Макарий Жабынский, Белевский чудотворец

Преподобный Макарий Жабынский

Макарий Жабынский (1539 — 1623), Белевский чудотворец, преподобный. Память 22 января (4 февраля), 22 сентября (5 октября).

Родился в 1539 году. В ранней молодости он принял постриг с именем Онуфрий и в 1585 году основал Жабынскую Введенскую пустынь близ реки Оки, недалеко от города Белева. В 1615 году пустынь была полностью разорена польскими войсками под начальством Лисовского. Вернувшись на пепелище, преподобный стал возобновителем монастыря. Он снова собрал братию, и вместо деревянного был построен каменный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, с колокольней на воротах. Преподобный проводил жизнь в суровых иноческих подвигах, претерпевая мороз, зной, голод и жажду, как об этом записано было в монастырском синодике. Часто он удалялся в лесную чащу, где в одиночестве молился Богу.

Однажды, когда преподобный шел лесной тропинкой, он услышал слабый стон. Он огляделся кругом и увидел прислонившегося к стволу сосны поляка, который в изнеможении полулежал. Рядом валялась его сабля. Он отстал от своего отряда и заблудился в лесу. Еле слышным голосом враг, возможно грабивший обитель, просил пить. Любовь и сострадание превозмогли в преподобном. С молитвой ко Господу он ударил посохом о землю, из которой забил прохладный родник, и напоил умирающего.

Когда восстановленный монастырь окреп во внешней и внутренней жизни, святой Онуфрий оставил общемонастырскую жизнь и, поручив братию надежному руководству одного из своих учеников, принял схиму с именем Макарий. Местом своего уединения он избрал верховье протока Жабынки — «кладезь Жабынец», отстоящий от устья протока и берега реки Оки в одной версте.

Схимнические подвиги преподобного Макария были скрыты не только от мира, но и от любящей его братии. Он скончался 84-х лет в 1623 году, в ночной час, когда запели петухи, и был погребен 22 января напротив ворот обители, близ места, где впоследствии была построена церковь его имени.

Почитание

В Иконописном Подлиннике сохранилось описание облика преподобного последних лет жизни: он был седой, с небольшой бородой, поверх монашеских риз носил схиму.

Почитание преподобного Макария установилось в конце XVII — начале XVIII в. Были написаны его иконы; по преданию, мощи его почивали открыто, но уже в 1721 году их скрыли под спуд. В XVIII в. обитель запустела. Память о подвигах и чудесах преподобного Макария настолько забылась, что, когда в 1816 году при постройке Никольской церкви были обретены нетленные мощи основателя обители, по нем начали служить соборную панихиду.

Восстановление памяти преподобного Макария Белевского связано с именем игумена Ионы, который родился в день памяти преподобного Макария, 22 января, и начал свой иноческий путь в Оптиной пустыни неподалеку от Жабынской обители. С 1875 года игумен Иона стал настоятелем Жабынской пустыни. Его прошение о восстановлении памяти преподобного Макария Жабынского было подкреплено ходатайством белевских граждан, через века сохранивших веру в святость угодника. 22 января 1888 года после долгого перерыва совершилось торжественное чествование памяти преподобного Макария Жабынского. В 1889 году над местом погребения святого был заложен храм его имени. Игумен Иона, который жил в то время на покое в пустыне и деятельно участвовал в строительстве, решил вместе с подрядчиком работ открыть святые мощи преподобного Макария. Когда всё было готово к исполнению самочинного предприятия, преподобный явился обоим участникам в сонном видении и строго предупредил их, чтобы они не дерзали на не свое дело, а иначе будут наказаны. Память об этом явлении благоговейно хранилась среди иноков обители. Преподобному была составлена служба.

Кондак 1

Преподобному отцу Макарию нашему составим похвалу, яко помощнику нашему и ходатаю пред Господом Богом. Ты же, угодниче Христов, не погнушайся пением нашим убогим и сам помогай нам и немощи нашей да зовем ти:
Радуйся, Преподобие отче наш Макарие Жабынский чудотворче.

Икос 1

Ангелоподобное житие твое представляя, Преподобие отче в тишине пустынной провождаемое дерзаем с любовию вопите тебе:
Радуйся, житие жестокое в пустыни возлюбивый;
Радуйся, подвигом иноческим плоть свою изнуривый;
Радуйся, суету мира сего лукавого возненавидивый;
Радуйся, в молитвах бодрствуя, тело твое духови покоривый;
Радуйся, страны нашея украшение и прославление;
Радуйся, града Белева радость и веселие;
Радуйся, Преподобие отче наш Макарие Жабынский чудотворче.

Кондак 2

Видяши житие твое, како воспоем чудеса твоя! Како же ты, видя в пустыни жаждою погибающего человека воду из камене, ударом жезла твоего извлекл еси и жаждущаго напоив заставлявши чудеси сему дивящися воспети Богу дивному во святых своих: Аллилуиа.

Икос 2

Разум не уразумеет каковую силу целебную даде Господь, источнику твоему, Преподобие отче, к нему же притекающие с верою и доныне исцелений сподобляются молитвами твоими, сего ради вопием ти:
Радуйся, Моисею в пустыни уподобивыйся воду из камене источивый;
Радуйся, жаждущаго тою водою обильно напоивый;
Радуйся, яко и до ныне воды источника твоего не оскудевают;
Радуйся, яко и до ныне помощию твоею воды сея недужных исцеляют;
Радуйся, скорый наш в скорбех помощниче;
Радуйся, теплый наш к богу молитвенниче;
Радуйся, Преподобие отче наш Макарие Жабынский чудотворче.

Кондак 3

Сила Божия, дивно в тебе проявленная да поможет и нам немощным и убогим в молитвах бодрствуя пети о тебе Создателю нашему: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи память смертную бдел не давая очесем твоим дремания ожидая: егда жених душ наших Господь приидет, имея светильник души твоея горящий, сего ради вопием ти:
Радуйся, сон от очес твоих усердно отгнавый;
Радуйся, в молитвах бодрствуя в нощи, в куроглашении дух твой господеви предавый;
Радуйся, примером своим нас унылых на подвиг призываеши;
Радуйся, сон ленности нашея от очес наших незримо отгоняеши;
Радуйся, многих заблудших на путь истины наставителю;
Радуйся, духов лукавых скорый прогонителю;
Радуйся, Преподобие отче наш Макарие Жабынский чудотворче.

Кондак 4

Буря неверия, буря смущения и искушения потопляет корабль наш! Буди нам путевождь, Преподобие, среди волн житейского моря, и приведи нас в царство небесное, да воспоем спасающему нас Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавши глагол спасителя нашего: не бойся малое стадо, яко благоволи Отец ваш дати вам царство. Тебе честный, Отче, просим: — ты достигши царствия Отца твоего, не забуди малое твое стадо, да зовем ти:
Радуйся, пастырю наш добрый;
Радуйся, отец наш чадолюбивый;
Радуйся, яко ты со ангелы в вечной славе ликуеши;
Радуйся, яко нас заблудших твоих овец усердно взыскуеши;
Радуйся, яко помощию твоею и мы спасения получити чаем;
Радуйся, яко ходатайством твоим и мы прощения от Бога ожидаем;
Радуйся, Преподобие отче наш Макарие Жабынский чудотворче.

Кондак 5

Яко боготечная звезда сияеши нам с высоты селения твоего Преподобие отче, и видиши яко зле страждем мы во гресех погибающи, друг другу досаждающи, брата ненавидящи, научи нас любви о Христе и смирению, да умиленно воспоим с тобою Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видиши ты отче, яко светильники душ наших угасают, суетою мира сего омраченныя, и пленницами враг души наша связав, во тьму кромешную всячески влечет! К кому прострем руце, к кому восплачем горце! Ты, отче, подвигнись к нашему неможению, да поем ти тепле:
Радуйся, всегда славы суетныя избегаяй;
Радуйся, и нас грешных тому же научаяй;
Радуйся, яко ради великого твоего смирения мало что из жития твоего известно людем;
Радуйся, яко с нами мощи твоя скрытыя под спудом;
Радуйся, яко духом твоим на месте подвигов твоих таинственно обитаеши;
Радуйся, яко всех приходящих к тебе с верою в скорбех утешаеши;
Радуйся, Преподобие отче наш Макарие Жабынский чудотворче.

Кондак 6

Проповедает подвиги твоя, страна наша, честный отче, како поминая их не устыдимся скверного жития нашего, к ленности провождаемого греховными помыслами омрачаемого, где явимся тяготы и зноя дневного не понесши, како воспоим непотребными усты своими Творцу и Создателю своему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия пустыня Жабынская в древняя времена, юже некогда от варваров разоренную ты, святый отче, трудами своими возставил еси, тако и души наша от врага оскверненныя и опустошенныя укрепив возстави да зовем ти:
Радуйся, обитель благоукрашенную на месте пустем основатый;
Радуйся, множество иноков притекших к тебе во едино собравый;
Радуйся, яко путем тесным ведущим в Царство Небесное текл еси;
Радуйся, яко многих из братии своей с собою совлекл еси;
Радуйся, яко ты ангельски пожил еси, еще в бренном телеси;
Радуйся, яко радуешися с ними купно на небеси;
Радуйся, Преподобие отче наш Макарие Жабынский чудотворче.

Кондак 7

Хотяй провозсияти тебе всеми добродетельми блаженне Макарие, владыка Христос, призвал тя на служение людям, да научиши их смирению и терпению их же сам стяжав, предстоиши Богу вопия за ны: Аллилуиа.

Икос 7

Дивна имуща тя воистину, отче, подвижника и молитвенника крепкаго с любовию взираем на место подвигов твоих и умиленно вопием ти сице:
Радуйся, благий и верный рабе винограда Христова;
Радуйся, отче всемилостивый не лишающий нас своего предстательства и покрова;
Радуйся, сирых помощниче и заступление;
Радуйся, свеща благодатию божиею возженная, освещающая нам путь ко спасению;
Радуйся, ни во что же вменивый земная, возлюбив небесная;
Радуйся, простираяся в горняя забывая телесная;
Радуйся, Преподобие отче наш Макарие Жабынский чудотворче.

Кондак 8

Странно и чудно житие твое прешел еси на земли, Преподобие отче, не видя покоя в трудах своих и старец быв немощный неизреченного достигл еси на небеси, идеже со ангелы поеши богу: Аллилуиа.

Икос 8

Всею душею отдавшись Господу и всем житием послуживши ему, прославился еси благожитием своим в стране нашей сего ради вопием ти сице:
Радуйся, ангелом собеседниче;
Радуйся, усердный о нас к богу молитвенниче;
Радуйся, мощи твоя от поругания неизреченно сохранивый;
Радуйся, данный тебе от Бога талант во многажды усугубивый;
Радуйся, угодниче Христов благодатию просветленный;
Радуйся, светильниче елеем добрых дел преисполненный;
Радуйся, Преподобие отче наш Макарие Жабынский чудотворче.

Кондак 9

Всякие утоли болезни и печали великий наш заступниче, Преподобие отче наш Макарие подаждь нам убогим хотя бы в мале последовати житию твоему, славу мира ни во чтоже вменяти и достигнув царствия небесного вкупе с тобою воспети богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витий многовещанных уста не возмогут воспети тя по достоянию, колико же наша убозии языцы ублажат тя! Но ты, милостиве отче не отвратися от хваления нашего, да воспоим ти сице:
Радуйся, иноков помощниче и управителю;
Радуйся, в мире благотекущих милостивый вразумителю;
Радуйся, милостыню подавати нас научаяй;
Радуйся, забывати нищих и убогих нам возбраняяй;
Радуйся, шипок благовонный жабынския пустыни;
Радуйся, обитаяй с небесными земных не оставлявши и доныне;
Радуйся, Преподобие отче наш Макарие Жабынский чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя душу свою Преподобие отче, ведый: яко неимущему любви к Богу, ни какими же подвиги получити спасение возможно: стяжал еси венец добродетелей — еже есть любовь к Богу, ему же предстоя ныне радостно вопиеши: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси всем человеком к заступленяю твоему прибегающим, Преподобие отче, темже и нам, к тебе притекающим и твоея помощи просящим. Буди стена крепкая, и ограждай от всех бед и напастей да с любовию поем ти таковая:
Радуйся воине Царя Небеснаго не обязывайся куплями житейскими, да ему угоден будеши;
Радуйся, яко аще и потрудился еси зде на земли ныне на небеси ликуеши;
Радуйся, яко единаго Господа во вся дни живота твоего искавый;
Радуйся, разве его ничесоже на земли и небеси желавый;
Радуйся, всю жизнь свою, яко раб пред лицем Господа своего ходивый;
Радуйся, Христа егоже возлюбил еси, душевными очима непрестанно созерцавый;
Радуйся, Преподобие отче наш Макарие Жабынский чудотворче.

Кондак 11

Пение хвалебное приносим ти от смиренных сердец наших, преподобие отче Макарие; еже с любовию приемши моли Господа избавитися нам от бед и скорбей, наипаче же в час кончины нашея твоим заступлением предвари, да не умрем без покаяния, но сподобимся в небесных селениях с тобою воспети Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Свеща еси в Церкви Христовой, явился еси горящи невещественным светом благодати Божия, оживляющая окаменевшая сердца наша, сего ради молим тя: просвети нас омраченные грехом да воспоем ти:
Радуйся, источниче в жизнь вечную текий;
Радуйся, ко спасению примером своим и житием многих привелый;
Радуйся, в лощениях и бдениях вкусивый духовныя сладости;
Радуйся, в молитвах твоих всенощных исполнялся божественныя радости;
Радуйся, в трудах твоих плоть смиривый;
Радуйся, образ терпения людем явивый.
Радуйся, Преподобие отче наш Макарие Жабынский чудотворче.

Кондак 12

Благодать дана тебе от Бога во еже руководите ко спасению и сохраняти от бед чтущих память твою, честный отче. Мы же дивящися в тебе всемогуществу и благодати Божией вопием: Аллилуиа.

Икос 12

Поющи праведное житие твое славяше труды твоя в нихже восходил еси от силы в силу, зрим и исповедуем яко кончина твоя рождение бысть в жизнь приснотекущую, еяже струями благодатными и нас земных окропляеши, темже благодарственно воспевающе тя глаголем:
Радуйся, радости приобщивыйся, в печали сущих не забываяй;
Радуйся, сладости мира сего яко сор отреваяй;
Радуйся, яко душу твою слезами покаяния омыл еси;
Радуйся, яко ко Христу путем узким следовал еси;
Радуйся смирения образе, имже гордыню мира сего низложил еси;
Радуйся, яко горняго отечества достигнути всею душею возжелал еси;
Радуйся, Преподобие отче наш Макарие Жабынский чудотворче.

Кондак 13

О предивный чудотворче и великий угодниче Христов, преподобие отче наш Макарие, приими от нас недостойных чад твоих убогое сие хваление, буди нам отец чадолюбивый, умоли Господа да избавит нас от всех бед и напастей, церковь свою сохранит, пастырей вразумит и всех нас ко Христу приведет, и на суде своем помилует, вопиющих ему: Аллилуиа.

(Сей кондак читается трижды)

Тропарь преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца

От мирскаго жития изшед / в тихое пристанище жизни иноческия, преподобне Макарие, вшел еси, / в нейже добре подвизався, душу твою добродетельми превысокими обогатил еси, / и явился еси добр пастырь и учитель иноческому собору, / емуже и обитель возградил еси, / таже в безмолвие вшед и Боговидения сподобився, ко Господу преставился еси, / Иже даром чудес тя обогати. / Егоже ныне моли, / да спасет верою и любовию почитающих святую память твою.

Кондак преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца

Житие чистое, терпение, кротость и любовь нелицемерну,/ воздержание совершенное,/ умиление Божественное,/ веру же и надежду истинну и милосердие стяжав,/ равноангельно, Макарие, на земли пожил еси/ и на Небеси Богови с лики Безплотных предстоиши./ С ними же, святе, молися/ мир Российстей Церкви даровати/ и душам нашим велию милость.

МАКАРИЙ ЖЕЛТОВОДСКИЙ

Прп. Макарий Унженский. Фреска

Макарий Желтоводский, Унженский (1349 – 1444), чудотворец, преподобный

Родился в Нижнем Новгороде в 1349 году в семье благочестивых родителей.

В 12 лет тайно ушёл из дому и, назвавшись безродным странником, принял иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители от святого Дионисия Суздальского. Со всем пылом юношеской души он отдался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его перед всеми братиями.

Только через три года родители преподобного узнали, куда он скрылся. Отец пришёл к нему и слёзно умолял сына лишь о том, чтобы тот вышел повидаться с ним. Макарий разговаривал с отцом через стену и сказал, что увидится с ним в будущей жизни. “Протяни мне, по крайней мере, свою руку”, – просил отец. Сын исполнил эту просьбу, а отец, поцеловав протянутую руку сына, возвратился домой.

Тяготясь славой, смиренный Макарий удалился на берег реки Волги, где подвизался в пещере близ озера Жёлтые воды, твёрдым воздержанием и терпением преодолевая брань врага спасения. К преподобному Макарию собрались любители безмолвия, и в 1435 году он устроил обитель во Имя Пресвятой Троицы. Здесь он начал проповедовать христианство окрестным черемисам и чувашам и крестил магометан и язычников в озере, которое затем стали называть Святым озером.

Когда в 1439 году казанские татары разорили обитель, преподобный Макарий был взят в плен.Из почтения к его благочестию и благотворительной любви хан отпустил святого из плена и вместе с ним освободил до 400 христиан. Но с преподобного Макария взяли слово не селиться при Жёлтом озере.

На обратном пути из Казани они Макарий, по преданию, остановился близ того места, где ныне город Свияжск. Здесь он положил начало ещё одной пустыни, которая также стала носить его имя – Макарьевская Свияжская подгорная.

Преподобный Макарий с честью похоронил избиенных в его обители и отправился за 240 верст в галичские края. Во время этого переселения все путники, по молитвам преподобного, питались чудесным образом. Дойдя до города Унжа, преподобный Макарий поставил в 15 верстах от него на берегу озера Унжа крест и построил келию. Здесь он основал новую обитель. Окрестные жители благоговели перед ним за защиту, которую он всегда успешно оказывал бедным против их притеснителей.

17 сентября 1442 года преподобному явилась икона Божией Матери, которая стояла на воздусе. С тех пор этот образ стал называться Макарьевским.

Скончался 25 июля 1444 года в возрасте 95 лет, на пятом году своей жизни в Унженском монастыре. По преставлении угодника Божия, чудное благоухание распространилось повсюду – не только во граде, но и во всех окрестностях. Народ плакал неутешно.

Прп. Макарий Желтоводский. Икона

Ещё при жизни преподобный Макарий был наделён благодатным даром: он исцелил слепую и бесноватую девушку. После кончины святого многие получали исцеление от его мощей. Иноки воздвигли над его гробом храм и установили в обители общежитие. В 1522 году татары напали на Унжу и хотели ободрать серебряную раку в Макариевой пустыни, но ослепли и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в реке Унже. В 1532 году молитвами преподобного Макария спасся от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого.

В 1610 году патриарх Филарет распорядился исследовать случаи исцелений по молитвам преподобного Макария. Было засвидетельствовано более пятидесяти случаев. Тогда же имя преподобного Макария Желтоводского было занесено в святцы и назначено повсеместное празднование его памяти 25 июля.

Мощи преподобного Макария были обретены нетленными в 1670 году. Поныне часть их находится в Унженской обители, а глава преподобного – в Желтоводском монастыре.

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Дне́сь гра́д тво́й Га́лич тобо́ю хва́лится,/ в конце́х бо его́ пресве́тло,/ я́ко ве́лие со́лнце, возсия́л еси́/ и чудесы́ твои́ми, преподо́бне Мака́рие, вся́ озари́л еси́./ И ны́не моли́ся Го́сподеви/ изба́витися душа́м на́шим от пре́лести вра́жия// и спасти́ся гра́ду твоему́ от пога́нскаго наи́тия.

Ин тропарь, глас 4

Богому́дрый Желтово́дския оби́тели первозда́телю,/ Бо́гом поста́вленный мона́шескаго жития́ сто́лпе,/ благопи́санный досточу́днаго по́стничества о́бразе,/ Богозда́нный Ду́ха Свята́го сосу́де,/ златоза́рное Ру́сския земли́ свети́ло всесве́тлое,/ мо́лим тя́, о́тче Мака́рие,/ светоза́рною моли́тв твои́х луче́ю разреша́й мра́чных страсте́й на́ших о́блак.

Кондак, глас 2

Вторы́й Моисе́й яви́лся еси́, преподо́бне:/ о́н бо же́злом мо́ре раздели́,/ ты́ же стра́сти, я́ко Амали́ка, победи́л еси́/ и непрохо́дную пусті’ню немяте́жным умо́м проше́л еси́,/ в не́йже моли́твами твои́ми ве́лие чу́до сотвори́л еси́:/ гла́дныя лю́ди до изоби́лия прекорми́л еси́./ И ны́не моли́ся Го́сподеви/ пода́ти все́м печа́льным уте́шение,/ Мака́рие, о́тче приснопа́мятне,// и́же Га́личестей стране́ и все́й Росси́йстей земли́ похвала́ и утвержде́ние.

МАКАРИЙ

(1349 (?), г. Н. Новгород – 25.07.1444 (?), г. Унжа (ныне село Макарьевского р-на Костромской обл.)), прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня – в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых), Желтоводский и Унженский, основатель мон-ря в честь Богоявления на р. Лух, Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря, Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря.

Житие

Лит. история Жития М. полностью не реконструирована. Существует неск. классификаций списков памятника, учитывающих не только особенности его текста, но и количество, состав примыкающих к нему описаний чудес и статей монографических сборников, посвященных святому.

В. О. Ключевский разделил известные ему 4 списка на 2 редакции: Краткую (Первоначальную) и Пространную (Ключевский. Древнерус. жития. С. 324; эта классификация принята большинством исследователей). Краткая редакция (нач.: «Сей преподобный отец Макарий родился в Нижнем Новеграде, честна сын родителю…») встречается в списках XVI в. Пространная редакция (нач.: «Что убо похвала благоверию и что ино утверждение, разве еже ведати и внимати милосердию Божию…»), по мнению исследователя, возникла не ранее 1615 г., когда к чудесам Краткой редакции были прибавлены еще 6, первое из к-рых датировано 1615 г., и не позднее 1633 г.- времени включения ее в Минеи Германа (Тулупова) (РГБ. Троиц. № 694. Л. 340). Составитель Пространной редакции пользовался Кратким Житием, украсив его словесно, но не распространив фактическую основу текста.

Н. В. Понырко считает, что возникновение Краткой редакции Жития с чудесами может быть датировано временем, близким к завоеванию Казанского царства в 1552 г. ( Понырко . 1988. С. 291). Ее создание связано либо с Унжей (или Унженским мон-рем), либо с Солигаличем, где М. уже в XVI в. был местночтимым святым. Среди списков Краткой редакции исследовательница выделила те, в к-рых прижизненное чудо М. (об исцелении дочери унжанина Федора) помещено в Житии перед повествованием о кончине святого. Такие списки, возможно, представляют собой наиболее ранний вид Жития, «который заканчивался повествованием о кончине Макария и еще не имел особого раздела чудес» (Там же. С. 292). Л. П. Тарасенко ввела в научный оборот ряд новых списков, в их числе – древнейший список Краткой редакции с 10 чудесами (РГБ. Ф. 310. № 332, посл. треть XVI в.). По мнению исследовательницы, Пространная редакция принадлежала опытному книжнику, работавшему в крупном лит. центре, скорее всего в Москве, возможно Герману (Тулупову), однако вопрос атрибуции до конца не решен ( Тарасенко . 2006. С. 56-57). Одновременно с Пространной редакцией было создано «Слово похвальное» (нач.: «Вѣренъ есть Господь Богъ и праведенъ, и милостивъ, позвавый насъ въ царство свое…»), помещаемое в рукописях после Пространного Жития и с XVII в. постоянно включаемое в агиографический цикл, посвященный М.

Понырко ввела в научный оборот монографический сборник, посвященный М. (Макариевский сборник),- ИРЛИ. Колл. В. В. Лукьянова. № 51, сер. XVIII в.,- и предположила его унженское происхождение (это мнение разделяет Д. Р. Ерофеев, к-рый обнаружил еще 2 сборника, близкие по составу,- РНБ. F.I.861 и РНБ. ОЛДП. F.21). В Макариевский сборник вошло не только Житие, «Слово похвальное», но и комплекс произведений, важных для истории почитания святого ( Понырко . 1990. С. 58-69). Ерофеев считает правомерным выделять 5 редакций Жития ( Ерофеев . 2001. С. 59-68). Помимо Краткой редакции с 10 чудесами, наиболее распространенной в списках (перечень см.: Там же. С. 60-62), исследователь обнаружил 3 списка XVII в. этой редакции с 16 чудесами: РНБ. Тит. № 3517; РНБ. Q.I.82; РНБ. Погод. № 741. В этих списках новые чудеса имеют заголовок «Сказание о чудесах преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца». Поскольку эти чудеса происходят в Унженском мон-ре (в тексте указаны названия деревень Унженского у.), исследователь справедливо предположил, что «Сказание о чудесах. » могло быть написано в Унже либо в Унженской обители после 1615 г., к-рым датируется 1-е чудо ( Ерофеев . 2000. С. 43-45).

Этот вариант Краткой редакции с 16 чудесами был положен в основу Пространной редакции Жития (перечень списков: Он же . 2001. С. 62). По мнению исследователя, она создавалась в Унженском мон-ре по инициативе игумена. В предисловии редактор признаётся: «. воли повелевшего не преслушавшу ми, убоях бо ся преслушанию смертнаго прещения, раб бо есмь и рабское теку житие». Об этом же сообщается и в последнем чуде Пространной редакции: «…и рещи, хощу аще Бог благоволит ми и поспешит не дерзновением же хотельным ми, но завещанием повелительным». Ерофеев уточнил и время создания Пространной редакции – 1625 г., обратив внимание на ее сообщение о принесении в Москву ризы Господней (хотя Пространная редакция связывает это событие с 1615 г.; Там же. С. 63-64).

Текст Жития в Макариевском сборнике, по мнению Ерофеева, относится к 4-й редакции памятника (начало такое же, как и у Пространной: «Что убо похвала благоверию и что ино утверждение, разве еже ведати и внимати милосердию Божию…»; Тарасенко называет ее Унженской редакцией кон. XVII – нач. XVIII в.). К фактическим добавлениям этой редакции относятся сообщение о поставлении М. игуменом Желтоводского мон-ря, известие о пострижении преподобным Григория Пельшемского, включена новая гл. «О Богодарованном источнице воды, егоже преподобный отец Макарий от земли произведе», более подробно изложен рассказ о преставлении и погребении преподобного. К известным по тексту Пространной редакции 16 чудесам добавлены 23 чуда и приведены краткие описания 66 исцелений, происшедших в Унженском мон-ре (Там же. С. 65). По мнению Ерофеева, составление этой редакции относится к 1688-1740 гг. (Там же); Т. В. Марелло датирует ее написание временем после 1730 г., возможным автором называет настоятеля Унженской обители Леонтия (1714-1727) ( Марелло . 2004. С. 461). Однако этой датировке и атрибуции противоречит известность Унженской редакции Жития свт. Димитрию Ростовскому, на основе к-рой им была создана своя редакция Жития для Четьих-Миней (К., 1705. Т. 4: Июнь-авг. Л. 409 об.- 415 об.).

Нижней границей создания Унженской редакции можно признать 1689 г., поскольку этим временем Тарасенко датирует старшие списки «Сказания по сокращению о зачатии на Желтых водах обители святаго и преподобнѣйшаго отца нашего Макария, игумена Желтоводскаго и Унженскаго чюдотворца, и о разорении ея от безбожныхъ агарянскихъ внуковъ, и запустѣнии, и по многих лѣтехъ паки на томъ же мѣсте устроении ея», которое в сокращенном виде включено в унженские сборники. Создание памятника было связано с возобновлением мон. Авраамием (Алексием; † 1640) в 1620 г. Желтоводского мон-ря, разоренного татарами в 1439 г. (одним из первых на текст Сказания обратил внимание П. И. Пискарев; см.: Пискарев . 1846. С. 3-11). В «Сказании о зачатии…» повествованию о возобновлении мон-ря предшествует пересказ части Жития М. об основанных преподобным обителях. Источником сведений, как указано в тексте, было Житие святого. Рассказ об устроении М. монашеской жизни на Жёлтых Водах в этом тексте расширен сведениями из Минейной редакции Жития Григория Пельшемского («Мы же сия увѣдѣхом от Жития преподобнаго отца Григория Пельшемскаго» (РНБ. ОЛДП. Q.728. Л. 254 об.)) о постриге М. Григория в иноки в Желтоводском мон-ре. В связи с этим появилось и сообщение об игуменстве М. в этой обители: «Сей подвижникъ, преподобнейший Макарий, и во игуменствѣ бысть многа лѣта, и сего убо в Житии его не писано». И далее автор еще раз подчеркивает статус М. в обители: «Здѣ же написахомъ о семъ сего ради, понеже мнози невѣдуще сего, любо прятся, указующе на Житие его, и глаголютъ, яко не бысть святый Макарий ни во единой своей обители игуменом, но точию строителем монастыремъ» (Там же. Л. 254 об.- 255). Унженская редакция «Сказания о зачатии. » известна под названием «Сказание, како прежняя Желтоводская преподобнаго отца нашего Макариа обитель обновися явлениемъ его» (нач.: «О Желтоводстѣй убо обители, яже в предѣлѣх Нижняго Новаграда, близъ великия рѣки Волги…»). В этой редакции опущена 1-я часть текста о созданных М. обителях; лит. обработке подверглась 2-я часть, в к-рой появилось повествование о 3-кратном явлении М. иноку-строителю Авраамию с призывом возобновить Желтоводский мон-рь, но при этом редактор опустил описание жизни Авраамия до принятия пострига и прихода на Жёлтые Воды. Вероятно, работа с текстом «Сказания, како. обитель обновися…» проходила одновременно с созданием Унженской редакции Жития М., т. к. в Минеях Димитрия Ростовского приведен текст не только Жития, но и Унженской редакции этого сказания.

По мнению Ерофеева, редакция Макариевского сборника (Унженская редакция) впосл. подверглась сокращению, но в рассказе о пострижении М. Григория Пельшемского автор новой, 5-й редакции расширил повествование источника, использовав Житие Григория Пельшемского ( Ерофеев . 2001. С. 66-67). Этот поздний вариант текста исследователь назвал сокращенной редакцией Макариевского сборника: РНБ. Тит. № 1275 (нач.: «Блаженству тезоименитый угодник Божий Макарий родися в Нижнем Новегороде от родителей благочестивых и боящихся Бога…»). На самом деле она представляет собой рукописную копию Жития М. редакции свт. Димитрия Ростовского.

Тарасенко выделяет в особую редакцию Жития т. н. желтоводские списки (ГИМ. Увар. № 1197 (398) (105); № 105; РГБ. Пискар. № 119, XVII в. (введены в научный оборот Понырко); РНБ. ОЛДП. Q.728; ГАКО. Ф. 558. Оп. 3. № 365 (обнаружены Тарасенко)). В их составе – текст Пространной редакции, 16 посмертных чудес, «Слово похвальное» и «Сказание по сокращению о зачатии на Желтых водах обители святаго и преподобнѣйшаго отца нашего Макария. », причем «Слово похвальное» помещено не после текста Жития, как традиционно в рукописях, содержащих Пространную редакцию, а после посмертных чудес святого. В пользу желтоводского происхождения сборников говорят изменения в заголовке похвалы святому: «Слово похвальное преблаженнѣйшему и всепреподобнѣйшему великому отцу нашему святому Макарию, игумену Желтоводскому и чюдотворцу Российскому» (РНБ. ОЛДП. Q.728. Л. 242; ср. в др. сборниках: «По житии преподобнаго отца Макария Желтовоцкаго, Уньжескаго чюдотворца. Слово похвальное, почитаемое на память честнаго преставления его. Благослови, Отче»). В названиях нек-рых глав Жития в желтоводских сборниках подчеркивается игуменство М., напр., «О преставлении преблаженнѣйшаго и всепреподобнѣйшаго святаго отца нашего Макария, игумена Желтоводскаго, великаго чюдотворца российскаго» (Там же. Л. 187). Однако данные рукописи представляют собой новый вид тематического сборника, посвященного М., а не особую редакцию Жития. Тарасенко обратила внимание на краткие версии Жития, включенные в Святцы и Пролог («редакции Святцев и Пролога»). В печатные Святцы Житие М., тропарь и кондак святому были включены в 1646 г. (нач.: «Макарий бе во дни великаго князя Василия Васильевича Московского»; опубл.: Карбасова . 2011. С. 297-298). В рукописных собраниях С.-Петербурга выявлено более 10 списков Месяцесловной редакции, их можно разделить на 2 группы: рукописи, в которых месяцесловная запись с тропарем и кондаком восходит к Святцам 1646 г.; тот же текст, но без тропаря и кондака (как в последующих изданиях Святцев) – РНБ. O.I.54. Л. 390-391; РНБ. СПбДА. A.II.315. Л. 112-112 об.; РНБ. Q.I.392. Л. 124 об.- ЭК ИРЛИ (ПД)).

Редко в Месяцесловах встречается более пространный вариант текста Жития без тропаря и кондака (нач.: «Сей родися в Нижнѣмъ Новѣградѣ, сынъ Ивана и Марии, в царство великаго князя Василиа Василевича»; РНБ. O.I.52. Л. 299-300 об.; РНБ. Тит. № 3109. Л. 174 об.- 175 об.). В нем более подробно повествуется о «нашествии агарян», кратко сказано о том, что М. «отпущенъ бысть съ честию» вместе с «2040 мужей, кромѣ женъ и дѣтей». После сообщения о том, что М. прожил 95 лет, может следовать краткое изложение посмертного чуда об освобождении Унжи в 1522 г. от татар (кон.: «…тако и обитель свою избави, остоящую от града Унжи за 15 поприщъ» (РНБ. Тит. № 3109. Л. 175 об.)). Одной из особенностей Месяцесловной редакции Жития является сообщение о времени преставления святого – «и успе в лѣто 6912 [1404]». То, что эта дата «несходна» с хронологией Жития, отметил еще архим. Желтоводского мон-ря Тихон Макариевский (1675-1677) в приписке, оставленной им на полях Нижегородского списка Пространной редакции Латухинской Степенной книги (текст приписки см.: Сиренов А. В . Степенная книга: История текста. М., 2007. С. 456-457). Как отметил А. В. Сиренов, эту редакцию Степенной книги архим. Тихон завершил в 1678 г. и «некоторое время дополнял основной текст приписками на полях, в которых особенное внимание уделял местной нижегородской истории и теме турецкой агрессии» (Там же. С. 369). Ошибочность даты преставления святого, допущенная в Месяцесловной редакции Жития, отмечена и в «Летописании о преподобном отце Макарии, Унженском чудотворце», известном пока в единственном списке нач. XVIII в.- РНБ. F.I.861. Л. 173-174 (нач.: «Во Псалтирѣхъ с вослѣдованием, въ Месяцословѣ печатаютъ под именемъ преподобнаго чудотворца Макариа…»). Автор «Летописания о преподобном отце Макарии…» в отличие от архим. Тихона исправил ошибку и указал «6952 лето». По его словам, о том он «справился» в «подлинном Житии чудотворцове» (Там же. Л. 173), т. е. в Житии Унженской редакции, поскольку только в этой редакции указан год преставления М.: «Въ лѣто от сотворения мира 6952, от Спасителнаго же воплощения Бога Слова 1444-е» (РНБ. ОЛДП. F.21. Л. 96).

Как и бо́льшая часть рус. Житий, Житие М. появилось в издании печатного Пролога 1661 г. (нач.: «Сей убо преподобный отец наш Макарий родился в Нижнем Новеграде»). В рукописной традиции Проложная редакция распространения не получила; пока можно назвать только один список – РНБ. Солов. № 827/937. Л. 284 об.- 286 об. Возможно, Проложная редакция Жития входила в состав конволюта из собрания Унженского мон-ря (№ 1098). Из описания этого кодекса следует, что одна из тетрадей, написанная монахом обители Леонидом, содержала краткое сказание о жизни М. и была пожертвована в монастырскую б-ку в 1695 г. ( Херсонский . 1887. С. 92. Примеч.). Для Проложной редакции Жития, по мнению Тарасенко, характерны краткость и ясность текста, отбор сюжетов, отражающих главные этапы жизни и духовного становления святого; в ней отсутствуют чудеса ( Тарасенко . 2006. С. 58).

Житие редакции свт. Димитрия Ростовского представляет собой текст Унженской редакции, сокращенный в характерной для свт. Димитрия манере: нет деления текста на главы, опущены риторические части памятника и нек-рые цитаты из Свящ. Писания, но при этом расширен сюжет о постриге М. св. Григория Пельшемского (сказано об уходе Григория Пельшемского из отчего дома в мон-рь («и родителей своихъ оставивъ») – подробность, известная по Минейной редакции Жития этого святого). В данном случае свт. Димитрий использовал Житие Григория Пельшемского, подготовленное им для 1-го тома своих Миней (Жития святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 153-153 об.). В составе Жития М., отредактированного свт. Димитрием Ростовским, помещены прижизненное чудо М. и первые 4 посмертных чуда.

Несмотря на широкое распространение Жития М. в русской книжности XVI – 1-й пол. XVIII в., мало что известно о его рецепции современной ему агиографической традицией; Ключевский установил заимствование предисловия из Пространной редакции Жития М. автором Жития Галактиона Вологодского (40-е гг. XVII в.).

Преподобный Макарий Унженский

Марина Волоскова

Культуролог, историк, журналист

7 августа (25 июля ст. ст.) Церковью отмечается Успение преподобного отца нашего Макария, желтоводскаго и уньженскаго, новаго чудотворца, который за свою земную жизнь основал четыре обители и знаменитый Оленевский скит, ставший после раскола XVII века старообрядческим. Также именем Макария была названа знаменитая на всю Россию макариевская ярмарка.

Содержание:

Житие преподобного Макария Унженского

Преподобный Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей Иоанна и Марьи. В этот период в Нижнем Новгороде княжил Константин Васильевич, который был славен благочестием и силой. Согласно преданию, дом родителей Макария находился в 7 саженях от церкви Жен-Мироносиц; а с противоположной стороны в 7 саженях располагался дом, где родился преподобный Евфимий Суздальский. Еще в младенчестве Макарий был достоин удивления: когда бывал благовест церковный к утрени — пробуждался и плакал, слезами выражая желание свое быть в церкви; он плакал во время звона к каждой церковной службе, а когда богослужения не было, то спал непробудным сном. Сначала родители не понимали этого, но однажды в праздник взяли младенца в церковь, и когда вошли с ним в храм Божий, плач сразу прекратился, младенец во время всей церковной службы улыбался и ласкался к матери своей. И с тех пор стали носить его в приходскую церковь Жен-мироносиц на каждую службу.

Когда Макарию исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте, в учении он показывал необычайнее успехи, которым дивились его учителя. Он превзошел своих сверстников в разумении Священного Писания, в послушании, кротости. Макарий не участвовал в играх с детьми, а стремился проводить свободное время в церкви и за книгами. Часто бывал он в Печерской обители — особенно сильно тянулось туда его сердце.

В двенадцать лет Макарий тайно от родителей ушел и принял иноческий постриг в Печерском Вознесенском монастыре от Дионисия, будущего архиепископа Суздальского. Родители искали своего сына всюду, и только спустя три года отец случайно узнал от одного из иноков о том, что Макарий находится в Печерской обители. «Иоанн пришел к нему и слезно умолял сына лишь о том, чтобы он вышел повидаться с ним. Макарий разговаривал с отцом через стену и сказал, что увидится с ним в будущей жизни. „Протяни мне, по крайней мере, свою руку“, — просил отец. Сын исполнил эту просьбу, а отец, поцеловав протянутую руку сына, и благословив его, возвратился домой». В монастыре Макарий был строг и аскетичен. Пищу принимал он только для поддержания жизненных сил, но при этом всегда ходил с братией на трапезу, чтобы не показаться строгим постником в глазах других. За свою подвижническую жизнь Макарий приобрел почет и уважение среди монастырских насельников. Тяготясь этим, он решил уйти из монастыря и поселиться в безлюдном месте.

Странствуя несколько лет, Макарий в начале своего отшельнического подвига подвизался на реке Лух и затем построил малую келью на берегу Волги, близ слободы Решмы Юрьевецкого уезда, где через некоторое время основал обитель во имя Богоявления Господня, которая впоследствии стала Свято-Богоявленским Макариевым Решемским монастырем.

Макариев Решемский монастырь

В 1434 году Макарий основал Желтоводский монастырь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы в устье реки Керженец. За четыре года существования обители к Макарию присоединилось немало монахов, монастырь был весьма известен, на его обустройство делал пожертвования великий князь Василий Темный.

Великий князь московский Василий Темный

Согласно житию, Макарий, «обходясь ласково и беседуя с приходящими иноверцами», обратил в православие немало чувашей, марийцев, мордвы, татар. Расцвет обители длился пять лет. В 1439 году монастырь был разорен ханом Улу-Махметом. Большинство монахов было убито, а сам Макарий был уведен в плен в Казань. Спустя некоторое время Улу-Махмет отпустил его, с запрещением восстанавливать монастырь и возобновлять иноческую жизнь на прежнем месте.

По возвращении Макарий предал земле убитых монахов и вскоре отправился с теми, кто остался жив, в Галичскую землю, с намерением основать там новую обитель. Тогда Макарию было уже 90 лет. Путь был тяжелым. Вот как повествует об этом житие: «В дороге не стало у них хлеба, голод начал терзать непривычных к посту. Преподобный Макарий стал молиться, и вот нашли они завязшего в узком месте лося. Это было во время поста Апостольского, за три дня до праздника. Путники просили у преподобного Макария позволения утолить голод лосем. Он не благословил им нарушить пост и убеждал потерпеть до праздника святых апостолов Петра и Павла. «Поверьте, братия, — прибавил старец, — лось будет в ваших руках, когда придет время разрешить пост. Потерпите еще три дня — Господь сохранит жизнь вашу».

Путники послушались преподобного и, надрезав ухо лосю, отпустили его, а преподобный молил Господа, чтобы Он укрепил слабых его товарищей. По милости Всемогущего даже малые дети остались живы, пробыв без пищи до праздника апостолов. В праздник преподобный Макарий, отойдя в сторону от прочих, преклонил колена и, воздав благодарение Творцу, молил Его пропитать его голодных спутников. И вот неожиданно явился тот самый лось, которого пустили на свободу за три дня перед тем. Его поймали, и святой старец с радостью благословил его для трапезы. «Надейтесь же, друзья мои, на Господа, — говорил он, — Он не оставит нас и впредь». Согласно преданию, на этом месте Макарий и сопровождавшие его иноки основали Оленевский скит, который после церковного раскола XVII века остался верен древнерусским традициям и заветам преподобного, а потому стал считать старообрядческим.

Моленная в Оленевском скиту. Фотография конца XIX века

В 15 верстах от Унжи Макарий основал деревянную «Макарьеву новую пустынь» (впоследствии Макарьевский Унженский Монастырь). Известно, что по пути из Казани в Унжу Макарий останавливался в Варнавинской пустыни, где беседовал с Варнавой Ветлужским.

Последние дни своей подвижнической жизни Макарий проводил в тех же трудах, к которым привык с малых лет. Он часто посещал город Унжу, чтобы не лишать жителей его спасительного слова. Как сообщает его житие: «Отходя ко Господу, он приобщился Святых Тайн и заповедал, чтобы его тело было отнесено в устроенную им Унженскую обитель. В самый час блаженной его кончины внезапно исполнился благоухания весь город Унжа и окрестные селения, так что все уразумели, что чистая душа отходит к Господу. Преставился Макарий в 1444 году в возрасте 95 лет в Унженском монастыре».

Унженский Макариев монастырь. Дореволюционное фото С. М. Прокудина-Горского

Почитание и чудеса преподобного Макария Унженского

Почитание Макария как великого подвижника началось вскоре после его блаженной кончины, сперва в тех местностях, где он бывал, а затем и распространилось на всю землю русскую. Вскоре после кончины Макария поселились в его пустыни любители пустынной жизни, воздвигли над гробом его храм и завели монашеское общежитие. В 1522 году громадные толпы татар окружили Унжу и трое суток осаждали слабый город, но не могли взять его, устрашенные видением грозного черноризца. В четвертый день они бросили огонь в город и город загорелся. Народ в ужасе повторял: «Святой Макарий, помоги нам!» И неожиданно полился дождь, пожар был залит, а татары в ужасе бросились бежать из города. Достойные видели в это время преподобного в облаках, заливающего пожар. Пленные татары говорили, что им виделся старец на коне, в иноческой одежде, вторгнувшийся в их полки и метавший в них стрелы. В то же время отдельный отряд татар из трехсот человек хозяйничал в Макариевой пустыни: враги хотели обворовать раку, обитую серебром, но внезапно ослепли. Это навело ужас на всех, все бросились бежать и многие потонули в озере Унже.

Свято-Троицкий Макариев Желтоводский монастырь. Современная фотография

В 1532 году молитвами преподобного Макария был спасен от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого. Более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжелых недугов. 190 лет Желтоводский монастырь находился в запустении, а в 1620 году вновь был отстроен благочестивым старцем Авраамием по повелению троекратно явившегося ему преподобного Макария.

Житие Макария Унженского было написано в XVI веке. По предположению Н. В. Понырко, создано около 1552 года в Унже или в Солигаличе.
Житие имеет две редакции, краткую и пространную. Первоначальной является краткая редакция. Составитель пространного Жития пользовался кратким, словесно украсил его, но не распространил фактическую основу.

Служба Макарию в отдельных списках предшествует краткому Житию. Время ее создания Н. В. Понырко также определяется кануном 1552 года, поскольку здесь в молитвенном обращении к святому есть прошение о даровании «победы православному царю нашему на неверныя варвары». Служба имеет солигалическое происхождение: Макарий называется в ней «заступником и помощником» «граду нашему Галическому», говорится, что «днесь град твой, отче, Галич, тобою хвалится».

Днем памяти преподобного Макария является 7 августа, к этому же дню в 1641 году была приурочена знаменитая Макарьевская ярмарка, которая, кстати, в ХIХ веке стала местом активной деятельности купцов-старообрядцев. Считалось, что преподобный покровительствовал волжским торговцам. Также на этой ярмарке выступали известные старообрядческие начетчики и проходили религиозные диспуты с миссионерами синодальной церкви. Обретение мощей преподобного Макария произошло в 1671 году.

Мощи преподобного Макария находятся в Макарьевском Унженском монастыре. Его честная глава с 2005 года находится в Печерском Свято-Вознесенском монастыре.

Тропарь и кондак преподобному Макарию Унженскому

Тропарь, глас 5.

Д несь град твой Галичь тобою хвалится. В концех бо его пресветло яко велие солнце восиял еси. И чудесы убо своими преподобне Макарие вся озарил еси. И ныне молися Господеви, избавитися душам нашим от прелести вражия, и спастися граду твоему от поганскаго наития.

Кондак, глас 2.

В торыи Моисей явился еси преподобне. Он бо жезлом море раздели, ты же страсти яко амалика победи. И непроходную пустыню, немятежным умом прошел еси. В ней же молитвами своими велие чудо сотворил еси. Гладныя люди до изобилия прекормил еси. И ныне молися Господеви, подати всем печальным утешение, Макарие отче приснопамятне, иже галичестей стране и всей русской земли похвала и утвержение.

Преподобный Макарий Унженский. Иконы

Преподобный Макарий Унженский традиционно на иконах изображается в полном иноческом облачении, с благословляющей десницей и свитком в левой руке.

Преподобный Макарий Унженский. Вторая четверть XVII века, происходит из Николо-Можайской церкви в Муроме. Муромский историко-художественный музей Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский. Икона XVII века Преподобный Макарий Унженский в молении Пресвятой Троице, с Унженским монастырем. Москва, конец 1670-х — начало 1680-х гг. Преподобный Макарий Унженский. Москва, вторая половина XVIII века. Палаццо Леони Монтанари, Виченца, Италия Преподобный Макарий Унженский. Москва, начало XX века. Собрание В. А. Бондаренко

Изображения преподобного Макария в Поволжье появились уже в XVI столетии; особенно широкое распространение они получили после его канонизации. Ярославская икона XVII века относится к числу самых ранних дошедших до нас житийных икон святого.

Преподобный Макарий Унженский, с житием. Ярославль, XVII век. Ярославский художественный музей

Храмы на Руси во имя преподобного Макария Унженского

Во имя преподобного Макария Унженского был освящен придел церкви Рождества Иоанна Предотечи Николо-Надеинского прихода в Ярославле. Теплый храм в честь Рождества Иоанна Предотечи с приделом во имя Макария Унженского с южной стороны алтаря был построен в XVII веке на средства купца Никифора Петровича Холщевникова. В 1836 году главы над церковью и приделом были сняты и заменены полусферическим куполом, а вход в церковь перестроен в классическом стиле и украшен колоннами. Иконостас в храме был резной двухъярусный золоченый, с иконами «большею частию новой кисти». Вся теплая церковь была расписана стенным письмом. Под приделом преподобного Макария был захоронен строитель храма Н.П. Холщевников. Теплый храм снесен после 1931 года.

Храм во имя Рождества Иоанна Предотечи Николо-Надеинского прихода в Ярославле

Во имя преподобного Макария Унженского освящен придел церкви Спаса Преображения в с. Пурех Чкаловского района Нижегородской области. Церковь первоначально была деревянной и построена была в 1613-1615 годах в честь освобождения Москвы. В 1864 году, после пожара, церковь перестроили. В 1879 году к ней были прист­роены новые трапезная и колокольня с семнадцатью колоколами. В 1934-1937 годах Спасо-Преображенскую церковь закрыли. В настоящее время восстановлена.

Церковь Спаса Преображения в с. Пурех Нижегородской области

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

О преподобном Макарии

О преподобном Макарии краткое слово

Угодник Божий Макарий Желтоводский, Унженский родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей. От младенчества лежало на нём особое благословение Божие. Это узнавалось потому что как только звон колокола начинал созывать верующих к службе, лежащий в люльке младенец выказывал беспокойство, но как только заносили дитя в храм, то он сразу же успокаивался и улыбался матери. Если же пытались оставить на время службы дома, начинал плакать.

В подробном житии его описано, что в детстве он отличался живым умом и превосходно успевал в обучении, но игр с детьми не любил, более предпочитая степенность и рассудительность. Много времени проводил за чтением книг. Каждый день бывал на молитве в храме.

В возрасте двенадцати лет, движимый желанием особо угождать Богу, Макарий тайно покидает родительский дом. Одевается в одежды нищего, называется жителем другого города и поступает в Печерскую обитель приняв иноческий постриг от руки святого архимандрита Дионисия, будущего архиепископа Суздальского.

Спустя три года отец находит его, но Макарий отказывается видеться с ним, говоря, что он теперь более принадлежит Отцу Небесному, чем отцу земному.

Выделяясь высокой жизнью в монастыре, он обретает славу у многих, но тяготится человеческими похвалами и принимает решение уйти в безлюдное место на реку называемую Луг. Там он обустраивает хижину для уединенной молитвы, но долго скрываться ему не удалось. Сначала к нему начинают приходить люди для духовного совета, потом образуется монашеское братство и строится храм Богоявления.

Преподобный, ища более глубокой молитвы, начинает тяготиться образовавшемся многолюдством. Он оставляет одного из братий настоятелем и тайно уходит в место, называемое Жёлтые Воды, находящееся на восточном берегу Волги. Но и здесь он не смог надолго укрыться от людей.

Вначале к нему приходят иноверцы. Чуваши и мордва. Приносят дары. Мёд, хлеб, пшеницу. Преподобный принимает дары, не столько для себя, но чтобы было, что подать приходящим к нему. Некоторые из язычников оставляют прежние заблуждения и принимают от руки преподобного святое крещение в озере, на берегу которого он жил. Слава о нём растёт, и со временем к нему начинают стекаться единоверцы. Вокруг его уединённой кельи образуется новая, вторая по счету, монашеская община. Макария избирают настоятелем. Настоятельствует он достаточно долго, слава о его обители разносится по всей России. Многие приходят издалека, желая принять иночество у него. Имя Макария становится известным у князей, и в 1435-ом году, на некогда пустынном месте, возводится храм во имя Живоначальной Троицы.

Монастырь славится внешним видом, крепостью стен, основательностью строений, но больше всего привлекает людей праведная жизнь монахов.

В это время Богу было угодно особо испытать веру святого Макария. На обитель нападает один из татарских военачальников Улуахмет, изгнанный из Золотой Орды. Монахи не могли долго защищаться. Почти вся братия была скоро убита, и монастырь предают огню. Макария, с немногими оставшимися в живых, взяв в плен, приводят к татарскому воеводе. Но слава преподобного к тому времени была столь велика, в том числе и среди татар, потому что преподобный благодетельствовал и им, что воевода сильно разгневался на своих воинов, сказав: «Вы знали о святой его жизни и посмели напасть на обитель. Бог один и у нас, и у них. Вам придётся держать ответ перед Богом за сделанное зло». После чего велел отпустить Макария, немногих уцелевших иноков с ним и ещё около четырёхсот мирян, не считая женщин и детей. Отпуская их, предупредил, чтобы они уходили скорее из этих мест, потому что местность эта отныне переходит к Казанскому ханству. Преподобный же, невзирая на опасность жестоко пострадать ещё раз, просит похоронить убиенных братьев.

Получив разрешение, придя на пепелище, преподобный — видя повсюду множество убитых, плакал. Потом, совершив отпевание по чину, посоветовавшись, решили идти в Галичские пределы дальше от опасного места.

Был июль. Народ не мог идти по дорогам, но, опасаясь столкнуться с отрядами татар, углубились в лес и шли болотами по нехоженым местам. Еды было немного. Народ изнемогал. Начались скорби. Однажды, народу удалось загнать крупного лося в непроходимый тупик и поймать его. Привели к преподобному, прося благословения освежевать его и съесть. И вот тут, особо открывается в житии величие веры Богу старца Макария. Ему в то время было 90 лет. Помолившись, он велел отпустить лося, сказав: «До окончания (Петрова) поста осталось три дня. Имейте веру. В день празднования апостолов этот лось сам придёт к нам. И мы, во славу Божию, тогда съедим его. Пока же терпите». Лося, отрезав у него одно ухо, отпустили.

И действительно, в день празднования апостолов Петра и Павла, когда люди совсем изнемогли, по вере старца вышел к ним лось с отрезанным ухом. Они взяли его голыми руками привели к преподобному Макарию, и он благословил лося в пищу. Далее, на всём протяжении их пути им попадалась различная дичь к пропитанию народа.

Наконец вышли в пределы города Унженска. (Ныне, поселок Унжа Макарьевского района Костромской области)

В городе знали о Макарии и о его святой жизни. С радостью приняли его и готовы были выделить лучший дом, но пустыннолюбивая душа преподобного и в 90 лет искала одиночества для молитвы. Макарию показали место на горе в 20-ти верстах ниже Унженска, где он поставил крест. Рядом была устроена келья. Вскоре собралась вокруг него братия. Случилось это особо знаменательное событие для города Макарьева в 1439-ом году. С этого года можно отсчитывать рождение нового, третьего основанного преподобным монастыря и впоследствии города, носящего его имя по сей день.

В это время преподобный Макарий, прослуживший Богу в монашестве 75 лет, получает дар исцеления болезней и дар изгнания демонов. Упоминается случай исцеления слепой.

Спустя пять лет, на 95 году жизни, Макарьев приходит в город Унженск, зная о дне своей кончины, прощается со всеми и (25 июля 1444 года) мирно отходит к Тому, Кому служил постами и молитвой всю жизнь.

Тут, казалось бы, можно было бы завершить краткий пересказ жития чудного русского святого… днём праведной кончины его, но невозможно не упомянуть многочисленные чудеса, обильно начавшиеся в день отхода его души ко Господу Иисусу Христу.

Город Унженск и окрестности его, в день преставления святого, наполнились чудным благоуханием. Люди — в домах и на улицах вдыхали этот аромат, бросали повседневные дела и спешили припасть к телу преподобного. Многие плакали. Тело его отнесли в монастырь и там многим Бог даровал исцеления от различных болезней.

Чудеса исцелений продолжались многие годы. Описаны случаи чудесного избавления города Унженска от нашествия татар в 1522-ом году и города Солигалича в 1535-ом году, когда осаждаемые молились преподобному находясь в значительном меньшинстве и надеясь только на Бога. И тогда по молитвам святого Макария враги без видимой причины или в панике убегали, или начинали в безумии убивать друг друга, думая что сражаются с русскими. Известны и иные случаи частной помощи в их бедах особо почитавшим преподобного Макария людям.

Местное почитание памяти преподобного Макария Желтоводского (Унженского) началось вскоре после его преставления.

В 1610 году патриарх Филарет распорядился исследовать случаи исцелений у мощей преподобного Макария. Было засвидетельствовано более пятидесяти случаев, и в том же году имя его было занесено в святцы и назначено повсеместное празднование его памяти 25июля/7 августа.

Ныне мощи преподобного хранятся в Макарьевском соборе Свято-Троицкого Макарьево-Унженского мужского монастыря.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

О чем молятся Макарию Желтоводскому и Унженскому

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Благодаря своей любви к Господу и ревностному следованию всех законов, преподобный Макарий Желтоводский был награжден даром исцеления. Он старался как можно большему количеству людей рассказать о христианстве и обернуть их в него.

Житие святого Макария

Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский Чудотворец еще с самого младенчества проявил Божественную благодать, которая почивала на нем. Будучи маленьким он постоянно плакал и кричал во время звона церковных колоколов. Родители просто не знали, что уже и делать. Однажды отец сказал, что если он не перестанет, но тот возьмет его в храм. Как только мальчика принесли в святое место, тот сразу начал смеяться. Плакал только когда его оставляли дома.

Он очень приуспел в познании грамоты и значительно опережал сверстников. Большую часть суток он читал книги. Будучи отроком он тайно покинул отчий дом и ушел в монастырь. Вся братия очень почитала его за соблюдении поста и выполнение всех иноческих правил.

Только спустя 3 года родителям стало известно о судьбе своего сына. Отец старался поговорить с сыном, то тот сказал, что они встретятся в следующей жизни. Из-за славы он решил удалиться подальше от всех. Он стал отшельником неподалеку от озера Желтые воды. В 1435 году тут он устроил обитель для любителей безмолвия во Имя Пресвятой Троицы. Здесь он проповедовал слово Божье и крестил желающих в озере.

Святые мощи

В 1439 году эти края часто поддавались набегам татар. Не пощадили они и святого места, Макария и многих других взяли в плен. Хан пожалел его и отправил обратно с прочими пленными. Одно требование было обращено к нему по поводу того, что он не должен селится на прежнем месте. Поэтому они отправились за 240 км в Галицкие края. На берегу озера Унжа он поставил крест и построил келию.

Через 5 лет он заболел и приставился к Господу. Мощи Макария Желтоводского покоятся в:

  • Макариево-Унженском Троицком монастыре;
  • Свято-Троицком соборе.

Есть сведения, что они хранились в серебряной раке, которую татары украли. Стараясь ее открыть они ослепли и бросили эту затею. Большая часть тех, кто хотели надругаться над святыней, погибли.

О чем молятся Макарию Желтоводскому и Унженскому

Еще при жизни случалось большое количество чудес. Богобоязненный образ жизни и искренняя любовь к Господу были одарены способностью исцелять даже молитвой. Поэтому большое количество стремилось встретится с ним и попросить о помощи. Даже после смерти вереница не стала меньшей. Преподобному возносят свои молитвы:

  • об исцелении от различных недугов;
  • защите от нападения врагов;
  • укреплении веры;
  • выборе правильного решения.

Чтобы привлечь к себе внимание святого, стоит обращаться к нему со специальной молитвой. Вот ее текст.

«О, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Мака́рие! Ве́руем, я́ко ты, предстоя́ Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы, ве́лие и́маши дерзнове́ние в моли́твах ко Всеми́лостивому Го́споду Бо́гу, И́же всегда́ послу́шает тебе́, ве́рнаго раба́ и уго́дника Своего́. Сего́ ра́ди с умиле́нием смире́нно припа́даем к тебе́, свя́тче Бо́жий, не премолчи́ о нас моли́тися ко Го́споду Бо́гу, в Тро́ице покланя́емому и сла́вимому, да ми́лостиво призре́в на ны, не попу́стит нам поги́бнути во гресе́х на́ших, но да возста́вит нас па́дших, да пода́ст исправле́ние зло́му и окая́нному на́шему житию́, от гряду́щих грехопаде́ний восхища́я, и да про́сит нам вся, ели́ка са́ми собо́ю или́ чрез други́х кого́ согреши́хом мы́слию, сло́вом и де́лом, от рожде́ния до сего́ часа́. Ты подви́жниче доброде́телей, о́тче наш Мака́рие, ве́си не́мощь естества́ на́шего и тя́жесть и скорбь време́н настоя́щих, моли́ у́бо вы́ну Го́спода Бо́га, да николи́же нас оставля́ет Его́ неизрече́нное милосе́рдие, но да храни́т нас от мирски́х искуше́ний, от диа́вольских сете́й и от плотски́х по́хотей, да прии́мем от Го́спода Бо́га тобо́ю и вся потре́бная к жи́зни вре́менней, освобожде́ние от бед и напа́стей, а среди́ их неосла́бное терпе́ние до конца́. Испроси́ нам у Го́спода Бо́га в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т наш и невозбра́нно преити́ от земли́ на Не́бо, мыта́рств ты же и бесо́в возду́шных и ве́чныя му́ки изба́витися и сподо́битися Ца́рства Небе́снаго, с тобо́ю и со все́ми святы́ми, угоди́вшими Го́споду Бо́гу и Спаси́телю на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.»

Многие считают, что большей силой слова обладают в день Макария Желтоводского. Их есть несколько:

  • 20 июня;
  • 7 августа;
  • 15 сентября;
  • 5 февраля.

Произносить молитвенные тексты можно не только в храмах, но и в домашних условиях. Старайтесь максимально отвлечься от окружающих факторов. Лучше всего это получится сделать перед ликом святого. Приобрести его можно в церковной свечной лавке. Еще желательно зажечь свечу.

Если же вы захотите преклониться к иконе с частицей мощей преподобного Макария Желтоводского, то Вам необходимо будет посетить поселок Марьино. Подробную информацию по поводу маршрута и служб можно найти в Интернете.

Обитель, основанная самым святым

Речь идет именно о том месте, которое появилось еще в 1435 году. Изначально это была пещера на берегу озера, в которой и обитал инок. Позже к нему стали подтягиваться люди за советом. Он рассказывал им о Христе и религии. Именно для того, чтобы желающие могли остаться рядом с ним, и был основан монастырь.

Со временем Волга изменила свое русло и поглотила озеро. Именно поэтому теперь он находится на берегу. Набег татар полностью разрушил святыню. Но однажды во сне 1620 года святой пришел к иноку Авраамию и сказал, чтобы тот отправился на восстановление святыни. Уж через 6 лет тут были возведены 2 церкви:

  • Троицкая;
  • Успенская.

Со временем произошло развитие и обрастание прочими сооружениями. В округе стали образовываться новые селения. Именно в этот период монастырь Макария Желтоводского в Нижегородской области стал сильнейшим культурным и хозяйственным центром. При развитии ярмарки неподалеку финансирование его было достаточно серьезным. Но в связи с некоторыми политическими событиями торговлю было перенесено в другое место.

Обитель стала ветшать, затем случился пожар. В 80 годах 19 века возобновлен как женский, но потом снова был закрыт. Советские власти размещали в нем детский дом, эвакогоспиталь, отрасль зооветеринарного техникума. Только в 1991 году было принято решение по его возвращению религиозной общине. Ныне – это действующий храм, куда за помощью постоянно идут многие верующие.

Есть немало упоминаний о том, что на мощах происходят чудеса. Но нужно помнить о том, что должна быть еще и искренняя вера в Господа.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Макарие чудотворце:

Преподобный Макарий Желтоводский

Здравствуйте, дорогие друзья!

Преподобный Макарий Желтоводский Родом из Нижнего Новгорода, он в 12 лет тайно покинул родной дом и принял пострижение в Нижегородской Печерской обители. Здесь «непрестанно в молитвах воспевая Бога», преподобный Макарий отдался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его пред всей братией.

Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский

«Бегая мира» и тяготясь славой своих подвигов, смиренный Макарий удалился из Печерской обители на берег реки Волги «и водворихся в пустыню», подвизаясь в одной из пещер. Здесь он усердно терпел пустынное одиночество. Узнав о его пустынническом житие, к нему стали стекаться ревнители благочестия, и он устроил для них обитель во имя Святой Троицы, названной Желтоводской. Здесь он проповедовал Христа окрестным черемисам и чувашам. После разорения обители в 1439 г. казанскими татарами, преподобный Макарий с братией и многими жителями переселился в Галичскую страну. Во время этого переселения по молитвам преподобного Макария все сопутствующие ему были питаемы чудесным образом. Поселившись на берегу Унжи, он основал здесь Унженскую обитель. В этой обители подобно ангелу в непрестанной молитве и строгом посте прожил преподобный пять лет. Почил о Господе преподобный Макарий в возрасте 95 лет, в 1444 году.

Господь наделил преподобного Макария ещё при жизни даром исцеления. По его молитвам была исцелена слепая и бесноватая девушка.

Мощи святого почивают в Унженской обители. Доступ для поклонения мощам открыт для всех желающих испросить молитвенной помощи преподобного Макария. Многие чудеса и исцеления живительным потоком проистекают от благодатной святыни и сейчас. Смиренная и искренняя молитва верующих, подкрепленная предстательством святого, творит чудеса.

Чудо избавления от набега татар

Преподобный Макарий вел активную проповедь православия среди местного населения. Духовно окормлял и молитвенно охранял те места, где вел свою подвижническую жизнь.

И после смерти не оставлял святой Макарий своим заступничеством христиан тех мест, ставших для преподобного родными. В 16 веке на Руси многие территории подвергались татарским набегам. Так в течение трех дней и трех ночей осаждался город Солигалич Костромской области. Но все их попытки чудесным образом отбивались. Сохранились свидетельства того, что татары не могли ворваться в город, так как им являлся и грозно предупреждал о тщетности их намерений взять город, некий монах.

На четвертый день татары решили поджечь город. Все горожане горячо взмолились святому Макарию. Через некоторое время пошел очень сильный дождь и погасил пламя. Татары, видя явные чудеса и небесное затупничество, защищавшее город, в ужасе обратились в бегство. Несколько сотен татар попытались совершить набег на монастырь и захватить серебряную раку с мощами преподобного Макария. Но и здесь святой не дал посрамить веру православную. Все расхитители и кощунники были поражены слепотой. Жители Солигалича были глубоко благодарны чудесному избавлению от вражеского захвата. В память и благодарность при городском соборе была выстроена часовня.

Преподобный Макарий был прославлен в 1619 году.

Читайте также:  Икона «Спас нерукотворный» в чем помогает
Ссылка на основную публикацию