Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, расписание служб

МОСКОВСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ В КРЫЛАТСКОМ

Храм Рождества Богородицы. Крылатское — одно из живописнейших мест столицы, история которого уходит в глубокую древность.

Впервые оно упоминается в 1417 году в духовной грамоте, когда Василий Дмитриевич наряду с другими селами дарует Крылатское своей княгине. С 15 века село являлось княжеским, позже — царским.

Известно, что для Ивана Грозного Крылатское было излюбленным загородным местом.

В конце 16 века село стало собственностью Романовых. Представители фамилии возводят на месте старой, еще времен Грозного, церквушки новую деревянную. Впервые же Церковь Рождества Богородицы упоминается в 1554 году.

История

Современный храм Рождества Богородицы был построен на месте нескольких более ранних деревянных церквей, относившихся к бывшей деревне Крылатское, причём первое упоминание о деревенском храме в этих краях относится к 1554 году. Тогда, согласно летописи, царь Иван Грозный, вотчиной которого являлось и Крылецкое (Крылатское), останавливался в деревне по случаю освящения там храма во имя праздника Рождества Девы Марии. Возведенное тогда церковное здание сгорело в 1713 году и вскоре после этого на его месте была построена новая деревянная церковь, которая простояла до середины XIX века. По ходатайству прихожан Крылатского и окрестных сёл в 1862 году началось возведение нового каменного храма с двумя приделами, могущего вместить значительно большее количество верующих, на месте деревянной церкви. Основной храм и трапезная были готовы в 1868 году, в то время как колокольню начали строить несколькими годами позже и завершили только в 1877 году. Архитектором храма являлся Р. Т. Водо, а колокольня была возведена по проекту московского зодчего А. Н. Стратилатова. Каменный храм был выстроен в настоятельство священника Петра Александровича Орлова, служившего в с. Крылатском с 1838 по 1876 год.[1]

Храм в начале XX века

С конца XIX века и вплоть до 1930-х годов в храме Рождества Богородицы хранилась икона Рудненской Божией Матери, которая, по преданию, была найдена местными крестьянами неподалёку от храма. У места обретения иконы была построена часовня, а находящийся там родник одного из протекающих по сегодняшнему ландшафтному парку ручьёв до сих пор считается чудотворным и туда приходят за водой жители окрестных домов.

В 1936 году оригинальный образ Рудненской Богоматери был украден и сожжён, а окончательно церковь закрыли в 1941 году, при этом часовня у родника была разобрана, а колокольня храма уничтожена советскими зенитчиками как возможный ориентир для немецких самолётов при бомбардировках западных окрестностей Москвы. Тем не менее, до середины 50-х годов прошлого столетия в официально закрытой полуразрушенной церкви негласно продолжали проводиться службы по некоторым праздникам, которые были окончательно прекращены в годы хрущёвских гонений на церковь. Впоследствии уцелевшее основное здание церкви долгое время использовалось деревенскими жителями в качестве дровяного склада. При сносе в 1970-х годах ранее вошедшей в черту Москвы деревни Крылатское для строительства олимпийских объектов и нового жилого района полуразрушенная церковь осталась единственным уцелевшим зданием бывшей деревни, причём оба приходских кладбища возле церкви также были уничтожены, а могилы перенесены на Хованское кладбище.

В 1989 году здание храма было возвращено Русской православной церкви и вскоре в нём возобновились богослужения. В 1990-е годы была восстановлена колокольня, благоустроена территория храма и создан новый иконостас взамен утраченного оригинала. Находящаяся в храме в настоящее время икона Рудненской Богоматери является сохранённым в своё время одной из местных жительниц списком утраченной иконы, сделанным в начале XX века. С 2003 года ведутся работы по восстановлению внутренней росписи церкви.

В последующие годы храм продолжали восстанавливать, был создан новый иконостас, расширена площадь, занимаемая храмом, был построен дом причта и благоустроена территория, окружающая храм. С 1990 года при храме работает воскресная школа и православная библиотека. В 1998 году настоятелем храма стал протоиерей Георгий Бреев.

8 февраля 2010 года в храм Рождества Богородицы в Крылатском передали частицу мощей мученика Вонифатия[2]

При храме работает паломническая служба «ТОВИЯ». Она была создана по благословению протоиерея Георгия Бреева — настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Служба предлагает различные экскурсии и поездки по святым местам России и зарубежья. «ТОВИЯ» сотрудничает с Русским географическим обществом. Результатом успешного сотрудничества стали познавательные и полезные для восстановления физического состояния и духовного здоровья экскурсии, походы и экспедиции для взрослых и детей.

Деятельность прихода

На сегодняшний день при храме действует воскресная школа. Также при храме открыт клуб реконструкции средневековой культуры.

Важно! Настоятель храма — Дмитрий Рощин имеет активную социальную позицию и возглавляет работу с общественными организациями, входящими в Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества.

Расписание богослужений

По средам, пятницам и субботам в храме проходят утренние богослужения в 8 утра и вечерние — в 17.00. В праздничные дни и по воскресеньям утренняя литургия начинается в 9.00, вечерняя — в 18.00. Еженедельно по средам в 18.00 читается акафист Николаю Чудотворцу.

Святыни

Среди наиболее почитаемых святынь храма сегодня наиболее известны следующие:

  • частица святых мощей Николая Мирликийского;
  • икона Николая Чудотворца и частица его святых мощей, находящиеся в Никольском приделе храма;
  • икона Святой мученицы Татьяны и ее святые мощи;
  • икона великомученика Пантелеимона, написанная в 1909 году на Афоне.


Храмовая икона святого Николая

Престольные праздники

Кроме общецерковных православных праздников, таких как Рождество Христово и Светлая Пасха, храмом отмечается ежегодно 22 мая важный престольный праздник — перенесение мощей Николая Чудотворца.

Существуют и еще несколько дат, связанных с жизнью и смертью святого Николая — 11 сентября и 19 декабря соответственно.

Литература

  • Николаева Т. Е., Судариков В. А., Чапнин С. В.
    Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. — М.: Изд-во братства святителя Тихона, 2001.[
    страница не указана 278 дней
    ]
  • Храмы Москвы. Энциклопедия шедевров православия. — М.: Эксмо, 2010. — ISBN 978-5-699-36796-2.[страница не указана 278 дней
    ]
  • Чапнин С. В.
    Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов. — М., Изд-во братства Святителя Тихона, 1999.[
    страница не указана 278 дней
    ]

Как добраться до храма

Из станции метро «Крылатское» нужно выйти к торговому . В 700 метрах на восток находится регулируемый пешеходный переход через улицу Крылатские Холмы. Отсюда олимпийская велосипедная трасса вдоль лесополосы приведёт в церковь.

К Храму можно дойти пешком от остановки «Церковь» на улице Крылатской. От метро «Молодежная» к этой остановке ведут автобусные маршруты № 732, 829; от метро «Кунцевская» — маршрут № 733; от метро «Полежаевская» — маршрут № 271.

Если поездка совершается на автомобиле, то транспортное средство придётся оставить на парковке на улице Крылатские Холмы или на улице Крылатская, а оставшийся путь преодолеть своим ходом.

Словно птица Феникс из пепла, возрождался храм на крылатских холмах. Раз за разом строился и перестраивался земной дом Царя Небесного. Уютнее и красивее становится место, где страждущие прихожане находят защиту и покровительство у Спасителя нашего. Верующие люди обретают помощь и поддержку, утоляя духовную жажду у источника живительной влаги. Здесь человек, живший от зарплаты до зарплаты, начинает отсчитывать время по вехам церковного календаря.

Ссылки

  • Официальный сайт храма
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
  • Информация о храме на сайте hramy.ru
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
  • Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
  • Елена Мартьянова. Частицу мощей мученика Вонифатия передали в московский храм
  • Спортивная секция при храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
  • Фотографии храма в блоге «Путевые фотозаметки»
  • Паломническая служба «ТОВИЯ» при храме

Описание

Относительно архитектурного стиля, к которому принадлежит храм, существуют некоторые разногласия. В целом, можно сказать, что Храм Святителя Николая на Трех Холмах сочетает в себе как черты классицизма, главными из которых выступают скромность и строгость деталей, так и некоторые черты так называемого «московского» барокко.


Интерьер церкви Святителя Николая

Некоммерческое партнерство «Рукописные памятники Древней Руси

Не­ком­мер­чес­кое Парт­нер­ст­во «Ру­ко­пис­ные па­мят­ни­ки Древ­ней Ру­си» со­зда­но при учас­тии Ин­сти­ту­та рус­ско­го язы­ка им. В. В. Ви­но­гра­до­ва РАН и из­да­тельст­ва «Язы­ки сла­вян­ских куль­тур». На­уч­ное ру­ко­водст­во де­я­тель­ностью Парт­нер­ст­ва осу­щест­вля­ет На­уч­ный со­вет, воз­глав­ля­е­мый чл.-корр. РАН, ди­рек­то­ром Ин­сти­ту­та рус­ско­го язы­ка РАН А. М. Мол­до­ва­ном. В На­уч­ный со­вет вхо­дят: А. А. Гип­пи­ус, В. М. Жи­вов (зам. пред­се­да­те­ля На­уч­но­го со­ве­та), А. А. За­лиз­няк, А. А. Пич­хад­зе, Н. Н. По­кров­ский, А. А. Ту­ри­лов, В. Л. Янин. Глав­ная на­ша цель – со­брать как мож­но бо­лее об­шир­ный элек­трон­ный ар­хив древ­не­рус­ских ма­те­ри­а­лов, хра­ня­щих­ся в оте­чест­вен­ных и за­ру­беж­ных му­зе­ях (ар­хи­вах, биб­лио­те­ках, хра­ни­ли­щах) и пред­ста­вить его в от­кры­том до­сту­пе в ин­тер­не­те с со­блю­де­ни­ем и за­щи­той всех юри­ди­чес­ких прав му­зе­ев-хра­ни­те­лей ру­ко­пи­сей. Важ­ность этой за­да­чи обу­с­лов­ле­на тем, что к на­сто­я­ще­му вре­ме­ни опуб­ли­ко­ва­на лишь не­зна­чи­тель­ная часть (ме­нее 0.1 про­цен­та) ру­ко­пис­ных па­мят­ни­ков, на­хо­дя­щих­ся во мно­гих хра­ни­ли­щах Моск­вы, Пе­тер­бур­га, Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да, Кост­ро­мы, Тве­ри, Яро­с­лав­ля, Ка­за­ни, Са­ра­то­ва, и дру­гих го­ро­дов. Меж­ду тем со­бра­ние древ­не- и ста­ро­рус­ских ру­ко­пи­сей (XI–XVII ве­ков), хра­ня­щих­ся в рос­сий­ских биб­лио­те­ках и ар­хи­вах, чрез­вы­чай­но ве­ли­ко и на­счи­ты­ва­ет бо­лее 100 000 еди­ниц хра­не­ния. При от­сут­ст­вии пол­но­цен­ных и ка­чест­вен­ных ко­пий мы на­хо­дим­ся под по­сто­ян­ной угро­зой утра­ты это­го на­сле­дия. Ре­а­ли­за­ция по­став­лен­ной це­ли бу­дет осу­щест­влять­ся пу­тем предо­став­ле­ния на на­шем сай­те пер­со­наль­ной экс­по­зи­ци­он­ной пло­щад­ки му­зе­ям, ар­хи­вам, из­да­тельст­вам, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ским кол­лек­ти­вам для раз­ме­ще­ния в от­кры­том до­сту­пе элек­трон­ных ко­пий име­ю­щих­ся у них ру­ко­пис­ных ма­те­ри­а­лов (вмес­те с не­об­хо­ди­мой со­пут­ст­ву­ю­щей ин­фор­ма­ци­ей: пра­ва на ее пуб­ли­ка­цию, ад­ре­са и те­ле­фо­ны для на­уч­ных и де­ло­вых кон­так­тов и пр. Мы так­же бе­рем на се­бя тех­ни­чес­кое об­слу­жи­ва­ние этой экс­по­зи­ции, вклю­ча­ю­щее пер­вич­ную об­ра­бот­ку и по­сле­ду­ю­щее раз­ме­ще­ние от­ска­ни­ро­ван­ной ру­ко­пи­си, об­нов­ле­ние и до­пол­не­ние экс­по­зи­ци­он­ных ма­те­ри­а­лов и др. При этом все пра­ва му­зея, ар­хи­ва (дру­го­го пра­во­об­ла­да­те­ля) на предо­став­лен­ные ма­те­ри­а­лы пол­ностью со­хра­ня­ют­ся, а ру­ко­пис­ные ма­те­ри­а­лы раз­ме­ща­ет­ся в ви­де, не до­пус­ка­ю­щем их не­санк­ци­о­ни­ро­ван­ное из­да­ние. При­ме­ром мо­жет слу­жить на­ше со­труд­ни­чест­во с Го­су­дар­ст­вен­ной Треть­я­ков­ской Га­ле­ре­ей. В на­сто­я­щее вре­мя на­шем сай­те раз­ме­ща­ет­ся элек­трон­ная ко­пия из­да­ния «Ти­по­граф­ский Ус­тав (ус­тав с кон­да­ка­рем)» а трех то­мах, осу­щест­влен­но­го под на­уч­ной ре­дак­ци­ей Б. А. Успен­ско­го из­да­тельст­вом «Язы­ки сла­вян­ских куль­тур» при со­дейст­вии Га­ле­реи. Это из­да­ние по­свя­ще­но ру­ко­пис­но­му па­мят­ни­ку кон­ца XI – на­ча­ла XII вв. Пер­вый том пред­став­ля­ет фак­си­миль­ное вос­про­из­ве­де­ние ру­ко­пи­си, вто­рой — на­бор­ное вос­про­из­ве­де­ние и сло­во­ука­за­тель, тре­тий со­дер­жит по­свя­щен­ные ей на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния. При­мер со­труд­ни­чест­ва с уче­ны­ми – раз­дел, по­свя­щен­ный древ­не­рус­ским бе­рес­тя­ным гра­мо­там, раз­ра­бо­тан­ный кол­лек­ти­вом уче­ных во гла­ве с ака­де­ми­ка­ми В. Л. Яни­ным и А. А За­лиз­ня­ком. Впер­вые в пол­ном объ­еме пред­став­ле­ны кол­лек­ции бе­рес­тя­ных до­ку­мен­тов Го­су­дар­ст­вен­но­го ис­то­ри­чес­ко­го му­зея и Нов­го­род­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го объ­еди­нен­но­го му­зея-за­по­вед­ни­ка. При­ме­ром со­труд­ни­чест­ва с из­да­тельст­ва­ми яв­ля­ет­ся со­вмест­ная ра­бо­та с из­да­тельст­вом «Язы­ки сла­вян­ских куль­тур», ко­то­рое предо­ста­ви­ло нам свои из­да­ния пер­вых то­мов Пол­но­го со­бра­ния рус­ских ле­то­пи­сей, п так­же ру­ко­пис­ных книг «Ис­то­рия иудей­ской вой­ны Иоси­фа Фла­вия» (древ­не­рус­ский пе­ре­вод) и «Псал­тырь 1683 г. в пе­ре­во­де Ав­ра­мия Фир­со­ва». На­ря­ду с глав­ной за­да­чей — со­брать пол­ный элек­трон­ный ар­хив древ­не­рус­ских ма­те­ри­а­лов, мы ста­вим пе­ред со­бой еще две за­да­чи. Вто­рая за­да­ча, не­по­средст­вен­но свя­зан­ная с пер­вой — со­зда­ние спе­ци­аль­ных об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм по изу­че­нию са­мых раз­ных ас­пек­тов древ­не­рус­ской ис­то­рии, ли­те­ра­ту­ры и куль­ту­ры, как свет­ской, так и ре­ли­ги­оз­ной (вклю­чая бо­го­слу­же­ние, мо­на­с­тыр­ское устройст­во, ху­до­жест­вен­ные сти­ли и вку­сы, куль­то­вые фи­гу­ры и проч.). Эти про­грам­мы, ори­ен­ти­ро­ван­ные на раз­ные об­ра­зо­ва­тель­ные уров­ни обу­ча­ю­щих­ся (от млад­ших школь­ни­ков до сту­ден­тов стар­ших кур­сов и ас­пи­ран­тов уни­вер­си­те­тов) мо­гут стать не­за­ме­ни­мым под­спорь­ем в школь­ном и ву­зов­ском об­ра­зо­ва­нии на всей тер­ри­то­рии Рос­сии, важ­ным ис­точ­ни­ком воз­рож­де­ния оте­чест­вен­но­го са­мо­соз­на­ния и ду­хов­ных тра­ди­ций. На­ко­нец, третья на­ша за­да­ча — спо­собст­во­вать рас­ши­ре­нию ис­сле­до­ва­ний по ис­то­рии, ли­те­ра­ту­ре, куль­ту­ре, язы­ку Древ­ней Ру­си, пу­тем об­лег­че­ния до­сту­па оте­чест­вен­ным и за­ру­беж­ным сла­вис­там к ру­ко­пис­ным ис­точ­ни­кам и по­свя­щен­ным им на­уч­ным ра­бо­там. Это бу­дет спо­собст­во­вать по­вы­ше­нию ин­те­ре­са к рус­ской ис­то­рии и куль­ту­ре, рос­ту ее вли­я­ния и ав­то­ри­те­та в ми­ре.

Читайте также:  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: жизнь, семья, биография

Из фондов отечественных библиотек, музеев, архивов, частных коллекций

  • Древнерусские берестяные грамоты
  • Русские летописи
  • Издания славянских памятников

В создании сайта участвуют и помогают:

Издательство «ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР» ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. В. В. ВИНОГРАДОВА РАН ИКТ для НКО

Публикация и другие виды распространения представленных на сайте Некоммерческого Партнерства «Рукописные памятники Древней Руси» материалов НЕ ДОПУСКАЕТСЯ без письменного разрешения их правообладателей.

Архитектура

Удивительное строение голубого цвета видно издалека на холме зеленого массива. Архитектурный стиль не отличался от других зданий своего времени и возведен в духе эклектики, нарядное строение соединяет зодческие элементы различных эпох древне российских направлений с классицизмом.

Внешний вид церкви это куб с прямыми углами и пяти главными куполами, плоскими стенами и карнизом оформленным поребриком. Это ретроспектива подражания национальной характеристике русского зодчества. К классицизму относится антаблемент в окончании авангардной стороны, большие окна, окруженные наличниками.

Лучшая статья для Вас, переходите: Николо-Угрешский монастырь где находится, как доехать, адрес, расписание богослужений

Спокойные, незагруженные украшением гладкие стены, скупые оконные проемы. Внутреннее помещение свободное, со сводами и композицией одного этажа окон. Церковь олицетворяет идею тленности тела и бренность бытия.

Церковь Николая Чудотворца

От пагубных разрушений церковь спасли те же рабочие Трехгорной мануфактуры. В самые неспокойные и опасные 1905 и 1917 годы они организовали охрану собора, который находился прямо в эпицентре всех революционных событий, происходивших на Пресне. Благодаря этому храм не был разграблен и разрушен.

Однако в начале 20-х годов церковь сохранить не удалось, сначала она была разорена, а потом и вовсе закрыта. В 1929 году ее перестроили, были разрушены купол и колокольня. Новая власть разместила там клуб, а немного позднее дом пионеров им. Павлика Морозова. Переулок, имевший название Никольский, тоже стал носить имя героя-пионера.

Храм Святителя Николая у Соломенной сторожки (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Святителя Николая у Соломенной сторожки (Москва)

Храм Святи́теля Никола́я у Соло́менной сторо́жки — деревянный шатровый храм, был построен в 1916 году в неорусском стиле. В советское время церковь была снесена. Воссоздана в 1997 году с использованием оригинального проекта на новом месте. Имеет статус Патриаршего подворья.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Основание
    • 1.2 Советский период
    • 1.3 Возрождение
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Описание
    • 2.2 Деятельность прихода
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История

Основание

В начале XX века местность, где располагался храм, представляла собой дачный посёлок, через который к селу Петровско-Разумовскому шла дорога. Рядом находились лесные угодья Петровской лесной и земледельческой академии (ныне Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева). Для охраны южной границы леса там стояла сторожевая будка с соломенной крышей — от неё храм и получил своё название.

По соседству с сельскохозяйственной академией размещался летний лагерь Московского гарнизонного батальона. После начала Первой мировой войны здесь стали формироваться воинские части для отправки на фронт. Вскоре воины 675-й Тульской пешей дружины предложили построить на пожертвования летний храм. Главными инициаторами были командир дружины полковник А. А. Мозалевский и В. И. Заглухипский, который жертвовал церкви свои средства и позднее стал её старостой. Деньги на строительство церкви жертвовали как офицеры, так и дачники Петровско-Разумовского. Всего было собрано 3000 рублей. Архитектором храма стал Ф. О. Шехтель.

Строительство храма заняло около месяца. Храм был освящён 20 июля 1916 года епископом Можайским Димитрием. На торжественной церемонии присутствовали Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, генерал-губернатор Москвы, командующий войсками Московского военного округа, командиры ополченческих бригад, офицеры 675-й Тульской дружины и местные жители. Профессор богословия священник И. А. Артоболевский произнёс речь о том, какое значение имеет этот храм.

Московские газеты в 1916 году так писали об этой церкви: «Представляя собой археологическую ценность как собрание редчайших икон, этот храм является в то же время первой в России церковью-памятником переживаемых событий».

Советский период

После Октябрьской революции храм, изначально созданный для нужд дружины, стал приходским. 6 апреля 1922 года из храма было изъято 7 фунтов серебра. Храм оставался действующим сравнительно долго. После закрытия окрестных церквей его приход возрос с 300 до 2000 человек. Фёдор Шехтель, живший неподалёку, часто посещал храм.

В 1920-х годах церковь значилась памятником архитектуры и присутствовала в охранных списках как собрание древних икон. Несмотря на это, техническое состояние церкви постепенно ухудшалось. В середине 1920-х годов архитектор Шехтель обратился к властям с предложением о реконструкции церкви, однако оно было оставлено без внимания.

В церкви служили священники, которые позднее были причислены к лику святых как священномученики: Василий (Надеждин), Владимир Амбарцумов, Михаил Шик, Михаил Славский. Василий Надеждин был рукоположён во иерея в храме у Соломенной сторожки в 1921 году и служил там до своего ареста в 1929 году. По просьбе прихожан — профессоров Сельскохозяйственной академии — он занимался духовно-нравственным воспитанием их детей. Василий Надеждин организовал церковный хор, по субботам выступал с проповедями. В 1928 году в церковь пришёл Владимир Амбарцумов, а после ареста Василия Надеждина он стал настоятелем. Вскоре он привлёк к службам Михаила Шика. Они стали проводить службы по очереди. Владимир Амбарцумов и Михаил Шик ушли на покой в 1931 году, не желая признавать митрополита Сергия патриаршим местоблюстителем. В 1932 году настоятелем храма стал Михаил Славский, но на следующий год его арестовали.

В 1935 году храм был закрыт, шатёр и колокольня сломаны. Однако, по свидетельствам старожилов, там ещё некоторое время велись службы и крестили детей. Затем здание церкви было превращено в общежитие. К 1960 году окончательно разрушившееся здание храма было снесено, а на его месте был построен блочный 15-этажный жилой дом для работников милиции (улица Дубки, дом № 4).

Возрождение

22 декабря 1995 года местные верующие бизнесмены обратились к префекту Северного округа Михаилу Дёмину с просьбой восстановить храм. В 1996 году Дёмин рассказал об этой идее настоятелю церкви Знамения в Ховрине Георгию Полозову, и он согласился заняться восстановлением церкви. Для строительства храма префектура отвела 33 сотки земли на окраине парка «Дубки» в 300 метрах от места его первоначального нахождения. 19 ноября 1996 года Правительством Москвы «в связи с многочисленными просьбами граждан» было принято распоряжение о «восстановлении памятника русского деревянного зодчества конца XIX века» (хотя храм построили в начале XX века).

Проект восстановления храма был разработан архитектором А. В. Бормотовым с использованием сохранившихся чертежей. Курировал проект архитектор-реставратор В. И. Якубени, ответственным за строительство был священник Георгий Полозов. На строительство храма было выделено 140 000 долларов. Закладка состоялась 10 декабря 1996 года. Строительство заняло несколько месяцев, и 20 апреля 1997 года храм был освящён.

В ходе строительства не были соблюдены некоторые принципы научной реставрации. По сообщениям прессы, не были проведены все необходимые экспертизы и согласования. Священник Георгий Полозов прокомментировал это так: «Да, я поторопился. Но у меня не было иного выхода, кроме как нарушать инструкции. Иначе бы я никогда его не построил».

Современное состояние

Описание

Проект деревянного храма вместимостью 100 человек в стиле шатровых церквей Вологодского края был разработан академиком архитектуры Ф. О. Шехтелем. Архитектор высоко оценивал собственный проект: «По-моему, лучшая из моих построек», — написал на подаренной И. П. Машкову открытке с изображением церкви тяжелобольной Шехтель в 1925 году.

Храм был построен в неорусском стиле. Образцами для архитектурного решения храма стали деревянные шатровые церкви русского Севера XVI—XVIII веков — Успенская в Варзуге, Покрова Божией Матери в Заостровье и Климентовская в Уне. Шехтель практически воссоздал в своём проекте традиционные композиционные приёмы и архитектурные детали прототипов. Исключение составила звонница — на Севере колокольни ставились отдельно от храма. Конструкция храма также отлична от традиционной — она каркасная, а не бревенчатая (поэтому церковь была неотапливаемой). Шатровый храм крестообразный в плане. К нижнему четверику приделаны четыре бочки, образуя крест. Пространство под бочками расширено, благодаря чему храм может вместить большее количество молящихся. Венчает храм высокий шатёр с небольшой главкой.

Боковые помещения храма органично соединяются с центральным пространством. Гармонично вписываются в интерьер малые архитектурные формы: лавки, ограждения клиросов, аналои и подсвечники. В центральной части подвешено большое паникадило. Внутренняя отделка и роспись храма выполнялись по эскизам архитектора в стиле убранства Феропонтова монастыря. Для иконостаса собирались подлинные иконы XVI — XVII веков, наиболее ценные из которых украсили царские врата, представляющие собой точную копию царских врат Феодоровского собора в Царском Селе. Работы по росписи храма производили дети архитектора — выпускники живописного отделения МУЖВЗ Лев Фёдорович и Вера Фёдоровна.

Современный храм построен с использованием подлинных чертежей, но, несмотря на это, имеются некоторые отступления от проекта. В отличие от старого каркасного храма, новый выстроен из бруса. Помещение отапливается в зимнее время. Кровля нового храма покрыта медью. Новый храм стоит не на земле, а на каменном подклете. Имеется подвальный этаж.

Деятельность прихода

При храме действует воскресная школа для детей от 4 до 15 лет.

Есть курсы сестёр милосердия.

Проводятся встречи молодёжного клуба и катехизаторские беседы.

Имеется православная библиотека.

Святыни

  • Тихвинская икона Божией Матери
  • Иверская икона Божией Матери
  • Икона Святителя Николая Явленского
  • Икона преподобного Леонтия Михайловского с частицей мощей
  • Икона Собора Санаксарских святых с частицами мощей преподобного Феодора, праведного воина Феодора Ушакова, преподобноисповедника Александра
Читайте также:  Храм Знамения на Рижской, расписание богослужений, адрес

Престольные праздники

Как добраться

Храм святого Николая у Соломенной сторожки расположен у южной окраины парка «Дубки». В 400 м восточнее храма находится выход станции метро «Тимирязевская» Серпуховско-Тимирязевской линии. В 200 м к юго-западу от храма расположена остановка «Префектура САО» трамвая № 27, следующего по маршруту метро «Войковская» — метро «Дмитровская».

Адрес: ул. Ивановская, д. 3, Москва, Россия, 127434

Проезд: м. Тимирязевская, первый вагон из центра, налево по подземному переходу, подняться налево, идти в сторону парка Дубки 5 мин.

Храм свт. Николая Чудотворца у Соломенной Сторожки

Контактные данные

Адрес: 127434, Москва, ул. Ивановская, д. 3.

Телефон: +7 (499) 977-9931

Проезд: м. «Тимирязевская», 1-ый вагон из центра, налево по подземному переходу, выход вверх налево, далее идти в сторону парка «Дубки» около 5 мин.

Расписание богослужений:
— ежедневно: 08-00 — Божественная Литургия, 17-00 — Вечернее богослужение.
— по пятницам: акафист свт. Николаю чудотворцу, акафист мц. Людмиле Чешской.
— воскресные и праздничные дни: 07-00 и 10-00 — Божественная Литургия, накануне в 17-00 — Всенощное бдение.

Духовенство

Настоятель:
протоиерей Владимир Новицкий

Клирики:
протоиерей Орест Оршак
священник Антоний Игнатьев
диакон Максим Дулев

Храм на карте

О храме

Престольные праздники

— Свт. Николая чудотворца (22 мая, 19 декабря);
— Мц. Людмилы Чешской (29 сентября).

Святыни

— Чтимые иконы: Божией Матери «Тихвинская», «Иверская»;
— Собор Санаксарских святых с частицами мощей прп. Феодора, прав. воина Феодора Ушакова, прп. исп. Александра;
— Икона прп. Леонтия исп. Михайловского с частицей мощей;
— Икона святителя Николая Мирликийского Явленного;
— Икона свт. Мартина Турского с частицей мощей.

История

Небольшое старинное село Астрадамово, прилегавшее к Петровско-Разумовскому селению, прекратило свое существование в начале XIX века. Земельные угодья бывшего села перешли во владение Петровской сельскохозяйственной академии, проводившей на них искусственные посадки.

В книгах начала века пишется, что некогда здесь у дороги стояла крытая соломой будка, названная поэтому в народе «соломенной сторожкой». Когда в этих местах построили церковь Святителя Николая, память народная прибавила к названию указание — «у Соломенной сторожки».

Инициаторами строительства нового храма стали воины расположенной неподалеку 675-й Тульской пешей дружины и прежде всего ее командир полковник А.А. Мозалевский, а также жертвователь, будущий староста церкви В.И. Заглухипский. Деньги на строительство нового храма собирали также дачники села Петровско-Разумовского.

Проектировать храм был приглашен академик архитектуры Ф.О. Шехтель, автор многочисленных построек, в том числе культовых (часовня при Лютеранской церкви и церковь Василия Кесарийского, отделка церкви Пимена Нового, церковь в Иванове-Вознесенске и некоторые другие), удостоенный множества наград, последняя из которых — орден св. Владимира IV степени за труды военного времени.

Перешедший в 1915 году в православную веру Федор Осипович вдохновился созданием проекта деревянной церкви в неорусском стиле. В результате в 1916 году всего за один месяц по его чертежам возводят деревянный шатровый храм. Ф. Шехтель писал, что «церковь скомпонована в характере северных церквей Олонецкой губернии, за исключением звонницы, т.к. на Севере колокольни ставились отдельно от церкви».

Церковь была освящена 20 июля 1916 года в присутствии великой княгини Елисаветы Феодоровны, московского губернатора, градоначальника, командующего войсками Московского военного округа, командиров ополченческих бригад, офицеров Тульской дружины, окрестного населения.

В Советское время, после закрытия в округе других храмов, количество прихожан у храма святителя Николая возросло с 300 до 2000 человек. Построенный каркасным способом храм с трудом вмещал прихожан и вызывал беспокойство Шехтеля за его техническое состояние. Обращаясь в середине 20-х годов в Строительную комиссию с докладной запиской, он, чтобы спасти церковь, советовал при своем участии установить постоянный технический контроль, обить внутри стены асбестовыми листами или толстым шведским картоном, устроить электрическое отопление, поддерживать в сухом состоянии подполье и прочее.

В конце докладной записки он сообщает, что «измыслил» способ, как сделать из летней церкви зимнюю путем обивки изнутри двухвершковыми толстыми досками.

Планам Шехтеля не суждено было сбыться. Сам архитектор скончался в 1926 году, в возрасте 67 лет. А в 1935 году храм был закрыт, его звонница и шатер были сломаны. По рассказам старожилов, некоторое время в церкви еще продолжались службы. Но вскоре в здании разместили общежитие.

В 60-х гг. XX века церковь снесли окончательно, на ее месте выстроили многоэтажный дом № 4 по улице Дубки.

Три десятилетия спустя у префекта Северного административного округа Москвы Михаила Демина и иерея Георгия Полозова возникла идея восстановления храма. Работы по восстановлению церкви начались с конца 1996 года.

Проект храма разрабатывался архитектором А. Бормотовым с использованием сохранившихся чертежей Ф. Шехтеля, любительских фотографий и зарисовок. Надзор за реализацией проекта осуществлял опытный архитектор-реставратор В.И. Якубени. Строительство вело акционерное общество «Аркада». Новый храм приспособлен для зимнего времени, отопляем, поставлен на мощное каменное основание, стены выполнены из бруса, а кровля перекрыта медью. Все это делает здание более прочным по сравнению с прежним.

Новый храм был построен недалеко от места, на котором стоял прежний, менее чем за полгода и освящен 20 апреля 1997 года.

galik_123

Наводы

Курс – на эстетику и позитив!

Деревянный шатровый храм у Соломенной сторожки был построен в 1916 году как церковь Николая Чудотворца 675-й Тульской пешей дружины в Петровско-Разумовском у Соломенной сторожки. Церковь изначально строилась как первый в России храм-памятник Первой мировой войны. В советское время церковь была снесена и воссоздана в 1997 году с использованием оригинального проекта на новом месте – в 300 метрах от старого, на окраине парка “Дубки”.
Название этой местности на севере Москвы звучит как-то совсем не по-городскому. Интересна история его возникновения. Оказывается, проезд Соломенной сторожки получил своё название по сторожевому домику, у которого были глинобитные (с соломой) стены. В этом доме жил сторож, который охранял территории первого в России высшего сельскохозяйственного учебного заведения – Петровской лесной и земледельческой академии (сейчас – Российский государственный аграрный университет им. К. А. Тимирязева).

1. Здесь и построил Фёдор Иванович Шехтель церковь в неорусском стиле, венчает которую высокий шатёр с небольшой главкой.

В 1925 году на обратной стороне открытки с изображением этой церкви, отправленной исследователю древнерусского зодчества и реставратору И.П. Машкову, архитектор написал: “По-моему, лучшая из моих построек”. Такую же открытку он подарил настоятелю церкви В.Ф. Надеждину.


Фото из Википедии

В начале XX века местность, где располагался храм, представляла собой дачный посёлок, через который к селу Петровско-Разумовскому шла дорога. Рядом находились лесные угодья Петровской академии. К сожалению, Соломенная сторожка – небольшой глинобитный дом, напоминавший южнорусскую избу, с четырьмя комнатами и сквозным коридором в центре, не сохранилась, но память о ней осталась в названии проезда и храма.

Соломенная сторожка, в которой проживали сторожа Петровской сельскохозяйственной академии

Родившийся в Соломенной сторожке выдающийся архитектор Константин Мельников в своих воспоминаниях подробно описал сторожку: её окружал глухой забор, во дворе находились дровяной сарай, стойло для лошадей и колодец. Свои воспоминания о Соломенной сторожке в рассказе “Прохор и студенты” оставил и учившийся в 1870-х годах в Петровской академии писатель Владимир Галактионович Короленко.


На фотографии слева направо: сидит известный лесовод Лохвицкий (двоюродный брат поэтессы Миры Лохвицкой и писательницы Н.Теффи, его супруга, кормилица и кухарка семьи, две дочери и студент (судя по форме МСХИ). Семья временно заняла сторожку во время ремонта собственного дома.

В 1905 году из-за частых студенческих волнений Петровско-Разумовское было передано в ведение городской полиции, а в сторожке разместилась квартира пристава. После 1918 года здесь находилось отделение милиции. Дом был разобран в послевоенные годы. В 1955 году перестроенную сторожку снесли и выстроили вскоре новый жилой дом №10 по ул. Вишневского.

По соседству с сельскохозяйственной академией размещался летний лагерь Московского гарнизонного батальона. После начала Первой мировой войны здесь стали формироваться воинские части для отправки на фронт. Вскоре воины 675-й Тульской пешей дружины предложили построить на пожертвования летний храм. Главными инициаторами были командир дружины полковник А.А. Мозалевский и В.И. Заглухипский, который жертвовал церкви свои средства и позднее стал её старостой. Деньги на строительство церкви жертвовали как офицеры, так и дачники Петровско-Разумовского. Всего было собрано 3000 рублей.


Фото 1916 года из Википедии

2. Строительство храма заняло около месяца. Это был небольшой деревянный храм, вмещавший 100 человек, выполненный в стиле шатровых церквей Вологодского края. Шехтель практически воссоздал в своём проекте традиционные композиционные приёмы и архитектурные детали этих церквей. Исключение составила звонница: на Севере колокольни ставились отдельно от храма. Конструкция храма также отлична от традиционной: она каркасная, а не бревенчатая, поэтому церковь была неотапливаемой. Шатровый храм крестообразный в плане, к нижнему четверику приделаны четыре бочки, образуя крест.

Образцами для храма стали деревянные шатровые церкви русского Севера XVI-XVIII веков: Успенская в Варзуге, Покрова Божией Матери в Заостровье и Климентовская в селе Уне.


Успенская церковь XVII века в селе Варзуга, Терский район на юго-востоке Мурманской области


Климентовская церковь в деревне Уна 1501 года постройки сгорела в 1892 году. Рис. из журнала “Нива”

Храм Покрова Божией Матери в Заостровье,1900-1917 год. Открытка с сайта https://pastvu.com/p/245745

Внутренняя отделка и роспись храма выполнялись по эскизам архитектора в стиле убранства Ферапонтова монастыря. Для иконостаса собирались подлинные иконы XVI – XVII веков. Причем наиболее ценные из них украсили царские врата, которые были точной копией царских врат Феодоровского собора в Царском Селе. Роспись храма производили дети архитектора – профессиональные живописцы Лев Фёдорович и Вера Фёдоровна.


Фрагмент иконостаса

3. Храм был освящён 20 июля 1916 года епископом Можайским Димитрием. На торжественной церемонии присутствовали Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, генерал-губернатор Москвы, командующий войсками Московского военного округа, командиры ополченческих бригад, офицеры 675-й Тульской дружины и местные жители. Профессор богословия священник И. А. Артоболевский произнёс речь о том, какое значение имеет этот храм. Московские газеты в 1916 году так писали об этой церкви: “Представляя собой археологическую ценность как собрание редчайших икон, этот храм является в то же время первой в России церковью-памятником переживаемых событий”.

4. Фёдор Шехтель, живший неподалёку, часто посещал храм, и его техническое состояние вызывало беспокойство архитектора. Обращаясь в середине 20-х годов в Строительную комиссию с докладной запиской, он, чтобы спасти церковь, советовал при своем участии установить постоянный технический контроль, обить внутри стены асбестовыми листами или толстым шведским картоном, устроить электрическое отопление, поддерживать в сухом состоянии подполье и прочее. Однако его предложение о реконструкции храма было оставлено без внимания.

Читайте также:  Икона «Непроходимая Дверь» - значение, в чем помогает

6. После Октябрьской революции храм, изначально созданный для нужд дружины, стал приходским. 6 апреля 1922 года из храма было изъято 7 фунтов серебра. Храм оставался действующим сравнительно долго. После закрытия окрестных церквей его приход возрос с 300 до 2000 человек. В 1920-х годах церковь значилась памятником архитектуры и присутствовала в охранных списках как собрание древних икон. Несмотря на это, техническое состояние церкви постепенно ухудшалось.
В 1935 году храм был закрыт, шатёр и колокольня сломаны. Однако, по свидетельствам старожилов, там ещё некоторое время велись службы и крестили детей. Затем здание церкви было превращено в общежитие. К 1960 году окончательно разрушившееся здание храма было снесено, а на его месте был построен блочный 15-этажный жилой дом для работников милиции (улица Дубки, дом № 4).

7. Идея восстановления храма возникла в 1995 году, а 19 ноября 1996 года Правительством Москвы было принято распоряжение о выделении участка и воссоздании памятника русского деревянного зодчества.

8. Проект восстановления храма был разработан архитектором А. В. Бормотовым с использованием сохранившихся чертежей. Курировал проект архитектор-реставратор В. И. Якубени.

9. В 1997 году вновь был освящён деревянный храм, полностью восстановленный по чертежам Федора Осиповича Шехтеля.

10. Воссоздание Никольского храма поблизости от того месте, где он стоял ранее, оказалось благим делом. Сейчас в Никольском храме открыт музей, есть Православное сестричество, Никольское молодежное братство, воскресная школа. И вообще, кипит жизнь и очень доброжелательная атмосфера для всех посещающих это место.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Мчч. Памфила пресвитера, Валента диакона.

Часы, Литургия, исповедь

Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца

Часы, Литургия, исповедь

Вечерня, Утреня, 1 час

Акафист «Споручнице грешных»

Свт. Льва, папы Римского.

Часы, Литургия, исповедь

Вечерня, Утреня, 1 час

Апп. от 70-ти Архиппа и Филимона, мц. равноап. Апфии.

Часы, Литургия, исповедь

Вечерня, Утреня, 1 час

Акафист свт. Николаю

Прп. Льва, еп. Катанского, блгв. кн. Ярослава Мудрого.

Часы, Литургия, исповедь

Вселенская родительская (мясопустная) суббота, прп. Тимофея, иже в Символех.

Часы, Литургия, исповедь, панихида

Всенощное бдение

Неделя Мясопустная, о Страшном Суде. Мучеников иже во Евгении.

Заговенье на мясо (Седмица сполшная).

Ранняя литургия, исповедь

Поздняя литургия, исповедь

Вечерня, Утреня, 1 час

Седмица сырная (Масленица). Блж. Матроны Московской.

Часы, Литургия, исповедь

Первое (IV) и второе (452) обре́тение главы Иоанна Предтечи.

Часы, Литургия, исповедь

Вечерня, Утреня, 1 час

Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского.

Литургии не положено.

3, 6, 9 часы, Изобразительны, Вечерня

Прп. Севастиана Пошехонского.

Часы, Литургия, исповедь

Вечерня, Утреня, 1 час

Прп. Прокопия Декаполита.

Литургии не положено.

Сщмч. Арсения, митр. Ростовского.

Часы, Литургия, исповедь

Всенощное бдение

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост.

Ранняя литургия, исповедь

Поздняя литургия, исповедь

Вечерня с чином прощения

Понедельник 1-й седмицы. Свмч. Феодота, еп. Киринеского, свт. Арсения, еп. Тверского.

Утреня, часы, Изобразительны, Вечерня

Великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского

Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска.

Утреня, часы, Изобразительны, Вечерня

Великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского

Благ.кн. Даниила Московского.

Утреня, часы, Изобразительны, Вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров

Великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского

Мч. Ко́нона Исаврийского.

Утреня, часы, Изобразительны, Вечерня

Великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского

Мчч. 42-х во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними.

Утреня, часы, Изобразительны, Вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров

Праздничное богослужение

Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных».

Ранняя литургия, исповедь

Поздняя литургия, исповедь

Всенощное бдение

Неделя 1-я Великого Поста. Торжество Православия. Прп. Феофилакта, еп. Никомидийского.

Ранняя литургия, исповедь

Поздняя литургия, исповедь

40 мучеников Севастийских.

Часы, Изобразительны, Вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров

Великое повечерие, Утреня, 1 час

Мчч. Кодрата и иже с ним.

Часы, Изобразительны, Вечерня

Великое повечерие, Утреня, 1 час

Свт. Софрония, патр. Иерусалимского.

Часы, Изобразительны, Вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров

Великое повечерие, Утреня, 1 час

Свт. Григория Двоеслова, папы Римского, прп. Симеона Нового Богослова.

Часы, Изобразительны, Вечерня

Великое повечерие, Утреня, 1 час

Свт. Никифора, патриарха Константинопольского.

Часы, Изобразительны, Вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров

Парастас (Великое повечерие, Утреня)

Прп. Венедикта Нурсийского. Поминовение усопших.

Часы, Литургия, панихида

Всенощное бдение

Неделя 2-я Великого Поста. свт. Григория Паламы, арх. Фессалонитского.

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО В СТАРОМ ВАГАНЬКОВЕ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЛАГОЧИНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВИКАРИАТСТВА МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ

119019, Москва, Староваганьковский переулок, д. 14, стр. 6

Храм открыт ежедневно с 9:00 до 19:00 (в воскресенье до 15:00)

Скачать текст расписания:

в Храме Святителя Николая Мирликийского

в Старом Ваганькове

АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ, МИРЛИКИЙСКОМУ ЧУДОТВОРЦУ
Четверг, 4 марта17.00Молебен с акафистом
ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
Суббота, 6 марта8.30Часы, литургия, панихида
НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ О СТРАШНОМ СУДЕ
Суббота, 6 марта17.00Всенощное бдение
Воскресенье, 7 марта8.30Часы, литургия
1-е и 2-е ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА
Вторник, 9 марта8.30Часы, литургия
АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ, МИРЛИКИЙСКОМУ ЧУДОТВОРЦУ
Четверг, 11 марта17.00Молебен с акафистом
СУББОТА СЫРНАЯ. ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ, В ПОДВИГЕ ПРОСИЯВШИХ
Суббота, 13 марта8.30Часы, литургия
НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ. ВОСПОМИНАНИЕ АДАМОВА ИЗГНАНИЯ
Суббота, 13 марта17.00Всенощное бдение
Воскресенье, 14 марта8.30Часы, литургия. Чин прощения
ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА
Понедельник, 15 марта18.00Повечерие с Великим каноном
Вторник, 16 марта18.00Повечерие с Великим каноном
Среда, 17 марта18.00Повечерие с Великим каноном
Четверг, 18 марта18.00Повечерие с Великим каноном
ПЯТНИЦА 1-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Пятница, 19 марта8.30Вечерня, литургия преждеосвященных даров
ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА ТИРОНА
Суббота, 20 марта8.30Часы, литургия
НЕДЕЛЯ 1-я ПОСТА. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ
Суббота, 20 марта17.00Всенощное бдение
Воскресенье, 21 марта8.30Часы, литургия
ПОНЕДЕЛЬНИК 2-й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА. СОРОКА МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ
Понедельник, 22 марта8.30Вечерня, литургия преждеосвященных даров
СУББОТА 2-й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА. ПРЕПОДОБНОГО ВЕНЕДИКТА НУРСИЙСКОГО
Суббота, 27 марта8.30Часы, литургия, панихида
НЕДЕЛЯ 2-я ВЕЛИКОГО ПОСТА. СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ
Суббота, 27 марта17.00Всенощное бдение
Воскресенье, 28 марта8.30Часы, литургия
СРЕДА 3-й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Среда, 31 марта8.30Вечерня, литургия преждеосвященных даров

Храм открыт ежедневно с 9:00 до 19:00 (в воскресенье до 15:00)

Скачать бланк платежного поручения

«Добровольное пожертвование на уставную деятельность»

Тексты и изображения, размещенные на сайте, могут быть опубликованы только с указанием источника

Храм святителя Николая Мирликийского у Соломенной Сторожки г. Москва

Официальный приходской сайт

Контактная информация

  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Краткая историческая справка: Небольшое старинное село Астрадамово, прилегавшее к Петровско-Разумовскому селению, прекратило свое существование в начале XIX века. Земельные угодья бывшего села перешли во владение Петровской сельскохозяйственной академии, проводившей на них искусственные посадки.

В книгах начала века пишется, что некогда здесь у дороги стояла крытая соломой будка, названная поэтому в народе «соломенной сторожкой». Когда в этих местах построили церковь Святителя Николая, память народная прибавила к названию указание — «у Соломенной сторожки».

Инициаторами строительства нового храма стали воины расположенной неподалеку 675-й Тульской пешей дружины и прежде всего ее командир полковник А.А. Мозалевский, а также жертвователь, будущий староста церкви В.И. Заглухипский. Деньги на строительство нового храма собирали также дачники села Петровско-Разумовского.

Проектировать храм был приглашен академик архитектуры Ф.О. Шехтель, автор многочисленных построек, в том числе культовых (часовня при Лютеранской церкви и церковь Василия Кесарийского, отделка церкви Пимена Нового, церковь в Иванове-Вознесенске и некоторые другие), удостоенный множества наград, последняя из которых — орден св. Владимира IV степени за труды военного времени.

Перешедший в 1915 году в православную веру Федор Осипович вдохновился созданием проекта деревянной церкви в неорусском стиле. В результате в 1916 году всего за один месяц по его чертежам возводят деревянный шатровый храм. Ф. Шехтель писал, что «церковь скомпонована в характере северных церквей Олонецкой губернии, за исключением звонницы, т.к. на Севере колокольни ставились отдельно от церкви».

Церковь была освящена 20 июля 1916 года в присутствии великой княгини Елисаветы Феодоровны, московского губернатора, градоначальника, командующего войсками Московского военного округа, командиров ополченческих бригад, офицеров Тульской дружины, окрестного населения.

В 60-х гг. XX века церковь снесли окончательно, на ее месте выстроили многоэтажный дом № 4 по улице Дубки.

Три десятилетия спустя у префекта Северного административного округа Москвы Михаила Демина и иерея Георгия Полозова возникла идея восстановления храма. Работы по восстановлению церкви начались с конца 1996 года.

Проект храма разрабатывался архитектором А. Бормотовым с использованием сохранившихся чертежей Ф. Шехтеля, любительских фотографий и зарисовок. Надзор за реализацией проекта осуществлял опытный архитектор-реставратор В.И. Якубени. Строительство вело акционерное общество «Аркада». Новый храм приспособлен для зимнего времени, отопляем, поставлен на мощное каменное основание, стены выполнены из бруса, а кровля перекрыта медью. Все это делает здание более прочным по сравнению с прежним.

Новый храм был построен недалеко от места, на котором стоял прежний, менее чем за полгода и освящен 20 апреля 1997 года.

  • Настоятель: протоиерей Владимир Новицкий
  • Расписание богослужений (общее кратко): Богослужения в храме совершаются ежедневно – утром в 8:00, вечером в 17:00. Каждое воскресение на вечернем богослужении совершается акафист Святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому. а каждую пятницу — акафист Мученице Людмиле княгине Чешской. По воскресным и праздничным дням — две Божественные Литургии в 7 и в 10 часов утра.
  • Престольные праздники:
    • Николая Чудотворца – Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.]
    • мц. Людмилы – Сентябрь 29 [по н.с.]
  • Святыни: Чтимые иконы Храма: Святителя Николая Явленского, Иверская и Тихвинская иконы Божией Матери, Преподобного Леонтия исповедника Михайловского с частицей мощей, Собор Санаксарских святых с частицами мощей.
  • Деятельность: При храме действуют:

    Воскресная Школа для детей от 4 до 15 лет.
    Катехизаторские беседы для прихожан (проводит беседы священник Димитрий Туркин по субботам с 15.30 до 17.00)
    Православная библиотека (время работы по субботам с 19:00 до 20:00 и по воскресеньям с 11:30 до 12:30).
    Проводятся встречи в молодежном клубе — каждый первый четверг месяца в 19.00
    Курсы сестер милосердия (руководитель кандидат медицинских наук Л.С.Заликина)
    Духовенство Храма окормляет заключенных СИЗО №5 г.Москвы

  • Ссылка на основную публикацию