Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, расписание богослужений, история

Воспоминания. Брюсовский храм

На этот праздник народу всегда было полно. Кстати, Колчицкий очень ревновал народ к этому празднику. Чашу его терпения переполнил такой случай: его матушка — матушка Варвара, — тоже пошла на этот праздник и, притом, что толпа стояла на улице, попыталась сквозь нее пробиться, говоря: «Я матушка о. протопресвитера!» — «Ну и что же? — ответили ей. — Места-то все равно нет!» Она пожаловалась, и после этого Колчицкий заказал точную копию с иконы, повесил ее в Елоховском и сам стал служить в этот день. Часть народа ходила туда.

Я начал служить акафисты в этом храме с 1963 г. Церковь тогда была под угрозой сноса, — и это был уже второй натиск. Первый имел место в 1930-е гг., и тогда храм отстояли артисты Художественного театра во главе со Станиславским. А тогда, в 1963 г., Патриарх благословил мне раз в месяц служить в этом храме акафисты, и я стал там регулярно мелькать. Вообще же место моего служения в те годы было другое. В 1963 г., с июля по октябрь, я был настоятелем Елоховского собора, а потом в течение ряда лет служил в Новодевичьем.

Потом в 1971 г., когда Патриарх Пимен вызвал из Ленинграда владыку Серафима, назначил его митрополитом Крутицким и Коломенским, и попросил меня уступить ему Новодевичий, потому что у него были больные ноги, и ему трудно было бы ездить в какую-то другую церковь. Я спросил: «А где же мне служить?» — «А вы будете со мной в соборе, да и без меня, пожалуйста, служите». Через некоторое время он предложил мне на выбор три места: Сокол, Сокольники и Хамовники. Я тогда сказал: «Сокол и Сокольники, пожалуй, не потяну по слабости здоровья. Объем там огромный, народу много, а у меня голос от природы слабый, и напрягать его я не люблю. А в Хамовниках уже сложилась своя жизнь, я там буду лишний». И попросил себе Брюсовский храм.

Сокол и Сокольники всегда были богатейшими храмами Москвы, и то, что Патриарх Пимен мне их предложил, было своего рода материальной поддержкой. Но я с церкви никогда денег не брал, так что мне это было безразлично. В Хамовниках действительно была своя жизнь. Там служил замечательный настоятель, о. Павел Лепехин, сложилась своя община. И хотя после него священники менялись, дух сохранялся. Но не только это было причиной моего нежелания. Церковь эта довольно «мучительная»: душная, с низкими сводами. Я служил там на «Споруч-ницу грешных», и службы эти всегда были очень тяжелы: народу тьма, икона маленькая, и все к ней стремятся подойти. Храм двухъярусный, но и по второму ярусу не пройдешь.

Насчет Брюсова Патриарх не отказал, но время шло, а благословения его тоже не было. С октября по январь шло согласование. Какие-то силы препятствовали моему вселению туда. Конечно, это могли быть и служители: так как храм приходской, а архиерей в храме это неудобство для всех. Но настоятелем тогда был о. Владимир Елховский, и я не думаю, что препятствия исходили от него.

Прежде, чем стать священником, о. Владимир был офицером, военным инженером. Вскоре после окончания войны явился в Чистый переулок, как был, в своей фронтовой гимнастерке. Тут же потребовал: «Доложите обо мне Патриарху», — и заявил, что хочет быть священником. Таким визитом были невероятно удивлены, но ему повезло. Патриарх принял его, и вскоре он был рукоположен и получил храм. Военную простоту и прямоту в общении он сохранил навсегда. Он и в службе долго не мог избавиться от военных привычек. Когда его только рукоположили, у него даже возгласы звучали по-армейски, выходя на амвон, он по-военному командовал: «Ми-р-р всем!» Со временем это стало менее заметно. О. Владимир шутил, что церковные награды — митру, палицу, набедренник, право служить с отверстыми Царскими вратами нужно давать все сразу — молодым священникам, пока им всего этого еще очень хочется. А потом постепенно отнимать по одной, и уж в качестве последней награды священнику надо предоставлять право служить с закрытыми Царскими вратами, чтобы старенький батюшка мог и посидеть, если совсем устал.

Скорее всего, препоны чинили какие-то гражданские организации. К тому же тогдашний староста, Иван Михайлович, был что называется «под патронажем» и избавиться от него было невозможно [1] .

Церковного старосту за богослужением у нас поминают как «ктитора». Это старый термин, но в советское время произошла его трагикомическая метаморфоза. Исторически ктитор — это тот, кто вносил средства на содержание храма или монастыря. Им мог быть император или богатый купец, — во всяком случае, тот, кто давал деньги. А в нашей действительности ктитор стал должностным лицом и либо избирался общиной, либо назначался исполкомом. Это был чиновник на жаловании и зависел он от того, сколько может взять из церковной кассы. Безусловно, были и очень хорошие старосты, которые самоотверженно увеличивали церковную кассу своими заботами, питаясь от нее в соответствии со своими минимальными нуждами, по совести, но были и те, кто, не внося ничего, разрушал тем самым и приход, и храм.

Со временем храму было передано помещение во дворе. Это был деревянный барак — судя по всему, самострой времен гражданской войны. Пол в нем был земляной, поверх земли когда-то были положены доски, которые от старости сгнили. В советское время в этом доме жили какие-то люди, не имеющие никакого отношения к храму. У них было только электричество и, кажется, газ, не было даже канализации. Общественная уборная находилась под алтарем храма, там, где сейчас мастерская. При храме не было никаких особых помещений, только комнатка для священников — там, где сейчас находится ризница, и еще была буквально фанерная пристроечка уборщицы Евдокии Степановны и матушки Евдокии, — где сейчас находится умывальник.

И вот, наконец, барак был передан Издательскому отделу. Решение было принято на уровне секретаря ЦК и не прошло всех необходимых инстанций, — поэтому на дом и сейчас нет документов. Получив помещение, я сразу начал в нем международную работу: стал водить туда иностранные делегации и послов. Они видели земляной пол и ужасались: в каком виде центр церковной просветительской деятельности. Информация стала просачиваться за границу. Тогда власти стали предъявлять мне претензии, что я «веду пропаганду». По этому поводу у меня был разговор с Куроедовым, и я сказал, что, действительно, нельзя же вести просветительскую работу в таких условиях. Он согласился. Тогда я спросил:

— Вы можете разрешить построить новый дом?

— А не знать, что он строится, можете?

— А какое время? Неделю?

— Ну, день. За день управитесь?

Поэтому дом построен без всякого проекта и нигде не проходил утверждения — любая инстанция могла наложить вето. Управились и с разборкой старого дома и с постройкой нового за выходные — с вечера пятницы до утра понедельника. А Куроедов все время сидел и трясся, не позвонят ли с вопросом, что происходит. Но все обошлось. Вообще Куроедов был неплохой человек. Я до сих пор чту его память и в день его смерти вместе с его женой и дочерью посещаю его могилу. Похоронен он на Митинском кладбище. В нем было много черт партийного работника, но было и другое. Он многое понимал и во многом шел навстречу, с ним всегда можно было договориться. Уже позднее, после того, как он был уволен со своей должности, он признался: «Владыка, я же мальчишкой в храме прислуживал!» То же можно сказать и о Карпове. Это была очень интересная фигура с определенным внутренним багажом благородства. Хотя он и был чекистом, участвовал в изъятии церковных ценностей в 20-е гг.

Когда я начал служить в Брюсовском храме, там были свои певчие. Я ни в какие отношения с ними не вступал, давая им «дожить». Потом они постепенно ушли и тогда я пригласил на должность регента Ариадну Рыбакову. Дед ее был протоиерей, отец — известный регент, братья-священники. Она тогда только окончила Гнесинку и работала учительницей в музыкальной школе — с ее-то задатками и потенциалом. В те годы еще были живы старые регенты, и пригласив ее, я дал ей возможность учиться у них, да и сам что-то ей подсказывал. Помню, вначале она дирижировала растопыренной рукой. Я сказал, что так не делают — «А нас так учили!» Потом, постепенно, привыкла [2] . Наш хор со временем достиг большого мастерства и мог исполнять практически любой репертуар. От других прославленных хоров его отличала удивительная тактичность в исполнении и традиционность.

Со временем я почувствовал необходимость вывезти хор за рубеж — надо было познакомить западную публику с нашим пением. Но сделать это в те годы было нелегко. Я разговаривал с синодалами — безрезультатно. Все говорили, что никто не пропустит. Мы тогда уже вывозили выставки, но я понимал, что одни молчаливые картины или фотографии впечатления не производят. Наконец, пошел к Куроедову. «Вот — говорю, — Владимир Алексеевич, выставка 150 квадратных метров, а что мне делать с двумя экскурсоводами?» — «А что, мало? Ну, так возьмите больше» — «Больше… но сколько можно?» — «А сколько нужно?» — «Да вот, двадцать два человека…» — «Ну и берите!» — «Да, но ведь вы знаете, как, русские люди, как выпьют, запоют…» — «Ну и пусть поют!» Когда же в газетах появилось сообщение, что в Нюрнберге произвел фурор хор, приехавший с архиепископом Питиримом, все заахали «Что? Как? Какой хор?» Но дело было уже сделано.

В тот, первый наш выезд в Германию я очень волновался и по другому поводу: Германия — очень музыкальная страна. Там есть такие коллективы — просто обычные работающие люди. Днем он, скажем, слесарь-сборщик. А вечером они собираются в клуб и играют классический репертуар на различных музыкальных инструментах: струнных, духовых. В домах у них везде фортепиано. Я думал, что будет очень трудно нам получить признание. Но меня успокоили, сказав, что наш репертуар и по содержанию, и по исполнению, намного превосходит этот общий фон. Действительно, когда состоялся первый концерт, успех был сенсационным. Мы проехали более тридцати городов Германии с фотовыставкой и с концертным сопровождением. Ведь наша церковная музыка несет в себе все богатство и древних распевов, и классики со времен Возрождения.

Постоянным прихожанином Брюсовского храма был Иван Семенович Козловский. Правда, рассказы о том, что он пел там в хоре — всего лишь легенда. Иван Семенович был человеком мужественным, но осторожным и в церкви все-таки не пел [3] . У него было место в глубине левого клироса, он приходил и стоял там всю службу. Козловский ходил в пальто и галошах даже летом, а после каждого концерта «остывал» не меньше часа.

Афганский вопрос

Когда в январе 1980 года я приехал в Германию, меня забросали вопросами: зачем мы вошли в Афганистан. Я тогда имел смелость сказать, что мы оттуда просто не выходили.

Исход афганской войны для меня был ясен с самого начала. Афганистан — страна с особым родовым укладом. В детстве мне запомнилась одна прочитанная книга, в которой русский путешественник, беседуя с афганцем и интересуясь условиями их жизни, спросил, чем они питаются. В ответ был перечислен очень скудный набор: лепешка, иногда — барашек с какими-то горькими приправами, — все очень просто. Но удивительнее всего было другое. «А что вы пьете?» — спросил путешественник. — «Воду». — «Ну, понятно, воду, но что все-таки?» — «Воду», — повторил афганец, не поняв вопроса. Тогда русский путешественник, бывалый, знаток Азии, Востока, уточнил: может быть чай или еще что-то — там было какое-то перечисление. Оказалось, что чай пьют только больные, здоровые люди пьют воду, а об алкоголе у них и речи не было.

Со временем у меня появился и более основательный интерес: изучая русскую политику в отношении южных стран

Китая, Индии, Персии, куда в Первую мировую войну был даже послан отряд горных стрелков, я понял, что Афганистан — особая модель человеческого общества, с которой можно жить только в добрососедских отношениях, поэтому неудача британского колониализма была заранее предрешена, а русская политика в отношении Афганистана раньше строилась на глубоком понимании уклада жизни, который отличал эту страну. Русское присутствие в Афганистане было всегда — оно было мирным, дружественным, на основе взаимных интересов. В годы революционного перелома, 1917—1921, с Афганистаном у нас не было басмаческих проблем, а афганский рынок очень поднялся за счет русского имущества, которое сплавляла туда новая власть.

Таким образом, воевать в Афганистане было делом заведомо безнадежным. Вторым фактором был так называемый «вьетнамский синдром».

Вспоминаю, как мы принимали у нас на Погодинской делегацию ветеранов Вьетнама из Соединенных Штатов, и руководитель делегации выразил удивление, что иерарх высокого ранга занимается этой проблемой, в то время как религиозные организации США ничем подобным не интересуются. Для меня внимание к воинам-«афганцам» было делом совести и гражданского понимания проблемы. Поэтому, когда в 1989 году я стал депутатом, первый вопрос, который я поставил нашему высокому руководству, был вопрос о положении участников афганской кампании.

Несколькими годами раньше я познакомился с Александром Александровичем Котеневым. Он тогда занимался историей Великой Отечественной войны, работал в архивах, я консультировал его по вопросам, связанным с Церковью, и мы подружились. Я поделился с ним своими соображениями и мы решили, что надо повернуться к этой проблеме независимо от того, будет она получать поддержку или нет.

Тогда мы организовали концерт нашего церковного хора (в доме литераторов на Большой Никитской) в поддержку воинов-«афганцев» — поддержка была не столько материальная, сколько чисто идейная. Вскоре после этого родился союз воинов-«афганцев», и я с честью берегу в своем сейфе билет № 2 (первый номер был у Котенева). Ряд акций мы смогли провести самостоятельно, а потом вошли в контакт с благотворительными организациями Запада и, в частности, в Италии получили помощь для инвалидов — колясками. На этой основе нашей делегацией была направлена миссия благодарности в Италию, в Рим. Делегацию принимал папа Иоанн Павел II. Я не счел возможным иметь с ним встречу, поскольку в это время сильно обострились отношения католиков и униатов с православными на Западной Украине, но нашу делегацию римский первосвященник принял очень внимательно, состоялась беседа, и дальше эта работа продолжалась, несмотря ни на какие конфессиональные различия. В Италии есть благотворительная организация (некоторое время ее возглавлял кардинал Мартини, передавший затем руководство другим лицам) — она занимается подобными проблемами как внутри собственной страны, так и за ее пределами. Мы получали от них помощь, некоторые инвалиды выезжали в Италию на протезирование. Вершиной нашей деятельности стало создание «Дома Чешира» в Солнцеве.

Теперь, вспоминая этот пройденный путь, я могу сказать, что мы не сделали того, чего хотели, — в этом была и наша вина, — но я продолжаю поддерживать дружеские отношения со многими «афганцами»; ежегодно 27 декабря мы совершаем в нашем храме панихиду о погибших, отмечаем молитвой и дату вывода войск из Афганистана. В трудный для меня период реорганизации Издательского отдела Александр Александрович Котенев на некоторое время принял меня и моих сотрудников в Царицыне. И я, насколько позволяют силы и возможности, остаюсь верным другом тех, кто прошел эти огненные смерчи.

24 ноября 2013 г.

[1] — Несколько лет мы с ним сосуществовали, а затем Господу было угодно вмешаться: в храме случился пожар. Пожар случился днем, а загорелось от свечи. Одна женщина, у которой сын куда-то сдавал экзамены, наставила целый подсвечник свечей перед «Взысканием погибших». После службы Евдокия Степановна, главная «блюстительница» иконы, куда-то ушла, свечи догорали, что-то упало на ковер… Я тогда куда-то уезжал, куда — не помню. Когда вернулся, о. Владимир сообщил мне о том, что случилось. Я сразу же поехал в храм. Горел даже иконостас, у «Взыскания погибших» лопнуло стекло, икона была вся черная, но осталась цела. Вышло так, что еще до пожара я приготовил документы, свидетельствующие о том, что в храме неисправна проводка, но староста на них никак не реагировал. Когда начали расследовать причины пожара, на это обратили внимание — тогда-то и удалось его «спихнуть».

[2] — Дирижировали в старину сжатой рукой и вообще очень незаметно, без лишних движений. До революции был случай, когда наш Синодальный хор пригласили в Милан. Все посмеивались: нашли кому искусство показывать! Но хор имел невероятный успех, особенно после случая, когда в зале внезапно погас свет. В полной темноте хор продолжал петь чисто и не сбиваясь. Когда свет зажегся вновь, все встали и аплодировали стоя.

[3] — Зато он рассказывал такой эпизод. В 1952 г. проводилась большая церковная конференция в защиту мира, для участников был организован концерт и Козловского попросили выступить. «Хорошо, — сказал он, — только я спою то, что хочу». Кураторы наши насторожились: как так, без согласования. А он — категорически: либо я пою, что хочу, либо вообще не пою. В конце концов разрешили. И спел он… на слова Некрасова: «Сейте разумное, доброе, вечное…» У меня с ним были хорошие отношения, и однажды мы совместно совершили поездку в Ярополец, на могилу гетмана Дорошенко, где Иван Семенович «спевал» украинские песни…

Читайте также:  Именины Андрея по церковному календарю - День Ангела

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Что ни говори, столичная жизнь несомненно накладывает свой отпечаток на внешний облик и уклад московских храмов. Пышные, помпезные, парадные – список подобных эпитетов можно продолжать бесконечно. И все замечательно, так и должно быть, но все-таки иногда излишне показная вычурность утомляет, особенно когда измученное постоянной суетой сердце жаждет углубленности и молитвенного покоя. Неужели за этим жителю столицы придется ехать в дальние скиты? К счастью, в этом нет нужды. В самом сердце Москвы притаился скромный старинный храм. К нему еще не проложена вытоптанная тысячами кед туристическая тропа, а его прихожане по традиции – тихие, культурные люди. Стоит лишь немного свернуть с шумной Тверской – и вы прямо перед входом в храм Воскресения Словущего!

Где находится храм?

По масштабам Москвы храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке расположился в самом центре: в четырех кварталах от Красной площади, вокруг – сплошь посольства и министерства, в трех шагах – Дома композиторов и художников, да и до Консерватории рукой подать. В близлежащих кварталах испокон веков проживала московская интеллигенция.

  • Вот и адрес храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке звучит достаточно престижно: переулок Брюсов, д. 15/2.
  • С вопросами по поводу расписания богослужений, а также другими вопросами общего характера можно обращаться по номеру: +7 (495) 629-6616.

Как добраться до храма?

  1. Проблем с тем, чтоб добраться до храма, у вас возникнуть не должно. Просто-напросто доезжайте до одной из центральных станций метрополитена.
  2. Ближайшее метро к храму Воскресения Словущего на Успенском Вражке – «Охотный ряд» (Сокольническая линия), «Пушкинская» (Таганско-Краснопресненская линия), «Тверская» (Замоскворецкая линия).
  3. Оттуда прогуляйтесь по живописной Тверской улице до Брюсова переулка.

Расписание богослужений

Как правило, службы идут в храме по установленному порядку, хотя возможны изменения, вносимые великими и двунадесятыми праздниками.

История, достопримечательности и реликвии храма

  • Храм на Успенском Вражке относится к древним московским церквям, пережившим за века своего существования и наполеоновское нашествие, и период иконоборчества, и другие многочисленные испытания. Примечательно, что храм ни на один день не прекратил своего служения: его двери были открыты для прихожан даже в 1930-е годы.
  • Из-за своего местоположения храм был всегда посещаем представителями творческих профессий. Здесь возносили свои молитвы актер Иннокентий Смоктуновский, режиссер Константин Станиславский, артист оперы Иван Козловский и другие. Во многом благодаря их вмешательству храм сохранил свою деятельность даже при советской власти.

Фото храма Воскресения Словущего

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

Патриаршее богослужение в храме на Успенском Вражке.

Брюсов переулок, храм и памятник Мстиславу Ростроповичу.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке — видео

Интересные истории о храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке вам расскажет автор этого видео. Приятного просмотра!

Храм Воскресения Словущего в Москве. Адрес, расписание богослужений, как доехать, фото

Храм с необычным не совсем понятным названием Воскресения Словущего принадлежит к числу старинных церквей столицы, где чувствуется особенная духовная атмосфера и ощущается присутствие в святом столетиями намоленном месте.

Храм Воскресения Словущего сегодня

Храм Воскресения Словущего в городе Москва носит свое название в честь празднования события возведения знаменитого на весь православный мир иерусалимского храма Святого Гроба Господня Святым императором Константином Великим в середине IV столетия, воздвигнутого на реальном историческом месте распятия и погребения Иисуса Христа.

Долгое время это место величайших страданий было осквернено языческим капищем, пока Святой императрицей Еленой не был обретен Крест Господень, после чего здесь был воздвигнут и освящен храм Христова Воскресения в Иерусалиме, который стал символом возрождения или обновления главной христианской святыни и духовной жизни всей церковной общины.

В память об этом событии во всем христианском мире воздвигаются церкви, где торжественно празднуется престольный праздник чином пасхального богослужения.

В столице есть несколько таких храмов, один из которых находится в Успенском вражке, то есть на месте глубокого оврага. Рядом была деревянная церковь Успения Божьей матери, от которой и пошло название местности в этой части Белого города и древнего оврага.

В XVI столетии это урочище было засыпано, а на его месте возник переулок, который впоследствии получил название в честь вельможи Якова Брюса, генерал-губернатора екатерининской эпохи.

В XVII веке при храме были выстроены несколько монастырских келий для нищих стариц.

В XVIII столетии храму активно покровительствовал московский князь Гагарин, на чьи средства была отремонтирована кровля и обновление церкви. В 71 году страшная эпидемия чумы в городе привела к смерти всех священников храма, а еще через 2 года произошел сильный пожар, после которого обители пришлось довольно долго восстанавливаться.

Примечательно, что храм никогда не закрывался со дня своего основания. Наоборот, церкви передавались святыни и иконы из закрывающихся в окрестности храмов и соборов. В годы советского безбожия с церкви были сняты колокола, которые вернули на звонницу только в 90-е годы.

Здесь более 4 десятков лет прослужил Волоколамский митрополит Питирим, который стал духовником московской творческой элиты. На его проповеди и торжественные богослужения стекалось множество деятелей искусства, художников, писателей и ученых.

Сегодня историческое здание недалеко от Кремля признано памятником архитектуры государственного значения.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм Воскресения Словущего построен в типичной архитектурной традиции XVII века посадских церквей в виде бесстолпного одноглавого четверика. От первоначальной задумки 5-главого белокаменного храма в современном строении остался только небольшой 2-светный четверик и 3-частная апсида.

Стены здания оформлены полукруглыми нишами с декоративными закомарами, строгим узорчатым карнизом и колончатым поясом с крупными кокошниками, угловыми пилястрами с полуколоннами. Трапезную с 3 полукруглыми приделами украшают на углах боковых фасадов рустованные ризалиты, пилястры, портики и фронтоны.

Общие пропорции здания классического стиля и ритмичный незаурядный рисунок окон говорит об опытности зодчего, имя которого история не сохранила до наших дней. Оконные проемы церкви декорированы очень скромными наличниками, цилиндрический барабан глухой на сплошном поясе с колоннами без окон, украшен аркатурой.

Колокольня храма с просторным 4-гранным 2-ым ярусом и маленькой главкой в современном виде была перестроена в конце XIX столетия взамен ротонды со шпилем стиля барокко, что было вызвано необходимостью размещения подаренного 327 пудового колокола. К нижнему ярусу пристроены с обеих сторон небольшие сторожки.

На оштукатуренных и выкрашенных в красноватые оттенки с белой отделкой стенах храма есть образы Святых, которые регулярно украшают живыми цветами и ставят свечи. Ограда и ворота обители сохранились в неизменном виде с конца позапрошлого столетия.

История строительства

Самые первые упоминания о Воскресенской еще деревянной церкви на Успенском вражке относят к середине XVI столетия

Страшный пожар первой половины XVII века привел к уничтожению всех построек в этой местности. Поэтому вскоре началось строительство каменной церкви, освященной в 1634 году по прошению храмового священника и настоятеля Матфея патриарху Иоасафу.

К тому моменту в церкви было 3 престола:

  1. В честь пророка Елисея, освящен в память возвращения из польского плена патриарха Филарета, отца царя Михаила.
  2. Придел в честь Святого Николая Чудотворца.
  3. Престол Параскевы мученицы.

В неизменном виде здание церкви простояло более 2 столетий, а затем в начале XIX века перестроили звонницу и трапезную часть храма, а чуть позже расширили оконные проемы, которые отштукатурили килевидными обрамлениями в старорусском стиле.

К концу позапрошлого века архитектором Александром Мейснером были перестроены верхние этажи колокольни псевдоклассической формы под подаренный храму колокол большего размера, что можно видеть в современном здании. В 30-е годы прошлого столетия были сняты все колокола, но храм продолжал свою работу, благодаря заступничеству известных деятелей культуры и искусства.

В середине века, а затем в 80-е годы проводились ремонтно-реставрационные работы. А в марте прошлого года были завершены восстановление стеновых фресок и орнаментов на сводах, также отреставрировали медальоны над оконными проемами.

Внутреннее убранство

Высота внутреннего пространства храма равняется 15 м. Интерьер неоднократно поновлялся, сохраняя основную композицию.

Стены и свод с лепными украшениями и орнаментом расписаны масляными фресками. В ходе реставрационных работ были обнаружены старинные росписи в четверике и алтарной части, скрытые от глаз слоем краски. Фреску с изображением события снятия Господа с креста удалось полностью восстановить. Частично восстановлены остальные фрагменты утраченной живописи.

Стены Храма Воскресения Словущего в Москве украшают красивейшие росписи

Помещение освещается 2 рядами окон. Старинные иконы искусно оформлены резными ризами и киотами. Резной белый с золотом главный иконостас соответствует стилю конца позапрошлого века. Иконостас бокового Никольского придела сборный, выполнен в период конца XVII начала XIX веков.

Святыни и мощи храма

В богато украшенном киоте в левой части храма можно увидеть старинный Богородичный образ Взыскания погибших в богатой серебряной ризе с множеством пожертвованных украшений и драгоценностей получившими чудесную помощь.

Божья Матерь изображена на этой иконе с непокрытой головой, что символизирует отданный ею покров для спасения грешников. Сюда ежедневно приходит огромное количество паломников и просителей.

По древнему преданию эту икону сохранил благочестивый прихожанин Христорождественской церкви, вдовец, постоянно молящийся о благополучии своих дочерей. Во сне ему было повеление отдать икону в храм, что он незамедлительно исполнил.

Позже церковь была разграблена наполеоновскими солдатами, а чудотворный образ брошен и расколот. Художники реставраторы смогли восстановить святую икону, которая была перенесена из Палашинского храма в 30-х годах прошлого века.

Стоит обратить внимание на расположенный в главной части храма в богатой резной ризе редкий чудотворный образ Спиридон Тримифунтского, справа от иконы Спасителя. В центре иконы имеется маленький ковчег, который открывает частицу святых мощей.

Имеется в левом приделе церкви древнейшая Можайская икона XVI века с изображением святого архиепископа Николая Мир Ликийских с частицей чудотворных мощей. Почитаемые святыни XVII-XVIII столетия с образами пророков Елисея и Илии с житием можно увидеть в правом пределе.

Древняя икона XVII века с изображением Иустина Философа установлена в иконостасе Никольского придела.Имеется в храме почитаемый образ Анны Кашинской с частицами ее святых мощей.

В главном престоле между окнами находятся почитаемые изображения Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Великого князя Владимира и княгини Ольги, выполненные знаменитым мастером церковной росписи Нестеровым.

Духовенство, наставники

Сегодня председателем Приходского совета и настоятелем храма является митрофорный протоиерей Николай Балашов, назначенный в 2012 году. Также в церкви служат штатными священниками иереи: Алексей Харламов и Павел Карев, а дьяконами являются Николай Пянзин и Дмитрий Богута.

В свое время в этом храме служили такие известные личности как:

  • Артемий Владимиров;
  • Владимир Ригин;
  • Сергей Круглов;
  • Владимир Романов;
  • Геннадий Огрызков;
  • Борис Цепенников;
  • Виталий Боровой;
  • Николай Поспелов;
  • Владимир Елховский;
  • Андрей Ткачев.

Приход и хор храма

После воскресной литургии прихожане храма собираются на совместное чаепитие в приходском доме, где обсуждают насущные проблемы жизни прихода, выслушивают отчеты о проведенных конкретных делах милосердия нуждающимся и помощи пожилым людям, планируют организацию культурной программы проведения ближайших праздничных мероприятий.

При храме работают постоянные курсы изучения церковнославянского языка для всех желающих, проводятся занятия по фотографии, организуются лекции и встречи с интересными гостями, концерты классической музыки.

По субботам и воскресеньям проходят еженедельные встречи членов киноклуб, где организуется совместный просмотр и обсуждение различных православных и документальных фильмов. Проводятся встречи молодежного литературного клуба, где читаются произведения классической литературы.

В дни памяти служителей и известных прихожан служат панихиды, а также проводятся встречи на приходе с чаепитием и просмотром документальных хроник и фильмов. При храме организован хор, где желающие изучают церковные песнопения и распевы.

К праздничным датам проводятся концерты и выступления в музыкальной гостиной, где воспитанники воскресной школы демонстрируют свои успехи и таланты родителям и прихожанам.

Социальная работа, повседневная жизнь

При храме постоянно находится дежурный священник, которому можно лично или по телефону горячей линии задать интересующие вопросы, попросить совета и заказать требы.

Сотрудниками и добровольцам прихода регулярно обновляется свежая и актуальная информация на страницах храма в социальных сетях:

  • www_instagram_com/hram_vslov/;
  • http_//vk_com/hram_vslov;
  • https_//www_facebook_com/hramvslov/.

При храмовом складе проводится сбор вещей и продуктов для нуждающихся и многодетных семей. Кроме того добровольцы прихода и члены молодежного клуба в рамках церковного социального служения регулярно готовят обеды, а потом кормят на Курском вокзале всех нуждающихся.

По понедельникам и пятницам проводятся встречи членов группы анонимных алкоголиков, где оказывается поддержка людям в трудной жизненной ситуации и членам их семей.

Воскресная школа

При храме с 1989 года работает воскресная школа, которая сегодня принимает всех желающих взрослых и детей. Регулярные познавательные занятия проходят на неделе и по выходным дням, которые начинаются в 14-30 и в 17 ч. На занятиях проводятся чтения, изучение и толкование Писания, книг Нового и Ветхого завета.

Кроме этого проходят празднования религиозных событий и фестивали, организуются экскурсии и поездки по святыням Москвы и области, посещения выставок и музеев, проводятся концерты и ставятся спектакли.

Воспитанники детской школы принимают активное участие в творческих встречах центрального благочиния других храмов. Они показывают литературно-музыкальные и театральные композиции, выступают на вокальных конкурсах и балах.

Престольные праздники

Храм Воскресения Словущего отмечает свой главный престольный праздник 26 сентября, когда проходят торжественные богослужения по особому чину с пасхальным крестным ходом и колокольным звоном.

Память пророка Елисея совершается 27 июня.

Торжественные богослужения проходят также в дни празднования памяти Святели и угодника божия Николая, которые отмечаются в православной церкви несколько раз в году: 19 декабря, 22 мая и 11 августа.

Расписание служб, режим работы

В храме Воскресения Словущего проходят регулярные церковные богослужения по следующему расписанию:

День неделиВид богослуженияВремя начала
С понедельника по пятницуЧасы, исповедь8-40 ч.
Литургия9 ч.
Вечерня и утреня18 ч.
СубботаЧасы, исповедь, литургия8-40 ч.
Всенощное бдение18 ч.
Воскресенье, праздничные дниЧасы, исповедь6-40 и 9-40 ч.
Ранняя литургия7 ч.
Поздняя литургия10 ч.
Вечерня, по окончании молебен с чтением акафиста Богородице перед иконой Взыскания погибших и водосвятие18 ч.

Каждый вторник в 18 ч. читается акафист Святому епископу Спиридону Тримифутскому. По четвергам проходит служба с водосвятием Святому угоднику божьему Николаю, которая начинается сразу после вечерни.

Каждую пятницу служится молебен с акафистом Господу Иисусу сладчайшему. Накануне всех церковных праздников вечером совершается Всенощное Бдение.

Интересные факты про храм, что в окрестностях

В начале прошлого века именно перед этой иконой Взыскания погибших, но в другой церкви, было проведено венчание Сергея Эфрона с поэтом Мариной Цветаевой.

Храм в таком знаменательном квартале рядом с театрами и Консерваторией всегда посещали представители творческой интеллигенции:

  • певец Иван Козловский;
  • актер Иннокентий Смоктуновский;
  • известные оперные певцы братья Пироговы;
  • театральный режиссер Константин Станиславский;
  • артист Сергей Мигай;
  • певица оперы Антонина Нежданова;
  • солистка Мария Максакова.

В храме в свое время было совершено отпевание таких известных деятелей культуры: режиссера Сергея Бондарчука, актеров Олега Борисова и Евгения Евстигнеева, телеведущего Влада Листьева.

Информация для паломников

Храм Воскресения Словущего открыт для посещения всем желающим с 7 до 20 ч. в будние дни недели, а по воскресеньям и праздничным дням с 6-30 ч. Имеется собственный сайт в интернете http_//vslov_ru/, где всегда можно узнать актуальное расписание богослужений.

Также можно связаться с сотрудниками храма по электронной почте: vslovushego@yandex_ru или по телефонам:

  • дежурного священника +7-915-218-71-99;
  • старосты +7-903-532-22-87;
  • +7-495-629-66-16.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Расположен этот старинный храм в самом центре исторической части столицы между улицами Большая Никитская и Тверская в Брюсовом переулке, строение №15/2.

Доехать на общественном транспорте метрополитена можно до станций: Пушкинской, Тверской или Охотного ряда, а дальше необходимо выйти в сторону улицы Тверская и совсем немного пройти пешком. Ориентиром служит здание Министерства наук.

Прямо напротив входа в церковь установлен памятник Мстиславу Ростроповичу, виолончелисту, пианисту и дирижеру с мировым именем. Авторами бронзового памятника в одноименном сквере Брюсова переулка, недалеко от места проживания народного артиста с женой Галиной Вишневской, стали скульптор А. Рукавишников и архитектор И. Воскресенский.

Рядом с храмом в Леонтьевском переулке 4 находится дом музей Станиславского, а в Брюсовом переулке 12 расположен филиал музея-квартиры Мейерхольда. Также недалеко, на Тверской улице 13, заседает правительство Москвы.

На большой Никитской улице дом 2 можно посетить научно-исследовательский зоологический музей МГУ имени Ломоносова, а на Моховой 11 расположен Государственный геологический музей имени Вернадского. В непосредственной близости от здания церкви также находится Консерватория имени Чайковского и театр Маяковского, Дом художника и Дом композиторов.

В незаметном храме Воскресения Словущего царит тишина, умиротворение и спокойствие, которые особенно поражают всех входящий сюда и попадающих в совершенно другой мир Старой Москвы из суеты шумной современной столичной жизни.

Видео о храме

Видео-обзор храма Воскресения Словущего:

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке

Древние церкви привлекают внимание не столько своей архитектурой, как особой духовной атмосферой присутствия Божия в святом месте.

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке — древняя православная церковь Московской епархии, известная более, как Воскресенская или Воскресения Словущего на Успенском вражке.

История постройки

Брюсов переулок был построен на месте оврага между улицами Тверская и Никитинская в 16 столетии, около которого стояла Успенская церковь. Давно нет овражка и храма Успения Богородицы, но осталось название Успенского вражка, древнего место Белого города.

Уникальна предыстория появления в Брюсовом переулке церкви Воскресения Словущего. Святыней церкви является храм Воскресения Господня в Иерусалиме, возрожденный святыми императором Константином и его матерью Еленой в 355 году на месте распятия Христа, на горе Голгофа.

Более трех столетий на месте страданий и распятия Иисуса велось языческое поклонение в капище Венеры, пока после обретения Животворящего Креста здесь не был воздвигнут православный храм.

Читайте также:  Икона Божией Матери Призри на смирение в чем помогает

Память об этом уникальном событии отмечается Православной Церковью 26 сентября, во многих церквях, в том числе в храме Воскресения Словущего в Москве отмечается престольный праздник. 1548 год хранит первое упоминание о деревянной церкви Обновления храма Воскресения Христова.

Возведение каменной церкви

Пожар 1629 года уничтожил все постройки на Успенском вражке, в том числе и церковь.

Новый, каменный храм был воздвигнут в 1634 году, о чем свидетельствует прошение настоятеля Матфея к Патриарху Иосафату Первому об освящении.

В 1634 году после упразднения рядом стоящей церкви, в храме Воскресения Словущего появился Елисеевский престол, переосвященный с Покровского.

Придел пророка Елисея построен в память о времени, когда царь Михаил Федорович встречал отца, патриарха Филарета, вернувшегося после нахождения в плену у поляков. До 1812 года придел существовал, как отдельный храм.

К 1634 году в Воскресенской церкви были три прихода:

  • Елисеевский;
  • Мученицы Параскевы;
  • Никольский.

Найдены записи 1638 года, в которых упоминается о монастыре на Успенском вражке, это говорит о том, что в Брюсовом переулке некогда стояли кельи монахов.

В начале 18 века московская святыня была под покровительством князя М. Гагарина, на чьи средства производили ремонты, заменили храмовую кровлю.

Чума 1771 года привела к смерти всех священников, а пожар 1773 года уничтожил новую кровлю. До начала 19 столетия христианская обитель была закрыта, затем постепенно была отстроена.

В 1897 году для колокольни был подарен огромный колокол, для установки которого пришлось перестроить верхние колокольные ярусы, что придало храму более современного вида.

Период разрушений

Во время массового закрытия христианских святынь в начале 20 века богослужения в храме Воскресения Словущего не прекращались ни на день, благодаря заступничеству и ходатайству известных в Москве и во всем мире людей, живущих в близлежащих районах, только в 30-х годах 20 столетия были сняты колокола и забраны все ценности.

Интересно! В числе прихожан церкви можно было встретить певцов, актеров, писателей и других выдающихся личностей, среди которых был Иван Козловский, Владимир Заманский, братья Пироговы, Константин Станиславский, Мария Максакова и многие другие.

На Пасху 1944 храмовая территория и близлежащие улочки заполнило более 2,5 тысячи прихожан.

Современное состояние

Богослужения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима более 40 лет окормляли православных верующих. В особой величественной, торжественной атмосфере святости через молитвы митрополита излилась в сердца прихожан особая Божья любовь, приобретая новых чад для Православной Церкви.

Современная церковь Воскресения Словущего в Брюсовском переулке представляет собой типичное для уличного храма строение, построенного в классическом стиле. Архитектурными особенностями древней московской святыни являются декоративные полукруглые закомары стен, оконные наличники, пилястры, наличие карниза и колончатого пояса.

С 1820 года сохранено помещение трапезной и колокольни, прилепившейся с западной стороны пятиглавого четверика. Лепнина и живописный орнамент главного свода появились в 1880 году, внутренняя роспись сделана и иконостасы сделана в конце 19 столетия.

Настоятель храма — протоиерей Николай Балашов. Для прихожан открыта воскресная школа, работают кружки, часто совершаются совместные паломнические поездки.

Святыни

Тысячи паломников приезжают в Москву, чтобы поклониться иконам храма Воскресения Словущего.

Чудотворный образ Богородицы «Взыскание погибших» увешан множеством украшений, привезенных благодарными прихожанами, получившими ответы на молитвы о проблемах:

  • зависимости от алкоголя, наркотиков и компьютерных игр;
  • потери веры и уверенности в жизни;
  • разладов в семье;
  • исцеления от неизлечимых болезней.

Всегда людно около икон Богородицы «Знаменская», «Боголюбская», «Утоли мои печали», «Иверская», «Смоленская», «Казанская» и других.

Редкая икона Николы Можайского помогает прихожанам с 16 века. Помогают укрепить веру и решить множество проблем и молитвы у святых образов мучеников святителей Дамиана и Космы, Георгия Победоносца, святителей Спиридона Тримифунтского, Саввы Сторожевского и других святынь.

Как добраться

Найти храм Воскресения Словущего можно по адресу: Москва, Брюсов переулок, д.15/2.

Быстрее всего добраться до святыни можно на метро, доехав до станций «Охотный ряд», «Тверская», «Пушкинская», откуда за несколько минут можно дойти пешком.

По вопросам крещения, венчания, отпевания и другим ежедневно принимает консультант с 12.00 до 18.00. Расписание богослужений, которые проводятся каждый день, следует уточнять на церковном сайте или по телефону.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый православный храм несет в себе особую ауру и ценность для общества. Внимания заслуживает небольшой, но достаточно уютный храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Несмотря на свои небольшие размеры он прекрасно смотрится среди всей архитектуры большой столицы.

Где находится храм?

По масштабам Москвы храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке расположился в самом центре: в четырех кварталах от Красной площади, вокруг – сплошь посольства и министерства, в трех шагах – Дома композиторов и художников, да и до Консерватории рукой подать. В близлежащих кварталах испокон веков проживала московская интеллигенция.

  • Вот и адрес храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке звучит достаточно престижно: переулок Брюсов, д. 15/2.
  • С вопросами по поводу расписания богослужений, а также другими вопросами общего характера можно обращаться по номеру: +7 (495) 629-6616.

Работа с людьми

Храм Воскресения Словущего в Москве славится не только чудотворными образами и необычной историей. Несмотря на скромные размеры здания, тут проводится активная общественная работа, основная задача которой — упереть на духовное развитие человека.

Сегодня в церкви функционируют:

  1. Воскресная школа для детей и взрослых. Проводятся фестивали и праздники, посвященные религиозным событиям, организуются поездки и встречи в Москве. Она открыта в субботу с 14:30 до 17:00.
  2. Приходские встречи. Желающие могут посетить концерты и показы фильмов, послушать лекции приглашенных гостей.
  3. Паломнические поездки. Организуются посещения московских храмов и музеев, а также посещения святынь в других городах.

Также при храме есть курсы по изучению церковнославянского языка, фотографии, организован хор и другие. Узнать подробности и записаться в группу можно лично при посещении храма.

Расписание богослужений

Как правило, службы идут в храме по установленному порядку, хотя возможны изменения, вносимые великими и двунадесятыми праздниками.

Вечерня, Водосвятный молебен и акафист пред иконой «Взыскание погибших»

Важно! Накануне великих праздников совершается Всенощное Бдение.

Информация для посетителей

Храм является действующим и открыт для посетителей. В настоящее время настоятель — протоиерей Балашов Николай.

Некоторые общие сведения для посетителей:

  1. Адрес Воскресенского храма: Брюсов переулок, 15/2, стр. 3. Примечательно, что ранее переулок назывался Брюсовским.
  2. Ближайшее метро: станции «Охотный ряд», «Пушкинская», «Тверская».
  3. Как добраться: от любой станции выход в сторону Тверской улицы. Идти по Тверской до Брюсова переулка. Ориентир — здание Министерства наук.
  4. Телефон: (495) 629−6616; телефон дежурного священника: 8−915−218−7199. Также на сайте даны телефоны людей, занимающихся конкретными вопросами: подготовкой к Таинствам, вопросами ремонта и пожертвований, нуждающиеся в материальной помощи.
  5. Официальный сайт: vslov. ru.
  6. Время работы: 7:00—20:00 , в выходные и праздники храм открывается в 6:30.
  7. Расписание богослужений: 8:00 — утреня (также совершается исповедь), 18:00 — вечерня. В воскресенье расписание иное: 6:40 — часы и исповедь, 7:00 — ранняя литургия, 9:30 — исповедь, 9:40 — часы, 10:00 — поздняя литургия, 18:00 — вечерня. В праздники расписание меняется, узнать точное можно на сайте.

Также церковь Воскресения Словущего ведет страницы в социальных сетях: Инстаграме, ВКонтакте и Фэйсбуке.

Небольшой, но нарядный храм Воскресение Словущее в Москве в Брюсовом переулке нередко остается незамеченным публикой. Он расположен в центре Москвы, в нескольких минутах от Кремля, в уютном и тихом уголке, куда не проникает столичная суета. Но удачное месторасположение — не единственное его достоинство. Необычная история, привлекательный внешний вид и несколько уникальных чудотворных икон привлекают большое количество посетителей.

(
1 оценок, среднее: 4,00 из 5)

История, достопримечательности и реликвии храма

  • Храм на Успенском Вражке относится к древним московским церквям, пережившим за века своего существования и наполеоновское нашествие, и период иконоборчества, и другие многочисленные испытания. Примечательно, что храм ни на один день не прекратил своего служения: его двери были открыты для прихожан даже в 1930-е годы.
  • Из-за своего местоположения храм был всегда посещаем представителями творческих профессий. Здесь возносили свои молитвы актер Иннокентий Смоктуновский, режиссер Константин Станиславский, артист оперы Иван Козловский и другие. Во многом благодаря их вмешательству храм сохранил свою деятельность даже при советской власти.
    Знаете ли вы, что означает название храма? Воскресение Словущее – праздник, отмечаемый в православном календаре 26 сентября в честь обновления храма Христова в Иерусалиме, свершившегося в 335 году. Термин «словущее» по отношению к Воскресению означает «так называемое» и призван отличать этот праздник от истинного Воскресения Христова, то есть Пасхи.
  • Здание храма – небольшое, характерное для посадской церкви XVII века. Декорирован храм очень скромно, совсем не вычурно и без претензии: ниши в стенах, полуколонны, строгий карниз – все это заставляет не столько любоваться архитектурными решениями, сколько вспомнить о главном предназначении этого сакрального места. В храме три придела: главный освящен в честь собственно Воскресения Словущего, южный назван именем пророка Елисея, а северный – Николая Чудотворца.
  • Главной святыней храма считается икона Божией Матери, носящая имя «Взыскание погибших». Прихожане идут к ней как к последнему прибежищу в бедах и невзгодах, а молодые москвичи традиционного молятся перед ней о счастье в браке. Кстати, перед этой чтимой иконой, правда в другом храме, в 1912 году приняли таинство венчания поэтесса Марина Цветаева и офицер Белой армии Сергей Эфрон. Также весьма почитаем образ святого Спиридона с мощами, прославившийся своими целительными свойствами. Среди других чтимых святынь – образ Николы Можайского (древнейшая икона храма, датируемая концом XVI столетия), образы святых Елисея, Илии-пророка и других святых угодников.

Современное состояние

Богослужения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима более 40 лет окормляли православных верующих. В особой величественной, торжественной атмосфере святости через молитвы митрополита излилась в сердца прихожан особая Божья любовь, приобретая новых чад для Православной Церкви.

Современная церковь Воскресения Словущего в Брюсовском переулке представляет собой типичное для уличного храма строение, построенного в классическом стиле. Архитектурными особенностями древней московской святыни являются декоративные полукруглые закомары стен, оконные наличники, пилястры, наличие карниза и колончатого пояса.


Внутри Воскресенского храма

С 1820 года сохранено помещение трапезной и колокольни, прилепившейся с западной стороны пятиглавого четверика. Лепнина и живописный орнамент главного свода появились в 1880 году, внутренняя роспись сделана и иконостасы сделана в конце 19 столетия.

Настоятель храма — протоиерей Николай Балашов. Для прихожан открыта воскресная школа, работают кружки, часто совершаются совместные паломнические поездки.

В годы богоборческого режима

Московским старожилам известно, что в течение всех десятилетий тотального атеизма, ставшего за годы советской власти важным аспектом государственной политики, и связанной с ним антирелигиозной борьбы церковь Воскресения Словущего входила в число тех немногих храмов, что не прекращали свою деятельность. Не менялось в Брюсовом переулке и расписание богослужений, поскольку весь их годовой и суточный цикл совершался в соответствии с церковными канонами.

У многих вызывает удивление, что в столице коммунистического государства, буквально в двух шагах от Кремля, где заседало его правительство, все эти годы действовала церковь, которая, в соответствии с пропагандистскими клише того времени, являлась не чем иным, как «очагом мракобесия». Невольно возникает вопрос: что сберегло от разрушения храм в Брюсовом переулке, когда многие московские святыни были варварски взорваны или переоборудованы для хозяйственных нужд?

Воскресная школа

При храме с 1989 года работает воскресная школа, которая сегодня принимает всех желающих взрослых и детей. Регулярные познавательные занятия проходят на неделе и по выходным дням, которые начинаются в 14-30 и в 17 ч. На занятиях проводятся чтения, изучение и толкование Писания, книг Нового и Ветхого завета.

Кроме этого проходят празднования религиозных событий и фестивали, организуются экскурсии и поездки по святыням Москвы и области, посещения выставок и музеев, проводятся концерты и ставятся спектакли.

Воспитанники детской школы принимают активное участие в творческих встречах центрального благочиния других храмов. Они показывают литературно-музыкальные и театральные композиции, выступают на вокальных конкурсах и балах.

Духовенство, наставники

Сегодня председателем Приходского совета и настоятелем храма является митрофорный протоиерей Николай Балашов, назначенный в 2012 году. Также в церкви служат штатными священниками иереи: Алексей Харламов и Павел Карев, а дьяконами являются Николай Пянзин и Дмитрий Богута.

В свое время в этом храме служили такие известные личности как:

  • Артемий Владимиров;
  • Владимир Ригин;
  • Сергей Круглов;
  • Владимир Романов;
  • Геннадий Огрызков;
  • Борис Цепенников;
  • Виталий Боровой;
  • Николай Поспелов;
  • Владимир Елховский;
  • Андрей Ткачев.

Храм с мощами Спиридона Тримифунтского в Москве, историческая справка

Первое упоминание о церкви было еще в 1548 г. Она была изготовлена из дерева, однако в 1629 г. была уничтожена пожаром. В 1634 г. на этом же самом месте была возведена новая церковь из камня, которая существует и по сей день. На протяжении почти нескольких веков она простояла без каких-либо изменений, и уже в период с 1816-1820 гг. были проведены строительные работы по перестройке колокольни и трапезной.
Неподалеку от церкви располагалась богомольня пророка Елисея, которая была построена в 1620 г. как память о встрече государем Михаилом Федоровичем отца своего Патриарха Филарета, вернувшегося из плена польского. Но в 1812 г. во время пожара молельня выгорела дотла и была восстановлена спустя 8 лет в качестве придела церкви Воскресения Словущего.

Во второй половине 19 века окна богомольни были растесаны и в последствии получили килевидное штукатурное обрамление, выполненное в русском стиле. Верхние же ярусы колокольни в 1897 г. были заменены новыми с псевдоклассической формой, после чего сооружение приняло нынешний облик.


В 1930-м году церковь хотели закрыть, однако за счет большого количества просьб, поступивших не только от простых людей, но также и от довольно известных артистов, проживавших неподалеку от него на Неждановой улице, богомольня осталась открытой, но купола ее все же были сняты.

Работы по реставрации в молельни проводились в период с 1963-1964 гг., в 1979-м, а также на протяжении 4-х лет с 1982 по 1986 гг.

Архитектура

Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) — типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в.

Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы — вот и все архитектурные детали его убранства. Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.

От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двухсветный четверик храма и трехчастная апсида, а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816—1820 гг.

Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой.

Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершенными фронтонами.

Умолкшие, и вновь ожившие колокола

Тем не менее антирелигиозные кампании советских времен не обошли стороной и храм в Брюсовом переулке. Расписание его богослужений все эти годы продолжало извещать прихожан о том, что они проводятся в полном объеме (и это, безусловно, отрадный факт), однако призывавший на них благовест умолк на долгие годы. По распоряжению городских властей уникальные колокола, помнившие еще Ивана Грозного, были сняты и отправлены в переплавку. С тех пор церковная колокольня, утратив свое основное предназначение, стала чисто декоративным элементом.

Праздничный перезвон вновь огласил Брюсов переулок лишь в феврале 2008 года, когда на его колокольню был торжественно поднят главный колокол, незадолго до этого освященный, и нареченный «Архангелом Михаилом». С тех пор его голос можно услышать во дни всех канонических православных праздников.

Архимандрит Нектарий: Я хочу показать детям из России и Украины все самое лучшее, что есть в Греции

И все знали: когда проблемы с жильем, всегда нужно заказывать молебны святителю Спиридону Тримифунтскому. Такая традиция существовала издревле и у простых, и у знатных людей. Особо чтила святителя Спиридона царская семья. Император Александр I родился в день памяти святого – 12 декабря. Когда он родился, то от Финляндского полка ему был изготовлен ко дню крещения складень, в котором были образы Спаса Нерукотворного, святителя Спиридона и митрополита Алексия Московского.

Как сейчас проходит в Даниловом монастыре встреча людей со святителем? Мне в прошлый раз так было жаль людей, которые стояли в очереди по шесть, восемь и даже десять часов, а потом, приложившись к святыне, тут же покидали монастырь.

Многие люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актеры и режиссеры приходили в этот храм специально для того, чтобы послушать проповеди и беседы митрополита Питирима. Воскресение Словущее — это символ обновления духовной жизни человека, знаменующее собой воскресение.

Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке в Брюсовом переулке

Многие посетители храма Воскресение Словущего на Успенском вражке отмечают, что это необычное место — тихое, спокойное, дарящее умиротворение. Впервые церковь тут появилась еще в середине XVI века, но деревянная постройка сгорела, после чего на ее месте построили каменную. Примечательно, что собор не прекращал работу даже в Советском Союзе — в основном благодаря заступничеству за него живших поблизости знаменитых актеров и певцов.

Читайте также:  Знакомство в супермаркете

История храма

Первое упоминание о храме на Успенском вражке относится к 1548 году, на Петровом плане Москвы здание было обозначено в 1596—1598 годах. В то время на этом месте стояла деревянная церковь, построенная в честь одноименного праздника.

В 1629 году из-за крупного пожара деревянная постройка полностью сгорела. Местные жители тут же начали возведение каменного собора. Из-за неправильного прочтения летописи долгое время 10 апреля 1629 года считался датой начала строительства. На самом в книге указана дата пожара, после которого в короткие сроки (вероятнее всего, летом этого же года) началось строительство. Окончено оно было 1634 году: 4 июля священник в письме попросил о благословлении 2-х престолов.

В начале XIX века были перестроены колокольня и трапезная, во второй половине столетия были расширены оконные проемы, которые получили обрамление в русском стиле. В конце века были заменены верхние ярусы колокольни: новые были выполнены в псевдоклассическом стиле по проекту Мейснера. Причиной перестройки стало дарение слишком большого колокола. В этом виде храм сохранился по наш день.

Примечательно, но в Советском Союзе собор не снесли и даже не закрыли — только лишили колоколов. Это стало возможно благодаря заступничеству известных артистов, проживавших на улице Неждановой. Они же и были его прихожанами: отмечают, что на службы приходили певцы братья Пироговы и Козловский, актеры Смоктуновский, Заманский и Станиславский, артисты оперы Мигая и Неждонова, солистка Большого театра Максакова и многие другие. В храм передавали иконы и святыни из закрывающихся церквей для сохранности.

Были даже проведены реставрационные работы — в 1963—1964, 1979 и 1982−1986 годах. Последняя реставрация закончилась только в 2019 году: были восстановлены 40 росписей на сводах и стенах, 2 медальона над окнами. Сегодня храм является памятником архитектуры и охраняется на государственном уровне.

Храм выполнен в типичной для небольшого посадского храма XVII века манере. Его здание представляло собой бесстолпный одноглавый четверик. Декоративных элементов было немного: скромные оконные наличники, угловые пилястры, узорчатый «пояс».

От первого варианта уцелело немного: 3-частная апсида и двусветный четверик. Трапезная и колокольня была построены только в начале XIX столетия, при последующих реставрационных работах была раскрыта южная стена, добавлены элементы. Современная роспись стен и лепнины, скорее всего, относятся к концу XIX.

Снаружи стены также украшены образами святых. Ко многим регулярно приносятся цветы и свечи.

Приделы и святыни

Всего в храме 3 предела: Воскресения Словущего (главный), Николая Чудотворца (северный), пророка Енисея (южный). Последний был перенесен сюда из закрывшейся неподалеку церкви несколько веков назад.

К святыням храма относятся:

  1. Икона Богородицы «Взыскание погибших». Перенесена в 1937 году из храма Рождества Христова на Палашах. Считается, что ее написали примерно в XVIII веке, но до начала XIX она принадлежала московской семье. По легенде, один из членов семьи отдал икону в дар, когда его молитвы о благополучии дочерей были услышаны и исполнены. Икона расположена в киоте слева от иконостаса и является одной из нескольких самых известных в Москве. Перед ней молятся о выздоровлении и исцелении от пороков (особенно от пьянства), о счастливом замужестве и благополучии в семье.
  2. Икона Святителя Спиридона Тримифунтского с частицей его мощей. Это редкая московская святыня размещена в главном приделе справа. Святой Спиридон считался покровителем бедных и обездоленных, торговцев, честно ведущих дела, больных. Считается, что к нему могут обратиться за незамедлительной помощью люди, оставшиеся безо всяких средств и те, кто может потерять жилье.
  3. Икона Николы Можайского с частицей его мощей. Это самый старый образ: он был написан в конце XVI века. Расположена в левом приделе.
  4. Иконы пророка Елисея и святого Ильи-пророка (XVII—XVIII века, расположены в правом приделе), икона святого мученика Иустина Философа (XVII век, обновлена в XIX, находится в иконостасе левого придела).

Также в соборе есть иконы Богоматери («Казанской», «Смоленской», «Боголюбской», «Иверской», «Утоли мои печали» и другие), чудотворцев Космы и Дамиана, великомучеников Никиты и Георгия Победоносца, мученика Трифона, преподобного Саввы Сторожевского. Многие образы представлены с мощами святых.

Часть икон являются чудотворными. Узнать о совершенных ими чудесах можно на сайте храма.

Название церкви и места

Название храма переводится как «Воскресенская церковь». Оно связано с храмом Воскресения Христова в Иерусалиме (храмом Гроба Господня). На Голгофе, месте распятия Христа, священном для христиан, был построен храм языческой богини Венеры. В 355 году император Константин и его мать Елена возвели на этом месте церковь Воскресения (Вознесения) — «обновили» святое место, возродили его. 26 сентября отмечают праздник в честь этого события. Поэтому полное название звучит как «храм в честь Обновления храма Воскресения Христова».

Успенский вражек же (Успеньев враг) — это небольшой (меньше километра) ручей, правый приток реки Неглинной, который протекал в Тверском районе и пересекал Брюсов переулок. Сегодня река заключена в подземный коллектор. Само слово «вражек» означает «овраг» — по нему и протекал ручей. Например, Сивцевый вражек — овраг, в котором протекала река Сивка (Сивец). Успенский вражек был самым древним в «Белом городе» — огороженном при Дмитрии Донском месте.

Интересный факт: название ручья произошло от имени Успенского оврага, названного по имени местной Успенской церкви на Газетном переулке.

Интересные факты

За время своего существования Воскресенский храм в Брюсовом переулке «обзавелся» несколькими интересными фактами. Они помогут взглянуть на московский собор с новой стороны.

Необычны следующие детали:

  1. Возле Воскресенской церкви с 1620 года располагалась небольшая деревянная церковь пророка Елисея. Она была построена на память о встрече русского царя Михаила Федоровича Романова с отцом, патриархом Филаретом. Через 16 лет ее перестроили в каменную, в середине XIX века упразднили. Покровский предел был перенесен в Собор Воскресения Словущего и переименован в Елисеевский.
  2. В «Переписной книге Москвы» за 1638 год встречается упоминание «монастыря» при храме Воскресения, в котором живут «старицы нищие». Речь идет не о полноценном монастыре: в XVII веке возле некоторых церквей строились несколько келий, в которых жили престарелые или нищие люди.
  3. С 1972 года в храме регулярно служил епископ РПЦ и митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. После его кончины 4 ноября 2003 года произошло успение: гроб с телом 2 дня стоял тут же, чтобы желающие могли попрощаться.
  4. 27 января 1912 года тут произошло венчание Цветаевой и Эфрона.
  5. В 1981 году произошел пожар, его причиной стала свеча, установленная перед иконой «Взыскание погибших». Киот сильно пострадал, но образ остался невредим. Впоследствии ему сделали новый оклад, где использовали украшения, подаренные прихожанами в благодарность — кольца, серьги, цепочки, крестики.
  6. 4 марта 1995 года в церкви прошло отпевание убитого Владислава Листьева.

Возле церкви всегда проживала творческая интеллигенция: рядом расположились Дома композиторов и художников, Консерватория. Многих ее представителей (и прихожан храма) позднее отпевали в храме.

Работа с людьми

Храм Воскресения Словущего в Москве славится не только чудотворными образами и необычной историей. Несмотря на скромные размеры здания, тут проводится активная общественная работа, основная задача которой — упереть на духовное развитие человека.

Сегодня в церкви функционируют:

  1. Воскресная школа для детей и взрослых. Проводятся фестивали и праздники, посвященные религиозным событиям, организуются поездки и встречи в Москве. Она открыта в субботу с 14:30 до 17:00.
  2. Приходские встречи. Желающие могут посетить концерты и показы фильмов, послушать лекции приглашенных гостей.
  3. Паломнические поездки. Организуются посещения московских храмов и музеев, а также посещения святынь в других городах.

Также при храме есть курсы по изучению церковнославянского языка, фотографии, организован хор и другие. Узнать подробности и записаться в группу можно лично при посещении храма.

Информация для посетителей

Храм является действующим и открыт для посетителей. В настоящее время настоятель — протоиерей Балашов Николай.

Некоторые общие сведения для посетителей:

  1. Адрес Воскресенского храма: Брюсов переулок, 15/2, стр. 3. Примечательно, что ранее переулок назывался Брюсовским.
  2. Ближайшее метро: станции «Охотный ряд», «Пушкинская», «Тверская».
  3. Как добраться: от любой станции выход в сторону Тверской улицы. Идти по Тверской до Брюсова переулка. Ориентир — здание Министерства наук.
  4. Телефон: (495) 629−6616; телефон дежурного священника: 8−915−218−7199. Также на сайте даны телефоны людей, занимающихся конкретными вопросами: подготовкой к Таинствам, вопросами ремонта и пожертвований, нуждающиеся в материальной помощи.
  5. Официальный сайт: vslov. ru.
  6. Время работы: 7:00—20:00 , в выходные и праздники храм открывается в 6:30.
  7. Расписание богослужений: 8:00 — утреня (также совершается исповедь), 18:00 — вечерня. В воскресенье расписание иное: 6:40 — часы и исповедь, 7:00 — ранняя литургия, 9:30 — исповедь, 9:40 — часы, 10:00 — поздняя литургия, 18:00 — вечерня. В праздники расписание меняется, узнать точное можно на сайте.

Также церковь Воскресения Словущего ведет страницы в социальных сетях: Инстаграме, ВКонтакте и Фэйсбуке.

Небольшой, но нарядный храм Воскресение Словущее в Москве в Брюсовом переулке нередко остается незамеченным публикой. Он расположен в центре Москвы, в нескольких минутах от Кремля, в уютном и тихом уголке, куда не проникает столичная суета. Но удачное месторасположение — не единственное его достоинство. Необычная история, привлекательный внешний вид и несколько уникальных чудотворных икон привлекают большое количество посетителей.

МОСКОВСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ НА УСПЕНСКОМ ВРАЖКЕ

Многие посетители храма Воскресение Словущего на Успенском вражке отмечают, что это необычное место — тихое, спокойное, дарящее умиротворение. Впервые церковь тут появилась еще в середине XVI века, но деревянная постройка сгорела, после чего на ее месте построили каменную. Примечательно, что собор не прекращал работу даже в Советском Союзе — в основном благодаря заступничеству за него живших поблизости знаменитых актеров и певцов.

Где находится храм?

По масштабам Москвы храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке расположился в самом центре: в четырех кварталах от Красной площади, вокруг – сплошь посольства и министерства, в трех шагах – Дома композиторов и художников, да и до Консерватории рукой подать. В близлежащих кварталах испокон веков проживала московская интеллигенция.

  • Вот и адрес храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке звучит достаточно престижно: переулок Брюсов, д. 15/2.
  • С вопросами по поводу расписания богослужений, а также другими вопросами общего характера можно обращаться по номеру: +7 (495) 629-6616.

Расписание богослужений

Как правило, службы идут в храме по установленному порядку, хотя возможны изменения, вносимые великими и двунадесятыми праздниками.

Вечерня, Водосвятный молебен и акафист пред иконой «Взыскание погибших»

Важно! Накануне великих праздников совершается Всенощное Бдение.

Расписание богослужений храма Словущего в Брюсовом переулке

Как уже упоминалось выше святыня продолжает работать и сегодня. Несмотря на то, что она имеет совсем небольшие размеры она привлекает немало прихожан. Справедливости ради нужно отметить, что об этом храме знают многие православные верующие даже за пределами столицы.

Прежде всего это благодаря тому, что в церкви находится чудотворная икона Богоматери «Взыскание погибших». Также здесь можно поклониться и произнести молитвенные прошения перед святым образом Спиридона Тримифунтского. К этим образам обращаются в самых трудных минутах в жизни.

Лучшая статья для Вас, переходите: Молитва по соглашению Болгар, факты помощи

Как говорят очевидцы иконы творят настоящие чудеса, помогая людям даже в, казалось бы, безвыходных проблем. Сюда все больше приходит тех людей, которым просто не от кого ждать поддержки и понимания.

В храме Вознесения Словущего в Брюсовом переулке проходят ежедневно богослужения. А именно:

  • По будним дням с понедельника по пятницу Литургии читаются в 8:30 утра, а вечерние в 18:00.
  • По выходным и праздничным дням в 7:30 утра и 17:00 вечера.

Более детальное расписание можно узнать в самом храме.

Чтобы попасть в храм нужно добраться к центру города Москва. Для этого нужно ехать на метро до станции «Охотный ряд». А потом нужно пешком прогуляться до переулка Брюсова 15-2.

Господь всегда с Вами!

  • Uncategorized
  • храм

История, достопримечательности и реликвии храма

  • Храм на Успенском Вражке относится к древним московским церквям, пережившим за века своего существования и наполеоновское нашествие, и период иконоборчества, и другие многочисленные испытания. Примечательно, что храм ни на один день не прекратил своего служения: его двери были открыты для прихожан даже в 1930-е годы.

Из-за своего местоположения храм был всегда посещаем представителями творческих профессий. Здесь возносили свои молитвы актер Иннокентий Смоктуновский, режиссер Константин Станиславский, артист оперы Иван Козловский и другие. Во многом благодаря их вмешательству храм сохранил свою деятельность даже при советской власти.
Знаете ли вы, что означает название храма? Воскресение Словущее – праздник, отмечаемый в православном календаре 26 сентября в честь обновления храма Христова в Иерусалиме, свершившегося в 335 году. Термин «словущее» по отношению к Воскресению означает «так называемое» и призван отличать этот праздник от истинного Воскресения Христова, то есть Пасхи.

Здание храма – небольшое, характерное для посадской церкви XVII века. Декорирован храм очень скромно, совсем не вычурно и без претензии: ниши в стенах, полуколонны, строгий карниз – все это заставляет не столько любоваться архитектурными решениями, сколько вспомнить о главном предназначении этого сакрального места. В храме три придела: главный освящен в честь собственно Воскресения Словущего, южный назван именем пророка Елисея, а северный – Николая Чудотворца.

Главной святыней храма считается икона Божией Матери, носящая имя «Взыскание погибших». Прихожане идут к ней как к последнему прибежищу в бедах и невзгодах, а молодые москвичи традиционного молятся перед ней о счастье в браке. Кстати, перед этой чтимой иконой, правда в другом храме, в 1912 году приняли таинство венчания поэтесса Марина Цветаева и офицер Белой армии Сергей Эфрон. Также весьма почитаем образ святого Спиридона с мощами, прославившийся своими целительными свойствами. Среди других чтимых святынь – образ Николы Можайского (древнейшая икона храма, датируемая концом XVI столетия), образы святых Елисея, Илии-пророка и других святых угодников.

Фото храма Воскресения Словущего

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке.


Патриаршее богослужение в храме на Успенском Вражке.


Брюсов переулок, храм и памятник Мстиславу Ростроповичу.

Войти на сайт

В одном их чудесных уголков старой Москвы находится Брюсов переулок. Он проходит от Тверской улицы и до Большой Никитской, но, несмотря на такую небольшую протяженность, обладает невероятно богатой историей. Здесь еще сохранились доходные дома, музеи-квартиры творческой интеллигенции (артистов, композиторов, дирижеров, пианистов).

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

Прогуливаясь по переулку можно увидеть мемориальные доски на зданиях, где ранее проживали знаменитости. В настоящее время многие дома являются федеральными памятниками архитектуры и находятся под охраной государства.

На углу Брюсова и Елисеевского переулков установлен памятник Мстиславу Ростроповичу, а напротив него стоит Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

«Воскресения Словущего» означает, что храм Воскресный, а «на Успенском Вражке», потому что раньше на этом месте был овраг.

Стены снаружи украшены иконами и у каждой лежат живые цветы.

В Храме совершается множество православных обрядов.

От метро Тверская до Храма всего 10 минут пешком.

Храм Воскресения Словущего смог сберечь различные святыни из окрестных храмов, которые закрывались в советское время. А в настоящее время особо почитаемыми святынями является икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» и чтимый образ с мощами Святителя Спиридона.

Образ Божией Матери «Взыскание погибших» пользуется любовью у москвичей и гостей столицы, его часто называют «жемчужиной верующей Москвы». Это чудотворная икона, ей молятся при болезнях, пьянстве, просят счастья в браке и благополучия. Многим, по их молитвам, посылается помощь, об этом наглядно говорит количество благодарственных приношений от верующих, которыми обильно украшена икона (цепочки, кольца, крестики). Марина Цветаева и Сергей Эфрон вечались перед этой иконой.

Про Спиридона Тримифунтского и его башмачок, хранящийся в Москве, в Даниловом монастыре я писала здесь. В Храме Воскресения Словущего он изображен на богато украшенной иконе, в центре которой находится открывающийся ковчег, а там находится частица святых мощей Спиридона Тримифунтского.

Этого Святого верующие считают помощником в рабочих делах, покровителем жилищ, ему молятся в болезни, а также люди, отправляющиеся в путешествие. И, конечно, он всем помогает. Немало историй можно прочитать в интернете рассказывающих, как он помог чудесным образом.

Ежедневно в Храме проходят богослужения. Их расписания есть на официальном сайте Храма.

В 2020 году Храм Воскресения Словущего реставрировали, сегодня он может удивить многих своим великолепием.

Внутри Храм небольшой, но с высоченными сводами.

Внутри царит спокойствие и умиротворение. Чувствуется, что Храм намоленный за долгие годы.

Не удивляйтесь, если увидите в этом Храме известные медийные лица. Они тоже люди, им тоже хочется прийти в Храм, помолиться, поставить свечи за здравие и упокоение. А в соседнем с Храмом доме живет художник Никас Сафронов.

Это место удивительное, но стоит выйти из Храма и свернуть с тихого Брюсова переулка на шумную Тверскую, как снова попадаешь в московский водоворот событий…

Друзья, в столице, на Таганке, есть Покровский женский монастырь, куда не прекращается людской поток, желающих поклониться Матроне Московской. Об этом месте я писала подробнее здесь. После Храма на Успенском Вражке можете направиться туда.

Ссылка на основную публикацию