Макарий Невский

Макарий (Невский), Московский, Алтайский – история святого имени

Труды святителя Макария (Невского)

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 года, на празднование Покрова Божией Матери, в селе Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением юного Михаила были творения святого , и житие преподобного .

В 1854 году он закончил семинарию (здесь ему дали фамилию Невский) и согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный (Глухарёв, память 18 мая) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.

16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта – в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение – сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли Слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской миссии.

В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности владыка прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных – 675 душ), число приходских храмов – до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.

За 36 лет своего миссионерского служения владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других – наставление, для третьих – ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.

Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его. В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, беспорядков. Их желание — всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими. ». Владыка предрекал, обличая смутьянов: «Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».

В Мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Священномученик (память 14 сентября) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».

Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.

В 1917 году после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на владыку, который остался верен присяге государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917–18 годов. Святителя принуждают «как не соответствующего духу времени» – под угрозой заключения в Петропавловскую крепость – подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного масонского правительства, так как московские митрополиты благодаря своему особому статусу никогда не увольнялись на покой – ни по причине болезни, ни по старости. Кроме того, 82-хлетнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре – священноархимандритом которой он был, – сослав в Николо-Угрешский монастырь.

Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного владыку св. п, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение. Священномученик митрополит Пётр, став патриаршим местоблюстителем, просил у старца благословения, и владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.

Выдающийся святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой русский святой» – так называли его современники – почил 16 февраля 1926 года в посёлке Котельничи Московской области Люберецкого района. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.

Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Включен в Собор Московских святых (память в воскресенье перед 26 августа по старому стилю).

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Старообрядчество
  • Межрелигиозные отношения
  • Инославие

Главные новости

В Неделю о блудном сыне Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II
Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина и министра обороны РФ С.К. Шойгу с Днем защитника Отечества
В Неделю о мытаре и фарисее Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Святейший Патриарх Кирилл поздравил митрополита Порфирия с избранием на Сербский Патриарший престол

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Святитель Макарий (Невский), митрополит Алтайский

Митрополит Макарий (в миру Михаил Андреевич Невский, при рождении Парвицкий) (1835-1926) — митрополит Московский и Коломенский (1912-1917), митрополит Алтайский (с 1920 года). Известный миссионер, «апостол Алтая».

Будущий святитель родился в 1835 г. в с. Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии. Он был шестым ребенком в бедной семье причетника сельского храма Андрея Парвицкого. В 1843 г. семья переселилась в Сибирь. В Тобольске Михаил поступил в семинарию, где получил фамилию Невский.

По окончании Тобольской семинарии он был принят в Алтайскую духовную миссию в 1855 г. в звании учителя и миссионерского сотрудника. Молодому труженику, посвятившему свою жизнь миссионерству, было явление архимандрита Макария (Глухарёва), ныне прославленного в лике святых. Преподобный Макарий (Глухарёв) (1792-1847), основавший в 1830 году Алтайскую миссию, создал на основе кириллицы алтайскую азбуку, сделал первые переводы на наречия алтайцев библейских текстов и катехизаторской литературы, положив, таким образом, начало их письменности. В честь него алтайцы называли впоследствии святителя Макария (Невского) «вторым Макарием».

Первые годы в Алтайской миссии Михаил Невский посвятил изучению языка алтайцев. Дело шло весьма трудно. Тогда он стал усиленно молиться Матери Божией и вскоре чудесным образом овладел новым языком. Молодой проповедник все свое время проводил в далеких аилах, проповедуя истинную веру. С 1857 г. Михаил Невский становится рясофорным послушником. В 1861 г. он принял монашеский постриг с именем Макарий в память преподобного Макария Великого, в том же году состоялась его иерейская хиротония. После этого иеромонах Макарий направляется на миссионерское служение в Чемальский стан. Нередко о. Макарий действовал как врач. Хотя знания его были весьма простые, аптечка скудной, он доставлял облегчение людям усиленной молитвой. Господь нередко через него совершал чудеса. Известен случай, когда отец Макарий высосал смертельный яд из ноги мальчика, укушенного змеей, и остался жив.

Выдающимся вкладом в дело алтайского миссионерства была переводческая и издательская деятельность владыки Макария. В 1860-е годы в Санкт-Петербурге им были напечатаны на алтайском языке Литургия св. Иоанна Златоуста, Священная история Нового Завета, Огласительные поучения для готовящихся ко Св. Крещению, Последование Св. Крещения и ряд богослужебных книг. Большая часть этих книг была переведена о. Макарием, некоторые были переведены до него, а им были пересмотрены и исправлены, при этом окончательно была установлена транскрипция алтайской письменности.

Назначенный в 1865 г. начальником Алтайской миссии архимандрит Владимир (Петров) направил иеромонаха Макария в Казань для ознакомления с организацией крещено-татарских школ по системе Н.И. Ильминского. В 1868-1869 гг. отец Макарий не только подробно изучил деятельность профессора Н.И. Ильминского, но и сам участвовал в жизни крещено-татарских школ, совершая богослужения на татарском языке.

По возвращении из Казани иеромонах Макарий устроил в Чопоше по типу крещено-татарских школ училище на семьдесят человек с общежитием. Отец Макарий привлекал учащихся к переводческой деятельности. В результате появилась целая библиотека христианской литературы: переводной и оригинальной, печатной и рукописной.

В 1871 г. иеромонах Макарий был возведен в сан игумена, а в 1875 г. стал помощником начальника Алтайской миссии. На игумена Макария была возложена ответственность ежегодно обозревать все миссионерские станы и наблюдать за состоянием школьного дела. Опытный и ревностный руководитель значительно оживил дело просвещения и обучения алтайцев.

В 1883 г. отец Макарий был возведен в сан архимандрита, а в 1884 г. рукоположен в епископа Бийского. В целях противораскольнической деятельности епископ Макарий учредил в 1884 г. в Бийске Братство святителя Димитрия Ростовского.

После перевода на Томскую (1891), а затем на Московскую (1912) кафедры свт. Макарий не оставлял попечения об Алтайской миссии и был ее духовным руководителем.

У митрополита Московского Макария были искренние и духовно-молитвенные отношения с преподобномученицей Елисаветой Феодоровной. Он нередко посещал Марфо-Мариинскую обитель и выступал там.

Постановлением от 20 марта 1917 г. Св. Синод почислил митрополита Московского Макария на покой за преклонностью лет. Этому решению предшествовали грубые действия обер-прокурора Св. Синода В.Н. Львова. Митрополиту не разрешили жить в Троице-Сергиевой лавре. Он переехал в Зосимову Смоленскую пустынь, а затем местом его пребывания определили подмосковный Николо-Угрешский монастырь, где владыка прожил восемь лет.

В 1920 г. владыку постигла болезнь, из-за которой он оставался частично парализован до конца жизни. В августе 1920 г. по предложению Святейшего Патриарха Тихона свт. Макарию пожизненно был присвоен титул митрополита Алтайского.

В феврале 1926 года митрополит Алтайский Макарий заболел воспалением легких. Вскоре, 1 марта, на 91-м году жизни, владыка отошел ко Господу. Святитель был похоронен около алтаря церкви с. Котельники близ Люберец, где он жил с 1925 г. после закрытия Николо-Угрешского монастыря.

В 1957 г. Святейшим Патриархом Алексием была учреждена комиссия, которая вскрыла могилу владыки. Гроб почти весь разрушился, а тело и облачения оказались нетленными. Тело митрополита Макария было перенесено в Троице-Сергиеву лавру и погребено в нижней части Успенского собора.

Читайте также:  Кафедральный Свято-Екатерининский собор в Краснодаре, расписание и адрес

В 2000 году на Архиерейском Соборе митрополит Макарий был причислен к лику святых.

Макарий (Невский)

Митрополи́т Мака́рий (в миру Михаи́л Андре́евич Не́вский (Парвицкий); 1 октября 1835, село Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии — 1 марта 1926, село Котельники, близ станции Люберцы Московской губернии) — епископ Православной Российской Церкви; митрополит Московский и Коломенский (1912—1917 годы), митрополит Алтайский (с 1920 года). Известный миссионер, «апостол Алтая».

Содержание

Семья

Родился в многодетной семье (был шестым ребёнком) причётника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы Андрея Парвицкого, переселившегося затем вместе с семьёй в Сибирь. Фамилию Невский Михаилу присвоили в семинарии — в то время семинаристам нередко меняли фамилии (cм. семинаристские фамилии).

Образование

Окончил Тобольское духовное училище, Тобольскую духовную семинарию (1854 год). Отказался от поступления в духовную академию (на что мог рассчитывать как второй по успеваемости семинарист на своём курсе) с тем, чтобы заняться миссионерской деятельностью. Почётный член Казанской духовной академии (1895 год), Петербургской духовной академии (1913 год).

Миссионер

22 февраля 1855 года поступил на службу в Алтайскую духовную миссию. По собственным воспоминаниям,

исполнял обязанности чтеца, сопутствовал миссионерам в путешествиях, занимался в школе, ходил по домам для научения обращенных молитвам, ухаживал за больными, не гнушался и тяжелого физического труда: копал гряды в огородах, обмазывал глиной стены убогих жилищ обитателей миссии, словом шёл всюду, где нужны были для дела миссии труды его.

Кроме того, в течение двух лет изучил алтайский язык и занимался переводами на него молитв и богослужений совместно с переводчиком Михаилом Чевалковым. При этом иеромонах Макарий,

чтобы подыскать и ввести в употребление какой-нибудь новый термин, нередко нарочно отправлялся на несколько недель и даже месяцев в отдалённые захолустья Алтая и только путем долгих и многих бесед с различными инородцами, после убеждения, что для обозначения известного христианского понятия подходит и для всех инородцев понятно то, а не другое выражение, проходил к принятию и употреблению известного термина.

25 января 1857 года был пострижен в рясофор, исполнял обязанности катехизатора в Чулышмане, был учителем в миссионерских школах Чемала и Улалы. 11 марта 1861 года пострижен в монашество. С 17 марта 1861 года — иеродиакон, с 19 марта того же года — иеромонах (был рукоположен в походной церкви Алтайской миссии). Наряду с миссионерской работой занимался медицинской деятельностью, известны случаи исцеления им тяжело больных алтайцев.

С 14 ноября 1864 года — наместник Чулышманского Благовещенского миссионерского монастыря. Так вспоминал об особенностях труда миссионера:

Служение миссионерское, как служение апостольское, есть более всего ряд скорбей, болезней и трудов… Мы не говорим о трудностях миссионерских путешествий, которые доводятся редко в экипаже, никогда в вагоне, но нередко пешком, на лыжах, часто верхом, на лодке, под дождём, иногда в снежную метель, все это — болезни и труды для тела. Но есть страдания большие — страдания души. Миссионер — страдалец, он страдает душой в начале служения своего от среды, в которую попадает, там нет ни родной семьи, ни родного общества, ни привычной для него жизненной обстановки.

В 1864 и в 1867—1868 годах находился в Петербурге, где занимался печатанием составленного им первого «Алтайского букваря» и православных книг на алтайском языке. Среди этих книг были Литургия святого Иоанна Златоуста, Священная история Нового Завета, Огласительные поучения для готовящихся ко святому крещению и ряд других. Это были первые книги, изданные на алтайском языке. В 1868—1869 годы, совместно с казанским профессором Николаем Ивановичем Ильминским, готовил к печати составленную алтайскими миссионерами первую грамматику алтайского языка. Был избран членом Совета переводческого Братства св. Гурия (Казань). Во время пребывания в Казани организовал богослужение на татарском языке, создав хор из крещёных татар и создав для него церковные напевы по образцу алтайских.

Вернувшись на Алтай, организовал в Чопоше училище на семьдесят человек с общежитием для подготовки учителей для других школ, первый выпуск которых состоялся в 1872 году. С 29 июля 1871 года — игумен. С 1875 года — заведующий Центральным Миссионерским училищем в селе Улалы, которое готовило учителей, переводчиков, священнослужителей, катехизаторов. С 13 марта 1875 года — помощник начальника Алтайской духовной миссии. С 1876 года, одновременно член комиссии по рассмотрению рукописей, предназначаемых к изданию на алтайском языке. С 29 июня 1883 года — архимандрит.

Начальник Алтайской духовной миссии

С 29 декабря 1883 года — начальник Алтайской духовной миссии (был им до 1891 года, но и в последующие годы осуществлял попечительство над делами миссии). За многолетние миссионерские труды его называли «Апостолом Алтая».

Сыграл значительную роль в становлении и развитии Бийского катехизаторского училища, в котором получали образование представители различных народностей как Алтая, так и Томской епархии в целом: алтайцы, телеуты, шорцы, абинцы, матурцы, сагайцы, киргизы, остяки из Нарымского края.

Занимался борьбой против старообрядчества: при нём в Бийске в 1884 году было учреждено противораскольническое братство святого Димитрия Ростовского. Конфликт епископа Макария со старообрядцами носил острый характер: на старообрядцев возлагалась ответственность за пожар 22 мая 1886 года в архиерейском доме, в результате которого сгорели дом с ценной библиотекой и архивом миссии и Катехизаторское училище.

Томский архиерей

С 12 февраля 1884 года — епископ Бийский, викарий Томской епархии.

С 1895 года — епископ Томский и Барнаульский.

С октября 1908 года — архиепископ Томский и Алтайский.

Был председателем Томского комитета Православного миссионерского общества. Открыл в архиерейском доме библиотеку, в которой велись занятия и читались лекции по богословию, истории, географии. При нём в программу томских духовно-учебных заведений были введены новые предметы — космография, гигиена, естественная история, химия, музыка, пение, рисование. Было построено новое здание Томского епархиального училища, расширены помещения мужского духовного училища, в большом и удобном здании была размещена Томская духовная семинария, открыта церковно-учительская школа. Владыка занимался благотворительностью, организовал для заштатных и сирот духовного звания, до этого ютившихся в сырых и холодных помещениях, основал Томское общество попечения о бедных и бездомных («Пчельник»). По его инициативе в Томске был открыт городской приют для бездомных и нищих людей.

Его деятельность вызывала ненависть в среде местных сектантов и ссыльных революционеров. Несколько раз его пытались убить, а 22 мая 1886 года был подожжён архиерейский дом, сгорели библиотека, архив миссии, здание Катехизаторского училища, однако епископ Макарий сумел спастись [1] .

В годы революции 1905—1907 годов он проявил себя как монархист и охранитель традиций, содействовал монархическим организациям и являлся почётным председателем Томского губернского отдела Союза русского народа [2] .

Митрополит Московский и Коломенский

С 25 ноября 1912 по март 1917 года — митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры, председатель Православного миссионерского общества; член Святейшего Синода. Прибыл в Москву 22 декабря того же года (ст. ст.); 23 декабря торжественно вступил в управление Московской митрополией [3] .

При высочайшем рескрипте от 25 мая 1913 года (день проведения Романовских торжеств в Москве) был пожалован панагией [4] . При прибытии императора Николая II в Москву на торжества, встречал его и его семью в Троице-Сергиевой лавре 24 мая 1913 года, при вступлении в Кремль в тот же день и при входе в Успенский собор 25 мая, произнося краткие приветственные речи. [5]

Вводил в храмах Москвы общенародное пение, занимался катехизацией паствы, убеждая следовать своему примеру московских пастырей. Однако, несмотря на свои прежние миссионерские заслуги, большим авторитетом среди духовенства Москвы не пользовался из-за пожилого возраста, крайне консервативных взглядов, а также циркулировавших тогда слухов о том, что своим назначением на Московскую кафедру он был обязан Григорию Распутину (митрополит такого рода спекуляции считал вымыслом).

Протопресвитер Георгий Шавельский, бывший членом Синода в предреволюционные годы, находясь в эмиграции, давал ему такую характеристику: «Это был маленький, благообразный старичок, внешним видом напоминавший знаменитого митрополита Филарета (Дроздова), а по своим способностям диаметрально противоположный ему. Он был совершенно не способен ни к управлению ответственной Московской епархией, ни к участию в решении синодских дел. Епархией правили другие —кто хотел и кто умел войти в его доверие. митрополит во время докладов своих подчинённых часто засыпал, и докладчик, не смея нарушить мирный сон владыки, ни с чем уходил от него. В Синоде в его присутствии сплошь и рядом проваливали одно за другим его представления и ходатайства, и он молча принимал этот конфуз. Царское Село [6] смотрело на митрополита Макария как на праведника. А близко знавшие митрополита Макария решительно утверждали, что он в большой дружбе с Гришкой (Распутиным).» [7]

Определением святейшего синода от 20 марта 1917 года за № 1661 [8] был уволен с Московской кафедры, с оставлением в звании члена святейшего синода (на следующую, летнюю 1917 года, сессию синода не вызывался).

Выступил с протестом против своего увольнения, считая его неканоническим, совершённым под давлением обер-прокурора Синода (в составе Временного правительства) Владимира Львова.

Последние годы жизни

Однако на кафедре митрополит Макарий восстановлен не был, хотя и объявил о запрещении в священнослужении членов епархиального съезда и даже всего московского духовенства (никто этому запрещению не подчинился). В 1917 году некоторое время жил на покое в Зосимовой Смоленской пустыни, а затем был перевезён в подмосковный Николо-Угрешский монастырь. Обратился к Поместному собору 1917—1918 годов с просьбой рассмотреть его дело — на соборе он был реабилитирован, но об этом не было сообщено официально. В июне 1917 года на московскую кафедру епархиальным съездом духовенства и мирян уже был избран архиепископ Тихон, который в ноябре того же года стал Патриархом Московским и всея Руси. Кроме того, публичная реабилитация убеждённого монархиста и якобы «распутинца» была на тот момент политически невозможна.

В 1918 году келью митрополита Макария в Николо-Угрешском монастыре дважды обыскивали представители советской власти (20 июля и 20 октября), а 3 октября на неё напали вооружённые бандиты, искавшие деньги, которых у престарелого владыки не было.

19 августа 1920 года Священный Синод вынес определение о пожизненном бытии состоящему на покое митрополиту Макарию — митрополитом Алтайским, о чём Патриарх Тихон известил его личным письмом. [9] Управлял Алтайской паствой из Николо-Угрешского монастыря, по воскресеньям служил в соборе монастыря и произносил проповеди. В 1920 году был частично парализован. Принимал у себя духовных чад, а также известных церковных деятелей. Несколько раз его посещал Патриарх Тихон, после утверждения Патриаршим местоблюстителем в 1925 году к нему приехал митрополит Петр (Полянский), которому митрополит Макарий подарил свой белый клобук. Среди других посетителей были архиепископ Бийский Иннокентий (Соколов), епископ Арсений (Жадановский), который оставил о нём мемуары, священник Сергей Мечёв.

В 1925 году, после закрытия Николо-Угрешского монастыря, жил в селе Котельники близ Люберец, где и скончался от воспаления лёгких. Был похоронен на приходском кладбище станции Люберцы около алтаря кладбищенского храма. В 1957 году перезахоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры — в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Канонизация

В 2000 году на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви митрополит Макарий был причислен к лику святых. Житие святителя составил иеромонах Иов (Гумеров).

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святитель Макарий Невский митрополит Московский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Житие некоторых верующих навсегда останется в истории православия, как пример богоугодной жизни. Одним из наиболее показательных считают святителя Макария Невского митрополита Московского и Алтайского. Многие отзывались о нем, как о мудром и рассудительном человеке.

Читайте также:  Как православные приветствуют друг друга, православный этикет

Житие святого митрополита

В рукописях есть упоминание, что появился на свет он на Покрову Богородицы в 1835 году во Владимирской губернии. Семья была бедной. Отмечалось, что малыш был очень болен и даже никто не давал гарантий на его будущее. Его сразу крестили и думали, что он умрет, но мальчик выжил.

Детство митрополита Коломенского было очень сложным. Родители были глубоко верующими и поэтому в таком же стиле воспитывали и его. С христианским терпением он выносил все жизненные тяготы. Об этом он позже отмечал в своих проповедях. Он учился в Тобольской семинарии. Там ему была дана фамилия Невский. В 50 годах он стал миссионером на Алтае. Познание новых учений давалось ему очень сложно. Поэтому он взывал к Божьей Матери за помощью. Были еще упоминания о том, что он проявлял себя и как врач, помогая людям.

После посещения Казани он в Чопоше устроил училище с общежитием. Макарий Невский митрополит Московский привлекал своих учеников к переводу различных текстов. Со временем библиотека расширилась по количеству книг и их жанров. Определенная часть его жизни была направлена на обучение и просвещение местного народа. Даже после перевода в Томск, а после и в Москву, он не забывал о своей алтайской пастве и всячески ее поддерживал.

Отмечались особенно тесные отношения его с Елисаветой Федоровной. В 1917 году Синод отдал распоряжение о прекращении его деятельности из-за преклонного возраста. Но многие увидели в этом политический подтекст. Ему было запрещено проживать в Троице-Сергиевой Лавре. Поэтому проживал в Зосимове Смоленской пустыне, а после в Николо-Угрешском монастыре. Приставился он на 91 году.

Дата поминовения митрополита

Похоронен он был возле алтаря церкви в селе Котельники. Там он проживал с тех пор, как закрылся монастырь. В 1957 году специальная комиссия распечатала могилу и засвидетельствовала нетленность мощей. Именно это способствовало перенесению останков в Троицко-Срегиевую Лавру и погребение в нижней части Успенского собора. Днем памяти считают 1 марта. В 2000 году его причислили к лику святых.

В чем помогают молитвы святому

Есть немало свидетельств о том, что он помогал нуждающимся еще при жизни. Это могло проявляться как в простом совете, так и в врачебном деле. Часто обращаются к нему и сегодня. Наиболее популярные просьбы касаются:

  • воспитания детей;
  • дарования ума;
  • укрепления веры;
  • исцеления от недугов и прочего.

Еще хорошим помощником есть письма Макария Невского духовной дочери. Это сбор сочинений, перечитывая которые можно найти ответ на волнующий Вас вопрос. В них подымаются самые насущные вопросы духовной жизни. Высказывания из нее помогут обрести утешение в различных невзгодах.

Храмы в честь святого Макария

Так как этот человек сделал значительный взнос в развитие православия, то не удивительно, что некоторые священные сооружения носят его имя. Самыми популярными считают:

  • церковь в Дзержинском;
  • собор в Москве;
  • церквушка в селе Чемал;
  • храм в селе Лесном Барнаульской епархии.

Многие считают своим долгом посетить хоть одно из этих мест и приклонится к мощам святого. Вот слова, которые чаще всего читаю для него.

«О, всехвальный святителю Христов и чудотворче Макарие! Приими сие малое моление от нас грешных, к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небесного Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.»

Обращаясь с молитвой к святителю Макарию Невскому, не стоит забывать о том, что слова должны идти только от чистого сердца и с благородными намерениями. Не забудьте также поблагодарить его и Всевышнего за то, что уже имеете.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом митрополите Макарие:

Макарий (Парвицкий-Невский), митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая, святитель (1926)

Заказать икону святого

Молитвы

Тропарь святителю Макарию (Невскому), глас 4

Божественный веры проповеданием, землю Сибирскую озарил еси, теплоту и свет Христов источая, ко Христу многия люди привел еси, первопрестольному граду Москве и всея России преславное украшение явился еси, апостольским деянием ревнуя, созидал еси Церковь Христову, пастырю наш добрый святителю Макарие, моли Христа Бога спастися всем нам.

Житие

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 года на празднование Покрова Божией Матери, в сел Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением юного Михаила были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского.

В 1854 году он закончил Семинарию (здесь ему дали фамилию – Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв, память 18 мая) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий Святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.

16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение. Сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской Миссии.

В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности Владыка прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных 675 душ), число приходских храмов до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.

За 36 лет своего миссионерского служения Владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других наставление, для третьих ободрение, а для иных обличение. Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.

Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его. В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, безпорядков. Их желание всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими. Владыка предрекал, обличая смутьянов: Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная.

В мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, Владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает твердыню Церкви Божией. Священномученик Арсений (Жадановский) (память 14 сентября) в своих воспоминаниях писал: Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки.

Владыка Макарий известен и как добрый восстановитель мира в афонских спорах об Имени Божием (1912 год). Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие были применены к русским имяславцам на Афоне последователям древнего аскетического учения о внутреннем безмолвии (исихазме). И Святитель в 1914 году создал особую Комиссию при Московской Синодальной Конторе, которая определила учение имяславия Православным, не содержащим ереси и, таким образом, несправедливое решение Святейшего Синода относительно афонских старцев было упразднено.

Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.

В 1917 году, после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на Владыку, который остался верен присяге Государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917-18 годов. Святителя принуждают как несоответствующего духу времени под угрозой заключения в Петропавловскую крепость подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного масонского правительства, так как московские митрополиты, благодаря своему особому статусу, никогда не увольнялись на покой ни по причине болезни, ни по старости. Кроме того, 82-х летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре священноархимандритом которой он был сослав в Николо-Угрешский монастырь.

Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного Владыку св. Патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение. Священномученик митрополит Пётр, став Патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословения и Владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.

Выдающийся Святитель-миссионер, Апостол Алтая, Сибирский столп Православия, живой Русский святой так называли его современники почил 16 февраля 1926 года в посёлке Котельничи Московской области Люберецкого района. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (1926 г.)

Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 года на празднование Покрова Божией Матери, в сел Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением юного Михаила были творения святителя Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского.

В 1854 году он закончил Семинарию (здесь ему дали фамилию — Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв, память 18 мая) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий Святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.

Читайте также:  Святитель Петр митрополит Московский: житие, Молитва, храм

16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта — в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение. Сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской Миссии.

В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности Владыка прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных — 675 душ), число приходских храмов — до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.

За 36 лет своего миссионерского служения Владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других — наставление, для третьих — ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.

Святитель Макарий предчувствовал грядущая события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его. В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, безпорядков. Их желание — всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими. ». Владыка предрекал, обличая смутьянов: «Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».

В мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, Владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Священномученик Арсений (Жадановский) (память 14 сентября) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».

Владыка Макарий известен и как добрый восстановитель мира в афонских спорах об Имени Божием (1912 год). Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие были применены к русским имяславцам на Афоне — последователям древнего аскетического учения о внутреннем безмолвии (исихазме). И Святитель в 1914 году создал особую Комиссию при Московской Синодальной Конторе, которая определила учение имяславия Православным, не содержащим ереси и, таким образом, несправедливое решение Святейшего Синода относительно афонских старцев было упразднено.

Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.

В 1917 году, после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на Владыку, который остался верен присяге Государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917-18 годов. Святителя принуждают «как несоответствующего духу времени» — под угрозой заключения в Петропавловскую крепость — подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного масонского правительства, так как московские митрополиты, благодаря своему особому статусу, никогда не увольнялись на покой — ни по причине болезни, ни по старости. Кроме того, 82-х летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре — священноархимандритом которой он был — сослав в Николо-Угрешский монастырь.

Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного Владыку святой Патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение. Священномученик митрополит Пётр, став Патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословения и Владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.

Выдающийся Святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой Русский святой» — так называли его современники — почил 16 февраля 1926 года в посёлке Котельничи Московской области Люберецкого района. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.

Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Включен в Собор Московских святых (память в воскресенье перед 26 августа по старому стилю).

31 августа 2016 года состоялось перенесение мощей святителя Макария (Невского) из подмосковной Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Горно-Алтайск.

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. Для подписки перейдите по ссылке .

1 марта. Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский

Аудио

Сегодня, 1 марта, Православная Церковь совершает память свт. Московского Макария.

Дни памяти: 1 марта по н. ст. (в невисокосный год); 22 сентября (переходящее празднование) – собор Алтайских святых: 18 октября – собор Московских святых.

Святитель Макарий (в миру Михаил Андреевич Невский, при рождении Парвицкий) (1835–1926) – митрополит Московский и Коломенский, митрополит Алтайский (с 1920 года). Известный миссионер, «апостол Алтая».

Будущий святитель родился в 1835 году в селе Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии. Он был шестым ребенком в бедной семье причетника сельского храма Андрея Парвицкого. В 1843 году семья переселилась в Сибирь. В Тобольске Михаил поступил в семинарию, где получил фамилию Невский. По окончании Тобольской семинарии он был принят в Алтайскую духовную миссию в 1855 году в звании учителя и миссионерского сотрудника.

Молодому труженику, посвятившему свою жизнь миссионерству, было явление архимандрита Макария (Глухарева), ныне прославленного в лике святых. Преподобный Макарий (Глухарев), основавший в 1830 году Алтайскую миссию, создал на основе кириллицы алтайскую азбуку, сделал первые переводы на наречия алтайцев библейских текстов и катехизаторской литературы, положив таким образом начало их письменности. В его честь алтайцы называли впоследствии святителя Макария (Невского) «вторым Макарием».

Первые годы в Алтайской миссии Михаил Невский посвятил изучению языка алтайцев. Дело шло весьма трудно. Тогда он стал усиленно молиться Матери Божией и вскоре чудесным образом овладел новым языком. Молодой проповедник все свое время проводил в далеких аилах, проповедуя истинную веру.

С 1857 года Михаил Невский становится рясофорным послушником. В 1861 году он принял монашеский постриг с именем Макарий в память преподобного Макария Великого, в том же году состоялась его иерейская хиротония. После этого иеромонах Макарий направляется на миссионерское служение в Чемальский стан.

Нередко о. Макарий действовал как врач. Хотя знания его были весьма простые, аптечка – скудной, он доставлял облегчение людям усиленной молитвой. Господь нередко через него совершал чудеса. Известен случай, когда о. Макарий высосал смертельный яд из ноги мальчика, укушенного змеей, и остался жив.

Выдающимся вкладом в дело алтайского миссионерства была переводческая и издательская деятельность владыки Макария. В 1860-е годы в Санкт-Петербурге им были напечатаны на алтайском языке «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Священная история Нового Завета», «Огласительные поучения для готовящихся ко Св. Крещению», «Последование Св. Крещения» и ряд богослужебных книг. Большая часть этих книг переведена о. Макарием, некоторые были переведены до него, а им пересмотрены и исправлены; при этом окончательно была установлена транскрипция алтайской письменности.

Назначенный в 1865 году начальником Алтайской миссии архимандрит Владимир (Петров) направил иеромонаха Макария в Казань для ознакомления с организацией крещено-татарских школ по системе Ильминского. Отец Макарий не только подробно изучил деятельность профессора Н.И. Ильминского, но и сам участвовал в жизни крещено-татарских школ, совершая богослужения на татарском языке. По возвращении из Казани иеромонах Макарий устроил в Чопоше по типу крещено-татарских школ училище на семьдесят человек с общежитием.

Отец Макарий привлекал учащихся к переводческой деятельности. В результате появилась целая библиотека христианской литературы: переводной и оригинальной, печатной и рукописной.

В 1871 году иеромонах Макарий был возведен в сан игумена, а вскоре стал помощником начальника Алтайской миссии. На игумена Макария была возложена ответственность ежегодно обозревать все миссионерские станы и наблюдать за состоянием школьного дела. Опытный и ревностный руководитель значительно оживил дело просвещения и обучения алтайцев.

В 1883 году отец Макарий был возведен в сан архимандрита, а через год рукоположен во епископа Бийского. В целях противораскольнической деятельности епископ Макарий учредил в 1884 году в Бийске Братство святителя Димитрия Ростовского.

После перевода на Томскую, а затем на Московскую кафедру свт. Макарий не оставлял попечения об Алтайской миссии и был ее духовным руководителем.

У митрополита Московского Макария были искренние и духовно-молитвенные отношения с преподобномученицей Елисаветой Феодоровной. Он нередко посещал Марфо-Мариинскую обитель и выступал там.

Постановлением от 20 марта 1917 года Святейший Синод почислил митрополита Московского Макария на покой за преклонностью лет. Этому решению предшествовали грубые действия обер-прокурора Святейшего Синода Львова. Митрополиту не разрешили жить в Троице-Сергиевой лавре. Он переехал в Зосимову Смоленскую пустынь, а затем местом его пребывания определили подмосковный Николо-Угрешский монастырь, где владыка прожил восемь лет.

В 1920 году владыку постигла болезнь, из-за которой он оставался частично парализован до конца жизни. В августе 1920 года по предложению Святейшего Патриарха Тихона свт. Макарию пожизненно был присвоен титул митрополита Алтайского. В феврале 1926 года митрополит Алтайский Макарий заболел воспалением легких. Вскоре, 1 марта, на 91-м году жизни владыка отошел ко Господу. Святитель был похоронен около алтаря церкви села Котельники близ Люберец, где он жил с 1925 года после закрытия Николо-Угрешского монастыря.

В 1957 году Святейшим Патриархом Алексием I была учреждена комиссия, которая вскрыла могилу владыки. Гроб почти весь разрушился, а тело и облачения оказались нетленными. Тело митрополита Макария было перенесено в Троице-Сергиеву лавру и погребено в нижней части Успенского собора. В 2000 году на Архиерейском Соборе митрополит Макарий (Невский) причислен к лику святых.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

мчч. Памфила пресвитера;

Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии, мчч. Персидских в Мартирополе;

прп. Маруфа, еп. Месопотамского.

Всех, кто носит эти святые имена, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Пусть Великодаровитый Господь по молитвам ваших небесных покровителей дарует вам здравие телесное, спасение душевное. Будьте Богом хранимы, многая вам и благая лета!

Ссылка на основную публикацию