Макарий Великий

Святой Макарий Великий

Святой Макарий Великий

Сведения о жизни и писаниях св. Макария

Елижайшим преемником учительского дара св. Антония был св. Макарий Египетский. Сказания сохранили только два случая посещения св. Макарием св. Антония, но надо полагать, что это были не единственные случаи. Вероятно св. Макарию не раз приходилось прослушивать пространные беседы св. Антония, которые, исходя из своего уединения, вел он иногда чрез всю ночь к собравшимся для назидания от него и ожидавшим его в монастыре братиям, как уверяет Кроний (Лавсаик, гл. 23). Оттого в беседах св. Макария слышатся почти слово в слово некоторые наставления св. Антония. Читающий те и другие подряд может заметить это тотчас же. И нельзя не признать, что этот светильник – св. Макарий – возжжен от того большого светила – св. Антония.

Сказания о жизни св. Макария не дошли до нас во всей целости. Все, что можно было узнать о нем, собрано в его жизнеописании, помещаемом при издании его бесед. Замечательнейший в ней случай, – это напраслина, претерпенная им, когда он жил еще недалеко от селения. Какое тут смирение, какое самоотвержение, какая преданность в волю Божию! Эти черты потом характеризовали и всю жизнь св. Макария. Гласно признался и сатана, что вконец побежден смирением св. Макария. Оно же было лествицею и к тем высоким степеням духовного совершенства и даров благодати, какие видим наконец у св. Макария.

Из писаний св. Макария имеем 50 бесед и послание. Они давно издаются в русском переводе, и нет нужды помещать их в нашем сборнике, как они есть. Сделаем выбор из них, который представлял бы в некотором порядке наставления св. Макария. Ибо они представляют нечто целое и замечательны тем, что подробно выясняют главное дело христианства, – освящение падшей души действием благодати Святого Духа. Это главный пункт, куда направляются у него все почти уроки. Так делает и Греческое Добротолюбие. Из св. Макария помещает оно у себя не беседы его, а 150 глав, извлеченных Симеоном Метафрастом из его бесед, кои у нас составляют семь слов. Но что делает Метафраст, то может сделать и всякий. То делаем и мы.

Св. Макарий не касается частностей в подвижничестве. Те, к кому обращал он свои беседы, и без того были усердные труженики. Потому он преимущественно заботился только о том, чтобы дать должное направление сим трудам, указывая им последнюю цель, к которой должно стремиться, подъемля такие труды и поты. Это, как уже помянуто, освящение души благодатию Святого Духа. Одуховление есть душа души. Без него нет жизни. Оно залог и будущего светлого состояния.

Св. Макарий имеет дело с падшею душою и научает ее, как из этого состояния тьмы, растления, мертвенности – выйти на свет, уврачеваться, ожить. Потому наставления его важны не для одних мироотречников, но для всех вообще христиан: ибо в том и христианство, чтоб восстать от падения. За тем и Господь приходил; и все спасительные Его учреждения в Церкви к тому же направлены. Хотя всюду поставляет он условием успеха в этом деле мироотречную жизнь; но своего рода мироотречность обязательна и для мирян. Ибо любы мира вражда Богу есть. А при этом какое спасение?

В выборе наставлений будем держаться того порядка, который сам собою строится в голове, когда читаешь беседы св. Макария. Св. Макарий часто возводит мысли к самому началу нашему и изображает, в каком светлом состоянии находился первый человек, – и это для того, чтобы тем мрачнее казался и без того мрачный вид падшего, живописуемый им в самых непривлекательных образах. То и другое делает он для того, чтобы тем очевиднейшею представлялась беспредельная милость Божия, явленная нам в спасении нас чрез воплощение Единородного Сына Божия, и благодать Пресвятого Духа. Все же сии три предмета выставляет он с тою целию, чтобы возбудить у всех желание содевать свое спасение и воодушевить мужеством к терпеливому прохождению и совершению всего пути его. Путь сей начинается образованием твердой, до положения живота, решимости последовать Господу, – идет чрез трудничество в подвигах самопринуждения и самопротивления, но доведши чрез сие до ощутительного действия благодати, или, как он говорит, до того, чтоб наконец благодать Духа Святого открылась в сердце в силе и действенности, – проводит до возможного на земле совершенства во Христе Иисусе Господе нашем и заканчивается двояким состоянием душ в будущей жизни.

Таким образом все мысли св. Макария Великого мы соберем под следующими заглавиями:

Светлое состояние первого человека. Мрачное состояние падшего.

Единственное спасение наше – Господь Иисус Христос.

Образование твердой решимости последовать Господу.

Состояние приявших ощущение благодати.

Возможное христианское совершенство на земле.

Будущее состояние по смерти и воскресении.

Везде приводятся речи св. Макария слово в слово. От себя собиратель делает только заглавия. В цитатах первая цифра означает беседу, а вторая главу или параграф беседы. Надо заметить, что есть параграфы, в которых содержится не одна мысль; потому и цитуются они иногда не раз.

Читайте также

Макарий Великий (+391)

Макарий Великий (+391) Макарий Великий (Макарий Египетский; ок. 300, Птинапор – 391) – христианский святой, отшельник, почитаемый в лике преподобного, автор духовных бесед.Рано овдовел, занявшись после смерти жены изучением Священного Писания. После смерти родителей, покинул

Преподобный Макарий Великий, Египетский (390–391)

Преподобный Макарий Великий, Египетский (390–391) 1 февраля (19 января по ст. ст.)Преподобный Макарий Великий, Египетский, родился в селении Птинапор в Нижнем Египте. По желанию родителей он вступил в брак, но скоро овдовел. Похоронив жену, Макарий сказал себе: «Внимай, Макарий,

Девятый век: святой Фотий Великий

Девятый век: святой Фотий Великий Богословие блаженного Августина (но не его учение о благодати) впервые стало оспариваться на Востоке позже, в IX веке, в связи с известным спором о Filioque (учении об исхождении Святаго Духа также и “от Сына”, а не от одного Отца, как этому всегда

Преподобный Макарий Великий, Египетский (О молитве за умерших)

Преподобный Макарий Великий, Египетский (О молитве за умерших) I. В нынешний день творится память одного из великих подвижников египетских пустынь, преп. Макария Египетского, жившего в IV веке по Р.Х.Однажды, хотя по пустыне, преп. Макарий увидел на земле сухой человеческий

МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ

МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ прп. (кон.4 — первая треть 5 в.), грекоязычный егип. подвижник и писатель, автор 50–ти «Духовных бесед». Вопрос о личности его в патрологии считается спорным. Предание отождествляло М. с прп. Макарием Египетским (ок. 300 — ок. 390), однако мн. исследователи,

СВЯТЫЙ МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ

СВЯТЫЙ МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ Сведения о жизни и писаниях св. Макария.Ближайшим преемником учительскаго дара св. Антония был св. Макарий Египетский. Сказания сохранили только два случая посещения св. Макарием св. Антония, но надо полагать, что это были не единственные случаи.

СВЯТОЙ МАКАРИЙ КОРИНФСКИЙ

СВЯТОЙ МАКАРИЙ КОРИНФСКИЙ Святой Макарий (Нотарос) Коринфский, подобно равноапостольному св. Косме Этолийскому, сыграл значительную роль в духовном возрождении Греции во второй половине ХYIII века. Св. Макарий начал свое служение в 1765 году, через пять лет после начала

XV. Святой Василий Великий и святой Григорий Богослов

XV. Святой Василий Великий и святой Григорий Богослов Второй Вселенский СоборВ истории борьбы Церкви с арианством Василий Великий выступает сильным защитником православия в то время, когда святой Афанасий Александрийский уже сходил со своего поприща, и является

ПОУЧЕНИЕ В СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПЯТОК ПЕРЕД ПЛАЩАНИЦЕЮ

ПОУЧЕНИЕ В СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПЯТОК ПЕРЕД ПЛАЩАНИЦЕЮ Се человек!(Ин 19,5) Вот как поруган, изъязвлен, умучен безгрешный и святейший Господь наш Иисус Христос! Какая же была нужда бесстрастному Богу пострадать так ужасно от людей плотью Своею? Какая нужда была Самому

ПОУЧЕНИЕ ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПЯТОК

ПОУЧЕНИЕ ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПЯТОК Животе, како умираеши?(Стих. в Велик. Суб.) Гряди вся тварь: песни исходные принесем Зиждителю. Бесчисленные сонмы небесных сил! все земнородные разумные обитатели! грядите, песни исходные принесем общему Творцу нашему, после лютейших

СЛОВО ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПЯТОК

СЛОВО ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПЯТОК Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил? (Мф 27,46)Так возопил пригвожденный к кресту за грехи мира, следовательно, и за наши с вами, братья и сестры, Агнец Божий, Господь Иисус. Боже Мой, Боже Мой! почто Ты Меня оставил? возопил по человеческому

Глава IX. СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ И ВИЗАНТИЙСКОЕ ПАПСТВО

Глава IX. СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ И ВИЗАНТИЙСКОЕ ПАПСТВО Отвоевание Италии войсками Юстиниана было длительным и кровавым, и в результате его страна была разорена. Среди многих разрушенных городов сильно пострадал и сам Рим. Взятый имперским генералом Велисарием (536),

Михаил Тверской, святой благоверный великий князь

Михаил Тверской, святой благоверный великий князь В первой половине ХIII века Русскую землю постигло великое бедствие. По Божиему попущению на нее напали татары, разбили русских князей, попленили всю землю Русскую, пожгли много городов и сел, беспощадно избили тысячи

Белевский святой НКВД наказывал, а врагов – прощал

4 февраля – день памяти Макария Жабынского, монаха и чудотворца из Белева. Макарий основал Жабынскую Введенскую пустынь. Сила чудотворца была так велика, что и спустя несколько сотен лет в его обители происходят чудеса исцеления!

4 февраля – день памяти Макария Жабынского, монаха и чудотворца из Белева. Макарий основал Жабынскую Введенскую пустынь. Сила чудотворца была так велика, что и спустя несколько сотен лет в его обители происходят чудеса исцеления!


Введенская Макарьевская пустынь, февраль 2010 года.
Церковь в честь Преподобного Макария Жабынского
построена в 1895 году на средства прихожан.

40-летний старец

Если священник может совершить подвиг, то Макарий Жабынский его совершил. Он не сделал ничего «геройского» в прямом понимании этого слова – подвигом стала вся его жизнь, которую он посвятил монашескому труду, проводя все дни в молитвах и постах…
Чем ярче дела священника, тем туманней его биография. Доподлинно не известно, откуда Макарий был родом и когда точно появился в пределах Тульской губернии, но точно установлено, что родился он еще в эпоху Ивана Грозного, в 1539 году.
«Старцем» Макария в народе называли из уважения, когда ему еще и сорока лет не было, настолько мудр и справедлив был этот монах. Сохранился документ, грамота царя Феодора Иоанновича, датированная 1585 годом: «Старцу Анофрию Жабынское городище под монастырь, да пашни. а черный ему лес сечи на монастырское строение и на дрова про монастырский обиход, а не на продажу».
Ученые выяснили, что Макарий принял постриг в ранней юности под именем Онуфрий, вот и получается, что Макарий и основатель Жабынской Введенской пустыни Онуфрий («Анофрий») – одно лицо. Онуфрия обязали построить храм Введения Пресвятой Богородицы, и храм был воздвигнут. Монахи стали активно обживать новую обитель, заведя самостоятельное хозяйство.


Церковь Макария Жабынского в начале ХХ века,
снимок сделан перед революцией 1917 года.

Над границей тучи ходят хмуро…

Сейчас Белев – центр России, а в конце XVI века он находился прямо на границе Польско-литовского государства. Что это означало? Постоянные набеги то литовских, то польских войск с «обязательной программой»: грабежи, поджоги, убийства.
Макарий часто удалялся в лесную чащу, где в одиночестве молился. Это спасло ему жизнь в 1615 г., когда гетман Лисовский полностью разорил и сжег обитель. Макарий заметил пожарище и поспешил вернуться. Он уже знал, что произошло.
Под молодым дубом (дерево это живо и сейчас!) монах увидел раненого польского солдата – обессиленный оккупант стонал и просил пить. Этот человек только что сжег то, над чем Макарий трудился всю жизнь, убивал его братьев-монахов… Но Макарий не схватился за дубину, а пощадил врага, проявив великодушие: «Вода – в реке и до нее тебе не добраться, но Господу совершить все возможно».

С этими словами монах ударил посохом по земле, и сейчас же забил ключ чистой, прозрачной воды!

Целебный источник спас жизнь иноземцу, который настолько был поражен чудом, что остался в России и принял христианство, а ключ этот, названный Жабынцом, и по сей день дарит людям здоровье.


Икона «Преподобный Макарий Белевский Чудотворец», XVII в.

Жизнь как вечность

Как стать святым? Никто из праведников не поймет этого вопроса, потому что священники не живут для конкретной цели, они вообще не живут «для», они живут «вне времени»… Когда Макарий восстановил разоренный храм, то посвятил себя молитвам и духовному самосовершенствованию, давая монахам живой пример сподвижничества. Скончался преподобный Макарий в возрасте 84 лет в 1623 году, 22 января (по новому стилю – 4 февраля), «в нощи, в куроглашение», – то есть умер в то время, когда закричали первые петухи.
Ученики похоронили Макария в возрожденной им обители, близ монастырского храма. По преданию, первоначально могила была общедоступна и именно поэтому была утеряна: когда ученики поняли, что обитель пора оставить, то спрятали мощи Макария. А когда в 1816 году на месте деревянной ветхой церкви решили построить новую каменную, гроб преподобного Макария был найден и перенесен под алтарь новосозданного храма. В 1902 году, 22 января, впервые прошло торжественное чествование памяти преподобного Макария Жабынского во всей Тульской губернии. Праздник этот дожил и до наших дней.
Мощи Макария были обнаружены нетленными… После революции бригада коммунистов и комсомольцев пыталась вскрыть гробницу святого: они прорыли землю под ракой вглубь на 5 метров, но ничего не нашли! Монах, который был вынужден присутствовать при святотатстве, загадочно пояснил: «Богу ничего не стоит отодвинуть Макария на несколько метров в сторону». «Присутствие» Макария проявилось 6 января 1920 г., когда пьяный энкавэдэшник по фамилии Володьков выстрелил в надвратный образ Спасителя. И тотчас у стрелявшего отнялись ноги! Несчастный просидел 8 месяцев на печке и, кроме как игрой на гармошке, ничем заниматься не мог.

Читайте также:  Молитва Илье пророку о помощи в здравии, деньгах, в работе, в истине

Жабынская вода исцеляет!

О целебных свойствах источника ходят легенды. Говорят, лет десять назад у жительницы Белева тяжело заболел сын: голова ребенка сделалась огромной и страшной. Врачи отказались лечить, и мать отправилась пешком в Жабынскую пустынь. Горячо молилась несчастная женщина преподобному Макарию. А когда она вернулась домой, ее встретил уже выздоровевший сын!
Пять лет назад в Жабынь привезли 45-летнюю петербурженку с тяжелым заболеванием позвоночника. На специальной простыне ее погрузили в целебный источник, и она оставила костыли!
Источник помогает и мужчинам: офицер-афганец исцелился от ран в Жабынском источнике – друг привез его туда на коляске, а домой оба вернулись «своим ходом».

Преподобный Макарий Жабынский , Белевский, иеросхимонах

Дни памяти

Житие

Краткое житие преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца

Под­ви­зал­ся в на­ча­ле XVII ве­ка, из­брав для ино­че­ских по­дви­гов ра­зо­рен­ную в то вре­мя ли­тов­ца­ми Жа­бын­скую пу­стынь. Про­во­дя дни и но­чи в непре­стан­ных тру­дах и за­бо­тах по вос­ста­нов­ле­нию оби­те­ли, пре­по­доб­ный Ма­ка­рий со­брал в ско­ром вре­ме­ни бра­тию и ос­но­вал мо­на­стырь, где стал игу­ме­ном. Под­ви­за­ясь в непре­рыв­ной борь­бе с ис­ку­ше­ни­я­ми от диа­во­ла и пло­ти, пре­по­доб­ный по­да­вал бра­тии при­мер для под­ра­жа­ния. В кон­це жиз­ни, при­няв схи­му, ста­рец все­це­ло по­свя­тил се­бя слу­же­нию Бо­гу, про­во­дя вре­мя в ум­ной мо­лит­ве и ду­хов­ных по­дви­гах.

Гос­подь бла­го­сло­вил ве­ли­кие тру­ды и по­дви­ги сво­е­го угод­ни­ка, про­сла­вив его при жиз­ни и по­сле смер­ти да­ром чу­до­тво­ре­ния. Од­на­жды ста­рец, бу­дучи в ле­су, по­мо­лив­шись, уда­рил по­со­хом по зем­ле, и тотчас же на этом ме­сте за­бил ис­точ­ник во­ды.

Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ма­ка­рий на 84 го­ду жиз­ни в 1623 г. и был по­гре­бен вбли­зи мо­на­стыр­ско­го хра­ма. Мно­го чу­дес и ис­це­ле­ний со­вер­ши­лось от мо­щей свя­то­го.

Полное житие преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца

Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий под­ви­зал­ся в на­ча­ле XVII ве­ка в пре­де­лах ны­неш­ней Туль­ской гу­бер­нии. Он из­ве­стен как воз­об­но­ви­тель ра­зо­рен­ной Жа­бын­ской пу­сты­ни, по­че­му и на­зы­ва­ет­ся ее «воз­гра­ди­те­лем». Све­де­ния о нем, как пись­мен­ные, так и уст­ные, очень скуд­ны. Неиз­вест­но, от­ку­да пре­по­доб­ный был ро­дом и в ка­кой оби­те­ли по­ло­жил на­ча­ло сво­ей по­движ­ни­че­ской жиз­ни. Пись­мен­ные ска­за­ния на­зы­ва­ют пре­по­доб­но­го уже свя­щен­но­и­но­ком, по­движ­ни­ком Жа­бын­ской пу­сты­ни. Пу­стынь эта по­лу­чи­ла свое на­ча­ло, как об­ще­жи­тель­ная оби­тель, в 1585 го­ду, ко­гда стар­цу Онуф­рию бы­ла по­жа­ло­ва­на гра­мо­та ца­ря Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча, ко­то­рой да­ва­лось «стар­цу Ано­фрию Жа­бын­ское го­ро­ди­ще под мо­на­стырь в Кар­ма­ньи, да паш­ни. лу­жок цер­ков­ный се­ла Спы­хо­ва. ему ж дан бор на све­чи и на ла­дан, а чер­ный ему лес се­чи на мо­на­стыр­ское стро­е­ние и на дро­ва про мо­на­стыр­ский оби­ход, а не на про­да­жу». Вме­сте с уго­дья­ми стар­цу бы­ло да­но несколь­ко де­ре­вень. По той же дар­ствен­ной гра­мо­те Онуф­рий дол­жен был «на том Жа­бын­ском го­ро­ди­щи храм воз­двиг­нуть Вве­де­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и мо­на­стырь стро­ить». Это обя­за­тель­ство бы­ло ис­пол­не­но Онуф­ри­ем, и храм Вве­де­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы был воз­двиг­нут. Пу­стынь ста­ла на­зы­вать­ся и до­се­ле име­ну­ет­ся Вве­ден­ской – по име­ни глав­но­го хра­ма, Белев­ской – по близ­ле­жа­ще­му го­ро­ду и Жа­бын­ской – по име­ни ко­лод­ца Жа­бын­ца. Но оби­тель не мог­ла дол­го про­цве­тать, че­му пре­пят­ство­ва­ло са­мо по­ло­же­ние ее на гра­ни­це Мос­ков­ско­го го­су­дар­ства. Бла­го­да­ря по­след­не­му об­сто­я­тель­ству мо­на­сты­рю при­хо­ди­лось мно­го тер­петь в XVI ве­ке от ли­хих на­бе­гов крым­ских та­тар, а в на­ча­ле XVII ве­ка – и так на­зы­ва­е­мое ли­тов­ское ра­зо­ре­ние – от ча­стых на­бе­гов и гра­бе­жей поль­ских и ли­тов­ских от­ря­дов, опу­сто­шав­ших под пред­во­ди­тель­ством Ли­сов­ско­го этот край и Белев­ский уезд. Быть мо­жет, в один из та­ких на­бе­гов бы­ла раз­граб­ле­на и Жа­бын­ская пу­стынь, пре­кра­тив­шая по­это­му на вре­мя свое су­ще­ство­ва­ние. Раз­граб­лен­ная, ра­зо­рен­ная и окон­ча­тель­но за­пу­стев­шая Жа­бын­ская оби­тель сво­им вос­ста­нов­ле­ни­ем обя­за­на тру­дам пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия, ее «воз­гра­ди­те­ля», из­брав­ше­го ее ме­стом для сво­их ино­че­ских по­дви­гов и про­вед­ше­го здесь боль­шую часть сво­ей тру­до­люб­ной жиз­ни. Дни и но­чи укреп­ля­ясь мо­лит­вою, про­во­дил пре­по­доб­ный Ма­ка­рий в непре­рыв­ной борь­бе с ис­ку­ше­ни­я­ми от диа­во­ла и пло­ти и в непре­стан­ных за­бо­тах и тру­дах по вос­ста­нов­ле­нию оби­те­ли. Гос­подь Бог бла­го­сло­вил ве­ли­кие тру­ды и мо­лит­вен­ные по­дви­ги Сво­е­го угод­ни­ка, и оби­тель сно­ва про­цве­ла. «Страж­да в тер­пе­нии ино­че­ски пло­тию», пре­тер­пе­вая «мраз, зной, в алч­бе и жаж­де», пре­по­доб­ный сно­ва устро­ил мо­на­стырь и со­брал бра­тию. Сво­ей свя­той жиз­нью по­движ­ник по­да­вал бра­тии при­мер для под­ра­жа­ния. В кон­це жиз­ни, за­кон­чив устро­е­ние оби­те­ли, он уже схим­ни­ком под­ви­зал­ся на кла­де­зе Жа­бын­це: «край­ня­го сми­ре­ния не оставль в жи­тии сво­ем, ве­ли­кий Ан­гель­ский об­раз при­ял», как по­ет ка­нон ему. Здесь в уеди­не­нии ста­рец все­це­ло по­свя­тил свою жизнь слу­же­нию Бо­гу, про­во­дя дни в ум­ной мо­лит­ве и в ду­хов­ных по­дви­гах. В пла­мен­ной, ис­пол­нен­ной го­ря­чей ве­ры, мо­лит­ве и в по­дви­гах из­мож­де­ния пло­ти пре­по­доб­ный по­чер­пал си­лы для борь­бы с ис­ку­ше­ни­я­ми, ка­кие неиз­беж­но при­хо­дит­ся тер­петь от вра­га спа­се­ния ро­да че­ло­ве­че­ско­го всем по­движ­ни­кам, ищу­щим выс­ших сте­пе­ней нрав­ствен­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния. И «пло­тию страж­да», пре­по­доб­ный «вра­га че­ло­ве­ко­убий­цу диа­во­ла под но­зе свои по­ко­рил». Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ма­ка­рий 84 лет от ро­ду в 1623 го­ду, 22 ян­ва­ря, «в но­щи, в ку­ро­гла­ше­ние». По­гре­бен он уче­ни­ка­ми сво­и­ми в вос­со­здан­ной им оби­те­ли, близ мо­на­стыр­ско­го хра­ма в честь Вве­де­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Мо­щи пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия, по пре­да­нию, пер­во­на­чаль­но по­чи­ва­ли от­кры­то. Вслед­ствие за­пу­сте­ния оби­те­ли в на­ча­ле XVIII ве­ка они бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом, но где имен­но, в ка­ком из хра­мов оби­те­ли, в точ­но­сти неиз­вест­но. Пре­да­ние го­во­рит, что в 1816 го­ду, ко­гда на ме­сто де­ре­вян­ной вет­хой стро­и­ли но­вую цер­ковь и ры­ли яму для бу­та, был най­ден вполне со­хра­нив­шим­ся гроб пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия и с по­до­ба­ю­щею че­стью опу­щен под ал­тарь но­во­со­здан­но­го хра­ма. В на­сто­я­щее вре­мя в хра­ме во имя пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Жа­бын­ско­го, по­стро­ен­ном на ме­сте быв­шей Ни­коль­ской церк­ви, меж­ду пра­вым при­де­лом во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца и пра­вым стол­пом мож­но ви­деть на воз­вы­ше­нии, под де­ре­вян­ным с по­зо­ло­тою бал­да­хи­ном гроб­ни­цу с изо­бра­же­ни­ем пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия, пе­ред ко­то­рой по­сто­ян­но слу­жат­ся мо­леб­ны. На этом ме­сте, по пре­да­нию, и по­чи­ва­ют мо­щи пре­по­доб­но­го.

Гос­подь Бог, «пре­п­ро­слав­лен­ный стар­цем в жи­тии его, пре­п­ро­сла­вил» и Сво­е­го угод­ни­ка – пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия, «в чу­де­сах и до­ныне си­я­ю­ще­го».

Су­ще­ству­ет сле­ду­ю­щее пре­да­ние о чу­де, со­вер­шив­шем­ся по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия еще при его жиз­ни. Один поль­ский во­ин, от­став­ший от сво­их пол­чищ, встре­тил в ле­су око­ло мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия. Уми­рая от жаж­ды, по­ляк по­про­сил пре­по­доб­но­го дать ему во­ды. Ста­рец от­ве­чал, что во­да есть, но за ней нуж­но ид­ти к ре­ке. По­ляк ска­зал, что так да­ле­ко ид­ти он не в со­сто­я­нии. То­гда пре­по­доб­ный со сло­ва­ми, что Гос­по­ду со­вер­шить все воз­мож­но, уда­рил по­со­хом по зем­ле, и сей­час же за­бил ключ чи­стой, про­зрач­ной во­ды. Этот ключ по­лу­чил на­зва­ние Жа­бын­ца.

Мно­го чу­дес бы­ло яв­ле­но и мно­го ис­це­ле­ний со­вер­ша­лось и по смер­ти по­движ­ни­ка при его «цель­бо­нос­ном гро­бе», как о том сви­де­тель­ству­ет си­но­дик Жа­бын­ской пу­сты­ни. И в на­ше вре­мя пре­по­доб­ный не остав­ля­ет сво­ей по­мо­щью с ве­рою при­те­ка­ю­щих ко гро­бу его.

Пе­ре­да­ют о двух слу­ча­ях чу­дес­ных ис­це­ле­ний пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия. У од­ной жен­щи­ны опас­но за­бо­лел маль­чик. У него об­ра­зо­ва­лась во­дян­ка го­ло­вы: го­ло­ва маль­чи­ка сде­ла­лась огром­ной по раз­ме­ру; ста­ла ка­кой-то про­зрач­ной, страш­ной. Горь­ко пла­ка­ла мать, ко­гда вра­чи от­ка­за­лись по­мочь боль­но­му; по со­ве­ту неко­то­рых бла­го­че­сти­вых жи­те­лей го­ро­да Беле­ва она от­пра­ви­лась пеш­ком в Жа­бын­скую пу­стынь. Го­ря­чо мо­ли­лась несчаст­ная жен­щи­на пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию в церк­ви и на кла­де­зе, где он под­ви­зал­ся. С на­деж­дой по­сле то­го она воз­вра­ти­лась до­мой. При­шла – и вдруг ее встре­ча­ет сын вполне здо­ро­вым: во­дян­ка ис­чез­ла и го­ло­ва при­ня­ла обыч­ный здо­ро­вый вид; ему ста­ло луч­ше в то са­мое вре­мя, ко­гда его мать мо­ли­ла о по­мо­щи пре­по­доб­но­го. Мать сна­ча­ла бы­ла по­ра­же­на до ис­пу­га, за­тем по­спе­ши­ла вме­сте с маль­чи­ком в Жа­бын­скую пу­стынь, чтобы на этот раз уже со сле­за­ми ра­до­сти и сло­ва­ми бла­го­дар­но­сти по­кло­нить­ся пре­по­доб­но­му.

Дру­гая жен­щи­на са­ма ис­це­ли­лась по ве­ре сво­ей через по­гру­же­ние в кла­де­зе Жа­бын­це. Она бы­ла опас­но боль­на, так что не мог­ла да­же дви­гать­ся без по­сто­рон­ней по­мо­щи, и вра­чи от­ка­за­лись ле­чить ее. Вдруг у ней яви­лось го­ря­чее же­ла­ние ехать в Жа­бын­скую пу­стынь. Муж дол­го уго­ва­ри­вал ее не де­лать это­го и не под­вер­гать се­бя опас­но­сти, но она на­сто­я­ла на сво­ем. И по при­ез­де в пу­стынь, ко­гда она хо­те­ла ис­ку­пать­ся в кла­де­зе, муж со­ве­то­вал ей не по­гру­жать­ся в во­ду, а толь­ко об­ли­вать­ся. Но она с ве­рою в Бо­га и за­ступ­ле­ние пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия по­про­си­ла по­гру­зить ее в во­ду. На про­сты­не боль­ную по­гру­зи­ли несколь­ко раз; тотчас же она по­чув­ство­ва­ла се­бя луч­ше и, встав, го­ря­чо мо­ли­лась пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию.

Упа­док и за­пу­сте­ние Жа­бын­ской пу­сты­ни в кон­це XVIII ве­ка по­слу­жи­ло при­чи­ной то­го пе­чаль­но­го об­сто­я­тель­ства, что о са­мом пре­по­доб­ном Ма­ка­рии не со­хра­ни­лось не толь­ко по­дроб­ных, но бо­лее или ме­нее до­сто­вер­ных све­де­ний. Од­на­ко имя Жа­бын­ско­го чу­до­твор­ца не бы­ло за­бы­то; и ес­ли даль­ние бо­го­моль­цы в го­ды за­пу­сте­ния пу­сты­ни Жа­бын­ской не за­бы­ва­ли о ней со­вер­шен­но, то мно­гие из бли­жай­ших к ней жи­те­лей все­гда свя­то чти­ли па­мять ее пре­по­доб­но­го по­кро­ви­те­ля. Бла­го­че­сти­вых рев­ни­те­лей па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия, от от­цов и де­дов слы­шав­ших ска­за­ния о жиз­ни и чу­де­сах Жа­бын­ско­го чу­до­твор­ца, глу­бо­ко огор­ча­ло то об­сто­я­тель­ство, что про­слав­ле­ние его па­мя­ти остав­ле­но, что са­мые ска­за­ния и вос­по­ми­на­ния о нем, из­гла­жи­вая из па­мя­ти, за­бы­ва­ют­ся. И вот во­лей Бо­жи­ей, бла­го­да­ря рев­но­сти неко­то­рых бла­го­че­сти­вых лю­дей из гра­да Беле­ва, по­сле их за­бот­ли­вых хо­да­тайств пе­ред цер­ков­ной вла­стью про­слав­ле­ние па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия ныне вос­ста­нов­ле­но. В 1902 го­ду, 22 ян­ва­ря, про­ис­хо­ди­ло тор­же­ствен­ное че­ство­ва­ние па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Жа­бын­ско­го и по всей Ту­ле. С это­го вре­ме­ни уста­нов­ле­но в Ту­ле и на бу­ду­щее вре­мя празд­но­вать 22 ян­ва­ря/4 фев­ра­ля как день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия.

МАКАРИЙ ЖАБЫНСКИЙ

Преподобный Макарий Жабынский

Макарий Жабынский (1539 – 1623), Белевский чудотворец, преподобный

Родился в 1539 году. В ранней молодости он принял постриг с именем Онуфрий и в 1585 году основал Жабынскую Введенскую пустынь близ реки Оки, недалеко от города Белева. В 1615 году пустынь была полностью разорена польскими войсками под начальством Лисовского. Вернувшись на пепелище, преподобный стал возобновителем монастыря. Он снова собрал братию, и вместо деревянного был построен каменный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, с колокольней на воротах. Преподобный проводил жизнь в суровых иноческих подвигах, претерпевая мороз, зной, голод и жажду, как об этом записано было в монастырском синодике. Часто он удалялся в лесную чащу, где в одиночестве молился Богу.

Однажды, когда преподобный шел лесной тропинкой, он услышал слабый стон. Он огляделся кругом и увидел прислонившегося к стволу сосны поляка, который в изнеможении полулежал. Рядом валялась его сабля. Он отстал от своего отряда и заблудился в лесу. Еле слышным голосом враг, возможно грабивший обитель, просил пить. Любовь и сострадание превозмогли в преподобном. С молитвой ко Господу он ударил посохом о землю, из которой забил прохладный родник, и напоил умирающего.

Когда восстановленный монастырь окреп во внешней и внутренней жизни, святой Онуфрий оставил общемонастырскую жизнь и, поручив братию надежному руководству одного из своих учеников, принял схиму с именем Макарий. Местом своего уединения он избрал верховье протока Жабынки – “кладезь Жабынец”, отстоящий от устья протока и берега реки Оки в одной версте.

Схимнические подвиги преподобного Макария были скрыты не только от мира, но и от любящей его братии. Он скончался 84-х лет в 1623 году, в ночной час, когда запели петухи, и был погребен 22 января напротив ворот обители, близ места, где впоследствии была построена церковь его имени.

Почитание

В Иконописном Подлиннике сохранилось описание облика преподобного последних лет жизни: он был седой, с небольшой бородой, поверх монашеских риз носил схиму.

Почитание преподобного Макария установилось в конце XVII – начале XVIII в. Были написаны его иконы; по преданию, мощи его почивали открыто, но уже в 1721 году их скрыли под спуд. В XVIII в. обитель запустела. Память о подвигах и чудесах преподобного Макария настолько забылась, что, когда в 1816 году при постройке Никольской церкви были обретены нетленные мощи основателя обители, по нем начали служить соборную панихиду.

Восстановление памяти преподобного Макария Белевского связано с именем игумена Ионы, который родился в день памяти преподобного Макария, 22 января, и начал свой иноческий путь в Оптиной пустыни неподалеку от Жабынской обители. С 1875 года игумен Иона стал настоятелем Жабынской пустыни. Его прошение о восстановлении памяти преподобного Макария Жабынского было подкреплено ходатайством белевских граждан, через века сохранивших веру в святость угодника. 22 января 1888 года после долгого перерыва совершилось торжественное чествование памяти преподобного Макария Жабынского. В 1889 году над местом погребения святого был заложен храм его имени. Игумен Иона, который жил в то время на покое в пустыне и деятельно участвовал в строительстве, решил вместе с подрядчиком работ открыть святые мощи преподобного Макария. Когда всё было готово к исполнению самочинного предприятия, преподобный явился обоим участникам в сонном видении и строго предупредил их, чтобы они не дерзали на не свое дело, а иначе будут наказаны. Память об этом явлении благоговейно хранилась среди иноков обители. Преподобному была составлена служба.

Молитвы

Тропарь, глас 4

От мирскаго жития изшед, / в тихое пристанище жизни иноческия, преподобне Макарие, вшел еси, / в нейже добре подвизався, душу твою добродетельми превысокими обогатил еси, / и явился еси добр пастырь и учитель иноческому собору, / емуже и обитель возградил еси, / таже в безмолвие вшед и Боговидения сподобився, ко Господу преставился еси, / Иже даром чудес тя обогати. / Егоже ныне моли, / да спасет верою и любовию почитающих святую память твою.

Кондак, глас 8

Житие чистое, терпение, кротость и любовь нелицемерну, / воздержание совершенное, умиление Божественное, / надежду истинную и милосердие стяжав, / равноангельно Макарие, на земли пожил еси / и на Небеси Богови с лики безплотных предстоиши. / С нимиже, святе, молися, / мир Российстей Церкви даровати и душам нашим велию милость.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Макарий Жабынский, Белевский чудотворец

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В России существуют места с целебной силой воздействия, где строили монастыри. Положительная энергетика земли независимо от времени по-прежнему притягивает посетителей. Таким местом является монастырь Макария Жабынского, который находится в семи километрах от города Белева.

Житие Макария Жабынского, Белевского чудотворца

Макарий жил в шестнадцатом столетии во времена правления Ивана Грозного. Сведений о его мирских делах известно очень мало. Он постригся в монахи и провел свою жизнь в Жабынской Введенской обители в нескольких километрах от города Белева Тульской губернии.

В начале семнадцатого века город неоднократно разоряли литовцы и поляки. Обитель окончательно была разрушена воинами пана Лисовского. Своему новому восстановлению она обязана Макарию Жабынскому чудотворцу, который стал в ней наставником.

Игумен был мудрым учителем, который помогал словом и делом, о его чудесах складывали легенды. Однажды он ушел в лес молиться и встретил раненого польского воина, который просил пить. Он прочитал молитву и стукнул посохом о землю. В этом месте появился родник, который утолил жажду путника. Позже здесь поставили часовню и открыли купальню, где люди получали исцеление.

Незадолго до смерти ушел в верховье речки Жабынки, где уединился с молитвами. После его кончины монахи похоронили тело у монастыря.

Во времена императрицы Екатерины второй многие обители были ликвидированы, в это число вошел и Жабынский, поэтому святой Макарий оказался забытым. Но в конце восемнадцатого века в Жабынскую пустынь пришли монахи из Успенского Шаровского монастыря, который сгорел.

При строительстве каменного Никольского храма были обнаружены останки святого Макария. Христиане города Белева обратились с ходатайством к Святейшему Синоду о чествовании памяти святого Макария, который почти 150 лет хранил память о своих чудесах. В конце девятнадцатого века было начато строительство храма преподобного на месте Никольской церкви.

Дни памяти 22 сентября и 22 января.

Чудеса святого в наши дни

В тридцатые годы прошлого века здание отдали под школу. Необходимо было прорубить дополнительную дверь на месте изображения Иисуса Христа. Все строители отказались это сделать, так как надо было рубить на уровне коленей Спасителя. Но один мальчик согласился. Через время на другой стройке ему на ноги упала огромная плита и сломала обе конечности.

В шестидесятых годах прошлого столетия местные власти решили вырыть котлован, чтобы открыть мощи святого, но их не обнаружили. Монахи решили, что Господь не дал надругаться над святыней.

Чудеса в наши дни:

  1. У жительницы города Белев тяжело заболел сын, она пошла пешком в Жабынскую обитель и долго молилась. Придя домой, увидела ребенка здоровым.
  2. Помог целебный родник и инвалиду войны в Афганистане, он стал самостоятельно ходить.
  3. Женщина из Петербурга болела неизлечимой болезнью позвоночника, после посещения и купания в целебном источнике встала на ноги.

Молитвы святому Макарию

На подлинной иконе сохранилось описание преподобного: седой старец с небольшой бородой. А обращаются с просьбами к его святому лику с самыми разными нуждами, но чаще всего просят чудесного исцеления. Читают молитву так:

О священная главо! Великий чудотворче, преподобне отче наш Макарие, преблаженне и преславне, Духа Святаго исполненне! Постников похвало, монашествующих славо, пустыни Жабынския возградителю и украсителю, теплый о нас, грешных, молитвенниче! Ныне со ангельскими воинствы предстояй у Престола всех Царя славы, Господа, и наслаждаяйся света Единосущныя Троицы, и с Гор­ними силами воспеваяй Трисвятую песнь, яко дерзновение имеяй, молися Всемилостивому Владыце спасти вся верующия во имя Его, испроси мир и тишину Святым Церквам низпослати, вере православней укрепление, противныя языки, брани хотящия, видимых и невидимыя враги низложити, грады, веси и обители наши утвердити, мир весь умирити. Моли Милостиваго Бога, да твоим благоприятным ходатай­ст­вом вся православныя христианы избавит Он от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, от нашествия иноплемен­ник и междоусоб­ныя брани, старыя да подкрепит, юныя да наставит, немудрых умуд­рит, болящия исцелит, плененныя и юзники свободит, сирот засту­пит, мла­денцы воспитает и вся люди сохранит от бед и напастей, и от напа­дения вражия, и смертоносныя язвы, внезапныя смерти и от всякаго зла. Днесь же с верою приходящих рабов твоих, со стра­хом и любовию припадающих к честным мощем твоим и образ подобия твоего любезно целующих, яко теплый нам заступниче, сохрани, в скорбных обстояниих наших предстани, душевных и телесных страс­тей свободи, в день Страшнаго суда шуияго стояния избави и с дес­ными овцами молитвами твоими стати сподоби и слышати блаженный оный глас Владыки, Христа Бога нашего: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира». Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом чудотворце Макарие:

МАКАРИЙ

О том, что почитание святого началось вскоре после его кончины, свидетельствует именование пустыни Макариевской в надписи на вкладном напрестольном Евангелии 1646 г., найденном свящ. В. И. Знаменским в ризнице Вознесенской единоверческой церкви в Белёве. В записях монастырского синодика, относившихся к нач. XVIII в., М. именовался преподобным. Согласно сведениям из вкладной книги монастыря, в 1708 г. окольничий Н. И. Акинфиев (Акинфов) пожертвовал в пустынь икону святого «во окладе серебряном, в киоте, писанном красками, на створех образы архангелов Михаила и Гавриила ( Знаменский . 1890. Т. 28. С. 37, 46). Впоследствии драгоценный образ был утрачен, к кон. XIX в. сохранился лишь киот. В 1895 г. на средства белёвского купца-старообрядца П. М. Федосеева иконописцами Троице-Сергиевой лавры был написан образ М. с преподобными Сергием Радонежским и Тихоном Калужским. Образ поместили в древний киот и поставили в часовне над колодцем Жабынец ( Фирсов. 1898. № 87. С. 3). Память «преподобнаго Макариа Жабынскаго» под 2 янв. отмечена в месяцеслове ростовского купца Н. А. Кайдалова, составленном им в 1868 г. («Месяцослов Православной русской церкви с присовокуплением некоторых подвижников благочестия, местно чтимых в России» (РГБ. Ф. 231 / V (Погод.). Карт. 2. Ед. хр. 14. Л. 73 об.- совр. шифр установлен Е. В. Романенко)).

Игум. Иона (Белобородов; 1875-1886) содействовал восстановлению почитания М. в обители. В 1879 г. он поставил в Никольской ц. над предполагаемым местом погребения святого деревянную раку, для к-рой был написан надгробный образ М. в полный рост со свитком в руках. Игум. Иона восстановил также часовню над колодцем. В 1886 г. он сообщал в Тульскую духовную консисторию, что в память святого 22 янв. служит соборную панихиду. Настоятель предполагал, что совершение панихид началось в 1816 г. после обретения гроба святого ( Тихон (Шарапов). 1913. С. 249). В 1884 г. купец Федосеев, исцелившийся по молитве М. от заболевания глаз, заказал написать для Вознесенского единоверческого храма образ святого. По просьбе купца 22 янв. того же года в этом храме состоялось празднование памяти М. В окт. 1885 г. на заседании Белёвской городской думы было решено ходатайствовать перед Тульским и Белёвским архиеп. Никандром (Покровским) о разрешении служить М. молебны. В марте 1886 г. жители города обратились в Синод с прошением о канонизации М. Прошение поддержал помещик из дер. Береговая Белёвского у. барон Н. К. Нольде, находившийся в переписке с историком М. П. Погодиным. Указом от 9 янв. 1886 г. Синод поручил архиеп. Никандру произвести «обстоятельную проверку данных». До решения вопроса о канонизации в том же 1886 г. по инициативе жителя Белёва И. П. Воскова был открыт сбор средств на написание иконы святого для белёвского Преображенского мон-ря. Помимо иконы на собранные средства были изготовлены киот, посеребренный подсвечник и серебряная лампада. В июне 1886 г. реликвии передали во Введенский храм Преображенской обители.

15-17 марта 1919 г. по решению Белёвского исполкома в Макариевском храме проводились работы по вскрытию места предполагаемого погребения М. В письме председателю исполкома Н. А. Петруничеву от 18 марта 1919 г. настоятель пустыни архим. Макарий (Филатов) сообщал, что под ракой «на глубине пяти аршин. никаких признаков могилы или какого гроба не оказалось» ( Герасим (Дьячков). 2010. С. 88).

7 сент. 1921 г. решением президиума Тульского губисполкома мон-рь был закрыт. К нач. 90-х гг. XX в. Введенский и Макариевский храмы находились в полуразрушенном состоянии. 7 мая 1991 г. решением Синода РПЦ мон-рь был возобновлен. 4 февр. 2001 г. (в день памяти М.) состоялась 1-я Божественная литургия в восстановленном Макариевском храме. В 1987 г. преподобный был прославлен в Соборе Тульских святых, празднование которому было приурочено ко дню памяти М.- 22 сент. На территории мон-ря бережно сохраняется дуб, под к-рым, по преданию, М. нашел умирающего поляка (по оценкам экспертов, возраст дерева примерно 550-600 лет).

Иконография

Первая икона М. могла быть создана в период фактического установления местного почитания святого, т. е. в нач. XVIII в. Во Вкладной книге Жабынской пуст. (1707) упомянут дар окольничего Никиты Ивановича Акинфиева (Акинфова), сделанный в 1708 г.: аналойный «образ преподобного Макария, белевского чудотворца, во окладе серебреном, в киоте, писанном красками; на створех образы архангелов Михаила и Гавриила»; к 90-м гг. XIX в. сохранился только киот со створками, икона М. в серебряном позолоченном окладе была, видимо, похищена ( Знаменский . 1890. С. 37, 46, 47-49).

С образа в Вознесенском храме был сделан иконный список, поставленный в освященной в 1818 г. Никольской ц. «над тем местом, где покоятся под спудом мощи Преподобного Макария» ( Тихон (Шарапов) . 1913. № 1). В 1879 г. при игум. Ионе (Белобородове), активно содействовавшем возобновлению почитания М., список был перенесен в новую часовню над св. колодцем, где помещался «на стене по правую сторону св. источника», а в Никольской ц. над местом предполагаемого упокоения М. была поставлена деревянная рака с изображением святого: «. над мощами, на верхней доске раки написано… изображение Преподобного со свитком согнутым в левой руке – персты же десницы угодника Божия сложены именословно для благословения» (Там же). Судя по описанию, данный образ отвечал традиц. иконографии преподобных.

Неизвестна иконография образа М., который в 1884 г. вложил по обету в Воскресенскую единоверческую церковь в Белёве (1818) купец-старообрядец П. М. Федосеев, исцелившийся по молитве к святому от болезни глаз ( Фирсов. 1898. № 88. С. 2-3).

Большое число икон святого появилось накануне и после восстановления его почитания. Так, в 1886 г. был объявлен сбор средств на написание иконы М. для Спасо-Преображенского мон-ря в Белёве, в 1888 г. городская дума выделила сумму на создание иконы преподобного для белёвского соборного храма. Сохранялась традиция частных вкладов, напр., купец Федосеев в 1895 г. заказал в Троице-Сергиевой лавре икону с образами 3 преподобных – М., Сергия Радонежского и Тихона Калужского, эту икону поместили в древний киот от иконы 1708 г. в часовне над колодцем Жабынцом ( Фирсов . 1898. № 87. С. 3). В Макариевском храме (освящен в 1895) справа, за клиросом на возвышении, стояла под резной позолоченной сенью металлическая посеребренная рака «с изображением лика преподобного Макария» ( Никишов. 2011. С. 212).

На немногих сохранившихся иконах кон. XIX – нач. XX в. предпочтительной является иконография, где святой держит посох в руке. Так М. представлен, напр., на небольшом изготовленном на металле образке (1900, частное собрание), в росписях Успенского собора бывшего женского Успенского монастыря (1908, Тула) – на фоне монастырских строений.

В 1913 г. к очерку о Жабынской пуст. в ж. «Русский инок» было создано неск. иллюстраций с житийными сценами: М. совершает молитву на пепелище обители; встреча М. с умирающим от жажды поляком (рисунок пером, худож. Никитин). Сказание о чуде изведения преподобным источника выделено в отдельный сюжет. Современная икона (нач. XXI в.) такого типа представлена в нижней ц. во имя Всех святых, в земле Тульской просиявших, Успенского кафедрального собора (в отдельно стоящем киоте слева от иконостаса). М. изображен в молении, его левая рука простерта к образу благословляющего Спасителя в небесном сегменте, в правой святой держит жезл, из-под которого истекает ручей. Возле источника изображена меньшая по масштабу фигура лежащего поляка в воинских доспехах, он протягивает руку к М. в жесте прошения. Фоном служит изображение леса на возвышенности, обозначенной в виде лещадок. Печатная копия этой иконы находится в местном ряду иконостаса Знаменского собора Макариевской пуст.

В прорисях мон. Иулиании (Соколовой) М. представлен несколько иначе: правая рука на уровне груди, в левой руке посох. В остальном изображение соответствует рассмотренным типам (Труд иконописца / Сост.: Н. Е. Алдошина. Серг. П., 1995. Табл. № 25).

В наст. время в единоличных изображениях М. встречаются преимущественно варианты, представляющие святого с посохом в руке. Неск. икон святого совр. письма находятся в Макариевой Жабынской пуст., для большинства из них образцом стала икона, находящаяся во Всехсвятской ц. в Туле (80-е гг. XX в.), на к-рой М. изображен фронтально, по пояс, с посохом в левой руке.

В Макариевском храме мон-ря живописные образы святого размещены: в иконостасе в местном ряду центрального придела справа (3-я икона от царских врат) фронтально в рост (2010); на сев. стене в легком развороте влево (дар жителей г. Богородицка); над ракой святого, где в отличие от 2 первых М. опирается обеими руками на сучковатую палку (2000),- на всех с разной степенью реалистичности выполнен пейзажный фон с храмом на 2-м плане. На нагробной иконе на раке святого М. изображен с крестом в руках, сложенных в соответствии с погребальной традицией крестообразно, глаза закрыты. В алтаре того же храма находится совр. аналойная икона М., выполненная в рус. традиции кон. XVI-XVII в., на к-рой святой представлен как основатель обители – на фоне монастырских строений, он обращен в молении ко Спасителю в облачном сегменте, мон-рь (архитектурный комплекс достаточно условно воспроизводит вид пустыни в нач. XX в.) и фигуру М. разделяет водный поток, вдали – лес на холме. Две иконы М. находятся в Знаменском храме: одна на аналое, другая в иконостасе, с поясным фронтальным образом М., держащего посох в левой руке. В стенописи во Введенском соборе мон-ря (2011) святой изображен дважды: на зап. грани зап. столпа – фронтально, в рост, со свитком в руке, правой благословляет; на сев. стене, справа от дверного проема,- в 3/4-ном повороте влево, левая рука опущена, правая вытянута вперед в жесте обращения (напротив в той же позе – фигура блгв. вел. кн. Александра Невского, во имя к-рого освящен сев. придел в Макариевском храме).

В Соборе Тульских святых преподобному традиционно отводится почетное место. На иконе «Святые и подвижники благочестия, в Тульской земле просиявшие» (1987, собор Всех святых в Туле) М. изображен в центре: в схиме, с посохом, благословляющим десницей. На иконе «Образ святых Тульских» из Успенского собора бывшего жен. Успенского мон-ря М. представлен в верхнем регистре обращенным в молении к Казанской иконе Божией Матери, возносимой ангелами в полукруглом небесном сегменте. Изображен М. (в 1-м ряду) и на иконе Собора Тульских святых из Щегловского тульского Богородицкого мон-ря. На иконах мон. Иулиании (Соколовой) «Собор святых, в земле Российской просиявших» 1934 г., нач. 50-х гг. (обе в ризнице ТСЛ) и кон. 50-х гг. XX в. (СДМ) образ М. находится рядом с группой Калужских святых – в зеленой схиме и коричневом одеянии, руки повиты мантией, атрибуты отсутствуют.

Храм великомученика Димитрия Солунского

В посёлке Восточный

4 февраля-Преподобный Макарий Жабынский, Белевский

Краткое житие преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца

Подвизался в начале XVII века, избрав для иноческих подвигов разоренную в то время литовцами Жабынскую пустынь. Проводя дни и ночи в непрестанных трудах и заботах по восстановлению обители, преподобный Макарий собрал в скором времени братию и основал монастырь, где стал игуменом. Подвизаясь в непрерывной борьбе с искушениями от диавола и плоти, преподобный подавал братии пример для подражания. В конце жизни, приняв схиму, старец всецело посвятил себя служению Богу, проводя время в умной молитве и духовных подвигах.

Господь благословил великие труды и подвиги своего угодника, прославив его при жизни и после смерти даром чудотворения. Однажды старец, будучи в лесу, помолившись, ударил посохом по земле, и тотчас же на этом месте забил источник воды.

Скончался преподобный Макарий на 84 году жизни в 1623 г. и был погребен вблизи монастырского храма. Много чудес и исцелений совершилось от мощей святого.

Полное житие преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца

Преподобный Макарий подвизался в начале XVII века в пределах нынешней Тульской губернии. Он известен как возобновитель разоренной Жабынской пустыни, почему и называется ее «возградителем». Сведения о нем, как письменные, так и устные, очень скудны. Неизвестно, откуда преподобный был родом и в какой обители положил начало своей подвижнической жизни. Письменные сказания называют преподобного уже священноиноком, подвижником Жабынской пустыни. Пустынь эта получила свое начало, как общежительная обитель, в 1585 году, когда старцу Онуфрию была пожалована грамота царя Феодора Иоанновича, которой давалось «старцу Анофрию Жабынское городище под монастырь в Карманьи, да пашни… лужок церковный села Спыхова… ему ж дан бор на свечи и на ладан, а черный ему лес сечи на монастырское строение и на дрова про монастырский обиход, а не на продажу». Вместе с угодьями старцу было дано несколько деревень. По той же дарственной грамоте Онуфрий должен был «на том Жабынском городищи храм воздвигнуть Введения Пресвятой Богородицы и монастырь строить».

Это обязательство было исполнено Онуфрием, и храм Введения Пресвятой Богородицы был воздвигнут. Пустынь стала называться и доселе именуется Введенской – по имени главного храма, Белевской – по близлежащему городу и Жабынской – по имени колодца Жабынца. Но обитель не могла долго процветать, чему препятствовало само положение ее на границе Московского государства. Благодаря последнему обстоятельству монастырю приходилось много терпеть в XVI веке от лихих набегов крымских татар, а в начале XVII века – и так называемое литовское разорение – от частых набегов и грабежей польских и литовских отрядов, опустошавших под предводительством Лисовского этот край и Белевский уезд. Быть может, в один из таких набегов была разграблена и Жабынская пустынь, прекратившая поэтому на время свое существование. Разграбленная, разоренная и окончательно запустевшая Жабынская обитель своим восстановлением обязана трудам преподобного Макария, ее «возградителя», избравшего ее местом для своих иноческих подвигов и проведшего здесь большую часть своей трудолюбной жизни. Дни и ночи укрепляясь молитвою, проводил преподобный Макарий в непрерывной борьбе с искушениями от диавола и плоти и в непрестанных заботах и трудах по восстановлению обители.

Господь Бог благословил великие труды и молитвенные подвиги Своего угодника, и обитель снова процвела. «Стражда в терпении иночески плотию», претерпевая «мраз, зной, в алчбе и жажде», преподобный снова устроил монастырь и собрал братию. Своей святой жизнью подвижник подавал братии пример для подражания. В конце жизни, закончив устроение обители, он уже схимником подвизался на кладезе Жабынце: «крайняго смирения не оставль в житии своем, великий Ангельский образ приял», как поет канон ему. Здесь в уединении старец всецело посвятил свою жизнь служению Богу, проводя дни в умной молитве и в духовных подвигах. В пламенной, исполненной горячей веры, молитве и в подвигах измождения плоти преподобный почерпал силы для борьбы с искушениями, какие неизбежно приходится терпеть от врага спасения рода человеческого всем подвижникам, ищущим высших степеней нравственного совершенствования. И «плотию стражда», преподобный «врага человекоубийцу диавола под нозе свои покорил». Скончался преподобный Макарий 84 лет от роду в 1623 году, 22 января, «в нощи, в куроглашение». Погребен он учениками своими в воссозданной им обители, близ монастырского храма в честь Введения Пресвятой Богородицы.

Мощи преподобного Макария, по преданию, первоначально почивали открыто. Вследствие запустения обители в начале XVIII века они были положены под спудом, но где именно, в каком из храмов обители, в точности неизвестно. Предание говорит, что в 1816 году, когда на место деревянной ветхой строили новую церковь и рыли яму для бута, был найден вполне сохранившимся гроб преподобного Макария и с подобающею честью опущен под алтарь новосозданного храма. В настоящее время в храме во имя преподобного Макария Жабынского, построенном на месте бывшей Никольской церкви, между правым приделом во имя святителя Николая Чудотворца и правым столпом можно видеть на возвышении, под деревянным с позолотою балдахином гробницу с изображением преподобного Макария, перед которой постоянно служатся молебны. На этом месте, по преданию, и почивают мощи преподобного.

Господь Бог, «препрославленный старцем в житии его, препрославил» и Своего угодника – преподобного Макария, «в чудесах и доныне сияющего».

Существует следующее предание о чуде, совершившемся по молитвам преподобного Макария еще при его жизни. Один польский воин, отставший от своих полчищ, встретил в лесу около монастыря преподобного Макария. Умирая от жажды, поляк попросил преподобного дать ему воды. Старец отвечал, что вода есть, но за ней нужно идти к реке. Поляк сказал, что так далеко идти он не в состоянии. Тогда преподобный со словами, что Господу совершить все возможно, ударил посохом по земле, и сейчас же забил ключ чистой, прозрачной воды. Этот ключ получил название Жабынца.

Много чудес было явлено и много исцелений совершалось и по смерти подвижника при его «цельбоносном гробе», как о том свидетельствует синодик Жабынской пустыни. И в наше время преподобный не оставляет своей помощью с верою притекающих ко гробу его.

Передают о двух случаях чудесных исцелений преподобного Макария. У одной женщины опасно заболел мальчик. У него образовалась водянка головы: голова мальчика сделалась огромной по размеру; стала какой-то прозрачной, страшной. Горько плакала мать, когда врачи отказались помочь больному; по совету некоторых благочестивых жителей города Белева она отправилась пешком в Жабынскую пустынь. Горячо молилась несчастная женщина преподобному Макарию в церкви и на кладезе, где он подвизался. С надеждой после того она возвратилась домой. Пришла – и вдруг ее встречает сын вполне здоровым: водянка исчезла и голова приняла обычный здоровый вид; ему стало лучше в то самое время, когда его мать молила о помощи преподобного. Мать сначала была поражена до испуга, затем поспешила вместе с мальчиком в Жабынскую пустынь, чтобы на этот раз уже со слезами радости и словами благодарности поклониться преподобному.

Другая женщина сама исцелилась по вере своей через погружение в кладезе Жабынце. Она была опасно больна, так что не могла даже двигаться без посторонней помощи, и врачи отказались лечить ее. Вдруг у ней явилось горячее желание ехать в Жабынскую пустынь. Муж долго уговаривал ее не делать этого и не подвергать себя опасности, но она настояла на своем. И по приезде в пустынь, когда она хотела искупаться в кладезе, муж советовал ей не погружаться в воду, а только обливаться. Но она с верою в Бога и заступление преподобного Макария попросила погрузить ее в воду. На простыне больную погрузили несколько раз; тотчас же она почувствовала себя лучше и, встав, горячо молилась преподобному Макарию.

Упадок и запустение Жабынской пустыни в конце XVIII века послужило причиной того печального обстоятельства, что о самом преподобном Макарии не сохранилось не только подробных, но более или менее достоверных сведений. Однако имя Жабынского чудотворца не было забыто; и если дальние богомольцы в годы запустения пустыни Жабынской не забывали о ней совершенно, то многие из ближайших к ней жителей всегда свято чтили память ее преподобного покровителя. Благочестивых ревнителей памяти преподобного Макария, от отцов и дедов слышавших сказания о жизни и чудесах Жабынского чудотворца, глубоко огорчало то обстоятельство, что прославление его памяти оставлено, что самые сказания и воспоминания о нем, изглаживая из памяти, забываются. И вот волей Божией, благодаря ревности некоторых благочестивых людей из града Белева, после их заботливых ходатайств перед церковной властью прославление памяти преподобного Макария ныне восстановлено. В 1902 году, 22 января, происходило торжественное чествование памяти преподобного Макария Жабынского и по всей Туле. С этого времени установлено в Туле и на будущее время праздновать 22 января/4 февраля как день памяти преподобного Макария.

Ссылка на основную публикацию