Какие налоги платит церковь в России

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Еще со времен СССР церковь жила своей жизнью, отдельно от государства. Какие налоги платит церковь в России, если она сама по себе, и вносит ли вообще какие-либо отчисления в государственный бюджет?

Около десяти лет решается вопрос о налогообложении доходов религиозных организаций. Большинство людей считают, что церковь должна платить налоги, как и все граждане, так как собирает очень большие суммы пожертвований с людей и тратит эти деньги на свои нужды. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ознакомиться с информацией о прибыли данной организации.

Прибыль религиозных организаций

Так как церковь — это некоммерческая организация, то, по закону, она должна сама себя обеспечивать. Цель существования некоммерческой организации заключается не в приобретении прибыли. Основные доходы церкви:

— продажа церковных принадлежностей;
— пожертвования прихожан;
— плата за поминовения и венчание,
— крещение и другие обряды;
— кружечные сборы.

Кроме того, православная церковь в России владеет несколькими коммерческими предприятиями, с дохода которых полностью обеспечивает около 19 тысяч приходов. По законам РФ, такой вид деятельности религиозным организациям не запрещен. РПЦ владеет 10 цехами по изготовлению свечей. Себестоимость свечей и цена изделий в церкви существенно разнятся. Розничная стоимость превышает во много раз расходы на изготовление.

Патриарх Кирилл на последнем собрании сообщил о том, что РПЦ содержит 34,5 тыс. храмов и 293 епархий. Каждый месяц пожертвования в церкви переводятся в епархию. От таких взносов освобождаются (на некоторое время) только объекты, которые находятся в процессе восстановления или строительства. Сборы пожертвований производятся главным епископом каждой церкви. В свою очередь он лично ведет отчет для патриархии. Около трех миллионов рублей составляет ежемесячный доход храмов в России.

Бухгалтерия РПЦ ведется по такому принципу: после службы вскрывается коробка с пожертвованиями от прихожан, которые передаются в церковную казну. Каждый месяц в епархию передается бухгалтерская отчетность, где четко расписано количество служб, крещений, венчаний т. д. и указано, какой процент был перечислен в епархию. Этот процент может колебаться в диапазоне от 10 до 50 %.

Зарплаты священников в России на 2016-2017 годы

В Российской Федерации все происходит не совсем так, как в остальных странах. Для ведения экономического управления церковных организаций в 2009 году было создано Финансово-хозяйственное управление. Сегодня священники в России имеют такие документы:

— трудовая книжка, где указана должность;
— медицинская страховка;
— номер в Пенсионном фонде.

Зарплаты служителей церкви устанавливаются настоятелем в виде фиксированной суммы. Она равняется средней заработной плате сотрудника государственной сферы (учителей, медиков, психологов и т. д.). В 2013 году был принят закон, на основании которого священники, нуждающиеся в финансовой помощи, могут обратиться за помощью к епархии. Также в этом законе прописано, что духовные служители имеют право на социальную защиту, поэтому была создана комиссия по попечению тех, кто в этом нуждается.

Российское законодательство по отношению к РПЦ

Платит ли церковь налоги в России? Так как церковь — это некоммерческое организация, то, в соответствии с законом, принятым в апреле 2006 года, она должны подавать ежемесячную финансовую отчетность Федеральную регистрационную службу (ФРС). В течение года патриархи добивались упрощения условий отчетности, и в апреле 2007 года в закон были внесены поправки. Целью такого действия стало облегчение церковной финансовой отчетности.

В соответствии с внесенными поправками, отчетность должна вестись по четырем статьям:

1. Согласно уставу, должны быть отчеты основных видов деятельности.
2. Служителям следует отмечать поступления финансовых средств как от российских, так и от заграничных юридических лиц.
3. Необходимо также указывать средства от пользования другим имуществом.
4. Следует вести отчетность о расходах денежных средств, которые были получены от граждан РФ (организаций, зарегистрированных на территории РФ), от лиц без гражданства и от заграничных организаций.

Какие налоги платит церковь в России?

Для религиозных организаций законодательством РФ предусмотрены льготы на оплату налогов. Церкви были освобождены от следующих оплат (льготы на налоги ст. 381 НК РФ):

— налога на землю;
— налога на имущество, которое используется в религиозных целях (согласно ст. 381 НК РФ); налога на церковные обряды и продажи церковных предметов (закон гласит, что церковь не оплачивает
— налоги на добавочную стоимость с продажи религиозных предметов).

Льготы на налоги с продажи церковных предметов

В 2001 году Правительством РФ был установлен полный список религиозных предметов, которые не попадают под налогообложение.

Список содержит пять исключений:

1. Предметы религиозного поклонения, в том числе иконы, рамки икон, престолы, жертвенники, конические изображения, облачения и так далее.
2. Убранство храмов и элементы архитектуры.
3. Атрибутика церковная, в том числе кресты, ладанки, медальоны, ордена, памятные знаки и другое.
4. Предметы для богослужения и для совершения обрядов.
5. Одежда религиозного назначения: мантии, фелони, стихари, поручи, пояса и так далее.

Льготы по налогу на имущество

В Налоговом кодексе РФ РПЦ освобождена от оплаты налогов на имущество, которое используется в религиозных целях. Льготы по налогу на имущество не учитываются, если объекты не подпадают под религиозное использование (например, общежития или братские корпуса). В соответствии с законом ст. 372 НК, налог на имущество является налогом региональным, поэтому органы отдельных субъектов РФ вправе установить на территории собственные льготы для некоторых некоммерческих организаций. Вследствие чего религиозные организации платят нулевой процент налогообложения.

Налоги на землю

Какие налоги платит церковь в России за земельные владения? По закону РФ, церкви освобождены от налогов на земельные участки, если на этих участках размещены религиозные сооружения. К таковым относятся:

— объекты для богослужения (часовни, храмы и др. культовые здания);
— объекты религиозных почитаний (паломнические центры, которые принадлежат Православной Церкви);
— духовные объекты образования (семинарии, школы духовенства, училища и общежития);
— здания, которые служат для другой деятельности церкви (строения для благотворительных целей).

Платит ли церковь налоги в России за сооружения на своей территории, которые не относятся к религиозным объектам? РПЦ использует такие льготы на землю и строит на своих территориях здания, которые не предназначены для религиозных целей. За такие постройки налог в государственную казну также не оплачивается.

Налоги на прибыль

Еще какие налоги платит церковь в России? РПЦ является налогоплательщиком на прибыль. Но это не распространяется на такие виды доходов:

— доходы от имущества;
— целевые поступления, к которым причисляются деньги на содержание некоммерческих организаций (взносы, благотворительные доходы, полученные средства от физических лиц, финансирования из бюджета РФ, имущество, переходящее по наследству).

Данные денежные поступления должны использоваться для осуществления основной деятельности храмов. Для того чтобы по закону использовать такие денежные средства, они должны соответствовать требованиям:

— средства предназначены только для содержания церквей, храмов и религиозных объектов;
— должен вестись полный финансовый учет прихода и расхода;
— по окончании налогового периода церковь должна предоставить в налоговую службу свой денежный отчет, где будет расписано целевое использование полученных средств.

Если вышеперечисленные требования не будут выполнены, то денежные поступления будут расцениваться как нереализованный доход.

Налоги на транспорт

Большой интерес у граждан вызывает такой вопрос: «Какие налоги платит религиозная организация за использование автомобилей?» В соответствии с законом 357 НК, налог на транспортное средство оплачивает человек, на которого зарегистрирована машина. Льготы в этом случае власти РФ не предоставляют. Поэтому с транспортных средств, которые принадлежат духовным организациям, налог нужно уплачивать в полном размере. Но по факту льготы на автомобили вводятся законами субъектов РФ.

Мнение граждан об уплате налогов РПЦ

Многие считают, что оплата в государственный бюджет не производится со стороны Православной Церкви. На счетах таких организаций находятся миллиардные состояния, которые никем не контролируются. Граждан возмущают не только льготы на налогообложение, но и государственные бонусы от правительства РФ:

— избавление от уплаты всех коммунальных услуг;
— бесплатное использование электроэнергии.

Не только экономический вопрос, но и политика православной церкви волнует жителей страны. Например, прихожане жалуются на такие объявления в церкви: «Ставить свечки в храме можно только собственного производства, чужие свечи ставить запрещено». Активисты считают, что Русская православная церковь должна вести свою деятельность на основании законов страны.

[ источники ]
Источники:
https://businessman.ru/kakie-nalogi-platit-tserkov-v-rossii-platit-li-tserkov-nalogi-v-rossii.html

А вот в сети собрали подборку того, как церковь ведет бизнес — «Ничего святого, просто бизнес»

Молитва шестопсалмие

При приглушенном свете, с середины храма звучит Шестопсалмие, слова которого молящиеся буквально впитывают в свои души. Подборка псалмов, текст которых читается всего несколько минут, имеет великое значение в духовном мире, поэтому их слушают стоя, с раскрытым сердцем, в покаянии души.

Порядок чтения шестопсалмия

Погашенные свечи — символ ночи в Вифлееме, когда родился Спаситель, и вот ангельский хор поет: «Слава в вышних Богу» и начинается чтение шести песен.

Шестопсалмие — символ Страшного суда, чтение молитв направлено на осознание человеком греховности и великой милости Спасителя, распятого за грехи мира и воскресшего, как обетование вечной жизни для верных Его последователей.

Интересно утверждение, что время Страшного суда будет равно времени чтение Шестопсалмия.

Читайте о богослужениях в храме:

Выбор последовательности молитв не случаен. Вписавшись в утреннее богослужение, чтение шести песен из Псалтыря наполняет молитвенным настроем, основанным на взаимосвязанности, стилистической однородности и внутренней динамичности псалмов, передавая плавное перетекание Вечерней в Утреню.

Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух и спах; востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе, зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людей Твоих благословение Твое.
Аз уснух и спах;востах, яко Господь заступит мя.

Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеление в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко безззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Господи, перед Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утайся. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя и свет очию моею, и той несть со мною. Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближашася и сташа. И ближнии мои отдалеча мене сташа и нуждахуся ищущии душу мою; и ищущиии злая мне, глаголаху суетная и льстивным весь день поучахуся. Аз же яко глух не слышах, и яко нам не отверзаяй уст своих. И был яко человек не слышай, и не имый во устех своих обличения. Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой. Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои, и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша. Яко аз на раны готов, и болезнь моя передо мною есть выну. Яко беззаконие мое аз возвещу, и попекуся о гресе моем. Врази же мои живут, и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды. Воздающии ми злая возблагая, оболгаху мя зане гонях благостыню.
Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою , Господи спасения моего.
Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

Боже, Боже мой, к Тебе утренюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою.Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалити Тя. Тако благословлю Тя в животе моем, о Имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится постели моей, на утренних поучахся в Тя, яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуйся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя. Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли. Предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.
На утренних поучахся в Тя, яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуются.Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духе, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды) Слава, и ныне.

Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему. Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Привменен бых с нисходящими в ров, бых яко человек без помощи, в мертвых свободь. Яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя. Удалил еси знаемых моих от мене: положиша мя мерзость себе; предан бых и не исхождах. Очи мои изнемогосте от нищеты; воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои. Едва мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели? Еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней? И аз к Тебе, Господи, воззвах, и утро молитва моя предварит Тя. Всякую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от мене? Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея, вознес же ся, смирихся и изнемогох. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя. Обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе. Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей.
Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему.

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, Имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его; очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сяновом израилевым хотения Своя. Щедр и милостив Господь, долготерпив и многомислостив. Не до конца прогневается, ниже в век враждует. Не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Яко же щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава, дние его, яко цвет сельный, тако оцветет; яко дух пройде в нем, и не будет и не познвет ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его, благослови, душе моя, Господа.
На всяком месте владычествия Его, благослови, душе моя, Господа.

Читайте также:  Покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей. И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвые века. И уны во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои: душа моя яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой: не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою; и милостию Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.
Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву.
Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

На вопрос, почему выбраны именно эти песни, может быть один ответ — так повел Дух Святой, указав автору богодухновенное творение, готовящее христиан к встрече со Спасителем. В псалмопевце Давида мы видим прообраз Христа, в последовательности песен указан путь к Спасителю.

Строение Шестопсалмия имеет законы, по которым человечество приходит к Спасителю, в образе души мы можем видеть прообраз Православной Церкви. Прочитав первые псалмы 3,37,87,142, иерей, одетый в епитрахиль, выйдя перед царскими вратами, начинает чтение «Утренних молитв», вознося Творцу благодарственные воззвания за начало нового дня и дарование благ псалмами 62 и 102.

Закрытые царские врата и иерей, читающий перед ними Псалтирь, символизируют Спасителя, который ходатайствует за каждого, призвавшего имя Его. Песни Давида созвучны с современным временем, во все дни есть праведники, преследуемые врагами и уповающие только на Господа в решении проблем.

М. Скабалланович в «Толковом типиконе» акцентирует внимание на том, что чтение определенных песен Давида с раскаянным и чистым сердцем является искренним излиянием чувств христианином.

Священник Н. Вишняков воспринимает уникальную подборку песен Давида, как молитвы, которые наполняют силой духовность человека.

В церковном Шестопсалмии чередуются радостные и грустные стихи, соответственно, как день и ночь сменяют друг друга. Пиком радостной песни является псалом 102, глубина скорби и отчаяния слышится в песне 87.

Читайте о псалмах Давида:

Жизнь человеческая скоротечна. В ней немало подъемов и падений, но на каждом отрезке жизненного пути с нами Господь, Бог милостивый и справедливый, наказывающий и хранящий от беды.

Интересно, что единство композиции звучит в созвучии первого и последнего песнопения.

Шестопсалмие и жизнь мужа по сердцу Бога Давида

Автором пяти песен, исключение составляет 87-ой, является царь Давид. Господь призрел на прекрасного белокурого мальчика, который пас овец, и благословил его на царствование над Израилем. Нелегким был путь юноши, когда был жив еще прежний царь Саул, гонения, опасности, скорби и лишения пришлось перенести Давиду до восшествия на трон, но и там еще ожидали искушения и предательство родного сына.

В самые трудные моменты жизни, когда жизнь его висела на волоске, Давид ни на минуты не сомневался в Господней поддержке и милости. Во все свои дни царь находил, за что благодарить и восхвалять Творца.

У исследователей нет единого мнения насчет 62-ой песни псалмопевца. Одни относят время ее написания ко времени гонения Саулом, другие видят в этом псалме стенания от преследования Авессаломом. Во всех своих песнях царь Давид раскаивается в прелюбодеянии с Вирсавией и убийстве ее мужа, он покорно принимает все гонения и испытание, как наказание от Господа, при этом со смирением просит о милости.

Давиду несколько раз представлялся случай убить своих гонителей, но он не мог нарушить закон, ибо Саул был помазанным царем, Авессалом — родной сын. В конце жизненного пути пророк Давид псалмом 102 воспел Творцу благодарственную песнь за помощь и милость, защиту и поддержку.

В Шестопсалмии псалмопевцев прослеживается несколько тем:

  • уверенность в том, что Господь слышит, поэтому и звучит слово «Услышь»;
  • жалоба на гонителей, врагов, которые подвергают жизнь опасности;
  • достойное принятие гнева и ярости Творца за грехи, в Его суде праведник видит помощь и защиту при полном раскаянии за совершенные поступки.
  • благодарственные песни за милость и милосердие Всевышнего.

Духовный смысл шести уникальных псалмов

В письмах святителя Григория Нисского говорится о том, что для святых отцов неважно авторство посланий, время их написания, самое главное, что при чтении Шестопсалмия действует Дух Святой, цель Которого не познакомить нас с историческими событиями и переживаниями авторов, а преобразовать души христиан.

Святые отцы выделяли основные аспекты, которые связаны между собой и способствуют спасению человека.

Духовно-нравственная тема и аспект мессианства звучит в Шестопсалмии. Пророк Давид описывал не только приход Миссии, но и делал ударение на Страшном суде.

Пророческое описание мира, нравственное воспитание праведника, мессианская тема стала причиной того, что Псалтырь вошел в богослужения Церкви, открывая нам Христа — Спасителя, в сиянии Которого раскрывается тайный смысл существования человека и святых посланий.

Толкование псалмов шестопсалмия

Псалом 3

Читая эту песнь под образом праведника, которого гонит враг, мы видим душу христианина, атакуемую бесами и страстями. Бесовские нападки стараются:

  • спереди вызвать у христианина чувство беспечности и самонадеянности на будущее;
  • сзади они не дают забыть прошлое и принять жертву Христа;
  • справа наполняют тщеславием;
  • слева толкают в грех.

Задача врага — обложить праведника в западне, оторвать его от защиты Спасителя, но христианин взывает к Господу и получает помощь по божьей благодати.

Псалом 37

Дьявол под маской мужа неправедного нападает на христиан, но читая псалом, мы произносим, что не убоимся демонических нападок даже в том случае, если придут испытания в виде нравственных скорбей и телесных болезней.

Несмотря на усиление нападок врагов, сплетен, клеветы, праведник не самооправдывается, он признает грехи, приходит в покаянии перед Спасителем в молитве и воззвании к Богу. Покаянная молитва — жертва, угодная Господу.

Псалом 62

В этой песне упоминается иудейская пустыня, символизирующая опустошение и крайнюю нужду. 40 дней был в пустыне Моисей, 40 дней пребывал в пустынных местах Иисус, а затем пришло искушение от дьявола. Пустыня и испытания под покровом Бога укрепляют веру и дают силу пройти через все трудности.

Пустыня — покаянное место, где приходит очищение через осознание греховности, приближающее нас к Спасителю.

Душа человеческая без Господа — пустыня, пустая, холодная земля, днем опаленная солнцем, без воды и пищи. Только пройдя путь полной опустошенности, человеческая душа открывается для принятия Божиих слов, у нее появляется жажда по Божьей жизни, жажда Бога и Его милости. Псалмопевец утверждает, что милость Господня выше человеческой жизни.

Псалом 87

Это самая печальная песнь из всего Шестопсалмия, написанная во время осознания псалмопевцем своей отверженности и бедственного положения. Наступило такое время, что пришло отчаяние от осознания покинутости не только людьми, но и Всевышним без руки которого человек чувствует себя умершим.

Угрожающая опасность рисует картины смерти и погребения, вот в это время молитва превращается в крик о помощи, когда приходит одно желание — смириться под руку Господню, чтобы Он не отвратил лика Своего от грешника.

Псалом 102

Песнь радости и утверждения милости Господней звучит в псалме 102. Страдание очистило душу. Творец принял воззвание грешника и наполнил его душу песней хвалы. Очищенная от грехов, испытаний, страданий душа взлетает в Небеса подобно молодому орлу, парящему в воздухе. С Богом внутреннее «я» освобождается от власти нечистых сил. Душа выходит подобно еврейскому народу из вавилонского плена, и благодарственный гимн буквально вырывается из освобожденного сердца.

Этот псалом подчеркивает, что любовь Творца долготерпелива, милость Его превозносится над судом. В словах псалмопевца звучит призыв славить Господа не только к людям, но и ко всякой твари на земле.

Псалом 142

Жизнь и смерть, взлеты и падения, радость и печаль, белые и черные полосы сменяют друг друга в круговерти жизни.

Только что псалмопевец жил в хвале и радости, но вот снова нападение. Предательство и испытания. Христианская душа не может пребывать в расслабленном состоянии. Как только она успокаивается в беспечности, демоны и страсти тут, как тут. В этом послании мы видим не новобранца, а закаленного боями воина, который в состоянии оценить силу врага и состояние опасности. Помня о днях испытаний, проблем и горести, псалмопевец и в этот раз бежит в объятья Господа и молит Его об указании правильного пути выхода из проблемы.

Опытный христианин с первой минуты возникшей проблемы не надеется на свои силы, помощь со стороны. В первое же мгновение опасности он встает в молитвенном поклонении, все отдает под покров Божий.

Это великий дар — уметь отдавать себя в Божье ведение и с первой минуты быть уверенным в позитивном исходе.

Давид утверждает, что Благой Дух Святой направляет нас на правильную тропу. Признание себя рабом Творца, отдача всех ситуаций под его контроль — единственный выход, ведущий к победе.

Шесть псалмов — шесть ступеней лестницы, ведущей к духовной победе. Восхождение к Творцу не может быть легким. Для этого нужна сильная вера и воля, мужественная душа, и тогда настанет момент истинной свободы во Христе.

Правила поведения во время чтения

Тишина, приглушенный свет, и только звучание Шестопсалмия наполняет храмовое пространство.

По заповедям, оставленным Оптинскими старцами, при чтении этого послания христиане не крестятся и не садятся, как бы присутствуя на суде.

Крест, наносимый на чело — символ Христа, распятого за человечество. Минуты чтения Шестопсалмия — символ Страшного суда, на котором присутствует не распятый Иисус, а Бог Судья.

Шестопсалмие можно читать и слушать дома, но только как дополнение к молитвенному правилу.

Православная Жизнь

Шестопсалмие совершается в абсолютной темноте, оставляя душу наедине с Богом. Очень важно, чтобы непонимание каких-то слов не стало досадным препятствием для нашей сокровенной молитвы.

Утреня начинается чтением избранных покаянных псалмов — 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Есть множество переводов шестопсалмия, как и всего богослужебного текста утрени. Они помогают подготовиться к богослужению для того чтобы лучше понимать его суть. Рекомендуем также ознакомиться со святоотеческими толкованиями псалмов. Для первого знакомства с шестопсалмием мы предлагаем пояснение слов, вызывающих наибольшие трудности у тех, кто только начинает изучать язык богослужения.

В самом начале утрени звучит ангельское славословие Родившемуся Христу, а также стих из 50 псалма.

Устне — губы. На первый взгляд, в этой строке из 50 псалма — Гóсподи, устнé мóи отвéрзеши, и устá мóя возвестя́т хвалу́ Твóю — два раза употреблено одно и то же слово. На самом деле, здесь два однокоренных. Первое стоит в двойственном числе (особое число для двух предметов в отличие от одного и множества есть во многих древних языках) и образовано от единственного числа: устна — губа. Так как губ у человека всего две, устна имеет не множественное, а двойственное число.

Второе существительное уста — «рот». Ко времени перевода Псалтири на церковнославянский оно уже существовало только во множественном числе, но некогда слово, однокоренное с «устье» и означавшее «вход, отверстие», употреблялось и в единственном. Этимологически устне («губы») — это то, что относится к устам.

Псалом 3

Святые отцы понимают этот псалом пророчески — как голос Христа во время Его крестных страданий.

Ся умнóжиша — «умножили себя», сейчас бы мы сказали «умножились». Особенность церковнославянского языка — свободное расположение постфикса «-ся/сь» у возвратных глаголов, который формально даже совсем не постфикс, а местоимение «себя». Ся может находиться в предложении где угодно, даже через несколько слов от глагола, к которому относится. Одним словом, будьте на чеку, когда его встретите.

Мнози — многие.

Несть — «нет». Слово происходит от сокращения не есть («не имеется»).

Тем (Не убóюся от тем людéй, óкрест напáдающих на мя) — «множеств». В церковнославянском тма («тьма») было очень точным числительным. Оно означало «десять тысяч». Эта единица пришла из военной терминологии. Тьмой называли войско из десяти тысяч солдат. Военачальник такого гарнизона назывался темником. В древнееврейском подлиннике псалма стоит просто «множеств».

Как и легион у римлян, тьма у славян в разные столетия претерпевала изменения в численности воинов. В данном случае тоже не принципиально, сколько точно людей окружило псалмопевца. Главный смысл слова тма — подчеркнуть, что противник достаточно серьёзен и представляет реальную угрозу.

Окрест — «вокруг».

Всуе — «напрасно».

Псалом 37

Этот псалом предположительно был написан царём Давидом во время восстания против него родного сына Авессалома и представляет собой образец глубокого смирения и покаяния.

Унзóша — «вонзились».

Слякóхся — «согнулся, сник».

Сéтуя — «печалясь».

Ля́двия (Яко ля́двия мóя напóлнишася поругáний, и несть исцелéния в плóти мóей) — «чресла, бёдра». Святитель Афанасий Великий, толкуя этот псалом, отмечает, что речь в этой фразе может идти о возможных телесных болезнях — следствии греха.

Яко здесь значит «потому что».

До зелá (смири́хся до зелá) — «очень, в крайней степени». Перед нами не уже знакомое наречие зело, а существительное, которое склоняется. Оно имело значение «сила». Одно из немногих слов на загадочную букву «зело», названную в честь не то существительного, не то наречия зело. Среди однокоренных ему были зелость (также «сила»), зелый «сильный» и зельный (также «сильный»), совсем уже похожее на своё русское соответствие. То, что в церковнославянском одновременно существовало и слово «сильный», наводит на мысль о заимствовании.

Слов на букву «зело», которая в древности соответствовала звуку «дз», необычайно мало. Это тоже говорит о том, что, возможно, все слова на неё, включая зайца, змея, зверя, звезду, зло, злак и зелье, — заимствования из какого-нибудь близкородственного языка. Графическое изображение буквы «зело» как перечёркнутой «з» («земля») тоже, возможно, говорит о том, что она появилась после основной буквы «з».

Читайте также:  Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге: как добраться, режим работы

Рыкáх — «ревел, стонал».

Очию мóею (свет óчию мóею) — «глаз моих». Это родительный падеж двойственного числа, которое существовало у слова око по той причине, что глаз у человека только два. В русском языке сохранился архаизм воочию. По-церковнославянски это бы значило «в глаза».

И́скреннии — «ближние». В церковнославянском языке был синоним к слову ближний: слово искренний, которое происходит от древнеславянского искрь со значением «близко» (с приставкой ис-/из-) и родственно слову край. Современное значение у слова искренний в русском языке связано именно с этим первоначальным смыслом: наши ближние действительно были искренними, то есть по-настоящему близкими нам людьми. Правда, не всегда, как показывают эти строки псалма: здесь самые близкие и искренние люди отдалились от псалмопевца.

Прямо — «напротив».

Сташа — «стали».

Отдалече — «одаль, вдали».

Нуждáхуся (нуждáхуся и́щущии ду́шу мóю) — «выбивались из сил».

Обличéния (не имы́й во устéх свóих обличéния) — «упрёка».

Рех — «сказал». В церковнославянском языке было несколько прошедших времён глаголов. Например, эта форма — аорист, которая переводится как мгновенное действие, совершённое в прошлом. Не очень просто понять, поскольку в нашей системе грамматических времён нет аналогов.

Кроме аориста были и другие формы прошедшего времени, как совершенного, так и несовершенного вида. Например, вы можете встретить формы рекох, рекъ, реклъ есть, реклъ быхъ и рече. Последнее переводится как прошедшим, так и настоящим временем.

Не забудьте также об изменении глаголов по лицам и числам (спряжении). Например, реша значит «они сказали», а реста — «они сказали» в двойственном числе (когда говоривших было всего двое). Рцем — «мы говорим/скажем». Вывод: если нет нужного слова в словаре, ищите в учебниках и справочниках. Скорей всего, оно встретится в какой-нибудь таблице спряжения.

Порáдуют ми ся — «порадуются (обо) мне». Церковнославянский язык вообще богат на инверсивные (перепутанные) конструкции. Например, да не когдá порáдуют ми ся врази́ мои́ — «да не порадуются обо мне когда-нибудь враги мои».

Внегдá — «когда». Церковнославянский язык богат и на синонимы. Слово когда уже звучало чуть выше, поэтому, чтобы не повторяться, — здесь его синоним.

Велерéчеваша — «многословили, бахвалились, клеветали».

Вы́ну — «всегда».

Пáче — «больше».

Воз (Воздáющии ми злáя воз благáя) — «за». Все глагольные приставки произошли от предлогов. Предлог возъ, ставший приставкой в слове «воздающии» тоже существовал отдельно. А ещё раньше это были два предлога — въ и за, которые решили соединиться в один новый.

Занé — «потому что».

Гоня́х — «стремился». Гонях благостыню — «стремился к справедливости (или добру)».

Вонми́ — «услышь». Вонми́ в пóмощь мою́ — «услышь, чтобы помочь мне». В древнееврейском подлиннике — «поспеши на помощь мне».

Псалом 62

Эту хвалебную песнь Богу псалмопевец написал во время скорби и нужды, когда он вынужден был скрываться в безводной Иудейской пустыне от искавшего убить его царя Саула.

У́тренюю — «совершаю утреннюю молитву (богослужение)».

Возжадá — «возжаждала».

Тебé — «Тебя».

Коль — «как, сколько».

Мнóжицею — «много раз». Коль мнóжицею Тебé — здесь в поэтическом тексте псалма опущено слово «возжада».

Непрохóдне — «непроходимой». Святой псалмопевец Давид вынужден был скрываться от царя Саула в непроходимой и безводной Иудейской пустыне. Именно ей он уподобляет жизнь без Бога.

Тáко — «так».

Во святéм — «в святилище». Псалмопевец молится в безлюдной пустыне так же усердно, как молился он когда-то в святилище (скинии Завета).

Живóт — «жизнь». Яко лу́чши ми́лость Твóя пáче живóт — потому что милость Твоя лучше жизни.

Похвали́те — похвалят (двойственное число, так как устне «губы» — существительное в двойственном числе).

Тук — жир. Масть — елей. Образ изобилия даров Божиих.

Устнáма рáдости восхвáлят Тя устá моя́ — «губами радости восхвалят Тебя уста мои». Можно предположить, что речь здесь идёт об улыбке.

У́тренних — утреннюю стражу (период до следующей смены караула города; ночь делилась на четыре стражи).

Поучахся в Тя — в древнееврейском подлиннике псалма: «размышлял о Тебе».

Прильпé душá моя́ по Тебé — прилепилась душа моя к Тебе.

Прия́т — «приняла».

Ти́и — «те».

Ли́совом — лисицам. Эти обитатели Иудейской пустыни нередко питались останками погибших животных и людей.

Псалом 87

Авторы этого псалма — сыновья Кореевы, левиты, служением которых было исполнение псалмов и духовных гимнов при Иерусалимском храме. Святые отцы видят в 87 псалме пророчество о страданиях Христа, а в звучащей в нём молитве человека, которому угрожает скорая смерть, — прообраз Гефсиманской молитвы.

Привменéн — «причислен, приравнен».

Свобóдь — «свободный, отпущенный, оставленный».

Я́звеннии — «изъязвлённые, умершие от ран».

Ктому́ — «впредь, больше».

Прéдан — в оригинале псалма: «заключён под стражу».

Нищета — «бедствие, нужда».

Едá — «разве».

Врáчеве — в древнееврейском тексте refaim — духи мёртвых в древних иудейских представлениях. Слово происходит от rafa’ — «слабый», а не от rofe’ — «врач», как ошибочно предлагает церковнославянский текст.

Воскреся́т — воскреснут.

Исповéдятся — «прославят». Исповедати — «открыто признавать, объявлять, воздавать славу, хвалить».

Повéсть — то же, что исповесть (см. выше). Едá повéсть кто во грóбе ми́лость Твою — «Разве прославит кто в могиле милость Твою?»

У́тро (и у́тро моли́тва мóя предвари́т Тя), а также зау́тро — «утром, с утра».

Вску́ю — «зачем».

Отрéеши — «отвергаешь».

Вознéс же ся = вознéсся же: «превознёсся».

Гнéви — в церковнославянском языке у слова гнев «гнев, ярость» существовало множественное число.

Страстéй — «страданий».

Псалом 102

Кроме шестопсалмия этот псалом входит в состав литургии — её первого антифона. Ангелы и люди в нём вместе славят Бога, а Церковь приглашает и нас присоединиться к ним.

Вну́тренняя — «утроба».

Воздая́ние — в зависимости от контекста, «вознаграждение» или «возмездие». Свт. Афанасий даёт следующее толкование на эти строки: «За великие грехи, содеянные нами, воздал Он нам благостию, милостию, щедротами. И этого не должны мы забывать».

О́рля — «орлиная». Псалмопевец для описания юности взял образ орла, который со стороны кажется вечно молодой сильной птицей, не знающей старости и болезней.

Судьба́ (творя́й ми́лостыни Госпóдь, и судьбу́ всем оби́димым) — «суд».

Сказá — «сказал, указал».

Нижé — «даже не».

Ели́ко — «как, насколько, сколько».

Ущéдри — «помиловал, пожалел».

Познá, помяну — «познал», «помянул».

Цвет сéльный — «цветок полевой».

Оцветéт — «отцветёт».

Ктому́ — «впредь, больше».

Я (и пóмнящих зáповеди Егó твори́ти я) — «их». Личное же местоимение я в церковнославянском языке будет звучать «аз».

Псалом 142

В самом конце шестопсалмия звучит молитва царя Давида о помощи, которую он написал во время предательства собственного сына. В нём звучат слова покаяния и смирения. Святитель Афанасий Великий советует молиться словами этого псалма в самых трудных обстоятельствах жизни. Как образец покаяния псалом также читается в дни Великого поста — на Великом повечерии.

Внуши́ — «вонми, выслушай».

В тéмных (посади́л мя есть в тéмных, я́ко мéртвыя вéка) — «в потёмках». Царь и псалмопевец Давид вынужден был скрываться от своего сына в пещерах, куда не проникал солнечный свет — таких же, в каких по иудейскому обычаю погребали умерших.

Век — мир в значении «территория, пространство».

Уны́ — «уныл».

Поучи́хся (поучи́хся во всех дéлех Твóих) — «размышлял».

Исчезé — «оскудел».

Ров — «яма, темница, могила».

Зáутра — «с утра».

Слышану сотвори мне заутра милость Твою — в древнееврейском: «Дай мне услышать утром о милости Твоей».

Вóньже (в оный же) — «в который».

Взях (я́ко к Тебé взях ду́шу мóю) — «вознёс».

Изми́ — «изыми, избавь».

Зéмлю прáву — «землю праведную (справедливую, исполненную правды)».

Живи́ши — «сбережёшь, спасёшь, ободришь, даруешь новую жизнь».

Потреби́ши — «уничтожишь».

Вся стужáющыя души́ мóей — «всех притесняющих душу мою».

Псалом 117

По окончании шестопсалмия произносится великая ектения. Затем поётся молитва «Бог Господь, и явися нам», которая состоит из избранных стихов 117 псалма.

Гряды́й — «грядущий, приходящий».

Исповéдайтеся — «прославляйте, воздавайте хвалу».

Обышéдше обыдóша мя — этот поэтический оборот можно перевести как «со всех сторон обступили меня».

Небрегóша — «пренебрегли».

Зи́ждущии — «строящие».

Бысть — «стал».

117 псалом считается одним из мессианских — в нём содержится пророчество о Христе, на которое указал Сам Господь в Евангелии: «Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его». (Мф. 21:42-44, ср. также Мк. 12:10).

После этого в храме звучат две кафизмы Псалтири и начинается полиелей.

ЧТО ЧИТАЮТ НА ШЕСТОПСАЛМИИ? И ПОЧЕМУ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ ГАСЯТ СВЕЧИ?

Какой духовный смысл в выбранных псалмах? Почему на шестопсалмии не крестятся? Почему не кладут поклонов? Что общего у Шестопсалмия и Страшного Суда? Откуда взялось учение, что Страшный Суд будет длиться столько же времени, что и чтение Шестопсалмия? Почему Шестопсалмие читают не как Псалтырь, а как молитвы? Почему выбранные псалмы звучат именно в такой последовательности?

Шестопсалмие – одна из важнейших частей вечернего богослужения (Утрени), состоящая из шести избранных псалмов особого покаянного характера: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.

Чтец, стоя посредине храма, читает как бы от лица всех присутствующих избранные псалмы, символизирующие наше покаяние, нашу молитву и надежду. Шестопсалмие – это переход с вечерни к утрени, с Ветхого Завета к Новому Завету, к радости и надежде о родившемся Спасителе, о чем и возвещают Ангелы в пении: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Шестопсалмие разделено на две части. После первых трех псалмов на «Аллилуия» полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном «Аллилуия» – три поклона.

В середине Шестопсалмия, во время начала чтения 4-го по счету, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых “утренних” молитв, которые он начал читать еще в алтаре, перед престолом. В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87-м псалме. В “утренних” молитвах, которые священник читает про себя, содержится моление о стоящих в храме христианах, просьба простить им их грехи, дать искреннюю веру в нелицемерную любовь, благословить все их дела и удостоить Царства Небесного.

Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. Чтение шестопсалмия это очень глубокий и важный момент вечернего богослужения. Особенность последования этих псалмов подчеркивает древняя традиция не класть поклонов и не креститься во время их чтения .

Шестопсалмие символизирует собою Страшный Суд. В Церкви существует предание, что Страшный суд будет длиться ровно столько, сколько по времени читается Шестопсалмие. И мы, предстоя перед Богом во время чтения этих дивных псалмов, должны помышлять о Суде Божием над нашими душами.

Чтобы подчеркнуть эту важность Шестопсалмия , его читают на середине храма при погашенных светильниках и свечах. Верующие остаются в полумраке, чтобы удобнее было углубляться в смысл читаемого, чтобы особое сосредоточенное внимание ничем не развлекалось.

Устав предписывает слушать чтение в тишине и благоговении, не позволяя в это время не только шумного движения или громкого разговора, но даже шепота и других каких-либо нарушающих безмолвие звуков. Слушать «cо всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу».

«Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва сына к Богу Отцу» — говорил преп. Нектарий Оптинский.

Шесть псалмов в их религиозно-нравственном освещении предстают перед нами как шесть последовательных ступеней духовной лествицы христианина.

Состояние души псалмопевца – это не просто “смена настроений”, которая «говорит о неустойчивости человеческого сознания, склонного к надломам, соблазнам и падениям». Это путь сильной своею верою и мужественной души-христианки в ее восхождении к Богу. Шестопсалмие показывает нам, как искренне верующая и обращенная ко Христу душа проходит тяжкий путь искушении, духовно возрастает, укрепляется, преодолевает, с помощью Божией, бесовские нападения и достигает благодатного состояния истинной свободы – свободы жить по воле Божией.

Чем определяется набор псалмов, входящих в Шестопсалмие? Если искать формально-логическое объяснение, то ответ может быть таким: это именно та последовательность псалмов, которая, обладая признаками, указанными в «Толковом типиконе», наилучшим образом вписывается в состав Утрени.

Молитвенный настрой, содержание псалмов, их взаимосвязанность, стилистическая однородность и внутренняя динамичность – все это замечательно передает состояние перехода от Вечерни к Утрени, от времени ветхозаветного к новозаветному. Но почему именно эти псалмы, а не другие? Ведь вышеприведенным требованиям удовлетворяют многие псалмы, так что, перебирая по Псалтири варианты «шестопсалмий», мы получили бы не одно, а множество решений. Ответ может быть только один: автор Шестопсалмия был ведом Духом Святым. Будучи богодухновенным творением, Шестопсалмие включает в себя много больше, чем то, что может охватить человеческий ум. Оно готовит нас к встрече со Христом. Эта ключевая мысль Шестопсалмия пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения.

В Шестопсалмии все не случайно. Псалмопевец Давид и исторические события, отраженные в псалмах, прообразуют Христа Спасителя и события Его земной жизни. Мессианская тема, звучащая в Шестопсалмии, – это сжатое описание крестных страданий Спасителя, Его смерти и воскресения. Шестопсалмие говорит о Церкви Христовой, о спасительных таинствах, установленных Христом.

В своем духовно-нравственном понимании Шестопсалмие представляет собой краткое изложение основ христианской аскетики: оно показывает путь ко Христу. Закономерности, проявляющиеся в композиции Шестопсалмия, суть духовные законы, которым следует в своем движении ко Христу душа христианская, олицетворяющая собою всю Церковь Христову. Во время чтения Шестопсалмия душа каждого молящегося проходит этот путь и в радостном ожидании спасения раскрывается навстречу Грядущему Спасителю, о Котором торжественно возвещает Церковь: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!»

Храм Казанской иконы Божией Матери

Русская Православная Церковь Московского Патриархата. Иркутская митрополия, Иркутская епархия, Верхоленское благочиние, д.Усть-Куда, Иркутского района

Шестопсалмие. Почему на шестопсалмии не крестятся и не кладут поклонов?

Какой духовный смысл в выбранных псалмах? Почему на шестопсалмии не крестятся? Почему не кладут поклонов? Что общего у Шестопсалмия и Страшного Суда? Откуда взялось учение, что Страшный Суд будет длиться столько же времени, что и чтение Шестопсалмия? Почему Шестопсалмие читают не как Псалтырь, а как молитвы? Почему выбранные псалмы звучат именно в такой последовательности?

Шестопсалмие – одна из важнейших частей вечернего богослужения (Утрени), состоящая из шести избранных псалмов особого покаянного характера: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.

Чтец, стоя посредине храма, читает как бы от лица всех присутствующих избранные псалмы, символизирующие наше покаяние, нашу молитву и надежду. Шестопсалмие – это переход с вечерни к утрени, с Ветхого Завета к Новому Завету, к радости и надежде о родившемся Спасителе, о чем и возвещают Ангелы в пении: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Читайте также:  Молитва после вкушения пищи

Шестопсалмие разделено на две части. После первых трех псалмов на «Аллилуия» полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном «Аллилуия» — три поклона.

В середине Шестопсалмия, во время начала чтения 4-го по счету, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых «утренних» молитв, которые он начал читать еще в алтаре, перед престолом. В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87-м псалме. В «утренних» молитвах, которые священник читает про себя, содержится моление о стоящих в храме христианах, просьба простить им их грехи, дать искреннюю веру в нелицемерную любовь, благословить все их дела и удостоить Царства Небесного.

Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. Чтение шестопсалмия это очень глубокий и важный момент вечернего богослужения. Особенность последования этих псалмов подчеркивает древняя традиция не класть поклонов и не креститься во время их чтения.

Шестопсалмие

Шестопсалмие символизирует собою Страшный Суд. В Церкви существует предание, что Страшный суд будет длиться ровно столько, сколько по времени читается Шестопсалмие. И мы, предстоя перед Богом во время чтения этих дивных псалмов, должны помышлять о Суде Божием над нашими душами.

Чтобы подчеркнуть эту важность Шестопсалмия, его читают на середине храма при погашенных светильниках и свечах. Верующие остаются в полумраке, чтобы удобнее было углубляться в смысл читаемого, чтобы особое сосредоточенное внимание ничем не развлекалось.

Устав предписывает слушать чтение в тишине и благоговении, не позволяя в это время не только шумного движения или громкого разговора, но даже шепота и других каких-либо нарушающих безмолвие звуков. Слушать «cо всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу».

«Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва сына к Богу Отцу» — говорил преп. Нектарий Оптинский.

Шесть псалмов в их религиозно-нравственном освещении предстают перед нами как шесть последовательных ступеней духовной лествицы христианина.

Состояние души псалмопевца – это не просто “смена настроений”, которая «говорит о неустойчивости человеческого сознания, склонного к надломам, соблазнам и падениям». Это путь сильной своею верою и мужественной души-христианки в ее восхождении к Богу. Шестопсалмие показывает нам, как искренне верующая и обращенная ко Христу душа проходит тяжкий путь искушении, духовно возрастает, укрепляется, преодолевает, с помощью Божией, бесовские нападения и достигает благодатного состояния истинной свободы – свободы жить по воле Божией.

Чем определяется набор псалмов, входящих в Шестопсалмие? Если искать формально-логическое объяснение, то ответ может быть таким: это именно та последовательность псалмов, которая, обладая признаками, указанными в «Толковом типиконе», наилучшим образом вписывается в состав Утрени.

Молитвенный настрой, содержание псалмов, их взаимосвязанность, стилистическая однородность и внутренняя динамичность – все это замечательно передает состояние перехода от Вечерни к Утрени, от времени ветхозаветного к новозаветному. Но почему именно эти псалмы, а не другие? Ведь вышеприведенным требованиям удовлетворяют многие псалмы, так что, перебирая по Псалтири варианты «шестопсалмий», мы получили бы не одно, а множество решений. Ответ может быть только один: автор Шестопсалмия был ведом Духом Святым. Будучи богодухновенным творением, Шестопсалмие включает в себя много больше, чем то, что может охватить человеческий ум. Оно готовит нас к встрече со Христом. Эта ключевая мысль Шестопсалмия пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения.

В Шестопсалмии все не случайно. Псалмопевец Давид и исторические события, отраженные в псалмах, прообразуют Христа Спасителя и события Его земной жизни. Мессианская тема, звучащая в Шестопсалмии, – это сжатое описание крестных страданий Спасителя, Его смерти и воскресения. Шестопсалмие говорит о Церкви Христовой, о спасительных таинствах, установленных Христом.

В своем духовно-нравственном понимании Шестопсалмие представляет собой краткое изложение основ христианской аскетики: оно показывает путь ко Христу. Закономерности, проявляющиеся в композиции Шестопсалмия, суть духовные законы, которым следует в своем движении ко Христу душа христианская, олицетворяющая собою всю Церковь Христову. Во время чтения Шестопсалмия душа каждого молящегося проходит этот путь и в радостном ожидании спасения раскрывается навстречу Грядущему Спасителю, о Котором торжественно возвещает Церковь: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!»

Анатолий Баданов
Азбука Веры

Шестопсалмие: радость ожидания Спасителя

Сегодня мы расскажем о Шестопсалмии (Ексапсалмы) − маленьком, но очень важном фрагменте православного богослужения. Из каких псалмов состоит Шестопсалмие и что они символизируют? Кто и когда установил чтение Шестопсалмия на богослужении – в нашем материале.

Что такое Шестопсалмие?

Шестопсалмием или Ексапсалмами называется отрывок богослужения в Православной Церкви, который связывает вечерню и утреню. Название происходит от 6 псалмов (3, 37, 62, 87, 102 и 142), составляющих данный отрывок службы.

Когда, где и каким образом читаются Ексапсалмы?

Всем православным христианам знаком момент во время вечернего богослужения, когда в храме приглушается свет. На середину церкви выходит чтец и трижды торжественным и одновременно суровым голосом возглашает:

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Так начинается чтение Шестопсалмия.

Чтец читает Шестопсалмие

6 псалмов прочитывают по окончании вечерни и в начале утрени. Шестопсалмие становится связующим звеном этих частей службы. После возгласа «Слава в вышних…» чтец дважды произносит

«Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою»

и переходит к чтению 3, 37, 62 псалмов. В середине чтения произносится так называемая «Слава»:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веков, аминь; Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава тебе Боже (трижды); Господи, помилуй (трижды), и вновь Слава, и ныне.

В этот же момент из алтаря к царским вратам выходит священник и тихо произносит 12 «утренних» молитв на освящение каждого часа дня. Затем читаются 87, 102 и 142 псалмы, после чего чтение Шестопсалмия завершается очередной «Славой».

Электрические светильники выключаются, свечи во время чтения гасятся, двери церкви закрываются. Пространство храма освещается лишь лампадами, чтец держит в руках свечку. Во время Шестопасалмия молящимся предписывается строгая дисциплина: необходимо сосредоточиться на словах текстов, ровно встать на своем месте, приклонить голову, и тем более – воздержаться от перемещений без необходимости.

Ексапсалмы читаются на каждой службе, исключая богослужения Пасхальной недели.

Священник читает Псалтырь

Из каких псалмов состоит Шестопсалмие и почему?

Первые упоминания о Шестопсалмии относятся к VII веку. В то время Ексапсалмы были включены, например, в Студийский устав. Авторство установления молитв Шестопсалмия и принцип выбора всего 6 псалмов из 150 остается загадкой. Исследователи отмечают, что псалмы выбраны из Псалытри равномерно и как бы представляют всю Книгу хваления в «сжатом» виде.

Все 6 гимнов написаны именно царем Давидом, и относятся к его жизни. Псалмы 3, 37, 87 и 142 имеют просительный характер избавления от врагов (в том числе и бесов), а 62 и 102 − благодарственный. В каждом псалме говорится о ночи и утре, что также могло повлиять на их включение в Шестопсалмие.

Все эти 6 псалмов имеют схожую природу, дух, настрой, динамику повествования и равномерность своего «изъятия» из Псалтыри.

В Православной Церкви нет случайных элементов, тем более в богослужении. Все, что мы видим в храме на службе – в разное время создавалось людьми через откровения от Бога.

Символизм Шестопсалмия

В богослужении Церкви заключено все православное богословие. Суточный круг служб начинается с вечерни. Она символизирует «вечер» (окончание) сотворения Богом мира и одновременно «темную ночь» человечества после грехопадения.

Утреня олицетворяет вемя пришествия в мир Иисуса Христа. Свечи погашены, так как Господь явился в Вифлееме глубокой ночью. Чтец на середине храма – «представитель» всего человечества, обращающегося к Богу.

Малое славословие «Слава в вышних…» напоминает о возвещении ангелами Вифлеемским пастухам о рождении Спасителя. Радуясь этому событию, чтец продолжает словами из 50-го псалма: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою». В 6 псалмах отражается покаяние, надежда и радость людей, ведь в мир пришел Мессия, Который освободит людей от уз греха и смерти.

Священник, выходящий из алтаря в середине чтения Шестопсалмия, символизирует Христа. Спаситель еще не начал общественного служения и не открыл Себя перед человечеством, но уже начал молиться о людях перед Отцом Небесным. А свою проповедь Иисус начал словами о покаянии. Псалмы, произносимые чтецом во мраке, призваны усилить и чувство желания перемены образа мыслей как необходимого условия соединения с Богом, то есть спасения души.

В дни Великого поста присутствие в храме при чтении Ексапсалмов особо полезно для души, стремящейся к покаянию. Дни Великого Поста — это время покаяния и молитвы, молитвы не только о себе, но и о своих родных и близких. Особой формой молитвы за великопостным богослужением является постовая записка. Такие записки священники будут читать в алтаре на протяжении всего Великого поста.

«Имени Твоего ради, Господи живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою»

Духовный смысл шестопсалмия и значение текстов в православном богослужении

Шестопсалмие в богослужении

Важность шестопсалмия подчеркивает тот факт, что его читают на каждой утрене в течение всего года, кроме Светлой Седмицы. Чтение его установлено в начале утрени, которая символизирует новозаветное время, по окончании вечерни, символизирующей, соответственно, ветхозаветный период. По словам православных толкователей, в этом чтении отражается величайшее событие – пришествие Господа.

Одна из важнейших частей утрени – шестопсалмие

Преп. Паисий Святогорец говорил, что шестопсалмие означает Страшный Суд.

Шестопсалмие представляет собой особый чин, одно целое, имеющее структуру и характер. Псалмы выбраны равномерно со всей Псалтири. Некоторые толкователи считают, что так символизируется прочтение Псалтири, как это бывало ранее, во время всенощного бдения.

Житие царя Давида по шестопсалмию

Все входящие в чин псалмы, за исключением 87-го, составил царь Давид. Это пророк, псалмопевец, избранный Господом древнееврейский государь, живший за тысячу лет до прихода на землю Иисуса Христа. Вся его жизнь сопровождалась многочисленными опасностями, гонениями, скорбями и искушениями. Но даже находясь в смертельной опасности, царь Давид не терял веры и упования на Бога. Всегда он призывал Господа, просил помощи в тяжелых ситуациях, благодарил и славил Бога в моменты радости.

Это высокое настроение души пророка задало тон всем составленным им псалмам. В них отражаются некоторые события его жизни, например, гонение Авессаломом. В них он кается, например, в 50-м псалме, а также славит Господа, выражает все упование на Него.

События из жизни пророка, отраженные в чтении шестопсалмия:

  • 62 – поиск пророком спасения в пустыне от гонения грозного преследователя;
  • 102 – поставлен царем в преклонных годах, выражает благодарность Господу за освобождение народа из вавилонского плена;
  • 3 и 142 – суть указана в надписании: восстание и преследование Авессаломом;
  • 87 – судьба народа, попавшего в плен в Вавилоне;
  • 37 – подготовка Авессалома к восстанию, страдания царя Давида, его мольба к Богу о помощи.

Видео «Шестопсалмие в богослужении»

В этом видеосюжете представлена аудиозапись прочтения шести псалмов.

Духовный смысл шести уникальных псалмов

Вся Псалтирь, даже рассмотренная на уровне разных тем, ведет неизменно ко Христу. По мнению святых отцов, в толковании книг Ветхого Завета можно выделить две основные темы:

  • духовно-нравственная;
  • мессианская (пророчества).

Царь Давид был пророком, в его псалмах отразилось виденное им пришествие Иисуса, становление Церкви, Страшный суд, жизнь будущего века. Тема мессианства проходит по всей Псалтири, в ней множество пророчеств. По мнению святого Афанасия Великого, если взять лишь некоторые из многочисленных пророчеств в псалмах о Христе и Церкви, то можно пропустить более важные их них.

Тема духовности и нравственности также может быть названа пророческой. Жизнь царя Давида, состояние его души на фоне разных скорбей показывает нам не столько праведника, живущего по закону Ветхого Завета, сколько обновленного человека, уже христианина. Вся Псалтирь показывает, как должен жить христианин.

Толкование псалмов Шестопсалмия

В каждом псалме заложен глубокий смысл, касающийся и Ветхого, и Нового Завета. Для лучшего понимания существует толкование.

Псалом 3

Изображается гонимый праведник. Но это не только царь Давид страдает от Авессалома, но и всякая душа, которая обратилась ко Христу и страдает от бесовских нападений. Враг внушает человеку, что он не имеет спасения во Христе, но душа отражает нападки и взывает к Богу, получая ответ.

Псалом 37

Смелый вызов врагу (бесам) приводит к еще большему и сильнейшему вражию нападению. Праведник хоть и терпит гонения, не пытается доказать свою правоту, не спорит, но кается в грехах, усиливает молитву к Богу. Подпись «в воспоминание о субботе» говорит, что как в субботу по закону приносилась двойная жертва, так и псалмопевец кается, что угодно Богу.

37-й псалом из Псалтыри

Псалом 62

В надписании говорится о пустыне. Чтобы устремиться к Богу всем своим существом, человек должен пройти через искушения. Евреи сорок лет находились в пустыне после побега из Египта, в пустыне долго находился сам Давид, прообразовав Христа, в пустыне жил Иоанн Предтеча, сам Иисус постился в пустыне сорок дней. Там многие подвижники духовно укреплялись. В другом понимании пустыней можно назвать душу человека без Бога. Лишь почувствовав себя опустошенным, отказавшись от суеты, душа придет в состояние готовности принять слово Божие.

Псалом 87

Псалмопевец молится Господу, но его положение лишь ухудшается. Кроме нападений врагов, он чувствует покинутость Богом. Автор уже не молится о спасении от врагов или даровании радостей, а просит Господа не отвращать Лица Своего, и смиряется перед волей Бога.

Псалом 102

После самого печального 87-го псалма говорится о том, что пришла помощь Господа. Бог внемлит молитве, дарует благодать, дает исцеление от болезней. Душа умудрилась опытом страданий, и теперь она словно получила второе дыхание.

Речь идет о Промысле Божием, Его долготерпении, любви к своему созданию, заботе о нем. Люди не получают того, на что они заслуживают. Псалмопевец призывает и людей, и небожителей славить Господа.

Псалом 142

Ликование предыдущего чтения сменяется горечью нового вражеского нападения. Так случается с каждым, ведь пока человек на земле, враг рода человеческого не оставит его. Но теперь в псалме предстает уже не слабый новоначальный человек, а опытный муж, закаленный в духовной битве. Имея опыт и опираясь на историю, он обладает знаниями, необходимыми для последующей борьбы.

Вся Псалтирь ведет неизменно ко Христу

Правила поведения во время чтения

Даже если человек только начал воцерковляться и пришел на вечернее богослужение впервые, он без подсказки поймет начало шестопсалмия. В храме гасят свет и свечи на подсвечниках. Чтец читает псалмы в центре храма, держа в руке свечу, а остальное помещение погружается во мрак.

Существует ряд правил поведения во время чтения. Нельзя разговаривать, ходить по храму. Нужно слушать внимательно, с благоговением, стоять ровно, словно предстоя перед Иисусом Христом.

Святой Паисий Святогорец рекомендовал устремлять ум к Страшному суду. Шестопсалмие читается на утрене. Имеет ряд особенных требований к чтению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию