Храм Всех Святых на Соколе: расписание служб, святыни, адрес

Распорядок богослужений

ЕЖЕДНЕВНО:

07-30 —Часы
08-00 — Божественная Литургия
18-00 — Вечернее богослужение

ВОСКРЕСНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ:

06-40 — Часы
07-00 — Ран. Божественная Литургия
09-30 — Часы
10-00 — Позд. Божественная Литургия
накануне в 18-00 — Всенощное бдение

ПО СРЕДАМ:

18-00 — акаф. свв. мцц. Вере, Надежде, Любови и матери их Софии.

ПО ПЯТНИЦАМ:

18-00 — акаф. Пресвятой Богородице «Всех скорбящих Радость».

ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ:

18-00 — акаф. Всем Святым.

Таинства

ПРИЧАСТИЕ: на каждой Божественной Литургии. Приходить нужно в началу богослужения (чтению часов)

ИСПОВЕДЬ: ежедневно в 17:30.

КРЕЩЕНИЕ: ежедневно в 11:00 в Крестильном храме Богоявления Господня. Приходить надо не позже 10:30!
Перед Таинством Крещения необходимо пройти две огласительные беседы.

ВЕНЧАНИЕ: в положенные церковным уставом дни по предварительной записи и беседе со священником.

СОБОРОВАНИЕ: во время Великого Поста.

Подробную информацию о совершаемых в храме Таинствах можно получить по телефону: +7 (906) 071-00-52 (с 10:00 до 19:00).

Расписание богослужений
в храме Всех Святых на Соколе

08:00 – Литургия
Служит: о. Илия Матвеев
Помогает: о. Алексий Авдюшко

18:00 – Полиелейная служба
Служит: о.Василий Бабурин,о. Алексий Авдюшко
Помогает: о.Илия Матвеев

08:00 – Литургия
Служит: о. Ваcилий Бабурин
о.Алексий Авдюшко
Помогает: о. Алексий Минячихин

15:00 – Молебен свв. мученикам Виленским

18:00 – Вечерня. Утреня
Служит: о. Алексий Минячихин
Помогает: о.Алексий Авдюшко

08:00 – Литургия
Служит: о. Алексий Минячихин
Помогает: о.Алексий Фатюхин

18:00 – Вечерня. Утреня. Акафист мцц.Вере,Надежде, Любви и Софии
Служит: о.Алексий Фатюхин
Помогает: о. Алексий Минячихинн

08:00 – Литургия
Служит: о.Алексий Фатюхин
Помогает: о.Николай Орлов

18:00 – Вечерня. Утреня
Служит: о.Николай Орлов
Помогает: о.Алексий Фатюхин

08:00 – Литургия
Служит: о.Николай Орлов
Помогает: о.Павел Соломатин

18:00 – Вечерня. Утреня с заупокойным парастасом
Служит: ВСЕ
Помогает: о.Николай Орлов

07:00 – Ранняя Литургия. Панихида
Служит: о. Николай Орлов, о.Павел Соломатин

Помогает:

10:00 – Поздняя Литургия. Панихида
Служит: о. Ваcилий Бабурин
о. Алексий Фатюхин
о. Алексий Авдюшко
о. Алексий Минячихин
о. Илия Матвеев
о. Андрей Левончук
Помогает:

18:00 – Всенощное бдение
Служит: ВСЕ
Помогает: о.Павел Соломатин

07:00 – Ранняя Литургия
Служит: о. Николай Орлов
о. Павел Соломатин
Помогает:

10:00 – Поздняя Литургия. Панихида.
Служит: о. Ваcилий Бабурин
о. Алексий Авдюшко
о. Алексий Фатюхин
о. Алексий Минячихинн
о. Илия Матвеев
о. Андрей Левончук
Помогает:

18:00 -Полиелейная служба
Служит: о. Ваcилий Бабурин,о. Илия Матвеев
Помогает:о. Андрей Левончук

08:00 – Литургия
Служит: о. Илия Матвеев
Помогает: о. Алексий Авдюшко

18:00 – Полиелейная служба
Служит: о.Василий Бабурин,о. Алексий Авдюшко
Помогает: о.Илия Матвеев

08:00 – Литургия
Служит: о. Ваcилий Бабурин
о.Алексий Авдюшко
Помогает: о. Алексий Минячихин

15:00 – Молебен свв. мученикам Виленским

18:00 – Вечерня. Утреня
Служит: о. Алексий Минячихин
Помогает: о.Алексий Авдюшко

08:00 – Литургия
Служит: о. Алексий Минячихин
Помогает: о.Алексий Фатюхин

18:00 – Вечерня. Утреня. Акафист мцц.Вере,Надежде, Любви и Софии
Служит: о.Алексий Фатюхин
Помогает: о. Алексий Минячихинн

08:00 – Литургия
Служит: о.Алексий Фатюхин
Помогает: о.Николай Орлов

18:00 – Вечерня. Утреня
Служит: о.Николай Орлов
Помогает: о.Алексий Фатюхин

08:00 – Литургия
Служит: о.Николай Орлов
Помогает: о.Павел Соломатин

18:00 – Вечерня. Утреня с заупокойным парастасом
Служит: ВСЕ
Помогает: о.Николай Орлов

07:00 – Ранняя Литургия. Панихида
Служит: о. Николай Орлов, о.Павел Соломатин

Помогает:

10:00 – Поздняя Литургия. Панихида
Служит: о. Ваcилий Бабурин
о. Алексий Фатюхин
о. Алексий Авдюшко
о. Алексий Минячихин
о. Илия Матвеев
о. Андрей Левончук
Помогает:

18:00 – Всенощное бдение
Служит: ВСЕ
Помогает: о.Павел Соломатин

07:00 – Ранняя Литургия
Служит: о. Николай Орлов
о. Павел Соломатин
Помогает:

10:00 – Поздняя Литургия. Панихида.
Служит: о. Ваcилий Бабурин
о. Алексий Авдюшко
о. Алексий Фатюхин
о. Алексий Минячихинн
о. Илия Матвеев
о. Андрей Левончук
Помогает:

18:00 -Полиелейная служба
Служит: о. Ваcилий Бабурин,о. Илия Матвеев
Помогает:о. Андрей Левончук

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Храм Григория Неокесарийского на Полянке

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Когда у человека случается беда, то первым делом он обращается за помощью к высшим силам. Чаще всего это происходит в храме. На сегодняшний день их насчитывается большое количество и все они разнообразны и отличаются друг от друга. Не остается без внимания храм Григория Неокесарийского на Полянке. Он имеет достаточно интересную историю.

Храм с момента возведения и по сегодняшний день

Храм Святителя Григория Неокесарийского был известен еще в давних времен. Изначально он был деревянным. Основателем его был князь Василий Темный, который таким образом высказал свою благодарность за освобождение от татарского плена. В плену ему было видение от Господа, что он должен соорудить храм на том месте, с которого увидит стены Кремля. А назвать его необходимо будет на честь того святого, день памяти которого будет припадать на тот день. Так и случилось 30 ноября 1445 года.

Деревянный храм просуществовал до 17 столетия. В 1668-1679 годах рядом возводят каменный храм.

По архитектуре данный храм относится к пятиугольным с шатровой колокольней. Внешне храм украшен изразцами с растительным орнаментом. Это убранство и яркие цвета может удивить обычного человека. Хотя отмечалось, что многие люди называли ее «красной», что означает красивой. В данном храме проводились некоторые обряды, связанные с царской династией:

  • В 1671 году тут было проведено обряд церковного венчания царя Алексея Михайловича и Натальей Нарышкиной.
  • В 1972 году был крещен будущий император Петр 1. Там до сих пор оберегают эту купель, где крестили маленького царевича.

Не стоит забывать о том, что данному храму был дан статус придворного. Его часто посещали царские особы, про что свидетельствовали короны на крестах.

Очень уж она припала по душе Наполеону. Он сожалел, что не может забрать ее с собой. Даже во время пожара, воины носили воду, чтоб не загорелось строение.

В 1939 году храм был осквернен, разграблен и разрушен. С 1994 года в храме вновь возобновились богослужения. А еще через 2 года – его снова освятили.

Святыни обители

Самыми важными считают мощи Григория Неокесарийского. В 1998 году их торжественно перенесли и поместили в раку. Кроме них есть также и мощи великомученика Пантелеймона, а также:

  • Матроны Московской,
  • Дмитрия Ростовского,
  • Сергия Радонежского.

Также чтимой иконой считают Боголюбскую Богородицу. На сегодняшний день большая храм Григория Неокесарийского на Большой Полянке приобрел былую красоту. Несмотря на все те разорения, которые пришлось пережить данной обители, прихожане не дают ему полностью пропасть. Священнослужители прикладывают немало усилий для возвращения прежнего убранства.

Так, благодаря стараниям служителей церкви и верян, происходит постоянное обновление как внутреннего наполнения, так и внешнего убранства храма. За его живописную красоту люди вновь начали называть его «красным». Многие туристы включают его в свои маршруты. А некоторые приходят не только посмотреть на него, но и помолится святому Григорию Неокесарийскому.

Расписание богослужений

В этом храме, как и в прочих проводят богослужения. Расписание служб храма Григория Неокесарийского практически ничем не отличается от служб в прочих православных обителях. Бывает, что есть какие-то свои отдельные службы, но о них можно узнать или по телефону или уточнить информацию на сайте храма.

Как добраться

Данная обитель размещена в городе Москва на улице Большая Полянка 29-А.

Храм Святителя Григория Неокесарийского на Полянке, Москва, Россия. История, деятельность, духовенство, службы, как добраться

Колокольный звон плывёт по утрам над Большой Полянкой и Старомонетным переулком – Красная церковь созывает прихожан на службу. Построена она в стародавние времена и освящена в честь святого Григория Неокесарийского, епископа и чудотворца, жившего в Малой Азии в III веке от Рождества Христова.

Григорьевской церкви выпала нелёгкая судьба. Много веков назад её деревянная предшественница сгорела и была отстроена заново. Каменный храм, возведённый в XVII в., пережил сожжение Москвы во время Отечественной войны 1812 г., более полувека провёл под вывесками светских учреждений в советские времена, обветшал, но выстоял и теперь снова принадлежит верующим.

В древности здесь была глухомань, «дербицы». Сейчас это центр нашей столицы, о далёком прошлом напоминает только название: храм Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах. Это место дорого москвичам, его посещают паломники и многочисленные туристы.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм Григория Неокесарийского на Полянке в его современном, каменном теле создан лучшими зодчими и расписан лучшими художниками XVII столетия. На памятной доске значится: архитекторы Карл Губа, Иван Кузнечик, братья Григорьевы, 1667 – 1679 г.г.

С высоты птичьего полёта он должен был выглядеть как крест, а с земли – радовать глаз гармонией идеальных пропорций, ярких красок и затейливых форм.

В плане это протянувшийся с востока на запад четверик, соединённый с прямоугольной трапезной, которая, в свою очередь, соединяется с квадратной в основании колокольней. Форму креста придавали ансамблю паперти под навесами, устроенные с северной и южной сторон четверика.

Над стенами шапкой высятся 3 ряда кокошников – «огненных языков», а венчают всё 5 куполов-луковок с крестами, на которых можно разглядеть небольшие короны (и неспроста, ведь храмоздателем был царь). Все продольные и поперечные швы стен подчёркнуты декором, богато обрамлены окна. Белокаменные входные порталы украшены искусной резьбой.

Колокольня выглядит тоже празднично, над её кубическим основанием высится ярус звона и шатровый купол с двумя рядами слуховых окон. Но главная изюминка отделки церкви Григория Неокесарийского – изразцовый фриз, выполненный знаменитым гончаром из Белой Руси Степаном Полубесом и его помощниками.

9 тысяч поливных керамических изразцов с многоцветным узором «павлинье око» обрамляют верхнюю часть стен нарядным поясом, до сих пор не утратившим яркости красок.

Стены при строительстве задумано было выкрасить суриком в цвет красного кирпича, «…а слухи и закомары и окна прописать разными красками». В народе церковь стала именоваться Красной и по цвету стен, и потому, что радовала глаз своей красотой.

История строительства

Построить каменное здание задумал настоятель деревянной Григорьевской церкви Андрей Саввинов (Постников). Бог весть, каким образом познакомился он с царём Алексеем Михайловичем, который за набожность свою прозван был Тишайшим. Жизнелюбивый и энергичный настоятель полюбился царю и вскоре стал его духовником.

Более того, Тишайший назначил его протопопом Кремлёвского Благовещенского собора и выделил из казны огромные деньги на строительство каменного храмового ансамбля. Стремительный взлёт простого священника не пришёлся по душе Патриарху Московскому Иоакиму, и пока царь с духовником увлечённо планировали и строили, он искал случая осадить «выскочку».

Строить новое здание решено было рядом с деревянной церковью, чуть севернее, чтобы не прекращать молитв. Камень для строительства взяли свой, подмосковный, из села Мячково. Из него уже возводили ранее постройки в Московском Кремле.

Тишайший приезжал на молитву в Григорьевскую церковь и интересовался строительством. Для него и членов царской семьи сооружали в новом храме особое молельное место в виде балкона, расположенное во втором этаже над трапезной.

Строительство и отделка завершились уже после смерти Алексея Михайловича. А Великое освящение 1 марта 1679 г. прошло и без настоятеля, Андрея Саввинова: без царского покровительства Патриарх Иоаким тут же лишил его сана и отправил в один из северных монастырей.

Внутреннее убранство

Внутри храм был не менее великолепен, чем снаружи. Пространство, наполненное светом из окон в два ряда, пятиярусный иконостас, украшенный позолоченной резьбой, искусно выполненное паникадило вызывали благоговейное восхищение. Образа для иконостаса написаны прославленным изографом Симоном Ушаковым и мастерами его школы.

Храм Святителя Григория Неокесарийского внутри.

Талантливый художник, новатор, Симон Ушаков стремился к соединению жизненной правды, красоты и света. Его творения – такие, как «Спас Нерукотворный», «Богоматерь Элеуса-Киккская» – выполнены с выдающимся мастерством.

Ученик Ушакова – уже отмеченный при дворе художник Георгий Зиновьев – написал цикл восьмигранных икон, повествующих о Страстях Господних. К росписи привлекли многих искусных художников – Попова, Никитина, Дунаева и других. Благодаря их мастерству, полотна на стенах приближаются к монументальной живописи.

Читайте также:  Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Святыни и мощи храма

Нарядная, как игрушка, церковь содержит немало бесценных для верующих артефактов. В 1998 г. храм на Полянке обрёл свою главную святыню – мощи Святителя Григория Неокесарийского. Хранятся здесь частица Креста Господня и мощи разных святых (Григория Богослова, Сергия Радонежского, Матроны Московской и других).

Весьма почитаема Боголюбская икона Божией Матери.

В числе святых новомучеников поминается казнённый в 1937 г. на полигоне в Бутово настоятель протоиерей Борис Ивановский.

Духовенство, наставники

С тех пор, как здание возвращено Русской Православной Церкви, настоятелем является епископ Иероним (Чернышов). Его заботами храм полностью восстановлен, а там, где была когда-то деревянная церковь, поставлена часовня Спаса Всемилостивого.

Наряду со священниками и дьяконами большую помощь в работе оказывают настоятелю его помощник, кандидат исторических наук Павел Митрофанович Золотарёв, кандидат социологических наук инокиня Алексия (Переведенцева) и другие клирики.

Приход и хор храма

Среди прихожан Григорьевской церкви – самые разные люди: и зрелые, состоявшиеся, и старшее поколение, и молодёжь. Многие молодые люди постигают мастерство звонарей, певчих и алтарников в кружках при храме.

Приход ведёт страничку в социальной сети ВКонтакте, на которой публикуются новости приходской жизни, информация о готовящихся паломнических поездках, предстоящих интересных лекциях и концертах.

На службах поёт мужской хор. Руководит им регент Николай Белов, прекрасно образованный музыкант, среди учеников которого – выпускники Московской консерватории и музыкальной академии им. Гнесиных.

Социальная работа, повседневная жизнь

Храм Григория Неокесарийского на Полянке сотрудничает с медицинскими учреждениями района – проводит беседы с персоналом и пациентами, исповеди, причащения, соборования.

Для малоимущих работает благотворительная приходская столовая, им помогают бесплатными продуктами и одеждой. В воскресные и праздничные дни после службы молящимся раздают белый хлеб. Приход оказывает патронажную помощь больным и немощным людям.

На протяжении многих лет приход духовно окормляет военнослужащих подразделений Московского военного округа, учреждает стипендии отличившимся на воинской службе, помогает с трудоустройством и получением образования увольняющимся в запас молодым воинам. Красная церковь часто становится местом проведения концертов и фестивалей духовной музыки.

Воскресная школа

С 2008 г. при храме работает воскресная школа, в которой дети осваивают основы Православия, правила церковной службы и церковное пение. Создан православный культурно-просветительный центр «Замоскворечье», в нём оборудованы комфортные помещения для творческого и духовного развития молодёжи.

Престольные праздники

С течением времени к главному зданию пристроили новые приделы, и теперь Григорьевский храм празднует в честь престолов:

  • Святителя Григория Неокесарийского (30 ноября);
  • Святителя Григория Богослова (7 февраля), он находится в южном приделе;
  • иконы Божией Матери Боголюбская (1 июля), которой посвящён северный придел.

Расписание служб, режим работы

По субботам Божественная Литургия начинается в 9 часов, а в воскресные дни и в дни больших православных праздников – в 9.30. Накануне праздников в 17 часов служится Всенощное бдение.

Расписание служб составляется на каждый месяц, его можно уточнить в самом храме или на его официальном сайте.

Интересные факты про храм, что в окрестностях

В 1671 г., ещё задолго до полного завершения отделки, царь венчался здесь с юной Натальей Нарышкиной. Есть версия, что младенца Петра I год спустя крестили здесь же. После смерти Тишайшего царское место перестроили в придел святителя Тихона Амафунтского. Однако, путь туда был неудобен и тесен, поэтому служили в нём всего раз в году, в праздник святителя Тихона.

В 1812 г. Бонапарт принял все меры, чтобы очаровавшая его церковь-игрушечка не пострадала от пожаров. Солдатам было велено поливать её водой в случае приближения огня.

В окрестностях находится немало исторических и культурных объектов:

  • оба здания Третьяковской галереи (на Крымском валу и в Лаврушинском переулке);
  • много церквей и архитектурных памятников;
  • 100-метровая статуя Петра I работы З.Церетели;
  • Болотная площадь.

И сама улица Большая Полянка – одна из московских достопримечательностей.

Информация для паломников

Храм Григория Неокесарийского на Полянке открыт ежедневно с 9 утра до 8 вечера.

На стендах у входа есть правила посещения православных церквей, но уже заранее следует знать некоторые из них:

  • в храм не ходят в купальниках, шортах, в слишком яркой или слишком открытой одежде, женщины должны быть в платьях или юбках;
  • вести себя нужно спокойно, без суеты, шума и пустых разговоров;
  • в православной церкви молятся стоя; если стоять слишком трудно, можно присесть на скамью, но во время некоторых важных эпизодов службы (например, чтения Евангелия) нужно встать.

В церковной лавке при входе можно подать записки о здравии и об упокоении, заказать молебен, купить свечи, иконы, книги, памятные сувениры. Свечи есть и по невысокой цене, и дорогие, и совсем бесплатные для малообеспеченных прихожан.

Фотографировать в храме не разрешается. Тем, кто хочет поговорить с настоятелем или исповедаться отдельно, следует передать свою просьбу через алтарника. Приезжающим издалека необходимо заранее позаботиться о ночлеге и забронировать места в гостинице или хостеле. Их поблизости немало, есть возможность выбрать по своему бюджету.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Добираться до Красной церкви удобнее всего на метро по серой (Серпуховско-Тимирязевской) линии до станции «Полянка».

Выход в город здесь один – на улицу Большая Полянка. На её противоположной стороне слева видна колокольня храма Григория Неокесарийского.

Автор: Елена Анисимова

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Храме Святителя Григория Неокесарийского

Обзор Храма Святителя Григория Неокесарийского:

Храм Григория Неокесарийского на Полянке — история и общая информация

Храм Григория Неокесарийского на Полянке – один из самых красивых православных монастырей Москвы. Этот храм был основан в XV веке. Его основателем является князь Василий II, потомок Дмитрия Донского и Ивана Грозного. Храм принадлежит Московской городской православной епархии.

История Храма Григория Неокесарийского от создания до нашего времени

Храм Григория Неокесарийского помимо духовной, является и архитектурной ценностью. История храма берет начало еще с XV века.

По легенде, князь Василий II длительное время пребывал пленным у татар, где дал обещание: если освободится из плена живым, то возведет в Москве храм во имя святого. 17 ноября 1445 года князя отпустили из плена. В этот день также почитали память Неокесарийского чудотворца Георгия. Было принято решение возвести деревянный монастырь Григория Неокесарийского.

Спустя несколько лет деревянный храм был уничтожен при пожаре. На его месте в 1632 году был выстроен новый храм из дерева. В 1667 году рядом с ним построили каменный храм. В народе его называли «Красный», что означает красивый храм. Позже это название стало использоваться и в официальных источниках.

1 марта 1679 года храм освятили во имя Григория Неокесарийского. Обряд проводил патриарх Иоаким.

В 1812 году началась Отечественная война с Наполеоном. К счастью, храм не затронула война. Наполеон так восхищался красотой храма, что трудом смирился с тем, что не может перенести его в Париж.

Позже к храму был пристроен придел Боголюбской иконы Богоматери в готическом стиле. Икона очень помогала молящимся во время нашествия холеры в 1830-1831 годах.

Первая серьезная реставрация святыни произошла в 1859 году. Тогда были обновили росписи храма, ризы некоторых икон.

В советские времена началось крушение храма. Для увеличения тротуара, в 1930 года была частично разрушена колокольня. После расстрела церковнослужителя в 1939 году храм был закрыт, а иконы отданы в местные музеи.

Полная реставрация собора была проведена в 1965 году. В здании разместили художественный комбинат. И только через 35 лет храм был возвращен верующим. Богослужения начались с 1994 года и регулярно проводятся до сегодняшнего дня.

Архитектура Храма

Храм Григория Неокесарийского относят к настоящим шедеврам архитектуры. Его архитекторами выступили царские строители Кузнечик и Карп Губа. Свою руку к строению храма приложил и величайший мастер Степан Полубес, сделавший тысячи изразцов в стиле «павлиний глаз». Это и стало особенностью храма. Над росписью храма работал известный царский иконописец Симон Ушаков.

На строительство храма царем был выделен огромный капитал. Камень для его строительства привозили из Подмосковья – из того самого места, откуда брали камень для постройки Московского кремля и храма Христа Спасителя.

Храм по своей архитектуре получился необычайным. Украшения храма изготовлены настолько качественно, что сохранились практически в первозданном виде аж до сегодняшнего дня.

Святыни обители

Самыми сильными в храме Григория Неокесарийского считаются мощи Григория Неокесарийского.

Кроме них в храме хранятся мощи Матроны Московской, Дмитрия Ростовского, Сергия Радонежского, Иоасафа Белгородского, Пантелеймона. Прихожане также очень чтут икону Боголюбской Богородицы.

Все святыни храма доступны верующим для поклонения.

Расписание богослужений

По субботам в 09.00 в храме проводится утренняя Божественная Литургия для почтения икон Божией Матери.

По воскресеньям и большим праздникам в 9.30 утра в храме проходит Божественная Литургия. Накануне в 17.00 проводится Всенощное бдение.

О проведении отдельных служб можно узнать на сайте храма или по телефону.

Как добраться до храма

Храм Григория Неокесарийского располагается в Москве на улице Большая Полянка 29а, в народе – на Полянке.

Добраться до него можно с помощью общественного или личного транспорта. Если вы соберетесь ехать в храм на общественном, отправляйтесь на метро до станции Полянка. При выходе из метро вы сразу увидите купола этой красивейшей памятки архитектуры.

Храм Григория Неокесарийского

Трудно кого-то удивить красотой московских храмов, но христианская святыня 17 столетия вызывает восхищения с первого взгляда своим древнерусским стилем и витиеватостью архитектурных украшений. Храм Григория Неокесарийского — древняя церковь Москвы, главной святыней которой являются мощи святого.

История постройки

Царь Василий Темный, правивший в 15 веке, во время пленения татарами пообещал Творцу в случае своего освобождения построить христианскую обитель на месте, с какого он первыми увидит стены Москвы по возвращению из плена. В конце осени в 1445 году, по возвращении царя, велось богослужение в память святого Григория Чудотворца, это стало основанием для постройки церкви святого Чудотворца Неокесарийского.

Пожар 17 столетия полностью уничтожил деревянную святыню, на ее месте возвели временную церковь при Полянке или в Дербицах, местными жителями называлось это место Кадашево. Вокруг церковных построек на Якиманке жили рабочие ткацких мастерских и стрельцы царя, неподалеку стояли хоромы князей Трубецких.

В 1660 году по благословению Патриарха Никона Андрей Саввинов, настоятель временной церкви, начал строительство каменной святыни. Дружба царя с Саввиновым продолжалась многие годы, в 1665 году отец Андрей стал царским душепопечителем, Алексей Михайлович не жалел денег и материалов для возведения церкви.

Когда при правлении Федора Алексеевича были возведены каменные храмовые постройки, деревянная церковь была разобрана. Чтобы подчеркнуть принадлежность храмовых построек к царскому покровительству, на крестах установили короны.

Луковичное пятиглавие завершало трехрядие, завершающее килевидными кокошниками уникальную архитектуру храмового строения. Удивительное по красоте здание было возведено царскими зодчими Иваном Кузнечиком и Карпом Губой.

Изразцы, сохранившие яркость краски и до сих дней, были выполнены мастером Степаном Полубесом. За уникальную красоту новый храм местными жителями был назван Красным.

Интересно! В храме венчались царские особы, крестили будущего царя Петра Первого.

В начале марта 1679 года Григорьевский храм на Полянке был освящен Патриархом Иоакимом, на празднике освящения присутствовала вся царская семья во главе с Федором Алексеевичем.

В 1767 году по благословению и материальной поддержки прихожанина Г. Лихонина появился придел в память Григория Богослова.

Уникальность храма покорила в 1812 году французского императора Наполеона, он бросил все силы для спасения необычной красоты церкви от огня.

В 1830 году в церкви Григория собирались москвичи на молебны о спасении от холеры.

1834 год ознаменовался освящением еще одного придела святого образа Богородицы «Боголюбская», в основу архитектуры которого легла ампирная псевдоготика.

До 1859 года, когда было решено храм реставрировать, он оставался придворной церковью, перед иконами которой часто молилась Елизавета Федоровна.

Время разорения и восстановления

То, что не совершили пожары и время, удалось большевикам, в 1922 году разграбившими все храмовые ценности, а в 1930 году только силами историков удалось оставить снос шатровой колокольни, через которую прорубили проход.

Читайте также:  8 сильных молитв от злых людей на работе, защита от врагов и недоброжелателей

В результате репрессий весь клир придворного храма был мученически уничтожен. В 1938 году церковь Григория Чудотворца на Поляне была окончательно закрыта, все святыни передали в хранилища музеев. Третьяковская галерея обогатилась иконой Божьей Матери «Умиление» или Елеуса-Киккская.

Время восстановления уникальной московской святыни началось в 1965 году, когда храм передали в качестве памятника архитектуры Всесоюзному производственно — художественному комбинату.

В 1990 году Патриарх Алексий Второй лично ходатайствует о возвращении святыни Православной Церкви.

В 1994 году храмовое здание, находящееся в ужасном состоянии без электропроводки, отопления, пола, окон было возвращено верующим. Соблюдая точные древние традиции, используя сурик, бирюзу, белила, позолоту, в 1996 году храм был восстановлен, ему было возвращено местное название Красный.

29 ноября 1999 года при присутствии патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго состоялось возвращение святых мощей святителя Неокесарийского, хранившихся в Лондоне.

В 2003 году на месте первой деревянной церкви построили часовню в Имя Всемилостивого Спаса. В связи с тем, что история не сохранила картин с изображением первой церковной постройки, часовня возведена по примеру северорусских древних церквей.

На заметку! Уникальностью современной московской жемчужины является колокольня с часами-курантами, каждый час отбивающие «Спаси, Господи, люди Твоя» и каждые 15 минут звучит «Царице моя Преблагая».

Современное состояние

Полностью восстановленный к 21 столетию храм святителя Григория Чудотворца внешним видом подобен монастырю, на территории которого действуют:

  • сестринское общество в честь святого образа Богородицы «Державная»;
  • гимназия православных наук;
  • церковная лавка с духовной литературой;
  • магазин церковных тканей;
  • имеется своя крестильная.

Под окормлением церковного клира находятся военные 154-го Комендантского полка. Приход через патронажную службу и приходскую столовую помогает малоимущим едой, одеждой, лечением. Прихожане храма с медицинским образованием ведут прием больных, бесплатно оказывая им помощь.

Нищие и малоимущие по воскресеньям после богослужения получают хлеб, по великим христианским праздникам накрывается трапезный стол. Святейший Патриарх Кирилл благословил движение «Любовь и верность» поощряя паломнические поездки молодежи.

Важно! Епископ, владыка, настоятель храма свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве Иероним по-прежнему проводит миссионерскую деятельность и катехизацию.

Святыни

Тысячи паломников ежегодно приезжают поклониться чтимому образу Богоматери «Боголюбская» и святым мощам:

  • Григория Неокесарийского;
  • Григория Богослова;
  • Димитрия Ростовского;
  • Нила Столобенского;
  • Тихона Задонского;
  • Великомученика Димитрия Солунского и других.
  • 30 ноября — день памяти святителя Григория Неокесарийского.
  • 7 февраля почитается память Григория Богослова.
  • 1 июля — престольный праздник в честь иконы Богородицы «Боголюбская».
  • 12 февраля чтится память Вселенских Учителей, Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

Интересно! Уникальность древнерусской обители не только в архитектуре, но и в названии. Это единственная православная обитель в честь святого Неокесарийского в белокаменной столице, она возведена в московском районе Якиманка.

Памятник памяти о великом богослове и хранителе веры третьего столетия Григории Неокесарийском — Символ веры, написанный епископом, почитается во всем христианском мире. Символ веры передается из поколения в поколения, звучит гимном Святой Троице и православной вере.

В помощь паломникам

Адрес храма святителя Григория Неокесарийского: Москва, Большая Полянка, д.29А.

До московской святыни в Дебрицах проще всего добраться на метро. Выйдя на станции «Полянка», внимательно осмотритесь вокруг, и вы обязательно увидите пряничные купола Григорьевской церкви.

Клира храма совершают все Таинства по предварительной договоренности, богослужения проходят по выходным и праздничным дням. В субботу утренняя Литургия начинается в 9.00. в воскресенье — в 9.30.

Всенощное бдение совершается в субботу в 17.00. О расписании богослужений можно узнать на официальном сайте церкви.

Храм Григория Неокесарийского на полянке в Москве (Красная церковь)

Яркая расцветка храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке сразу бросается в глаза. Такое ощущение, что сначала видишь цвет — радостный, праздничный всплеск краски, и только потом начинаешь разбираться-понимать, на что же эта краска нанесена, какой под ней архитектурный памятник. Разбираешься уже под властью этого первого искрящегося впечатления, мажорной ноты в панораме «обминоренной» улицы…

В отличие от других зодчих московского узорочья, смело экспериментировавшими и с формами, и с композицией, создатели церкви Григория Неокесарийского придерживались, может быть, даже несколько архаизирующей линии.

Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке — традиционные для России формы храма-«корабля» с шатровой колокольней на западе, под ней — вход в церковь, приземистая трапезная, которая примыкает к небольшому четверику, зрительно как бы приподнятому вверх «костром» из трех ярусов килевидных кокошников, так называемых «огненных языков». Выше — традиционное же пятиглавие (главы — чисто декоративные, их барабаны — глухие, они не имеют окон и не открываются своим внутренним пространством в интерьер храма).

Красно-зелено-белый колер, наличники, карнизы, затейливые колонки и полуколонки, украшающие как тело церкви, так и барабаны ее глав — все это тоже непременная атрибутика московского узорочья. Законченный в 1679 году, храм Григория Неокесарийского, наверное, был в числе последних значимых узорочных памятников. Пройдут буквально считанные годы — и архитекторы начнут «пробовать на вкус» московское барокко в его нарышкинском изводе. А оно, хоть и считается прямым наследником узорочья, все же — совсем иной стиль…

Декоративное убранство — вот что выделяет церковь на Большой Полянке среди многих других храмов той же эпохи. Деликатно «архаизировав» композицию, создатели храма вовсю «отыгрались» на оформлении. Одни изразцы, не потерявшие до сих пор своего блеска, чего стоят! Двумя поясами-фризами (нижний разорван арками порталов) пересекают они первый ярус колокольни. Широким, как праздничный рушник, полотном пролегают под карнизом самого храма — эта пятиглавая пирамида кокошников словно вырастает из изразцового разнотравья.

Общее впечатление поддерживают небольшие, незаметные на первый взгляд, изразцовые вставки, белокаменная резьба порталов и общее декоративное исполнение фасадов, в котором специалисты усматривают элементы костромских традиций: и даже абсолютно «новодельные» (никогда их там не было) часы на колокольне как-то по-своему «вписались» в общий орнамент.

Расписание богослужений

В этом храме, как и в прочих проводят богослужения. Расписание служб храма Григория Неокесарийского практически ничем не отличается от служб в прочих православных обителях. Бывает, что есть какие-то свои отдельные службы, но о них можно узнать или по телефону или уточнить информацию на сайте храма.

Архитектура Храма

Храм Григория Неокесарийского относят к настоящим шедеврам архитектуры. Его архитекторами выступили царские строители Кузнечик и Карп Губа. Свою руку к строению храма приложил и величайший мастер Степан Полубес, сделавший тысячи изразцов в стиле «павлиний глаз». Это и стало особенностью храма. Над росписью храма работал известный царский иконописец Симон Ушаков.

На строительство храма царем был выделен огромный капитал. Камень для его строительства привозили из Подмосковья – из того самого места, откуда брали камень для постройки Московского кремля и храма Христа Спасителя.

Храм по своей архитектуре получился необычайным. Украшения храма изготовлены настолько качественно, что сохранились практически в первозданном виде аж до сегодняшнего дня.

История строительства

Построить каменное здание задумал настоятель деревянной Григорьевской церкви Андрей Саввинов (Постников). Бог весть, каким образом познакомился он с царём Алексеем Михайловичем, который за набожность свою прозван был Тишайшим. Жизнелюбивый и энергичный настоятель полюбился царю и вскоре стал его духовником.

Более того, Тишайший назначил его протопопом Кремлёвского Благовещенского собора и выделил из казны огромные деньги на строительство каменного храмового ансамбля. Стремительный взлёт простого священника не пришёлся по душе Патриарху Московскому Иоакиму, и пока царь с духовником увлечённо планировали и строили, он искал случая осадить «выскочку».

Строить новое здание решено было рядом с деревянной церковью, чуть севернее, чтобы не прекращать молитв. Камень для строительства взяли свой, подмосковный, из села Мячково. Из него уже возводили ранее постройки в Московском Кремле.

Тишайший приезжал на молитву в Григорьевскую церковь и интересовался строительством. Для него и членов царской семьи сооружали в новом храме особое молельное место в виде балкона, расположенное во втором этаже над трапезной.

Строительство и отделка завершились уже после смерти Алексея Михайловича. А Великое освящение 1 марта 1679 г. прошло и без настоятеля, Андрея Саввинова: без царского покровительства Патриарх Иоаким тут же лишил его сана и отправил в один из северных монастырей.

Святыни обители

Самыми важными считают мощи Григория Неокесарийского. В 1998 году их торжественно перенесли и поместили в раку. Кроме них есть также и мощи великомученика Пантелеймона, а также:

Матроны Московской,Дмитрия Ростовского,Сергия Радонежского.

Также чтимой иконой считают Боголюбскую Богородицу. На сегодняшний день большая храм Григория Неокесарийского на Большой Полянке приобрел былую красоту. Несмотря на все те разорения, которые пришлось пережить данной обители, прихожане не дают ему полностью пропасть. Священнослужители прикладывают немало усилий для возвращения прежнего убранства.

Так, благодаря стараниям служителей церкви и верян, происходит постоянное обновление как внутреннего наполнения, так и внешнего убранства храма. За его живописную красоту люди вновь начали называть его «красным». Многие туристы включают его в свои маршруты. А некоторые приходят не только посмотреть на него, но и помолится святому Григорию Неокесарийскому.

История Храма Григория Неокесарийского от создания до нашего времени

Храм Григория Неокесарийского помимо духовной, является и архитектурной ценностью. История храма берет начало еще с XV века.

По легенде, князь Василий II длительное время пребывал пленным у татар, где дал обещание: если освободится из плена живым, то возведет в Москве храм во имя святого. 17 ноября 1445 года князя отпустили из плена. В этот день также почитали память Неокесарийского чудотворца Георгия. Было принято решение возвести деревянный монастырь Григория Неокесарийского.

Спустя несколько лет деревянный храм был уничтожен при пожаре. На его месте в 1632 году был выстроен новый храм из дерева. В 1667 году рядом с ним построили каменный храм. В народе его называли «Красный», что означает красивый храм. Позже это название стало использоваться и в официальных источниках.

1 марта 1679 года храм освятили во имя Григория Неокесарийского. Обряд проводил патриарх Иоаким.

В 1812 году началась Отечественная война с Наполеоном. К счастью, храм не затронула война. Наполеон так восхищался красотой храма, что трудом смирился с тем, что не может перенести его в Париж.

Позже к храму был пристроен придел Боголюбской иконы Богоматери в готическом стиле. Икона очень помогала молящимся во время нашествия холеры в 1830-1831 годах.

Первая серьезная реставрация святыни произошла в 1859 году. Тогда были обновили росписи храма, ризы некоторых икон.

В советские времена началось крушение храма. Для увеличения тротуара, в 1930 года была частично разрушена колокольня. После расстрела церковнослужителя в 1939 году храм был закрыт, а иконы отданы в местные музеи.

Полная реставрация собора была проведена в 1965 году. В здании разместили художественный комбинат. И только через 35 лет храм был возвращен верующим. Богослужения начались с 1994 года и регулярно проводятся до сегодняшнего дня.

Видео о Храме Святителя Григория Неокесарийского

Обзор Храма Святителя Григория Неокесарийского:

vladimirdar

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире.


Всего 27 фото

Храм Григория Неокесарийского на Полянке один из моих самых любимых. Отчасти и потому, что при фотографировании этого храма совершенно не удается передать ту внутреннюю красоту и духовную силу которую чувствуешь всеми фибрами души когда лицезреешь это Чудо. Храм яркий, изящный, возвышенный, излучающий свет и добро, иначе не скажешь. Сколько я его фотографировал, ни разу не был удовлетворен результатами съемки, как и в процессе обработки снимков. Именно когда ты находишься рядом с ним, наслаждаешься его одухотворенным «живым» образом, в эти мгновения что-то происходит с тобой, ты как бы сливаешься с ним, начинаешь чувствовать его чу́дные вибрации. Поэтому я перестал делать попытки отобразить то, что невозможно и сейчас хочу сосредоточиться именно на исторической и духовной информации, что возможно и объяснит те впечатления, которые производит этот шедевр духовно-архитектурного творения московской православной архитектуры.

Для начала о святителе Григории Неокесарийском. Святитель Григорий родился в городе Неокесарии на севере Малой Азии приблизительно в III в. от Рождества Христова. Он получил прекрасное образование и даже, отправившись в Александрию, учился там у самого Оригена. Вернувшись на родину, св. Григорий удалился от мира в пустыню и вел там святую жизнь в молитве и посте, обретя от Бога дар прозорливости и пророчества. О святом подвижнике узнал епископ города Амассии и решил поставить его епископом в родной Неокесарии. Св. Григорий согласился и перед хиротонией горячо молил Бога и Царицу Небесную открыть ему истинный образ поклонения Святой Троице. И было святому чудесное видение во время молитвы – ему явилась Сама Пресвятая Богородица вместе с Апостолом Иоанном Богословом. И от него святой услышал просимое знание о том, как следует истинно и достойно исповедовать Святую Троицу. Св. Григория немедленно записал все услышанное от Апостола в чудесном видении. И именно на этом Откровении потом было основано православное учение о Святой Троице, развитое Вселенскими учителями, Отцами Церкви святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским, а также составлен и сам Символ Веры.

Читайте также:  Петр Московский

Святитель Григорий подобно Святителю Николаю Чудотвору Мир-Ликийскому прославлен многими чудесами, а потому и пишут его часто как Григория Чудотворца. На первом Антиохийском Соборе, состоявшемся в 264 году святитель Григорий занимал первенствующее место. Своей богоугодной жизнью, проникновенной проповедью, чудотворениями и благодатным управлением паствой святитель неуклонно умножал число обращенных ко Христу. Перед его кончиной († ок. 266-270) в городе Неокесария* осталось только 17 язычников. А когда святитель Григорий чудотворец, епископ Неокесарийский, вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан. До наших дней дошло много письменных трудов святителя Григория, а так же есть историческое мнение, что этот человек самым первым на земле носил имя Григорий, ранее в христианстве такого имени не было.

* Неокесария была столицей византийской причерноморской провинции Полемонов Понт. Приобрела известность как родина Григория Чудотворца и место проведения Неокесарийского собора.

02.

Мозаичная икона святителя Григория Неокесарийского в константинопольском храме Богородицы Паммакаристы

В древней Москве праздник св. Григория Неокесарийского оказался связанным с важным для России историческим событием – в этот день, 17 ноября 1445 года возвратился в русскую столицу из жестокого татарского плена Великий князь Василий II Темный, прозванный так оттого, что был ослеплен врагами. Вероятно, именно в память о его возвращении тогда же и была поставлена первая деревянная замосквореченская церковь, освященная по этому празднику, хотя деревянный Григорьевский храм впервые упоминается в письменных исторических документах лишь в 1632 году.

В старой Москве храм назывался «что в Дербицах». Местность, где воздвигли этот храм, была в те времена далекой-далекой глушью. Когда-то там проходила древняя дорога из Новгорода в Рязань. Освоение территории старинного Заречья серьезно началось во времена приписываемые татаро-монгольскому игу, поскольку через него пролегла главная дорога из Москвы в Орду. Название улицы Полянка официально появилось лишь в XVIII столетии, но в те времена, когда была основана церковь св. Григория Неокесарийского, здесь действительно начинались большие поля, которые простирались далеко за пределы средневекового города, и среди них проходила старая дорога из Кремля на Серпухов. Эти поля и дали название старинной московской улице. Сама же земля в этой низинной, часто затопляемой разливами Москвы-реки местности, была топкой, «замшелой», отчего и была прозвана Дербицами, искаженно от слова дебри. «Дебрью» в старину называли топкую низину. Сначала в этой сырой, неказистой местности селились крестьяне и ремесленники, а с XVI века в Заречье находились и поселения стрельцов. Тут же расположилась дворцовая слобода царских кадашей – бондарей, делавших необходимые в старинном хозяйстве деревянные бочки и кадки (по другой версии кадашами были царские ткачи). Затем, с XVIII столетия Замоскворечье и его Полянку стали заселять московские купцы.
03.

Храм Григория Неокесарийского, что в Дербицах. 1882 год. Фото Н.А. Найденова.

04.

Фасад храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Проект реставрации южного фасада, архитектор Н.В. Сибиряков, 1970-е гг., предоставлен Н.Д. Троскиной.

Но незадолго до смерти царя его духовник попал в немилость самого патриарха Иоакима. Известно, что уже через несколько дней после упомянутого кремлевского пиршества протопоп сидел в заточении на цепи по повелению патриарха, и смог из темницы написать царю прошение о помощи. Царь, находившийся в Преображенском, поехал в Москву хлопотать о его участи, и стал просить патриарха освободить своего духовника, а патриарх в ответ возводил на того «разные вины», которые, вероятно, и были поставлены протопопу в официальное обвинение после смерти царя. Видимо, эти вины были очень серьезными, так как царь сперва не смог ничего сделать для своего любимца и лишь поставил ему в караул своих верных стрельцов. Только к Рождеству 1675 года – последнего года жизни царя Алексей Михайловича – его духовник был освобожден из темницы с прощением и разрешением священствовать. Он даже был приглашен к царю на обед за один стол с патриархом.
05.

Храм Григория Неокесарийского, что в Дербицах (на Полянке)

Примирение это длилось недолго, ибо состоялось лишь благодаря горячему участию царя в судьбе своего духовника. Первый же конфликт, считается, произошел уже на похоронах царя. История донесла о том мало достоверных свидетельств, но известно, что священник Андрей Саввинов будто бы сам был инициатором новой ссоры, возмутившись, что патриарх лично исполняет на похоронах то, что должен делать он, царский духовник. И тогда терпение лопнуло. На созванном соборе патриарх обвинил священника во множестве тяжких преступлений, таких, как блуд, превышение полномочий, подстрекательстве царя против патриарха, и, в частности, в том, что поставил себе храм в Замоскворечье без патриаршего благословения и что без того же благословения и «ставленной грамоты» принял чин протопопа Благовещенского собора. И когда в 1679 году патриарх Иоаким освящал выстроенный храм св. Григория Неокесарийского, его бывший священник, лишенный сана, уже находился в ссылке в далеком Кожеозерском монастыре.
06.

Улица Полянка – вид на часть строений Григорьевского храма из Бродникова переулка

Храм удивителен по своей архитектуре. Его завершают три ряда килевидных кокошников «огненных языков». Над ними высится традиционное луковичное пятиглавие с глухим, то есть без окон, барабанами. В церковной символике пять глав обозначают Спасителя и четырёх евангелистов. Кресты увенчаны коронами в знак того, что храм царский.
07.

Архитекторами нового храма были русские царские зодчие Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. Девять тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око», давших храму его всемосковскую славу, сделал великий мастер Степан Полубес. Своей популярностью и статусом в древнемосковском строительстве он может сравниться только с Баженом Огурцовым, строителем черепичных шатров кремлевских башен.
08.

Ярус звона шатровой колокольни Григорьевского храма

Изразцовый фриз – наиболее известная особенность великолепного убранства храма. Краски их до сегодняшнего дня сохранили свою первоначальную яркость.
09.

Изразцовое изображение святителя Григория Неокесарийского на западном фасаде колокольни

Изразцы Григорьевской церкви это отдельная тема достойная особой статьи.
10.

Изразцы Григорьевской церкви. Фото стороннее.

А среди иконописцев, царских изографов, трудившихся над росписью храма и над его образами, был сам Симон Ушаков. Раньше во втором ярусе было устроено подобие хор, что указывало на дворцовый характер церкви. В народе ее называли «красной», – красивой.
11.

Интерьер Григорьевского храма. Фото стороннее.

В 1671 году царь Алексей Михайлович венчался здесь с Натальей Кирилловной Нарышкиной. В некоторых источниках можно встретить упоминание о крещении в этой церкви в 1672 год будущего императора Петра Первого, что является, вероятно, исторической неточностью. По всей видимости, Петр I, так же как и другие дети царского рода, по традиции был крещён в Чудовом монастыре в Кремле. Кстати, есть также версия, что Петра I крестили в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Клину.

Великое освящение храма произошло 1 марта 1679 года. В этот день Патриарх Московский Иоаким освятил в ней главный престол во имя святителя Григория Неокесарийского. На освящении храма присутствовал царь Феодор Алексеевич.
12.

Пятиярусный иконостас Григорьевского храма. Фото стороннее.

Во время Отечественной войны 1812 года церковь не пострадала. Существует даже легенда, что в 1812 году Наполеон, зачарованный красотой церкви, сожалел, что не может поставить её на ладонь и перенести в Париж, а во время бушевавшего московского пожара французские солдаты вёдрами носили воду и поливали храм, чтобы сохранить его от огня.

Московские славянофилы были зачарованы её своеобразной красотой, Аполлон Григорьев писал: “Право, она не лишена оригинальной физиономии, ведь при её созидании что-то явным образом бродило в голове архитектора, только это что-то в Италии выполнил бы он в больших размерах и мрамором, а здесь он, бедный, выполнял в маленьком виде да кирпичиком; и все-таки вышло что-то, тогда как ничего, ровно ничего не выходит из большей части послепетровских церковных построек”. Во второй половине XVIII столетия у храма появился придел во имя св. Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. А до 1821 года при церкви было и обычное кладбище.

13.

Фото стороннее

И в страшное для Москвы время повальной холеры, свирепствовавшей в 1830 году, этот храм вписал себя на новую страницу московской истории. В 1834 г. в нем был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, которой молились во время этой страшной эпидемии.
14.

Фото стороннее

Холера бушевала в Москве с сентября 1830 года и стихла в декабре: она пришла с Востока, поэтому ее считали «азиатской» и даже называли «единственной верной союзницей» Николая I – такого страха и такого единого воодушевления на борьбу со свирепой болезнью не было со времен отпора, данного Москвой Наполеону. Святитель Филарет устроил общий молебен – московские священники с крестным ходом обходили свои приходы, а сам митрополит коленнопреклоненно молился в Кремле. По всей Москве объявили строжайший карантин и оцепили ее военными кордонами, из-за которых Пушкин не мог попасть в город к невесте и дважды возвращался в Болдино. В итоге он просил своего знакомого генерала Бибикова достать ему разрешение, но смог попасть в дом Гончаровых лишь 5 декабря, когда эпидемия пошла на спад. Только в Кузьминках, по преданию, не было ни одного случая заболевания, что отнесли к благодатной помощи Влахернской иконы Божией Матери, хранившейся в местной церкви.
15.

Основание шатровой колокольни с пешеходным проходом на красной линии улицы Полянка

Трагические последствия холерной эпидемии еще долго напоминали о себе. Кроме Боголюбского придела Григорьевской церкви, основанного в благодарность и в память об избавлении Москвы от беды, в 1831 году был учрежден Александринский сиротский приют «для призрения сирот чиновников, умерших от холеры в Москве». Первое время он располагался в Басманной слободе, в бывшей усадьбе графа Разумовского на Гороховом поле, а потом был переведен в центр Москвы, в усадьбу Апраксина на Знаменке.
16.

В 1859 году церковь впервые подверглась тщательной реставрации. Были обновлены росписи главного алтаря, четверика, заново вызолочены серебряные ризы на шести иконах первого яруса иконостаса, а также промыты все иконы остальных ярусов иконостаса. Отреставрированный храм был освящён святителем Филаретом, митрополитом Московским. В 1896 году роспись храма была обновлена. Освящение обновлённого храма совершил митрополит Московский и Коломенский Сергий.

Григорьевская церковь имела статус придворной и регулярно посещалась членами царствующей фамилии. Здесь любила молиться великая княгиня Елизавета Феодоровна. В церкви неоднократно служили видные церковные иерархи. В частности в храме совершали богослужения патриархи Московские и Всея Руси: Иоасаф II – в 1670 году; Иоаким – в 1672 году служил, а в 1679 году совершил великое освящение храма; Адриан – в 1696 году; Тихон – в начале XX века.

17.

18.

19.

Улица Полянка. На дальнем плане Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе

Сквозной пешеходный проход улицы Полянка

Поэт Андрей Вознесенский посвятил этому событию стихи, в которых сравнивал церковь с прекрасной девушкой – Натальей Нарышкиной:

Ссылка на основную публикацию