Молитва Задержания от всякого зла, как правильно читать

Молитва Задержания от всякого зла

Сильная молитва о защите

  1. Иисусова молитва
  2. Молитва для успокоения сердца и души
  3. Молебен о работе
  4. Молебен Ксении Петербургской

Молитва о задержании зла и удержании (то есть останавливании) диавола в его действиях составлена более века назад афонским старцем Пансофием. Ее читают, чтоб остановить клевету, интриги и вред от недоброжелателей и завистников. Эту молитву Церковь рекомендует для ежедневного чтения, особого благословения для нее не нужно.

Молитва Задержания — как и когда читать

  1. Молебен Сергию Радонежскому
  2. Молебен о замужестве
  3. Молитва Архангелу Михаилу — сильная защита

Молитва была составлена в 1848 году и распространена со Святой Горы Афон — одного из благодатнейших мест на Земле — по всему свету. Она обращена к Самому Богу и святым, имеющим особую благодать избавлять от злых сил, перечисляет ряд ветхозаветных событий, когда Господь покарал злых врагов, нападавших на верующих в Него праведников.

Старец Пансофий, составитель молитвы, говорил, что ее нужно произносить тайно. Некоторые миряне и священники тревожатся из-за такой скрытности, более свойственной ритуальным действиям. Но это всего лишь указание автора, кроме того, любая молитва, читаемая человеком вне церковного богослужения, не должна оглашаться, выставляться перед людьми. Сам Христос говорит, что если хочешь помолиться — затвори дверь и помолись Отцу Своему, Богу, Который в тайне сердца твоего.

Как помогает молитва Задержания

Молитву нужно читать с верой в благую волю Божию и Его помощь. По молитве Задержания Господь
— Охраняет от злых сил видимых и невидимых;

    • Избавляет от колдовских воздействий, проклятий завистников;
    • Сохраняет от обманщиков, ищущих выгоду, от клеветников и людей несправедливых.
    • Защита не означает, что в вашей жизни никогда не встретятся злые люди. Просто Господь покажет вам их зло, обличит перед людьми их клевету и не оставит вас Своей милостью.

Икона «Молитва Задержания»

Икона эта также создана недавно и представляет собой иллюстрацию к молитве Задержания. В центре изображен Спас Вседержитель на престоле — Господь, Повелитель Неба и Земли. Около него склоненные в поклоне Богоматерь и Архангел Михаил, вокруг — одиннадцать святых. Икона символизирует Божие всемогущество и защитную молитву святых обо всех, просящих в молитве помощи.

Как молиться Молитвой Задержания правильно

Молитва Задержания считается щитом от всех темных сил и бесовских воздействий. Читать ее нужно с осторожностью, особенно если вы хотите молиться ею ежедневно: если вы хотите бороться с бесовским воздействием, лучше сначала посетить храм, побеседовать со священником, приступить к церковным Таинствам.

Сам старец Пансофий писал, что сила этой молитвы заключается в утаении ее от глаз людей, в ее тайнодействии. Поэтому молиться нужно уединенно, внимательно читая слова молитвы, погружаясь в нее умом и сердцем.

Молитву Задержания по традиции читают девять раз подряд (за один молитвенное стояние). Не отвлекайтесь от чтения: если вы в рассеянности задумались о чем-то во время молитвы, лучше вернуться к тому месту, которое вы помните ясно.

Есть традиция прочитывать молитву Задержания ежедневно в течении девяти дней (соответственно, девять раз подряд в день). Причем, если вы пропускаете какой-то день или раз, придется повторить правило с самого начала. Традиция читать таким образом молитву необязательна, но и не так сложна. Читайте со вниманием, помечайте на бумаге, сколько раз и когда вы прочли молитву.

По молитве Задержания Господь защитит вас и ваших близких от скорбей и горя, поможет в исцелении болезней, избавит от воздействия завистников и недоброжелателей — ведь человек очень подвержен воздействию злых пожеланий и проклятий, если не ограждается молитвой и церковными Таинствами. Напомним, что Христос предупредил: если бес уйдет от человека, а потом вернется посмотреть на него и найдет, что человек перестал молиться, делать добрые дела, вести духовную жизнь — то он приведет еще семерых бесов и накинется на человека еще злее.

Поэтому, если вам нужна помощь Господа по молитве Задержания, и помощь приходит — обратите внимание на эту милость Божию, ведите духовную жизнь, не переставайте просить Бога о постоянной защите и направлении вас на верный путь. Существует множество свидетельств чудесной помощи Божией после чтения молитвы Задержания.

Читать молитву Задержания можно с экрана электронного устройства, телефона, с монитора компьютера. Церковь не благословляет чтение молитв не только по книге (молитвослову, каноннику), но и с экранов любых гаджетов.

Молитва Задержания зла и злого воздействия — текст ниже:

*О Милосердный Господь и Бог наш! Некогда Ты по молитве помощника Моисея, Иисуса Навина, на небе задержал движение Солнца и Луны, пока Израильский народ не победил своих врагов.По просьбе пророка Елисея Ты когда-то поразил болезнью сирийцев, чтобы задержать их от зла, и Сам исцелил их. Ты Сам возвестил пророку Исаие, что возвратишь на расстояние десяти ступеней Ахаза солнечную тень, — и солнце вернулось назад, и время удлинилось. Ты, Господи, по слову пророка Иезекииля закрывал горные бездны, останавливал течение рек и удерживал воду в них. Ты по молитве и постническому подвигу пророка Твоего Даниила заградил пасти львов, и защитил пророка, брошенного ко львам в ров — и львы его не тронули. Сам Ты, Господи, сейчас останови и задержи до нужного времени все помышления окружающих меня о вреде мне, о моем изгнании. Господи, разрушь сегодня злые желания и приказы осуждающих меня, останови слова и умири сердца клеветников, злящихся и кричащих на меня, всех осуждающих меня.Наведи слепоту разумения на всех недоброжелателей и врагов моих, чтобы не могли они по злому умыслу чинить мне беды и горе.Ты, Господи, сказал апостолу Павлу: говори, не бойся и не умолкай, потому что Я с тобой — никто не причинит тебе зла.Господи, вразуми и умягчи сердца всех, борющихся с Церковью Твоей, Ее благом и достоинством. Я не умолкну и покажу нечестивые дела неправедных, а правильное дело буду прославлять, чтобы и Твое Имя, и Твои дивные дела прославились и исполнились все добрые дела, начинания и желания людей Твоих. К вам, о святые праведники и молитвенники ко Господу, наши заступники перед Богом, я обращаю свою просьбу — к вам, молитвами сдерживавшим и нападения врагов, и злые замыслы ненавистников, укрощавшим Именем Божиим львов. О, преподобный великий Илия Египетский, знамением Креста Животворящего место жительства своего ученика сохранивший, ты повелел ему вооружиться именем Господним и не трепетать от искушений бесовских. Огради и дом мой кругом ограды молитв твоих, сохрани его от пожара, грабежа, разбоя, всякого зла и нападения. О, преподобный отец Поплий Сирийский, своей непрекращающейся молитвой державший беса неподвижным десять дней, ты вне моего дома удержи неподвижными все темные силы, всех ненавистников и врагов Господа. О, преподобная дева Пиама, остановившая молитвой врагов и убийц, идущих на деревню твою, останови злые замыслы ненавидящих меня, желающих меня изгнать и погубить — не допусти их приблизиться ко мне и дому моему, огради меня словом молитвы твоей: Господи, Вселенной Судья, Тебе неугодна любая ложь и несправедливость, услыши молитву мою и останови их Твоей Благодатью том месте, где они находятся. О, святой блаженный Лаврентий Калужский, молись ко Господу обо мне, как заступник перед Богом всех страдающих от диавольских воздействий и нападений. Умоли Бога, да охраняет Он меня от бесовского зла. О, преподобный Василий Печерский, запрети твоей молитвой злые действия всем нападающим на меня и отгони все козни дьявола от меня. О, все святые Русской земли, развейте молитвой вашей все дьявольские чары, замыслы и наветы, чтобы не досаждали темные силы жителям стран православных и не губили нас и имущество наше. О, великий и грозный страж рая, святый Архистратиг Господень Михаил, ты огненным мечом останавливаешь все попытки врага рода человеческого и всех бесовских стражей, которые хотят людей православных стереть с лица земли. Сохрани и меня грешного от них, будь стражем дома моего, всех моих близких и домочадцев и всего имущества. О, Владычица Богородица, Царица Неба и Земли, тебя называют Нерушимая Стена — будь для всех нападающих и клевещущих на меня, и насылающих на меня злые проклятия, преградой и стеной крепости духовной, огради меня от любого зла и горя, во имя Отца и Сына, и Святого Духа, Аминь.*

Молитвами всех святых да хранит вас Господь и Бог наш Иисус Христос, Владыка Неба и Земли!
Смотрите еще видео молитву из сборника старца Пансофия Афонского:

Молитва святому апостолу Иакову

Одно из самых простых и понятных посланий в Новом Завете — это послание святого апостола Иакова, который дал христианам весьма четкие наставления. Многие люди сомневаются, какой же Иаков был автором этого текста — родственник Иоанна Богослова, или брат Иисуса Христа?

Кто такой святой Иаков

Путаница произошла из-за того, что в Евангелиях упоминаются сразу два человека с таким именем — один из них брат Христа, сын Иосифа. Ведь мало кому известно, что муж Марии был вдовцом и имел несколько детей от первого брака.

В Евангелиях можно прочитать, что однажды Мария с детьми пришла ко Христу и вот среди этих детей был Иаков — ее пасынок. Исторические документы говорят, что он не верил в своего брата как в Мессию при жизни Христа на земле, но принял после Распятия и Воскресения. После он присоединился к числу апостолов и стал одним из проповедников иудеям, апостолом от 70 — людей, ревностно проповедавших Христа в I веке н.э. Именно ему принадлежит финальная речь на Иерусалимском соборе, поскольку он был первым епископом в столице Израиля в то время.

Молитвы другим апостолам:

Второй Иаков — это один из братьев Заведеевых, родственник Иоанна Богослова. Иисус встретил их у моря Галилейского, где они ловили рыбу с отцом, и призвал их следовать за Собой. Оба брата тотчас откликнулись на призыв и стали второй парой учеников Мессии. Братья Заведеевы были названы Учителем как сыновья грома, что дает представление об их взрывном характере — именно они просили свести огонь с неба на поселение самарян и просили о приближенном положении на небесах. Несмотря на это, братья были одними из приближенных учеников Христа и стали свидетелями Его Преображения и борений в Гефсимании.

Иаков — это единственный апостол, чья смерть описывается на страницах Нового Завета — он был убит мечом царя Агриппы (Деян.12:2).

Одноименное послание принадлежит руке первого ученика, брата Христа по земному отцу (согласно большинству толкователей). Он также принял мученическую смерть — его сбросили с крыла храма в Иерусалиме и побили камнями. Всю свою жизнь он посвятил свидетельству жизни и смерти Христа, а также Его Воскресения.

Именно Иакову принадлежит активная работа в Иерусалиме, где находился «штаб» апостолов, там распределялись средства между миссионерами, вдовами и сиротами. Там поддерживали другие общины и принимались догматические решения Церкви.

Читайте также интересные статьи:

Епископ не только писал послания и решал организационные вопросы, он также:

  • молился об исцелении;
  • проповедовал иудеям Христа;
  • обличал безбожников и фарисеев;
  • изгонял бесов;
  • сокрушал идолов;
  • творил чудеса для проповеди Христа.

Понять, что было важно для апостола можно из его послания — ключевая идея заключается в мысли, что вера без дел мертва. Христианская жизнь — это баланс между доверием Господу и делами, которые человек совершает. Сегодня многие считают, что верить «в душе» достаточно, но это не так. Необходимо выражать свою веру в своих поступках, иначе как можно доказать, что ты на самом деле являешься христианином?

В чем помогает молитва к апостолу

В своем послании святой епископ говорит: «Много может усиленная молитва праведника», поэтому христиане должны постоянно совершать молитвы.

К апостолу обращаются, прежде всего, для укрепления в вере:

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

В дни памяти во время храмового богослужения звучит тропарь:

Читайте также:  Илия Муромец Печерский

Апостоле святый Иакове, моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Апостол Христов был еси избранный и Богослову возлюбленному брат единородный, всехвальне Иакове, поющим тя грехов оставление испроси и душам нашим велию милость.

Ученика Мессии просят о многом:

  • об укреплении в вере;
  • об исцелении;
  • о защите от трудностей и проблем;
  • о силе, совершать добрые дела.

Если есть необходимость молиться Иакову, то можно читать по утрам краткую молитву:

Всемогущий милостивый Боже, избравший двенадцать апостолов для обращения всего мира! Среди них трое были особенным образом любимы Твоим Сыном Иисусом Христом, и в число этих трех избраннейших удостоился войти апостол Иаков. Соделай, чтобы по его заступничеству мы сподобились войти в небесную славу, где Ты живешь и царствуешь вовеки веков.

Великий апостол Иаков, ближний Господа нашего, еще более близкий к Нему духовно! Ты был призван Им в числе первых учеников, удостоился Его особой близости и дружбы и ответил на Его призыв всей душой своей, оставив все, чтобы следовать за Ним по первому зову. Также ты сподобился чести первым из апостолов умереть за Него, собственной кровью запечатлев свою проповедь.

Громоподобный «Сын Громов» в своем рвении, с небес потрясающем Землю, ты многократно явил себя заступником Его святой Церкви, являясь христианам на полях битвы, чтобы рассеять и повергнуть врагов Креста и привести верных к победе, когда они уже теряли боевой дух. Сила христиан, надежное прибежище призывающих тебя с верой, — защити нас ныне от обступивших нас опасностей.

Пусть по твоему заступничеству Господь наш ниспошлет нам Свою святую любовь, страх сынов Божиих, справедливость, мир и победу над врагами нашими — видимыми и невидимыми, а прежде всего дарует нам счастье видеть Его и пребывать с Ним на небесах — в сообществе твоем и всех ангелов и святых во веки веков. Аминь.

Главное — просить с верой и подкреплять это добрыми поступками, не сомневаясь, как заповедал апостол Иаков.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва и икона апостолу Иакову Алфееву, в чем помогает и как молится

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Иакова Алфеева еще называют Братом Господним, и это не случайно. Мужчина прожил светлую и праведную жизнь, и был примером для всех верующих христиан. Праведник смог впустить в свое сердце Иисуса и помочь ему спасти грешных людей заплатив своей собственной жизнью.

Житие Иакова Алфеева

Биография апостола Иакова Алфеева непроста, так как на его долю выпало много испытаний и трудностей. Апостол Алфеев был родом из галилейского города Капернаума. До того как встретить Христа, он был мытарем, то есть занимал сбором дани для Рима. Данная была довольно прибыльная профессия, но многие люди ненавидели мытарей, особенно израильтяне, а все потому, что люди считали, что они обворовывают собственный народ.

К сожалению, неизвестно при каких обстоятельствах мужчина впервые встретился с Христом, по одной из версий их познакомил апостол Матвей. В Евангелиях значится, что Святой Апостол Иаков был девятым из двенадцати Апостолом. После того, как Иисус вознесся на Небеса, он принял дар от Святого духа и начал проповедовать христианство.

Вначале Святой проповедовал только на иудейских землях, но чуть позже отправился нести святое слово в Эдессу.

Апостол смиренно, без ропота принимал все испытания, которые выпадали на его жизненном пути. Когда он увидел смерть Христа, то так же, как и другие апостолы боялся подойти к кресту Иисуса, а после этого искренне покаялся в своем предательстве.

Святой понимал, что должен пройти через все те же муки, что и Христос, ведь он не побоялся принять все испытания, а ведь у Иисуса кроме апостолов и матери никого не было, но он не изменил своим верованиям и ради спасения всех людей принял мучительную смерть.

Только один из апостолов Христа дожил до глубокой старости — Иоанн Богослов, именно он оставался со Спасителем до самого конца. Все остальные ученики для достижения святости и искупления своего греха должны были засвидетельствовать свою верность Господу.

Послание Апостола Иакова

Иаков всегда усердно направлял на путь истинный тех людей, которые сбились с истинного пути и запутались в своей жизни. Апостол утверждал, что существует только один путь к спасению — вера.

Еще он постоянно занимался такими делами:

  • Молился об исцелении тяжелобольных;
  • Обращал неверных к Христу;
  • Обличал безбожие;
  • Изгонял бесов и освобождал бесноватых;
  • Сокрушал языческих идолов;
  • Творил множество чудес.

Святитель побывал во многих странах и нес там слово Божие. Больше всего Иаков проповедовал больше всего в землях Палестины и Египте, конкретнее в Елевферополе, Газе, Иудее, Эдессе. Именно в Египте Святой принял мучительную смерть.

Незадолго до своей кончины, проповедник написал Соборное послание, что было адресовано широкому кругу верующих. Главная мысль данного послания, что вера без дела погибнет. С помощью написанной работы Иаков пытался утешить иудеев, которые только что обратились в веру. Также он хотел сказать о том, что только с помощью святой веры можно спасти все человечество от бед. Святитель утверждал — истинная вера должна сопровождаться только добрыми делами, иначе, она не приведет к истинному спасению.

Значение иконы апостола Иакова

Икона Иакова Алфеева — знаменитый образ Святого апостола. Православные христиане почитают образ мученика, вознося перед его ликом благодарственные молитвы и просьбы о счастливой и праведной жизни. На иконе святой изображен по пояс, в одеждах священника, плечи его покрыты скромным омофором.

В правой руке ученик Иисуса держит Библию, левая рука жестом указывает на Святое Писание, призывая христиан увидеть истинное Писание, в котором изложено Слово Божие.

Икона апостола Иакова Алфеева должна быть дома у каждого верующего, дабы наставлять на путь истинный и помогать в различных жизненных ситуациях.

В чем помогает чудотворный образ

Лик Святого поможет наставить на путь истинный заблудившую душу, — это первое, чего просят перед образом мученика. Также икона оберегает верующих от злых намерений безбожников, исцеляет от тяжелых недугов и помогает изгнать бесов с душ верующих. Проповедник прославился многими чудодейственными делами и способен оказать помощь в любых трудных жизненных ситуациях.

Дни празднования

Ежегодно 9 октября в православии отмечается чествование Апостола Иакова, именно в этот день язычники пригвоздили мужчину к кресту. В церквях в этот день проводиться служба в память об ученике Христа.

Молитва апостола Иакова Алфеева

Православная Церковь помнит одну из самых первых заповедей Святого Алфеева: «Молитесь друг за друга. Молитва исцелит вас. Усиленная молитва праведного верующего христианина многое может». Поэтому смело обращайтесь к праведным святым за молитвенной поддержкой с помощью молитвы или акафиста. Каждый получит по своей вере!

Слова молитвы

О, великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный апостоле Иакове, брате Господень! Ты еси великий архиерей града Святаго, теплый наш заступниче и ходатай, предстоящий Престолу Пресвятыя Троицы.

Не отрини нас от твоего заступления, но воздвигни нас низверженных многими грехи.

Яко священномученик, имеяй власть решати и вязати, разреши зол наших соузы и любви Божией причти нас и Царствия Небеснаго причастники, блаженне соделай молитвами твоими.

Моли Христа Спаса, да сподобит непреткновенно совершати наше земное странствие, да вечныя и блаженныя жизни на небеси сподобимся и тамо, с тобою вкупе, выну восхваляти Троицу Нераздельную, воспевати Едино Божество Отца, и Сына, и Духа Всесвятаго, во веки веков. Аминь.

Молитесь от чистого сердца, искренне прочитанная молитва апостолу Иакову Алфееву поможет вам обрести покой и истинную веру, ведь путь праведного человека сложен и наполнен жизненными испытаниями.

Святой апостол Иаков, брат Господень по плоти

Святой апостол Иаков, брат Господень по плоти

Сего апостола Иакова, согласно с божественным Евангелием (Матф. XIII, 55) и словами ап. Павла (Гал. I, 19), Православная Церковь называет сыном обрученника от первой его жены и родным братом ап. Симона, Иуды и Иосии, и также Малым или Меньшим (Марк. ХV, 40), и отличает от Иакова Зеведеева, коему совершает она празднование в 30 день апреля, и от Иакова Алфеева, коему бывает празднование 9 октября. Многие считают Иакова, брата Господня, одним лицом с ап. Иаковом Алфеевым, причисляют к лику двенадцати и называют Малым для отличия от ап. Иакова Зеведеева, призванного в апостольство и умершего прежде Икова Алфеева. Но Церковь в предисловии к Богослужебной книги апостол, в прологе под 23 числом октября, и 4 января в Минее-четьей, и в священных песнопениях под теми же числами, согласно с Писанием и Преданием, ясно отличает Иакова Малого, брата Господня по плоти, от Иакова Алфеева.

Иаков, песнословимый в 23 день октября, нигде не называется Алфеевым, но именуется сыном Иосифа древоделя, от первой жены, братом Иосии, Симона и Иуды (Матф. ХШ, 55. Марк. VI, 3), спутником Иосифа и Марии, когда они удалялись с младенцем Христом в Египет, и прославляется братом Божиим, братом Иисуса, глаголемого Христа; первым иерархом Иерусалима, научающим нас «даянию благому и дару совершенну от Отца светов подаятися человеком» (Иак. 1,17); следовательно писателем того соборного послания, которое между священными книгами Нового Завета носит имя послания Иаковлева; наконец священномучеником, сверженным за веру Христову с крыла церковного.

Основание, по которому Православная Церковь отличает Иакова брата Господня от Иакова Алфеева, частию указано в Писании, в коем братья Иисуса Христа по плоти этим самым названием отличаются от двенадцати Его учеников (напр. Иоан. II, 12. VII, 3—5. Марк. III, 31. Лук. VIII, 19), а равно отличаются и писателями Церкви. Так, Евсевий Кесарийский, св. Кирилл Иерусалимский (365—385), св. Епифаний Кипрский (404), блаженный Иероним (420) и другие ясно отличают Иакова брата Господня от Иакова Алфеева.

Итак, апостол Иаков брат Господень, по словам Церкви, есть сын Иосифов, спутник его и Пресвятой Девы Марии в Египет; он же есть и Иаков Малый или Меньший. По воскресении Своем Господь удостаивает его Своим особенным явлением (1 Кор. XV, 7), и от Самого Господа в 34 году или, по сказанию Евсевия, от апостолов избран и поставлен первым епископом Иерусалимской Церкви — матери Церквей христианских. Своею святой жизнью брат Господень заслужил великое уважение у всех, не только у апостолов и христиан, но и у неверующих. Ап. Петр после своего чудесного освобождения из темницы сказал: возвестите о сем Иакову и братиям (Деян. XII, 17). Ап. Павел нарицает его вместе с Кифою и Иоанном столпами Церкви и между ними первым именем Иакова (Гал. II, 9).

На соборе Апостольском, бывшем в Иерусалиме около 50 года по Р. X. для решения: должно ли христианам соблюдать ветхозаветный закон обрядовый, председательствовал Иаков, епископ Иерусалимшй, и его суждение принято было всем собором и утверждено ощутительным изволением Св. Духа (Деян. ХV). Именем Иакова отличен брат его ап. Иуда (Лук. VI, 16. Деян. I, 13), который Соборное послание свое начинает наименованием себя рабом Иисуса Христа и братом Иакова (Иуд. 1), и тем показывает особенную важность ап. Иакова в Церкви Апостольской. Даже еретики евиониты хвалились девством ради Иакова брата Господня. О великом всеобщем уважении к нему свидетельствуем особенно мученическая его кончина, которой обстоятельства с подробностию изображает Евсевий, на основании древних церковных преданий. Он пишет: «когда Павел, по требованию себе суда у Кесаря, отправлен был Фестом в Рим: тогда Иудеи, потеряв надежду на исполнение своих замыслов против Павла, обратились на Иакова, брата Господня, коему апостолы вверили епископский престол в Иерусалиме. Иаков, брать Господень, от времен апостолов и доныне всеми именуемый «праведным», был свят от утробы матери своей, не пил вина и сикера, не ел ничего мясного, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Ему одному дозволено было входить во Святая, потому что он носил не шерстяные одежды, а льняные. Во храм входил он один и его обретали там стоящим на коленах и молящимся об отпущении грехов народу. От непрестанных коленопреклонений во время молитвы о спасении народа колени его ожестели. За сие-то превосходство своей правоты и назван праведным и овлиасом, что значит: защита или оплот народа и правда.

Читайте также:  Храм в Марьино «Утоли мои печали», расписание богослужений

Церковь Иерусалимская особенно обязана умножением и утверждением верующих св. ап. Иакову. По его свидетельству уверовали во Иисуса Христа Иудеи и уверовавших оказалось много, даже и между старейшинами. Недовольные умножением христиан, книжники и фарисеи начали кричать и говорить, что, таким образом, пожалуй и весь народ признает Иисуса за Христа. Посему, собравшись к Иакову, они сказали ему: просим тебя, удержи народ; ведь он в заблуждении признает Иисуса Христом. Вот теперь сошлись все на праздник Пасхи. Просим тебя, вразуми их касательно Иисуса. Мы доверяем тебе это, потому что сами вместе с народом признаем, что ты праведен и безпристрастен. Так убеди же народ не заблуждаться касательно Иисуса. Тебя все послушают, и мы со всеми. Встань на кровлю храма, чтобы сверху ты виден был, и слова твои слышны были всему народу. А на Пасху собрались тогда все колена иудейские и много язычников. Помянутые книжники и фарисеи действительно поставили Иакова на кровлю храма и потом закричали ему: «праведный, тебе все мы должны верить! Вот этот народ, в заблуждении, последует Иисусу распятому, скажи же нам: что такое дверь Иисуса распятого»?

Иаков громким голосом отвечал: «Для чего спрашиваете меня об Иисусе, Сыне человеческом? Он восседает на небесах одесную великой Силы и опять придет на землю на облаках небесных»! Этим свидетельством Иакова многие совершенно убедились и начали славословить Иисуса, восклицая: «Осанна сыну Давидову!» А книжники и фарисеи говорили между собою: «Худо же мы сделали, доставив Иисусу такое свидетельство, взойдем и сбросим Иакова, чтобы другие по крайней мере от страха не поверили ему», и закричали: «Э! Э! и праведный заблуждает»! Взбежав наверх, они столкнули оттуда праведного и начали бросать в него камнями. Сверженный не вдруг умер, но, приподнявшись, стал на колена и молился: «Господи Боже Отче, отпусти им, они не ведают, что творят»!

Между тем как на него летели камни, некто священник, один из сынов Рихава, вскричал: «Перестаньте, что вы делаете; праведный за нас молится». Но в это самое время один из них суконщик, схватив скалку, на которую накатываются сукна, ударил преподобного по голове, и он скончался около 63 года по Р. X. На этом же месте и погребли его, над его могилою подле храма и доселе стоить памятник. Таким образом, Иаков был верным свидетелем для иудеев и язычников, что Иисус есть Христос. Иакову до того все удивлялись и за праведность столько уважали его, что беспристрастные из иудеев именно мученическую его смерть почитали причиною немедленно открывшейся осады и разрушения Иерусалима от римлян. Вот что известно об Иакове, который, говорят, написал первое из соборных так называемых «посланий». Это послание св. ап. Иаков написал около 59 года по Р. X. к рассеянным иудеям, о спасении коих ему вверено было архипастырское попечение. Ему же принадлежиг и Божественная Литургия, известная под именем ап. Иакова, которая доселе совершается в Иерусалиме в день памяти сего апостола, и на основании которой изложены Литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого.

Мученическая кончина св. Иакова брата Господня последовала в 63 году по Р. X. Если при жизни своей ап. Иаков пользовался всеобщим уважением: то память праведного без сомнения по смерти его сохранялась с похвалами в Церкви Христовой. В IX веке Феофан Никейский и впоследствии Византий написали многие песнопения в честь Иакова, брата Господня, ныне поемыя в день его памяти.

В своих песнопениях Церковь прославляет св. ап. Иакова, брата Господня по плоти, яко ученика Господня, восприявшаго Евангелие; яко мученика, стяжавшаго неизреченное блаженство; яко брата Божия, имеющаго дерзновение; яко иерарха, молящагося за нас. Называет его первым пастырем и учителем иерусалимлян и верным строителем таинств.

В Москве, на Старо-Иерусалимском подворье, сохраняется часть мощей св. ап. Иакова с 1853 года 23 октября, полученная от патриарха Александрийского Иерофея.

Из “Житий святых” архиепископа Филарета (Гумилевского)

Апостол от 70-ти Иа ́ ков , брат Господень по плоти , Иерусалимский, епископ

Дни памяти

9 января (переходящая) – Неделя по Рождестве Христовом

17 января – Собор 70-ти апостолов

Житие

Апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Га­ла­там пи­шет, что вме­сте с апо­сто­лом Пет­ром по­чи­та­лись стол­па­ми Церк­ви и апо­сто­лы Иа­ков и Иоанн. Свя­той Иа­ков был сы­ном Иоси­фа Об­руч­ни­ка от его пер­вой же­ны и по­то­му в Еван­ге­лии на­зы­ва­ет­ся бра­том Гос­под­ним. Со­глас­но пре­да­нию, Гос­подь Иисус Хри­стос явил­ся ему по­сле Сво­е­го Вос­кре­се­ния и по­ста­вил его епи­ско­пом Иеру­са­лим­ской церк­ви. Та­ким об­ра­зом, на до­лю апо­сто­ла Иа­ко­ва вы­па­ла осо­бен­ная де­я­тель­ность: он не пу­те­ше­ство­вал с про­по­ве­дью по раз­ным стра­нам, как осталь­ные апо­сто­лы, а учил и свя­щен­но­дей­ство­вал в Иеру­са­ли­ме, име­ю­щем столь важ­ное зна­че­ние для хри­сти­ан­ско­го ми­ра. Как гла­ва Иеру­са­лим­ской церк­ви, он пред­се­да­тель­ство­вал на Апо­столь­ском со­бо­ре в Иеру­са­ли­ме в 51 го­ду. Го­лос его здесь фак­ти­че­ски был ре­ша­ю­щим, и пред­ло­же­ние, сде­лан­ное им, ста­ло ре­зо­лю­ци­ей Апо­столь­ско­го со­бо­ра (Деян.15). Это об­сто­я­тель­ство име­ет важ­ное зна­че­ние вви­ду при­тя­за­ний ка­то­ли­ков воз­вы­сить апо­сто­ла Пет­ра на сте­пень гла­вы Церк­ви для то­го, чтобы за­тем утвер­дить это гла­вен­ство за рим­ским па­пой.

Зна­че­ние апо­сто­ла Иа­ко­ва еще бо­лее укреп­ля­ла его по­движ­ни­че­ская жизнь. Он был стро­гий дев­ствен­ник, не пил ни ви­на, ни дру­гих спирт­ных на­пит­ков, воз­дер­жи­вал­ся от мя­са, но­сил одеж­ду толь­ко льня­ную. Имел он обык­но­ве­ние уеди­нять­ся для мо­лит­вы в хра­ме и там ко­ле­но­пре­клон­но мо­лил­ся о сво­ем на­ро­де. Он так ча­сто про­сти­рал­ся на зем­лю в мо­лит­ве, что ко­жа на ко­ле­нях его огру­бе­ла.

Слу­же­ние апо­сто­ла Иа­ко­ва бы­ло труд­ное: сре­ди мно­же­ства са­мых ярых вра­гов хри­сти­ан­ства. Но он по­сту­пал с та­ким бла­го­ра­зу­ми­ем и спра­вед­ли­во­стью, что его ува­жа­ли не толь­ко хри­сти­ане, но и иудеи, и на­зы­ва­ли опо­рой на­ро­да и пра­вед­ни­ком.

Пре­бы­вая в долж­но­сти Иеру­са­лим­ско­го епи­ско­па око­ло 30 лет, он рас­про­стра­нил и утвер­дил свя­тую ве­ру в Иеру­са­ли­ме и во всей Па­ле­стине. Ко­гда апо­стол Па­вел в по­след­нее свое пу­те­ше­ствие по­се­тил апо­сто­ла Иа­ко­ва, то в то вре­мя со­бра­лись к нему пре­сви­те­ры, и об успе­хах хри­сти­ан­ской про­по­ве­ди сре­ди ев­ре­ев пе­ре­да­ли ему сле­ду­ю­щи­ми сло­ва­ми: «Ви­дишь, брат, сколь­ко ты­сяч уве­ро­вав­ших иуде­ев, и все они рев­ни­те­ли за­ко­на» (Деян.21:20). Мно­гие из ев­ре­ев об­ра­ща­лись к Церк­ви по од­но­му до­ве­рию к сло­ву пра­вед­ни­ка.

Ви­дя та­кое вли­я­ние апо­сто­ла, иудей­ские на­чаль­ни­ки ста­ли опа­сать­ся, как бы весь на­род не об­ра­тил­ся ко Хри­сту, и ре­ши­ли вос­поль­зо­вать­ся про­ме­жут­ком вре­ме­ни меж­ду отъ­ез­дом про­ку­ро­ра Фе­ста и при­бы­ти­ем на его ме­сто Аль­би­на (62 г. по­сле Р. X.) для то­го, чтобы или скло­нить Иа­ко­ва к от­ре­че­нию от Хри­ста, или умерт­вить его.

Пер­во­свя­щен­ни­ком в это вре­мя был без­бож­ный сад­ду­кей Анан. При боль­шом сте­че­нии на­ро­да апо­сто­ла вве­ли на пор­тик хра­ма, и по­сле несколь­ких льсти­вых слов пре­не­бре­жи­тель­но спро­си­ли: «Ска­жи нам о Рас­пя­том?» – «Вы спра­ши­ва­е­те ме­ня об Иису­се? – гром­ко ска­зал пра­вед­ник. – Он си­дит на небе­сах одес­ную Все­выш­ней си­лы и сно­ва при­дет на об­ла­ках небес­ных». В тол­пе ока­за­лось мно­го хри­сти­ан, ко­то­рые ра­дост­но вос­клик­ну­ли: «Осан­на Сы­ну Да­ви­до­ву!» Пер­во­свя­щен­ни­ки же и книж­ни­ки за­кри­ча­ли: «О, и сам пра­вед­ник в за­блуж­де­нии!» и сбро­си­ли его на зем­лю. Иа­ков мог еще под­нять­ся на ко­ле­ни и ска­зал: «Гос­по­ди, про­сти их! Они не ве­да­ют, что тво­рят». «По­бьем его кам­ня­ми», – за­кри­ча­ли его вра­ги. Один свя­щен­ник из пле­ме­ни Ри­ха­ва (они не пи­ли ви­на, жи­ли в па­лат­ках, не се­я­ли ни пше­ни­цы, ни ви­но­гра­да) на­чал уго­ва­ри­вать их: «Что вы де­ла­е­те? Ви­ди­те, пра­вед­ник за вас мо­лит­ся». Но в эту ми­ну­ту один изу­вер, по ре­ме­с­лу су­кон­щик, уда­рил сво­им валь­ком апо­сто­ла по го­ло­ве и умерт­вил его. Вме­сте с ним бы­ло умерщ­вле­но мно­го хри­сти­ан.

Иудей­ский ис­то­рик Иосиф Фла­вий, пе­ре­чис­ляя при­чи­ны па­де­ния Иеру­са­ли­ма, го­во­рит, что Гос­подь на­ка­зал ев­ре­ев, меж­ду про­чим, за уби­е­ние пра­вед­но­го Иа­ко­ва. Апо­стол Иа­ков неза­дол­го до сво­ей смер­ти на­пи­сал со­бор­ное по­сла­ние. Глав­ная цель по­сла­ния – уте­шить и укре­пить об­ра­щен­ных к ве­ре иуде­ев в стра­да­ни­ях, ко­то­рые пред­сто­я­ли им, и предо­сте­речь их от за­блуж­де­ния, буд­то бы од­на ве­ра мо­жет спа­сти че­ло­ве­ка. Свя­той апо­стол объ­яс­ня­ет, что ве­ра, не со­про­вож­да­е­мая доб­ры­ми де­ла­ми, – мерт­ва и не при­во­дит ко спа­се­нию. Цер­ков­ное пре­да­ние при­пи­сы­ва­ет апо­сто­лу Иа­ко­ву со­став­ле­ние древ­ней­ше­го чи­на Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии.

Апостол Иаков, брат Господень

Святой Иаков – первый апостол, которому явился Иисус Христос после воскресения из мертвых. Церковь называет его братом Господним и празднует память на следующий день после Рождества Христова – 8 января.

До избрания

Апостол Иаков был сыном праведного Иосифа от первого брака. Братом Господним его называет апостол Павел в своем послании к Галатам: “Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня” (Гал.1:19). Иаков вел строгую подвижническую жизнь: не пил спиртные напитки, ограничивал себя в еде и удобствах, много молился – таких людей в Израиле называли назореями, то есть людьми, которые с детства посвятили себя Богу. Во время проповеди Христа Иаков уверовал в Него и стал вести еще более строгую жизнь.

Апостол и первый епископ Иерусалима

После Вознесения Господа Иаков был избран в число 70-ти апостолов и стал первым епископом Иерусалимской Церкви, которую возглавлял 30 лет. По преданию, Христос явился после Своего воскресения Иакову и поставил его на эту должность. Как предстоятель Иерусалимской Церкви, он возглавлял Апостольский собор (около 50-го года), на котором решалась проблема принятия язычников в новую для них веру – христианство.

Литургия апостола Иакова

Апостол написал первое последование литургии, которая так и называется – Литургия апостола Иакова. До IX века она служилась повсеместно, но впоследствии сохранилась только в Иерусалимской Церкви. В IV веке святители Василий Великий и Иоанн Златоуст сократили Литургию апостола Иакова, составив на ее основе свои чинопоследования, которыми мы пользуемся до сих пор. В России Литургия апостола Иакова была неизвестна до XX века – первый раз ее отслужили в Ленинградской духовной академии в 1970 году в день памяти апостола и она до сих пор совершается в нескольких епархиях Русской Православной Церкви.

Соборное послание апостола Иакова

Около 59 года апостол Иаков написал Соборное послание ко всем израильтянам, которое входит в книгу Апостольских Посланий и полностью прочитывается во время годового круга богослужений. Главная его цель – укрепить веру и поддержать новообращенных иудеев, а также предостеречь от заблуждения, что одной веры достаточно для спасения человека. Известная среди христиан цитата: “Вера без дел мертва” именно из послания святого апостола Иакова (Иак. 2, 20).

Смерть во время проповеди

Как и многие апостолы, Иаков был убит. При жизни он пользовался огромным авторитетом даже у язычников, и благодаря своему благочестию обратил в христианство множество иудеев. Книжники и фарисеи насторожились и решили убить святого. Они воспользовались удачным моментом: в то время в Иерусалиме не было проконсула (правителя) – старый умер, а нового из Рима еще не успели прислать. Анания, иудейский архиерей, вместе с остальными фарисеями вывел Иакова на крышу храма для проповеди людям, но когда апостол заговорил о Христе, скинули его вниз. Там его искалеченного кровожадная толпа добила камнями. Тело мученика и апостола похоронили на том же месте, около храма.

Другие “родственники” Иисуса Христа

В Евангелии есть упоминание “братьев и сестер” Иисуса Христа: “Не плотник ли Он, сын Марин, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.” (Мк. 6: 3). Скорее всего, именно упомянутый Иуда впоследствии стал одним из 12 апостолов, которых выбрал Христос для учения и проповеди Евангелия после своего Вознесения (не путать с Иудой Искариотом, предавшим Христа). Здесь же упоминается и имя Его брата Иакова (не путать с апостолом Иаковом из числа 12-ти). Точного количества “родственников” Христа Евангелие нам не приводит, как и не говорит о степени родства.

Читайте также:  Акафист Сергию Радонежскому, читать акафист

Святой Иосиф Обручник

Рени Гвидо. Иосиф Обручник (1640-1642)

Восточная Церковь придерживается мнения, что перечисленные братья и сестры – это дети Иосифа Обручника от первого брака. Прямой потомок из рода царя Давида, но жил бедно и работал плотником. К тому времени, как ему исполнилось 80 лет, у него умерла первая жена и первосвященники избрали его для сохранения чистоты Пресвятой Богородицы – формально, Иосиф был мужем Девы Марии, но так как она дала обет безбрачия, супружеской жизни у них не было. Именно поэтому Иосиф называется Обручником – кроме самого обручения их больше ничего не связывало. Иосиф лично видел поклонение волхвов перед новорожденным Христом и по повелению Ангела бежал вместе с Божией Матерью в Египет от гнева Израильского царя Ирода. По преданию, святой Обручник умер в возрасте около 100 лет. Его память Церковь празднует в один день вместе с апостолом Иаковом, братом Господним – 8 января.

Апостол Иаков, брат Господень

Апостол Иаков, брат Господень по плоти (†ок.63)

Дни памяти: 29 декабря (стары стиль) — 11 января (новы стиль), 4 января (стар. ст.) — 17 января (нов. ст.) — Собор 70-ти апостолов, 23 октября (стар. ст.) — 5 ноября (нов. ст.)

Святой апостол Иаков, брат Господень — один из 70 апостолов Христа, старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Почитается как первый епископ Иерусалима. Казнён около 62 года в Иерусалиме иудеями.

Иисусу Христу Иаков приходится сводным братом. Он не входил в число 12 апостолов, т.к. во время служения Иисуса Иаков, как и все его братья, по свидетельству Евангелий (Мк.3:21; Ин.7:5), не признавал его Мессией. Иаков обратился и стал христианином после смерти и воскресения Христа. Он причтен был к числу 70 апостолов.

Иаков был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме, и там коленопреклоненно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.

В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит о явлении Христа после воскресения Иакову. Кроме этого Иаков упоминается в Деяниях Апостолов (12:17; 15:13-21; 21:18) и в Послании к Галатам (1:18; 2:9).

Иаков был первым епископом Иерусалима. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира.

ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА ИАКОВА

Руководимый Святым Духом, Иаков первый составил и написал чин Божественной литургии, – который затем сократили, ради немощи человеческой, сначала – Василий Великий, а затем – Иоанн Златоуст.

Как известно, во времена апостолов еще не существовало строго сложившегося чина Божественной литургии. Первые христиане совершали литургию не по устоявшемуся образцу, а в Духе Святом. Предстоятель возносил молитвы и благодарения «так долго, как мог» и «сколько позволяло время». Литургия продолжалась многие часы. Постепенно обретенный опыт – последование молитв и священных действий – закреплялся и складывался в устойчивый чин богослужения.

Божественная литургия Святого Апостола Иакова, брата Господня — это дошедшее до нас через тысячелетия сокровище древней Церкви, рождённое в её колыбели, иерусалимской христианской первообщине (знакомые каждому православному человеку литургия Иоанна Златоуста, которая отличается особой торжественностью и служится сегодня во всех православных храмах, а также литургии Василия Великого и Преждеосвященных Даров появились значительно позже). В первые века христианства, до IX века, она служилась повсеместно: в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой Горе Синай.

Несмотря на то, что в течение веков она все же претерпела некоторые изменения (добавлено пение «Символа веры», песнопения «Достойно есть», «Святый Боже», «Единородный Сыне…» и некоторые другие), её строгий, аскетический характер и глубина её молитвословий возводят нас ко временам первых мучеников и апостольских преемников. Однако, начиная с IX века, она почти везде вытесняется литургиями св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого, более торжественными и созвучными пышности императорских богослужений Константинополя. Именно поэтому она осталась неизвестной и славянам, которые получили от своих просветителей богослужение в чисто «константинопольском» виде.

Единственные два места на Земле, где эта богослужебная жемчужина бережно сохранялась почти всё второе тысячелетие — это Иерусалимская Церковь и остров Закинф в Греции, где Литургия святого апостола Иакова постоянно служилась все эти годы (в Иерусалиме — три раза в год, в дни памяти святого апостола Иакова, Сродников Господних и 70 Апостолов, а на Закинфе — в любое время года, по желанию настоятеля).

Особенным для данной литургии является причащение молящихся отдельно Телом и отдельно Кровью Христовым. Такой порядок был характерен и для византийских литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоустого вплоть до VIII века.

Выразительность молитвословий литургии апостола Иакова воскрешает живую веру первых христиан. Время, кажется, обращается вспять, и воззвания на литургии к святым отцам древней Церкви, почти современникам этого богослужения, оживляет ощущение близости к ним, единства с ними в Боге.

АПОСТОЛЬСКИЙ СОБОР В ИЕРУСАЛИМЕ

Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51-м году (по другим данным — в 49 году). Голос его здесь фактически был решающим. Именно Иаков, по свидетельству Деяний, произносит итоговую речь на Иерусалимском соборе апостолов и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава).

Иерусалимский Апостольский Собор 51 года

Когда христианство стало распространяться по всему миру и множество язычников стали принимать христианскую веру, между христианами произошло недоумение. Христиане из иудеев стали утверждать, что христиане из язычников должны строго соблюдать обрядовый закон Моисеев (в первую очередь обрезание, т. е. что нужно прежде обращать их в еврейскую веру), т. к. иначе они не могут спастись. По этому поводу среди христиан возникли жаркие споры.

В отдельности, т. е. самостоятельно, ни один из апостолов не мог решить такого важного вопроса. Это заставило св. Апостолов, совместно с пресвитерами (священниками) согласно заповеди Христовой (Матф. 18, 17) собраться на первый Апостольский Собор, в Иерусалиме в 51 г. по Р. X.

На этом соборе христиане отказались от необходимости соблюдения крещёными язычниками обрезания, жертвоприношений животных в Иерусалимском храме, а также множества обрядовых ритуалов, введенных книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев, за слепое последование которым книжников и фарисеев обличал ещё Сам Христос. И, несмотря на то, что христиане из евреев вынуждены были ещё соблюдать традиции и обряды, установленные старцами (Деян.15:10), окончательный разрыв с иудаизмом стал свершившимся фактом.

СМЕРТЬ ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ

Иаков принял мученическую смерть: был сброшен иудеями с крыла Иерусалимского храма и побит камнями около 62 года.

Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30-ти лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Пользовался великим уважением не только у христиан, но и среди иудеев. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следуюшими словами: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона» (Деян. 21:20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его. Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о Распятом?» — «Вы спрашиваете меня об Иисусе? -громко сказал праведник. — Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных«. В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» — и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости Они не ведают, что творят«. «Побьем его камнями«, — закричали враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли пшеницы, ни возделывали винограда) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите: праведник за вас молится«. Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова.

СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ ПО ПЛОТИ

Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. В отличие от посланий апостола Павла, Послание Иакова адресовано не конкретным общинам и людям, а широким кругам христиан.

Центральная мысль Послания — «вера без дел мертва». По этой причине послание недолюбливали протестантские богословы периода Реформации, формулировавшие принцип «sola fide» – оправдание одной верой. Однако противоречие послания Иакова с тезисом апостола Павла «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» лишь кажущееся. Павел говорит о невозможности спасения одними делами без веры в Спасителя, Иаков же показывает, что настоящая вера обязательно должна выражаться в делах милосердия и христианской любви.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АПОСТОЛЕ ИАКОВЕ, БРАТЕ ИИСУСА

Канонические Евангелия содержат целый ряд упоминаний о братьях Иисуса Христа и об апостолах с именем Иаков. В средневековье Иакова, «брата Господня» зачастую отождествляли с апостолом Иаковом Алфеевым, однако в настоящее время библеисты полагают, что это два разных лица.

В ноябре 2002 года было объявлено об обнаружении иудейского оссуария (ящика из известняка для вторичного захоронения костей, обычно использовавшегося при погребении в каменных гробницах), надпись на котором гласит, что в нём был похоронен «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». До настоящего времени вопрос об аутентичности оссуария Иакова однозначно не решён.

Оссуарий апостола Иакова, брата Господня

Апостол Иаков вспоминается в святые дни празднования Рождества Христова вместе со своим отцом Иосифом и святым царем и пророком Давидом, потому что, по преданию, сопровождал святое Семейство при бегстве в Египет и пребывал там вместе с Богомладенцем Иисусом, Богоматерью и Иосифом, служа им, и с ними же вернулся в Иудею.

Молитва апостолу Иакову, брату Господню

О великий богоизбранный и богопрославленный Апостоле Иакове, брате Господень! Ты еси великий архиерей Града Святаго, теплый наш заступник и ходатай, предстоящий Престолу Пресвятыя Троицы. Не отрини нас от твоего заступления, но воздвигни нас, низверженных грехи многими. Имеяй власть решити и вязати, разреши зол наших соузы, любве Божией причти нас и Царствия Небеснаго причастники, блаженне, соделай молитвами твоими. Моли Христа Спаса, да сподобит непреткновенно совершати странствие наше земное, да вечныя и блаженныя жизни на небеси сподобившеся, с тобою вкупе возможем выну восхваляти Троицу Нераздельную и воспевати Едино Божество Отца и Сына и Духа Всесвятаго во веки веков. Аминь.

Тропарь апостола Иакова, глас 2

Яко Господень ученик восприял еси, праведне, Евангелие,/ яко мученик имаши еже неописанное,/ дерзновение яко брат Божий,/ еже молитися яко иерарх:// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак апостола Иакова, глас 4

Отчее Единородное Бог Слово,/ пришедшее к нам в последния дни,/ Иакове Божественне,/ перваго тя показа/ иерусалимлян пастыря и учителя,/ и вернаго строителя таинств духовных:// темже тя вси чтим, апостоле.

Величание апостолу Иакову, брату Господню

Величаем тя, апостоле Христов Иакове, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

Ссылка на основную публикацию