Михаил Черниговский

Михаил Всеволодович Черниговский

Биография

Михаил Всеволодович Черниговский родился в 1179 году. Его отец – Всеволод Святославович по прозвищу Рыжий или Черемной – был активным участником княжеских усобиц и в разное время занимал стародубский, черниговский и киевский престолы. В 1178 году он женился на дочери польского короля Казимира II Справедливого Марии. Через год после свадьбы у них родился первый сын – Михаил.

О детстве княжича сохранилось мало сведений. Следующее, после даты рождения, упоминание о молодом князе в источниках относится к 1186 году. В возрасте 7 лет Михаил тяжело заболел, но был исцелен переяславским столпником Никитой и 16 мая того же года на месте исцеления был возведен каменный крест.

В княжеских усобицах

Следующий раз мы встречаем Михаила уже взрослым, 27-летним человеком, активно участвующим в междоусобной борьбе и далее его биография – это череда временных политических союзов, заключенных и нарушенных договоров, войн и походов. Она мало чем отличается от биографий остальных представителей рода Рюриковичей того неспокойного времени феодальной раздробленности и перманентной внешней опасности.

Достигнув солидного по средневековым понятиям возраста, Михаил еще не был правителем какого-либо княжества, играл малозаметную роль в сложных княжеских отношениях. Первую «отчину» обеспечил Михаилу его отец Всеволод Черемной. В августе-сентябре 1206 года он изгнал из Переславля Южного князя Ярослава Всеволодовича и посадил там сына. Правда владетельным князем Михаил оставался недолго и через несколько месяцев был вынужден оставить Переславль.

В 1211 году, довольно поздно по меркам средневековья, Михаил женился на Елене – дочери влиятельного галицкого князя Романа Мстиславовича. В этом браке родилось трое детей: две дочери Мария и Феодулия (будущая святая Евфросиния Суздальская) и сын Ростислав.

1223 год имеет особое значение в отечественной истории. К этому времени на горизонте уже появился один из самых серьезных противников Древней Руси – монголо-татары во главе с Чингисханом. Они покорили Среднюю Азию, Закавказье и вышли в причерноморские и придонские степи, заселенные половцами и приграничные по отношению к русским княжествам. Отношения русских и половцев – это история не только соперничества, вражды, но и союзничества. Русские князья, и в их числе отец Михаила Всеволод Черемной, нередко использовали половецкую военную силу в своей борьбе с другими Рюриковичами. Теперь же, когда настало время общей опасности, половцы обратились к русским князьям за помощью. В 1223 году Михаил как младший князь заседал на созванном по этому поводу княжеском съезде, а 31 мая в составе объединенного русско-половецкого войска участвовал в битве на реке Калке. Ему повезло, он остался в живых и в том же году получил черниговский стол, поскольку в битве погиб его дядя – черниговский князь. Владение богатым, обширным, расположенным в центре русских земель Черниговским княжеством, мгновенно выдвинуло Михаила Всеволодовича в первый ряд политиков своего времени.

В 1224 году Михаил совместно с великим владимирским князем Юрием Всеволодовичем пошел походом на Новгород и на короткое время получил там княжение. В 1225 году он добровольно уехал из Киева в свою отчину – Чернигов. Причина этого поступка князя осталась неизвестной. В 1226 году Чернигов занял Олег Курский и перед Михаилом встала задача вернуть себе родовое княжество. Это ему удалось при помощи влиятельных сил: дружин двух великих князей Юрия Всеволодовича Владимирского и Владимира Рюриковича Киевского, а также поддержки митрополита Кирилла. В 1228 году в союзе с Владимиром Киевским Михаил пошел походом на своего ближайшего родственника галицко-волынского князя Даниила Романовича. Поход был успешным и привел к освобождению чарторыйских князей Владимира и Михаила. В 1229 году Михаил получил предложение новгородцев вновь занять княжеский престол. Скорее всего, этому поспособствовал князь Юрий Всеволодович, соперничавший со своим младшим братом Ярославом, уже дважды занимавшим новгородское княжение и продолжавшим претендовать на него. Став новгородским князем, Михаил предпочел вернуться в Чернигов, оставив в Новгороде под присмотром владыки Спиридона сына Ростислава, которому к этому моменту исполнилось 3 или 4 года (точная дата его рождения не установлена). Подобная практика «выкармливания» молодых князей широко применялась новгородцами. Однако Ростиславу задержаться в Новгороде не удалось, настроения местных жителей переменились и они в третий раз позвали на княжение Ярослава Всеволодовича Переяславского, который привез и оставил здесь своих сыновей Федора и Александра, будущего Невского.

В 1231 году Михаил Черниговский по неизвестной причине порвал отношения со своими бывшими союзниками – князьями Юрием Всеволодовичем и Владимиром Рюриковичем, умножив, таким образом, количество своих врагов, к которым уже принадлежали Даниил Романович Галицкий и Ярослав Всеволодович Переяславский.

Начиная с 1234 года, Михаил Черниговский вел борьбу со своим юго-западным соседом Даниилом Галицким. В 1238 году Михаилу ненадолго удалось достичь важного успеха – он занял великокняжеский престол в Киеве. Однако этот успех был недолгим, поскольку в стране уже вовсю хозяйничали монголо-татары, разорившие Северо-Восток. Теперь их путь лежал на запад, в Европу, а значит через земли Киева, Чернигова и Галича.

Во время нашествия

Во время монгольского нашествия Михаил Черниговский не поддержал тех князей, которые вышли защищать свою страну с оружием в руках. В 1238 году к Михаилу прибыли татарские послы для переговоров, возможно, предложившие войти в соглашение с Ордой. Как пишет А. Н. Насонов, Михаил их «не послушал», но войти в открытое военное противостояние побоялся. Чернигов пал под монголо-татарским военным натиском. Но князь в это время был уже далеко. В 1239 году он бежал в Венгрию, а оттуда в Польшу. Киев был занят сначала Ростиславом Мстиславовичем Смоленским, а потом Даниилом Галицким. Ставленник последнего – Дмитрий и встретил монголов под стенами «матери городов русских».

Михаил, потерявший Киев и Чернигов, из Польши направился к своему давнему противнику Даниилу Галицкому. Обстоятельства вынуждали этих соперников помириться и Даниил даже обещал Михаилу вернуть Киев, но тот, опасаясь татар, остался при Галицком, где ему было назначено «кормление» – маленький городок Луцк. Только после того, как захватчики «сошли суть изъ землъ Руское» он вернулся в разрушенный и разграбленный Киев и поселился под городом «на островъ». Когда в 1242–1243 годах монгольское войско возвращалось обратно из своего западного похода, Михаил снова уехал сначала в Чернигов, а оттуда в Венгрию.

Однако, несмотря на очень сложную внутриполитическую ситуацию в стране, княжеские распри не прекратились. К этому моменту на Руси из общей массы Рюриковичей выделилась тройка князей-лидеров: Ярослав Владимирский, Даниил Галицкий и Михаил Черниговский. Каждый из них был полон амбиций и вряд ли расценивал свое положение как достойное. Ярослав и Даниил находились в сложных отношениях с боярской аристократией своих княжеств и испытывали серьезное давление со стороны внешних конкурентов; Михаил, утратив Киев и Новгород, фактически превратился в слабого конкурента для своих более удачливых родственников. Поэтому получение ярлыка в Орде даже с учетом неизбежной утраты суверенитета они, возможно, расценивали как шанс занять первенствующую позицию среди русских князей.

Теперь много зависело от милости правителя Золотой Орды. Позиция Батыя по отношению к новым вассалам была неоднозначной. С одной стороны, Орда стремилась сделать их максимально смиренными и жестоко подавляла малейшие признаки непослушания. Проявленная непокорность мгновенно каралась смертью. По свидетельству монаха Юлиана, в 1237–1238 годах посетившего покоренные татарами земли, «во всех завоеванных царствах они без промедления убивают князей и вельмож, которые внушают опасение, что когда-нибудь могут оказать какое-либо сопротивление». Поэтому в первые 100 лет после нашествия в Орде было убито более 10 русских князей.

С другой стороны, Орда в определенной степени была готова интегрировать русских князей в состав своей элиты, понимая, что кнут должен всегда дополняться пряником. Конечно, русские не могли рассчитывать на равное положение с татарами и об этом свидетельствует итальянский путешественник Плано Карпини. «Именно мы видели при дворе императора, как знатный муж Ярослав, великий князъ Русии, а также сын царя и царицы Грузинской. не получали среди них никакого должного почета, но приставленные к ним Татары, какого бы низкого звания они не были, шли впереди их и занимали всегда первое и главное место».

Три князя были вызваны в Орду, но их поездки завершились принципиально разным исходом.

В 1245 году Батый, по-видимому, решил распространить дань на Галичскую землю и отправил к Даниилу своего посла. Одновременно на него было усилено военное давление. Даниила фактически принудили ехать к Батыю: «и думавъ с братомъ своимъ, и поеъха к Батыеви, река: «не дамъ полуотчины своей, но ъду к Батыеви самъ». Даниил сумел избежать языческого обряда поклонения идолу Чингисхана, получил ярлык и тем самым стал «служебником» хана, одновременно намереваясь продолжать собственную, неподконтрольную Орде, политическую линию, нацеленную на обретение былого государственного суверенитета. Вернувшись от Батыя, Даниил Галицкий вступил в переговоры с папой Иннокентием IV, намереваясь получить от него военную помощь.

Иную позицию занял владимиро-суздальский князь Ярослав, который в 1243 году, т.е. сразу же после возвращения татарского войска из похода на запад, поехал к нему с выражением покорности и желания служить. Батый поставил Ярослава Всеволодовича в положение старейшего «всемъ княземъ в Русскомъ языцъ» и передал ему Киев. Ярослав, таким образом, проявил максимальную покорность и даже, возможно, вписался в ряды ордынской знати, но был отправлен Батыем в Карокорум и эта поездка стала для него фатальной.

Смерть и канонизация

Михаил Черниговский поехал к Батыю «прося волости своей от него» только в 1246 году и стал его первой жертвой. Описание обстоятельств смерти содержится в сочинении Карпини и в «Сказании об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора». Источники повествуют, что когда Михаил прибыл в Орду, то Батый послал к нему своих волхвов, которые обратились к князю: «Батый зоветь тя». Им было дано поручение: «Еже есть по обычаю вашему створите Михаилу князю, потомь приведъте его предъ мя». Обычай предписывал пройти между огней, поклониться солнцу и идолу Чингисхана. Однако Михаил и его боярин Федор отказались выполнить этот обряд, справедливо сочтя его языческим и «глаголаста имъ: «Недостоить христьяном ходити сквозъ огнь, ни покланятися, емуже ся сии кланяють. Тако есть въра христьянская, не покланятися твари, но покланятися Отцю и Сыну и Святому Духу». О непослушании тут же доложили Батыю. Тот впал в гнев и поставил Михаила перед выбором: «отселе едино от двою избери собъ: или богомь моимъ поклонишися и живъ будеши и княжение приимеши, аще ли не поклонишися богомь, то злою смертью умреши». Михаил попытался смягчить ситуацию и найти компромисс: «Тебе, царь, кланяюсь, потому что Бог поручил тебе царствовать на этом свете. А тому, чему велишь поклониться, – не поклонюсь». Однако это не помогло и Батый не смягчил своего решения. Несмотря на уговоры своего внука князя Бориса Ростовского и бояр не переменился и Михаил. «Тогда убийци приъхаша, скочиша с конь и, яша Михаила и растягоша за руцъ, почаша бити руками по сердцю. По семь повергоша его ниць на землю и бияхуть и пятами. Сему же надолзъ бывшю. Нъкто, бывъ преже христьянъ и послъди же отвержеся въры христьянския и бысть поганъ законопреступник, именемъ Доманъ, сий, отръза главу святому мученику Михаилу и отверже ю проч. Потомъ глаголаша Феодорови: «Ты поклонися богомь нашимъ и приимеши все княжение князя своего». И глагола имъ Феодоръ: «Княжения не хочю, а богомь вашимъ не кланяюся, но хощю пострадати за Христа, яко же и князь мой!».

Карпини, сходно описывая обстоятельства смерти князя, делает очень важное замечание для понимания сути происшедшего: «для некоторых так же они находят случай, чтобы их убить, как было сделано с Михаилом и другими». Поэтому логично можно предположить, что отказ пройти через огонь стал лишь поводом для казни, а истинные ее причины лежали в политической сфере. А. Н. Насонов пишет, что, во-первых, существуют конкретные данные, указывающие на участие в этой кровавой драме владимиро-суздальского князя Ярослава Всеволодовича. Именно он получил наибольшую выгоду от устранения своего главного соперника и политического ослабления Черниговского княжества. Во-вторых, Батый мог испытывать острое недоверие к черниговским князьям из-за их западной ориентации, контактов Михаила Черниговского с Даниилом Галицким.

Гибель Михаила Черниговского в Орде, его стойкость в вере, сделали из этого князя героя. Так князь, который мог бы так и остаться незаметным среди аналогичных, ничем особо непримечательных рядовых исторических персонажей, вдруг в конце жизни превратился не просто в героя, а в символ сопротивления, человеческого достоинства и неуклонной веры. Духовный авторитет Михаила Черниговского в той ситуации унижения, ига, бесправия давал почву под ногами тем, кто не разуверился в будущем своей страны. Поэтому по повелению его дочери княгини Марьи в Ростове была возведена церковь, что положило начало церковному почитанию Михаила и Федора. После ее смерти в 1271 году было составлено первое сказание об их христианском подвиге. На его основе в конце XIII века отцом Андреем было написано «Слово новосвятою мученику, Михаила князя русскаго и Феодора воеводы перваго въ княжении его», а на церковном соборе 1572 года Михаил Черниговский был канонизирован. Впоследствии его останки были захоронены в родовой усыпальнице Рюриковичей – Архангельском соборе Московского Кремля.

М. П. Дудкина, канд. ист. наук
специально для портала BankGorodov.RU

  • Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора. // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. – СПб., 1997.
  • Горский А. А. Гибель Михаила Черниговского в контексте первых контактов русских князей с Ордой. // Средневековая Русь. Вып. 6. – М., 2006.
  • Насонов А. Н. Монголы и Русь (История татарской политики на Руси). – М., 1940.
  • Селезнев Ю. В. Русские князья в политической системе Джучиева улуса (Орды) // Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. – Воронеж, 2014.
  • Полубояринова М. Д. Русские люди в Золотой Орде. – М., 1978.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Может ли священнослужитель быть присяжным заседателем

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Суд присяжных известен в России еще со времен правления царицы Екатерины ІІ, но официально он был признан только в 1864 году. Возобновился суд присяжных на территории СССР накануне его распада в 1990 году. В 2016 году был принят новый законопроект о присяжных, он существенно расширил круг полномочий и обязанностей и подсудных им дел.

Когда дело доходит до того, что может принимать участие в суде присяжных, нужно обязательно ознакомиться с законом и всеми сопутствующими обязательствами.

Иногда такой вопрос может возникнуть в жизни священнослужителя, особенно если ему пришло приглашение от администрации населенного пункта, где он прописан.

В первую очередь нужно разобраться с тем, кто же такой присяжный заседатель, как

происходит процесс формирования списков, и какие выплаты предусмотрены в связи с исполнением этой должности.

«Присяжный заседатель – гражданин, привлеченный в установленном законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта о виновности или невиновности подсудимого.

Списки кандидатов в присяжные заседатели в каждом муниципальном образовании составляются на основе персональных данных об избирателях, то есть тех данных, которые используются и при выборах в органы власти, путем случайной выборки.

О составлении таких списков муниципальный орган извещает граждан, проживающих на его территории, а также уведомляет кандидатов в присяжные об их включении в списки и предоставляет им возможность в течение двух недель направить в муниципальный орган письменные заявления об исключении из списков или о необходимости исправлений в списках неточных сведений.

Читайте также:  Цветы от Матроны что с ними делать

Гражданин может быть призван к исполнению в суде обязанностей присяжного заседателя один раз в год – на десять рабочих дней или на все время рассмотрения дела.

За время исполнения присяжным обязанностей суд выплачивает ему денежную компенсацию в размере 1/2 части должностного оклада судьи (пропорционально числу дней участия в процессе), но не менее среднего заработка гражданина по месту его основной работы за этот период».

Присяжному заседателю платятся командировочные и возмещаются затраты на проезд к месту расположения суда и на обратную дорогу в

порядке и размере установленном законодательством для судей данного суда.

На время исполнения обязанностей присяжного за его постоянным местом работы сохраняется рабочее место и выплачивается компенсация за время простоя, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение с занимаемой должности или перевод на другое место работы в этот период по инициативе работодателя не допустимо.

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа. Также на период исполнения обязанностей присяжного на человека распространяется гарантия независимости и неприкосновенности судей.

«Однако, на основании ст. 7 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», граждане, включенные в список кандидатов в присяжные заседатели, могут быть исключены из указанных списков, если являются священнослужителями (пункт «ж» рассматриваемой статьи).

Исходя из всего вышесказанного, если священник считает, что он не может быть присяжным заседателем, то он должен направить специальное уведомление в местную администрацию.

В прошении нужно указать, что вы являетесь священнослужителем Централизованной религиозной организации Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников), в связи с чем, не можете исполнять обязанности присяжного заседателя, и попросить исключить вас из списков кандидатов в присяжные заседатели.

К прошению обязательно нужно прикрепить копию документа, который подтверждает то, что вы являетесь священником.

Правовой статус присяжных заседателей

Краткое содержание:

На основании ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Присяжные заседатели и предъявляемые к ним требования

Согласно п. 30 ст. 5 УПК РФ под присяжным заседателем понимается лицо, привлеченное в установленном УПК РФ порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта.

Согласно ст. 339 УПК РФ к компетенции присяжных заседателей относится разрешение вопросов о фактической стороне деяния, вмененного подсудимому (место, время, характер и способ действий, наступившие последствия, лицо, совершившее деяние, мотивы и цели его действий, умысел на совершение деяния или неосторожность и др.). В связи с этим присяжных заседателей часто называют “судьями факта”. При этом главный вопрос, на который присяжные должны дать ответ в совещательной комнате, – это вопрос о виновности лица, находящегося на скамье подсудимых.

В связи с этим можно дать и более развернутое определение: под присяжным заседателем понимается лицо, отвечающее требованиям, установленным Законом о присяжных заседателях, привлекаемое к производству по уголовному делу в установленном законом порядке в стадии судебного разбирательства с целью разрешения вопросов о виновности или невиновности подсудимого в составе коллегии и постановлении вердикта по вопросам, поставленным перед ним сторонами и судом.

Требования, предъявляемые к кандидатам в присяжные заседатели, установлены в ст. ст. 2, 3 и 7 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ. К таким требованиям, в частности, относятся следующие:

• наличие гражданства России;

• возраст от 25 до 64 лет включительно;

• наличие полной дееспособности;

• отсутствие судимости (присяжными заседателями могут быть лица, судимость которых погашена или снята в порядке, установленном ст. 86 УК РФ).

Кроме того, присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

• состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств (п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ);

• подозреваемые, обвиняемые, подсудимые в совершении преступления по уголовным делам (п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ);

• не владеющие русским языком либо языком республики, входящей в состав РФ, на котором ведется производство по данному уголовному делу (п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ);

• имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела (например, инвалидность по слуху, по зрению и т.д.) (п. 3 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ);

• исполняющие профессиональную деятельность в момент рассмотрения уголовного дела, которая препятствует участию в качестве присяжных заседателей (перечень профессий установлен п. п. “г”, “д”, “е”, “е.1”, “ж” п. 2 ст. 7 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ, к данным профессиям относятся следующие:

а) военнослужащий, судья, прокурор, следователь, дознаватель, адвокат, нотариус, должностное лицо органов принудительного исполнения РФ, частный детектив, священнослужитель, сотрудники органов внутренних дел, федеральной таможенной службы, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лица, занимающие государственные или выборные должности в органах местного самоуправления);

б) уволенные с военной службы по контракту из органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов внешней разведки, органов внутренних дел, федеральной таможенной службы органов и учреждений уголовно-исполнительной системы либо увольнение с должности судьи, прокурора, следователя, дознавателя, адвоката, нотариуса, из органов принудительного исполнения РФ, частного детектива, если с момента прекращения своих профессиональных обязанностей прошло менее 5 лет (п. п. “д.1”, “е”, “е.2” п. 2 ст. 7 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ).

Все вышеперечисленные требования и основания для отстранения от участия в деле в качестве присяжного заседателя должны тщательно проверяться судом и сторонами. Кроме того, при формировании коллегии присяжных заседателей следует помнить, что сокрытие кандидатами в присяжные заседатели, включенными впоследствии в состав коллегии, информации, которая могла повлиять на решение по делу и лишила стороны права на мотивированный или немотивированный отвод, является основанием для отмены приговора (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2005 № 23). Перечень таких случаев носит открытый характер, законом не определен и отнесен на усмотрение суда, рассматривающего конкретное уголовное дело. Анализ судебных решений позволяет сделать вывод о том, что сокрытие кандидатами в присяжные заседатели следующей информации может привести к признанию факта незаконного состава коллегии присяжных заседателей и, как следствие, к отмене приговора:

• кандидат в присяжные заседатели скрыл, что он или его близкие родственники были потерпевшими по другому уголовному делу (кассационное определение Верховного Суда РФ от 04.10.2012 № 44-О 12-97 сп);

• кандидат в присяжные заседатели скрыл, что близкие родственники работают в правоохранительных или судебных органах (апелляционное определение Верховного Суда РФ от 07.08.2015 № 92-АПУ 15-6 СП);

• кандидат в присяжные заседатели скрыл, что он (его близкие родственники) имеет погашенную судимость либо он (его близкие родственники) привлекались к уголовной ответственности (определение Верховного Суда РФ от 25 августа 2011 г. № 19-О 11-45 СП);

• кандидат в присяжные заседатели из средств массовой информации знает информацию о рассматриваемом уголовном деле (определение Верховного Суда РФ от 15 октября 2003 г. № 4-кпо 03-136 сп-1);

• кандидат в присяжные заседатели был исключен из списков присяжных заседателей (постановление Президиума Верховного Суда РФ от 29.05.2013 № 83-П 13 ПР).

Статус и ответственность присяжных заседателей

Под статусом присяжного заседателя понимается круг прав, обязанностей и ответственность, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством. Присяжный заседатель свой правовой статус приобретает с момента принятия присяги в судебном разбирательстве. Однако несмотря на то, что присягу принимают как основные, так и запасные присяжные заседатели, полноценный статус есть только у членов основного состава коллегии. Если в ходе производства по уголовному делу запасной присяжный заседатель будет включен в состав основной коллегии, полный круг прав и обязанностей по уголовному делу он приобретет именно с этого момента. Круг основных прав и обязанностей предусмотрен ч. ч. 1 и 2 ст. 333 УПК РФ, ими обладают как основные, так и запасные присяжные заседатели. Дополнительными правами и обязанностями, которые содержатся в различных нормах УПК РФ, обладает только основной состав коллегии присяжных заседателей.

Итак, к кругу основных прав присяжных заседателей относятся следующие:

• участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела;

• задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам;

• участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;

• просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;

• вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

Кроме того, исходя из норм действующего законодательства присяжные заседатели также имеют и дополнительные права:

• заявить ходатайство о невозможности участия в судебном заседании в качестве присяжного заседателя (ч. 1 ст. 329 УПК РФ);

• получить от председательствующего дополнительные разъяснения по поставленным перед ними в вопросном листе вопросам (ч. 5 ст. 340 УПК РФ);

• возвратиться в зал судебного заседания из совещательной комнаты для дополнительного разъяснения председательствующим поставленных вопросов (ч. 1 ст. 344 УПК РФ);

• возвратиться в зал судебного заседания с просьбой возобновить судебное следствие и провести дополнительное исследование, если они считают это необходимым для ответов на поставленные вопросы (ч. 5 ст. 344 УПК РФ);

• обсуждать вопросы, поставленные перед ними судом, в совещательной комнате и выражать по ним свою точку зрения (ч. 1 ст. 342 УПК РФ);

• при вынесении вердикта “виновен” вправе изменить обвинение в сторону, благоприятную для подсудимого (ч. 6 ст. 343 УПК РФ);

• получать компенсационное вознаграждение за участие в судебном заседании (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ);

• иметь гарантии независимости и неприкосновенности судей, предусмотренные федеральным законодательством (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ).

В УПК РФ перечислены как основные, так и дополнительные обязанности присяжных заседателей. Большая часть основных обязанностей закреплена в ч. 2 ст. 333 УПК РФ, к которым уголовно-процессуальный закон относит следующие. Присяжные заседатели обязаны:

• присутствовать при рассмотрении уголовного дела и не отлучаться из зала судебного заседания;

• до удаления в совещательную комнату для вынесения вердикта не выражать свое мнение по уголовному делу и не обсуждать его с другими присяжными заседателями, судом, сторонами, иными лицами (в том числе присяжные заседатели не могут выступать в СМИ);

• не общаться с лицами, которые не входят в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела;

• не собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;

• не нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам.

Кроме того, анализ норм УПК РФ позволяет выделить также такие основные обязанности присяжных заседателей, как:

• ответить на вопросы, поставленные перед ними в вопросном листе (ч. 1 ст. 334 УПК РФ);

• проголосовать по всем вопросам, поставленным перед присяжными судом (ч. 3 ст. 342 УПК РФ);

• не разглашать государственную и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной в ходе рассмотрения дела, если взята соответствующая подписка (п. 24 ст. 328 УПК РФ).

Среди дополнительных обязанностей присяжных уголовно-процессуальное законодательство закрепляет следующие:

• при голосовании стремиться к принятию единодушного решения (ч. 1 ст. 343 УПК РФ);

• не учитывать при ответе на поставленные вопросы информацию о личности подсудимых и потерпевших по делу, недопустимые доказательства, заявление сторон о недопустимых методах ведения следствия и др., ставшие им известными в ходе судебного следствия или прений сторон, если председательствующий судья дал соответствующие разъяснения (ч. ч. 6 и 8 ст. 335 и ч. 3 ст. 336 УПК РФ).

К присяжным заседателям применяются следующие виды процессуальной ответственности:

• отстранение от участия в деле путем исключения из состава коллегии присяжных заседателей в случае нарушения требований, предусмотренных ч. 2 ст. 333 УПК РФ (ч. 4 ст. 333 УПК РФ);

• наложение денежного взыскания за неявку в суд без уважительных причин (ч. 3 ст. 333, ст. ст. 117 и 118 УПК РФ).

Порядок отбора присяжных заседателей

Под отбором присяжных заседателей понимается деятельность аппарата судьи, председательствующего по делу, и стороны обвинения и защиты по формированию коллегии присяжных заседателей. Данная деятельность делится на три этапа. Порядок отбора присяжных заседателей регламентируется ст. 326 УПК РФ, ст. 4 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ, а также ч. 8 Инструкции по судебному делопроизводству в Верховных Судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 № 161. Соответствующие разъяснения даны также в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2005 № 23.

Непосредственно до формирования коллегии присяжных заседателей по конкретному уголовному делу высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ составляет каждые четыре года общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ). При этом число граждан в общем списке кандидатов в присяжные заседатели должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте РФ (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ). Число граждан, включенных в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, не может быть более 1/4 числа кандидатов в присяжные заседатели, включенных в общий список (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ).

Первый этап включает в себя подготовительные действия суда по формированию коллегии присяжных заседателей. Он включает в себя совокупность следующих действий:

• определение количества кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание из основного и запасного списков на предварительном слушании (их должно быть не менее четырнадцати в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и не менее двенадцати в районном суде, гарнизонном военном суде) (ч. 4 ст. 325 УПК РФ);

• составление основного и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели по данному уголовному делу секретарем или помощником председательствующего по делу судьи (ч. 1 ст. 326 УПК РФ). Отбор кандидатов в присяжные заседатели из общего и запасного списков производится путем случайной выборки, как правило, при помощи компьютера, например каждый 10-й, 50-й, 100-й;

• проверка секретарем судебного заседания или помощником судьи кандидатов в присяжные заседатели на предмет соответствия их требованиям ст. ст. 3, 7 и 10 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ (ч. 2 ст. 326 УПК РФ);

• вручение кандидатам в присяжные заседатели извещений с указанием даты и времени явки в суд (ч. 6 ст. 326 УПК РФ);

• вручение сторонам списков кандидатов в присяжные заседатели в подготовительной части судебного заседания (ч. 4 ст. 327 УПК РФ).

Второй этап отбора присяжных заседателей называется формированием коллегии присяжных заседателей (ст. 328 УПК РФ). Он состоит из следующих процессуальных действий:

• разъяснение председательствующим вопросов об особенностях рассматриваемого дела и особенностях участия при его рассмотрении присяжных заседателей, обязанностей отвечать правдиво на поставленные вопросы;

Читайте также:  Григорий Двоеслов

• ответы на вопросы председательствующего кандидатами в присяжные заседатели;

• разрешение ходатайств кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участвовать в судебном заседании либо об отводах;

• вопросы сторон кандидатам в присяжные заседатели и заявление сторонами мотивированных отводов;

• заявление сторонами немотивированных отводов;

• составление списка присяжных заседателей, входящих в основной и дополнительный состав;

• выбор старшины присяжных основным составом коллегии (ст. 331 УПК РФ).

Кроме того, в данный этап также входит рассмотрение председательствующим ходатайства о тенденциозности состава коллегии, если таковое будет заявлено сторонами. В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2005 № 23 указывается, что под тенденциозностью состава коллегии присяжных заседателей необходимо понимать случаи, когда при соблюдении положений закона о порядке ее формирования тем не менее имеются основания полагать, что образованная по конкретному уголовному делу коллегия, вследствие особенностей этого дела, не способна всесторонне и объективно оценить обстоятельства рассматриваемого дела и вынести справедливый вердикт (например, вследствие однородности состава коллегии с точки зрения возрастных, профессиональных, социальных и иных факторов). Сама по себе национальная, социальная, возрастная, профессиональная и иная однородность состава коллегии, без указания сторонами связи этого обстоятельства с особенностями рассматриваемого дела и обоснования факта тенденциозности по отношению к данному уголовному делу, не может повлечь автоматического признания тенденциозности состава и роспуска коллегии присяжных (например, апелляционное определение Верховного Суда РФ от 24.11.2016 № 65-АПУ 16-2 СП, апелляционное определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 49-АПУ-19 сп).

Третьим этапом отбора в присяжные заседатели является этап вступления присяжных заседателей в свои полномочия, который состоит из принятия ими присяги и разъяснения председательствующим их прав и обязанностей. Лишь кандидат, который принял присягу, становится присяжным заседателем (ст. 332 УПК РФ).

По материалам КонсультантПлюс

Присяжные заседатели и предъявляемые к ним требования

Адвокат Антонов А.П.

Согласно п. 30 ст. 5 УПК РФ под присяжным заседателем понимается лицо, привлеченное в установленном УПК РФ порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта.

В соответствии со ст. 339 УПК РФ к компетенции присяжных заседателей относится разрешение вопросов о фактической стороне деяния, вмененного подсудимому (место, время, характер и способ действий, наступившие последствия, лицо, совершившее деяние, мотивы и цели его действий, умысел на совершение деяния или неосторожность и др.). Поэтому присяжных заседателей часто называют «судьями факта».

Главный вопрос, на который присяжные должны дать ответ в совещательной комнате, — это вопрос о виновности лица, находящегося на скамье подсудимых.

Требования, предъявляемые к кандидатам в присяжные заседатели, установлены в ст. ст. 2, 3 и 7 ФЗ № 113 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (ФЗ № 113). К таким требованиям, в частности, относятся следующие:

  1. гражданство России;
  2. возраст от 25 до 64 лет включительно;
  3. полная дееспособность;
  4. отсутствие судимости (присяжными заседателями могут быть лица, судимость которых погашена или снята в порядке, установленном ст. 86 УК РФ).

Присяжными заседателями и кандидатами не могут быть:

  1. состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств (п. 4 ч. 2 ст. 3 ФЗ № 113);
  2. подозреваемые, обвиняемые, подсудимые в совершении преступления по уголовным делам (п. 1 ч. 3 ст. 3 ФЗ № 113);
  3. не владеющие русским языком либо языком республики, входящей в состав РФ, на котором ведется производство по данному уголовному делу (п. 2 ч. 3 ст. 3 ФЗ № 113);
  4. имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела (например, инвалидность по слуху, по зрению и т.д.) (п. 3 ч. 3 ст. 3 ФЗ № 113);
  5. исполняющие профессиональную деятельность в момент рассмотрения уголовного дела, которая препятствует участию в качестве присяжных заседателей (перечень профессий установлен п. п. «г», «д», «е», «е.1», «ж» п. 2 ст. 7 ФЗ № 113: военнослужащий, судья, прокурор, следователь, дознаватель, адвокат, нотариус, должностное лицо органов принудительного исполнения РФ, частный детектив, священнослужитель, сотрудник органов внутренних дел, федеральной таможенной службы, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицо, занимающее государственные или выборные должности в органах местного самоуправления);
  6. уволенные с военной службы по контракту из органов ФСБ, федеральных органов государственной охраны, органов внешней разведки, органов внутренних дел, федеральной таможенной службы органов и учреждений уголовно-исполнительной системы либо увольнение с должности судьи, прокурора, следователя, дознавателя, адвоката, нотариуса, из органов принудительного исполнения РФ, частного детектива, если с момента прекращения своих профессиональных обязанностей прошло менее 5 лет (п. п. «д.1», «е», «е.2» п. 2 ст. 7 ФЗ № 113).

Все вышеперечисленные требования и основания для отстранения от участия в деле в качестве присяжного заседателя должны тщательно проверяться судом и сторонами. Кроме того, при формировании коллегии присяжных заседателей следует помнить, что сокрытие кандидатами в присяжные заседатели, включенными впоследствии в состав коллегии, информации, которая могла повлиять на решение по делу и лишила стороны права на мотивированный или немотивированный отвод, является основанием для отмены приговора (п. 14 ПП ВС РФ от 22.11.2005 N 23 «О применении судами норм УПК РФ, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей»).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ “О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации”

Документ является поправкой к

Изменения и поправки

Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года
Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

Статья 1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее – присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах (далее – суды).

Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей

1. Граждане Российской Федерации (далее – граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседетелей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Статья 4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели

1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

2. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации.

3. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для окружных (флотских) военных судов составляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по территориальному признаку на основании представления председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда в порядке, установленном статьями 5-8 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные заседатели от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели число указанных граждан может быть превышено не более чем на 10 процентов.

3. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы”, путем случайной выборки установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

4.О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели.

5. Уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели, подписанные главами муниципальных образований (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, – лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

7. Одновременно с составлением общего списка кандидатов в присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели. В него включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

8. Запасной список кандидатов в присяжные заседатели подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

9. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

10. Граждане имеют право обращаться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с письменными заявлениями о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели, об исключении их из указанных списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

11. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

12. Изменения и дополнения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования.

13. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или в более короткие сроки по представлению председателя суда) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

14. Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Обязанности должностных лиц и руководителей организаций по представлению информации для составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

2. За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо неверной информации лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 7. Исключение граждан из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели

Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях:

1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;
2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;
б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

Статья 8. Направление в суд общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Составленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели направляются в соответствующий суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели.

2. Изменения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с частью 13 статьи 5 настоящего Федерального закона, направляются в соответствующий суд в недельный срок.

3. При выявлении в поступивших в суд общем и запасном списках кандидатов в присяжные заседатели лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, или лиц, подавших письменное заявление об исключении из списков кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также в случае необходимости дополнения этих списков председатель суда вносит в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление о необходимости изменения и дополнения общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели.

Статья 9. Кандидаты в присяжные заседатели Верховного Суда Российской Федерации

Кандидаты в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовных дел Верховным Судом Российской Федерации отбираются путем случайной выборки аппаратом Верховного Суда Российской Федерации из общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели, составленных для судов в субъектах Российской Федерации.

Читайте также:  Икона Божией Матери “Отрада и утешение”

Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

1. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, – на все время рассмотрения этого дела.

2. Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные заседатели по основаниям, предусмотренным статьями 3 и 7 настоящего Федерального закона, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей

1. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

2. Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

3. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

4. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Статья 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя

1. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”, пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I “О статусе судей в Российской Федерации”, Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” и настоящим Федеральным законом.

2. Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Заключительные и переходные положения

1. Списки кандидатов в присяжные заседатели для судов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, должны быть составлены в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свои полномочия до составления списков присяжных заседателей в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случае их участия в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел, которые не могут быть закончены до истечения этого срока, – до окончания рассмотрения этих дел.

3. Признать утратившими силу:

1) раздел V Закона РСФСР от 8 июля 1981 года “О судоустройстве РСФСР” (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 976);
2) пункт 5 раздела I Закона Российской Федерации от 16 июля 1993 года N 5451-I “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О судоустройстве РСФСР”, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1313);
3) статью 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033).

Президент

Российской Федерации
В. Путин

Юрист РОСХВЕ: Священнослужитель может исключить себя из списка присяжных заседателей

Суд присяжных в России упоминается в истории России еще со времен правления Екатерины II. При этом официально он был принят только в 1864 году. В новейшей истории страны он вновь появился накануне распада СССР в 1990 году. В 2016 году был принят новый закон о присяжных заседателях, который существенно расширил круг их полномочий и подсудных им дел, причем начал действовать данный нормативно-правовой акт лишь с прошлого года. Руководитель юридического департамента Российского объединенного союза христиан веры евангельской Владимир Озолин разъясняет возможность участия священнослужителей в суде в качестве присяжных заседателей:

Практически перед каждым священнослужителем любой конфессии может возникнуть вопрос: «а могу ли я быть присяжным заседателем?» Особенно в тот момент, когда из местной администрации населенного пункта по месту прописки в его адрес приходит уведомление о включении в списки присяжных заседателей.

Прежде всего давайте рассмотрим, кто такой присяжный заседатель, как формируются списки и какие компенсации предусмотрены в связи с исполнением этого гражданского долга.

Присяжный заседатель – гражданин, привлеченный в установленном законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта о виновности или невиновности подсудимого.

Списки кандидатов в присяжные заседатели в каждом муниципальном образовании составляются на основе персональных данных об избирателях, то есть тех данных, которые используются и при выборах в органы власти, путем случайной выборки.

О составлении таких списков муниципальный орган извещает граждан, проживающих на его территории, а также уведомляет кандидатов в присяжные об их включении в списки и предоставляет им возможность в течение двух недель направить в муниципальный орган письменные заявления об исключении из списков или о необходимости исправлений в списках неточных сведений.

Гражданин может быть призван к исполнению в суде обязанностей присяжного заседателя один раз в год – на десять рабочих дней или на все время рассмотрения дела.
За время исполнения присяжным обязанностей суд выплачивает ему денежную компенсацию в размере 1/2 части должностного оклада судьи (пропорционально числу дней участия в процессе), но не менее среднего заработка гражданина по месту его основной работы за этот период.

Присяжному заседателю возмещаются командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

На время исполнения обязанностей присяжного заседателя за ним по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение или перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период времени не допускаются. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Также в этот период времени на присяжного заседателя распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.

Однако, на основании ст. 7 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», граждане, включенные в список кандидатов в присяжные заседатели, могут быть исключены из указанных списков, если являются священнослужителями (пункт «ж» рассматриваемой статьи).

Таким образом, если священнослужитель не считает для себя возможным исполнять обязанности присяжного заседателя, то в местную администрацию необходимо направить специальное уведомление. В нём нужно указать, что вы являетесь священнослужителем Централизованной религиозной организации Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников), в связи с чем, не можете исполнять обязанности присяжного заседателя, и попросить исключить вас из списков кандидатов в присяжные заседатели. К уведомлению необходимо обязательно приложить копию удостоверения священнослужителя.

Пресс-служба Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Суд присяжных заседателей в России

Впервые идея о данной форме судопроизводства была вынесена на обсуждение еще во времена Екатерины II. Декабристы писали о необходимости участия простых граждан в судебных разбирательствах. Первый процесс с участием присяжных состоялся в 1866 году. Коллегия состояла из представителей всех сословий.

При отборе кандидатов учитывался: возраст, знание русского языка, срок проживания в одном уезде, имущественный ценз, вероисповедание. Самое громкое дело с участием заседателей – суд над Верой Засулич, выстрелившей в градоначальника Петербурга.

Большое количество оправдательных приговоров приводило к изменениям законодательных актов и смягчению мер наказаний за некоторые преступления. Такой вариант судебной системы просуществовал до распада Российской империи.

  • 1 Кто это такие
  • 2 Институт в России
  • 3 Какие дела рассматривают
  • 4 Особенности судопроизводства
  • 5 Кто может стать присяжным
    • 5.1 Требования к кандидату
    • 5.2 Процедура отбора
  • 6 Платят ли деньги за такую работу
  • 7 Можно ли отказаться
  • 8 Вынесение вердикта
  • 9 Полезное видео
  • 10 Заключение

Кто это такие

Суд присяжных заседателей – это один из вариантов рассмотрения уголовных дел, когда вердикт выносится случайно выбранными гражданами без юридического образования. Судья определяет лишь статью и тяжесть наказания для подсудимого.В суде присяжных заседают 12 человек.

Институт в России

Идея воссоздания коллегии обсуждалась еще в конце XX века. С 1990 года присяжные заседатели рассматривали дела подсудимых, которым грозила высшая мера наказания либо заключение сроком более чем на 10 лет.

Конституция 1993 года позволила обвиняемым ходатайствовать о рассмотрении своего дела присяжными заседателями. Этот вариант судопроизводства появился не одновременно по всей стране. Проведение реформы заняло более десяти лет. Декабрь 1993 года – первое разбирательство с участием присяжных заседателей. В Свердловской области коллегия появилась лишь спустя 10 лет.

Какие дела рассматривают

Законодательные нововведения 2008 года значительно сократили список уголовных дел, которые могут быть рассмотрены коллегией присяжных заседателей. Простые граждане не выносят приговор террористам, коррупционерам, диверсантам, участникам массовых беспорядков и по некоторым другим статьям.

Теперь коллегия не имеет возможности рассматривать дела подсудимых, которые старше 65 лет, и если преступник был задержан еще на этапе подготовки к совершению преступления. ВНИМАНИЕ!

Подсудимый имеет право на рассмотрение его дела случайно выбранными гражданами без юридического образования, если обвинение выносится по следующим статьям уголовного кодекса: 105.2, 210, 228.1, 229.1, 277, 295, 317, 357, 126, 209, 211, 227, 353, 354, 355, 356, 358, 359, 360. А также если не может быть назначена высшая мера наказания: 105.1, 111.

Особенности судопроизводства

Суд с участием присяжных имеет свои особенности:

  • Судебная инстанция обязана подключить к рассмотрению дела присяжных заседателей, даже если только один из обвиняемых по делу заявил подобное ходатайство.
  • Когда не заявлено подобное ходатайство, то судебный процесс проходит в порядке, установленном законом.
  • Если судья принял решение о проведении процесса с участием заседателей, то обжаловать данное решение невозможно, так как оно является окончательным.
  • Коллегия может выносить решения по делу в следующих инстанциях: Верховном Суде Российской Федерации; верховных судах республик; краевых, областных судах; судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов; окружных (флотских) военных судах.
  • Дела обвиняемых за убийство или за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, рассматриваются с участием присяжных в районных судах (с 2018 года).

Судебные процессы с участием коллегии проходят, как правило, значительно быстрее, нежели когда решение зависит только от судьи. Это связано с тем, что заседатели допрашивают не всех свидетелей и не рассматривают часть дела, связанную с характеристикой подсудимого.

Кто может стать присяжным

Государством предусмотрены требования к кандидату. Если человек был выбран на эту роль, то он должен будет принимать участие в заседаниях на протяжении четырех лет.

Требования к кандидату

Заседателями не могут быть лица:

  • не достигшие 25 летнего возраста;
  • при наличии действующей судимости;
  • недееспособные или ограниченно дееспособные;
  • без знания языка, на котором проходит судебное заседание;
  • состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах;
  • подозреваемые или обвиняемые в уголовном преступлении;
  • с психическими или физиологическими недостатками, которые препятствуют вынесению объективного вердикта.

Достаточно одного из пунктов, чтобы отказать кандидату. Под запрет также попадают: служители церкви, сотрудники государственной службы, военные, работники правоохранительных органов и судебной системы.

Процедура отбора

Человек может исполнять данную обязанность не чаще одного раза на протяжении года. Выбор кандидатуры производится компьютером. Для этого используется база данных государственной автоматизированной системы «Выборы». После человек проверяется на основе вышеупомянутых требований.

Список выбранных граждан публикуется в местных средствах массовой информации. Из данного списка также случайным образом выбираются члены коллегии для уже конкретного судебного процесса.

Гражданина уведомляют о результатах как минимум за семь дней до предварительного слушания. Во время предварительного заседания происходит итоговый отбор присяжных, в котором участвуют: судья, обвинитель, подсудимый. Каждый из них может отклонить две кандидатуры без объяснения причины.

В остальных случаях необходимо аргументировать свою позицию. Затем сами присяжные выбирают председателя коллегии. После чего они дают присягу.

Платят ли деньги за такую работу

Каждый член коллегии получает материальное вознаграждение за счет средств федерального бюджета. Компенсация равна половине оклада судьи и пропорциональна количеству дней судебного заседания.

Сумма не может быть меньше среднего заработка гражданина на основном месте работы на этот период. Также возмещаются командировочные и транспортные расходы.

Работодатель не имеет права уволить или перевести на другую должность сотрудника. Льготы, предусмотренные трудовым законодательством, также остаются неприкосновенными. Время, затраченное на судебное разбирательство, будет учитываться при расчете трудового стажа.

Можно ли отказаться

Возможны следующие причины для отказа от участия в судебном разбирательстве:

  • гражданин старше 60 лет;
  • женщины с детьми до трех лет;
  • отказ по религиозным убеждениям;
  • лица, которые не могут прекратить выполнять профессиональную деятельность, так как это повлечет негативные последствия для общества и государства (врачи, учителя);
  • любой другой мотивированный отказ.

Вынесение вердикта

Коллегия обязана принять единогласное решение по делу в течение 3-х часов. Иначе после обсуждения будет проведено голосование. Решение будет принято большинством голосов. Это регламентируется 343 статьей Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Если одинаковое количество человек проголосовало за обвинение и оправдание, то вердикт выносится в пользу подсудимого. Никто из членов коллегии не может воздержаться от принятия решения.

Обвинительное решение по делу принимается, если большинство заседателей ответили утвердительно на следующие вопросы:

  • доказанность события преступления,
  • доказанность преступного деяния обвиняемого,
  • доказанность виновности подсудимого.

Обвиняемый будет оправдан, если на один из вышеизложенных вопросов ответят отрицательно не менее 4 человек. Это правило относится к верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду.

Если дело рассматривается в районном или гарнизонном военном суде, то для оправдательного вердикта достаточно, чтобы только 3 заседателя ответили отрицательно хотя бы на один вопрос.

Когда принято решение оправдать подозреваемого, то судья обязан вынести оправдательный приговор.Обвинительное заключение коллегии может не учитываться судьей при вынесении приговора, если он посчитает, что действия подсудимого не содержит признаков состава преступления.

Тогда судья распускает коллегию заседателей и выносит постановление о новом рассмотрении уголовного дела другим судебным составом, начиная со стадии предварительного слушания. Данное решение судьи невозможно обжаловать в кассационном порядке.

Полезное видео

Как стать присяжным заседателем:

Заключение

Когда рассматривается дело присяжными заседателями, это вызывает большее доверие, нежели если вердикт выносится только профессиональными судьями. Последние могут иметь свой интерес и необъективно решить исход тяжбы.

Участие случайных граждан без юридического образования не позволяет усомниться в справедливости судебного процесса. Такая форма судопроизводства пришла с Запада, где свобода человека ценилась всегда превыше всего. Многие критикуют данный вариант судебного разбирательства, так как считают, что простые граждане без профильного образования не могут вынести правильный вердикт.

Их оппоненты настаивают на расширении списка уголовных дел, решения по которым будут приниматься людьми не коррумпированными. Участие присяжных заседателей в судебных процессах – это один из показателей гражданского общества.

Ссылка на основную публикацию