Как православные приветствуют друг друга, православный этикет

Что надо знать о православном церковном этикете

иеро­мо­нах Ари­старх (Лоха­нов)

По бла­го­сло­ве­нию Прео­свя­щен­ного Симона, Епи­скопа Мур­ман­ского и Мон­че­гор­ского

Общие све­де­ния о цер­ков­ном эти­кете

Годы воин­ству­ю­щего без­бо­жия в нашей стране, при­вед­шие в итоге к исто­ри­че­скому и рели­ги­оз­ному бес­па­мят­ству, пре­рвали немало тра­ди­ций, кото­рые скреп­ляли поко­ле­ния, при­да­вали жизни освя­ще­ние через вер­ность веко­вым обы­чаям, пре­да­ниям, уста­нов­ле­ниям. Уте­ряно (и теперь только по частям и с трудом вос­ста­нав­ли­ва­ется) то, что наши пра­деды впи­ты­вали с дет­ства и что ста­но­ви­лось потом есте­ствен­ным, – пра­вила пове­де­ния, обхож­де­ния, учти­во­сти, доз­во­лен­но­сти, кото­рые сло­жи­лись на про­тя­же­нии дол­гого вре­мени на осно­ва­нии норм хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти. Условно эти пра­вила можно назвать цер­ков­ным эти­ке­том. Вообще этикет – это свод правил пове­де­ния, обхож­де­ния, при­ня­тых в опре­де­лен­ных соци­аль­ных кругах (раз­ли­чают при­двор­ный, дипло­ма­ти­че­ский, воин­ский этикет, а также еще и обще­граж­дан­ский), а в пере­нос­ном смысле – и сама форма пове­де­ния. Спе­ци­фика цер­ков­ного эти­кета свя­зана прежде всего с тем, что состав­ляет основ­ное содер­жа­ние рели­ги­оз­ной жизни веру­ю­щего чело­века, – с почи­та­нием Бога, с бла­го­че­стием.

Для раз­ли­че­ния двух тер­ми­нов – бла­го­че­стие и цер­ков­ный этикет – вкратце кос­немся неко­то­рых основ­ных поня­тий нрав­ствен­ного бого­сло­вия (по курсу «Пра­во­слав­ное нрав­ствен­ное бого­сло­вие» архи­манд­рита Пла­тона. – Троице-Сер­ги­ева Лавра, 1994).

Жизнь чело­века про­хо­дит одно­вре­менно в трех сферах бытия:

— при­род­ной;
— обще­ствен­ной;
— рели­ги­оз­ной.

Обла­дая даром сво­боды, чело­век ори­ен­ти­ро­ван:

— на соб­ствен­ное бытие;
— на эти­че­ское отно­ше­ние к окру­жа­ю­щему миру;
— на рели­ги­оз­ное отно­ше­ние к Богу.

Основ­ной прин­цип отно­ше­ния чело­века к соб­ствен­ному бытию есть честь (ука­зы­ва­ю­щая, что есть чело­век), при этом нормой явля­ется цело­муд­рие (инди­ви­ду­аль­ная непри­кос­но­вен­ность и внут­рен­няя целост­ность) и бла­го­род­ство (высо­кая сте­пень нрав­ствен­ной и интел­лек­ту­аль­ной сфор­ми­ро­ван­но­сти).

Основ­ной прин­цип отно­ше­ния чело­века к ближ­нему – чест­ность, при этом нормой явля­ются прав­ди­вость и искрен­ность.

Честь и чест­ность суть пред­по­сылки и усло­вия рели­ги­оз­ного бла­го­че­стия. Они дают нам право со дерз­но­ве­нием обра­щаться к. Богу, созна­вая свое соб­ствен­ное досто­ин­ство и видя в то же время в другом чело­веке со-пут­ника к Богу и со-наслед­ника Божией бла­го­дати.

Упраж­не­нию в бла­го­че­стии (см.: 1Тим. 4, 7 ), пре­успе­ва­нию в нем (см.: 1Тим. 6, 11 ) должна быть под­чи­нена вся жизнь веру­ю­щего чело­века, кото­рый при­зван оста­ваться при этом духовно-трез­вен­ным и не обо­льщать свое сердце, рискуя впасть в пустое бла­го­че­стие (см.: Иак. 1, 26 ).

Бла­го­че­стие – это как бы вер­ти­каль, устрем­лен­ная от земли к небу (чело­век Бог), цер­ков­ный этикет – это гори­зон­таль (чело­век чело­век). При этом нельзя под­няться к небу, не любя чело­века, и нельзя любить чело­века, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пре­бы­вает ( 1Ин. 4:12 ), и не любя­щий брата своего, кото­рого видит, как может любить Бога, Кото­рого не видит? ( 1Ин. 4:20 ).

Таким обра­зом, духов­ными осно­ва­ни­ями опре­де­ля­ются все пра­вила цер­ков­ного эти­кета, кото­рые должны регу­ли­ро­вать отно­ше­ния между веру­ю­щими, устрем­лен­ными к Богу.

Суще­ствует мнение, что «манер­ни­чать ни к чему», так как Бог смот­рит на сердце. Послед­нее, конечно, верно, но ведь и сама доб­ро­де­тель оскорб­ляет, если она соеди­ня­ется с оттал­ки­ва­ю­щими мане­рами. Без­условно, что за бле­стя­щим обхож­де­нием могут скры­ваться ужа­са­ю­щие наме­ре­ния, что свя­зано со зна­ко­вым харак­те­ром нашего пове­де­ния, когда, скажем, жест может откры­вать истин­ное наше состо­я­ние или жела­ние, но может и скры­вать. Так, Понтий Пилат в одном совре­мен­ном романе, умывая руки на суде над Хри­стом, дает этакое тол­ко­ва­ние своему жесту: «Пусть хоть жест будет эле­ган­тен и символ без­упре­чен, коль посту­пок бес­че­стен». Подоб­ные спо­соб­но­сти людей с помо­щью мно­го­знач­но­сти жеста, хоро­ших манер скры­вать худое сердце не могут слу­жить оправ­да­нием при отсут­ствии цер­ков­ного «хоро­шего тона». «Плохой тон» в храме может стать пре­ты­ка­нием мало­цер­ков­ного чело­века на его пути к Богу. Вспом­ним сте­на­ния и жалобы ново­об­ра­щен­ных, кото­рые при­хо­дят в храмы и встре­чают там порой просто вар­вар­ское отно­ше­ние к себе со сто­роны тех, кто счи­тает себя воцер­ко­в­лен­ным. Сколько гру­бо­сти, при­ми­тив­ного мен­тор­ства, непри­язни и непро­ще­ния можно встре­тить в иных общи­нах! Сколь­ких людей – в осо­бен­но­сти из числа моло­дежи и интел­ли­ген­ции – уте­ряли при­ходы из-за этого! И когда-то они, эти ушед­шие люди, придут вновь в храм? И какой ответ дадут те, кто послу­жил таким соблаз­ном на пути к храму?!

Бого­бо­яз­нен­ный и цер­ковно-вос­пи­тан­ный. чело­век, если и видит что-либо небла­го­при­стой­ное в пове­де­нии иного, лишь с любо­вью и ува­же­нием исправ­ляет брата или сестру. Пока­за­те­лен в этом отно­ше­нии случай из жития пре­по­доб­ного Арсе­ния Вели­кого: «Старец сей удер­жал одну при­вычку из своей мир­ской жизни, именно – иногда он, садясь, пола­гал ногу за ногу, что могло пока­заться не совсем бла­го­при­стой­ным. Неко­то­рые братия видели это, однако никто из них не осме­лился сде­лать ему заме­ча­ние, потому что все весьма ува­жали его. Но только один старец, авва Пимен, сказал братии: «Пой­дите к авве Арсе­нию, и я сяду при нем так, как иногда садится он; тогда вы сде­лайте мне заме­ча­ние, что я не хорошо сижу. Я стану про­сить у вас про­ще­ния; вместе с тем мы испра­вим и старца».

Они пошли и сде­лали так. Пре­по­доб­ный же Арсе­ний, поняв, что так непри­лично сидеть иноку, оста­вил свою при­вычку» (Жития святых. Месяц май. День вось­мой).

Веж­ли­вость, как состав­ля­ю­щая эти­кета, у чело­века духов­ного может стать сред­ством при­вле­ка­ю­щим бла­го­дать Божию. Обычно под веж­ли­во­стью пони­мают не только искус­ство про­яв­лять внеш­ними зна­ками то внут­рен­нее ува­же­ние, кото­рое мы имеем к чело­веку, но и искус­ство быть при­вет­ли­вым с людьми, к кото­рым мы не имеем рас­по­ло­же­ния. Что это – хан­же­ство, лице­ме­рие? Для чело­века духов­ного, зна­ю­щего сокро­вен­ную диа­лек­тику внеш­него и внут­рен­него, веж­ли­вость может стать сред­ством на пути стя­жа­ния и раз­ви­тия сми­ре­ния.

Известно выра­же­ние одного подвиж­ника: делай внеш­нее, а за внеш­нее Гос­подь даст и внут­рен­нее, ибо внеш­нее при­над­ле­жит чело­веку, а внут­рен­нее – Богу. При появ­ле­нии внеш­них при­зна­ков доб­ро­де­тели сама доб­ро­де­тель посте­пенно воз­рас­тает в нас. Вот как мудро писал об этом епи­скоп Вени­а­мин (Милов):

«Кто пре­ду­пре­ждает при­вет­ствия других своим при­вет­ствием, выра­жает ко всем услуж­ли­вость, почти­тель­ность, всех пред­по­чи­тает всюду себе, мол­ча­ливо терпит разные огор­че­ния и все­мерно напря­га­ется мыс­ленно и прак­ти­че­ски и в само­уни­чи­же­нии ради Христа, тот первое время пере­жи­вает немало тяже­лых и труд­ных для личной гор­до­сти минут.

Но за без­ро­пот­ное и тер­пе­ли­вое испол­не­ние запо­веди Божией о сми­ре­нии на него свыше изли­ва­ется бла­го­дать Свя­того Духа, смяг­чает его сердце для искрен­ней любви к Богу и к людям, и горь­кие пере­жи­ва­ния его сме­ня­ются сла­дост­ными.

Так дей­стви­ями любви без соот­вет­ству­ю­щих чувств любви в конце концов воз­на­граж­да­ется изли­я­нием в сердце небес­ной любви. Сми­рив­шийся начи­нает чув­ство­вать в окру­жа­ю­щих лицах родных во Христе и рас­по­ла­га­ется к ним бла­го­же­ла­тель­но­стью».

Об этом же писал епи­скоп Феофан Затвор­ник: «Дей­ству­ю­щий по-цер­ков­ному, как сле­дует, непре­рывно про­хо­дит науку бла­го­го­ве­ин­ства пред Богом, с посвя­ще­нием Ему всего».

В обще­нии с людьми – и цер­ков­ными, и нецер­ков­ными – святые отцы сове­туют пом­нить о том, что надо бороться не против греш­ника, но против греха и всегда давать чело­веку воз­мож­ность испра­виться, помня при этом, что он, пока­яв­шись в тай­ни­ках своего сердца, может быть, уже поми­ло­ван Богом.

Мы видим, таким обра­зом, что, в отли­чие от свет­ского эти­кета, пра­вила пове­де­ния в цер­ков­ной среде, будучи тес­ней­шим обра­зом свя­заны с бла­го­че­стием, ведут к очи­ще­нию и пре­об­ра­же­нию сердца Божией бла­го­да­тью, кото­рая дару­ется труж­да­ю­ще­муся и под­ви­за­ю­ще­муся. Поэтому цер­ков­ный этикет должен пони­маться не только как свод правил пове­де­ния, при­ня­тых в целях сохра­не­ния цер­ков­ного орга­низма, но и как путь вос­хож­де­ния ко Христу.

Для облег­че­ния поль­зо­ва­ния этим неболь­шим посо­бием мы раз­де­лили его на сле­ду­ю­щие части: пра­вила пове­де­ния на при­ходе; пра­вила пове­де­ния в мона­сты­рях; как вести себя на приеме у епи­скопа; пове­де­ние пра­во­слав­ного вне церкви.

На приходе

При обра­ще­нии к духо­вен­ству для избе­жа­ния ошибок необ­хо­димо иметь некий мини­мум знаний о свя­щен­стве.

В Пра­во­сла­вии суще­ствует три сте­пени свя­щен­ства: диакон, свя­щен­ник, епи­скоп. Еще до руко­по­ло­же­ния в диа­кона став­лен­ник должен решить: будет ли он про­хо­дить свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние, явля­ясь жена­тым (белое духо­вен­ство) или же приняв мона­ше­ство (черное духо­вен­ство). С про­шлого века в Рус­ской Церкви суще­ствует также инсти­тут цели­бата, то есть сан при­ни­ма­ется с обетом без­бра­чия («Цели­бат» – по-латыни «холост»). Диа­коны и свя­щен­ники – цели­баты также отно­сятся к белому духо­вен­ству. В насто­я­щее время монахи-свя­щен­ники служат не только в мона­сты­рях, они нередки и на при­хо­дах, как в городе, так и в деревне. Епи­скоп должен быть обя­за­тельно из чер­ного духо­вен­ства. Свя­щен­ни­че­ская иерар­хия может быть пред­став­лена так:

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Как хоронить человека некрещеного

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Похороны – это процедура закапывания умершего в землю или предание его тела кремированию. Обряд погребения считают одним из самых важных таинств у православных христиан. А как проводить похороны некрещеного человека? Земная жизнь человека уготована ему для того, чтобы подготовиться к вечной при которой ему подобает стать нетленным и бессмертным.

Православные верят в то, что смерть – это всего лишь переход в иной мир и рождение в вечность. Священники говорят о том, что умерших принято называть «усопшими», то есть теми, кто уснул. Основной и главный догмат христианства основан на будущей жизни и всеобщем воскресении людей. По церковным Понтиям после смерти тело человека засыпает, а душа идет на встречу с Господом и на частный суд. Так как христиане верят в воскрешение умершего, то и о достойном погребении стоит хорошо подумать.

Похорон усопшего

Большинство похоронных обрядов имеют схожесть с христианским обрядом Крещения. Священнослужители говорят о том, что именно во время крещения человек возрождается от греховной жизни к богоугодной и святой, а после смерти возрождается для новой, вечной и лучшей жизни с Христом. Описание самого обряда погребения описан еще в Евангелии.

Православный обряд заключается в:

  • омовении тела,
  • облачении его,
  • помещении в гроб.

А что делать и как хоронить некрещеного умершего человека? Бывает такое, что человек самостоятельно отказывается пройти таинство крещения или этому мешают определенные обстоятельства. У каждого из нас есть близкие для нас люди, после смерти которых мы можем неожиданно для нас выяснить, что они были нерешенными.

Соответственно обращение их в веру уже невозможно. Конечно, мы бы желали провести все подобающие обряды для того, чтобы спасти его душу, но тут мы можем столкнуться с определенными церковными и богословскими проблемами.

Погребение некрещеного

К некрещеным относят не только тех, кто по собственному желанию не желал стать частью Царства Божьего. Сюда также относят и младенцев, которые родились и умерли в младенчестве, не успев пройти таинство крещения.

Есть определенные правила похорон некрещеных усопших, которые нарушать не можно. Так например младенцы, через обряд крещения, после водной купели на малыша нисходит Святой Дух. Если такое таинство не произошло, то он никогда не сможет попасть в рай.

Как хоронят некрещеных младенцев

Если ребенок родился преждевременно на сроке до 28 недель, то им занимается медицинское учреждение. Если же ребенок родился после этого срока и умер в родильном доме или сразу после рождения, то его можно забрать и похоронить как обычного человека. Проблема в том, что заниматься этим будут родители.

Так как эти младенцы не прошли таинства крещения, то поминать их не стоит. Православная церковь говорит о том, что такие малыши не прославятся и не будут наказаны праведным Судьей, а соответственно их души будут находится в некоторых промежуточных сферах.

Также как и похороны некрещеного младенца, похороны взрослого, который не был крещенным, ничем не отличаются. Как хоронить некрещеного человека? В церковном уставе сказано, что отпевание и поминание их не проводится. Также запрещено подавать записки за них и упоминать при общей молитве. Но некоторые священники говорят о том, что за них можно молитвы читать умершим дома.

Самое главное – это носить память о них в своей душе и навещать их могилы.

Господь всегда с Вами!

Похороны некрещеного человека, можно ли его отпевать и поминать

Многих людей интересует вопрос, можно ли отпевать человека, в случае, если он некрещеный. Чтобы ответить на него нужно первоначально разобраться, что такое процесс крещения, и какое значение оно несет в православии. Изначально этот обряд проводился в полноводных реках, а сам процесс был сравним с погребением старого образа жизни человека и новых начинаний в роли посвятившегося Богу ученика Христа.

Значение крещения в православии

Согласно Библии, первым кто крестился, был Иисус в полноводной реке. Этот процесс сравнивается с захоронением старого образа жизни человека и нового светлого начала. При помощи крещения люди, которые обрели веру в жертву Иисуса Христа, могут обрести чистую совесть, но только если будут выполнять необходимые для того предшествующие шаги.

Многие люди по ошибке считают, что при помощи крещения можно избавиться от грехов, но на самом деле это не так. Несмотря на то, что во всех церквях проводят крестины, Библия не учит крестить младенцев, поскольку этот обряд предназначен для тех, кто осмысленно решил принять и понять «благую весть о царстве Бога». Младенец же не может покаяться в грехах и принять веру, поскольку он еще маленький.

Русская православная церковь очень строго относится к вопросу отпевания и захоронения людей, которые не были членами Церкви Христа. Это касается не только некрещеных, но и тех, кто покончил с жизнью самостоятельно, а также представителей других конфессий.

Для таких людей запрещено отпевание, захоронение на церковных кладбищах и установления креста или какой-либо христианской символики на могиле.

Почему нельзя отпевать некрешенных людей

Отпевать молитвами усопшего человека, который был некрещеным нельзя, поскольку эта процедура проводится только для людей, которые крестились. В случае, если умерший очень дорог, за его душу можно молиться самостоятельно дома.

Церковное отпевание невозможно, поскольку нельзя сделать человека христианином после его смерти.

Как хоронить некрешенных усопших

Обусловленные правила погребения Православия не могут быть применимы к особе, которая не была христианином или отрицала принадлежность к христианскому вероисповеданию. Проводить панихиду для такого человека нельзя. Провести крещение в таком случае также запрещено, поскольку каждый должен прийти к этому самостоятельно и сознательно.

В случае, если кто-то был некрещеным при жизни, родственники, после того как провели похороны, могут читать молитвы к мученику Уару самостоятельно дома. Кроме этого за упокоение души мертвого человека можно ставить свечи в церкви. Но стоит отметить, что родственник, который заказал отпевание и при этом знал о том, что усопший не придерживался христианского верования, совершает большой грех. На могиле некрещеного умершего нельзя устанавливать христианский крест и отображать различные символы этой веры, потому что это считается богохульством.

О поминовении некрещеных людей

Человека, который не был крещен, поминать в храме нельзя. Судьба его души остается на усмотрение Бога и изменить это никак нельзя. Чтобы проводить поминовение некрещеных людей родственники могут молиться самостоятельно дома и делать хорошие дела в честь и память об умершем человеке. Также при желании можно ставить свечку за упокой усопшего, верой это не запрещено и грехом не является. Заказать сорокоуст не получится, поскольку он проводится только для людей, которые являлись членом Церкви Христа. Вместо этого можно самостоятельно читать молитвы дома келейно.

Как можно помочь душе

Проводить поминовение в храме за некрещеного мертвого человека запрещено и является большим грехом. Для того, чтобы помочь душе такого человека, можно читать тексты молитвы святому Уару. С каждым годом это почитание становится более распространенным в России.

Впервые о том, что душе усопших некрещеных можно помочь, говорил святитель Григорий Двоеслов, который на заре зарождения христианства читал молитвы об упокоении души язычника Траяна. Он это делал даже несмотря на то, что он был римским императором и вел ожесточенную войну против последователей Христа. Согласно сказаниям позже, Григорий Двоеслов услышал слово Божье о том, что душе Траяна стало легче.

Читайте также:  Молитва Семистрельной Божией Матери - Умягчение злых сердец

Также известна история о преподобном Макарии Великом, который, идя по пустыне, наткнулся на череп. Священник задал вопрос, кому именно он принадлежал и услышал, что ранее это был жрец язычник, который теперь мучается в аду, а молитвы за его душу уменьшают мучения и даруют некоторые утешения. На сегодняшний день ничего кардинально не изменилось. Для того, чтобы помочь душе усопшего, который не был христианином, можно делать хорошие дела, ставить свечи за упокой, келейно молиться – все это поможет умершему человеку.

Милостыня и помощь нуждающимся

Помощь для души человека, который не был членом Церкви Христа можно провести, просто творя хорошие дела. Это можно сделать помощью нуждающимся, милостыней, совершением только благих поступков и уменьшения собственной греховности перед Богом.

Домашние молитвы

Для молитвы о душе некрещеного нужно использовать тексты святому Уару. Для этого следует самостоятельно дома читать канон. Также это можно сделать в храмах, которые были освещены в честь мученика Уара. На молебнях у этого святого просят об улучшении дальнейшего пути души некрещеного умершего. Такие же службы проходят и в других церквях, где есть иконы этому мученику. Говорят, что после таких молитв родственникам снятся сны, в которых приходят усопшие родные и благодарят их за помощь.

До 40 дней следует читать такую молитву:

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

По истечению 40 дней необходимо читать такую молитву:

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.

Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Текст молитвы святому Уару

Для прочтения молитвы святому Уару требуется предварительное благословение священника. Найти правильный текст можно в полном православном Молитвослове:

О, святым мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаемь, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Кого еще нельзя отпевать

Отпевание – это один из самых важных обрядов для верующих людей, его проводят во время похорон. Но есть случаи, когда церковь отказывает в проведении отпевания усопшего. Это может произойти, если умерший человек не был крещен, покончил жизнь самоубийством или был представителем других конфессий.

Самоубийц

Согласно православным канонам человек, который самостоятельно решился прекратить собственную жизнь, совершает еще более тяжелый грех. Кроме запрета отпевания за таких людей нельзя подавать записки, упоминать на панихиде и даже проводить захоронение на церковных кладбищах. Однако даже среди самоубийц могут быть исключения, при которых проводить отпевание человека возможно. при которых проводить отпевание человека возможно, которые не отвечают в полной мере за собственные действия, а также особы, которые пожертвовали собственной жизнью ради других.

Для отпевания в храме сначала следует подтвердить благородность, случайность или наличие психологического расстройства, болезни у усопшего. Чтобы это сделать нужно подать прошение на имя архиерея, в котором нужно в деталях описать обстоятельства гибели. В случае надобности нужно приложить карту или справку из медицинского учреждения. Также бывают случаи, в которых человек, пытаясь покончить самоубийством, остается жив из-за своевременной помощи.

Если он в течение своего сознания успеет покаяться в своем ужасном поступке, тогда батюшка сможет провести отпевание.

Если в храме отказались отпевать человека по каким-либо причинам, помочь его душе можно при помощи домашних молитв и совершением благих дел.

Представителей других конфессий

Кроме самоубийц и некрещеных церковь также не отпевает людей других конфессий или тех, кто с пренебрежением относился к христианству.

Если умер человек и неизвестно был ли он крещен, следует постараться разузнать как можно больше информации или найти его крестных.

Как и в случае с самоубийцами, если человек, который был приверженцем другой религии, успеет покаяться в содеянном до его смерти, тогда батюшка сможет провести обряд отпевания.

А что насчет младенцев

С младенцами ситуация сложнее. С одной стороны человек, который принимает крещение, должен делать это осознанно, а младенцы этого производить никак не могут. Но многие священники скажут, что запрет на отпевание лежит не только на родившихся младенцах, но и на тех, которые не успели пройти обряд и погибли еще в утробе матери.

В таких случаях церковь также отказывается проводить обряд отпевания. Для того, чтобы душе усопшего некрещеного младенца было легче, следует молиться самостоятельно дома, ставить свечи за его упокоение и проводить благодатные действия – это может быть помощь нуждающимся, милостыня и прочие дела.

Последование о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

Содержание

Последование о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

Творит священник: Благословен Бог наш…

Трисвятое по Отче наш. Яко Твое есть Царство…

Священник: Миром Господу помолимся: и прочая, на своем месте приложи:

О рабех Божиих имярек и имярек, страждущих от лишения младенца, и о всем доме и сродницех их, и о еже утешитися им, Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

О еже помиловати Господу Богу Своих рабов по благосердию Своему и простити им всякое прегрешение, даруя им исцеление и покой душ и телес, Господу помолимся.

О еже не отвратити Господу Богу лица Своего от страждущих рабов Своих, но восприяти молитвы, нами ныне за них приносимыя, Господу помолимся.

О еже исцелити всякую болезнь и печаль их посещением благодати Утешителя Духа, Господу помолимся.

О еже Милостивому Господу услышати вопль недостойных рабов Своих, якоже услышал есть жену хананейску, вопиющу к Нему, и исцелити и утешити страждущия рабы Своя, Господу помолимся.

Аще мертв родися: О еже скоро избавити рабу Божию имярек от всякия болезни и скорби, и возставити ю от немощи и нечистоты всесильным словом Божиим, Господу помолимся.

О еже неосужденно и милостивно прияти Господу усопшаго младенца и даровати ему (ей) жизнь будущаго века, Господу помолимся.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева, беды и нужды, Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

Господи Боже, держава Твоя несказанна и слава Твоя непостижима, милость Твоя безмерна и человеколюбие неизреченно; призри на ны, Владыко, и милостию Твоею ущедри ны и молящияся с нами. Яко Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже духов и всякия плоти, Иже от Духа Свята и Марии Девы родивыйся и в вертепе и яслех возлегий ради спасения мира, Ты еси призвавый дети и объемый сия и рекий: «Оставите детей приходити ко Мне и не возбраняйте им, таковых бо есть Царствие Небесное». Ты еси пришедый и исцеляяй всякий недуг в людех, и Твоею смертию смерть поправый, даровав мирови жизнь. Тебе молимся и Тебе просим, призри на рабы Твоя и на достояние Твое, и плач их скорбный о безвременнем преселении новорожденнаго младенца их имярек укроти и утешение им даруй. А иже от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби.

Яко Ты еси покой душам и телесем нашим, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Священник: Премудрость. Пресвятая Богородице, спаси нас.

Лик: Честнейшую:

Священник: Слава Тебе:

Лик: Слава, и ныне:

Живыми и мертвыми обладаяй, воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых, славных и всехвальных апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, не приемшаго Святаго Крещения усопшаго младенца благостию Своею в недрех Авраама учинит, а нас помилует, яко Благ и Человеколюбец.

«Чин о умерших некрещеными младенцах»: о чем и как молиться?

«Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения» было утверждено на заседании Священного Синода в Екатеринбурге. На вопросы, связанные с появлением нового церковного чина, порталу «Милосердие.ru» ответил заместитель управляющего делами Московской Патриархии, член Синодальной библейско-богословской комиссии архимандрит Савва (Тутунов).

– Правильно ли говорить, что Церковь «разрешила отпевать» некрещеных младенцев? О чем в действительности говорится в чине последования, в чем его смысл?

– Нет, неправильно говорить, что Церковь «разрешила отпевать» некрещенных младенцев. Отпевание – это особое последование, которое содержит тексты, говорящие об усопшем члене Церкви. В текстах отпевания, в частности, содержится молитва к Богу с просьбой принять усопшего в Свое Царство, в том числе потому, что он являлся членом Церкви. Ведь мы знаем слова Спасителя: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

В последовании, принятом на заседании Священного Синода 14 июля, речь идет, в первую очередь, об утешении родителей умершего младенца. Кроме того, в последовании содержится несколько просьб к Богу относительно посмертной участи умершего младенца.

Это ектенийное (включенное в состав ектении – просительной молитвы. – прим. ред.) прошение: «О еже неосужденно и милостивно прияти Господу усопшаго младенца и даровати ему (ей) жизнь будущаго века, Господу помолимся»; фраза из молитвы по ектении: «А иже от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби»; и упоминание в отпусте: «Христос не приемшаго Святаго Крещения усопшаго младенца благостию Своею в недрех Авраама учинит».

По этому поводу уже возникли трактовки, что, будто бы, речь идет о вхождении в Царство Божие, что противоречит процитированным ранее словам Спасителя. Между тем, в приведенных цитатах из последования говорится о том, что мы просим о некоей благой участи для умершего младенца, не предвосхищая то, какой она может быть.

В частности, если помните, выражение «лоно Авраама» для описания благой посмертной участи употреблено Спасителем в причте о богаче и Лазаре, произнесенной, конечно же, еще до Крестной смерти и Воскресения, то есть до того, как двери Рая были открыты Спасителем.

Другими словами, в последовании подчеркивается, что мы не знаем, какую участь уготовал Бог тем младенцам, которые умерли без Крещения, но просим, чтобы эта участь была благой.

Когда эта тема обсуждалась несколько лет назад в Межсоборном Присутствии, в заключении соответствующей комиссии подчеркивалось, что: «Если для отпевания младенцев, отошедших в мир иной уже крещеными, существует особое чинопоследование, то прочих почивших младенцев, в том числе скончавшихся во чреве матери, в Церкви не отпевают и не поминают за Божественной литургией.

Однако то, что некрещеные младенцы не совершали личных грехов и не имели возможности сделать какой-либо нравственный выбор, отличает их от прочих усопших некрещеных людей».

– Можно ли совершать последование в связи со смертью лишь только новорожденных (до какого возраста?), или всех детей до 7 лет? Есть ли смысл совершать его в случае выкидыша?

– По своему названию и намерению последование относится к тем младенцам, которые умерли во чреве или вскоре после рождения.

– Как теперь действовать родителям, если у них случилось такие горе? Умершего младенца или мертворожденного можно будет принести в храм для совершения последования, священника можно будет позвать на кладбище?

– В отличие от отпевания в данном последовании не прописаны принесение гроба в храм или какие-либо иные подобные действия. Ведь принесение гроба в храм – это, в каком-то роде, последнее посещение храма усопшим прихожанином, то есть крещеным человеком. Гроб в храме ставят так, чтобы умерший был обращен лицом к открытым Царским вратам, что символизирует устремление в Царство Божие.

Принесение в храм гроба с некрещеным человеком, в том числе младенцем, будет не вполне соответствовать этой духовной символике.

Полагаю, что последование могло бы совершаться в храме без принесения гроба в присутствии родителей и иных родственников, либо на кладбище при погребении.

– Кто может просить о совершении такого последования – только родители, другие родственники, кто угодно?

– В первую очередь родители. Но в последовании говорится и об утешении скорбящих сродников. Поэтому обращаться может всякий, нуждающийся в утешении в связи с кончиной младенца.

– Можно ли его совершать, если ребенок был причислен к другой религии, или прошел обряд там, где действенность крещения не признается (у украинских раскольников, в секте)?

– Еще раз обратите внимание на то, что значительная часть последования посвящена утешению родителей и сродников. Если таковые допустили причисление младенца к другой религии, то почему они желают утешения от Православной Церкви? Это какая-то духовная всеядность.

Тут, скорее, следует начать с покаяния и обращения к Православной Церкви. Впрочем, если ситуация обусловлена тем, что родители относятся к разным религиям или конфессиям, она могла бы разрешаться решением архиерея.

Ситуация на Украине носит особый характер и требует авторитетного разъяснения Священноначалия Украинской Православной Церкви.

– Можно ли за умерших некрещеными младенцев ставить свечки за упокой, если можно – зависит ли такая возможность от того, совершался ли этот чин, или нет? Можно ли писать их имена в записках?

– Свеча – это, во-первых, форма жертвы, и, во-вторых, внешнее выражение нашей молитвы. И жертвовать (в храм или нищим) ради усопшего, и молиться о его благой посмертной участи можно и нужно. А вот так называемые записки – это просьба совершить поминовение членов Церкви на проскомидии, то есть в связи с совершением таинства Церкви – Евхаристии. Здесь поминаются только крещеные люди.

– Можно ли обратиться в храм за совершением последования в отношении младенцев, умерших много лет назад?

Читайте также:  Иисусова Молитва текст на русском, как правильно молиться

– Почему бы и нет? Если родители или другие родственники до сих пор нуждаются в молитвенном утешении.

– Можно ли совершать это чин в отношении младенцев, погибших из-за абортов?

– Младенцы, убитые посредством аборта, не отличаются от других «усопших младенцев, не приемших благодати святаго Крещения».

Но не дай Бог кому-либо воспринять принятое Священным Синодом последование в том духе, что, дескать, «сделаю аборт, все равно Церковь помолится».

Тягчайший грех аборта требует, в первую очередь, покаяния со стороны родителей, решившихся на убийство младенца. Не уверен, что здесь будет вполне уместно именно данное последование, значительная часть молитвословий которого направлена на утешение родителей, потерявших младенца по тем или иным не зависящим от них причинам. Здесь, скорее, требуется покаянный чин. Быть может с присовокуплением тех прошений о младенце, о которых я упомянул ранее.

Как хоронить некрещеного человека

Крещение – первый шаг христианина в православную жизнь. Именно такой процесс позволяет перейти от жизни грешной к праведной. Креститься можно в любом возрасте. Главное – объединяться с Богом осмысленно, добровольно, чисто. Но что делать, если погибший не сумел при земном существовании приблизиться к христианской вере? Можно ли использовать православные обряды и как хоронить некрещеного человека его родственникам? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.

Крещение — как прямая связь с православием

Под крещением в христианстве понимается Таинство, в результате проведения которого человек прекращает греховную и плотскую жизнь и возрождается под новым именем, входя и Дом Божий. Именно крещеный человек является духовно родившимся. Крещение – это не просто какой-то обряд или процедура. Это именно Таинство, которое направляет христианина на праведную жизнь, увеличивая и укрепляя его связь с Богом.

Проводится Таинство крещения в церкви христовой (в исключительных случаях – в домашних условиях). Пройти его могут как младенцы, принесенные в храм на руках родителей, так и люди в уже взрослом возрасте. Решение остаться некрещеным означает отречение человека от православия. Подобный выбор не запрещается Господом. Но рассчитывать на милость Божью в таком случае не стоит. Церковь не принимает не православных и по-особенному относится к ним после смерти.

Можно ли отпевать некрещеного?

Если крещение – это переход от грешного существование к праведной жизни, то смерть – это переход души в вечность. Именно так вам скажет любой церковный служитель. Может ли человек, не верующий в Бога, уподобиться православным и перейти после смерти тела в мир духовный? Однозначно – нет. Именно с этим и связан запрет на отпевание некрещеных умерших в церкви. Неверующий в Господа при жизни человек, не должен надеяться на его милость и после смерти.

В данном случае следует понимать, что некрещеные люди не противны христианству. Просто православная церковь не имеет право отпевать тех, кто по какой-либо причине являются отрекшимися от Бога. Душа, не прошедшая Таинство крещения, не дала православным служителям возможности своего спасения. После покидания тела она не будет наказана за это. Но и отпевание некрещеного человека (значит, и отпущение его грехов) будет невозможным.

Моления за некрещеного у Господа – стоит ли?

После смерти близкого, его православные родственники считают своим обязательным долгом отмолить грехи покойника у Бога. Но стоит ли это делать? Над этим вопросом задумываются не многие… Давайте разберемся:

  1. Если человек при жизни не верил в Господа, то так ли необходима его душе Божья поддержка и отпущение грехов? Нежелание быть с Богом после смерти выражается именно в отречении от христианства. Нарушать волю человека в данном случае бессмысленно…
  2. Бог не будит мстить человеку, который при жизни не был крещен. Следует понимать, что под Божьей «опекой» находятся лишь те, кто доверил ему свою душу самостоятельно, добровольно. Вымаливать у Господа прощения некрещеного усопшего не стоит. Ведь в данном случае душа умершего не принадлежит Богу. А это значит, что и спасти ее он не сумеет (даже в том случае, если до смерти человек вел исключительно праведный образ жизни).
  3. Любые попытки чтения молитвы за некрещеных усопших (молитва Уару) приведет лишь к ослаблению грехов, совершенных при жизни. На полное их отпущение и точное попадание в рай рассчитывать на стоит.
  4. Православный, отрекшийся от своей веры, не может быть приравнен к христианам после своей смерти.

Царство Божие – это не какое-то райское место, в котором царит безграничная радость и счастье. Это, в первую очередь, мир, в котором душа усопшего объединяется Богом и с другими праведниками. И если ушедший в мир иной при жизни не проявил желания на такое объединение (путем крещения), то этот мир для него, увы, недоступен.

Некрещеный ребенок – возможно ли отпевание?

Поминать некрещеного человека в православной церкви нельзя. Но что делать с младенцем? Ведь может быть так, что родители просто не успели покрестить новорожденного или это было невозможно из-за медицинских показателей? Увы, на новорожденных распространяются те же правила, что и на взрослых людей.

Некрещеных младенцев, которые погибли еще в утробе матери, хоронят непосредственно работники медицинского учреждения. Церковь не считает такие плоды духовными (из-за отсутствия души), поэтому обычный способ захоронения невозможен. Что касается детей, погибших сразу после рождения, то их погребением придется заняться родителям. Однако, и в данном случае отпевание покойного невозможно.

Даже абсолютная безгрешность души и отсутствие плотских искушений не являются причиной автоматического причисления к православным. Младенцы все равно будут защищены ангелами. Они не постигнут участи Божьего наказания, а младенческая душа найдет свое место в промежуточных сферах. Погребение детей проводится так, как и похороны некрещеного человека, отрекшегося от веры добровольно.

Как похоронить некрещеного: особенности погребения

Если отпевать в Храме Святых некрещеных умерших нельзя, то что делать с похоронами? Ведь придать тело земле придется. Как тогда правильно это сделать? Ответ прост – хоронить человека, не приближенного к Богу, следует по всем привычным для нас христианским обычаям, кроме проведения панихиды. В данном случае есть два пути решения:

  1. Классический обряд (кроме отпевания). В данном случае похороны проводятся по большей мере для родственников. Для умершей души поминальная музыка, складывание рук на груди, покрытие тела и возложение цветов абсолютно не важны. Правильность проведения похорон никак не скажется на прощении грехов и приближении к Богу. Выполняются похороны по вере родственников.
  2. Исполнение воли умершего. Довольно часто люди еще при жизни высказывают свои предпочтения касательно того, по каким правилам и обрядам следует проводить погребение. Если умерший был приверженцем другой религии, то при похоронах необходимо следовать именно ее устоям. При любых обстоятельствах исполнение последней воли усопшего – единственное, что могут сделать родственнику во благо его.

Особых обрядов, как хоронить и как поминать некрещеных усопших, нет. Следовать необходимо в соответствие либо со своей верой (но не наперекор ей), либо по воле погибшего. Придерживаться следует лишь нескольких наиболее важных правил. Одно из них касается надгробия.

Какое надгробие установить на могиле?

Следующий вопрос о том, как правильно хоронить некрещенных, касается обустройства могилы усопшего. Главным атрибутом места захоронения каждого православного является крест. Именно он выступает символом приближения к Господу Христу, служения ему, следования христианские заповедям. Крестик на груди – основной атрибут христианина при жизни. Крест на могиле – символ православия уже умершего человека.

Но как быть с некрещеными? Ведь они не приняли веру при жизни и не считаются православными… Все верно, в таком случае установить крест на могилу нельзя. Касается это как классических крестов, так и каменных надгробий. Исключением является лишь памятники с крестовым изображением. Его ставить разрешается и на могилах некрещеных.

Устанавливая памятник, следует помнить о его предназначении. Крест не выполняет функцию отпущения грехов и не является гарантом попадания в рай. Он лишь представляет собой отражение веры усопшего, его единство с Богом. Установленный на могиле некрещенного крест же не несет никакого смысла. В таком случае он является ничем иным, как элементом декора.

Порой устанавливать памятник совсем бессмысленно. Многие священники в качестве ответа на вопрос, можно ли ставить крест на могиле некрещеного человека, рекомендуют вместо этого сажать на месте захоронения дерево. Растение – олицетворение жизни, чистоты. Оно лучше будет отражать волю усопшего. Ставить памятник или нет – личный выбор каждого. Но прислушаться к мнению членов церкви все же следует.

Особенности прочтения молитвы за умершего

Существует несколько основных правил того, как молиться за умершего некрещеного человека его близким. Среди них можно выделить два самых важных запрета:

  • Нельзя подавать записку с именем некрещеного усопшего священнику (церковный служитель не может отмаливать грехи такого человека перед Богом);
  • Перед похоронами нельзя отпевать некрещеного человека в церкви (при большом желании провести такой обряд можно самостоятельно – дома).

Касательно самой молитвы о некрещеных умерших – читать ее можно даже в храме. Возможно это лишь при том условии, что человек самостоятельно произносит слова и находится перед иконой в одиночестве. Также церковь не возбраняет ставить свечу о поминовении усопших на Канун.

Многие православные не знают, можно ли молиться за некрещеных близких дома. А ведь именно это место и является рекомендованным к проведению такого обряда. Помянуть покойного домашней молитвой – самое правильное решение, которое может предпринять близкий человек. Не стоит думать, что подобная мера работает как-то хуже. Неважно, как и где произносится молитва. Главное – чтобы она имела глубокий смысл. Молиться дома можно перед иконой и зажженными свечами.

Домашняя молитва мученику Уару

Молитва Уару направлена на ослабление вечных мучений, которым постигается душа некрещеного человека после покидания тела. Согласно легенде, именно этот мученик отпустил грехи братьям Клеопатры, которые были язычниками и не приняли христианство при жизни. Принято святому Уару молиться дома. Такое поминание покойника должно проводиться по следующим правилам:

  1. Перед прочтением молитвы необходимо получить благословление от служителя церкви.
  2. Просить благословение и читать молитву рекомендуется в многодневный пост.
  3. Читать молитву Уар нельзя болеющим, беременным, а также женщинам, возраст детей которых менее 5-ти лет.
  4. При возникновении заметных искушений или ухудшений состояния во время молитвенного сеанса, чтение следует прекратить.

Молитва святому Уару является достаточно сильной и небезопасной. Читать ее без предварительного благословения строго запрещается. Она на действительно способна немного утешить душу тех, кто не был крещен при жизни.

Как поминать некрещенного покойник?

А можно ли поминать некрещеных умерших без молитвы? Конечно да. Иногда добрые дела говорят намного больше, чем набор святых слов. Все зависит от того, как человек сам относится к тому, что он делает. Часто в обычные слова вложено намного больше смысла, духовности, тепла, чем в молитвенные речи. Именно по этой причине многие обращаются к Богу «своими словами», просто стоя у иконы и произнося дорогие сердцу фразы.

Но не одними речами можно сделать душе усопшего лучше. Облегчить участь можно с помощью:

  • Подачи милостыни;
  • Помощи нуждающимся;
  • Жизни ради других;
  • Ведения праведного образа жизни.

Главное – делать все добрые дела во имя покойного человека. Таким образом тот, кто был близок умершему при жизни, помогает ему после смерти. Следует помнить, что умирает лишь тело. Душа живет вечно.

Милостыня и добрые дела не станут гарантом попадания души в рай. И большую часть грехов они не отпустят. Но облегчить участь все же сумеют. К тому же они подарят ныне живущему человеку спокойствие и умиротворение.

Заключение

Ответ на вопрос, можно ли отпевать некрещеного, однозначен – нет. Ни один церковный служитель не станет проводить отпевание усопшего, не принявшего веру, перед непосредственными похоронами или в сорокоуст. Если такая услуга и будет представлена в храме, то следует от нее отказаться – так как в данном случае она будет выполняться исключительно для получения финансовой прибыли (чем зачастую злоупотребляют неблагочестивые храмы). Священники не имеют право проводить подобный обряд касательно людей, не принявших или отрекшихся от христианства, и самоубийц.

Отмаливать грехи некрещеного можно только самостоятельно. Читать молитву без благословения служителя церкви нельзя – можно серьезно навредить себе или ныне живущим близким. Следовать рекомендуется выше указанным рекомендациям.

Касательно того, как хоронить не православного и как правильно проводить поминки – то здесь однозначного ответа нет. Дело в том, что христианские обряды некрещеной душе не нужны. Они не сумеют ее полностью спасти или утешить. Более того, если человек придерживался при жизни иной религии, то такие поступки будут лишь противоречить его воле, что только ухудшит духовное состояние. Христианские обряды проводятся только по желанию близких людей.

Смерть – это лишь переход из жизни земной к жизни вечной. Переродившаяся душа живет по тем правилам, которые принял ее обладатель при жизни. Если он отрекся от православия, увы, после смерти приблизиться к Богу не удастся. Рассчитывать можно лишь на некое утешение души, добиться которого можно с помощью домашней молитвы и добрых дел.

Как хоронить некрещеных?

Для крещеных людей, принявших православную веру, похороны и прощание проходят по христианским канонам. В таком случае усопшего омывают и отпевают со священником в церкви. На девятый и сороковой день, а также спустя год после смерти устраивают поминки, чтобы почтить память умершего. За крещеного усопшего молятся и ставят свечки в церкви, поддерживая душу на пути к Богу. Родственники в течение сорока дней соблюдают траур. Именно эти молитвы помогают душе покойного очиститься и взойти в Рай после смерти.

К некрещеным относятся младенцы и сознательно неправославные люди. О том, как хоронят некрещеного человека, нет единых убеждений. Однако проводить церемонию по Православным обрядом грешно. Некрещеного человека запрещено отпевать и ставить за него свечки, ведь его душа не сможет попасть в Рай и приблизиться к Богу. В знак скорби и памяти родственники могут молиться об усопшем, однако, без проведения православных обрядов в церкви. Души младенцев, умерших до крещения, чисты и не предстанут на суд Божий: их тела принято хоронить без отпевания и поминок.

Процесс похорон неправославного человека сопровождается трауром, но без христианских обрядов. Церковь запрещает хоронить атеистов и самоубийц на освященной земле, поэтому на территории погоста не должен находиться храм. Ставить свечи и молиться за некрещеных нужно святому мученику Уару Египетскому, который просит о Бога прощения и принятия выбора усопшего. На могиле запрещается устанавливать кресты или другие православные символы, такие действия расцениваются как богохульство.

Как хоронить некрещеного взрослого человека правильно? Атеизм не расценивается как отдельная религия с четко обозначенными правилами и ритуалами погребения. Некрещеный человек считает все божественное выдумкой, а для православного человека отпевание и молитвы — способ обратиться к Богу, искупить грехи и молить о попадании в Рай. Сознательно неверующему человеку, не обращенному к Господу, такие обряды не нужны, ему не нужно попадать в Рай или обращаться к тому, в кого он не верит.

При похоронах некрещеного запрещено использовать кресты и иконы, отпевать и приглашать священника. Однако молиться и проводить поминки родственники могут по своему усмотрению. Если перед смертью атеист оставил родным пожелания к проведению похорон, такие просьбы выполняются по их усмотрению. Частое явление на прощании с некрещеным человеком — кремация, запрещенная православной церковью. При таких похоронах также не разрешается использовать христианские атрибуты.

О том, как хоронят некрещеных мужчин и женщин, было подробно описано выше. Однако следует обратить внимание на то, что кладут в гроб атеистам при похоронах. При прощании с человеком любой веры или без веры вовсе, категорически запрещается класть в гроб личные вещи живых людей. На прощании с атеистом также нельзя класть фотографии, деньги, украшения или любые другие вещи живых людей. Нельзя класть и иконы, кресты или другую православную атрибутику.

Читайте также:  Исаакий Далматский

Эти правила вызваны верой в то, что личные вещи в гробу могут привлечь смерть к их собственнику. Часто перед смертью люди сами говорят родственникам, с чем они бы хотели быть похоронены. Обычно в гроб кладут дорогие усопшему вещи, например, портсигар или часы. Однако ни в какой религии нет четких правил о том, что необходимо класть в гроб на похоронах.

Как молиться за некрещеных живых и умерших?

Крещение — как прямая связь с православием

Под крещением в христианстве понимается Таинство, в результате проведения которого человек прекращает греховную и плотскую жизнь и возрождается под новым именем, входя и Дом Божий. Именно крещеный человек является духовно родившимся. Крещение – это не просто какой-то обряд или процедура. Это именно Таинство, которое направляет христианина на праведную жизнь, увеличивая и укрепляя его связь с Богом.

Проводится Таинство крещения в церкви христовой (в исключительных случаях – в домашних условиях). Пройти его могут как младенцы, принесенные в храм на руках родителей, так и люди в уже взрослом возрасте. Решение остаться некрещеным означает отречение человека от православия. Подобный выбор не запрещается Господом. Но рассчитывать на милость Божью в таком случае не стоит. Церковь не принимает не православных и по-особенному относится к ним после смерти.



Можно ли отпевать некрещеного?

Если крещение – это переход от грешного существование к праведной жизни, то смерть – это переход души в вечность. Именно так вам скажет любой церковный служитель. Может ли человек, не верующий в Бога, уподобиться православным и перейти после смерти тела в мир духовный? Однозначно – нет. Именно с этим и связан запрет на отпевание некрещеных умерших в церкви. Неверующий в Господа при жизни человек, не должен надеяться на его милость и после смерти.

В данном случае следует понимать, что некрещеные люди не противны христианству. Просто православная церковь не имеет право отпевать тех, кто по какой-либо причине являются отрекшимися от Бога. Душа, не прошедшая Таинство крещения, не дала православным служителям возможности своего спасения. После покидания тела она не будет наказана за это. Но и отпевание некрещеного человека (значит, и отпущение его грехов) будет невозможным.

Моления за некрещеного у Господа – стоит ли?

После смерти близкого, его православные родственники считают своим обязательным долгом отмолить грехи покойника у Бога. Но стоит ли это делать? Над этим вопросом задумываются не многие… Давайте разберемся:

  1. Если человек при жизни не верил в Господа, то так ли необходима его душе Божья поддержка и отпущение грехов? Нежелание быть с Богом после смерти выражается именно в отречении от христианства. Нарушать волю человека в данном случае бессмысленно…
  2. Бог не будит мстить человеку, который при жизни не был крещен. Следует понимать, что под Божьей «опекой» находятся лишь те, кто доверил ему свою душу самостоятельно, добровольно. Вымаливать у Господа прощения некрещеного усопшего не стоит. Ведь в данном случае душа умершего не принадлежит Богу. А это значит, что и спасти ее он не сумеет (даже в том случае, если до смерти человек вел исключительно праведный образ жизни).
  3. Любые попытки чтения молитвы за некрещеных усопших (молитва Уару) приведет лишь к ослаблению грехов, совершенных при жизни. На полное их отпущение и точное попадание в рай рассчитывать на стоит.
  4. Православный, отрекшийся от своей веры, не может быть приравнен к христианам после своей смерти.

Царство Божие – это не какое-то райское место, в котором царит безграничная радость и счастье. Это, в первую очередь, мир, в котором душа усопшего объединяется Богом и с другими праведниками. И если ушедший в мир иной при жизни не проявил желания на такое объединение (путем крещения), то этот мир для него, увы, недоступен.

О поминании некрещеных детей и их судьбе

Завтра сорок дней нашему ребеночку. Вот что я нашла касаемо поминовения некрещеных младенцев, умерших (не)доношенными при родах или так и не родившихся в срок, а также жертвах аборта.

Нельзя их забывать, только так мы облегчим их участь на небесах.

Я читаю молитву святому мученику Уару и ту, что выделена цветом ниже.

О возможности совершать над мертвыми младенцами крещение, нарекать им имена и поминать некрещеных за литургией не может быть и речи, ибо Господь заповедал Апостолам крестить живых людей, а не мертвых (Мк. 16:16), ибо как может бездыханный труп слышать проповедь и уверовать в Того, о Котором бы ему возвещали?

Св. Церковь положила 26-м правилом Карфагенскаго собора скончавшихся ни крестить, ни подавать им Божественных Таин; а в толковании на сие правило сказано: «Пресвитерское бо неразумие (если бы таковое было допущено) не поможет скончавшемуся, по смерти бо крещен быв от него, несть крещен». Правило это помещено в книге «Кормчей», где находятся правила св. Апостолов и святых Вселенских и девяти поместных соборов.

Остается только молитвенно воздыхать о таких младенцах к Богу в своих домашних молитвах. Для таковой цели можно порекомендовать молитву, находящуюся в синодике бывшего Новгородскаго и Петербургскаго митрополита Григория. Содержание ея следующее: «Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших раб Твоих — младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от труднаго рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святаго Таинства крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию» (Душеп. Соб., стр. 54).

На вопрос: «как молиться о мертворожденных и вообще не сподобившихся св. крещения младенцах?» — Стефан Фаворский, архиепископ Вифлеемской обители, дает такой ответ: «Получившие св. крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси вовеки, хотя бы кончину получили и нечаянную, равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мертвыми и не успели быть окрещены; они не виноваты, что не получили св. крещения, а у Отца Небеснаго обители многи суть, в числе коих есть, конечно, и такие, в которых таковые младенцы будут покоиться за веру и благочестие верных родителей своих, хотя сами, по неисповедимым судьбам Божиим, и не получили св. крещения; так думать не противно религии, о чем свидетельствуют и св. отцы в Синаксаре в субботу мясопустную.

Молиться за них могут родители с верою в милосердие Божие; каждая мать, плачущая о таковых своих чадах, без сомнения, может вопиять к Человеколюбцу Господу следующими словами: «Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего. Господи, не лиши их света Божественнаго!» (Из Палест. листка Вифлеем. обители).

Наконец, не должно же забывать и о том, что вина мертворождения может падать и на самих матерей-родильниц, не говоря уже о тех злодейках-матерях, которыя сознательно стараются уничтожить плод (большею частию незаконный) и даже в последних периодах чревоношения. Вечная огненная геенна — вот достойное возмездие правосудия Божия, ожидающее нераскаянных за эти злодеяния» (Душеп. Соб. стр. 54).

Св. Ефрем Сирин пишет: «Горе… любодейце, которая извела зачатый ею во чреве плод, чтобы не видел он здешняго мира; не даст Бог увидеть и ей новый век. Как она не дозволила ему насладиться жизнию и светом в этом веке, так и Он лишит ее жизни и света в оном веке. Поелику решилась она извергнуть плод свой из чрева преждевременно, чтобы скрыть его во мраке земли; то и она, как мертвый плод чрева, извергнута будет во тьму кромешную. Таково воздаяние любодеям и любодеицам, которые посягают на жизнь детей своих: Судия накажет их вечною смертию и низринет в бездну мучения, полную зловоннаго тления» (Помн. послед. твоя, изд. 1903, стр. 37).

Впадшие в такое тяжкое прегрешение должны поспешить принести покаяние, пока есть возможность; ибо «нет греха, побеждающаго Божие милосердие для обращающихся к Нему с верою» (Жит. пр. Марии Египетской).

Но бывают и другие обстоятельства мертворождения, вину коих нельзя не приписать матерям-родильницам: одна подняла тяжелый мешок хлеба на воз, а другая безмерно работала на уборке хлеба,- и разрешились преждевременно младенцами. Эта напилась пьяной и оступилась, и — родила мертваго младенца. У той последовал выкидыш вследствие душевных потрясений, происходящих… от безумной и. быть может, неосновательной ревности к мужу. Бывают и случаи явной кары Божией за ропот на многочадие и за проклятие плода, находящагося еще во утробе. Увы! и такия безумныя матери есть на свете.

Вот почему мать-родильница после рождения мертваго младенца должна основательно подумать — не была ли она как-нибудь прямо или косвенно причиною мертворождения, и если — по безстрастном обсуждении этого вопроса, — окажется что-либо у нея на совести, то она должна поспешить к своему отцу духовному, исповедать ему свой грех, попросить совета для заглаждения сего греха и затем загладить свой грех добрыми делами, из коих обыкновенно рекомендуется: 1) милостыня бедным людям, у коих много детей, особенно в такие дни, как Пасха, Рождество Христово и престольный праздник; 2) путешествие ко св. местам (наприм. в Киеве к мощам св. угодников и св. младенца, убиеннаго от Ирода за Христа, и почивающаго в дальних пещерах Лавры); 3) усиленная домашняя молитва, сопровождаемая известным количеством поклонов, и добровольно налагаемый пост (напр., по понедельникам; о нем сказано в требнике, в чине исповеди), и 4) совершение в приходском храме литургии об оставлении грехов (Душ. Соб., стр.54-55). См. подроб. в кн. «Наставл. и утеш. болящ.» свящ. ВА. Черкесова.

Итак, по разсуждению св. отцов и учителей Церкви, христианские некрещеные и мертворожденные младенцы не будут терпеть наказания в будущей жизни, потому что родители уже освятили их принятием Св. Таин, молитвами, верою и добрыми делами.



Как похоронить некрещеного: особенности погребения

Если отпевать в Храме Святых некрещеных умерших нельзя, то что делать с похоронами? Ведь придать тело земле придется. Как тогда правильно это сделать? Ответ прост – хоронить человека, не приближенного к Богу, следует по всем привычным для нас христианским обычаям, кроме проведения панихиды. В данном случае есть два пути решения:

  1. Классический обряд (кроме отпевания). В данном случае похороны проводятся по большей мере для родственников. Для умершей души поминальная музыка, складывание рук на груди, покрытие тела и возложение цветов абсолютно не важны. Правильность проведения похорон никак не скажется на прощении грехов и приближении к Богу. Выполняются похороны по вере родственников.
  2. Исполнение воли умершего. Довольно часто люди еще при жизни высказывают свои предпочтения касательно того, по каким правилам и обрядам следует проводить погребение. Если умерший был приверженцем другой религии, то при похоронах необходимо следовать именно ее устоям. При любых обстоятельствах исполнение последней воли усопшего – единственное, что могут сделать родственнику во благо его.

Особых обрядов, как хоронить и как поминать некрещеных усопших, нет. Следовать необходимо в соответствие либо со своей верой (но не наперекор ей), либо по воле погибшего. Придерживаться следует лишь нескольких наиболее важных правил. Одно из них касается надгробия.

Какое надгробие установить на могиле?

Следующий вопрос о том, как правильно хоронить некрещенных, касается обустройства могилы усопшего. Главным атрибутом места захоронения каждого православного является крест. Именно он выступает символом приближения к Господу Христу, служения ему, следования христианские заповедям. Крестик на груди – основной атрибут христианина при жизни. Крест на могиле – символ православия уже умершего человека.

Но как быть с некрещеными? Ведь они не приняли веру при жизни и не считаются православными… Все верно, в таком случае установить крест на могилу нельзя. Касается это как классических крестов, так и каменных надгробий. Исключением является лишь памятники с крестовым изображением. Его ставить разрешается и на могилах некрещеных.

Устанавливая памятник, следует помнить о его предназначении. Крест не выполняет функцию отпущения грехов и не является гарантом попадания в рай. Он лишь представляет собой отражение веры усопшего, его единство с Богом. Установленный на могиле некрещенного крест же не несет никакого смысла. В таком случае он является ничем иным, как элементом декора.

Порой устанавливать памятник совсем бессмысленно. Многие священники в качестве ответа на вопрос, можно ли ставить крест на могиле некрещеного человека, рекомендуют вместо этого сажать на месте захоронения дерево. Растение – олицетворение жизни, чистоты. Оно лучше будет отражать волю усопшего. Ставить памятник или нет – личный выбор каждого. Но прислушаться к мнению членов церкви все же следует.



Что делать родственникам некрещеных

Родным остается молиться о прощении грехов и упокоении души своего некрещеного ребенка или взрослого родственника. Молитвы нужно читать дома, то есть келейно. Домашние келейные молитвы читаются своими словами. Также есть специальные молитвы за некрещеных.

Можно обратиться к святым, которые по церковным канонам являются представителями умерших некрещеных, например, к мученику Уару.

В молитвенном обращении к святому просите у него заступничества для своего усопшего некрещеного родственника. Также есть молитва для келейного чтения преподобного Льва Оптинского. Зажгите дома свечи и совершайте молитвы за упокой души.

Памятники на могилу Экономичный памятникЭкономичный памятникМаленький памятникВертикальный памятникГоризонтальные памятникПамятник с крестомПамятник АркаДвойные памятникиЭлитные памятникЧасовни и голгофыМемориальные комплексыПамятник из мрамораЦоколь на могилуОграда на могилуЦветник на могилуНадгробная плита Столики и лавочкВазы на могилуТабличка на могилуДекор на памятникКресты из гранитаВставка на памятникПлитка на могилу

Особенности прочтения молитвы за умершего

Существует несколько основных правил того, как молиться за умершего некрещеного человека его близким. Среди них можно выделить два самых важных запрета:

  • Нельзя подавать записку с именем некрещеного усопшего священнику (церковный служитель не может отмаливать грехи такого человека перед Богом);
  • Перед похоронами нельзя отпевать некрещеного человека в церкви (при большом желании провести такой обряд можно самостоятельно – дома).

Касательно самой молитвы о некрещеных умерших – читать ее можно даже в храме. Возможно это лишь при том условии, что человек самостоятельно произносит слова и находится перед иконой в одиночестве. Также церковь не возбраняет ставить свечу о поминовении усопших на Канун.

Вопрос и ответ

Как поступать, если неизвестно, был умерший крещён в православии или нет?
Надо обязательно уточнить, принимал ли человек святое крещение при жизни: расспросить старших родственников, справиться в церковных архивах. Если сведений нет, лучше поступать, как при погребении некрещёных: хоронить с гражданским обрядом, молиться за усопшего келейно, включать в поминальные записки только косвенно.

Если покойный был атеистом и убеждённым материалистом, считал, что после жизни есть только тьма и пустота, могут ли верующие родственники всё-таки молиться за него?

Такой вопрос лучше решать индивидуально, по совету священнослужителя.

Как поминать некрещенного покойник?

А можно ли поминать некрещеных умерших без молитвы? Конечно да. Иногда добрые дела говорят намного больше, чем набор святых слов. Все зависит от того, как человек сам относится к тому, что он делает. Часто в обычные слова вложено намного больше смысла, духовности, тепла, чем в молитвенные речи. Именно по этой причине многие обращаются к Богу «своими словами», просто стоя у иконы и произнося дорогие сердцу фразы.

Но не одними речами можно сделать душе усопшего лучше. Облегчить участь можно с помощью:

  • Подачи милостыни;
  • Помощи нуждающимся;
  • Жизни ради других;
  • Ведения праведного образа жизни.

Главное – делать все добрые дела во имя покойного человека. Таким образом тот, кто был близок умершему при жизни, помогает ему после смерти. Следует помнить, что умирает лишь тело. Душа живет вечно.

Милостыня и добрые дела не станут гарантом попадания души в рай. И большую часть грехов они не отпустят. Но облегчить участь все же сумеют. К тому же они подарят ныне живущему человеку спокойствие и умиротворение.

Ссылка на основную публикацию