Макарий Желтоводский

Краткое житие Преподобного Макария Желтоводского

Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский (+ 1504)

Прп. Макарий родился в семье нижегородских горожан, в приходе Свв. Жен-Мироносиц, и был окрещен в своей приходской церкви, которая существовала до наших дней.
Двенадцатилетним отроком он тайно оставил родительский дом и поступил в Печерский Нижегородский монастырь, основанный святителем Дионисием (память его 26 июля). Потом, по воле местного князя и по благословению своего настоятеля, он основал на урочище, называемом Желтые Воды, монастырь. Жертвователем его был вел. князь московский Василий II Темный, который во время своей борьбы с князем Димитрием Шемякой некоторое время жил в этом монастыре. Около него было озеро, и прп. Макарий крестил в нем местных жителей финнов, просвещенных им светом Христовой веры.

Печерский Нижегородский монастырь, куда прп. Макарий поступил служить иноком. Фото: upload.wikimedia.org

Вскоре на эту местность совершили набег татары и увели в плен преподобного с толпой местных жителей. Монастырь они сожгли. Но в Орде хан принял преподобного с честью и освободил его со всеми остальными пленниками. Путь их на родину шел через огромные дремучие леса. Однажды, когда путники сильно устали и проголодались, им попался лось, и они захотели его заколоть. Это было на берегу реки Унжи. Однако прп. Макарий не благословил заколоть его, потому что в то время был пост Апостольский (установленный в память того поста, который апостолы наложили на себя, готовясь к проповеди Евангелия. Он начинается через две недели после праздника Святой Троицы и продолжается до дня свв. апостолов Петра и Павла — 29 июня).

Но чтобы отметить пойманного лося, прп. Макарий велел надрезать ему кончик уха. По милости Всемощного, даже малые дети остались живы, пробыв без пищи до праздника Апостолов. И 29 июня, когда пост окончился, этот самый олень оказался опять среди толпы. Тогда его закололи, и путники подкрепили свои силы. При впадении реки Унжи в Волгу они остановились и основали город Макарьев, а в окрестностях его прп. Макарий создал монастырь, где и скончался в мире 25 июля 1504 г. будучи 95 лет.

Святые мощи его почивали там до наших дней. После его кончины татары во время набега взяли в плен одну молодую женщину в самый день ее свадьбы. Они увели ее уже далеко, когда ей явился ночью прп. Макарий, и в ту же ночь она чудесно оказалась у самых ворот своего города, к великой радости своего молодого мужа.

В 1522 г. густые толпы татар окружили Унжу и трое суток осаждали слабый город, но не могли взять его, устрашаемые видением грозного черноризца. В четвертый день они бросили огонь в город, и город загорелся. Народ усердно взывал: «Святой Макарий! Помоги нам!» И неожиданно полился дождь, пожар был залит, а татары в ужасе бросились бежать от города. В то же время отдельный отряд татар из 300 человек хозяйничал в Макариевой пустыни: они хотели взять серебряную раку, но ослепли.
В 1620 г. Желтоводский монастырь был возобновлен иноком Авраамием, и оба монастыря существовали до наших дней.

Унженский Макарьев Троицкий монастырь, основан прп. Макарием. Здесь же в 1671 году были обретены мощи преподобного Макария

• Первую обитель преподобный основал во имя Святой Троицы в 1435 г. (ныне с. Макарьевское Нижегородской обл.), известную как Макарьев Желтоводский монастырь, называемый так по оз. Желтые Воды (ныне в русле Волги). Здесь преподобный проповедовал Евангелие чувашам и черемисам. В 1439 г. обитель была разорена, возобновлена в 1623 г.
• После освобождения из плена татарского преподобным основан Унженский Макарьев Троицкий монастырь (г. Макарьев Костромской обл.), мощи преподобного были здесь обретены 12 окт. 1671 г.

Макарий Невский

Однажды к Владыке привезли человека, безнадежно страдающего гангреной. Макарий ласково принял алеута, дал ему снадобье, которое велел съесть со словами «Христос, исцели». Вскоре больной выздоровел и крестился.

Земная жизнь митрополита Макария отмечена чудесами и знаменательными событиями.

Явные и очевидные действия промысла Божьего, сопровождавшие весь его 90-летний путь, наполненный трудами, подвигами и болезнями — свидетельства святого угодника.

Об удивительной жизни просветителя Алтая, апостола алеутов, наш рассказ.

Известный миссионер, «Апостол Алтая», святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, митрополит Алтайский

Жизненный путь и подвиги святого

Годы жизни, полные трудностей и болезней, проходили под покровом милости Божьей и Пресвятой Богородицы. Себя он посвятил трудам на благо процветания церкви, и проповеди Евангелия на Алтае.

С раннего детства Михаил полюбил молитву и воспитывался при храме

Будущий святитель появился на свет в с. Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии в бедной семье причетника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы Андрея Парвицкого. Он был 8 ребенком в семье.

Младенец родился слабым, и его крестили в тот же день с именем Михаил. Родители завернули младенца в крестильную рубашку, и положили под иконы, ожидая его смерти. Но ребенок выжил, что в то время считалось чудом.

Михаил пережил тяжелое детство. В трудные времена, из-за отсутствия хлеба, детям приходилось есть клевер. Особенно тяжело пришлось после пожара, когда семья ютилась в тесноте церковной сторожки.

Воспитывались дети в атмосфере любви и христианской строгости. С раннего возраста Михаил полюбил молитву. В храме он помогал отцу петь на клиросе, разжигал кадило.

Родина святителя Макария, село Шапкино, Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Святитель с раннего детства горячо молился. Он вспоминал, как благодаря своим и материнским молитвам, Бог исполнял его желания и два раза спасал от смерти.

Отрочество, окончание семинарии с отличием

В 1836 году отцу представилась возможность дать детям бесплатное образование.

Для этого семья переехала в Томскую епархию, где Михаил после окончания духовного училища поступил в Тобольскую духовную семинарию.

Семинарист отличался аскетизмом и религиозной настроенностью. Строгий пост и усиленные занятия сказались на здоровье, и он смертельно заболел.

Господь не дал умереть, но всю жизнь Владыку Макария сопутствовали болезни и немощи.

Начало миссионерской деятельности и явление святого, в подтверждение правильности выбранного пути

После окончания семинарии, открылась дорога в академию.

Но он выбирает трудный и тернистый путь миссионера, о котором мечтал со школьной скамьи, и становится сотрудником отдела Алтайской Миссии.

Правильность его решения подкрепило явление прославленного в лике святых архимандрита Макария (Глухарева), основателя миссии.

Архимандрит Макарий (Глухарёв), основатель Алтайской миссии. Портрет неизвестного художника, Томск, XIX век

Господь неоднократно спасал его от смертельной опасности.

Чудесным образом он изучил за несколько месяцев местный язык, который поначалу давался с трудом.

Вскоре он начал перекладывать священные книги на алтайский язык.

В те времена служители Алтайской духовной миссии претерпевали большие трудности.

Отсутствие денег и полноценной одежды, голод и холод, физические тяготы и болезни, душевные муки одиночества среди чужого народа сопровождали миссионеров.

Сотрудники Алтайской Духовной миссии. Во втором ряду второй справа — игумен Макарий

Плоды стараний миссионера, постриг и рукоположение

Свое время проповедник проводил в далеких аилах.

Ревностный труд нескольких лет молодого подвижника приносил плоды.

Местные жители принимали крещение.

На 6-й год служения, Михаил принимает монашеский постриг в честь Макария Великого.

На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а через 2 дня в иеромонаха.

Теперь миссионерские возможности подвижника расширились. Он крестит и совершает другие таинства.

Иеромонах Макарий в первые годы служения

Местные жители жили в тяжелых антисанитарных условиях, часто болели. Отец Макарий помогал людям физически, и лечил от болезней. При этом бывали случаи чудесного исцеления из безнадежного состояния. Некоторые после этого становились христианами.

Современник святого писал о нем:

особым секретом располагать и притягивать к себе всех,

с кем он встречается.

Он не просто проповедует.

Он входит в подробности жизни ближнего,

знакомится с его нуждами, а затем уже просвещает его».

Со временем, миссионер снискал любовь и уважение. Люди обращались к нему с советами, как к судье. Одаренный поэтически, он писал духовные стихи, которые до сих пор читают наизусть алтайские дети.

Господь хранил будущего Владыку, оберегал от смертельной опасности. Однажды, между двумя селениями случилась смертельная драка. На месте трагедии находились раненые и убитые.

Когда появился отец Макарий, некоторые на него набросились с угрозами, но он не отступил, и через несколько минут дикие алтайцы окружили проповедника, и с благодарностью целовали ему руки.

Макарий Невский в юрте алтайца

Создание алтайской письменности и духовное образование алеутов

Трудами иеромонаха Макария создана алтайская письменность.

Под его началом переведено и издано в типографии С-Петербурга Евангелие и другие духовные и богослужебные книги.

В течение полутора лет о. Макарий пребывал в Казани для приобретения миссионерского опыта.

В результате его трудов, в Казани литургию начали служить на татарском языке, что способствовало посещению храма взрослых крещеных татар, прежде не понимающих смысла литургии.

По возвращению из командировки в Алтай, архимандрит Макарий основал в Чопоше училище на 70 человек, которые через 2 года добились таких успехов, что томский губернатор ходатайствовал перед министром народного просвещения о награждении о. Макария орденом святой Анны.

Послушание на должностях Алтайской миссии. От иеромонаха до епископа

В 1871 г. иеромонаха возвели в сан игумена, и назначили на должность помощника начальника Алтайской миссии. Пастырю не хотелось покидать своих чад и училище.

Но от нового послушания монах не мог отказаться. С печалью, громкими рыданиями и воплями провожали алтайцы своего пастыря, — свидетельствуют очевидцы.

Зимой 1881 года, о. Макарий заболел тяжелой формой брюшного тифа. Врач предсказывал неутешительные прогнозы. Игумен приложил к груди присланную с Афона икону Пантелеймона Целителя, и усердно молился.

На следующий день болезнь прошла удивительным образом. Врач констатировал это как чудо.

Ревностно, с инициативой выполнял свой долг отец игумен. Когда начальника Алтайской миссии послали на повышение, его должность занял Макарий, который образцово исполнял послушание. Через 2 года его возвели в сан архимандрита.

В тех краях он снискал такую популярность, что его имя произносили с большим уважением и благоговением.

Границы миссии о. Макария распространились на Киргизию, Нарымский край и Минусинский округ.

Эта работа проводилась выпускниками Бийского катехизаторского училища, в котором высокий уровень обучения достигнут благодаря трудам архимандрита Макария.

Через 3 года архимандрита рукоположили в сан епископа, и доверили кафедру в Бийске, Алтайский край.

Там он продолжил миссионерскую деятельность.

Епископ Бийский Макарий (Невский)

Борьба с раскольниками и революционерами. Покушение на епископа.

В Алтайском крае жили общины раскольников-староверов. Обитали в тех местах ссыльные революционеры, готовившие заговор против царской власти.

Епископ, как ревнитель церковных и государственных законов, проводил противо раскольническую работу. С этой целью он учредил Бийске Братство святителя Димитрия Ростовского.

Плодотворно Владыка Макарий беседовал со ссыльными, которые разлагали местных жителей. Обличая их, епископ наживал себе врагов.

Он успел спастись, вынес ценные священные вещи. В результате поджога сгорели архиерейский дом, библиотека, архив миссии и здание училища.

Миссионерская и просветительская работа на кафедре Томской епархии

Через 5 лет Владыка возглавил Томскую и Семипалатинскую кафедру.

Епископ Томский Макарий

Владыка продолжал просвещать и проповедовать. Он учил детей нравственности. Душа его болела за державу, в которой начинались не устроения.

Макарий уделял внимание благотворительности. Умножилось количество приходских попечительств.

Владыка в Томске основал благотворительное общество обездоленных «Печальник». Устроил приют для сирот, и сам пожертвовал на это крупную сумму.

Уделяя заботу о воспитании пастырей и наставников, в Томской епархии епископ открыл сети церковных школ, духовных учебных заведений, которые стали передовыми в Сибири.

Владыка сам устанавливал учебный процесс, и писал учебный материал.

По прошествии 15 лет Макарию Невскому присваивают сан архиепископа.

Через 6 лет его направляют служить на Московскую кафедру.

Великая честь возглавлять Московскую Митрополию выпала архиепископу Макарию

В 1912 году на место блюстителя Московской Митрополии Государь Николай ІІ согласился поставить известного митрополита Антония (Храповицкого).

Однако, через несколько дней, решил назначить на этот пост Архиепископа Томского.

В своем обращении Царь Николай сказал:

Вы явите себя самоотверженным

и величия Православной

Митрополит Макарий ревностно просвещал прихожан. Он вводил в храмах благоговейное общенародное церковное пение.

Там, где служил Владыка, народ собирался в большом количестве.

Митрополит Московский Макарий в Казанской женской обители, Шамордино

Митрополит часто посещал Марфо-Мариинскую обитель, выступал там с проповедями.

Он вел духовно-молитвенную дружбу с преподобномученицей Елизаветой Федоровной.

Святитель Макарий (Невский) во время молебна с преподобномученицей Великой Княгиней Елизаветой

В 80 лет митрополит Макарий обладал непомерной работоспособностью.

Духовное бодрствование, строгий пост, четкий порядок суточных богослужений отличали Владыку. Он умел отдаляться от попечений, и погружался в богомыслие и молитву.

Это создавало вокруг него тихую и благодатную атмосферу. Он влиял на других живым положительным примером.

Читайте также:  Молитвы на сон грядущий - короткие

Чудо исцеления по молитвам св. праведного Иоанна Кронштадтского

Шесть лет Митрополит страдал болезнью кожи. Как он сам описывал:

«Сухая экзема превратилась затем в мокрую,

переходила с одной части тела на другую:

со ступней ног на голени,

оттуда поднималась все выше и выше,

поражая руки и спину.

Особенно беспокоила болезнь меня ночью:

нужно было вставать в полночь, снимать бинты,

старую мазь стирать, смывать,

новую намазывать на больные места и опять бинтовать».

Митрополит Макарий сразу почувствовал себя исцеленным после того, как отслужил панихиду у гробницы праведного Иоанна. Лекарств больше не понадобилось.

Вмешательство Временного правительства в дела церкви и понуждение митрополита уйти на покой

После свержения Царской Власти, началось беспрецедентное давление на церковь.

Многие митрополиты смещены новым режимом как «консерваторы» и «монархисты».

Под угрозами расправы Митрополита Макария заставили подписать прошение на покой. Его не утвердили по причине насильственного действия.

Вскоре давление повторилось, и Владыка опять подписал такое прошение, которому дали ход.

В издании «Московские церковные ведомости» Макарий писал:

«Дело состоялось так быстро, что ни я,

ни, вероятно, члены

не успели справиться

с Правилами канонов,

в которых постановлено:

вынужденные у епископа страхом

Миряне и священники, считавшие Владыку «старомонархическим», и желавших служить «по-новому», поддержали уход архипастыря.

Судьба Митрополита Макария после революционного бунта 1917 года

С Троице-Сергиевой Лавры митрополиту пришлось уехать в Смоленскую Зосимову пустынь.

Оттуда его попросили в Николо-Угрешский монастырь в Подмосковье.

Митрополит подал прошение на Всероссийский Поместный собор, на котором его реабилитировали. Однако Владыку из заточения не выпустили.

Через 3 года ему присвоили пожизненный титул Митрополита Алтайского.

Дважды Митрополита посещали с обыском. Он подвергался нападению вооруженных бандитов, угрожавших расправой.

Явление митрополиту покойной матери, блаженная кончина

Несколько раз Макарий пытался переехать в другие места для продолжения пастырской деятельности.

Однажды ночью во сне он увидел свою мать, которая накидывала крючки на все двери его дома. Митрополит воспринял это как знак, и оставил свое желание покинуть обитель.

Митрополит Макарий до конца своих дней принимал духовных чад и совершал богослужения и выполнял все уставные правила.

Его навещали Святейший патриарх Тихон и другие иерархи и священники. Один из его посетителей писал:

«Время было тяжелое, всем нам хотелось укрепиться возле светильника Православия-Владыки Макария,

чтобы устоять в истине, если придется подвергнуться испытанию».

После закрытия Николо-Угрешского монастыря, последний год жизни Владыка провел в селе Котельники около Люберец.

В феврале 1926 года он заболел воспалением легких. Чувствуя близкую кончину, старец соборовался. Преосвященный Арсений, который читал над умирающим отходную, писал:

«Едва я закончил, как святитель Божий глубоко вздохнув, тихо предал дух свой Господу…».

Заупокойную литургию и отпевание совершал архиепископ Иннокентий, шесть епископов и 79 священников. Похоронен Владыка возле алтаря церкви села Котельники.

Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери с. Котельники, у стен которого покоился Митрополит Макарий. Фотография первой половины ХХ века

16 апреля 1957 г. комиссией произведено вскрытие могилы Владыки. Гроб оказался разрушенным, а облачения и тело оказались нетленными.

Тело митрополита захоронили в нижней части Успенского собора в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

В 2000 году на Архиерейском Соборе митрополит Макарий причислен к лику святых.

Памятные даты

ДатаСобытие
1 октября 1835 гДень рождения
1854 гОкончил духовную семинарию
22 февраля 1955 гПоступил в Алтайскую духовную миссию
25 января 1857 гПострижен в рясофор
11 марта 1861 гПострижен в монашество
19 марта 1961 гРукоположен в иеромонахи
1867-68 ггРабота в С-Перербурге
1868-69 ггРабота в Казани
1871 гВозведен в сан игумена
1883 гВозведен в сан архимандрита
12 февраля 1884 гРукоположен во епископа
26 мая 1891 гНазначен епископом Томским и Семипалатинским
27 октября 1895 гПочетный член Казанской ДС
6 мая 1903 гНагражден бриллиантовым крестом
6 мая 1906гВозведен в сан архиепископа
25 ноября 1912 гНазначен в Московскую Митрополию
20 марта 1917 годаУволен за штат
1917 гСослан в Николо-Угрешский монастырь
19 августа 1920 гПрисвоен пожизненный титул митрополита Алтайского
1920 гЧастично парализован
1925 гПереезд в с. Котельники
1 марта 1926 гБлаженная кончина
2000 гПричислен к лику святых

Современная икона святителя Макария Невского с частицей его гроба. Храм Спаса Нерукотворного, с. Каргасок

К святому обращаются за помощью проповедники, миссионеры и все желающие познать и утвердиться в Православной вере.

Тропарь святителю Макарию, митрополиту Московскому, Алтайскому

Глас 4

зе́млю Сиби́рскую озари́л еси́,

теплоту́ и све́т Христо́в источа́я,

ко Христу́ мно́гия лю́ди приве́л еси́,

первопресто́льному гра́ду Москве́ и всея́ России́ пресла́вное украше́ние яви́лся еси́,

апо́стольским дея́нием ревну́я,

созида́л еси́ Це́рковь Христо́ву,/ па́стырю на́ш до́брый святи́телю Мака́рие,

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Старообрядчество
  • Межрелигиозные отношения
  • Инославие

Главные новости

В Неделю о блудном сыне Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II
Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина и министра обороны РФ С.К. Шойгу с Днем защитника Отечества
В Неделю о мытаре и фарисее Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Святейший Патриарх Кирилл поздравил митрополита Порфирия с избранием на Сербский Патриарший престол

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Святитель Макарий (Невский), митрополит Алтайский

Митрополит Макарий (в миру Михаил Андреевич Невский, при рождении Парвицкий) (1835-1926) — митрополит Московский и Коломенский (1912-1917), митрополит Алтайский (с 1920 года). Известный миссионер, «апостол Алтая».

Будущий святитель родился в 1835 г. в с. Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии. Он был шестым ребенком в бедной семье причетника сельского храма Андрея Парвицкого. В 1843 г. семья переселилась в Сибирь. В Тобольске Михаил поступил в семинарию, где получил фамилию Невский.

По окончании Тобольской семинарии он был принят в Алтайскую духовную миссию в 1855 г. в звании учителя и миссионерского сотрудника. Молодому труженику, посвятившему свою жизнь миссионерству, было явление архимандрита Макария (Глухарёва), ныне прославленного в лике святых. Преподобный Макарий (Глухарёв) (1792-1847), основавший в 1830 году Алтайскую миссию, создал на основе кириллицы алтайскую азбуку, сделал первые переводы на наречия алтайцев библейских текстов и катехизаторской литературы, положив, таким образом, начало их письменности. В честь него алтайцы называли впоследствии святителя Макария (Невского) «вторым Макарием».

Первые годы в Алтайской миссии Михаил Невский посвятил изучению языка алтайцев. Дело шло весьма трудно. Тогда он стал усиленно молиться Матери Божией и вскоре чудесным образом овладел новым языком. Молодой проповедник все свое время проводил в далеких аилах, проповедуя истинную веру. С 1857 г. Михаил Невский становится рясофорным послушником. В 1861 г. он принял монашеский постриг с именем Макарий в память преподобного Макария Великого, в том же году состоялась его иерейская хиротония. После этого иеромонах Макарий направляется на миссионерское служение в Чемальский стан. Нередко о. Макарий действовал как врач. Хотя знания его были весьма простые, аптечка скудной, он доставлял облегчение людям усиленной молитвой. Господь нередко через него совершал чудеса. Известен случай, когда отец Макарий высосал смертельный яд из ноги мальчика, укушенного змеей, и остался жив.

Выдающимся вкладом в дело алтайского миссионерства была переводческая и издательская деятельность владыки Макария. В 1860-е годы в Санкт-Петербурге им были напечатаны на алтайском языке Литургия св. Иоанна Златоуста, Священная история Нового Завета, Огласительные поучения для готовящихся ко Св. Крещению, Последование Св. Крещения и ряд богослужебных книг. Большая часть этих книг была переведена о. Макарием, некоторые были переведены до него, а им были пересмотрены и исправлены, при этом окончательно была установлена транскрипция алтайской письменности.

Назначенный в 1865 г. начальником Алтайской миссии архимандрит Владимир (Петров) направил иеромонаха Макария в Казань для ознакомления с организацией крещено-татарских школ по системе Н.И. Ильминского. В 1868-1869 гг. отец Макарий не только подробно изучил деятельность профессора Н.И. Ильминского, но и сам участвовал в жизни крещено-татарских школ, совершая богослужения на татарском языке.

По возвращении из Казани иеромонах Макарий устроил в Чопоше по типу крещено-татарских школ училище на семьдесят человек с общежитием. Отец Макарий привлекал учащихся к переводческой деятельности. В результате появилась целая библиотека христианской литературы: переводной и оригинальной, печатной и рукописной.

В 1871 г. иеромонах Макарий был возведен в сан игумена, а в 1875 г. стал помощником начальника Алтайской миссии. На игумена Макария была возложена ответственность ежегодно обозревать все миссионерские станы и наблюдать за состоянием школьного дела. Опытный и ревностный руководитель значительно оживил дело просвещения и обучения алтайцев.

В 1883 г. отец Макарий был возведен в сан архимандрита, а в 1884 г. рукоположен в епископа Бийского. В целях противораскольнической деятельности епископ Макарий учредил в 1884 г. в Бийске Братство святителя Димитрия Ростовского.

После перевода на Томскую (1891), а затем на Московскую (1912) кафедры свт. Макарий не оставлял попечения об Алтайской миссии и был ее духовным руководителем.

У митрополита Московского Макария были искренние и духовно-молитвенные отношения с преподобномученицей Елисаветой Феодоровной. Он нередко посещал Марфо-Мариинскую обитель и выступал там.

Постановлением от 20 марта 1917 г. Св. Синод почислил митрополита Московского Макария на покой за преклонностью лет. Этому решению предшествовали грубые действия обер-прокурора Св. Синода В.Н. Львова. Митрополиту не разрешили жить в Троице-Сергиевой лавре. Он переехал в Зосимову Смоленскую пустынь, а затем местом его пребывания определили подмосковный Николо-Угрешский монастырь, где владыка прожил восемь лет.

В 1920 г. владыку постигла болезнь, из-за которой он оставался частично парализован до конца жизни. В августе 1920 г. по предложению Святейшего Патриарха Тихона свт. Макарию пожизненно был присвоен титул митрополита Алтайского.

В феврале 1926 года митрополит Алтайский Макарий заболел воспалением легких. Вскоре, 1 марта, на 91-м году жизни, владыка отошел ко Господу. Святитель был похоронен около алтаря церкви с. Котельники близ Люберец, где он жил с 1925 г. после закрытия Николо-Угрешского монастыря.

В 1957 г. Святейшим Патриархом Алексием была учреждена комиссия, которая вскрыла могилу владыки. Гроб почти весь разрушился, а тело и облачения оказались нетленными. Тело митрополита Макария было перенесено в Троице-Сергиеву лавру и погребено в нижней части Успенского собора.

В 2000 году на Архиерейском Соборе митрополит Макарий был причислен к лику святых.

Макарий (Невский)

Митрополи́т Мака́рий (в миру Михаи́л Андре́евич Не́вский (Парвицкий); 1 октября 1835, село Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии — 1 марта 1926, село Котельники, близ станции Люберцы Московской губернии) — епископ Православной Российской Церкви; митрополит Московский и Коломенский (1912—1917 годы), митрополит Алтайский (с 1920 года). Известный миссионер, «апостол Алтая».

Содержание

Семья

Родился в многодетной семье (был шестым ребёнком) причётника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы Андрея Парвицкого, переселившегося затем вместе с семьёй в Сибирь. Фамилию Невский Михаилу присвоили в семинарии — в то время семинаристам нередко меняли фамилии (cм. семинаристские фамилии).

Образование

Окончил Тобольское духовное училище, Тобольскую духовную семинарию (1854 год). Отказался от поступления в духовную академию (на что мог рассчитывать как второй по успеваемости семинарист на своём курсе) с тем, чтобы заняться миссионерской деятельностью. Почётный член Казанской духовной академии (1895 год), Петербургской духовной академии (1913 год).

Миссионер

22 февраля 1855 года поступил на службу в Алтайскую духовную миссию. По собственным воспоминаниям,

исполнял обязанности чтеца, сопутствовал миссионерам в путешествиях, занимался в школе, ходил по домам для научения обращенных молитвам, ухаживал за больными, не гнушался и тяжелого физического труда: копал гряды в огородах, обмазывал глиной стены убогих жилищ обитателей миссии, словом шёл всюду, где нужны были для дела миссии труды его.

Кроме того, в течение двух лет изучил алтайский язык и занимался переводами на него молитв и богослужений совместно с переводчиком Михаилом Чевалковым. При этом иеромонах Макарий,

чтобы подыскать и ввести в употребление какой-нибудь новый термин, нередко нарочно отправлялся на несколько недель и даже месяцев в отдалённые захолустья Алтая и только путем долгих и многих бесед с различными инородцами, после убеждения, что для обозначения известного христианского понятия подходит и для всех инородцев понятно то, а не другое выражение, проходил к принятию и употреблению известного термина.

25 января 1857 года был пострижен в рясофор, исполнял обязанности катехизатора в Чулышмане, был учителем в миссионерских школах Чемала и Улалы. 11 марта 1861 года пострижен в монашество. С 17 марта 1861 года — иеродиакон, с 19 марта того же года — иеромонах (был рукоположен в походной церкви Алтайской миссии). Наряду с миссионерской работой занимался медицинской деятельностью, известны случаи исцеления им тяжело больных алтайцев.

Читайте также:  Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня

С 14 ноября 1864 года — наместник Чулышманского Благовещенского миссионерского монастыря. Так вспоминал об особенностях труда миссионера:

Служение миссионерское, как служение апостольское, есть более всего ряд скорбей, болезней и трудов… Мы не говорим о трудностях миссионерских путешествий, которые доводятся редко в экипаже, никогда в вагоне, но нередко пешком, на лыжах, часто верхом, на лодке, под дождём, иногда в снежную метель, все это — болезни и труды для тела. Но есть страдания большие — страдания души. Миссионер — страдалец, он страдает душой в начале служения своего от среды, в которую попадает, там нет ни родной семьи, ни родного общества, ни привычной для него жизненной обстановки.

В 1864 и в 1867—1868 годах находился в Петербурге, где занимался печатанием составленного им первого «Алтайского букваря» и православных книг на алтайском языке. Среди этих книг были Литургия святого Иоанна Златоуста, Священная история Нового Завета, Огласительные поучения для готовящихся ко святому крещению и ряд других. Это были первые книги, изданные на алтайском языке. В 1868—1869 годы, совместно с казанским профессором Николаем Ивановичем Ильминским, готовил к печати составленную алтайскими миссионерами первую грамматику алтайского языка. Был избран членом Совета переводческого Братства св. Гурия (Казань). Во время пребывания в Казани организовал богослужение на татарском языке, создав хор из крещёных татар и создав для него церковные напевы по образцу алтайских.

Вернувшись на Алтай, организовал в Чопоше училище на семьдесят человек с общежитием для подготовки учителей для других школ, первый выпуск которых состоялся в 1872 году. С 29 июля 1871 года — игумен. С 1875 года — заведующий Центральным Миссионерским училищем в селе Улалы, которое готовило учителей, переводчиков, священнослужителей, катехизаторов. С 13 марта 1875 года — помощник начальника Алтайской духовной миссии. С 1876 года, одновременно член комиссии по рассмотрению рукописей, предназначаемых к изданию на алтайском языке. С 29 июня 1883 года — архимандрит.

Начальник Алтайской духовной миссии

С 29 декабря 1883 года — начальник Алтайской духовной миссии (был им до 1891 года, но и в последующие годы осуществлял попечительство над делами миссии). За многолетние миссионерские труды его называли «Апостолом Алтая».

Сыграл значительную роль в становлении и развитии Бийского катехизаторского училища, в котором получали образование представители различных народностей как Алтая, так и Томской епархии в целом: алтайцы, телеуты, шорцы, абинцы, матурцы, сагайцы, киргизы, остяки из Нарымского края.

Занимался борьбой против старообрядчества: при нём в Бийске в 1884 году было учреждено противораскольническое братство святого Димитрия Ростовского. Конфликт епископа Макария со старообрядцами носил острый характер: на старообрядцев возлагалась ответственность за пожар 22 мая 1886 года в архиерейском доме, в результате которого сгорели дом с ценной библиотекой и архивом миссии и Катехизаторское училище.

Томский архиерей

С 12 февраля 1884 года — епископ Бийский, викарий Томской епархии.

С 1895 года — епископ Томский и Барнаульский.

С октября 1908 года — архиепископ Томский и Алтайский.

Был председателем Томского комитета Православного миссионерского общества. Открыл в архиерейском доме библиотеку, в которой велись занятия и читались лекции по богословию, истории, географии. При нём в программу томских духовно-учебных заведений были введены новые предметы — космография, гигиена, естественная история, химия, музыка, пение, рисование. Было построено новое здание Томского епархиального училища, расширены помещения мужского духовного училища, в большом и удобном здании была размещена Томская духовная семинария, открыта церковно-учительская школа. Владыка занимался благотворительностью, организовал для заштатных и сирот духовного звания, до этого ютившихся в сырых и холодных помещениях, основал Томское общество попечения о бедных и бездомных («Пчельник»). По его инициативе в Томске был открыт городской приют для бездомных и нищих людей.

Его деятельность вызывала ненависть в среде местных сектантов и ссыльных революционеров. Несколько раз его пытались убить, а 22 мая 1886 года был подожжён архиерейский дом, сгорели библиотека, архив миссии, здание Катехизаторского училища, однако епископ Макарий сумел спастись [1] .

В годы революции 1905—1907 годов он проявил себя как монархист и охранитель традиций, содействовал монархическим организациям и являлся почётным председателем Томского губернского отдела Союза русского народа [2] .

Митрополит Московский и Коломенский

С 25 ноября 1912 по март 1917 года — митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры, председатель Православного миссионерского общества; член Святейшего Синода. Прибыл в Москву 22 декабря того же года (ст. ст.); 23 декабря торжественно вступил в управление Московской митрополией [3] .

При высочайшем рескрипте от 25 мая 1913 года (день проведения Романовских торжеств в Москве) был пожалован панагией [4] . При прибытии императора Николая II в Москву на торжества, встречал его и его семью в Троице-Сергиевой лавре 24 мая 1913 года, при вступлении в Кремль в тот же день и при входе в Успенский собор 25 мая, произнося краткие приветственные речи. [5]

Вводил в храмах Москвы общенародное пение, занимался катехизацией паствы, убеждая следовать своему примеру московских пастырей. Однако, несмотря на свои прежние миссионерские заслуги, большим авторитетом среди духовенства Москвы не пользовался из-за пожилого возраста, крайне консервативных взглядов, а также циркулировавших тогда слухов о том, что своим назначением на Московскую кафедру он был обязан Григорию Распутину (митрополит такого рода спекуляции считал вымыслом).

Протопресвитер Георгий Шавельский, бывший членом Синода в предреволюционные годы, находясь в эмиграции, давал ему такую характеристику: «Это был маленький, благообразный старичок, внешним видом напоминавший знаменитого митрополита Филарета (Дроздова), а по своим способностям диаметрально противоположный ему. Он был совершенно не способен ни к управлению ответственной Московской епархией, ни к участию в решении синодских дел. Епархией правили другие —кто хотел и кто умел войти в его доверие. митрополит во время докладов своих подчинённых часто засыпал, и докладчик, не смея нарушить мирный сон владыки, ни с чем уходил от него. В Синоде в его присутствии сплошь и рядом проваливали одно за другим его представления и ходатайства, и он молча принимал этот конфуз. Царское Село [6] смотрело на митрополита Макария как на праведника. А близко знавшие митрополита Макария решительно утверждали, что он в большой дружбе с Гришкой (Распутиным).» [7]

Определением святейшего синода от 20 марта 1917 года за № 1661 [8] был уволен с Московской кафедры, с оставлением в звании члена святейшего синода (на следующую, летнюю 1917 года, сессию синода не вызывался).

Выступил с протестом против своего увольнения, считая его неканоническим, совершённым под давлением обер-прокурора Синода (в составе Временного правительства) Владимира Львова.

Последние годы жизни

Однако на кафедре митрополит Макарий восстановлен не был, хотя и объявил о запрещении в священнослужении членов епархиального съезда и даже всего московского духовенства (никто этому запрещению не подчинился). В 1917 году некоторое время жил на покое в Зосимовой Смоленской пустыни, а затем был перевезён в подмосковный Николо-Угрешский монастырь. Обратился к Поместному собору 1917—1918 годов с просьбой рассмотреть его дело — на соборе он был реабилитирован, но об этом не было сообщено официально. В июне 1917 года на московскую кафедру епархиальным съездом духовенства и мирян уже был избран архиепископ Тихон, который в ноябре того же года стал Патриархом Московским и всея Руси. Кроме того, публичная реабилитация убеждённого монархиста и якобы «распутинца» была на тот момент политически невозможна.

В 1918 году келью митрополита Макария в Николо-Угрешском монастыре дважды обыскивали представители советской власти (20 июля и 20 октября), а 3 октября на неё напали вооружённые бандиты, искавшие деньги, которых у престарелого владыки не было.

19 августа 1920 года Священный Синод вынес определение о пожизненном бытии состоящему на покое митрополиту Макарию — митрополитом Алтайским, о чём Патриарх Тихон известил его личным письмом. [9] Управлял Алтайской паствой из Николо-Угрешского монастыря, по воскресеньям служил в соборе монастыря и произносил проповеди. В 1920 году был частично парализован. Принимал у себя духовных чад, а также известных церковных деятелей. Несколько раз его посещал Патриарх Тихон, после утверждения Патриаршим местоблюстителем в 1925 году к нему приехал митрополит Петр (Полянский), которому митрополит Макарий подарил свой белый клобук. Среди других посетителей были архиепископ Бийский Иннокентий (Соколов), епископ Арсений (Жадановский), который оставил о нём мемуары, священник Сергей Мечёв.

В 1925 году, после закрытия Николо-Угрешского монастыря, жил в селе Котельники близ Люберец, где и скончался от воспаления лёгких. Был похоронен на приходском кладбище станции Люберцы около алтаря кладбищенского храма. В 1957 году перезахоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры — в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Канонизация

В 2000 году на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви митрополит Макарий был причислен к лику святых. Житие святителя составил иеромонах Иов (Гумеров).

Частица мощей святителя Макария (Невского)

День памяти: 1 марта.

Святитель Макарий (Невский) (в миру Михаил Андреевич Парвицкий) родился в 1835 г. во Владимирской губернии в бедной семье церковного причетника. Новорожденный мальчик был так слаб, что его сразу же окрестили и в белой рубашке положили под святые иконы в ожидании смерти. Но младенец остался жить. Это было первое чудо в его жизни.
С раннего детства Михаил полюбил молитву и храм, которые предпочитал детским забавам. В 1843 году его семья переезжает на жительство в Сибирь. Михаил, желая посвятить свою жизнь служению Церкви, поступил в Тобольскую духовную семинарию. Окончив ее, 22 февраля 1855 года он вступил в состав Алтайской миссии. Он исполнял обязанности чтеца, сопутствовал миссионерам в путешествиях, занимался в школе, ходил по домам для научения обращенных молитвам, ухаживал за больными. Не гнушался и тяжелого физического труда: копал гряды в огородах, обмазывал глиной стены убогих жилищ местных жителей. Кроме того, он целые дни проводил с малограмотными толмачами над переводом молитв и богослужений на алтайский язык. Михаил Андреевич, приступив к изучению алтайского языка, около двух лет не имел успеха, но потом вдруг стал понимать язык. Он утверждал, что ему помогла Сама Божия Матерь. Испытывая крайнюю нужду и различные скорби, он неустанно трудился, благовествуя Евангелие местным народам.
16 марта 1861 года М.А. Невский принял монашество с именем основателя миссии, подвигу которого подражал. В скором времени он был рукоположен в иеромонаха. В этом сане о. Макарий трудился над устроением новой обители в далекой окраине Алтая – в Чолушманской долине вблизи Телецкого озера.
Искренняя христианская любовь Макария привлекала к нему сердца многих. Однажды отец Макарий с риском для жизни высосал смертельный яд из ноги мальчика, укушенного змеей. Ребенок остался жить, а его родители, до этого противившиеся христианству, видя жертвенность праведника, приняли святое крещение. Не раз по молитве Макария исцелялись неизлечимые больные. За усердные труды отец Макарий был возведен в сан игумена, затем архимандрита и из рядового сотрудника миссии становится ее начальником.
12 февраля 1884 года Макарий Невский становится епископом Бийским, а 26 мая 1891 года — епископом Томским и Енисейским. В Томске для владыки открылись новые возможности: он повсеместно открывал церковно-приходские школы и приюты, закладывал и освящал храмы, создал Томское общество трезвости. Святитель Божий посещал приходы, неустанно проповедовал, как словом, так и примером подвигая людей к благочестию.
В 1906 году владыка был возведен в сан архиепископа, а в 1912 году назначен на Московскую кафедру. В Первопрестольной святитель Макарий продолжал свои труды, не оставляя личных подвигов молитвы и поста, являя пример своей пастве.
После 1917 года на угодника Божия были воздвигнуты гонения. Его незаконно сместили с Московской кафедры и отправили в Николо-Угрешский монастырь, где Владыка прожил восемь лет. Мужественно претерпевая скорби и лишения, святитель всецело предался молитве и богомыслию. Поместный собор восстановил справедливость и определил святителю Макарию пожизненный титул митрополита Алтайского. В 1920 году Владыку постигла болезнь, которая до конца жизни изменила внешний строй его жизни – частичный паралич. Но и в болезни вел он жизнь подвижническую, почти все время проводя в молитве и чтении священных книг. Немощь он переносил просто и без ропота. Почти постоянное самоукорение было его обычным настроением. Порой оно было настолько сильным, что ему приходили мысли о своей неготовности к смерти: «Не готов я. Какой ответ дам Богу, что отвечаю, чем оправдаюсь? Добрых дел не имею, а все сделанное не мое». В феврале 1926 года Владыка заболел воспалением легких. За несколько дней до смерти он перестал принимать пищу и говорить. 1 марта 1926 года угодник Божий мирно предал дух в руки Господни.Похоронен был митрополит в ограде, близ алтаря местной церкви села Котельники (близ станции Люберцы), где он жил с 1925 г. после закрытия Николо-Угрешского монастыря.
16 апреля 1957 г. Святейшим Патриархом Алексием была учреждена комиссия, которая вскрыла могилу Владыки. Гроб почти весь разрушился (осталась лишь нижняя доска), а тело и облачения оказались нетленными. Тело митрополита Макария было перенесено в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и погребено в нижней части Успенского собора. В 2000 году на Архиерейском Соборе митрополит Макарий был причислен к лику святых.

Читайте также:  Икона Нечаянная Радость

Святитель Макарий Невский

Святитель Макарий Невский – удивительный архипастырь Русской Церкви, выдающаяся личность России.

Будущий святитель Макарий Невский родился в 1835 году во Владимирской губернии, в бедной многодетной семье причетника сельского храма Андрея Парвицкого (фамилию «Невский» дали ему много позже, в семинарии), и был крещен Михаилом. По истечении некоторого времени семья переехала в Сибирь — так что учиться отрок Михаил пошел уже в Тобольске: сначала в духовное училище, а потом в местную семинарию, которую окончил в 1854 году. Успехами мог гордиться, и никто бы не удивился, если бы молодой человек продолжил обучение в Духовной академии, однако такого «решения» собственной жизни он не пожелал.

Просветитель Макарий

Сердце его давно горело мечтой о миссионерской деятельности. С 1855 года Михаил Невский числился в составе Алтайской духовной миссии. В 1861 году был пострижен в монашество с именем Макарий. Его тридцатилетняя деятельность на Алтае (с 1855 по 1884 год, когда архимандрита Макария хиротонисали во епископа Бийского и он сам возглавил Алтайскую миссию) — пример высокого христианского подвижничества: отец Макарий не уставал проповедовать Слово Божие в самых дальних уголках этой горной страны, не убоявшись выступать перед агрессивно настроенными закоренелыми язычниками, которых он умел убедить в собственной правоте. Его знали везде на Алтае, его любили.

Сам святитель, выступая с речью при наречении его епископом Бийским, говорил:

«Тридцатилетняя жизнь на Алтае была для неопытности моей той академией миссионерства, какую некогда открыть предполагалось в центре России; только там учить миссионерству хотели по книгам, а здесь учительницей была жизнь».

Он много пекся о правильном образовании, об устройстве школ, выпускники которых, из инородцев, смогли бы нести свет истины в свои родные места, о переводе Священного Писания и богослужебных текстов на алтайский язык.

В 1891 году владыке Макарию пришлось оставить ставший ему родным Алтай — ему определили быть епископом Томским и Семипалатинским с пребыванием в «кафедральном» городе Томске. Епископ Томский и Семпалатинский (1891), епископ Томский и Барнаульский (1895), архиепископ Томский и Алтайский (1908) — менялись титулы, но не «содержание»: и на новом месте владыка Макарий продолжал свою неустанную деятельность на духовной ниве, особое внимание обращая на любимое им учебновоспитательное дело. Устраивал на постоянное «место жительства» Томскую семинарию, много помогал женскому епархиальному училищу. Даже сумел отправить епархиалок в образовательное путешествие по Европейской России! Широкая благотворительность и образование — вот основные области приложения усилий архипастыря. Плюс «любовь отеческая, самоотверженная» к людям. Нельзя не признать, что мыслил святитель вполне стратегически.

Митрополит Макарий Невский на Московской кафедре

В конце 1912 года святителя Макария Невского возвели в сан митрополита и назначили на Московскую кафедру. Старец, все еще бодрый и деятельный, сумел привлечь к себе души всего повидавших москвичей, успел снискать любовь и почитание своей новой паствы — как прежде он снискал любовь своих алтайских и сибирских чад.

Вместе с тем к священнослужителям, замеченным в равнодушии или небрежении своими духовными обязанностями, митрополит Макарий бывал строг. Сам святитель Макарий всегда был примером для подначальных ему священников. Так, он никогда не разговаривал в алтаре, тогда как другие сразу после причащения начинали беседы «на злобу дня». Он же, если подходили к нему в это время с вопросом или разговором, кротко отвечал: «Христос посреди нас». И больше не говорил не слова.

Но близился уже 1917 год — с его неслыханными, не вмещающимися в разум делами. Неслыханными и безобразными. Одним из таких дел стало грубое увольнение «на покой» митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского).

«Отставка» святителя поразила всех. Тем более что была она произведена в грубейшей форме. Обер-прокурор Синода князь В. Львов буквально вынудил написать его прошение об удалении на покой. Лишившись кафедры, опальный митрополит хотел поселиться в Троице-Сергиевой Лавре, но ему не разрешили. Тогда он поехал в Зосимову Смоленскую пустынь, но и здесь владыке не дали задержаться надолго. Определив местом его жительства (а точнее — заключения) Николо-Угрешский монастырь, святителя повезли туда окружной дорогой, не дав ему даже заехать в Москву, чтобы проститься с паствой.

Митрополит Макарий Невский В Николо-Угрешском монастыре

В Николо-Угрешском монастыре «апостол Алтая» прожил до 1925 года — то есть вплоть до того времени, покуда там было можно жить монашествующим. Смолоду привыкнув к непрестанной деятельности, святитель Макарий томился от вынужденного отдыха. Но когда — спустя три года после его отстранения от кафедры — Святейший Патриарх Тихон, с большим почтением относившийся к святителю, утвердил его митрополитом Алтайским, было уже ясно, что этот титул — лишь признание заслуг одного из старейших иерархов. Выехать на Алтай восьмидесятипятилетний старец не мог. В 1920 году его разбил частичный паралич.

На Угреше владыку Макария полюбили. Причем не только монахи, но и дети — из соседних деревень и из колонии, которая некоторое время делила монастырь с иноками. Эти ребятишки часто приходили к святителю.

В Николо-Угрешском монастыре святителя Макария дважды посещали представители карательных органов — обыскивали его скромное жилище и всё не могли поверить, что у него не припрятано ни денег, ни «изделий из драгоценных металлов». Но ничего этого у митрополита действительно не имелось.

У митрополита Макария часто бывали гости из Москвы: несколько раз к нему приезжал для беседы Патриарх Московский и всея Руси Тихон, посещали его и другие иерархи, а также московские священники. Один из тех, кто участвовал в подобной поездке, очень точно определил ее смысл:

«Время было тяжелое, всем нам хотелось укрепиться возле светильника Православия — владыки Макария, чтобы устоять в истине, если придется подвергнуться испытанию».

Смерть святителя Макария

Последние месяцы жизни, после закрытия Николо-Угрешского монастыря, святитель Макарий Невский провел в селе Котельники близ станции Люберцы. Здесь он и скончался в ночь на 16 февраля (2 марта) 1926 года от воспаления легких и был похоронен в ограде местной церкви. В 1957 году Святейший Патриарх Алексий I благословил перенос тела святителя (оно было обретено нетленным) в Троице-Сергиеву Лавру, где его погребли в нижней части Успенского собора.

В 2000 году митрополита Макария (Невского) причислили к лику святых.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святитель Макарий Невский митрополит Московский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Житие некоторых верующих навсегда останется в истории православия, как пример богоугодной жизни. Одним из наиболее показательных считают святителя Макария Невского митрополита Московского и Алтайского. Многие отзывались о нем, как о мудром и рассудительном человеке.

Житие святого митрополита

В рукописях есть упоминание, что появился на свет он на Покрову Богородицы в 1835 году во Владимирской губернии. Семья была бедной. Отмечалось, что малыш был очень болен и даже никто не давал гарантий на его будущее. Его сразу крестили и думали, что он умрет, но мальчик выжил.

Детство митрополита Коломенского было очень сложным. Родители были глубоко верующими и поэтому в таком же стиле воспитывали и его. С христианским терпением он выносил все жизненные тяготы. Об этом он позже отмечал в своих проповедях. Он учился в Тобольской семинарии. Там ему была дана фамилия Невский. В 50 годах он стал миссионером на Алтае. Познание новых учений давалось ему очень сложно. Поэтому он взывал к Божьей Матери за помощью. Были еще упоминания о том, что он проявлял себя и как врач, помогая людям.

После посещения Казани он в Чопоше устроил училище с общежитием. Макарий Невский митрополит Московский привлекал своих учеников к переводу различных текстов. Со временем библиотека расширилась по количеству книг и их жанров. Определенная часть его жизни была направлена на обучение и просвещение местного народа. Даже после перевода в Томск, а после и в Москву, он не забывал о своей алтайской пастве и всячески ее поддерживал.

Отмечались особенно тесные отношения его с Елисаветой Федоровной. В 1917 году Синод отдал распоряжение о прекращении его деятельности из-за преклонного возраста. Но многие увидели в этом политический подтекст. Ему было запрещено проживать в Троице-Сергиевой Лавре. Поэтому проживал в Зосимове Смоленской пустыне, а после в Николо-Угрешском монастыре. Приставился он на 91 году.

Дата поминовения митрополита

Похоронен он был возле алтаря церкви в селе Котельники. Там он проживал с тех пор, как закрылся монастырь. В 1957 году специальная комиссия распечатала могилу и засвидетельствовала нетленность мощей. Именно это способствовало перенесению останков в Троицко-Срегиевую Лавру и погребение в нижней части Успенского собора. Днем памяти считают 1 марта. В 2000 году его причислили к лику святых.

В чем помогают молитвы святому

Есть немало свидетельств о том, что он помогал нуждающимся еще при жизни. Это могло проявляться как в простом совете, так и в врачебном деле. Часто обращаются к нему и сегодня. Наиболее популярные просьбы касаются:

  • воспитания детей;
  • дарования ума;
  • укрепления веры;
  • исцеления от недугов и прочего.

Еще хорошим помощником есть письма Макария Невского духовной дочери. Это сбор сочинений, перечитывая которые можно найти ответ на волнующий Вас вопрос. В них подымаются самые насущные вопросы духовной жизни. Высказывания из нее помогут обрести утешение в различных невзгодах.

Храмы в честь святого Макария

Так как этот человек сделал значительный взнос в развитие православия, то не удивительно, что некоторые священные сооружения носят его имя. Самыми популярными считают:

  • церковь в Дзержинском;
  • собор в Москве;
  • церквушка в селе Чемал;
  • храм в селе Лесном Барнаульской епархии.

Многие считают своим долгом посетить хоть одно из этих мест и приклонится к мощам святого. Вот слова, которые чаще всего читаю для него.

«О, всехвальный святителю Христов и чудотворче Макарие! Приими сие малое моление от нас грешных, к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небесного Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.»

Обращаясь с молитвой к святителю Макарию Невскому, не стоит забывать о том, что слова должны идти только от чистого сердца и с благородными намерениями. Не забудьте также поблагодарить его и Всевышнего за то, что уже имеете.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом митрополите Макарие:

Ссылка на основную публикацию