Храм иконы Живоносный источник в Царицыно, расписание богослужений, история

Церковь «Живоносный Источник» в Царицыне — рассказываем в общих чертах

В Москве располагается огромное количество церквей, монастырей, источников и святых мест. Одним из таковых является храм Живоносный Источник, находящийся в Царицыно. Сюда приезжают паломники, чтобы помолиться перед мощами святых и иконами, вознести прошение и поблагодарить Небесные силы за все блага.

История от истоков до сегодняшнего дня

Согласно преданиям, в 5 веке возле Константинополя располагалась роща, облагороженная во имя Богородицы. В ней находился святой источник. Божья Матерь указала жителям это место и сказала, как найти его. Также она наказала посещать его, с верою просить помощи, и тогда люди будут исцеляться от болезней.

Церковь иконы Божией Матери Живоносный Источник в Царицыно, Москва

Исцелялись разные люди — императоры, простолюдины. Чтобы выразить свое признание и благодарность Источник огородили каменным кругом. Позднее рядом воздвигли каменный храм. Первая церковь была изготовлена из дерева. Как гласят древние источники, она была расписана тремя красками, имела 5 глав. Перед храмом находилась колокольня. Ее воздвигли бояре Стрешневы.

В 1722 году храм реконструировали, и появилась каменная церковь. Ее построили по заказу политического деятеля князя Кантемира. В 1765 завершились работы по перестройке храма. Имя архитектора неизвестно.

Что появилось нового — воздвигли северный придел в честь великомученика Димитрия Солунского. В 1771 году церковь вместила в себя тела князя Кантемира и его супруги. Таким образом, она стала исполнять роль усыпальницы. До того, как владелицей храма стала Екатерина Вторая, здесь было много хозяев. Став обладательницей церкви, она решила кардинально ее перестроить.

В 1775 году царица выкупила у семьи Кантемиров имение для строительства Царицынского дворца. Василий Баженов, который был нанят императрицей в качестве архитектора, сохранил в своих чертежах церковь, включив ее в ансамбль построек.

В 1883-1885 годах церковь снова перестраивали. Архитектором в этот раз стал Лавин. Он создал южный придел в честь Казанской иконы Божьей Матери. Благодаря ему была расширена трапезная. Изменили колокольню — вместо двух ярусов, которые были воздвигнуты еще при Баженове, Лавин сделал три яруса. В итоге она приобрела вертикальное положение. Теперь храм стал выделяться на фоне других дворцовых построек.

Интерьер Царицынского храма

Но наступили военные годы и в 1939 году церковь закрыли, сняли с юридической регистрации. Сначала в сооружении установили трансформаторную станцию. В 1970 году здесь работала типография.

С 1975 в здании поместили цех по обработке бревен. Несколько десятилетий здесь не звучало молитв, а только был слышен шум работающих станков.

В 1990 г церковь вновь начала работать. Поскольку она была сильно повреждена, христиане начали трудиться над ее восстановлением.

Важно! В мае 1998 года произошло замечательное событие — Патриарх Московский и всея Руси освятил храм.

В 1759-1765 годах князь М.Д. Кантемир построил существующее здание. Северный придел храма он освятил в честь Дмитрия Солунского — в память об отце

Путеводитель по архитектурным стилям

Архитектура церкви иконы Божией Матери «Живоносный Источник» не примечательна. Вызывает много споров, почему Екатерина II не стала ставить на ее месте более величественный храм.

Но царицынская церковь выделяется довольно редким посвящением иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Этот образ помогал женщинам зачать ребенка. Царевна Софья в пору ее увлечения в 1680-х годах князем В.В. Голицыным неоднократно молилась у этой иконы, ведь рождение сына могло помочь ей в борьбе за престол. В честь этого образа она построила каменный храм на Воробьевых горах.

Архитектура

Стилистически здание представляет собой характерную храмовую постройку елизаветинского барокко: восьмигранный центральный объём, устроенный по принципу «восьмерик на четверике» увенчан гранёным куполом; сдвоенные пилястры, волюты, оконные наличники акцентированы окраской в белый цвет. Имеются два придела: северный великомученика Димитрия Солунского и южный — Казанской иконы Божией Матери.

Современное состояние

Архитектура храма выполнена в стиле барокко времен Елизаветы. Это традиционное оформление для церквей в первой половине 18 века. Фасад сооружения украшен скромно, без излишеств. Кладку выполняли с помощью белого камня пилястры. В здании стены расписаны.

Созданием росписей занимался живописец Соколов А.М. Он украсил храм снаружи. Затем в северном притворе создал цикл настенных росписей под названием «Изгнание из рая». В южном пределе были расписаны циклы:

  • пророка Моисея;
  • лестницу Иакова;
  • Усекновение Главы Иоанна Крестителя;
  • избиение камнями святого Стефана.

Икона Божией Матери «Живоносный Источник»

В 1998 г живописец создал иконы в иконостасе, в том числе Живоносный Источник Божьей Матери. С 2000 г стал работать Батанов. Он расписал северный предел в честь Дмитрия Солунского и южный в честь Казанской иконы Богородицы.

Миссионерская и социальная деятельность

При храме действуют:

  • Приходская библиотека;
  • Воскресная школа, при которой создана группа поддержки заключённых и помощи православным общинам в местах заключения;
  • Православная школа;
  • Православный центр «Живоносный Источник». Центр организует паломнические поездки, в нём ведут благотворительный приём нуждающихся в помощи консультанты психологи и юристы. Работает книжная лавка.

Деятельность прихода

Христиане могут воспользоваться услугами большой библиотеки, находящейся рядом с храмом. Сюда приходят не только верующие люди и прихожане, но и школьники, студенты и просто любители узнать о христианстве много нового. Сейчас насчитано около 18 000 единиц хранения. Это книги, кассеты, журналы, пособия, учебники, газеты и брошюры.

Воскресная школа проводит наборы на каждый учебный год. Приглашаются дошкольники, подростки и взрослые. Что изучают на курсах — основы катехизиса, историю Ветхого и Нового Заветов, христианскую архитектуру и церковнославянский язык. Обучение бесплатное.

Важно! При воскресной школе создали группу поддержки граждан, которые находились в тюрьмах, зонах, СИЗО.

Кроме того, Царицынская церковь занимается организацией паломнических поездок по святым местам, источникам. Здесь оказывают свои услуги юристы и психологи. Можно прийти и совершенно бесплатно получить консультацию и ответы на насущные вопросы.

Богослужение в храме Живоносный Источник

При храме организованы разнообразные кружки:

  • росписи по дереву;
  • математика, физика;
  • рисование;
  • уроки вокала;
  • английский язык для взрослых;
  • плетение из бисера.

Несмотря на все гонения, которые претерпела церковь, и запреты, вера православных христиан одержала победу. Господь помог вернуть храм прихожанам.

Расписание богослужений

Божественные службы совершаются каждый день:

  • по будням Литургия с 09.00 и служба в 17.00;
  • в субботу, воскресенье и праздничные дни — Литургия начинается в 09.00 и 10.00, вечерняя — в 17.00.

Помимо главных Богослужений, каждый воскресный день в храме читают Акафист к Пресвятой Богородице.

Святыни и престольные праздники

Ежедневной в храм приходит много верующих. Здесь покоятся:

  • ковчег с мощами святого Московского Тихона;
  • частички мощей Митрофана Воронежского и преподобных Киево-Печерской лавры.

Именно в этой церкви находится святая икона Божьей Матери, именуемая «Живоносный источник».

Храмовый образ на апсиде церкви Живоносный Источник

3 мая — праздник иконы Божьей Матери «Живоносный источник». 8 ноября отмечают день памяти Димитрия Солунского. В этот день он почил.

Казанскую икону Божьей Матери празднуют 21 июля — это день Ее явления в Казани.

Духовенство

  • Протоиерей Александр Лаврин
  • Священник Роман Федотов
  • Священник Валерий Ершов
  • Священник Евгений Батаев
  • Священник Николай Михалушкин
  • Священник Сергий Торнаги
  • Священник Василий Лапкин
  • Протодиакон Виктор Маценко
  • Диакон Александр Зуев

Как добраться

Добраться до церкви в Царицыно просто — если выбрать метро, то сначала доезжают до станции «Орехово», «Домодедовская», «Царицыно». Выйдя, проходят пешком около 10 минут.

Также до святого места ездят автобусы под номерами 151, 203, 269, 182, 756.

Храм иконы Божией Матери Живоносный Источник в Царицыне

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Храм Казанской Божьей Матери в Коломенском

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Храм Казанской Божьей Матери в Коломенском является достоянием древней русской архитектуры. Церковь украшает Коломенское три с половиной века. Это шедевр русского зодчества и историческое культурное наследие.

История

Парк Коломенское был бывшей резиденцией царственных особ Российской державы. Идея строительства церкви пришла царю Михаила Федоровича после освобождения от шведско-польского нашествия. Но возведен собор во времена его сына Алексея Михайловича, когда на свет появился наследник престола. В Коломенском в 1667 году строится новый деревянный дворец, который с возведенным храмом, составил единый комплекс.

Некоторые исторические данные свидетельствуют, что церковь возвели в честь столетия взятия Казани, другие, что заложил Михаил Федорович, а освещение произошло при сыне.

Возвели строение на месте Казанской церкви, где в свое время скрывался Лжедмитрий второй. Именно это побудило царя сделать памятник событиям прошлых лет, убрать прежнее строение и построить новое.

Изменения не коснулись церковного шатрового строения, и оно представляет в настоящее времени первоначальный вид. Под крестом имеется начертание, что храм построен на месте деревянной церкви как дань победы над Казанским княжеством сто лет назад. Исторические данные соответствует. Казань была завоевана в 1552 году, а в 1669 году царь Михаила Федоровича издал указ о почитании Пресвятой Богородицы. Строительство было закончено через четыре года.

После смерти Алексея Михайловича значение собора угасает. В семнадцатом столетии Коломенское перестало быть государственной резиденцией. Во второй половине девятнадцатого столетия стали убирать летние дворцы, и храм стал приходским.

В двадцатые годы прошлого столетия собор был закрыт и открыт музей.

В настоящее время церковь открыта ежедневно с 07:30 до 20:00. На входе указано расписание служб в Казанском храме в Коломенском.

Имеется купель для крещения взрослых, церковная воскресная школа и библиотека.

Стиль строения

Это бесстолпный пяти купольный храм с круговой галереей, арочными соединениями и лестничными сходами. Многие конструкции выполняли декоративную роль. Стены храма были оформлены богатой живописью, их драпировали дорогими коврами, материалом, иконы обрамляли полотенцами. Напольное покрытие собора было войлочное.

Храму иконы Божией Матери в Коломенском была отведена роль семейной церкви при дворцовых палатах. Собор соединялся галереей с дворцом Алексея Михайловича, и это было удобно. Длина переходов к дворцу составляла 50 метров, а ширина 3 метра. Когда царский дворец перенесли в другое место, собор стал церковной обителью Коломенского.

Достоинство строения заключается не в оригинальности архитектуры, а в совершенстве стиля русского православного зодчества.

  • чудотворный образ Богородицы «Державная»,
  • список образа Казанской иконы Божией Матери,
  • святые мощи Сергея Воскресенского и Леонтия Строцюк,
  • древняя скульптура Христа в темнице — как бы нетипичный атрибут для русских храмов.

Как добраться и расписание

Адрес: г. Москва, просп. Андропова, 39, стр. 9. Добраться до собора можно на метро, остановка «Коломенское» или маршрутами автобусов No 219, 608, 820, 263, 299, 291, 701 до остановки «Музей Коломенское».

Расписание богослужений в Казанском храме в Коломенском:

  • утреннее и вечернее песнопение 08:00 и в 17:00;
  • воскресение и праздники песнопение в 07:00 и 10:00, накануне всенощное бдение в 18:00;
  • воскресение в 17:00 молитва с песнопением Казанской иконе Божией Матери;
  • пятницу молитва с песнопением иконе Божией матери «Державная».

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Прогуливаясь по Коломенскому парку, обязательно посетите Храм Казанской иконы Божией Матери. Эта уникальная церковь, возведенная еще первыми царями из Романовых, помнит много исторических событий. До наших дней она дошла в первозданном виде, все это время продолжая службу на благо своей общины. Кроме того, храм оберегает святыню, имеющую огромное значение как для Российского государства, так и для Православной Церкви. Довелось побывать и мне в этом удивительном месте. О том, что это за святыня, а также об истории и современности Храма Казанской иконы Божией матери и будет этот рассказ.

Где находится

  • Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском расположен по адресу: город Москва, проспект Андропова 39, строение 9.
  • Телефон +74996152390.

Как лучше добираться

  1. Если вы добираетесь общественным транспортом, вам нужно сесть на один из маршрутов городского автобуса –219, 608, 820, 263, 299, 291, 701 –и проехать до остановки «Музей Коломенское». Войти на территорию музея, проследовать около трехсот метров и повернуть направо в ворота.
  2. Ближайшая к храму станция метрополитена – «Коломенская». От нее вам нужно будет доехать на автобусах №№ 219, 608, 820.
  3. Если вы путешествуете на личном автомобиле, с МКАДа сверните на Варшавское шоссе, затем сверните направо на Коломенский проезд и, в конечном итоге, вы окажетесь у цели.

Режим работы Храма Казанской иконы Божией Матери

Открыт храм ежедневно.

  • Со вторника по четверг с 8 до 16 часов.
  • С пятницы по воскресенье с 8 до 19 часов.
  • В понедельник с 8 до 12 часов.

Расписание богослужений в Казанской церкви в Коломенском

Службы в храме проводятся на регулярной основе.

  • С понедельника по четверг: в 8 часов – утренняя литургия.
  • В пятницу и субботу: в 8 часов – утренняя литургия, в 17 часов начало вечерней службы.
  • В воскресенье: в 8:30 – утренняя литургия, в 17 часов начало вечерней службы.
  • В двунадесятые праздники: в 7 часов – ранняя литургия, в 9:40 – поздняя литургия, в 17 часов – вечерняя служба.

Интересные факты из истории Храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

  1. Издавна Коломенское являлось царским владением. Поэтому первая деревянная церковь была здесь построена при первом правителе из Романовых, Михаиле, в 30-х годах XVII века.
  2. В 1649 году у следующего царя, Алексея Михайловича, появился на свет наследник Дмитрий. Случилось это в праздничный день иконы Божией Матери Казанской чудотворной. В связи с этим царь приказал устроить всенародные празднования, а также возвести в честь образа храмы, в число которых попал храм в Коломенском, заложенный на месте старой, деревянной, церкви. На возведение храма понадобилось четыре года. Он стал домашней церковью царской семьи и даже был соединен с государевыми покоями переходом.
  3. В конце XVIII века Коломенское перестало быть царской резиденцией. Дворец утратил свое значение, и его разобрали, а храм стал центром прихода села.
  4. Интересно, что длительный период, до начала XX века, храм не имел внутренней росписи. Ее нанесли лишь в 1910-х годах.
  5. Храм не прекращал богослужения ни во время революции и Гражданской войны, ни в начальный период Советской власти, когда массово закрывались церкви, а священники подвергались гонениям. Лишь в первые, самые тревожные годы нашествия фашистских захватчиков храм был закрыт. Но вскоре вновь возобновил свою деятельность, которую не прекращает до сих пор.
  6. Сооружена Казанская церковь в Коломенском в типичном для зодчества XVII века стиле. Возведена на высоком цоколе, имеет окружную галерею вокруг здания. Купол колокольни выполнен в виде шатра.
  7. Венчают здание пять глав.
  8. Главная святыня храма – икона Божией Матери «Державная», столетие чудесного обретения которой недавно было торжественно отпраздновано.
  9. Также посетители в одном из приделов храма могут наблюдать выполненную из дерева скульптуру Иисуса Христа. Это уникальная святыня, учитывая то, что для православных храмов нетипично скульптурное изображение Спасителя.
Читайте также:  Молитва от страха, тревоги и боязни

Фото храма


Своим интерьером Казанская церковь в Коломенском напоминает терем.

А так, совершенно иным образом, выглядит храм под другим ракурсом.

Торжественное богослужение в честь столетия главной святыни храма – иконы Божией Матери «Державная».
Вот так выглядел храм в старину.
А вот и чудотворная Икона Божьей Матери «Державная».
Храм Казанской Иконы Божией Матери в Коломенском внутри выглядит сейчас очень красиво.

Видео — Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Первое, на что обращает внимание путешественник, знакомящийся с новым местом, это интерьер. В этом плане Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит увлекательно. Сразу отмечаешь для себя старинную, даже, можно сказать, летописную архитектуру. Внутри храма очень приятно находиться. Все тихо, размеренно и без излишеств.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, Москва

Одним из уникальных и красивейших мест Москвы является парк «Коломенское», на территории которого находится белокаменная церковь, построенная еще во времена царя Алексея Михайловича.

Из истории

По легенде, о строительстве храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Москве задумывался еще Михаил Федорович Романов. Тогда в селе Коломенском была возведена деревянная церковь.

В середине XVII века возвели уже каменное здание с шатровой колокольней и семью куполами, два из которых венчают боковые приделы.

Интересно! Именно Казанскую икону широко почитают как заступницу земли Русской. Этим образом благословляют жениха и невесту на брак, ее же часто вешают у детской кроватки.

Версии историков относительно причин строительства этого храма различны:

  • одни считают, что царь Михаил Федорович сделал это в благодарность Богородице за избавление от польского нашествия;
  • другие утверждают, что царь Алексей Михайлович приурочил строительство каменной церкви к столетнему юбилею взятия Казани;
  • третьи говорят о том, что возведение здания из камня началось после рождения наследника (поскольку этот образ Божией Матери царь Алексей Михайлович почитал как охраняющий весь род Романовых).

Построенный в резиденции царя храм долгое время был домовым для семьи Алексея Михайловича. С основным ансамблем царских покоев его соединял переход длиной 50 метров. К XIX веку он обветшал настолько, что его пришлось разобрать.

В эпоху гонений

В пору массового разрушения церквей храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском почти не прекращал свою работу: он был закрыт только два года в начале Великой Отечественной войны. Но с тех пор службы проводятся регулярно.

Прославлены как новомученики и двое клириков:

  • священномученик Сергий Воскресенский служил здесь иереем девять лет до самого ареста;
  • священномученик Леонтий Строцюк почти двадцать лет нес служение диакона в этом храме.

Примечательно, что в начале XX века в Коломенском была и еще одна церковь во имя великомученика Георгия Победоносца. Однако, в 1929 году она была закрыта. Казанскую верующие смогли отстоять.

Настоятель

С 2015 года служение настоятеля несет епископ Гурий (Шалимов), бывший ранее епископом Корсунским (1993-1999), Магаданским (2003-2011) и Петропавловско-Булаевским (2011-2014).

Другие православные храмы Москвы:

История сохранила мало сведений о клириках храма, служивших до революции. Достоверно известны имена настоятелей после 1941 года.

Всего шесть церквей посвящены образу Казанской Божией Матери в Москве, среди них также:

  • собор на Красной площади, снесенный в 1936 году как мешающий проведению демонстраций. Сегодня он восстановлен в первозданном виде;
  • церковь в Орлове, полностью восстановленная по программе «200 храмов»;
  • церковь в Узком, с колокольни которой, по легенде, Наполеон Бонапарт наблюдал отступление своих войск из Москвы;
  • храм в Теплом стане;
  • часовня на Казанском вокзале также посвящен этой иконе.

Державная икона

В Коломенском особенно почитают чудотворную икону Божией Матери «Державная», которая Исторический музей вернул в 1990 году. Явление этого образа произошло именно здесь, в этом селе, 2 марта 1917 года в день отречения императора. Верующие считают, что тем самым Богородица приняла на себя заботу об осиротевшей России.

Хранится здесь также чтимый образ иконы Богородицы «Казанской».

Престольные праздники

Церковь в Коломенском трехпрестольная: главный ее придел посвящен Казанской иконе Божией Матери, два других — святому Аверкию Иерапольскому и великомученику Димитрию Солунскому.

Храмовый праздник отмечается в Коломенском дважды в год: 21 июля и 4 ноября.

8 ноября отмечается праздник престола в честь великомученика Димитрия Солунского.

Интересно! Один из престольных праздников совпадает с храмовым: 4 ноября верующие не только чтят Казанский образ Богородицы, но и вспоминают равноапостольного Аверкия Иерапольского, обратившего в христианство многих жителей Сирии и Месопотамии.

Как добраться

Даже впервые оказавшись в Москве, найти дорогу к Церкви Казанской иконы Божьей Матери в Коломенском парке, несложно.

  • доехать до станции метро «Коломенская» и найти ближайший вход в парк;
  • идти вдоль по улице Большая, которая постепенно перейдет в улицу Штатная;
  • войти в ансамбль Государева двора, жемчужиной которого и является белокаменная Казанская церковь.

Расписание богослужений

В будние дни литургия в храме начинается с 8 часов утра. Воскресное богослужение начинается в девять. Вечером также проходят службы, как правило, с 17 часов.

По пятницам поочередно читаются акафисты Казанской и Державной иконам.

Для сведения! В Казанском храме в Коломенском в целом стабильное расписание богослужений, однако, по понедельникам и средам службы проводятся не всегда. Прийти помолиться можно с 8 часов утра.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Возведенный в 1640-х годах храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском не был закрыт большевиками. Служба прекращалась лишь в первые два года Великой Отечественной войны, когда здесь находилась прифронтовая зона. Каким-то чудом Казанская церковь уцелела при пожаре, уничтожившем деревянный царский дворец Алексея Михайловича Романова.

Пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – одно из ценнейших зданий на территории музея-заповедника. На фото с беспилотника хорошо видно расположение храма относительно природного ландшафта и рукотворных объектов на западном берегу реки Москвы. Самый высокий ориентир – еще более древняя церковь Вознесения Господня, датируемая 1532-м годом. Передний план фотографии занимают ряды яблонь Вознесенского сада, восстанавливающего облик территории до пожара.

Царский дворец находился на 50 метров ближе, чем храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это была домовая церковь обитателей резиденции, здания соединял крытый переход. Восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском мы уже посещали. Он просматривается на новом месте позади церкви, строить на старом месте не стали. Причиной тому стала многовековая дубовая роща, выросшая на сохранившихся дворцовых фундаментах.

Как лучше добираться

  1. Если вы добираетесь общественным транспортом, вам нужно сесть на один из маршрутов городского автобуса –219, 608, 820, 263, 299, 291, 701 –и проехать до остановки «Музей Коломенское». Войти на территорию музея, проследовать около трехсот метров и повернуть направо в ворота.
  2. Ближайшая к храму станция метрополитена – «Коломенская». От нее вам нужно будет доехать на автобусах №№ 219, 608, 820.
  3. Если вы путешествуете на личном автомобиле, с МКАДа сверните на Варшавское шоссе, затем сверните направо на Коломенский проезд и, в конечном итоге, вы окажетесь у цели.

Истории христианских раритетов

Икона “Державная” — история обретения

В церкви хранится и почитается список Казанской иконы Божьей Матери, обретённой на пепелище в городе Казань.

А также образ Богородицы — икона «Державная», чудесным образом найденная в подвале близлежащего Вознесенского храма. Эта история достаточно известна. В феврале 1917 года жительница соседнего с Коломенским села чётко увидела 2 удивительных сна. В первом она услышала голос, который говорил, что в селе Коломенском есть большая чёрная икона. Нужно найти её и сделать красной. Потом ей молиться.

Конечно, женщина ничего не поняла и попросила как-то ей объяснить это сновидение. Вскоре ей приснился следующий сон: она вошла в белоснежную церковь и увидела там Богородицу. Наутро, вспомнив свой первый сон, крестьянка пошла в соседнее Коломенское и там увидела белую церковь из своего сна.

Войдя внутрь, она обратилась к священнику и рассказала ему о своих снах. Вместе они отправились на поиски нужной иконы. Искали долго и, наконец, нашли в подвале храма чёрную, то есть, старую, почерневшую от слоя покрывавшей её пыли икону, которую следовало «сделать красной», то есть, восстановить. Когда Образ потихоньку протёрли, увидели Богородицу с сидящим у неё на коленях Христом. В руках у Неё — скипетр и держава.

Весть о явленной чудесным образом иконе разлетелась на много вёрст вокруг. Тысячи людей со всех уголков России приходили, чтобы помолиться иконе, рассказать Богоматери о своих бедах и просьбах. Икону возили и в другие церкви, чтобы все желающие могли помолиться перед ней.

Высказывают версию о том, что эта икона раньше хранилась в Стародевичьем женском монастыре. Когда шла война с Наполеоном, и он подходил всё ближе к Москве, все наиболее ценные вещи, реликвии, чтобы спасти от уничтожения или осквернения, стали эвакуировать, развозить по разным городам. Так икона «Державная» и оказалась в Коломенском, где и пролежала до 1917 года.

Сегодня это одна из наиболее почитаемых в России икон Богородицы и одна из главных святынь Казанской церкви.

Скульптура Спасителя

Необычна и находящаяся в храме скульптура «Христос в темнице». Выполненная из дерева она очень выразительна. С большим мастерством неизвестный мастер передал Образ Иисуса, особенно его лицо, выражающее скорбь и боль, а также израненные руки. В этой композиции Спаситель изображён с терновым венцом на голове и прижатой к щеке рукой, перед восхождением на Голгофу.

Иногда такую статую Христа ставили в специально приготовленную для этого нишу или какое-то плохо освещаемое помещение. Перед ней ставили зажжённую лампаду, небольшой огонёк от которой освещал сидящую, выполненную в реальный человеческий рост фигуру.

У прихожан создавалось впечатление, что перед ними живой человек, живой Иисус. Деревянная скульптура раненого Христа и так вызывает очень сильные эмоции у верующих, а при создании соответствующей обстановки всё это оказывает очень сильное воздействие.

Даже одеяние на статуе меняли в соответствии с определённым периодом. Так, по традиции, в обычное время фигура Христа была облачена в золотистое облачение из парчи. А в Страстную неделю одежда менялась на трагическую чёрную из бархата. На Пасху же, наоборот, статую облачали в светлые, праздничные одежды из серебристой парчи. Вот такие интересные подробности.

Расписание богослужений в Казанской церкви в Коломенском

Службы в храме проводятся на регулярной основе.

  • С понедельника по четверг: в 8 часов – утренняя литургия.
  • В пятницу и субботу: в 8 часов – утренняя литургия, в 17 часов начало вечерней службы.
  • В воскресенье: в 8:30 – утренняя литургия, в 17 часов начало вечерней службы.
  • В двунадесятые праздники: в 7 часов – ранняя литургия, в 9:40 – поздняя литургия, в 17 часов – вечерняя служба.

События последних двух веков в жизни храма

В дореволюционный период жизнь храма текла мирно и размеренно. Он несколько раз достраивался и обновлялся на средства богатых жертвователей. Пощадил его и пожар 1812 года. Ярким событием в истории храма стала проповедь об убийстве царской семьи, произнесённая в нём в 1918 году патриархом Тихоном.

Но в 1936 году решением правительства он был снесён как несоответствующий Красной площади ? центру проведений народных шествий и торжеств. На освободившемся месте городское руководство планировало создать актовый зал для приёма в пионеры, но ограничились тем, что построили общественный туалет. Только в начале девяностых годов собор был заново отстроен по чертежам и эскизам прошлых лет. Как и храм иконы Казанской Божией матери в Коломенском, он напоминает об освобождении русской земли от польских захватчиков.

Интересные факты из истории Храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

  1. Издавна Коломенское являлось царским владением. Поэтому первая деревянная церковь была здесь построена при первом правителе из Романовых, Михаиле, в 30-х годах XVII века.
  2. В 1649 году у следующего царя, Алексея Михайловича, появился на свет наследник Дмитрий. Случилось это в праздничный день иконы Божией Матери Казанской чудотворной. В связи с этим царь приказал устроить всенародные празднования, а также возвести в честь образа храмы, в число которых попал храм в Коломенском, заложенный на месте старой, деревянной, церкви. На возведение храма понадобилось четыре года. Он стал домашней церковью царской семьи и даже был соединен с государевыми покоями переходом.
  3. В конце XVIII века Коломенское перестало быть царской резиденцией. Дворец утратил свое значение, и его разобрали, а храм стал центром прихода села.
  4. Интересно, что длительный период, до начала XX века, храм не имел внутренней росписи. Ее нанесли лишь в 1910-х годах.
  5. Храм не прекращал богослужения ни во время революции и Гражданской войны, ни в начальный период Советской власти, когда массово закрывались церкви, а священники подвергались гонениям. Лишь в первые, самые тревожные годы нашествия фашистских захватчиков храм был закрыт. Но вскоре вновь возобновил свою деятельность, которую не прекращает до сих пор.
  6. Сооружена Казанская церковь в Коломенском в типичном для зодчества XVII века стиле. Возведена на высоком цоколе, имеет окружную галерею вокруг здания. Купол колокольни выполнен в виде шатра.
  7. Венчают здание пять глав.
  8. Главная святыня храма – икона Божией Матери «Державная», столетие чудесного обретения которой недавно было торжественно отпраздновано.
  9. Также посетители в одном из приделов храма могут наблюдать выполненную из дерева скульптуру Иисуса Христа. Это уникальная святыня, учитывая то, что для православных храмов нетипично скульптурное изображение Спасителя.

Белокаменная красота

Трёхэтажное здание имеет форму чуть вытянутого куба, стоящего на высоком подклете и увенчанного пятью куполами.

Его украшают арочные пролёты, дуговые перекрытия, пилястры и балконы, чередующиеся с окнами различной формы.

На одну из прогулочных аллей парка выступает крыльцо с оригинальной остроконечной крышей. Крыльцо с северной стороны одновременно является и основанием шатровой колокольни. Необычный план для зодчества того времени!

Когда-то внутреннее пространство храма сплошь было украшено богатыми коврами и тканями, иконы хранились в роскошных резных киотах.

По воспоминаниям современников, содержащихся в древних летописях, здесь для молящихся существовала своя иерархия: у каждого было своё, строго отведённое место. Царь с царицей восседали на празднично украшенных тронах, особо приближённые к царским особам произносили молитвы перед иконостасом, находящимся непосредственно в храме. Вся остальная свита молилась в помещении трапезной.

Читайте также:  Самые сильные псалмы от пьянства

К сожалению, почти ничего из внутреннего убранства не сохранилось. Изначально на стенах не было никакой живописи. Около 2 десятков лет назад стены храма были расписаны. А 5-ярусный иконостас, появившийся не так давно, создан из икон, некоторые из которых сохранились с 17 века.

Примечания[ | ]

  1. 123Моисеев Алексий, протоиерей.
    Казанский храм в Коломенском. История и современность. — М.: Первая Образцовая типография, 2020. — С. 26—43. — 464 с. — ISBN 978-5-9906367-0-5.
  2. Паламарчук П., Демченко А.
    Сорок сороков: Окраины Москвы. — 2-е изд. — Книга и бизнес, 1992. — С. 123.
  3. Однако в путеводителе по окрестностям Москвы середины XIX века было указано, что храм был заложен в память избавления Москвы от поляков. Этой же точки зрения придерживался Владимир Згура.
  4. Церковь Казанской иконы Божией матери, XVII в., ансамбль усадьбы Коломенское.
  5. Захаров М. П.
    Путеводитель по окрестностям Москвы. — М., 1867.
  6. Згура В. В.
    Коломенское. Очерк художественной истории и памятников. — М., 1928.

Разное

  • В северном приделе находится деревянная скульптура Иисуса Христа. В 20-х гг. скульптура находилась в главном храме.
  • Под крестом церкви имелась надпись о том, что она построена в честь 100-летия взятия Казани. Однако в путеводителе по окрестностям Москвы середины XIX века было указано, что храм был заложен в память избавления Москвы от поляков. Этой же точки зрения придерживался В. В. Згура.

Архитектура[ | ]

Первоначально храм был домовым и соединялся переходом длиной около 50 м и шириной около 3 м с деревянным царским дворцом. Крытый переход был так описан польскими послами, посетившими Коломенское в 1671 году.

в начале церковь каменная с притворами по обе стороны в которых окна, полчетверти аршина ширина, мосты войлоками постланы для тепла и мягкого хождения

Северное крыльцо одновременно служит основанием колокольни и переходом в неё.

Список Державной иконы на стене храма

Собор на берегу Волги

Продолжая разговор о почитании этого святого образа, нельзя не вспомнить храм Казанской иконы Божией Матери в Казани. В 1926 году он был полностью уничтожен, и долгие годы его территория использовалась для хозяйственных нужд, но в ноябре прошлого года было принято решение о его воссоздании в том виде, в котором он был прежде.

История его создания весьма интересна. Она связана с обретением в 1579 году святого образа Богородицы. Впоследствии указом Ивана Грозного на этом месте был заложен Богородичный женский монастырь, где заложили бревенчатую церковь ? предшественницу большого каменного собора. Любопытно отметить, что в пределах этого мусульманского города с давних времён селилось много православных людей. Во многом это объясняется тем, что занимались они торговлей, а Волга была важной транспортной артерией, по которой сплавлялось значительное количество товаров. Естественно, что им был необходим храм.

Он был возведён в 1595 году. Причиной замены деревянного сооружения каменным послужили частые пожары, происходившие в городе и наносившие ему значительный ущерб. Серьезную перестройку он претерпел в период царствования императрицы Екатерины II, когда на его реконструкцию были отпущены значительные средства, а в последующее царствование, при Павле I, был полностью снесён и выстроен заново на основании улучшенного и более современного проекта.

В послереволюционный период собор разделил участь большинства храмовых зданий: вначале он был национализирован и использовался для хозяйственных нужд, а затем взорван. И вот сейчас начинаются работы по его воссозданию. Скоро православные жители Казани обретут его в первозданном виде. К счастью, в государственных фондах и частных коллекциях сохранилось значительное количество фотодокументов и строительных чертежей, с помощью которых эта нелёгкая задача будет выполнена.

Храм иконы Казанской Божией Матери в Коломенском. Православные храмы Москвы

Храм ? память о былых победах

Эта кирпичная пятиглавая церковь, украшенная шатровой колокольней, дошла до наших дней почти без изменений. Есть сведения, что под крестом её центральной главы имелась надпись, гласящая, что церковь Казанской иконы Божией Матери возведена на месте находившегося здесь прежде деревянного храма в честь столетия взятия Казани. Это вполне соответствует исторической хронологии ? столицу волжских татар отвоевали в 1552 году, соответственно, столетний юбилей этого события совпал с периодом работ.

Что же касается деревянной церкви, стоявшей прежде на этом месте, то, вероятно, речь идёт о построенном в тридцатые годы XVII века и упоминаемом в ряде документов Казанском храме. Церковное предание по этому поводу гласит, что в своё время здесь устраивал свой лагерь Лжедмитрий II. Именно воспоминание об изгнании самозванца из Коломны побудило царя воздвигнуть своеобразный памятник событиям тех лет.

Храм ? часть дворцового комплекса

Новый храм в селе Коломенском выполнял роль домовой церкви при государевом дворце и был соединён крытым переходом с покоями царицы. Сделано это было с учётом всех требований удобства и комфорта. Польский посланник, посетивший Коломенское в 1671 году, в своём дневнике описывает ряд переходов, устланных для тепла и удобства войлоком, приглушавшим шаги идущих. Их общая длина составляла пятьдесят метров, а ширина — три.

Надо заметить, что черты, приданные храму, были весьма характерны для построек такого рода в середине XVII. По мнению многих искусствоведов, достоинство храма состоит не в оригинальности его архитектурного решения, а в доведении до совершенства ранее разработанных форм.

Когда строительство завершилось, храм иконы Казанской Божией Матери в Коломенском убрали с роскошью, соответствующей его статусу. Как один из элементов комплекса царского дворца, он был украшен богатой росписью, дорогими тканями и коврами. Пол центральной части храма и его пределов утеплили войлоком, а иконы оформили пеленами и полотенцами. Многие из них хранились в резных киотах, выполненных лучшими российскими мастерами.

Местные святыни

Самой почитаемой храмовой святыней является чудодейственная икона Богородицы «Державная». Помимо этого в его стенах находится чтимый список Казанского образа Божией Матери. А в северной части здания можно увидеть уникальную скульптуру из дерева, которая изображает Иисуса Христа и располагавшаяся ранее в центральной части церкви.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы: Рукописная икона Казанская 35 (Размер 22*30 см)

Подробнее Рукописная Казанская икона с резьбой 5

Подробнее Рукописная Казанская икона 21

Цена от: 16 900
Подробнее

Богородичный храм в столице

Незадолго до создания царского домового храма в Коломне был возведён и храм Казанской иконы Божией Матери в Москве на Красной площади. Его появление также связано с началом общецерковного почитания этого святого образа, признанного чудотворным. Известно, что первая деревянная постройка было возведена в 1624 году. Строительство велось на средства Дмитрия Пожарского по данному им обету. В отличие от многих сведений о жизни этого патриота и защитника России, данная информация почерпнута из документальных источников.

Предполагается, что, просуществовав около десяти лет, этот храм сгорел, и на его месте развернулось строительство нового — кирпичного. Эта постройка возводилась на средства и по повелению благочестивого государя Алексея Михайловича и была завершена в 1834 году. Являясь архитектурным украшением площади, храм со временем стал важным религиозным центром.

Расписание

Богослужения проводятся ежедневно с раннего утра, независимо от дня недели.

  • В будни богослужения начинаются в 8:00;
  • По воскресеньям богослужения начинаются в 7:00.

Придворная церковь принимает посетителей до 19:30, исключение составляет понедельник, когда двери закрываются в 12:00. В это время в здании проводится генеральная уборка. Редко празднования приходятся на будние дни. Например, в сентябре Рождество Пресвятой Богородицы приходится на четверг 8(21) число. Полное расписание богослужений представлено на сайте храма Казанской иконы Божьей Матери.

События последних двух веков в жизни храма

В дореволюционный период жизнь храма текла мирно и размеренно. Он несколько раз достраивался и обновлялся на средства богатых жертвователей. Пощадил его и пожар 1812 года. Ярким событием в истории храма стала проповедь об убийстве царской семьи, произнесённая в нём в 1918 году патриархом Тихоном.

Но в 1936 году решением правительства он был снесён как несоответствующий Красной площади ? центру проведений народных шествий и торжеств. На освободившемся месте городское руководство планировало создать актовый зал для приёма в пионеры, но ограничились тем, что построили общественный туалет. Только в начале девяностых годов собор был заново отстроен по чертежам и эскизам прошлых лет. Как и храм иконы Казанской Божией матери в Коломенском, он напоминает об освобождении русской земли от польских захватчиков.

Собор на берегу Волги

Продолжая разговор о почитании этого святого образа, нельзя не вспомнить храм Казанской иконы Божией Матери в Казани. В 1926 году он был полностью уничтожен, и долгие годы его территория использовалась для хозяйственных нужд, но в ноябре прошлого года было принято решение о его воссоздании в том виде, в котором он был прежде.

История его создания весьма интересна. Она связана с обретением в 1579 году святого образа Богородицы. Впоследствии указом Ивана Грозного на этом месте был заложен Богородичный женский монастырь, где заложили бревенчатую церковь ? предшественницу большого каменного собора. Любопытно отметить, что в пределах этого мусульманского города с давних времён селилось много православных людей. Во многом это объясняется тем, что занимались они торговлей, а Волга была важной транспортной артерией, по которой сплавлялось значительное количество товаров. Естественно, что им был необходим храм.

Он был возведён в 1595 году. Причиной замены деревянного сооружения каменным послужили частые пожары, происходившие в городе и наносившие ему значительный ущерб. Серьезную перестройку он претерпел в период царствования императрицы Екатерины II, когда на его реконструкцию были отпущены значительные средства, а в последующее царствование, при Павле I, был полностью снесён и выстроен заново на основании улучшенного и более современного проекта.

В послереволюционный период собор разделил участь большинства храмовых зданий: вначале он был национализирован и использовался для хозяйственных нужд, а затем взорван. И вот сейчас начинаются работы по его воссозданию. Скоро православные жители Казани обретут его в первозданном виде. К счастью, в государственных фондах и частных коллекциях сохранилось значительное количество фотодокументов и строительных чертежей, с помощью которых эта нелёгкая задача будет выполнена.

Отрывок, характеризующий Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Нам пресерьезно говорят ученые военные, что Кутузов еще гораздо прежде Филей должен был двинуть войска на Калужскую дорогу, что даже кто то предлагал таковой проект. Но перед главнокомандующим, особенно в трудную минуту, бывает не один проект, а всегда десятки одновременно. И каждый из этих проектов, основанных на стратегии и тактике, противоречит один другому. Дело главнокомандующего, казалось бы, состоит только в том, чтобы выбрать один из этих проектов. Но и этого он не может сделать. События и время не ждут. Ему предлагают, положим, 28 го числа перейти на Калужскую дорогу, но в это время прискакивает адъютант от Милорадовича и спрашивает, завязывать ли сейчас дело с французами или отступить. Ему надо сейчас, сию минуту, отдать приказанье. А приказанье отступить сбивает нас с поворота на Калужскую дорогу. И вслед за адъютантом интендант спрашивает, куда везти провиант, а начальник госпиталей – куда везти раненых; а курьер из Петербурга привозит письмо государя, не допускающее возможности оставить Москву, а соперник главнокомандующего, тот, кто подкапывается под него (такие всегда есть, и не один, а несколько), предлагает новый проект, диаметрально противоположный плану выхода на Калужскую дорогу; а силы самого главнокомандующего требуют сна и подкрепления; а обойденный наградой почтенный генерал приходит жаловаться, а жители умоляют о защите; посланный офицер для осмотра местности приезжает и доносит совершенно противоположное тому, что говорил перед ним посланный офицер; а лазутчик, пленный и делавший рекогносцировку генерал – все описывают различно положение неприятельской армии. Люди, привыкшие не понимать или забывать эти необходимые условия деятельности всякого главнокомандующего, представляют нам, например, положение войск в Филях и при этом предполагают, что главнокомандующий мог 1 го сентября совершенно свободно разрешать вопрос об оставлении или защите Москвы, тогда как при положении русской армии в пяти верстах от Москвы вопроса этого не могло быть. Когда же решился этот вопрос? И под Дриссой, и под Смоленском, и ощутительнее всего 24 го под Шевардиным, и 26 го под Бородиным, и в каждый день, и час, и минуту отступления от Бородина до Филей. Русские войска, отступив от Бородина, стояли у Филей. Ермолов, ездивший для осмотра позиции, подъехал к фельдмаршалу. – Драться на этой позиции нет возможности, – сказал он. Кутузов удивленно посмотрел на него и заставил его повторить сказанные слова. Когда он проговорил, Кутузов протянул ему руку. – Дай ка руку, – сказал он, и, повернув ее так, чтобы ощупать его пульс, он сказал: – Ты нездоров, голубчик. Подумай, что ты говоришь. Кутузов на Поклонной горе, в шести верстах от Дорогомиловской заставы, вышел из экипажа и сел на лавку на краю дороги. Огромная толпа генералов собралась вокруг него. Граф Растопчин, приехав из Москвы, присоединился к ним. Все это блестящее общество, разбившись на несколько кружков, говорило между собой о выгодах и невыгодах позиции, о положении войск, о предполагаемых планах, о состоянии Москвы, вообще о вопросах военных. Все чувствовали, что хотя и не были призваны на то, что хотя это не было так названо, но что это был военный совет. Разговоры все держались в области общих вопросов. Ежели кто и сообщал или узнавал личные новости, то про это говорилось шепотом, и тотчас переходили опять к общим вопросам: ни шуток, ни смеха, ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми. Все, очевидно, с усилием, старались держаться на высота положения. И все группы, разговаривая между собой, старались держаться в близости главнокомандующего (лавка которого составляла центр в этих кружках) и говорили так, чтобы он мог их слышать. Главнокомандующий слушал и иногда переспрашивал то, что говорили вокруг него, но сам не вступал в разговор и не выражал никакого мнения. Большей частью, послушав разговор какого нибудь кружка, он с видом разочарования, – как будто совсем не о том они говорили, что он желал знать, – отворачивался. Одни говорили о выбранной позиции, критикуя не столько самую позицию, сколько умственные способности тех, которые ее выбрали; другие доказывали, что ошибка была сделана прежде, что надо было принять сраженье еще третьего дня; третьи говорили о битве при Саламанке, про которую рассказывал только что приехавший француз Кросар в испанском мундире. (Француз этот вместе с одним из немецких принцев, служивших в русской армии, разбирал осаду Сарагоссы, предвидя возможность так же защищать Москву.) В четвертом кружке граф Растопчин говорил о том, что он с московской дружиной готов погибнуть под стенами столицы, но что все таки он не может не сожалеть о той неизвестности, в которой он был оставлен, и что, ежели бы он это знал прежде, было бы другое… Пятые, выказывая глубину своих стратегических соображений, говорили о том направлении, которое должны будут принять войска. Шестые говорили совершенную бессмыслицу. Лицо Кутузова становилось все озабоченнее и печальнее. Из всех разговоров этих Кутузов видел одно: защищать Москву не было никакой физической возможности в полном значении этих слов, то есть до такой степени не было возможности, что ежели бы какой нибудь безумный главнокомандующий отдал приказ о даче сражения, то произошла бы путаница и сражения все таки бы не было; не было бы потому, что все высшие начальники не только признавали эту позицию невозможной, но в разговорах своих обсуждали только то, что произойдет после несомненного оставления этой позиции. Как же могли начальники вести свои войска на поле сражения, которое они считали невозможным? Низшие начальники, даже солдаты (которые тоже рассуждают), также признавали позицию невозможной и потому не могли идти драться с уверенностью поражения. Ежели Бенигсен настаивал на защите этой позиции и другие еще обсуждали ее, то вопрос этот уже не имел значения сам по себе, а имел значение только как предлог для спора и интриги. Это понимал Кутузов.

Читайте также:  Климент Охридский

Когда можно попасть в храм Казанской иконы в Коломенском: точное расписание

Из истории

По легенде, о строительстве храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Москве задумывался еще Михаил Федорович Романов. Тогда в селе Коломенском была возведена деревянная церковь.


Церковь Казанской иконы Божией матери в Коломенском

В середине XVII века возвели уже каменное здание с шатровой колокольней и семью куполами, два из которых венчают боковые приделы.

Интересно! Именно Казанскую икону широко почитают как заступницу земли Русской. Этим образом благословляют жениха и невесту на брак, ее же часто вешают у детской кроватки.

Версии историков относительно причин строительства этого храма различны:

  • одни считают, что царь Михаил Федорович сделал это в благодарность Богородице за избавление от польского нашествия;
  • другие утверждают, что царь Алексей Михайлович приурочил строительство каменной церкви к столетнему юбилею взятия Казани;
  • третьи говорят о том, что возведение здания из камня началось после рождения наследника (поскольку этот образ Божией Матери царь Алексей Михайлович почитал как охраняющий весь род Романовых).

Построенный в резиденции царя храм долгое время был домовым для семьи Алексея Михайловича. С основным ансамблем царских покоев его соединял переход длиной 50 метров. К XIX веку он обветшал настолько, что его пришлось разобрать.

Истории христианских раритетов

Икона “Державная” — история обретения

В церкви хранится и почитается список Казанской иконы Божьей Матери, обретённой на пепелище в городе Казань.

А также образ Богородицы — икона «Державная», чудесным образом найденная в подвале близлежащего Вознесенского храма. Эта история достаточно известна. В феврале 1917 года жительница соседнего с Коломенским села чётко увидела 2 удивительных сна. В первом она услышала голос, который говорил, что в селе Коломенском есть большая чёрная икона. Нужно найти её и сделать красной. Потом ей молиться.

Конечно, женщина ничего не поняла и попросила как-то ей объяснить это сновидение. Вскоре ей приснился следующий сон: она вошла в белоснежную церковь и увидела там Богородицу. Наутро, вспомнив свой первый сон, крестьянка пошла в соседнее Коломенское и там увидела белую церковь из своего сна.

Войдя внутрь, она обратилась к священнику и рассказала ему о своих снах. Вместе они отправились на поиски нужной иконы. Искали долго и, наконец, нашли в подвале храма чёрную, то есть, старую, почерневшую от слоя покрывавшей её пыли икону, которую следовало «сделать красной», то есть, восстановить. Когда Образ потихоньку протёрли, увидели Богородицу с сидящим у неё на коленях Христом. В руках у Неё — скипетр и держава.

Весть о явленной чудесным образом иконе разлетелась на много вёрст вокруг. Тысячи людей со всех уголков России приходили, чтобы помолиться иконе, рассказать Богоматери о своих бедах и просьбах. Икону возили и в другие церкви, чтобы все желающие могли помолиться перед ней.

Высказывают версию о том, что эта икона раньше хранилась в Стародевичьем женском монастыре. Когда шла война с Наполеоном, и он подходил всё ближе к Москве, все наиболее ценные вещи, реликвии, чтобы спасти от уничтожения или осквернения, стали эвакуировать, развозить по разным городам. Так икона «Державная» и оказалась в Коломенском, где и пролежала до 1917 года.

Сегодня это одна из наиболее почитаемых в России икон Богородицы и одна из главных святынь Казанской церкви.

Скульптура Спасителя

Необычна и находящаяся в храме скульптура «Христос в темнице». Выполненная из дерева она очень выразительна. С большим мастерством неизвестный мастер передал Образ Иисуса, особенно его лицо, выражающее скорбь и боль, а также израненные руки. В этой композиции Спаситель изображён с терновым венцом на голове и прижатой к щеке рукой, перед восхождением на Голгофу.

Иногда такую статую Христа ставили в специально приготовленную для этого нишу или какое-то плохо освещаемое помещение. Перед ней ставили зажжённую лампаду, небольшой огонёк от которой освещал сидящую, выполненную в реальный человеческий рост фигуру.

У прихожан создавалось впечатление, что перед ними живой человек, живой Иисус. Деревянная скульптура раненого Христа и так вызывает очень сильные эмоции у верующих, а при создании соответствующей обстановки всё это оказывает очень сильное воздействие.

Даже одеяние на статуе меняли в соответствии с определённым периодом. Так, по традиции, в обычное время фигура Христа была облачена в золотистое облачение из парчи. А в Страстную неделю одежда менялась на трагическую чёрную из бархата. На Пасху же, наоборот, статую облачали в светлые, праздничные одежды из серебристой парчи. Вот такие интересные подробности.



В эпоху гонений

В пору массового разрушения церквей храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском почти не прекращал свою работу: он был закрыт только два года в начале Великой Отечественной войны. Но с тех пор службы проводятся регулярно.


Интерьер Казанской церкви в Коломенском

Прославлены как новомученики и двое клириков:

  • священномученик Сергий Воскресенский служил здесь иереем девять лет до самого ареста;
  • священномученик Леонтий Строцюк почти двадцать лет нес служение диакона в этом храме.

Примечательно, что в начале XX века в Коломенском была и еще одна церковь во имя великомученика Георгия Победоносца. Однако, в 1929 году она была закрыта. Казанскую верующие смогли отстоять.



Особенности архитектуры

Изначально здание храма было придомовым и соединялось с царским дворцом небольшим переходиком, длина которого составляла 50 метров, а ширина 3 метра. Согласно словам послов из Польши, которые посещали крытый переход Коломенского храма Казанской иконы Богоматери в 1671 году, он был выполнен из камня, в нем были большие окна и ковры ручной работы, облегчающие процесс ходьбы. В северной части здания располагается крыльцо, служащее не только колокольной основой, но и средством перехода в саму колокольню.

Державная икона

В Коломенском особенно почитают чудотворную икону Божией Матери «Державная», которая Исторический музей вернул в 1990 году. Явление этого образа произошло именно здесь, в этом селе, 2 марта 1917 года в день отречения императора. Верующие считают, что тем самым Богородица приняла на себя заботу об осиротевшей России.

Хранится здесь также чтимый образ иконы Богородицы «Казанской».

Расписание богослужений в Казанской церкви в Коломенском

Службы в храме проводятся на регулярной основе.

  • С понедельника по четверг: в 8 часов – утренняя литургия.
  • В пятницу и субботу: в 8 часов – утренняя литургия, в 17 часов начало вечерней службы.
  • В воскресенье: в 8:30 – утренняя литургия, в 17 часов начало вечерней службы.
  • В двунадесятые праздники: в 7 часов – ранняя литургия, в 9:40 – поздняя литургия, в 17 часов – вечерняя служба.

Престольные праздники

Церковь в Коломенском трехпрестольная: главный ее придел посвящен Казанской иконе Божией Матери, два других — святому Аверкию Иерапольскому и великомученику Димитрию Солунскому.


Казанская икона Пресвятой Богородицы

Храмовый праздник отмечается в Коломенском дважды в год: 21 июля и 4 ноября.

Как посетить богослужение

Часы работы храма Казанской иконы Божьей Матери во вторник, среду и четверг с 8:00 до 16:00, а в пятницу и субботу до 19:00. В воскресные дни двери открыты с 7:00 до 19:00. В понедельник можно совершить визит с 8:00 до 12:00, потому что в полдень начинается генеральная уборка помещений.
Начало утренних служб назначено на 8:00, вечерних – на 17:00. Воскресная литургия проходит с 9:00. Подробное расписание богослужений на каждый день представляет сайт храма. В дни церковных великих праздников указывается время освящения плодов, продуктов и предметов.

Интересно! Где находится Форосская церковь в Крыму.

Храм иконы Казанской Богоматери находится по адресу: проспект Андропова, дом 39, строение 9. Чтобы посетить церковь, необходимо доехать на метро до станции «Коломенская». Отсюда на автобусах, следующих по маршрутам 820, 608 или 219, нужно ехать до остановки «Музей Коломенское». Пройдя 100 метров в обратном направлении, посетители входят на территорию музейного заповедника.

Казанская церковь не ограничивается проведением богослужений. Коломенский приход ведет активную общественную жизнь:

  1. Детскую воскресную школу посещают дети и подростки в возрасте от 5 до 17 лет. Ученики знакомятся с основами православия, занимаются художественным творчеством, приобретают навыки хорового пения.
  2. В воскресной школе для взрослых изучается старославянский язык и толкования Библии.
  3. Вместе с архиерейским хором храма в воскресных службах участвует любительский хор, составленный из прихожан. Прослушивание и отбор кандидатов проводит регент Н.А. Мышкин.

Интересные факты про собор

Одной из самых интересных и загадочных легенд о церкви Вознесения в Коломенском является предание о спрятанной здесь библиотеке Ивана Грозного. Хотя многие исследователи выражают сомнение в самом факте существования легендарного книгохранилища. Тем не менее слухи о спрятанной в подземелье библиотеке, а также о несметных богатствах Ивана Грозного, хранящихся там же, не утихают.

Еще одна тайна храма – информация о реставрации здания, которая проводилась с 2001 по 2007 г. Якобы во время восстановительных работ были уничтожены без фотофиксации некоторые элементы постройки, имевшие важное историческое значение. Кроме того, серьезные повреждения церкви подверглись только косметической маскировке. По этим причинам данные о работах засекретили.

Интересным является и само место, где построен храм. На этой горе били чудодейственные ключи, которые, по преданиям, обладали целительной силой. Однако во время строительства здесь набережной в 70-е г.г. ХХ в. они были завалены землей, после чего берег начал осыпаться.

Архитектурный ансамбль собора

Храм Вознесения в Коломенском составляет единую композицию с окружающими зданиями и гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Место для постройки выбрано очень удачно: на самом берегу реки, на возвышенности. Благодаря такому расположению, а также внушительной высоте самого строения, храм служил наблюдательным пунктом.

В непосредственной близости от церкви Вознесения находятся строения, которые являют с ней единую архитектурную композицию:

  • колокольня и Георгиевский храм, объединенные в единый комплекс;
  • водовзводная башня;
  • дворцовый павильон.


Храм Вознесения в Коломенском, вид сверху.
Колокольня представляет собой белую круглую башню, состоящую из 2-х ярусов, вершину которой венчает маленькая главка с крестом. Водовзводная башня построена из кирпича и выкрашена в белый цвет. Помимо своей основной функции, она также выполняла роль ворот на въезде в Вознесенский сад и село Дьяково.

Строение отличает простота и изысканность архитектуры и убранства. Дворцовый павильон представляет собой фрагмент дворца Александра I, построенный в XIX в.

Наставники

Храм Вознесения в большей степени выполняет роль музея, нежели церкви. Службы здесь проводятся крайне редко. Поэтому обслуживание храма выполняет духовенство, основным местом службы которого является расположенная также в Коломенском церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково.

Исполняющим обязанности настоятеля является игумен Алексий. Он же возглавляет храм Усекновения в Дьяково. Его имя – Иванов Михаил Николаевич. Священник родился 14 марта 1950 г. Первое полученное им образование – медицинское. Он окончил 1-й Московский Медицинский институт им. Сеченова. Затем он отучился в Московской Духовной Академии.

Настоятелем 2-х церквей игумен Алексий стал 5 декабря 1991 г.

Службы проводят штатные клирики прихода храма Усекновения иерей Кузьмин Кирилл Владимирович 1971 года рождения и диакон Зыков Евгений Борисович 1972 года рождения. Оба имеют высшее образование, связанное с технической сферой деятельности, и отучились в Московской Духовной Семинарии.

История храма

Храм Вознесения в Коломенском был построен в конце правления князя Московского Василия III. Однако точное время и история создания церкви и сейчас остаются загадкой. С известной долей вероятности указывается лишь период окончания строительства – конец лета 1532 г., но продолжительность работ неизвестна.

По преданию возведение церкви было приурочено к появлению у князя Василия III первого сына.

Поскольку сын князя, будущий царь Иван IV, родился в августе 1530 г., то и строительство началось примерно в этот же период. Однако маловероятно, что подобное здание могли возвести за столь короткий промежуток времени – около 2-х лет. Поэтому более вероятна другая теория происхождения храма.

Она гласит, что закладка здания произошла в 1528 г. и посвящен храм победе князя Василия над крымской ордой. Сразу по окончании строительных работ, 3 сентября 1532 г., произошла церемония освящения церкви, которую провел митрополит Московский Даниил. Церемонию почтил своим присутствием великий князь Василий III с женой и сыном. Празднование затянулось на 3 дня.

Бытует интересная версия о происхождении названия храма. Он был наречен храмом Вознесения Господня, поскольку расстояние от Кремля до горы, на которой находится храм, такое же, как от старой части Иерусалима до Елеонской горы. С нее Иисус вознесся на небеса. В те времена считалось, что сойти на землю Спаситель должен именно в храме Вознесения, и даже подготовились к чудесному явлению.

На протяжении своего существования храм постоянно обновлялся, реконструировался и реставрировался. Внутреннее убранство подвергалось порче из-за отсутствия отопления, поэтому то, что люди видят сегодня – это многократно видоизмененный интерьер по сравнению с тем, который был оформлен изначально.

Ссылка на основную публикацию