Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, расписание и как добраться

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках: храм в стиле шатрового зодчества

Московская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы единственная сохранившаяся в настоящее время шатровая каменная церковь в Москве. Считается, что при правлении патриарха Никона все шатровые постройки были отменены. Никон считал, что нужно строить крестово-купольные храмы. Это продолжалось довольно не долго, потому что уже в конце 17 века это указ был отменен.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках — это приходской храм Московского патриархата, который был освящен в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Храм Рождества Богородицы имеет статус Патриаршего подворья. Церковь Рождества Богородицы находится на Малой Дмитровке.

Храм в Путинках считается одной из красивейших и древнейших церквей в Москве

Данная церковь была построена в 1649 — 1652 годах. Храм в Путинках считается одной из красивейших и древнейших церквей, которая была освящен в честь этого праздника, и который по настоящее время сохранился в Москве.

Считалось, что в древности здесь располагалось урочище Путинки. От Тверских ворот до Белого города здесь расходились 2 пути на город Дмитров и на город Тверь.

Так выглядел храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы после его постройки. Фото: shop.web02.widgets.vigbo.com

Название Путинки произошло от слова паутина. Это объясняется тем, что рядом находятся маленькие улицы и переулки с разбросанными на них маленькими домиками, все они находятся в приходе этой церкви. В разные времена к названию храма прибавлялось «что за Тверские ворота на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках». Позднее у него появилось то название, что мы сейчас и видим.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках отличалась своими тремя шатрами

Первоначально храм в Путинках отличался своими тремя шатрами, и был деревянным. После постройки его сразу освятили в честь праздника Рождества Божией Матери.

В 1648 году храм сгорел, и прихожане стали просить царя выделить небольшую сумму на постройку новой каменной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Тогда ее предел впервые был освящен в честь иконы Божией Матери, которая называется неопалимая купина. Она оберегала от пожаров, и поэтому была очень значима для многих москвичей.

Церковь Рождества Богородицы — единственная постройка шатрового зодчества тех лет

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Москве — это единственная церковь шатрового зодчества тех лет. После указа патриарха Никона произошел запрет на постройку шатровых храмов. Именно после этого стали строить крестово-купольные храмы. Этот указ отменили уже во 2 половине XVII века после того, как патриарх Никон был изгнан из патриаршества.

Патриарх Никон издал указ о запрете на постройку шатровых храмов. Фото: i.pinimg.com

В конце 17 века храму пристроили широкую трапезную с приделом в честь великомученика Феодора Тирона, которая включала более старую часть церкви. Также была сторожка с ходом на колокольню. В данном месте решили немного усилить наружную роспись, а также была сделана разноцветная черепица.

В 1897 в храме провели реставрационные работы

В 1897 году провели небольшую реставрацию церкви. Реставрацию совершил архитектор Султанов. В 1864 году было построено новое западное крыло. Это крыло в ходе реставрации было разобрано в 1957 году. После его решили заменить новым стилизованным под 17 век.

Реставрацию проводил архитектор Свешников. Все эти работы велись на постоянном контроле у Академии архитектуры. Считалось, что тогда реставрация имела один из высочайших оценок Академии архитектуры.

Архитектор Султанов занимался ремонтно-восстановительными работами в храме Рождества Богородицы в 1897 году. Фото: pbs.twimg.com

В 1930 годах храм в Путинках был закрыт

В 1930 годах в храме прибывала братья Высоко-Петровского монастыря. 2 июня 1935 года в храме была проведена хиротония его настоятеля, архимандрита Алексия. Но, к сожалению, в том же году храм был закрыт.

После его закрытия в нем были устроены конторские помещения, а также репетиционная база Московской дирекции «цирк на сцене». До 1990 года в этом здании дрессировали собак и обезьян.

В 1990 году храм передали Русской Православной церкви

В 1990 году храм передали русской православной церкви, и после этого началось его восстановление. Настоятелем храма был выбран игумен Серафим. В ночь с 1 на 2 февраля 1991 года священник был убит при невыясненных обстоятельствах.

Считается, что большой вклад в развития и восстановление храма внес Александр Абдулов. Александр Абдулов — это советский и российский актер театра и кино, а также кинорежиссер.

В это время во дворе театра имени Ленинского комсомола проводились фестивали, средства от которого шли на восстановление храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Богослужения в храме возобновились уже с августа 1991 года.

В 2008 году в храме произошло отпевание этого замечательного человека, который внес большой вклад в фонд восстановления этого храма.

Александр Абдулов помогал восстанавливать храм на средства, вырученные на фестивалях. Фото: culture.ru

В настоящее время храм Рождества Божией Матери считается действующим

В настоящее время храм Рождества Божией Матери считается действующим. В настоящее время настоятелем храма считается Федор Николаевич Батарчуков.

Так выглядит настоятель храма в Путинках — Федор Николаевич Батарчуков.

Настоятель — протоиерей Батарчуков Федор Николаевич. Родился 23 августа 1956 года. Он получил образование Московской духовной академии, также считается кандидатом богословия.

25 октября 1987 года отец Федор Николаевич был рукоположен в сан диакона, а в 1988 году его рукоположили в сан пресвитера.

Прослужил он недолго до того момента, как 23 марта 1991 года его назначили настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы, который находится в Путинках. Протоиерей Федор Николаевич беседует со многими прихожанами, приглашая их на исповедь, чтобы исповедовать свои грехи.

Также он преподает и в воскресной школе. Проводит беседы с детьми, рассказывает им о Боге, о церкви Христовой. Отец Федор помогает и оказывает поддержку неблагополучным семьям, сиротам и заключенным.

Все кто лично хочет пообщаться с батюшкой, чтобы получить от него духовный совет и наставление, могут прийти по адресу, который указан ниже, в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках города Москвы.

Внешнее и внутреннее убранство храма соответствуют его первоначальному оформлению

Разберем немного убранство храма. Внешнее и внутреннее убранство храма соответствуют его первоначальному оформлению 17 века. На фото можно увидеть детали внутреннего убранства храма.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках — это уникальный архитектурный памятник 17 века, который выполнен в стиле русского зодчества. Отличительной чертой этого стиля считается использование множества декоративных деталей. На фото ниже можно в этом хорошо убедиться.

Внутреннее убранство храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках. Фото: rest.su

Центральной частью храма считается вытянутый с юга на север четверик, который увенчан 3 шатрами, выполняющими декоративную функцию. Таким же шатром украшен северный предел, который освящен в честь иконы Неопалимая Купина.

Здесь также можно увидеть узорчатую колокольню и западное крыльцо. Стены храма украшены декоративными деталями. Конечно же, убранство поздних построек, которые относятся к зданию храма, значительно отличается от его основной части.

Новые постройки храма были выполнены в стиле раннего московского барокко

К сожалению, внутреннее оформление храма не сохранилось с советского времени. Единственным элементом считается роспись центральной колонны, на которой изображены православные святые.

Иконостас в храме Рождества Божией Матери в Путинках. Фото: temples.ru

Стены храма Рождества Богородицы украшены новыми и отреставрированными иконами и росписями.

В настоящее время в храме находится 2 великих святыни

В настоящее время в храме находится 2 великих святыни — эта икона Божьей Матери Всецарица, к которой люди обращаются при онкологических заболеваниях, а также икона Неопалимая Купина Божьей Матери, которая защищает от пожаров.

Икона Неопалимая Купина, которая находится в храме в Путинках в Москве. Фото: press-release.ru

В храме Рождества Божией Матери проходят регулярные богослужения

Также в храме проходят регулярные богослужения. Они совершаются по субботам и воскресным, праздничным дням. Божественная литургия начинается в 9:00 утра, а всенощное бдение накануне совершается в 17:00.

Также стоит сказать о том, что в храме постоянно проводятся православные обряды, такие как крещение, венчание. Ведут прием и православные врачи. Стоит сказать о том, что служители церкви оказывают поддержку неблагополучным семьям, сиротам и заключенным.

Престольный праздник в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Фото: xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai

Если вы захотите попросить провести для вас экскурсию, то лучше это сделать в рабочие дни, так как в будние дни церковь посещает очень мало людей. Это позволит вам насладиться убранством храма, а также почувствовать его силу и одухотворенность.

Расписание богослужений можно узнать в самом храме за свечным ящиком

В настоящее время у храма Рождества Пресвятой Богородицы нет официального сайта, поэтому расписание богослужений можно узнать в самом храме, за свечным ящиком. Добраться до храма можно наземным транспортом и на метро.

Церковь в честь Рождества Богоматери в Путинках — это уникальный памятник архитектуры. Фото: xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai

Так как храм Рождества Пресвятой Богородицы — это памятник архитектуры, он будет интересен не только верующим людям, но и любителям русской истории. Все желающие могут посетить храм по адресу: город Москва, улица Малая Дмитровка, дом 4, строение 2.

Христианские символы – что означают и для чего нужны

Для чего нужны христианские символы

Символ – это распространённое вариативное изображение, которое обозначает некий многозначный образ, понятие, идею или явление. Знак – это общепринятое изображение для обозначения какого-либо конкретного смысла. В христианстве существует большое количество различных символов. Первые верующие использовали христианские символы во времена гонений, когда были запрещены изображения Иисуса Христа. Например, подобные символы были найдены в римских катакомбах. В древности они служили убежищем для преследуемых христиан.

Христианские символы служат для внешнего, видимого выражения веры. Беспредельного, непостижимого Бога и Его свойства невозможно в полной мере выразить словами или изображением. Поэтому христиане прибегают к различным образам и символам. В древности это было особенно уместно для знакомства простых, неподготовленных людей с основами христианского вероучения. Многие символы Православия изображаются на иконах. Например, Святой Дух представлен в виде голубя на иконах Крещения Господня.

Христианские символы — смысловое значение

Крест

Крест – это главный символ христианства. Иисус Христос был распят на кресте, который в те времена был распространённым орудием казни. Он напоминает нам о великой жертве Господа ради искупления наших грехов. О Его безграничной любви и милосердии к падшему человеку. Крест – это священное знамя победы Спасителя над смертью и грехом. Это символ торжества любви и вечной жизни. Многие ранние христиане тоже были распяты за свою веру.

“На Кресте принесена жертва, а где жертва, там отпущение грехов, там примирение с Господом, там праздник и радость” (Святитель Иоанн Златоуст — Полное собрание творений. Том 2).

На символе креста основан наиболее известный христианский молитвенный жест – крестное знамение. Оно выражает исповедование веры в Святую Троицу, любовь к Богу и упование на Него. Также каждому христианину при Крещении даётся личный нательный крест. Поклоняясь кресту, мы почитаем самого Господа. Это символ имеет благодатную силу и является действенным оружием против злых духов.

Образ креста поначалу не использовался христианами, его заменяли другие священные изображения. Однако со временем этот символ получил широкое распространение. Во многом благодаря чудесному обретению святой царицей Еленой Животворящего креста. То есть того самого креста, на котором был распят Спаситель. Обретение произошло в Иерусалиме в 4 веке.

Ихтис

До массового почитания креста ихтис был одним из наиболее распространённых символов христианства. Он представляет собой монограмму имени Иисуса Христа. Ихтис также указывает на Его Божественное происхождение и миссию: “Иисус Христос Божий Сын Спаситель”. Таким образом, в символе заключены основы христианского вероучения.

Аллегорически ихтис часто изображается в виде рыбы. Такая христианская символика берёт свои корни в повествовании Нового Завета. Известно, что многие апостолы были рыбаками. Христос же называет их «ловцами человеков» (Мф. 4:19). То есть рыбаками в духовном смысле, которые будут улавливать людей в сети Царствия Небесного (Мф. 13:47). Символ рыбы также отсылает к новозаветной истории о насыщении народа в пустыне хлебом и рыбой (Мк. 6:34-44).

Раннехристианский богослов Тертуллиан в начале третьего века писал:

“Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде” (“Богословие иконы Православной Церкви”).

Альфа и Омега

Символ является сочетанием первой и последней букв классического греческого алфавита. Бог именуется Альфой и Омегой в последней книге Библии – «Откровении Иоанна Богослова» (Откр. 22:12-13). Это имя символизирует бесконечность Всевышнего и указывает, что Он является началом и концом всего существующего.

Святитель Григорий Богослов писал:

“Тобою единым все пребывает, к Тебе все стремится, Ты и конец всего” (“Творения”).

Эквивалентами первых букв греческого алфавита являются слова «первый» и «последний», которыми Бог описывается ещё в Ветхом Завете (Ис. 44:6). Пророк Исаия таким образом указывал на абсолютность и всемогущество Всевышнего.

Символ «Альфа и Омега» используется в иконографии Иисуса Христа. Эти буквы обычно помещаются рядом с нимбом Спасителя или непосредственно внутри него.

Культурно-эстетическая и образная символика

Хризма

Этот символ также называется «хрисмон». Он представляет собой скрещённые между собой первые две буквы греческого написания имени Христос. Уже с первых веков христианства символ использовался в мозаиках, оформлении монет и рельефов гробниц. В 4 веке по приказу христианского императора Константина Великого хризму стали изображать на римских военных знамёнах. Поводом к этому послужило чудесное знамение Креста в небе перед битвой у Мульвийского моста.

Сражение у Мульвийского моста (территория современной Италии) состоялось в 312 году. Оно было решающим в борьбе между правителями Константином и Максенцием за власть над Римской империей. Согласно преданию, накануне битвы Константин увидел в небе христианский крест и надпись «Этим побеждай». Языческий правитель принял Христа и приказал изобразить крест на своих знамёнах.

“Крест — знак избрания Божия, печать Христова. Этою печатию запечатлевает Христос Своих! Этот знак изображают на возлюбленных Божиих Ангелы Бога Вседержителя” (Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова).

Константин одержал решительную победу над противником. Падение власти Максенция положило конец языческой идеологии Рима. При Константине империя стала христианской.

Пастырь Добрый

Это ещё один символ Христа. В Евангелии от Иоанна Спаситель называет Себя Добрым Пастырем (пастухом), который заботится о своих овцах (Ин. 10:11-16). Пастух – это аллегория Бога, Учителя и Спасителя. Овцы – это последователи Христа. “Христос любит Своих овец, ибо стяжал их Кровию Своею” (Святитель Тихон Задонский — собрание творений).

Читайте также:  Молитва от порчи

Образ Доброго Пастыря содержит притча, которую Христос рассказывает ученикам (Мф. 18:12-14). С её помощью Спаситель объясняет апостолам Свою спасительную миссию. Пастух больше всего беспокоится о заблудившейся овце и радуется, когда она нашлась. Так и Господь пришёл в наш мир именно для спасения заблудших грешников. Небеса больше радуются одному покаявшемуся грешнику, чем девяноста девяти праведникам, которые давно находятся со Христом. Сравнение Всевышнего с Пастырем присутствует также в Ветхом Завете (Иез. 34:12, Пс. 22:1).

Наиболее древние изображения Доброго Пастыря датируются 2 веком нашей эры. Христа-Пастыря изображают в виде юного пастуха со стадом овец или с найденной овцой на плечах. Она символизирует христианина, находящегося под защитой Бога. Такой образ Христа отсылает нас к будущему царём молодому пастуху Давиду из Ветхого Завета. Он неоднократно спасал своё стадо от хищников (1Цар. 17:34-36).

Виноградная лоза

В Евангелии от Иоанна Христос называет Себя виноградной лозой, а Своего Отца – Виноградарем (Ин. 15:1-5). Лоза – это Господь и Святая Церковь. Питающимися от лозы ветвями являются члены Церкви. Вместе лоза и её ветви приносят желанный плод – спасение и Вечную Жизнь.

Различные христианские символы издревле используются в оформлении храмов и церковной утвари. Орнамент с изображением виноградной лозы напоминает нам об Истине и призывает трудиться над своим спасением. То есть возделывать виноградник своей души и отсекать сухие ветви, чтобы он смог принести благодатные плоды.

“О сердце христианское, сердце строптивое, развращенное, ожесточенное и окаменелое! Есть ли в тебе Бог, носишь ли в себе Бога? Насаждается ли в тебе истинная виноградная лоза – Христос?” (Святитель Димитрий Ростовский. Творения. Том 2).

Иногда также изображаются птицы, клюющие плоды винограда и пьющие вино из чаши. Это символическое изображение Евхаристии – принятия Тела и Крови Христовых.

Голубь

В виде белоснежного голубя символически изображается одна из ипостасей Триединого Бога – Святой Дух. Именно такой видимый облик Он принял, когда сходил на Христа во время Крещения (Лк. 3:22). Голубь в Евангелии символизирует чистоту (Мф. 10:16) Этот образ при Крещении означает, что на Спасителя сошёл дух жертвенной кротости и святости.

Приведём слова святого Антония Великого:

“Искушения ни на кого так не восстают, как на тех, которые получили Духа Святого. И Господь наш, когда по Крещении сошел на Него Дух Святой в виде голубя, изведен был Духом в пустыню, и был искушаем диаволом, который испытал Его всеми своими искушениями, но ни в чем не успел против Него… Так и всех, приемлющих Духа, борющихся и побеждающих. Дух Святой Укрепляет и подает им силу побеждать всякое искушение” (“Добротолюбие”. Том 1).

Образ голубя присутствует в ветхозаветной истории о потопе и Ноевом ковчеге (Быт. 6-8). После долгого плавания по затопленной земле Ной решил проверить, появилась ли из воды суша. Он выпустил из ковчега голубя. Птица вернулась с оливковой веткой в клюве. Это значило, что в некоторых местах вода уже ушла. Голубь принёс радостное известие о духовном примирении Бога и человека. Теперь же оно происходит через Иисуса Христа. Как видим из новозаветного рассказа о Крещении Господнем, образ голубя был вновь задействован в примирении человека и Бога.

Знаки и символы веры в православии

Знаки и символы существуют на земле издавна. Ними изображают отношение к определенной культуре, религии, стране, роду или вещи. Символы христианской православной культуры подчеркивают принадлежность к Богу, Иисусу, Духу Святому, через веру в Святую Троицу.

Христианскими знаками православные выражают свою веру, но немногие даже крещенные, знают их значение.

История возникновения символов

После распятия и воскрешения Спасителя начались гонения на христиан, уверовавших в приход Мессии. Для того чтобы общаться между собой, верующие начали создавать тайнописные коды и знаки, помогающие избежать опасности.

Криптограмма или тайнопись возникла в катакомбах, где приходилось прятаться ранним христианам. Порой они использовали давно известные знаки из иудейской культуры, придавая им новый смысл.

Символизм ранней Церкви основывается на видении человеком Божественного мира через сокровенные глубины невидимого. Смысл возникновения христианских знаков состоит в подготовке ранних христиан к принятию Боговоплощения Иисуса, жившего по земным законам.

Знаки тайнописи в то время были более доходчивыми и приемлемыми между христиан, чем проповеди или чтение книг.

Важно! Основой всех знаков и кодов является Спаситель, Его Смерть и Вознесение, Евхаристия — Таинство, оставленное Миссией перед Его распятием. (Марка 14:22)

Крест

Крест символизирует распятие Христа, его изображение можно видеть на куполах храмов, в виде нательных крестиков, в христианских книгах и многих других вещах. В православии есть несколько видов крестов, но основным является восьмиконечный, на таком кресте был распят Спаситель.

Маленькая горизонтальная перекладина служила для надписи » Иисус Назарей, Царь Иудейский«. К большой поперечной перекладине прибиты руки Христа, к нижней — Его ноги. Верх креста направлен в небо, а царство Вечное, а под ногами Спасителя — ад.

О кресте в православии:

Рыба — ихтис

Иисус призвал в ученики рыбаков, которых впоследствии сделал ловцами людей для Царства Небесного.

Одним из первых знаков ранней Церкви стала рыба, впоследствии в нее вписали слова «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»

Хлеб и виноградная лоза

Принадлежность к Евхаристии или Таинству причастия выражается через рисунки хлеба и винограда, а порой вина или виноградных бочек. Эти знаки наносились на священные сосуды и были понятны каждому, принявшему веру во Христа.

Важно! Виноградная лоза — прообраз Иисуса. Все христиане — его ветви, а сок — прообраз Крови, которая очищает нас во время принятия Евхаристии.

В Старом Завете виноградная лоза является знаком земли обетованной, Новый Завет преподносит лозу, как символ рая.

Птица, сидящая на лозе винограда, символизирует возрождение к новой жизни. Часто хлеб рисуется в виде колосьев, что одновременно является знаком единства Апостолов.

Рыба и хлеб

Хлеба, изображенные на рыбине, относятся к одному из первых чудес, совершенных Иисусом на земле, когда Он пятью хлебами и двумя рыбками (Луки 9:13-14) накормил более пяти тысяч людей, пришедших издалека послушать проповеди Миссии.

Иисус Христос — в символах и кодах

Спаситель выступает Добрым пастырем для своих овец, христиан. В то же время, Он — Агнец, закланный за наши грехи, Он — спасительный крест и якорь.

Вселенский собор 692 года запретил все символы, касающиеся Иисуса Христа, чтобы перенести акцент не на образ, а на Живого Спасителя, однако, они существуют и поныне.

Агнец

Маленький ягненок, послушный, беззащитный — прообраз жертвы Христа, который стал последней жертвой, ибо Богу стали не угодны приносимые евреями жертвоприношения в виде заклания птиц и животных. Всевышний Творец хочет, чтобы Ему поклонялись чистыми сердцами через веру в Его Сына, Спасителя человечества (Иоан. 3:16).

Только вера в спасительную жертву Иисуса, который есть путь, истина и жизнь, открывает дорогу к вечной жизни.

В Ветхом Завете ягненок является прообразом крови Авеля и жертвы Авраама, которому Бог послал для жертвоприношения ягненка вместо его сына Исаака.

В Откровении Иоанна Богослова (14:1) говорится об агнце, стоящем на горе. Гора — это вселенская Церковь, четыре потока, — Евангелия от Матвея, Марка, Луки и Иоанна, которые питают христианскую веру.

Ранние христиане в тайнописи изображали Иисуса Добрым пастырем с овечкой на плечах. Ныне священников называют пастырями, христиан — овцами или паствой.

Монограммы имени Христа

В переводе с греческого монограмма «crisma» означает миропомазание и переводится, как печать.

Кровью Иисуса Христа мы запечатаны для Его любви и спасения. За буквами X.P скрыто изображение Распятия Христа, Воплотившегося Бога.

Буквы «альфа» и «омега» обозначают начало и конец, символы Бога.

Малоизвестные закодированные изображения

Корабль и якорь

Образ Христа часто передается знаками в виде корабля или якоря. В христианстве корабль символизирует человеческую жизнь, Церковь. Под знаком Спасителя верующие в корабле по имени Церковь плывут к вечной жизни, имея якорь — символ надежды.

Голубь

Святой Дух часто изображается в виде голубя. Голубь опустился на плечо Иисуса при Его крещении (Луки 3:22). Именно голубь принес зеленый лист Ною во время всемирного потопа. Дух Святой является Одним из Троицы, Который был от начала создания мира. Голубь — птица мира и чистоты. Он прилетает только туда, где есть мир и покой.

Око и треугольник

Глаз, вписанный в треугольник, означает всевидящее око Всевышнего Бога в единстве Святой Троицы. Треугольник подчеркивает, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой равны в Своем предназначении, являются единым целым. Понять это простому христианину практически невозможно. Этот факт надо принять верой.

Богородичная звезда

При рождении Иисуса на небе зажглась Вифлеемская звезда, которую в христианстве изображают восьмиконечной. В центре звезды находится светлый лик Богоматери с Младенцем, поэтому рядом с Вифлеемской появилось название Богородичная.

В четырех ее углах видны изображения в виде человека, орла, льва и тельца, под которыми закодированы четыре Евангелия.

Евангелист Марк представлен львом, воспевающим могущество и царственное достоинство Иисуса. Телец символизирует Евангелиста Луки, сделавшего в своем послании акцент на жертву Христа, после чего телец стал прообразом мучеников.

Иисус в человеческом образе описан Евангелистом Матфеем, он является изображенным в левом верхнем углу ангелом или человеком.

Евангелист Иоанн символизируется орлом, который представляет Святого Духа и Воскресение Иисуса Христа.

Звезда даров Святого Духа

Среди христианских знаков часто встречается и девятиконечная звезда, каждый конец которой означает дар Духа Святого. (1 Кор. 12:8-11)

Девять даров оставил Дух Святой людям:

  • Слово мудрости;
  • Слово знания;
  • Вера;
  • Дар исцеления;
  • Чудотворение;
  • Пророчество;
  • Различение духов;
  • Говорение на иных языках;
  • Истолкование языков.

Важно! В христианской культуре много знаков, однако, для всех православных верующих основным символом веры остается молитва и исповедание Святой Троицы.

Раннехристианские символы: рыбка, лилия, якорь, пеликан, etc.

Как известно, первые три века христианской истории прошли под знаком периодически повторяющихся гонений. В таких условиях необходимо было выработать целую систему тайных знаков, с помощью которых можно было опознать братьев по вере.

Кроме того, развивалось и богословие образа. Христиане искали символы, с помощью которых могли бы аллегорически передать оглашаемым истины веры, содержащиеся в Евангелии, оформить помещения для богослужений, чтобы сама обстановка напоминала им о Боге и настраивала на молитву.

Так появился ряд оригинальных раннехристианских символов, о которых и будет дальнейший небольшой рассказ.

1. Рыбка

Самым распространенным символом первых веков была рыбка (греч. “ихфис”). Рыбка являлась акронимом (монограммой) имени Иисуса Христа и, вместе с тем, христианским исповеданием веры:
Иисус Христос Феу Иос Сотир – Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.

Рыбку христиане изображали на своих домах – в виде небольшого рисунка или в качестве элемента мозаики. Некоторые носили рыбку на шее. В катакомбах, приспособленных под храмы, данный символ тоже очень часто присутствовал.

2. Пеликан

С этой птицей связана красивая легенда, существующая в десятках несколько отличных друг от друга вариантов, но очень похожая по смыслу на идеи Евангелия: самопожертвование, обожение через причащение Тела и Крови Христовых.

Пеликаны живут в прибрежных камышах у теплого Средиземного моря и часто подвергаются укусам змей. Взрослые птицы питаются ими и иммунны к их яду, а птенцы еще нет. Согласно легенде, если птенцов пеликана укусит ядовитая змея, то он расклевывает собственную грудь, чтобы причастить их кровью с необходимыми антителами и тем спасти их жизнь.

Поэтому, пеликана часто изображали на священных сосудах или в местах совершения христианских богослужений.

3. Якорь

Церковь – это прежде всего твердое основание человеческой жизни. Благодаря ему человек обретает способность отличать добро от зла, понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. А что может быть тверже и надежнее чем якорь, удерживающий на месте огромный корабль жизни в бурном море человеческих страстей?

Также – символ надежды а будущее воскресение из мертвых.

Кстати, на куполах многих древних храмов изображается именно крест в виде древнехристианского якоря, а никакой не “крест, побеждающий мусульманский полумесяц”.

4. Орёл над городом

Символ высоты истин христианской веры, объединяющих все население Земли. Дожил до наших дней в виде архиерейских орлецов, использующихся на торжественных богослужениях. Также указывает на небесное происхождение власти и достоинства епископского сана.

5. Хризма

Монограмма, составленная из первых букв греческого слова “Христос” – “Помазанник”. Некоторые исследователи ошибочно отождествляют этот христианский символ с двулезвийной секирой Зевса – “Лабарумом”. По краям монограммы иногда помещают греческие буквы “а” и “ω”.

Хризму изображали на саркофагах мучеников, в мозаиках баптистериев (крестилен), на щитах воинов и даже на римских монетах – уже после эпохи гонений.

6. Лилия

Символ христианской чистоты, непорочности и красоты. Первые изображения лилий, судя по Песни Песней, служили украшением еще храма Соломона.

По преданию, Архангел Гавриил в день Благовещения пришел к Деве Марии с белой лилией, которая с тех пор стала символом Ее чистоты, невинности и преданности Богу. С этим же цветком христиане изображали святых, прославленных чистотой своей жизни, мучеников и мучениц.

7. Виноградная лоза

Символ связан с образом, к которому в своих притчах часто обращался сам Господь. Обозначает Церковь, её жизненную силу, изобилие благодати, евхаристическую жертву: “Я есмь виноградная лоза, а отец мой – виноградарь…”.

Изображалась на предметах церковной утвари и, конечно, в храмовых орнаментах.

8. Феникс

Образ Воскресения, связанный с древней легендой о вечной птице. Феникс жил несколько веков и, когда ему приходило время умирать, прилетал в Египет и там сгорал. От птицы оставалась только кучка питательного пепла в котором, спустя некоторое время зарождалась новая жизнь. Вскоре из него восставал новый омолодившийся Феникс и улетал на поиски приключений.

9. Агнец

Всем понятный символ добровольной жертвы непорочного Спасителя за грехи мира. В раннем христианстве часто изображался с человеческим лицом или с нимбом (иногда встречался и совмещенный вариант). Позже был запрещен к изображению при иконописании.

10. Петух

Символ всеобщего воскресения которое ожидает всех по Втором пришествии Христовом. Подобно тому, как крик петуха пробуждает людей ото сна, трубы ангелов пробудят людей в конце времен для встречи Господа, Страшного суда и наследования новой жизни.

Существуют и другие раннехристианские символы, которые не вошли в данную подборку: крест, голубь, павлин, чаша и корзины с хлебом, лев, пастух, оливковая ветвь, солнце, добрый пастырь, альфа и омега, колосья хлеба, корабль, дом или кирпичная стена, источник вод.

Читайте также:  Леушинская Богородица

Дорогой читатель!

Мы существуем исключительно на пожертвования, поэтому если Вам нравится наш проект – поддержите нас удобным для Вас способом!

(Вы можете самостоятельно указать сумму)

Христианские символы и знаки

Посещая храмы и открывая церковные книги, мы сталкиваемся с большим количеством всевозможной религиозной символики, значение которой порой бывает не вполне понятно. Особенно это ощутимо, когда приходится рассматривать иконы, а также фрески, картины или гравюры, созданные на библейские сюжеты много веков назад. Чтобы понять их тайный язык, познакомимся с некоторыми наиболее часто используемыми в них символами и поговорим об их происхождении.

Тайные знаки первых христиан

Наиболее ранние христианские символы встречаются на стенах римских катакомб, где последователи учения Иисуса Христа в обстановке жестокого гонения со стороны властей тайно совершали богослужения. Эти изображения отличаются от тех, что сегодня мы привыкли видеть на стенах наших храмов. Древние христианские символы носили характер тайнописи, объединявшей единоверцев, и тем не менее в них уже заключался вполне определённый богословский смысл.

Христиане первых веков не знали икон в том виде, в котором они существуют сегодня, и на стенах катакомб изображали не Самого Спасителя, а лишь символы, выражающие те или иные стороны его сущности. При внимательном их изучении раскрывается вся глубина богословия ранней Церкви. Среди наиболее часто встречающихся образов можно увидеть Доброго пастыря, Агнца, корзины с хлебами, виноградные лозы и многие другие символы. Несколько позже, уже в V-VI веках, когда христианство из гонимой властями секты превратилось в государственную религию, к ним прибавился Крест.

Христианские символы и их значения, малопонятные оглашенным, то есть людям, ещё не посвящённым в смысл учения и не принявшим Святое Крещение, являлись своего рода наглядной проповедью для членов Церкви. Они становились продолжением притчей Иисуса Христа, произносимых им перед толпами слушателей, но смысл которых он раскрывал лишь близкому кругу своих учеников.

Первые символические изображения Спасителя

Одним из наиболее ранних символических сюжетов катакомбной живописи является сцена «Поклонения волхвов». Исследователями было обнаружено двенадцать таких фресок, датируемых II веком, то есть выполненных примерно через столетие после событий, описанных в Евангелии. В них заложен глубокий богословский смысл. Восточные мудрецы, пришедшие поклониться Рождеству Спасителя, как бы свидетельствуют о предсказанности его появления древними пророками и символизируют собой неразрывную связь между Ветхим и Новым Заветом.

Примерно в тот же период на стенах катакомб появляется надпись, выполненная греческими буквами ΙΧΘΥΣ (в переводе – “рыба”). В русском прочтении она звучит как «Ихтис». Это акроним, то есть устойчивый вид аббревиатуры, получившей самостоятельное значение. Он образован из начальных букв греческих слов, составляющих выражение «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», и в нём заключён основной символ христианской веры, подробно изложенный затем в документах Никейского Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Малой Азии. Добрый Пастырь, а также Ихтис считаются первыми изображениями Иисуса Христа в искусстве раннехристианского периода.

Любопытно заметить, что в раннехристианской символике этому акрониму, обозначавшему Сына Божьего, сошедшего в мир, действительно соответствовало изображение рыбы. Учёные находят этому несколько объяснений. Обычно указывают на учеников Христа, многие из которых изначально были рыбаками. Кроме того, вспоминают слова Спасителя о том, что Царство Небесное подобно закинутому в море неводу, в котором оказываются рыбы разного рода. Сюда же относят и многочисленные Евангельские эпизоды, связанные с ловом рыбы и насыщением ею алчущих (голодных).

Что такое Хризма?

Символы христианского учения включают в себя и такой весьма распространённый знак, как «Хризма». Появился он, как принято полагать, ещё в апостольские времена, но широкое распространение получил с IV века, а представляет собой изображение греческих букв Χ и Ρ, являющимися началом слова ΧΡΙΣΤΟΣ, что означает Мессия или Помазанник Божий. Часто в дополнение к ним справа и слева ставились греческие буквы α (альфа) и ω (омега), напоминающие слова Христа о том, что он является Альфой и Омегой, то есть началом и концом всего сущего.

Изображения этого знака часто встречается на монетах, в мозаичных композициях, а также на рельефах, украшавших саркофаги. Фото одного из них приводится в статье. В российском православии Хризма приобрела несколько иной смысл. Буквы Х и Р расшифровывают как начало русских слов Христос Родился, что сделало этот знак символом Боговоплощения. В оформлении современных церквей он встречается столь же часто, как и прочие наиболее известные христианские символы.

Крест – символ Христовой веры

Как это ни странно, но первые христиане не поклонялись Кресту. Основной символ христианской веры получил распространение лишь в V веке. Первые христиане его изображений не делали. Однако после своего появления он в течение короткого времени стал обязательной принадлежностью каждого храма, а затем и нательной символикой верующего человека.

Нужно заметить, что на древнейших распятиях Христос изображался живым, облачённым в одежды, а зачастую и увенчанным царской короной. Более того, Ему, как правило, придавался торжествующий облик. Терновый венец, гвозди, а также раны и кровь Спасителя появились лишь в изображениях, датируемых IX веком, то есть в период позднего Средневековья.

Агнец, ставший искупительной жертвой

Многие христианские символы берут начало от своих ветхозаветных прообразов. Среди них ещё одно изображение Спасителя, выполненное в виде Агнца. В нём заключён один из основополагающих догматов религии о жертве, принесённой Христом во искупление грехов людских. Как в давние времена агнец отдавался на заклание во умилостивление Бога, так теперь сам Господь возложил на жертвенник Своего единородного Сына для избавления людей от тяжести первородного греха.

В раннехристианские времена, когда последователи новой веры были вынуждены соблюдать конспирацию, этот символ был весьма удобен тем, что его смысл могли понять лишь посвящённые. Для всех прочих он оставался безобидным изображением ягнёнка, которое можно было, не скрываясь, наносить где угодно.

Однако на Шестом Вселенском Соборе, состоявшемся в 680 году в Константинополе, этот символ был запрещён. Вместо него предписывалось на всех изображениях придавать Христу исключительно человеческий облик. В пояснении говорилось, что таким образом будет достигаться большее соответствие исторической правде, а также создаваться простота в его восприятии верующими. С этого дня началась история иконографии Спасителя.

Этот же собор издал ещё одно постановление, не утратившее силу до настоящего времени. На основании этого документа запрещалось делать любые изображения Животворящего Креста на земле. В пояснении вполне логично и здраво указывалось, что недопустимо попирать ногами то, благодаря чему все мы были избавлены от проклятия, тяготевшего над человечеством после первородного грехопадения.

Лилия и якорь

Существуют также христианские символы и знаки, порождённые Священным Преданием и Писанием. Одним из них является стилизованное изображение лилии. Его появление связано с тем, что, согласно легенде, Архангел Гавриил, явившись Деве Марии с благой вестью о её великом предназначении, держал в руке именно этот цветок. С тех пор белая лилия стала символом непорочности Пресвятой Девы.

Это стало причиной того, что в средневековой иконописи вошло в традицию изображать с лилией в руках святых, прославившихся чистотой своей жизни. Тот же символ восходит и к дохристианским временам. В одной из ветхозаветных книг, носящей название «Песнь Песней», говорится, что храм великого царя Соломона украшался лилиями, что связало этот цветок с образом мудрого правителя.

Рассматривая христианские символы и их значения, необходимо также вспомнить изображение якоря. Оно вошло в обиход благодаря словам апостола Павла из его «Послания к евреям». В нём поборник истинной веры уподобляет надежду на исполнение Божьего обетования безопасному и крепкому якорю, незримо соединяющему членов Церкви с Царством Небесным. Вследствие этого якорь стал символом надежды на спасение души от вечной смерти, и его изображение можно часто встретить среди прочей христианской символики.

Изображение голубя в христианской символике

Как уже говорилось выше, содержание христианских символов зачастую следует искать среди библейских текстов. В связи с этим уместно вспомнить изображение голубя, имеющее двойное толкование. В Ветхом Завете ему была отведена роль носителя благой вести, когда с оливковой ветвью в клюве он возвратился в ковчег Ноя, давая знать, что воды потопа отступили, и опасность миновала. В данном контексте голубь сделался символом мира и благоденствия в рамках не только религиозной, но и общепринятой во всём мире символики.

На страницах Нового Завета голубь становится зримым олицетворением Святого Духа, сошедшего на Христа в момент Его крещения в Иордане. Поэтому в христианской традиции его изображение приобрело именно это значение. Голубь символизирует собой третью ипостась единого Бога – Святой Троицы.

Образы, символизирующие четырёх евангелистов

К Ветхому Завету, а точнее, к Псалтири, составляющей одну из его книг, относится образ орла, символизирующего собой юность и силу. Основанием для этого стали слова, приписываемые царю Давиду и заключённые в сто втором псалме: «Обновится яко орля (как орёл) юность твоя». Неслучайно именно орёл стал символом апостола Иоанна – самого молодого из евангелистов.

Уместно будет также упомянуть христианские символы, обозначающие авторов остальных трёх канонический Евангелий. Первому из них – евангелисту Матфею – соответствует изображение ангела, воплощающего собой образ мессианского предназначения Сына Божия, посланного в мир для его спасения. Следом за ним идёт евангелист Марк. Рядом с ним принято изображать льва, символизирующего царское достоинство Спасителя и Его могущество. Третьим благовестником (слово «Евангелие» в переводе означает «благая весть») является евангелист Лука. Ему сопутствует жертвенный агнец или телец, подчёркивающий искупительное значение земного служения Сына Божьего.

Эти символы христианской религии неизменно встречаются в росписи православных храмов. Обычно их можно видеть помещёнными с четырёх сторон свода, поддерживающего купол, в центре которого, как правило, изображается Спаситель. Кроме того, они же вместе с образом Благовещения по традиции украшают Царские врата.

Символы, значение которых не всегда понятно

Нередко у посетителей православных храмов вызывает удивление встречающееся в них изображение шестиконечной звезды – такой же, как на государственном флаге Израиля. Казалось бы, какую связь могут иметь православные христианские символы с этим сугубо иудейским знаком? На самом деле удивляться тут нечему – шестиконечная звезда в данном случае лишь подчёркивает связь Новозаветной Церкви с её Ветхозаветной предшественницей, и к политике не имеет никакого отношения.

Кстати, попутно вспомним и восьмиконечную звезду, также являющую собой элемент христианской символики. В последние годы ею часто украшают верхушки рождественских и новогодних ёлок. Она призвана изображать ту вифлеемскую звезду, которая в Рождественскую ночь указывала волхвам дорогу к пещере, в которой появился на свет Спаситель.

И ещё один символ, вызывающий вопросы. В основании крестов, венчающих купола православных храмов, часто можно видеть полумесяц, помещённый в горизонтальном положении. Поскольку сам по себе он принадлежит к мусульманской религиозной атрибутике, то нередко такую композицию истолковывают неправильно, придавая ей выражение торжества христианства над исламом. В действительности это не так.

Лежащий горизонтально полумесяц в данном случае является символическим изображением христианской церкви, которой придан образ корабля или челна, перевозящего верующих через бурные воды житейского моря. Кстати, этот символ также относится к числу наиболее ранних, и его можно увидеть в том или ином варианте на стенах римских катакомб.

Христианский символ Троицы

Прежде чем говорить об этом важном разделе христианской символики, следует заострить внимание на том, что, в отличие языческих триад, в состав которых всегда входили три независимых и отдельно «существовавших» божества, христианская Троица представляет Собой единство трёх Её ипостасей, неразрывных между собой, но и не слитных в единое целое. Бог един в трёх лицах, каждое из которых выявляет одну из сторон Его сущности.

В соответствии с этим начиная с периода раннего христианства создавались символы, предназначенные для зрительного воплощения этого триединства. Наиболее древними из них являются изображения трёх переплетающихся между собой колец или рыб. Они были обнаружены на стенах римских катакомб. Наиболее ранними их можно считать по той причине, что сам догмат Святой Троицы, появившись лишь в конце II века, получил развитие в последующее столетие, а официально закреплён был в документах Никейского собора 325 года, о котором уже упоминалось выше.

Также к элементам символики, означающим Святую Троицу, хотя и появившимся, как принято считать, несколько позже, следует отнести равносторонний треугольник, иногда обведённый кругом. Как и все прочие христианские символы, он имеет глубокий смысл. В данном случае подчёркивается не только триединство Бога, но и Его бесконечность. Часто внутри его помещается изображение глаза, а точнее, ока Божьего, указывающее на то, что Господь всевидящ и вездесущ.

История Церкви знает и более сложные по начертанию символы Святой Троицы, появлявшиеся в те или иные периоды. Но всегда и во всех изображениях неизменно присутствовали элементы, указывающие на единство и в то же время неслиянность трёх составляющих его элементов. Их можно часто видеть в оформлении многих действующих ныне храмов – как восточных, так и относящимся к западным направлениям христианства.

Символы христианства

Древние христианские символы, о которых мы мало что знаем

В первые века страшных гонений христиан встретились два незнакомых попутчика, и присели передохнуть. Во время разговора, один, как-бы невзначай, нарисовал веткой на песке дугу.

Когда второй дорисовал вторую дугу, получился образ рыбы. Это тайный христианский способ различения врагов и друзей. Они тут же обнялись со словами «Брат, я тоже христианин!».

Язык древности глубоко символичен. Библейские символы христианской православной культуры открывают окна и двери преданиям прошлых времен. Через эти Божественные знаки церковь раскрывает веру на языке обрядов, иконописи, архитектуры.

Какие изображения имеют основные символы церкви, в чем смысл и какое их значение — наша статья.

Самый первый символ христианства

ИХТИС в переводе с греческого означает рыба. Первые христиане увидели, что в греческих буквах этого слова зашифрована монограмма имени Христа (Иисус Христос Божий Сын Спаситель).

Древнее изображение надписи ИХТИС, найденная в Эфесе

Археологи обнаружили раннехристианские изображения первых веков с образами рыб.

Изображение рыбы и пяти хлебов в пещерном храме римских катакомб

В евангельских притчах часто используется образ рыбы:

  • Апостолы Петр и Андрей — рыболовы (Мф: 4,18);
  • Образ рыбы и змеи (Мф: 7,10);
  • Христос сравнивает «Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» (Мф: 13,47);
  • Чудо с хлебом и рыбой (Мф: 14,17);
  • Монета статир, оказавшаяся в рыбе (Мф: 19,27);
  • Чудо великого рыбного улова (Лк: 5,1-10);
  • По воскресении, Христос ел с апостолами печённую рыбу (Лк: 24,42).
Читайте также:  О чем молятся священномученику Харалампию, епископу Магнезийскому

«Тайная вечеря». Фреска ХІІІ века, где тело Христово на блюде изображено в виде рыбы

Главный символ христианства — орудие убийства

В первых веках по причине гонений, рыбу использовали как тайный знак. После официального признания религии Христа, основным религиозным символом христианства становится крест.

Перед сражением с намного превосходящим войском императора Максенция, императору Константину Великому и его свите на небе явился крест с надписью «Сим знаменем победишь».

Константин велел изобразить кресты на знаменах и щитах воинов, и разбил противника.

Картина Рафаэля Санти «Явление Константину Великому Креста Господня» (1483 — 1520)

Позже, после обретения креста Христова, установлен праздник «Воздвижение Животворящего Креста Господня», который празднуется 27 сентября.

Место обретения Креста Господня. Находится в приделе Храма Воскресения Христова в бывшей каменоломне, в Иерусалиме Православное каноническое изображение креста

Крест — орудие казни, придуманное римлянами. Подверженные этой пытке умирают долго и мучительно. Ею подвергали самых отъявленных преступников.

Но после того, как Спаситель своей кровью освятил это древо, оно стало символом спасения и знаком победы.

Напоминая об этой победе, Распятие Христа приводит в трепет бесов, и доводит до злобы ненавистников христианской веры.

У канонического изображения Голгофского Креста своя православная символика.

Разъяснения символов на Голгофском Кресте

Голубь — символ Святого Духа

Распространенным христианским символом считается голубь. Образ этой птицы принимает Дух Святой при крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем в Иордане.

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,

— и се, отверзлись Ему небеса,

и увидел Иоанн Духа Божия,

Который сходил, как голубь,

и ниспускался на Него».

Пресвятая Троица, икона и символ

Древнейший символ Святой Троицы — равносторонний треугольник. Раньше его изображали в глазом внутри, символизирующим «Всевидящее око». Поскольку это изображение в древности заимствовали масоны, он не используется в иконографии.

Символ Троицы принято изображать в виде иконы трех старцев.

Образ трех ангелов — символ Святой Троицы. Икона преподобного Андрея Рублева. Первая четверть XV

Иногда икона Троицы встречается в виде старца, обрамленного в треугольник. В каждой из сторон расположена буква, означающая имена Отца, Сына и Святого Духа.

Образ Троицы в виде треугольника

Агнец — образ жертвы Христа

Агнец — элемент христианской символики, как образ ветхозаветной жертвы Христа. Евреи Ветхого Завета, празднуя Пасху, приносили в жертву ягненка.

В Новом Завете Иоанн Креститель, указывая на Иисуса Христа, говорит:

«вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».

Во время христианского богослужения евхаристии происходит таинственное превращение хлеба в Тело Христово. Этот хлеб именуется Агнец.

Хлеб на дискосе, претворяющийся в Тело Христово во время православной литургии. Его тоже называют Агнцем

Как пастырь Он будет пасти стадо Своё; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей

В Священном Писании отношение между Богом и людьми показаны в образе пастыря и овец. Христос о себе говорит: «Я есмь пастырь добрый». Далее Он разъясняет, что

«пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

А наемник, не пастырь, которому овцы не свои,

видит приходящего волка, и оставляет овец,

и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их».

Эти слова подтвердились смертью Иисуса за свой народ.

Говоря ученикам, как дорог ему каждый отпавший от Бога человек, Христос приводит притчу о пропавшей овце:

«кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них,

не оставит девяноста девяти в пустыне и

не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее».

Хризма, как знак Помазанника Божьего

Хризма — древнейший знак, получивший распространение во времена Апостолов.

Монограмма Христа. Иерусалим, Свято-Троицкий Собор

Эти религиозные знаки в виде греческих букв означают имя Спасителя. В буквах Х и Р, скрещенных между собой, зашифровано слово «помазанник». Буквы α и ω, расположенные по бокам, связаны с текстом из Откровения Иоанна Богослова.

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».

Христос — истинная виноградная лоза

В храмовых росписях и фресках часто можно увидеть изображения ветвей винограда. Этот образ взят из Евангелия, где Спаситель так себя именует.

Смотри также статью 4 евангелиста

«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне,

и Я в нем, тот приносит много плода;

ибо без Меня не можете делать ничего».

Символика, распространенная в православной иконописи и архитектуре

В православной культуре за два тысячелетия применялись различные религиозные знаки, обозначающие глубокий смысл. Они изображены в иконах, храмовых росписях, архитектуре и церковном облачении.

Полное описание символики православной иконографии имеет внушительный объем. В статье приведены основные известные ее элементы.

Признаком святости на иконах считается нимб

Нимб, как символ святости, изображается вокруг головы.

Примеры нимба в храмовой росписи монастыря Бистрица, Молдова и мозаика мастерской Ассист, Винница

Корабль — символ церкви

На древних росписях церковь изображается в виде корабля, как пристанище людей, спасающихся в бушующем море мирских соблазнов.

Образ Святой Православной Церкви. На корабле кормчий Христос, управляют Святые Апостолы, святители и Дева Мария

Стрелы или мечи, пронзающие Божью Матерь

Этот символ появился в результате пророчества Симеона Богоприимца, который сказал, обращаясь к Богородице:

«и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец».

Вифлеемская звезда

Это символ звезды, которая вела волхвов к пещере, в которой родился Спаситель. Она изображается обычно с 8-ю лучами.

По традиции, рождественские песнопения сопровождаются образом Вифлеемской звезды.

Православные дети поют рождественские канты

Христианские православные символы: их значение и смысл

Все мы знаем, что если главным символом мусульманства выступает полумесяц, то знак христианства — крест. Но в то же врем, любая религия исполнена десятков знаков. Одни хорошо известны нашему поколению, другие настолько старые, что только фрески или мозаики на старинных соборах могут напомнить о временах, когда такие знаки считались священными. В этой статье мы попытаемся собрать их воедино, а заодно рассказать о значении каждого.

Раннехристианские символы веры

Ранних христиан часто нещадно казнили, поэтому они скрывали свою веру. Впрочем, многие хотели как-то опознавать своих братьев, поэтому создавались символы, на первый взгляд не напоминающие о Сыне Божьем, но на самом деле как-то относящиеся к Его житию. Эти раннехристианские символы до сих пор находят в пещерах-убежищах, служивших этим людям в качестве первых храмов. Впрочем, и на старинных иконах, и в стареньких церквях их тоже иногда можно найти.

Или же «ихфис» — так это слово звучит в греческом языке. Его чтили неспроста: слово являлось акронимом популярной среди христиан фразы «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель» (звучала она как «Иисус Христос Феу Иос Сотир»).

Также не стоит забывать о чудесах Спасителя, в которых фигурировала рыба. Например, о Нагорной проповеди, на которую собралось много людей, и когда они захотели есть, Он размножил на всех 5 хлебов и 2 рыбки (поэтому в некоторых местах рыба изображалась вместе с хлебом). Или о встрече Спасителя с апостолом Петром, рыбаком — Иисус тогда сказал: «Как ты сейчас ловишь рыбу, так будешь ловить человеков».

Этот знак люди носили на себе (на шее, как мы сейчас крестик) или изображали на своих домах в виде мозаики.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение “Православный календарь” для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Это знак твердости, надежности церкви (ведь якорь мог держать на месте огромный корабль), а также надежды на воскрешение из мертвых.

На куполах некоторых старинных храмов можно увидеть крест, больше похожий на якорь. Есть мнение, что этот знак означает «крест побеждает полумесяц», то есть мусульманство. Хотя другие историки религии уверены: это якорь.

Согласно легенде, взрослые птицы не боялись змеиного яда. Но если змея заползала в гнездо и кусала птенцов пеликана, те могли умереть — чтобы этого не случилось, птица раздирала клювом собственную грудь, давая птенцам свою кровь в качестве лекарства.

Именно поэтому пеликан стал символом самопожертвования, кровавого причастия. Этот образ чаще использовали во время богослужений.

  • Орел, парящий над городом

Означает высоту веры.

В наши дни трансформирован в архиерейского орлеца (атрибут торжественного богослужения).

В старые времена верили, что феникс жил 2-3 века, после чего прилетал в Египет и умирал там, сгорая. Из этого пепла восставала новая, молодая птица.

Благодаря этой легенде существо стало знаком вечной жизни.

Знак воскрешения всех людей. Эта птица звонко поет рано утром, и все люди просыпаются. Так же звонко зазвучат трубы ангелов в последний час земли, и мертвые восстанут для последнего суда.

Символ райской жизни, которая ждет праведников по ту сторону смерти.

Это монограмма из двух греческих слов «Помазанник» и «Христос». Часто ее украшают еще двумя буквами — «альфа» и «омега» (то есть «начало» и «конец», что означает Господа).

Где можно увидеть данный христианский знак? На крестильнях, саркофагах мучеников. А также на воинских щитах и старинных римских монетах (когда гонения на христиан закончились и эта вера стала государственной).

Многие знают, что это королевский геральдический знак, но прежде всего это символ чистоты и непорочности (именно поэтому даже на современных иконах Деву Марию изображают с таким цветком в руках). Кстати, его также можно увидеть на иконах мучениц, мучеников и святых, чтимых за особенно праведную жизнь. Хотя этот знак чтился еще в ветхозаветные времена (например, лилии украшали храм Соломона).

Когда Архангел Гавриил пришел к Деве Марии известить о том, что скоро она родит Сына Божьего, в его руке был именно этот цветок.

Иногда лилию изображали в терниях.

  • Виноградная лоза

Как нам известно, Иисус говорил: «Я — виноградная лоза, а отец мой — виноградарь». Тема вина часто упоминается в христианстве, ведь именно этот напиток используется во время причастия.

Изображением виноградной лозы украшали храмы, а также ритуальную утварь.

Кроме описанных выше знаков, были и другие, которыми пользовались древние христиане:

  • голубь (Святой Дух);
  • чаша вина и корзина хлеба (насыщение, веры и Господних благ хватит на всех);
  • веточка оливкового дерева;
  • колосок, колосья, снопы (апостолы);
  • корабль;
  • солнце;
  • дом (или одна стена, сложенная из кирпича);
  • лев (могущество и сила Бога, церкви);
  • телец, вол, бык (мученичество, служение Спасителю).

Символы, известные современным верянам

  • Терновый венец. Им Иисуса шуточно «короновали» римские солдаты, ведя его на казнь. Это знак страданий, добровольно принесенных за кого-то (в данном случае — за все человечество).
  • Агнец. Знак жертвы Спасителя за грехи человечества. Как молодых ягнят или голубей закладывали на алтаре в жертву Богу в то время, так и Сын Божий стал жертвой ради всех людей.
  • Пастырь. Так обозначают Христа, который волнуется за души верных ему людей, как хороший пастух за своих овец. Этот образ тоже очень древний. Первые христиане рисовали изображение Доброго Пастыря в своих святилищах, так как в нем не было никакой «крамолы» — было трудно сразу догадаться, что это образ Сына Божьего. Кстати, впервые образ Пастыря упоминается еще в Псалтире, в 22 псалме царя Давида.
  • Голубь. Святой Дух, третья ипостась Троицы (Господь, Его Сын и Дух Святой). Этот старинный знак (как и пасхальные изображения Агнеца) люди чтят до сих пор.
  • Нимб. Означает святость и приближение к Господу.

Православные знаки

  • Восьмиконечный крест. Также известен как «православный», «византийский» или «крест святого Лазаря». Средняя перекладина — на ней распяли Сына Божьего, верхняя — это та самая табличка, на которой цинично написали «Иисус Назарянин, Иудейский Царь». Нижняя перекладина, если верить историкам церкви, была также прибита на том самом кресте, на котором Иисус вознес свою жертву.
  • Треугольник. Кто-то ошибочно считает его знаком масонов. На самом деле это символ триединства Троицы. Важно: все стороны такого треугольника должны быть равными!
  • Стрелы. На иконах их часто вкладывают в руки Богородице (вспомните хотя бы икону «Семистрельную»). Этот знак означает пророчество Симеона Богоприимца, объявившего, что Иисус — это Сын Божий, почти сразу после Его рождения. В пророчестве он говорил Богородице: «Тебе оружие пройдет в душу, и откроются тебе помыслы многих людей».
  • Череп. Адамова голова. Одновременно знак смерти и воскрешения. Одна легенда гласит: на Голгофе, где распяли Иисуса, находился прах первого человека Адама (поэтому на иконах этот череп помещают у основания креста). Когда кровь Спасителя пролилась на этот прах, она символично омыла от грехов все человечество.
  • Всевидящее око. Это око Господа — знак Его мудрости и всезнания. Чаще всего этот символ включают в треугольник.
  • Восьмиконечная (вифлеемская) звезда. Символ рождения Иисуса. Ее также зовут Богородичной. Кстати, в старинные века число ее лучей было иным (постоянно менялось). Скажем, в 5 веке лучей было девять, они означали дары Святого Духа.
  • Неопалимая купина. Чаще — горящий терновый куст, через который с Моисеем говорил Господь. Реже — знак Богородицы, в которую вошел Святой Дух.
  • Ангел. Означает земное воплощение Сына Божьего.
  • Серафим. Шестикрылый Ангел из самых приближенных к Господу. Носит огненный меч. Может иметь как один лик, так и много (до 16-ти). Это знак Господней любви и очищающего небесного огня.

А кроме этих символов, есть еще крест. Вернее, кресты — их в христианской (а также дохристианской) традиции создано великое множество, и каждый несет в себе какой-то смысл. Это видео поможет разобраться в десяти самых популярных, хотя на самом деле их намного больше:

Ну и, конечно, мы не могли не сказать о том, как отличается православный крестик от католического. И хоть считается, что не важно, какое распятие ты носишь, а важна вера, все же не стоит нательным крестиком нарушать догматы своей религии. Советы по выбору этого не украшения, а сильнейшего оберега и знака осознанного выбора жизненного пути здесь:

Ссылка на основную публикацию