Лука Войно Ясенецкий

Архиепископ Лука – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – Святитель Лука – Биография

Архиепи́скоп Лука́ (в миру Валенти́н Фе́ликсович Во́йно-Ясене́цкий;
родился 27 апреля (9 мая) 1877, Керчь — 11 июня 1961, Симферополь) — русский хирург и духовный писатель, епископ Русской православной церкви; с апреля 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский.
Лауреат Сталинской премии первой степени (1946).
Канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в 2000 году; память — 29 мая по юлианскому календарю.

БИОГРАФИЯ В.Ф. Войно-Ясенецкого
Родился 27 апреля (9 мая) 1877 года в Керчи, в семье провизора Феликса Станиславовича Войно-Ясенецкого (по некоторым данным, до 1929 года двойная фамилия Валентина Феликсовича писалась как Ясенецкий-Войно), который происходил из обедневшего польского дворянского рода и был набожным римо-католиком.

После окончания гимназии и Киевского художественного училища учился живописи в Мюнхене в частной школе профессора Книрра. Некоторое время увлекался толстовством.

В 1898 году стал студентом медицинского факультета Киевского университета. По окончании его в годы Русско-японской войны работал хирургом в составе медицинского отряда Красного Креста в военном госпитале в Чите, где женился на медсестре Киевского военного госпиталя Анне Васильевне Ланской — дочери управляющего поместьем на Украине. В октябре 1919 года в возрасте 38 лет Анна Васильевна скончалась. У них было четверо детей. Валентин Феликсович тяжело переживал кончину своей верной подруги, считая, что эта смерть была угодна Богу.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, около 1910 года

Работал хирургом в городе Ардатов Симбирской губернии, в селе Верхний Любаж Фатежского уезда Курской области, в городке Фатеж, в Институте топографической анатомии города Москвы.

В 1915 году издал в Санкт-Петербурге книгу «Регионарная анестезия» с собственными иллюстрациями. В 1916 году защитил её как диссертацию и получил степень доктора медицины.

Продолжил практическую хирургию в селе Романовка Саратовской области, а затем в Переславль-Залесском. В Феодоровском женском монастыре, где Валентин Феликсович был врачом, до сего дня чтится память его. Монастырская деловая переписка неожиданно приоткрывает ещё одну сторону деятельности врача-бессребренника, которую Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий не посчитал нужным упомянуть в своих записях.

Принятие решения о безвозмездной врачебной помощи не могло быть случайным шагом со стороны молодого земского врача. Матушка игумения не нашла бы возможным принять подобную помощь от молодого человека, не убедившись прежде, что это желание исходит из глубоких духовных мотивов. Личность почтенной старицы могла произвести сильное впечатление на будущего исповедника веры. Его мог привлекать монастырь и неповторимый дух старинной обители.

С марта 1917 года — главный врач городской больницы Ташкента.

«Неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. В последнее время он это делал всегда, вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента. Однажды после крестного знамения больной — по национальности татарин — сказал хирургу: „Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?” Последовал ответ: „Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины”» (Две грани одной судьбы)

В Сретение (15 февраля) 1921 года был рукоположен в диакона, а чрез неделю — в пресвитера епископом Ташкентским и Туркестанским Иннокентием (Пустынским). Летом 1921 года ему пришлось публично выступить в суде, защищая профессора П. П. Ситковского и его коллег от выдвинутого властями обвинения во «вредительстве»[3].

Весной 1923 года в Туркестанской епархии бо́льшая часть духовенства и храмов признали власть обновленческого Синода (епархия перешла под управление обновленческого епископа Николая (Коблова)); архиепископ Иннокентий после ареста ряда «староцерковных» священнослужителей самовольно покинул епархию. В мае 1923 года протоиерей Валентин Войно-Ясенецкий был тайно в своей спальне пострижен в монашество ссыльным епископом Андреем (Ухтомским), имевшим благословение от Патриарха Тихона самому избирать кандидатов для епископской хиротонии, с именем святого апостола Луки.

31 мая 1923 года, по поручению епископа Андрея (Ухтомского), будучи лишь иеромонахом был тайно рукоположен во епископа в Пенджикенте двумя ссыльным епископами: Болховским Даниилом (Троицким) и Суздальским Василием (Зуммером); спустя неделю был арестован. Прошёл по этапу Ташкент — Москва — Енисейск — Туруханск — деревня Плахино (между Игаркой и Дудинкой). В январе 1926 года вернулся в Ташкент. 6 мая 1930 года был снова арестован и этапирован в Архангельск. Освобождён в мае 1933 года.

В Москву он приехал лишь в конце ноября и сразу же явился в канцелярию Местоблюстителя митрополита Сергия. Сам Владыка так вспоминал об этом: «Его секретарь спросил меня, не хочу ли я занять одну из свободных архиерейских кафедр». Но истосковавшемуся в ссылке по настоящей работе профессору хотелось основать Институт гнойной хирургии, хотелось передать громадный врачебный опыт.

Осенью 1934 года издал монографию «Очерки гнойной хирургии», которая приобрела мировую известность.[4][5] Несколько лет профессор Войно-Ясенецкий возглавлял главную операционную в Институте неотложной помощи Ташкента. 24 июля 1937 года арестован в третий раз. С марта 1940-го работает хирургом в ссылке в Большой Мурте, что в 110 километрах от Красноярска. С октября 1941 года — консультант всех госпиталей Красноярского края и главный хирург эвакогоспиталя (в красноярской школе № 10, где располагался один из госпиталей, в 2005 году открыт музей).

Осенью 1942 года был возведён в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. В конце 1943 года опубликовал второе издание «Очерков гнойной хирургии», а в 1944 году — монографию «О течении хронической эмпиемы и хондратах» и книгу «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов».

С февраля 1944 года возглавлял Тамбовскую кафедру. 4 мая 1944 года во время беседы в Совете по делам Русской православной церкви при СНК СССР Патриарха Сергия с председателем Совета Карповым, Патриарх поднял вопрос о возможности его перемещения на Тульскую епархию, мотивировал такую необходимость болезнью архиепископа Луки (малярия); в свою очередь, Карпов «ознакомил Сергия с рядом неправильных притязаний со стороны архиепископа Луки, неправильных его действий и выпадов»[6]. В служебной записке наркому здравоохранения РСФСР Андрею Третьякову от 10 мая 1944 года Карпов, указывая на ряд допущенных архиепископом Лукой поступков, «нарушающих законы СССР» (повесил икону в хирургическом отделении эвакогоспиталя № 1414 в Тамбове, совершал религиозные обряды в служебном помещении госпиталя перед проведением операций; 19 марта явился на межобластное совещание врачей эвакогоспиталей одетым в архиерейское облачение, сел за председательский стол и в этом же облачении сделал доклад по хирургии и другое), указывал наркому, что «Облздравотдел (г. Тамбов) должен был сделать соответствующее предупреждение профессору Войно-Ясенецкому и не допускать противозаконных действий, изложенных в настоящем письме.»[7].

В феврале 1945 года награждён патриархом Алексием I правом ношения на клобуке бриллиантового креста. Пишет книгу «Дух, душа и тело»[8].
Дом Луки (Войно-Ясенецкого) в Симферополе, ныне часовня в его память

5 апреля 1946 года Патриарх Алексий подписал указ о переводе архиепископа Луки в Симферополь[9].

За книги «Очерки гнойной хирургии» (1943) и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» (1944) в 1946 году удостоен Сталинской премии первой степени (200 000 рублей), 130 000 рублей из которой пожертвовал детским домам.

В 1955 году ослеп полностью. В 1957 году диктует мемуары. В постсоветское время вышла автобиографическая книга «Я полюбил страдание…».

Умер 11 июня 1961 года в воскресенье, в день Всех святых, в земле Российской просиявших. На надгробии была высечена надпись:
Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий
18 (27). IV.77 — 19 (11).VI.61
Доктор медицины, профессор хирургии, лауреат.

Дети:
Интересно, что все дети пошли по его стопам и стали медиками: Михаил и Валентин стали докторами медицинских наук; Алексей — доктор биологических наук; Елена — врачом-эпидемиологом. Внуки и правнуки знаменитого хирурга пошли по тому же пути.

Труды:
Основные медицинские труды:
1. “Невроматозный элефантиаз лица, плексиформная неврома”. “Хирургия”, 1908.
2. “О способах анестезии, наиболее удобных в земской практике”. “Врачебная газета”, 1908.
3. “Случай ретроградного ущемления кишечной петли в паховой грыже”. “Хирургия”, 1908.
Основные медицинские труды:
4. “Регионарная анестезия при операциях шеи, языка и верхней челюсти”. “Труды Московского хирургического общества 1909.
5. “Регионарная анестезия”. (Труды Тамбовского физиологического медицинского общества 1909 г.).
6. “Кровяная саркома ребра”. “Хирургия”, 1910.
7. “Об оперативном лечении переломов позвоночника”. “Хирургия”, 1910.
8. “Отчет о хирургической работе Романовской земской больницы за 1909-1910 гг.”.
9. “О первом остром остеомиелите позвоночника”. “Хирургия”, 1911.
10. “Двустороннее повреждение блуждающего нерва”. “Хирургия”, 1911.
11. “Zweiter Fall von vorubergehender Erblindung nach Novocain Adrenalininjektion in Augenhohle”, Zentrablatt fur Chirurgie 1911.
12. “Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы”. 1911.
13. “Litungsanasthesie des nervus ischiaticus”, Zentralblatt fur Chirurgie 1912.
14. “Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы”. 1912-1913 гг.
15. “Регионарная анестезия седалищного и срединного нервов”. (Труды XII съезда русских хирургов 1912 г.).
16. “Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы”. 1914.
17. “К казуистике оперативного лечения опухолей мозга”. (Труды Киевского хирургического общества, 1914 г.).
19. “Регионарная анестезия кисти руки”. (Врачебная газета, 1915).
20. “Регионарная анестезия”. (Докторская диссертация), за которую присуждена премия Хайницкого. СПБ, 1915.
21. “Кариозные процессы в реберных хрящах и их оперативное лечение”. “Вестник хирургии” за 1923 г.
Основные медицинские труды:
“Uber das Unterbinden der Gefa?e bei Extirpation der Milz”, Zeitschift fur Chirurgie 1923.
23. “Артротомии при гнойных воспалениях больших суставов”. “Вестник хирургии” 1924.
24. “Топография паховых и наружных подвздошных лимфатических желез и техника оперативного удаления их.” Туркмен. медицин. журнал т. I, № 2.
25. “Опасности способа Мамбург,а”. Туркмен. медицин. журнал т. I, № 7.
26. “Лечение гнойных воспалений катаплазмами Вальневой”. (Неизвестно где напечатана. Указана в списке трудов проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого в статье В.А. Полякова). “Хирургия”, 1957, № 8, с. 127-135.
27. “Очерки гнойной хирургии”. I-е издание, 1934.
28. “Наш опыт лечения огнестрельного остеомиелита в госпиталях глубокого тыла”. 1943.
29. “Очерки гнойной хирургии”. 2-е издание, 1943.
30. “Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов”. Москва, 1944.
31. Разрез, без которого нельзя вылечить гнойный коксит”. Госпитальное дело, 1944.
32. “О раневом сепсисе”. (Сборник трудов Воронежского военного округа, 1945).
33. “О гематогенном остеомиелите”. 1946-1947.
34. “О лечении хронических эмпием плевры после огнестрельных ранений”. 1947.
35. “Патогенез и терапия мозолей”. “Советская медицина” 1953, № I.
36. “Очерки гнойной хирургии”. 3-е издание, 1956.
Всего трудов печатных и на машинописи по медицине насчитывается у архиепископа Луки около шестидесяти, в том числе доклады в ученых обществах и годовые отчеты по хирургической работе.
Богословские труды, печатные и рукописные.
“Кровавый мрак фашизма”. “ЖМП” 1943, № 4, с. 24, 25.
“Праведный суд народа”. “ЖМП” 1944, № 2, с. 26-28.
“Память Святейшего Патриарха Сергия”. “ЖМП” 1944, № 8, с. 17, 18.
Труды:
“Бог помогает народам СССР в войне против фашистских агрессоров”. “ЖМП” 1944, № 4, с. 21, 22.
“Слово на второй день Пасхи на литургии”. “ЖПМ” 1945, № 6, с. 44-47.
“Возмездие совершилось”. “ЖПМ” 1946, ? I, с. 28, 29.
“Слово в Великую Пятницу”. “ЖМП” 1946, № 5, с. 22, 23.
“К миру призвал нас Господь”. “ЖМП” 1947, № I, с. 61-64 ( с портр.).
“О духе, душе и теле”. (120 страниц машинописи).
“О любви”.
“О зле и страдании”.
“Защитим мир служением добру”. “ЖМП” 1950, № 5, с. 32, 33.
“Рассуждение о правде и лжи”. “ЖМП” 1951, № 5, с. 8-11.
“О посылке Иоанном Крестителем своих учеников к Господу Иисусу Христу с вопросом, Он ли Мессия”. (Запрещена и не печаталась).
“О искушении Господа диаволом в пустыни”. “ЖМП” 1953, № 2, с. 37-41.
“О догмате искупления”. (Это сочинение послано только в Московскую духовную академию).
“10 томов проповедей, в общей сложности около 4500 страниц машинописи. Прот. А. Ветелев, проф. гомилетики назвал их исключительным событием в современной церковно-богословской жизни” и “сокровищницей изъяснения Священного Писания”.
“Психология евреев современников Господа Иисуса Христа”.
“Позор”.
“Размышление о притче о милосердном самарянине”. Рукописный том Тамбовский проповедей. Три тома симферопольских проповедей. (Машинопись).
Слушайте Писание: Проповеди на евангельские темы. М.: Образ, 2007. 192 с.
Slovo na Passii, in: ZMP 1971, 4, 40-41.
Slovo v den’ Pjatidesjatnicy, in: ZMP 1971, 6, 49-50.
“Ne sudite, da ne sudimy budete”, Predigt, in: ZMP 1982, 4, 40.
Slovo na paschal’noj vecere, in: ZMP 1977, 4, 27-28.
Das Reich Gottes ist inwending in euch, in: Std0 1971, 7, 36-38.
Wort zur Verklarung des Herrn, in: Std0 1971, 8, 43-44.
“Ich bin der Weinstock”, Predigt, in: Std0 1971, 10, 23-25.
Memuary, in: Nadezda. Christianskoe ctenie, vyp. 3 (1979) 66-138.
O vospitanii detej, in: Nadezda vyp. 6 (1980) 261-270.
Sermon, in: Religion in Communist Lands 7 (1979) 2, 102-103.
Extracts from the Spirit, the Soul and the Body, ebda 104-105.
Duch, dusa i telo. Foyer Oriental Chretien, Brussel 1978, 183 S.
Slovo na vtoroj den’ Svjatoj Paschi, in: ZMP 1984, 4, 29-31.
Я полюбил страдание. М.: Приход храма Святаго Духа сошествия; Образ, 2007. 128 с.

Биография Луки Крымского Святителя и где находятся мощи, в чем помогает икона и молитвы

Лука Войно-Ясенский Святитель – выходец из Крыма. Стал изначально художником, а впоследствии изменил свой выбор в пользу медицины, Лука стал известным помощником для страдающих людей не только православных, а и приверженцев другой веры.

Основные факты биографии

Биография святого началась в Крыму.

Происхождение

Святой Лука, или Валентин Феликсович Войно-Ясенский, как его нарекли родители при рождении, появился на свет 27 апреля 1877 года. Местом рождения считается крымский город Керчь, расположенный на самом востоке полуострова. С самого детства Лука увлекался живописью, хотя его отец был довольно востребованным аптекарем. Однако несмотря на талант, Лука не выбрал стезю художника, а решил помогать людям.

В 1898 году Лука поступает в Киевский университет. Специализацией он выбрал анатомию — науку о человеческом организме. После учебы Лука собирался стать земским врачом, но получилось все по-другому. Как раз в это время Россия вступает в войну с Японией. Луке приходится отправиться на Дальний Восток, но уже в качестве хирурга.

Начало служения Богу

Луке не прививали с детства многочисленных религиозных взглядов. Отец его был католиком, а мать православной. Как он сам высказывался, большую религиозную тягу получил скорее от папы, чем мамы. Первый же религиозный опыт пришел к нему во время работы врачом на Дальнем Востоке. Во время одного из разговоров о Боге с неверующими людьми он получил приглашение стать священнослужителем. Войно уже через два дня стал дьяконом, а через неделю иереем. Но в то же время, несмотря на деятельность священника, Лука не закончил оперировать и всячески помогать людям в медицинском плане.

В 1923 году Лука принял монашеский постриг. Если говорить официальным языком, то именно после этого он взял себе церковное имя, по которому его знают большинство православных, — Лука Святитель.

Но, увы, после монашеского пострига Лука не смог продолжить свою деятельность. Через несколько месяцев в связи с военными действиями Луку арестовали, заявив, что он шпион.

Аресты и ссылки

Житие Святителя Луки наполнено сложностями и перипетиями судьбы. После того как его объявили шпионом, была ссылка в Туруханский край. Но несмотря на тяжелые условия, Лука не отрекся от своего истинного предназначения и продолжил всячески помогать людям. В это время он не только возрастает по церковной иерархии, но и лечит, оперирует.

Лишь в 1926 голу Лука снова возвращается к привычному ритму жизни — он прибывает в Ташкент. Сначала его назначают епископом в Рыльске, а затем переводят в Ельц. Но мирная жизнь не продлилась долго. Каток сталинской репрессии прошелся и по Луке. Обвинение, которое было предъявлено ему, — это создание контрреволюционной церкви. Под давлением, тяжелыми пытками и голодовками Святитель вынужден был сознаться в этом.

Возвращение на родину

В Крыму Лука оказался только в 1946 году. Тут же он и служил церкви, и вернулся к своей медицинской детальности — стал консультантом симферопольского военного госпиталя. Но в 1955 году он полностью ослеп, что заставило его оставить медицину навсегда. С 1957 года начинает диктовку своих дневников, благодаря которым удалось восстановить жизнеописание Луки.

Борьба с ересью и сектанством

Святитель Лука постоянно занимался борьбой с ересью и сектантством. Это можно проследить и по описанию происходивших тогда событий (к примеру, архиепископ отдельно отмечал заслуги Луки на этом поприще), и в самих жизнеописаниях.

Лука не использовал крайние меры для убеждения. Влияние Луки на человека была посредственным, мягким. Однако именно это имело потрясающий эффект, так как к истинной вере тогда люди приходили самостоятельно.

Читайте также:  День Ангела Светланы по церковному календарю

Врачебная деятельность

Изначально Лука поступил в Киевский университет и окончил его с отличием. Специализация анатомия позволила ему работать с различными отраслями медицинского знания. Проявил он себя как хирург, анестезиолог (хотя в те времена и не существовало современных методик). Он занимался лечением различных болезней не только в качестве врача, который принимает в кабинете, но и как полевой медик.

Лука работал во времена войны, он помогал людям как хирург. После перевода в Симферополь Лука помогал как консультант в военном госпитале. Но такая большая загруженность не мешала ему принимать людей дома — к нему выстраивались огромные очереди страждущих. Оставил медицину Лука только после полной потери зрения. Но и после Лука вспоминает с радостью о том, что успел стольким помочь людям, об этом можно прочесть в его биографии.

Смерть и канонизация

Умер Лука в 1961 году в день Всех святых. На его надгробии высечена надпись: «Архиепископ Лука Войно-Ясенский, доктор медицины, профессор хирургии, лауреат». Похоронен в Симферополе. Канонизация Луки произошла в конце 1995 гола. Тогда его мощи переносят в Свято-Троицкий собор. Но до сих пор могила в крымском Симферополе почитается верующими.

О чем просят

К Святителю обращаются с различными просьбами.

Благословление для родителей

Лука помогает практически всем, но сфера его деятельности, прежде всего, связана с медицинской областью. Если родители уже взрослые, испытывают трудности со здоровьем, то дети могут попросить Святителя Луку о выздоровлении или облегчении мук, которые они испытывают. Молитва Луке:

«О всеблаженный исповедник и святитель Божий отче наш Луко. В умилении сердец наших, мысленно припадаем ко святым твоим мощам, и как отца нашего просим услышать нас грешных, и молитву нашу принести ко Престолу Божьему. Моли его утвердить нас в вере и благочестии, пастырям, коим вверено спасение душ людских, даровать усердие и мудрость, и каждому ниспослать то, что послужит ему во благо на путях этой временной и быстротечной жизни.

Особо же молим тебя испросить у Господа нам, нашим близким и всем прочим Его чадам избавления от недугов и горьких болезней. Приклонив слух Свой ко всемилостивому твоему ходатайству, да ниспошлёт он облегчение всем больным, и поднимет их со одра страданий.

О, святитель Божий, отче Луко. Подай нам свое архипастырское благословение, и, хранимые твоим молитвенным ходатайством, избавимся от козней лукавого, избежим взаимной вражды, расколов и жизненных нестроений. Наставь нас на путь праведных, и моли о нас всесильного Бога. Да, сподобимся в жизни вечной славить вместе с тобой Единосущную и Нераздельную Троицу – Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

В сложные моменты жизни

В сложные моменты жизни не лишним будет обратиться и к Луке, особенно если проблемы связаны со здоровьем. При этом молитву желательно читать не только самому человеку, но и его родственникам (икона должна прилагаться).

О здоровье детей

Самая сильная защита для ребенка — это молитва, произнесенная его матерью Луке. Для того чтобы молитва начала действовать быстрей, нужно поставить около больного ребенка свечу у изголовья, поставить за ним образ святого. После этого каждый вечер читается молитва Луке.

Счастье в личной жизни

Счастье в личной жизни может быть разное: кто-то хочет выйти замуж, другие родить ребенка, а третьи — избавиться от проблем со свекровью. Разницы нет, ведь Лука поможет каждому. Главное — грамотно просить его об этом. Для начала необходимо пройти обряд отпущения грехов. После этого нельзя не только прибегать к вредным привычкам, но и максимально сделать смиренной свою жизнь. Молитва читается каждый день до сорока раз перед иконой Луки.

Перед операцией

Перед операцией всегда возникают сомнения и страхи, ведь это рискованная ситуация, даже если есть гарантии успеха. Молятся в этой ситуации Луке, при этом важно:

  • перед операцией помолиться, поставить три свечи за здравие (если это не может делать больной, то делает его ближайший родственник);
  • три дня соблюдать строгий церковной пост, если это разрешается медицинской практикой;
  • повторить молитву Луке три дня перед операцией по сорок раз.

Если сам больной слаб и не может произносить молитву Луке, то это могут выполнить за него родственники.

Исцеление

Молитву Луке можно произносить и в домашних условиях. Потребуется зажечь 12 церковных свечей, поставить в середину стакан со святой водой. Необходимо перед каждым прочтением молитвы креститься и отпивать глоток воды. Читают до полного исцеления от болезни.

Где находятся хранятся мощи

Мощи святого находятся в разных городах.

Симферополь

Женский монастырь Свято-Троицкий в Симферополе хранит мощи Луки. Прикоснуться к ним съезжаются сотни паломников со всего мира. Находится на улице Одесской.

Москва

В столице есть храм Святителя Луки. Находится на улице Белореченской.

Как правильно прикладываться к мощам

Поклонение проводят после разговора около иконы со Святителем Лукой. Перед прикладыванием к мощам проводят два поясных поклона, при этом нужно креститься. Потом — один поклон. Проводится прикладывание (но нельзя целовать святого в лик).

Реальные примеры чудес

Симферопольский свт. Лука отличился многими совершенными чудесами. Среди них известные связаны с:

  • исцелением от онкологических заболеваний;
  • быстрым заживлением ран;
  • спасением от хронических болезней.

Принимал Лука и много детей. В жизнеописаниях говорится, что ребята никогда не убегали, а выполняли все поручения Святителя.

Иконография

На иконе Лука изображен со взглядом, который познал много горечи и страдания. Как только в доме кто-то заболевает, то вешают эту икону. При этом желательно поместить около нее 12 свечей и ежедневно молиться.

Тексты на русском языке

Пользуются следующими текстами.

Молитвы

«О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Тропарь, кондак, величание

«Возвестителю пути спасительного, / исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, / столпе непоколебимый, Православия наставниче, / врачу богомудрый, святителю Луко, / Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати // и спасение, и велию милость.

Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси святителю, / душу же равноангельну сотворил еси, / сего ради святительства саном почтен был еси, / и во изгнании же от безбожных много пострадал еси / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое, от земных недр обретенное дивно, / Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, / земли Крымския похвало и утверждение».

Канон

Канон исповеднику Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому состоит из девяти песней.

Акафист

Акафист Луке читается для того, чтобы он помог при разрешении каких-то дел, особенно связанных с медициной. Произносится после проведения обряда очищения.

К Луке обращаются с чистым сердцем и добрыми помыслами. Допустимо просить и о другом человеке, например, больном отце или муже.

Помощь святого Луки Крымского: о чем ему молятся и в чем он помогает?

Крымский Лука (в миру его имя Валентин Войно-Ясенецкий) — это святой нашего времени. Всю свою жизнь (до последней минуты) он посвятил помощи людям, продолжает помогать и после смерти.

Помощь святого Луки

Святой Лука помогает:

  • в скором выздоровлении во время лечения болезни;
  • в удачном проведении операций любой сложности;
  • в чудесном излечении безнадежных больных.

Мощи Луки

Крымскому Луке молятся и сами больные за себя, и родственники за своих близких. Помогает он всем одинаково, не зависимо от того, кто к нему обратился. Бывают случаи чудесного исцеления даже без прошения, лишь от прикладывания к мощам святого.

Мощи святого Луки сейчас находятся в Симферополе. В этом городе святой жил свои последние годы и считал, что весь Крым — это его епархия. С кладбища мощи были перенесены 18 марта 1996 года в Свято-Троицкий кафедральный собор, по-простому крымчане его называют Церковью Луки.

Святые мощи покоятся в серебряной раке — это подарок греческих священнослужителей. В Греции Луку почитают, наверное, больше, чем в России, хотя там он ни разу не был. Греки даже шутят, что забрали у нас святого. Одних только храмов, названных в честь его имени, в Греции насчитывается 30 штук.

В день 18 марта всеми православными людьми отмечается праздник «Обретение мощей святого Луки», в который проводится служба во всех храмах с молитвами о прошении помощи и благодарности святому. Кстати, в этот день (18 марта 2014 года) Крым снова был присоединен к составу России.

Каждый верующий, который почитает святого Луку, старается приложиться к его мощам. С этой целью многие приезжают из других стран и континентов. Некоторые люди приезжают для прошения о помощи, как к последней надежде, и лишь после совершения чуда исцеления начинают верить в силу святого.

Мощи исцеляют и верующих, и неверующих людей: от хронических, затяжных или тех болезней, в лечении которых медицина бессильна.

Если просить об исцелении святого и прикладываться к его мощам с верой, то шансы на выздоровление увеличиваются многократно.

Масло

Масло, освященное на мощах святителя Луки, можно приобрести в любом православном храме и использовать его как скорую помощь в лечении абсолютного любого вида заболевания или как дополнение к лечению.

Но все-таки стоит учитывать, что лечение маслом — это хорошо, но отказываться от обследования и лечения профессионалами нельзя. Ведь и при жизни Лука лечил крестом, молитвой и медицинскими методами, так как сам был врачом. И в некоторых случаях, к сожалению, одно лишь масло помочь не в силах.

Молитва

Молиться тоже надо правильно. Не так: «Я такой хороший, за что мне это наказание? Лука, исцели». Перед предстоящей операцией надо попросить, чтобы сам святой присутствовал на ней и руководил руками хирурга.

Для исцеления болезни надо осознать, что она заработана заслуженно за содеянные грехи. Желательно покаяться в них на исповеди, причаститься и стараться больше не грешить.

А святой Лука походатайствует о прощении грехов перед Господом и поможет в выздоровлении каждому. Лишь вера спасает человека.

Житие святого Луки Крымского

Свою жизнь святой Лука Крымский посвятил служению людям. Он — легенда ХХ века, так как одновременно является выдающимся врачом, святым и уголовником! По его биографии можно изучать историю России первой половины ХХ века: застал все войны и революции, испытал все тяжбы и лишения того времени на себе.

Выбор профессии

Валентин Войно-Ясенецкий мечтал стать художником и, уже сдав блестяще экзамены, передумал. Строка из Библии «Жатвы много, а деятелей мало» натолкнула его на раздумья о пользе выбранной профессии и подтолкнула к осознанному выбору деятельности врача.

  • отказался от профессии художника (им была написана лишь одна картина — портрет горячо любимой жены, которая рано умерла от туберкулеза);
  • погубил карьеру врача, отказавшись жить и работать за большие деньги в столице. Уехал в глухомань трудиться за гроши земским врачом, так как считал, что только так он сможет помогать людям;
  • постоянно портил отношения с властями;
  • принял сан священника в годы гонения на церковь (1921 год), что приравнивалось в то время к самоубийству.

Священничество

Предложение стать священником Валентин Войно-Ясенецкий принял без обдумывания и колебания, хотя ранее и не помышлял о такой перспективе. Он понял, что на это воля божья, и так он сможет людям помогать еще больше. Еще с детства будущий святой благодаря матери впитал основы православия.

Сначала священник Иннокентий хотел дать иное имя будущему священнослужителю при рукоположении, но прослушав его проповедь, понял, что надо наречь Лукой в честь святого, который тоже врачевал.

С этого времени, в разгар репрессий, священник Лука стал ходить везде в рясе: и в больницу, и университет. Он говорил, что с него ее можно снять только вместе с кожей. За свою веру и преданность Богу Лука поплатился 11 годами жизни, которые провел в тюрьмах и ссылках, где его бесчеловечно пытали и заставляли отказаться от Бога.

Но и в таких условиях священник-врач помогал людям, вылечивая их. На него было заведено 6 уголовных дел, естественно, по безрассудным обвинениям. В пяти из них усилиями неравнодушных людей уже в наше время святой посмертно реабилитирован. По одному делу до сих пор добиваются реабилитации. Поэтому он одновременно считается и святым, и уголовником-рецидивистом.

Выдающийся труд ученого

В 1934 году ученый закончил работу над «Очерком гнойной хирургии», которая считается лучшим пособием в этой области медицины и в наши дни, поэтому издается до сих пор.

Она написана таким понятным языком, что один из известных ученых сравнил ее с песней. В те годы хирург от Бога предвидел то, что только сейчас начинает внедряться в методы лечения. Подробные рисунки к записям в книге составлены им самим (вот где пригодился талант художника).

До сих пор некоторые операции, которые проводил ученый, не могут повторить хирурги в наше время, оснащенное специальной техникой и инструментами.

Война

Во время последней ссылки уже шла Великая Отечественная война. Отрасль гнойной хирургии в те годы была неразвита, и именно от осложнений проводимых операций погибало большинство советских защитников. Святитель Лука написал письмо Сталину, в котором высказал просьбу о назначении его фронтовым врачом и продлении срока ссылки после окончания войны.

В 1946 году Валентин Войно-Ясенецкий за научные разработки в области медицины удостоился высшей награды — Сталинской премии. Ее он пожертвовал сиротским домам.

После Великой Отечественной войны святитель Лука продолжил служить священником, проводить операции, читать лекции и консультировать коллег.

Очевидцы, которым довелось с ним работать, говорят, что при жизни над головой этого человека исходило сияние. Верующие во время богослужения пытались дотронуться до одежды преданного Богу священника, чтобы исцелиться — и исцелялись!

Видео по теме

Документальный фильм о святителе Луке:

Сейчас в Крыму существует сообщество православных врачей, которые понимают, что медицина и вера взаимодополняемы. Об этом только мог мечтать Лука Крымский. Клятва, которую он составил для выпускников медицинских ВУЗов, по содержанию выигрывает в сравнении с клятвой Гиппократа.

И сейчас идет работа над тем, чтобы она стала официальной для будущих медиков. Своих воспитанников выдающийся врач и святой человек учил любить пациента, как родного человека. Эту любовь он пронес через всю свою жизнь. Представился перед Господом святитель Лука 11 июня 1961 года.

В чем помогает Святой Лука Крымский

Святой Лука Крымский — один их самых почитаемых святых в православии. К его мощам совершают паломничества тысячи людей. Я знаю много историй чудесных исцелений людей, которые это делали. Поэтому поделюсь с вами подробностями из жизни Луки и тем, в чем помогают молитвы, обращенные к его иконам.

Святитель Лука Крымский: жизнеописание

Св. Лука был рождён под именем Валентина Войно-Ясенецкого. В мирской жизни этот человек известен как врач-хирург, автор собственной монографии. В дальнейшем он удостоился звания святого.

Вот некоторые факты из жизни св. Луки Крымского:

  1. Родился он в Крыму, но в дальнейшем переехал в Киев, где и выучился на врача. Ему удалось не просто сделать медицинскую карьеру и стать профессором, но и зародить новые направления в медицине того времени. Ему пророчили великое будущее в мире медицины, но у судьбы были другие планы на его счет.
  2. В 1921 году Лука стал дьяконом и принял этот почетный сан. С этого момента он решил посвятить жизнь служению Богу. Уже через два года он постригся и получил свое церковное имя. Важным условием, которое ему поставили, было пожелание не прекращать свою деятельность как врача. Он обязался не только служить Господу, но и исцелять людей при помощи своих медицинских знаний.
  3. Жизнь приготовила Луке много испытаний. Ему пришлось пострадать за свою веру. Он трижды находился под арестом, его отправляли в ссылки. Но тяготы жизни не сломили его дух. Даже вдалеке от дома, в ссылке, он никогда н отказывал в помощи людям, лечил их и проповедовал христианство. Не гнушался ни тяжелой физической работы в больницах, ни утомительных служб в церкви.
  4. В 1946 году ему удалось вернуться на родину, в Крым, где он был рожден. Там он постарался приложить все возможные усилия, чтобы наладить епархию. Он трудился над тем, чтобы существующие храмы не закрывали, а, наоборот, строили и открывали новые церкви. Особенно ратовал за постройку храмов в отдаленных районах, деревнях и селах.
  5. Лука строго и бескомпромиссно относился к нарушителям церковных правил, старался искоренить ересь и сектантство, очень активно с ними боролся.
  6. Он дожил до достаточно преклонного возраста и вплоть до смерти не прекращал врачебной деятельности. Занимал почетную должность в военном госпитале, проводил самые сложные операции. Его дар диагностировать больных и ставить прогнозы лечения был очевидным, и поэтому он выделялся среди всех остальных врачей.
  7. Лука принимал больных и дома. Люди верили ему, беспрекословно выполняли все предписания и быстро шли на поправку. Было даже поверье — если притронуться к рясе святого, исцеление наступит быстро и можно будет исцелиться даже от неизлечимой болезни.
  8. Иногда он читал лекции в медицинских университетах. Но даже в эти часы не снимал своих церковных одежд и не превращался в мирского человека.
Читайте также:  Храм 12 апостолов в Ховрино, расписание богослужений, история, адрес

Смерть святого наступила в 1961 году, а через 34 года был причислен к лику святых. Его икона считается чудотворной и целительной, поэтому люди с различными заболеваниями часто обращаются к лику Луки в своих молитвах.

О чем молятся Луке Крымскому

К иконе святого Луки верующие обращаются с самыми разными просьбами. Самые частые «гости», которые приходят к образу, — это врачи и их пациенты.

О чем можно попросить святого в своих молитвах:

  1. Попросить благословения для родителей, которые страдают каким-либо недугом. Считается, что такая молитва дает силы и дарует исцеление вашего близкого человека.
  2. В сложные и переломные моменты жизни можно попросить прибавить жизненных сил и энергии, зарядить верой в себя и уверенностью, что все разрешится самым благополучным образом.
  3. Помолиться можно о здоровье и об исцелении детей, об их процветании, успехе, карьере, успешной учебе или счастье в личной жизни. Важно не стараться влиять на их жизнь, а просто попросить поддержки и благословения.
  4. Просят Луку подарить счастье в личной жизни, наладить отношения в семе, взаимопонимания с супругом и искренней любви.
  5. О защите, помощи и поддержке перед важными операциями, которые вам предстоят. Чтобы хирургическое вмешательство прошло благополучно и принесло исцеление.
  6. И чаще всего, конечно же, у святого просят исцеления от самых разных заболеваний. Можно услышать не одну удивительную историю о том, как тяжело больные люди исцелялись без видимой на то причины благодаря божественной поддержке.
  7. Врачи могут обратиться с просьбой помочь установить точный диагноз у сложного пациента, молятся об успешных операциях.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение “Православный календарь” для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Что важно: помните, что не всегда ваши пожелания сбываются моментально. Иногда нужно время. Поэтому не отчаивайтесь, молитесь снова и снова, чтобы рано или поздно получить то, о чем вы просите. Не менее важно искренне верить в силу вашей молитвы и Бога и говорить от сердца, а не читать тексты по бумажке.

Посмотрите видео по теме:

Мощи Луки Крымского

Через год после того, как Луке присвоили звание святого, удалось обрести его нетленные мощи. Сейчас они хранятся в симферопольском Свято-Троицком соборе. Ежедневно множество людей обращаются к останкам.

Важно знать, как правильно прикладываться и обращаться к святым мощам, чтобы не нарушить церковных правил. Человеку следует подойти к раке (место, в котором хранятся мощи, по форме напоминает гроб, изготовленный из ценных пород дерева и украшенный драгоценными камнями). Затем нужно дважды совершить крестное знамение, отвешивая одновременно поклоны.

Уже после этого можно прикоснуться к мощам — один раз губами, а второй раз лбом. После снова покреститесь и отойдите. Не стойте у мощей слишком долго — вам это никто не позволит сделать, да и желающих всегда очень много.

Лука Крымский — один из самых почитаемых святых, и тысячи подвижников стремятся прикоснуться к святым мощам, обратиться к его иконам и получить долгожданное исцеление. Православные жители разных городов объединяются, чтобы совершить паломничество в Симферополь.

Святой Лука

Этому человеку пришлось в жизни многое перенести скорбей, гонений, страданий, разлук с любимыми. Но жизнь его представляет собой великий подвиг ради спасения людей. Он был не только целителем тел, но и врачевателем душевных недугов.

  1. Детство и юность
  2. Молодые годы, венчание
  3. Болезнь и кончина супруги
  4. Священство и монашество святого Луки
  5. Ссылки святого Луки
  6. Последние годы жизни святителя Луки
  7. Где находятся мощи святого Луки

Детство и юность

В 1877 году в Керчи в дворянской семье Войно-Ясенецких родился мальчик, которого назвали Валентином. Это был четвертый ребенок, после него родился ещё один. Отец был провизором, имел свою аптеку, но потом сменил род деятельности, устроившись в транспортное общество.

Отец исповедовал католицизм, а мама, которая больше него общалась с детьми, была православной. Она и дала детям уроки православной веры.

Когда Валентину было двенадцать лет, семья переехала в столицу Украины. Здесь дети смогли получить прекрасное образование. Мальчик окончил гимназию и, поскольку он хорошо рисовал, художественную школу. Перед ним не стоял вопрос о выборе профессии, талант художника у него открылся в раннем детстве.

Валентин подал документы в Художественную академию, но когда почти все экзамены были сданы, он вдруг передумал. Юноша забрал документы и поступил на медицинский факультет.

Молодые годы, венчание

После обучения Валентин решил стать обычным врачом. Он устроился в госпиталь и поехал с ним на фронт. Тогда была война с Японией. Там молодой врач делал серьезные операции.

Там же Валентин познакомился с медсестрой Анной. Молодого человека поразила её красота и доброта. Он влюбился, но узнал, что красавица дала Богу обет безбрачия. Анна отказала двум женихам, тоже врачам. Но Валентин сумел добиться её сердца.

Они повенчались в 1904 году. Анна рассказывала, что во время венчания ей было видение, как Лик Спаса на иконе отвернулся от неё. Она переживала, что нарушила свой обет, данный Богу. За это, как она считала, потом в жизни её преследовали неудачи.

Молодой врач работал в Ардатове, потом в селе Курской губернии, затем в Саратовской губернии. Его деятельность совпала с эпидемиями страшных болезней. Валентина все уважали за его большой труд.

В 10-м году Валентин попал в больницу Переславля-Залесского на должность главврача. Здесь он создал свой главный труд – книгу «Очерки гнойной хирургии». Иллюстрации к книге он нарисовал сам, наконец-то его художественный талант пригодился.

Болезнь и кончина супруги

Через шесть лет у его супруги был обнаружен туберкулез. Было решено переехать в Ташкент. Доктор был уверен, что сухой климат поможет любимой супруге выздороветь.

В следующем году Валентин уже был профессором. Тут в страну пришла новая власть, и он был арестован большевиками за то, что держал у себя дома и лечил белого есаула. Профессор отнёсся спокойно к своему аресту, продолжал оперировать людей. Перед операцией он по обычаю всегда осенял пациента крестом, вне зависимости от его вероисповедания.

Арест мужа трагически повлиял на исход болезни Анны. Она умерла в 19-м году. Профессор (святой Лука) остался один с четырьмя детьми, младшему было тогда всего шесть лет, старшему – двенадцать. Читая над гробом усопшей молитвы, Валентин получил откровение от Бога – оставить детей на знакомую медсестру, а сам принял священный сан, а затем монашество.

Священство и монашество святого Луки

Господь уготовал ему скорбный и узкий путь, ведущий в Царство Небесное. В 21-году он принял сан иерея. Но священник продолжал работать в больнице и делать операции. Он являлся на своё рабочее место в рясе и с крестом, не опасаясь гонений большевиков. Перед операцией он всегда горячо молился перед иконой, которую повесил в операционной.

В 23-м году он был тайно подстрижен в монашество в собственном доме, а затем назначен епископом Туркестанским. Новое имя его стало – Лука, в честь апостола и врача.

Ссылки святого Луки

В 1923 году святой Лука был снова арестован и помещен в Ташкентскую тюрьму. Там он продолжал трудиться над своими книгами и молиться. Вскоре его отпустили, велев срочно уехать в Москву. Сотни его почитателей-прихожан следовали за ним, не желая отпускать от себя святого.

В столице он служил с Патриархом Тихоном. Затем был направлен в ссылку в Енисейск. Там святой продолжал вести приёмы больных. Потом его отправили в Туруханск, где он тоже совершал операции и служил в церкви.

Со святого в больнице требовали расписку о прекращении богослужебной практики, но он предпочёл уволиться. После этого его направили в глухую деревню. Там он чуть-чуть бы и замёрз на смерть, местные жители едва спасли его.

В 25-м году Луку освободили, и он вернулся в Ташкент. Там он продолжал служить и спасать людей. Но пять лет спустя его снова арестовали и отправили на Север. В Архангельске он служил и делал операции. В 34-м году его освободили, он вернулся в Ташкент, где получил степень доктора наук.

В 37-м году святого снова арестовали. Он сидел в тюрьме Ташкента три года, после чего его отправили в ссылку в Красноярский край. Там он служил архиепископом Красноярским, одновременно работая хирургом в больнице.

В 44-м году святого перевели в Тамбов, где он также был архиепископом. Патриарх наградил его за труд бриллиантовым крестом на клобуке и медалью.

Последние годы жизни святителя Луки

Через два года он был переведен в Симферополь, где возглавил святительскую кафедру.

К тому времени зрение Луки стало ухудшаться, и в 55-м году он совсем ослеп. Это заставило его оставить хирургическое дело. Но святой продолжал совершать богослужения по памяти. В это время он не отчаялся по причине своей телесной немощи, но стал проповедовать и писать книги. Известна его книга «Я полюбил страдание». В 57-м году Лука стал почётным членом Академии наук.

Он всегда был очень скромен в житейских вопросах, не обращал внимания на то, какая еда на столе, какая мебель у него дома. Он никогда не стыдился исповедовать свою веру, и за это многое претерпел скорбей. Поистине это был святой человек, сподобившийся венцов на Небе за свое долготерпение, веру и любовь к людям, несмотря на злобу и гонения.

Скончался святой в 1961 году, похоронен на кладбище Симферополя. В 2000-м году Лука был реабилитирован посмертно.

Народная любовь приводила людей к его могиле, где происходили чудеса исцеления. В 1995 году он был канонизирован как местный святой, а пять лет спустя – как исповедник Русской православной церкви.

День памяти святого Луки:

Где находятся мощи святого Луки

Мощи святого Луки находятся в Троицком соборе Симферополя. Множество людей прибегает к его молитвенной помощи в болезнях, перед важными операциями. И по молитвам к нему творятся чудеса и по сей день.

СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ)

Житие святителя Луки Архиепископа Симферопольского и Крымского

Жизнь Луки Симферопольского и Крымского наполнена постоянным желанием помочь людям физически. духовно. Врачеватель тела и души человеческой Святой Лука, хирург Войно — Ясенецкий, высказывался о себе как о «скальпеле в руках Божих». Тысячи людей получили исцеление через руки и молитвы Крымского исповедника.

Он оставил после себя целую плеяду верующих профессионалов — лекарей, проводящих операции с Господней молитвой.

Жизнеописание Святого Луки Крымского

Житие святого Луки Крымского является ярким примером верного служения Богу и людям как при жизни, так и после смерти.

1877 год, Керчь, Крым. Здесь в семье польского дворянина Феликса Войно-Ясенецкого родился третий ребенок, сын Валентин.

Ясенецкие жили по христианским канонам, делали все для всестороннего развития детей и воспитания их в вере.

Маленький Валентин проявлял талант, как художник, повзрослев, решил стать студентом художественной академии Санкт — Петербурга.

Всего один стих из Библии, Евангелия Мат.9:37, где сказано, что «жатва созрела, а деятелей не хватает», перевернул жизнь Валентина.

Читайте о святом:

Молодой человек решает посвятить себя людям, чтобы облегчать их физические страдания, он становится студентом Киевского медицинского института.

Важно! 1903 год подарил миру уникального врача.

Молодые годы доктора Войно —Ясенецкого

После окончания института молодой доктор женился и начал свою лечебную практику, переезжая от запада до востока России.

Долгое время вспоминали чудесного целителя жители Симбирского, Саратовского, Курского края.

Доктор Валентин постоянно оперирует, экспериментирует, ищет научные подходы к лечению тяжелых больных. По его методике общий наркоз в некоторых случаях заменяется местным.

Местная анестезия стала темой докторской диссертации Войно-Ясенецкого, которую он защитил в 1916 году. Теперь все внимание доктора медицины приковано к гнойной хирургии.

В возрасте 40 лет Валентин Феликсович стал главврачом больницы города Ташкента. Помимо врачебной деятельности, доктор постоянно принимал участие в дискуссиях, опровергая атеизм.

После смерти супруги, скончавшейся от туберкулеза, Валентин Ясенецкий поручает воспитание детей своей операционной сестре, а сам полностью отдается медицине и проповедованию Слова Божьего.

Начало служения

После одного из диспутов с атеистами доктор Войно получил предложение стать священником, которое принял с готовностью служить Богу и людям. Его продвижение по церковной линии было стремительным.

Через несколько дней после соглашения Валентина Войно-Ясенецкого рукоположили в дьяконы, через 7 дней он стал иереем.

Все воскресенья Валентин Феликсович проводил, проповедуя, на протяжении недели лечил людей, оперировал, читал лекции, приходя на них в рясе.

1923 год доктор Войно-Ясенецкий встретил в сане епископа, приняв монаший постриг. Это было начало жития Святого Луки Крымского.

Под строгим покровом тайны иерей был рукоположен совершать церковные таинства.

Сразу после этого отец Валентин был арестован как английский шпион.

Репрессии и гонения

Шли тридцатые годы 20 столетия. Войно-Ясенецкого отправили как ссыльного в Туруханский край.

Ужасные условия не помешали святому отцу-врачу спасать нуждающихся, лечить, делать операции и возрастать в церковной иерархии.

Никакие запреты не действовали на решение доктора помогать людям. Его переводят по этапу на самый север, потом снова Туруханск.

1926 год, известный врач — священник возвращается в Ташкент.

По милостивому благословению митрополита Сергия святитель Лука служит викарным епископом в Рыльске, затем Ельце.

Дальше произошло событие, о котором владыка Валентин будет жалеть всю свою оставшуюся жизнь.

Отклонив предложение возглавить кафедру в Ижевске, святой отец решил уйти на покой, попросив на это благословение. Это решение будет всю жизнь мучить Валентина Феликсовича, ибо он служение людям поставил выше служения Бога.

До 1930 года Валентин Войно спокойно работал, как хирург и преподаватель медицинского факультета, пока не случился совершенно непредсказуемый случай.

У его коллеги, профессора Михайловского, умер сын, которого отец решил оживить, перелив кровь живого человека. Опыт не удался, профессор покончил с собой.

Отче Лука, который проповедовал в церкви Святого Сергия, дал разрешение похоронить коллегу, страдавшего психическими расстройствами, по церковным погребальным обрядам.

Советские власти обвинили профессора Войно в противодействии материализму, якобы он помешал воскрешению из-за религиозного фанатизма.

Снова тюрьма. Постоянные допросы, нечеловеческие условия, душный карцер окончательно подорвали здоровье владыки. Протестуя, отец Валентин объявил голодовку, прекратить которую его уговорили обманным путем. После чего доктор Войно был отправлен в ссылку на 3 года.

Читайте также:  Икона "Утоли моя печали" - в чем помогает

До 1933 года он работает в архангельской больнице на севере, где у Валентина Феликсовича обнаружили опухоль, отправили оперироваться в Ленинград. Здесь во время проповеди Бог напомнил святому отцу его юношеские обеты.

Новые допросы ждали святителя после Ленинграда в Москве. Власти всячески старались уговорить чудесного доктора отказаться от сана, на что получили твердый отказ.

Святой отче продолжил свои научные исследования, работая после ссылки в Ташкенте.

Важно! 1934 год подарил миру труд многих лет, «Очерках гнойной медицины», ставший классикой медицины.

«… мои „Очерки гнойной хирургии“ были угодны Богу, ибо в огромной степени увеличивали силу и значение моего исповедания в разгар антирелигиозной пропаганды», «Священный Синод… приравнял мое лечение раненых к доблестному архиерейскому служению, и возвел меня в сан архиепископа». В.Войно — Ясенецкий.

Ссылки, голодовки подорвали иммунитет владыки, работая на на юге, доктора сразила тропическая лихорадка, осложнение после нее — отслоение сетчатки глаз.

Невзирая на болезнь, Отец Валентин продолжает работать до 1937 года.

Сталинские репрессии и Великая Отечественная война

Верные служители церкви вместе с миллионами людьми подвергались репрессиям, учиненным по приказу Сталина. Не минула эта участь епископа Луку. Создание контрреволюционной церковной организации — таково обвинение было предъявлено святителю.

Жестокая пытка под названием «конвейер», когда 13 суток под ослепляющими глаза прожекторами велся круглосуточный допрос, последующая голодовка подорвали душевное состояние доктора, он оговорил себя, подписав обвинение.

1940 год епископ Войно-Ясенецкий встречает в Красноярском крае, где ему было разрешено оперировать, заниматься наукой.

Война 1941 года заставила руководство края назначить известного доктора главврачом военного госпиталя. Под его контролем находились все военные лечебные заведения Красноярского края.

Даже в военное время отец Валентин, будучи ссыльным, оставался верным Господу Богу, неся служение епископа. Митрополит Сергий, избранный на Соборе 1943 года патриархом, рукополагает святителя Луку в сан архиепископа.

При малейшем послаблении преследований за религию новый архиепископ, член постоянного Синода, начинает активно проповедовать Слово Божье.

1944 год, по приказу военного времени вместе с госпиталем главный врач переезжает в Тамбов, продолжая медицинскую деятельность, работая над публикациями трудов по медицине, богословию.

Последние года жизни святителя

Архипастырская деятельность архиепископа отмечена наградой — бриллиантовым крестом, который носится на клобуке.

За патриотизм, проявленный во время войны, Валентин Войно-Ясенецкий награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.».

Его труды «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов», «Очерки по гнойной хирургии» отмечены сталинской премией.

По окончании войны владыка Лука возглавил крымскую епархию, став архиепископом Симферопольским.

Главной задачей в своем служении святитель-доктор видел в любви к людям, он учил священников на собственном примере быть слугами Божьими, излучающими свет.

Болезнь сердца не позволила доктору стоять за операционным столом, но он продолжал консультации, не отказывал городским и сельским врачам, бесплатно консультируя по будним дням. Выходные дни архиепископ Симферопольский служил. Во время его проповедей Свято-Троицкий собор всегда был полон людьми.

По молитвам Святого Луки множество народа было исцелено сверхъестественной силой Божьей любви.

Еще молитвы об исцелении:

Полная слепота, постигшая архиепископа Симферопольского в 1956 году, не стала помехой для ведения Божественных литургий, проповедей, руководства епархией.

При стойком противостоянии владыки многие церкви этого края были спасены от закрытия.

Он умер 11 июня 1961 года, в день, когда православный мир отмечал день Всех Святых.

Важно! Житие святого Луки Крымского стало примером истинного служителя, отдавшего свою жизнь Богу.

Его похороны стали настоящим событием для Симферополя, всего края. Власти планировали тихо предать тело владыки земле, доставив его на кладбище по окольным путям.

Люди, благодарные любимому архиепископу, превратили его похороны в огромную демонстрацию. Три часа человеческий поток сопровождал тело владыки до места погребения. Люди порой ложились под колеса машин, чтобы не позволить им свернуть с центральной улицы.

На могиле святителя — доктора постоянно лежали живые цветы, приходящие помолиться люди получали ответы на свои проблемы, происходили исцеления.

Причисление к лику Святых

1995 г — Синодом Украинской Православной церкви архиепископ Лука причислен к лику Святых на поместном уровне.

1996 г. — Его прах был перенесен в Свято-Троицкий храм Симферополя. Святые мощи сберегаются в серебряной раке, серебро на которую пожертвовали греки, получившие исцеления после молитв владыки.

Юбилейный Архиерейский собор 2000г. причислил святителя Луку к лику Российских святых исповедников.

Благодарные жители Симферополя в память о чудесном священнике, лечащем душу и тело, установили памятник, назвали парк его именем. Дом архиерея Луки служит часовней. Здесь постоянно звучат прошения нуждающихся людей о помощи «Святой Лука, моли Господа о нас, грешных».

С 1996 года ежедневно, каждое утро Симферопольский Свято-Троицкий кафедральный собор оглашается чтением акафиста Святому Луке.

Неоценимое наследие святителя — врача, труды святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Святой Лука оставил после себя потомкам настоящий дар, свое литературное наследие.

  1. «Очерки гнойной хирургии» остаются классикой для всех поколений врачей.
  2. Книга «Я полюбил страдание» описывает нелегкий путь от призвания врача к сану архиепископа, она является автобиографической.
  3. Тома проповедей раскрывают суть Евангелия, показывая секреты Святой книги для простого православного человека. Проповедью «О постоянстве в молитве»
  4. Книга «Дух, душа и тело» является произведением, доказывающим связь между духовным состоянием человека, его состоянием тела. Профессор Валентин Войно-Ясенецкий доказывает на научном уровне, как с помощью молитвы достичь успокоения души, обрести физическое здоровье.
  5. В книге «О семье и воспитании детей» святой отец дает характеристику основы здоровой семьи, правильных отношений между мужем и женой, на основе Святого Писания. Он подводит читателя к богобоязненному воспитанию детей.

Важно! Святой Лука подчеркивает, что никакая самая усердная молитва не будет услышана Богом, без соблюдения заповедей Божьих, наполнения своего сердца любовью к людям.

Каждая книга, написанная архиепископом Лукой, является ключом, открывающим двери к великой силе Божьего исцеления через послушание, пост, молитву.

Чудеса и исцеления, дарованные Святителем — врачом

Людям, совершающим регулярные молитвы, святитель неоднократно являлся видением архиепископа или врача. Порой образ бывает настолько явным, что видевшие его люди, утверждают, что видели живого владыку.

  • Порой во сне больные испытывали состояние во время операции, а наутро на их теле были видны следы скальпеля. Об этом свидетельствовал грек, которому во сне была удалена межпозвоночная грыжа, наутро он обнаружил, что полностью здоров.
  • Оперирующие врачи, постоянно молящиеся перед операциями молитвой Святому Луке, утверждают, что во время особо сложных ситуаций, их руками руководит сверхъестественная сила.
  • По свидетельству жительницы Ливадии, ее сыну после аварии постоянно являлся человек по имени Лука, уговаривая вернуться к маме. Эта семья никогда не слышала о святом целителе и никогда ему не молилась. Врач, услышавший эту истории, показал мальчику икону Святого отца, которая всегда была при нем. Мальчик сразу узнал своего гостя. Благодаря чудесному вмешательству владыки, мальчику не только не ампутировали ноги, он после множества операций смог даже освоить велосипед.

Таких свидетельств много, они записаны в книгах, находящихся при церквях, в которых молятся Святой иконе Луки.

Служба святителю Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому

11 июня православный мир отмечает память о Святом Луке. Люди ежедневно приходят к святому праху с просьбой

  • помочь обрести веру;
  • благословить на операцию;
  • даровать исцеление;
  • освободить от бесплодия.

К гробу Святого несут детей, идут немощные, приходят молодые и старые, все обретают душевный покой, веру, исцеление после молитвы, поклонения.

Совет! Молитва Святителю Луке, исповеднику веры, заботливому наставнику и талантливому хирургу и поныне помогает нуждающимся найти выход из трудных ситуаций.

Во многих медицинских учреждениях врачи начинают свой день с этой молитвы. Работники социальных служб и хосписов считают святителя Войно-Ясенецкого своим небесным покровителем.

Житие святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого)

Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) — великий исповедник веры Христовой и выдающийся хирург, спасший тысячи душ и тысячи жизней. На его долю выпало то, что пережило русское православное духовенство в первой половине 20-го века: тюрьмы, лагеря, пытки, изгнания. Но, даже находясь в заточении и ссылках, архипастырь продолжал неустанно врачевать души и тела страждущих. И доныне во многих городах и селах России люди благодарностью вспоминают великого святого врача.

На Архиерейском Соборе 2000 года имя Архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) было внесено в Собор Новомучеников и Исповедников российских для общецерковного почитания. Святителю Отче Луко, моли Бога о нас!

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ КРЫМСКОГО

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – доктор медицины, профессор, духовный писатель, архиепископ Русской Православной Церкви Лука, – родился 27 апреля 1877 года в г.Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича Войно-Ясенецкого, представителя обедневшего польского дворянского рода, и Марии Дмитриевны Кудриной, воспитавшей детей в православных традициях, несмотря на католическое исповедание своего супруга. Однако «наследственную» религиозность, «предрасположенность» к вере, Святитель Лука Войно-Ясенецкий, по собственному признанию, получил именно от отца, ревностного католика, сумевшего, однако, уважительно отнестись к свободе выбора вероисповедания своими детьми.

Подрастая в семье, где, с одной стороны, близко стоял к медицине отец, и, с другой – активно занималась благотворительностью мать, Валентин Феликсович неизбежно проникался чувством сострадания к ближнему и страждущему, желанием помогать людям.Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий

Именно поэтому Валентин Феликсович, всегда тяготевший к изобразительному искусству, сделал свой выбор не в пользу живописи, хотя помимо гимназии окончил школу рисования. В 1898 году поступил на медицинский факультет Университета Святого Владимира в Киеве. Учился юноша прекрасно, занимался общественной работой, а по окончании курса изъявил желание получить практику земского врача, чтобы применять полученные знания там, где они всего полезнее и нужнее — непосредственно «в народе». Устроившись хирургом в киевское отделение Красного креста, в 1904 году Валентин Феликсович в начале русско-японской войны был командирован в эвакуационный госпиталь в Читу, где получил столь ценную для начинающего специалиста практику: именно здесь он столкнулся с одной из основных проблем в излечении ранений – загноением.

В конце 1904 года обвенчался с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской, ставшей его верной спутницей и помощницей, подарившей мужу четверых детей.

Анна Васильевна Войно-Ясенецкая (Ланская) . В последствие все они избрали для себя медицинскую стезю: Михаил и Валентин – доктора медицинских наук, Алексей – доктор биологических наук, Елена – врач эпидемиолог. Внук Валентина Феликсовича, Владимир Александрович Лисичкин , – доктор экономических наук и кандидат философских наук, автор нескольких монографий, посвященных своему прославленному деду.

После работы в военном госпитале перспективного и самоотверженного хирурга приглашают на должность земского врача в Симбирск и Ардатов, где он задумывается о научно-практической разработке методики применении местной анестезии из-за сложности употребления и опасных последствий для пациентов общего наркоза. С 1905 по 1907 годы Валентин Феликсович трудится в земствах Верхних Любеж и Фатежа Курской губернии, участвует в борьбе против разразившихся там эпидемий кори, оспы и брюшного тифа.

В 1908 году Валентин Феликсович поступает в экстернатуру при хирургической клинике одного из пионеров антисептической хирургии, профессора Московского Императорского университета Петра Ивановича Дьяконова, где он занимался научными изысканиями в области проведения местной анестезии и подготовкой материалов для диссертации. По итогам исследования Валентин Феликсович сделал специальный доклад на заседании Хирургического общества в Москве 3 марта 1909 года. Однако по семейным обстоятельствам ему пришлось прервать академические штудии и вновь отправится в земские больницы сначала села Романовка Саратовской губернии, а в 1910 году и Переславль-Залесского Владимирской губернии, где он курировал городскую, фабричную, уездную больницы, а также военный госпиталь. Хирург В. Ф. Войно–Ясенецкий (слева) проводит операцию в земской больницеРезультаты работ успешного хирурга регулярно публиковались в «Трудах Тамбовского физико-медицинского общества» и журнале «Хирургия», который редактировали П.И.Дьяконов и Н.В.Склифосовский.

В 1916 году Валентин Феликсович защищает как диссертацию свою книгу «Регионарная анестезия», получив степень доктора медицины за разработку нового метода местной блокады проводимости нервной системы при операбельном вмешательстве.

В начале 1917 года, обнаружив у супруги симптомы туберкулеза легких и желая перевезти семью в боле сухой и жаркий климат Средней Азии, Валентин Феликсович испрашивает себе перевод на должность главного врача Ташкентской городской больницы. Именно там его и застали революционные события 1918–1918 годов и ужасы Гражданской войны 1917–1923 годов.

В начале 1919 года Валентина Феликсовича впервые арестовывают из-за отказа выдать властям тяжело раненного казачьего есаула. После допроса его отпустили, но эти события непоправимо ухудшили состояние Анны Васильевны, и она скончалась. Четверо детей, старшему из которых было 12, а младшему – 6 лет в дальнейшем жили под присмотром медицинской сестры больницы Софьи Сергеевны Белецкой.

Скоропостижная кончина супруги сильно повлияла на мировоззрение Валентина Феликсовича, решительно укрепив его на религиозной стезе: помимо научной (принимал активное участие в создании Высшей медицинской школы, где преподавал анатомию, по настоянию декана Медицинского факультета Государственного Туркестанского университета П.П.Сиотковского, возглавлял кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии) и врачебной практикой, он становится активным мирянином. После одного из докладов о положении дел в Туркестанской епархии епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий (Пустынский) предложил Валентину Феликсовичу стать священником, что последний воспринял как Волю Божью: уже через несколько дней его посвящают в чтеца, певца и иподьякона, затем – в дьякона, а 15 февраля 1921 года – в иерея. С этого момента Валентин Феликсович приходит в больницу в рясе и с крестом, открыто молится.

После отъезда епископа Иннокентия из-за набиравшего обороты обновленческого движения в Средней Азии, Валентин Феликсович в 1923 году принимает монашеский постриг с именем Лука и назначается епископом Туркестанским. Параллельно с эти Валентин Феликсович вынужденно оставляет преподавание из-за протестного движения студентов, а вскоре он был арестован как сторонник Патриарха Тихона за свой призыв оставаться верными Патриарху и не сотрудничать с большевистской властью. В Ташкентской тюрьме он подготовил часть «Очерков гнойной хирургии» . В свою первую ссылку Святитель Лука отправился через Москву, где органами НКВД было проведено следствие и определено место высылки – Енисейск, а затем Туруханск, и там епископ продолжал работать в местной больнице.

В Ташкент Святитель Лука Войно-Ясенецкий вернулся лишь в 1926 году и вскоре попросился об увольнении «на покой», сосредоточившись на частной практике по приему больных на дому. Однако вскоре по явно сфабрикованному уголовному делу об убийстве профессора-физиолога И.П.Михайловского Святитель Лука был вновь арестован и отправлен в новую ссылку в Архангельск, продолжавшуюся до 1933 года. После своего освобождения Святитель Лука встречался с митрополитом Сергием: кафедры он не занял, видимо, считая более важным для общества свою врачебную деятельность, возможность передать молодому поколению свой обширный опыт, однако основать НИИ хирургии ему, к сожалению, не позволили.

В 1934 году Святитель Лука возвращается в Ташкент, а вскоре переезжает в Андижан, где он вновь оперирует, читает лекции и руководит отделением Института неотложной помощи. Там он заболевает лихорадкой и в результате осложнения слепнет на один глаз.

В 1937 году последовало новое уголовное дело против Святителя Луки , который всегда предельно откровенно (и публично) высказывался о своих политических и нравственных взглядах, обвиненного в антисоветской деятельности и убийстве пациентов. В 1940 году он был отправлен в очередную ссылку на 5 лет в Красноярский край, где во время войны был главным хирургом эвакуационного госпиталя, проводя самые сложные операции.

В 1942 году Архиепископ Лука получил представление Патриархии без отрыва от хирургии возглавить Красноярскую кафедру. В 1944 году Святитель был переведен на Тамбовскую епархию, а с 1946 года был назначен Архиепископом Крымским и Симферопольским.

В 1946 году Валентин Феликсович за книги «Очерки гнойной хирургии» (1943) и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» (1944) был удостоен Сталинской премии первой степени, большую часть материального вознаграждения которой пожертвовал детским домам.

Святитель Лука скончался 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, похоронен на городском кладбище Симферополя.

22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука определением Синода Украинской Православной Церкви причислен к лику местночтимых святых. В 1996 году состоялось обретение святых мощей архиепископа Луки, которые сегодня находятся в Свято-Троицком женском монастыре. В 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий прославлен как исповедник (святой) в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.

Дни памяти — 29 января, 18 марта и 11 июня.

Ссылка на основную публикацию