Храм Владимирской иконы Божией Матери, расписание богослужений

Расписание Богослужений

Разряд службы

Отдание праздника Сретения Господня

Мч. Никифора, из Антиохии Сирской.

Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского. Обретение мощей свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России

Литургия

Молебен водосвятный

Вседневная

Сщмч. Харалампия и с ним мчч. Порфирия, Ваптоса и трех мучениц.

Литургия

Молебен с акафистом

Вседневная

Сщмч. Власия, еп. Севастийского

Прп. Димитрия, Прилуцкого, Вологодского.

Литургия

Молебен водосвятный Панихида

Полиелей

Иверской иконы Божией Матери.

Свт. Алексия митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца

Литургия

Молебен с акафистом

Полиелей

Прпп. Зои и Фотинии

Сщмч. Василия (Горбачева)

Литургия

Молебен водосвятный

Вседневная

Равноап. Кирилла, учителя Словенского

Литургия

Молебен с акафистом Панихида

Всенощное бдение

Неделя о блудном сыне

Ап. от 70-ти Онисима.

Прп. Пафнутия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

Ранняя Литургия

Поздняя Литургия

Молебен с акафистом

Вседневная

с акафистом

Мчч. Памфила пресвитера, Валента (Уалента) диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии.

Свт. Московского Макария.

Литургия

Молебен водосвятный

Полиелей

Вмч. Феодора Тирона

Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца.

Литургия

Молебен с акафистом

Вседневная

Свт. Льва, папы Римского.

Прп. Космы Яхромского

Литургия

Молебен водосвятный Панихида

Вседневная

с акафистом

свт. Николаю Чуд.

Апп. от 70-ти Архиппа и Филимона. Мц. равноап. Апфии.

Прп. Феодора Санаксарского

Литургия

Молебен с акафистом

Вседневная

Прп. Льва, еп. Катанского.

Литургия

Молебен водосвятный

Заупокойная

Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Прп. Тимофея в Символех.

Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского.

Литургия

Молебен с акафистом

Всенощное бдение

Неделя мясопустная,

о Страшном Суде

Обретение мощей мучеников, иже во Евгении.

Мчч. Маврикия и 70-ти воинов.

Прмч. Сергия (Букашкина)

Заговение на мясо

Ранняя Литургия

Поздняя Литургия

Молебен с акафистом

Всенощное бдение

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

О монастыре
  • Историография
  • Архитектура
  • Подворья монастыря
Подворья монастыря
Новомученики Покровской обители
Детский приют
Матрона Московская
Новости и события
Подворье в Троице-Лыково
Галерея
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Аудиогалерея
Заказать требы
  • Пожертвование
  • Заказать требы
Паломникам
Расписание богослужений

Покровский ставропигиальный женский монастырь

Место проведения: Покровский ставропигиальный женский монастырь

Храм святой праведной блаженной Матроны, подворье МКАД

Место проведения: Храм святой праведной блаженной Матроны, подворье МКАД

Храм Казанской иконы Божией Матери, Подворье в селе Марково

Место проведения: Храм Казанской иконы Божией Матери, Подворье в селе Марково

Подворье в Троице-Лыково, храм Успения Пресвятой Богородицы

Место проведения: Храм Успения Пресвятой Богородицы, подворье в Троице-Лыково

Храм Воскресения Словущего в Москве. Адрес, расписание богослужений, как доехать, фото

Храм с необычным не совсем понятным названием Воскресения Словущего принадлежит к числу старинных церквей столицы, где чувствуется особенная духовная атмосфера и ощущается присутствие в святом столетиями намоленном месте.

Храм Воскресения Словущего сегодня

Храм Воскресения Словущего в городе Москва носит свое название в честь празднования события возведения знаменитого на весь православный мир иерусалимского храма Святого Гроба Господня Святым императором Константином Великим в середине IV столетия, воздвигнутого на реальном историческом месте распятия и погребения Иисуса Христа.

Долгое время это место величайших страданий было осквернено языческим капищем, пока Святой императрицей Еленой не был обретен Крест Господень, после чего здесь был воздвигнут и освящен храм Христова Воскресения в Иерусалиме, который стал символом возрождения или обновления главной христианской святыни и духовной жизни всей церковной общины.

В память об этом событии во всем христианском мире воздвигаются церкви, где торжественно празднуется престольный праздник чином пасхального богослужения.

В столице есть несколько таких храмов, один из которых находится в Успенском вражке, то есть на месте глубокого оврага. Рядом была деревянная церковь Успения Божьей матери, от которой и пошло название местности в этой части Белого города и древнего оврага.

В XVI столетии это урочище было засыпано, а на его месте возник переулок, который впоследствии получил название в честь вельможи Якова Брюса, генерал-губернатора екатерининской эпохи.

В XVII веке при храме были выстроены несколько монастырских келий для нищих стариц.

В XVIII столетии храму активно покровительствовал московский князь Гагарин, на чьи средства была отремонтирована кровля и обновление церкви. В 71 году страшная эпидемия чумы в городе привела к смерти всех священников храма, а еще через 2 года произошел сильный пожар, после которого обители пришлось довольно долго восстанавливаться.

Примечательно, что храм никогда не закрывался со дня своего основания. Наоборот, церкви передавались святыни и иконы из закрывающихся в окрестности храмов и соборов. В годы советского безбожия с церкви были сняты колокола, которые вернули на звонницу только в 90-е годы.

Здесь более 4 десятков лет прослужил Волоколамский митрополит Питирим, который стал духовником московской творческой элиты. На его проповеди и торжественные богослужения стекалось множество деятелей искусства, художников, писателей и ученых.

Сегодня историческое здание недалеко от Кремля признано памятником архитектуры государственного значения.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм Воскресения Словущего построен в типичной архитектурной традиции XVII века посадских церквей в виде бесстолпного одноглавого четверика. От первоначальной задумки 5-главого белокаменного храма в современном строении остался только небольшой 2-светный четверик и 3-частная апсида.

Стены здания оформлены полукруглыми нишами с декоративными закомарами, строгим узорчатым карнизом и колончатым поясом с крупными кокошниками, угловыми пилястрами с полуколоннами. Трапезную с 3 полукруглыми приделами украшают на углах боковых фасадов рустованные ризалиты, пилястры, портики и фронтоны.

Общие пропорции здания классического стиля и ритмичный незаурядный рисунок окон говорит об опытности зодчего, имя которого история не сохранила до наших дней. Оконные проемы церкви декорированы очень скромными наличниками, цилиндрический барабан глухой на сплошном поясе с колоннами без окон, украшен аркатурой.

Колокольня храма с просторным 4-гранным 2-ым ярусом и маленькой главкой в современном виде была перестроена в конце XIX столетия взамен ротонды со шпилем стиля барокко, что было вызвано необходимостью размещения подаренного 327 пудового колокола. К нижнему ярусу пристроены с обеих сторон небольшие сторожки.

На оштукатуренных и выкрашенных в красноватые оттенки с белой отделкой стенах храма есть образы Святых, которые регулярно украшают живыми цветами и ставят свечи. Ограда и ворота обители сохранились в неизменном виде с конца позапрошлого столетия.

История строительства

Самые первые упоминания о Воскресенской еще деревянной церкви на Успенском вражке относят к середине XVI столетия

Страшный пожар первой половины XVII века привел к уничтожению всех построек в этой местности. Поэтому вскоре началось строительство каменной церкви, освященной в 1634 году по прошению храмового священника и настоятеля Матфея патриарху Иоасафу.

К тому моменту в церкви было 3 престола:

  1. В честь пророка Елисея, освящен в память возвращения из польского плена патриарха Филарета, отца царя Михаила.
  2. Придел в честь Святого Николая Чудотворца.
  3. Престол Параскевы мученицы.

В неизменном виде здание церкви простояло более 2 столетий, а затем в начале XIX века перестроили звонницу и трапезную часть храма, а чуть позже расширили оконные проемы, которые отштукатурили килевидными обрамлениями в старорусском стиле.

К концу позапрошлого века архитектором Александром Мейснером были перестроены верхние этажи колокольни псевдоклассической формы под подаренный храму колокол большего размера, что можно видеть в современном здании. В 30-е годы прошлого столетия были сняты все колокола, но храм продолжал свою работу, благодаря заступничеству известных деятелей культуры и искусства.

В середине века, а затем в 80-е годы проводились ремонтно-реставрационные работы. А в марте прошлого года были завершены восстановление стеновых фресок и орнаментов на сводах, также отреставрировали медальоны над оконными проемами.

Внутреннее убранство

Высота внутреннего пространства храма равняется 15 м. Интерьер неоднократно поновлялся, сохраняя основную композицию.

Стены и свод с лепными украшениями и орнаментом расписаны масляными фресками. В ходе реставрационных работ были обнаружены старинные росписи в четверике и алтарной части, скрытые от глаз слоем краски. Фреску с изображением события снятия Господа с креста удалось полностью восстановить. Частично восстановлены остальные фрагменты утраченной живописи.

Стены Храма Воскресения Словущего в Москве украшают красивейшие росписи

Помещение освещается 2 рядами окон. Старинные иконы искусно оформлены резными ризами и киотами. Резной белый с золотом главный иконостас соответствует стилю конца позапрошлого века. Иконостас бокового Никольского придела сборный, выполнен в период конца XVII начала XIX веков.

Святыни и мощи храма

В богато украшенном киоте в левой части храма можно увидеть старинный Богородичный образ Взыскания погибших в богатой серебряной ризе с множеством пожертвованных украшений и драгоценностей получившими чудесную помощь.

Божья Матерь изображена на этой иконе с непокрытой головой, что символизирует отданный ею покров для спасения грешников. Сюда ежедневно приходит огромное количество паломников и просителей.

По древнему преданию эту икону сохранил благочестивый прихожанин Христорождественской церкви, вдовец, постоянно молящийся о благополучии своих дочерей. Во сне ему было повеление отдать икону в храм, что он незамедлительно исполнил.

Позже церковь была разграблена наполеоновскими солдатами, а чудотворный образ брошен и расколот. Художники реставраторы смогли восстановить святую икону, которая была перенесена из Палашинского храма в 30-х годах прошлого века.

Стоит обратить внимание на расположенный в главной части храма в богатой резной ризе редкий чудотворный образ Спиридон Тримифунтского, справа от иконы Спасителя. В центре иконы имеется маленький ковчег, который открывает частицу святых мощей.

Имеется в левом приделе церкви древнейшая Можайская икона XVI века с изображением святого архиепископа Николая Мир Ликийских с частицей чудотворных мощей. Почитаемые святыни XVII-XVIII столетия с образами пророков Елисея и Илии с житием можно увидеть в правом пределе.

Древняя икона XVII века с изображением Иустина Философа установлена в иконостасе Никольского придела.Имеется в храме почитаемый образ Анны Кашинской с частицами ее святых мощей.

В главном престоле между окнами находятся почитаемые изображения Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Великого князя Владимира и княгини Ольги, выполненные знаменитым мастером церковной росписи Нестеровым.

Духовенство, наставники

Сегодня председателем Приходского совета и настоятелем храма является митрофорный протоиерей Николай Балашов, назначенный в 2012 году. Также в церкви служат штатными священниками иереи: Алексей Харламов и Павел Карев, а дьяконами являются Николай Пянзин и Дмитрий Богута.

В свое время в этом храме служили такие известные личности как:

  • Артемий Владимиров;
  • Владимир Ригин;
  • Сергей Круглов;
  • Владимир Романов;
  • Геннадий Огрызков;
  • Борис Цепенников;
  • Виталий Боровой;
  • Николай Поспелов;
  • Владимир Елховский;
  • Андрей Ткачев.

Приход и хор храма

После воскресной литургии прихожане храма собираются на совместное чаепитие в приходском доме, где обсуждают насущные проблемы жизни прихода, выслушивают отчеты о проведенных конкретных делах милосердия нуждающимся и помощи пожилым людям, планируют организацию культурной программы проведения ближайших праздничных мероприятий.

При храме работают постоянные курсы изучения церковнославянского языка для всех желающих, проводятся занятия по фотографии, организуются лекции и встречи с интересными гостями, концерты классической музыки.

По субботам и воскресеньям проходят еженедельные встречи членов киноклуб, где организуется совместный просмотр и обсуждение различных православных и документальных фильмов. Проводятся встречи молодежного литературного клуба, где читаются произведения классической литературы.

В дни памяти служителей и известных прихожан служат панихиды, а также проводятся встречи на приходе с чаепитием и просмотром документальных хроник и фильмов. При храме организован хор, где желающие изучают церковные песнопения и распевы.

К праздничным датам проводятся концерты и выступления в музыкальной гостиной, где воспитанники воскресной школы демонстрируют свои успехи и таланты родителям и прихожанам.

Социальная работа, повседневная жизнь

При храме постоянно находится дежурный священник, которому можно лично или по телефону горячей линии задать интересующие вопросы, попросить совета и заказать требы.

Сотрудниками и добровольцам прихода регулярно обновляется свежая и актуальная информация на страницах храма в социальных сетях:

  • www_instagram_com/hram_vslov/;
  • http_//vk_com/hram_vslov;
  • https_//www_facebook_com/hramvslov/.

При храмовом складе проводится сбор вещей и продуктов для нуждающихся и многодетных семей. Кроме того добровольцы прихода и члены молодежного клуба в рамках церковного социального служения регулярно готовят обеды, а потом кормят на Курском вокзале всех нуждающихся.

По понедельникам и пятницам проводятся встречи членов группы анонимных алкоголиков, где оказывается поддержка людям в трудной жизненной ситуации и членам их семей.

Воскресная школа

При храме с 1989 года работает воскресная школа, которая сегодня принимает всех желающих взрослых и детей. Регулярные познавательные занятия проходят на неделе и по выходным дням, которые начинаются в 14-30 и в 17 ч. На занятиях проводятся чтения, изучение и толкование Писания, книг Нового и Ветхого завета.

Кроме этого проходят празднования религиозных событий и фестивали, организуются экскурсии и поездки по святыням Москвы и области, посещения выставок и музеев, проводятся концерты и ставятся спектакли.

Читайте также:  Акафист Избавительнице иконе Богородицы, текст акафиста

Воспитанники детской школы принимают активное участие в творческих встречах центрального благочиния других храмов. Они показывают литературно-музыкальные и театральные композиции, выступают на вокальных конкурсах и балах.

Престольные праздники

Храм Воскресения Словущего отмечает свой главный престольный праздник 26 сентября, когда проходят торжественные богослужения по особому чину с пасхальным крестным ходом и колокольным звоном.

Память пророка Елисея совершается 27 июня.

Торжественные богослужения проходят также в дни празднования памяти Святели и угодника божия Николая, которые отмечаются в православной церкви несколько раз в году: 19 декабря, 22 мая и 11 августа.

Расписание служб, режим работы

В храме Воскресения Словущего проходят регулярные церковные богослужения по следующему расписанию:

День неделиВид богослуженияВремя начала
С понедельника по пятницуЧасы, исповедь8-40 ч.
Литургия9 ч.
Вечерня и утреня18 ч.
СубботаЧасы, исповедь, литургия8-40 ч.
Всенощное бдение18 ч.
Воскресенье, праздничные дниЧасы, исповедь6-40 и 9-40 ч.
Ранняя литургия7 ч.
Поздняя литургия10 ч.
Вечерня, по окончании молебен с чтением акафиста Богородице перед иконой Взыскания погибших и водосвятие18 ч.

Каждый вторник в 18 ч. читается акафист Святому епископу Спиридону Тримифутскому. По четвергам проходит служба с водосвятием Святому угоднику божьему Николаю, которая начинается сразу после вечерни.

Каждую пятницу служится молебен с акафистом Господу Иисусу сладчайшему. Накануне всех церковных праздников вечером совершается Всенощное Бдение.

Интересные факты про храм, что в окрестностях

В начале прошлого века именно перед этой иконой Взыскания погибших, но в другой церкви, было проведено венчание Сергея Эфрона с поэтом Мариной Цветаевой.

Храм в таком знаменательном квартале рядом с театрами и Консерваторией всегда посещали представители творческой интеллигенции:

  • певец Иван Козловский;
  • актер Иннокентий Смоктуновский;
  • известные оперные певцы братья Пироговы;
  • театральный режиссер Константин Станиславский;
  • артист Сергей Мигай;
  • певица оперы Антонина Нежданова;
  • солистка Мария Максакова.

В храме в свое время было совершено отпевание таких известных деятелей культуры: режиссера Сергея Бондарчука, актеров Олега Борисова и Евгения Евстигнеева, телеведущего Влада Листьева.

Информация для паломников

Храм Воскресения Словущего открыт для посещения всем желающим с 7 до 20 ч. в будние дни недели, а по воскресеньям и праздничным дням с 6-30 ч. Имеется собственный сайт в интернете http_//vslov_ru/, где всегда можно узнать актуальное расписание богослужений.

Также можно связаться с сотрудниками храма по электронной почте: vslovushego@yandex_ru или по телефонам:

  • дежурного священника +7-915-218-71-99;
  • старосты +7-903-532-22-87;
  • +7-495-629-66-16.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Расположен этот старинный храм в самом центре исторической части столицы между улицами Большая Никитская и Тверская в Брюсовом переулке, строение №15/2.

Доехать на общественном транспорте метрополитена можно до станций: Пушкинской, Тверской или Охотного ряда, а дальше необходимо выйти в сторону улицы Тверская и совсем немного пройти пешком. Ориентиром служит здание Министерства наук.

Прямо напротив входа в церковь установлен памятник Мстиславу Ростроповичу, виолончелисту, пианисту и дирижеру с мировым именем. Авторами бронзового памятника в одноименном сквере Брюсова переулка, недалеко от места проживания народного артиста с женой Галиной Вишневской, стали скульптор А. Рукавишников и архитектор И. Воскресенский.

Рядом с храмом в Леонтьевском переулке 4 находится дом музей Станиславского, а в Брюсовом переулке 12 расположен филиал музея-квартиры Мейерхольда. Также недалеко, на Тверской улице 13, заседает правительство Москвы.

На большой Никитской улице дом 2 можно посетить научно-исследовательский зоологический музей МГУ имени Ломоносова, а на Моховой 11 расположен Государственный геологический музей имени Вернадского. В непосредственной близости от здания церкви также находится Консерватория имени Чайковского и театр Маяковского, Дом художника и Дом композиторов.

В незаметном храме Воскресения Словущего царит тишина, умиротворение и спокойствие, которые особенно поражают всех входящий сюда и попадающих в совершенно другой мир Старой Москвы из суеты шумной современной столичной жизни.

Видео о храме

Видео-обзор храма Воскресения Словущего:

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке: описание, история и расписание богослужений

В Брюсовом переулке – одном из уютных уголков Старой Москвы – находится церковь, носящая удивительное название, смысл которого понятен далеко не всем – Воскресение Словущего. Тем не менее объясняется оно весьма просто: именно так на церковно-славянском языке звучит выражение «Славящаяся Воскресной». Посвящена она великому событию в истории христианства – освящению равноапостольными Анной и Константином Иерусалимского храма Воскресения Христова, состоявшемуся в 325 году на месте крестных мук Спасителя. Обратимся мысленно к ее истории.

Деревянная предшественница нынешнего храма

Первое упоминание об этом храме относится к середине XVI века. В то время он представлял собой небольшую деревянную церковку, освященную в честь праздника Обновления храма Воскресения Христова, и построенную на Успенском Вражке – так назывался овраг, вблизи которого еще с незапамятных времен стоял храм Успения Пресвятой Богородицы. Ее изображение можно увидеть на Петровом плане Москвы, датированном 1596-1598 гг.

Деревянная церковь – предшественница нынешнего храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, – простояла до 1629 года, после чего закончила свою жизнь в огне большого московского пожара – традиционного бедствия тех давних времен. Вместе с ней сгорели и все остальные находившиеся в этом районе постройки, включая дома горожан.

Возведение каменной церкви

Тогда же боголюбивые москвичи приступили к возведению нового, на этот раз каменного храма, работа над которым была завершена через пять лет. Судя по сохранившимся историческим документам, своим обликом он мало отличался от существующего ныне, и известного большинству москвичей, храма Воскресения Словущего в Брюсове переулке.

Некоторые изменения в облик храма были внесены лишь в первой половине 19 века когда к нему построили двухъярусную колокольню, чем приблизили его облик к канонам модного в то время архитектурного направления, получившего название «русский классицизм».

Церковь, прославляющая великий праздник

По поводу названия церкви, построенной в Брюсовом переулке, о котором уже шла речь выше, добавим одну подробность. Дело в том, что в связи с важностью освящения в 325 году храма, возведенного в Иерусалиме на месте Воскресения Христова, только он получил право именоваться этим событием. Остальные же все (в том числе и наш московский), именуются лишь «Словущими», то есть «прославляющими». Кроме того, важно отметить, что все они посвящены не самому этому важнейшему событию, а лишь празднику, отмечаемому в его честь.

В годы богоборческого режима

Московским старожилам известно, что в течение всех десятилетий тотального атеизма, ставшего за годы советской власти важным аспектом государственной политики, и связанной с ним антирелигиозной борьбы церковь Воскресения Словущего входила в число тех немногих храмов, что не прекращали свою деятельность. Не менялось в Брюсовом переулке и расписание богослужений, поскольку весь их годовой и суточный цикл совершался в соответствии с церковными канонами.

У многих вызывает удивление, что в столице коммунистического государства, буквально в двух шагах от Кремля, где заседало его правительство, все эти годы действовала церковь, которая, в соответствии с пропагандистскими клише того времени, являлась не чем иным, как «очагом мракобесия». Невольно возникает вопрос: что сберегло от разрушения храм в Брюсовом переулке, когда многие московские святыни были варварски взорваны или переоборудованы для хозяйственных нужд?

Чье заступничество спасло храм?

Этому из ряда вон выходящему для тех лет факту едва ли найдется какое-то однозначное объяснение. Чаще всего его связывают с тем, что в Брюсовом переулке традиционно селились многие выдающиеся деятели советской науки, культуры и искусства, большинство которых лояльно относились к религии. Именно их заступничество и помогло сберечь от разрушения этот выдающийся памятник русского храмового зодчества.

Есть основания полагать, что особая заслуга в этом благородном деле принадлежит выдающемуся отечественному режиссеру и актеру – К. С. Станиславскому, который также проживал долгие годы недалеко от храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке (портрет приведен выше). Его авторитет в правительственных кругах был столь велик, что нередко влиял на решение самых важных вопросов. Но таково мнение историков города, основная же масса верующих видит в сохранении храма заступничество Небесных Сил.

Умолкшие, и вновь ожившие колокола

Тем не менее антирелигиозные кампании советских времен не обошли стороной и храм в Брюсовом переулке. Расписание его богослужений все эти годы продолжало извещать прихожан о том, что они проводятся в полном объеме (и это, безусловно, отрадный факт), однако призывавший на них благовест умолк на долгие годы. По распоряжению городских властей уникальные колокола, помнившие еще Ивана Грозного, были сняты и отправлены в переплавку. С тех пор церковная колокольня, утратив свое основное предназначение, стала чисто декоративным элементом.

Праздничный перезвон вновь огласил Брюсов переулок лишь в феврале 2008 года, когда на его колокольню был торжественно поднят главный колокол, незадолго до этого освященный, и нареченный «Архангелом Михаилом». С тех пор его голос можно услышать во дни всех канонических православных праздников.

Святыни храма

Как и большинство российских храмов, церковь Воскресения Словущего имеет свои уникальные святыни, слава которых разошлась по всему православному миру. Прежде всего, это чудотворный образ святителя Спиридона Тримифунтского, во дни своей земной жизни (270-348) прославившегося благотворительной деятельностью.

После причисления к лику святых, состоявшегося через два века после его блаженной кончины, он традиционно считается покровителем всех бедных и обездоленных. Существует поверье, что адресованные к нему молитвы помогают снискать заступничество Божьей Матери и обрести душевные силы во всех жизненных испытаниях.

Еще одной храмовой святыней является богородичная икона «Взыскание погибших», написанная в XVIII веке и получившая известность многими явленными через нее чудесами. В старинных церковных книгах имеется немало записей, свидетельствующих об исцелениях больных, совершившихся по вознесенным перед ней молитвам. Благодаря этим чудесам храм в Брюсовом переулке на протяжении многих веков являлся местом массового паломничества не только москвичей, но и богомольцев, приезжавших из самых отдаленных районов страны.

Архитектурные особенности храма

Здание церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке, в основе конструкции которой лежит безстолпный одноглавый четверик, представляет собой постройку, весьма типичную для храмовой архитектуры XVII века. Характерной особенностью ее стен являются закомары – венчающие их полукруглые декоративные завершения. Общий стиль эпохи дополняют вертикальные выступы стен − угловые пилястры, украшенные полуколоннами.

О том, что возводил здание опытный и незаурядный мастер (имя которого осталось неизвестным), свидетельствуют многие детали архитектурного убранства. Невольно привлекают к себе взгляд скромные, но при этом, весьма искусно выполненные наличники окон, идущий по профилю здания карниз, барабанчик главы и многие другие элементы оформления храма в Брюсовом переулке.

Расписание богослужений

В завершении статьи коснемся еще одного важного вопроса. Как уже говорилось, церковь Воскресения Словущего привлекает к себе множество паломников, приезжающих порой из дальних уголков России, и желающих посетить этот старинный храм в Брюсовом переулке. Расписание богослужений, приведенное ниже, поможет им сориентироваться в его насыщенной религиозной жизни.

Так, по будним дням часы и исповедь начинаются с 8:40, а литургия в 9:00. Вечерние же богослужения проводятся в 18:00. Что же касается воскресных и праздничных дней, то их график является более плотным и насыщенным. Двери храма открываются в 6:30 для всех, кто желает отстоять часы и исповедаться, а в 7:00 совершается ранняя литургия, вслед за ней, в 10:00 – поздняя. В 18:00 начинаются вечерние богослужения, включающие в себя, кроме вечерни, чтение акафистов, предусмотренных в этот день церковным календарем.

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке

Древние церкви привлекают внимание не столько своей архитектурой, как особой духовной атмосферой присутствия Божия в святом месте.

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке — древняя православная церковь Московской епархии, известная более, как Воскресенская или Воскресения Словущего на Успенском вражке.

История постройки

Брюсов переулок был построен на месте оврага между улицами Тверская и Никитинская в 16 столетии, около которого стояла Успенская церковь. Давно нет овражка и храма Успения Богородицы, но осталось название Успенского вражка, древнего место Белого города.

Уникальна предыстория появления в Брюсовом переулке церкви Воскресения Словущего. Святыней церкви является храм Воскресения Господня в Иерусалиме, возрожденный святыми императором Константином и его матерью Еленой в 355 году на месте распятия Христа, на горе Голгофа.

Более трех столетий на месте страданий и распятия Иисуса велось языческое поклонение в капище Венеры, пока после обретения Животворящего Креста здесь не был воздвигнут православный храм.

Память об этом уникальном событии отмечается Православной Церковью 26 сентября, во многих церквях, в том числе в храме Воскресения Словущего в Москве отмечается престольный праздник. 1548 год хранит первое упоминание о деревянной церкви Обновления храма Воскресения Христова.

Возведение каменной церкви

Пожар 1629 года уничтожил все постройки на Успенском вражке, в том числе и церковь.

Новый, каменный храм был воздвигнут в 1634 году, о чем свидетельствует прошение настоятеля Матфея к Патриарху Иосафату Первому об освящении.

Читайте также:  Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский, чудотворец

В 1634 году после упразднения рядом стоящей церкви, в храме Воскресения Словущего появился Елисеевский престол, переосвященный с Покровского.

Придел пророка Елисея построен в память о времени, когда царь Михаил Федорович встречал отца, патриарха Филарета, вернувшегося после нахождения в плену у поляков. До 1812 года придел существовал, как отдельный храм.

К 1634 году в Воскресенской церкви были три прихода:

  • Елисеевский;
  • Мученицы Параскевы;
  • Никольский.

Найдены записи 1638 года, в которых упоминается о монастыре на Успенском вражке, это говорит о том, что в Брюсовом переулке некогда стояли кельи монахов.

В начале 18 века московская святыня была под покровительством князя М. Гагарина, на чьи средства производили ремонты, заменили храмовую кровлю.

Чума 1771 года привела к смерти всех священников, а пожар 1773 года уничтожил новую кровлю. До начала 19 столетия христианская обитель была закрыта, затем постепенно была отстроена.

В 1897 году для колокольни был подарен огромный колокол, для установки которого пришлось перестроить верхние колокольные ярусы, что придало храму более современного вида.

Период разрушений

Во время массового закрытия христианских святынь в начале 20 века богослужения в храме Воскресения Словущего не прекращались ни на день, благодаря заступничеству и ходатайству известных в Москве и во всем мире людей, живущих в близлежащих районах, только в 30-х годах 20 столетия были сняты колокола и забраны все ценности.

Интересно! В числе прихожан церкви можно было встретить певцов, актеров, писателей и других выдающихся личностей, среди которых был Иван Козловский, Владимир Заманский, братья Пироговы, Константин Станиславский, Мария Максакова и многие другие.

На Пасху 1944 храмовая территория и близлежащие улочки заполнило более 2,5 тысячи прихожан.

Современное состояние

Богослужения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима более 40 лет окормляли православных верующих. В особой величественной, торжественной атмосфере святости через молитвы митрополита излилась в сердца прихожан особая Божья любовь, приобретая новых чад для Православной Церкви.

Современная церковь Воскресения Словущего в Брюсовском переулке представляет собой типичное для уличного храма строение, построенного в классическом стиле. Архитектурными особенностями древней московской святыни являются декоративные полукруглые закомары стен, оконные наличники, пилястры, наличие карниза и колончатого пояса.

С 1820 года сохранено помещение трапезной и колокольни, прилепившейся с западной стороны пятиглавого четверика. Лепнина и живописный орнамент главного свода появились в 1880 году, внутренняя роспись сделана и иконостасы сделана в конце 19 столетия.

Настоятель храма — протоиерей Николай Балашов. Для прихожан открыта воскресная школа, работают кружки, часто совершаются совместные паломнические поездки.

Святыни

Тысячи паломников приезжают в Москву, чтобы поклониться иконам храма Воскресения Словущего.

Чудотворный образ Богородицы «Взыскание погибших» увешан множеством украшений, привезенных благодарными прихожанами, получившими ответы на молитвы о проблемах:

  • зависимости от алкоголя, наркотиков и компьютерных игр;
  • потери веры и уверенности в жизни;
  • разладов в семье;
  • исцеления от неизлечимых болезней.

Всегда людно около икон Богородицы «Знаменская», «Боголюбская», «Утоли мои печали», «Иверская», «Смоленская», «Казанская» и других.

Редкая икона Николы Можайского помогает прихожанам с 16 века. Помогают укрепить веру и решить множество проблем и молитвы у святых образов мучеников святителей Дамиана и Космы, Георгия Победоносца, святителей Спиридона Тримифунтского, Саввы Сторожевского и других святынь.

Как добраться

Найти храм Воскресения Словущего можно по адресу: Москва, Брюсов переулок, д.15/2.

Быстрее всего добраться до святыни можно на метро, доехав до станций «Охотный ряд», «Тверская», «Пушкинская», откуда за несколько минут можно дойти пешком.

По вопросам крещения, венчания, отпевания и другим ежедневно принимает консультант с 12.00 до 18.00. Расписание богослужений, которые проводятся каждый день, следует уточнять на церковном сайте или по телефону.

МОСКОВСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ НА УСПЕНСКОМ ВРАЖКЕ

Многие посетители храма Воскресение Словущего на Успенском вражке отмечают, что это необычное место — тихое, спокойное, дарящее умиротворение. Впервые церковь тут появилась еще в середине XVI века, но деревянная постройка сгорела, после чего на ее месте построили каменную. Примечательно, что собор не прекращал работу даже в Советском Союзе — в основном благодаря заступничеству за него живших поблизости знаменитых актеров и певцов.

Где находится храм?

По масштабам Москвы храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке расположился в самом центре: в четырех кварталах от Красной площади, вокруг – сплошь посольства и министерства, в трех шагах – Дома композиторов и художников, да и до Консерватории рукой подать. В близлежащих кварталах испокон веков проживала московская интеллигенция.

  • Вот и адрес храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке звучит достаточно престижно: переулок Брюсов, д. 15/2.
  • С вопросами по поводу расписания богослужений, а также другими вопросами общего характера можно обращаться по номеру: +7 (495) 629-6616.

Расписание богослужений

Как правило, службы идут в храме по установленному порядку, хотя возможны изменения, вносимые великими и двунадесятыми праздниками.

Вечерня, Водосвятный молебен и акафист пред иконой «Взыскание погибших»

Важно! Накануне великих праздников совершается Всенощное Бдение.

Расписание богослужений храма Словущего в Брюсовом переулке

Как уже упоминалось выше святыня продолжает работать и сегодня. Несмотря на то, что она имеет совсем небольшие размеры она привлекает немало прихожан. Справедливости ради нужно отметить, что об этом храме знают многие православные верующие даже за пределами столицы.

Прежде всего это благодаря тому, что в церкви находится чудотворная икона Богоматери «Взыскание погибших». Также здесь можно поклониться и произнести молитвенные прошения перед святым образом Спиридона Тримифунтского. К этим образам обращаются в самых трудных минутах в жизни.

Лучшая статья для Вас, переходите: Молитва по соглашению Болгар, факты помощи

Как говорят очевидцы иконы творят настоящие чудеса, помогая людям даже в, казалось бы, безвыходных проблем. Сюда все больше приходит тех людей, которым просто не от кого ждать поддержки и понимания.

В храме Вознесения Словущего в Брюсовом переулке проходят ежедневно богослужения. А именно:

  • По будним дням с понедельника по пятницу Литургии читаются в 8:30 утра, а вечерние в 18:00.
  • По выходным и праздничным дням в 7:30 утра и 17:00 вечера.

Более детальное расписание можно узнать в самом храме.

Чтобы попасть в храм нужно добраться к центру города Москва. Для этого нужно ехать на метро до станции «Охотный ряд». А потом нужно пешком прогуляться до переулка Брюсова 15-2.

Господь всегда с Вами!

  • Uncategorized
  • храм

История, достопримечательности и реликвии храма

  • Храм на Успенском Вражке относится к древним московским церквям, пережившим за века своего существования и наполеоновское нашествие, и период иконоборчества, и другие многочисленные испытания. Примечательно, что храм ни на один день не прекратил своего служения: его двери были открыты для прихожан даже в 1930-е годы.

Из-за своего местоположения храм был всегда посещаем представителями творческих профессий. Здесь возносили свои молитвы актер Иннокентий Смоктуновский, режиссер Константин Станиславский, артист оперы Иван Козловский и другие. Во многом благодаря их вмешательству храм сохранил свою деятельность даже при советской власти.
Знаете ли вы, что означает название храма? Воскресение Словущее – праздник, отмечаемый в православном календаре 26 сентября в честь обновления храма Христова в Иерусалиме, свершившегося в 335 году. Термин «словущее» по отношению к Воскресению означает «так называемое» и призван отличать этот праздник от истинного Воскресения Христова, то есть Пасхи.

Здание храма – небольшое, характерное для посадской церкви XVII века. Декорирован храм очень скромно, совсем не вычурно и без претензии: ниши в стенах, полуколонны, строгий карниз – все это заставляет не столько любоваться архитектурными решениями, сколько вспомнить о главном предназначении этого сакрального места. В храме три придела: главный освящен в честь собственно Воскресения Словущего, южный назван именем пророка Елисея, а северный – Николая Чудотворца.

Главной святыней храма считается икона Божией Матери, носящая имя «Взыскание погибших». Прихожане идут к ней как к последнему прибежищу в бедах и невзгодах, а молодые москвичи традиционного молятся перед ней о счастье в браке. Кстати, перед этой чтимой иконой, правда в другом храме, в 1912 году приняли таинство венчания поэтесса Марина Цветаева и офицер Белой армии Сергей Эфрон. Также весьма почитаем образ святого Спиридона с мощами, прославившийся своими целительными свойствами. Среди других чтимых святынь – образ Николы Можайского (древнейшая икона храма, датируемая концом XVI столетия), образы святых Елисея, Илии-пророка и других святых угодников.

Фото храма Воскресения Словущего

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке.


Патриаршее богослужение в храме на Успенском Вражке.


Брюсов переулок, храм и памятник Мстиславу Ростроповичу.

Войти на сайт

В одном их чудесных уголков старой Москвы находится Брюсов переулок. Он проходит от Тверской улицы и до Большой Никитской, но, несмотря на такую небольшую протяженность, обладает невероятно богатой историей. Здесь еще сохранились доходные дома, музеи-квартиры творческой интеллигенции (артистов, композиторов, дирижеров, пианистов).

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

Прогуливаясь по переулку можно увидеть мемориальные доски на зданиях, где ранее проживали знаменитости. В настоящее время многие дома являются федеральными памятниками архитектуры и находятся под охраной государства.

На углу Брюсова и Елисеевского переулков установлен памятник Мстиславу Ростроповичу, а напротив него стоит Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

«Воскресения Словущего» означает, что храм Воскресный, а «на Успенском Вражке», потому что раньше на этом месте был овраг.

Стены снаружи украшены иконами и у каждой лежат живые цветы.

В Храме совершается множество православных обрядов.

От метро Тверская до Храма всего 10 минут пешком.

Храм Воскресения Словущего смог сберечь различные святыни из окрестных храмов, которые закрывались в советское время. А в настоящее время особо почитаемыми святынями является икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» и чтимый образ с мощами Святителя Спиридона.

Образ Божией Матери «Взыскание погибших» пользуется любовью у москвичей и гостей столицы, его часто называют «жемчужиной верующей Москвы». Это чудотворная икона, ей молятся при болезнях, пьянстве, просят счастья в браке и благополучия. Многим, по их молитвам, посылается помощь, об этом наглядно говорит количество благодарственных приношений от верующих, которыми обильно украшена икона (цепочки, кольца, крестики). Марина Цветаева и Сергей Эфрон вечались перед этой иконой.

Про Спиридона Тримифунтского и его башмачок, хранящийся в Москве, в Даниловом монастыре я писала здесь. В Храме Воскресения Словущего он изображен на богато украшенной иконе, в центре которой находится открывающийся ковчег, а там находится частица святых мощей Спиридона Тримифунтского.

Этого Святого верующие считают помощником в рабочих делах, покровителем жилищ, ему молятся в болезни, а также люди, отправляющиеся в путешествие. И, конечно, он всем помогает. Немало историй можно прочитать в интернете рассказывающих, как он помог чудесным образом.

Ежедневно в Храме проходят богослужения. Их расписания есть на официальном сайте Храма.

В 2020 году Храм Воскресения Словущего реставрировали, сегодня он может удивить многих своим великолепием.

Внутри Храм небольшой, но с высоченными сводами.

Внутри царит спокойствие и умиротворение. Чувствуется, что Храм намоленный за долгие годы.

Не удивляйтесь, если увидите в этом Храме известные медийные лица. Они тоже люди, им тоже хочется прийти в Храм, помолиться, поставить свечи за здравие и упокоение. А в соседнем с Храмом доме живет художник Никас Сафронов.

Это место удивительное, но стоит выйти из Храма и свернуть с тихого Брюсова переулка на шумную Тверскую, как снова попадаешь в московский водоворот событий…

Друзья, в столице, на Таганке, есть Покровский женский монастырь, куда не прекращается людской поток, желающих поклониться Матроне Московской. Об этом месте я писала подробнее здесь. После Храма на Успенском Вражке можете направиться туда.

Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке, г.Москва

В переулке Брюсова, который расположен между двумя улицами Никитской и Тверской, когда то, в XVI веке был очень глубокий и длинный овраг. Неподалеку от него стоял небольшой деревянный храм. Храм стоял уже очень давно и был назван в честь Успения Пресвятой Богородицы. Впоследствии эта местность получило название “Успенского вражка”, т.е. оврага. Это место стало одним из самых древних в “Белом городе” Москвы.
Храм был посвящен святому празднику Воскресения Словущего. В Иерусалиме в 335 году был восстановлен храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня), этому и был посвящен праздник. Храм Гроба Господня, как гласит история, был построен на месте реальных событий, которые произошли с Иисусом и его воскрешением, поэтому в других городах и странах запрещалось давать такое же название. Допускалось только давать название храмам в честь самого праздника.

Первое свидетельство об этом храме появилось только в 1548 году. В большом московском пожаре этот небольшой деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы сгорел 10 апреля в 1629 году. Через 6 лет (1634 г.) был заново отстроен на том же месте уже каменный храм, который существует и по сей день. Два века в храме не было никаких изменений и перестроек, но в 1816 – 1820 гг. были перестроены и оборудованы колокольня и трапезная.
Русский царь Михаил Федорович встретился со своим отцом Патриархом Филаретом, который вернулся из польского плена. В честь этого события в 1620 году был построен еще один деревянный храм, рядом с уже опоминавшимся, и назван был храмом пророка Елисея.
Храм Елисея был заново перестроен в каменный в 1636 году, и в таком состоянии он простоял до XIX века. Есть несколько версий о том, как проходило освящение храма. Одни источники говорят о том, что его престол был перенесен в Воскресенский храм, ведь Москва тогда только восстанавливалась после войны с Наполеоном в 1812 году. Другие говорят о перенесении престола в соседний храм Воскресения Словущего.
Вскоре храм решили сделать более современным. Для этого были сделаны килевидные обрамления для окон, все было выдержано в русском стиле. Приглашенный в 1897 году архитектор А.Ф. Мейснер, по проекту заменил верхние ярусы колокольни на новые. Они были псевдоклассических форм, и это придало храму совсем другой, новый вид.

Читайте также:  Какие налоги платит церковь в России

На улице Неждановой в 1930 году проживало очень много артистов и известных людей. И только по их многочисленным просьбам и прошениям власти не закрыли храм, но колокола сняли.Несколько лет в храме были реставрационные работы(1963-1964гг., 1979г., 1982 – 1986гг.).

Главной реликвией и святыней в храме является чудотворная икона Божией Матери “Взыскание погибших”.Слава иконы разнесена на многие километры, каждый день люди приезжают к этой святыне, в надежде получить помощь. Чудотворная икона помогает пьющим, больным и запутавшимся людям. Многие приезжают с просьбами о счастливом браке, хорошей

работе, исцелении детей и родственников. Царица Небесная помогает всем искренне просившим о помощи. Об этом рассказывают люди, которые несут ей дары в знак благодарности. Серебряная риза иконы полностью увешена крестиками, кольцами, цепочками и медальонами. С утра до вечера ее посещают верующие, которые уже получили помощь и которые в ней нуждаются.

Есть еще несколько немаловажных и редких святынь в этом храме. Образ княгини Анны Кашинской, которая хранит частичку ее мощей. Так же почитают в храме образы Божией Матери “Утоли моя печали”, Знаменской, Боголюбский, Коневский, Страстной, Иверский, Смоленский и Казанский акафистный. Еще существуют образы чудотворцев святых Дамиана и Космы, мученика Трифона и

великомученика Никиты, великомученика Георгия Победоносца и преподобного Саввы Сторожевского. Икона святителя Спиридона Тримифунтского чудотворца с частицей его мощей, является редкой московской святыней. Самой древней иконой храма с конца XVI века – образ Николы Можайского.
Храм, существующий с XVII века, был открыт и проводил службы во все времена. Этот небольшой пункт очень примечательный для нашего времени.

Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке в Брюсовом переулке

Многие посетители храма Воскресение Словущего на Успенском вражке отмечают, что это необычное место — тихое, спокойное, дарящее умиротворение. Впервые церковь тут появилась еще в середине XVI века, но деревянная постройка сгорела, после чего на ее месте построили каменную. Примечательно, что собор не прекращал работу даже в Советском Союзе — в основном благодаря заступничеству за него живших поблизости знаменитых актеров и певцов.

История храма

Первое упоминание о храме на Успенском вражке относится к 1548 году, на Петровом плане Москвы здание было обозначено в 1596—1598 годах. В то время на этом месте стояла деревянная церковь, построенная в честь одноименного праздника.

В 1629 году из-за крупного пожара деревянная постройка полностью сгорела. Местные жители тут же начали возведение каменного собора. Из-за неправильного прочтения летописи долгое время 10 апреля 1629 года считался датой начала строительства. На самом в книге указана дата пожара, после которого в короткие сроки (вероятнее всего, летом этого же года) началось строительство. Окончено оно было 1634 году: 4 июля священник в письме попросил о благословлении 2-х престолов.

В начале XIX века были перестроены колокольня и трапезная, во второй половине столетия были расширены оконные проемы, которые получили обрамление в русском стиле. В конце века были заменены верхние ярусы колокольни: новые были выполнены в псевдоклассическом стиле по проекту Мейснера. Причиной перестройки стало дарение слишком большого колокола. В этом виде храм сохранился по наш день.

Примечательно, но в Советском Союзе собор не снесли и даже не закрыли — только лишили колоколов. Это стало возможно благодаря заступничеству известных артистов, проживавших на улице Неждановой. Они же и были его прихожанами: отмечают, что на службы приходили певцы братья Пироговы и Козловский, актеры Смоктуновский, Заманский и Станиславский, артисты оперы Мигая и Неждонова, солистка Большого театра Максакова и многие другие. В храм передавали иконы и святыни из закрывающихся церквей для сохранности.

Были даже проведены реставрационные работы — в 1963—1964, 1979 и 1982−1986 годах. Последняя реставрация закончилась только в 2019 году: были восстановлены 40 росписей на сводах и стенах, 2 медальона над окнами. Сегодня храм является памятником архитектуры и охраняется на государственном уровне.

Храм выполнен в типичной для небольшого посадского храма XVII века манере. Его здание представляло собой бесстолпный одноглавый четверик. Декоративных элементов было немного: скромные оконные наличники, угловые пилястры, узорчатый «пояс».

От первого варианта уцелело немного: 3-частная апсида и двусветный четверик. Трапезная и колокольня была построены только в начале XIX столетия, при последующих реставрационных работах была раскрыта южная стена, добавлены элементы. Современная роспись стен и лепнины, скорее всего, относятся к концу XIX.

Снаружи стены также украшены образами святых. Ко многим регулярно приносятся цветы и свечи.

Приделы и святыни

Всего в храме 3 предела: Воскресения Словущего (главный), Николая Чудотворца (северный), пророка Енисея (южный). Последний был перенесен сюда из закрывшейся неподалеку церкви несколько веков назад.

К святыням храма относятся:

  1. Икона Богородицы «Взыскание погибших». Перенесена в 1937 году из храма Рождества Христова на Палашах. Считается, что ее написали примерно в XVIII веке, но до начала XIX она принадлежала московской семье. По легенде, один из членов семьи отдал икону в дар, когда его молитвы о благополучии дочерей были услышаны и исполнены. Икона расположена в киоте слева от иконостаса и является одной из нескольких самых известных в Москве. Перед ней молятся о выздоровлении и исцелении от пороков (особенно от пьянства), о счастливом замужестве и благополучии в семье.
  2. Икона Святителя Спиридона Тримифунтского с частицей его мощей. Это редкая московская святыня размещена в главном приделе справа. Святой Спиридон считался покровителем бедных и обездоленных, торговцев, честно ведущих дела, больных. Считается, что к нему могут обратиться за незамедлительной помощью люди, оставшиеся безо всяких средств и те, кто может потерять жилье.
  3. Икона Николы Можайского с частицей его мощей. Это самый старый образ: он был написан в конце XVI века. Расположена в левом приделе.
  4. Иконы пророка Елисея и святого Ильи-пророка (XVII—XVIII века, расположены в правом приделе), икона святого мученика Иустина Философа (XVII век, обновлена в XIX, находится в иконостасе левого придела).

Также в соборе есть иконы Богоматери («Казанской», «Смоленской», «Боголюбской», «Иверской», «Утоли мои печали» и другие), чудотворцев Космы и Дамиана, великомучеников Никиты и Георгия Победоносца, мученика Трифона, преподобного Саввы Сторожевского. Многие образы представлены с мощами святых.

Часть икон являются чудотворными. Узнать о совершенных ими чудесах можно на сайте храма.

Название церкви и места

Название храма переводится как «Воскресенская церковь». Оно связано с храмом Воскресения Христова в Иерусалиме (храмом Гроба Господня). На Голгофе, месте распятия Христа, священном для христиан, был построен храм языческой богини Венеры. В 355 году император Константин и его мать Елена возвели на этом месте церковь Воскресения (Вознесения) — «обновили» святое место, возродили его. 26 сентября отмечают праздник в честь этого события. Поэтому полное название звучит как «храм в честь Обновления храма Воскресения Христова».

Успенский вражек же (Успеньев враг) — это небольшой (меньше километра) ручей, правый приток реки Неглинной, который протекал в Тверском районе и пересекал Брюсов переулок. Сегодня река заключена в подземный коллектор. Само слово «вражек» означает «овраг» — по нему и протекал ручей. Например, Сивцевый вражек — овраг, в котором протекала река Сивка (Сивец). Успенский вражек был самым древним в «Белом городе» — огороженном при Дмитрии Донском месте.

Интересный факт: название ручья произошло от имени Успенского оврага, названного по имени местной Успенской церкви на Газетном переулке.

Интересные факты

За время своего существования Воскресенский храм в Брюсовом переулке «обзавелся» несколькими интересными фактами. Они помогут взглянуть на московский собор с новой стороны.

Необычны следующие детали:

  1. Возле Воскресенской церкви с 1620 года располагалась небольшая деревянная церковь пророка Елисея. Она была построена на память о встрече русского царя Михаила Федоровича Романова с отцом, патриархом Филаретом. Через 16 лет ее перестроили в каменную, в середине XIX века упразднили. Покровский предел был перенесен в Собор Воскресения Словущего и переименован в Елисеевский.
  2. В «Переписной книге Москвы» за 1638 год встречается упоминание «монастыря» при храме Воскресения, в котором живут «старицы нищие». Речь идет не о полноценном монастыре: в XVII веке возле некоторых церквей строились несколько келий, в которых жили престарелые или нищие люди.
  3. С 1972 года в храме регулярно служил епископ РПЦ и митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. После его кончины 4 ноября 2003 года произошло успение: гроб с телом 2 дня стоял тут же, чтобы желающие могли попрощаться.
  4. 27 января 1912 года тут произошло венчание Цветаевой и Эфрона.
  5. В 1981 году произошел пожар, его причиной стала свеча, установленная перед иконой «Взыскание погибших». Киот сильно пострадал, но образ остался невредим. Впоследствии ему сделали новый оклад, где использовали украшения, подаренные прихожанами в благодарность — кольца, серьги, цепочки, крестики.
  6. 4 марта 1995 года в церкви прошло отпевание убитого Владислава Листьева.

Возле церкви всегда проживала творческая интеллигенция: рядом расположились Дома композиторов и художников, Консерватория. Многих ее представителей (и прихожан храма) позднее отпевали в храме.

Работа с людьми

Храм Воскресения Словущего в Москве славится не только чудотворными образами и необычной историей. Несмотря на скромные размеры здания, тут проводится активная общественная работа, основная задача которой — упереть на духовное развитие человека.

Сегодня в церкви функционируют:

  1. Воскресная школа для детей и взрослых. Проводятся фестивали и праздники, посвященные религиозным событиям, организуются поездки и встречи в Москве. Она открыта в субботу с 14:30 до 17:00.
  2. Приходские встречи. Желающие могут посетить концерты и показы фильмов, послушать лекции приглашенных гостей.
  3. Паломнические поездки. Организуются посещения московских храмов и музеев, а также посещения святынь в других городах.

Также при храме есть курсы по изучению церковнославянского языка, фотографии, организован хор и другие. Узнать подробности и записаться в группу можно лично при посещении храма.

Информация для посетителей

Храм является действующим и открыт для посетителей. В настоящее время настоятель — протоиерей Балашов Николай.

Некоторые общие сведения для посетителей:

  1. Адрес Воскресенского храма: Брюсов переулок, 15/2, стр. 3. Примечательно, что ранее переулок назывался Брюсовским.
  2. Ближайшее метро: станции «Охотный ряд», «Пушкинская», «Тверская».
  3. Как добраться: от любой станции выход в сторону Тверской улицы. Идти по Тверской до Брюсова переулка. Ориентир — здание Министерства наук.
  4. Телефон: (495) 629−6616; телефон дежурного священника: 8−915−218−7199. Также на сайте даны телефоны людей, занимающихся конкретными вопросами: подготовкой к Таинствам, вопросами ремонта и пожертвований, нуждающиеся в материальной помощи.
  5. Официальный сайт: vslov. ru.
  6. Время работы: 7:00—20:00 , в выходные и праздники храм открывается в 6:30.
  7. Расписание богослужений: 8:00 — утреня (также совершается исповедь), 18:00 — вечерня. В воскресенье расписание иное: 6:40 — часы и исповедь, 7:00 — ранняя литургия, 9:30 — исповедь, 9:40 — часы, 10:00 — поздняя литургия, 18:00 — вечерня. В праздники расписание меняется, узнать точное можно на сайте.

Также церковь Воскресения Словущего ведет страницы в социальных сетях: Инстаграме, ВКонтакте и Фэйсбуке.

Небольшой, но нарядный храм Воскресение Словущее в Москве в Брюсовом переулке нередко остается незамеченным публикой. Он расположен в центре Москвы, в нескольких минутах от Кремля, в уютном и тихом уголке, куда не проникает столичная суета. Но удачное месторасположение — не единственное его достоинство. Необычная история, привлекательный внешний вид и несколько уникальных чудотворных икон привлекают большое количество посетителей.

Ссылка на основную публикацию