“Млекопитательница”

Икона Богородицы « Млекопитательница »

Празднование:

История

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» яв­ля­ет­ся од­ним из луч­ших об­раз­цов ви­зан­тий­ской шко­лы и име­ет бо­га­тую ис­то­рию, свя­зан­ную с име­нем свя­то­го Сав­вы Освя­щен­но­го, в Лав­ре ко­то­ро­го близ Иеру­са­ли­ма она пер­во­на­чаль­но и на­хо­ди­лась. Свя­той ос­но­ва­тель Лав­ры при кон­чине сво­ей в 532 го­ду пред­ска­зал бра­тии, что Лав­ру по­се­тит со­имен­ный ему цар­ствен­ный па­лом­ник из Сер­бии Сав­ва, и по­ве­лел пе­ре­дать ему в бла­го­сло­ве­ние чу­до­твор­ную ико­ну. Это и про­изо­шло через шесть сто­ле­тий – в ХIII ве­ке. Свя­ти­тель Сав­ва Серб­ский при­вез об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» в Хи­лен­дар­ский мо­на­стырь на Свя­той Го­ре Афон и по­ста­вил ее в церк­ви при Ка­рей­ской кел­лии по пра­вую сто­ро­ну ико­но­ста­са – это об­сто­я­тель­ство неволь­но об­ра­ща­ет на се­бя вни­ма­ние, т.к. по пра­вую сто­ро­ну от Цар­ских врат обык­но­вен­но по­ме­ща­ет­ся ико­на Свя­той Тро­и­цы или Спа­си­те­ля. Впо­след­ствии цер­ковь бы­ла на­зва­на Ти­пи­кар­ни­цей, так как там хра­нил­ся устав свя­ти­те­ля Сав­вы.

Наи­бо­лее из­вест­ные чу­до­твор­ные спис­ки ико­ны есть так­же в Рос­сии (Москве и Одес­се), Гре­ции и на Свя­той Зем­ле. Ис­то­рия по­яв­ле­ния этих спис­ков в на­шей стране свя­за­на с име­нем пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла Афон­ско­го.

В глав­ном при­де­ле мос­ков­ско­го Ело­хов­ско­го Бо­го­яв­лен­ско­го со­бо­ра по­ме­ще­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» со сле­ду­ю­щей над­пи­сью: «Сия свя­тая ико­на на­пи­са­на и освя­ще­на на Свя­той Афон­ской Го­ре в ски­ту свя­то­го про­ро­ка Илии и по­сы­ла­ет­ся в дар и бла­го­сло­ве­ние в цар­ству­ю­щий град Моск­ву в храм Бо­го­яв­ле­ния, что на Ело­хо­вом по­ле. В неза­бвен­ную па­мять 2-ме­сяч­но­го пре­бы­ва­ния в оном хра­ме чу­до­твор­но­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца», при­над­ле­жа­щей вы­ше­ска­зан­но­му ски­ту в быт­ность на­сто­я­те­ля ар­хи­манд­ри­та Гав­ри­и­ла. 1894 год».

В Одес­се спи­сок чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца», при­ве­зен­ный пре­по­доб­ным Гав­ри­и­лом Афон­ским, на­хо­дит­ся в Свя­то-Успен­ском муж­ском мо­на­сты­ре.

Есть еще од­на ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца». Она бы­ла об­ре­те­на в 1650 го­ду на вы­со­ком де­ре­ве в уро­чи­ще Кре­сто­гор­ске, что в два­дца­ти вер­стах от Мин­ска. На ме­сте ее яв­ле­ния был по­стро­ен храм в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. По­ме­ща­ет­ся об­раз над цар­ски­ми вра­та­ми и по­сред­ством осо­бо­го ме­ха­низ­ма спус­ка­ет­ся вниз для то­го, чтобы бо­го­моль­цы мог­ли к нему при­ло­жить­ся. Оста­лось мно­го пре­да­ний о чу­до­твор­ной си­ле этой ико­ны, она по­мо­га­ла при из­бав­ле­нии от раз­лич­ных бед и неду­гов.

Празд­но­ва­ние об­ра­зу Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Мле­ко­пи­та­тель­ни­цы» уста­нов­ле­но в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Сав­вы Серб­ско­го, 12 ян­ва­ря.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Млекопитательница», глас 3

Без се́мене от Боже́ственнаго Ду́ха,/ во́лею же О́тчею зачала́ еси́ Сы́на Бо́жия,/ от Отца́ без ма́тере пре́жде век су́ща,/ нас же ра́ди из Тебе́ без отца́ бы́вша,/ пло́тию родила́ еси́/ и Младе́нца млеко́м пита́ла еси́,/ те́мже не преста́й моли́ти // изба́витися от бед душа́м на́шим.

Перевод: Без семени от Божественного Духа по воле Отца зачала ты Сына Божия, от Отца без матери прежде начала времен бывшего, нас же ради без отца по плоти родила Ты и как Младенца молоком питала, потому не переставай молить об избавлении от бед душ наших.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Млекопитательница», глас 5

Душ на́ших чу́вствия очи́стивше,/ у́зрим на ико́не та́инство пресла́вное,/ Творца́ Вселе́нной и Го́спода вы́шних сил,/ во объя́тиих держи́ма и от сосцу́ Твое́ю я́ко Младе́нца пита́ема,/ и, со стра́хом и ра́достию покланя́ющеся Тебе́/ и ро́ждшемуся от Тебе́ Спа́су на́шему, воззове́м:// ра́дуйся, Влады́чице, жи́зни на́шея Пита́тельнице.

Перевод: Душ наших восприятие очистив, увидим на иконе таинство невероятное, Творца Вселенной и Господа высших сил, в объятиях Ты держишь и от груди Твоей как Младенца питаешь, и со страхом и радостью поклоняясь Тебе и родившемуся от Тебя Спасителю нашему, воззовем: «Радуйся, Владычица, жизни нашей Питательница».

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Млекопитательница»

Приими́, Госпоже́ Богороди́тельнице, сле́зная моле́ния рабо́в Твои́х, к Тебе́ притека́ющих. Зрим Тя на святе́й ико́не, на рука́х нося́щую и млеко́м пита́ющую Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́. А́ще и безболе́зненно родила́ еси́ Его́, оба́че ма́терния ско́рби ве́си и не́мощи сыно́в и дще́рей челове́ческих зри́ши. Те́мже те́пле припа́дающе к цельбоно́сному о́бразу Твоему́ и умиле́нно сей лобыза́юще, мо́лим Тя, всеми́лостивая Влады́чице: нас, гре́шных, осужде́нных в боле́знех роди́ти и в печа́лех пита́ти ча́да на́ша, ми́лостивно пощади́ и сострада́тельно заступи́, младе́нцы же на́ша, та́кожде и роди́вшия их, от тя́жкаго неду́га и го́рькия ско́рби изба́ви. Да́руй им здра́вие и благомо́щие, да и пита́емии от си́лы в си́лу возраста́ти бу́дут, и пита́ющия их испо́лнятся ра́достию и утеше́нием, я́ко да и ны́не предста́тельством Твои́м из уст младе́нец и ссу́щих Госпо́дь соверши́т хвалу́ Свою́. О Ма́ти Сы́на Бо́жия! Умилосе́рдися на ма́тери сыно́в челове́ческих и на немощны́я лю́ди Твоя́: постига́ющия нас боле́зни ско́ро исцели́, належа́щия на нас ско́рби и печа́ли утоли́, и не пре́зри слез и воздыха́ний рабо́в Твои́х. Услы́ши нас в день ско́рби пред ико́ною Твое́ю припа́дающих, и в день ра́дости и избавле́ния приими́ благода́рная хвале́ния серде́ц на́ших. Вознеси́ мольбы́ на́ша к престо́лу Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, да ми́лостив бу́дет ко грехо́м и немоще́м на́шим и проба́вит ми́лость Свою́ ве́дущим и́мя Его́, я́ко да и мы, и ча́да на́ша, просла́вим Тя, милосе́рдую Засту́пницу и ве́рную наде́жду ро́да на́шего, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Млекопитательница»

О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небе́сная на́ша Цари́це, млеко́м Христа́ Бо́га на́шего пита́вшая, и нас недосто́йных и многогре́шных Твое́ю бога́тою ми́лостию пита́еши. Спаси́ и изба́ви нас гре́шных рабо́в Твои́х от напра́сныя клеветы́, от вся́кия беды́ и напа́сти и внеза́пныя сме́рти. Поми́луй нас в дневны́х часе́х, во у́тренних и вече́рних и во вся́кое вре́мя сохрани́ нас: стоя́щих, сидя́щих соблюди́ и на вся́ких путе́х ходя́щих и в ночны́х часе́х спя́щих покры́й и заступи́. Защити́ нас, Влады́чице Богоро́дице, от всех на́ших враг ви́димых и неви́димых и от вся́каго зла́го обстоя́ния. На вся́ком ме́сте и на вся́кое вре́мя бу́ди нам, Ма́ти Преблага́я, необори́мая стена́ и кре́пкое заступле́ние, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Икона «Отрада и Утешение»

Существуют так называемые нерукотворные образы, которые были обретены, то есть где-то просто отыскались и явились людям. Из всего ряда подобных образов особенной является икона «Отрада и Утешение», которая фактически несет на себе печать чуда. Ведь изначально она была просто иконой Богоматери, но чудесным образом фигуры пришли в движение и застыли в новом положении, которое потом стало каноническим, но обо всем по порядку.

  1. История монастыря и иконы
  2. Обретение иконы
  3. Значение иконы «Отрада и Утешение»
  4. В чем помогает икона «Отрада и Утешение»
  5. Молитвы
  6. Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение», глас 4
  7. Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение»
  8. Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение», глас 8
  9. Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение»

История монастыря и иконы

На Святой Горе Афон в Греции стоит один из древнейших православных мужских монастырей – Ватопедский. В храме Благовещения этой известной обители находятся несколько чудотворных икон Богородицы, одна из которых называется иконой Ватопедской Божией Матери.

История этой обители восходит к царствованию Феодосия Великого и чудному спасению сына его Аркадия. Наследник царя, совершая морскую прогулку, упал с парусника в воду недалеко от монастыря. Но случилось невероятное чудо, он не погиб. Божия Матерь спасла юношу, и невредимым перенесла его на берег. Бросившиеся на помощь люди нашли отрока около кустарника вблизи монастыря. В память об этих событиях монастырь стал называться Ватопедским. Греческое слово «ватопед» переводится как «куст, дитя, отрок». Признательность и щедрость святого царя Феодосия, обращенная к монастырю, не имела границ.

Обретение иконы

Другое чудо связано с предупреждением об опасности, грозящей обитателям монастыря. 21 января 807 года молившийся перед иконой игумен услышал голос женщины. Подняв глаза, он увидел, что Ватопедская икона Божией Матери повернулась к нему и предупреждает, о том, что преступники готовятся напасть на монастырь. Изумленный священослужитель немедленно позвал всех обитателей монастыря, чтобы они засвидетельствовали это чудо. Монахи были очень удивлены тем, что лик Божией Матери на святом образе отклонен вправо. Обитатели монастыря воздали благодарность иконе Божией Матери «Отрада и Утешение» и молитва перед чудотворным образом была произнесена сразу. Затем дали отпор грабителям, с именем Богородицы на устах и верой в спасение они не позволили разбойникам войти в обитель и разграбить его.

С тех давних времен Ватопедскую икону называют «Отрада» или «Утешение».

Любовью и состраданием наполнен лик Богородицы на иконе, а глаза смотрят на всех с милосердием и смирением, а уста застыли в кроткой улыбке утешения.

Образ Божественного Младенца остался строгим. В память об этих чудесах перед святым ликом Богородицы находится неугасимая лампада.

Значение иконы «Отрада и Утешение»

Великими почестями пользуется икона Божией Матери «Отрада и Утешение» — значение ей придает и факт чудесного обретения, и содержание. Сейчас этот образ делает Ватопед одним из наиболее посещаемых паломниками, также засвидетельствовано немалое количество чудес по молитве к образу.

Итак, икона Богородицы «Отрада и Утешение» застыла в той самой форме, в которой явилась настоятелю и монахам монастыря в древности. Как гласит предание, Богомладенец на иконе, когда пришел в движение, протягивал руку к устам Богоматери, дабы не дать той предупреждать монахов. Господь посылал свою кару на монастырь и считал подвижничество этих иноков не подобающе старательным.

Только вот Ватопедская икона Божией Матери «Отрада и Утешение» продолжила двигаться, и Пречистая Дева взяла руку Богомладенца в свою и немного усмирила его, как позволительно только матери и великой заступнице людей.

Таким образом в иконе заключено даже некоторое противоречие, хотя в действительности образы дополняют друг друга. Христос строг к своим последователям и взирает строго, а Божья матерь проявляет свою милость и доброту. Таким образом Господь всегда дает возможность раскаяться.

В чем помогает икона «Отрада и Утешение»

Именно по причине такого уникального содержания этот образ часто помогает верующим уберечься от различных невзгод. К примеру, есть много свидетельств о том, как списки иконы использовали для того, чтобы обходить крестным ходом города, которые подвергались эпидемиям. Если люди там искренне раскаивались, то хворь отступала.

Помимо этого, святой образ известен как защитник от любых других напастей, от вторжения иноземцев, от различных болезней и природных катаклизмов. Помимо этого молятся ей и для того чтобы одолеть врагов внутренних: страсти и склонности к грехам.

Молитвы

Днем почитания образа является 3 февраля.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение», глас 4

Яко покро́в благода́тный и спаси́тельный/ стяжа́хом честну́ю Твою́ ико́ну, Богоро́дице,/ на сию́ у́бо со умиле́нием взира́юще, Тебе́ вопие́м:/ Влады́чице, ниспосли́ нам отра́ду и утеше́ние,/ на Тя бо упова́ние возлага́ем, гре́шнии и смире́ннии./ На Твое́ предста́тельство наде́емся, недосто́йнии./ Ускори́ нас изба́вити от бед и скорбе́й/ и умоли́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// поми́ловати и спасти́ ду́ши на́ша.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение»

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний./ Не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение», глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злы́х,/ благода́рственная воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: // Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение»

Наде́жда всем конце́м земли́, Пречи́стая Де́во Богоро́дице, Утеше́ние и Отра́до на́ше! Не гнуша́йся нас гре́шных, на Твою́ бо ми́лость упова́ем. Угаси́ пла́мень грехо́вный и покая́нием ороси́ изсо́хшие сердца́ на́ша. Очи́сти ум наш от грехо́вных помышле́ний. Приими́ моле́ния от души́ и се́рдца с воздыха́нием Тебе́ приноси́мыя. Бу́ди Хода́таице о нас к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу и отврати́ гнев Его́ от нас Ма́терними моли́твами. Укрепи́ в нас ве́ру правосла́вную, вложи́ в нас дух стра́ха Бо́жия, дух смире́ния, терпе́ния и любви́. Душе́вныя и теле́сныя я́звы исцели́, утиши́ бу́рю злых нападе́ний вра́жеских. Отыми́ бре́мя грехо́в на́ших и не оста́ви нас до конца́ поги́бнути. Пода́ждь нам ми́лость Твою́ и свято́е благослове́ние Свое́ всем зде предстоя́щим и моля́щимся и всегда́ пребыва́й с на́ми, подава́я приходя́щим к Тебе́ отра́ду и утеше́ние, по́мощь и заступле́ние, да сла́вим и велича́ем Тя вси до после́дняго на́шего воздыха́ния. Ами́нь.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона Божией Матери “Отрада и утешение”

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Икона Божией Матери “Отрада и утешение” – одна из главных православных святынь, которая почитается верными христианами мира уже не одно столетие. Её история проста и величественна одновременно: в ней страх и вера, вечный зов о помощи и неугасимая надежда. Она – истинный оберег, что изо дня в день дарит Божью благодать всем окружающим, открывая свои чудесные деяния каждому из них.

Значение иконы “Отрада и утешение”

Значение иконы поистине огромно, ведь в нём заложена вся её сила. Святой лик и до сегодняшнего дня находится в монастыре на горе Афоне, а его происхождение уходит корнями в XIV век. Интересен и тот факт, что образ является рукотворным лишь отчасти, ведь изначально не был написан на доске, как подобные реликвии. А ещё раньше и вовсе был частью стенной росписи, которую позже сняли и в первоначальном виде заключили в киот (остеклённый ящик для икон).

Она очень красива и богата художественно, а её обрамление – это настоящий шедевр иконописного искусства. В полном объёме её видело очень малое количество людей, но вот глаза Богородицы, которые всегда чётко видны на святом лике, настолько проницательны и чисты, что порою создаётся впечатление, будто они смотрят в самую душу человека и понимают всё, о чём он молчит. Именно они и стали символом верного спасения для многих христиан на долгие века и остаются такими по сей день.

Написана была икона в память о чудотворном возвращении юного царевича Аркадия, который был спасён благодаря заступничеству Божьей Матери. С тех самых пор она почиталась среди верующих людей, как та, что предупреждает разного рода неприятности и помогает в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях, что часто угрожают жизни и здоровью человека.

Известны случаи, когда образ Богородицы становился не только единственным спасением, но и символом обретённой веры, которая оставалась с человеком на всю жизнь и вела его сложными путями, давая силы и даря настоящие чудеса. Она не просто является утешение и отрадой, она даёт возможность осознания окружающего мира, а, познав этот великий смысл, христианин сам обретал свободу и спокойствие, что вели его праведной дорогою к вечной жизни.

В чем помогает икона “Отрада и утешение”

Один из самых почитаемых в православии, этот образ – символ спасения для многих, кто обращался к нему в молитвах с такими просьбами:

  • исцелить от недугов физических и душевных;
  • защитить от бед и несчастий, связанных с различного рода стихийными бедствиями, эпидемиями и другими катаклизмами массового характера;
  • наставить на путь истинный;
  • обрести внутреннюю свободу;
  • научить праведному слову, которое даст отпор врагам и нечестивым недругам;
  • избавить от грешных помыслов;
  • дать надежду на верное спасение.

Этот образ имеет огромное значение для каждого к ней обратившегося и ещё по одной причине, которая значительно отличает его от других, – он сразу же становится оберегом для всякого, кто приходит к нему с чистыми мыслями, благодатными молитвами и глубокою верою.

День почитания

По православному церковному календарю светлое празднование иконы приходится на 21 января. Именно в этот день к ней приходят почитатели со всех уголков, дабы отдать дань истинного благочестия и поблагодарить за все те чудеса, которыми она наполнила мир каждого из них.

Вот такими молитвенными словами обращаются к этому образу Богородицы:

Надежда всем концем земли, Пречистая Дево Богородице, Утешение и Отрадо наше! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси пламень греховный и покаянием ороси изсохшие сердца наша. Очисти ум наш от греховных помышлений.

Приими моления от души и сердца с воздыханием Тебе приносимыя. Буди Ходатаице о нас к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его от нас Матерними молитвами. Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви. Душевныя и телесныя язвы исцели, утиши бурю злых нападений вражеских. Отыми бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути.

Подаждь нам милость Твою и святое благословение Свое всем зде предстоящим и молящимся и всегда пребываяй с нами, подавая приходящим к Тебе отраду и утешение, помощь и заступление, да славим и величаем Тя вси до последняго нашего воздыхания. Аминь.

Икона “Отрада и утешение Пресвятой Богородицы” – это поистине величественный шедевр христианства, в котором содержится огромная сила, основанная на вере, что способна проникнуть в сердце и душу каждого, сделать его чище, светлее, праведнее, приближая таким образом к главной цели всей жизни – познанию слова Божьего и обретению вечной благодати.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о чудотворной иконе Богородицы:

Икона Пресвятой Богородицы «Отрада и утешение»

Икону «Отрада и Утешение» относят к нерукотворным ликам Богородицы и Христа, поскольку, как и многие другие внезапно явленные верующим иконы, она не была изначально писана рукой мастера. Такие иконы — явленное на земле чудо Божьей благодати в помощь верующим и порицание неверным. Сначала эта икона мало отличалась от других рукотворных образов. Пока чудо не заставило изображенные лики изменить свое положение.

История прославления иконы

Прославление иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» началось с удивительного чуда изменения ликов на одной из икон Ватопедского монастыря на горе Афоне.

Произошло это в 807 году 21 января в Благовещенском храме. По окончании утрени в храме остался только настоятель обители. Стоя возле одной из Богородичных икон, он услышал женский голос, который сказал ему, что сегодня нужно держать ворота монастыря запертыми, иначе не избежать беды. Не иначе как сама Богородица произнесла эти слова дважды.

Но не только женский голос услышал настоятель монастыря. Слышал он и строгие слова останавливающего Свою Мать Христа: «Да будут они наказаны за грехи их…».

Игумен поднял глаза на образ Богородицы и увидел, что голова ее стала повернута вправо, а лик Христа стал строже. Теперь Младенец словно заграждал уста Своей Матери, не давая ей предостеречь насельников обители о готовящемся нападении разбойников.

Немедленно собрав братию в храме, игумен показал монахам изменившуюся чудесным образом икону. После благодарственной молитвы все насельники монастыря по слову Божией Матери собрались на стене обители и отразили атаку разбойников.

Внимание! В благодарность за утешение и защиту обители монахи и сегодня держат лампаду перед иконой Богородицы «Отрада и Утешение» непрестанно горящей.

Чудо явления образа случилось 21 января, это произошло еще до изменения календаря. Поэтому сегодня память иконы Отрада и Утешение празднуется 3 февраля по новому стилю.

О других чудотворных иконах:

Значение иконы

Образ Богородицы Отрада и Утешение, иначе называемый Ватопедским несложно отличить от любого другого. Канонически этот образ восходит к иконописному типу Одигитрия. Христос, одетый в зеленый плащ, изображен здесь восседающим на левой руке Богородицы. В одной руке Он держит свиток. Другая Его рука заграждает уста Матери, словно не давая ей сказать что-то. Матерь Божия поддерживает руку Младенца своей рукой. Зеленый цвет плаща, надетого на Христа, считается символом присутствия Святого Духа.

Важно! Богословы считают, что икона «Отрада или Утешение» Пресвятой Богородицы напоминает верующим о Литургической жертве через жест целующей руку Христа Богородицы.

Для победы над плотью и смертью в Таинстве Евхаристии православным преподносится Тело и Кровь Христовы. Через принятие Святых Даров верующие уподобляются Христу, становятся частью Церкви, приближаются к спасению и вечной жизни. О важности Причастия для христианина говорит строгость лика Спасителя на иконе. Он слово напоминает о том, что без Причастия спасение невозможно, как нет на земле других способов соединения со Христом.

О Евхаристии в Евангелии сказано «ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем».

Чтимые списки чудотворной иконы

На территории России сегодня можно поклониться нескольких спискам со знаменитой афонской иконы:

  • в монастыре в честь Воскресения Христова в Санкт-Петербурге;
  • в Афонском храме на территории Новодевичьего монастыря в Москве.

На образе, хранящемся в Новодевичьем монастыре руками афонских старцев сделана надпись, говорящая о том, что молитвами Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии благодать Господня не иссякнет на русской земле, пока Россия как государство существует.

На Ходынском поле, где находились когда-то казармы, в начале XX века была воздвигнута церковь в честь иконы Божией Матери Отрада и Утешение. Этот храм был разрушен в 20-е годы и восстановлен уже после падения советской власти.

Чудотворный список иконы Пресвятой Богородицы Отрада и Утешение впервые оказался в России еще в XVIII веке. В Ростове Великом, где находится Спасо-Яковлевский монастырь, особым почитанием пользовалась одна из первых списанных с Ватопедского образа икона. В 1518 году две иконы из обители доставил в Россию преподобный Максим Грек.

Одна из привезенных тогда икон входила в келейный иконостас святителя Димитрия Ростовского, а сейчас ей можно поклониться в Ростовском Спасо-Иаковлевском монастыре.

О чем молятся иконе

Молитва — труд души, дающий не только надежду на исполнение прошения, но способствующий духовному росту. Молитва ценна сама по себе как опыт общения с Богом. Поэтому вредно тем, кто еще не до конца укрепился в вере, искать святого или икону, к которым можно обратиться в какой-либо житейской надобности.

Чудотворные списки иконы часто имели большое значение в избавлении от эпидемий. Крестный ход жителей вокруг охваченного болезнью города приводил к решению проблемы.

История обретения иконы в нынешнем виде говорит о том, что Ватопедская икона может сохранить дом в безопасности, защитить от нападения врагов. Важно, чтобы каждый христианин понимал, что главные его враги — грех и страсти. И молиться перед образом Богородицы следует, прежде всего, об очищении души от греховной грязи.

Совет! Тем, кто не знает слов молитвы, которую принято читать именно этой иконе, полезно помнить простое молитвенное обращение к Пречистой Деве: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Можно также глядя на образ Богородицы, обращаться к самому Христу такими словами: «Боже, очисти мя грешнаго».

Чтобы разобраться, в чем еще помогает молитва перед иконой «Отрада и Утешение», нужно понимать смысл молитвы перед образом и понимать, что возносимая образу честь восходит к первообразу.

Обратиться к Божией Матери можно и с просьбой, и с покаянием. Но не только слава о чудотворении иконы помогает тому, чтобы молитвы были услышаны. Важна сила веры молящегося, без которой Господь не услышит просьб и прославлений.

Внимание! Перед этой иконой можно и нужно славить и благодарить Богородицу и Господа нашего Иисуса Христа за все.

ОТРАДА, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Икона Божией Матери “Отрада”

«Отрада» или «Утешение», Парамифия (греч. Παραμυθιά), Ватопедская икона Божией Матери

В январе 807 года некий алжирский пират по имени Вардухан, обосновавшийся на острове Милос, одном из островов Кикладского архипелага, на 15 пиратских кораблях совершал набеги и опустошал острова Эгейского моря, побережья Фракии и Малой Азии. В тот месяц он решил напасть и на Афон. Он подготовил десять кораблей, взял с собой 200 пиратов и отправился к Ватопедскому монастырю. На рассвете 21 января разбойники пришвартовались в монастырской бухте, выстроились в боевом порядке и, затаившись, стали ждать утреннего открытия монастырских ворот.

Место во внешнем притворе соборного храма, где произошло чудо от иконы «Отрада» или «Утешение» (Παραμυθιά).

Монахи, закончив утреню, расходились по своим кельям для краткого отдыха. В церкви остался один игумен, который продолжал молиться. Внезапно старец услышал исходящий от иконы Пресвятой Богородицы глас: “Не открывайте сегодня ворот. Поднимитесь на стены и прогоните пиратов”.

Удивлённый услышанным, старец повернулся и взглянул на икону Богородицы и оказалось что лица Богородицы и Божественного Младенца чудесно ожили. Маленький Иисус простёр руку, прикрывая ею уста Своей Пресвятой Матери, и, обратив к Ней лицо, сказал: “Не надо, Мати Моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях”. Однако Богородица остановила руку Божественного Младенца, повернула лицо немного вправо и снова сказала: “Не открывайте сегодня монастырских ворот!” И, добавив: “Смотрите, покайтесь, ибо Сын Мой гневается на вас!” – в третий раз повторила Своё предостережение.

Ниша в которой находилась чудотворная икона «Отрада» или «Утешение» (Παραμυθιά) до ее перенесения в специально для нее построенный придел.

Потрясённый игумен созвал братию и рассказал монахам обо всём увиденном и услышанном. Те со страхом убедились, что священные лики на иконе изменили свое положение и выражение. После этого, поблагодарив Пресвятую Богородицу за Её спасительный Промысел, иноки поднялись на стены.

Тем временем пираты с лестницами и топорами уже готовились к штурму монастыря. Игумен, стоя на бойнице, позволил им сначала приблизиться, а затем, возвышая Честный Крест, дал сигнал к отражению атаки. В одночасье десять пиратов пали замертво, многие были ранены, а остальные побежали на свои корабли и уплыли прочь.

Растроганные монахи спустились в храм и ещё раз от всего сердца поблагодарили Богородицу. С тех пор икона, сохраняемая и ныне в Ватопедском монастыре, стала называться “Парамифия” (т. е. “Утешение”, “Отрада”), и до сих пор остаётся видоизменённой как напоминание о том удивительном происшествии.

Икона «Отрада и Утешение». Поселок Вадино Сафоновского района Смоленской области.

В память чудесного избавления монастыря от разграбления пред иконой “Отрада” была возжжена неугасимая лампада и зажигается большая свеча. В том приделе, где находится икона, издавна совершается пострижение всех поступающих в число братии обители и ежедневно поётся молебен Божией Матери.

В образе “Отрада или Утешение” чудесным образом проявляется особое дерзновение Матери Божией перед Её Сыном – не только утешать грешных, но и гнев Божий отвращать от них.

Чтимые списки с иконы

Чтимый список иконы, написанный на Афоне, был подарен в XIX веке иеросхимонахом Серафимом (Весниным) сёстрам Санкт-Петербургского Воскресенского Новодевичьего монастыря. В 1854 году в монастыре был освящен храм в честь этого образа, где и была помещена икона [1].

Один из списков пребывает в храме, построенном в честь этой иконы в посёлке Вадино Сафоновского района Смоленской области, являющемся подворьем Спасо-Авраамиева мужского монастыря. Удивительна история этой иконы. В конце 1920-х годов, когда в Советской России шло массовое разорение церквей, её подобрал в одной из центральных губерний России кочующий цыганский табор. Большая храмовая икона стала храниться в таборе и почитаться цыганами, которые всюду возили её с собой. Во время Великой Отечественной войны табор оказался на оккупированной территории. Фашисты, проводившие политику тотального уничтожения цыган, загнали табор в окружение, выйти из которого можно было, только пройдя через минные поля. С иконой Божией Матери цыгане невредимыми прошли через минные заграждения. После войны табор осел в Вадино. Долгое время икона Божией Матери “Отрада и утешение” хранилась в доме старого цыгана Бориса, который завещал её Вадинской православной общине. В 2007 году храм был построен. Образ “Отрада и Утешение” стал его главной святыней [2].

Отрада, или Утешение, икона Божией Матери

Чудотворный список иконы Богородицы «Отрада или Утешение» с 2004 года пребывает в Казачьем храме иконы Божией Матери “Отрада и утешение” на Ходынском поле в Москве. 13 июня он был доставлен в Москву делегацией Ватопедского монастыря во главе с архимандритом Ефремом.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии,/ и припаде́м, в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны́ милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний./ Не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи́,// Тя́ бо и еди́ну наде́жду и́мамы.

Ин тропарь, глас тот же

Я́ко покро́в благода́тный и спаси́тельный/ стяжа́хом честну́ю Твою́ ико́ну, Богоро́дице,/ на сию́ у́бо со умиле́нием взира́юще, Тебе́ вопие́м:/ Влады́чице, ниспосли́ на́м отра́ду и утеше́ние,/ на Тя́ бо упова́ние возлага́ем, гре́шнии и смире́ннии./ На Твое́ предста́тельство наде́емся, недосто́йнии./ Ускори́ на́с изба́вити от бед и скорбе́й/ и умоли́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, // поми́ловати и спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злы́х, благода́рственная/ воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:// Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Икона Божией Матери Отрада и Утешение. Значение. В чем помогает. Куда вешать. Как молиться

Жизнь человека полна скорбей и печалей. Вряд ли найдется хоть один человек, кто не испытал болезней или душевных невзгод. Нет числа напастям, что подстерегают от рождения до кончины. К кому же обратиться за помощью? Кто выслушает наши мольбы и увидит слезы. Только лишь небесная Утешительница, Всеблагая Божия Матерь. К Ее иконе, именуемой в православном мире Ватопедской, обращаются верующие люди со своими бедами и болезнями. На Русь образ называют более светлым и сердечным именем «Отрада и Утешение».

  1. История происхождения
  2. Иконография и значение
  3. Почитаемые списки
  4. В Спасо-Яковлевском монастыре г. Ростова
  5. В Кафедральном соборе г. Борисоглебска, Воронежской области
  6. В Михайлово-Архангельской церкви с. Михайловское
  7. В храме иконы Божией Матери Отрада и Утешение на Ходынском поле
  8. В чем помогает
  9. Куда вешать
  10. Как молиться
  11. Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение», глас 4
  12. Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение»
  13. Молитва

История происхождения

Образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Отрада и Утешение» находится в монастыре Ватопед на святой горе Афон.

В отличие от большинства икон, созданных на доске или холсте, этот лик был частью настенной росписи до XIV века. Со временем, изображение отделили от стены и оформили в киот.

Ее создание состоялось в честь чудесного спасения царевича Аркадия, сына Феодосия Великого.

Произошло это в 390-м году, когда цесаревич выпал из корабля, проплывавшего недалеко от Святой Афонской горы.

Когда отрок исчез в водной пучине, все решили, что он погиб. Но, благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы царевич выжил и был выброшен волной на берег. Поутру его нашли без чувств на берегу, под кустом. Отсюда и пошло название «Ватопед», что в переводе с греческого, означает «куст отрока».

В честь чудесного спасения своего сына Феодосий Великий повелел возвести храм на месте, где был найден спасенный. Там на стене создали в честь икону Божией Матери, соблаговолившей сохранить жизнь царевичу.

Ватопедский образ по-гречески именуют Парамифия. Он находится в приделе храма, где происходит пострижение в монахи.

День празднования иконы учрежден 21 января(3 февраля).

Икона Божией Матери «Утешение и Отрада».

Согласно преданию Ватопедского монастыря второе значимое проявление иконы произошло, когда настоятелю было видение Пресвятой Богородицы, спасшее обитель от морских разбойников.

Ночью лихие люди притаились под стенами обители, чтобы на рассвете, когда монастырь откроет врата, ворваться внутрь и ограбить храм. Они знали, что там сберегалась дорогая церковная утварь, которую паломники и благотворители пожертвовали храму. Разбойники готовы были убить иноков, если те окажут сопротивление.

Ничего не подозревающая братия мирно проводила утреннюю молитву. После ее окончания все разошлись по своим кельям для кратковременного отдыха. Один лишь настоятель Геннадий задержался в храме. Он подошел к иконе Божией Матери, чтобы испросить благословения.

Вдруг он услышал голос Пресвятой Богородицы, который исходил от Ее иконы. Матерь Божия говорила настоятелю об опасности, нависшей над храмом. Когда он взглянул на образ, не поверил своим глазам и обмер в благоговейном изумлении. Изображение ожило и изменилось само по себе. Изначально икона была написана, как Одигитрия – Путеводительница. Отличительная особенность икона этого типа в том, что Божия Матерь указывает на Младенца, как на Спасителя мира, Он есть «путь и истина, и жизнь» (Ин.14:6)). Христос благословляет правой рукой, а левой – удерживает свернутый свиток.

Когда игумен посмотрел на икону вновь, он увидел, что правая рука Иисуса поднялась к устам Матери, заграждая их и предостерегая от предупреждения: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои».

Однако, Богородица придержала руку Сына Своего, и продолжала свою речь. Она велела настоятелю не открывать ворота обители, но подняться на стены монастырские и одолеть морских разбойников. И повторила свои слова дважды.

Настоятель был изумлен до глубины души. Когда он пришел в себя, тотчас бросился собирать братию и рассказал всем о чудесном видении. Когда все собрались и увидели обновленную икону, сердца их сжались в трепетном благоговении. Монахи немедля пали на колени совершили моление благодарности Пресвятой Богородице и ходатайства Ее перед Господом. Затем поднялись на высокие стены, а врата открывать не стали. Разбойников, не позволив им ограбить монастырь.

С тех пор Ватопедская икона Божией Матери стала главной святыней обители. Перед образом всегда горит зажженная свеча, и каждый день совершается молебен, в память о чудесном предостережении, которое спасло монастырь от разграбления.

Произошло это 21 января 809 года

Иконография и значение

Образ запечатлел Божию Матерь, она слегка повернула голову вправо. Ибо по преданию Она обращалась к игумену с предостережением. Своей рукой, она придерживает ручку Младенца. Он пытается прикрыть Матери уста, чтобы помешать говорить. Но, Она смотрит кротко и сострадательно. Взор ее милосерден, а на устах играет теплая улыбка утешения.

Лицо Младенца Иисуса сурово не по-детски. Взор его полон строгости неумолимого судьи. Ибо на этой иконе Он изображен, как «Бог – вечный судия живых и мертвых». Непорочная Матерь Божия выступает, как милостивая покровительница и заступница всех, кто в искренней вере ищет ее небесного покрова и державной защиты.

Христос проявляет строгость к последователям веры, а Богородица заступается. Таким образом, предоставляя возможность истинного раскаяния.

Список иконы «Утешение и Отрада».

Почитаемые списки

В Спасо-Яковлевском монастыре г. Ростова

Чудотворная икона Отрада и Утешение известна на нашей земле с давних времен. Один из самых почитаемых списков связан с именем Дмитрия Ростовского. (Урожденный Данило Саввич Туптало, родился в местечке Макаров, что под Киевом, Запорожского войска Киевского полка).

Был митрополитом Ростовским и Тобольским в период с 4 января 1702 по 28 октября 1709.

Хранил у себя список Вартопедской иконы, сделанный в зеркальном отражении.

22 апреля 1757 года Святейший правительственный синод канонизировал.

Это произошло после того, как над могилой митрополита в Троицком соборе Яковлевского монастыря, просел пол. Когда его разобрали для реставрации, обнаружили деревянный сруб с гробом митрополита и его нетленные мощи.

Настоятель известил о находке митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича). Тот лично прибыл в монастырь, для освидетельствования мощей, облачения и гроба. Затем, повелел соорудить каменную гробницу. В Священный синод было направлено донесение об обретении нетленных мощей.

На протяжении четырех лет у мощей происходили чудесные исцеления тех, кто молился при мощах.

После тщательной проверки нетленности и случаев исцеления, 1 апреля 1757 года состоялось прославление Дмитрия Ростовского в лике святых. А день приобретения мощей – 21 сентября, а также день кончины митрополита – 28 сентября были назначены днями празднования святому.

Рака с мощами святого Дмитрия сейчас находится в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря г. Ростова.

Нетленные мощи Дмитрия Ростовского.

Над ракой установлена икона «Отрада и Утешение», почитателем которой митрополит был при своей жизни. Образ сопровождал его при всех его иерархических передвижениях в православной службе.

В Кафедральном соборе г. Борисоглебска, Воронежской области

Главной святыней храма считается список иконы Божией Матери Отрада и Утешение. Его написал иеромонах Серафим (Титов) в Ватопедском монастыре на Святой горе Афон, в 1879 году.

В г. Борисоглебск ее передали монахини Таволжанского монастыря после его разрушения.

В Михайлово-Архангельской церкви с. Михайловское

Список образа поступил в местный храм из монастыря в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в с. Добрыниха.

В храме иконы Божией Матери Отрада и Утешение на Ходынском поле

Церковь освещена 5 апреля 1909 года, сооружена на пожертвования статского советника

И.А. Колесникова. Богослужения проводились до 1922 года. С этого времени и до 1990 года здание использовалось для различных производственных целей.

С 1991 г. по 1996 год проводилась реконструкция храма.

Главная святыня – икона Божией Матери Отрада и Утешение.

Икона Божией Матери Отрада и Утешение в Храме на Ходынском поле.

В чем помогает

Неудивительно, что икона Божией Матери Отрада и Утешение пользуется огромным почитанием среди православных верующих. Миллионы людей приходят в храмы, чтобы поклониться спискам чудотворного образа.

Глаза Богородицы добры и проницательны. Создается впечатление, что ее взгляд направлен глубоко в душу и символизирует спасение для верующих людей, с древних времен до наших дней.

К иконе обращаются с молитвами:

  • О выздоровлении во время болезней физических,
  • Об избавлении от недугов душевных и одержимости.
  • О защиты от бедствий и различных несчастий, преследующих человека.
  • О предотвращении (или прекращении) различного рода эпидемий.

Также, верующие просят о защите от разных соблазнов, напастей и злых помыслов.

Икона Божией Матери «Утешение и Отрада» помогает понять и сознать праведное слово, дающее отпор недругам и вражескому вторжению.

Все кто приходят к образу с искренней молитвой и чистыми помыслами получают заступничество Пресвятой Богородицы и надежду на вечное спасение.

Куда вешать

Икону Божией Матери Отрада и Утешение помещают в общий иконостас или держат отдельно. Главное, чтобы во время молитвы можно было зажечь свечу и расположиться у образа свободно, без помех.

Икона Божией Матери Отрада и Утешение.

Как молиться

В храме или дома, у иконы Божией Матери «Отрада и Утешения» произносят такие молитвы:

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение», глас 4

Как защиту благодатную и спасительную обрели мы почитаемую Твою икону, Богородица, и на нее со смирением взирая, к Тебе взываем: «Владычица, ниспошли нам отраду и утешение, ибо на Тебя возлагаем надежду, грешные и смиренные. На Твою помощь надеемся недостойные. Поспеши нас избавить от бед и скорбей и умоли Сына Твоего, Христа Бога нашего, помиловать и спасти души наши.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение»

К Богородице ныне усердно прибегнем мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, в покаянии взывая из глубины души: «Владычица, помоги, над нами сжалившись, поспеши, мы погибаем от множества согрешений! Не отпусти Твоих рабов ни с чем: ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!

Молитва

Надежда всем концем земли, Пречистая Дево Богородице, Утешение и Отрадо наше! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси пламень греховный и покаянием ороси изсохшие сердца наша. Очисти ум наш от греховных помышлений.

Приими моления от души и сердца с воздыханием Тебе приносимыя. Буди Ходатаице о нас к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его от нас Матерними молитвами. Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви. Душевныя и телесныя язвы исцели, утиши бурю злых нападений вражеских. Отыми бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути.

Подаждь нам милость Твою и святое благословение Свое всем зде предстоящим и молящимся и всегда пребываяй с нами, подавая приходящим к Тебе отраду и утешение, помощь и заступление, да славим и величаем Тя вси до последняго нашего воздыхания. Аминь.

В чем помогает икона Божией Матери Отрада и утешение, значение и молитвы

Икону из Ватопедского монастыря традиционно называют «Отрада» или «Утешение». Это плотно хранится в особом приделе, где на протяжении нескольких веков совершаются обряды монашеского посвящения. Изображение принадлежит греческой православной церкви, перед ним совершают ежедневные молебны. Это каноническое изображение Богоматери, которое многократно использовалось для создания почитаемых протографов.

Описание образа Пресвятой Богородицы

Полотно относится к категории нерукотворных. Это значит, что изображение явилось людям чудесным способом и стало почитаться православными верующими из-за особого влияния. Икона причислена к категории чудотворных изображений из-за неоднократных случаев чудесного исцеления.

По свидетельствам историков, изображение было обретено не позднее XV века на горе Афон. Там оригинал хранится по сей день, пережив многочисленные реставрации.

История образа чудесна. То, как нарисована Богоматерь, не является православным каноном. Этот образ уникален. По свидетельствам летописцев, фигуры, которые были расположены в традиционном виде, неожиданно поменяли положение, создав новый образ и заставив взглянуть на полотно по-новому.

«Отрада и утешение» канонического типа представляет собой изображение Девы Марии с младенцем на руках. Мать одета в красный традиционный хитон, голова покрыта капюшоном. Сын, которого она держит на руках, протягивает правую руку вверх. Мать с любовью поддерживает руку младенца, склоняя голову вправо. Взгляд выражает смирение, любовь и покорность.

Сын держит другой рукой свиток, что говорит о его необычном происхождении, тяге к составлению списков, на которых запечатлено Слово Божье. От полотна веет теплом. Это подчеркивают выбранные оттенки: все цвета относятся к теплой цветовой палитре, не раздражают глаз, вызывают чувство успокоения.

Деталью, которая указывает на строгость и смирение, является изображение лампады. Образы матери с младенцем традиционны, но не являются каноническими в прямом значении. Для официальных полотен характерно изображение Богоматери как заступницы народной. Чаще всего она держит младенца на руках, но не выражает ничего, кроме почтения. На этом полотне в образе отчетливо читается всепоглощающая любовь к сыну, желание сохранить его младенчество. Поэтому образ почитаем, а также любим матерями всех возрастов.

Значение в православии

Почитание Божией Матери христианами легко объяснимо. Это один из самых любимых образов. Заступница, покровительница, наставница, мать всего и вся, которая постигла глубину великого горя и познала цену жертвы. Именно такой предстает Богоматерь.

Ватопед относится к группе мест, которые наиболее посещаемы паломниками со всех уголков мира. Христиане стремятся выразить свое почтение, увидеть «Отраду и утешение» собственными глазами.

История появления и обретения

Обретение ватопедской иконы связывают с событиями 807 года. По летописям, игумен Афонского монастыря традиционно совершал молитвы перед иконостасом, среди которого находилось каноническое изображение Богоматери с Иисусом.

Неожиданно изображение начало двигаться, мать повернула голову вправо и предупредила игумена о нападении разбойного отряда на монастырь. После того, как нападение было отражено, игумен монастыря вернулся к иконостасу. Он увидел, что фигуры на полотне полностью изменили свое положение. Это было небывалым чудом, о котором сразу разлетелись слухи.

Иноки монастыря сочли жест младенца желанием не дать матери произнести предостережение. Они начали молиться более усердно, надеясь заслужить благословение Божье. Из-за этого полотно получило еще одно толкование. По мнению многих летописцев, Богоматерь, застывшая на полотне, выступает как заступница людей, которая убеждает строгого сына быть снисходительнее.

Где находятся почитаемые списки

На территории России есть 2 места, где можно увидеть почитаемые списки. Один из них сохраняется монахами Борисоглебского монастыря. Второй список привезен из Афона. Он обретен храмом при девичьем Воскресенском Санкт-Петербургском монастыре.

О чем просят перед иконой

Празднование совершают 3 февраля. Перед ликом просят о следующем:

  • чтобы были прощены грехи или ошибки;
  • о получении утешения после кончины родных и близких людей;
  • чтобы избежать гнева Божьего после совершения неправильных поступков.

Богородица традиционно помогает матерям, когда они молятся о покровительстве, помощи детям, наставлении заблудших.

Православные тексты

На территории храма в Афоне молебны перед «Отрадой и утешением» совершаются ежедневно. Это святыня, к которой сложно попасть без предварительной договоренности. Существует несколько традиционных канонических текстов, с которыми можно обратиться к образу из любой точки земного шара.

Молитва

Наде́жда всем конце́м земли́, Пречи́стая Де́во Богоро́дице, Утеше́ние и Отра́до на́ше! Не гнуша́йся нас гре́шных, на Твою́ бо ми́лость упова́ем. Угаси́ пла́мень грехо́вный и покая́нием ороси́ изсо́хшие сердца́ на́ша. Очи́сти ум наш от грехо́вных помышле́ний. Приими́ моле́ния от души́ и се́рдца с воздыха́нием Тебе́ приноси́мыя. Бу́ди Хода́таице о нас к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу и отврати́ гнев Его́ от нас Ма́терними моли́твами. Укрепи́ в нас ве́ру правосла́вную, вложи́ в нас дух стра́ха Бо́жия, дух смире́ния, терпе́ния и любви́. Душе́вныя и теле́сныя я́звы исцели́, утиши́ бу́рю злых нападе́ний вра́жеских. Отыми́ бре́мя грехо́в на́ших и не оста́ви нас до конца́ поги́бнути. Пода́ждь нам ми́лость Твою́ и свято́е благослове́ние Свое́ всем зде предстоя́щим и моля́щимся и всегда́ пребыва́й с на́ми, подава́я приходя́щим к Тебе́ отра́ду и утеше́ние, по́мощь и заступле́ние, да сла́вим и велича́ем Тя вси до после́дняго на́шего воздыха́ния. Ами́нь.

Акафист

Возбра́нных сил небе́сных ра́дость и хвале́ние, всего́ же ро́да челове́ча исправле́ние, ублажа́ем Тя, Пречи́стая Де́во Ма́ти, Ты же, на́ше упова́ние еди́ное, низпосли́ душа́м отра́ду благода́тную, да пое́м Тебе́, о́браз ди́вный Твой чту́ще:

Ра́дуйся, Бо́жия Ма́ти, све́тлая на́ша Отра́до.

Икос 1

А́нгелов ли́цы дивя́тся, о́браз афо́нский Тво́й зря́ще, на не́мже, Пречи́стая Де́во и Ма́ти, от уст нетле́нных руко́ю десно́ю десни́цу Младе́нца отво́диши кро́тко. Что́ сие́ есть зна́мение о́браза? Мы же рече́м, пою́ще такова́я:

Ра́дуйся, Де́во, Всевы́шняго Ма́ти;

ра́дуйся, ди́вный раю́ благода́ти,

Ра́дуйся, на́ша Отра́до небе́сная;

ра́дуйся, лю́дем Наде́ждо изве́стная.

Ра́дуйся, о́браз бо Твой спасе́ние возвеща́ет всей земли́;

ра́дуйся, взор бо Твой уте́шение пребыва́ющим во тли.

Ра́дуйся, све́те небе́сный, мглу на́ших дний озаря́яй;

ра́дуйся, цве́те нетле́нный, тлен на́ших дел оживля́яй.

Ра́дуйся, Ты бо моли́твы к Сы́ну за мир твори́ши;

ра́дуйся, я́ко в те́плой моли́тве, а́ки свети́льник, гори́ши.

Ра́дуйся, ра́достно Ти восклица́ем;

ра́дуйся, пе́сненно Тя воспева́ем.

Ра́дуйся, Бо́жия Ма́ти, све́тлая на́ша Отра́до.

Кондак 2

Недоуме́ет ум до́льний та́йны Твоея́ разуме́ти, Пречи́стая Богоблаже́нная Де́во, Ты бо, в ло́но чи́стое де́йствием Ду́ха прии́мши безсе́менно О́тчее Сло́во, Бо́га челове́ком сочета́еши и песнь повелева́еши всем пе́ти: Аллилу́иа.

Икос 2

Го́ру Афо́нскую, Де́во, Сы́ном Ти да́нную в жре́бий, покро́вом Свои́м осеня́ющи свы́ше, храни́ши ди́вно от бед и напа́стей. Благода́тных ико́н Твои́х чудесы́ оби́тели афо́нския сла́вятся и гла́сы преподо́бными Тя хва́лят:

Ра́дуйся, Де́во, отра́до в печа́лех;

ра́дуйся, скоропослу́шнице в ско́рбех.

Ра́дуйся, су́щим в пути́ Одиги́трие;

ра́дуйся, хра́мов свяще́нных врата́рнице.

Ра́дуйся, до́брая предвозве́стнице уныва́ющим в беде́;

ра́дуйся, ве́рное утеше́ние притека́ющим к Тебе́.

Ра́дуйся, бе́дным бога́тство, елеоно́сная Же́но;

ра́дуйся, чту́щим ака́фист благоволя́щая та́йно.

Ра́дуйся, в ке́ллии ста́рцу ре́кшая «Ра́дуйся» чудно;

ра́дуйся, живоприе́мная Ма́ти.

Ра́дуйся, Тя бо досто́йно есть пе́ти;

ра́дуйся, Тя бо по до́лгу вси ублажа́ем.

Ра́дуйся, Бо́жия Ма́ти, све́тлая на́ша Отра́до.

Кондак 3

Е́вину го́рдую пре́лесть Де́вы смире́нное «Бу́ди» в оча́х Милосе́рднаго всю́ упраздня́ет: се Сын Бо́жий Сын Де́вы быва́ет и Бог непристу́пный живе́т с челове́ки, те́мже благода́рственное пе́ние немо́лчными усты́ возсыла́ем: Аллилу́иа.

Икос 3

Ликостоя́ще над мо́рем, све́том моли́твы сия́ют пред Бо́гом святы́ни А́фона и я́ве Бо́жия Ма́тере сла́ва Афо́на святы́я главы́ осеня́ет, к пе́нию на вся́кий час призыва́ющи пусты́нники, Ю́ воспева́ющия:

Ра́дуйся, сла́во пусты́нь вожделе́нных;

ра́дуйся, чу́до высо́т поднебе́сных.

Ра́дуйся, гор и холмо́в осене́ние;

ра́дуйся, скал и стремни́н освяще́ние.

Ра́дуйся, Е́юже открыва́ется путь в небе́сныя страны́;

ра́дуйся, Е́юже отверза́ется рай нетле́нныя весны́.

Ра́дуйся, кри́не в юдо́ли, благоуха́нная ра́досте;

ра́дуйся, цве́те кра́сный, приснотеку́щая сла́досте.

Ра́дуйся, све́та восто́че, до́лы земли́ озари́вый;

ра́дуйся, жи́зни пото́че, во́ду живу́ю яви́вый.

Ра́дуйся, гла́се немо́лчных моле́ний;

ра́дуйся, щи́те свяще́нных селе́ний.

Ра́дуйся, Бо́жия Ма́ти, све́тлая на́ша Отра́до.

Кондак 4

О челове́честем ро́де, е́же спасти́ ны, о Дево́, в моли́твах пред Сы́ном сладча́йшим стои́ши; о Ма́ти, лю́дем бла́гая Отра́до, Ты зри́ши бе́здну грехо́в на́ших лю́тых, мы же, в ро́ве истле́ния пове́рженнии, не сме́ем возвести́ очеса́ и воспе́ти: Аллилу́иа.

Икос 4

Ватопе́дская оби́тель сла́вится о́бразом чу́дным, ему́же есть дре́внее и́мя Отра́да. О нем преда́ние ста́рец блаже́нных храни́т благода́тную ди́вную по́весть, во сла́ву Богоро́дицы засту́пницы, да слы́шаще сию́, пое́м Пречи́стей:

Ра́дуйся, ми́ра блага́я Отра́до;

ра́дуйся, ве́рным стено́ и огра́до.

Ра́дуйся, чу́до чуде́с несказа́нное;

ра́дуйся, не́бо небе́с осия́нное.

Ра́дуйся, безмо́лвие лю́бящим кра́ю жела́ний;

ра́дуйся, безмяте́жия и́щущим раю́ жела́нный.

Ра́дуйся, я́ко Тобо́ю вся́ка душа́ ожива́ет;

ра́дуйся, я́ко Тобо́ю ме́ртвенный ум воскреса́ет.

Ра́дуйся, ве́ры горни́ло, и́мже неве́рие та́ет;

ра́дуйся, та́йная си́ло, я́же от тли возставля́ет.

Ра́дуйся, сла́во отше́льников тре́звенных;

ра́дуйся, кре́посте и́ноков бо́дренных.

Ра́дуйся, Бо́жия Ма́ти, све́тлая на́ша Отра́до.

Кондак 5

Ро́ждшая жи́знь всему́ ми́ру, я́вльшая ми́лости бе́здну, о Де́во Пречи́стая, о́ком ясне́йшим зри́ши на́ших печа́лей пучи́ну, слы́шиши гла́сы земны́х воздыха́ний, ско́ро на по́мощь к нам притека́еши, и учи́ши нас пе́ти Всебла́гому: Аллилу́иа.

Икос 5

А́лчуще зла́та и кро́ве, де́рзко разбо́йницы с мо́ря оби́тель святу́ю в нощи́ облага́ют, да зело́ зау́тра, врато́м отворе́нным, уби́вше мона́хов, расхи́тят святы́ни. Ты же, неусы́пная Засту́пнице, уде́л Свой защища́еши, да сла́вит Тя́:

Ра́дуйся, Ватопе́да отра́до;

ра́дуйся, вра́жиим ко́знем прегра́до.

Ра́дуйся, за́мыслов злы́х обличе́ние;

ра́дуйся, лю́тых враго́в отраже́ние.

Ра́дуйся, я́ко не усыпа́еши, Свой спаса́ющи удел;

ра́дуйся, я́ко отвраща́еши ту́чи смертоно́стных стрел.

Ра́дуйся, кре́посте чту́щих свя́тость ико́н Твои́х чу́дных;

ра́дуйся, сто́лпе пою́щих сла́ву чуде́с Твои́х мно́гих.

Ра́дуйся, кро́тких побе́до и пора́жение го́рдых;

ра́дуйся, пра́вых защи́то и посрамле́ние лжи́вых.

Ра́дуйся, Ты бо еси́ заблу́дших корми́ло;

ра́дуйся, Ты бо еси́ моли́твы кади́ло.

Ра́дуйся, Бо́жия Ма́ти, све́тлая на́ша Отра́до.

Кондак 6

Де́вственный взор Твой, бла́гая Ма́ти, пото́ки любве́ и щедро́т излива́ет: Ты нас храни́ши в исхо́дех и вхо́дех, спаса́еши ве́рных на су́ши и в мо́ри, а́ще то́кмо искра́ покая́ния возника́ет в се́рдце, е́же воспева́ти: Аллилу́иа.

Икос 6

О́бщия моли́твы в час у́тра и́ноцы соверши́вше, отъидо́ша в ке́ллии до Литурги́и, оба́че игу́мен оби́тели, в хра́ме един моля́ся, от ико́ны Твоея́ Отра́ды глас слы́ша: «Врат не отверза́йте днесь», тре́петом же объя́т сый, си́це ста́рец восклица́ше:

Ра́дуйся, Де́во, я́ко еси́ стра́жа святы́ни;

ра́дуйся, я́ко дом Твой спаса́еши ны́не.

Ра́дуйся, щи́те зау́тра и но́щию;

ра́дуйся, гро́зная си́лою мно́гою.

Ра́дуйся, я́ко милосе́рдием Твои́м щади́ши гре́шныя;

ра́дуйся, я́ко поража́еши востаю́щия на ны си́льныя.

Ра́дуйся, ве́нче наде́жды, знаменова́ние ми́ра;

ра́дуйся, же́зле побе́ды, обетова́ние сла́вы.

Ра́дуйся, чи́стый сапфи́ре, подо́бный виде́нию не́ба;

ра́дуйся, све́тлый престо́ле и колесни́це Царе́ва.

Ра́дуйся, я́ко глас Твой сла́док уши́ма;

ра́дуйся, я́ко о́браз Твой кра́сен очи́ма.

Ра́дуйся, Бо́жия Ма́ти, све́тлая на́ша Отра́до.

Кондак 7

Сын Челове́ческий бли́з есть, Су́д Его Стра́шный при две́рех — веща́ет нам глас богоно́сных Писа́ний, оба́че неради́м о кончи́не, лени́вии су́ще, и гро́зным глаго́лом не вне́млем, вси бо в суете́ пови́ннии во́лею, оба́че с ве́рою и любо́вию к Тебе́, Богома́ти, прибега́юще, вопие́м Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 7

Тре́петно ста́рец игу́мен к о́бразу взо́р свой возво́дит и ви́дит: се ли́цы пред ни́м ожива́ют, и Де́ве гро́зный Младе́нец руко́ю уста́ загражда́ет, глаго́ля: О Ма́ти, не провещава́й, да нака́жутся. Ста́рец же, ужаса́яся, пое́т Пречи́стей та́ко:

Ра́дуйся, Де́во, Влады́чице ми́ра;

ра́дуйся, не́ба Цари́це блага́я.

Ра́дуйся, я́ко Бо́жий гнев утоля́еши;

ра́дуйся, я́ко гро́зный суд отвраща́еши.

Ра́дуйся, Ма́ти всемилосе́рдная, избавле́ние от бед;

ра́дуйся, по́моще благода́тная, упова́ние душа́м.

Ра́дуйся, Ты бо печа́ли на́ша отго́ниши ско́ро;

ра́дуйся, Ты бо боле́зни гре́шных врачу́еши ди́вно.

Ра́дуйся, я́коже у́тро, све́т пролива́ющая ти́хий;

ра́дуйся, я́коже со́лнце, согрева́ющая хла́дныя ду́ши.

Ра́дуйся, чу́дная Отрокови́це;

ра́дуйся, ди́вная Богоневе́сто.

Ра́дуйся, Бо́жия Ма́ти, све́тлая на́ша Отра́до.

Кондак 8

Единомы́сленно, Де́во, взо́ры к Тебе́ обраща́ем, Ты бо в день воздая́ния нас не оставля́еши; простри́ у́бо нам ще́друю Свою́ ру́ку, грехми́ бо падо́хом до а́дския бе́здны, и кто́ нас изба́вит от гряду́щих мук, кто же нас утверди́т, во е́же пе́ти: Аллилу́иа.

Икос 8

Ма́ти отво́дит десни́цу сла́дкаго Сы́на и, ма́ло лице́ отклоня́ющи, ста́рцу глаго́лет: «На сте́ны бра́тия вся да выхо́дит и лю́тых разбо́йник да отража́ет!» Ста́рец же всю бра́тию глаша́ет и, ви́девше вси чу́до, воспева́ют:

Ра́дуйся, Ма́ти блага́я Христо́ва;

ра́дуйся, ти́хой пусты́ни Покро́ве.

Ра́дуйся, а́ще и не ве́мы, ки́ими Тя хвале́бными возвели́чим словесы́;

ра́дуйся, а́ще и не ве́мы, ки́я благода́тныя принесе́м Ти похвалы́.

Ра́дуйся, я́ко Свет преве́чный но́сиши неопали́мо;

ра́дуйся, я́ко Огнь ипоста́сный де́ржиши непости́жимо.

Ра́дуйся, Тя бо и́мамы необори́мую сте́ну;

ра́дуйся, Тя бо вси ве́мы ми́лости ве́лию бе́здну.

ра́дуйся, херуви́мов честне́йшая;

ра́дуйся, серафи́мов сла́внейшая.

Ра́дуйся, Бо́жия Ма́ти, све́тлая на́ша Отра́до.

Тропарь

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний./ Не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.

Кондак

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злы́х,/ благода́рственная воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: // Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Ссылка на основную публикацию