Как избавиться от сглаза и порчи самостоятельно

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Как избавиться от сглаза и порчи самостоятельно

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Довольно большое количество людей задаются вопросом, как избавиться от сглаза и порчи самостоятельно, ведь может случиться, так что резко все в жизни начало идти совсем не так как надо, а виной этому может послужить сглаз или порча, которую навели завистники или даже близкие люди.

Как снять порчу или сглаз самостоятельно

Снятие порчи/сглаза может занять значительное количество не только времени, но также веры и эмоциональных затрат, однако все же справиться с их действием вполне можно самостоятельно, но сначала нужно хорошо ознакомиться с ее влиянием на человека и возможных обрядах избавления.

Как определить и снять сглаз

  1. В том случае если человек подвергся негативному воздействию извне, то в первую очередь это проявится на его эмоциональном состоянии, то есть может возникать беспричинная злоба, а также проявиться чрезмерная раздражительность;
  2. У людей же преклонного возраста могут быть проблемы связанной непосредственно с человеческой энергетикой, вызывая при этом регулярное повышение/понижение артериального давления и проявление болей в области груди и сердца;
  3. Что касается детей, то они более подвержены такому влиянию, воздействие которого может выражаться в резких изменениях в поведении, к примеру, ребенок может странно реагировать на различные церковные предметы, отказываться от игры с любимыми игрушками, а также могут быть перемены в настроении проявляющиеся в плаксивости и частых истериках;
  4. В том случае, когда сглаз очень сильный то его влияние может отразиться и на физическом состоянии, т. е. хроническая усталость и полное отсутствие сил, обострение хронических болезней, а также появление неизлечимых и не объяснимых с точки зрения медицины заболеваний. К тому же возможно появление расстройств ЖКТ и головных болей.

Как снять сглаз самостоятельно в домашних условиях с себя, ребенка и всех членов семьи

Сделать снятие порчи/сглаза своими силами в стенах дома не представляет собой, какой либо трудности, ведь для этого вполне будет достаточно подобрать подходящий ритуал и следовать всем указанным рекомендациям. Вот некоторые из них:

Защита энергетики домашнего очага является не менее важной, как и необходимые знания о снятии негативного воздействия на семью. Стоит отметить, что если защита в доме недостаточно сильная, то недруги могут с легкостью нарушить идиллию в семье.

Как снять сглаз с семьи:

  • Одним из наиболее популярных, действенных и простых способов считается снять сглаз с помощью соли, которую лучше всего попросить сразу у нескольких людей, чтоб их численность была равной количеству всех членов в семье.
  • Саму же соль следует использовать во время готовки еды для домочадцев и таким образом, чтобы все то количество соли, которое было взято использовалось, а саму пищу обязательно должны попробовать все семейство.
  • Сглаз и порчу солью снимают с произнесением следующих слов:

«Солью солю, посыпаю, семье покой возвращаю. Соль да вода тому, кто испортил мою семью. Аминь».

Однако такие слова обязательно необходимо говорить лишь в тот момент, когда занимаетесь приготовлением пищи.

Как снять сглаз с ребенка

В первую очередь маленьких детей нужно как можно быстрее окрестить и впоследствии родители вместе с малышом должны посещать как причастия, так и службы. Таким образом, можно создать своего рода защиту от порчи и недоброжелательных взглядов.

Однако следует, помнить, что прежде чем снимать негатив стоит убедиться в том, что он действительно есть. Само же снятие начинают производить именно в пост, а тот, кто будет ее снимать (будь-то отец или матерь) должны придерживаться поста на протяжении нескольких дней.

Ребенка вечером следует укладывать в постель и читать ему при этом «Отче наш», затем зажечь свечу и обвести ее вокруг лица ребенка произнося вместе с тем:

«Ложись спать я (имя матери) в темную, вечернюю, поздным поздно. А вставала я в красную, раннюю зарю раным-рано. Постилась я и причащалась ради чада моего любимого. Хочу узнать, какая беда с ним приключилась. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

В случае если негативное воздействие присутствует, то свеча будет характерно потрескивать, дымиться и коптить, а если оно отсутствует, то пламя будет спокойно и ровно гореть. Задаваясь вопросом как снять сглаз и порчу, яйцом же будет наиболее эффективно избавиться от отрицательной энергетики. Для проведения ритуала необходимо:

  • Усадить малыша на стул, так чтобы руки и ноги не были скрещены;
  • Поверх головы дитя положить платок;
  • Затем взять сырое яйцо (вполне подойдет обычное куриное) и начать раскатывать его по всему телу при этом, представляя, что вся имеющаяся у ребенка негативная энергетика уходит из него, как бы впитываясь в губку. Также во время проведения этой процедуры следует произносить молебень;
  • По его завершению яйцо нужно разбить прямо в стакан с холодной водой. Белок не должен содержать кровянистых прожилок, пузырей и пятен, он должен быть абсолютно чистым.
  • Сам обряд повторяют до тех пор, пока весь негатив не выйдет из тела малыша. Также помимо этого у ребенка нормализуется психическое состояние, и излечиваются внезапно проявившиеся заболевания.

Как снять сглаз в церкви

Для того чтобы не ухудшить еще больше свое состояние следует четко придерживаться рекомендаций по обряду, то есть нужно посещать храм каждое воскресенье на протяжении 3-х недель. В первую неделю положено идти лишь в один храм, на второй – в два и соответственно на третий – в три храма.

Во время посещения обязательно следует поставить свечку за свое здравие, так как снять сглаз с человека довольно трудоемкий процесс не лишним будет прочтение молебнов. Не стоит также забивать, что свечу лучше всего ставить у чудотворного изображения своего Святого, но если такой иконы в церкви нет то тогда поставить свечку можно пред ликом Всех Святых, Небесной Царицы или Всевышнего;

Как самой снять с себя сглаз

Такое воздействие может привести к довольно неприятным последствиям, однако от него можно легко избавиться и собственными силами не прибегая при этом к помощи профессиональных колдунов и магов. Вполне можно снять сглаз святой водой, но проводить ритуал лучше всего в фазу убывающей луны, которая будет выпадать именно на воскресенье.

Воду следует налить в прозрачную емкость, произнося вместе с тем заговор:

«Водица с неба пришла, по земле текла, порчу от меня унесет, все несчастья смоет. Аминь!».

После чего нужно перекрестить воду при помощи трех зажженных свечей, каждой выполняя такую процедуру, а их сгоревшую часть обломать таким образом, чтобы они упали в емкость. Дабы избавиться от негативного влияния человеку нужно умыться заговоренной водой 3 раза и повторять ритуал до тех пор пока все имеющиеся последствия не исчезнут.

Та вода, которая была использована, после каждого обряда должна выливаться подальше от дома где-то в пустынном месте.

Сглаз на деньги, как снять

Более эффективными в этом деле считаются специальные так сказать заточенные ритуалы, т. е. только на одно противодействие. Для его применения нужно взять целую и самую новую денежную купюру, имеющуюся в вашем кошельке (лучше всего подойдут купюры небольшого номинала).

Затем используя черную ручку, следует перечеркнуть на купюре все цифры номинала, сложить ее напополам и пришить во внутренний карман часто надеваемой одежды, но только белыми нитями. После чего необходимо трижды произнести:

«Счастье к счастью, деньги к деньгам, обойдет меня, рабу Божью (имя), любое несчастье. Аминь».

Приметы в церкви — упала свеча

Зачастую люди приходят в церковь, дабы поставить свечу во здравие, за упокой и таким образом помочь себе, своим родным, близким в мирской жизни или же помянуть их светлую память. Но бывают случаи, когда они попадают в достаточно неловкую ситуацию: свеча, установленная ими, падает, гаснет или начинает трещать. В таких случаях человек чувствует себя неловко, но главное — начинает бояться того, что данное событие может являться предзнаменованием чего-то плохого. О том, что делать и как себя вести, если упала свеча в церкви, если гаснет свеча в церкви или трещит свеча в церкви, расскажет эта статья.

Церковные приметы

Религиозные обряды знакомы всем православным верующим. Традиция ставить восковые свечи перед иконами известна с давних времен. В первые века христианства все богослужения проводились при свете церковных атрибутов, потому что последователи Спасителя подвергались жестоким гонениям и были вынуждены скрываться в пещерах, нуждающихся в свете.

Времена изменились, но первоначальная традиция осталась, и сегодня в храмах или у домашнего иконостаса молитвы не совершаются без использования восковой свечи.

Если церковный атрибут, поставленный за здравие или упокой, начинает чернеть, падать или потрескивать, человек задумывается о приметах. Церковные суеверия, которые иногда именуют бытовыми верованиями, распространены в среде обыкновенных мирян. Когда люди говорят о подобных приметах, вспоминаются особенности языческого мировоззрения, которое проникает в умы прихожан через тех, кто мало знаком с традициями православной религии.

Важно! Необходимо помнить, что всякая магия и суеверия, сопутствующие ей, противоречат христианским канонам. Если церковный атрибут падает или потрескивает, народные приметы рекомендуют обратить внимание на собственные действия и мотивы, побудившие идти в Божью Обитель.

Подобное в храмах происходит часто, поэтому следует разбирать подобные ситуации и находить первостепенные причины.

Если человек уронил свечу после того, как его толкнули, неважно, нарочно ли или случайно, никакой беды это не предвещает.Часто церковный атрибут не может устоять на тетраподе потому, что прихожанин неумело поставил его. В этом также ничего сверхъестественного не нужно усматривать, здесь присутствует банальная неаккуратность. Для устойчивости необходимо растапливать основу при помощи другой свечи, таким образом, она будет крепко держаться на своём месте и благополучно догорит.Если же зажженная за здравие близких людей она падает на пол, это говорит о приближении болезни родных. Однако не следует огорчаться или винить себя, так как человек не в состоянии изменить то, что предначертано провидением. Чтобы побороть всякую болезнь, следует тяготеть к праведности, остерегаться греховных действий и с помощью искренних молитв просить Небесного Отца о благополучии.Если свеча, поставленная за упокой, падает на церковный пол, следует понимать, что душа усопшего не способна определиться с индивидуальным местом в загробном мире и, соответственно, страдает от мук выбора. Здесь также помогают усердные и искренние молитвы, Господь услышит прошение и неизменно поможет тому, кто не может успокоиться после смерти. На заметку! Независимо от причин падения церковного атрибута, не следует рассматривать случай как предвестие страшной беды. Если свеча падает в храме, необходимо поднять её, вновь зажечь (если нужно) и поставить на место. Человек не должен поддаваться страхам и придумывать себе несуществующие неприятности.

Истинно верующие продолжают неустанно молиться перед иконами, просить благоденствия для всех существ, несмотря на некоторые преграды в жизни.

Если упала свеча

Священнослужители уверяют, что не надо волноваться, если упала свеча в церкви. Причины падения свечи могут быть разными. Например, человека просто подтолкнули или задели в церкви, и он выронил свечку из рук.

Иногда такое случается и из-за неумения ставить ее. Сначала необходимо растопить основу, а потом устанавливать, тогда свеча прикрепится хорошо и стоять будет крепко.

Как гласит примета, если человек ставил свечку за здравие домочадцев не в первый раз, при падении её нужно задуматься. Человек, за здоровье которого молятся, может заболеть. Но это не вина родственника, ставившего её. В этом случае можно помолиться и попросить Господа подарить больному здравие и благодать.

Христиане придерживаются одного правила: если упала свечка в церкви, её нужно поднять, перекреститься, попросить у Всевышнего прощения и вновь зажечь. Затем поставить на прежнее место или держать в руках. Сделать все, что намечалось, и спокойно уходить из храма. Желательно, чтобы свечка сгорела без остатка.

Что говорят такие приметы

Верующие люди знают много примет на случай, если свеча погасла, а также почему трещит свеча церковная дома. Церковные поверья передаются с давних пор и предостерегают от опасностей.

Если свеча угасла в храме, это не предвещает ничего хорошего. Пламя её является посредником между человеком и Богом. Если оно погасло, это означает, что Господь не услышал молитвы просящего. Причин этого может быть немало. Возможно, Всевышний разгневался. Надо помолиться, причаститься и сходить на исповедь.

Если перестала гореть свеча, поставленная за упокой души, ушедший в мир иной в обиде на человека. Нужно прочитать молитвы и попросить прощения у усопшего.

Когда гаснет свечка, поставленная живому человеку за здравие, примета тоже плохая. Могут появиться неприятности или болезни. Поставив её снова, нежелательно уходить из храма. Недобрые люди могут перевернуть или задуть свечку, желая совершить зло.

Но не следует искать во всём потусторонние приметы. Свеча может потухнуть от сквозняка, дыхания другого человека или резких движений рук. Не нужно расстраиваться. Иногда свеча трещит или горит быстро, и это зависит от качества воска. И хотя народные поверья предсказывают неприятности в жизни, справиться с напастями можно, помолившись Богу, попросив его о прощении и быстром исцелении.

Мнение служителя церкви

Священник не будет ссылаться на народные предзнаменования. Он попросит прихожан, верующих в Православие, сохранять веру. Приметы сообщают, что погасшая и упавшая свечи являются дурным знаком, но с позиций христианства это никакого значения не имеет.

Человек, пришедший в храм Божий, просит Всевышнего о помощи через молитвы и поставленные свечки. Все, что при этом происходит — таинство, в основе которого лежит праведная вера, а она честна и правдива.

Что делать, если свеча коптит и трещит

Когда зажженная дома церковная свеча начинает неровно гореть, трещать и выделять черный дым, невольно пробегают мурашки по спине. Мысленно люди сразу начинают искать какие-то сверхъестественные причины этому, и, конечно, находят. Есть утверждения о том, что когда в доме коптит горящая свеча, значит она «сжигает» негативную энергию, находящуюся в комнате. И чем больше копоти она выделяет, тем сильнее концентрация негативной энергии в данном месте.

Как же очистить место от негатива? Все теми же церковными свечами, их пламя сжигает «плохую энергию». Особая концентрация последней приходится на углы помещения. Их нужно освещать пламенем, до тех пор пока треск и черный дым не прекратятся.

Церковные служители вполне ровно относятся к тому, что свечи могут коптеть и на вопрос, почему трещат свечи в доме, отвечают только плохим качеством воска, использованного в производстве. Все похожие манипуляции церковнослужители относят к магическим ритуалам и не видят в них мистического подтекста. Что же Церковь советует делать, если треск горящей свечи напугал человека:

во-первых, необходимо исповедаться и причаститься;
во-вторых, не пропускать утреннюю и вечернюю молитвы;
в-третьих, соблюдать все рекомендованные посты не только физически, но и мысленно, духовно.

Погасла свеча в церкви, примета

Несмотря на то, что практически все служители церкви отрицают какое-либо негативное значение упавшей или погасшей свечи, многие всё же склонны верить в данный факт. В храме это называют приметой, а сами люди думают, что такие события являются церковными суевериями и имеют место быть.

Как ко мне приходил Христос. Рассказ священника Святослава Шевченко

  • Публикации
  • Люди
  • Храмы
  • Сообщества
  • Мероприятия
  • Наши проекты
  • Елицы.Записки
  • Вопросы юристу
  • Вопросы батюшке
  • Вопросы психологу
  • Православные святыни
  • Молитва по соглашению
  • Доброе утро
  • с о.Андреем Ткачевым
  • Добрый вечер
  • Словесная акварель
  • Крылатые притчи
  • Советы психолога
  • На трезвую голову
  • ПроСтранствия
  • Духовная музыка
  • Молебен о благотворителях
  • Ориентация
  • Видео

6 марта – вселенская Родительская суббота (особая поминальная служба по усопшим родным и близким. Вы можете подать записки на службы Родительской субботы в 7 монастырях за родителей, родных и близких в Дивеево, Киево- и Псково-Печерских Лаврах, в Сретенском, Покровском, Даниловом и Свято-Пантелеимоновом монастырях.

“Как ко мне приходил Христос”

ШЕВЧЕНКО Святослав, священник

“Однажды ко мне приходил Христос. Заинтригованы? А дело было так. Возле нашего храма постоянно стоял мужик с палочкой. Не знаю, был ли он бездомным или имел какой-то угол, но приходил к церкви как на работу. Мужчина был всегда небрит и растрепан, от него неприятно пахло. Одна его ступня была перемотана черным полиэтиленовым пакетом. Не знаю, закамуфлировал ли он ее под больную или действительно повредил. Прихрамывая и опираясь на свою трость, мужчина собирал подаяние. Судя по виду – в том числе и на алкоголь.

Однажды легендарный архиепископ Гавриил (Стеблюченко) благословил меня отгонять попрошаек от центрального входа, чтобы не мешали верующим беспрепятственно попадать в храм. И я принялся за дело. Самой большой моей проблемой и стал Хромой. Так называл его про себя, не зная имени. Только я его отгоню, не успею отойти – он тут как тут. И по-хорошему его просил, объясняя, что мне Владыка голову «отвернет», если увидит его. Но результат был тот же. В очередной (наверное, десятый) раз я разозлился на Хромого не на шутку. Стал его буквально толкать, а он на меня — отборным матом. Откровенно признаюсь, еле удержался, чтобы ему пинка не поддать. Буквально вышел из себя… В общем, у нас с Хромым необъявленная война началась. Гонял его с паперти систематически.

Спустя несколько дней – звонок в домашнюю дверь. Гляжу в глазок… Хромой! Но он не мог знать, где я живу. Открываю и гляжу на него с недоумением. Он же меня спрашивает с таким видом, будто впервые видит: «Воды не дадите попить?» В этот момент я совершенно ясно понимаю, что сейчас меня испытывает Бог. Я почувствовал это со всей четкостью по радости в сердце, которое бешено колотилось в груди. Вы не поверите, но мне очень хотелось обнять этого мужика, которого я третировал. Еле сдержался (а может, не надо было?). На глаза набежали слезы от ощущения того, что, вполне возможно, там у дверей стоит не Хромой, а Христос. Мысли о том, чтобы просто набрать воды из-под крана, сразу были отвергнуты. Взял из холодильника минеральной воды и налил полный стакан. Вынес, протягиваю. Он не торопясь выпил, поблагодарил и отправился восвояси.

Сейчас я осознаю, что именно так мы должны смотреть на каждого человека. Видеть в нем образ Божий, который, может быть, даже потускнел. Но, к сожалению, очень сложно бывает за туманом страстей и эмоций разглядеть в ближнем Христа. Пишу эти строки и не сомневаюсь, что тогда ко мне приходил именно Он. И думаю, что вряд ли бы я Его узнал и почувствовал, если бы Спаситель Сам не открыл мне это. Поэтому моей заслуги в том не было никакой. Просто Господь помог мне по-другому взглянуть на людей”.

Как ко мне приходил Христос. Рассказ священника Святослава Шевченко

Исповедь на приходе: больные вопросы. Священник Святослав Шевченко

Исповедь на приходе: больные вопросы. Священник Святослав Шевченко

Период Великого поста отличается особым покаянным настроем, цель которого принесение истинного плода своей веры — изменение жизни согласно Божиим заповедям. Именно об этом хочется поговорить сегодня. Особенно в связи с тем, что в Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви рассматривается тема «Приходская практика совершения исповеди: разработка руководства к совершению исповеди».

Священник становится ближе

Лично для меня таинство Покаяния отличается от всех остальных тем, что священник становится ближе к своему прихожанину. Ему, благодаря высокой ответственности своего служения, дозволяется заглядывать в души членов общины. В этой чести есть свои несомненные плюсы, а также и минусы.

Священнослужитель становится соучастником внутренней духовной жизни прихожан, где есть место всему — и росту и падениям. Здесь он может помочь человеку или же навредить. Стать настоящим заботливым отцом своей пастве или же превратиться в бездушную машину по отпусканию грехов. Занять позицию непримиримой строгости или смотреть на пришедшего с точки зрения снисходительности.

Именно по этой причине после своей священнической хиротонии я старался как можно дольше уклоняться от этого таинства. Ведь по сути, молодой батюшка вдруг оказывается в положении хирурга перед первой операцией со всеми вытекающими последствиями в виде занесения заразы и забытых инструментов. И не зря мне на ум пришел этот образ, поскольку в чине исповедания священник читает такие слова: «Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отъидеши».

Батюшка на «передержке»

По этой причине считаю, что нужно позаимствовать опыт греческого православия, где есть практика назначать для совершения этого таинства священнослужителей из числа опытных пастырей. Более того, таковым выдается специальное свидетельство от правящего архиерея.

Отдаю себе отчет в том, что в Русской Церкви на небольших приходах, где священник сам читает, сам поет, сам кадило подает — этого сложно достичь. Но пройти минимум на епархиальных мастер-классах от маститых духовников — думаю, будет важным вкладом в борьбе с младостарчеством. Да, и к тому же, отправлять молоденьких отцов на приход сразу после хиротонии — это непозволительная роскошь.

А на крупных приходах, в соборах и монастырях и вовсе можно добиться и того, чтобы священники сразу после хиротонии не «обжигали» своей ревностью не по разуму бедных прихожан. Юному батюшке можно было бы дать «настояться» до совершения чина Покаяния хотя бы год-другой. А епархиальный или монастырский духовник после собеседования с прошедшим «передержку» благословлял бы исповедовать.

Свидетель с полномочиями

В первую очередь сразу хочется сказать о том, что на личном опыте убедился, что это таинство не стоит совершать на бегу, а только после необходимого чтения положенных чином молитв. Причем, исключение могут составлять только служащие литургию пастыри, которые выходят на подмогу своим требным собратьям.

Причем, лучше священнослужителю читать этот чин вслух перед готовящимися к исповеди. Во-первых, это настраивает на нужный лад кающихся. Во-вторых, молитвенное призывание Бога в помощники ставит все на свои места в догматическом сознании батюшки, который получает лишнее напоминание того, что таинство совершает (или не совершает) Сам Бог, а он лишь поставлен в свидетели с полномочиями «вязать и решить» (Мф. 18, 18).

Исповедь в архив

Из своей практики могу сказать, что существует определенные категории кающихся, к которым необходим разный подход. Иначе начнутся процессы по формализации исповеди. В этой связи, скажу честно, мне больше нравится официальное церковное название таинства — Покаяния. Оно отражает тот самый процесс метанойи, что с греческого переводится как изменение ума, образа мышления, а значит и всей жизни.

Считаю, что синоним таинства — «исповедь», которая есть калька греческого слова «эксомологизи», является лингвистически неточным и неполным. Но почему-то вошло в русские священнические требники. Дословно оно переводится как признание. В Священном Писании его словоформа употребляется в значении либо признания в любви, либо ветхозаветного осознания своей вины, озвучивание грехов.

А в русском языке это слово и вовсе отсылает нас к литературной форме излития своей печали. И нередко я сталкивался с тем, что люди воспринимали исповедь именно как повествование о своей греховной жизни. Да, это говорит об осознании человеком его поврежденности, но, к сожалению, совсем не подразумевает работы по исправлению этого. Поэтому я бы предложил отложить «исповедь» в архив архаизмов, оставив прекрасное и понятное «Покаяние». Для того, чтобы подтвердить серьезность намерений — постараюсь больше не употреблять слово «исповедь» и её производные. Причем, не только в этой статье, но и в жизни.

Кающиеся первой категории

Поэтому уверен, что необходимо людей, которые делают начальные шаги в Церкви, кратко ввести в курс дела. Я бы отнес таковых к первой категории. Вот им бы и объяснить с первого таинства, что грехи — это кирпичи для забора, которыми они отгораживаются от Бога и обособляются от Его Церкви, а таинство Покаяния — демонтирует эту греховную стену, снова присоединяя потерявшегося в грехах христианина к Церкви.

Обычно я бегло посвящаю их в примерный перечень грехов, которые есть абсолютно у каждого человека. Даже у тех, кто «не убил, не украл». Это повседневный набор: осуждение, ложь, обида, гнев, зависть. Женщин деликатно спрашиваю о том, не совершали ли они аборты, что, к сожалению, является очень распространенным явлением. Мужчин о супружеских изменах, которые разрушают семью. У тех и других всегда аккуратно интересуюсь — состоят ли они в браке или предпочитают «гражданское» сожительство, что является блудом.

Снисхождение-трансформер

В отдельную категорию я бы выделил таких верующих, которые по каким-то причинам живут в формате незарегистрированных союзов. А их, по моим подсчетам, в Церкви немало. Соборный документ «Об участии верных в Евхаристии», принятый Архиерейским совещанием в 2015 году, делает в качестве церковной икономии исключение для тех супругов, которые осознают такое сожительство грехом и стремятся к законному браку.

Но, к сожалению, священник, совершающий таинство Покаяния стоит перед дилеммой, когда человек месяцами не решает эту каноническую проблему — и просится на Причастие, хотя каждый раз ему батюшка грозит пальчиком. На мой субъективный взгляд, в этом случае снисхождение грозится трансформироваться в попустительство, за которым маячит полное обесценивание сути таинств.

Вот здесь-то и стоит применять имеющуюся у священников дисциплинарную власть. Знаю, что есть у опытных духовников практика не разрешать таковым подходить к Чаше на небольшие сроки (1-3 мес.). Другой вопрос, какой степени воцерковленности должен быть этот человек, на которого накладывается такое прещение, сколько раз он может причаститься до епитимьи, и на какой срок отлучать от Евхаристии? Здесь вот разрозненную практику привести бы к единому знаменателю.

Уровень: воцерковленный

В третью категорию хотелось бы отнести кающихся, которые сравнительно продолжительное время посещают церковные богослужения и участвуют в таинствах. Здесь у Покаяния все шансы формализоваться и стать внешним проявлением религиозности человека, а не внутренней работой. Считаю, что в дело по выхолащиванию внутреннего содержания рассматриваемого таинства вносят свою лепту, так называемые, формальные приступки и окончания.

Другими словами, воцерковленному человеку пора избавляться от «костылей», начинающихся церковнославянским: «Исповедаю аз многогрешный (имя) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче…», и заканчивающихся: «… ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне грешном, а в оный судный день засвидетельствуй пред Богом об исповеданных мною грехах. Аминь».

Во-первых, человек читает это без особой искренности будто в качестве присущего ритуалу танца с бубном. Во-вторых, отнимает драгоценное время у других кающихся, стоящих за ним. Доходило до смешного, когда человек коверкал слова, не понимая истинный смысл церковнославянизмов.

Растерзанное рукописание

Хотелось бы особо коснуться традиции записывания грехов на листок бумаги, и связанным с нею околоцерковных поверьях. Нет, дело-то хорошее. Человек может от волнения перед Крестом и Евангелием все забыть, да и враг рода человеческого не дремлет. К тому же, это очень согласуется с советом святых отцов — оплакать грех до таинства Покаяния, что человек может проделать во время письменного фиксирования своих согрешений. Но ни в какие ворота не лезут тут машинописные перечни, еще пахнущие принтерной краской. Сюда же стоит отнести и чтение грехов со смартфонов.

И не потому что священнослужитель противник современных технологий. Просто нередко список грехов целиком копируют с православных сайтов, не поработав над своими проступками. Иной раз у человека спрашиваешь — что означает вот этот озвученный вами грех, а он даже не знает, что это за чудо-юдо. Более того, продвинутые пользователи даже сохраняют греховные списки на рабочем столе компьютера до следующего раза. Разумеется, о редакторской правке согрешений речи не идет.

Лично я не могу приветствовать порочный обычай требовать от священника, совершившего Покаяние, разорвать листок с грехами. Причем, знаю, что некоторые батюшки послушно рвут. А на меня даже немного обижались, когда я наотрез отказывался это делать. Считаю, что не стоит подкидывать дров в огонь околоцерковных суеверий, граничащих с откровенным язычеством. Получается, что разрешительной молитвы уже недостаточно. Причем, этот «обряд» не соответствует и догматическому строю таинства, потому что именно Христос на Кресте растерзал рукописание наших грехов, а не важный батюшка в красивой епитрахили.

Сеанс психоанализа

К тому же, у категории особо воцерковленных кающихся есть другая не менее важная проблема, когда человек приходит не в грехах каяться, а на сеанс психоанализа. Это тоже опасная практика, которая способствует все той же формализации Покаяния. То есть человек не просто обнаруживает свою греховность, и даже не ищет пути избавления от пагубных страстей, а желает досконально разобраться в тех или иных движениях своей души на фоне определенных житейских ситуаций.

На мой взгляд, нужно отличать таинство от беседы со священником за жизнь или от откровения помыслов духовнику. То есть к Покаянию человек приносит уже оплаканные грехи, которые человек нашел у себя, раскаялся и горячо желает исцеления от них. Духовную аналитику нужно вынести во внебогослужебное время.

В этой связи хотелось бы напомнить дельный совет святителя Игнатия Брянчанинова: «Когда метут комнату, то не занимаются рассматриванием сору, а все в кучу да и вон. Так поступай и ты. Исповедуй свои грехи духовнику да и только, а в рассматривание их не входи».

Частота Покаяния

Сегодня все больше верующих приходят к желанию частого причащения святых Христовых Таин. В храме, где я служу становится все больше причастников, которые приступают к евхаристической Чаше раз в неделю. В этой ситуации, таинство Покаяния превращается в «билет» ко Причастию, что совершенно недопустимо. Поскольку эта два отдельных полноценных таинства. А все потому, что человек начинает буквально высасывать из пальца согрешения, доводя таинство до абсурда.

Кстати, подобная проблема присуща и детям школьного возраста, которых родители стараются почаще причащать. Стал замечать, что такие юные причастники перечисляют набор одних и тех же грехов, причем, делают это таким же тоном, каким читают в школе стихи, выученные наизусть. Лично я советую в таких случаях каяться в таинстве не чаще одного раза в месяц, чтобы те совсем не потеряли вкус к настоящему Покаянию. А причащаться так часто, как этого просит душа.

В общем, уверен, что мы, церковные люди, должны сделать все возможное, чтобы это таинство, которое в православной традиции зовется вторым Крещением — не утратило своего значения в сознании современников.

К нам приходил Христос

В то утро настоятель Свято-Архангельского храма села Угрюмиха отец Филипп очень волновался. Но это было не то привычное волнение в ожидании какого-то важного для тебя решения. В его ожидании не было страха, наоборот, от него так сладко щемило в груди. Всё потому, что днём к ним в Угрюмиху должен пожаловать Серёга, любимый батюшкин внук. Они не виделись уже несколько месяцев и очень друг по другу соскучились.

А тут такая отличная оказия, Серёгины родители собрались на зимние каникулы в Австрию, покататься на лыжах. Поскольку присутствие семилетнего ребёнка не укладывалось в формат поездки, то встал вопрос, где мальчик с котом Барсиком проведут ближайшие десять дней. Среди друзей и родственников объявили конкурс желающих приютить у себя Серёгу, победителем стал отец иеромонах.

В январе, числа с четвёртого, в храме начинали ставить большую красивую ёлку. И хоть в храмах ёлки украшать не принято, тем не менее, украшали. Старался отец Филипп порадовать ребятишек большими разноцветными шарами и замечательной светящейся восьмиконечной звездой. Эти игрушки к ним в Угрюмиху прислал аж из самого Санкт-Петербурга один знакомый мастер по украшению огромных городских искусственных елей – в благодарность Богу за исцеление своего сыночка. Ну как не повесить на ёлку такие игрушки?

В сам праздник Рождества, уже после ночной литургии, храм наполнялся множеством маленьких детей. Батюшка, как мог, рассказывал им об этом великом и немного грустном празднике, читал над малышами молитву и кропил их святой водой. Клиросные исполняли весёлые рождественские колядки, а потом уже детки рассказывали священнику стишки или пели ему свои песенки. Всё это называлось «сделать подарок маленькому Христу».

Каждого выступающего отец Филипп ставил на специальную табуреточку и подставлял к его губам микрофон. Пока ребёнок произносил стишок, батюшке в другую руку уже вкладывали какую-нибудь игрушку, книжку или шоколадку. А чтобы дитя, не дай бог, не соскользнуло со скамейки, батюшка щекой легонько упирался ему в спинку.

Поначалу он даже не обращал внимания на какие-то странные ритмичные звуки, что в этот момент раздавались у него в ухе. Точно маленький молоточек быстро-быстро бьёт по маленькой наковальне. Потом прислушался и понял: он слышит, как стучит маленькое детское сердце. Отец Филипп слушал, умилялся и благоговел. Сердце не простой орган, в нём скрывается тайна жизни. И ещё где-то там в нём обитает душа. В Свой великий праздник Господь позволял и батюшке прикоснуться к великой тайне.

Серёга прибыл в Угрюмиху, вооружённый большим чёрным пистолетом. Барсика привезли в специальной клетке с внушительным запасом китикета и прочих кошачьих деликатесов.
– А это зачем? – поинтересовался батюшка, указывая на продолговатый полиэтиленовый ящик. – Кошачий туалет? Зачем кошаку в деревне туалет? Да и харчи эти ваши сухие ни к чему, у нас здесь настоящие мыши водятся, пусть охотится.
– Дед, ты просто не в теме. Наш кот на улицу не выходит. И мышей Барсик боится, он вообще всего боится.

Со своим пистолетом маленький Серёжка почти не расставался. Даже в постель они укладывались сразу все вместе: малыш, Барсик и пистолет.
– Мне его сам Дед Мороз на Новый год подарил. Надо же тебя, дед, от волков охранять. А Барсику он подарил банку зелёных оливок. Наш кот боится мышей и очень любит оливки.
Когда в храме начали устанавливать ёлку, Серёга недоумевал: что, опять будем праздновать Новый год? Прихожане в ответ улыбались и рассказывали гостю из столицы о празднике Рождества Христова и маленьком Мальчике, который очень скоро придёт в этот мир.
– Дед, все говорят, что через несколько дней придёт маленький Христос. А как это Он придёт? Я Его увижу?
– Вполне может быть, и встретишься, и даже пообщаешься с Ним, – загадочно улыбался отец Филипп. – Всё, брат, зависит только от тебя. У меня есть одна удивительная история. Мне её подарила девочка, которая однажды в Рождественскую ночь встретилась с Христом. После той встречи прошло много лет, а она её помнила всю свою жизнь и записала, когда уже сама стала бабушкой. Я тебе её сейчас прочитаю.

Батюшка, усадив внука поудобнее в кресло, взял откуда-то с полки тонкую школьную тетрадку и стал читать:

«Мне сейчас уже много лет, а ту Рождественскую ночь я помню до сих пор. Тогда шёл трудный 1937 год. Нашу церковь к тому времени уже закрыли. Я была совсем маленькая. В эту Рождественскую ночь мне исполнялось пять лет.

Накануне Рождества Христова у нас в доме готовились к прекрасному и таинственному празднику. Мама пекла сдобнушки и пирожки и всё складывала в большую корзину. В избе стоял такой манящий аппетитный запах, от которого кружилась голова, а в животе что-то урчало. Я ходила кругами возле корзины, но мама сказала, что всему своё время и что Младенец Иисус ещё не родился, а поэтому есть скоромное нельзя.

Отец тоже постарался разменять бумажные деньги на мелочь, по 20 и 10 копеек и даже по пятаку. Он ссыпал их все в тарелку и сказал, что славильщиков Христа будет много, а одарить нужно всех и сдобнушками, и денежкой, пусть хоть и маленькой, но всё равно радостно.

На всех улицах села детвора тоже готовилась к встрече Христа. Около каждого дома лежали охапки соломы или сена. Дети, несмотря на 35-градусный мороз и ветхую одежонку, носились по улицам, перебрасывались словами. Спорили, у кого больше сена и соломы заготовлено. В воздухе стоял приятный гул детских голосов и скрип хрустящего под ногами снега. Деревья, как заворожённые, тихо стояли под снежными шапками и белыми пуховыми платками. Небо было усыпано мириадами золотых звёзд, а мы всё старались отыскать Вифлеемскую звезду и страшно боялись, что вдруг волхвы не увидят её и не успеют поздравить Младенца и Его Мать, и не отдадут Ему гостинцы.

Мороз к ночи крепчал. Ноги в худых валенках и руки стыли от холода, но никто не обращал внимания и не собирался уходить домой. Две мои старшие сестры тоже стояли наготове возле большой охапки соломы, наготове были и спички. До полуночи ещё оставалось время.

Тут мама позвала меня домой. Дала мне узелок со сдобнушками и пирожками и велела отнести это Стешёнке с ребятишками. Жили они на самом конце улицы. Дальше околица и выход из села. Домишко у них был маленький, старенький. Отца у ребят не было, а их мама, Стешёнка, ходила по домам побираться. Этим они и кормились, а детишек было трое.

Мама, давая мне узелок, сказала:
– В дом-то не входи, крыльцо у них провалилось. В темноте можешь ногу сломать. Стукни в оконце, положи узелок на завалинку и бегом домой, чтобы тебя никто не видел.

Видно, мои глаза выдали меня. Мне так хотелось ну хотя бы кусочек сдобнушки. Мама меня пристыдила:
– И вам всем хватит. Вот родится Христос, и мы разговеемся. А эти отнеси им и в сердце не жалей. Ты им дашь, а тебе Господь даст в пять раз больше.

Бегу я по улице, а сама думаю: да как Господь узнает, что я несу сдобнушки и пирожки? И как Он их сосчитает и даст мне в пять раз больше? Но думы мои прервал радостный, весёлый крик детворы. Вот он, желанный миг Рождества!

Раньше ведь улицы не освещались, а тут запылали сотни костров! Вверх к небу веером взлетели золотые искры от горящих соломы и сена. Село просвечивается как на ладошке, а на сердце такая радость, что словами это передать невозможно. Я не знаю, откуда к нам пришёл этот обычай, но он такой прекрасный. Он закладывал в наши души любовь к родившемуся Младенцу и любовь ко всем, кого мы знаем. Ведь нам родители объясняли, что Христос родился в таком же холодном хлеву, как у нас, где мы держали скотину. Вот и Младенец родился, где были волы и ослы, овцы, ягнята. И все они согревали Его своим дыханием. Поэтому и мы жгли солому, чтобы согреть родившегося Младенца.

На улице было красиво, но мороз делал своё дело, холод пробирался сквозь старую рваную одежонку. Сёстры остались на улице, а я, как вернулась от Стешёнки, сразу побежала домой. Сбросила шубейку, дырявые валенки и забралась на горячую печку.

Какое это блаженство! В доме полумрак, горят только лампадки да свечки перед образами. Мама хлопочет на кухне, готовит незатейливый, но праздничный обед. Отец ей помогает, и они тихо поют, прославляя Господа. Эти минуты нельзя забыть. Я молчу и потихоньку плачу, то ли от умиления, то ли от боли. Руки и ноги стали отогреваться на горячей печи и болели нестерпимо.

Вот и Рождество! Входят первые славильщики. Они ходят не по одному, а целыми группами. У одного из них, кто постарше, через плечо висит холщовая сумка, в неё они складывают, что им подают. Дети начинают петь: «Рождество Твое, Христе Боже наш…» Вот они закончили, и мама кладёт им в сумку сдобнушки с пирожками на всех. А отец каждому в руку даёт по денежке. Старшим по 20 копеек, младшим – по 10, а некоторым и по пяточку. Дети довольные убегают, а через некоторое время приходит новая партия, и так пока не рассветёт.

А я лежу на печке, всё жду и думаю, когда же Господь придёт ко мне и принесёт в пять раз больше того, что я отнесла Стешёнке. Хотя мне было всего пять лет, но я уже умела и читать, и считать, и решать незамысловатые задачи. Всему этому меня научила моя безграмотная мама. Но никто не приходил, и я уже стала подзабываться, разморённая теплом печки, меня клонило в сон.

И вдруг открывается дверь и входит Он. Я смотрю на Него во все глаза, Он высокий, худой. Шапку снял, как вошёл в дом, и всё время держал в руке. По плечам рассыпались светло-русые волнистые волосы, а в руке у Него такая же холщовая сумка, как и у детей. Не говоря ни слова, Он подошёл к печке, на которой я лежала, и просмотрел на меня такими ласковыми, излучающими свет глазами. Потом погладил меня по голове и подал сумку. Я взяла её, но сказать ничего не могла, губы мне не повиновались.

Он поклонился всем и вышел. Родители молча стояли в недоумении, а когда опомнились, мама попросила отца, чтобы он Его догнал и пригласил к нам пообедать. Отец бросился вдогонку, но на улице Его уже не было.

Наутро в селе говорили, что Он был у многих, но никто не знал, кто Он, откуда, как Его имя? Это осталось в тайне. Так я маленькой девочкой встретилась с Господом и всю жизнь вспоминаю эту встречу и ту далёкую Рождественскую ночь».

– Дед, это на самом деле Христос приходил? А почему же Он тогда такой большой, если только что родился?
– Малыш, Он может прийти к тебе и маленьким мальчиком, и старенькой бабушкой, и взрослым мужчиной. Важно только узнать Его и ни в коем случае не пропустить. В эти дни Он приходит ко всем, только не все Его узнают.
– А точно в пять раз больше принесёт, а?
– Не знаю, дорогой мой, девочка об этом ничего не пишет. Только думаю, что, возможно, и больше. Не всё можно измерить в цифрах.
– А костёр? Дедушка, мы будем ночью жечь костёр?
– Нет, в это время мы с тобой будем молиться в храме, и ты, если захочешь, будешь зажигать свечи.

…В праздничную Рождественскую ночь Серёга почти не спал. Правда, ему удалось прикорнуть на самой службе. Певчие на хорах выделили ему укромное местечко и уложили на тёплом тулупе. Мальчик спал и видел, как они с дедом развели большой костёр и согревают родившегося Младенца. Ещё ему снился вертеп, что скрывается под самой ёлкой и медленно переливается множеством разноцветных огоньков. А в нём ослик и две овечки, стоят возле яслей с маленьким Христом и согревают Его своим дыханием.

Утром на детском Рождественском празднике Серёга изо всех сил старался помогать деду и всем своим видом показывал окружающим, что без него и его замечательного пистолета батюшка никак не справился бы со всей этой бестолково галдящей малышнёй.

Все они пытались в первых рядах пробиться сквозь толпу, рассказать отцу Филиппу свой стишок и получить подарок. Хотя подарков всегда хватало на всех, тем не менее, опасения присутствовали. И в этот раз всё шло как обычно, дети радовались машинкам, куклам, танчикам, а ещё шоколадкам, календарям, книжкам, плюшевым медведям, зайцам и обезьянкам. Отец настоятель намётанным взглядом прикидывал количество детей и старался раздавать призы и игрушки так, чтобы ничего из его запасов не осталось пылиться до следующего года.

Когда утренник уже фактически заканчивался и все призы обрели своих счастливых обладателей, в храм спешным шагом зашли незнакомые взрослые люди, а вместе с ними маленький мальчик лет пяти. Незнакомый малыш, оказывается, тоже собирался подарить Христу свой стишок, просто из-за сложившихся обстоятельств не успел попасть в храм вместе со всеми.
– И я расскажу! Я готовился! – кричит ребёнок.

Подбегает к батюшке и громко выкрикивает какое-то четверостишие. Он-то декламирует, а подарки у отца настоятеля закончились, и дарить тому абсолютно нечего. Батюшка находит глазами Серёгу и точно так же глазами спрашивает: «Что же мы ему подарим?» В этот таинственный радостный день нельзя допустить, чтобы кто-то ушёл из храма в слезах или даже просто обиженным.

Об этом знает батюшка, а вот Серёга об этом не знал ничего. Но как-то догадался и выручил деда. На самом деле выручил. Как ему ни было жалко, подошёл к малышу и вручил тому свой великолепный пистолет, подарок Деда Мороза.

В трапезной, сидя за праздничным столом, Серёга, улучив момент, на всякий случай поинтересовался:
– Дед, как ты думаешь, Христос сегодня придёт подарить мне новый пистолет?
– Нет, не придёт. Завтра мы сами отправимся в город и купим тебе пистолет. Какой нам больше понравится, такой и купим.
– А как же Христос?! Почему Он не придёт, ведь я же сделал доброе дело?

Отец Филипп смеётся:
– Так Он к тебе уже приходил, только ты Его не узнал.
– Когда, дедушка?
– А вот тот самый незнакомый тебе мальчик, которому ты отдал свою любимую игрушку. Это и был Христос.
– Дед, но так нечестно! Разве я должен был Ему что-то дарить, а не Он мне?
– Малыш, ты снова ничего не заметил! Сегодня Он подарил тебе доброе отзывчивое сердечко.
– Что это значит – «отзывчивое»?
– Это значит, что ты никогда не будешь одинок, мой мальчик.

Вечером уставший за день, переполненный впечатлениями Серёжка укладывается в постель, в это время Барсик, притаившись на подоконнике, пытается поймать крошечного лунного зайчика. Дедушка по давней привычке, проверяя температуру, целует внука в лобик. Поправив одеяло, благословляет мальчика и, уже собираясь уходить, слышит:
– Дед, а папа с мамой за мной приедут?
– Куда же им без тебя? Конечно, приедут. Наверняка они по тебе уже сами очень-очень соскучились.
– Дед, а расскажи мне сказку.
– Какую тебе сказку рассказать?
– Волшебную.
– Давай лучше я спою тебе волшебную песенку про твоего Барсика. Этой песенке меня научил один добрый человек. Вот послушай, – и отец Филипп чуть слышно поёт:

Тихонько, тише, тише…
Ты слышишь, ночь идёт.
И вместе с ней по крышам
Гуляет лунный кот.
Крадётся выше, выше,
И звёздный пьёт кефир.
«Ну где же эти мыши,
Что съели лунный сыр?»

Серёга лежит, закрыв глаза, и улыбается:
– Дед, какие мыши? Ты же знаешь, наш Барсик боится мышей.

Малыш всё ещё улыбается, но его дыхание становится ровным, почти исчезает, а ещё через секунду он засыпает.
Отец Филипп смотрит в окно и тоже улыбается. Надо же такое придумать: съели лунный сыр. Потом нежно, едва касаясь, гладит по головке внука.
– Господи, слава Тебе, в эти святые дни Ты не забыл и обо мне.

Новость отредактировал Оляна – 18-01-2013, 09:42

Православный батюшка и блогер YouTube Святослав Шевченко: «Священник не должен использовать хайп»

О храме на Золотой миле, беременности мыслей и MC-проповедях

Его тезисы цитируют ведущие информагентства страны, к его мнению прислушиваются посетители самого популярного мирового видеохостинга. Священник Святослав Шевченко — один из самых рейтинговых блогеров «Ютьюба» среди амурчан. Зло в человеке он сравнивает с компьютерным вирусом, а одну из видеопроповедей даже прочитал в стиле рэп. В разговоре с журналистом «Амурской правды» отец Святослав рассказал, что в церковь его привела журналистика, а в журналистику он попал по пути в бар.

Сленг второй микрашки

— Отец Святослав, вас знают как священника, знают как журналиста, знают как блогера. Как удается совмещать такое количество ипостасей?

— Я еще и теплотехник по первому образованию. Скажем так, журналисты, блогеры и священники не берутся из параллельного измерения. Наверное, стоит рассказать предысторию событий. Родился я в городе Благовещенске, здесь, наверное, и помру. Учился в 9-й школе, потом был коммунальный техникум, пограничные войска — два года срочной службы в Сковородине. Дальше кем только не работал: и охранником, и сторожем, и дворником, и сантехником. Искал себя весьма активно.

В сантехнике не задержался, потому что я человек импульсивный, а там выдержка нужна. То кипятком ошпарит, то монтировка отскочит. Да, и контингент в 90-е годы был такой, что я бы там спился. Хотя навыки полезные получил. Дома многое могу сам сделать.

До дембеля совсем немного! Святослав Шевченко второй справа.

— В журналистику что привело?

— Как-то увидел в газете «Самовар» конкурс «Амурский сленг». Я во второй микрашке вырос, у меня этого сленга! Причем надо было словарь-глоссарий сделать. Еще и дополнительную инициативу проявил. Брал какие-то литературные вещи и переводил их на сленг. В итоге стал победителем, выиграл набор мыльно-рыльных принадлежностей от фирмы «Джилетт».

«Рэп — это средство доставки информации. Это не говорит о том, что я оставлю Церковь и стану рэпером».

Чуть позже увидел в этой же газете объявление о наборе журналистов-стажеров. Причем специальное образование не требовалось. Я же только что устроился в очередной бар, только первые бесплатные стажерские три дня отработал. К тому времени успел потрудиться барменом и официантом в китайском кафе и русском ресторане «Гаруда».

И вот стою на остановке на Калининском переезде. ИПК «Приамурье» прямо перед глазами — рукой подать, но надо ехать на работу — первый официальный рабочий день в новом баре «Бэкс». Место там прибыльное, при гостинице. И чаевые щедрые, и недостатка в клиентах нет. Но душа мечется.

Помните, маршрутки в начале 90-х? Крохотные, вечно забитые до отказа. Одна мимо меня пролетела, вторая такая же не остановилась. Мысленно обращаюсь к Богу — Господи, помоги определиться. И тут же думаю, если третья маршрутка не остановится, значит, надо идти в издательский комплекс.

Мой первый текст был абсолютно красным от редакторских правок. Уже из редакции отправили получать образование в БГПУ. Так я стал еще и филологом.

Между журналистикой и церковью

— Каким же образом на перекрестке выбора жизненного пути оказалась церковь?

— В «Самоваре» вел религиозную тематику. Участвовал в автомобильных крестных ходах, вместе с Благовещенской епархией делали приложение «Златоуст». В итоге втянулся. Зашел как-то перед Пасхой, а в храме все натирают, чистят, так уютно все, по-домашнему. Понял — это семья. Правда, прежде чем принять сан, успел поработать в газете «Благовещенск», готовился в тележурналисты на канале «Губерния».

Если раньше был выбор между общепитом и журналистикой, то теперь выбор стал между журналистикой и церковью. На тот момент правящим архиереем был епископ Гавриил. Однажды он прямо спросил: «Ты с кем? С журналистикой или с Церковью?» Я сказал: «С Церковью». При этом категорично вопрос об уходе из журналистики не ставился.

Мы создали православное информационное агентство «Благовещение», возродили выпуск газеты «Благовещенские епархиальные ведомости», которая перестала выходить сразу после революции. Оживили епархиальный сайт.

«Чрезмерная жестикуляция — это мой недостаток, за который меня часто критикуют».

Живое видео

— Быть блогером — это дань моде, или же есть более веские причины для сетевой активности?

— Беременность мыслей. Я так называю это явление. Иногда их столько, что если не разродишься, то плохо будет. Мне обязательно надо поделиться, высказать свою точку зрения. Я даже телевизор не могу смотреть в одиночестве. Надо, чтобы рядом кто-то сидел, а его теребил: «Вот смотри, смотри!»

Пробовал себя на разных ресурсах, но по-серьезному все началось с «Живого журнала» (LiveJournal — блог-платформа для ведения онлайн-дневников. — Прим. АП.). Шел 2009 год, он был на пике. Пару раз попадал в топ-10 блогеров, подписчиков было порядка трех тысяч. Дослужился до посла «Живого журнала» в Амурской области. Это такая общественная должность, ты как бы старший блогер региона, координатор. Благодаря этому получил приглашение на «НЕфорум» — фестиваль блогеров со всей страны, который проходил в Казани. Посмотрел крутейшие мастер-классы, от самых известных агентств, которые занимаются производством «вирусов» — популярных роликов.

— «Живой журнал» популярен в основном среди пишущей братии. Теперь вы блогер «Ютьюба» — это видеохостинг. Совершенно иной формат…

— Я думаю, будущее за визуальной информацией. В плане экономии времени чтение, конечно, предпочтительнее. Я читаю быстрее, чем сюжет показывают по телевизору. Однако на видео ты видишь эмоции. Эта информация более живая.

Храм иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» — старейшая и единственная церковь Благовещенска, пережившая революцию. Храму 110 лет.

— Здесь у вас тоже около трех тысяч подписчиков. Это один из наиболее высоких рейтингов в Амурской области, причем аккаунт сравнительно молодой…

— На самом деле три тысячи подписчиков — это хороший рейтинг для Амурской области, но весьма скромный в масштабах всего «Ютьюба». Там есть батюшки, у которых по 50—60—80 тысяч подписчиков.

Пока могу отметить, что моя аудитория действительно растет. Любым блогом надо заниматься. Если ты изредка выкладываешь утренник дочки в детском саду, то вряд ли такая информация будет популярной. Нужны темы, которые волнуют общество. Стараюсь их поднимать. Такие аккаунты мониторятся федеральными СМИ. Мне регулярно звонят из РИА «Новости», ТАСС, из других агентств, просят выступить в качестве эксперта. Это хорошая возможность, чтобы донести свою позицию или позицию Церкви.

Как пример, недавний запуск ракеты, которая взлетела и пропала. Есть такой известный оппозиционный проповедник Андрей Кураев. Он обвинил нашего епископа, который освящал ракету перед запуском. Дескать, раз вы занимаетесь освящением ракеты, значит, должны давать гарантию. Абсурд полный. Человеческий фактор никто не отменял. Когда священник молится, то призывает благодать Божью. Бог не занимается исправлением каких-то технических неполадок. ТАСС мне звонил, просили комментарий. Я рассказал об идее соработничества Бога и человека. Если интересно, то у меня есть публикации на эту тему, там все подробно, по полочкам разложено.

Домашняя любимица Рыся.

Словесная эквилибристика

— Есть публикации, которые «взорвали» бы Сеть?

— Пост про певицу Лободу, «стрельнул» так, что более сотни упоминаний в крупных СМИ. Лобода выпустила клип, который сразу попал в тренды «Ютьюба». Ролик демонстрирует сцены гомосексуальных отношений и суицида. Все показано очень детально, вплоть до подготовки петли, чтобы повеситься. Это настоящая инструкция для самоубийцы, но при этом «Ютьюб» обозначил возрастное ограничение на уровне «0+».

Я высказался по этому поводу, и сразу началась словесная эквилибристика. Федеральные СМИ написали в заголовках «Священник требует запретить клип Лободы». Я не требовал ничего запрещать, я требовал изменить возрастной ценз. Самая здоровая реакция была у «Ютьюба». Видеохостинг оперативно повысил планку до уровня «18+». Если родители в настройках установят соответствующее ограничение, то малолетние дети его уже не посмотрят.

— Как вяжется такая публичная активность в соцсетях с саном священника? Это допустимо?

— Помню, только стал пресс-секретарем Благовещенской епархии, ко мне пришла съемочная группа одного из телеканалов. У них было настолько неприкрытое изумление, когда увидели на моем рабочем столе ноутбук. Потом заметили пылесос, телефон… «А можете нам на камеру попылесосить?!» До смешного. Многие люди до сих пор думают, что все священники монахи-аскеты, сидят со свечкой, без электричества и так далее.

На самом деле Церковь смотрит на технологический процесс как на инструмент достижения целей. Допустим, топор. Можно наколоть дров, помочь пенсионеру, по-тимуровски. А можно старушку-процентщицу убить. То есть любой инструмент можно по-разному использовать. То же касается высоких технологий.

Недавно собрали нас — группу наиболее активных видеоблогеров — и попросили сделать некий свод рекомендаций для священников и других представителей православной церкви. Сейчас этот документ разослан по всем епархиям России. Инициатива исходит с уровня патриарха, Священного синода. Если народ в соцсетях, то мы должны проповедовать там.

РЭП без хайпа

— Отче, не так давно вы прославились благодаря проповеди в стиле рэп. Попахивает откровенным хайпом.

— Вопрос чувствительный и вы не первый его задаете. Конечно, священник не должен использовать такие инструменты, как хайп, хейтинг, кликбейт и так далее. Мы не можем провоцировать, создавать некие шоковые заголовки, мы не можем материться. Поэтому нам труднее. На «Ютюбе» я создаю заголовки с помощью SЕО-оптимизации. То есть изучаю запросы «Яндекса», а на «Ютюбе» они практически идентичны. Исходя из этого подбираю соответствующий заголовок. Опять же повторюсь, мы не можем выходить за определенные рамки.

Да, меня критиковали за пост в рэперском стиле. Постараюсь объяснить свою позицию — для меня это был лишь один из способов донести информацию до аудитории. Можно сказать, средство доставки. Это не говорит о том, что я оставлю церковь и стану рэпером.

Проблема в чем? Церковь сформировалась в средние века. Об интернете, хип-хопе, рэпе и так далее речи идти не могло. Однако сегодня такими понятиями живет большое количество людей. Если мы будем общаться с ними на уровне средневековых категорий, то нас никто не услышит. В моем случае, рэп это попытка разговаривать с молодежью на одном языке. При этом наши истины остаются неизменными. Рэп — это только обертка.

На ютубе есть блогер с ником Nastoyatel. Раньше он был рэпером, сейчас священник, читает рэп на церковную тематику. Делает это спокойно, под приятную музыку. Епископ его благословляет.

Знаменитые музыканты говорят, что через песню человек лучше воспринимает любую информацию. Например, Роджер Уотерс, лидер легендарной Pink Floyd. Слова — это одно, а слова в стихотворной форме открывают некий портал в сознании человека. Можно сказать тысячу слов и тебя никто не услышит, а можно спеть одну песню и людей зацепит.

— Без этого нельзя обойтись?

— То, что мы говорим с амвона, — это одно. Там нас слушают прихожане, у которых есть базовый уровень религиозных знаний. Достучаться до молодежи — это другое. В этом плане «Ютюб» для меня — инструмент миссионерский. В нем я рассказываю о заповедях, таинствах, поднимаю вопросы морали и нравственности. Делаю это доступным языком. Например, сравниваю таинство исповеди с помывкой в бане. Мы тело моем, душу тоже надо чистить. Другой случай — зло входит в человека, как заражение компьютера вирусами. Они проникают через USB, диски, зараженные сайты, почту и так далее. У нас тоже есть внешние порты — уши, глаза… Да, меня критикуют, но боюсь, без этого никуда. Мне часто замечают, что я слишком жестикулирую руками. Это мой недостаток, с которым приходится бороться. Священник не должен быть столь эмоциональным.

Подурачились и хватит

— Руководство Благовещенской епархии знает, чем вы занимаетесь?

— Наш владыка смотрит мои публикации, иногда высказывает свое мнение. При этом никогда его не навязывает. Разве что в редких случаях. Я как-то в «Живом Журнале» поставил аватарку такую разбитную — с гармошкой. Мне владыка говорит: «Батюшка, вы пресс-секретарь Епархии, вы лицо Епархии. Подурачились и хватит». Я понял, что перегнул. Сегодня, при всех нестандартных идеях я стараюсь соответствовать сану.

Особо отмечу — цензуры у нас нет. Мне никто ни разу не сказал: «Этого не пиши, такую тему не поднимай!» Мне никто ничего не диктует. Когда очередная поднятая тема выходит на федеральный уровень, то Епископ может по-доброму пошутить в мой адрес, дескать, опять прославился. Не более. Все, что появляется в моем блоге на «Ютюбе», моя личная инициатива.

— Выгодные предложения поступают?

— В «Живом Журнале» мне как-то предложили «подсветить» спор хозяйствующих субъектов с одной стороны. Я отказался. Потерять доверие очень легко. Людей, которые пишут по заказу очень просто заметить. Испорченная репутация не стоит никаких денег.

Добраться до верхушки пирамиды

— Прихожане или собственная семья темы подкидывают?

— Сейчас я второй священник храма иконы Всех Скорбящих Радость. Конечно, общение с людьми наводит на разные мысли. Например, сегодня много говорится об участии молодежи в закладках наркотиков через интернет. Адресами таких ресурсов расписываются стены и заборы на улицах. У одной из наших прихожанок дочь попала в эту губительную сеть. Мы говорили на эту тему, пытались разобраться, но там такая пирамида, что добраться до верхушки, до истинных организаторов практически невозможно. При этом ломаются судьбы многих молодых людей. К проблеме надо привлекать внимание.

У меня двое сыновей-подростков. Благодаря этому я в курсе всего, что происходит в молодежной среде. Обязательно разговариваем с ними на какие-то проблемные темы, будь то насвай, который употребляют ученики наших школ, или сообщества самоубийц в интернете.

Самая лучшая защита детей от каких-то пагубных пристрастий — это семья. Мы исполнили давнюю мечту, у нас появился свой дом на земле. Сейчас осваиваем его, вырастили первый урожай картофеля. Это наша совместная заслуга, дети этим тоже гордятся.

Все эти вещи активно обсуждаем вместе с единомышленниками. Помимо прочего, я председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Так же курирую Православный семейный клуб и Православный подростковый клуб. Мы собираемся вместе, общаемся, проводим тематические встречи, выезжаем на природу.

Храм на Золотой миле: за и против

— У строительства храма на Золотой миле есть как сторонники, так и противники. На популярных пабликах идет сбор подписей против этого проекта. Прокомментируете?

— На данный момент электронную петицию в поддержку строительства храма на Золотой миле подписали почти 800 человек, — рассказал председатель комиссии по семье, священник Святослав Шевченко. — Более того, в храмах Благовещенской епархии собираются подписи под бумажным вариантом обращения к амурскому губернатору. Количество подписей идет на тысячи. Насколько мне известно, петиция противников собрала около 300 голосов. Так же мы видим по накруткам в опросе на сайте администрации Благовещенска, которые признал сам губернатор, что в нашем городе появились ангажированные лица. Они пытаются пролоббировать свои интересы на Золотой миле. Но мы не собираемся сдаваться, и будем всеми законными средствами отстаивать права православных благовещенцев и амурчан. В Благовещенске за годы богоборчества уничтожено более 20 православных храмов и часовен, а по области около 200. И мы имеем право требовать от власти хотя бы частично восстановить историческую правду. Вспоминается фраза героя Сергей Бодрова из фильма «Брат»: не в деньгах сила, а в правде. Правда, на стороне православных, а не дельцов, мечтающих о торговых центрах на месте храма.

Всегда радуйтесь!

— Правда ли, что верующие люди должны быть угрюмыми и унылыми?

— Христос нам говорил: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися». Есть слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь!» Очень люблю православный сериал «Спас под березами». Он о жизни прихода. Там из уст главного героя прозвучала такая фраза: «Верующий человек не должен быть унылым. Ибо унылая тварь дискредитирует Творца!» У меня эти слова высечены на скрижалях сердца. Если мы будем забитые, зашоренные, занюханные, то какой смысл в такой вере? Она не должна превращать людей в зомби. Вера не должна быть вывеской. Православного человека определяют не по скорбному выражению лица, но по делам его!

Вы действительно хотите встретить Христа?

Архимандрит Савва (Мажуко)

Старенький батюшка читал на литургии Евангелие.

Чинно. Торжественно. С чувством.

Потом старательно закрывал старинную книгу и поранился о тяжелые металлические застежки. Пошла кровь. Совсем немного. Справились. А вопрос остался:

Разве можно пораниться об Евангелие?

Конечно, если речь идет о тяжелом фолианте в латунном окладе, ответ очевиден. Но верующие — народ мнительный:

— Но ведь это святая книга! Неужели встреча с Богом может принести боль и страдание? Неужели о Бога можно пораниться?

Мысль о встрече с Богом живет в каждом человеке, атеист ты или верующий. Возможно, испуг перед неизбежностью этого события толкает людей на протест, рождает попытки спрятаться от Бога или – куда надежнее! — отменить Бога и окончательно успокоиться, чтобы жить в счастье и радости!

Только никак не успокаивается, где-то внутри мучает, и беспокойная активность современных безбожников — лучшее подтверждение тому, что навязчивое желание «поставить Бога на паузу» неизбежно проваливается каждым поколением богоборцев.

Встреча с Богом неизбежна. Этот факт, принятый с последней серьезностью, способен напугать самых стойких. Если Бога нельзя отменить, может, удастся с Ним договориться? И этим путем идет большинство.

В Писании есть отрывок, который обычно обходят вниманием — люди по собственному почину огромной толпой выходят из города, чтобы встретиться со Христом:

И вот, весь город вышел навстречу Иисусу.

Перечитайте вслух — это звучит невероятно величественно и достойно кисти художника: скромная фигура Учителя в окружении робких апостолов, и многолюдный город, огромной, но осторожной толпой вытекает из главных ворот навстречу со Христом.

Не отвлекайтесь! Читайте дальше:

и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их (Мф 8:34).

Да, это та самая история! Христос изгнал демонов из гадаринского бесноватого. Стадо свиней бросилось с обрыва в море и погибло, но больному был возвращен человеческий облик, и вот он — одет и умыт! — сидит у ног Учителя и жадно слушает Слово Жизни.

— Человека исцелили, а они — уйди! Как так можно? Возмутительно!

— Да. Печально. Но если мы будем достаточно честны, признаемся, что отлично понимаем отчаянный порыв напуганных горожан. Отчаянный — потому что они ясно осознают, Кого и о чем просят. И даже если не совсем осознают, сам по себе евангельский рассказ глубже исторического события. Бог приходит без приглашения, и вся отлаженная жизнь летит вверх тормашками. Это понятно любому обывателю:

люди просят Бога, чтобы Он оставил их в покое!

Мы не какие-то атеисты — упаси Бог! Евангелие признаем и Церковь поддерживаем! Но должны же быть какие-то гарантии! Неужели так трудно не выходить за рамки, за всеми одобренную «дорожную разметку»? Каждый должен знать свое место — разве не так? Разве не это залог мировой гармонии? Мы не отрицаем Бога, но у Него как у хранителя этой гармонии тоже есть свое «естественное место», свои границы, на которые мы не посягаем, но и от Бога ждем ответной вежливости.

Звучит скандально. Да никто и не поставит подпись под таким «исповеданием». Но ведь и в самом деле, духовная жизнь человека порой срывается в такую религиозность.

Мы так не говорим. Мы так не думаем. Мы так молимся:

— Господи! Мне от Тебя ничего не надо, только бы сын поправился!

— Господи! Я больше ничего у Тебя не прошу, только бы на работу взяли!

— Господи! Мне бы только сдать экзамен, а там я Тебя уже трогать не буду!

Мы предусмотрительно высылаем гонцов навстречу Богу, чтобы предупредить Его приход. И дело не в малодушии и любви к комфорту. Интуитивно каждый догадывается, что после встречи с Богом, ты уже не будешь прежним, придется пройти путем Креста и боли, а жизнь твоя, отлаженная и предсказуемая, скорее всего, просто разлетится в прах от прикосновения Бога.

Апостол Встречи

После митрополита Антония Сурожского православные христиане всерьез заговорили о богословии Встречи. Это важнейшее событие жизни человека, та точка биографии, когда обычный гражданин начинает обращаться в христианина.

Человек встречает Бога. Событие личное и неповторимое. Поэтому, говоря о нем, мы вправе писать это слово с большой буквы — Встреча.

Исключительность этого события не только в том, что это поворотный момент моей биографии, но и удивительным образом, это важнейшая страница биографии Бога.

Встреча — это Бог выходит навстречу человеку.

Встреча — это человек встречается с Богом.

У блаженной памяти владыки Антония — не произошла, а именно началась , потому что Встреча — это событие, однажды начатое, а потом длящееся всю жизнь.

Взъерошенный подросток решил разоблачить назойливого христианского Бога. Мальчик взялся за первоисточник — евангелие от Марка.

Читать Писание — странный способ вызвать Бога на дуэль. Но Бог пришел. Они встретились. И русский школьник стал апостолом Встречи.

В биографиях гениев духовной жизни такие страницы — самые важные. Возможно, это и есть важнейшее и значительнейшее событие их жизни, событие, которое и сделало их гениями — они просто не побоялись выйти навстречу Богу и сказать «да».

Владыка Антоний часто вспоминал слова одного серба: по-сербски «встреча» значит «радость». В словарях есть и другой перевод: «встреча» — «счастье».

Встреча с Богом — радость и счастье. Даже не знаю, какой знак поставить в конце этого предложения: вопросительный или восклицательный?

Делает ли Встреча с Богом счастливым и успешным? Приносит ли радость?

Сможете ли вы назвать Иоанна Предтечу счастливым человеком? Писание говорит, что он дважды встречался со Христом. Обе встречи были на реке Иордан. Это было величественно и потрясающе: голос Отца и присутствие Духа Святого — такое не забудешь!

Была еще одна таинственная встреча, когда Дева Мария навещала свою родственницу, и младенец во чреве Елизаветы взыграл от радости в присутствии Матери Бога. Слова радости и счастья можно найти в евангельском рассказе. Но спросите себя, человека взрослого и опытного:

вы бы пожелали такого счастья своему ребенку?

Это не литературная игра, а тест на христианскую зрелость.

Иоанн Креститель — избранный пророк и провозвестник Спасителя, лучший из рожденных женами, праведник, которому было поручено высочайшее из служений. На иконе он рядом со Христом и Царицей Небесной. Но какая жизнь — у-часть, с-частье — выпали этому человеку? Сирота, не знавший родителей, воспитанный чужими людьми в нищете, с юности в пустыне, никогда не ел хлеба досыта, не знал уюта собственного дома, радости семьи и детей, убитый самым варварским способом. Об этом счастье вы хотели сказать? Такую радость подарила ему Встреча?

Когда говорят о Встрече, непременно вспоминают праведного Симеона, который принял на свои руки Младенца Христа. Евангелист Лука подчеркивает, что Симеон был исполнен Духа Святого и вся его жизнь была служением ожидания. Предтеча должен был указать Христа, Симеон — встретить Бога Воплощенного.

Старец Симеон прожил долгую жизнь, гораздо дольше, чем пустынник Предтеча. Можно ли назвать его счастливым из-за невероятного долголетия? Есть ли чему завидовать? Вот человек, который живет ради одной-единственной миссии, ради одного смысла, пропитавшего всю его жизнь. Он даже поделиться ни с кем не может тем откровением, которое хранит от Духа Святого. Даже Встреча с Тем, Кого он ждал все эти бесконечные годы осталась репликой без ответа — разве с младенцем поговоришь?

И все же — Симеон счастлив! Симеон переполнен радостью! Другим счастьем и другой радостью — это должны понимать христиане, потому что христианская радость — другая радость — радость через Крест и Воскресение!

Есть дело!

На иконе Сретения — Бог и три счастливых человека: Богоматерь, праведный Иосиф и святой Симеон.

Три счастливых человека?

Сретение Господне. Фото: tatmitropolia.ru

Дева, жизнь которой была полна лишений, скитаний по чужим странам и чужим углам, Мать, на глазах Которой убили Сына.

Старик-молчальник, который так растворился в своем служении Деве и Сыну, что ни Писание, ни история не запомнили о нем ничего более примечательного.

Древний старец, обреченный на одинокое долголетие ради таинственной и почему-то крайне важной миссии, порученной именно ему Духом Святым.

Три счастливых человека?

Каждый вечер в церкви поют прощальный гимн старца Симеона:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,
по глаголу Твоему с миром!

Красиво! Трогательно! Кажется, что это вздох облегчения человека, которому наконец-то позволили отдохнуть. Но вчитайтесь внимательно, а лучше — спойте! Здесь нет ни капли от той грусти и причитаний, которыми дышит, например, томный и переутомленный Экклезиаст. «Ныне отпущаеши» — не элегические придыхания, а полнокровный гимн — ликование о хорошо сделанной работе! Переполненный радостью пророческий взгляд на тысячелетия вперед!

Яко видеста очи мои спасение Твое!
Еже еси уготовал пред лицем всех людей!
Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля!

Это говорит человек — который в деле! Он с Богом заодно! Они вместе что-то задумали, и вот это что-то — здесь перед глазами, уже осуществляется!

Современные христиане, читая владыку Антония, лихорадочно пытаются отыскать в своей биографии следы Встречи:

— Я ведь христианин! У меня тоже должна быть Встреча! Где-то непременно была, я просто что-то упустил.

Встреча встрече рознь. Если вы ищете волнений и ярких эмоций, это не про Христа.

Встреча со Христом — это не событие «Бог есть!», это призыв к действию, приглашение к служению, заговорщическое доверие Бога: «Есть дело!»

А если ты что-то делаешь вместе с Богом — будь готов пораниться!

Праведный Симеон был человеком служения. Деве Марии, в Которой старец тоже опознал человека служения, он не боится сказать:

Тебе Самой оружие пройдет душу, —
да откроются помышления многих сердец (Лк 2:35).

Слово, переведенное на русский абстрактным «оружие», в оригинале звучит куда острее — ῥομφαία — короткий меч, скорее, длинный опасный нож. Вместо того, чтобы утешить испуганную девушку, старец Симеон рассказывает о ранах, которые ей предстоит получить, принять и пережить. Не о простом человеческом счастье, которого, безусловно, была достойна Дева Мария, пророчествует Симеон, а о боли и утратах.

Если призван на служение Богу, будь готов пораниться!

Ей, гряди!

Религиозная жизнь убаюкивает. Знакомая череда праздников, постные будни, будничные посты, предсказуемые радости. Зашел в церковь — перекрестись, увидел икону — поцелуй. Все так понятно, прилично и привычно, что можно спасаться, не просыпаясь.

«Спим в шапку!» — говорил владыка Аристарх.

Помолились — садимся за стол. Подкрепились — Богу слава!

— Что это вы там пели после обеда? Какие-то посреде

— «Но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир дая им, прииди к нам и спаси нас».

— И ты правда этого хочешь?

— Чтобы Христос пришел к тебе? Это то, о чем ты просишь Бога?

— Чтобы Христос пришел? Ко мне? Это конечно… Но, может, не сегодня.

— Да ведь ты только что сам умолял и крестился истово! И так жалобно пел!

Проблема века: христиане не очень понимают, о чем просят Бога. Когда молитва сбывается, сонно хлопают ресницами:

— Это что же все мне?

— Многократно запрашивали! Тут с пометкой: «настойчиво и ежедневно».

— Знаете, мне как бы и не нужно, то есть не срочно… Я больше из вежливости…

Молитва после трапезы — древняя и глубокая. Если не по тексту, то по духу. Она пришла из поколения первых учеников, того благословенного времени, когда христиане жили жаждой встречи со Христом, так что не только каждое слово, но и поступки и дела обращались в апостольский призыв: «Ей, гряди, Господи Иисусе!»

О чем мы просим после каждой трапезы? Чтобы Спаситель пришел к нам, как Он явился Своим апостолам после победы над смертью. Это та самая загадочная встреча, которую описал евангелист Иоанн. Загадочная — потому что каждая деталь этого события отзывается в сердце, говорит о чем-то предельно личном, чего до конца не выскажешь.

Окрестности Иерусалима. Первый день недели. Апостолы собрались вместе. Дом надежно заперт — боятся нападения и не без причины! Внезапно является Христос — живой и здоровый! Замки и двери на месте! Стал посреди и говорит: «мир вам!» Затем показал ученикам Свои раны и сказал второй раз: «мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас».

Дважды произнесено «мир вам», и важное наблюдение: ученики только что были одержимы страхом, увидев Господа — обрадовались! Встреча с Богом — всегда радость! Но какая радость? Взрыв эмоций? Тонкое волнение чувств? Думаю, тут особый тип радости — радость большого дела, на которое призывает Учитель!

Ученики радуются встрече со Христом и призыву на служение, глядя на раны Распятого. Господь не скрывает от них, что служение будет сопровождаться болью и, скорее всего, закончится мученической смертью.

Наконец, звучит третье слово:

сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
Кому простите грехи, тому простятся;
на ком оставите, на том останутся (Ин 20:23).

Встреча с Богом — это призыв к служению. Современный человек привык делать акцент на чувствах и впечатлениях: Встреча есть радость! И это воистину так! Только апостолы, праведники и пророки — все те, кого светский человек никогда не назовет счастливыми и жизни которых не позавидует, эти великие мужи и жены, бодро и смело вышедшие навстречу Богу, искали не радости и счастья, а служения и большого дела, которое стоит прожитой жизни и пережитой боли.

Встреча — это не доказательство от Бога: «Я есть!», не потрясение чувств и разума. А знак глубокого доверия и призыв к сотрудничеству: «Есть дело!», и на это дело, как говорит евангелист Иоанн, Господь посылает учеников не с пустыми руками, а с дарами Духа Святого. Встреча с Богом может обернуться ранениями и, скорее всего, оружие пройдет вам не только душу, но и тело.

Ссылка на основную публикацию