Максим Исповедник

Житие Максима Исповедника — разъясняем в общих чертах

преподобный Максим Исповедник (580–662)

Дни памяти: 13(26) августа (Перенесение мощей), 21 января (3 февраля)

Житие

О юности и молодости угодника известно немного, много позже, когда Максим стал важной фигурой в богословии его противники и сторонники стали собирать и документировать информацию о нем, вследствие чего миру теперь известны две противоположные версии. Официальное жизнеописание говорит, что будущий святой родился в Константинополе, в то время альтернативное указывает на Палестину.

Преподобный Максим Исповедник

Про семью юноши известно немногое, судя по его дальнейшей карьере при дворе, родители были известными богатыми вельможами Византии, в противном случае получить место секретаря при императоре было невозможно. Некоторые ученые утверждают, что мученик был в родстве с самим императором, однако, достоверных фактов эта теория не имеет.

Согласно этой версии, юношей Максим получил отличное на то время образование: изучил риторику, философию, грамматику, читал древних авторов и богословов. Благодаря начитанности и образованности служил секретарем при канцелярии императора Ираклия.

Монашеский путь

Несмотря на видное положение и успешную карьеру Максим в 630 году оставляет свою деятельность и, утомившись от дворцовых интриг, отправляется в Хрисополь — небольшой город в Босфорском проливе. Другая теория говорит, что секретарь императора не смог смириться с новым законом, по которому ересь могла беспрепятственно распространяться в обществе.

В Хрисопольском монастыре он принимает постриг и становится иноком, а со временем занимает пост настоятеля. Прочие монахи, отзывались о Максиме как о человеке смиренном и кротком, всегда приходящем на помощь. В монастыре богослов пробыл около 10 лет.

С приходом персов в Анатолию (современная Турция) христиане стали убегать в Западную Африку от притеснений мусульман. В это же время на византийском троне сменился император — к власти пришел жестокий Констанс II, который поддерживал различные ереси, в частности монофелитство.

Максим Исповедник в это время переходит в монастырь, который располагался поблизости от Карфагена, этому способствовали не только внешние обстоятельства, но и поручение патриарха Софрония. В Тунисе святой угодник изучал труды псевдо-Дионисия Ареопагита, а также христологию Григория Нисского, вскоре начал писать собственные богословские работы.

Интересно! Многочисленные речи и труды угодника вызвали восторги местного духовенства и этот период времени считается началом богословского пути Максима Исповедника.

Позже он переезжает по просьбе Софрония в Александрию и уже там продолжает активно работать и трудиться на благо Церкви. Он не только стал известным духовным лидером Африки, но и неофициальным политическим советником Григория, правителя той провинции.

Дальнейшие события

Несмотря на Соборное утверждение богословской позиции Максима на Шестом Вселенском Соборе, ни он, ни папа Мартин не были не только прославлены, но и не реабилитированы. Отношение к ним многих епископов было по-прежнему неоднозначным, и они по-прежнему оставались государственными преступниками. Максим получил известность уже после смерти, чему способствовали многочисленные чудеса на его могиле.

Лишь на VII Вселенском Соборе, благодаря тому, что в трудах Преподобного содержались наиважнейшие доводы в защиту иконопочитания, он был реабилитирован. Затем был второй период иконоборчества, продолжавшийся до Константинопольского собора 843 года, в течение которого признание святости Максима Исповедника было невозможным.

В Римско-католической церкви почитание Максима началось ещё до создания Конгрегации по канонизации святых.

Память преподобного Максима отмечается 3 февраля (21 января ст.ст.) и 26 августа (13 августа ст.ст.) (перенесение мощей).

Монашеская жизнь

Сознавая опасность сложившейся ситуации и не желая участвовать в ней ввиду преданности Православию, преподобный Максим, неожиданно для окружающих, отказался от светского благополучия и поступил в Хрисопольскую обитель.

В обители он предался молитвам и подвигам. Со временем братия стали относиться к нему настолько доверительно, что решили избрать его своим игуменом (этот факт неоднократно оспаривался критикой, ввиду того, что Максим не имел священного сана). Он же, как никогда не стремившийся к славе и по смирению не считавший себя достойным такого духовного звания, противился, но по неустанности просьб, согласился.

Понимая, что должен являть братиям пример, как игумен, преподобный Максим ещё больше увеличил свои подвиги.

Жизнь Максима на Западе

Через какое-то время преподобный Максим оставил обитель, оставил отчизну. Что именно подтолкнуло его совершить этот шаг, сказать трудно. Согласно некоторым источникам, одним из центральных мотивов послужило усиливающееся влияние еретиков (всё тех же монофелитов). По другим данным, из Хрисопольского монастыря (из которого он удалился в 624 или 625 году, пробыв там более 10-ти лет), преподобный перешёл в монастырь святого Георгия (располагавшийся в Кизике), и только потом, в 626 году, по причине натиска персов и аваров, оставив и эту обитель, переселился на Запад.

Считается, что поначалу Максим Исповедник пребывал на острове Крит. Здесь он провел несколько диспутов с монофелитскими архиереями. После Крита он оказался на Кипре.

Есть основания утверждать, что около 630 года преподобный Максим посетил Северную Африку. Приблизительно в тот же период в Африке оказался Софроний, будущий Патриарх Иерусалимский, выдающийся борец с монофелитами. Между Софронием и Максимом завязались тёплые отношения. Максим охотно прислушивался к наставлениям и советам блаженного старца.

Сведения о детальных обстоятельствах его жизни в данный период чрезвычайно скудны. Нам не известна даже его продолжительность. Очевидно, что этот этап был богат на плоды писательской деятельности Максима.

Оказавшись в Риме, он активизировал свои силы в борьбе с монофелитством. В связи с этим преподобный переписывался с разными лицами, наставлял людей устным словом, поддерживал деятельность Римского папы Иоанна IV, направленную против еретиков, был в числе главных инициаторов созыва Поместного Собора.

После 642 года Максим Исповедник отправился в Африку. Здесь он проявил себя как ревностный, пылкий, но вместе с тем трезвый и мудрый борец. В продолжении пребывания в Африке он завершил формирование своего учения о наличии во Христе, едином по Ипостаси, двух естественных (сущностных) воль: Божественной и человеческой.

Несмотря на то, что Максим не имел священного сана, являясь простым монахом, в деле противодействия еретикам он имел чрезвычайно огромный авторитет. К его увещеваниям прислушивались и миряне, и иереи, и епископы. Экзарх Северной Африки нередко советовался с ним по различным вопросам религиозной тематики.

В 645 году состоялся известный диспут святого Максима с Пиром. Пир был публично разоблачён и повержен, после чего осознал и признал свою неправоту, вступил в общение с Православной Церковью.

В 646 году Максим Исповедник вновь оказался в Риме, и вновь на острие борьбы с ересью.

Папа Феодор находился с Максимом в доверительных отношениях. Однажды Максиму пришлось заступаться за главу Римской Церкви, сглаживая допущенное им неосторожное высказывание по поводу исхождения Святого Духа и от Сына. Тогда Максим нашёлся сказать, что поскольку папа Феодор признаёт Единое Начало в Пресвятой Троице исключительно за Отцом, постольку не следует воспринимать его выражение как злохудожное. Это заступничество вызвало в адрес Максима немало критических возгласов со стороны греческих богословов.

Хорошо складывались отношения преподобного Максима и с преемником Феодора, папой Мартином. Папа Мартин, как и Максим Исповедник, старался использовать каждую возможность, всё свое влияние для противодействия распространению монофелитства. С целью опровержения ереси он созвал Латеранский Собор. Существует предание, что одним из инициаторов Латеранского Собора был преподобный Максим (в числе подписей под петицией монахов к Собору его подпись фигурирует на одном из последних мест).

Почитание

Через 18 лет после смерти Максима Исповедника состоялся VI Вселенский Собор, на котором были осуждены действия Константинопольского патриарха, а он сам и его епископы, способствующие пыткам и изгнанию святого Максима и его учеников, были признаны еретиками и отлучены от Церкви. Но только на VII Соборе Максим и его сторонники были реабилитированы и признаны невиновными.

Интересно! Уже после смерти на могиле священника были замечены три лампады, которые не угасали никогда. Поэтому после реабилитации его на Соборе, христиане всего мира стали почитать Максима Исповедника как святого.

Греческие документы Православной Церкви содержат данные о перенесении мощей святого в Константинополь около 9 века, но точных данных об этом не имеется, как и указания о месте их сохранения. Считается, что правая рука преподобного хранится на горе Афон в монастыре Павла.

Несмотря на это христиане почитают день обретения мощей 21 января. Сегодня Православная Церковь ведет раскопки в Скимере, Грузия, в монастыре святого Максима, где по заявлениям архиепископа Цагерского Стефана были найдены мощи замученного святого и учеников.

Преподобный Максим Исповедник

Богословие и философия

Опираясь на труды, подписанные именем Дионисия Ареопагита, Максим, как и многие другие христианские богословы, творчески переработал методологию неоплатонизма, разработанного Плотином и Проклом. (Впоследствии Ареопагитики со схолиями св. Максима были переведены на латынь Иоанном Скотом Эриугеной, который продолжил труды преподобного по усвоению этих текстов Церковью на Западе.).

Ряд авторов считает, что влияние Платона на Максима наиболее явно прослеживается в его богословской антропологии. Они считают, что Максим принимает платоновскую модель исхода и возвращения, уча, что человек создан как образ Божий, и цель спасения есть восстановление единства с Богом. Это подчеркивание обожения, или теозиса, утвердило место Максима в православном богословии византийской традиции как автора идеи, важной для православия в целом.

Человек для Максима — микрокосмос, средоточение целой Вселенной, центр мироздания. Он должен был объединить в себе весь мир и через себя соединить его с Богом.

Христологически Максим стоит на жёсткой позиции диофелитства, которая может быть показана как вершина теозиса. В терминах спасения это означает, что человеческое предназначение — соединиться с Богом. Это возможно только потому, что Бог первым полностью принял человеческую природу при воплощении. По Максиму, если бы Христос не был полностью человеком, то спасение было бы невозможно, так как человек не может стать полностью обоженым. Более того, в отличие от Ансельма Кентерберийского, св. Максим считал, что Бог бы воплотился даже в случае, если бы грехопадения Адама и Евы не было.

Рецепция

Западная церковь широко использовала цитаты из трудов Максима Исповедника в «Точном изложении православной веры» Иоанна Дамаскина, но труды Максима в целом не привлекали внимания западных богословов (кроме Иоанна Скота Эриугены) до последнего времени.

В Православной восточной церкви византийской традиции, наоборот, собственные труды Максима, хотя и не все (поскольку многие были забыты или утеряны во время анафематствования преподобного Максима), имели сильное влияние в течение всей её истории. Уже Иоанн Дамаскин включал в свои работы фактически цитаты из текстов Максима Исповедника, не называя только его имени, как в то время ещё не реабилитированного. Протоиерей Иоанн Мейендорф называл Максима «подлинным отцом византийского богословия». По свидетельству принцессы Анны Комниной, труды Максима с увлечением читала её мать.

В дальнейшем интеллектуальными наследниками Максима явились поздние византийские богословы, такие, как Симеон Новый Богослов и Григорий Палама. Более того, множество работ Максима включено в греческое «Добротолюбие» — собрание некоторых наиболее известных греческих христианских писателей.

Жизнеописание

Ранние годы

Родившийся в 1470 году в греческом селении Арта, Максим Грек происходил из аристократической семьи. Состоятельные родители дали ему прекрасное образование. Закончив школу на острове Корфу, он в 20-летнем возрасте уже баллотировался в совет этой самоуправляемой территории, но потерпел неудачу.

После поражения Максим Грек уехал в Италию, главным образом, для изучения языка и философии древних греков. Жил и занимался в Падуе, Милане, особенно много во Флоренции (где была драгоценная библиотека Медичи). В Венеции он тесно общался с видными гуманистами — Альдом Мануцием (у которого учился «книжному делу», скорее всего, источниковедению и редактированию) и Ианосом Ласкарисом, который (с 1503 г.) стал его преподавателем греческого. Максим Грек испытал сильнейшее впечатление от проповедей доминиканского монаха и настоятеля монастыря Сан-Марко во Флоренции Джироламо Савонаролы. После его казни уехал (предположительно в 1505) на Афон, где принял постриг в Ватопедском монастыре. В 1515 году Великий князь Василий III попросил игумена монастыря послать ему монаха Савву для перевода духовных книг. Однако последний был настолько стар, что монахи решили послать вместо него энергичного Максима Грека. Максим не говорил по-русски, но, поскольку монахи ручались за него, отправился в Москву и был встречен там с большой честью.

Миссия в Москве

В 1518 году в Москву от патриарха Константинопольского Феолипта прибыла делегация, возглавляемая митрополитом Зихнийским Григорием. Причиной визита была милостыня, но митрополит Григорий привёз с собой письмо от Патриарха. В послании митрополит Варлаам титулован по-старому, митрополитом Киевским и всея Руси. Однако принять благословение от Патриарха русский митрополит отказался. Видимо, приезжие греки часто задавали вопрос, на каком основании русские митрополиты не едут в Константинополь на поставление, и это вызывало раздражение в московском обществе. В составе делегации в Москву прибыл и Максим Грек. Он неоднократно выражал недоумение отказом принимать в Москве митрополита от Константинополя. Русские пытались убедить учёного грека, говорили о каких-то патриарших актах, но самих документов никто предоставить не мог. Впоследствии Максим Грек написал сочинение, в котором пытался убедить оппонентов о сохранности чистоты Православия и под властью безбожного царя .

Первой большой работой Максима Грека в России был перевод Толковой Псалтири вместе с русскими переводчиками и писцами Дмитрием Герасимовым и Власом Игнатовым, который был одобрен русским духовенством и великим князем. Василий III отклонил его просьбу вернуться домой, Максим продолжал переводить и позже создал княжескую библиотеку и исправил книги для богослужения.

Борьба

Главный атрибут Максима на иконах — его густая борода.
Икона поморского письма конца XVIII — начала XIX века

Наблюдая «дефекты» и социальную несправедливость русской жизни, которая противоречила его христианским идеалам, Максим Грек начал критиковать власти, привлекая различных людей с подобными представлениями, как Иван Берсень-Беклемишев, Вассиан Патрикеев, Фёдор Жарено́й и других. Относительно вопроса монашеских состояний, которые уже разделили всё русское духовенство на два непримиримых лагеря, Максим Грек стал на сторону Нила Сорского и его старцев (нестяжателей). Это сделало его одним из худших врагов иосифлян, которые поддерживали право монастырей иметь землю. Максим Грек и его последователи, осуждая недостатки внутренней и внешней политики России, критиковали образ жизни части русского духовенства («стяжателей»), систему поддержки местных властей, «дойку» крестьян, а особенно ростовщичество в церкви, начисление процентов на проценты.

Читайте также:  Молитва избавления от пьянства на расстоянии святому Моисею Мурину

Отношения Максима Грека с Вассианом Патрикеевым, Иваном Берсень-Беклемишевым и турецким послом Скиндером, враждебность митрополита Даниила к нему и отрицательное отношение Грека к намерению Василия разводиться со своей женой решили его судьбу.

Поместный собор 1525 года обвинил Максима Грека в ереси, в сношениях с турецким правительством; он был отлучён от причастия и заточен в Иосифо-Волоцкий монастырь. Условия заточения были очень суровы.

В 1531 году он был вторично вызван на Собор: ему были предъявлены новые обвинения, в частности, в «порче» богослужебных книг. Максима сослали в Тверской Отроч монастырь под надзор Тверского епископа Акакия, который весьма уважал его («яко и на трапезу ему седети вкупе со Святителем и ясти с единаго блюда») и предоставил возможность читать и писать; но только в 1541 году ему было разрешено причащаться Святых Тайн.

Отрицательное отношение Максима Грека к русской автокефалии также стало одним из пунктов обвинения на судах 1525 и 1531 годов. На суде преподобный Максим подтвердил своё отрицательное отношение к русской автокефалии.

Максим Грек на Памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Скульптор Михаил Микешин. 1862 Рака с мощами. Троице-Сергиева лавра. Архитектор В. А. Звёздкин

В 1551 или 1547 году, после неоднократных обращений Восточных Патриархов и митрополита Макария, Максима Грека перевели на покой в Троице-Сергиев монастырь. Святитель Макарий внёс часть его поучений в Великие Четьи-Минеи (всего перу преподобного принадлежит до 365 текстов).

Творческое наследие

Как церковный писатель, преподобный Максим Исповедник известен широкому читателю в первую очередь своими христологическими сочинениями. Между тем, спектр раскрытых его творчеством богословских вопросов значительно пространней.

К числу наиболее популярных произведений относятся: Амбигвы к Иоанну (о трудностях) 1-30, О различных трудных местах (апориях), Амбигвы к Фоме (о различных недоумениях у святых Дионисия и Григория), Вопросы и недоумения, Вопросоответы к Фалассию, Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия, Мистагогия, К Феопемпту схоластику, Послание о существе и ипостаси, Толкование на молитву Господню, Толкование на 59 псалом, Четыре сотни глав о любви, Слово о душе, Письма и др.

Тропарь преподобному Максиму Исповеднику, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / монашествующих Богодухновенное удобрение, / Максиме премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, / цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Максиму Исповеднику, глас 6

Свет Трисиянный, всельшийся в душу твою, / сосуд избран показа тя, всеблаженне, / являюща Божественная концем, / неудобопостижных разумений ты сказуяй, блаженне, / и Троицу всем, Максиме, возпроповедуяй ясно, // Пресущную, Безначальную.

Ин кондак преподобному Максиму Исповеднику, глас 8

Троицы рачителя и великаго Максима, / научающа ясно вере Божественней, / еже славити Христа, во дву естествах, волях же и действах суща, / в песнех достойных, вернии, почтим, взывающе:// радуйся, проповедниче веры.

Манна небесная — значение фразеологизма, библейская история

Манна небесная была послана Богом еврейскому народу в качестве пищи во время их сорокалетних скитаний по пустыне после исхода из Египта. Манну небесную собирали во все дни, кроме субботы.

Манна небесная – съедобное вещество, которое, согласно Библии, Бог послал израильтянам во время их странствования по пустыне. Эта история описана в 16 главе Книги Исход. Есть два толкования происхождения слова манна. Согласно первому, произошло оно от арамейского «Ман-ху» (что это?) – такой вопрос задавали евреи Моисею, увидев манну впервые. По второй версии слово манна произошло от арабского mennu (еда).

История о манне небесной в Библии.

Через полтора месяца после исхода из Египта, беглецы начали высказывать Моисею и Аарону недовольство, связанное с тем, что народ голодал. Тогда Господь сказал Моисею:

Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет,

а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни. (Исход, глава 16)

Моисей и Аарон собрали всех сынов Израилевых и сказали, что Господь услышал их ропот, и теперь они должны предстать «пред лице Господа». Господь говорил:

Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом – и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.

Так и произошло. Вечером к тому месту, где находились сыны Израилевы, слетелось большое количество перепелов, а утром, когда сошла роса, появилась и манна небесная. Помня наказ Бога, Сыны Израилевы собирали столько манны, сколько им необходимо было, чтобы прокормиться. Однако, некоторые не послушали и стали собирать манну про запас. Но манна начинала плохо пахнуть и в ней заводились черви. В шестой день собирали манны вдвое больше – на 2 дня – и она не портилась. Манна небесная появлялась каждый день, кроме субботы.

Господь повелел Моисею и Аарону наполнить манною сосуд и сохранить манну как напоминание о том, как Господь вывел евреев из земли Египетской. Манну хранили в Ковчеге свидетельства (Ковчеге завета).

Сыны Израилевы питались манной в течение 40 лет, пока не вышли в земли Ханаанской. Согласно другим источникам, манна перестала появляться после смерти Моисея (или по прошествии 40 дней после смерти Моисея).

Что такое манна небесная?

В Библии манна небесная описывается как нечто мелкое, круповидное, как иней на земле. Также сказано, что она таяла под лучами солнца. Далее находим, что

… она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом. (Исход, глава 16)

Несколько иное описание находим в книге Числа:

… Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах;

народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из нее лепешки; вкус же ее подобен был вкусу лепешек с елеем.

И когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна.

Согласно Вавилонскому Талмуду, манна небесная меняла вкус в зависимости от того, кто ее ел: она была как мед для маленьких детей, как хлеб для молодежи, и как масло для взрослых. Ученые предлагают различные варианты объяснения, чем была манна небесная. Некоторые считают, что манна – смола растения Тамариск, переработанная тлей. Смола эта по консистенции похожа на воск, имеет медовый запах и светло-желтый цвет. Это, действительно, напоминает библейское описание манны. Более того, тамариксовую смолу смешивали с мукой и пекли лепешки, которые назывались аль-ман». Тамариксу в Древнем Египте приписывали сильные оккультные свойства. Однако, таморисковая смола состоит в основном из сахара, поэтому вряд ли смогла бы обеспечить достаточное питание для населения в течение длительного периода.

Согласно второй версии, манна – съедобные слоевища особого рода лишайников, которые могли переноситься ветром на большие расстояния. Лишайник этот называется леканора. Он содержит белки, а потому, действительно, может стать пищей на долгий промежуток времени.

Упоминание в Библии того, что в Манне быстро заводились черви, привело исследователей к версии, что манна – это, возможно, гриб psilocybe cubensis — пресловутый рассадник для насекомых. В начале роста грибы появляются в виде малых волокон (мицелий), которые напоминают иней.

Есть также версии, что манна могла быть саранчой, или соком суккулентных растений, например, растений из рода верблюжья колючка, сок которых съедобен и при употреблении подавляет аппетит, эффективно борясь с чувством голода.

Значение манны небесной

В иудаизме манна небесная — некий аналог материнского молока. Господь питал молодой еврейский народ манной. Согласно Книге Исход, каждый день евреи должны были собирать один гомер (мера объема – около 3,5 литров) манны на члена семьи. Согласно Талмуду, манна в изобилии появлялась у временных жилищ тех, кто отличался твердой верой в Бога, и далеко от дома тех, кто сомневался. Один из классических мидрашей говорит, что манна выскальзывала из рук язычников. Несмотря на многочисленные намеки о неравномерном распределении манны, в классической раввинской литературе высказывается мнение, что манна выпадала в очень больших количествах каждый день.

В христианстве манна небесная – олицетворение благодати Божьей.

Многие христианские вегетарианцы используют историю о манне небесной в подтверждение своей теории о том, что Бог изначально предназначил человеку не есть мяса, однако эта теория весьма спорна, так как находим множество противоречий в Библии.

Выражение манна небесная часто используется для обозначения какой-либо Божественной или духовной пищи.

Чем на самом деле могла быть “манна небесная”

Гораздо больше информации по другим предметам, которые, возможно, оказались внутри Ковчега. Например, о манне небесной. Манна небесная – некая пища, которую Бог регулярно посылал голодавшим евреям с неба во время их пути через пустыню Египетскую. Вот, что говорит по этому поводу Ветхий Завет.

“И двинулись из Елима, и пришло все общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской.
И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом.
И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни.
И сказали Моисей и Аарон всему [обществу] сынов Израилевых: вечером узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской, и утром увидите славу Господню, ибо услышал Он ропот ваш на Господа: а мы что такое, что ропщете на нас?

И сказал Моисей: узнаете, когда Господь вечером даст вам мяса в пищу, а утром хлеба досыта, ибо Господь услышал ропот ваш, который вы подняли против Него: а мы что? не на нас ропот ваш, но на Господа.
И сказал Моисей Аарону: скажи всему обществу сынов Израилевых: предстаньте пред лице Господа, ибо Он услышал ропот ваш.
И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке.
И сказал Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом – и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.
Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле.
И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу; вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте.
И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть.
И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра. Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, – и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей.
И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло. В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И пришли все начальники общества и донесли Моисею. И [Моисей] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра.
И отложили то до утра, как повелел [им] Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем.
И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле; шесть дней собирайте его, а в седьмой день – суббота: не будет его в этот день.
Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать – и не нашли» (Исх., гл. 16).”


Верующие, несомненно, увидят в этом отрывке текста описание некоего сверхъестественного процесса, подтверждающее существование Бога. А среди некоторых увлекающихся сторонников версии палеоконтакта популярна версия, что обитатели НЛО (представлявшиеся легковерным древним евреям под именем «Бога») вручили Моисею некую установку, производившую синтетический пищевой продукт – ту самую «манну».

Однако есть куда более прозаическое объяснение в книге известного исследователя библейских текстов Вернера Келлера «Библия как история». Думаю, оно вполне заслуживает, чтобы привести его целиком:

«Что же касается знаменитой манны, то о ней имеется достоверная информация от ботаников. К сведению читателей: каждый, кто интересуется манной, может найти ее в перечне экспорта Синайского полуострова. Более того, она зарегистрирована в каждом ботаническом справочнике Ближнего Востока – это растение Tamarix Mannifera, Ehr. В описаниях происшествий, аналогичных библейским, нет недостатка. Так, одному сообщению очевидца – почти пять сотен лет: «В каждой деревне, повсюду в районе Синайских гор по-прежнему можно найти «хлеб небесный», который монахи и арабы собирают, хранят и продают паломникам и чужестранцам». Эти слова были написаны в 1483 году Брайтенбахом, деканом собора в Майнце, в его отчете о паломничестве на Синай. «Этот самый «небесный хлеб», – продолжает он, – выпадает почти на рассвете, подобно росе, и повисает шариками на траве, камнях и веточках. Он сладкий, как мед, и липнет к зубам. Мы купили много его».

В 1823 году немецкий ботаник Г. Эренберг опубликовал статью «Symbolae Physicae», которую даже его коллеги восприняли с недоверием. Его объяснения, по-видимому, требовали от людей слишком многого, а именно: поверить, что эта пресловутая манна – не что иное, как секреция, выделяемая тамарисковыми деревьями и кустами, когда на них нападает определенный вид тли, обнаруженной на Синае.

Столетием позже была организована специальная экспедиция в поисках манны. Ученые-ботаники из Иерусалимского Еврейского университета Фридрих Симон Боденхаймер и Оскар Теодор отправились на Синайский полуостров, чтобы прояснить раз и навсегда спорный вопрос о ее существовании. На протяжении нескольких месяцев двое ученых занимались исследованием высохших русел и оазисов во всем районе Синайских гор. Их отчет вызвал сенсацию. Они не только привезли с собой первые фотографии манны и полностью подтвердили выводы Брайтенбаха и Эренберга, но также установили фактическую достоверность библейского рассказа о скитаниях израильского народа по пустыне.

Действительно, без тли, упомянутой впервые Эренбергом, в тех местах вообще не могло бы быть манны. Эти маленькие насекомые живут главным образом за счет тамариска – местной разновидности деревьев на Синае. Они выделяют особую смолистую секрецию, которая, по словам Боденхаймера, по форме и размерам напоминает зернышко кориандра. Когда она падает на землю, то имеет белый цвет, который через некоторое время меняется на желто-коричневый. Естественно, оба ученых не забыли попробовать манну. По мнению Боденхаймера, «у этих кристаллических зерен манны специфически сладкий вкус. Больше всего это похоже на вкус меда, когда он уже засахарился после долгого хранения». В Библии говорится: «она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом» (Исх. 16:31).

Данные экспедиции подтверждают также и другие детали библейского описания манны: «И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло» (Исх., гл. 16). И сейчас точно таким же образом бедуины Синайского полуострова спешат собрать по утрам как можно раньше эту «Mann es-Sama» – «манну небесную», торопясь опередить жестоких конкурентов-муравьев. В отчете экспедиции говорится: «Они начинают собирать манну, когда температура почвы достигает 21 градуса по Цельсию – это происходит около 8-30 утра. До этого времени насекомые малоактивны». Как только муравьи начинают оживляться, манна исчезает. Должно быть, то же самое имелось в виду, когда в Библии говорится, что манна «таяла». Бедуины предусмотрительно не забывают тщательно закрывать горшки, в которые они собирают манну, чтобы муравьи не набросились на нее. Точно так же было и в дни Моисея во времена пребывания израильтян в пустыне: «Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторое до утра, – и завелись черви. » (Исх., гл. 16).

Появление манны зависит от благоприятных зимних дождей и из года в год бывает различным. В хорошие годы синайские бедуины могут собирать по утрам по четыре фунта манны [то есть почти по два килограмма] на человека – это значительное количество, которого вполне достаточно для взрослого человека. Поэтому Моисей вполне мог отдать распоряжение сынам Израилевым: «. собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть» (Исх., гл. 16).

Бедуины делают из шариков манны пюре, которое считается вкусной и питательной добавкой к их однообразной пище. Манна действительно идет на экспорт, и если ее хранят как следует, она выступает «неприкосновенным запасом», поскольку сама по себе не портится. «И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд, и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши» (Исх., гл. 16).

«Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской» (Исх., гл. 16).

Тамариск с манной до сих пор растет на Синае по всей Вади-эль-Араба до самого Мертвого моря» (В.Келлер, «Библия как история»).

Манна небесная

Автор: Дмитрий Сироткин

На этом раз мы рассмотрим библейский фразеологизм «манна небесная» .

Он посвящен самой крупной гуманитарной помощи в истории человечества.

Ниже приводятся значение и происхождение фразеологизма, а также примеры из произведений писателей.

Значение фразеологизма

Манна небесная – нечто спасительное, крайне необходимое, неожиданный подарок

Синонимы: хлеб небесный, блага полученные просто так, пропитание с небес

В иностранных языках имеются прямые аналоги выражению «манна небесная»:

  • manna from heaven (английский язык)
  • Himmelsspeise, Manna (немецкий язык)
  • manne céleste, manne tombée du ciel, manne (французский язык)

Манна небесная: происхождение фразеологизма

В Библии манной называется пища, посылаемая Богом еврейскому народу каждый день в течение 40-летнего пути по пустыне из Египта в Палестину.

Считается, что манна падала с неба ежедневно, кроме субботы. Евреи собирали манну каждый день, а в пятницу запасали вдвойне, чтобы хватило и на субботу. Собирали ее по утрам, так как днем она таяла под лучами солнца.

Впоследствии манна хранилась вместе с расцветшим посохом Аарона и Скрижалями Завета в Ковчеге завета, находившимся в Святая святых Иерусалимского Храма.

Это один из тех случаев, когда кажется, что без вмешательства Бога такое просто не могло бы осуществиться. Представьте себе, 3-4 миллиона человек питаются «хлебом небесным» 40 лет. Согласно Книге Исход, каждый день евреи должны были собирать один гомер (мера объема – около 3,5 литров) манны на члена семьи. Тогда всего для пропитания еврейского народа потребовалось порядка 180 миллиардов литров манны (или порядка 180 миллионов тонн, если предположить, что один литр манны был примерно равен одному килограмму)!

Это и правда крупнейшая операция по оказанию гуманитарной помощи, если, конечно, не предположить, что люди сами нашли в пустыне пропитание.

Конечно, исследователи выдвинули несколько гипотез о том, чем могла быть манна в естественных условиях. Наиболее известны две:

  • О лишайниках-аэрофитах, получающих влагу и питательные вещества из воздуха, в частности, – так называемой «лишайниковой манне» со съедобными слоевищами
  • О загустевших каплях сока, выделяемых растением тамариск и перерабатываемых видом тли, живущей на Синае.

Честно говоря, трудно представить, что в пустыне можно было ежедневно питаться каким-либо из этих вариантов пищи в огромных объемах. Так что вся эта история остается загадкой, что по-моему даже хорошо.

Источник

Легенда о манне небесной описана в Ветхом завете (Исход, 16). О появлении манны там повествуется следующее: «Роса поднялась, и вот на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы, и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу». И далее читаем: «И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна, она была как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом».

Примеры из произведений писателей

– На полпути из Парижа в Италию еще не спрашивай, где Рим! – сказал Жозеф Бридо. – Ты ожидаешь какой-то манны небесной.
– Манна небесная достается лишь первенцам пэров Франции,- сказал Мишель Кретьен. – Но мы должны и посеять, и пожать, и находим, что так полезнее. (Оноре де Бальзак, «Утраченные иллюзии»)

Господин Голядкин был в умилении, был истинно тронут. Впрочем, и даже несмотря на то что история его гостя была самая пустая история, все слова этой истории ложились на сердце его, словно манна небесная. Дело в том, что господин Голядкин забывал последние сомнения свои, разрешил свое сердце на свободу и радость и, наконец, мысленно сам себя пожаловал в дураки. (Ф.М. Достоевский, «Двойник»)

– Вы не поверите, но я, бывало, принимал самый обыкновенный дождливый день за личное оскорбление. А такая погода – это для меня просто манна небесная. (Дж.Д. Сэлинджер, «Тедди»)

Итак, фразеологизм «манна небесная» напоминает нам о примере удивительной заботы Бога о целом народе. Это впечатляет. Недаром со временем появились такие его варианты как «ждать как манны небесной» (ожидать нечто с большим нетерпением) и «питаться манной небесной» (недоедать, питаться чем придется).

В дополнение вы можете ознакомиться с обзором фразеологизмов из Библии и следующими материалами:

  • Валаамова ослица
  • Козел отпущения
  • Вавилонское столпотворение
  • Глас вопиющего в пустыне
  • Зарыть талант в землю
  • Фразеологизмы Древней Греции

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .

Комментарии также всячески приветствуются!

Манна небесная

Ма́нна Небесная (ивр. מָ‏ן ‎)— согласно Библии, пища, которой был накормлен Богом Моисей и его соплеменники во время 40-летних скитаний после Исхода из Египта.

Когда у евреев вышел весь хлеб, взятый из Египта, Бог послал им пищу, выглядящую как белые маленькие крупинки или похожую на мелкий град. «Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах.» (Чис.11:7)) Название «манна» этот хлеб получил потому, что когда евреи увидели его в первый раз, то спрашивали друг друга: “Ман-гу” (что это?), Моисей ответил: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Евреи и прозвали этот хлеб манной. Манна покрывала утром землю вокруг еврейского стана во всё время их путешествия каждый день, кроме субботы.

Сбор манны происходил по утрам, так как к полудню она таяла под лучами солнца. Согласно аггаде, поедая манну, юноши чувствовали вкус хлеба, старики — вкус меда, дети — вкус масла.

Содержание

Происхождение

Некоторые исследователи пытались найти естественнонаучное объяснение манны. Однозначно сказать, о каком именно веществе идет речь в Библии, невозможно, и вопрос о «естественном» или же «сверхъестественном» происхождении манны остается нерешенным.

Есть несколько предположений о происхождении мифа о манне. В частности, весьма распространена «лишайниковая» версия происхождения.

Также, есть версия о том, что «тающая с восходом солнца» манна, это загустевшие капли сока, выделяемые растением Тамарикс, и переработанными видом тли, живущей на Синае.

Значение

Блага, полученные ни за что, как бы «упавшие с неба». Это выражение породило другие: «ждать как манну небесную» — ожидать нечто с нетерпением; «ждать манну небесную» — надеяться, что дело сделается само собою; «манной небесной питаться» — жить впроголодь, случайными заработками.

См. также

  • Гуманитарная Операция «Манна», 1945 год.
  • Манная крупа

Примечания

  1. Библия как история – Веллер Келлер
Ковчег завета
ЛюдиКолена Израилевы • Левиты • Первосвященник • Веселеил • Колено Иуды • Аголиав • Кааф • Колено Левия • Иеремия • Иисус Навин • Самуил • Соломон • Менелик I • Эфиопские евреи
СодержимоеСкрижали Завета • Десять заповедей • Манна • Ааронов жезл • Херувимы • Медный свиток
МестаГора Синай • Иерихон • Иордан • Святая святых • Гай • Силом • Гива • Гилгал • Авен-Езер • Храмовая гора • Купол Скалы • Колодец душ • Шартрский собор • Тана Киркос • Собор Святейшей Девы Марии Сиона

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Лола Монтес
  • Маргаритки

Смотреть что такое “Манна небесная” в других словарях:

Манна небесная — Манна небесная. Ждать кого, какъ манны небесной. Ср. Охотникъ Владиміръ, живя теперь, какъ многіе живутъ на Руси, безъ гроша наличнаго, безъ постояннаго занятія, питался только что не манной небесной. Тургеневъ. Записки Охотника. Льговъ. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Манна небесная — Из Библии. Легендарная пиша, которую Бог посылал голодавшим евреям каждое утро с неба во время их пути через пустыню Египетскую в «землю обетованную» Палестину. В Ветхом завете (Исход, гл. 16, ст. 14 15, 31) об этом сказано так: «Роса поднялась,… … Словарь крылатых слов и выражений

МАННА НЕБЕСНАЯ — что Что л. крайне необходимое, спасительное; проявление милости свыше. Подразумевается, что кто л. находится в затруднительных обстоятельствах. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (X) воспринимает какое л. событие (p) как чудо, подарок… … Фразеологический словарь русского языка

Манна небесная — крыл. сл. Манна небесная. Манной небесной питаться По библейскому мифу, манна пища, которую бог посылал иудеям каждое утро с неба, когда они шли пустыней в землю обетованную (Исход, 16, 14 16 и 31). Возникшее отсюда выражение «манна небесная»… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Манна небесная — (евр. – что это такое?) – это питание, которое посылал с неба Бог сынам Израилевым во время их странствования по Аравийской пустыне в страну обетованную. Манна небесная была взамен хлеба, которого они не могли достать во время своего долгого… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

МАННА НЕБЕСНАЯ — аналог материнского молока в иудаизме. Господь питал евреев манной, пока этот народ пребывал в младенческом состоянии. У древних евреев манна это пища (в псалмах она называется «хлебом небесным»), которую они получали во время своего… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

манна небесная — Ждать кого, как манны небесной. Ср. Охотник Владимир, живя теперь, как многие живут на Руси, без гроша наличного, без постоянного занятия, питался только что не манной небесной. Тургенев. Записки охотника. Льгов. Ср. Видели Екатерину Денисовну?… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Манна небесная — 1. Книжн. О чём л. желанном, дорогом, редком. ФСРЯ, 237. 2. Жарг. мол. Шутл. Снег. Максимов, 238. /em> По библейскому рассказу, манна пища, которую Бог каждое утро посылал иудеям, когда они шли через пустыню в землю обетованную. БМС 1998, 366 … Большой словарь русских поговорок

Манна небесная — (hа ман) Хлеб небесный, которым кормились сыны Израилевы в пустыне после исхода из Египта. Впервые узрели евреи М., когда обнаружили поутру слой росы: . и вот, на поверхности пустыни что то мелкое, слоистое, мелкое, как иней на земле. И… … Энциклопедия иудаизма

манна небесная — о чем либо ценном, редком и нужном. По библейскому преданию, манна – пища, которую Бог каждое утро посылал иудеям в пустыне, когда они шли в Землю обетованную … Справочник по фразеологии

“Манна небесная” – значение и происхождение фразеологизма

Происхождение словосочетания

Фразеологизмы представляют собой устойчивые словосочетания или речевые обороты с самостоятельным, не зависящим от конкретного слова, смыслом и значением. Здесь отдельные слова не имеют самостоятельности. Их понимают иносказательно, а смысловая нагрузка ложится полностью на все словосочетание.

Образовываются фразеологизмы в русском языке тремя путями:

  • из древнерусской культуры;
  • из Библии;
  • заимствованием из других культур и языков.

Такие крылатые фразы не дробят, в них не меняют порядок слов, ударения. В противном случае изменяется смысловая окраска, теряется лексическое значение выражения.

Библейская притча

Интересна история фразеологизма «манна небесная». Как многие устойчивые выражения, имеющие вековое происхождение, данное словосочетание берет свое начало в Библии.

Согласно Великой книге, после изгнания евреи 40 лет бродили по пустыне в поисках спасительной Палестины. В страшную засуху остались они без еды и хлеба. Много дней не встретилось им ни оазиса, ни каких-либо съедобных растений. Тогда путники и узрели странного вида мох, присыпанный белой крупой, как инеем. Никто не знал, что это такое. Только Моисей дал ответ изможденному народу, что это посланные Господом хлеба для людей израилевых.

И не было предела счастью голодных, и дали названия хлебу новому — манна небесная. Мастерицы испекли из белой крупы лепешки сытные. Старикам казалось, что похожи они на мед, юношам они по вкусу были как хлеб. А маленьким детям лакомство казалось маслом.

Не единожды сопутствовал изгнанникам голод, но каждые раз было послано им такое благодеяние. Собирать ее полагалось исключительно по утрам, так как днем она таяла под палящим солнцем пустыни. Сбор был разрешен во все дни, кроме субботы. Поэтому в пятницу запасались вдвойне. В дальнейшем манна должна была храниться в Ковчеге завета вместе со Скрижалями и посохом Аарона в Иерусалимском храме, но после разрушения храма Ковчег считается утраченным. Такова библейская легенда, дающая объяснение происхождению фразеологизма.

Версия ученых

Ученые-лингвисты утверждают, что этимология слова манна (в смысле небесная) и манная (крупа) имеют единый древнееврейский корень, имеющий определение «дар», «дарить», «одаривать», «даровать». Но привычная хозяйкам манная крупа (русское название) не имеет никакого отношения к понятию манны, данной небом, хотя бы потому, что изготавливается крупа манка из пшеницы всего несколько столетий. История Великого Исхода, когда страждущим дана была манна небесная, насчитывает более 2 тыс. лет.

Значение известного фразеологизма

В повседневной жизни фразеологизм означает невероятное везение или нежданная помощь в важном и безнадежном деле. Возможно саркастическое применение выражения. Примеры использования фразы для того, чтобы понять выражение:

  1. «Манна божественная (небесная)» — нечто неожиданно полученное, как бы упавшее с неба, Божья благодать.
  2. «Ждать как манну небесную» — нетерпеливое ожидание какого-либо события.
  3. «Ждешь манну небесную?» — иронично употребляемая фраза. Предполагается, что человек не хочет ничего делать и ждет, что проблема разрешиться сама собой. Так, например, писатели поддразнивают друг друга, имея в виду очередной недописанный роман, создание которого значительно затягивается.
  4. «Питаться манной божественной» — речь идет о бедном существовании. Человек, питающийся небесной манной, ведет нищенское, полуголодное существование и живет, на «что Бог пошлет» (еще одно устойчивое выражение), перебивается случайными доходами.

Православные веряне привыкли использовать фразеологизм для обозначения важной, данной с неба духовной пищи. Те же, кто не уверен в вере, создают свою версию и используют выражение для обозначения денег, появившихся неожиданно, но которых всегда недостаточно.

Упоминание в Исламе

В православии манна небесная должна стать напоминанием сынам Израилевым о великой Господней милости к ним, оказанной в тяжелые времена Большого Исхода по жаркой пустыне. В мусульманстве Аллах осеняет людей облаками небесными и манной с перепелами. Манной для мусульман издревле обозначались продукты, доступные любому, даже самому бедному человеку — грибы, имбирь и хлеб. С другой стороны, перепела — это пища божественного происхождения, посылаемая Аллахом. Смысл фразеологизма в том, что нежное, вкусное мясо птицы вместе с повседневной легкодоступной едой будут награждены все истинно верующие в достаточном количестве.

Но и по Корану манна с перепелами (небесная) полагалась не всем. Ни самые богатые, ни самые бедные не получали благодати незаслуженно. Упоминающийся в мусульманстве народ Исраила 40 лет плутавший по пустыне и получавшие невиданные щедроты от Аллаха не возблагодарили его за это. Они оставались жестокосердными и продолжали грешить и совершать неблаговидные поступки. Выказывая неблагодарность, они ослушались Аллаха.

Несмотря на то что фразеологизм имеет религиозную природу, оно прочно вошло в жизнь современного человека и повсеместно употребляется. Чтобы применять его грамотно, важно точно знать обозначение и историю произносимого словосочетания.

Происхождение и значение фразеологизма «Манна небесная»

Фразеологизмы прочно вошли в нашу жизнь, мы их употребляем, порой даже не догадываясь, откуда они к нам пришли и точную ли формулировку дают нашему высказыванию. Большое количество применяемых нами популярных фраз является в той или иной степени олицетворением жизненных истин, закрепленных в Библии. Образность словосочетания «манна небесная» обозначает в нашем понятии некое чудодейственное проявление помощи, пришедшее к нам неожиданно, являющееся удачей и тем событием, которое наполнено благодатью.

Как возник фразеологизм

Согласно Библии, 40 лет водил по пустыне странствующих евреев Моисей в поисках Палестины, Земли Обетованной. Однажды, в страшную засуху, когда не осталось запасов хлеба, а на пути не было ни растения, ни оазиса, увидели изможденные путники странный мох, круповидным инеем присыпанный. Никто из них и не ведал, что это за явление. Вопрошали они друг у друга и находились все в полном недоумении. А Моисей ответил, что это хлеба, Господом им в помощь посланные.

Обрадовались люди израилевы и дали хлебу название — манна небесная. Испекли лепешки сытные, которые по вкусу были как медовые. Не один раз настигал путников страшный голод. И всегда их на тернистом пути выручал Отец небесный, Господь Бог, спасая от голодной смерти, вновь и вновь посылая на головы манну. Так и кормились ею страждущие. Старики говорили, что манна похожа на мед. Юноши сравнивали божественный дар с хлебом. А дети вкус посланного лакомства называли маслом.

Несмотря на то, что этот лишайник употребляется и сейчас некоторыми народами в пищу, вкус его совсем не напоминает хлебный, а тем более медовый или масляный. Такую еду может употреблять только действительно очень голодный человек, готовый съесть что угодно для того, чтобы выжить. Отсюда и пошла версия, что евреи, бродившие по пустыням Египта целых 40 лет, кормились этим экзотическим лишайником, поскольку другой еды вокруг не было, и от голода она им казалась поистине медовой небесной пищей.

По Библии, крупицы этой манны небесной хранились и в древнем Ковчеге, вместе с посохом Аарона и Скрижалями Завета, что находились с незапамятных времен в Святом Храме Иерусалима.

Кроме того, современное название манной крупы, само слово «манна», имеет известный древнееврейский корень, встречающийся во многих словах иврита. И означает этот корень не что иное, как «дар», «дарить», «даровать». Действительно, для голодных путников свалившаяся на них манна была настоящим даром. Однако привычная нам манная крупа не имеет ничего общего с той небесной манной, о которой говорится в Библии.

Расшифровка значения

Перечитав и досконально изучив основную Книгу Жизни за много веков, историки, библиографы и ученые пытались расшифровать и сопоставить с естественными реалиями все, что сказано в Библии, и откуда могут возникать те или иные библейские события. Оказывается, для такой фантастической легенды есть вполне реальное объяснение.

Это неожиданное предположение появилось в XVIII веке. Немецкий ученый и энциклопедист, путешественник и естествоиспытатель Петер Симон Паллас, находившийся в ту пору на службе в России, был привлечен в экспедицию на территории, которые занимает современная Киргизия. Там он не раз наблюдал такую картину, когда местные голодные жители собирали по пустыне странного вида лишайник, который называли «земляным хлебом».

Ученого это заинтересовало, и он тщательно изучил это растение. Оказалось, что это не простой лишайник, а новый для науки пищевой его вид. Такая же культура, которую ассоциировали с библейской манной, была обнаружена и другими учеными в разных местах земного шара. В результате чего и был отмечен новый вид лишайниковых, получивший ботаническое название «аспицилия съедобная». Трава относится к пустынным растениям под общим названием перекати-поле, перемещаемым песчаными ветрами на любые дальние расстояния.

Есть и еще одна версия, которую уже в XIX веке, а точнее, в 1823 г., немецкий ботаник Г. Эренберг предложил миру. Он написал статью, в которой его объяснения о происхождении манны небесной сводились к тому, что это есть некая живая секреция, выделяемая деревьями и кустами семейства тамарисковых. Но происходит это явление не всегда, а лишь когда на растения нападает синайская тля.

Эти насекомые как раз живут за счет тамарисков, растущих на Синае. Тля выделяет ту самую смолистую секрецию, по форме и размерам напоминающую белые крупинки. Цвет их, однако, через некоторое время меняется на светло-коричневый. Имеет такая «манна» сладковатый вкус, похожий на засахаренный мед.

Вероятно, то же явление имелось в виду, когда в Библии упоминалось, что манна имела способность «таять». Бедуины, во все времена собирая такую манну, плотно закрывают ее в глиняных горшках, чтобы муравьи не смогли до нее добрались. Поскольку так же были описаны события во времена странствий Моисея, когда не уберегли израильтяне собранную поутру манну во времена своих странствий по пустыне: «…не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторое до утра, — и завелись черви…».

Примеры употребления фразеологизма

Мы часто, даже не замечая, произносим это выражение, когда испытываем радость оттого, что нам на голову свалилось необычное чудо, когда нам несказанно везет или когда получаем неожиданную помощь для решения, как нам казалось, безнадежной ситуации. Ждать чего-то, как манну небесную, значит, надеяться на свершение этого.

  • Манна небесная — блага, полученные неожиданно, ни за что, как бы «упавшие с небес», некая Божья благодать.
  • Ждать, как манну небесную — ожидать некое событие с нетерпением.
  • Ждать манну небесную. Часто выражение и его производные употребляются в ироничном смысле. Вот и в этом случае фразеологизм имеет скорее сатирическую подоплеку и предполагает: пустить все на самотек, надеясь, что дело сделается само.
  • Манной небесной питаться — а это говорит скорее о бедном существовании человека, испытывающего крайнюю нужду и существующего непонятно на что, живущего впроголодь, случайными заработками.

Пример употребления этого словосочетания в конкретном предложении: «Как манну небесную люди ждут дождя в засушливое лето, чтобы не высохла земля, и не пропал урожай».

Как бы то ни было, популярная фраза прочно закрепилась в нашем языке и используется повсеместно как распространенный фразеологизм.

Варианты использования в Исламе

Всевышний, посылая пропитание, таким образом напомнил сынам Исраила о своей великой к ним милости, которая была оказана им, когда они находились в жаркой пустыне, где не было ни тени, ни питания. Аллах осенил их тогда небесными облаками и одарил манной с перепелами.

Манной в мусульманской культуре издревле называли те доступные продукты питания, которые можно было добыть всегда и без особого труда. Такими продуктами являлись:

  • имбирь;
  • грибы;
  • хлеб.

А вот упоминаемые в Коране перепела — это была божественная пища, посылаемая самим Аллахом. Считалось, что перепела, птицы с нежным и вкусным мясом, вместе с манной (то, что можно было достать постоянно), будут даны только истинно верующим в любом количестве, сколько им будет необходимо для нормального существования.

Такие блага, по Корану, были дарованы далеко не всем. Даже жителям самых богатых городов такое изобилие не было предоставлено. Однако, сыны Исраила, по пустыне плутавшие, не возблагодарили Аллаха за невиданные щедроты. Аллах счел их жестокосердными и продолжающими совершать разные неправедные поступки, грехи. Они не обижали Аллаха, они Его такой неблагодарностью лишь ослушались.

Но, как говорят суры Корана, непокорность грешников не причиняет Ему никакого вреда, равно как и повиновение праведников не приносит Ему никакой пользы. Аллах говорит о том, что те, кто его не слышит, поступает несправедливо только лишь по отношению к самому себе, поскольку потом их неблагодарность Аллаху и злодеяния обернутся же против них самих.

Манна упоминается в Коране, в суре Та-Ха.

Видео

В нашем видео вы найдете еще много интересной информации о манне небесной.

Ссылка на основную публикацию