – 946, 943, 941, но они делают всего по 1-2 рейса в день, поэтому на них рассчитывать не стоит.

ВАЖНО. При выборе пешего маршрута ОБЯЗАТЕЛЬНО. ЗАПАСИТЕСЬ ДОСТАТОЧНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ВОДЫ. Ведь путь, пусть и недалёкий, но пролегает по пустыне. А там с водой не шутят.

И еще одна ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ДАМ. Еще около года назад можно было свободно посещать монастырь в брюках. Сегодня женщинам разрешается вход только в юбках (либо каком-то их подобии). За этим внимательно следит, находящийся у входа, монах-привратник. А, в отличие от других монастырей, где на входе предлагаются косынки- юбки, здесь этого просто нет.

Монастырь Георгия Хозевита

Монастырь святого Георгия Хозевита – одно из самых живописных и экзотических мест Израиля. Старейшая в мире обитель находится в нижней части долины Кельт в 5 км от Иерихона. К монастырю ведет старая дорога, которая ответвляется от современного шоссе. Паломникам и простым туристам будет на что посмотреть и на этом отрезке пути, ведь здесь то и дело встречаются остатки древнеримского акведука.

К сожалению, водопровод не действует сейчас, но византийцы и крестоносцы регулярно восстанавливали его. Взамен был построен канал с проточной водой в самом ущелье. Другая особенность местности – это руины арабской цистерны (Бет Джабер аль-Фукани), которая находится перед пешеходным спуском к монастырю, рядом с автомобильной стоянкой.

История создания обители

Постройки, древние часовни и сады 6 века похожи на ласточкины гнезда, которые ютятся на почти отвесных скалах. Когда-то все они были заселены отшельниками, но и сейчас в некоторых их них проживают греческие монахи. Монастырь известен не только как святого Георгия Хозевита (Козиба), но и под арабским названием – Дейр мар Джирис.

В последнем случае имеется в виду другой Георгий – Победоносец. Постройка также называется Дейр эль-Кельт, в соответствии с наименованием ущелья. Монастырь Георгия Хозевита в Иудейской пустыне появился в 4 веке, когда пять сирийских монахов поселились в пещере, где пророк Илия жил три года и шесть месяцев. За это время еду ему приносили вороны.

В 480 году в ущелье приехал святой Иоанн Хозевит из Египта и принялся расширять территорию. Вскоре монастырь превратился в обитель общежительного типа. Его расцвет пришелся на 6 век, когда сюда начали приезжать монахи других национальностей. Среди них были греки, сирийцы, армяне, грузины и русские.

С этого момента слава о монастыре начинает распространяться по всей Святой земле. Самый пик расцвета пришелся на конец 6-го и начало 7 веков, когда настоятелем становится Георгии Хозевит. Его имя обитель носит и по сей день. В монастырь со всего христианского мира стекались отшельники или монахи, предпочитающие общежительный образ жизни.

Монастырь для туристов

Келья и другие помещения просто выдолблены в стене. Чтобы увидеть их внутреннюю часть, следует подняться по узкой лесенке. Туристам показывают пещеру, где скрывался св. Илия Пророк. Комплекс состоит из трех уровней:

  • верхний – церковь-пещера Илии;
  • средний – главные строения, включая церкви св. Иоанна и Георгия Хозевитов, Рождества Богородицы;
  • нижний – складские помещения и древние захоронения.

Паломники активно посещают обитель, чтобы увидеть и приложиться к реликвиям. Для них накрываются столы с угощением на террасе архондарика. В монастыре хранятся мощи св. Иоанна и Георгия Хозевитов, Иоанна Румынского. В монастырской часовне хранятся кости и черепа монахов, убитых во время персидского нашествия. Другой интересный экспонат – это самовар, подаренный Денисом Давыдовым, отличившемся в войне 1812 года.

К обитателям монастыря можно причислить собак, которых здесь любят. Они отвечают людям взаимностью и очень добродушно относятся к туристам. Из интересных экспонатов следует отметить иконостас, возведенный в 20 веке, но царские ворота относятся к 12 веку, когда правил византийский император Алексей II.

Время посещения несколько ограничено – с воскресенье по пятницу – с 08:00 по 11:00, и 15:00 по 17:00, а в субботу – с 9:00 по 12:00.

Как добраться до монастыря?

Туристам, приехавшим в Иерусалим, стоит воспользоваться общественным транспортом. От Центральной автобусной станции регулярно отходит автобус №125, на нем следует доехать до поселения Мицпе-Йерихо.

От ворот поселения необходимо повернуть два раза направо и по асфальтированной дорожке пройти около 5 км. Знак окончания пути – это парковка и арка, обозначающая вход в обитель, далее следует идти вниз. Заблудиться не удастся даже при большом желании – по всему пути установлены кресты.

Такую дорогу – по узкой горной тропинке, вьющейся лентой вдоль гор над ущельем, выдержит не каждый, поэтому туристы могут взять напрокат ослика. Не увидеть и не услышать хозяев животных просто невозможно, поскольку они громко кричат: «Такси», «Такси».

Другой способ – доехать на машине по шоссе №1 Иерусалим-Иерихон, до поворота на вышеуказанное поселение Мицпе-Йерихо. Не въезжая в ворота, следует повернуть налево, а затем свернуть в первый поворот направо.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Монастырь Георгия Хозевита

Монастырь преподобного Георгия Хозевита в Иудейской пустыни к западу от Иерихона основан в 5 веке монахом-египтянином Иоанном. До него в здешних пещерах подвизались 5 сирийских отшельников. Затем приемником Иоанна стал Георгий, в честь которого и назван монастырь.

Место для обители выбрано было неслучайно. Это место, как сказано в Библии, указано было Богом для жительства пророку Илии в период трёхлетней засухи в Израиле . Пещера пророка, куда вороны приносили ему пищу, сохранилась, в ней находится церковь его имени.

Здесь же, по преданию, святой Иоаким получил от Ангела известие, что его жена, праведная Анна родит долгожданную дочь, Пречистую Деву Марию. В память о том, как Иоаким и Анна вымолили себе у Бога дитя, соборный храм обители посвящён празднику Рождества Богородицы.

Православный монастырь св. Георгия — один из старейших монастырей в мире, расположен в нижней части долины (вади) Кельт в Иудейской пустыне на территории Палестинской автономии в 5 км от Иерихона.

Монастырские постройки с древними храмами, часовнями и садами VI в. висят, как ласточкины гнёзда, на почти отвесных скалах. В них по-прежнему проживают несколько греческих монахов.

Вот как этот монастырь описывался в прошлом : ” За этим монастырем
есть пространство, примерно в двенадцать миль, и за
ним находится большой овраг, а среди его (оврага) проходит поток, на
противоположной стороне которого есть монастырь Хозива, нечто для
рассказа невероятное, а для зрения удивительное. Ибо углубления в
пещере служат келиями для монахов, и самый храм и усыпальница устроены в расселине скалы, и все это до такой степени накаляется лучами солнца, что огненные языки поднимаются от камней в виде пирамид. Вода же употребляемая для питья монахами такова, какою бывает в стоячем болоте, когда солнце среди лета стоит над болотом и своими огненными лучами нагревает воду до точки кипения. В этом монастыре мы видели разных освященных мужей, и между прочим одного из них знаменоносного мужа и непосредственно беседующего с Богом. Лука имя этому старцу. С трудом мы вошли и вышли из монастыря по крутизне места и по чрезмерности солнечного зноя “.

Сегодня – это красивейший, но мало населенный монахами монастырь, в котором живет всего один иеромонах – настоятель и несколько рабочих арабов, помогающих ему по хозяйству.

Весь монастырский комплекс построен на трех уровнях: верхний – церковь-пещера Илии; средний – все главные строения, где также есть церкви свв. Иоанна и Георгия Хозевитов и церковь Рождества Богородицы; нижний – складские помещения и древние захоронения.

Монастырь открыт для посещения и представляет собой один
из самых популярных туристских объектов Израиля. Все его кельи, часовни
и церкви расположены прямо на отвесной скале над глубоким ущельем. Тот,
кому доведется побывать там, никогда не забудет ни с чем не сравнимого
впечатления, полученного от видов, открывающихся с веранд монастыря
(см. фото). Здесь всюду царят православный дух и покой, располагающие к
медитации и открывающие сердца для приятия Божественных глаголов.

В монастырь можно пройти минуя двое ворот – внешние, построенные в
1909 году, и внутренние. Один из монахов назначается привратником и
живет постоянно в келье около ворот. Двойные ворота сделаны не только в
целях безопасности, они как бы обеспечивали своего рода таможенный
контроль. Между воротами находится небольшой дворик, здесь раньше
посетители ожидали приема и проходили “селекционный досмотр” (пока не
выяснят кто ты такой). Женщины дальше вторых ворот не допускались
(сегодня это правило отменено), здесь же арабы, поставщики
продовольствия развьючивали своих ослов.

Поднявшись в монастырь, мы попадаем как бы в просторную приемную,
где есть всегда вода для питья, стол и сиденья для отдыха. Посетителям
обычно предлагают разные напитки и угощения как знак гостеприимства
игумена монастыря иеромонаха Антония.
Южная часть этой приемной выходит на балкон, нависающий над бездонной пропастью и откуда открывается потрясающий вид. Насладившись видом, посетители могут пройти в северную часть, со стороны которой, за небольшим притвором, находятся церкви Святой Девы Марии и к востоку от нее – церковь св. Стефана, или свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита.

В монастыре хранятся мощи св. Георгия и Иоанна Хазевитов, а также Иоанна Румынского.

Кости и черепа монахов-мучеников, убитых персами в 614 г. можно увидеть в монастырской часовне.

В монастыре можно увидеть самовар, подаренный героем войны 1812 г. Денисом Давыдовым.

Ссылка на основную публикацию