“Милующая” Божья Матерь

Икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» («Милующая»)

Среди колоссального количества священных образов Девы Марии и Младенца Христа особенное почитание приобрели экземпляры с Афонской горы. Икона Божией Матери «Достойно есть» обладает интригующей историей возникновения, которая бережно хранится в анналах церковных преданий.

В православной традиции этот святой лик вместе с известной молитвой («Достойно есть») имеет огромное значение для людей, просящих о здоровье и благополучии. Этот могущественное изображение способно исцелить разум человека от всех смертных грехов.

Иконография

Тот образ «Достойно есть», известный мирянам сегодня, сложился в позднейший период.

Изначально она была совершенно иной: это было типичное поясное изображение Богоматери с Младенцем Иисусом на руках и напоминало стиль «Умиления». На последующих списках эти две божественные фигуры сохраняются в качестве основы.

Остальные элементы рождались и добавлялись к образу в процессе духовного нахождения и осмысления чудотворных событий.

  • На одном уровне с головами Девы Марии и Иисуса-Младенца, с обеих сторон, демонстрируются два небесных посланника с простертыми объятиями.
  • В самом верху святого изображения «Достойно есть» восседает Всевышний Отец, которого окружает Небесная армия Архангелов. Эти создания символизируют о божественности песнопения, обращенного к Богу.
  • Изображения главных фигур, Богородицы и Младенца, обретают новые черты, говорящие об их царском величии.
  • На их главах располагаются короны, а взгляды обращены в сторону молитвенника, который располагается в руках новорожденного Христа. В этом свитке находятся подтверждения того, что Иисус является истинным правителем духовности.

В церковных иконографиях известны и другие разновидности священного образа «Достойно есть». В сюжете демонстрируются сонмы ангелов и святых, читающих молебен перед Пречистой Матерью. Эта разновидность образа широко использовалась в древнерусском искусстве XVII столетия.

Читайте о молитвах Небесным Силам:

По стилю эта святыня близка фресковым изображениям под названием «О Тебе радуется», которую обыкновенно размещали на церковных алтарях.

  • Богоматерь представлена в полный рост, она держит на руках Всеблагого Младенца.
  • Фигура Пречистой Девы окружается двойной (иногда тройной) мандалой (геометрической фигурой сложной конструкции), символизирующей Небесную обитель.
  • Над фигурами Матери и Христа в облаках изображен Всевышний Отец.
  • По сторонам предстают ангелы и святые угодники в порядке иерархии.
  • Вокруг образа Пречистой пишется текст молитвенного прошения «Достойно есть».

Интересно! Святыня нередко писалась на специфических сосудах, которые называют панагиарами. В них находится освященная Богоматерью просфора. Панагиары выносятся во время возношения чина о Панагии (небольшого образа Девы Марии, Христа или Троицы).

Сегодня в русских храмах верующий найдет множество списков прославленной «Милующей» святыни. Её можно обнаружить в Галерной гавани Санкт-Петербурга или в столичной Троице-Сергиевой Лавре. Списки были доставлены сюда прямо со Святой Горы. Священнослужители России и прихожане утверждаются во мнении, что Пречистая Дева оказывает божественное милосердие для нашего народа.

О чем можно молиться образу

Афонская Святая Гора является великим местом, где озаряется мрак и горесть греховной жизни. Здесь, по словам мудрейших святых отцов, невидимой связью происходит соединение мирской жизни и Небесной обители. На этой земле, находящейся под особым покровительством Пречистой девы, и пребывает Икона Божией Матери «Достойно есть». Верующий человек никогда не останется одиноким на жизненном пути, ему сопутствуют: Ангел-Хранитель, Дева Мария и Господь. Молитвенное обращение за помощью происходит перед чудотворными иконами.

На заметку!«Достойно есть» является широкоупотребительной православной молитвой в процедуре богослужения. Авторство приписывается церковному поэту по имени Косма Маюмский, жившему в VIII столетии. Молитва всегда сопровождается особым припевом «Честнейшую херувим».

«Милующая» святыня Пречистой Девы помогает в следующем:

  • Позволяет успешно завершить задуманное начинание.
  • Молебен перед святым ликом помогает возвратить утерянное здоровье.
  • Пречистая Дева имеет силы восстановить оптимальные отношения в кругу семьи.
  • Человек, читающий молитвенные слова перед святыней «Достойно есть», может получить прошение самого тяжкого греха.
  • Могущество Божией Матери имеет силу помогать в самых безнадежных проблемах, так как она известна своим божественным терпением и всепрощающим отношением даже к преступникам.
  • Царица Небесная избавляет от зависти, уча радоваться достижениям окружающих.
  • Если верующий замечает в себе большие наклонности к блуду или чревоугодию, необходимо искренне и смиренно просить Пречистую Матерь избавления от этих наваждений, препятствующих освобождению души.
  • Молитвы перед святым ликом «Милующей» избавляют от демона гнева, который покоится в сердце и проявляется в самый неподходящий момент.
  • Если христианин пытается искоренить в себе отвратительную жадность, молитва Деве Марии избавит человека от мыслей, что материальные блага имеют какую-то ценность.

Верующему чрезвычайно важно признать собственную вину и заглушить гордость, не позволяющую адекватно подойти к решению. Она лечит душу и тело от лени, которая отталкивает человека от посещения храмов.

Интересно! После Трулльского Собора 691 года в византийской столице Афон, родина иконы «Милующей» Богородицы, стал местом исключительно монашеским. Многие христиане, испытавшие гонения со стороны магометан, устремлялись на эту Священную Гору.

Как правильно молиться перед образом

Пречистая Дева отличается бесконечным милосердием, понимает каждого прихожанина и способна изменить судьбу. К ней стекается большое количество народа: они просят об исцелении тела и сердец. В Летописях описано множество чудесных событий, которые происходили по воле Богородицы.

Прошение для каждого верующего уникально, к святыне разрешено обращаться, как получается. Можно прикладываться к лику. Священнослужители утверждают, что она понимает все языки.

  • Самое лучшее — читать тексты, составленные авторитетным духовенством или посланные небесными ангелами. Такие прошения грамотно структурированы, а каждое слово несет правильную и глубокую мысль.
  • В обращении к Пречистой Деве следует отрешиться от прошлых обид и сконцентрироваться на цели прихода.
  • Следует попросить у неё прощения за греховную жизнедеятельность и признать, что Богородица имеет силы исцелять болезни и избавлять от греховности.
  • Мысли просящего направляются на спасение своей души и всех других. Нужно умолять о спасении от мук в вечном огне.
  • Только после таких глобальных молебнов рекомендовано переходить на бытовые проблемы.
  • Нельзя жаловаться на обстоятельства и других людей, требовать наказаний или пытаться заставить кого-то поступать по собственному желанию. Это будет расцениваться как колдовская практика, а не православная искренняя молитва.

Важно! «Достойно есть» используется самостоятельно, в любые моменты при наличии свободного времени. Если верующий читает на четках, необходимо взять благословение у священнослужителей. Последние поощряют возникшее стремление, но предупреждают, что различные демоны сразу же начинают воздвигать искушения перед разумом неофита.

Нельзя опускать руки, следует практиковать ежедневную молитву перед образами Христа, Девы Марии и святых угодников.

Краткая история приобретения святого лика

В конце VII столетия благородному монаху Петру во сне явилась Божия Матерь, которая поведала, что домом её будет Афон и Святая Гора. Преподобный инок прибыл в то место, которое указала ему Дева Мария, и провел в здешней пещере около 50 лет. Сама святыня чудесным образом оказалась там, где обещала найти прибежище.

Читайте о других Богородичных иконах:

Предание о «Милующей» Пречистой Деве гласит: в X веке рядом с афонским монастырем, в пещере поселился некий престарелый монах с послушником. Однажды старец собрался в церковь, наказав ученику провести вечернюю службу в келье. Когда пришла ночь, послушник услышал стук и, отворив, увидел монаха, которого с большой любовью пригласил в обитель.

Гость и ученик старца начали совместную ночную службу. Когда пришел черед восхваления Пречистой Девы, оба смиренно обратились к «Милующей» святыне и стали воспевать «Честнейшую Херувим». Молодой ученик приметил, что незнакомец обращается к святыне иным образом, впереди ставя молитву «Достойно есть». Монах пел прекрасным голосом, а икона засияла чудесным светом. После этого незнакомец записал текст молитвенного обращения «Достойно есть» на плите из камня, представился Гавриилом и незаметно исчез.

Этот чудотворный лик перенесли в соборный храм Афона, где она и сегодня стоит на божественном алтаре. Она излучает милосердие и благодатные дары, а также исцеляет всех желающих.

Важно! Икона «Достойно есть» обладает колоссальным авторитетом в православной традиции и имеет чрезвычайное значение. Пречистая Дева так милосердна и добра, что прощает самые тяжелые грехи.

Верующий, искренне просящий о благополучии у святыни, несомненно, обретет желаемое. Большое количество людей возлагает на неё надежды и видит, как Богоматерь производит огромное количество чудесных деяний.

В чем помогает икона Божией Матери Млекопитательница и тексты молитв

У иконы Божьей Матери «Млекопитательница» православные верующие молятся о здоровье новорожденных и их матерей. Для богословов святой образ, появившийся в первые два столетия после смерти Иисуса Христа, – подтверждение христианского догмата о двойственной природе Богочеловека. Земная женщина дала плоть и кровь Сыну Божьему, вскормила его своей грудью.

История происхождения

Первое изображение Богородицы, кормящей младенца Иисуса грудью, датируется началом II века. Древняя фреска была обнаружена в раннехристианском подземном захоронении в Риме. В начале II тысячелетия здесь находилось семейное кладбище знатных римлян.

Представительница рода, Присцилла Глабария, была тайной последовательницей учения Христа. По приказу императора Домициана была казнена. На стенах катакомб в ее честь были выполнены изображения Божьей Матери с младенцем и пророком, поклонение волхвов.

Вторым древним центром культа Пресвятой Богородицы стала Коптская церковь. Художники раннехристианской общины заимствовали сюжет у древних египтян, изображавших богиню Исиду, вскармливающую грудью бога Гора (бога неба и солнца). Фрески по сюжету «Млекопитательница» сохранились на руинах коптских монастырей Святого Иеремия и Апполония Египетского.

Коптские изображения стали основой для западноевропейских и византийских иконописцев. В подобном стиле выполнены обложка французского Евангелия (Мец), мозаичные панно IX-XIII веков Равенны, Тосканы, Флоренции. Первая икона «Млекопитательница» на дереве была выполнена в конце XIV века живописцем Барнабой да Моденом.

Тридентский собор Католической Церкви (в середине XVI века) запретил изображать на иконах обнаженное тело, что стало причиной исчезновения в западной церкви святых образов кормящей грудью Богородицы.

Самый известный православный святой образ Божьей Матери «Млекопитательница» находился в Лавре Саввы Освященного под Иерусалимом. По его завещанию, чудотворная икона была передана в XIII веке святителю Савве, потомку сербского великого князя.

Савва Сербский перевез икону «Млекопитательница» на Святой Афон и установил в иконостасе Хилендарского монастыря. С нее были сделаны чудотворные списки, один из которых находится в России (Москва).

Значение в православии

Икона Божией Матери «Млекопитательница» имеет двоякий смысл, весьма важный для православных верующих. Через 5 столетий после рождения Спасителя в христианстве появилось течение монофизитство, опровергавшее физическую сущность Сына Божьего.

Монофизиты утверждали, что Иисус Христос не имел настоящего человеческого тела из плоти и крови. Икона «Млекопитательница» стала решающим средством в борьбе с еретическим направлением. Святой образ Богоматери близок и понятен любому человеку. В нем показана нежная забота Матери о Младенце, их взаимная любовь.

Иисус Христос, Сын Божий, был рожден и вскормлен земной женщиной, что является краеугольным камнем в христианстве, утверждающим двуединую сущность Спасителя.

О чем просят перед образом

Молитвы иконе «Млекопитательница» помогают роженицам и матерям грудных младенцев. В молитвенных обращениях беременные женщины просят о благополучном родоразрешении, здоровом малыше. Матери обращаются к святому образу, если недостаточно грудного молока.

Где найти почитаемые образы

Святой образ Богородицы «Млекопитательница» (список с оригинала Саввы Сербского) находится в приделе Елоховского Богоявленного собора в городе Москва. Вторая икона находится в городе Одесса, в Свято-Успенском мужском монастыре. Третья – в храме Успения Божьей Матери, в 20 километрах от Минска.

День памяти

Почитание иконы Божьей Матери «Млекопитательница» в русской православной церкви установлено на 25 января (по григорианскому календарю), одновременно с поминовением святителя Саввы Сербского.

Тексты

Содержание молитвенных обращений можно найти в православном молитвослове.

Тропарь

«Без семене от Божественнаго Духа, волею же Отчею зачала еси Сына Божия, от Отца без матери прежде век суща, нас же ради из Тебе без отца бывша, плотию родила еси и Младенца млеком питала еси, темже не престай молити избавитися от бед душам нашим».

Кондак

«Душ наших чувствия очистиши, узрим на иконе таинство преславное, Творца вселенныя и Господа вышних сил, во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: Радуйся, Владычице, жизни нашея Питательница».

Молитва

Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, а паче матерние скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающие их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О, Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих и в день радости избавления приими благодарное хваление сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим Имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь.

Как расположить образ в доме

Икону в доме принято размещать в углу, на восточной стороне дома/квартиры, как это заведено в православной традиции. Для образа к стене крепят полочку, размер которой зависит от количества икон в домашнем иконостасе. Когда образов несколько, то в центре устанавливается изображение святого лика Спасителя. Образ Богородицы всегда размещают с правой стороны от иконы Иисуса Христа или Святой Троицы.

Рядом с иконостасом и иконой не должно быть предметов бытового назначения: телевизоров, компьютеров, книжных полок, цветочных горшков, картин. В качестве украшения используют вышитое православной символикой полотенце. Место, где располагается святой образ, должно быть доступно для ухода за иконой (поддержания в чистоте и опрятности).

“Млекопитательница”

Б ез се́мене от Боже́ственнаго Ду́ха,/ во́лею же О́тчею зачала́ еси́ Сы́на Бо́жия,/ от Отца́ без ма́тере пре́жде век су́ща,/ нас же ра́ди из Тебе́ без отца́ бы́вша,/ пло́тию родила́ еси́/ и Младе́нца млеко́м пита́ла еси́,/ те́мже не преста́й моли́ти // изба́витися от бед душа́м на́шим.

Д уш на́ших чу́вствия очи́стивше,/ у́зрим на ико́не та́инство пресла́вное,/ Творца́ Вселе́нной и Го́спода вы́шних сил,/ во объя́тиих держи́ма и от сосцу́ Твое́ю я́ко Младе́нца пита́ема,/ и, со стра́хом и ра́достию покланя́ющеся Тебе́/ и ро́ждшемуся от Тебе́ Спа́су на́шему, воззове́м: // ра́дуйся, Влады́чице, жи́зни на́шея Пита́тельнице.

П риими́, Госпоже́ Богороди́тельнице, сле́зная моле́ния рабо́в Твои́х, к Тебе́ притека́ющих. Зрим Тя на святе́й ико́не, на рука́х нося́щую и млеко́м пита́ющую Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́. А́ще и безболе́зненно родила́ еси́ Его́, оба́че ма́терния ско́рби ве́си и не́мощи сыно́в и дще́рей челове́ческих зри́ши. Те́мже те́пле припа́дающе к цельбоно́сному о́бразу Твоему́ и умиле́нно сей лобыза́юще, мо́лим Тя, всеми́лостивая Влады́чице: нас, гре́шных, осужде́нных в боле́знех роди́ти и в печа́лех пита́ти ча́да на́ша, ми́лостивно пощади́ и сострада́тельно заступи́, младе́нцы же на́ша, та́кожде и роди́вшия их, от тя́жкаго неду́га и го́рькия ско́рби изба́ви. Да́руй им здра́вие и благомо́щие, да и пита́емии от си́лы в си́лу возраста́ти бу́дут, и пита́ющия их испо́лнятся ра́достию и утеше́нием, я́ко да и ны́не предста́тельством Твои́м из уст младе́нец и ссу́щих Госпо́дь соверши́т хвалу́ Свою́. О Ма́ти Сы́на Бо́жия! Умилосе́рдися на ма́тери сыно́в челове́ческих и на немощны́я лю́ди Твоя́: постига́ющия нас боле́зни ско́ро исцели́, належа́щия на нас ско́рби и печа́ли утоли́, и не пре́зри слез и воздыха́ний рабо́в Твои́х. Услы́ши нас в день ско́рби пред ико́ною Твое́ю припа́дающих, и в день ра́дости и избавле́ния приими́ благода́рная хвале́ния серде́ц на́ших. Вознеси́ мольбы́ на́ша к престо́лу Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, да ми́лостив бу́дет ко грехо́м и немоще́м на́шим и проба́вит ми́лость Свою́ ве́дущим и́мя Его́, я́ко да и мы, и ча́да на́ша, просла́вим Тя, милосе́рдую Засту́пницу и ве́рную наде́жду ро́да на́шего, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небе́сная на́ша Цари́це, млеко́м Христа́ Бо́га на́шего пита́вшая, и нас недосто́йных и многогре́шных Твое́ю бога́тою ми́лостию пита́еши. Спаси́ и изба́ви нас гре́шных рабо́в Твои́х от напра́сныя клеветы́, от вся́кия беды́ и напа́сти и внеза́пныя сме́рти. Поми́луй нас в дневны́х часе́х, во у́тренних и вече́рних и во вся́кое вре́мя сохрани́ нас: стоя́щих, сидя́щих соблюди́ и на вся́ких путе́х ходя́щих и в ночны́х часе́х спя́щих покры́й и заступи́. Защити́ нас, Влады́чице Богоро́дице, от всех на́ших враг ви́димых и неви́димых и от вся́каго зла́го обстоя́ния. На вся́ком ме́сте и на вся́кое вре́мя бу́ди нам, Ма́ти Преблага́я, необори́мая стена́ и кре́пкое заступле́ние, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В елича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Млекопита́тельнице Спа́са на́шего,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ от него́же благода́ть исцеле́ния // нам при́сно подае́ши.

  • ГЛАВНАЯ
  • КАЛЕНДАРЬ
  • ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
  • НОВЫЙ ЗАВЕТ
  • ПСАЛТИРЬ
  • МОЛИТВОСЛОВ
  • Ц. СЛ. СЛОВАРЬ
  • ТИПИКОН
  • БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ
  • БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ
  • ТЕКСТЫ СЛУЖБ
  • ТРЕБНИК
  • = МОЛИТВОСЛОВИЯ =
  • * Господу и Кресту
  • * Богородице
  • * Ангелам
  • * Пророкам
  • * Апостолам и равноапостольным
  • * Князьям и царям
  • * Святителям
  • * Мученикам
  • * Преподобным
  • * Праведным, юродивым, блаженным и безсребренникам
  • * Соборам святых и в Недели
  • * Новомученикам и исповедникам XX века
  • * Общие святым
  • * В различных нуждах
  • * О усопших
  • * Триоди постной
  • * Триоди цветной
  • = КАНОНЫ =
  • * Каноны Господу Богу
  • АКАФИСТЫ
  • ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
  • Гостевая книга
  • Вопросы-ответы
  • Просьба о молитве
  • Новости
  • Объявления
  • ПОМОЩЬ САЙТУ

Новости

    16 Февраль 2021

Обновление на сайте

Размещены на сайте Богослужебные указания за март (до 6 числа) 2021 года.

Обновление на сайте

Отредактированы и размещены на сайте Богослужебные указания за февраль 2021 года.

Объявления

    08 Июль 2014

Внимание!

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Икона Божией Матери “Млекопитательница-Типикарница”. После реставрации 2002-2004 гг. Испостница Хиландарского монастыря “Типикарница”, Карея, Афон.

Икона Божией Матери “Млекопитательница” (греч. Γαλακτοτροφούσης – “Галактотрофуса”), также именуемая Хиландарской “Типикарницей”

По церковному преданию, чудотворная икона “Млекопитательница” принадлежала преподобному Савве Освященному и находилась в лавре его имени близ Иерусалима. Перед кончиной святой предрёк, что обитель посетит соимённый ему богомолец царского рода, которому надлежит передать чудотворный образ.

Более шести веков спустя, в XIII столетии, обитель посетил святитель Савва Сербский – сын Сербского жупана и первый архиепископ Сербии. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы-“Млекопитательницы”, стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась. Расценив это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали владыке завещанную ему святыню вместе с другой иконой Божией Матери – “Троеручицей”), и игуменским жезлом.

Иконостас храма Карейской испостницы св. Саввы Хиландарского монастыря. Фото нач. XXI в.

Святитель Савва перенёс икону в основанный им Хилендарский монастырь на Афоне. Местом её постоянного пребывания стала церковь при келлии святителя в Карее – испостнице святого Саввы Освященного. Для устроения монашеской жизни в келии святой Савва написал особый устав (“Типик”), ставший образцовым для сербского скитского монашества. Согласно ему монах, подвизающийся в келии, должен был прочитывать каждый день всю Псалтырь и принимать пищу в течение пяти дней лишь раз в день, а по понедельникам, средам и пятницам еще и без вина и масла. Келлия, в которой остался и сам “Типик” святителя, стала называться “Типикарницей” (греч. Κελλί των Καρυών “Τυπικαριό”), вследствие чего то же название было присвоено и иконе. Примечательно то, что чтимую икону Божией Матери установили в иконостас не по левую сторону от царских врат, как это делают обычно, а по правую, там где располагают обыкновенно иконы Спасителя и Пресвятой Троицы.

Сохраняемая ныне в келлии святого Саввы икона “Млекопитательницы-Типикарницы” считается произведением конца XVII века. Этот образ, в свою очередь, послужил образцом для списка 1784 года, написанной монахом Макарием из Галатиссы [2]. Этот же монах расписал и новую церковь в испостнице Хиландара в 1790-х годах. Тогда же он, вероятно, и поновил саму чудотворную икону “Млекопитательницы” с тем, приблизив к новой стилистике своего иконостаса. Поновление иконы делалось и в XIX веке. В ходе обновлений XVIII–XIX веков были переписаны лики Божией Матери и Богомладенца, а также фигуры ангелов; фон был записан темно-синей краской с золотыми греческими надписями; мафорий Богоматери – украшен растительным орнаментом синего цвета.

В 2002-2004 годах Греческое управление охраны памятников и Сербский Византийский институт совместно с Российской академией художеств организовали несколько экспедиций по описанию и реставрации древностей монастыря Хиландар. В это время при участие русских специалистов икона “Млекопитательница” была отреставрирована и частично раскрыта от более поздних наслоений.

Икона Божией Матери “Млекопитательница-Типикарница”. До реставрации 2002-2004 гг. Испостница Хиландарского монастыря “Типикарница”, Карея, Афон.

Описание

Размер иконы – 122,5 × 87. На иконе представлена полуфигура Богородицы, которая кормит грудью Младенца Христа, сидящего слева. Богоматерь увенчана короной, которую подносят ей два ангела.

Моделировка ликов выполнена сильно разбеленной розоватой охрой поверх темного подготовительного тона санкиря. Света на ликах положены плотным слоем нанесенной штрихами краски. Такая техника личного письма согласуется с традиционными приемами пост-византийской живописи, передающей округлость форм. Золотая корона на голове Божией Матери украшена каменьями и крестами, написанными прозрачными лессировочными красками. Гиматий Христа и мафорий Богородицы выполнены золотом и серебром с лессировками прозрачным слоем кармина и оранжево-красной краски (гиматий Богомладенца). Зеленые хитоны Божией Матери и Христа украшены золотыми и серебряными растительными орнаментами. По золотой кайме мафория Богородицы идет лента буквенного орнамента. Стилистика хиландарской иконы близка не только другим иконам позднего XVII века из афонских монастырей, в том числе Хиландара, но во многом созвучна русской иконописи этого периода

Первоначальный светло-зеленый, разбеленный цвет фона, открытый в результате пробных тестов в 2002-2004 годах, оставили под поздней темно-синей записью в силу плохой сохранности красочного слоя оригинала. На нижнем поле открыта датирующая надпись, выполненная красной киноварной краской: несмотря на утраты части текста, из надписи ясно, что икону заказал иеромонах Максим из Печской Патриархии при архиепископе Арсении и хиландарском игумене Симеоне в 1690-х годах (последняя цифра даты утрачена).

Икона украшена вотивными серебряными, золочеными накладками с рельефными орнаментами: нимбы Христа и Богородицы, корона на голове Богоматери, вифлеемские звезды на лбу и плечах Богородицы, накладки на руках и манжетах, два картуша на фоне с греческой надписью.

Списки

Иногда списками иконы “Млекопитательницы-Типикарницы” называют известные на Руси образа именуемые “Блаженное чрево” и “Млекопитательница” Крестогорская, однако их иконография представляет собой несколько отличные изводы иконографического типа “Млекопитательницы”.

Чудотворный список образа Божией Матери “Млекопитательница”. Икона не позднее сер. XIX в. Кириакон Афонского Ильинского скита.

Из Афонского Ильинского скита

Особой известностью пользуется чудотворный список иконы “Млекопитательницы” из Афонского Ильинского скита. Время и место написания этого образа неизвестно. Стиль письма соответствует барокко XVIII века. По сюжету от своего Хиландарского прообраза икона отличается тем, что внизу имеет два дополнительных овальных изображения – святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Предтечи. По преданию, она принадлежала некоему подвижнику, который благословил ей другого афонского подвижника – Онисима, подвизавшегося на месте, называемом Юхтадика. В свою очередь Онисим благословил ей своего спостника и сотаинника по духовной жизни схимонаха Ильинского скита Игнатия, который отправился с ней в Россию для сбора пожертвований [3].

Этот список прославился в 1848 году, когда был привезён в Россию схимонахом Игнатием. В Харькове от иконы было явлено первое чудо – у столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, отнялись руки, после чего покаянные молитвы у привезенного образа принесли ему исцеление. За этим первым чудом последовало множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве. На средства Лепёшкина икона была украшена позолоченной серебряной ризой с драгоценными камнями [4]. На задней стороне иконы, на серебряной доске, были вырезаны описания чудес, бывших от этой иконы.

Также с Афонским Ильинским скитом связано происхождение известных списков иконы Божией Матери “Млекопитательницы”, находящихся ныне в Москве и Одессе. Оба были присланы в Россию настоятелем скита преподобным Гавриилом на исходе XIX века.

Ныне этот список хранится в главном приделе Московского Богоявленского собора. Пресвятая Богородица изображена под венцом, который поддерживают коленопреклоненные ангелы; по бокам – предстоящие святитель Николай Чудотворец и пророк Иоанн Предтеча. Происхождение иконы отражено в надписи на ней следующего содержания:

Икона Божией Матери “Млекопитательница” привезенная с Афона прп. Гавриилом Афонским. Одесский Успенский монастырь.

Одесские

Одесский список являлся главным образом храма Ильинского подворья, который был воздвигнут в 1894-1896 годах и освящён в честь иконы Божией Матери “Млекопитательница”, а ныне является собором Одесского Ильинского монастыря. Икона эта теперь пребывает в Одесском Успенском монастыре. В киоте иконы хранятся редчайшие святыни: части ризы Спасителя и хитона Богородицы.

Около начала 2000-х был также обретён аналойный список “Млекопитательницы” Ильинского скита с собственноручной надписью на обратной стороне самого преподобного Гавриила Афонского. Ныне этот список пребывает в соборе Ильинского монастыря в Одессе [3].

Икона Божией Матери “Млекопитательница”. Список XX в. (?). Соборный храм Тульского Богородичного Щегловского монастыря.

В Щегловской обители

Среди выдающихся событий, сопровождавших пребывание списка иконы “Млекопитательницы” из Ильинского скита в России в 1848 году, особое значение принадлежит решению преуспевающего Московского купца Василия Ивановича Макарухина, будущего преподобного Варсонофия Щегловского. В то время, молясь перед чудотворным образом “Млекопитательницы” в Москве, он решил употребить своё имение на создание в России обители в честь этой иконы. Со временем он сумел исполнить своё намерение и основал в Туле первый (и, на начало XXI века – единственный) в России монастырь во имя Божией Матери Млекопитательницы. На иконе Божией Матери “Млекопитательница”, выполненной по заказу Василия Ивановича Макарухина, было нанесено:

В этих словах отражено предвидение и убеждённость Василия Макарухина, т.к. в 1859 году монастырь ещё не был учреждён. Этот главный образ обители был покрыт серебряной ризой с бирюзовыми и красными украшениями. Икона была утрачена в годы советских антицерковных гонений.

Ныне в возрождённом Щегловском монастыре особо почитаются два списка иконы Богородицы “Млекопитательницы”. Более старый малый образ в серебряной ризе, написанный при жизни основателя монастыря для монастырского храма Никандра Псковского, по сей день находится в Никандровском храме. В соборе монастыря хранится более поздний список сделанный с той иконы, что хранится в Елоховском соборе (см. выше). При поклонении этим чудотворным спискам были отмечены чудеса исцелений, чадородия, дарования грудного молока; матери молятся перед этой иконой о здоровье своих детей, невесты – о богоданных женихах. В Щегловском монастыре ведётся летопись этим чудотворениям.

Курский

В России известен ещё один образ Божией Матери “Млекопитательницы”, прославившийся чудотворениями. Это также афонский список чудотворного образа, посланный в 1860 году в Курскую губернию.

Икона Божией Матери “Млекопитательница”. Фреска XIX в. Стена пещерного храма монастыря преподобного Герасима Иорданского под Иерихоном

В монастыре Герасима Иорданского

Особым почитанием на Ближнем Востоке пользуется список иконы “Млекопитательницы” в монастыре святого Герасима Иорданского в Палестине. Этот большой образ был написан в XIX веке русскими иконописцами с Афона на стене храма устроенного в пещере где, по преданию, Святое семейство укрывалось от бури во время своего бегства в Египет.

Списки начала 2000-х годов

Монастырь Хиландар в начале XXI века подарил России и Белоруссии несколько списков чудотворной иконы “Млекопитательницы” которые отличаются близким соответствием обновлённому оригиналу. Такие списки были переданы в Александро-Невскую Лавру, Екатеринбург, Минск. 25 сентября 2008 года в Патриаршей резиденции в Москве состоялась встреча ныне патриарха Московского и всея Руси Алексия II с митрополитом Черногорским Амфилохием (Радовичем), который передал в дар предстоятелю Русской Церкви точный список чудотворной иконы Хиландарской Типикарницы с благодарностью от всего сербского народа; в октябре того же года, в день 700-летия обители, этот список был торжественно передан Хотьковскому Покровскому монастырю. В ночь с 3 на 4 апреля 2010 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве во время Пасхального богослужения президент России Дмитрий Медведев от лица всего народа торжественно передал в дар другой точный список вновь избранному патриарху Кириллу. 20 февраля 2011 года ещё один список из Хиландара был официально подарен от руководителей правительства Центрального округа России в возрожденный Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме.

Иконография списков

На отдельных списках иконы “Млекопитательница” могут быть начертаны по-гречески и в славянском переводе слова тропаря: “Радуйся, Владычице, жизни нашей Питательнице, млеком своим Господа, яко Младенца, питавшая!” Прославившийся чудесами образ из Афонского Ильинского скита и все его списки характерны наличием небольших изображений святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Предтечи в нижних углах иконы.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Без Семене от Божественнаго Духа, / волею же Отчею зачала еси Сына Божия, / от Отца без матери прежде век суща, / нас же ради из Тебе без отца бывша, / плотию родила еси и Младенца млеком питала еси. // Темже не престай молити избавитися от скорбей душам нашим.

Кондак, глас 5

Душ наших чувствия очистивше, / узрим на иконе таинство преславное, / Творца Вселенныя и Господа вышних сил, / во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, / и, со страхом и радостию поклоняющеся Тебе / и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: // радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице.

Видео

Икона Божией Матери “Млекопитательница”. Значение. В чем помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

Для новорождённого малыша очень важно употреблять материнское молоко, ведь оно является для него не только пищей и здоровьем, но и маминой лаской и утешением.

Стараясь дать своему единородному Сыну только лучшее Пресвятая Дева вскармливала Христа грудным молоком. Большинство любящих своих чад матерей понимают важность этого естественного таинства, но, к сожалению, не у всех всегда получается, даже при большом желании. Матерь Божия явила нам свой чудотворный образ, который так и называется «Млекопитательница». Он издревле помогает матерям и их чадам в самых разных ситуациях, связанных с рождением, вскармливанием и воспитанием.

  1. История образа
  2. Значение образа
  3. В чем помогает и от чего оберегает молитва перед образом
  4. Как молиться
  5. Куда повесить в доме

История образа

Икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» (по гречески — «Галактотрофуса» также называется Хиландарской «Типикарницей».

Рис. 2.Первый образ Богородицы «Млекопитательницы» появился в V веке на Афоне.

Этот образ попадает к преподобному Савве Освященному (439—532), который основывает Лавру рядом с Иерусалимом, которая позже стала носить его имя. Святой Савва Освященный, отходя ко Господу, сказал, что этот чудотворный образ Богородицы нужно будет передать человеку царского происхождения, который посетит эту Лавру, имя у него будет таким же, как у него.

Сказанное преподобным Саввой сбылось в XVIII веке. Этим человеком оказался святитель Савва Сербский, который был сыном сербского великого князя Стефана Немани. Ему, по завещанию святого Саввы, был передан образ «Млекопитательницы», а также чудотворная икона Божией Матери «Троеручица».

Когда святитель Савва возвращался из Палестины на свою родину, он посетил на Афоне монастырь Хиландар, который он сам же и основал. Святой передаёт икону в собственность монастыря, где она пребывает и в наши дни.

Рис. 3. Желая показать значимость чудотворного Лика, святой помещает его на иконостасе храма не слевой стороны от Царских врат, а с правой, вместо иконы Спасителя. Икону Спасителя же он ставит слева от Врат.

Церковь, где хранится святой образ позже стали называть Типикарницей, потому что там хранится особый устав святителя Саввы Сербского.

Позже с иконы стали делать списки, которые также прославились множеством чудотворений. Самые известные из них есть в России (в Москве и Одессе), Греции и на Афоне. В нашей стране такие чудотворные списки появились благодаря преподобному Гавриилу Афонскому.

Рис. 4. Один из этих списков хранится в Елоховском Богоявленском соборе Москвы.

На иконе есть надпись: «Сия свя­тая ико­на на­пи­са­на и освя­ще­на на Свя­той Афон­ской Го­ре в ски­ту свя­то­го про­ро­ка Илии и по­сы­ла­ет­ся в дар и бла­го­сло­ве­ние в цар­ству­ю­щий град Моск­ву в храм Бо­го­яв­ле­ния, что на Ело­хо­вом по­ле. В неза­бвен­ную па­мять 2-ме­сяч­но­го пре­бы­ва­ния в оном хра­ме чу­до­твор­но­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца», при­над­ле­жа­щей вы­ше­ска­зан­но­му ски­ту в быт­ность на­сто­я­те­ля ар­хи­манд­ри­та Гав­ри­и­ла. 1894 год».

Рис. 5. Одесский список «Млекопитательницы», который также привёз святой Гавриил Афонский пребывает в Свято-Успенском мужском монастыре.

Ещё один чудотворный образ «Млекопитательницы» был обретен в 1650 году на дереве в урочище Крестогорске рядом с Минском. На месте явления этой иконы, впоследствии был выстроен Успенский храм.

Рис. 6. Эта чудотворная икона размещена над Царскими Вратами. А для того, чтобы любой молящийся мог к ней приложиться, был установлен специальный механизм, посредством которого она спускается вниз.

Икона прославилась множеством чудотворений, по молитвам перед которой, верующие получали исцеление от различных недугов, получали помощь в различных нуждах и избавление от бед и напастей.

Значение образа

Хотя икона «Млекопитательницы» и является покровительницей кормящих матерей, богословский смысл этого образа имеет более глубокое значение:

«Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком Слова Божьего дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой».

1 Петр 2,2; Евр. 5,12.

В данном образе заключён глубокий символизм, связанный с воплощением Сына Божьего (о Его человеческой природе и рождении как человека), а также взаимоотношениях между Богом и человеком. Богородица заботится о Христе, как о обычном ребенке, кормит Его, давая возможность жизни. Также и Господь даёт каждому из нас не только жизнь земную, но и возможность Жизни Вечной, к которой человек приходит через Таинства Церкви, добрые дела и соблюдение заповедей Божиих.

В чем помогает и от чего оберегает молитва перед образом

Как молиться

Молиться перед иконой можно как в храме, так и дома.

Совет#1 Хорошо взять икону «Млекопитательницы» роженице с собой на роды. И когда будет время и никто её не будет беспокоить, она может помолиться перед ней, попросить помощи в родах и здоровья для ребёнка и себя после родов.

Не нужно забывать, что все, что с нами происходит, даётся нам от Господа. Богородица — это наша верная ходатаица и Заступница за нас пред Господом, которая имеет особое дерзновение пред Ним. Он слушает Её просьбы в первую очередь и всегда старается их исполнить.

Важно! Нельзя расценивать икону как какой-то оберёг, который сохранит вас в той или иной ситуации. Икона является лишь изображением Господа или Его святых, которое даёт нам нужный настрой на молитву и как бы приоткрывает нам окно в духовный мир.

Поэтому молиться нам нужно прежде всего Господу, потом Его Пречистой Матери и святым.

Для нужного настроя и в знак нашей жертвы и горячей молитвы можно поставить пред образом свечу, а дома можно зажечь лампаду.

Молиться нужно как своими словами, так и используя специально составленный текст молитв перед данной иконой или общие молитвы, акафисты или каноны.

При чтении молитвы нужно полностью вникать и пропускать через свое сердце слова молитвы, ничто не должно вас отвлекать. Никакие посторонние мысли и воспоминания не должны быть у вас в голове во время молитвы.

При молитве своими словами нужно подумать о том, что вас беспокоит и от всего сердца попросить Господа и Его Пречистую Матерь о помощи и поддержке.

Без Семене от Божественнаго Духа, / волею же Отчею зачала еси Сына Божия, / от Отца без матери прежде век суща, / нас же ради из Тебе без отца бывша, / плотию родила еси и Младенца млеком питала еси. // Темже не престай молити избавитися от скорбей душам нашим.

Душ наших чувствия очистивше, / узрим на иконе таинство преславное, / Творца Вселенныя и Господа вышних сил, / во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, / и, со страхом и радостию поклоняющеся Тебе / и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: // радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице.

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих: зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа: аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов м дщерей человеческих зриши: темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемилостивая Владычице: нас грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и состадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившыя их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави, даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающыя их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающыя нас болезни скоро исцели, належащыя на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих, услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших, вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную Надежду рода нашего, во веки веков.

Куда повесить в доме

Главное условие для размещения иконы— это чтобы место, где она будет находиться было чистым и светлым, оно должно настраивать молящегося на молитвенный лад и ему должно быть там приятно и спокойно молиться.

Также на этом месте не должно быть посторонних предметов, отвлекающих внимание молящегося и вызывающих лишние воспоминания и мечтания, не относящиеся к молитве.

Хорошо повесить икону «Млекопитательницы» в спальне супругов, детской комнате или в месте кормления ребёнка. Тогда, каждый раз, глядя на икону, мама будет, в том числе и непроизвольно, возносить свои искренние мольбы, что очень важно для ребёнка и для неё самой. Такие мольбы Господь и Богородица всегда слышат и, если в этом есть польза для человека, то обязательно помогают.

Икона Божией Матери «Млекопитательница»

Чудо материнства почитается практически в каждой культуре и традиции и, конечно, особенное положение занимает Богоматерь в православной традиции. Вариантов иконописных образов существует огромное количество и каждый имеет какую-то собственную «специализацию». В частности, икона Млекопитательница используется для того, чтобы получить особое благословение на лактацию молока и выполнение других материнских функций.

Особым почтением пользуется икона кормящая Богородица у тех, кто сам непосредственно относится к материнству, то есть у кормящих женщин, а также тех, кто вынашивает ребенка или относительно недавно разрешился от бремени. На изображении предстает сама Дева Мария, которая кормит младенца Христа собственной грудью.

  1. История иконы
  2. Разные традиции
  3. О чем молятся иконе Божией матери Млекопитательница
  4. Значение иконы
  5. Молитва иконе Божией матери Млекопитательница
  6. Тропарь, глас 3-й:
  7. Кондак, глас 5-й:
  8. Молитва

История иконы

Наиболее древняя икона Божией Матери Млекопитательница была создана в далеком пятом веке. После этого образ на протяжении семи веков пребывал в Иерусалиме и после этого отправился на Афон. Там образ хранился до 19 века после чего отправился на территорию Курской области, где был создан специальный храм для молитвы иконе.

На протяжении всей истории образа фиксировались различные факты исцеления и помощи. В частности, из того в чем помогает икона Божией матери Млекопитательница чаще всего отмечают:

  • выздоровление от гинекологических недугов;
  • получение беременности;
  • устранение трудностей при беременности;
  • прибавка количества молока;
  • легкие роды.

На ранних вариантах изображались небесные светила, которые указывали наземной мир. В свою очередь фигуры матери и младенца также несли символическое значение, они говорили о духовном питании верующих. Ведь Богородица посылает свою милость всем верующим, хранит и помогает каждому.

Разные традиции

Нужно сказать, значение иконы Богородицы Млекопитательница особым образом отмечалось не только в православии, католичество тоже активно использовало этот сюжет. Даже, если со временем в православии такая композиция стала по большей части нетипичным и «узкоспециализированным» вариантом, то в католичестве Мадонна с младенцем стала распространенным образом.

Как известно, в католичестве изображения носят более художественный характер, они представляют собой фактически картины, только на религиозную тематику. Поэтому художникам тут предоставлялась возможность использовать множество эффектных приемов. В частности, в сюжете Млекопитательница икона Божией матери есть возможность работать с тонкими деталями лица Марии, подчеркивать различные эмоции, создавать удивительный образ непорочного материнства.

Многие художники, к примеру, Леонардо да Винчи создавали подобные образы. Однако после 16 века эта художественная традиция прервалась, так как католики создали запрет об изображении обнаженных тел, частью этого запрета стало и изображение Девы Марии, кормящей младенца.

О чем молятся иконе Божией матери Млекопитательница

Тут следует отметить нерукотворный образ, который был найден в городе Крестогорск пару веков назад. Теперь не составляет труда увидеть в построенной там церкви Успения икону Млекопитательница.

Как правило, приложиться приходят женщины для того, чтобы разрешиться от бремени или просто попросить помощи перед родами.

Даная икона тоже считается чудотворной наподобие Афонской и пользуется почитанием верующих. Каждый год образ, который висит над воротами храма в Крестогорске, спускают для поклонения.

Значение иконы

Хотя многие, когда смотрят на Млекопитательницу икону Божией матери, понимают, о чем молиться только исходя из прямых ассоциаций (материнство, лактация и подобное), верующие также могут использовать этот образ более глубоким образом. Ведь речь идет о символизме, который относится к воплощению Христа (Господь родился в образе человека) и взаимоотношениях людей с Господом. Дева Мария заботится о Господе и дает ему питание, фактически возможность существовать, но также и Всевышний дает каждому человеку возможность появиться на свет.

Такая удивительная и неразрывная связь позволяет глубоко осознать веру. Перед образом есть, о чем поразмыслить.

Молитва иконе Божией матери Млекопитательница

Тропарь, глас 3-й:

Без семене от Божественнаго Духа, волею же Отчею зачала еси Сына Божия, от Отца без матери прежде век суща, нас же ради из Тебе без отца бывша, плотию родила еси и Младенца млеком питала еси, темже не престай молити избавитися от бед душам нашим.

Кондак, глас 5-й:

Душ наших чувствия очистиши, узрим на иконе таинство преславное, Творца вселенныя и Господа вышних сил, во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: Радуйся, Владычице, жизни нашея Питательница.

Молитва

Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, а паче матерние скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающие их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О, Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих и в день радости избавления приими благодарное хваление сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим Имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь!

Икона Божией Матери «Млекопитательница»

12/25 января отмечается память иконы Божией Матери «Млекопитательница». Этот древний образ Царицы Небесной издавна почитается верующими. К нему прибегают и матери, кормящие младенцев, и супруги, желающие иметь чад, и и бедные, не имеющие пропитания. «Млекопитательница» также и особая покровительница монашествующих, о чем свидетельствует многовековая история этой иконы. Так Царица Небесная, по словам акафиста, питает млеком милости Своей всех, с верой и надеждой к Ней прибегающих.

Есть такая чтимая икона и в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Зачатьевском монастыре. Икона старинная, красивая, с клеймами, повествующими об истории обретения этой святыни. Она была пожертвована в обитель в сентябре 2013 года. В январе 2014 года, к дню своего праздника, икона была поставлена в благолепный киот, также устроенный усердием благотворителей.

Икона Божией Матери «Млекопитательница» первоначально находилась в Лавре преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима. Святой основатель Лавры при кончине предсказал братии, что Лавру посетит паломник из Сербии Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и случилось в XIII веке. Святитель Савва Сербский привез икону в Хилендарский монастырь на Святой Горе Афон и поставил ее по правую сторону иконостаса, в церкви при Карейской келлии, впоследствии названной Типикарницей, так как там хранился устав святителя Саввы.

Празднование иконы Божией Матери «Млекопитательница» приходится в один день с памятью святителя Саввы, архиепископа Сербского. Вот каким чудесным образом связаны эти два праздника. По преданию, сохранившемуся в Хиландарской обители на Афоне, икона сия первоначально находилась в Лавре святого Саввы Освященного под Иерусалимом. Святой Савва при своем исходе из жизни временной ко Господу открыл братии, окружавшей его смертный одр, что со временем посетит Лавру соименный ему царственный паломник из Сербии, Савва. Вот этому паломнику должна быть дарована икона Богородицы «Млекопитательница» в благословение. Сие было сказано в 532 году. Более шести веков пронеслось с той поры. Икона божественной Млекопитательницы неподвижно стояла на своем месте, в чаянии исполнения пророческих предсмертных о ней завещаний святого Саввы. Наконец в XIII веке прибыл в Палестину святой Савва Сербский, ему передано было пророческое завещание святого Саввы Освященного, и вместе с чудотворной иконою Божией Матери, именуемой «Троеручица», Лавра благословила его и иконою «Млекопитательница». На обратном пути из Палестины в Сербию святитель Савва посетил Святую Афонскую Гору, где им был основан Хилендарский монастырь. Именно этой обители он и оставил в неотъемлемое наследство и украшение икону Божией Матери «Млекопитательница», поставив ее в церкви при Карейской келлии, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней находился Типик (устав) святителя Саввы. Икона «Млекопитательница» была поставлена в иконостасе не по левую сторону от царских врат, а по правую, где обыкновенно поставляют икону Пресвятой Троицы, или икону Спасителя. В этой церкви образ Господа Вседержителя занимает место по левую сторону от царских врат в иконостасе, то есть там, где должна стоять икона Богоматери.

С тех пор празднование образу Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы» совершается при Карейской келлии в день памяти святителя Саввы Сербского, 12 января (25 января по н. ст.).

Царица Небесная благоволила кроме сей иконы прославить еще несколько копий с нее. Один из главнейших чудотворных списков находится в скиту святого пророка Илии на Афоне. Время и место написания этой святой иконы неизвестно. По преданию, она принадлежала некоему подвижнику, который благословил ею другого афонского подвижника — Онисима, подвизавшегося на месте, называемом Юхтадика; а последний благословил ею своего спостника и сотаинника по духовной жизни схимонаха Ильинского скита Игнатия. Схимонах Игнатий был послан в 1848 году в Россию для сбора пожертвований в пользу обители, причем настоятель Ильинского скита отец Паисий благословил его в путь именно этой иконой. В Харькове от сей иконы последовало первое чудо — поражение обеих рук поправлявшего без должного благоговения ее киот столяра и чудесное исцеление его после совершения молебного пения перед этой иконой. За сим чудом последовало множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве и других городах. Икона эта усердием богомольцев украшена сребро-позлащенною ризою и дорогими разноцветными камнями. Другие наиболее известные чудотворные списки иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы» находятся в Москве и Одессе.

Есть еще одна икона Богоматери «Млекопитательница». Она обретена в 1650 году в двадцати верстах от Минска. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Богородицы. Как в древности, так и поныне от этих икон совершаются многочисленные чудеса. Списки этой иконы находятся во многих храмах России.

Тропарь, глас 3
Без Семене от Божественнаго Духа, волею же Отчею зачала еси СынаБожия, из Отца без Матере прежде век Суща, нас же ради из Тебе безотца бывша, плотию родила еси и Младенца млеком питала еси, темже непрестай молити избавитися от бед душам нашим.

Кондак, глас 5-й:
Душ наших чувствия очистиши, узрим на иконе таинство преславное, Творца вселенныя и Господа вышних сил, во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: Радуйся, Владычице, жизни нашея Питательница.

Молитва:
Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, а паче матерние скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающие их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О, Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих и в день радости избавления приими благодарное хваление сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию