Мартин Исповедник

Святой Максим Исповедник и Папа Мартин

Память: 21 января / 3 февраля, 13 августа / 26 августа (Перенесение мощей)

Оппозиция святого Софрония положила конец моноэнергизму, который вначале проповедовал патриарх Сергий. Вместо этой теперь уже дискредитированной формулы папа Гонорий и “Экфесис” Ираклия канонизировали монофелитство, христологическую схему, утверждавшую, что единый и единственный “субъект” или Ипостась Христа могла обладать только одной волей. Действительно, спрашивали они, как могло бы человечество Христа, поскольку оно не имеет отдельной человеческой ипостаси (это было бы несторианством), проявлять себя отдельной, собственной волей? Очевидный изъян этой теории, однако, заключается в том, что поскольку единая Ипостась Христа есть предсуществующая, божественная Ипостась Логоса, Его единственной “ипостасной” волей может быть только воля божественная. Следовательно, человечество Его не совершенно, а есть лишь пассивное орудие Божества, механически “используемое” божественной волей. Монофелитство никак не могло совмещаться с “Томосом” Льва (agit utraque forma quod proprium est- “каждая из двух природ действует в соответствии со своими свойствами”) и с Халкидонским собором (“сохраняются характерные свойства каждой природы”). Свойство же истинного человечества-не пассивность, а волевое осуществление божественного замысла о твари. Кроме того, если бы каждой ипостаси была свойственна ее отдельная воля, то сама Божественная Троица обладала бы тремя волями. Монофелитство было схемой, не отличавшейся по существу от моноэнергизма: в обоих случаях отрицалась полнота человечества Христова. Действительно, оказывается, что вопрос моноэнергизма и монофелитства, как его определил святой Софроний, а позже его ученик, святой Максим (вероятно, наиболее выдающийся богословский гений позднего святоотеческого периода), лежал в основе христологических споров со времени Первого Эфесского собора (431). Если термин монофизитство мог соответствовать множеству разных течений, подчас чисто Кирилловых и потому совместимых с Халкидонским собором, хотя иногда взаимоисключающих и противоречивых, то споры VII в. были сосредоточены на действительной проблеме: необходимости сформулировать такую христологию, в которой “смысл тварного бытия и замысел истории” основывался бы “на воплощенном Христе” так, чтобы и тварь, и история не теряли бы своей собственной целенаправленности и динамизма.

Преподобный Максим Исповедник. Миниатюра из Минеи. Византия, XIII век

Патриарх Сергий Константинопольский и Гонорий Римский оба умерли в 638 году. Игумен Пирр, один из идеологов монофелитства, переписывавшийся со святым Максимом, был избран патриархом Константинопольским. Ему пришлось иметь дело с тем, что папы, преемники Гонория, отвергли “Экфесис”. Однако их протесты не вызвали разрыва общения с константинопольской кафедрой: римским епископам VII в. недоставало энергии и твердости их предшественников, так ясно проявлявшихся во время раскола с патриархом Акакием, несмотря даже на то, что компромиссы последнего с монофизитами были гораздо менее серьезны, чем компромиссы Сергия и Пирра. Преемник Сергия на константинопольской кафедре был откровенным монофелитом. Ссылаясь на авторитет почившего Гонория, он даже после ужасов арабского завоевания надеялся на христологический консенсус, основанный на монофелитстве. К несчастью для него, он оказался замешанным в династической борьбе, последовавшей за смертью Ираклия (641). Пирр попал в затруднительное положение в период кратковременного (трехмесячного) царствования Константина III (сына Ираклия и первой его жены Евдоксии), противника монофелитства. Встав на сторону Мартины и ее детей и будучи обвинен в соучастии в убийстве Константина III, он последовал за Мартиной, впавшей в немилость после воцарения Константа II (ноябрь 641). Замененный Павлом, также монофелитом, из столицы он отправился в ссылку в Африку.

Как раз в это время византийская Африка со столицей Карфагеном представлялась самым безопасным местом во всей Империи. В 610 году Ираклий использовал ее как базу, отправляясь с армией спасать Константинополь от персидской угрозы. Поскольку Восток был завоеван арабами, а Италии постоянно угрожали лангобарды, только Африка могла приютить множество беженцев, и ее экзарх Григорий, двоюродный брат Ираклия, сочетавший гражданскую и военную власть, был склонен думать, что в его руках все козыри военной и политической борьбы данного момента. Приехав в Карфаген, Пирр начал думать о возможности с помощью могущественного карфагенского экзарха вернуть себе патриаршество, которого, по его мнению, он был лишен несправедливо.

Среди восточных беженцев, живших в Африке, был и Максим, бывший секретарь Ираклия, а позже монах в Малой Азии85. Пребывание в Карфагене было отмечено его судьбоносной встречей со святым Софронием (633). Хотя поначалу он не примкнул ни к одной стороне в богословских спорах, в которые был вовлечен Софроний, он, по-видимому, стал по крайней мере с 640 года открыто выступать против монофелитства. Его влияние было велико не только благодаря духовному авторитету и умственным способностям, но и благодаря его политическим связям “наверху” в Константинополе.

Под покровительством экзарха Григория в 645 году был организован официальный спор между Максимом и сосланным бывшим патриархом Пирром. Неожиданным результатом его было официальное принятие Пирром православия, а затем его отъезд в Рим. В этих событиях монофелитское правительство Константинополя усмотрело заговор, в который вошли экзарх Григорий, Максим и папа. Подозрения эти нашли подтверждение в том, что Григорий действительно восстал против Константа II в 646 году, когда его войска провозгласили его императором. Однако судьба отвернулась от него: он был убит, отражая мощный набег арабов, прелюдию последовавшего вскоре окончательного завоевания (647). Святой Максим всегда резко отрицал свою причастность к восстанию Григория. В 646 году он покинул Карфаген, уехав вслед за Пирром в Рим. Но поскольку антимонофелитский лагерь возлагал большие надежды на деятельность Григория, возникли подозрения. В 646 году с одобрения Григория собиралось несколько африканских соборов, которые потребовали отменить “Экфесис”.

Приехав в Рим, Пирр торжественно обратился из монофелитства в православие. Он был принят папой Феодором, признавшим его патриаршее достоинство и даже пригласившим его возглавлять богослужения вместо себя. Папа Феодор (642-649) был греком палестинского происхождения, что, возможно, отчасти объясняет его более ясное понимание сути монофелитства. Вдохновленный постановлениями африканских соборов и советами святого Максима, он официально порвал общение с Павлом Константинопольским. В ответ последний наложил запрещение на часовню дворца Плакидии, в которой служили представители папы в столице. Позиция Римской церкви стала наконец определенной и ясной. Тем временем Пирр, потеряв надежду на продолжение своей патриаршей карьеры с помощью экзарха Григория (который уже погиб) и антимонофелитской партии, бежал в Равенну и вернулся в имперскую монофелитскую государственную церковь. Бесстрашный папа Феодор отлучил его от Церкви, подписав соответствующий акт пером, омоченным в евхаристической чаше.

Тщетность монофелитской политики постепенно делалась ясной даже в Константинополе. Исключая, может быть, Армению, где все еще было сильно византийское влияние, надежды на эту формулу как на основу для объединения с монофизитами были разбиты арабскими победами в Сирии и Египте; Италия же и Африка, противостоявшие монофелитству, все более и более отчуждались от центра Империи. Поэтому в 648 году Констант II сделал попытку прекратить спор. Официальным императорским указом, известным под названием “Типос”, он запрещал “всякий спор о единой воле или единой энергии, двух волях или двух энергиях”. Но постановление это пришло слишком поздно: проблема уже существовала, она стала подлинной дилеммой для христианского богословского сознания, и с ней нельзя было покончить простым актом политической власти. В действительности “Типос” был задуман для предотвращения борьбы православия с официальным монофелитством.

Папа Феодор умер, не получив “Типоса”. Избрание его преемника, святого Мартина, было уже само по себе актом сопротивления установленному имперскому порядку, поскольку кандидат не получил одобрения ни императора, ни его экзарха в Равенне. Мартин, итальянец, был в Константинополе посланцем папы Феодора и принимал участие в переговорах о судьбе Пирра до официального разрыва между Римом и Константинополем. Он был хорошо знаком с проблемой и готов открыто отказаться от повиновения Империи.

В октябре 649 года в Латеранской базилике собрался собор из ста пяти епископов, большинство которых было из Италии и Африки. В Риме снова находился Стефан Дорский, палестинский епископ, ранее бывший посланцем святого Софрония в Риме, а также много “благочестивых игуменов и монахов из греков, либо уже долгое время проживших в Риме, либо недавно приехавших; это были Иоанн, Феодор, Фалассий, Георгий и другие боголюбивые мужи”. Эти греческие монахи не только вдохновляли дебаты, но были и составителями “Деяний” Собора, написанных по-гречески и лишь позже переведенных на латинский язык.

Среди них был и сам святой Максим, сыгравший главную роль в подборе святоотеческих свидетельств и в подготовке окончательных выводов, которые вылились в форму двадцати анафематизмов, вновь утверждавших Халкидонский собор, а также учения о двух энергиях и двух волях во Христе как необходимом выражении Его двух природ. Не было никаких нападок лично на Ираклия или Константа II, но и “Экфесис”, и “Типос” были официально осуждены, а целый ряд еретиков подвергнут анафеме: Феодор Фаранский, Кир Александрийский и три следовавших друг за другом патриарха Константинопольских-Сергий, Пирр и Павел. Постановления эти были признаны на всем Западе, но им воспротивился Павел Фессалоникский. Хотя он и был папским викарием в Иллирике, Павел написал папе письмо, полностью соответствовавшее Типосу, и был отлучен Мартином96. Епископ Иоанн Филадельфийский (в Аравии) был послан с поручением восстановить православие в Антиохийском и Иерусалимском патриархатах, но результаты его деятельности в землях, занятых арабами, неизвестны.

Ясные и решительные постановления Латеранского собора должны были вызвать столь же сильную реакцию Константинополя. Папа Мартин и его советники, может быть, надеялись на какую-то политическую поддержку, вроде восстания Григория в Африке. Такие надежды, если они существовали, были отнюдь не беспочвенными, как видно из истории равеннского экзарха Олимпия. Получив из Константинополя приказ отправиться в Рим, арестовать папу и навязать там “Типос”, Олимпий, видя сопротивление народа, сначала стал вести переговоры с папой, а затем поехал на Сицилию, где, прежде чем умер в 652 году от эпидемии, составил в союзе с арабами заговор против Константа II. Хотя и святой Мартин, и святой Максим всегда отрицали какую-либо связь с политикой, общая атмосфера заговоров и интриг делала религиозные проблемы неотделимыми от вопроса лояльности к Империи. Подозревая в папе нелояльные политические симпатии и негодуя на его открытую оппозицию “Типосу”, Констант II прибег к силе.

В 653 голду экзарх Феодор Каллиопа арестовал больного папу Мартина, обвинив его в том, что он был избран незаконно (то есть без императорской санкции), и в том, что он давал деньги арабам (Мартин оказал помощь паломникам, ехавшим в Иерусалим). Святого Мартина повезли в Константинополь, три месяца держали в тюрьме и судили церковным судом Константинопольского патриархата. Как лицо духовное он не был подсуден гражданскому суду. Акт осуждения, не содержащий никаких религиозных элементов, говорит по существу только о преступном соучастии в бунте Олимпия. Папа был лишен сана, с него были публично совлечены знаки епископского достоинства, он был закован в цепи и подвергнут унижениям. Он умер в ссылке в Херсонесе, в Крыму, 16 сентября 655 году, и Церковь чтит его как исповедника.

Преподобный Максим Исповедник. Современная русская иконопись

Участие патриархии в этих постыдных событиях делает этот период, с моральной точки зрения, самым низким в истории Константинопольской церкви. В 654г. ненавистный Пирр сумел вернуться на патриаршую кафедру и предложил сделку легатам папы Евгения I. Евгений был избран с одобрения экзарха в августе 654 года, более чем за год до смерти святого Мартина, несмотря на особые предостережения последнего против недопустимости такой узурпации. Евгений склонялся к принятию двойственной формулировки, которая позволила бы избежать формального отвержения “Типоса”, однако римское духовенство и народ не позволили ему пойти на компромисс с монофелитством. Тем не менее и он, и его преемник Виталиан (657-672) оставались в общении с монофелитским патриархом Петром (654-666), который в свое время был председателем в суде над Мартином. При избрании Виталиана Констант II послал ему драгоценное Евангелие99, и папа торжественно встретил лично посетившего Рим императора-монофелита, убийцу Мартина и Максима (663). Смерть святого Мартина очевидно нейтрализовала на некоторое время римскую оппозицию “Типосу”: папы не принимали его, но и не осуждали своего предшественника Гонория, и не порывали связи с монофелитским руководством Константинополя, оставаясь лояльными имперской системе.

Таким образом, сопротивление монофелитству сконцентрировалось в одном лице, простом монахе, святом Максиме Исповеднике. Он был арестован в Риме вместе с двумя из своих учеников и отправлен в Константинополь. Суд над ним происходил следом за судом над папой Мартином. Он начался с политических обвинений, но судьи не смогли доказать наличие заговора между Максимом и восставшим экзархом Григорием.

Тогда посланцы императора пришли к Максиму и спросили его прямо: “Состоишь ли ты в общении с константинопольской кафедрой?” Максим ответил: “Я не состою в общении, поскольку они отвергли четыре святых собора, противопоставив им девять глав, принятых в Александрии (то есть уния Кира в 633 году), “Экфесис”. и недавно “Типос”. Кроме того, Максим вполне определенно отрицал право императора устанавливать догматы. “Ни один император, -сказал он, -не был в состоянии убедить богодухновенных отцов прийти к соглашению с еретиками. Вникать в то, что касается догматов соборной Церкви, и давать определения – дело духовенства. Во время анафоры императоров поминают вместе с мирянами. ” Тогда посланцы заявили, что легаты папы Евгения находятся в городе и будут причащаться с патриархом Петром на следующий день. “Дух Святой, – ответил Максим, – осуждает даже ангелов, соглашающихся на что-либо противное тому, что было проповедано” (ссылка на Гал. 1:8).

Максим и двое его учеников предстали перед самим патриархом Петром и его коллегой Македонием, титулярным патриархом Антиохийским. Твердость трех монахов делала неизбежным их осуждение, и Максим был сослан в Визию на Черном море (655). Другая попытка сломить его сопротивление, обещав ему прощение, перевод в монастырь в Регии и почести в Константинополе, окончилась новой неудачей (656). Наконец вместе с двумя своими верными учениками Максим снова предстал перед судом епископов и сенаторов в Константинополе: его жестоко пытали, отрезали ему язык и правую руку и сослали в Лазику, на родину Кира Александрийского на Кавказе. Там он умер 13 августа 662 года более восьмидесяти лет от роду. Ни из Рима, ни из какой-либо другой части христианского мира не поступило никаких откликов на это.

Читайте также:  "И если пойду я долиной смертной тени" псалом 22 Давида

Иоанн Мейендорф, протоиерей

Мейендорф Иоанн, протоиерей.

История Церкви и восточно-христианская мистика. – М., 2003.

Мартиниан Белозерский

8. Мартиниан Белоезерский, преподобный

Преподобный Мартиниан Белозерский (в миру Михаил Стомонахов), родился около 1397 года в деревне Березники, недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря. Первоначальное воспитание он получил в своей благочестивой семье, а когда же достиг отроческого возраста, стал обнаруживать наклонность к учению. Благоразумные родители задумались, кому бы отдать своего сына учиться грамоте, и привели его «по Божию научению» в монастырь к преподобному Кириллу, в 30 верстах от их села. Это было около 1410 года.
Будучи постриженным в монахи с именем Мартиниана, преподобный стал ревностно подражать своему учителю, Кириллу Белозерскому, у которого пребывал в совершенном послушании.
В монастыре он обучился грамоте и, по благословению преподобного, исполнял возложенное на него преподобным Кириллом послушание – занимался переписыванием книг. Преподобный Кирилл радовался успехам своего ученика и, благодаря Бога, говорил братии: «Этот будет искусный инок».
По прошествии некоторого времени преподобный Кирилл дает Мартиниану новое послушание — посылает его на службу в хлебню и поварню. Здесь юный инок смиренно выполнял трудные работы: носил воду, рубил дрова и приносил хлеб братии, прося у всех молитв и благословения. Преподобный Кирилл не переставал следить за духовной жизнью своего ученика. Так, случилось однажды Мартиниану зайти от трапезы к одному брату некоторой ради нужды. Когда увидел его святой, что он уклонился к чужой кельи, призвал его к себе и спросил: «Так ли сохраняешь ты чин монастыря, не мог ли ты пойти сначала в свою келью и совершить должное молитвословие, а потом, если было нужно тебе, пойти к брату?». Когда Мартиниан, улыбаясь, сказал: «Если бы я пришел в келью, то не мог бы выйти из ней», преподобный Кирилл заметил ему: «Так делай всегда: сперва иди в келью, келья всему научит тебя».
Этот эпизод из жизни преподобного Мартиниана можно найти в житии преподобного Кирилла Белозерского, составленного Пахомием Логофетом. С благодарностью принимал подобные указания старца святой Мартиниан и руководился ими в своей жизни.
Видя его ревность, святой Кирилл сделал его клириком, а спустя немного времени, преподобный Мартиниан был посвящен во иеродиакона, потом во иеромонаха.
Удостоенный священного сана, преподобный Мартиниан благоговейно совершал Божественную службу, руководясь примером своего наставника. Своими трудами и смирением, а также и близостью к святому Кириллу преподобный Мартиниан скоро снискал себе любовь и уважение братии. «Блажен брат сей, — говорили они, — что сподобился быть учеником такового подвижника», — и молили за него Бога.
Прошло уже немало времени с тех пор, как Мартиниан был пострижен в монашество. Ища высших подвигов для себя, преподобный все более желал уединения и безмолвия. Для этого он удалился на безлюдный лесистый остров на озере Воже, в 120 верстах от монастыря, и начал там пустынную жизнь. Но недолго пришлось преподобному быть в уединении – прослышали о месте его подвигов и стали к нему стекаться сподвижники. Общими трудами они создали церковь, освященную в честь Преображения Господня. Введя общежительный устав, в трудах и подвигах прожил в обители преподобный Мартиниан около десяти лет.
За это время его пустынь разрослась и братия умножилась; преподобный убедился, что он может со спокойной совестью покинуть созданный им монастырь. Тогда он оставляет свою обитель и дает заповедь ученикам своим иметь особенное попечение об устроенной им церкви. Сам же, помолившись Богу, отправляетсяся в Ферапонтов монастырь, где и был принят с великой честью и радостью игуменом и братией.
В Ферапонтовом монастыре, благодаря своему смирению и благоговению, а также и знанию устава монашеской жизни, преподобный Мартиниан скоро заслужил уважение всей братии, видевшей в нем своего наставника. В это время игумен Ферапонтова монастыря оставил свое место и инокам следовало выбрать себе нового игумена. Выбор братии пал на преподобного Мартиниана, которого и начали просить принять игуменство. Но, ссылаясь на свое недостоинство, преподобный смиренно отказался.
Собравшись снова, братия опять умоляли преподобного Мартиниана, и он покорился их мольбам и принял игуменство. Это произошло около 1435 года. Теперь к заботам о подвигах личного самоусовершенствования присоединились заботы о вверенном ему монастыре. Строгим сохранением иноческих правил преподобный Мартиниан возвысил и прославил Ферапонтову обитель, взяв за образец устав и обычаи монастыря преподобного Кирилла Белозерского. Он старался ввести порядок не только в церкви, но и в келейной жизни инока, и на трапезе братии, установив общую трапезу, «равную для всех и в строгом молчании». «Обитель Мартинианова» под управлением преподобного пришла в цветущее состояние.
Но тихая жизнь обители нарушаема была в неспокойное время: Василий Темный отправился с войсками искать потерянного им московского престола, но прежде чем вступить в борьбу с Шемякой, благочестивый князь по дороге к Москве посетил сперва Кириллов, а потом и Ферапонтов монастыри. Преподобный Мартиниан обнадежил его словом утешения. В ответ на это князь сказал: «Мартиниан! Если будет на мне милосердие Божие, Пресвятой Богородицы и великих чудотворцев моление и твоими молитвами сяду на столе своем великокняжеском, даст Бог, позабочусь о твоем монастыре, а тебя приближу к себе».
Вступив на московский престол, Василий Васильевич, согласно своему обещанию, вызвал в 1448 году преподобного Мартиниана и назначил его игуменом в обители преподобного Сергия, выбрав его к тому же своим духовником.
Но не изменило высокое положение святого подвижника, ставившего правду выше всяких расчетов. Однажды, «преступив слово», данное Мартиниану, заключил под стражу Василий Темный вернувшегося к нему на службу боярина. Услышав об этом от сродников заключенного боярина, преподобный Мартиниан оскорбился такой несправедливостью великого князя и немедленно явился в Москву. Войдя в княжескую палату, преподобный обратился к князю со следующей речью: «Так ли ты, великий князь самодержавный, научился судить праведно? Зачем велел ты заковать боярина, которого я призвал, ручаясь душою моею? Зачем преступил ты свое слово? Да не будет же благословения моего грешного на тебе и на твоем великом княжении». И повернувшись, вышел от князя, а потом уехал в Троицкий монастырь.
Раскаявшись, князь Василий освободил боярина и осыпал его милостями, а сам отправился в обитель преподобного Сергия. После молитв в храме преподобный дал ему прощение и сам просил прощения у великого князя. С тех пор Василий Васильевич еще более возлюбил своего духовного отца, ни в чем не оскорблял его, слушал во всем и почитал.
Но тяготила жизнь в монастыре, близком к столице, преподобного Мартиниана, искавшего уединения и безмолвия. С приближением старости все чаще вспоминал он слова своего наставника, преподобного Кирилла: «Хорошо иноку соблюдать молчание и нестяжательность и избегать всего, что может возмущать душевные чувства». Сдав управление монастырем и сердечно распрощавшись с братией, преподобный отправился в Ферапонтову обитель. Это было в начале 1455 года.
Ферапонтовские иноки, возрадовавшись возвращению любимого игумена и встретив его как своего отца, просили преподобного Мартиниана снова быть их пастырем и руководителем. «Для того я ушел из обители преподобного Сергия, чтобы в старости найти покой и безмолвие и оплакивать свои грехи»,- смиренно отказывался Мартиниан. И только после неотступной просьбы со стороны игумена и братии согласился он снова принять на себя бремя управления монастырем. Жизнь монастырскую он устроил отчасти по уставу Кирилловой обители, отчасти же руководясь порядками Троице-Сергиевой лавры.
Подвижник достиг глубокой старости и, чувствуя приближение своей кончины, созвал к себе всю братию и заповедал сохранять предание и устав обители: «Отцы и братия! Поступайте так, как я учил и поступал. Божия же любовь и милость и Пречистая Богородица да будет со всеми вами!».
Причастившись Святых Таин, преподобный Мартиниан мирно скончался в воскресенье 12 января 1483 года на 86 году от рождения, прожив в иночестве более 70 лет. Игумен и братия торжественно погребли честные мощи преподобного близ церкви Пресвятой Богородицы, на левой стороне от алтаря, где они находятся и поныне.

Мартиниан Белозерский (1370 – 1483), преподобный.
Память 12 января, 7 октября и в Соборе Радонежских святых
Преподобный Мартиниан Белозерский, в миру Михаил, родился в 1370 году в деревне Березники, недалеко от Кириллова монастыря. В тринадцать лет он оставил своих родителей и тайно пришел к преподобному Кириллу Белозерскому (память 9 июня), о котором ему много рассказывали как о великом подвижнике. Юный Мартиниан стал ревностно подражать своему учителю, у которого пребывал в совершенном послушании. В монастыре он обучился грамоте и, по благословению преподобного, занимался переписыванием книг.
Со временем Мартиниан был посвящен во иеродиакона, а затем во иеромонаха. После смерти преподобного Кирилла († 1427) блаженный Мартиниан удалился из Белоезерской обители на остров Воже-озера, что в ста верстах от Кириллова. Когда начали стекаться к нему на сожительство ищущие уединения, поставил он, по убеждению их, церковь во имя Нерукотворного Образа и основал, в XV веке, монастырь (ныне несохранившийся), называвшийся Вожеозерским Спасским.
В 1447 году оказал поддержку сосланному на Белоозеро Василию II Темному в трудное для него время, когда на московский престол неправедно претендовал его двоюродный брат Димитрий Шемяка. Он всегда был поборником правды и справедливости. Позже, по настоянию великого князя, преподобный принял на себя управление обителью Преподобного Сергия Радонежского.
В 1455 году он вернулся в любимый им Ферапонтов монастырь, где и провел остаток жизни.
Трудами преподобного Мартиниана обитель начала разрастаться, став крупный центром просвещения. Преподобный Мартиниан особенно любил книжное дело и сам переписывал книги. При нем было положено начало обширной монастырской библиотеке. Известный церковный писатель Пахомий Логофет, посетивший Ферапонтово в 1461 году, писал, что монастырь «зело красен, много имуще братии работающих». На протяжении всего XV века монастырь являлся крупным духовным центром. Из его стен вышла целая плеяда известных просветителей и книжников.
Последние годы жизни прп. Мартиниан тяжело болел, не мог ходить, и братия носила его в храм. Скончался преподобный в возрасте 85 лет.
Мощи Мартиниана обретены спустя тридцать лет после его кончины. Мартиниан причислен к лику святых московским церковным собором 1549 года. Его могила — у южной стены собора в Ферапонтове. Над нею в 1502 году Дионисий написал фреску с изображениями Богородицы с младенцем Христом и коленопреклоненными Ферапонтом и Мартинианом. Позже, уже в XVII веке, на этом месте выстроена каменная шатровая церковь преподобного Мартиниана.
По материалам сайтов http://mospat.ru и http://russian-temples.ru

Тропарь преподобному Мартиниану Белоезерскому

Тропарь, глас 7:
От юности, отче, избран и возлюблен был еси Господом Богом, Иже, провидя доброе твое произволение, научи тя приити к преподобному угоднику Своему, Кириллу всеблаженному, от негоже наставлен быв на путь спасения, в страсе Божии и чистоте душевней, в благоговении же и непрестанных к Богу молитвах житие твое непорочно прешел еси и ныне, со дерзновением предстоя на Небесех Престолу Христову отче Мартиниане всеблаженне, не престай моля Христа Бога спасти и помиловати души наша.

Ин тропарь, глас 2:
Богу от юности, отче, избравшу и возлюбившу тя и провидящу твое добре произволение, наставляет тя приити к преподобному Своему угоднику — Кириллу всеблаженному, от негоже наставлен бысть на путь спасения, страхом Божиим, и чистотою душевною, и благоговением, и непрестанными к Богу молитвами во мнозе подвизе жизнь свою препроводил еси и заповеди Божия непорочно соблюл еси, пастырь и наставник иноком предивен был еси, и ныне престолу Христову со дерзновением предстоиши на Небесех, со ангелы светлоликоствуя, отче преподобне Мартиниане всеблаженне, не престай моляся Христу Богу спасти и помиловати души наша.
Кондак, глас 8:
Благоизволив, преподобне, от юнаго возраста работати Господеви день и нощь, в страсе Божии и благоговении чистоту душевную соблюл еси, в молитвах же и бдениих ум твой предочистил еси, в подвизех же, злостраданиих тело твое изнурив, вся добродетели духовныя исправил еси и образ хотящим по тебе спастися явился еси. Темже ныне, присно зря на Небесех Пресвятую Троицу, молися, всеблаженне, даровати душам нашим спасение и житию нашему исправление, да вси верою вопием ти: радуйся, преподобне Мартиниане, отче наш.
Ин кондак, глас 8:
От юнаго возраста Божественным желанием разжегся, честному учителю вдан был еси и в воздержании мнозе, отче, пребыл еси, ревнуя благому наказанию, плод многодобродетелен Богу принесл еси, тем молим тя, отче Мартиниане, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче Мартиниане, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

  • Главная
  • Архистратиг Михаил
  • 70 лет Победы в Великой Отечественной войне
  • Расказы внуков о ветеранах
  • Начало прихода
  • Строительство храма
  • Иконы храма
  • Двунадесятые праздники
  • Святые Кубенского края
  • Северная Фиваида
  • Знаменитые земляки
  • Фотогалерея
  • Именной кирпичик
  • Видеоматериалы
  • О нашем селе
  • Летописцы края
  • Творчество прихожан
  • Знаете ли вы что.
  • Наш земляк – “Дядя Гиляй”
  • Вологда – «подстоличная Сибирь»
  • Горицкие затворницы
  • Новости епархии
  • Новости
  • Объявления
  • Контакты
  • Гостевая книга
  • От наших земляков

Новости

    15 Октябрь 2017

В день Покрова Божией Матери в Храме Архистратига Божия Михаила в селе Новленском впервые совершена Божественная Литугия

В день Покрова Божией Матери настоятель храма Архистратига Божия Михаила в селе Новленском иерей Александр Скородумов по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита ИГНАТИЯ совершил первую Литургию в строящемся храме.

Митрополит Игнатий и руководитель администрации Вологодского района Сергей Жестянников посетили Новленское

Митрополит Игнатий и руководитель администрации Вологодского района Сергей Жестянников вместе с активом прихода осмотрели строящуюся двухэтажную каменную церковь Архангела Михаила, в которой предусмотренно даже обустроить баптистерий для крещения взрослых полным погружением.В храме все поднимаемые жителями деревни вопросы касались хозяйственной части строящегося храма.Обсуждение волнующих прихожан и жителей деревни вопросов продолжилось за общей братской трапезой.

Мартиниан Белозерский

память 12/25 января

Богу от юности, отче, избравшу и возлюбившу тя и провидящу твое доброе произволение, наставляет тя приити к преподобному Своему угоднику — Кириллу всеблаженному, от негоже наставлен бысть на путь спасения, страхом Божиим, и чистотою душевною, и благоговением, и непрестанными к Богу молитвами во мнозе подвизе жизнь свою препроводил еси и заповеди Божия непорочно соблюл еси, пастырь и наставник иноком предивен был еси, и ныне Престолу Христову со дерзновением предстоиши на Небесех, со Ангелы светлоликовствуя, отче преподобне, Мартиниане всеблаженне, не престай молися Христу Богу спасти и помиловати души наша.

Преподобный Мартиниан был игуменом Ферапонтова монастыря и Троице-Сергиевой Лавры. Житие Мартиниана написано в XVI веке иноком Ферапонтова монастыря и представлено как логическое продолжение жития его основателя св. Ферапонта Белозерского.

У Бога всемилосердного не в обычае презирать угодников своих, молящихся и служащих ему день и ночь, но всегда оказывается Он для печальных утешителем, для сирых отцом, для нищих кормильцем, ибо верный заступник Он тех, кто обращается к Нему. Так услышал Он и мольбу этого раба Своего Ферапонта и сделал — как некогда в древности израильтянам: взяв у них пророка Моисея, дал им вместо него Иисуса Навина, чтобы тот пекся и заботился о них. Так же и здесь таким же образом Он поступил: хоть и изволила милость Его взять у нас Ферапонта, но тогда же, в тот же час послал на его место преподобного Мартиниана, ученика святого Кирилла чудотворца.

Преподобный Мартиниан в молодости пришел к святому Кириллу Белозерскому и стал жить в его монастыре. Кирилл сначала отдал Мартиниана учиться, а потом постриг в монахи.

И пока тот был еще мальчиком, испытывал и наблюдал его святой, (стараясь понять), к чему тот способен. И повелел ему святой изучать книги. Подолгу тщательно расспрашивая о нем — не из дальних ведь стран пришел отрок, но из одного из ближних волостей от святого, называемого Сяма, — увидел преподобный его кротость и смирение, особенно же душевную чистоту и беззлобность, и очень его полюбил. И постриг он его, и, одев в иноческие одежды, нарек ему имя Мартиниан.

Мартиниан быстро всему научился, был поставлен в дьяконы и стал известен.

Одни любили его и молили Бога о нем, другие же, подстрекаемые завистью, порицали и осуждали его, ибо часто бывает, что людей смущает эта страсть. А он все это Бога ради терпел, никакого значения этому не придавая, так как был научен святым старцем все Бога ради претерпевать. На одних праведных он смотрел и тем себя воспитывал, считая всех равными, равно всех почитая, со смирением и любовью всем покоряясь, всех слушая, всем низко кланяясь и с любовью всем отвечая.

После смерти своего духовного учителя Мартиниан пожил какое-то время в монастыре, а потом ушел отшельничать на безлюдный остров и там основал новую обитель.

Однажды пришло Мартиниану желание безмолвствовать и начать свое жительство. Помолившись Богу и Пречистой Богородице, побывав у гроба преподобного отца своего Кирилла, благословившись у него, ушел он на другое место, на немалом расстоянии, поприщоколо ста, называемое Воже озеро. Есть на нем остров немалый, очень удобный для уединенной жизни или даже чтобы многим удаляться от мирских людей. Там он начал свое пустынное и безмолвное житие.

В какой-то момент Мартиниан покинул остров и стал игуменом Ферапонтова монастыря. Житие рассказывает также о длительном (не без политических приключений) пребывании Мартиниана в Троице-Сергиевой Лавре. Однако, под конец жизни преподобный Мартиниан захотел вернуться в Ферапонтово.

Немало кручинился преподобный и об обители Пречистой Ферапонтова монастыря: «Начал я там игуменствовать, — говорил он, — а пользы им никакой не принес». И очень озабочен был блаженный тем, как бы им помочь, потому что, говорил он, что «не вполне еще та обитель самым необходимым удовлетворяется», и словно шипом постоянно колола его совесть, чтобы он заботился о той обители.

Ферапонтов монастырь. Фото: Аркадий Авдохин.

Читайте также:  Евфимий Великий

Вернувшись, Мартиниан занялся устройством монастырской общины, используя свой опыт и знания.

И так трудился блаженный и такие подвиги совершал в старости жизни своей, что все изумлялись и удивлялись тому, как он старался и усердствовал в заботах и о соборном о Боге благочинии, и об устройстве монастырском, и о крепости братства, вынимая из недр своих, как из некоего сокровища, что-то из устава Кириллова монастыря, что-то из устава Живоначальной Троицы Сергиева монастыря, как некий купец или победитель, пришедший из дальней земли, достающий из сокровищ своих, по апостолу, старое и новое, насыщая и передавая душам жаждущим и желающим напитаться от его духовной трапезы.

Основу монашеской жизни составляло богослужение , от которого сам Мартиниан не отступал, несмотря на старость и болезни.

Блаженный Мартиниан, как уже было сказано, хорошо подвизался, ибо и к глубокой старости уже приблизившись, и частые недуги, подступающие к нему, видя, и ничего не ожидая, кроме прихода смерти и последнего часа, однако же такое блаженный усердие имел и веру в Бога, что до самых последних дней неуклонно не желал отступать от соборной службы. О келейной же что и говорить! Так же и пост он совершал, как научен был отцом своим, преподобным Кириллом. А на соборную службу братия возили его, иногда же на руках носили его по причине старости и большой немощи.

Кирилло-Белозерский монастырь. Рисунок Е.Н. Иноземцевой.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Преподобный Мартиниан Белозерский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Мартиниан Белозерский – святитель Русской православной церкви, известен как основатель и игумен самых почитаемых монастырей, к которым ежегодно приезжает огромное количество паломником со всех точек мира.

Житие Мартиниана Белозерского

Святой Мартиниан родился близ Кириллова монастыря. Когда ему исполнилось 13 лет, он покинул родительский дом и в тайне от них отправился к преподобному Кириллу Белозерскому – подвижнику тех времён.

Будучи в абсолютном послушании, юноша стал во всём походить на своего учителя. При монастыре он хорошо выучил грамоту и, получив благословение, стал переписчиков церковных книг.

Спустя некоторое время был посвящён в иеродиакона, а позже – в иеромонаха. После смерти Кирилла святитель ушёл на безлюдный остров, дабы побыть в безмолвии. Постепенно туда стали приходить и другие иноки. Для них он построил храм и оформил устав. После просьб братьев монастыря дал согласие стать игуменом обители. При его жизни она была приведена в цветущее состояние стала известной и почитаемой христианами во всех уголках России.

Позднее святитель стал управлять обителью Преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Мартиниан был глубоко духовным человеком: он всегда боролся за правду и честность, выступал во имя справедливости, поддерживал нуждающихся в этом людей, независимо от их статуса и принадлежности.

К концу жизни преподобный вернулся в Ферапонтово в церковь Преподобного Мартиниана, где в последние годы очень болел. Скончался в преклонном возрасте.

Его нетленные мощи монастырь обрёл только в 1514 году, где они и находятся до сегодняшнего дня.

Кроме главной обители, которая носит имя святого, в его честь были воздвигнуты:

  • Шатровая церковь преподобного Мартиниана;
  • Вожеозерский Спасский монастырь;
  • Троице-Сергиев монастырь.

О чем молятся святому

Как и в дни жизни святителя, сегодня верующие идут к нему с самыми разными просьбами. Его образ наполняет их, прежде всего, духовно, чем помогает справиться с самыми трудными проблемами. Так к Мартиниану обращаются за помощью в:

  • случаях тяжёлых болезней;
  • избавлении от всяких скорбей, бед и неприятных жизненных обстоятельств;
  • разрешении несправедливых и нечестных дел;
  • вопросах душевных терзаний.

Икона «Преподобный Мартиниан» почитаема православными, и к ней ежедневно возносятся искренние молитвы. Лик святого отличается своей глубиной и умиротворённостью, а свиток в левой и поднятая правая символизируют уверенность в правде и искренности как истинных правилах Господа, которые нужно уважать и соблюдать на протяжении всей жизни, ибо в них – вера, вечная и непоколебимая.

Дни почитания святого – 12 января, 7 октября.

В дни памяти читают тропарь преподобному Мартиниану Белоезерскому и молитву.

Бо́гу от ю́ности, о́тче, избра́вшу и возлюби́вшутя/ и прови́дящутвое́ до́броепроизволе́ние,/ наставля́еттяприити́ к преподо́бному Своему́ уго́днику/ Кири́ллувсеблаже́нному,/ от него́женаста́вленбысть на путь спасе́ния,/ стра́хомБо́жиим, и чистото́юдуше́вною, и благогове́нием,/ и непреста́нными к Бо́гумоли́твами/ во мно́зепо́двизе жизнь свою́ препроводи́леси́/ и за́поведиБо́жиянепоро́чнособлю́леси́,/ па́стырь и наста́вники́нокомпреди́вен был еси́,/ и ны́неПресто́луХристо́ву со дерзнове́ниемпредстои́ши на Небесе́х,/ со А́нгелысветлоликовству́я,/ о́тчепреподо́бне, Мартиниа́невсеблаже́нне,/ не преста́ймоли́ся Христу́ Бо́гу// спасти́ и поми́ловатиду́шина́ша.

Ин тропарь преподобному МартиниануБелоезерскому

глас 7

От ю́ности, о́тче, избра́н и возлю́блен был еси́ Го́сподомБо́гом,/ И́же, прови́дядо́броетвое́ произволе́ние,/ научи́ тяприити́ к преподо́бномууго́днику Своему́, Кири́ллувсеблаже́нному,/ от него́женаста́влен быв на путь спасе́ния,/ в стра́сеБо́жии и чистоте́ душе́вней,/ в благогове́нии же и непреста́нных к Бо́гумоли́твах/ житие́ твое́ непоро́чнопреше́леси́,/ и ны́не, со дерзнове́нием предстоя́ на Небесе́хПресто́луХристо́ву,/ о́тчеМартиниа́невсеблаже́нне,// не преста́й моля́ Христа́ Бо́га спасти́ и поми́ловатиду́шина́ша.

Кондак преподобному МартиниануБелоезерскому

глас 8

Благоизво́лив, преподо́бне,/ от ю́нагово́зрастарабо́татиГо́сподеви день и нощь,/ в стра́сеБо́жии и благогове́нии чистоту́ душе́внуюсоблю́леси́,/ в моли́твах же и бде́ниих ум твой предочи́стилеси́,/ в по́двизех же, злострада́ниихте́лотвое́ изнури́в,/ вся доброде́телидухо́вныяиспра́вилеси́/ и о́бразхотя́щим по тебе́ спасти́сяяви́лсяеси́./ Те́мжены́не, при́сно зря на Небесе́хПресвяту́юТро́ицу,/ моли́ся, всеблаже́нне, дарова́тидуша́мна́шимспасе́ние,/ и житию́ на́шемуисправле́ние,/ да всиве́роювопие́мти:// ра́дуйся, преподо́бнеМартиниа́не, о́тче наш.

Ин кондак преподобному МартиниануБелоезерскому

глас 8

От ю́нагово́зрастаБоже́ственнымжела́ниемразже́гся,/честно́муучи́телювдан был еси́/ и в воздержа́ниимно́зе, о́тче, пребы́леси́,/ ревну́яблаго́мунаказа́нию,/ плод многодоброде́теленБо́гуприне́слеси́,/ тем мо́лимтя, о́тчеМартиниа́не,// моли́ Христа́ Бо́гаспасти́сядуша́мна́шим.

Молитва преподобному МартиниануБелоезерскому

О, преподо́бне и Богоблаже́ннео́тче наш Мартиниа́не! Приими́ ны́не нас, к тебе́ усе́рдномоля́щихся и припа́дающих ко всечестно́му и многоцеле́бному твоему́ гро́бу, иде́жесвято́етвое́ и многотру́дноепоко́итсяте́ло. Ду́хом же на Небесе́х предстоя́ Святе́йТро́ице, со А́нгелы и преподо́бныхоте́цли́ки, моли́ся о нас ча́дехтвои́х, о́тче, да изба́вимся от вся́кихскорбе́й, боле́зней, бед и обстоя́ний, и благоче́стнопоживе́м в настоя́щем житии́, ходя́ще в за́поведех и оправда́ниихГоспо́днихбезпоро́чно. Испроси́ нам грехо́впроще́ние, телесе́мздра́вие и душа́мве́чноеспасе́ние, я́ко да твои́мпредста́тельствомспаса́еми, сла́вувозсыла́тисподо́бимся в Тро́ицесла́вимомуБо́гу, Отцу́ и Сы́ну и Свято́муДу́ху, ны́не и при́сно и во ве́кивеко́в. Ами́нь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Мартиниане:

Краткое житие Преподобного Мартиниана Белоезерского

Преподобный Мартиниан Белоезерский (Белозерский) (+ 1483)

В 1410 г. бедные крестьяне из окрестности города Вологды привели к прп. Кириллу Белозерскому (память его 9 июня) своего юного сына Михаила. У него было сильное желание учиться. Увидев святого настоятеля, мальчик упал ему в ноги с мольбой: «Возьми меня к себе, господине!» Преподобный был тронут. Он отдал Михаила ученому дьяку Павлову учиться книгам и, когда его образование окончилось, постриг его с наречением ему имени Мартиниан и приблизил к себе.

Проходя монастырские послушания на кухне и в хлебопекарне, Мартиниан занимался перепиской богослужебных книг. В Кирилло-Белозерском монастыре хранили до последнего времени переписанный его рукой «Правильник». Он разделял молитвенное правило своего настоятеля и старался подражать его подвигам. Прп. Кирилл зорко следил за ним и руководил им. Раз увидел он, что его ученик после богослужения вошел в чужую келью. Он позвал его и сказал: «Зачем ты нарушаешь устав?» — «Сомневаюсь, чтобы, войдя в мою келью, я захотел бы из нее выйти,— ответил Мартиниан, — а у меня было к брату дело». На что святой игумен ему заметил: «Сначала войди в твою келью и сотвори молитву, и келья сама тебя всему научит!»

Приходилось преподобному и сдерживать чрезмерную ревность молодого подвижника: так, Мартиниану хотелось наложить на себя строгий пост, но он получил только благословение не есть досыта. С благодарностью принимал ученик все наставления своего наставника и хранил их в своем сердце. Рукоположили прп. Мартиниана в сан иеромонаха в молодые годы. Братия любили его, а своих немногочисленных недругов он победил своим всегда ровным, ласковым и почтительным отношением.

Кирилло — Белозерский монастырь, куда прп. Мартиниан пришел, будучи мальчиком. Фото: sunhome.ru

По кончине прп. Кирилла (9 июня 1429) прп. Мартиниан подвизался одно время в отшельничестве на озере Воже, где он основал маленькую обитель, потом по просьбе иноков Ферапонтова монастыря присоединился к ним. Когда же прп. Фера-понт (память его 27 мая) перешел в Можайские пределы для основания там Лужецкого монастыря, то настоятелем вместо него стал прп. Мартиниан.

В 1447 г. в Ферапонтов монастырь приехал из Вологды вел. князь московский Василий II Темный, ослепленный и лишенный престола в предыдущем году князем Димитрием Шемякой, своим двоюродным братом. Он предпринимал поход, чтобы вернуть себе отчий престол. Прп. Мартиниан благословил его и предсказал успех. Предсказание его сбылось. Тогда великий князь пригласил его в Москву, сделал своим духовником, и, по воле его, прп. Мартиниан был назначен настоятелем Троице-Сергиева монастыря.

Ферапонтов монастырь, где прп. Мартиниан служил настоятелем. Фото: restsouz.ru

Однажды один боярин отъехал от великого князя на службу к другому князю. По просьбе вел. князя, обещавшего боярину свои милости, прп. Мартиниан убедил его вернуться. Но когда боярин вернулся, вел. князь приказал его заковать. Тогда преподобный неожиданно явился во дворец и сказал вел. князю: «Зачем ты послал душу мою во ад? Зачем ты приказал заковать боярина, когда я поручился ему спасением души моей? Да не будет же моего благословения ни на тебе, ни на твоем великокняжении!» И, быстро выйдя из дворца, он вернулся в свой монастырь, оставив великого князя ошеломленным его словами.

Когда же собрались бояре, великий князь сказал им: «Смотрите, что сделал со мной этот болотный чернец. Пришел во дворец, когда я его не ожидал, обличил меня и снял с меня свое благословение, лишив меня таким образом великого княжения!» Бояре ничего не понимали. Он же продолжал: «Согрешил я пред Богом и пред ним. Забыл данное мною слово и был несправедлив. Пойдем же в монастырь Пресвятой Троицы просить разрешения моего греха!» Заточенный боярин был немедленно освобожден и осыпан милостями великого князя. Сам же он немедленно поехал в Троицкий монастырь, испросил прощение у преподобного и стал еще более его чтить.

Читайте также:  Спиридон Тримифунтский

В 1455 г. прп. Мартиниан, чувствуя, что он стареет и силы его ослабевают, удалился, ко всеобщему огорчению, на покой в свой Белозерский монастырь. Но ему пришлось опять стать во главе монастыря. Братия приняли его, как дети отца, а настоятель немедленно передал ему свою должность. Прп. Мартиниан продолжал управлять монастырем до самой своей кончины, несмотря на старость и немощь свою. Он окончательно благоустроил его по уставу прпп. Сергия и Кирилла. По рассказам прп. Мартиниана иноком Пахомием Серби-ном было написано житие прп. Кирилла.

Троице — Сергиев монастырь, где прп. Мартиниан служил настоятелем

Последние годы жизни своей прп. Мартиниан настолько уже одряхлел, что ходил в церковь с трудом, опираясь на двух братии. Перед кончиной он сказал: «Отцы и братия! Поступайте во всем, как я поступал, и да пребудут с вами благодать и любовь Божия и Пресвятой Богородицы!»
Скончался он, напутствованный Святыми Тайнами, тихо, точно уснул. Святые мощи его обрели нетленными в 1514 г., когда готовили могилу для его ученика — архиепископа Ростовского Иосафа (Оболенского), который долго жил в Ферапонтовом монастыре на покое. Покоится прп. Мартиниан в своем монастыре под спудом, в церкви, посвященной его имени. Там же хранится его икона (подлинный портрет) и ореховый посох.

Житие его было написано одним из его учеников. На могиле его творилось много чудес, так, исцелился от проказы Стефан Колечков, золотых дел мастер, принятый в монастырь из жалости; исцелился инок Сильвестр, страдавший болезнью ног; глухонемая и слепая женщина, которая после исцеления сказала: «Чудотворец встал из гроба и осенил меня своим крестом». Другая женщина, одержимая, у самых ворот монастыря воскликнула: «Монах бьет меня деревом!» Потом сказала: «Значит, вы не видели монаха, который меня бил, говоря: „Вы всегда проходите мимо моего гроба и презираете меня!» Вот он уходит!» У могилы она продолжала: «Он уже ушел, он был в черном». Служащий иеромонах осенил ее крестом — она успокоилась и исцелилась.

• Кирилло-Белозерский монастырь, в котором с четырнадцати лет подвизался преподобный, и Ферапонтов монастырь, в котором он был настоятелем до отъезда в Москву с вел. князем Василием II Темным (и с 1455 г. по возвращении), входили в состав Новгородской епархии, Расположены они недалеко от г. Белозерска. Ныне Ки-рилло-Белозерский монастырь, находящийся в г. Кириллове Вологодской обл. Ферапонтов монастырь расположен в Кирилловском р-не. (Оба монастыря па территории Вологодской епархии, в Ферапонтовом монастыре возрождена приходская церковная жизнь)
• Св. прп. Мартиниан преставился на 86-м году жизни. Честные мощи его были погребены близ церкви Пресвятой Богородицы.

25 января. Преподобный Мартиниан Белозерский

Аудио

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 25 января, Православная Церковь совершает память преподобного Мартиниана Белозерского.

Преподобный Мартиниан Белозерский, в миру Михаил, родился около 1397 года в деревне Березники, недалеко от Кириллова монастыря. В тринадцать лет он оставил своих родителей и тайно пришел к преподобному Кириллу Белозерскому, о котором ему много рассказывали как о великом подвижнике. Под его руководством преподобный Мартиниан вступил в подвиги иночества. Перед его глазами был живой пример иноческих добродетелей. И какой пример! Живя в одной келье с преподобным Кириллом, Мартиниан видел, что ни естественная слабость, ни недуги не могли ослабить подвигов святого старца, и усердно подражал своему учителю.

Стремясь к воздержанию, он считает пост наслаждением и всячески старается изнурить свою плоть. Молодые силы неудержимо рвутся на подвиги. Ревность юного инока доходит до того, что он просит старца установить ему более строгий пост, чем тот, к какому принуждала братию скудная монастырская трапеза. Опытный старец не дозволил ему этого и приказал есть хлеб с братией, только не до сытости. И днем и ночью, когда преподобный Кирилл стоял на обычном правиле, Мартиниан клал поклоны. Он первым являлся в храм к утреннему славословию и после всех выходил из него. Когда же на юного подвижника нападало смущение от помыслов или разленение, то есть ревность к подвигам ослабевала, он открывал свою душу святому старцу и получал облегчение. В монастыре он обучился грамоте и по благословению преподобного занимался переписыванием книг. Со временем Мартиниан был посвящен в иеродиаконы, а затем в иеромонахи.

После смерти преподобного Кирилла († 1427) блаженный Мартиниан удалился для безмолвия на безлюдный остров, расположенный на озере Воже. Постепенно вокруг него собралось несколько иноков. Преподобный Мартиниан построил для них храм Преображения Господня и ввел общежительный устав. Уступая настойчивым просьбам братии Ферапонтова монастыря, он согласился стать игуменом этой обители и привел ее в цветущее состояние.

Преподобный Мартиниан оказал духовную поддержку великому князю Василию Васильевичу Темному в трудное для него время, когда на московский престол неправедно претендовал его двоюродный брат Димитрий Шемяка. Он всегда был поборником правды и справедливости. Позже, по настоянию великого князя, преподобный принял на себя управление обителью преподобного Сергия Радонежского.

В 1455 году преподобный Мартиниан снова вернулся в Ферапонтов монастырь. Последние годы жизни он тяжело болел, не мог ходить, и братия носила его в храм.

Чувствуя приближение своей кончины, святой старец созвал к себе всю братию, подвизавшуюся с ним, и пред всеми заповедал игумену сохранять предание и устав обители. «Отцы и братия! Поступайте так, как я учил и поступал. Божия же любовь, милость и Пречистая Богородица да будут со всеми вами!» – так закончил свою речь подвижник. Затем он простился с игуменом и братией. Причастившись Святых Таин, преподобный Мартиниан мирно скончался в воскресенье 12 января 1483 года на 86-м году от рождения, прожив в иночестве более 70 лет.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших (226–235);

свт. Саввы, архиеп. Сербского (1237);

мч. Мертия (284–305);

мч. Петра Авессаломита (309–310);

прп. Евпраксии Тавенской (393);

совершается празднование в честь икон Божией Матери, именуемых «Акафистная» и «Млекопитательница».

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от Господа мира душевного, здравия телесного и всесильной помощи во всех добрых делах и благих начинаниях по молитвам ваших небесных покровителей. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),

насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Мартиниан Белозерский

Мартиниан Белозерский
Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские
Икона XVIII века. Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Имя в мируМихаил
Рождениеок. 1400
деревня Сяма, Белозерское княжество
Смерть1483 ( 1483 )
Ферапонтов монастырь, Белозерское княжество
Почитаетсяв Русской православной церкви
Канонизированв 1547 году
В ликепреподобного
День памяти12 (25) января
7 (20) октября

Мартиниан Белозерский (мирское имя Михаил; около 1400—1483) — преподобный Русской православной церкви. Ученик преподобного Кирилла Белозерского. Основатель Вожеозерского Спасского монастыря [1] , игумен Ферапонтова и Троице-Сергиева монастырей. Память его празднуется в день преставления святого 12 (25) января, в день обретения мощей 7 (20) октября, а также в Соборе Вологодских святых в третью неделю по Пятидесятнице.

Содержание

  • 1 Ранние годы и монастырская жизнь
  • 2 «Мартемьянов» монастырь
  • 3 Преподобный Мартиниан и Василий II
  • 4 Последние годы жизни и преставление преподобного
  • 5 Прославление и почитание
  • 6 Ученики Мартиниана Белозерского
  • 7 Примечания
  • 8 Литература

Ранние годы и монастырская жизнь

Согласно житию преподобного, родился он в Белозерском крае, в деревне Сяма [2] близ Кирилло-Белозерского монастыря в крестьянской семье Стомонаховых и при рождении был наречён Михаилом. Примерно десяти лет от роду мальчик был приведён родственниками [3] в Кирилло-Белозерский монастырь к преподобному Кириллу Белозерскому. Отрок сам упросил святого принять его в свою обитель.

Обучением отрока, по благословению преподобного Кирилла, занимался живший неподалёку от монастыря мирской [4] дьяк Олеш (Алексей) Павлов. Впоследствии одним из послушаний Мартиниана стало списание книг. Коснулось его и монастырское послушание в хлебне и поварне. Все свои послушания будущий преподобный нёс со старанием и смирением. Житие отмечает раннее прилежание святого к строгой аскетической жизни: «И воспринимал он пост словно некое наслаждение, а наготу — словно прекрасное одеяние, и таким образом томил свою плоть воздержанием, по словам апостола, „плоть изнуряя, душу же просвещая“».

Способный и образованный юноша, исполненный монашеских добродетелей, ещё в юных годах был пострижен Кириллом Белозерским, а по возмужанию был сделан сначала клириком соборной церкви, а затем хиротонисан в иеромонаха.

Вскоре после преставления своего учителя (в 1427 году), Мартиниан в стремлении к безмолвию ушёл за сто вёрст от монастыря и поселился на острове на озере Воже.

«Мартемьянов» монастырь

Отшельничество Мартиниана на Вожеозере длилось недолго. Как это обычно бывает, узнав о подвигах кирилловского иеромонаха, к нему вскоре пришли другие иноки из Кирилловой братии и уговорили святого принять их. Вскоре была поставлена церковь, которую освятили во имя Преображения Господня. Так возник новый монастырь [5] , получивший впоследствии название Вожеозерского Спасо-Преображенского [6] .

Однако вскоре святой покинул основанный им монастырь, чтобы стать игуменом Ферапонтова монастыря. Ранее основатель монастыря преподобный Ферапонт Белозерский по настоянию можайского князя Андрея Дмитриевича покинул основанную им обитель, чтобы основать близ Можайска Лужецкий Рождества Богородицы монастырь. Очевидно, в Ферапонтовом монастыре не нашлось подготовленного инока, который продолжил бы дело прежнего настоятеля, поэтому братия упросила преподобного Мартиниана стать их игуменом. Мартиниан Белозерский ввёл в монастыре устав преподобного Кирилла, а также, прилагая усилия для благоустройства монастыря, вскоре привёл его в процветающее состояние. Поэтому именно Ферапонтов монастырь со времени игуменства там Мартиниана долгое время носил название «Мартемьяновского».

Преподобный Мартиниан и Василий II

Знакомство преподобного с великим князем Василием Тёмным произошло в 1447 году, когда тот, поддержанный большинством боярства, церковными иерархами и игуменами важнейших монастырей [7] с новонабранным войском проходил через белозерские пределы. Великий князь посетил Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Встреча с Мартинианом, по всей видимости, произвела на него особое впечатление. Житие рассказывает, что великий князь, получив благословение у святого, и, выслушав наставления, пообещал приблизить его к себе. Действительно, вскоре преподобный был поставлен игуменом Троице-Сергиева монастыря. В декабре 1447 года Мартиниан Белозерский подписал послание иерархов Русской Церкви Дмитрию Шемяке, уже как игумен Троице-Сергиева монастыря [8] . Житие сообщает, что преподобный Мартиниан стал духовником великого князя.

Примечателен случай, который показывает, насколько велик был авторитет святого у великого князя. Некий великокняжеский боярин, не названный в источниках по имени, «отъехал» от Василия на службу к тверскому князю. Желая вернуть боярина, князь просил Мартиниана о посредничестве, обещая боярину прощение. Святой выполнил просьбу князя, но по возвращении боярин был брошен в темницу. Узнав от родственников опального боярина о клятвопреступлении великого князя, Мартиниан срочно прибыл в Москву, и со всей решительностью, пренебрегая принятым дворцовым этикетом, обличил Василия: «Зачем боярина того, мною призванного, моею душою, повелел оковать и слово своё преступил? Да не будет мое, грешного, благословение на тебе и на твоем великом княжении!» После этого святой столь же стремительно отбыл назад, в обитель Пресвятой Троицы. Князь, как это не удивительно, раскаялся в своём поступке [9] , прибыл в Сергиев монастырь и просил прощения, а боярин был освобождён и восстановлен в своих правах.

В 1455 году преподобный оставил игуменство в Сергиевом монастыре и вернулся в Ферапонтов. Агиограф святого мотивирует его уход стремлением вернуться к безмолвию, которое было недостижимо для игумена большого, расположенного вблизи столицы монастыря. По другой версии, высказанной Н. С. Борисовым, причиной удаления преподобного из Сергиева монастыря было его отрицательное отношение к убийству Дмитрия Шемяки, совершённого по указу великого князя (в 1453 году). Как и в деле с опальным боярином, преподобный был принципиален, чем и вызвал немилость Василия II. По меньшей мере, после 3 июля 1453 года в великокняжеских жалованных грамотах троицкий игумен перестаёт упоминаться по имени, что свидетельствует об охлаждении к нему Василия, более того, раздражении [10] . Дата совпадает со временем, когда в Москве узнали об убиении Дмитрия. Преемником Мартиниана на игуменстве стал постриженник Пафнутиево-Боровского монастыря Вассиан (Рыло). Он же стал и духовником великого князя.

Последние годы жизни и преставление преподобного

Однако и в Ферапонтовом монастыре ему не удалось в полной мере предаться безмолвию: братия упросила его занять должность монастырского строителя и продолжить попечение об устройстве обители.

В 60-х годах Пахомий Логофет именно со слов Мартиниана написал житие Кирилла Белозерского.

В последние годы жизни преподобный болел, но не оставлял ни келейного правила, ни общей церковной службы. Когда он уже не мог ходить, братия монастыря носила его на руках в храм, чтобы святой мог принять участие в монастырском богослужении.

Преставился преподобный Мартиниан Белозерский 12/25 января 1483 года.

Много выдающихся людей было среди учеников преподобного Мартиниана: одни заняли епископские кафедры, другие — места настоятелей в монастырях, руководителей иноческих братств, третьи просияли святостью жизни и прозорливостью.

Прославление и почитание

Нетленные мощи преподобного Мартиниана были обретены 7/20 октября 1513 года при погребении постриженника Ферапонтова монастыря и его ученика архиепископа Ростовского Иоасафа. К лику святых преподобный Мартиниан был причислен Макарьевским собором в 1547 году. В это же время было написано известное житие преподобного.

В 1641 году над могилой святого был возведён храм во имя преподобного Мартиниана [11] .

19-20 октября 2013 года в Вологодской епархии праздновалось 500-летие обретения мощей преподобного Мартиниана Белоезерского. Богослужение проходило в храме преподобного Мартиниана Феропонтова монастыря. Богослужение возглавил правивший в то время архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (ныне архиепископ Песоченский и Юхновский). Несмотря на сильный и холодный ветер, состоялся многолюдный крестный ход [12] . К празднованию были приурочены двенадцатые Ферапонтовские чтения [13] .

Ссылка на основную публикацию