Как правильно ставить свечи в церкви

Как ставить свечи за здравие в церкви: правила и приметы

Здравствуйте, уважаемые читатели нашего блога! Сегодня наш разговор пойдет о вещах духовных и возвышенных. К сожалению, долгие годы в нашей стране посещение храмов, молитва к Всевышнему считались мракобесием и недостойным деянием советского человека. В результате выросло целое поколение людей, которые не знают простых правил поведения в святых стенах. О том, как ставить свечи за здравие в церкви правильно, как отличить библейские предписания от обычных суеверных примет, мы узнавали из рассказов и объяснений церковных служителей.

  1. Зачем мы ставим свечи
  2. Как ставить свечи за здравие в церкви: где их ставить
  3. Каким иконам молятся в определенных случаях
  4. Как правильно зажигать свечу
  5. Почему ставят свечи за здравие врагов
  6. Почему погасла свеча за здравие
  7. Можно ли ставить свечи некрещеному
  8. Три свечи в трех церквях – что это значит?
  9. Можно ли ставить церковные свечи дома

Зачем мы ставим свечи

Свеча во время молитвы символизирует огонь человеческой души, которая, как верхушка пламени, стремится к высоте. Как огонь сжигает все старое, так молитва должна очистить душу от греховных помыслов и злобных деяний.

Как плавится мягкий воск, так уходят в небытие страдания. Восковая свеча – символ веры, стремления человека к раскаянию через молитву. Другое предназначения ее -жертвенное.

Вместе с грехом первых людей на земле поселилось зло. Для искупления алчности, гордыни, стяжательства и других неразумных действий Всевышний назначил обязательные пожертвования на богоугодные дела.

Покупка и сжигание церковной свечки – самая малая жертва, которую мы приносим во искупление наших грехов.

Совет. Неважно, сколько свечей, какие они по стоимости, главное, чтобы действие сопровождалось искренним покаянным чувством.

Как ставить свечи за здравие в церкви: где их ставить

Единого определения о том, с какой стороны храма и каким святым зажечь жертвенный огонь, в своде церковных законов нет. Все происходит по велению души и сердца.

Единственное ограничение – свечки за здравие не ставят на канун, то есть специально отведенный столик с распятием и четырехугольным подсвечником. Это место для упокоения.

Если же вы не часто посещаете церковь и растерялись, не знаете совсем, к какой иконе подойти, куда поставить свечу, воспользуйтесь таким советом:

  1. Это не предписание, скорее традиция, но первую свечу обычно зажигают перед образвми Иисуса Христа, Матери Богородицы или перед центральной иконой, почитаемой именно в этой церкви.
  2. Если в стенах храма есть место, где расположены мощи какого-либо святого, зажгите свой огонь около него.
  3. Не обойдите вниманием Святого, который по наречению является вашим ангелом-хранителем.
  4. Если в день посещения почитается память определенного великомученика, попросите о милости и его.

Каким иконам молятся в определенных случаях

Поводов обратится с благодарностью и просьбой о спасении к Богу существует много. Свечу «за здравие» зажигают:

  • с просьбой о выздоровлении близкого человека;
  • перед дальней дорогой или началом серьезного дела;
  • с благодарностью о спасении души.

У каждого есть свои жизненные обстоятельства, когда помощь Бога просто необходима. Существуют иконы, которые способны исполнить особые искренние обращения просящего:

  1. О выздоровлении от серьезной болезни себя или близких людей просят у иконы целителя великомученика Пантелеймона, святой Матроны Московской или Божьей Матери «Целительница».
  2. В борьбе с алкоголизмом помогает икона «Неупиваемая чаша».
  3. В разрешении тяжелой жизненной ситуации с молитвой обращаются к ликам ангелов – хранителей по имени того, за кого произносится молитва. К защитнику ангелу также возносят молитвы за детей.
  4. Для сохранения семьи преклоните головы перед образами блаженной Ксении Петербургской, Богоматери, святого Гурия, Самона и Авива.
  5. С молитвой о рождении ребенка обращаются к праведным Святым Иоакиму и Анне.

Как правильно зажигать свечу

Все церковные процедуры важно исполнять не торопливо, с глубоким покаянием и благодарностью к Богу:

  1. Перед выбранной вами иконой перекреститесь несколько раз.
  2. Свою свечу зажгите от других свечей. Пользоваться для этой цели спичками или зажигалкой в церкви не принято.
  3. Немного растопите нижнюю часть, вставьте свечу в свободную ячейку подсвечника. Проследите, чтобы она не падала, не прикасалась к другим.
  4. Если на подсвечнике нет свободного места, просто положите свою свечу на подставку. Ее обязательно зажгут церковные служки, как только освободится ячейка. Не переживайте, что ваша просьба не будет услышана.
  5. Жертва уже принесена, молитва обязательно дойдет по назначению.
  6. Не спешите уходить, произнесите обязательно молитву тому святому, около которого горит ваш огонь.

Совет. Не расстраивайтесь, если вы не знаете наизусть специальных слов. Услышан будет не бездушно зачитанный текст, а искренняя мольба, пусть даже своими словами.

Почему ставят свечи за здравие врагов

Библейская заповедь о любви к ближнему своему распространяется на всех, независимо от нашего отношения к деяниям того или иного человека.

Простить и пожелать добра тому, кто портит тебе жизнь – самое тяжелое моральное испытание, но только Богу дано судить. Свеча за здравие врагу подразумевает прощение. Вы желайте ему здоровья, а Создатель сам определит дальнейшее развитие событий.

Почему погасла свеча за здравие

Когда тухнет зажженная свеча у многих остается неприятное чувство тревоги. Не стоит принимать подобное близко к сердцу.

Священнослужители призывают мирян не заменять свод правил поведения в церкви, которые составлены на основе библейских заповедей, обычными суевериями.

Свечка может погаснуть просто от дуновения сквозняка или плохого качества фитиля. Повторите действие вторично, или купите другую свечу.

Читайте также
Какие иконы поставить в доме и как правильно им молиться
Присутствие святых изображений в жилище дисциплинирует каждого хозяина, заставляя его чаще обращаться к Богу. Даже если владелец квартиры или дома не считает себя слишком ревностным христианином.

Можно ли ставить свечи некрещеному

Строго запрета на посещения храма человеку, который не прошел таинство крещения, нет. Любой может купить и зажечь свечу.

Не следует упоминать некрещеного человека в записках на здравие – церковь молится только за своих мирян, которые прошли определенный обряд.

Молиться за некрещеного также можно, а вот исполнит ли Бог просьбы — единого ответа на этот вопрос нет.

Три свечи в трех церквях – что это значит?

Очень часто можно услышать совет от всезнающих лиц, что ускорить развязку неприятного дела или выздоровление от тяжелой болезни можно, если посетить три церкви на утренней службе.

Рекомендуется поставить там по три свечи или заказать три Сорокоуста. Разъяснения священнослужителей по этому вопросу сходятся в одном: количество церквей и свечей не заменяет искренней веры и молитвы.

Можно обойти все храмы в регионе, скупить там все свечи, но если действие будет превращено в механическое соблюдение ритуала, вряд ли Творец ответит на него.

Можно ли ставить церковные свечи дома

Свечу, приобретенную в храме, ставят дома перед образами. Зажигают ее не только во время утренней или вечерней молитвы. Созерцание пламени помогает успокоиться, направить мысли в нужное русло при решении важных жизненных вопросов. Церковный огонь очищает дом от демонских сил, а душу от скверны.

Теперь вы знаете, как ставить свечи за здравие в церкви и дома. Поделитесь этими знаниями с друзьями. Спаси вас Господь. Захотите на наш сайт чаще и узнаете еще много интересных вещей.

Как православные приветствуют друг друга?

Современное общество не привыкло к православным приветствиям. Тем не менее можно встретить верян, которые придерживаются христианских традиций и в этом отношении. Какие фразы и когда уместно произносить — об этом пойдёт речь дальше.

Приветствие православных христиан при встрече

В дореволюционные времена, когда православная вера занимала в жизни русских людей очень важное место, было принято входить в дом к хозяевам со словами: «Мир вашему дому». На это в ответ звучало «С миром принимаем». В таком приветствии заключено гораздо больше смысла, чем в нынешних «привет», «давай», «увидимся». Впрочем, определённые особенности в приветствиях вырабатывались со временем в каждом отдельном регионе. Свою роль играл возраст, местные обычаи.

В прошлые века люди при встрече говорили: «Христос посреди нас!», на что им отвечали: «Есть и будет!». Встречалось и «Мир вам!», с ответом «И духу твоему». Вообще, второй вариант один из самых древних. Так приветствовал людей сам Иисус Христос со своими апостолами.

До нашего времени дошло много письменных материалов, повествующих о том, как здоровались миряне на заре христианства. К слову, таким образом, всегда здоровались священники, сопровождая приветствие троекратным лобызанием в щёку и поцелуем в правую руку. Православные христиане говорят друг другу: «Христос воскресе!» в дни Пасхи. А отвечать на эти слова необходимо: «Воистину воскресе!».

Важно! В установленные церковью праздничные дни и по воскресеньям миряне обращаются к родным и знакомым так: «С праздником!».

Также среди верующих людей было принято целовать друг друга в щеку. Мужчины при этом крепко пожимали друг другу руку. Московский обычай предполагал троекратный поцелуй в щеку — мужчины с мужчинами, женщины с женщинами. В монашеской среде принято лобызание в плечо. Некоторые миряне позаимствовали и это. Ещё один обычай имеет монашеские корни. Например, когда человек хочет войти к кому-то в комнату, он говорит: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!». Войти можно только после того, как из комнаты ответят: «Аминь». Для мирской жизни это вряд ли применимо, в отличие от монастырской.

При встрече со священником, как правило, произносят: «Благословите!». Также можно приветствовать и обычных людей. Разница в том, что батюшка на такое обращение отвечает: «Бог благословит!», а мирянин должен ответить: «Благословите!».

Уходящих из дома можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе»!«, «Бог в помощь!», «Храни тебя Господь!». Православные верят, что так можно уберечь близкого человека от невзгод в пути.

Чтобы обратиться к незнакомому человеку, в православной среде говорят: «сестра», «сестрица», к замужним женщинам обращаются «матушка». Мужчин называют «брат», «братец», «отец». Можно воспользоваться обращением «госпожа», «господин», хотя в условиях нынешнего общества не всегда могут правильно истолковать значение данных слов.

За оказанную услугу или помощь наши прадеды говорили: «Спаси Бог!», «Спаси Христос!». Не воцерковленные люди будут, скорее всего, удивлены, поэтому им можно отвечать просто «Благодарю!». Таким образом, каждый может продемонстрировать, что он ценит сделанное для него.

Читайте о православии:

Православный этикет

Нормы православного этикета направлены, в первую очередь, на утверждение православной веры в сердце человека, его любви к Господу.

Согласно этим правилам, каждый христианин должен:

  • проснувшись, прежде всего, совершить молитву. Каждое дело и его окончание должно сопровождаться молитвословием;
  • чтобы оградиться от бесовского искушения и защититься от плохих дел, нужно приучить себя чаще произносить: «Господи благослови»;
  • присаживаясь за обеденный стол, всем присутствующим следует пожелать: «Ангела за трапезой»;
  • к священнику принято обращаться исключительно на «Вы»;
  • к представителям разных иерархических степеней обращаются по-разному. К епископу, например, «владыка», к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство», к патриарху — «Ваше Святейшество».

Прихожане, которые недавно начали ходить в церковь, порой, смущаются при встрече с батюшкой, поскольку не знают как правильно себя вести.

Важно! Священника не принято приветствовать рукопожатием и словами «Здравствуйте!».

По церковным правилам нужно сказать «Батюшка, благословите!». При этом отдать поясной поклон и сложить руки накрест, правую поверх левой. Священнослужитель кладёт свою руку поверх рук верующего и благословляет его. В ответ мирянину необходимо поцеловать руку батюшки, выражая свою любовь ко Христу. Идя по улице, священнослужителя можно приветствовать кивком головы.

Выполнение этих простых правил помогает человеку укрепиться в любви и вере к Творцу через своих ближних. Ведь мир с Богом и людьми — самое ценное достояние истинного христианина.

Православная Жизнь

Как только не приветствуют друг друга православные! А есть ли какие-то правильные способы приветствия православных людей? Как здороваться, чтобы не быть смешными, но и традиции не утратить?

Целовать? Можно!

В церковной среде приветствия действительно довольно разнообразные. У людей невоцерковлённых по этому поводу возникает ряд вопросов: почему и зачем они это делают, что происходит между этими людьми и так далее. У меня некоторые виды наших приветствий напоминают детство, когда приезжаешь в гости к каким-то незнакомым родственникам, которые начинают тебя зацеловывать. Ты этих тёть не помнишь и пыла их не разделяешь, и своё настроение можешь выразить тремя предложениями: «Кто вы? Что вам надо? Я вас в первый раз вижу!». Но если говорить серьёзно, то на самом деле ничего удивительного в приветственных поцелуях нет, просто православные люди помнят слова апостола: «Приветствуйте друг друга лобзанием святым» (2 Кор. 13:12), «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16). Вообще, целование — это жест доверия, такой же, как протягивание руки или объятия.

Я считаю, что вопрос не в том, как нам здороваться в церковной общине — здесь всё зависит от принятой традиции, а как это делать вне её. В церковной ограде можно приветствовать друг друга как хочется, главное — быть вежливыми. Сейчас многие приходы возвращаются к старой практике, когда священник перед Символом веры говорит: «Христос посреди нас!» — и верующие отвечают: «Есть и будет!». При этом рядом стоящие люди обнимаются и целуются. Мне такая традиция очень нравится. У нас это всё происходит в алтаре, и стоящие в храме люди этого возгласа просто не слышат. А ведь такая традиция, как мне кажется, очень хорошо объединяет приход: человек не чувствует себя в храме одиноким.

Как приветствовать окружающих — это выбор самого православного человека. Кто-то и православным, и неправославным жмёт руку, кто-то трижды целует в память о пасхальном христосовании, делая это своей особенной чертой. Знаю, что некоторые священники практикуют такое. В этом нет ничего плохого — разве что есть опасность, что чрез некоторое время за любвеобильным батюшкой начнут бегать толпы прихожанок. Так что священникам надо быть осторожнее с целованиями, не всегда они уместны.

Проявление открытости и добрых намерений

В любой культуре приветствие — пожатие руки, снятие шляпы — имеет своей целью показать, что человек вам доверяет и надеется на вашу взаимность. В открытой руке нет оружия, в непокрытой голове есть признание своей беззащитности: раньше рыцарь, въезжая в город, снимал шлем, что означало, что он не несёт угрозы и не ждёт её от окружающих. Приветствие всегда должно быть искренним и добрым.

В каждой культуре и субкультуре есть свои формы приветствий. Они могут быть условным кодом для определения своих и чужих. Ничего удивительного, что и у нас, православных, тоже есть свои традиции, понятные своим и непонятные тем, кто случайно зашёл. Мне кажется, в этом есть что-то не только объединяющее нас, но и нас обезоруживающее. Например, есть целование святой Елисаветы и поцелуй Иуды. Думаю, мы не хотим быть теми, кто приветствует людей вторым поцелуем, мы все хотим быть подобными святой Елисавете. Однако я считаю, что не надо сразу бросаться целовать новых людей в общине. Сначала следует разъяснить, что у нас и как. К сожалению, мы очень мало объясняем людям, что у нас происходит.

Читайте также:  Зосим и Савватий Соловецкие

Помним о личном пространстве

Важно, чтобы ваши приветствия не нарушали личные границы человека. Не все любят поцелуи даже с родственниками — что уж говорить о чужих людях! Надо помнить, что у разных людей разное представление о нормах социальной дистанции. Жители городов живут более тесно, чем жители деревни, поэтому касаться друг друга для первых нормально, а для вторых — нет. Потому, мне кажется, надо по возможности стараться учитывать этот момент во время общения.

За границей во многих странах не принято вторгаться в личное пространство человека, близко подходить к нему, прикасаться. Это считается неприличным. Признаюсь, мне такая традиция нравится, я люблю, когда моё личное пространство не нарушают. Мне это необходимо, чтобы я нормально функционировал. Если же человек пытается общаться «нос к носу», я очень напрягаюсь. Во время приветствий наша задача — показать дружелюбие, доброжелательность, незлобие, открытость, но помимо этого — проявить заботу о том, с кем мы встретились, сделать так, чтобы ему было комфортно с нами, чтобы мы не нарушили его границы, его покой.

«Ангела за трапезой» или «приятного аппетита»?

Если один верующий другому пожелает «Ангела за трапезой», то ничего в этом плохого нет. Понятно, что это давняя традиция, передаваемая от старшего поколения младшему. Хотя в этом случае мне вспоминается святой Серафим Вырицкий, который говорил: если вы желаете ангела за трапезой — то читайте молитву Ангелу-хранителю, а не только «Отче наш». Если человек что-то говорит или желает, он должен понимать, зачем он это делает. Не знаете, что значит то или иное приветствие — не говорите, просто поздоровайтесь, этого будет достаточно. Знаете, с каким праздником православные поздравляют друг друга в обычный будний день — отлично, поздравляйте тоже. Если же вы без понятия, почему у них каждый день какой-то праздник — говорите «Здравствуйте!». Я за осознанность. В свою очередь, верующим тоже не стоит озадачивать невоцерковлённых людей поздравлениями с праздниками из православного календаря.

Искренность и понимание — прежде всего

Православные приветствия могут отталкивать, когда они неискренние и за ними ничего, кроме слов, не стоит. Если человек говорит «со святым днём», «спаси Господи!» потому, что живёт Христом и Церковью, если от избытка сердца глаголят его уста, это всегда слышно и не раздражает. Если же это просто потому, что так принято или чтобы подчеркнуть, что «я верующая, а вы нет» — это очень фальшиво. Люди нецерковные мгновенно считывают фальшь — особенно из наших уст.

Порой обильное употребление православных приветствий — черта новоначального христианина, которому очень хочется стать своим в общине или Церкви в целом. Это горение со временем пройдёт, так что не будем судить неофитов строго.

Здороваться надо. Каждая компания, каждое объединение людей может иметь свои виды приветствий. Важно помнить: то, как вы здороваетесь в узком кругу, может быть неуместным вне его. Если вы не знаете, как приветствовать тех или иных людей — просто скажите «здравствуйте», этого всегда достаточно. Главное — чтобы мы всегда действовали по любви и с заботой о ближнем.

Священник Димитрий Паламарчук

Как православные приветствуют друг друга?

В православной традиции существуют свои особые приветствия, которые практически не встречаются в современном обществе. Лишь изредка можно встретить искренне верующих людей, сохраняющих религиозные обычаи и в этом вопросе.

  1. Как подобает здороваться при встрече православным верующим?
  2. На Руси
  3. В дни праздников
  4. В средние века
  5. Форма приветствия священнослужителя в наши дни
  6. Слова напутствия
  7. Обращение к незнакомцу
  8. Слова благодарности
  9. Важные правила приличия среди православных

Как подобает здороваться при встрече православным верующим?

До Октябрьской революции православная вера играла большую роль в России. Заходя в дом, всегда было принято произносить: «Мир вашему дому». Хозяевам обязательно следовало ответить: «С миром принимаем».

В этом обмене приветствиями было несравнимо больше сути, благости, нежели в современных аналогах. Более того, какие-то нюансы того, как по-христиански здороваться друг с другом, складывались на отдельных территориях. На это оказывали влияние местные обычаи, а также возраст православных, встречавшихся в храме или на улице.

На Руси

Еще раньше на Руси при встрече было принято сказать человеку при встрече: «Христос посреди нас». На это реагировали следующей фразой: «Есть и будет». Еще один распространенный вариант приветствия: «Мир вам», на что в ответ следовало сказать «И духу твоему». Последний приведенный пример вообще считается одним из самых древних дошедших до нас вариантов христианского приветствия. Считается, что именно так приветствовал своих учеников Иисус Христос.

Сохранилось немало письменных свидетельств того, как в раннем христианстве люди здоровались друг с другом. Например, священнослужители любое приветствие между собой сопровождали поцелуем правой руки и трехкратным лобызанием в щеку.

В дни праздников

В дни больших церковных праздников, а также в любое воскресенье миряне друг с другом здоровались, говоря: «С праздником!». Целоваться в щеку было принято не только среди священников, но и обычных прихожан.

В средние века

В средние века мужчины обменивались между собой тремя поцелуями в щеку, также между собой поступали женщины. У монахов считалось уместным лобызание в плечо. Этот обычай со временем позаимствовала часть мирян.

Форма приветствия священнослужителя в наши дни

У православных верующих, встречая священнослужителя в церкви, существует форма приветствия, которая отличается от мирского приветствия со словами «Здравствуйте». При встрече со священником обычно говорят «Благословите» или «Добрый день, батюшка, благословите».

Слова напутствия

Когда человек уходил из дома, существовало несколько вариантов для напутствий: «Бог в помощь» или «Храни тебя Господь». Считается, что, благодаря этим словам, удается спасти дорогого сердцу человека от проблем и неприятностей, с которыми он может столкнуться на своем пути.

Обращение к незнакомцу

Обращаясь к незнакомцу, женщине следует говорить «матушка», если она замужем, или «сестра, если женщина еще молода. Аналогично к мужчинам следует обращаться «отец» или «брат». В православной среде допускается использовать в качестве обращения «господин» и «госпожа», но в современном мире значение этих слов несколько изменилось, поэтому не всегда может быть правильно воспринято собеседником. Он может не увидеть за ним религиозной подоплеки, в этом случае такое обращение может показаться неуместным.

Слова благодарности

В качестве благодарности человек за помощь или оказанную услуга издревле принято было говорить: «Спаси Христос» или «Спаси Бог». Однако если собеседник не является верующим человеком, его такое обращение может удивить. Вполне допускается использовать вместо этого обычное «Благодарю». Так удастся подчеркнуть, насколько вы дорожите оказанной вас услугой.

Важные правила приличия среди православных

В основе этикета, принятого в христианстве, есть нормы, помогающие утвердить силу веры в Бога, укрепить его любовь и почитание Всевышнего.

Истинный православный человек должен следовать определенным правилам:

  1. Утром, едва проснувшись, начинать день с совершения молитвы. Молитвой должно начинаться и завершаться каждое дело, за которое он берется.
  2. Спастись и защититься от дьявольского искушения, а также не увлечься плохими и бесовскими делами удается, если как можно чаще произносить про себя одну только фразу «Господи благослови».
  3. Перед едой, садясь за стол, следует пожелать всем собравшимся вокруг ангела за трапезой.
  4. К людям старшего возраста всегда следует обращаться исключительно уважительно. К священнику непременно на «вы».
  5. Особое обращение существует к каждому представителю в церковной иерархии. К патриарху – только «Ваше Святейшество», а к епископу – «владыка».

ХРИСТИАНСКИЙ ЭТИКЕТ.

Любовью служите друг другу.

Эти слова, сказанные почти 2 тысячи лет назад апостолом Павлом галатам (Галл. 5, 13), определяют основы поведения христиан в храме и дома, взаимоотношений между собой и языческим миром. Божественная любовь была основой и сутью, мерилом и образцом жизни христианина.

Будучи основаны на христианской любви, на Законе Божием, основы православного этикета, в отличие от светского, являются не только суммой правил поведения в той или иной ситуации, но путями утверждения души в Боге.

Как вести себя с ближними

В жизни человека-христианина все начинается – каждое утро, и любое дело – с молитвы, и все завершается молитвой. Молитва определяет наши отношения с ближними, в семье, с родными. Привычка перед всяким делом или словом от всего сердца просить: «Господи, благослови!» – убережет от многих недобрых дел и размолвок.

Если вас кто-то огорчил или обидел, пусть и несправедливо, по-вашему, не спешите выяснять отношения, не возмущайтесь и не раздражайтесь, а помолитесь об этом человеке – ведь ему еще тяжелее, чем вам – на его душе грех обиды, может быть, клеветы – и ему нужно помочь вашей молитвой, как человеку тяжело больному. От всего сердца помолитесь: «Господи, спаси раба Твоего (рабу Твою)…/ имя / и его (ее) молитвами прости моя прегрешения.

При беседе умейте внимательно и спокойно слушать другого, не горячась, если даже он высказывает мнение, противоположное вашему, не перебивайте, не спорьте, стараясь непременно доказать свою правоту.

Входя в дом, надо сказать: «Мир вашему дому!», на что хозяева отвечают: «С миром принимаем!» Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!»

За все принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси, Господи!», «Спаси, Христос!» или «Спаси тебя Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, таким образом благодарить не обязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!» или «Я от всей души вам благодарен!».

Как приветствовать друг друга. За века христиане выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Так приветствуют друг друга священники.

Преподобный Серафим Саровский обращался ко всем приходящим со словами: «Христос воскресе, радость моя!»

В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!» , на кануне праздника – “Со святым вечером”, в праздники – “С Рождеством Христовым”, “С вознесением Господним” и т.д.

Монастырские корни имеет форма приветствия «Благословите!» – причем не только священника.

Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела-хранителя тебе!», перекрестив их. Можно пожелать ангела-хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!». Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией!», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.

Обращение к священнику. Как взять благословение. К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем – так, как оно звучит по-церковнославянски с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий», либо (как это принято у большинства церковного народа) – «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец»…Но у диакона, поскольку он не имеет благодатной силы рукоположения во священство, благословение брать не положено.

Обращение «благословите» – это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священника, с которым не приято здороваться словом «здравствуйте». Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, покло нившись , встать перед священником, сложив руки ладонями вверх – правую поверх левой. Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» – и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует – мы не священнику руку лобызаем, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас…И прикасаемся мы устами к месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей…

Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует лишь перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением – то есть «креститься на священника».

Бестактно и неблагоговейно выглядит ситуация во время богослужения, когда кто-то из священников направляется из алтаря к месту исповеди или для совершения крещения, а множество прихожан в этот момент бросаются к нему за благословением, тесня друг друга.

В Православной Церкви в официальных случаях (во время доклада, выступления, в письме) принято к священнику-благочинному обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря (если он игумен или архимандрид) обращаются – «Ваше Высокопреподобие» или «Ваше Преподобие», если наместник иеромонах. К епископу обращаются – «Ваше Преосвященство», к архие пископам и митрополитам – “Ваше Высокопреосвященство”. В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально – «владыко», а к наместнику монастыря – «отец наместник» или «отец игумен». К Святейшему Патриарху принято обращаться «Ваше Святейшество». Эти наименования, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека – священника или Патриарха, они выражают уважение к священному сану духовников и святителей.

(Из книги протоиерея Андрея Устюжанина “Как вести себя верующему”.)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

О церковном этикете

В православии существует собственный церковный этикет. Что он из себя представляет? Об этом Вы узнаете, прочитав статью протоиерея Максима Козлова.

Церковный этикет

Давайте вновь поговорим о таком понятии как церковная вежливость и церковный этикет. Ну, может возникнуть вопрос: неужели нет более важных и актуальных тем для общения в прямом эфире? Конечно, много важного и много актуального, но каждый из нас по себе знает, что отсутствие вежливости в Церкви или незнание нами церковного этикета порождает много проблем. От простых — например, человек не знает, как правильно подойти и обратиться к священнику, к епископу, как составить то или иное письмо, правильно адресованное в ту или иную церковную инстанцию. А отсутствие вежливости порождает, прежде всего, проблемы у переступающих порог церкви — у тех, кто сталкивается с некорректным, нетерпимым, грубым обращением со стороны около-церковнослужителей.

Да, конечно, есть уровни нашей жизни, нашего бытия, где всякая, в общепринятом смысле слова, вежливость или уже тем более, всякий этикет, отступают. Да, мы знаем, что преподобный Серафим в этом смысле — совершенно вне традиции церковного благочестия, церковного обычая XIX столетия — приветствовал всех приходящих к нему (в некоторое время его жизни) словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Приветствовал так и крестьянина, и губернатора, и архиерея. Но для того, чтобы вот так себя вести, так сказать эти слова, нужно, наверное, сначала стать преподобным Серафимом! Потому что представим, если какой-нибудь обычный монах или мирянин в монастыре будет вот так ходить и всем говорить: «Радость моя, Христос воскресе!» Увидит наместника монастыря послушник и тоже будет к нему так обращаться, когда тот его определяет на какое-нибудь послушание… Наверное, это вызовет скорее наказание, чем поощрение! Итак, для нас, обычных людей, не достигших тех высот, которых достиг преподобный Серафим, конечно же, общечеловеческие нормы вежливости и церковного этикета являются обязательными.

Читайте также:  Молитва святому преподобному Макарию Великому, житие

Такой вот эпизод еще навел меня на мысль посвятить сегодняшний эфир этой теме. Когда совершался крестный ход в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия торжественным, чинным шествием из Московского Кремля, мимо собора Василия Блаженного, мимо сцены, построенной для концерта Пола Маккартни (во всем контрасте нашей современной российской жизни), то вместе с множеством духовенства шло и некоторое количество народа, в котором по обычаю большинство составляли наши церковные бабушки (в данном случае имею в виду категорию не возрастную, а социально-церковную). Две из них оказались неподалеку, и я наблюдаю такую сцену. Поют пасхальные песнопения, величание святым Кириллу и Мефодию, ну — и чем-то вдруг одна другой не угодила! То ли на ногу наступила, то ли еще неудовольствие какое-то вызвала. И она демонстративно, громко, обращаясь к идущей с ней рядом, только что певшей (причем пели обе): «Радостию друг друга обымем» спутнице, говорит: «Спаси тебя, Господи!» А та поворачивается, метает на нее твердый взгляд: «Нет, это тебя спаси, Господи!» И понятно, что хотя по форме сказано все это было правильно (слова-то правильные были произнесены, но тем хуже, тем кощунственнее наполнение, которое в них вкладывалось, потому что это было не благопожелание спасения от Бога, а выражение собственного недоброжелательства, выражение того, что тебя-то нужно спасать, а я-то получше тебя человек, я только пожелать тебе этого могу!»

Это такой пример, который показывает, чего нам очень часть в церковной жизни недостает — терпимости и взаимной корректности поведения. Уж что там говорить про жертвенную любовь, про высокие идеалы, к которым мы должны идти, но которые отнюдь не всегда сопровождают наше повседневное существование. Не хватает простой корректности и терпимости — того, чтобы относиться друг к другу, к стоящим вместе на богослужении хотя бы без нарушения светско-советского принципа, который формулировался такими словами: «Человек человеку бревно». Действительно, мы не должны относиться по этому правилу друг к другу, надо как-то замечать один другого и снисходить к немощам. Это и будет основой той церковной вежливости, которая сделает ее искренней. Ведь вежливость может идти и от светскости, а таком случае обращаясь часто в свою противоположность. Есть такие неслучайные выражения: «убийственная вежливость» или «холодная вежливость». Это когда через формально корректное, очень вежливое поведение человека ставят на место, показывают ему дистанцию между тобой и этим человеком. В конечном итоге, показывают ему свою нелюбовь. Или может быть лицемерная, лукавая вежливость, которая прикрывает некоторыми формулировками, некоторым умением себя вести внутреннюю холодность, равнодушие, а то и нелюбовь к тому или иному человеку.

Конечно, ни то, ни другое неприемлемо для нас как основа нашего поведения в Церкви. Но понимание того, что вежливость церковная может быть реальным опытом приобретения духа кротости и терпимости, снисхождения к немощам другого человека (и в этом смысле оказаться нам духовно полезной) — это то, что каждый из нас должен стараться понять и принять. И некоторой неотъемлемой составляющей этой вежливости является церковный этикет. Хотя слово это иностранное, но бояться его не нужно. Ведь что такое вообще этикет? Этикет — это правила поведения, обхождения, принятые в определенных социальных кругах. Скажем, может быть этикет придворный, дипломатический, воинский, общегражданский этикет. Форма поведения. Но специфика нашего, церковного этикета, связана прежде всего с тем, что составляет основное содержание религиозной жизни православного человека (вообще, всякого верующего человека): с почитанием Бога, с благочестием должен быть связан церковный этикет. И мы знаем, что в XX веке было насильственно прервано немало традиций — традиций, которые скрепляли поколения, придавали жизни освящение через верность тем или иным вековым обычаям, преданиям и установлениям. Утеряно то, что наши прадеды впитывали с детства, что становилось потом естественным: все эти правила поведения, обхождения, учтивости, дозволенности, которые складывались на протяжении долгого времени на основании норм христианской нравственности. Поскольку значительную часть наших прихожан составляют как раз люди не знающие и не имеющие полноты этой традиции, давайте посвятим некоторое время разговору о церковном этикете.

Начнем с простого. Итак, все мы знаем, что при обращении с духовенством необходимо иметь некоторый минимум познаний о священных санах духовных лиц. Мы знаем, что в Православной Церкви духовные лица подразделяются на три иерархические степени — это диаконат (или диаконство), который состоит из диаконов и протодиаконов, это священники (иереи, протоиереи; в монашестве это игумены, архимандриты, довольно редкий чин протопресвитера существует в белом духовенстве) и епископы (или архиереи), которые могут быть епископами, архиепископами или митрополитами. И высшая ступень — это Патриаршество. В совокупности эти ступени составляют трехчинную иерархию в Православной Церкви. И именно эти лица составляют клир и поэтому называются клириками (или, по-другому, священнослужителями). Кроме священнослужителей, у нас есть церковнослужители (иподиаконы, чтецы, певцы, свещеносцы, которые участвуют в архиерейском богослужении, но отчасти как чтецы и певцы могут принимать участие в обычном, приходском богослужении). И, соответственно, к каждой из этих ступеней духовенства принято свое обращение. Возникает еще вопрос: в какой форме, на «ты» или на «вы» следует обращаться в церковной среде. Как современному христианину, стремящемуся следовать благочестивым обычаям, обращаться к другому православному человеку и как — к духовенству? Нельзя сказать, что этот вопрос может быть решен для всех случаев однозначно. В древности, и даже в относительной уже древности, употребление формы «ты» было гораздо более распространено, чем ныне. У нас, безусловно, удержалось это обращение «ты» с тем ощущением дистанции, но и близости одновременно, по отношению к Самому Господу Богу. Ведь мы же говорим Спасителю в молитве: «Господи, милостив буди мне, грешному!», «Ты, Господи, сохраниши и соблюдеши мя!», «Господи, помилуй!». Невозможно представить, чтобы было допустимо обращение «вы» в молитве! То же самое — к Божией Матери или к святым (когда речь идет об одном святом). Соответственно, в древности обращение «ты» — к царю, обращение «ты» — к Патриарху — не было нарушением церковного этикета, а было формой вежливости. То же самое — и по отношению к священнику. Но начиная со времени Петра Великого, с XVIII столетия, когда нормы западноевропейского этикета (в том числе, светского этикета) постепенно стали все более широко распространяться в нашем обществе, вот это употребление «ты» сузилось и появились ситуации, когда, конечно же, мы должны обращаться на «вы».

Обращение на «вы» обязательно со стороны мирянина по отношению к лицам, находящимся в высшей степени священства — то есть ко всем епископам (епископам, митрополитам, архиепископам, Патриарху), как в устном, так и в письменном обращении. Как нужно говорить, если надо дополнить это обращение?

По отношению к Патриарху Всероссийскому мы употребляем титул «Его Святейшество» и, соответственно, в личном обращении говорим: «Ваше Святейшество», можно дополнить: «Ваше Святейшество, Святейший Отец!» или просто ограничиться обращением «Ваше Святейшество» и дальше продолжать излагать ту или иную мысль.

Как обратиться к архиепископу или митрополиту?

По отношению к митрополитам и архиепископам принято обращение «Ваше Высокопреосвященство», за исключением митрополита Киевского, которому усвоен титул, в силу высокого статуса Украинской Церкви — титул, свойственный самостоятельным предстоятелям Церквей — титул «Блаженство». Поэтому к митрополиту Киевскому Владимиру следует обращаться «Ваше Блаженство!», а в третьем лице о нем могут говорить: «Блаженнейший Владыка!»

По отношению к епископам корректная форма обращения: «Ваше Преосвященство!».

Итак, Ваше Святейшество, Ваше Блаженство, Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство. Это будут корректные формы обращения к архиереям.

В устной речи затем допустимо, с тем, чтобы не нагромождать всякий раз эти наименования, именование архиереев «Владыка»: «владыка Мефодий», «владыка Кирилл», «владыка Евгений…» Когда мы в третьем лице говорим об архиерее, то в устной речи допустимо несколько вариантов. Можно сказать: «Митрополит Кирилл сказал…», «Владыка Иоанафан подписал обращение…», можно сказать «Его Высокопреосвященство (когда понятно, о ком речь идет) обратился к собравшимся со словом приветствия…» И такие формы будут взаимозаменяемы и корректны. Если мы в письменной форме обращаемся к архиерею, то обычно начало письма, начало обращения следует сделать в такой форме: «Его Преосвященству, Преосвященнейшему епископу (далее указывается кафедра этого епископа) имярек» от такого-то прошение (или рапорт, или другая какая-то бумага)». И далее в письме мы излагаем: «Ваше Преосвященство, спешу доложить вам и т. д.» Такого рода обращение покажет церковную корректность и знание церковного этикета со стороны людей, которые будут так обращаться к архиерею.

Что касается обращения к священству, то по многовековой традиции, к священнику в устной речи обращаются, добавляя слово «отец»: «отец Мефодий», «отец Иоанн», «отец Димитрий…» Можно в обращении допускать славянизированный звательный падеж: «отче Димитрие» (впрочем, наверное, не в самой официальной обстановке, показывая, таким образом, свое знакомство со славянским языком). В торжественной, в официальной речи к протоиереям и архимандритам следует обращаться «Высокопреподобие!»: «Ваше Высокопреподобие!». К простым иереям и монахам обращение будет: «Ваше преподобие!» и, соответственно, скажем, в поздравлении рождественском или пасхальном мы подпишем адрес: «Его высокопреподобию, протоиерею Сергию», «Его преподобию, иеромонаху Ксенофонту». Это будет корректное написание, скажем, письма, отправленного с поздравлением.

Безусловно, в тех или иных ситуациях, при сверственных отношениях или, тем более, скажем, если священник сильно младше или давно знаком тому или иному мирянину, в близком общении допустим переход на «ты» между священником и мирянином. Скажем, дома и жена, и близкие обращаются к священнику на «ты», дети, конечно, говорят ему «папа», а не каким-то другим образом, и жена священника или диакона говорит с мужем дома на «ты», без добавления слов «отче» или «батюшка» (хотя при посторонних людях это часто режет слух, подрывает авторитет священнослужителя). И корректная, воспитанная матушка обычного обращения не перенесет и за приходским столом, и тогда, когда ее обращение к священнику и мужу могут слышать другие люди.

Это верно и в отношении других прихожан, когда им приходится обращаться к своему батюшке при посторонних или малознакомых людях.

Кстати, тут нужно отметить, что со стороны мирянина обращение «отец» к священнику, без употребления имени, звучит фамильярно: «Отец, ну-ка, скажи мне, во сколько сегодня начнется богослужение?» Это, конечно, не будет вполне корректной формой. Надо сказать так: «Отец Иоанн, скажите мне, пожалуйста, во сколько сегодня начнется исповедь перед богослужением?» Однако, в обращении священнослужителей между собой эту форму можно считать приемлемой.

Диакон, как мы знаем, является помощником священника. Ему не поручено самостоятельное совершение богослужений и обращение к нему с добавлением слова «отец» утвердилось, надо сказать, достаточно недавно. Но в нынешнем церковном этикете корректно будет обратиться к диакону с добавлением именно этого слова: «Отец диакон…» или так же, как к священнику, с добавлением имени: «Отец Павел…» Если говорят о диаконе в третьем лице, то корректнее всего так употребить: «Отец диакон сказал мне…» А если мы употребляем имя собственное, то можем так сказать: «Диакон Владимир сообщил…» или же так: «Отец Павел только что ушел по церковному послушанию».

Еще одно обстоятельство на один момент важно указать – это форма приветствия, которую миряне допускают по отношению к священнику. Часто можно встретиться с практикой, когда люди, вновь пришедшие в Церковь, обращаются к священнику: «Здравствуйте, добрый день!» или еще каким-то образом, в то время как уважение к сану предполагает в любом случае добавление при встрече со священником слов: «Благословите…» Можно сказать: «Добрый день, батюшка, благословите!» или «Простите, благословите…» или еще короче: «Благословите, отец Андрей!» Ну, впрочем, не будет грехом добавить время суток, например: «Доброе утро, батюшка, благословите!» или – сейчас, когда, например, пасхальное время: «Христос воскресе, отец Артемий, благословите!» Именно младший по чину приветствует словами «Христос воскресе!», а старший отвечает словами: «Воистину воскресе!» (например, священник по отношению к мирянину) и преподает ему благословение.

Безусловно, мы знаем, что в Православной Церкви у нас не принято обращение, которое можно сейчас услышать от людей, редко бывающих в церкви, но много смотрящих испано-португальские сериалы, а именно: «святой отец». Когда не знающий имени священника человек, подходит к нему с вопросом: «Святой отец, как у вас тут покреститься можно?» И сразу понятно, что человек этот хорошо знаком с программой телевидения. Такое обращение у нас не принято. Святыми отцами в Православной Церкви безусловно мы называем прославленных подвижников благочестия и это словосочетание применяем к тем, кто уже канонизирован. Мы говорим, например: «Святые отцы учат…» или «Святые отцы относительно поста установили такие-то правила…» Но никак не по отношению к конкретному священнику!

Если встреча наша с клириком происходит в храме или вне храма, но когда ничто тому не препятствует, то, конечно же, со словами приветствия уместно будет подойти к батюшке и взять благословение. При этом это не зависит от того, в рясе он находится или, путешествуя по городу, по жизненным обстоятельствам, делает это в светской одежде. Если вам известен священник (вы несомненно знаете, что это клирик Русской Православной Церкви), то, конечно же, не в рясе находится сила священнического обращения. Если священник идет в пиджаке или в рубашке, то и так можно подойти и взять у него благословение, ничуть не меньше оно от этого будет.

По традиции, принимающий благословение сам приемлет в свои руки благословившую его десницу священника, подносит ее к губам и, слегка приклонив голову, благоговейно лобызает. И это тоже принято делать. Другое дело, что священник, упреждая нерешительность мирянина, иногда может поднести свою руку к его губам, но это корректно делать, если мирянин священнику уже знаком, а не является человеком недавно воцерковившимся. Если вас священник не знает, корректно будет потом представиться: «Отец Матфей, благословите, раб Божий Михаил…» или еще как-то себя представить. Или, например, так: «У меня к вам срочное поручение от отца благочинного…» (тут уж вас священник точно выслушает внимательно), и излагайте свое дело. Получив это благословение, тут же можете приступать к своему делу.

Читайте также:  Храм Преображения Господня на Преображенской площади

Если беседа со священником происходит по телефону (что в нынешней жизни нередко случается), то и в таком случае неправильно было бы говорить: «Здравствуйте!», но можно построить беседу так. Поскольку мы не всегда уверены, кто нам отвечает по телефону, бывает номера неверно соединяются, то можно так обратиться: «Алло, это отец Тимофей?» И, после того, как получили подтверждение, сказать: «Отче, благословите!» Иначе, например, при сбое линии, можно самому попасть впросак, да и нежданного собеседника поставить не в самое ловкое положение (он не будет знать, как себя вести). А затем кратко, лаконично вы сообщаете цель вашего звонка, благодарите в конце разговора. Можно при прощании взять благословение снова, а можно употребить старую формулу, которая тоже применяется: «Простите и благословите!» и затем откланяться.

Кстати, нужно указать на распространенную ошибку людей малоцерковных: это накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священнослужителя: креститься на священника! Этого делать не следует. До акта церковной канонизации креститься на него никак нельзя!

МИР вам: как в Содружестве отмечают День приветствий

Как православные приветствуют друг друга?

  • Приветствие православных христиан при встрече
  • Православный этикет

Современное общество не привыкло к православным приветствиям. Тем не менее можно встретить верян, которые придерживаются христианских традиций и в этом отношении. Какие фразы и когда уместно произносить — об этом пойдёт речь дальше.

Приветствие православных христиан при встрече

В дореволюционные времена, когда православная вера занимала в жизни русских людей очень важное место, было принято входить в дом к хозяевам со словами: «Мир вашему дому». На это в ответ звучало «С миром принимаем».

В таком приветствии заключено гораздо больше смысла, чем в нынешних «привет», «давай», «увидимся». Впрочем, определённые особенности в приветствиях вырабатывались со временем в каждом отдельном регионе.

Свою роль играл возраст, местные обычаи.

Правила православного этикета основаны на любви и утверждении к вере в Бога

В прошлые века люди при встрече говорили: «Христос посреди нас!», на что им отвечали: «Есть и будет!». Встречалось и «Мир вам!», с ответом «И духу твоему». Вообще, второй вариант один из самых древних. Так приветствовал людей сам Иисус Христос со своими апостолами.

До нашего времени дошло много письменных материалов, повествующих о том, как здоровались миряне на заре христианства. К слову, таким образом, всегда здоровались священники, сопровождая приветствие троекратным лобызанием в щёку и поцелуем в правую руку. Православные христиане говорят друг другу: «Христос воскресе!» в дни Пасхи. А отвечать на эти слова необходимо: «Воистину воскресе!».

Важно! В установленные церковью праздничные дни и по воскресеньям миряне обращаются к родным и знакомым так: «С праздником!».Также среди верующих людей было принято целовать друг друга в щеку. Мужчины при этом крепко пожимали друг другу руку. Московский обычай предполагал троекратный поцелуй в щеку — мужчины с мужчинами, женщины с женщинами.

В монашеской среде принято лобызание в плечо. Некоторые миряне позаимствовали и это. Ещё один обычай имеет монашеские корни. Например, когда человек хочет войти к кому-то в комнату, он говорит: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!». Войти можно только после того, как из комнаты ответят: «Аминь».

Для мирской жизни это вряд ли применимо, в отличие от монастырской.

В апостольские времена христиане приветствовали друг друга «святым лобзанием»

При встрече со священником, как правило, произносят: «Благословите!». Также можно приветствовать и обычных людей. Разница в том, что батюшка на такое обращение отвечает: «Бог благословит!», а мирянин должен ответить: «Благословите!».

Уходящих из дома можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе»!«, «Бог в помощь!», «Храни тебя Господь!». Православные верят, что так можно уберечь близкого человека от невзгод в пути.

Чтобы обратиться к незнакомому человеку, в православной среде говорят: «сестра», «сестрица», к замужним женщинам обращаются «матушка». Мужчин называют «брат», «братец», «отец». Можно воспользоваться обращением «госпожа», «господин», хотя в условиях нынешнего общества не всегда могут правильно истолковать значение данных слов.

За оказанную услугу или помощь наши прадеды говорили: «Спаси Бог!», «Спаси Христос!». Не воцерковленные люди будут, скорее всего, удивлены, поэтому им можно отвечать просто «Благодарю!». Таким образом, каждый может продемонстрировать, что он ценит сделанное для него.

Читайте о православии:

  • Евангелие от Матфея
  • Православная социальная сеть «Елицы»
  • Православные книги

Православный этикет

Нормы православного этикета направлены, в первую очередь, на утверждение православной веры в сердце человека, его любви к Господу.

Согласно этим правилам, каждый христианин должен:

  • проснувшись, прежде всего, совершить молитву. Каждое дело и его окончание должно сопровождаться молитвословием;

Каждое утро верующего человека должно начинаться с молитвенного прошения

  • чтобы оградиться от бесовского искушения и защититься от плохих дел, нужно приучить себя чаще произносить: «Господи благослови»;
  • присаживаясь за обеденный стол, всем присутствующим следует пожелать: «Ангела за трапезой»;
  • к священнику принято обращаться исключительно на «Вы»;
  • к представителям разных иерархических степеней обращаются по-разному. К епископу, например, «владыка», к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство», к патриарху — «Ваше Святейшество».

Прихожане, которые недавно начали ходить в церковь, порой, смущаются при встрече с батюшкой, поскольку не знают как правильно себя вести.

Важно! Священника не принято приветствовать рукопожатием и словами «Здравствуйте!».

По церковным правилам нужно сказать «Батюшка, благословите!». При этом отдать поясной поклон и сложить руки накрест, правую поверх левой.

Священнослужитель кладёт свою руку поверх рук верующего и благословляет его. В ответ мирянину необходимо поцеловать руку батюшки, выражая свою любовь ко Христу. Идя по улице, священнослужителя можно приветствовать кивком головы.

Выполнение этих простых правил помогает человеку укрепиться в любви и вере к Творцу через своих ближних. Ведь мир с Богом и людьми — самое ценное достояние истинного христианина.

Как надо приветствовать друг друга в храме

Авг 25, 2020 22:57 Администратор

Виды приветствия

Слово «Ас-саляму алейкум» на арабском
Приветствие мусульман или салама, саляма в Исламе имеет и полную форму. Полная форма приветствия мусульман звучит как «Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Ллахи ва-баракятух», и дословно эти слова означают в переводе с арабского языка «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение». Ответ на него звучит как «Ва-алейкум ас-салям ва-рахмату-Ллахи ва-баракятух» и в переводе с арабского языка переводится как «И вам мир, милость Аллаха и Его благословение». Тирмизи передает случай о том, как Пророка Мухаммада ﷺ посетил мусульманин, который зашел и произнес приветствие «Ас-саляму алейкум!», и в ответ его поприветствовали и он сел, а Посланник Аллаха сказал: «Десять». Когда этот человек сел, вошел еще один мусульманин и сказал «Ас-салааму алейкум ва рахматуллах!», и тоже его поприветствовали в ответ, а Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Двадцать». Когда же третий мусульманин вошел и произнес приветствие «Ас-салааму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!», и ему ответили, Посланник Аллаха сказал: «Тридцать». Произнося эти числа, Пророк Мухаммад ﷺ сообщал, какое вознаграждение получит каждый мусульманин, который поприветствовал своего брата по вере.

Исходя из вышеприведенного хадиса приветствие мусульман друг другу можно разделить на несколько видов, лучшим из которых является произнесение фразы «ас-саляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуХу«, на что должен последовать ответ «ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуХу«, более низким по степени награды является приветствие «ас-саляму алейкум ва рахматуЛлах«, на него мусульманин должен ответить такой же формулировкой «ва алейкум ассалям ва рахматуЛлах» или лучше «ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуХу«, как об этом сказал Пророк Мухаммад ﷺ, чтобы мусульманин отвечал также или лучшим приветствием. Повседневным приветствием мусульман и меньшим по степени награды является приветствие «ас-саляму алейкум» и ответ на него «ва алейкум ассалям«, при этом если тот кого поприветствовали ответит «ва алейкум ассалям ва рахматуЛлах» или «ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуХу» — то он последует сунне Пророка Мухаммада ﷺ и получит большую награду за свое ответное приветствие.

Лучшее полное приветствие у мусульман: «ас-саляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуХу» (на арабском)

У мусульман в Исламе различается две формы приветствия: первая форма приветствия в Исламе звучит как «ас-саляму алейкум», а вторая форма звучит как «салямун алейкум», где не употребляется артикль «аль», и первая форма, и вторая используется мусульманами в повседневной жизни, но достойнее звучит все-таки первая форма.

Такая формулировка как «алейка-с-салям» или «саляму Ллахи аляйка» нежелательна для приветствия, поскольку ее используют для употребления в адрес уже покойных, умерших людей.

Православные приветствия и обращения к священнослужителям. –

Христианские приветствия

Вопрос читателя: Ко мне пришли священнослужители с иорданским освящением, и поздоровались: «Христос крестился. » А я не знала, как ответить. Расскажите пожалуйста, как принято приветствовать в Православии, и как правильно обращаться к священнослужителям.

Ответ:

Действительно, проблема незнания верующими элементарных казалось бы аспектов религиозной жизни, является печальным признаком нашего времени. К одному из таких установлений церковной традиции относятся и православные приветствия. Так как же принято здороваться в православной церкви? Как вообще обращались друг к другу первые христиане? Как приветствовал Сам Христос? Апостолы.

Христос, посылая учеников Своих на проповедь, наставлял: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему

» (Евангелие от Луки, 10 глава, 5 стих). Сам Иисус приветствовал словами
«Мир вам»
. В самом деле, мир – наибольшее приобретение христианина. Мир с Богом и людьми.

Мир и радость в сердце человека. Апостол Павел учит, что царство Божие – это праведность, и мир, и радость в Духе Святом (Послание к Римлянам, 14.17). И при рождении Иисуса ангелы на небе провозглашали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. » (От Луки, 2.

,
«Радуйтесь!»
– еще одно приветствие, которое мы встречаем на страницах Священного Писания. Этими словами приветствовал архангел Гавриил Деву Марию, благовествуя Ей рождение от Нее и Духа Святого Младенца – маленького Христа…

Апостольские Послания дают нам богатый материал для исследований письменных приветствий времен апостолов и первых христиан.

Так, апостол Павел пишет верным в Риме: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа…» В Первом послании к Тимофею апостол Павел приветствует словами: «Благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего…» Второе соборное послание святого апостола Петра начинается словами: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего…»

Какие же приветствия приняты в современной православной церкви? Сохранилось первохристианское: «Мир вам»

, на которое православные отвечают:
«И духу твоему»
(протестанты на такое приветствие ответят:
«С миром принимаем»
). Также приветствуем друг друга словами:
«Слава Иисусу Христу!»
, на что отвечаем:
«Вовеки слава»
. На приветствие
«Слава Богу!»
– отвечаем:
«Вовеки слава Богу».
Когда же приветствуют словами
«Христос посреди нас!
» – следует ответить:
«И есть, и будет…»
В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!»

– звучит в ответ. На Крещение:
«Христос крестился!»

«В реке Иордане!»
И, наконец, на Пасху:
«Христос воскрес!»

«Воистину воскрес. »
А как правильно обращаться друг к другу? Православные, обращаясь к брату или к сестре во Христе, так и произносят: «брат Иван», «сестра Мария»…

Так учил нас Христос: «…один у вас Учитель, все же вы – братья», – говорит Он в Евангелии от Матфея.
Апостолы и первые христиане называли друг друга братьями. Обращение «брат», «братья», «братия»
десятки раз можно встретить в книгах Нового Завета.

Встречаются там и иные обращения, свидетельствующие о различном статусе служения братьев-христиан, либо же о различных дарах Святого Духа членам церкви Христовой.

Некоторые из этих обращений дошли до нынешнего времени.

Таково обращение «отец»

(в украинской традиции –
«пан-отче»
, в русской часто –
«батюшка»
) к священнослужителю, который является инструментом в руках Божиих, вестником Божиим, который должен нести слово Бога Живого, Его Учение всем народам, крестя их во Имя Отца, Сына и Святого Духа… В книге пророка Малахии сказано: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, ибо он ангел (вестник. –
Авт.
) Господа Саваофа («Саваоф» – Бог воинств, Бог воюющий. –
Авт.
)» (Малахии, 2.7).

Обращение «отец» определяет высшую ступень совершенства христианина: «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала», – обращается к совершенным апостол Иоанн Богослов. «Отцы» – это тот уровень на котором открывается наивысшее познание Сущего.

И обращение к священнослужителю «отец» – своеобразный аванс, духовный титул, долженствующий постоянно напоминать духовному лицу о том, кто он, и каких действий, каких знаний, какой совершенной жизни требует от него его служение. А также и то, что сутью этого служения является духовное возрождение паствы.

Обязанность приводить к Господу все новых и новых духовных чад, избавленных крепким неводом слова, веры и благодати Божией, из бурных вод «житейского моря, взволнованного бурею искушений». Как сказал апостол Павел: «Вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов

; а я родил вас во Христе Иисусе благовествованием…» (Первое к Коринфянам, 4.14,15)

Когда пастырь Церкви, обретя дар Духа Святого, пасет стадо Божие, – нам следует понимать, что истинный Пастырь – Господь. Когда проповедник Евангелия Правды по заповеди Божией «идет и учит все народы» всему тому, что заповедал нам Иисус, – мы помним, что один нам Учитель – Господь.

И когда священнослужитель духовно рождает новообращенных в Божие Царство – мы знаем, что один у нас Отец, сущий на Небесах…В православной традиции приняты и иные обращения к духовным лицам, в зависимости от их иерархического положения.

Так к епископу, как к носителю церковной власти, обращаемся: «владыка»

. Если же более официально, то
«Ваше Преосвященство»
. К архиепископу и митрополиту –
«Ваше Высокопреосвященство»
. К патриарху –
«Ваше Святейшество».
Иногда, когда за особые заслуги Церковь присваивает духовному лицу титул «Блаженнейший», – обращаемся: «Ваше Блаженство…»

www.vedmedenko.org

Ссылка на основную публикацию