Иоанн Казанский

Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

Дни памяти: Январь 24


ученик Иоанн Казанский пострадал за Христа в городе Казани 24 января 1529 года.

В княжение великого князя Василия Ивановича татары напали на Нижний Новгород. Многие жители были взяты в плен и уведены в Казань. В числе их был и богобоязненный Иоанн. При разделе пленников он достался ханскому родственнику Алей-Шнуру. Днем Иоанн честно служил своему господину, а ночами молился, оставаясь без сна, терпеливо перенося обиды и насмешки.

Х озяин решил сделать своего невольника поклонником Магомета, но Иоанн твердо объявил, что исповедует Господом Богом Иисуса Христа. Зимой татары привели его на русское кладбище, смертельно изранили мечами и связанного бросили на снег. Очнувшись ночью, святой Иоанн добрался до двора живущих в Казани русских, просил позвать священника, причастился Святых Тайн, всю ночь молился, а наутро скончался.

Т ропарь мученика И оанна К азанского

С трастотерпче святый Иоанне, блаженна земля, напившаяся крове твоея, Христа бо со дерзновением проповедав, многия муки от неверных агарян приял еси, страданьми своими противных дерзости низложив, Троицы поборник явился еси, Юже и моли даровати нам велию милость.

К ондак мученика И оанна К азанского

З везда светла среди неверных явился еси, многострадальне Иоанне, зарями твоими Солнце Христа возвещающи, прелесть агарянскую посрамил еси и нам подаеши свет, моля непрестанно Христа Бога о всех нас.


М олитва мученику И оанну К азанскому

Д ивный во страдальцех, страстотерпче Господень Иоанне! К тебе, скорому помощнику и теплому молитвеннику, недостойнии, прибегаем, смиренное моление приносяще: не презри ны, немощныя, по вся дни и часы в беззакония впадающия. Ей, святче Божий, не остави ны, твоея милости просящия, велие бо имаши дерзновение ко Христу Богу нашему, яко многи муки и страдания за Него и главы усечение от неверных агарян приял еси, и ныне со Ангелы Престолу Божию предстоя, умоли Господа Бога избавити ны от всякия скорби и болезни и всякаго зла, наипаче же от нахождения врага темнаго, Церкве Православней благоденствие даруй; град Казань, в немже страдания приял еси, и всю землю Русскую миром огради, от всякаго злаго обстояния избави и вся к животу временному полезныя и ко спасению вечному приводящия даровати нам у Господа Бога нашего испроси, да молитвами твоими христианскую кончину получити вси сподобимся и козней диавольских и муки вечныя избавльшеся, бесконечнаго блаженнаго Царствия причастницы будем, славяще Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Поделиться:

  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Одноклассники
  • Google
  • Елицы

Добавить комментарий Отменить ответ

Храм в честь Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Георгиевка

Ваша помощь сайту и приходу

П равославный просветительский сайт нашего прихода является некоммерческим проектом. Для развития, расширения и совершенствования нам требуется финансовая поддержка. Если Вы обладаете возможностью поддержать нас, молитвенно просим вас не оставаться в стороне. Любая сумма, которую Вы сможете перечислить крайне важна для нас.

Д ополнительные способы пожертвований и платёжные реквизиты Вы найдёте здесь .

Календарь — архив записей

Февраль 2015

ПнВтСрЧтПтСбВс
« ЯнвМар »
1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Неделя о блудном сыне (подборка материалов сайта)

Православный календарь

Икона дня

Святитель Мака́рий (Невский), митрополит Московский, Алтайский

День памяти: 16 февраля, 23 августа (Моск.), 5 октября (Моск. Свт.)

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 года на празднование Покрова Божией Матери, в сел Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением юного Михаила были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского.

В 1854 году он закончил Семинарию (здесь ему дали фамилию – Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв, память 18 мая) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий Святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.

16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта – в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение. Сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской Миссии.

В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности Владыка прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных – 675 душ), число приходских храмов – до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.

За 36 лет своего миссионерского служения Владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других – наставление, для третьих – ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.

Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его. В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, безпорядков. Их желание – всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими. ». Владыка предрекал, обличая смутьянов: «Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».

В Мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, Владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Священномученик Арсений (Жадановский) (память 14 сентября) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».

Владыка Макарий известен и как добрый восстановитель мира в афонских спорах об Имени Божием (1912 год). Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие были применены к русским имяславцам на Афоне – последователям древнего аскетического учения о внутреннем безмолвии (исихазме). И Святитель в 1914 году создал особую Комиссию при Московской Синодальной Конторе, которая определила учение имяславия Православным, не содержащим ереси и, таким образом, несправедливое решение Святейшего Синода относительно афонских старцев было упразднено.

Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.

В 1917 году, после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на Владыку, который остался верен присяге Государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917-18 годов. Святителя принуждают «как несоответствующего духу времени» – под угрозой заключения в Петропавловскую крепость – подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного правительства, так как московские митрополиты, благодаря своему особому статусу, никогда не увольнялись на покой – ни по причине болезни, ни по старости. Кроме того, 82-х летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре – священноархимандритом которой он был – сослав в Николо-Угрешский монастырь.

Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного Владыку св. Патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение. Священномученик митрополит Пётр, став Патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословения и Владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.

Выдающийся Святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой Русский святой» – так называли его современники – почил 16 февраля 1926 года в посёлке Котельничи Московской области Люберецкого района. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.

Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Включен в Собор Московских святых (память в воскресенье перед 26 августа по старому стилю).

Тропарь святителю Макарию, митрополиту Московскому, Алтайскому

Боже́ственныя ве́ры пропове́данием,/ зе́млю Сиби́рскую озари́л еси́,/ теплоту́ и све́т Христо́в источа́я,/ ко Христу́ мно́гия лю́ди приве́л еси́,/ первопресто́льному гра́ду Москве́ и всея́ России́ пресла́вное украше́ние яви́лся еси́,/ апо́стольским дея́нием ревну́я,/ созида́л еси́ Це́рковь Христо́ву,/ па́стырю на́ш до́брый святи́телю Мака́рие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся все́м на́м.

Перевод: Божественной веры проповедью землю Сибирскую озарил ты, тепло и свет Христов источая, ко Христу многих людей привел ты, первопрестольного города Москвы и всей России прославленным украшением ты стал, апостольским трудам подражая, создавал ты Церковь Христову, пастырь наш добрый, святитель Макарий, моли Христа Бога спастись всем нам.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Читаем Евангелие вместе с Церковью 1 марта 2021. Святой Церковью читается Евангелие от Марка, глава 11, стихи 1–11.

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Труды на иностранных языках

Аскетический писатель, монах, богослов, основателей монашества в Галлии, перенесший на Запад уставы восточных обителей.

Биография

Предварительные сведения

Биографические сведения о детстве и юношестве преподобного Иоанна Кассиана Римлянина крайне ограничены. Не известно ни места, ни точной даты его рождения.

Согласно наиболее распространенному мнению, родиной Иоанна Кассиана была Малая Скифия (римская провинция; ныне — территория Румынии). Приблизительным временем рождения принято считать период с 360-го по 365-й год.

Мы не знаем с достоверностью, когда и от кого он получил имя Иоанн. По одной из версий, оно было дано ему при крещении, по другой — при пострижении в монашество. Но есть основания предполагать, что это имя он взял себе сам, в честь своего учителя и архиерея, святителя Иоанна Златоуста.

Происходил Иоанн Кассиан из благочестивой, достаточно состоятельной семьи. Начальные правила веры и христианской нравственности прививались ему уже с детства.

В надлежащее время он получил разностороннее образование классического типа, хорошо изучил философию, античную поэзию, астрономию, риторику. Помимо латинского языка он владел греческим.

Со временем духовное воспитание, усердие и личные таланты Иоанна дали плоды: открывавшейся перед ним карьере светского мужа он предпочёл путь смиренного монашеского жития.

Монашество

Около 380 года Иоанн Кассиан Римлянин предпринял паломничество в Палестину. Во время паломничества его сопровождал давний друг, Герман.

Здесь, на священной земле, друзья решили отрешиться от соблазнов суетной жизни в миру и, получив необходимое благословение, поступили в Вифлеемскую обитель. Есть мнение, что эта обитель располагалась на Поле Пастырей.

Пребывая в монастыре, друзья предавались молитве, внимали проповеди, исполняли послушание, соблюдали посты. Пришло время и они, дав надлежащие обеты, приняли монашеское облачение.

Овладев за годы усердного труда начатками аскетического опыта, им захотелось больше узнать о подвижничестве, усилить подвиги, и они помыслили отправиться на родину иночества, в Египет.

Египетский период

Помолившись, как следует, перед дорогой, испросив благословения и пообещав настоятелю возвратиться в обитель, друзья отправились в путь. Путь был нелегким, но Бог был им в помощь.

По морю они дошли на корабле до порта Танис, а оттуда, в сопровождении епископа Архебия, добрались до Панефиса. Там находилась обитель известного аввы Пинуфия. Господь свёл их с монахами, жившими и подвизавшимися среди соленых озер, на местных холмах, аввами Нестором, Херемоном, а также с аввой Пинуфием, жившим вблизи обители, в келье.

Пробыв в Панефисе какое-то время, Иоанн и Герман, воздав благодарение Богу, отправились дальше и прибыли в город Диолк. Здесь они черпали мудрость, общаясь с отцами: Архебием, Иоанном, Пиаммоном и другими.

Очередным пунктом паломничества была выбрана пустыня Скит. В IV веке её населяло множество благочестивых отшельников.

Посещая тамошних подвижников, друзья участвовали в совместных молитвах, интересовались различными аскетическими упражнениями, задавали вопросы, испрашивали советов, слушали душеполезные увещевания.

Им посчастливилось общаться с духовно зрелыми отцами: Пафнутием, Моисеем, Исааком, Серапионом, Феоной, Даниилом.

Вскоре Иоанн и Герман вступили в общину, находившуюся под руководством аввы Пафнутия. Этот авва был монахом-оригенистом, служил пресвитером в одном их храмов Скита. По субботам и воскресеньям храм наполнялся сходившимися для богослужения отшельниками. Пребывая в Скиту, Иоанн Кассиан Римлянин изнурял своё тело постами и физическими трудами, много и искренне молился.

Утверждается, что в этот период он вместе с Германом посетил пустыню Келлии, располагавшуюся приблизительно в 80 милях от Скита. Там друзья виделись с аввой Феодором.

Через семь лет непрестанного аскетического делания в Египте Иоанн отправился в Палестину, и опять вместе с Германом. Друзья хотели исполнить обещание, данное настоятелю Вифлеемского монастыря, благословившему их на паломничество, когда они ещё только готовились к путешествию по Египту.

Между тем, в Вифлееме они оставались не долго и по Промыслу Божию вскоре опять возвратились в Египет.

Общее время пребывания Иоанна Кассиана на территории Египта исследователи определяют десятью годами. За это время он возрос возрастом духовным, приобрел неоценимый аскетический опыт, стяжал мудрость, собрал материал для будущих сочинений.

Константинопольский и римский периоды

В 399 году в Египте возникли волнения, связанные с критикой учения антропоморфитов — еретиков, утверждавших, что Бог обладает чертами, схожими с чертами, присущими человеческому телу.

Критический отзыв об антропоморфитах, прозвучавший из уст архиепископа Александрийского Феофила, встретил одобрение в лице братий общины аввы Пафнутия и вообще в лице многих пустынников.

Недовольные таким ходом событий еретики стянулись в Александрию и стали угрожать Феофилу. Они потребовали от него отречения от оригенистских воззрений, и он к ним прислушался.

В 400 году Феофил обличил лжеучение Оригена публично. Состоявшиеся вскоре после этого Соборы в Александрии и Нитрии официально осудили оригенизм.

И вот, монахи-оригенисты подверглись гонениям и вытеснению их Египета как со стороны духовенства, так и со стороны государственных властей. Многие иноки вынуждены были искать кров, пропитание и поддержку на территории других стран.

Около 50 монахов обрели сочувствие в лице главы Константинопольской Церкви, святителя Иоанна Златоуста. Как считают, в числе этих пятидесяти прибывших были Иоанн Кассиан Римлянин и Герман.

В Константинополе заметили достоинства друзей. Иоанн был возведён в сан диакона. Кроме того ему доверили должность комита сокровищницы при кафедральном соборе. В свою очередь Герман был рукоположен во священника.

Когда святитель Иоанн Златоуст был незаслуженно обвинен в злоупотреблениях, а затем выслан из Константинополя, отцы Иоанн Кассиан Римлянин и Герман отправились на Запад искать поддержки у Римского епископа Иннокентия I. Константинопольский клир снабдил их особым посланием, которое они передали по назначению.

После этого Иоанн Кассиан остался служить в Риме, равно как и его друг, отец Герман.

В Риме отец Иоанн пробыл около 12 лет. Есть основания думать, что именно здесь он был рукоположен во священника, после чего получил должность советника Римского епископа.

За время пребывания в Риме Иоанн Кассиан познакомился с будущим Папой Львом Великим.

Галльский период

В 415 году, не то стремясь к уединенному созерцанию, не то из-за нашествия готов, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин прибыл в город Массилию (ныне — Марсель) в Южной Галлии, где сблизился с местным архиереем Прокулом.

Вскоре его стараниями было создано два монастыря: мужской и женский. Мужскую обитель возглавил сам отец Иоанн. Впоследствии эта обитель стала именоваться обителью святого Виктора (по причине того, что она располагалась рядом с гробницей этого мученика).

Постепенно обитель приумножилась братиями. Опыт пребывания отца Иоанна Кассиана в Египте способствовал хорошей организации внутренней жизни монастыря.

Со временем слава о нём как о хорошем духовном руководителе перешагнула границы Массилии, и распространилась по всей Южной Галии.

В 20-х годах V века отец Иоанн, по просьбе местных епископов, составил свод правил для общежительных монастырей. Кроме того в этот период он работал над не менее значимым трудом «Собеседования. ».

Около 426 года преподобный отец Иоанн принял участие в полупелагианских спорах (в полемике, связанной с пониманием роли личной свободы и роли Божественной благодати в деле спасения).

Как опытный пастырь и трудолюбивый монах он не мог согласиться ни с учением, обнуляющим значимость личных усилий подвижника, ни с противоположной ему крайностью — учением, минимизирующим значимость роли Божественной благодати. В этой связи Иоанн Кассиан Римлянин мягко указывал на неточности, допущенные блаженным Августином.

В то же время отец Иоанн был занят написанием трактата против еретика Нестория «О воплощении Господа».

В конце жизни преподобный Иоанн Кассиан Римлянин стал терять физические силы. Смерть подвижника наступила около 435 года. Его тело было погребено в обители святого Виктора.

Тропарь преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 8

Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. / Того ради подаждь нам твоими молитвами / плоти нашея духу послушание: / еси бо наставник, Кассиане преподобне, // всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 4

Преподобен быв, Богу возложился еси, / и просвещая добрыми виды, Кассиане, / яко солнце облистал еси / сиянием Божественных твоих учений, / сердца всех чтущих тя всегда просвещая. / Но прилежно моли Христа, // о иже любовию тепле восхваляющих тя.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Жизнеописание

Существует несколько примерно равнозначных гипотез о том, где родился Кассиан. Его собственное описание родины как лесной и холмистой страны, в которой много еретических верований и совсем нет монастырей, даёт почву для теорий о его рождении в Галлии (примерно современной Франции) или на Балканах. Имя Иоанн святой получил при крещении, а вот Кассианом его называет ряд церковных авторов, возможно, это второе или родовое имя. Римлянином святого Иоанна Кассиана прозвали православные авторы, подчёркивая его статус латинского, а не греческого автора, но, возможно, в этом отразился и факт жизни Иоанна Кассиана в Риме, хотя путешествовал святой практически по всей ойкумене своего времени.

Иоанн Кассиан родился в период 350-360 гг. в обеспеченной семье. Дату рождения исследователи устанавливают, исходя из общей оценки жизни, проводя обратную реконструкцию от известной даты смерти. С учётом воспитания в христианской вере, можно сделать вывод, что родители Иоанна были христианами. Мальчик получил хорошее домашнее образование, занимаясь языками (как минимум латынью и греческим, помимо вероятного родного) и литературой.


Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.
Фрагмент иконы. 2-я пол. XVIII в.
(Церковь во имя св. Отцов семи Вселенских Соборов
в Даниловском мон-ре, Москва)

В 378 году в сражении при Адрианополе (современная Эдирна, северо-запад европейской части Турции) римский император Валент потерпел сокрушительное поражение от готов под предводительством Фритигерна. Валент бежал с поля битвы, и многие исследователи полагают, что это бегство знаменовало собой начало заката Римской империи. Как молодой человек призывного возраста Кассиан мог принимать участие в этой битве, что и географически согласуется с его дальнейшим путешествием. Но если Кассиан и не участвовал в сражении, слухи о кровопролитии разнеслись по всем уголкам империи и породили упаднические настроения.

В 380 г. Иоанн Кассиан отправился в Святую землю. Сопровождал его друг и духовный брат Герман. Логично предположить, что Иоанну было не меньше двадцати лет, но вряд ли больше тридцати. Вместе с Германом Иоанн поступил в Вифлеемскую обитель и начал набираться опыта в монашеской жизни. Через некоторое время оба монаха отправились в Египет для знакомства с устройством других монастырей.


Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

Важно отметить, что в 381 году константинопольским архиепископом (сан патриарха учреждён только в 451 году, хотя в православной литературе всех архиепископов часто называют патриархами) стал Григорий Богослов, но в ходе споров с другими претендентами он предпочёл оставить кафедру и удалиться. Патриархом по выбору императора Феодосия I стал Нектарий (некрещённый на момент избрания). Пример Григория Богослова, отказавшегося от власти ради мира и сохранения своего личного достоинства, подтолкнул многих мыслителей к обсуждению вопросов духовного выбора. С другой стороны, период патриаршества Нектария стал временем развития конфликтов между различными направлениями христианства, и молодёжь искала спокойствия и мира в уединении, но принципы устройства этого уединения оставались часто стихийными и невнятными.

Путешествие Иоанна Кассиана по Египту продолжалось семь лет. За это время Иоанн и Герман посетили монастырь настоятеля Пануфия, пустыню Скит, а также, предположительно, ряд христианских общин, живущих по монастырским или похожим укладам. Ненадолго вернувшись в Вифлеем в конце 380-х гг. (по всей видимости, для обмена информацией и установления связей между монастырями), монахи вновь отправились в Египет, однако вскоре были изгнаны вместе с другими христианскими подвижниками.


Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

В последнее десятилетие IV века прибежищем изнанников стал Константинополь, где при участии патриарха Герман стал клириком, а Иоанн Кассиан был посвящён в сан диакона. Иоанн с сомнением относился к принятию сана, полагая, что звание диакона накладывает ответственность, отвлекающую его от размышлений и творчества. В Константинополе Иоанн Кассиан лично познакомился с Иоанном Златоустом, и нет сомнений, что беседы двух христианских ораторов и мыслителей носили живой и энергичный характер. Иоанн Кассиан в своих сочинениях подчёркивал и личную добродетель, и яркий талант Иоанна Златоуста, равно как и Златоуст высоко оценивал логику и мастерство Кассиана.

В 397 году Иоанн Златоуст стал архиепископом Константинополя. Просветительская и подвижническая деятельность Иоанна Златоуста способствовала развитию христианства, но и затронула церковные круги, близкие к императорской власти. Конфликт Иоанна Златоуста с императрицей Евдокией привёл к изгнанию Златоуста из Константинополя в 404 году.


Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

Ссылка патриарха привела к новому путешествию Иоанна Кассиана. В 405 году он отправился в Рим, к императору Флавию Аркадию и римскому папе Иннокентию I c доказательствами невиновности патриарха. Заступничество Иннокентия I не имело успеха, его посланники не были допущены в Константинополь. В 407 году Иоанн Златоуст умер в изнурительном переходе к новому месту ссылки. А Иоанн Кассиан задержался в Риме. Он стал пресвитером, советником епископа, написал ряд знаковых богословских трактатов, в том числе и полемизирующих с трактовками Нектария.

В 410 году Рим был разграблен готами, духовная жизнь пришла в упадок. Вскоре после падения города или, возможно, только через несколько лет Иоанн Кассиан отправился в Галлию, где в окрестностях города Массилия (современный Марсель) основал два монастыря – женский и мужской.
Мужской монастырь расположился на месте гибели христианского мученика Виктора Массилийского, римского солдата, казнённого начале IV века в эпоху правления императора Максимилиана Геркулия.
В женскую обитель ушла сестра Иоанна Кассиана, на основе чего некоторые исследователи делают вывод, что, возможно, окрестности Марселя были родиной святого, он вернулся к семье. Монастыри по образцу восточных обителей, созданные Иоанном Кассаном, были первыми подобными монастырями в Галлии, да и во всей Европе, и именно из этих обителей начало распространяться монастырское движение, оказавшее серьёзное влияние на уклады католических орденов и представления о женском монашестве.


Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

В относительном спокойствии забот о монастырях при одобрении римского папы Целестина I Иоанн Кассиан занялся активным литературным трудом. В 410-420-х гг. он написал 12 книг «О постановлениях киновий» (киновия – монастырь, устроенный по принципу общежительства), 10 бесед с пустынными отцами, 14 бесед подвижничества подвижничества православного Востока.
Книги Иоанна Кассиана затрагивали множество вопросов как богословской направленности, так и организационного устройства монастырей.

Одной из заметных проблем богословия V века стало противостояние блаженного Августина и британского монаха Пеларгия в вопросе свободы воли человека. Августин считал, что человек не способен спастись собственными силами, а благодать даруется по непостижимой воле Бога. Пеларгий полагал, что человек обладает свободной волей и может делать выбор без помощи Бога.
Иоанн Кассиан занял равновесную позицию между этими крайностями, указав, что для спасения души необходимы и помощь свыше, и выбор самого человека. В результате сторонники Августина записали преподобного в полупелагианцы, а пелагианцы подвергли суждения Иоанна Кассиана резкой критике, сочтя его августианцем.
(Пелагианство было осуждено как ересь, но спор по-прежнему актуален.)


Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

Мудрость и просвещённость Иоанна Кассиана привлекали к нему людей со всей Галлии и из других стран Европы. Преподобный охотно делился объяснениями об устройстве монастырей и помогал добрыми советами всем ищущим помощи. Его авторитетность навлекала на него некоторое недовольство церковных властей, однако он отказывался от провокационных вызовов к словесным дуэлям, мудро и по опыту опасаясь, что оппоненты от слов перейдут к силовым решениям, от которых пострадает не только он сам.

В 430 году Целестин I собрал в Риме Третий церковный собор, на котором была осуждена доктрина архиепископа Нестория. Иоанн Кассиан откликнулся на это событие и написал свой последний труд «О воплощении Господа», в котором обобщил трактовки западных и восточных мыслителей, опровергающие постулаты Нестория.
Конфликт архиепископа константинопольского Нестория и архиепископа александрийского Кирилла развился не столько из богословских споров, сколько из амбиций и непримиримости обоих иерархов. Не углубляясь в богословские тонкости доктрин, отметим, что Иоанну Кассиану Римлянину на тот момент было уже за семьдесят, если не за восемьдесят лет. Для V века это удивительный пример долгожительства и сохранения мыслительных способностей на высоком уровне.
Иоанн Кассиан скончался в 435 году.

Первые указания на почитание преподобного Иоанна Кассиана в греческих монастырях Палестины относятся к первой половине XI века. Разумно предположить, то почитание сложилось ещё в пятом-шестом веках, но носило узкий характер знания и уважения внутри монастырских кругов. В конце XII века Иоанн Кассиан почитался в Константинополе, а в XIII–XIV веках его упоминают среди других почитаемых святых источники и в южнославянских землях. Первое полноценное сказание о житии Иоанна появилось в 1431 году.


Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

Литературное наследие

До нынешнего времени дошли три книги преподобного Иоанна Кассиана Римлянина.

1. «О постановлениях киновитян». Энциклопедия и обширные сведения об организации монашеской жизни, учитывающие бесценный опыт автора, лично изучившего обители всех видов, какие только существовали на тот исторический момент. Книга актуальна по сию пору, написана ясным и понятным языком, хорошо структурирована и интересна не только как духовный труд, но и как памятник мировой литературы.

2. «Собеседования египетских отцов». Книга написана в форме беседы и посвящена различным аспектам духовной жизни. В современном контексте интересно читать о методах внутренней борьбы с грехами и сомнениями, а также о способах самомотивации на такую борьбу.

3. «О воплощении Христа против Нестория». Полемический труд, написанный в последние годы жизни преподобного. Критики часто указывают на догматические и стилистические недостатки этой книги, но следует учитывать возраст автора и общий кризис недопонимания терминов и понятий, сложившийся к Третьему вселенскому собору.

Есть предположения, что некоторые из известных текстов авторов следующих столетий представляют собой заимствования или рерайты из книг Кассиана, но это предмет полемики филологов и богословов. Несомненно, что широко известные ещё при жизни автора книги Иоанна Кассиана оказали влияние на последующие богословские и литературные труды не только V века, но и последующих столетий.


Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

Иконография

Существование изображений Иоанна Кассиана в православных монастырях известно с XIII века. В иконах XVIII-XIX века, воспринявших древние традиции, святой предстаёт в образе старца с длинной седой бородой, как правило, в монашеском одеянии, со свитком или книгой в руках. Общее настроение образа – мудрость и спокойствие. Иоанн Кассиан предстаёт учителем, но в нём не прослеживается ни суровости решительного наставничества, ни отрешённой замкнутости отшельника.

Иоанн Кассиан – мыслитель и писатель с немалым и непростым жизненным опытом, в его образ вкладывается идея интеллектуальной веры, (которую так сложно принять сегодня). Почитание Иоанна Кассиана в настоящее время характерно для монашеского круга и для священничества, в той среде, где значение трудов святого оценивается с позиций знания и понимания.


Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.
Икона. XIX в.

Особенности почитания

О чём молиться святому Иоанну Кассиану Римлянину

Да не увлечет нас буря страстей наших в бездну греховную.
Помощи Иоанна Кассиана ищут в случае чрезмерного увлечения какими-либо страстями, соблазнами. Игровые, вкусовые, житейские пристрастия, обретающие характер мании, могут быть преодолены, если следовать вере и черпать в ней силы.

Просветит омрачение ума нашего.
Иоанн Кассиан Римлянин – помощник в обретении знаний. Чтение, размышление, созерцание – путь христианина, осознающего силу веры и укрепляющего свою приверженность идеям христианства через познание.

Укрепит в подвигах воздержания, пощения, молитвы, целомудрия и самоотвержения.
Одним из характерных кризисов личности в двадцать первом веке является инфантильность – отсутствие самоконтроля и отказ от ответственности за свои мысли и поступки. Преодоление собственных слабостей возможно при последовательном развитии волевых качеств и самосознания, в чём христианская вера может быть сильным помощником.

(Это покажется смешным, но автор этого обзора видела в провинциальной церковной лавке табличку, на которой утверждалось, что «икона Касьяна Римского помогает для похудания». Но действительно помогает, если благодаря образу верующие христиане перестают увлекаться обжорством. )

Иоанну Кассиану Римлянину также молятся как защитнику от несчастных случаев, но это связано не с благочестивой жизнью и литературной деятельностью святого, а с народным суеверием.


Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

Суеверия

В простонародном почитании образ Кассиана Римлянина смешался с языческим образом Кащея (хотя обычно в православной литературе эту взаимосвязь, обусловленную временем года и фонетической схожестью имён, попросту замалчивают). Ритуалы «проводов» Кащея, а вместе с ним старого года, приходились на конец зимы, и последние февральские дни были наполнены приметами и обережными действиями. Часть этих бытовых и обрядовых традиций перешла на христианского святого. В деревенских предрассудках Касьянову дню приписывали негативные свойства, а самого святого и боялись, и старались задобрить.

Народная мифология связала Касьяна и с календарными неурядицами. Реального понимания, почему наш календарь отстаёт от западного, у простого люда не было, а смутно услышанные сведения, что это как-то связано с високосными годами, лишь усиливали подозрительность по отношению к загадочному иностранному святому.

В нынешней городской мифологии Касьяну молятся, чтобы не случалось внезапных катастроф, как природного, так и техногенного плана. Однако иконы Кассиана Римлянина сравнительно редко встречаются в приходских храмах. А даже если и присутствуют, то среди второстепенных святых и подвижников.


Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

Значение

1. Иоанн Кассиан сформулировал, систематизировал и обобщил представления об устройстве монастыря, разумном аскетизме и понимании божественного через созерцание, веру и внутреннюю работу над собой. Святитель считается основоположником западного монашества. А для историков труды Иоанна Кассиана Римлянина – источник сведений об укладах жизни в египетских, византийских и европейских общинах IV-V веков.

2. Иоанн Кассиан рассмотрел широкий круг богословских вопросов, в частности, его взгляды на свободный выбор во спасение души были развиты рядом последователей, а затем и средневековыми авторами. Ряд логических и богословских построений Иоанна Кассиана внесли свой вклад в формирование христианского учения. Иоанн Кассиан – автор размышлений о смертных грехах, ставших основой для дальнейшего обсуждения.

3. Иоанн Кассиан – подвижник и просветитель как западной, так и восточной ветвей христианства. Иоанн Кассиан – мыслитель, причастный и Константинополю, и Риму, а также христианский писатель, прямо общавшийся с вселенскими учителями Григорием Богословом и Иоанном Златоустом.
Однако католическая церковь не канонизировала Иоанна Кассиана, он почитается как местный марсельский святой.


Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.
Икона. Ок. 1800 г.

В православной традиции день почитания святого – 28 или 29 февраля в високосные годы (13 марта по новому стилю, что в светском формате обычно не соблюдается).

Житие преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

Преподобный родился на христианском Западе, но духовной отчизной называл православный Восток. Иночество святитель принял в Вифлеемской обители, которая располагалась недалеко от тех мест, где появился на свет Иисус Христос. Иоанн Римлянин много путешествовал, стремясь вдохновиться опытом христианских подвижников. Традиционно считается аскетическим писателем, богословом и зачинателем западного монашества.

Письменные свидетельства о жизни этого святителя чрезвычайно малы: информация сохранилась в текстах Г. Марсельского, патриарха Палладия, папы Григория I, Кассиодора и других.

Житие святителя

Происхождение святителя остается под большим вопросом, однозначного ответа найти не удается. Некоторые исследователи предполагали, что он родился в Галлии, другие — в Палестины или в Афинах. Г. Марсельский, как самый авторитетный источник, утверждает, что Иоанн являлся скифом, поэтому при упоминании о месте рождения принято говорить о территории современной Добруджи (север Балканского полуострова).

Сам Кассиан описывал свою родину как страну лесистую и холодную, обремененную распространением еретических воззрений и не имевшую совсем монастырей.

  • Предполагается, что имя Иоанн святитель получил при Крещении или во время пострига. Имя Кассиан в произведениях самого аскета не упоминается, но используется церковными писателями, которые занимаются его жизнеописанием. Прозвище Римлянин, закрепленное за ним на территории Руси и Византии, встречается у святого Фотия, предполагавшего, что Иоанн родился в Риме. Однако здесь ближе всего гипотеза о том, что Кассиан являлся латинским автором, а не греческим.
  • Святитель родился в состоятельной христианской семье и был воспитан по церковным канонам. В своих сочинениях Иоанн упоминал только сестру, которая приняла монашеский сан в монастыре, основанном самим Кассианом. Образование он получал через домашнего учителя, который преподавал классическую литературу Греции и Рима. Святитель отлично знал оба языка, ему легко давалась литература и общение.
  • В 380 г. Иоанн вместе с близким другом Германом принимает решение отправиться в Святую землю. Здесь они принимают монашество и поступают в Вифлеемскую обитель, расположенную недалеко от пещеры Рождества Спасителя. Находясь в Палестине, Кассиан знакомится с устройством аскетического общежития и набирается опыта подвижничеств. Вскоре Иоанн и Герман получают разрешение отправиться в Египет, чтобы ближе узнать распорядки здешних монастырей. Есть предположение, что к этому шагу они пришли после встречи с египетским подвижником по имени Пинуфий, настоятелем крупного монастыря в городе Манефисе (Эль-Манзала).

На заметку! Иоанн Кассий считается аскетическим богословом, ученым, который сумел систематизировать и популяризировать православную религию на христианском Западе. Его учения об устройстве монастырей, жизни аскетов и созерцании божественного принесли Римлянину колоссальную известность.

Однако большое значение святитель уделял и догматическим взглядам. Он рассматривал проблемы современного ему богословия, вопросы о состоянии души после грехопадения, спасительного движения свободной воли во спасение, а также учение о смысле искупления, совершенного Мессией. В основе его рассмотрения стояла полемика с разнообразными ересями.

Пребывание в Египте, Константинополе и Риме

Морем Иоанн и Герман достигли порта Танис, располагавшегося в восточной части дельты реки Нил. Вскоре они прибыли в монастырь настоятеля Пануфия, где познакомились с отшельниками, живущими на холмах рядом с солеными озерами. Спустя время они посетили пустыню, которая называлась Скит. Здесь святители встречали многих подвижников, навещали старцев и задавали им религиозные вопросы, слушали наставления и совершали ежедневную молитву, пока не вступили в общину.

  • Только через семь лет сурового аскетического испытания Иоанн и Герман вернулись, как и обещали, в Вифлеем. Однако через некоторое время вновь отправились в Египет, где провели несколько лет. Кассиан собрал большой материал для собственных сочинений.
  • В начале V века на территории Египта разгорелись споры насчет сочинений Оригена. Все святители, симпатизировавшие древнему богослову, вынуждены были удалиться из страны и жаловаться на состояние императору и Константинопольскому патриарху И. Златоусту. Иоанн и Герман были в числе тех монахов, которых изгнали из Египта.
  • Константинопольский патриарх радушно принял изгнанников, дав убежище и своё покровительство. Вскоре Иоанн включил некоторых монахов в часть клира, Германа он сделал клириком, а Кассиана — диаконом. Последний неохотно принял сан, потому что усматривал здесь некое препятствие к созерцанию. Впоследствии Римлянин выказывал колоссальное уважение Иоанну Златоусту, выделяя его добродетельные качества и литературные таланты.
  • Вскоре Константинопольского патриарха обвинили в финансовых злоупотреблениях и отправили в ссылку. Кассиан и Герман отправились в Рим, где перед ликом императора пытались доказать невиновность святителя, вручив письмо и опись сокровищницы. Здесь они провели 12 лет, Иоанн получил чин пресвитера и встал на должность советника епископа.

На заметку! Наибольшую известность на христианском Западе Иоанн римлянин приобрел в XI столетии. Святитель представлялся как основоположник западного монашества и покровитель обители святого Виктора, который некогда был велик, но пал от рук вандалов.

Некоторые авторы утверждают, что Кассиан привозил сюда мощи Вифлеемских младенцев и первых свидетелей явления Мессии. Папа Урбан, благодетель монастыря святого Виктора, поместил честную главу Иоанна в серебряный и богато украшенный ковчег. Части мощей Римлянина хранились за главным алтарем. Тело же Иоанна похоронили в мраморном саркофаге, который поместили в крипту церкви.

Галльский период

Стремясь к уединению, преподобный Кассиан поселился в городе Массилия (Марсель), где приобрел доверие епископа Прокула. Спустя время Иоанн обосновал в галльских землях два монастыря. Женскую обитель, как предполагается, Римлянин создавал для родной сестры, а мужская пустынь расположилась на вершине горы, рядом с гробницей святого Виктора. Кассиан использовал опыт пребывания на христианском Востоке, создавая хорошо организованную монашескую общину.

  • Святитель отличался подвижничеством и умением давать верные духовные советы, в Южной Галлии он приобрел колоссальный авторитет. Здешние настоятели обращались к Римлянину с просьбой о том, чтобы он помог в организации монашеского общежития и составил письменное руководство. В начале V столетия Кассиан написал свои главные сочинения, которые повлияли на становление аскетичного бытия не только в Южной Галлии, но и на всем христианском Западе.
  • Правила, обозначенные в книгах, имели корни из глубокой древности, времен Ветхого Завета, Спасителя и учеников. Законы эти непреложно соблюдались подвижниками на протяжении четырех столетий. Автор предстал прямым проводником аскетического учения, созданного отцами-пустынниками и подтвержденного их опытом.
  • По некоторым утверждениям, Иоанн Римлянин в 426 г., будучи занятым в написании своего труда «Собеседования», участвовал в полупелагианской полемике, рассматривающей вопросы божественной благодати и провидения. Кассиан вел скрытую борьбу с учением Блаженного Августина, что привело к некоторому отрицанию последнего в галльских областях.
  • Одновременно с этим Римлянин выступал против трактатов Нестория при помощи своей книги «О воплощении Господа». Это сочинение грешит догматическими неточностями и недостатками письма, что связывают с преклонным возрастом Кассиана и его слабым здоровьем на тот момент. Иоанн скончался в Массалии около 435 г, католическая церковь официально не канонизировала Кассиана, но он чтится как марсельский святой.

Жизнеописания других святых:

В своем учении Иоанн Римлянин признает Единородное Слово и Иисуса Христа тождественными. Истинная вера заключена в утверждении, что Сын Божий един во все времена. Все это произошло вслед за тем, как Бог соединился с человеком, и нельзя полагать, что Слово и Сын Божий были разделенными сущностями. Человеческая природа настолько сочетаемая с Господом, что невозможно отделить одно от другого во времени и страдании.

Исходя из его рассуждений, можно сказать: Сын человеческий спустился с небес, а Господь великой Славы был распят. По мнению Кассия, соединение произошло в момент зачатия Святым Духом Девы Марии.

Почитание на христианском Востоке

Среди православных монахов аскетические произведения Иоанна Римлянина возымели уважительное отношение. В Палестине его узнали посредством кратких изложений. Святитель Фотий, носивший чин Константинопольского патриарха, упоминал о четырех книгах на греческом языке.

  • Богослужения в честь преподобного впервые проходили в Византии, зачинателями являлись монахи Палестины. Имя Кассиана встречается в константинопольских памятниках X столетия. Святому предопределили церковную дату — 29 февраля, его почитают в качестве исповедника, учителя умиротворенной созерцательной молитвы. На богослужениях большое внимание уделяют его основным сочинениям. Первое полноценное сказание о житии Иоанна появилось в 1431 г.
  • В православной Церкви Кассиана почитают через иконографию, изображения встречались в монастырях XIII века. На сохранившихся образах святой предстает с седой бородой, треугольной формы, в монашеских одеждах. На одной иконе он — с головным убором, на другой — без него. На христианском Западе известно больше икон с изображением Иоанна Римлянина.
  • Память о нем появилась в месяцесловах, изданных в российской столице в 1689 г. Очерки дополняли сведениями, взятыми из латинских книг, исследователи указывали на том, что преподобный был учеником И. Златоуста. Здесь же говорилось: Кассиан написал текст-опровержение учения Нестория, а также организовал два монастыря.
  • В начале XXI почитание возродилось в Румынии, куда входит родина святителя — Малая Скифия. В 2001 г. организовали обитель в честь Кассиана, место для возведения выбрали близ города Тыргушора.

Преподобный Иоанн обрел славу почитаемого аскетического богослова, сумевшего систематизировать учения древних, где излагаются каноны монашеского общежития. Преподобный жил в странах христианского Востока и Запада, что помогло ему сблизить мировоззрения двух частей одной религии. Он отличался праведностью в поведении и стремлением развить идею монашества.

Важно! Сегодня имя Иоанна Кассиана прославлено, ему выделяют церковные богослужения, а его сочинения имеют большой вес в среде священства.

На христианском Западе Иоанн известен как аскетический писатель, в своих главных сочинениях («О правилах общежительных монастырей» и «Собеседования») он проанализировал опыт православного Востока и представил читателям перечень правил для внутренней и внешней жизни монашества.

Ещё интересные статьи о православии:

В этих произведениях чётким образом, литературно обработанные и оформленные, передаются сведения о религиозных традициях и практиках, используемые египетскими святыми подвижниками IV века.

Иоанн Кассиан Римлянин

Дни памяти

В високосные годы память преподобного празднуется 14 марта по новому или 28 февраля по старому стилю, в невисокосные – 13 марта или 27 февраля.

Жил в Римской империи в IV-V вв.

Точные даты жизни и место рождения прп. Иоанна Кассиана неизвестны. В житии говорится, что он родился около 350 г в городе Марселе в Галлии и умер около 435 года.
Галльская область являлась частью Западной Римской империи. В самом начале V века при жизни преподобного варвары напали на Галлию, а в 410 году готами был разграблен Рим, что вызвало тяжелое потрясение у «цивилизованной» части Запада, побудив западную христианскую мысль к дискуссиям, в частности о Божием Промысле и предопределении.
В целом IV и V века – это эпоха выдающихся богословов, «золотой век христианской письменности», период расцвета монашества в Египте и Сирии, а также время борьбы с ересями: арианством, духоборством и несторианством.

Почитается и Православной, и Католической Церквями

Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина называют связующим звеном между Восточной и Западной Церквями. Он родился, умер и большую часть жизни провел «под крылом» Римской кафедры, но идеалом видел восточную традицию монашества. На Западе с ней были мало знакомы, упрекали в «излишней мистичности и оторванности от земной жизни». Преподобный делал все, чтобы избавить общество Западной Римской империи от подобных взглядов.
Кроме того, Иоанн Кассиан создал правила иноческой жизни для общежительных монастырей, которые, наравне с монашескими правилами Василия Великого и преподобного Иоанна Лествичника, дали всей Церкви образец монашеской жизни и христианской нравственности на все последующее время.
Некоторые его взгляды так и не были поняты на Западе, но недооценить вклад в учение о борьбе со страстями там не могли. Именно поэтому прп. Иоанн Кассиан почитается не только православными, но и католиками.

Известные святые Западной Церкви, почитаемые на Востоке:

папа Климент Римский (I в),
блж.Августин (IV-V вв),
блж. Иероним Стридонский (V в),
свт. Григорий Великий (V-VI в),
папа Мартин Исповедник (VI в).

Несколько лет странствовал по Египту

Знания и представления о восточной традиции преподобный получил, проведя часть жизни в Палестине и Египте.
В житии говорится, что в Палестину он отправился в юные годы и там же принял монашество. В Палестине, в Вифлеемской киновии (так назывались монастыри с общежительным уставом) он познакомился с неким аввой Германом, который стал его неразлучным другом. Вместе они дважды отправлялись в странствия по Египту на несколько лет каждый раз, посещали различные монастыри, знакомились с подвижнической жизнью и получали наставления от святых старцев.

Был лично знаком со святителем Иоанном Златоустом

Святые Иоанн Златоуст и Иоанн Кассиан были одного возраста. Кассиан пережил Златоуста примерно на 20 лет. Святые ценили друг друга и порой участвовали в судьбах друг друга.
Знакомство состоялось около 400 года в Константинополе, куда Иоанн Кассиан прибыл послушать проповеди знаменитого учителя. Согласно преданию, Иоанн Златоуст сразу же узрел в прибывшем из Палестины монахе великого подвижника и вскоре собственноручно посвятил его в диаконы.
Через несколько лет, когда на Иоанна Златоуста из-за его конфликта с императорским двором начались гонения, Иоанн Кассиан выступил на стороне святителя и даже отправился в Рим искать для него защиту, но – безрезультатно.

До нас дошли три книги преподобного

Одна из них – «О воплощении Христа против Нестория» – носила полемический характер, была данью своему времени и сейчас почти не рассматривается. Две других – «О постановлениях киновитян» и «Собеседования египетских отцов» – входят в сокровищницу святоотеческой литературы. Обе он создал уже в конце жизни, когда вернулся в родной Марсель.
Труд «О постановлениях киновитян» был написан, по сути, на заказ. Епископ Аптский Кастор основал в своей епархии несколько монастырей и в их устроении хотел равняться на египетскую традицию. С просьбой написать «руководство» для монахов он обратился к преподобному. В книге Иоанн Кассиан изложил все, что знал относительно внешней и внутренней части монашеской жизни.
Книга «Собеседования египетских отцов» посвящена духовной жизни. Она написана в виде бесед о страстях с египетскими старцами, но многие полагают, что преподобный изложил собственное учение.

Разделял восемь видов страстей

В формате статьи, конечно же, невозможно пересказать даже часть того, о чем учил святой. Отметим лишь, что врагом всякого человека он считал восемь страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость.
Описывая их действия и причины, он давал советы по борьбе с ними. Например, говорил, что человеку, страдающему страстью гнева, можно побороть ее, направив всю силу гнева на саму страсть, а не на предметы и людей вокруг. Таким образом, гнев, направленный в нужное русло, может даже оказаться спасительным.
В борьбе со страстью блуда, отмечал прп. Иоанн Кассиан, одной молитвы и поста может быть недостаточно – необходим физический труд.
Истоком сребролюбия он видел недостаток любви к Богу, вялость и расслабление духа. Как и любая страсть, предупреждал преподобный, она развивается постепенно и тут особенно опасна, поскольку нет ничего более незаметного, чем привязаться всего лишь к одному динарию.
Лекарством от страсти уныния, по мнению преподобного, является труд и только труд. Именно поэтому, указывал святой, египетские отцы не позволяли инокам быть ни минуты праздными. Ну а про гордость Иоанн Кассиан говорил, что она «встречается везде и во всем».

Его труды высоко оценивал преподобный Иоанн Лествичник

Прп. Иоанн Лествичник даже упомянул имя святого Иоанна Кассиана на страницах своей книги, где написал: «От послушания рождается смирение, как мы и выше сказали; от смирения же рассуждение, как и великий Кассиан говорит прекрасно и весьма высоко о сем в своем слове о рассуждении».

Иоанн Кассиан дискутировал с блаженным Августином

При жизни преподобного на Западе сложились два противоположных взгляда на действие Благодати Божией.
Один взгляд отстаивал блаженный Августин, который отдавал действию Благодати определяющую роль в спасении человека, полагая, что без Нее – своими силами – человек, как падшее существо, ничего в своей жизни изменить не может.
Другую точку зрения олицетворял британский монах Пелагий, который прожил несколько лет в Риме и приобрел большую популярностью в христианском мире. Он, наоборот, считал, что спасение человека зависит только от него самого, а Благодать нужна лишь как указание пути.
Прп. Иоанн Кассиан принял, скорее, сторону блаженного Августина, но значительно смягчил ее. «Благодать Божия, – говорил он, – не может противопоставляться свободе человека. Благодать необходима как постоянная помощь, но человек должен сам участвовать в своей борьбе. И природа человека не безнадежно мертва после грехопадения, а по-прежнему предрасположена к добру – грех лишь затемнил ее».
«Смягчая» взгляды блаженного Августина, он в итоге, как ни странно, приобрел в некоторых кругах «славу» «полупелагианца».

Основал два монастыря

Направлять западное монашество он старался не только своими книгами, но и конкретными делами. Вернувшись на Запад, основал в Галлии два монастыря – женский и мужской. Устав обоих был составлен согласно традициям восточных монастырей.

Подготовил Иван Коваленко

Тропарь преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 8

Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. / Того ради подаждь нам твоими молитвами / плоти нашея духу послушание: / еси бо наставник, Кассиане преподобне, // всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 4

Преподобен быв, Богу возложился еси, / и просвещая добрыми виды, Кассиане, / яко солнце облистал еси / сиянием Божественных твоих учений, / сердца всех чтущих тя всегда просвещая. / Но прилежно моли Христа, // о иже любовию тепле восхваляющих тя.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

День памяти святителя Иоанна Кассиана Римлянина 14 марта. Первое имя ему дали при крещении или монашеском постриге, а второе «Римлянин» закрепили за ним на Руси и в Византийской империи. Иногда некоторые богословы в своих трудах называют его Кассианом.

Житие Иоанна

Святитель родился в богатой православной семье в Галлии, которая была частью Римской империи. Он и был воспитан в христианском духе и получил хорошее образование в домашних условиях. Его учитель преподавал литературу, поэтому Иоанн знал греческий и латинский язык.

Падение Рима под натиском варваров вызвало период расцвета монашества. Вместе с другом Германом он отправился в Вифлеем, где они принимают иночество. В Палестине знакомятся с устройством общежития и постигают опыт подвижничества. Встретившись с настоятелем обители города Манефиса, идут в Египетские земли, чтобы изучить местные монастыри. Через 7 лет возвращаются в Вифлеем, но отправляются вновь в Египет, где Кассиан собирает колоссальный материал для своих произведений.

Когда разгорелись споры в отношении трудов Оригена, те, кто его поддерживали, покинули страну, в их числе были Герман и Иоанн. Глава Константинопольской церкви Златоуст доброжелательно принял беженцев и дал приют. Герман получил сан клирика, Кассиан – диакона.

Когда патриарха Константинополя обвинили в денежных махинациях, они направились в Рим и пытались оправдать Златоуста, вручив императору сокровища. Здесь они прожили двенадцать лет. Иоанн получил сан священника и стал советником архиепископа.

Труды преподобного Кассиана

Через время, ища покоя и уединения в Галльских землях, он основал две обители одну женскую для сестры, другую мужскую на вершине горы. Используя опыт подвижничества на Востоке, он умело организовал иноческую общину. Здесь он заслужил большое уважение умением давать советы и помогать в создании монашеских общежитий. В «Собеседовании» Иоанн Кассиан Римлянин проанализировал опыт подвижничества и изложил список правил для жизни иноков.

Также особо чтимым среди монахов считается писание «Восемь страстей» Иоанном Кассианом Римлянином. Список включает:

  • чревоугодничество;
  • прелюбодеяние;
  • корыстолюбие;
  • гнев;
  • тоску;
  • отчаяние;
  • высокомерие;
  • гордыню.

Он дал советы, как бороться со страстями. Например, злость направлять в необходимое русло, а не на людей, против вожделения молитвы недостаточно, необходимо заняться физическим трудом.

До наших дней дошли также творения Иоанна Кассиана Римлянина:

  • «О воплощении Христа против Нестория»;
  • «О постановлениях киноитян»;
  • «Собеседования египетских отцов».

Молитва

С молитвой принято обращаться к иконе преподобного для укрепления веры в Господа, избавления от греховных страстей, для помощи в учении о духовной жизни.

О, богоблаженне и приснопамятне отче наш Кассиане, божественных Ангелов сожителю, понесый тяготу дневную, в нищете поживый, божественными дарами обогативыйся! Ты ныне с преподобных соборы водворяяся, с праведных лики веселяся, помяни нас, добродетельное твое житие похваляющих, и не остави нас безпомощны. Призри на наше житие, волнуемое житейскими обуревании, да не потопит нас греховная буря, ниже да пожрет нас пагубнаго отчаяния глубина. Услыши молитву нас грешных, молящихся, и не презри моления нас немощных, уловляемых диавольскими сетьми, всюду злыми угнетаемых, всякаго блага лишаемых, унынием омрачаемых и малодушием одержимых. Виждь, святе, яко смирися в персть душа наша, и врагом ненавидящим нас быхом в порадование, лукавыми делы умерщвляеми весь день, заблудихом бо воистину, яко овцы не имущия пастыря. Ты твоими богоприятными молитвами милостива сотвори нам единаго человеколюбца Бога, да не воздаст нам по злым делом нашим и по нечистоте сердец наших, но да предварят ны благия Его щедроты, в мире, единодушии и благочестии утверждающе живот наш. Мы о богоблаженне, на тя по Бозе уповаем, тобою хвалимся, твое святое имя на помощь призываем и, к твоему чудотворному образу недостойнии припадающе, тя молим. Моли, отче наш Кассиане, Христа Бога, да, избавльшеся от злых наших, с тобою вечных благ сподобимся, благодатию и щедротами Господа нашего Иисуса Христа, суща благословенна со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о преподобном Кассиане:

Иоанн Кассиан Римлянин — не понятый в народе святой

Святой Иоанн Кассиан Римлянин — это выдающийся христианский деятель, праведник, богослов и проповедник. Несмотря на это, на Руси в народе он считался злым, завистливым, скупым. Такое отношение к нему вызвано тем, что день памяти святого приходиться на самое страшное для крестьян время — время перехода от зимы к лету, когда приходилось потуже затягивать пояса, готовясь к долгой зимовке.

Русская Православная Церковь считает все народные легенды о святом Иоанне Кассиане суевериями, которые не имеют никакого отношения к его реальной личности.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин — это монах и богослов, видный теоретик христианской монашеской жизни

Иоанн Кассиан Римлянин (Иоанн Массалийский) — это христианский монах и богослов, один из основателей монашества в Галлии, видный теоретик и практик монашеской жизни. Значение имени святого состоит в том, что оно указывает на римский род, из которого он происходил — Касииев.

Первое же его имя, которое обязательно имелось у римлян, заменено им на Иоанн. Сведений о его детстве и юношестве крайне мало. Считается, что родился он в Малой Скифии (ныне — Добруджа, территория Румынии) в период с 360 по 365 год. Умер около 435 года в Массилии, ныне Марсель.

Достоверно неизвестно когда и от кого святой получил имя Иоанн. Она версия говорит о том, что ему оно было дано при крещении, по другой получено при пострижении в монашество. Кроме того, некоторые исследователи говорят о том, что святой Кассиан взял это имя себе сам, прославив тем самым своего учителя и архиерея, святителя Иоанна Златоуста.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Икона. Около 1800 года (частное собрание) Кассиан — это видный теоретик и практик монашеской жизни, основатель монастырей в Галлии

Происходил Иоанн Кассиан из благочестивой семьи. Его родители имели достаточный доход, чтобы дать своему сыну хорошее разносторонне образование классического типа. Так святой изучил философию, античную поэзию, астрономию, риторику.

Кроме латинского языка он также прекрасно владел греческим. При этом юноше уже с детства прививались начальные правила веры и христианской нравственности. В результате Иоанн в дальнейшем решил предпочесть блестящей светской карьере путь служения Господу — монашества.

Монахом святой Иоанн Кассиан стал на Святой Земле в Палестине

Около 380 года преподобный Кассиан отправился в Палестину, в паломничество. В путешествии его сопровождал его близкий друг, Герман. На святой Земле друзья приняли решение отрешиться от суеты мира.

Для этого они получили благословение настоятеля Вифлеемского монастыря и приняли в нем монашество. Исследователи говорят о том, что обитель в то время находилась на Поле Пастырей.

Современный монастырь на Поле Пастырей. Предание говорит о том, что святой Иоанн Кассиан Римлянин поступил в Вифлеемский монастырь, который в то время находился на Поле Пастырей

Начиная с 390 года, святой в течение 10 лет предавался молитве, исполнял послушание, соблюдал посты в монастыре. За это время он посетил много скитов и других обителей. Преподобный Иоанн Кассиан вместе с Германом овладел лишь начатками аскетического опыта.

Именно поэтому ему захотелось больше узнать о подвижничестве. Для этого он решил отправиться на родину иночества, в Египет.

В Египте преподобный Кассиан учился у известных авв (учителей)

Преподобный Кассиан отправился в Египет по благословению настоятеля Вифлеемского монастыря, при этом обещая ему вернуться после завершения своей миссии. Вместе с ним в дорогу отправился его друг, брат Герман.

Современная Эль-Манзала (древний Панефис). В окресностях Панефиса жил авва Пинуфий, который стал первым учителем в монашестве святого Иоанна Кассиана Римлянина

Монахи доплыли по морю до порта Танис и оттуда, в сопровождении епископа Архебия, добрались до Панефиса. Здесь стола обитель популярного аввы Пинуфия. Кроме него Кассиан и Герман познакомились с монахами, жившими среди солёных озёр и на местных холмах. Их звали авва Нестор и Херемон. Аваа Пинуфий жил рядом в келье.

Аскетическим практикам и монашескому житию святой Кассиан обучился в Египте.

Поле паломники отправились в город Лиолк. Здесь они обучались у отцов Архебия, Иоанна, Пиаммона и других. Очередным пунктом паломничества была выбрана пустыня Скит. Здесь в IV веке жило множество благочестивых отшельников.

У них святой учился пазличным аскетическим упражнениям, а также получал от них советы и душеполезные увещевания.

Нитрия, Келлии и Вади-Натрун (карта из книги Roger S. Bagnall, etc. Egypt from Alexander to the early Christians: An Archaeological and Historical Guide, Getty Publications, 2004, p. 109 ). Прподоьный Иоанн Кассиан Римлянин и брат Герман во время пребывания в Египте посетили пустыню Скит, где жили многие известные отшельники и аввы

Вскоре Иоанн и Герман вступили в общину, находившуюся под руководством аввы Пафнутия. Этот авва относился к монахам-оригенистам и служил пресвитером в одном из храмов Скита. Пребывая в Скиту, Иоанн Кассиан Римлянин изнурял своё тело постами и физическими трудами, много и искренне молился.

В Египте святой Иоанн Кассиан Римлянин провёл 10 лет

Исследователи утверждают, что во время пребывания в Египте святой Иоанн Кассиан вместе с Германом посетил Келлию, располагавшуюся приблизительно в 80 милях от Скита. Здесь друзья виделись с аввой Феодором.

В Египте преподобный находился 7 лет. После этого вместе со своим духовным братом он отправился в Палестину. Пришло время исполнить обещание, данное настоятелю Вифлеемского монастыря.

Келлия. Монастырь монахов-пустынников. После пребывания в скитской пустыне преподобный Иоанн Кассиан Римлянин посетил Келлию

Прибыв в Вифлеем, монахи оставались недолго и по Промыслу Божию вскоре опять возвратились в Египет. Исследователи утверждают, что в общей сложности Иоанн Кассиан пробыл на территории Египта 10 лет.

В 399 году в Египте из-за критики учения антропоморфитов – еретиков, утверждавших, что Бог обладает чертами, схожими с чертами, присущими человеческому телу, возникли волнения. Архиепископ Александрийский Феофил выступил с критикой еретиков. Его поддержали аввы и пустынники.

Ориген. Средневековая миниатюра. После осуждения Александрийским архиепископом учения Оригена, святому Кассиану пришлось покинуть Египет

Еретики собрались в Александрии и стали угрожать архиепископу. Они требовали от него отречения от оригенистских воззрений, и Феофил пошёл у них на поводу. В 400 году он обличил лжеучение Оригена публично. После этого состоялись Соборы в Александрии и Нитрии. Они официально осудили оригенизм.

Из-за гонений на монахов оригенистов святой Иоанн Кассиан Римский бежал в Константинополь

После выступления Феофила монахи-оригенисты подверглись гонениям, и они стали бежать из Египта, опасаясь преследования, как духовных, так и государственных властей. Именно поэтому 50 монахов, в том числе Иоанн Кассиан Римлянин и Герман, нашли свою поддержку в лице святителя Иоанна Златоуста, главы Константинопольской Церкви.

Святой Иоанн Златоуст. Мозаика «северного» тимпана Собора Святой Софии в Константинополе. IX век. Святой Иоанн Кассиан Римлянин и брат Герман отправились в 405 году в Рим с посланием о заступничестве за святителя Иоанна Златоуста, обвиненного в злоупотреблениях

В Константинополе святого возвели в сан диакона, а также доверили должность комита сокровищницы при кафедральном соборе. Германа рукоположили в священники.

Когда святителя Иоанна Златоуста в 405 году незаслуженно обвинили в злоупотреблениях и выслали из Константинополя, клир отправил их с посланием к Римскому епископу Иннокентия I. После этого Иоанн Кассиан и Герман остались в Риме.

В Вечном городе святой Иоанн Кассиан пробыл 12 лет. Имеются сведения о том, что здесь его рукоположили во священники. После этого он получил должность советника Римского епископа. Во время пребывания в Риме Иоанн Кассиан познакомился с будущим Папой Львом Великим.

Из-за нашествия готов святой Кассиан переехал жить в Марсель

В 415 году преподобный Иоанн Кассиан Римлянин прибыл в город Массилию (ныне – Марсель) в Южной Галлии. Произошло это из-за нашествия готов на Рим. Здесь он сблизился с местным архиереем Прокулом.

В Марселе Иоанн Кассиан Римлянин создал по образу египетских два монастыря: мужской и женский. Настоятелем мужского монастыря стал сам отец Иоанн, позже обитель получила название обители святого Виктора, чья гробница располагалась рядом.

Внутри собора аббаства Сен-Виктор. Монастрь аббаства — это один из двух монастырей, заложенных святым Иоанном Кассианом Римлянином в Марселе. В VIII-IX вв. древний монастырь разрушен сарацинами

Так как отец Иоанн во время пребывания в Египте получил богатый опыт организации внутренней жизни монастыря, обитель стала разрастаться и перемножаться братиями. Со временем слава о нём, как о выдающемся духовном руководителе распространилась по всей Южной Галлии.

В 20- годы V века местные епископы попросили Иоанна Кассиана составить свод правил для общежительных монастырей, что он с честью выполнил. Кроме того в этот период он работал над не менее значимым трудом «Собеседования…».

До самой своей смерти преподобный Иоанн Кассиан Римлянин активно участвовал в жизни Церкви

Примерно в 126 году святой Кассиан участвовал в полупелагианских спорах. Это полемика связанной с пониманием роли личной свободы и роли Божественной благодати в деле спасения.

Обладая богатым опытом пастырской деятельности и монашеской жизни, преподобный не мог согласиться с учением, говорящем о неважности личных усилий подвижника. Также он выступил и против противоположной точки зрения в её крайности, а именно против минимизации значимости роли Божественной благодати.

Глава преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. После смерти святой Кассиан похоронен в обители святого Виктора в Марселе. Его мощи хранятся здесь и поныне

Таким образом, святой мягко указывал на те неточности, которые допустил блаженный Августин. Кроме богословских споров святой занимался в это время написанием трактата против еретика Нестория «О воплощении Господа».

Здоровье преподобного в конце жизни стало ухудшаться и он начал физически слабеть. Умер он около 435 года. Тело святого Иоанна Кассиана Римлянина погребли в обители святого Виктора.

Святой Кассиан много писал о монашестве

Святой Иоанн Касан Римлянин за свою жизнь написал 12 книг «О правилах общежительных монастырей» и 24 «Собесодования». Последние сочинения посвящены беседам с египетскими аввами (духовными отцами, учителями) о разных понятиях нравственного христианского учения.

В 429—430 годах святой Иоанн написал сочинение «О воплощении Господа, против Нестора». Это догматический трактат, написанный по просьбе будущего папы Римского архидиакона Льва. Он признан богословами одним из самых ранних сочинений преподобного против ереси несторианства.

Добротолюбие (Москва, 1905 год). Высказывания святого Иоанна Кассиана Римлянина включены в сборник «Филокалия» или «Добротолюбие», переведенный на русский язык

Писания Иоанна Кассиана и его высказывания вошли в сборник «Филокалия» или «Добротолюбие». Он содержит писания и речения Отцов церкви, начиная с III века н.э. Это сочинение переведено на славянский язык в России в 1793 году Паисием Величковским.

В своих трудах часто описывал монашескую жизнь. Так, например, в «Уставе ионического общежития он тщательно описал монашескую одежду своего времени. Она состояла из:

  • кукуля (чепчика);
  • коловия;
  • нарамника;
  • мафория (плаща);
  • милоти (кожаной куртки).

Кроме того, во времена Иоанна Кассия Римлянина монахи также носили жезл и сандалии. Святой также описывает, как монах, вступая на иноческий путь, отказывается от всего мирского и, в том числе, имущества и поступает в распоряжение старца.

Во время пребывания в монастыре он читает общие молитве, в том числе славословие и пение псалмов. Для общих молитв выбирается третий, шестой и девятый часы (от восхода солнца). Кроме того, также читается Писание и монах участвует в общих трапезах. Остальное время монахи проводят в рукоделии или выполнении поручений.

Борьба со страстями — основа учения преподобного Иоанна Кссиана Римлянина

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин оставил после себя большое богословское наследство. Основа его учения — это борьба с человеческими страстями. Среди них он назвал следующие:

  • чревоугодие;
  • блуд;
  • сребролюбие;
  • гнев;
  • печаль;
  • уныние;
  • тщеславие и гордость.

Кроме описания этих страстей, святой также давал свои советы по борьбе с ними. Так, например, легко гневающимся он советовал направить свой гнев на саму страсть, а не на предметы и людей вокруг. Это позволяет направить гнев в нужное русло, сделав его спасительным.

Бороться с блудом святой советовал при помощи не только молитвы и поста, но и физического труда. Причиной сребролюбия он называл недостаток любви к Богу, а также вялость и расслабление духа.

При этом он отмечал, что сребролюбие, как и любая страсть, развивается постепенно: стоит привязаться к одному динарию, как можно погрязнуть в грехе полностью.

Видеоролик: На 3 минуте автор говорит о том, что святой Иоанн Кассиан Римлянин утверждал, что причина человеческих страданий — страсти.

Как опытный монах Кассиан говорил о том, что излечиться от уныния можно только лишь при помощи труда. Именно поэтому, говорил святой, египетские отцы не позволяли инокам быть ни минуты праздными. Гордость же, по его мнению, встречается «встречается везде и во всем».

В народе святого Кассиана невзлюбили, несмотря на то, что его жизнь — это образец аскезы

Православная Церковь прославила Иоанна Кассиана Римлянина в лике святых. Католическая же Церковь осудила отдельные его взгляды после его смерти как полупелигианские. При этом папа Урбан V упоминал его как святого, а в Марселе Кассиан всегда почитался в этом качестве неофициально.

Почитание святому в православии установлено в невисокосные годы 28 февраля (13 марта), а в високосные годы 29 февраля (13 марта).

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Икона. В народе святого Иоанна Кассиана Римлянина не любят, несмотря на его аскетическую и подвижническую жизнь. Связанно это с народными суевериями

К сожалению, несмотря на подвижническую и аскетичную жизнь святого Кассиана, среди славянских народов он заслужил дурную славу. Частично это произошло из-за того, что дни памяти преподобного переносились в невисокосные годы, что рождало различные суеверия и народные приметы.

Касьянов день в народе считался опасным, демоническим днем. В этот день опасались выходить на улицу, чтобы не заболеть или умереть, не работали, так как считалась, что работа не будет спориться.

Читайте также:  Богородичное правило - это очень сильная Молитва!
Ссылка на основную публикацию