Митрофан Воронежский

Житие святителя Митрофана Воронежского и молитвенные просьбы к нему

Жизнеописание Митрофана Воронежского

В православном мире Митрофана (в некоторых источниках – Митрофания) Воронежского считают защитником веры и наставником на путь истинный. При жизни он помогал бедным и обездоленным, нищим и больным.

Митрофан Воронежский является защитником веры и наставником на путь истинный

Мирская жизнь

Житие святителя имеет немало спорных моментов. Так, например, достоверно не установлена дата рождения праведника. Самые распространенные версии – 6 или 8 ноября 1623 года.

Поздней осенью 1623 года в семье уверовавших во Всевышнего христиан появился младенец, которому дали имя Михаил. Жила супружеская пара в поселке Антилохово Владимирской губернии. Сведения о родителях Михаила неточные. Предположительно отец и мать мальчика были богобоязненными людьми. Поэтому они старались с раннего детства привить сыну любовь ко Всевышнему и направить его на путь истинный и праведный.

Более полная информация о детстве и отрочестве Михаила отсутствует. Известно, что в мирской жизни у него были жена и дети. В летописях упоминается сын Иван, к которому будущий архиепископ питал нежные родительские чувства. Михаил являлся служителем церкви и почитал Иисуса Христа.

Начало иноческого пути

Когда супруга праведника умерла, священнослужитель принял постриг под именем Митрофан. Произошло это событие в 1623 году при монастыре Золотниковской Успенской пустыни.

Божий служитель вел отшельнический образ жизни и большую часть своего времени произносил молитвенные речи. Через три года аскетической жизни Митрофан принял сан иерея. Немного позже он стал игуменом монастыря Косьмо-Яхромского.

В 1675 году он был возведен в чин архимандрита и приставлен к управлению Унженской десятиной, в состав которой входило более 90 монастырей и церквей. В монастырь Унженский приезжал царь Федор Алексеевич, которому приходились по нраву душевные беседы с настоятелем десятины. В 1681 году была образована епархия Воронежская, епископом которой правитель назначил игумена Митрофана.

В 1681 году святитель возглавил епархию Воронежскую

Епископ Воронежский

Митрофан, которого именовали Воронежским, принял епархию в весьма плачевном состоянии. Край был разграблен, повсюду процветала безнравственность и бездуховность. Отсутствие храмов и монастырей (на тот момент действующей была лишь одна церковь Благовещения) соответствующе сказалось на духовном развитии местного населения.

По своей природе непритязательный и простой святитель Воронежский стал прививать христианам веру в Господа Бога. При этом он носил простые одеяния из грубого крашеного полотна и ел из обычной оловянной посуды. Практически все свои доходы он отправлял на нужды паствы и обездоленных.

За 20 лет своего епископства Митрофан Воронежский увеличил количество храмов в епархии до 239, поднял нравственность духовенства и привил обществу веру во Всевышнего. Архипастырь был временами строгим, но всегда справедливым.

Болезнь и кончина

Согласно преданию, 2 августа 1703 года архипастырь почувствовал сильное недомогание. Над больным провели таинство Соборования. Спустя 8 дней – 10 августа 1703 года – епископ Воронежский почувствовал скорое приближение смерти. В этот же день он был возведен в высший монашеский чин – схиму. В честь преподобного Макария Желтоводского Митрофану Воронежскому дали имя Макарий. 23 ноября 1703 года святитель умер. Сам царь Петр I нес гроб с усопшим до места его погребения в Благовещенском соборе.

Видео «История и житие Митрофана Воронежского»

В этом видеосюжете представлена биография святителя и описаны его чудотворные деяния.

Почитание и канонизация

Справедливый и милосердный при жизни святитель особо уважаем среди православных христиан. Почтить память преподобного Митрофана можно 7 августа в день обретения мощей и 23 ноября в день его преставления.

Обретение мощей

В 1717 году Благовещенский собор снесли, а на его месте возвели новый Божий храм. В 1831 году проводились реставрационные работы фундамента и напольного покрытия храма. Разобрав помост, реставраторы обнаружили гробницу с нетленным телом преподобного Митрофана Воронежского.

Экстренно собранное заседание Священного Синода причислило Митрофана к лику Святых. Тело преподобного осталось нетленным. Даже его одеяния были в нетронутом виде.

В настоящее время мощи святителя находятся в Благовещенском кафедральном соборе, который расположен в Воронеже.

Приклониться к мощам святого можно в Благовещенском кафедральном соборе

Иконография

Иконографический стиль святого весьма разнообразен. Чаще всего преподобного Митрофана изображают в черном либо темно-синем священническом одеянии. В левой руке Божий угодник держит архиерейский жезл. Правой рукой праведник благословляет христиан.

В православном христианстве популярны не только иконы с изображением Митрофана Воронежского, но также фрески и мозаики с его ликом.

Храмы в честь святого

В честь чтимого в православии святителя возведено немало храмов и монастырей. Самыми популярными среди прихожан считаются:

  • приходская церковь при Воронежском институте МВД;
  • пустынь Митрофаниевская при Карельской и Петрозаводской епархии;
  • церковь Митрофана Воронежского в поселке Лосицы в Псковской области.

Молитвенные просьбы к святому

Когда душа находится в смятении и на распутье, на помощь приходят Божии угодники, в числе которых и святитель Митрофан Воронежский. Обращаться к чудотворцу можно в минуты утраты веры и отчаяния, при различных сложных жизненных ситуациях и во время болезни.

Святой угодник Митрофан Воронежский помогает:

  • при разных недугах и опасных для жизни заболеваниях;
  • при жизненных неурядицах и потере веры;
  • при финансовых трудностях и сложностях на работе;
  • при конфликтах и частых ссорах с близкими и родными;
  • при разладах между супругами;
  • при невозможности зачатия ребенка.

Молитвы читаются смиренным и спокойным голосом. В своих прошениях нельзя говорить о высоких материальных успехах. Также запрещено просить бед и несчастий для других людей. Недопустимы оскорбительные, гневные и неискренние речи.

Обращаться к чудотворцу можно в минуты утраты веры и отчаяния

Чудотворения по молитвам

С образом святителя Митрофана епископа Воронежского связано большое количество чудесных исцелений и уникальных явлений. Рассмотрим лишь некоторые из них:

  1. Помещик из города Липецка Иван Ладыгин страдал от тяжкого недуга. Мужчина не мог шевелиться и вставать с кровати. Однажды немощного привезли к мощам святителя, где и случилось чудо: Иван Ладыгин избавился от мучительных болей во всем теле и начал передвигаться с помощью костылей.
  2. Спустя год от описанного выше события заболела дочь Ивана Ладыгина. После горячки девочка впала в кому. Во сне ей явился епископ Воронежский. В скором времени получивший благословение архиепископа ребенок начал выздоравливать.
  3. К гробу чудотворца привели незрячего мужчину. Слепой крестьянин дважды протер глаза маслом от лампадки, которая горела возле иконы святого, и тотчас прозрел.
  4. Жена местного дьякона была бесноватой. Женщина по имени Агафья несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством. Устав от бесноватых припадков жены, дьякон насильно привел ее в храм Божий и вложил в руки одеяния святителя Митрофана. Агафья потеряла сознание. Когда женщина пришла в сознание, она почувствовала себя легко и свободно – бес был изгнан из ее души и тела.

С образом и мощами святителя связано немало чудес и исцелений

Молитвы Митрофану Воронежскому

Читать молитвы пред образом Митрофана Воронежского нужно в храме Божием. Перед молитвой рекомендуется пройти таинство Покаяния. Чем чище душа, тем искреннее молитва.

При отсутствии возможности посещения храма Божиего можно молиться в домашних условиях. Перед молитвой нужно оставить все дела и заботы, выбросить из головы мысли бренные и дурные, настроиться на соответствующий лад. Возле иконы с ликом чудотворца следует зажечь церковную свечу.

Образ святого Митрофана Воронежского является олицетворением милосердия, благочестия и любви. Он учит праведников кротости и смирения, Божьей веры и милости. Обращаясь к святому чудотворцу с просительными речами, не забывайте произносить благодарственные слова по окончании молитвы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Преподобный Михаил Клопский

24 января (11 января ст. ст.) Церковь празднует память преподобного отца нашего Михаила Клопского, Христа ради юродивого, Новгородского чудотворца.

Содержание:

Житие и чудеса преподобного Михаила Клопского

Известно, что Михаил Клопский был родственником самого Дмитрия Донского, однако с готовностью отказался от знатной жизни во всякой неге и довольстве, в рубище покинул Московские пределы для того, чтобы поселиться в Клопском монастыре в Новогородских землях. Туда он пришел на Рожество Ивана Предотечи в 1412 году и сразу стал подвизаться тяжким подвигом юродства ради Христа: поп Макарий обнаружил в своей келье некоего мужа, который читал Апостол, а потом закрылся в каморке и начал что-то писать. Он не отвечал на вопросы, которые ему задавали, а просто их повторял вслух. Монахи выломали дверь в келью, но незнакомец лишь повторял то, что ему говорили. Игумен понял, что перед ним человек, который намеренно изображает юродивого, чтобы сокрыть свои добродетели. Незнакомца оставили в монастыре и выделили келью, в которой тот и подвизался в течение 44 лет до самой своей смерти.

Однажды, вскоре после поселения в монастыре, старец вдруг сказал игумену, что надо ждать гостей. На вопрос, какие гости, тот не ответил. Отслужив в тот день литургию, игумен вместе со старцем вышли из церкви, а снаружи стоят три незнакомых человека. Их пригласили к трапезе, но они сказали, что они пришли не одни, что с ними есть товарищи, которые ждут вне стен монастыря. Монахи сказали, что надо позвать к трапезе и этих товарищей. «Товарищей», которых оказалось целых 30 человек в доспехах и при оружии, привели. Это были бандиты, которые намеревались ограбить обитель. Пошли к трапезе. Ели все, кроме двух человек. Когда трапеза кончилась, Михаил говорит незнакомцам: «Не сбудется ваш умысел, с которым вы сюда пришли». После этих слов тем двум, которые не притронулись к пище, вдруг стало плохо. Увидев это, незваные гости встали, помолились, оставили денег за трапезу и, видя, что тем двоим совсем дурно, попросили монахов позаботиться о них, ушли. Больные пролежали в горячке пять дней. Одного из этих двоих, занемогших после выздоровления, постригли по его же просьбе в монахи с именем Ерофей, а второй ушел с миром. «Товарищам» же его монахи просили передать, чтобы те оставили свое разбойничье ремесло и обратились ко Христу с покаянием.

На Преображение 1419 года в монастырь приехал брат великого князя Московского Василия I князь Константин Дмитриевич. Михаилу же в тот день приключилось читать поучение во время трапезы. Князь же узнал по голосу в чтеце сына своего двоюродного брата князя Максима. Читавшего спросили, как его имя — потому как имя свое он никому в течение этих семи лет не говорил, — а он только и отвечает: «Бог знает». Однако же братия с этого дня узнали, что таинственного старца зовут Михаил. Князь Константин перед отъездом строго наказал игумену и братии беречь этого отца, потому что он был его родней.

Однажды на Светлой седмице братия обнаружила, что Михаила нет в монастыре. Посадник Григорий Кириллович в это время увидел его в церкви святой Софии в городе и, как закончилась заутреня, попросил Михаил вкусить с ним вместе хлеба. А старец только и отвечает: «Бог знает». Посадник приставил к нему человека, но тот не успел и спохватиться, как Михаил вдруг исчез. И тут же в Клопском монастыре идет поп служить литургию, а Михаил в притворе. Посадник же в монастырь прислал своих людей узнать там ли Михаил. И оказалось, что он уже каким-то образом в монастыре. Посадник Григорий на это разгневался и затаил обиду. Вскоре он и сам приехал в обитель на службу. После обедни он выходит из храма, собирает всех отцов и объявляет, что отныне им запрещено пускать коней и коров на жары, потому что это его земля, а в реке Веряже и на болоте запретил им ловить рыбу под страхом того, что если будут так делать, то их рыбакам перебьют руки-ноги. Михаил безо всякого страха смело отвечал посаднику: «Сам останешься без рук и без ног и едва не потонешь!» Как бы там ни было, а монастырские рыбаки рыбу ловить пошли, и посадник их увидел. Ударил одного рукой, хотел еще ударить, но промахнулся и, упав в реку, чуть не потонул. Когда его подняли, то стало понятно, что у него отнялись и руки и ноги, как и предрекал Михаил. Утром привозят его в монастырь, но Михаил запрещает от него брать и канун, и просвиры, и свечи, хотя игумен с братией и сомневались, что это правильно. Люди занемогшего посадника, рассердившись, пожаловались владыке в Новгороде, что за него в монастыре и молебна не поют, и кануна с просвирами не принимают. Владыка из Новгорода прислал своих людей в монастырь с повелением петь за посадника молебен и обедню. Михаил же на это сказал присланным от владыки: «Молим Бога о всех людях, не только о Григории. Пусть он поездит по монастырям и попросит прощения у Бога!» Посадник был вынужден целый год и полтора месяца ездить по монастырям и просить Бога об исцелении. По прошествии этого времени приехал посадник к владыке и жалуется, что, мол, столько ездил по монастырям да церквам, а исцеления так и не обрел, на что владыка ему и говорит, чтобы он ехал в Клопский монастырь да просил прощения у старца Михаила и милости у Святой Троицы. Послал владыка и своих попов с посадником. Приехали в монастырь. Михаил сказал петь за посадника и обедню, и молебен. На ковре внесли в церковь на службу посадника, который уже больше года даже перекреститься не мог. Когда пошли с Евангелием на выход, то посадник перекрестился и сел, хотя больше года ни рукой, ни ногой даже пошевелить не мог. А на переносе он сам встал на ноги и стоял так до самого окончания службы. После службы пошли на трапезу, которую подготовил для братии посадник. Посадник Григорий там и говорит: «Святая братия, хлеб да соль вам, отцы»! Михаил же ответил на это: «Уготовил Господь любящим Его и заповеди Его хранящим». И еще сказал Михаил: «Кто зачинает рать — Бог того погубит!» С того момента посадник был добр и к монастырю, и к самому старцу.

Случилось Олферию Ивановичу и Ивану Семеновичу Лошинскому поспорить из-за земли. На это старец Михайла предсказал Олферию Ивановичу, что у того отнимутся руки и ноги из-за этих притязаний на землю, что он из-за этого онемеет. Но Олферий Иванович не послушал: пришел к церкви Богородицы в Курецке и говорит: «Брат Иван, это моя земля!» Ударили по рукам и Олферий Иванович рукавицей оземь. Нагнулся поднять рукавицу, а у него вдруг рука и нога и язык отнялись, и сказать не может.

В другой раз поп Никифор украл дорогую панагию. Михаил это провидел и говорит попу: «Лишишься ума!» Так оно и стало: поп сошел с ума и ничего не помнил. А Михайла сказал золу в печи посмотреть, а в ней и украденную панагию нашли!

Однажды посадник Иван Васильевич Немир сказал старцу: «Летом придет на нас князь великий, хочет подчинить себе землю нашу, но у нас есть князь Михаил Литовский». А Михайла ему отвечал: «То у вас не князь — грязь! Пошлите лучше послов к великому князю и бейте ему челом. А не умолите князя, придет он с силами к Новгороду, и не будет вам помощи от Бога, станет князь великий в Бурегах и пустит силу свою по Шелоне и многих новгородцев покорит: одних в Москву уведет, других казнит, а с иных откуп возьмет. А князь Михаил вас бросит, и помощи вам от него не будет. А потом пошлете вы преподобного отца владыку да посадников бить челом великому князю. И он челобитье ваше примет и откуп с вас возьмет. И вскоре князь великий опять придет, и город возьмет, и все учинит на своей воле, и Бог поможет ему». Так святой пророчески за много лет вперед предсказал потерю независимости Новгородской Республики.

Однажды, будучи в Великом Новгороде, Михаил встретил на улице мальчика. Святой остановил его и предсказал, что тот станет архиепископом и будут его звать Ионой. Также Михаил заранее точно сказал дату смерти князя Дмитрия Шемяки и архиепископа Евфимия.

Старец жил в келье один. У него не было ни постели, ни подстилки, ночью ничем не накрывался, спал на песке и под голову ничего не подкладывал, топил келью конским навозом, никогда ничего не вкушал, кроме хлеба и воды.

В декабре Михаил занемог, но на службы все равно ходил. Правда, стоять стал справа у церкви, прямо на улице. Братия его начали спрашивать: «Почему, Михайла, стоишь не в церкви, а на дворе?» И он им отвечал только одно: «Хочу я тут лечь!»

На Феодосия Иерусалимского Михаил причастился в церкви, взял кадильницу с ладаном и вернулся в свою келью. Ему послали трапезу, но когда пришли, увидели, что дверь заперта. Когда открыли келью, то увидели, что ладан еще дымится, но старец уже преставился. Стали думать, где ему копать могилу, а то земля вся крепко схватилась от мороза. Тогда и вспомнили, где он в последнее время стоял. Посмотрели в том месте землю, а она там мягкая. Так и погребли Христа ради юродивого Михаила у Троицкой церкви 11 января, на преподобного Феодосия Иерусалимского.

Один благочестивый купец, Михаил Марков, весьма почитал преподобного Михаила. И вот однажды плыл он с товаром в судне. Вдруг нагрянула на море сильная буря и носила судно целых шесть дней. Тогда начал молить купец угодника Божия Михаила о помощи. И вот во время молитвы видит Михаил, Марков сын, что святой держит судно за корму. И в этот момент буря прекратилась. Махнул святой своей рукою, и судно спокойно поплыло далее своим курсом. Купец пал ниц, но видение тотчас же пропало. Когда купец вернулся домой, то поставил над местом захоронения Михайлы каменную гробницу, которая стоит там и сегодня.

Преставился преподобный отец наш Михаил Клопский в 1453 или 1456 году. Канонизирован на Макарьевском соборе в 1547 году.

Читать онлайн в оригинале

Тропарь, кондак и канон преподобному Михаилу Клопскому

Тропарь, глас 8:

И же на земли Христа ради волею в буйство преложився и мира сего красоты отнюд возненавиде, и плотская играния увядив постом и жаждою и на земли леганием, от зноя и студени, от дождя и мраза и от прочия воздушныя тягости никогда же уклонися, и душу очистил еси добродетельми яко злато в горниле, отче преподобне богоносный Михаиле и ныне на небесех предстоя престолу Пресвятыя Троицы яко имея дерзновение много, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Д уха Святого силою уподобися Богогласным древним пророком, сказав безвестная и тайная, и еже годе судьбам Божиим в сбытие, и ина многа чудеса о Христе сотворив, и люди удиви, и торжествовати устрои вопиющих: слава Богу, прославляющему святыя Своя.

Читайте также:  Икона Иверская

Библиотека Русской веры
Канон преподобному Михаилу Клопскому →

Преподобный Михаил Клопский. Иконы

Прп. Михаил Клопский. Фреска Троицкого собора Успенского женского монастыря г. Александров. XVI в. Михаил Клопский (фрагмент иконы-таблетки). 2-я половина XVI в. ГТГ. Москва Преподобный Михаил Клопский. Вторая четверть XVII в. Прп. Михаил Клопский. Мастерская Оружейной палаты (Москва). Резьба. Ок. 1670 г. Рельеф с крышки раки святого в Троицком Клопском монастыре. ГРМ. Спб. Прп. Михаил с житием. Икона. Русский Север. Начало XVII в. ГИМ. Москва Прп. Михаил Клопский с житием. Первая пол. XIX в. Преподобные Варлаам Хутынский, Михаил Клопский и Димитрий Прилуцкий (?). Двусторонняя икона-таблетка. Из Рождественского собора Суздаля. Русь, вторая половина XVI в. Преподобный Михаил Клопский. Современная икона Преподобный Михаил Клопский. Современная икона

МИХАИЛ КЛОПСКИЙ

Знаменитый новгородский юродивый и чудотворец Михаил Клопский родился в Москве в очень знатной и привилегированной семье. (Современный исследователь В. Л. Янин полагает, что он был сыном героя Куликовской битвы князя Дмитрия Михайловича Боброк Волынского и сестры Дмитрия Донского княгини Анны Ивановны. Во всяком случае, Михаил находился в свойстве, а может быть, даже и в родстве с великокняжеским семейством.) Но в зрелые годы Михаил всячески скрывал свое происхождение.

О его жизни до приезда в Новгород мы ничего не знаем. Само появление Михаила в Новгороде выглядит загадочным, отчасти даже нелепым; но оно сразу придает таинственный ореол святости будущему великому чудотворцу.

Вообще надо сказать, что Житие святого Михаила было составлено спустя два десятилетия после его смерти, в 70-е годы XV века. Но оно очень необычно. Это, скорее, собрание чудес, пророчеств святого, которые, по-видимому, еще при его жизни записывались в монастыре. В первоначальных редакциях Жития эти записи не слишком связаны между собой. Поэтому даже о жизни святого в монастыре мы имеем лишь отрывочные сведения.

Появился же Михаил в Новгородском Клопском Троицком монастыре (в 20 км южнее Новгорода, на правом берегу реки Веряжи) в 1408 году, ночью в канун «Иванова дня», отмечаемого 24 июня. Поп Макарий, рассказывает Житие, покадив церковь, отправился в свою келью и увидел ее отпертой. Вошел поп в келью, а там сидит на стуле старец, а перед ним свеча горит, и переписывает он «Деяния апостолов», то место, где рассказывается о плавании святого апостола Павла. Макарий испугался, быстро вышел из кельи и рассказал обо всем игумену Феодосию и братиям. (Позднее, в 1421–1423 годах игумен Феодосий занимал новгородскую архиепископскую кафедру.)

Взяв крест и кадило, игумен пришел с чернецами к келье. Сенцы же в келью уже были заперты. И вот смотрит игумен в окно — а старец сидит и пишет. Тогда игумен сотворил молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!» И старец в ответ ту же молитву сотворил. И так трижды игумен помолился, и трижды старец ему отвечал. И спросил Феодосий старца: «Кто ты есть — человек ли или бес? Как твое имя?» А старец ему отвечает теми же словами: «Человек ли ты или бес? Как твое имя?»

Игумен Феодосий повелел содрать в сенцах крышу и ломать дверь в келью. И, войдя в келью, начал кадить фимиамом. Старец же от фимиама прикрывался, а сам осеняет себя крестным знамением. И опять спросил его игумен: «Как ты пришел к нам? Откуда еси? Кто ты за человек?» И старец опять отвечает ему теми же словами: «Как ты пришел к нам? Откуда еси? Кто ты за человек?» И молвил братии Феодосий: «Не бойтесь его. Бог послал нам этого старца».

Когда же позвонили к обедне, поп Макарий пошел в церковь и стал совершать службу. И начали петь молитвы, и старец стал петь со всеми, и пропел всю службу до конца. Феодосий дал ему просвирку и позвал в трапезную хлеб есть. И когда поели, так сказал старцу: «Оставайся у нас, живи с нами». Михаил остался жить в монастыре. Вскоре все полюбили его за кроткий нрав, строгое иноческое житие и особый дар проницательности. Жил он в отдельной келье, но до конца своих дней не имел в ней ни постели, ни изголовья: спал на песке, а келью топил мусором да конским «наземом».

Так никто бы и не узнал его имени и высокого происхождения, если бы однажды в монастырь не приехал углицкий князь Константин Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, брат тогдашнего великого князя Московского Василия Дмитриевича. Князя сопровождала жена. Это произошло в 1314 году, на Преображение (6 августа). Когда князь, привезший в монастырь богатые дары, обедал в трапезной, старец читал вслух Книгу Иова Праведного. Князь прислушался к его голосу, взглянул пристальнее и вдруг сказал: «А ведь это Михайло, Максимов сын» И старец в ответ молвил князю: «Бог знает!» «Почему же ты, сынко, не назвал нам своего имени?» — спросил его игумен Феодосий. И опять молвил в ответ старец: «Бог знает». Но с тех пор он стал называть свое имя — Михаил. Князь же Константин так сказал игумену и старцам про Михаила: «Берегите его — этот человек нам свойственник».

Старец Михаил уже при жизни прославился в монастыре как чудотворец. Однажды в сильную засуху река Веряжа вся пересохла. Монахи испытывали трудности с водой. И вот пономарь увидел Михаила на берегу Веряжи: он сидел на песке и писал такие слова: «Чашу спасения прииму, имя Господне призову. Тут будет кладезь неисчерпаемый». Пономарь рассказал об этом игумену. Пришли на берег и увидели слова, написанные Михаилом. И стали копать, и забила вода ключом. С тех пор на месте, указанном Михаилом, появился неисчерпаемый источник воды.

С именем блаженного Михаила предание связывает и построение каменной церкви в Клопском монастыре в 1419–1420 годах. В то время в Новгород опять приехал князь Константин Дмитриевич, поссорившийся со своим братом великим князем Василием. Князь пришел в монастырь, чтобы взять благословение для поездки в Москву. И Михаил отвечал ему: «Будешь в Москве у своих братьев. А ныне построй в монастыре каменную церковь Святой Троицы, а Бог тебе, чадо, устроит за это каменные палаты, невидимые на небесах». В монастыре нашлись и мастера, пригодные к каменному делу. Князь договорился с мастерами: заплатил им задаток — тридцать рублей, а по завершении строительства — сто рублей (сумма весьма внушительная по тем временам). И так заложили церковь 21 мая, а завершили 26 октября, в день святого Димитрия Солунского. Лишь после этого князь Константин отправился в Москву, и между братьями произошло примирение, как и предсказал Михаил.

29 сентября 1425 года, накануне Покрова дня, преставился игумен Феодосий. Незадолго до этого Михаил пропал из монастыря; вместе с ним исчез и олень, живший в обители. В течение трех дней игумен Феодосий лежал непогребенным: посылали за новгородским архиепископом, но тот так и не явился в монастырь. На четвертый день многие новгородцы, священники и черноризцы собрались, чтобы похоронить клопского игумена. И вот когда понесли тело его к могиле, увидели: пришел и Михаил, а за ним олень идет, ничем не привязан; только у Михаила клочок мха в руке, и олень за клочком мха следует. И предсказал Михаил, что лежать ему возле могилы Феодосиевой.

В своих пророчествах и предсказаниях Михаил бывал суров к сильным мира сего. Он всегда отстаивал интересы монастыря, который как раз в годы пребывания в нем блаженного Михаила не раз вступал в конфликт с новгородскими боярами-землевладельцами. Житие рассказывает о таком случае.

Однажды могущественный новгородский посадник Григорий Кириллович Посахно разгневался на монастырь и запретил пасти монастырских коней и коров на пастбищах, которые считал своими, а также ловить рыбу в реке Веряже. «А начнете ловить, — грозил он игумену и монахам, — прикажу рыболовам вашим руки и ноги переломать!» Михаил же отвечал посаднику: «Сам будешь без рук и без ног и в реке едва не утонешь!» И действительно, когда посадник попытался исполнить свою угрозу и погнался за монастырскими рыбаками, он сам свалился в воду и едва не утонул; подоспевшие слуги вытащили его из воды, однако у посадника, по пророчеству блаженного, отнялись руки и ноги. Наутро посадника привезли в монастырь, однако Михаил запретил впускать его и даже не принял подношений, которые привезли люди Григория. «Пускай поездит по монастырям, попросит у Бога милости», — такие слова Михаила передали посаднику. В течение года и полутора месяцев Григорий Посахно ездил по новгородским обителям, но получил исцеление, как и следовало ожидать, лишь в Клопском монастыре. «Того, кто зачинает рать, Бог накажет», — поучал Михаил исцеленного посадника.

XV век — время жестокого противоборства Москвы и Новгорода. (Особенно острые формы борьба за подчинение Новгорода Москве приобрела уже после смерти блаженного Михаила, в 70-е годы XV столетия, то есть именно тогда, когда составлялось Житие святого.) Знаменательно, что сам Михаил, как и весь Клопский монастырь (и особенно автор Жития святого Михаила), почти всегда оказывается на стороне Москвы. Позднейшее предание приписывает блаженному Михаилу пророчество о рождении Ивана III, будущего покорителя Новгорода, и о разорении Великого города. В самый день рождения сына у великого князя Василия Васильевича (22 января 1440 года) он будто бы говорил новгородскому архиепископу Евфимию Вяжищскому: «Родился у великой княгини сын Иоанн. Будет сей наследником отцу своему и захочет разорить обычаи земли нашей Новгородской, и будет граду нашему от него погибель; злата и серебра соберет много и будет страшен господарь всей земли Русской».

В те годы на Руси продолжалась междоусобная война между потомками Дмитрия Донского: великим князем Василием Васильевичем (Василием II, или Василием Темным) и его двоюродным братом Дмитрием Шемякой. В 1446 году Василий был ослеплен своим противником, но, в конце концов, все-таки одержал победу и окончательно утвердился на московском престоле. В 1450 году Дмитрий Шемяка бежал в Новгород. Он пришел в Клопский монастырь, рассказывает Житие Михаила Клопского, взять благословение у блаженного старца. «Михайлушко! Скитаюсь вдали от своей отчины, согнали меня с великого княжения», — жаловался он ему. («Михайлушко!» — так ласково многие обращались к преподобному.) «Всякая власть дается от Бога», — отвечал ему Михаил. И князь Дмитрий стал просить блаженного: «Михайлушко, моли Бога, чтобы мне добиться великого княжения». Михаил же отвечал ему: «Добьешься, княже, трехлокотного гроба!» Не вняв предупреждению святого старца, Шемяка в 1452 году предпринял новую попытку отнять великое княжение у Василия Темного, но вновь потерпел поражение и бежал в Новгород. Опять он приходит в Клопский монастырь. Накормив братию, он отдал со своего плеча шубу блаженному Михаилу. И когда стали прощаться, Михаил погладил князя по голове и ласково промолвил: «Княже, земля по тебе стонет». И трижды повторил это. Так и случилось. 19 июля 1453 года, накануне Ильина дня, князь Дмитрий Шемяка скончался. (Говорили, что был он отравлен: привез-де отраву из Москвы дьяк Стефан Бородатый и дал посаднику Исаку Борецкому, а Борецкий будто бы подкупил повара князя Дмитрия, по имени Поганка, и тот дал отраву князю в курятине.)

Вскоре после этого, в декабре, Михаил разболелся. Он все еще ходил в церковь, но стоял возле церкви, во дворе, рядом с могилой игумена Феодосия. И спрашивали его, почему он не входит в церковь, Михаил же отвечал: «Тут хочу полежать». 11 января он причастился Святых Таин и, взяв с собой кадильницу и фимиам, пошел в келью. Игумен послал ему еду и питье, но когда пришли, оказалось, что келья уже заперта. Открыли — и фимиам еще курился, а блаженного Михаила уже не было в живых. Тогда стали искать место, где бы похоронить его, и везде земля была мерзлой, трудной для копания могилы. И вспомнили о словах блаженного, что хочет он лежать возле игумена Феодосия; попробовали там землю, и земля оказалась талой. Здесь и похоронили его с честью.

Рассказывали, что и после смерти святой продолжал совершать чудеса. Так, он предсказал посаднику Ивану Немиру будущее разорение Новгорода войсками Ивана III, разгром на Шелони (1471 год), казни и пленение новгородцев.

Точный год смерти преподобного Михаила Клопского неизвестен (называют и 1453, и 1456 годы). Церковная память ему была установлена на московском соборе 1547 года, при митрополите Макарии, причем сразу общецерковная, а не только местная. Церковь празднует его память в день его преставления, 11 (24) января.

ЛИТЕРАТУРА:

Повести о житии Михаила Клопского / Подг. Л. А. Дмитриев. М.; Л., 1958;

Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV в. М., 1982;

Янин В. Л. К вопросу о происхождении Михаила Клопского // Археографический ежегодник за 1978 год. М., 1979.

Читайте также

МИХАИЛ

МИХАИЛ Поверка кончилась, заключенных по счету загнали в барак и заперли дверь. Перед сном можно было немного поговорить друг с другом, обменяться лагерными впечатлениями, новостями дня, забить партию в домино или лечь на нары и думать о прошлом. Часа два после закрытия

Михаил Ложников

Михаил Ложников Ванька – встанька[5] Что с тобой случилось, Ванька, Что лежишь ты на боку? А вокруг такое – глянь – ка: Грабят вороги страну. Но ты, братец, прежде встань – ка, Как и Муромец Илья, Подымись – ка спозаранку Да седлай, дружок, коня. Сам ты нынче на лихого Сядь,

Михаил Зощенко

Михаил Зощенко Ёлка В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!Ну, первые три года жизни я, наверно, не понимал, что такое ёлка. Наверно, мама выносила меня на ручках. И, наверно, я своими чёрными

МИХАИЛ ТВЕРСКОЙ

МИХАИЛ ТВЕРСКОЙ (ум. 1318)Князь Михаил был сыном первого тверского князя Ярослава Ярославича, брата Александра Невского. Семь лет (1263–1271) отец его занимал великокняжеский престол. Он умер на обратном пути из Орды на Русь, успев принять перед смертью монашеский постриг. Тело

4. Михаил Глика

4. Михаил Глика Не потому, что он (змий) имел прежде ноги, как говорит Иосиф и так называемое Малое Бытие, теперь Бог объявляет, что он будет ходить на чреве; но, как объясняет Златоустый Иоанн, прежде он благодаря прямому положению имел такую смелость, что приблизился

Михаил Клопский, преподобный, Христа ради юродивый

Михаил Клопский, преподобный, Христа ради юродивый В 15 верстах к юго-западу от Великого Новгорода, в трех верстах к западу от озера Ильменя, на реке Веряже, стоит небольшой древний монастырь во имя Пресвятой Троицы, называемый Клопским. Здесь в XV веке подвизался и почил

МИХАИЛ, преподобный Клопский, юродивый

МИХАИЛ, преподобный Клопский, юродивый Новгородский чудотворец. Скрывая свое знаменитое происхождение, он принял на себя Христа ради юродство, оставил Москву, и в рубище явился (1408 г. июня 23) к игумену Феодосию, в монастырь Клопский, отстоящий в 15-ти верстах от Новгорода.

Благоверный князь Олег Рязанский Димитрий Красный. Преп. Михаил Клопский. Преп. Иоасаф Заозерский. Блаж. Иоанн Углицкий. Блаженная великая княгиня Соломония, в иночестве София. Св. мученик Димитрий Царевич

Благоверный князь Олег Рязанский Димитрий Красный. Преп. Михаил Клопский. Преп. Иоасаф Заозерский. Блаж. Иоанн Углицкий. Блаженная великая княгиня Соломония, в иночестве София. Св. мученик Димитрий Царевич Среди современных Димитрию Донскому русских князей замечательна

МИХАИЛ Грибановский

МИХАИЛ Грибановский (Михаил Михайлович Грибановский), еп. (1856–98), рус. правосл. духовный писатель. Род. в семье протоиерея г. Елатьмы, Тамбовской губ. Окончил СПб.ДА (1884). На последнем курсе Академии принял постриг и через неск. месяцев был рукоположен во иеромонаха. В 1887

МИХАИЛ Лузин

МИХАИЛ Лузин (Матвей Иванович Лузин), еп. (1830–87), рус. правосл. экзегет, один из пионеров отечеств. библеистики. Род. в Нижегородской губ.Окончил МДА (1854); по окончании принял постриг и был рукоположен в иеромонаха. В 1855 удостоился звания магистра и оставлен при академии на

МИХАИЛ Чуб

МИХАИЛ Чуб (Михаил Андреевич Чуб), архиеп. (1912–85), рус. правосл. богослов. Род. в семье диакона в Царском Селе (под Петербургом). Высшее образование получил в Гидрометеорологич. ин–те, ин–те иностр. языков и в ЛДА, к–рую окончил в 1950. Рукоположен в том же году. Преподавал

МИХАИЛ

МИХАИЛ Поверка кончилась, заключенных по счету загнали в барак и заперли дверь. Перед сном можно было немного поговорить друг с другом, обменяться лагерными впечатлениями, новостями дня, забить партию в домино или лечь на нары и думать о прошлом. Часа два после закрытия

Преподобный Михаил Клопский, Христа ради юродивый (+ ок. 1456)

Преподобный Михаил Клопский, Христа ради юродивый (+ ок. 1456) Память его празднуется 11 янв. в день преставления, 16 июлявместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг., и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских

Михаил

Михаил В следующем видении Даниилу помогает небесный посланец, который добирается к нему только после сопротивления со стороны одного ангела и помощи от другого: Дан., 10: 13. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых

Житие Михаила Клопского

Житие Михаила Клопского на острове Павла Лунгина

“Житие Михаила Клопского” имеет прочную репутацию произведения житийной литературы – но неординарного по жанровым свойствам. На деле же повествование о юродивом и святом Михаиле Клопском является сатирическим памфлетом, в котором отдельные эпизоды из жизни Михаила Клопского использованы для метафорического изложения идей движения Федора Курицына, напоминания о состоявшихся политических событиях и сатирического обличения этических аномалий в деятельности великого князя Ивана III. Автора памфлета никак нельзя отнести к новгородцам промосковской ориентации, как полагали комментаторы. Его симпатии адресованы именно новгородцам, и касаясь противостояния Новгорода и Москвы, он с пониманием оценивает тяготение Великого Новгорода к Литве. Неправильно полагать также, что первая редакция жития (из известных) была написана в 1470-х гг. Она написана в ситуации, когда великий князь Дмитрий Иванович и его мать Елена Стефановна были подвергнуты репрессии Иваном III (т. е. не ранее второй пол. 1499 г.). Ряд тем “жития” находится в прямой перекличке со скрытыми смыслами “Повести о Басарге” и как бы корректирует их, что указывает на возникновение “жития” после повести.
Автором “жития” является, по всей видимости, Федор Васильевич Курицын, оставивший под одной из притч свой псевдоним.
Приведенные выше соображения основываются на прочтении скрытого текста и скрытого пласта смыслов “жития” (памфлета).
Известная по “Изборнику” 1969 г. первая редакция произведения состоит из 33 притч, часть которых образует сюжетные группы. Предлагаемое ниже изложение сюжета и смыслов первых двух притч дается на основе прочтения скрытого текста памфлета той же редакции (с отдельными отличиями в текстах) по рукописи, включенной в “Соборник”, хранящийся в рукописном отделе РГБ (Ф. 113. Ед. хр. 659. Лл. 344-351 об). Первая и вторая притчи входят в сюжетную группу о приходе Михаила в Клопский монастырь, которая объединяет восемь притч, заключающих в себе первоначальные сведения о Михаиле и декларирующих наиболее важные приемы энигматической практики автора, избранной для текста памфлета.

Читайте также:  Есть ли душа у животных по Библии

Первая притча
В ней рассказывается, что Михаил пришел в монастырь в канун Рождества Иоанна Предтечи ночью. Поп Макарий увидел его уже сидящим в келье и переписывающим Деяния апостолов, а именно “плавание” ап. Павла. Указание на главу и стих Деяний скрыты автором в первых буквах (союзах) первых двух предложений притчи и в упоминании 9-й песни, на которой поп Макарий кадил в церкви. Союзы “А” и “И” своими числовыми значениями, равными 1 и 8 отсылают читателя к 18 стиху 18 главы “Деяний”, где записано: “Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, и с ним Акила и Прискилла, остригши голову в Кенхреях, по обету”. Отсылая читателя к этому стиху, автор репрезентует трехчленное энигматическое содержание слов “А пришел” (начало текста) и имен Акила и Прискилла. Так автор дает понять, что в скрытом пласте текста будут использоваться татарские слова: “Кила” татарского языка это глагол со значением “приходит” (имя “Акила” он предлагает читать как “А кила” = “А приходит”; имя “Прискилла” объединяет в себе русский глагол “приходить” и татарский “кила”).
9-й стих той же главы: “Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай”, – этическое кредо автора памфлета.
Дата прихода старца Михаила в монастырь находится в энигматически обозначенной связи с его именем и именем Иоанна Предтечи. Канун Рождества Предтечи – 23 июня. Совокупное числовое значение имени Михайла (в словосочетании “прихожение Михайла” – первые слова притчи) равно 23. Июнь является десятым месяцем сентябрьского года, но имя Iоанн в рукописи прописано с буквы “I”, имеющей числовое значение 10, или 1.

Вторая притча
Михаил, к которому в келью не могли войти и который не мог слышать, что говорят снаружи у двери, повторил все четыре молитвы игумена Феодосия (первая упомянута отдельно) – эпизод, в котором проведена репрезентация чисел: 1 (первая молитва игумена), 2 (первая молитва и ее повторение), 3 (последующие три молитвы игумена), 4 (четыре молитвы игумена), 6 (три молитвы игумена и их повторение), 8 (четыре молитвы игумена и их повторение). Здесь впервые (в тексте памфлета) автор аппрезентует идею прямоугольника “золотого сечения” с его опорными числами от 1 до 8. (Числа 5 и 7 подсказываются формантом “И онъ” <о Михаиле>, в котором сумма числовых значений “И” и “о” (в оригинале буква “омега” с числовым значением 8) равна 16, или 7, а числовое значение “н” равно 5.) Здесь же репрезентован образ волшебного стекла (игумен видит Михаила через окно и через стекло наблюдает, как старец повторяет его неслышимые молитвы). Тот же образ волшебного стекла присутствует в другом произведении авторов курицынского круга “Сказание о Соломоне и Китоврасе”, а в XVI в. будет перенесен на условно прозрачную Большую государственную печать Ивана Грозного.

Чудесный дар Михаила слышать неслышимое, явленный в микросюжетах с молитвами, уже в XXI в. получит отражение в образе старца Анатолия из фильма Павла Лунгина “Остров” – в эпизодах молитвы старца Анатолия в его молельной комнате синхронно со службой в храме и единовременной молитвы настоятеля Филарета, начальствующего брата Иова и старца Анатолия, не видящих и в обычном восприятии не слышащих друг друга. (Образ cтарца Анатолия в целом в значительной мере произрастает из образа Михаила Клопского*.)

“А пришолъ канунъ дни Честнаго Рожества Iоанна в нощь. И поп Макарии, покадивъ церковь на 9-й песни, да пошелъ в келью. Ажь келья отомчена. Войде в келью, аж старець сbдит** на стулb, а пред ним свbща горитъ. А пише сbдя дbаниа святяго апостола Павла и плавание. И попъ оуполошився да пошол въ церковь да сказал Феодосию игоумену и чернцам.

И игуменъ вземь кресть и кадило и прииде х кельи и с чернцы. Ажь сbнцы заперты. И онъ посмотрbлъ в окно в кbлью, ажь старець сbдя пише. И игуменb сътвори молитву: Господи Iсусе Христе сыне Божий, помилуй нас грbшных. И онъ противъ сътворилъ молитву. И игуменъ трижды сътворилъ молитву. И онъ противъ игумена тако ж трижды сътворилъ молитву”.

* Помимо юродства старца Анатолия и его способности видеть и слышать то, что не видят и не слышат другие – повторяющихся характеристик старца Анатолия – с Михаилом Клопским его роднит сквозная в фильме (и в “житии”) тема “плавания” (лодка отца Анатолия, его же игрушечный кораблик, корабль, на котором прибыл на остров адмирал, лодка, на которой проводили старца Анатолия в последний путь) и эпизод с домовиной (гробом) старца Анатолия, хранившейся у входа в его келью справа (место могилы старца Михаила было указано им самим – “справа у церкви, на дворе”). Близость фильма к “житию” проявляется даже в использовании сценаристом Дмитрием Соболевым (и, возможно, режиссером) характерной для “жития” энигматики: упоминание брата Никодима в эпизоде с сажей на дверной ручке – перекличка со словосочетанием “не кадим”, использование старцем Анатолием листа бумаги для паруса бумажного кораблика и запуск этого кораблика перед приближением к старцу начальствующего Иова (незадолго до того зачитывавшего настоятелю список прегрешений отца Анатолия по бумаге), петушиные крики отца Анатолия при появлении на острове дочери Тихона (библейская аллюзия).
** Буква “ять” рукописи в данной публикации обозначается латинской буквой b. Читается как “е” – но без числового значения. Иные “устаревшие” буквы древнерусского алфавита в данном тексте по причинам технического свойства заменены буквами современного алфавита. По той же причине буква “а” слова “кила” является замещением близкой по произношению, но иной по графике буквы татарского алфавита.

Репрезентуемая статья была ранее опубликована в январе 2012 г. в блоге ЖЖ sagitfaizov.

прп. Михаил Клопский

Преподобный Михаил Клопский, Христа ради юродивый

Происходил из боярского рода, был родственником великого князя Димитрия Донского (+ 1389 г.) Он принял на себя подвиг юродства Христа ради, покинул Москву и в рубище пришел в Клопский монастырь близ Новгорода, где никто не знал, кто он. Об имени блаженного узнали нескоро. Младший сын Димитрия Донского, князь Константин Димитриевич, в 1419 г. лишен был своего удела и поехал в Новгород, где его помнили с 1408 года как великокняжеского наместника и теперь приняли с любовью. Когда блаженный Михаил читал на трапезе книгу Иова, то князь, услышав голос чтеца, подошел к нему ближе, всмотрелся, узнал и поклонился ему, сказав: «Это Михаил, сын Максимова, княжеского рода».

Преподобный Михаил был примером для братии во всех иноческих подвигах. 44 года прожил он в Клопском монастыре, изнуряя тело свое в трудах, бдениях и различных лишениях. И Господь Бог, ведая сердце человеческое, не восхотел, чтобы великий подвижник оставался потаенным, и скоро явил славу его пред людьми, сообщая ему и дар пророческого предвидения, и силу творить чудеса.

В то время в Великом Новгороде и его окрестностях настала засуха. Дождя не было три года. Пересохли не только ручьи, но и реки. И на месте, где преподобный на песке написал: «”Чашу спасения приму и имя Господне призову” (Пс. 115, 4). На сем месте будет источник воды неисчерпаемый», — пошла вода ключом. При наступлении голода, хотя хлебные запасы в обители не могли быть велики, но, по настоянию блаженного, кормили всех, при этом хлеб в житницах не убывал, сколько бы его ни брали. Святой обличал пороки людей, не страшась сильных мира сего. Предсказал рождение 22 января 1440 г. великого князя Иоанна III (1462-1505 г.) и взятие им Новгорода, обличал князя Димитрия Шемяку за его злодейства и, когда увещания его оказались напрасными, предсказал ему смерть. Многие пророчества будущего, относящиеся и к отдельным лицам, и к судьбе вольного Новгорода, все впоследствии сбылись.

Предчувствуя свое близкое отшествие, блаженный Михаил перестал ходить на обычное свое место в церкви, и во время богослужения стоял близ могилы недавно скончавшегося игумена Феодосия. Блаженный Михаил преставился 11 января ок. 1453-1456 гг.

Преподобный Михаил Клопский происходил из боярского рода, был родственником великого князя Димитрия Донского (1363 – 1389). Он принял на себя подвиг юродства Христа ради, покинул Москву и в рубище пришел в Клопский монастырь, близ Новгорода. Никто не знал, как он попал в запертую келлию иеромонаха Макария. Тот совершал каждение на 9-й песни канона п зашел покадить келлию. Там сидел человек в монашеском одеянии и при свечке переписывал Деяния святых апостолов. После совершения утрени пришел игумен с братией и стал спрашивать незнакомца: кто он и как его зовут? Но он отвечал только повторением вопросов и не открыл своего происхождения. В церкви святой пел на клиросе и читал Апостол, за трапезой читал жития. Все слушавшие умилялись красоте и одухотворенности его чтения. В праздник Преображения Господня Клопскую обитель посетил князь Константин Димитриевич (сын великого князя Димитрия Донского). После Причащения он вместе с княгиней был за трапезой, во время которой неизвестный пришелец читал Книгу Иова. Услышав чтение, князь подошел к чтецу и, присмотревшись, поклонился ему, назвав своим родственником Михаилом Максимовичем. Юродивый заметил: “Один только Создавший меня знает, кто я есть”, но подтвердил, что его зовут Михаилом. Вскоре преподобный Михаил стал примером для братии во всех иноческих подвигах. 44 года прожил он в Клопском монастыре, изнуряя тело свое в трудах, бдениях и различных лишениях, и получил от Господа дар прозорливости. Он обличал пороки людей, не страшась сильных мира сего. Предсказал рождение великого князя Иоанна III (1462 – 1505) 22 января 1440 года и взятие им Новгорода, обличал князя Димитрия Шемяку за то, что он ослепил своего брата великого князя Василия Темного (1425 – 1462).

На песчаном месте преподобный Михаил извел источник, написав на земле: “Чашу спасения прииму (Пс. 115, 4), на этом месте явится источник”, а во время голода, по его молитвам, запасы хлеба в монастырском амбаре не уменьшались, хотя зерно обильно раздавалось голодающим.

Предуказав место своего погребения, преподобный скончался 11 января (+ок. 1453 – 1456).

Тропарь преподобного Михаила Клопского, Новгородского
глас 8
Иже на земли Христа ради волею в буйство преложився, / мира сего красоты отнюд возненавидел еси / и, плотская играния увядив постом и жаждею и на земли леганием, / от зноя же и студени, от дождя и снега / и от прочия воздушныя тягости никогда же уклонился еси, / душу же очистил еси добродетельми, яко злато в горниле, / отче преподобне Богоносне Михаиле, / и ныне на Небесех предстоиши престолу Пресвятыя Троицы. / Но яко имея дерзновение многое, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Михаила Клопского, Новгородского
глас 8
Духа Святаго силою уподобился еси Богоглаголивым древним пророком,/ сказав безвестная и тайная и еже годе судьбам Божиим в сбытие, / и ина многа чудеса о Христе сотворив,/ и люди удивив, торжествовати устроил еси вопиющия: / слава Богу, прославляющему святыя Своя.

Молитва преподобному Михаилу Клопскому
О преподобне и преблаженне отче наш Михаиле, ты, возжелав усердно шествовати во след Господа нашего Иисуса Христа, вся плотская мудрования отринул еси: ты отечество свое, род и временное благородство и земнаго царствия наследие оставив, монашества и юродства путь ко спасению и к наследию Царствия Небеснаго предызбрал еси; пришед же дйвне во обитель Пресвятыя Троицы, в ней трудолюбно и богоугодно подвизался, по премногу ко устроению ея споспешествовал еси и, от всех бед, от глада, вражияго нахождения, и огненнаго запаления, и всякаго зла оную сохраняя и защищая живущих в ней и к ней притекающих, пути Господню поучал еси; ты и ныне, Пресвятей Троице со всеми святыми предстоя и непрестанно насыщался зрения Божества Трисветлаго, поминай, молим тя, чтущих святую память твою, не премолчй, угодниче Христов, ко Господу моляся, да Он, благодатию Своею приосеняя притекающих к тебе и мощи твоя устами и сердцем лобызающих, здравы и невредимы сохранит и от всякия напасти свободит, подая путешествующим в пути благоспешество, болящим здравие, печальным утешение, сирым, вдовицам и всем напаствуемым скорое заступление и вспоможение и от вражиих наветов твердое ограждение и защищение. Не престай же моляся и о Богохранймей стране нашей, яко да, твоим предстательством и молитвами сохраняемы, вси возможем подвиг течения неблазненно совершити, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Загадочный святой Михаил Клопский

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА ПРО ИЛЬМЕНСКОЕ ПООЗЕРЬЕ

«А пришел канун дни честнаго Рожества Иоанна в нощь. И поп Макарий, покадив во церкви на девятой песни, да пошел в келию. И прииде в келию, аже келиа отомчена. И он войде в келию, аже старец седит на стуле, а пред ним свеща горит. И поп воспятилъся, да пошол в церковь уполошився. Да пришед да сказал Феодосию игумену и черньцом.
И игумен Феодосие возмя крест и кадило да прииде в келию и с черньци, аже сенци заперты. И он посмотрил в окно в келию, аже старець седя пишет. И игумен сотвори молитву: «Господи Исусе Христе, сыне божие, помилуй нас грешных!» И он против сотворил молитву тако же. И игумен 3-жды створил молитву и он противу тако же сотворил 3-жды молитву, против игумена Феодосиа.
И Феодосии молвит ему: «Кто еси ты, человек ли еси или бес? Что тебе имя?» И он ему отвеща те же речи: «Человек ли еси или бес? Что ти имя?»

Вот так летней купальской ночью 1408 г. в монастыре, именуемом Клопским, что в 15-ти верстах от Великого Новгорода на берегу реки Веряжи, появился неизвестный.

Клопский монастырь. Современный вид (летний)

Много раз вопрошал его игумен Феодосий: «Как еси пришел к нам и откуду еси? Что еси за человек? Что имя твое?». И старец ему отвечал тем же: «Как еси к нам пришел? Откуду еси? Что твое имя?». И не могли у него ничего допытаться.
В конце концов изморенный этими непонятками Феодосий молвил такое слово: «Не бойтеся, старци, Бог нам послал сего старца» [1].

ЮРОДСТВО И ПРОРОЧЕСКИЙ ДАР
Время основания Клопского монастыря затерялось в веках. Название идет от холма, во время разлива реки Веряжи и ее притока речки Вдовы превращающегося в остров, формой похожий на клопа. В начале XV в. здесь уже были две деревянных церкви и трапезная.

Загадочный старец поселился в монастыре. Всем понравилось, как он читает богослужебные книги. Не всех радовал его суровый аскетизм. Питался он только хлебом и водой, почти не разговаривал, спал в келье на голом песке.
«Зеркальные» его ответы раз и навсегда дали понять: не пытайтесь вызнать о юродивом правду, его внутренний мир для всех закрыт.
Вскоре игумену и братии довелось убедиться в силе блаженного старца.

Раз говорит старец Феодосию: «Будут к нам гости». Отпели обедню, а на дворе трое неизвестных. Молвит старец: «Зови их хлеб есть». И Феодосий сказал: «Пойдем, дети, в трапезную поедим хлеба». А один из них ответил: «С нами, отче, есть еще люди, наши товарищи». Он пошел и позвал остальных. Пришло аж тридцать «вежливых людей», все в доспехах и с оружием.
Сели за столы и поели, а двое не стали есть. Тогда старец сказал: «Не сбудется ваш умысел, с которым сюда пришли!»
И сразу же худо стало тем двоим, которые не ели. Встали все от трапезы, а один из гостей дал денег и молвил: «Позаботьтесь, отцы, о наших товарищах — а мы с миром пойдем!» И лежали двое больных пять дней. Один из них, сильно занемогший, захотел постричься в чернецы. Феодосий не смел постричь его. Тогда сказал старец: «Постриги, отче, братом нам будет». И постригли его и нарекли в монашестве Ерофеем.

Другой раз пропала в монастыре драгоценная панагия. Михаил подходит к некоему попу Никифору и говорит ему четко и убедительно: «Ума лишишься». И тот немедленно и навсегда впадает в ступор. А Михаил монахам: «Раскопайте золу в печи его кельи, там найдете». И точно…

Архиепископ Евфимий I, пользуясь своим положением, стал тянуть деньги с монастыря (регулярная дань в конвертах, что-то очень знакомое. ). Михаил ему строго сказал: «Мало тебе жить, а богатство здесь останется!» После этого Евфимий разболелся и вскоре умер (1429).

ОБ ИСТОЧНИКЕ
Три года подряд была засуха. Вода в Веряже высохла. Раз видит пономарь, старец пишет на песке: «Чашю спасениа прииму, имя Господне призову. Ту будет кладяз неисчерпаемый». И пономарь, как обедню отпели, рассказал об этом игумену Феодосию. Сотворили молитву, покопали немного — и ударила вода ключом. Так до сих пор на этом месте бьет источник, из коего новгородцы запасаются родниковой водицей.

О ПРИХОДЕ КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА И ОБ ОТКРЫТИИ ИМЕНИ СТАРЦА
Прошло 11 лет. В 1419 г. монастырь посетил младший сын Дмитрия Донского – князь Константин Дмитриевич (1389-1433). Он только что был лишен уделов Устюжны и Тошни своим старшим братом — великим князем Василием I и стал изгнанником. Ездил по новгородским монастырям молиться. После причащения за трапезой услышал князь чтение книги Иова. Читал тот самый юродивый старец.
Князь посмотрел ему в лицо и узнал его. Говорит: «Да ведь это Михаил, Максимов сын». А тот молвил князю в ответ: «Бог знает». Тогда Феодосий сказал: «Почему. своего имени нам не назовешь?» А он в ответ: «Бог знает». И с той поры начали называть его Михаилом. Князь же сказал игумену и старцам: «Вы берегите его — этот человек нам родня».

Согласно мнению большинства историков Михаил Клопский принадлежал к роду Рюриковичей и был сыном Анны Ивановны, сестры Дмитрия Донского. Отцом его иногда называют боярина Боброка, воеводы засадного полка в Куликовской битве (но того звали Дмитрий, «Максимов сын» – не подходит). Автору довелось слышать гипотезу, что старец был сыном Симеона Гордого, добровольно отказавшимся от московского великокняжеского стола. Но она представляется уж совсем фантастичной.

Читайте также:  Очень полезные молитвы на каждый день

О ПРЕДСКАЗАНИЯХ СОГРЕШИВШИМ
Посадник Григорий Кириллович Посахно отнял у монастыря рыбные ловы и грозил монастырским рыбакам «ногы и руки перебити».
Михаил ему: «Будеши без рукъ и без ногъ, мало в воде не утонеши!». Так и получилось, у посадника отнялись руки и ноги. Больше года возили его по монастырям и церквам, давая милостыню. Исцелился он лишь в Клопском монастыре.

Дмитрий Шемяка, еще один великокняжеский родственник преподобного, ослепил в 1446 г. Василия II и сел на Московский престол. Но усидел на нем недолго, уже в феврале 1447 г. Василий Темный вернулся, а Шемяка в итоге династических разборок скрылся в Новгороде.
Конечно же, навестил своего родственника в Клопском монастыре. Подарил ему шубу со своего плеча, жаловался: «Михайлушка, согнали меня с великого княжения Московского». Просил походатайствовать за него перед Всевышним: «Помолись, чтобы Господь дал мне достигнуть своей вотчины — великого княжения». Блаженный ответил напрямик: «Добьешься трехлокотного гроба в Юрьевом монастыре».
Князь еще некоторое время бунтовал, собирал ополчения на Василия, а Михаил Клопский при встрече всё гладил его по голове и приговаривал: «Княже, земля по тебе стонет. ». А в это время посланцы Василия II активно вербовали слуг Шемяки. Вскоре князь отведает курицы, приготовленной с мышьяком. Он будет похоронен в Георгиевском соборе Юрьева монастыря.

ПРОРОЧЕСТВО О ШЕЛОНСКОЙ БИТВЕ
Приехал в монастырь посадник Иван Васильевич Немир. Спрашивает его Михаил: «Чего ездишь?» Посадник ему отвечает: «Летом придет на нас князь великий, хочет подчинить себе землю нашу, но у нас есть князь Михаил Литовский».
И ответил ему Михаил: «То у вас не князь — грязь! Пошлите лучше послов к великому князю и бейте ему челом. А не умолите князя, придет он с силами к Новгороду, и не будет вам помощи от Бога, станет князь великий в Бурегах и пустит силу свою по Шелоне и многих новгородцев покорит: одних в Москву уведет, других казнит, а с иных откуп возьмет. А Михаил князь вас бросит, и помощи вам от него не будет».

Был ли Михаил агентом Москвы? В современном смысле слова — нет. Олегу Давыдову [2] принадлежит интересная мысль, что он был плоть от плоти московских безумцев (если угодно – берсеркеров). Уже через месяц после кончины преподобного в феврале 1456 г. под Русой двести молодцов Василия Темного разогнали пятитысячную новгородскую рать.
Семейная война пассионарных потомков Дмитрия Донского, дошедших до каких-то запредельных степеней жестокости, со смертью Шемяки закончилась. Пришла пора Новгорода, как и предсказывал Михаил. Но это другая история.

ПОСТРОЙКА КАМЕННОГО ХРАМА
Приехал еще раз в монастырь князь Константин. «Печален я ныне — братья мои не отдают мне вотчины». А Михаил ответил ему: «Князь, не горюй, будешь на своей вотчине. Послужи святой Троице, построй храм каменный».
Заложили храм в 1423 г., 22 апреля. Камень возили водой. И, как предсказал Михаил, дал Бог благоприятный ветер: за камнем поедут — по ветру, назад с камнем — ветер тоже попутный. Окончен был храм в 1424 г., 24 сентября.
Вскоре говорит князь Константин игумену Феодосию и старцу Михаилу: «Вашими, отцы, молитвами пришла ко мне весть от старших братьев — дают мне вотчину мою». И поехал князь в Москву к братьям, и приняли его с честью.

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Однажды Михаил исчез из монастыря и оказался в Новгороде, в притворе Софийского храма. Его узнал тот самый Посахно. «Посадник по заутреней да молвит: “Михаилъ, яжъ хлеба с нами в одномъ месте”. И он молвит: “Богъ знаетъ!”. И пристави к нему человека. И хватя, яжь Михайла ни бывало. И пойде попъ ис церкви на Клопске, ажь Михайла стоитъ в притворе у церкви. И мало хлеба отъели, аже Посахне человека прислалъ смотрети Михайла — есть ли в манастыре, ажь в манастыре».
С точки зрения здравого смысла такие перемещения непостижимы и бесцельны. По-видимому, это еще один сигнал юродивого: не пытайтесь меня постичь таким путем!

КОНЧИНА ПРЕПОДОБНОГО
Прожил Михаил в монастыре 44 года. Как-то в декабре он разболелся и подолгу стоял справа у церкви, на дворе.
На Феодосиев день Михаил принял святые дары, взял с собою кадильницу и фимиам, пошел в келью. Послал игумен ему от трапезы еды и питья. И когда пришли к нему, открыли келью — и фимиам еще курился, а он был уже мертв. Хотели похоронить его в храме и не смогли — земля сильно промерзла. Тогда напомнили чернецы игумену — «посмотри то место, где стоял Михаил». Попробовали, а земля в этом месте талая. Там и погребли Михаила 11(24) января 1456 г.

СУДЬБА МОНАСТЫРЯ
После кончины Михаила Троицкий храм, построенный кн. Константином Дмитриевичем, простоял 110 лет. В 1562 г. в Клопском монастыре «старую церковь каменную разобраша, где положены быша мощи преподобного отца нашего Михаила Клопскаго чудотворца, и вновь церковь построиша. повелением благочестваго государя царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея России». Около этого же времени была построена и трапезная церковь во имя святителя Николая Чудотворца.
Царь понимал, что на одних опричных погромах царство не стоит, и безошибочно нашел сильнейшее духовное звено (не хочу лишний раз поминать «скрепу»), связывающее Москву и Новгород.

В архитектуре Троицкого собора черты новгородского стиля практически отсутствуют. Собор четырехстолпный с тремя апсидами. Основной объем завершен тремя главами. Были по два придела с севера и юга (во имя Иоанна Лествичника, Федора Стратилата, Покрова и Усекновения главы Иоанна Предтечи), пятый придельный храм во имя Михаила Клопского находился в дьяконнике. Асимметрию композиции усиливала нехарактерная для Новгорода шатровая колокольня в юго-западной части здания.

В начале XIX в. стены собора были надложены, разобраны главы и своды приделов, исчезла колокольня, поновлению подверглась настенная живопись конца XVII-нач.XVIII вв. Тогда же были построены настоятельские покои, братские кельи, трехъярусная колокольня над восточными воротами и каменная ограда.
В советское время монастырь был разрушен и осквернен. Сейчас он передан епархии, является действующим. В 2005 г. был построен теплый деревянный храм во имя Михаила Клопского.
Понемногу ведутся реставрационные работы в Троицком соборе, который и в нынешнем виде поражает своим величием.

Рака преподобного Михаила.

Возле нее любят тусоваться монастырские котэ.

Деревянный храм и колодец.

Монастырская ризница.

Настоятель Успенской церкви в поозерском селе Курицко о. Александр Фролов с иконой прп. Михаила Клопского.

Источники:
1. Житие Михаила Клопского (первая редакция, 70-е гг. XV в.) – великолепная средневековая повестушка, совсем не похожа на жития святых.
2. Олег Давыдов. Места силы. Шестьдесят седьмое – Клоп .
В заголовке – Преподобный Михаил Клопский. Рельеф с крышки раки. Ок. 1670 г. Дерево, левкас, золочение. 169 × 51 × 14 см. ГРМ, Санкт-Петербург, Россия –

Михаил Клопский

24 января Русская православная церковь чтит память Михаила Клопского, инока монастыря, расположенного к югу от Великого Новгорода по реке Веряже, на островке Клоп. Михаил жил в переломную эпоху русской истории, был вдохновенным юродивым, то есть пророком. О его пророчествах нам бы не следовало забывать и сегодня.

В ночь на Ивана Купалу 1408 года в Клопском монастыре шла служба. Поп Макарий, покадив в храме, на всякий случай решил окадить и свою келью. Побежал, напевая канон, вынул ключ, но — вот наваждение! — дверь кельи оказалась отпертой. Макарий осторожно вошёл внутрь и увидал незнакомца в чёрном рубище: сидит за его столом и что-то пишет. Макарий со страху чуть не… Короче, бросился к игумену, чтобы доложить о странном явлении.

Когда игумен Феодосий подошёл к келье, занятой неизвестным, её дверь оказалась запертой изнутри. Стали стучать — не даёт ответа. Заглянули в окошко — в Макарьевой келье сидит какой-то монах. Склонился над бумагой, пишет, внимания на стук не обращает. Что было делать? Сломали дверь, вошли. Чёрный человек продолжал писать, как бы ни кого не замечая.

— Кто ты? — спросил игумен.

— Кто ты? — отозвался неизвестный.

— Ты человек или бес?

— Ты человек или бес?

Пришелец слово в слово повторял все вопросы игумена и при этом смотрел очень строго, но как бы сквозь собеседника. Феодосию стало не по себе, он начал творить молитву. Пришелец повторял за ним каждое слово. Принесли кадило, игумен осенил незваного гостя крестом и покадил на него. От ладана гость сторонился, но при этом крестился в ответ. Юродствует! — решили монахи.

Когда началась литургия, неизвестный появился в церкви и пел вместе с другими. А потом пришёл со всеми в трапезную, но не сел за стол, а направился под образа, открыл книгу и начал громко читать. С тех пор так и повелось. Голос у пришельца был благозвучный, дикция внятная. Новый чтец всем понравился. Жить он стал в келье Макария, которую облюбовал изначально. Ел совсем мало, только чтобы не умереть. С насельниками монастыря почти не разговаривал, во всяком случае, никто ничего не о нём не мог узнать, даже имени.

Прошло больше десяти лет. В 1419 году монастырь посетил младший сын Дмитрия Донского князь Константин. В то время как раз его старший брат, великий князь Василий I, лишил Константина удела (Устюжны и Тошни) за то, что тот отказался содействовать передаче прав на московский трон сыну Василия. Эта история связана со сменой системы наследования в Московском княжестве и вскоре вылилась в затяжную войну, которую князья вели самыми варварскими методами. Потеряв свой удел, Константин ездил по монастырям. И вот добрался до Клопской обители. Когда монахи сели обедать, он присоединился к ним. Безымянный чёрный человек начал читать, что было положено в тот день. Услышав его, Константин вдруг встрепенулся, стал присматриваться. Потом встал, подошёл к чтецу: «Михаил, ты?» Неизвестный ответил: «Бог знает». И продолжил чтение.

В общем, оказалось, что этот юродивый происходит из московского княжеского дома. Уезжая из монастыря, князь Константин сказал монахам: «Вы берегите его — этот человек нам родня». Назвал и отчество: «Максимов сын». Но кем точно приходится Михаил московским князьям — не сказал. И установить это теперь затруднительно. Однако весьма интересно, что в одном из влиятельных монастырей Новгородской земли поселился юродивый, который оказался родственником московских князей.

Что такое юродивый? Общепринятые объяснения исходят из того, что юродивый лишь симулирует безумие, а на самом-то деле он очень умный. Конечно, смирение гордого ума — великий подвиг, но всё-таки это никак не юродство, это только притворство. Настоящее же юродство — отнюдь не имитация дурости, но неподдельная и притом высшая дурость. Можно сказать так: дурь юрода — это побочный продукт некоего внутреннего опыта. Опыта богообщения. Деформации психики в процессе контакта с неведомым. Впадение в такое состояние, когда обыденный ум (умение ориентироваться в условностях мира) отлетает, а на его место приходит мудрость, которой нет дела до глупых условностей. Ну подумайте: если сквозь вас прёт божественный смысл, откуда взять время и силы на то, чтобы вытереть сопли? И поэтому для юрода естественны и сопля до колен, и бессмысленное лопотание, и всякие ужимки, отличающие его от обычных людей.

Но надо понимать, что это лишь шлаки общения с ангелом. Последствия контакта, а не имитация. Имитация же — удел шутов. Вот, скажем, борцы во время своих поединков иногда громко пукают от напряжения. Но борются-то они вовсе не ради этого. Хотя можно представить себе борца, который издаёт неприличные звуки, симулируя пароксизмы борьбы. Мы часто видим такое. Например, среди политиков, которые вместо того, чтобы делать что-то реальное, симулируют усилие. Ясно, что такой шут гороховый никогда не сможет одержать реальную победу. Да с ним никто и не будет бороться. По крайней мере — всерьёз, как ангел боролся с Иаковом.

Так что юродство — истинный бред мудреца. И это так во всём и повсюду. Широкую известность приобрели даосские и дзенские юродивые. Но наши, поверьте, ничуть не менее совершенномудры. В прошлый раз я рассказывал о плеяде великих юродок школы Серафима Саровского. Рекомендую познакомиться также с фрейлиной Екатерины II Евфросинией Колюпановской и гениальным псковским простецом Корнилием Крыпецким. Впрочем, достаточно открыть житие любого русского юрода, чтобы убедиться, что это человек, через которого течёт поток нетривиального смысла, который только надо уметь считывать.

Сейчас о Михаиле Клопском. Он, собственно, по большей части вёл себя совершенно адекватно, а юродствовал лишь периодически. Но всегда очень к месту. Как бы в нужный момент впадал в экстаз и пророчествовал из него. При этом поставил себя как власть имущий. Потому что имел силу. Как-то раз, например, в монастыре пропала драгоценная панагия. Михаил подходит к попу Никифору и говорит ему чётко и убедительно: «Ума лишишься». И тот немедленно (и навсегда) впадает в ступор: ни ума, ни памяти (и уж точно никакого юродства). А Михаил, обернувшись к монахам, заявляет: «Раскопайте золу в печи его кельи, там найдёте». Нашли.

Ещё один случай. Новгородский архиепископ Евфимий I вымогал деньги у клопских монахов. Михаил ему строго сказал: «Мало тебе жить, а богатство здесь останется!» И после этого Евфимий сразу же разболелся и умер. Ещё: посадник Григорий Посахно запретил монахам ловить рыбу в Веряже. Объявил: если кого поймаю, велю руки и ноги переломать. А Михаил на это ему приговор: «Сам останешься без рук и без ног». Так и вышло: застукав монахов на рыбалке, Посахно погнался за ними и упал парализованный.

Собственно, тут скорей не юродство, а прозорливость, замешанная на мощной суггестии. Но есть и другие примеры, когда святой никого не наказывал, а просто пророчествовал. В таких случаях в его поведении могли наблюдаться и отклонения от нормы. Скажем, шёл он как-то по новгородской улице, делая, как сказано в житии, «во время прохождения своего некоторые странности». А на углу стоял мальчик Ваня. Святой подошёл к нему, взял его за волосы, поднял и закричал: «Иванец, учись книгам, быть тебе архиепископом». Этот Ваня, когда пришло время, стал владыкой Ионой, 20-м новгородским архиепископом (то есть главой республики).

22 января 1440 года Михаил вместе с архиепископом Евфимием II приехал в Вяжищский монастырь. Евфимий занялся какими-то делами, вдруг слышит — колокола. Это Михаил забрался на колокольню и благовестит. «Что такое?» — кричат ему. А он сверху в полнейшем экстазе: «Ныне великая радость в Москве!» Евфимий спрашивает: «Да что же за радость, Михайлушка?» А тот, продолжая свой благовест, сообщает: «У великого князя Василия сын родился, Иван. Он придёт, завладеет всем Новгородом, отберёт у вас ваше богатство, отнимет ваши обычаи, покорит город ваш своей власти». И заливается добрым, радостным, юродским смехом. Блаженный, что с него взять. Но если бы новгородцы отнеслись к словам Михаила всерьёз, их от такой благой вести должен был бы Кондратий хватить. Ибо это родился Иван III Великий.

Кстати, отметим уж заодно юбилей (570 лет) этого, пожалуй, величайшего из всех правителей России. То, что кричал с колокольни юродивый, в точности сбудется. А кроме того при Иване случится много событий (упомяну лишь окончательное освобождение от власти Орды), которые преобразят страну. В Новгороде в тот момент пророчество Михаила, конечно, всерьёз принять просто не могли. Ибо Москва из-за упомянутой выше гражданской войны была даже в худшем состоянии, чем сегодняшняя Россия. И впереди её ещё ждали великие потрясения. В 1445 году Василий Тёмный попадёт в плен к татарам и отдаст за своё освобождение неслыханный по тем временам выкуп (согласно новгородским данным, 200 тысяч рублей). А в 1446 году Василий будет ослеплён своим кузеном Дмитрием Шемякой, который сядет на Московский престол.

По человеческому разумению Дмитрий был не хуже и не лучше Василия (который, кстати, ещё раньше, чем сам был ослеплён, ослепил брата Шемяки Василия Косого). И права на престол у обоих претендентов были одинаковые (наследование от отца к сыну ещё не установилось, потому и шла эта война). Но у Шемяки что-то с Москвою не сладилось. Когда он сел на престол, москвичи стали уходить из города, власть уплывала из рук Дмитрия. Уже в 1447 году этот рыжий Наполеон оставил Первопрестольную. А в 1450 году потерял свой Галич и бежал в Новгород. Там его приняли как великого князя московского, но реально ничем не помогли. Шемяка пугал новгородцев: рука Москвы доберётся до вас. Но ему не поверили. Как не поверили десять лет назад Михаилу.

Само собой, Дмитрий посетил своего юродивого родственника. Пожаловался: «Михайлушка, согнали меня с великого княжения Московского». Михаил отвечал уклончиво: «Всякая власть от бога и даётся им не хотящему власти и не бегущему от неё, а тому, кого сам бог помилует». Ухватившись за эту идею, Дмитрий стал просить ходатайствовать за него: «Помолись, чтобы Господь дал мне достигнуть своей вотчины — великого княжения». На это блаженный ответил без экивоков: «Добьёшься трёхлокотного гроба в Юрьевом монастыре» (это совсем рядом с Клопским). После того как Дмитрий сделал ещё одну попытку вернуть власть и всё проиграл, он снова вернулся в Новгород. Это было в начале 1453 года. Михаил гладил родственника по голове и приговаривал: «Княже, земля по тебе стонет». Подавал намёки: «Будь ко всем своим слугам милостив». И как раз в это время люди Василия вербовали слуг Дмитрия. Вскоре уже Шемяка отведает курятины с мышьяком.

С его смертью кончилась война в московском княжеском доме. И тогда пришёл черёд Новгорода, как и предсказывал Михаил. Сам он умер в 1456 году, за неделю до того, как Василий Тёмный двинул войска на северную республику. Уже в феврале под Русой 200 московских берсеркеров не стали ждать подкрепления, а попросту разогнали пятитысячную новгородскую рать. Началось. Это был явный симптом того, что Московия уже оседлала восходящий поток, оказалась на гребне пассионарной волны, нахлынувшей после длившегося четверть века падения. В 40-е годы Москва достигла такой бездны, из которой уже не возвращаются. Ну а если и возвращаются, то в ином качестве. При Иване Великом Москву уже назовут — Третьим Римом.

Ссылка на основную публикацию