Михаил Клопский, Новгородский Христа ради юродивый

Михаил Клопский, Новгородский Христа ради юродивый

И́ же на земли́ Христа́ ра́ди, во́лею в бу́йство преложи́вся,/ ми́ра сего́ красоты́ отню́д возненави́дел еси́,/ и, плотска́я игра́ния увяди́в посто́м и жа́ждею, и на земли́ лега́нием,/ от зно́я же и сту́дени, от дождя́ и сне́га,/ и от про́чия возду́шныя тя́гости никогда́ же уклони́лся еси́,/ ду́шу же очи́стил еси́ доброде́тельми, я́ко зла́то в горни́ле,/ о́тче преподо́бне Богоно́сне Михаи́ле,/ и ны́не на Небесе́х предстои́ши Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы./ Но я́ко име́я дерзнове́ние мно́гое,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Д у́ха Свята́го си́лою уподо́бился еси́ Богоглаго́ливым дре́вним проро́ком,/ сказа́в безве́стная и та́йная, и е́же го́де судьба́м Бо́жиим в сбытие́,/ и и́на мно́га чудеса́ о Христе́ сотвори́в,/ и лю́ди удиви́в, торжествова́ти устро́ил еси́, вопию́щия:// сла́ва Бо́гу, прославля́ющему святы́я Своя́.

О преподо́бне и преблаже́нне о́тче наш Михаи́ле, ты возжела́в усе́рдно ше́ствовати во след Го́спода на́шего Иису́са Христа́, вся плотска́я мудрова́ния отри́нул еси́: ты оте́чество свое́, род и вре́менное благоро́дство и земна́го ца́рствия насле́дие оста́вив, мона́шества и юро́дства путь ко спасе́нию и к насле́дию Ца́рствия Небе́снаго предъизбра́л еси́: прише́д же ди́вне во оби́тель сию́ Пресвяты́я Тро́ицы, в ней трудолю́бно и богоуго́дно подвиза́яся, по премно́гу ко устрое́нию ея́ споспешествова́л еси́: и от всех бед, от гла́да, вра́жияго нахожде́ния и о́гненнаго запале́ния, и вся́каго зла о́ную сохраня́я и защища́я живу́щих в ней и к ней притека́ющих путю́ Госпо́дню поуча́л еси́: ты и ны́не Пресвяте́й Тро́ице со все́ми святы́ми предстоя́ и непреста́нно насыща́яся зре́ния Божества́ Трисве́тлаго, помина́й, мо́лим тя, чту́щих святу́ю па́мять твою́: не премолчи́, уго́дниче Христо́в ко Го́споду моля́ся, да Он, благода́тию Свое́ю приосеня́я притека́ющих к тебе́ и мо́щи твоя́ уста́ми и се́рдцем лобыза́ющих здра́вы и невреди́мы сохрани́т и от вся́кия напа́сти свободи́т, подая́ путеше́ствующим в пути́ благоспе́шество, боля́щим здра́вие, печа́льным утеше́ние, си́рым, вдови́цам и всем напа́ствуемым ско́рое заступле́ние и вспоможе́ние и от вра́жиих наве́тов тве́рдое огражде́ние и защище́ние: не преста́й же моля́ся и о Богохрани́мей стране́ на́шей, я́ко да, твои́м предста́тельством и моли́твами сохраня́еми, вси возмо́жем по́двиг тече́ния небла́зненно соверши́ти, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ заступле́ние, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

  • ГЛАВНАЯ
  • КАЛЕНДАРЬ
  • ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
  • НОВЫЙ ЗАВЕТ
  • ПСАЛТИРЬ
  • МОЛИТВОСЛОВ
  • Ц. СЛ. СЛОВАРЬ
  • ТИПИКОН
  • БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ
  • БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ
  • ТЕКСТЫ СЛУЖБ
  • ТРЕБНИК
  • = МОЛИТВОСЛОВИЯ =
  • * Господу и Кресту
  • * Богородице
  • * Ангелам
  • * Пророкам
  • * Апостолам и равноапостольным
  • * Князьям и царям
  • * Святителям
  • * Мученикам
  • * Преподобным
  • * Праведным, юродивым, блаженным и безсребренникам
  • * Соборам святых и в Недели
  • * Новомученикам и исповедникам XX века
  • * Общие святым
  • * В различных нуждах
  • * О усопших
  • * Триоди постной
  • * Триоди цветной
  • = КАНОНЫ =
  • * Каноны Господу Богу
  • АКАФИСТЫ
  • ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
  • Гостевая книга
  • Вопросы-ответы
  • Просьба о молитве
  • Новости
  • Объявления
  • ПОМОЩЬ САЙТУ

Новости

    16 Февраль 2021

Обновление на сайте

Размещены на сайте Богослужебные указания за март (до 14 числа) 2021 года.

Обновление на сайте

Отредактированы и размещены на сайте Богослужебные указания за февраль 2021 года.

Объявления

    08 Июль 2014

Внимание!

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

Святой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор

Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного (+ 1212), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (память 4 марта), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.

Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители – братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица – их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224 – 1233). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.

С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский стол.

Наступило тяжелое время. В 1238 году татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но благоверный князь не стал вести с ними переговоры. Князь Михаил срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля Бела совместными силами организовать отпор общему врагу. Пытался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.

Князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь.

В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение имеет исповеднический подвиг в языческой Орде православного князя-мученика святого Михаила Черниговского. Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение – его особое разрешение – ярлык. Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.

Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Враги давно искали случая убить его. Когда в 1246 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: “Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари”. Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: “Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам”. Судьба мужественных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа “кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее” (Мк. 8, 35 – 38), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.

Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора – он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был великий князь Феодор (+ 1246). Замучены были святой Роман Рязанский (+ 1270), святой Михаил Тверской (+ 1318), его сыновья Димитрий (+ 1325) и Александр (+ 1339). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде – святого Михаила Черниговского.

14 февраля 1572 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года – в Архангельский собор Московского Кремля.

Житие и служба святых Михаила и Феодора Черниговских были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским.

“Род праведных благословится”, – говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжили святое христианское служение князя Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь – преподобную Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября) и его внука – святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября).

Читайте также:  Храм Преображения Господня на Преображенской площади

МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ

Блгв. кн. мч. Михаил Черниговский

Михаил Всеволодович Черный, Черниговский (+ 1245), благоверный князь, мученик

Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Святославича Чермного (+ 1212), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом. Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился.

Взял в жены княжну Феофанию. Княжеская чета долго не имела детей и часто посещала Киево-Печерскую обитель, где молилась Господу о даровании им чад. Трижды являвшаяся им Пресвятая Богородица сообщала, что их молитва услышана и Господь дарует им дочь. Их первенцем стала преподобная княжна Феодулия, в монашестве Евфросиния. Впоследствии у них также родились сын благоверный князь Роман, и дочь Мария.

В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича, жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.

Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители – братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица – их примирил Киевский митрополит Кирилл. В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.

С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский стол.

Наступило тяжелое время. В 1238 году татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но благоверный князь не стал вести с ними переговоры. Князь Михаил срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля Белу совместными силами организовать отпор общему врагу. Пытался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.

Князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр [1], призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Римо-католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь.

Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение – его особое разрешение – ярлык. Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.

Мученики князь Михаил и боярин его Феодор, Черниговские

Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Враги давно искали случая убить его. Когда в 1245 [2] году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: “Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари”. Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: “Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам”. Судьба мужественных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа “кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее” (Мк. 8, 35 – 38), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.

Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора – он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был великий князь Феодор (+ 1246). Замучены были святой Роман Рязанский (+ 1270), святой Михаил Тверской (+ 1318), его сыновья Димитрий (+ 1325) и Александр (+ 1339). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде – святого Михаила Черниговского.

Рака святых Михаила и Феодора в Архангельском соборе

14 февраля 1578 года [3], по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени. Оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года – в Архангельский собор Московского Кремля.

Житие и служба святых Михаила и Феодора Черниговских были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским. Память святых 20 сентября установил в 1771 году епископ Черниговский Феофил (Игнатович).

“Род праведных благословится”, – говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжили святое христианское служение князя Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь – преподобную Евфросинию Суздальскую и его внука – святого благоверного Олега Брянского.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Жизнь вашу мученически совершивше, исповедания венцы украсившеся, к небесным востекосте, Михаиле премудре с доблим Феодором: молите Христа Бога сохранити отечество ваше, императора же и люди, по велицей Его милости.

Кондак, глас 8

Царство земное в ничтоже вменив, славу яко преходящую оставил еси: самозван пришед к подвигом, Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем, страстотерпче Михаиле, с доблим Феодором. Царю сил предстояще, молите без вреда сохранити отечество ваше, императора же и люди, да вас непрестанно почитаем.

Использованные материалы

[1] Митрополит Петр – загадочная фигура, подробнее см. Петр Киевский

Михаил Черниговский – князь Михаил Всеволодович русский святой мученик

Михаил Всеволодович, князь Черниговский, известный святой России, выдающаяся историческая личность России и просто мужественный человек.

Рождение Святого Михаила Черниговского

Михаил Черниговский родился на излете XII столетия, в 1180-е или 1190-е годы. Его отец — знаменитый князь Всеволод Святославич Чермный, трижды занимавший киевский престол и столько же раз его терявший; мать — дочь польского короля Казимира II Справедливого Мария. В 20—40-е годы XIII века Михаил Черниговский принимал деятельное участие в политической жизни Южной и Северо-Восточной Руси, боролся, как и Всеволод Чермный, за Киев.

Михаил – князь Черниговский

В 1223 году он участвовал в первом сражении русских с монголами на реке Калке. Среди многих князей, павших при Калке, был его дядя Владимир Святославич Черниговский. Смерть дяди позволила Михаилу занять черниговский стол.

Княжение в Киеве и бегство в Венгрию

В 1238 году Михаил добился долгожданной цели — он стал великим князем Киевским. На следующий год по его приказу были убиты послы Батыя, прибывшие в Киев для переговоров. Опасение последствий этого убийства заставило великого князя оставить стольный город и искать политического убежища: Михаил бежал в Венгрию. Все русские владения бывшего великого князя Киевского тут же захватили и разделили меж собою другие князья — раздробленная удельная Русь жила своими порядками.

По возвращении на родину и нескольких лет пребывания здесь в статусе persona non grata Михаил в 1246 году отправился в ставку Батыя. Вероятнее всего, он хотел получить от властелина улуса Джучи ярлык на Черниговскую землю.

Михаил Черниговский едет в Орду

Перед аудиенцией Михаил должен был пройти особый языческий обряд очищения огнем, а также поклониться идолам и солнцу. Князь отказался выполнить обряд, сказав:

«Не подобает христианам проходить через огонь и поклоняться ему, как вы поклоняетесь. Такова вера христианская: не велит поклоняться ничему сотворенному, а велит поклоняться только Отцу и Сыну и Святому Духу»

Ни угрозы со стороны монголов, ни мольбы свиты подчиниться требованиям не повлияли на решение Михаила. За свой отказ он был предан смерти. Вместе с князем погиб и его верный боярин Феодор, единственный из свиты не только открыто вставший на сторону Михаила, но и укреплявший князя не поддаваться нажиму окружающих.

О стойкости мучеников книжник XVI века Григорий Суздальский писал:

«Вем полнаго благодатей благовернаго великаго князя Михаила Черниговскаго — и мученика и преподобна. и врага посрамивша и мучителево злобуйство обличивша с доблим его болярином Феодором, ради исповеданиа Православныа веры от Владыкы Христа сподобишася приати почести венца нетленныа».

Князя тайно похоронили верные ему приближенные, а позже его останки перенесли в Чернигов. Дата убиения Михаила и Феодора, 20 сентября 1246 года, сохранилась в церковной памяти.

Начало почитания мученика Михаила Черниговского

Местное церковное почитание мучеников было установлено вскоре после их гибели дочерью Михаила Черниговского Марией, вдовой убитого в 1238 году во время монгольского нашествия ростовского князя Василька. Пережившая по вине иноплеменников смерть и отца, и мужа княгиня вместе с сыновьями построила в честь своих близких церковь в Ростове.

«Сказания» о Михаиле и его боярине Феодоре

Через непродолжительное время появился и первый письменный памятник, посвященный мученикам, — краткий вариант «Сказания» о Михаиле и его боярине Феодоре. Историки считают, что возникновение «Сказания» следует датировать до 1271 года. Первый, краткий, вариант лег в основу других повествований о мучениках, включая Житие Михаила Черниговского. Не позже конца XIII века возникла пространная редакция — «Слово новосвятою мученику, Михаила князя русскаго и Феодора воеводы перваго в княжении его», — автором которой был некий священник по имени Андрей.

Как и в первоначальном кратком сказании, так и во всех остальных редакциях этого произведения гибель Михаила и его боярина Феодора трактуется как гибель за христианскую веру. Исследователь древнерусской литературы Л. А. Дмитриев подчеркивал:

«Такое осмысление убийства черниговского князя в Орде в условиях монголо-татарского господства носило характер политического протеста. Благодаря этому рассказ о гибели русского князя, не покорившегося воле „поганых“ и пожертвовавшего своей жизнью за чистоту христианства, приобретал общерусскую патриотическую окраску».

Житие и почитание святого Михаила Черниговского, иконография и о чем просят в молитве

Князь Черниговский, мученик Михаил отдал жизнь и претерпел муки во имя Христа во времена нашествия хана Батыя на Русь. Не испугавшись смерти и жестоких мук, отказался преклонить колено перед монгольскими идолами, был растерзан и убит. Его верный соратник Федор последовал доблестному примеру и был замучен подобным образом. В Архангельском соборе в Москве упокоены мощи Черниговских князя Михаила и боярина Федора. Люди приходят на могилу и просят Бога о спасении.

Краткое жизнеописание

Знаменитым предком по отцовской линии Михаила Черниговского выступает сам Ярослав Мудрый. Знатное происхождение предоставляло наследнику все шансы на Киевский престол с момента рождения. Княжить Михаил Всеволодович начинает в 1198 году в Стародубском княжестве.

В начале 13-го века происходит знаменитое сражение русских воинов на Калке с монгольской ордой свирепого хана Батыя. Отважный потомок Ярослава Мудрого сумел выжить, под его владения попадают Черниговские земли, а затем и Киевский престол. Женой князя стала любимая дочь правителя Галицкого княжества Романа Мстиславовича. В семейном союзе с Еленой на свет появилось трое детей — две дочери (Феодулия и Мария) и наследник Ростислав.

Убийство князя произошло после жестоких пыток войсками хана Батыя в городе Старый Сарай в 1244 году, 20 сентября. Святые останки благоверного правителя упокоены в Москве, в Архангельском храме, после перенесения из Сретенского Собора.

Происхождение

Михаил Всеволодович Черниговский — великий князь Черниговский в 13-м веке, правил он землей Черниговской 10 лет, в 1238 году Михаилу удалось получить трон Киевский. Отцом святого мученика является Всеволод Святославович Черемный, известная историческая личность, трижды занимающий киевский престол и столько же раз его теряющий. Мать — польская принцесса, дочка короля Казимира Второго. Известно, что получить Черниговский трон князю удалось после смерти своего дяди, погибшего в ходе сражения с войсками Батыя на реке Калке.

Федор — боярин, сподвижник князя Черниговского. На протяжении всего периода правления Михаилом Черниговскими землями он шел с князем рука об руку, участвовал в сражениях, где проявлял мужество и верность князю и Святой Троице.

После казни Михаила на глазах Федора верный боярин ответил захватчикам: «Княжения не хочу и богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой!»

Житие и служение Богу

Всю свою жизнь князь был приверженцем христианской веры, соблюдал все законы Божьи, следовал священному писанию. Кроткий, смиренный, милосердный — так характеризуют юного князя в священных книгах тех времен. Став взрослым, Михаил участвовал в жестоких сражениях, храбро сражался за землю русскую, во имя спасения. Хану Батыю перед смертью молвил доблестный благоверный князь: «Христианин должен преклоняться перед Творцом, а не перед тварью».

Мученический подвиг

Узнав об отказе принять князем идолопоклонническую веру, Батый сильно разгневался и велел своим разбойникам убить Михаила, а тело его растерзать. Били Михаила палками по груди и спине, прыгали и топтались по полумертвому телу захватчики, а затем отсекли голову мужественному князю. Умер Михаил со словами: «Я христианин».

Примеру князя последовал и его боярин Федор, оказавшись принять монгольскую веру, был замучен и убит. Разбойники велели выбросить растерзанные тела на улицу, на съедение собакам и диким тварям. Но ни одно животное не приблизилось и не прикоснулось к святым телам. Ночью православные верующие вынесли тела с улицы и захоронили их в православных традициях.

Подвиг русских людей поразил даже их мучителей. Считается, что с этого времени татаро-монголы не просили преклониться князей русских перед идолами, но борьба за освобождение земель продолжалась еще длительное время.

На заметку. Изначально мощи святых были захоронены в Сретенском Соборе, и лишь в 1774 году были перенесены в Архангельский собор в Москве, где находятся по настоящее время.

Почитание святых Михаила и Федора

Богослужения по святым князю Михаилу и Федору проходят в православных храмах 20 сентября и 14 февраля. Мощи святых упокоены в Архангельском соборе в Москве. Люди приходят к могиле доблестных воинов и просят Господа о прощении и милости, молят о прощении грехов и отрешении от плохих мыслей. В православных сказаниях князь Михаил Черниговский именуется Благоверным святым мучеником.

Иконография

На иконах в православных традициях Благоверный Князь Черниговский изображен в полный рост, на голове его надета меховая шапка и мантия, в руках распятие. Мужчина изображен в образе путника, возраст его весьма преклонный. Рядом с князем стоит его верный сподвижник святой Федор, принявший муки за веру совместно с Михаилом. На иконе Федор обращает свои руки к князю и распятию в его руках. В некоторых вариантах икон можно встретить изображение Святой Троицы над головами святых или изображение Иисуса Христа.

Церковный писатель Зиновий Отенский составил житие Благоверных святых Михаила и Федора в 16-м веке на основании собранных летописей.

О чем просят святых?

Подвиг Михаила и Федора — пример доблести, отваги, мужества и духовной силы веры русских князей. Отдав жизнь и умерев в муках, святые не преклонили колена перед идолами, сохранили верность Богу, не потеряли честь и силу душевную. Считается, что наличие в доме иконы Святого Михаила способствует защите жилища от внешних бед, позволяет избежать скопления негативной энергетики.

В своих молитвах верующие просят заступников оградить жизнь от искушений, помочь справиться с испытаниями, не потерять веру праведную, накормить страждущих, не допустить нашествия захватчиков на родные земли, излечить недуги телесные. Божественный лик Черниговских святых укрепляет веру в Господа, в сложной жизненной ситуации праведный образ позволяет человеку сделать правильный выбор, принять верное решение. Читать священную молитву и взывать к милости Господней следует после исповеди в храме и покаяния в грехах своих и слабостях.

Нельзя просить святых исполнить желания, обращаясь к небесам, важно попросить заступничества и милости, попросить очистить души от грехов и мыслей тягостных. Молитва, как обращение к высшим силам, направлена на помощь в излечении тела и души, верующие просят получить способность терпеть невзгоды и испытания на жизненном пути, верить в Господа Бога и сына его, Иисуса Христа и сохранять целомудрие и праведность, не пойти на поводу искушений.

Молиться праведным святым можно в церкви или дома, у иконостаса.

Текст молитвы

Перед началом молитвы освободите сердце свое и душу от проблем насущных, останьтесь наедине перед собой и Господом. Обратиться к святым могут как мужчины, так и женщины. Один из вариантов молитвочтения:

«Молите Христа Бога, сохранити Отечество ваше, град же и люди, по велицей его милости. Жизнь свою мученически совершивше, исповедания венцы украсившееся. К Небесным востекосте, Михайле премудре, с доблим Феодором.

Царство земное ни во что же вменив, и славу яко преходящую оставил еси. Самозван пришед к подвигом, Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем, страстотерпче Михайле, с доблим Феодором, цареви силам предстоящее. Молите без вреда сохранити Отечество ваше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем».

Второй вариант текста молитвы:

«О великомученики Христовы и исповедники, благоверный князь Михаил и боярин Феодор! Помилуйте нас, грешных и недостойных рабов своих, в бедах и скорбях и в печалях и во всякой злой напасти и от всякого злого и обидящего человека, ибо дана вам быть такова благодать от Бога молиться за нас грешных, в бедах и напастях зла страждущих, и избавьте нас от обидящих и ненавидящих. О великомученики всехвальнии и исповедники веры Христовы, княже Михаиле и болярине Феодоре, предстоятели небесного Царя! Примите моление наше от недостойных рабов своих, всех православных христиан, настоящих бед и скорбей и печалей и будущего мучения избавите нас, верно вопиющих к Богу».

К месту захоронения святых мощей Михаила и Федора по сей день не зарастает народная тропа. Люди приходят в храм, чтобы прикоснуться к святому источнику праведности, смирения и мужества. Подвиг святых доказал, что вера в Творца сильнее боли от телесных мук, честь и вера — выше силы захватчиков и материальных благ.

Михаил Черниговский

Михаил Черниговский

Михаил Всеволодович

Икона Михаила Черниговского
родилсяв 1179 году
умерв 1246 году
почитаетсяв Русской Православной Церкви
прославленв 1572 году
в ликемученика
день памяти27 февраля и 3 октября

Это статья о великом князе Киевском и Черниговском, причисленному к лику святых. О пронском князе см. Михаил Всеволодович (князь пронский).

Михаи́л Все́володович (известный также, как Михаи́л Черни́говский, 1179—1246) — князь Переяславский (1206), Новгородский (1224, 1229), Черниговский (1226—1246), Галицкий (1235—1239), Великий князь Киевский (1238—1239, 1241—1243). Сын Всеволода Чёрмного. Причислен к лику святых на Соборе 1547 года; день памяти — 20 сентября ст. ст. (в XX и XXI веках — 3 октября н. ст.)

До 1223 года практически не упоминается в летописях. В 1229 году в Новгородской земле отменил в связи с голодом забожничье на 5 лет для смердов ушедших в новые земли, также назначил посадником в Новгороде Внезда Водовика, который привезёт впоследствии оставленного Михаилом сына Ростислава в Чернигов, после изгнания их из Новгорода и Торжка в 1230 году.

Участвовал в битве на Калке. В 1226 году при помощи Юрия Всеволодовича Владимирского, женатого на его сестре, становится князем Черниговским. Пытался восстановить величие Черниговской ветви князей. На момент нашествия Мунке на чернигово-северские земли являлся Великим князем Киевским, но был вынужден бежать в Венгрию вместе со своим сыном Ростиславом. Получил в кормление от Даниила Галицкого Луцк, впоследствии вернулся в опустошённый татарами Киев, где правил до 1243, когда во время его отъезда в Венгрию на свадьбу сына Ростислава, Киев был захвачен Ярославом Всеволодовичем Владимирским. После этого Михаил Всеволодович вернулся в Чернигов, где правил до момента, когда, вместе с рядом других князей, был вызван в Орду. Перед входом в шатер Батыя монгольские жрецы повелеи ему пройти через священный огонь и поклониться их идолам, на что Михаил, истинный христианин ответствовал: «Я могу поклониться Царю вашему, ибо Небо вручило ему судьбу Государств земных; но Христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». За отказ от поклонения по приказу Батыя князь был казнен. Гибели князя посвящено «Сказание о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора». Князя тайно похоронили верные ему приближённые, а затем его останки перенесли в Чернигов.

После его смерти Черниговское княжество распалось на отдельные уделы. Дети: Ростислав, бан Мачвы, Роман Брянский, Семён Глуховский, Мстислав Карачевский, Юрий Тарусский.

В 1572 останки Михаила Черниговского после его прославления были перенесены из Чернигова в Москву. В 1772 его мощи помещены в серебряную раку в Архангельском соборе. В 1812 во время нашествия Наполеона серебряная рака была похищена и впоследствии заменена бронзовой.

Потомками Михаила Черниговского является ряд русских княжеских фамилий, в том числе Долгоруковы, Волконские, Репнины, Горчаковы, Одоевские, Воротынские, Болховские.

См. также

Ссылки

  • Святой благоверный князь Михаил Черниговский — Православный Церковный календарь
  • Михаил Всеволодович Черниговский: сайт Хронос

Литература

  1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001 г.
  2. Русский биографический словарь: В 25 т. /А. А. Половцов. — М., 1896—1918.
  3. Богуславский В. В. Славянская Энциклопедия. Киевская Русь-Московия: в 2 т. — М.: Олма-Пресс, 2001., т.1, стр.728-729
  4. Жития Святых, на русском языке, изложенные по руководству четьих-минеиСв. Димитрия Ростовского. Книга третья. Издание Московской синодальной типографии. Москва. 1906. — Репринт: Издание Введенской Оптиной Пустыни. 1993. ISBN 5-86594-001-5
Предшественник:
Всеволод Юрьевич
Князь Новгородский
1225
Преемник:
Ярослав Всеволодович
Предшественник:
Александр Ярославич Невский
Князь Новгородский
1229
Преемник:
Ростислав Михайлович
Предшественник:
Даниил Галицкий
Князь Галицкий
1235 — 1236
Преемник:
Ростислав Михайлович
Киевская Русь
Русь · русь (народ) · Рюрик · Рюриковичи
Переломные событияПризвание варягов · Крещение Руси · Съезд князей в Любече · Монголо-татарское нашествие
Летописные племенадревляне · дреговичи · дулебы (волыняне) · белые хорваты · вятичи · кривичи · поляне · радимичи · северяне · словене · тиверцы · уличи — славянские; весь · меря · мурома · чудь заволочская — финно-угорские; голядь — балтское
Киевские правители до распада
Киевского государства (1132)
Аскольд и Дир · Олег · Игорь Рюрикович · Ольга · Святослав Игоревич · Ярополк Святославич · Владимир Великий · Святополк Окаянный · Ярослав Мудрый · Изяслав Ярославич · Всеслав Брячиславич · Святослав Ярославич · Всеволод Ярославич · Святополк Изяславич · Владимир Мономах · Мстислав Великий
Значимые войны и битвыПоходы Руси против Византии · Разгром Хазарского каганата · Битва под Любечем · Битва у реки Буг · Битва на реке Альте · Битва на Немиге · Битва на Стугне · Битва на реке Калке · Битва на реке Сити
Основные княжества
в XII—XIII веках
Владимиро-Суздальское княжество · Галицко-Волынское княжество · Киевское княжество · Муромское княжество · Новгородская земля · Новгород-Северское княжество · Переяславское княжество · Полоцкое княжество · Рязанское княжество · Смоленское княжество · Турово-Пинское княжество · Черниговское княжество
Общество и культураЯзычество на Руси · Христианство на Руси · Вече · Дружина · Русская Правда · Слово о законе и благодати · Повесть временных лет · Поучение Владимира Мономаха · Слово о полку Игореве · Моление Даниила Заточника

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Расчетная концентрация рН
  • ФКЦ «Байконур»

Смотреть что такое “Михаил Черниговский” в других словарях:

Михаил Черниговский — (ум. 1245) святой мученик (память 14/27 февраля, 20 сентября/З октября), князь Черниговский. Вместе с боярином Феодором замучен татарами в Орде за отказ исполнить языческие обычаи (см. Язычество). Тела их были перевезены сначала в Чернигов, затем … Православный энциклопедический словарь

Михаил Всеволодович — Князь переяславский 1206 Предшествен … Википедия

Михаил II Всеволодович Черниговский — Михаил Всеволодович Икона Михаила Черниговского родился в 1179 году умер в 1246 году … Википедия

Михаил (имя) — Михаил (מיכאל) еврейское Пол: муж. Толкование имени: «Кто как Бог?» Отчество: Михайлович Михайловна Другие формы: Миша, Мишенька, Мишута, Мишутка, Мишук, Мишаня, Мишка, Мишган, Михайло, Мишука, Михей, Михан. На др … Википедия

Михаил II Всеволодович — Михаил Всеволодович Икона Михаила Черниговского родился в 1179 году умер в 1246 году … Википедия

Михаил Всеволодович Святой — Михаил Всеволодович Икона Михаила Черниговского родился в 1179 году умер в 1246 году … Википедия

Михаил — а, муж.; разг. Михайла, ы; стар. разг. Михайло, ы.Отч.: Михаилович, Михаиловна и Михайлович, Михайловна; разг. Михайлыч.Производные: Михаилушка; Миха; Миша; Мишака; Мишаня; Мишара; Мишата; Мишука; Мишуля; Мишуня; Мишура; Мишута; Михаля; Миханя;… … Словарь личных имен

Черниговский переулок (Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Черниговский переулок. Черниговский переулок Москва … Википедия

Михаил — У этого термина существуют и другие значения, см. Михаэль. Михаил (מִיכָאֵל) еврейское Другие формы: Миша, Михайло (устар., разг.)[1] Производ. формы: Мишенька, Мишутка, Мишаня, Мишечка Иноязычные аналоги: англ … Википедия

Черниговский областной художественный музей — Черниговский художественный музей … Википедия

Михаил Всеволодович, Черниговский – история святого имени

Жития мучеников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора

Около середины XIII века (1237–1240 гг.) Россию постигло нашествие монголов. Сначала опустошены были Рязанское и Владимирское княжества, потом в южной России были разрушены города Переяславль, Чернигов, Киев и другие. Народонаселение этих княжеств и городов большей частью погибло в кровавых сечах; церкви были ограблены и поруганы, знаменитая Киевская Лавра была разрушена, а иноки рассеялись по лесам.

Впрочем, все эти страшные бедствия были как бы неизбежным следствием вторжения диких народов, для которых война была поводом к грабежу. Монголы обычно относились безразлично ко всем верам. Основным правилом их жизни служила Яса (книга запретов), содержащая в себе законы великого Чингисхана. Один из законов Ясы велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они не были. Поэтому в Золотой Орде свободно служились богослужения разных вероисповеданий и сами ханы нередко присутствовали при совершении и христианских, и мусульманских, и буддийских, и других обрядов.

Но, относясь безразлично и даже с уважением к христианству, ханы требовали и от наших князей исполнения некоторых своих суровых обрядов, например: прохождения через очистительный огонь, прежде чем явиться перед ханом, поклонения изображениям умерших ханов, солнцу и кусту. По христианским понятиям это является изменой святой вере и некоторые из наших князей предпочли претерпеть смерть, чем выполнить эти языческие обряды. Среди них следует вспомнить Черниговского князя Михаила и его боярина Феодора, пострадавшего в Орде в 1246 году.

Когда хан Батый потребовал к себе Черниговского князя Михаила, то он, приняв благословение от своего духовного отца епископа Иоанна, обещал ему, что он скорее умрет за Христа и святую веру, чем поклонится идолам. То же обещал и боярин его Феодор. Епископ укрепил их в этой святой решимости и дал им Святые Дары в напутствие вечной жизни. Перед входом в ставку хана монгольские жрецы потребовали с князя и боярина, чтобы они поклонились на юг могиле Чингисхана, затем огню и войлочным идолам. Михаил ответил: «Христианин должен поклоняться Творцу, а не твари».

Узнав об этом, Батый озлобился и велел Михаилу выбирать одно из двух: или исполнить требование жрецов, или смерть. Михаил ответил, что он готов поклониться хану, которому Сам Бог предал его во власть, но не может исполнить того, чего требуют жрецы. Внук Михаила, князь Борис, и ростовские бояре умоляли его поберечь свою жизнь и предлагали принять на себя и на свой народ епитимью за его грех. Михаил не хотел слушать никого. Он сбросил с плеч княжескую шубу и сказал: «Не погублю души моей, прочь слава тленного мира!» Пока носили ответ его хану, князь Михаил и боярин его пели псалмы и приобщились Святых Даров, данных им епископом. Скоро явились убийцы. Они схватили Михаила, начали бить кулаками и палками по груди, потом повернули лицом к земле и топтали ногами, наконец отсекли ему голову. Последнее слово его было: «Я христианин!» После него таким же образом был замучен его доблестный боярин. Святые мощи их почивали в Московском Архангельском соборе.

См. также: “” в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Ссылка на основную публикацию