Мария Магдалина мироносица: Икона, о чем моляться, мощи

Икона святой Марии Магдалины

В православной вере не так много женщин причислены к лику святых. Еще меньше среди них равноапостольных. Поэтому эти святые образы вызывают повышенный интерес и внимание простых христиан. О житие Марии Магдалины и значимости ее образа в христианстве читайте ниже.

Житие святой Марии Магдалины

До встречи с Христом Мария Магдалина была обычной женщиной, блудницей. По иудейским законам женщину за развратные действия прилюдно побивали камнями. Эта же участь миновала Марию благодаря встрече со Христом.

Случилось это, когда некоторые ученики отправились смотреть, как камнями будут бить блудницу. Христос тоже пошел вместе со своими учениками. Как только один из иудеев замахнулся, чтобы бросить в нее камень, Иисус сказал свою знаменитую фразу: «Кто сам не грешен, пусть бросит в неё камень». И никто не осмелился это сделать.

Тогда Христос сказал Марии: «Иди и не греши больше». После чего Мария Магдалина уверовала в христианское учение и стала самой верной и преданной ученицей Христа на протяжении всей земной жизни.

Когда Христа распяли, Мария вместе со своей помощницей принесли мирро, которым собирались помазать тело своего учителя. Однако к входу в пещеру с захоронением Христа их не пустили. Тогда женщины стали молиться и просить, чтобы их пустили.

Они стали читать молитвы и перед ними явились ангелы, одним из которых и был Христос, только в ином обличии. Так Мария Магдалина и другая Мария стали свидетельницами воскрешения Христа и настоящими хранительницами веры.

После вознесения Христа Мария стала проповедовать христианское учение в Италии. При её жизни и после смерти стало происходить множество чудес. Поэтому Мария Магдалина считается одной из самых значимых святых.

Стоит отметить: её почитают как в православном, так и в католическом мире, так как при её жизни церковь была единой и не разделялась ни на католическую, ни на православную, ни на лютеранскую.

История святой Марии Магдалины

Почитать святую Марию в католической церкви принято 4 августа по новому календарю. Православные христиане славят ее на второе воскресенье после Воскрешения Иисуса Христа.

Она была одной из учениц Иисуса Христа. Назвали ее родители в честь городка Магдалы, расположенного в древней Сирии, в котором жила семья и родилась девочка. Говорят, что до первой встречи с Иисусом Мария Магдалина была блудницей и грешницей.

В библии описана история, когда Христос защитил женщину от толпы, предложив тому, кто безгрешен первым бросить в нее камень. С того дня Мария была очищена от демонов и стала одной из последовательниц Иисуса Христа. В память об этом событии в храмах существует православная икона Марии Магдалины.

Она была одной из самых верных учениц сына Божьего. Смотрела на мир с любовью и нежностью. Мария оказалась единственной, кто не покинул Иисуса, когда стражники взяли его под охрану. Потому что ее вера и почтение в Бога, оказались сильнее, чем боязнь за собственную жизнь.

Рядом с Божьей Матерью она находилась у распятого на кресте Иисуса. В библии написано, что, когда Христу пронзили копьем сердце, Мария Магдалина испытала страшнейшую сердечную и душевную боль. Она вместе с самыми верными его учениками положила тело Иисуса на плащеницу и отнесла в пещеру, вход в которую закрыли тяжелым камнем.

В наши дни икону равноапостольной мироносицы Марии Магдалины посещают в Иерусалиме тысячи паломников каждый день. Поклониться святым мощам Магдалины можно в столице Франции, а также в монастырях, расположенных на горе Афон, а также в Иерусалиме. Сейчас православная и католическая церкви расходятся во мнениях о том, где находятся истинные останки этой святой. Католики утверждают, что посетить их ранее можно было в городке Везле. Откуда затем их переместили в Сен-Максимен-ла-Сент-Бом, поскольку последние годы своей жизни Мария Магдалина провела в Марселе.

Описание иконы

Традиционное изображение святой — с каким-либо атрибутом в руках. Чаще всего это алавастр, то есть флакон для хранения благовоний. Он является символом, знаком Марии Магдалины как омывшей ноги Иисусу Христу миром, а также обозначающий ее как жену-мироносицу.

Всего в иконописи и искусстве вообще известно несколько вариантов изображения Марии Магдалины:

  1. С сосудом благовоний. О нем уже упоминалось выше.
  2. Как свидетельница Распятия. Православные иконописцы изображают святую среди святых жен, стоящих подле Креста. Западноевропейские живописцы — рыдающей у Распятия и целующей стопы Христа.
  3. Оплакивающая Христа. В православной иконографии элементы сцены есть в «Положении во гроб». В западноевропейском искусстве — Мария Магдалина изображается плачущей, поддерживающей стопы Господа Иисуса Христа.
  4. Присутствующая при положении во гроб.
  5. Среди жен-мироносиц. В любой традиции Мария Магдалина изображается в числе женщин, которые пришли намазать благовониями тело Иисуса и обнаружили лишь пелены, которыми было укутано Его тело.

Икона «Жены Мироносицы у гроба Господня»

Очень редко в православном искусстве на иконах встречается сцена, на которой изображено явление Иисуса Христа Марии Магдалине после Его воскресения из мертвых. Женщина сразу не узнает Господа и принимает Его за садовника. Обычно это греческие иконы (критская школа) или написанные под влиянием западноевропейского искусства.

Видео «Краткая история жизни Марии Магдалины»

В этом видеосюжете описываются ключевые моменты из жизни мироносицы.

Описание иконы

В православной религии Мария Магдалина изображена с красным пасхальным яйцом и сосудом с маслом миро. На одном из вариантов иконы Мария изображена обнимающей правую ногу Иисуса, распятого на кресте. В католичестве нередки изображения святой с распущенными волосами, держащей сосуд с благовониями. В некоторых версиях иконы Мария Магдалина держит человеческий череп.

В чем помогает и от чего защищает икона

Перед ликом святой молятся об обретении истинной веры в Господа. Обращаются к ней с просьбами о помощи в избавлении от пагубных привычек и искушений: привязанности к алкоголю, наркотикам, табаку. Мария Магдалина способна защитить верующих от порчи, сглаза, магического воздействия. Считается, что молитва перед образом способна избавить просящего от различного рода телесный и душевных недугов. Ей можно помолиться об отпущении грехов тем, кто искреннее раскаивается в совершенных проступках. Женщины молятся Марии Магдалине об отпущении грехов после прерывания беременности.

Чудеса святой равноапостольной

С фигурой святой и ее мощами связывают немало чудесных и удивительных явлений. Так, в 1912 году случилось нашествие саранчи на город Салоники. Не зная, как спастись от насекомых, христиане обратились за помощью к равноапостольной. Молитвы были услышаны, саранча покинула город.

В 1945 году монастырь Иверон охватило сильное пламя. За несколько часов огонь распространился на огромную территорию. Местные жители испугались, что горят расположенные поблизости с городом леса. Монахи Неофит и Пантелеймон взяли фрагмент мощей святой Марии Магдалины и отправились к очагу возгорания. Мощи и молитва остановили огонь, пожар был ликвидирован.

Молитвы перед иконой

О, святая мироносице и всехвальная равноапостольная Христова ученице Магдалино Марие! К тебе, яко верней и мощней о нас к Богу ходатаице, грешнии и недостойнии ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец, наших молимся. Ты в житии своем страшныя козни бесовския испытала еси, но благодатию Христовою явно тех свободила еси; и нас молитвами твоими от сети бесовския избави, да непрестанно во всем житии нашем делом, словом, мыслию и тайными помышлениями сердец наших верно послужим единому Святому Влaдыце Богу, якоже тому обещалися есмы. Ты паче всех благ земных сладчайшаго Господа Иисуса возлюбила еси и тому чрез все житие добре последовала еси, Божественными учении Его и благодатию не токмо свою душу питающи, но и множество людей от тьмы языческия ко Христа чудному свету приводящи: то ведуще просим тя: испроси нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую, да ею oceняеми преуспеваем в вере и благочестии, в подвизех любве и самоотвержения, да неленостно тщимся служити ближним в их нуждах духовных и телесных, памятующе пример твоего человеколюбия. Ты, святая Марие, бодренно благодатию Божиею протекла еси житие на земли и мирно отошла еси ко обители небесныя: моли Христа Спаса, да молитвами твоими сподобит нас непреткновенно соверщити странствие наше в сей юдоли плача и в мире и покаянии скончати живот наш, да тако и в святости на земли поживше, вечныя блаженныя жизни на небеси сподобимся и тамо с тобою и всеми святыми вкупе выну восхвалим Троицу нераздельную, воспоим Едино Божество, Отца и Сына и Духа Всесвятаго во веки веков. Аминь.

О, святая мироносице, равноапостольная Магдалино Марие! Ты теплою любовию своею ко Христу Богу попрала еси злыя козни вражия и обрела еси безценный бисер Христа и достигла еси Царства Небеснаго. Сего ради к тебе припадаю и умиленною душою и сокрушенным сердцем вопию ти аз недостойный: призри с высоты небесныя на мя боримаго греховными искушениями; виждь, коль многими грехи и беды на всяк день враг запинает мя, ищя моея погибели. Славная и всехвальная ученице Христова, Марие! Умоли возлюбленнаго тобою, и возлюбившаго тя, Христа Бога, да подаст ми оставление многих моих прегрешений, укрепит мя благодатию своею трезвенно и бодренно шествовати путем святых заповедей Его и да соделает мя благоуханным храмом Духа Святаго: да тако в мире непос-тыдно скончаю многотрудное житие мое на земли и вселюся во светлыя и блаженныя обители рая небеснаго, идеже ты со всеми святыми непрестанно радостно славословиши единосушную Троицу, Отца, Сына и Духа Всесвятаго. Аминь.

Символ Марии Магдалины

Яйцо, которое держит Мария Магдалина на иконе, указывает на свидетельство страданий Христа и его земной жизни. В памяти воскрешено и то событие, когда Мария проповедовала христианство и яйцо покраснело в её руке.

Однако этот символ имеет несколько значений. В данной концепции он означает и то, что Мария первая из женщин стала свидетельницей страданий и воскрешения Христа, что и символизирует яйцо, залитое кровью – то есть земную жизнь Христа, залитую страданиями.

Этот символ и даёт надежду на то, что жизнь каждого человека, каких страданий ни была бы полна, всегда находится у власти Христа и не стоит надеяться только на земное.

Череп на иконе означает пережитое страдание Христа или, по другим версиям, прощение греха Адаму, который не послушался Бога ещё в раю.

Величание Марии Магдалины

День памяти равноапостольной Марии Магдалины припадает на 4 августа. Также днем поминовения святой считается третье воскресенье после Пасхи. Именно в этот день читают молитвы в честь всех женщин-мироносиц.

Где находятся мощи

В Православной Церкви достоверная информация о местонахождении мощей святой равноапостольной отсутствует. Незначительные частицы мощей Марии Магдалины находятся в четырех монастырях Афона: Кутлумуш, Дохиар, Эсфигмен и Симонопетра.

Католики придерживаются версии, что мощи равноапостольной хранятся в церкви Сен-Максимен-ла-Сент-Бом (Франция).

Храмы в честь святой

В честь мироносицы Марии Магдалины возведено множество церквей и монастырей – более 140 храмов Божьих. Большая часть из них расположена в России, Украине, Израиле, Беларуси, Казахстане, Польше, Латвии, Молдове, Франции, Германии и других странах.

Однако самой известной считается православная церковь Св. Марии Магдалины в Восточном Иерусалиме. Храм был возведен на склоне горы Елеонской близ гробницы Богородицы в Гефсимании. Выполненная из серо-белого иерусалимского камня церковь считается образцом русской архитектуры.

Иконы и изображения

В христианстве представлено несколько иконографических изображений Марии Магдалины. Чаще всего мироносицу изображают в полный рост. В одной руке она держит пасхальное яйцо, в другой – сосуд/чашу с миром. Благовонное масло используют в иудейских обрядах погребения.

Чаще всего святую равноапостольную изображают в полный рост

Второй не менее распространенный лик – сцена распятия Христа. Лицо равноапостольной в слезах, при этом она держит распятого Иисуса Христа за ногу. Значительно реже встречаются иконы с изображением плачущей Марии при погребении Господа Бога.

В православных и католических храмах встречаются иконы, где изображена сцена воскрешения Господа и Его встреча с мироносицей.

Самые почитаемые на территории России иконы с ликом Марии Магдалины находятся:

  • собор Измайловский (Санкт-Петербург);
  • монастырь Троицкий (Дивеево);
  • Никольский собор (Орловская область);
  • храм в деревне Улиткино (Московская область);
  • пустынь Марие-Магдалиновская (Краснодарский край).

Праздник Марии Магдалины

Этот день празднуется через 3 недели после Пасхи (каждый год в разное время) или 4 августа. В это время принято вспоминать о Марии, женщинах и делать им подарки.

Праздником Жен Мироносиц тоже считается день Марии Магдалины. Именно в это время празднуется женский день в православии. В некоторых храмах в это время раздают женщинам шоколадки или цветы.

Значение образа в христианстве

Читать молитвы пред ликом святой можно в любом храме Божиим. При отсутствии возможности посещения церкви молитвы можно читать в домашних условиях.

Святая равноапостольная помогает:

  • избавиться от бесов и исцелиться от недугов душевных и физических;
  • искоренить пагубные привычки;
  • не допустить греховной связи и неблагочестивых поступков;
  • поставить защиту от темных сил;
  • вернуться в веру христианскую.

Нередко к святой обращаются женщины с мольбами о прощении земных грехов, связанных с прерыванием беременности.

Молитвы мироносице помогают укрепить веру

Мощи Марии Магдалины во Франции

Мощи Марии Магдалины обладают большой силой. Обычно они помогают при лечении женских болезнях или при неудачах в личной жизни. Именно по этой причине к ним ежегодно приезжает множество паломников и получают исцеления или происходят чудеса.

Где находится икона

Икону святой Марии Магдалины можно найти более чем в семидесяти храмах по всей России. Наиболее известны следующие храмы и церкви:

  • церковь Марии Магдалины в Улиткино, Московской области;
  • церковь Марии Магдалины при детской городской больнице № 2 в городе Санкт-Петербург;
  • собор Живоначальной Троицы в городе Санкт-Петербург;
  • церковь Марии Магдалины в Павловске, Ленинградской области;
  • церковь Марии Магдалины в Серафимо-Дивеевском Троицком монастыре в Дивеево, Нижегородской области;
  • Мария-Магдалиновская пустынь в Краснодарском крае;
  • церковь в Никольском, Орловской области;
  • церковь в Андреево-Мелентьево, Ростовской области;
  • храм-памятник в Симферополе.

Приобретя эту поистине удивительную икону в свой домашний иконостас, вы сможете обрести защиту для себя и своей семьи, помолиться о здравии и избавлении от жизненных трудностей. Не забывайте, что истинная вера способна творить чудеса и помогать даже в самых сложных ситуациях. Желаем вам всего самого наилучшего, и не забывайте нажимать на кнопки и

Киккская икона Божией Матери

Чудотворная икона Богоматери, названная в честь горы Киккос, помогает людям исцелить самые тяжелые недуги. Обратившись …

Иверская икона Божией Матери: описание, значение, молитвы

Святой образ Иверской Богородицы известен каждому православному христианину. Чудеса, совершенные иконой, сохранились в преданиях и …

Икона «Отечество»

Икона «Отечество» — самый обсуждаемый из образов в православии. Он заключает в себе изображение триединства …

22 декабря: молитвы в день иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»

В православии есть множество икон, но некоторые почитаются верующими особенно сильно. Одной из таких икон …

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святые мученики Маркиан и Мартирий

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Сегодня икона святых нотариев Мартирия и Маркиана находится практически в каждом храме. Святые сыграли огромную роль в истории православия. Согласно церковной истории известно, что православная церковь и вера, в разные времена потерпала от гонений и расколов. Во времена нечистивой Арии православие также поддалось большим раздорам. В те времена веряне подвергались не просто гонениям, но и жестоким испытаниям. Их избивали, убивали, мучили и т.д. В те времена жили святой Павел и его ученики Марикиан и Мартирий. Когда преподобный Павел умер, ариане направили свою ярость и зло на его учеников.

Житие святых мучеников

Мученики служили в Константинопольском соборе. Маркиан служил чтецом, а Мартирий – иполиаконом. Они были секретарями святого Павла. Как гласит история Патриарха Павла ариане тайно выманили и изгнали из города. Позже его жестоко казнили.

Ученики святого Павла отличались сильной и ярой верой к Господу Богу. Ариане не могли этого простить и решили заставить отказаться их от нее. Они сначала пробовали сделать это хитростью, предлагая богатство и мирские блага. Но когда они не повелись на золото и богатство, а остались преданными вере их приказали осудить на смерть. Ученики не испугались. Они несмотря ни на что продолжали исповедовать и проповедовать православие.

Читайте также:  Молитва и Икона Николаю Чудотворцу отзывы

Узнав об этом, ариане арестовали их и повели на казнь. Святые мученики помолившись приняли свое участие преклонили свои головы под меч. С тех пор пошла слава о вере и святых. Молитву мученикам Марикиану и Мартирию у святого лика возносят и сегодня многие веряне. Все это потому, что их икона обладает чудотворной силой, и оказывает помощь всем нуждающимся.

В чем помогают Маркиан и Мартирий

Прежде всего нужно сказать, что существует святой лик мучеников. На ней они изображены вместе. Икона достаточно редкая. Ее не возможно встретить в каждом храме. В свободном доступе она находится в Веденском монастыре.

Не смотря на ее редкость рядом с ней собирается много людей, чтобы вознести молитвенные прошения:

  • об исцелении от тяжких недугов;
  • об укреплении веры;
  • просят советы как быть в той или иной тяжелой ситуации;
  • бизнесменам помогает наладить бизнес;
  • просят об защите от всего негативного;
  • просят защиту от магии и «злого глаза»;
  • просят поддержки в тяжелых жизненных ситуациях.

Более того, святые считаются покровителями юристов, нотариусов и всех профессий связанных с правоведением. Так как святые при жизни были нотариатами. Они были мудрыми и умными, давая советы всем кто об этом просил.

К святым принято обращаться специальной молитвой,которую с легкостью можно найти в православном молитвослове. Священнослужители также говорят, что можно обращаться и своими словами. Ведь в тяжких ситуациях не всегда можно найти или вспомнить специальное прошение.

Святые помогают всем людям, которые нуждаются в этом. Они посылают советы и напутствие на праведную жизнь. Очень важно, при полученной помощи обязательно прийти в храм и поблагодарить их за это, зажег свечу перед иконой. Ни для кого не секрет, что особой силой молитва обладает в дни памяти святых мучеников Маркиана и Мартирия.

День памяти святых мучеников

Этот день отмечается православными храмами 7 ноября. В этот день в храме совершаются праздничные молебны. Очень часто на такие литургии приходят юристы и нотариусы, чтобы мысленно с молитвой поблагодарить святых за покровительство и помощь в работе.

Если нет времени посетить в этот день храм, тогда можно обратится к святым со словами благодарности дома у иконы с их образами. При этом зажгите свечу и вспомните все положительные моменты связанные со своей работой. Ведь они совершались с благословения святых.

В храмах в день почитания читают акафист мученикам Маркиану и Мартирию, величание и молитву.

Ирмо́с: Триста́ты кре́пкия, Рожде́йся от Де́вы, безстра́стия во глубине́, души́ трича́стное потопи́, молю́ся, да Тебе́, я́ко в тимпа́не, во умерщвле́нии телесе́ побе́дное воспою́ пе́ние.

Превесьма́ све́том Святы́я Тро́ицы осия́еми при́сно, свети́льницы непреле́стнии быва́ете, святи́и, те́м, ве́рою светоно́сный пра́здник ва́ш дне́сь соверша́юще, све́тло весели́мся.

Ви́дети, на земли́ возсия́вшее Сло́во, из Де́вы на́с ра́ди жела́юще, страда́льцы, Отцу́ Единосу́щна Сего́ испове́дающе, ну́жднейшую сме́рть, по́мыслом крепча́йшим, пострада́сте.

Па́вла му́драго, богоглаго́льницы, я́вльшеся после́дователе и ученицы́, единоче́стна Отцу́ Сы́на пропове́дасте, те́м, мечи́ ссече́ни бы́вше, излия́нием кро́ве, страстоте́рпцы, зе́млю освяти́сте.

Богоро́дичен: Безнача́льнаго Сы́на Бо́жия заче́нши, воплоти́ла еси́, Чи́стая, быва́ема Челове́ка за ми́лость неизглаго́ланную, те́м, Тому́ покланя́ющеся, благоче́стно Тя́ сла́вим, вину́ все́х обоже́ния.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Не му́дростию, и си́лою, и бога́тством хва́лимся, но Тобо́ю, О́тчею ипоста́сною Му́дростию, Христе́: не́сть бо свя́т, па́че Тебе́, Человеколю́бче.

Правосла́вия просвеща́еми Боже́ственным Ду́хом, А́риево омраче́ние отню́д прогна́сте, свиде́тели бы́вше Вседержи́теля.

Ра́вно Сло́во Отцу́ догма́тствующе, святи́и, разсуди́сте умре́ти, Маркиа́не и Марти́рие, и к безконе́чней Жи́зни преидо́сте.

Воинствосло́вием свяще́нным а́нгелом сочисли́стеся и му́ченик лико́м пресве́тло совокупи́стеся, те́м честну́ю ва́шу па́мять похваля́ем.

Богоро́дичен: Упещре́на ря́сны златы́ми я́ко Цари́ца, Царя́ и Бо́га одесну́ю ны́не предстои́ши, Влады́чице, моля́щи о рабе́х Твои́х.

Седа́лен, гла́с 3.

Повеле́ние Боже́ственное испове́дающе да́же до кро́ве, е́же о Не́м прия́сте, му́ченицы сла́внии, злове́рных пре́лесть обличи́вше и правосла́вную ве́ру соблю́дше, но моли́теся Христу́ Бо́гу непреста́нно дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Богоро́дичен: Боже́ственнаго естества́ не отлу́чся, пло́ть бы́в во чре́ве Твое́м, но Бо́г вочелове́чся и пребы́сть, И́же по рождестве́, Ма́терь, Тя́ Де́ву, я́ко пре́жде рождества́, сохрани́в Всенепоро́чну еди́н Госпо́дь. Того́ приле́жно моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Крестобогоро́дичен: Нескве́рная А́гница Сло́ва, Нетле́нная Де́ва Ма́ти, на Кресте́ зря́щи пове́шена из Нея́ без боле́зни Прозя́бшаго, ма́терски подо́бно, рыда́ющи, вопия́ше: увы́ Мне́, Ча́до Мое́, ка́ко стра́ждеши во́лею, хотя́ изба́вити от страсте́й безче́стия челове́ка?

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Седя́й в сла́ве на Престо́ле Божества́, во о́блаце ле́гце прии́де Иису́с Пребоже́ственный нетле́нною дла́нию и спасе́ зову́щия: сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.

До́блим по́мыслом и соверше́нною му́дростию правосла́вия, му́ченицы Госпо́дни, утверди́вшеся, му́ченически по́двиг соверши́сте, ерети́ческую тму́ отгна́ли есте́.

И́же Сло́ва не пропове́дав Отцу́ Единосу́щна, разгне́вався несмы́сленно на му́ченики, удави́ся жи́лами свяще́нных ва́ших по́двиг и погрузи́ся кро́вными тече́ньми, Бо́жиею благода́тию.

Во́инствовавше Го́споду ве́рою, святи́и, и пострада́вше, небе́сным во́инством сочисли́стеся, те́м ублажа́етеся, укрепле́ние на́ше и просвеще́ние быва́юще.

Сосцы́ церко́внии, млеко́ источа́ющии правосла́вия, и благочести́выя пита́ющии, Маркиа́н до́блий и Марти́рий, да похва́лятся ра́достными песнопе́нии.

Богоро́дичен: Свяще́нный дре́вле проро́к го́ру Боже́ственную нарече́, доброде́тельми, Де́во Пречи́стая, весьма́ осене́ну: из Нея́же Сло́во Спаси́тельное яви́ся, на обновле́ние и просвеще́ние душа́м на́шим.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Нечести́вии не у́зрят сла́вы Твоея́, Христе́, но мы́ Тя́, Единоро́дне, Оте́ческия сла́вы Сия́ние Божества́, от но́щи у́тренююще, воспева́ем Тя́, Человеколю́бче.

Прему́дрых яви́стеся догма́тов после́дователи Па́вла, священноде́теля боже́ственнаго, его́же нра́вы, му́ченицы, подража́вше, терпели́вно пострада́сте и зако́нно венча́стеся.

Я́ко зве́зды сия́ете на высоте́ честны́я Це́ркве све́тло, тму́ глубоча́йшую отгоня́юще А́риевы е́реси, му́ченицы до́блественнейшии.

Удали́вшеся, святи́и, жития́ красо́т, прибли́жистеся Христу́, мале́йшею же кро́вию недви́жимое Ца́рство, сла́внии страстоте́рпцы, насле́довасте.

Богоро́дичен: И́стинна родила́ еси́ Сы́на на земли́, единосу́щна Отцу́ и Боже́ственному Ду́ху, Богороди́тельнице, Его́же непреста́нно моли́ уще́дрити ду́ши на́ша.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Приидо́х во глубины́ морски́я, и потопи́ла мя́ е́сть бу́ря мно́гих грехо́в, но я́ко Бо́г из глубины́ возведи́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.

Глаго́лом после́дующе па́стыря, прему́драго Па́вла, правосла́вную ве́ру соблюдо́сте, и я́ко а́гнцы, кровопи́иц мечи́ закала́етеся, ра́дующеся.

Честна́ пред Го́сподем, благосла́внии, ва́ша сме́рть яви́ся, му́дрии ору́жницы, те́м почестьми́ ле́тними, святи́и, от все́х ублажа́етеся.

Ва́с, до́блия страстоте́рпцы, Маркиа́не всеблаже́нне и Марти́рие, исто́чник чуде́с Христо́ва Це́рковь иму́щи, ве́чно весели́тся.

Богоро́дичен: Усты́ и язы́ком Ма́терь Тя́ всеи́стинно, Де́во, Бо́га на́шего испове́дуем, Того́, Чи́стая, приле́жно моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Конда́к, гла́с 4..

Подви́гшеся до́бре от младе́нства, Маркиа́не с му́дрым Марти́рием, отсту́пника А́рия низложи́сте, невре́дно сохра́нше правосла́вную ве́ру, Па́влу после́дующе, му́дрому учи́телю, те́мже с ни́м обрето́сте живо́т, я́ко Тро́ицы побо́рницы изря́днейшии.

Я́ко служи́телие благоче́стия Бо́га Человеколю́бца, дво́ице благослове́нная, предвари́те мя́ ско́ро и лю́тых изба́вите, сло́во ми́ му́дрости подаю́ще, ва́ше похвали́ти страда́ние, е́же за ве́ру, святи́и, нра́вом несомне́нным пострада́вше, венцы́ прия́сте небе́сныя. Лико́м страда́льцев, и апо́столов, и учи́телей, и честны́х архиере́ев свесели́теся, я́ко пропове́дницы Бо́жия Сло́ва и Тро́ицы побо́рницы изря́днейшии.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Авраа́мстии иногда́ в Вавило́не о́троцы пе́щный пла́мень попра́ша, пе́сньми взыва́юще: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

После́дующе до́бре свяще́ннаго па́стыря, правосла́вием удобря́еми, рука́ми закла́ни бы́сте злосла́вных всу́е, пресла́внии ору́жницы.

Законоположе́ние Бо́жие невреди́мо ве́рно сохра́нше, му́ченицы боже́ственнии, зако́нно пострада́сте, от ру́к беззако́нных ку́пно закла́ни бы́вше.

По погребе́нии свяще́ннем, приходя́щим с ве́рою ко гро́бу ва́шему, неду́ги погреба́ете, святи́и, е́же к Жизнода́телю, святы́м хода́тайством ва́шим.

От исто́чников та́инственно свяще́нных почерпа́юще Боже́ственную благода́ть целе́ний, ве́рныя напоя́ете, неду́г вся́кое изсуша́юще умноже́ние.

Богоро́дичен: Изба́вленнии Твои́м Рождество́м, Богома́ти, ве́чнаго осужде́ния, — ра́дуйся, — зове́м Ти́, при́сно Благослове́нная и Обра́дованная.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Изба́вителю все́х Всеси́льне, посреде́ пла́мене благоче́ствовавшия, снизше́д, ороси́л еси́ и научи́л еси́ пе́ти: вся́ дела́, благослови́те, по́йте Го́спода.

Я́коже два́ а́гнца, закала́етеся, А́гнца Бо́жия, единосу́щна Отцу́ пропове́дающе, и трапе́зе вы́шней принесе́ни бы́вше, страда́льцев собо́ру сочетава́етеся.

Укрепля́еми си́лою Ду́ха, искорени́сте пре́лести свире́пство, и кре́пко пострада́вше, лю́те осла́бленныя немощьми́, му́дрии исцеля́ете му́ченицы.

Вра́чеве страсте́й бы́вше ду́ш на́ших, святи́и му́ченицы, лю́тыя неду́ги и привоста́ния проти́вная разреши́те боже́ственными моли́твами.

Воспева́ем Отца́ нерожде́ннаго, и Сы́на, и Ду́ха Свята́го, еди́но существо́ несозда́нно и Божество́ еди́но, и вопие́м согла́сно: вся́ дела́ благослови́те Госпо́дня Го́спода.

Богоро́дичен: Умерщвле́нныя ны́ оживи́ла еси́, Жи́знь все́х ро́ждшая, Богороди́тельнице Влады́чице, му́чеников сла́ва и пра́ведных, и прегреше́ний те́плое очисти́лище.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Е́ва у́бо неду́гом преслуша́ния кля́тву всели́ла е́сть, Ты́ же, Де́во Богоро́дице, прозябе́нием чревоноше́ния ми́рови благослове́ние процвела́ еси́. Те́м Тя́ вси́ велича́ем.

Кре́постию вжиля́еми Боже́ственною, сме́рти, страстоте́рпцы, не убоя́стеся, но, усе́рдно подло́жше мече́м вы́и, испо́лнисте до́блественно по́двиг боже́ственный, те́м досто́йно блажите́ся.

Я́ко два́ свети́льника све́тла, просвеща́ете вселе́нныя исполне́ния Боже́ственными страда́ний светлостьми́, Маркиа́не му́дре и Марти́рие, тму́ мра́чныя е́реси А́риевы отгоня́ще.

Венцы́ сла́вы от Бо́га, победи́вше слепоу́мнаго Македо́ния, прия́сте досто́йно; и престо́лу Влады́чню предстоя́ще, прегреше́ний на́м проси́те разреше́ние соверше́нно, достосла́внии.

Па́мять боже́ственная ва́ша возсия́ со́лнца светле́йши, все́х просвеща́ющи сердца́ сию́ соверша́ющих, блаже́ннии, в не́йже умоли́те Го́спода, тмы́ согреше́ний на́с изба́вити.

Богоро́дичен: Све́та жили́ще, Чи́стая, су́щи, души́ моея́ зе́ницы просвети́, очерне́вшия небреже́нием и тмо́ю неве́дения глубоча́йшею всегда́ одержи́мыя, Всенепоро́чная, я́ко да ве́рою ублажа́ю Тя́.

Свети́лен.

Па́вла всеблаже́ннаго после́дователи бы́вше, тече́ние соверши́сте, Христо́ва Ца́рствия и Сла́вы безсме́ртныя с ни́м получи́сте со все́ми святы́ми, и предстоите́ ку́пно Тро́ице Честне́й, славосло́вяще Ю досто́йно.

Богоро́дичен: Похваля́ют Рождество́ Твое́ безпло́тных чи́ни, ра́дости бо су́щия на земли́ Ты́ испо́лнила еси́ еди́на, те́м Тя́, Пренепоро́чную, ве́рнии сла́вим, пе́сньми славосло́вяще: Све́т бо су́щим во тме́ возсия́ла еси́, я́ко у́тро возсиява́ющее де́нь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святых мучениках:

Читайте еще:

  1. Икона Божьей Матери «Почаевская» в чем помогает, от чего защищает
  2. Преподобный Венедикт Нурсийский
  3. Святитель Тарасий, патриарх Константинопольский
  4. Святой Симеон Сербский, Мироточивый
  5. Святой Лаврентий Черниговский
  6. Преподобный Мартиниан Белозерский
  7. Икона Святой Елены в чём помогает
  8. Пряжевская икона Божией Матери о чем молятся, как помогает
  9. Священник Павел Флоренский, биография
  10. Икона «Спорительница хлебов» в чем помогает и как молиться
  11. Икона Всевидящее Око в чем помогает?
  12. Икона апостола и Евангелиста Луки
  • Иконы
  • икона
  • Маркиан и Мартирий

One thought on “ Святые мученики Маркиан и Мартирий ”

Я проживаю в Германии и хотела бы приобрясти для своего начальника икону святых Маркиана и Макария.

Подскажите пожалуйста как это можно поскорее сделать.

Страдание мучеников Маркиана и Мартирия

6 ноября Церковь вспоминает страдание святых мучеников Маркиана и Мартирия, которые жизнь свою отдали за чистую веру в Господа нашего Иисуса Христа!

Страдание мучеников Маркиана и Мартирия

Когда нечестивая ересь Ария, распространяясь, произвела великие раздоры в Христовой Церкви, тогда начались на верующих христиан жестокие гонения как со стороны ариан, так и со стороны идолопоклонников. В это время были преследуемы, мучимы, изгоняемы и убиваемы все, кто признавал Христа Творцом, а не тварью, – вочеловечившимся Богом, а не простым человеком.

Особенно ариане усилились с того времени, когда и сам царь Констанций, сын Константина Великого, впал в ту же ересь и приблизил ко двору своему двух великих сановников, Евсевия и Филиппа – ариан, которые ревностно преследовали православных и причиняли зло Христовой Церкви. Так, они были виновниками изгнания и смерти святого отца нашего Павла Исповедника, патриарха Константинопольского. Отославши его в Армению, они научили своих единомысленников удавить его, что те и исполнили. Вместо него они возвели на патриарший престол Македония. И многих других исповедников и учителей благочестия они также погубили различными способами.

Среди сих ревнителей Христовой веры были двое, Маркиан и Мартирий, которые своим учением и писаниями украшали Церковь Божию и, «яко два церковная сосца, учения млеко источа, духовная чада напаяху». Ранее они состояли при упомянутом святом исповеднике Павле: Маркиан чтецом, а Мартирий иподиаконом. Были же они нотариями, писавшими учения патриарха и излагавшими деяния, коими утверждалось благочестие. Вместе с тем, они и сами были великими проповедниками слова Божия и поборниками Церкви, которую они, подобно двум щитам, защищали от еретических стрел. Господь дал им, как верным ученикам Своим, уста и премудрость, которой не могли ни противоречить, ни противустать все, противившиеся им (Ср. Лк.21:15), – ариане. По изгнании и смерти святого Павла, ересеначальники обратили свой яд на учеников его, Маркиана и Мартирия. Прежде всего, скрыв свою злобу в лукавстве, как искру огня в пепле, они пытались хитрою лестью обратить их от православия к своему нечестию. Они предлагали угодникам Божиим много золота, обещали исходатайствовать им у царя великие милости, возвести их на архиерейские кафедры и сделать их обладателями больших имений, если только они согласятся со вводимою ими ересью.

Но угодники Божии презрели все сие: золота не приняли, обещанные им почести отвергли и над лукавством нечестивых посмеялись, предпочитая принять, ради благочестия, поношение, бесчестие, муки и даже смерть, нежели, живя в ереси, пользоваться богатством, славою и почетом. Тогда еретики, видя, что ничем не могут склонить святых исповедников к своему зловерию, осудили их на смерть, которой святые желали, ради Христа, больше самой жизни. Когда они были схвачены и приведены на место казни, то попросили себе немного времени для молитвы. Возведя очи к небу, и воздевши руки, они молились:

– Господи Боже, создавши невидимо сердца наши, устрояющий все дела наши, приими с миром души рабов Твоих, ибо мы умерщвляемся за Тебя и вменились, как овцы заколения (Пс.32:15; 43:23). Мы радуемся, что такою смертью исходим из сей жизни ради Твоего имени. Сподоби нас быть причастниками вечной жизни у Тебя, Источника жизни.

Так помолившись, они преклонили под меч свои святые главы и были казнены злочестивыми арианами за исповедание Божества Иисуса Христа. Некоторые из верующих взяли их честные мощи и погребли у ворот Меландийских, в том же городе Константинополе. Впоследствии святой отец наш Иоанн Златоуст построил в память их церковь, в которой подавались болящим различные исцеления, по молитвам святых мучеников, во славу Бога, прославляемого в Троице во веки. Аминь.

Кондак (краткая молитва)

Подвигшеся добре от младенства, Маркиане с мудрым Мартирием, отступника Ария низложисте, невредну сохранше православную веру, Павлу последующе мудрому учителю. Темже с ним обретосте живот, яко Троицы поборницы изряднейшии.

Святии мученицы Маркиане и Мартирие, молите Бога о нас!

7 ноября. Мученики Маркиан и Мартирий

Аудио

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 7 ноября, Православная Церковь совершает память святых мучеников Маркиана и Мартирия.

Когда нечестивая ересь Ария, распространяясь, произвела великие раздоры в Христовой Церкви, тогда начались на верующих христиан жестокие гонения как со стороны ариан, так и со стороны идолопоклонников. В это время были преследуемы, мучимы, изгоняемы и убиваемы все, кто признавал Христа Творцом, а не тварью, – вочеловечившимся Богом, а не простым человеком.

Особенно ариане усилились с того времени, когда и сам царь Констанций, сын Константина Великого, впал в ту же ересь и приблизил ко двору своему двух великих сановников, Евсевия и Филиппа, – ариан, которые ревностно преследовали православных и причиняли зло Христовой Церкви. Так, они были виновниками изгнания и смерти святого отца нашего Павла Исповедника, патриарха Константинопольского. Отославши его в Армению, они научили своих единомысленников удавить его, что те и исполнили.

Вместо него они возвели на патриарший престол Македония. И многих других исповедников и учителей благочестия они также погубили различными способами. Среди сих ревнителей Христовой веры были двое, Маркиан и Мартирий, которые своим учением и писаниями украшали Церковь Божию и, «яко два церковная сосца, учения млеко источа, духовная чада напаяху» (Минея служебная, октябрь, 25-й день, песнь 4).

Ранее они состояли при упомянутом святом исповеднике Павле: Маркиан чтецом, а Мартирий иподиаконом. Были же они нотариями, то есть секретарями, писавшими учения патриарха и излагавшими деяния, которыми утверждалось благочестие.

Читайте также:  священнослужитель

Вместе с тем они и сами были великими проповедниками слова Божия и поборниками Церкви, которую они, подобно двум щитам, защищали от еретических стрел. Господь дал им, как верным ученикам Своим, уста и премудрость, которой не могли ни противоречить, ни противостоять все, противившиеся им (см. Лк. 21, 15), – ариане.

По изгнании и смерти святого Павла ересеначальники обратили свой яд на учеников его, Маркиана и Мартирия. Прежде всего, скрыв свою злобу в лукавстве, как искру огня в пепле, они пытались хитрою лестью обратить их от православия к своему нечестию. Они предлагали угодникам Божиим много золота, обещали исходатайствовать им у царя великие милости, возвести их на архиерейские кафедры и сделать их обладателями больших имений, если только они согласятся со вводимою ими ересью.

Но угодники Божии презрели все сие: золота не приняли, обещанные им почести отвергли и над лукавством нечестивых посмеялись, предпочитая принять, ради благочестия, поношение, бесчестие, муки и даже смерть, нежели, живя в ереси, пользоваться богатством, славою и почетом. Тогда еретики, видя, что ничем не могут склонить святых исповедников к своему зловерию, осудили их на смерть, которой святые желали, ради Христа, больше самой жизни.

Когда они были схвачены и приведены на место казни, то попросили себе немного времени для молитвы. Возведя очи к небу и воздевши руки, они молились:

«Господи Боже, создавши невидимо сердца наши, устрояющий все дела наши, приими с миром души рабов Твоих, ибо мы умерщвляемся за Тебя и вменились, как овцы заколения (Пс. 32, 15; 43, 23). Мы радуемся, что такою смертью исходим из сей жизни ради Твоего имени. Сподоби нас быть причастниками вечной жизни у Тебя, Источника жизни».

Так помолившись, они преклонили под меч свои святые главы и были казнены злочестивыми арианами за исповедание Божества Иисуса Христа около 355 года. Некоторые из верующих взяли их честные мощи и погребли у ворот Меландийских, в том же городе Константинополе.

Впоследствии святой отец наш Иоанн Златоуст построил в память их церковь, в которой подавались болящим различные исцеления, по молитвам святых мучеников, во славу Бога, прославляемого в Троице во веки. Аминь.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах;

прп. Матроны Власовой исп.

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от Господа мира душевного, здравия телесного и неоскудевающей помощи Божией по молитвам ваших небесных покровителей. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Маркиан и Мартирий

По свт. Димитрию Ростовскому:

Мчч. Маркиана и Мартирия;

Страдание святых мучеников Маркиана и Мартирия

К огда нечестивая ересь Ария, распространяясь, произвела великие раздоры в Христовой Церкви, тогда начались на верующих христиан жестокие гонения как со стороны ариан, так и со стороны идолопоклонников. В это время были преследуемы, мучимы, изгоняемы и убиваемы все, кто признавал Христа Творцом, а не тварью, – вочеловечившимся Богом, а не простым человеком. Особенно ариане усилились с того времени, когда и сам царь Констанций, сын Константина Великого, впал в ту же ересь и приблизил ко двору своему двух великих сановников, Евсевия и Филиппа – ариан, которые ревностно преследовали православных и причиняли зло Христовой Церкви. Так, они были виновниками изгнания и смерти святого отца нашего Павла Исповедника, патриарха Константинопольского 1 . Отославши его в Армению 2 , они научили своих единомысленников удавить его, что те и исполнили. Вместо него они возвели на патриарший престол Македония 3 . И многих других исповедников и учителей благочестия они также погубили различными способами. Среди сих ревнителей Христовой веры были двое, Маркиан и Мартирий, которые своим учением и писаниями украшали Церковь Божию и, “яко два церковная сосца, учения млеко источа, духовная чада напаяху” 4 . Ранее они состояли при упомянутом святом исповеднике Павле: Маркиан чтецом, а Мартирий иподиаконом. Были же они нотариями 5 , писавшими учения патриарха и излагавшими деяния, коими утверждалось благочестие. Вместе с тем, они и сами были великими проповедниками слова Божия и поборниками Церкви, которую они, подобно двум щитам, защищали от еретических стрел. Господь дал им, как верным ученикам Своим, уста и премудрость, которой не могли ни противоречить, ни противустать все, противившиеся им (Ср. Лк.21:15), – ариане. По изгнании и смерти святого Павла, ересеначальники обратили свой яд на учеников его, Маркиана и Мартирия. Прежде всего, скрыв свою злобу в лукавстве, как искру огня в пепле, они пытались хитрою лестью обратить их от православия к своему нечестию. Они предлагали угодникам Божиим много золота, обещали исходатайствовать им у царя великие милости, возвести их на архиерейские кафедры и сделать их обладателями больших имений, если только они согласятся со вводимою ими ересью. Но угодники Божии презрели все сие: золота не приняли, обещанные им почести отвергли и над лукавством нечестивых посмеялись, предпочитая принять, ради благочестия, поношение, бесчестие, муки и даже смерть, нежели, живя в ереси, пользоваться богатством, славою и почетом. Тогда еретики, видя, что ничем не могут склонить святых исповедников к своему зловерию, осудили их на смерть, которой святые желали, ради Христа, больше самой жизни. Когда они были схвачены и приведены на место казни, то попросили себе немного времени для молитвы. Возведя очи к небу, и воздевши руки, они молились:

– Господи Боже, создавши невидимо сердца наши, устрояющий все дела наши, приими с миром души рабов Твоих, ибо мы умерщвляемся за Тебя и вменились, как овцы заколения (Пс.32:15; 43:23). Мы радуемся, что такою смертью исходим из сей жизни ради Твоего имени. Сподоби нас быть причастниками вечной жизни у Тебя, Источника жизни.

Так помолившись, они преклонили под меч свои святые главы и были казнены злочестивыми арианами за исповедание Божества Иисуса Христа. Некоторые из верующих взяли их честные мощи и погребли у ворот Меландийских, в том же городе Константинополе. Впоследствии святой отец наш Иоанн Златоуст построил в память их церковь, в которой подавались болящим различные исцеления, по молитвам святых мучеников, во славу Бога, прославляемого в Троице во веки. Аминь.

Кондак, глас 4:

Подвигшеся добре от младенства, Маркиане с мудрым Мартирием, отступника Ария низложисте, невредну сохранше православную веру, Павлу последующе мудрому учителю. Темже с ним обретосте живот, яко Троицы поборницы изряднейшии.

1 Павел Исповедник был Константинопольским патриархом с 340 по 350 г. Память его совершается 6 ноября.

2 Армения – область, находящаяся к западу от Малоазийского полуострова, к югу от Иверии, или Кавказа, к северу – от Тигра и Евфрата.

3 Македоний был основателем новой ереси. Духа Святого он не признавал Богом, а считал Его тварным существом, не имеющим участия в Божестве и славе Отца и Сына. Ересь Македония была осуждена на 2-и Вселенском соборе при Феодосии Великом, в 381 г.

4 Минея служебная, октябрь, 25-й день, песнь 4.

5 Нотарий – собственно значит скорописец. В первые века по Р.X. так назывались императорские секретари, скреплявшие акты. При Константине Великом была учреждена тайная канцелярия нотариев, которые вели протоколы самых важных государственных совещаний. В это же время и секретари Константинопольского патриарха также назывались нотариями.

Святые мученики Маркиан и Мартирий

Святые мученики Маркиан и Мартирий служили в Константинопольском соборе и пострадали около 355 года.

Маркиан был чтецом, а Мартирий – иподиаконом; оба они несли также послушание в качестве нотариев – то есть были секретарями Патриарха Павла Исповедника (память 6 ноября). Еретики-ариане изгнали и тайно казнили праведного Патриарха Павла, а кафедра его была передана еретику Македонию. Святых Маркиана и Мартирия ариане пытались привлечь на свою сторону лестью, предлагали золото, обещали архиерейские кафедры, но все эти усилия были тщетны.

Тогда нечестивцы стали угрожать Маркиану и Мартирию опорочить их перед императором, запугивали пытками и смертью. Однако святые твердо исповедовали Православие, завещанное отцами Церкви. За это Маркиан и Мартирий были приговорены к смерти.

Перед казнью мученики вознесли ко Господу горячую молитву: “Господи Боже, создавший невидимо сердца наши, устрояющий все дела наши, приими с миром души рабов Твоих, ибо мы умерщвляемся за Тебя и вменились как овцы заколения (Пс. 32, 15; 43, 23). Мы радуемся, что такой смертью исходим из сей жизни ради Твоего Имени. Сподоби же нас быть причастниками вечной жизни у Тебя, Источника жизни”. После молитвы мученики с тихой радостью преклонили главу под меч нечестивых. Святые тела их были благоговейно погребены православными христианами.

Позднее, по указанию святого епископа Иоанна Златоуста, мощи святых мучеников были перенесены в специально построенную церковь. От многих недугов исцелялись здесь верующие по молитвам святых во славу Единой Живоначальной Троицы.


Подробнее

Евангельские чтения:
Лк. 5:1-11
Лк. 6:17-23

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Каждый из стоящих здесь сегодня, и взрослых, и юных, слышал, знает и воспринимает для себя в той степени, в которой может вместить, что Бог Всемогущ. То есть Он может всё, абсолютно всё. Вместе с тем, есть та степень восприятия человеком Божественного всемогущества, которая отличает каждого из нас по тому, насколько человек имеет живую связь с Богом, глубина которой определяется понятием веры. Веры, о которой апостол Иаков написал, что она мертва без дел, а дела веры – это жизнь по Божиему Закону.

Высоту Божиего Закона определяет Сам Бог, а мы, ощущая собственное несовершенство, всякий раз нарушая этот Закон, тем не менее, вступаем на путь постепенного самосовершенствования. И момент нашей готовности идти в эту сторону очень важен, потому что без принятия этого решения человеку трудно начать основательно и серьезно пытаться исполнить Божии заповеди. Это условие постижения Бога, иначе представление о Нём будет искажённым. И хотя Он всегда будет нас любить, но мы не сможем в полноте ощутить всю степень Его любви, дарующей нам то, что всегда содействует ко благу.

Поэтому рассказ о чуде, произошедшем когда-то в Галилейском море с апостолами, уставшими после бесплодных трудов в их профессиональном деле – а они были рыбаками, и, по слову Христа забросив сети в том месте, где не ловится, вытащили много рыбы, – этот пример потому нагляден, что в любой ситуации маленького или большого испытания мы должны понимать, что Бог может всё. Но это всё, вместе с тем, имеет зависимость от того, насколько сильна наша вера. В зависимости от того, как каждый из нас учится этому искусству, мы можем воспринимать происходящее с нами совершенно полярно: одно и то же событие один воспринимает как радость и милость Божию, а другой считает Божиим наказанием.

Как-то у преподобного Варсонофия Оптинского я прочитал рассказ об одном человеке, о котором много слышал и раньше, но финала его жизни не знал. Речь о светлейшем князе Александре Даниловиче Меньшикове, вышедшем из простых людей и ставшем, по меткому замечанию Александра Сергеевича Пушкина, «полудержавным властелином». А потом отбывшем в ссылку в далёкую глухую деревню. И вы знаете, преподобный Варсонофий приводит интересный факт: оказывается, Александр Данилович достиг высокой духовной жизни и был почитаем как святой в той местности, в которой подвизался, не будучи монахом, – просто он жил благочестиво. И когда его спрашивали: «А как Вам здесь – после Петербурга, посла славы, после власти?», то, крестясь, этот бывший вор, обласканный великим Императором, достигший в своей жизни высоты едва-едва отдалённой от царского престола, с радостью говорил: «Благо ми есть, яко смирил мя еси, Господи!».

Так что же это был за человек? Это большой вопрос. Если мы подключим наше земное разумение, то выставим перед ним многочисленные требования, которым следовало бы отвечать. Но если включим духовное рассуждение, то все требования уложатся в единственное пожелание, до которого надо только дорасти. Оно дано нам как ориентир в жизни, и мы находимся на пути к нему – если, конечно, вообще начали это движение.

И вот рассказ о том, что у Бога есть возможность дать каждому из нас в том месте, где ничего нет, множество улова и плодов, он очень утешителен. Ведь Господу ведомо то, что ждёт каждого из нас, ибо главная цель – искать прежде Царствия Божиего и правды Его, а остальное – всё то, что будет нужно – Господь приложит к этому как естественный довесок. Но вот дойти до этого состояния, чтобы сознательно учиться искусству искать Божиего Царства и Его правды, невозможно без добровольного и свободного стремления в ту сторону, где нередко мы с вами оказываемся перед примерами сугубого благочестия, которое в Священном Писании обильно представлено в жизни людей, стремившихся к праведности.

Одним из ярчайших примеров этого движения к правде Божией и к свету является жизнь праотца Авраама. Бог сказал ему безумные с точки зрения формальной логики слова: чтобы он взял своего единственного сына, поднялся в гору, взяв с собою дрова, и там на жертвеннике, сложенном из дров, заклал бы своего сына и принёс его в жертву Богу. Более жестокого и безумного предложения и не представить… А он пошёл. Он, как и мы, был всего лишь человеком, и он переживал и мучился по пути, но он пошёл. Пошёл потому, что слышал не только то, что ему сказано, а то, Кем сказано, осознавая, что если это Бог сказал, то оно будет во благо и на пользу и для него, и для его сына Исаака. И когда Господь убедился, что Авраам готов идти до конца, когда он дошёл до последнего рубежа, до черты, когда уже и сын был связан и положен на дрова, и всё было готово для принесения жертвы, и даже нож был занесён – вот тут Господь останавливает Авраама. Но понять это нормальному человеку невозможно, даже пытаться не стоит, если не войти в другую систему координат – в ту, которая сразу делает человека ненормальным для всего остального мира.

И вот сегодня мы тоже слышали рассказ о ненормальности. В этом месте не ловится! Более того – в этот день не ловилось даже там, где ловится всегда. Всю ночь не ловилось. Представьте: уставшие апостолы, конечно, раздражённые, как и всякий человек, не получивший того, чего искал. А они ведь не просто вышли половить ради себя, ради удовольствия – улов нужно было продать, семьи накормить. И вот такие удручённые мужчины возвращались домой после напрасно проведённой ночи, ничего не поймав. И Бог обращается к ним с тем, чтобы они забросили.

– Это невозможно, здесь не ловится…

Но они забрасывают – и оказываются не в состоянии поднять сеть от количества пойманной рыбы. И тогда Пётр, обращаясь к Богу, говорит о своём недостоинстве. И вот этот очень важный момент сегодняшнего чтения нужно для себя в сердце положить. Ведь никто из нас не достоин Его милости, но, независимо от этого, Он безмерно, абсолютно одинаково – о, чудо! – каждого из нас любит. Но степень Его любви испытать может только тот, кто пытается быть к Нему ближе. Тогда он и сам входит в это состояние, и с другими может им поделиться, отражая Божественную любовь. Преподобный Паисий Святогорец пишет: «Я только старая ржавая консервная банка, на которую падает свет, и я отражаю это солнце даже в своей худости. И в этой малости отражая его, оказывается, кого-то могу согреть – не своим светом, а Божиим». Накормить не своей рыбой, а Божией. Отдать не своё, а Божие, осознавая, что не ты даёшь, а Бог, но через тебя. Накормить, утешить, посетить, поделиться…

К этому искусству призван каждый человек. И чем серьёзнее испытание, посылаемое нам в жизни, тем ближе Бог. Чем страшнее последствия от него, тем острее чувствуется присутствие Христа. Чем опаснее и тревожнее звучат призывы, тем Бог всё больше и больше приближается к человеку, по степени обращения к Нему с нашей стороны, которого Он ожидает, потому что Им победа уже одержана, и каждому из нас уже уготовано место в Небесном Царстве. Но занять его сможет только сумасшедший, готовый идти дальше к безумию. И вот этот посыл, который прозвучал совсем недавно здесь же, в храме, когда мы читали слова из Евангелия: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), он и сегодня из этой лодки звучит в наше настоящее. Так интересно, потому что всякий день приближает нас к вечности и даёт ощущение, что Бог близко и что домой скоро.

Читайте также:  Молитва на встречу с любимым

Мы здесь с вами привязываемся к тому, что есть, а Он нас тревожит:

– Не привязывайся! Ну, поживи немного, попользуйся всем этим, посмотри: Я же о тебе позаботился. Но ты про главную свою квартиру-то не забыл? Про свой небесный дом ты помнишь? Ты к нему идёшь, стремишься? Чтобы ты не привязался к этому, временному, дай-ка Я ещё немного потревожу тебя. Смотри, как всё зыбко, как ненадёжно, как всё тревожно вокруг в этом мире, где про Меня забывают. Но вот со Мною даже в любой буре, даже при плохом улове, при дурной погоде, при больных руководителях, при тебе нездоровом всё равно всё будет хорошо, если ты позовёшь Меня и будешь управлять свою жизнь со Мною вместе. Тогда ни дня, ни ночи, ни утра, ни вечера не будет – будет то самое состояние вечности, которое начнётся уже здесь, сейчас. И ты со Мной встретишься и будешь радоваться этому. Я накормлю тебя, Я дам тебе ощутить, насколько на самом деле безумен этот мир, но Я – Свят и Всемогущ.

Хорошее, удивительное евангельское слово только что мы с вами слышали. Мы живём в потрясающе благодатное время. Какое счастье! Это время невероятных возможностей и глубокой радости от того, что мы можем ощутить себя в значительной степени зависимыми от Того Небесного Отца, про Которого часто забываем, не осознавая своего недостоинства даже в Его присутствии. Помните, как у классика: «Перед кем стоишь?!». Но Бог-то не этого желает, а того, чтобы ты осознал, кто ты при Его величии. Он-то спустился с Неба, чтобы, опустившись перед тобою на колени, умыть тебе ног, но ты-то сам где? Ты Ему чем-то подобным отвечаешь? Ты Ему доверяешь? Или только тогда, когда чувствуешь, что тебе очень хорошо в своей скорлупе? Так всё хорошо стало – есть, что терять. Так удобно, так комфортно, что всё другое кажется странным, страшным… Но Он же манной небесной питал в пустыне Свой народ – это же было. Или это закончилось? Нет. Оно всегда есть, просто ты слишком далеко отошёл от этой манны, сам себя пытаешься кормить, но на Его харчи всё равно взираешь.

Какое замечательное евангельское чтение в удивительно благодатное время нашей жизни. Оно такое интересное, оно такое назидательное, перспективное – и, вместе с тем, солнечное. Давайте это заметим, давайте внимание на это обратим и порадуемся тому, что мы Богом любимы, что Он уже забросил сети в сердце каждого из нас. И там такой улов! Там такая рыба! И даже можно поднять её, но сил вытащить её не хватит – придётся делиться с окружающими. Хотя это непросто, но пытаться надо. Аминь.

7 ноября. Память мучеников Маркиана и Мартирия

22-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 25 октября по ст. ст.

В этот день совершается память:

Преподобных Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мученика Анастасия (III). Праведной Тавифы (I).

Преподобной Матроны Власовой исповедницы (1963).

Димитриевская родительская суббота

Суббота накануне памяти великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя святого князя Димитрия Донского, именуется Димитриевской родительской субботой. Богослужебный устав не предписывает поминовения усопших в этот день, но в Русской Церкви сложилась такая традиция. Её происхождение связывают с Куликовской битвой (1380) и поминовением погибших в ней воинов. Житие преподобного Сергия Радонежского свидетельствует, что во время сражения он, пребывая в обители, видел погибавших в этой битве воинов и молился о их упокоении. Это стало началом общего поминовения. День же поминовения определился или при жизни, или по кончине благоверного князя Димитрия Донского — ближайшая суббота перед днём его именин. Поминовение приурочено к субботе, по обычаю других родительских суббот (двух вселенских и трёх великопостных) — в память о пребывании Господа в Великую Субботу во гробе. Если Димитриевская родительская суббота совпадает с праздничным днём, то поминовение переносят на предшествующую субботу.

Мученики Маркиан и Мартирий

Праздником святых нотариев в Византии называли память святых мучеников Маркиана и Мартирия. Святые подвизались нотариями святого Патриарха Павла Константинопольского, которого несколько раз ссылали по приказу византийского императора-арианина Констанция (337–361), а затем убили еретики-ариане. Ариане пытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону, предлагая деньги и архиерейские кафедры, но мученики твёрдо держались православного исповедания. Тогда ариане приговорили их к смерти. Память мучеников особо чтилась чиновниками церковного нотариата, возглавляемого великим хартофилаксом, который заведовал всеми важнейшими административными делами и судопроизводством в Патриаршей епархии. В наше время во многих епархиях в этот день совершаются молебны для работников нотариальных палат.

Праведная Тавифа

В книге Деяний описано много чудес святых апостолов, получивших в день Пятидесятницы дары Духа Святого. Одно из них было совершено апостолом Петром в портовом городе Иоппии (современная Яффа). В апостольский век здесь возникла христианская община, в которой была некая Тавифа, шившая для бедных рубашки. Как отмечает святитель Иоанн Златоуст, смысл имени Тавифы — (серна) дан в Деяниях, чтобы показать, что имена часто даются с особенным значением и Тавифа соответствовала своему имени — была внимательна и деятельна, как серна. Опечаленные внезапной смертью Тавифы вдовицы Иоппии со слезами просили апостола Петра прийти к ним. Когда он пришёл, то помолился за неё и сказал: «Тавифа, встань!» В этот момент Тавифа открыла глаза и встала. Это чудо стало известно всему городу и многих привело ко Христу.

Преподобная Матрона Дивеевская

Преподобная Матрона Дивеевская просияла в сонме новомучеников и исповедников Российских и Соборе Дивеевских святых. Оставшись сиротой, 6-летняя Матрона попала в приют Серафимо-Дивеевского монастыря, где, неся послушание, и приняла иноческий постриг. В 1927 году обитель была закрыта. Матрона с тремя сестрами поселилась в селе Кузятове. Они прислуживали в церкви и зарабатывали на хлеб рукоделием. В 1933 году преподобная была арестована за антисоветскую агитацию. В качестве обвинения по делу выступали найденные у нее бумажные иконки. Так начался ссыльный период жизни преподобной. Более 20 лет провела Матрона в лагерях, кротко и смиренно перенося все лишения. Инокиня Матрона мирно скончалась 7 ноября 1963 года.

Священное Писание

2 Кор., 178 зач., V, 1-10

1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.

2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; 3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.

4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.

5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.

6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — 7 ибо мы ходим верою, а не ви́дением, — 8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.

9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; 10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое.

Лк., 29 зач., VII, 1-10

1 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.

2 У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.

3 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.

4 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, 5 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.

6 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; 7 потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.

8 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то́, и делает.

9 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.

10 Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 5, 1-10; Лк. 7, 1-10

Какая светлая личность сотник! Как дошел он до такой веры, что превзошел ею всех израильтян, воспитанных откровением, пророчествами и чудесами? Евангелие не указывает как, а живописует только веру его и сказывает, как похвалил его Господь. Путь веры – тайный, сокровенный путь. Кто может и в себе-то самом объяснить, как слагаются в сердце убеждения веры? Лучше всего решает это св. Апостол, называя веру Божиим даром. Вера действительно Божий дар, но неверы не безответны, то, стало быть, сами виноваты, что не дается им этот дар. Нет приемника для этого дара, он и не дается, ибо нечем принять его, а в таком случае давать то же, что тратить понапрасну. Как душа делается способною приемницею дара веры, это трудно определить. В сотнике видно крайнее смирение, несмотря на то, что он был властный человек, добродетельный и разумный. Не смирением ли вообще привлекается эта великая милость, дающая веру? Очень не дивно. По крайней мере, всем ведомо то, что неверы всегда духа гордого и что вера более всего требует покорности ума под свое иго.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы вспоминаем умерших молитвенно в первую очередь для того, чтобы их грехи были прощены, чтобы, представ пред судом Божиим, они получили оправдание. Церкви дана такая сила и такая власть — молиться, изменяя загробную участь своих членов, верующих людей. Господь дал эту силу нам, живущим на земле, не по нашим заслугам, не потому, что мы к Нему так близки, но только потому, что Сын Божий пострадал и воскрес, искупив тем самым человеческую вину за первородный грех и взяв на себя вину за грехи всех людей. Это Он избавил нас от греха; а если кто-то из нас, умирая, несет в себе грех, то силой Святого Духа этот грех и там может быть прощен по молитвам Церкви.

Притча об отчаянии

Единственный человек, спасшийся после кораблекрушения, был выброшен на необитаемый остров. Он изо всех сил молился Богу о спасении и каждый день всматривался в горизонт, но никто не плыл на помощь.
Измученный, он, наконец, построил хижину из обломков корабля, чтобы защититься от стихии и сохранить свои немногие вещи. Но однажды, побродив в поисках пищи, он вернулся и увидел, что его хижина объята пламенем и к небу восходит дым. Случилось самое страшное: он потерял всё.

Объятый горем и отчаянием, он воскликнул: «Боже, за что?».

Рано утром на следующий день его разбудили звуки приближающегося к острову корабля, спешащего на помощь.

— Как вы узнали, что я здесь? — спросил человек своих спасителей.

— Мы видели ваш сигнальный костёр, — ответили они.

Как легко впасть в отчаяние, когда приходит беда. Но не нужно опускать руки, ведь Бог заботится о нас, даже когда нас постигают боль и страдания. Об этом надо помнить всякий раз, когда ваша хижина сгорает дотла: может быть, это сигнальный костёр, призывающий Бога на помощь.

О цели духовной жизни

Духовная жизнь включает в себя — Богопознание, Богообщение и Богоуподобление. Если мы любим Бога, то желаем познать Его (теоретически и опытно) и стремимся к общению с Ним. Церковное Богопознание и Богообщение способствуют уподоблению христианина Его святости и совершенству — Богоуподоблению.

Целью духовной жизни является святость (Рим.6:22). Наша задача состоит в том, чтобы обрести состояние духовно-нравственной чистоты, которым обладали прародители до грехопадения, и даже больше: утвердиться в добре, обожиться. Перед тем как обожиться следует очеловечиться, стараясь исполнять ветхозаветные заповеди.

Имея целью духовной жизни святость, осознать себя святым человеку невозможно, если такое произошло, то это состояние называться «духовной прелестью», ложной духовной самооценкой. Ведь чем ближе человек к Источнику святости — Богу, тем отчётливее он видит свои греховные мысли, желания, навыки, страсти. По словам одного религиозного философа (Блеза Паскаля): Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.

Главными индикаторами правильной духовной жизни являются внутренний мир и усиление любви к ближним и Богу (Ин.13:35). Человек, живущий духовной жизнью, ощущает свою постоянную связь с Богом (1Ин.4:16). По словам прот. Валентина Свенцицкого: «Любовь — это цель. Борьба со страстями — это путь. Молитва — это движущая сила».

Молитвословия

Тропарь мучеников Маркиана и Мартирия

Мученик двоица единонравная,/ Маркиан с Мартирием славным,/ Ариево нечестие разрушиша/ и Соприсносущна Сына Отцу и Духови веровати научиша,/ Павлу повинующеся, истинных повелений учителю,/ темже мечем убиени, умроша,/ и присно со Христом живуще,// о нас Того молят спасти души наша.

Кондак мучеников Маркиана и Мартирия

Подвигшеся добре от младенства,/ Маркиане с мудрым Мартирием,/ отступника Ария низложисте,/ невредно сохраньше Православную веру,/ Павлу последующе, мудрому учителю,/ темже с ним обретосте живот,// яко Троицы поборницы изряднейшии.

Тропарь преподобного Мартирия, диакона Печерского, в Дальних пещерах

Служивый в чину диаконства Господеви добре,/ честный иеродиаконе Мартирие,/ и тамо яко слуга Господень обретыйся,/ идеже и Господь твой,/ молися Ему и о нас,/ да подаст нам велию милость.

Кондак преподобного Мартирия, диакона Печерского, в Дальних пещерах

Диаконе честный, иночествующим похвало/ и преподобным сопричастниче всеблаженне Мартирие,/ молися Господеви непрестанно о всех нас.

Тропарь праведной Тавифы

Днесь вера Христова утверждается камнем веры,/ и ликовствует в веселии Иоппия,/ псаломски славословят Жизнодавца Сына Божия вернии,/ видяще совершаемо велие чудо:/ первоверховный апостол глаголет,/ и умершая востает от гроба,/ юже Низложитель смерти дарует Церкви,/ да украшаются во образ ея добродетельми люди./ Приидите убо, христиане,/ принесем ко святей моления наша:/ блаженная Тавифо и милосердная,/ вознеси наша воздыхания Пресвятей Троице/ и молися со дерзновением,/ да сынове Света Превечнаго будем,/ да сподобимся Божия милости,/ да пребываем в любви Божественней,/ и да царствует мир во вселенней.

Кондак праведной Тавифы

Ужасахуся Иоппийстии людие, и дивляхуся Ангели Божии,/ егда исцеливый Еннея воззва от мертвых серну нарицаемую, милосердием преукрашенную,/ о нейже к нему взываху вдовицы неимущыя./ И ныне, Тавифо блаженная, услыши молитвы наша, к тебе приносимыя,/ и испроси у всяческих благ Подателя милости и щедроты верным Его,/ да, блажаще тя, вопием ти:/ радуйся, добродетели нас научающая.

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по ссылке .

Ссылка на основную публикацию