Ходят ли беременные в православную церковь, что нельзя делать

Можно ли беременным посещать церковь

Беременность – трепетный, счастливый и вместе с тем тревожный период в жизни женщины. Будущие мамы часто находятся в сомнениях, что можно, а что нельзя делать, находясь « в положении».

  1. Является ли беременность препятствием к посещению церкви
  2. Присутствие беременной на церковных службах
  3. Венчание во время беременности
  4. Можно ли беременной участвовать в Таинстве Крещения
  5. Покровители беременных и рожениц

Является ли беременность препятствием к посещению церкви

Беременная женщина может услышать мнение со стороны, что в её состоянии нельзя посещать церковь.

Любой священник однозначно ответит, что это «предостережение» – не более чем суеверие. Факт того, что женщина вынашивает ребёнка, никоим образом не препятствует ей, а наоборот, благоприятствует в приобщении к церковным Таинствам.

Понятие «сглаза», из-за чего беременным не советуют показываться на людях, – языческое. В православии считается, что если женщина живёт полноценной духовной жизнью и уповает на Бога, то бояться «косых взглядов» ей не стоит (молитвы от сглаза и порчи можно найти по ссылке). Но вопрос с необходимостью продолжать (или начинать) активно посещать церковь всё же решается индивидуально.

Стоит детально разобраться, в каких случаях будущей маме стоит идти в храм, а в каком – отложить это событие на некоторое время

Присутствие беременной на церковных службах

Беременные женщины чисты перед богом, у них важная роль – вынашивание и рождение малыша, нового христианина. Будущим мамам допускается послабление на время поста. Если женщина соблюдает все моральные «правила» поста, например, не злословит в адрес окружающих, не богохульствует, совершает добрые дела и т. п., то она может питаться, как обычно, ведь от этого зависит здоровье её и будущего малыша. При этом участвовать в Таинствах причастия, молиться и присутствовать на службе она может, если чувствует в себе силы.

В ситуациях, если беременной женщине тяжело долго стоять, пока идёт служба, она может принести с собой складной стул и присесть. В особом «положении» лучше всего ходить в храм в сопровождении родных и близких.

Икона Помощница в родах призвана помогать роженицам (название говорит само за себя). Беременные женщины обращаются к образу с просьбой помочь им обрести долгожданное счастье материнства, забеременеть, благополучно выносить и родить здорового малыша

Сложно предположить заранее, как организм будущей мамы будет реагировать на ранее привычные обстоятельства. Может быть головокружение из-за духоты, может возникнуть реакция на запах ладана, даже если до беременности этого не было. Нужно смотреть по своему состоянию, и если врач прописал постельный режим, ограничиться домашней молитвой, а записки о здравии, об упокоении близких и свечки можно попросить поставить кого-то из родни.

За несколько недель до родов хорошо посетить своего духовника и получить его благословение. Ближе к дате родов близкие женщины, готовящейся стать матерью, заказывают молебен.

Если женщина зачала младенца вне брака, это не является препятствием в посещении храма, скорее, наоборот.

Нельзя заходить в храм до прошествия 40 дней после родов (или, не дай Бог, печального завершения беременности). Если выразиться точнее, возобновить посещение церкви можно после того, как у женщины прекратятся кровотечения.

Венчание во время беременности

Церковь не считает брак, зарегистрированный в ЗАГСе, блудом и признаёт его законность. Но венчание даёт супружеской паре благословение и укрепляет духовный союз.

Если семейная пара решила обвенчаться, когда жена «в положении», а может быть, беременность наступила в период подготовки к важному событию, Церковь благословит их выбор.

Можно ли беременной участвовать в Таинстве Крещения

Быть крёстной матерью можно, если беременная женщина является воцерковлённой христианкой и не состоит в браке (плотском союзе) с предполагаемым крёстным.

Стоит выяснить у батюшки, придётся ли держать малыша во время совершения Таинства. Если врач запрещает поднимать тяжёлое (а вес ребёнка, как правило, не меньше 3-4 кг на момент крещения), то, опять же, стоит посоветоваться со священником, как лучше поступить. Можно ли присутствовать на крестинах, но не держать малыша на руках. Считается, что при крещении мальчика его большую часть времени на руках держит крёстный, а девочку – крёстная. Вот с этим нужно разобраться заранее, может ли беременной крёстной быть в этом послабление.

Может возникнуть вопрос, справится ли будущая мама с важной ролью, воспитывая своего малыша, не забывать о крестнике (крестнице)? Ответ зависит от личности женщины, которую пригласили на роль крёстной. На самом деле, у кого-то может быть несколько своих детей, не один крестник, да и другие заботы. Каждая женщина должна решить сама, возьмёт ли она на себя ответственность стать крёстной.

Кстати, если будущая мама до сих пор некрещёная сама, это осуществить не возбраняется. Духовное перерождение может пойти на пользу как женщине, так и её ещё не родившемуся ребёнку, повлиять на течение беременности, процесс родов и будущую жизнь семьи. Крещение является началом новой жизни, в которой можно будет приблизиться к Богу и просить о помощи у святых.

Можно ли беременной женщине посещать Церковь? Рассказывает отец Аркадий, настоятель Храма Святого Василия Великого:

Покровители беременных и рожениц

Женщина, ожидающая ребёнка, в молитве может обращаться к тем святым, кто ей ближе. Необязательно это должен быть кто-то определённый. Однако есть святые, которых обычно будущие мамы и их близкие просят о помощи в благополучной беременности и родах:

  • Пресвятая Богородица;
  • Иисус Христос;
  • Матрона Московская;
  • Блаженная Ксения Петербуржская;
  • Великомученица Екатерина;
  • Преподобная Мелания Римляныня;
  • Святые Иоаким и Анна.

В старину икона святого, покровителя беременной, обязательно находилась в доме, чтобы можно было молиться ему в любое время. Сейчас женщины также не пренебрегают этим правилом, приобретают икону, помогающую им при беременности и в родах, держат её среди других образов, в сумочке или под подушкой. В роддомах часто присутствуют иконы, например, Помощница в родах, — в палатах или родзалах.

Во время родов женщине и её малышу также нужна молитва, но многое зависит от самочувствия и течения родов. Если ничего не приходит в голову, и нет возможности или времени на длинные молитвы, можно повторять: «Господи, помилуй! Господи, благослови! Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня, грешную!».

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Можно ли хоронить в воскресенье

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Похороны в православной религии относятся к самым устойчивым из ритуалов и традиций. Они считаются подготовкой перехода души умирающего в мир иной. Поэтому очень важно осуществить похоронные ритуалы по всем правилам и традициям. В связи с этим, многие православные люди задаются вопросом хоронят ли в воскресенье православные. Ведь среди современных людей существует несколько мнений на этот счет.

Почему не хоронят в воскресенье

По мнению некоторых верян, хоронить усопшего в воскресенье нельзя. Но с чем это связанно никто толком объяснить не может. Существует такое мнение как то, что согласно традициям, в православной вере хоронить усопшего запрещено на Пасху и Рождество.

Соответственно, так как Пасха всегда празднуется в воскресенье, поэтому люди и считают, что проводить захоронение в этот день нельзя. На самом деле это не много не так.

Мнение церкви

На вопрос почему нельзя хоронить в воскресенье священники отвечают – что хоронить можно в любой день недели и в любое время суток. А именно:

  • Убеждение в том, что захоронение проводится только в первой половине дня также ошибочно. Главное, чтобы захоронение проходило именно на третий день после смерти.
  • Более того, можно также проводить данный ритуал и на четвертый и пятый день. Конечно, несмотря на это существует большое количество других причин почему на выходных не проводится ритуал. Скорее всего это связано с количеством процедур, которые необходимо провести до того, как провести захоронение. А в выходные дни многие офисы инстанции не работают. Поэтому провести похороны просто невозможно.

Также в воскресенье на кладбищах и в храмах бывает очень много людейт — это тоже может стать причиной отложить процессию на следующий день. Помните, в году есть только два праздника, на которые православная религия запрещает проводить похороны:

  • день святой Пасхи,
  • Рождество.

Во все остальные дни, если есть возможность проводите похоронную процессию.

Кремация православного

Очень много заблуждений может быть еще связан с кремацией. Но они также являются беспочвенными. Так как в канонах православной веры очень мало есть информации касательно моментов, связанных с кремацией. Несмотря на то, что православная церковь кремацию грехом все же не считает, но православному христианину положено хоронить усопшего в гробу. Так что вопрос о том можно ли кремировать или похоронить умершего человека в воскресенье также не является актуальным.

Нужно также отметить, что в православной вере очень важным является не только сам процесс захоронения, но проведение поминальных дней после него. Как известно самыми важными для души усопшего считается 9 и 40 день. Поэтому проведение поминального обеда в эти дни нужно продумать не менее тщательно чем само захоронение усопшего.

Если вы уверены, что не справитесь с этим заданием самостоятельно, то можно обратится в специализированные организации, которые занимаются проведением подобных мероприятий в соответствии со всеми традициями православного мира. Или же обратитесь за помощью к батюшке в храм. Он подробно вам расскажет как правильно провести эти важные мероприятия.

Господь всегда с Вами!

Можно ли по православным традициям хоронить в воскресенье

Уйти из жизни человек может в любой день. От родственников требуется организовать ему достойные проводы в иной мир, соблюдая все православные традиции и ритуалы. Актуален вопрос о том, можно ли хоронить усопшего в воскресенье в том случае, если он скончался в пятницу. На самом деле это вопрос сложный, так как существует множество нюансов.

В какие дни не стоит хоронить умерших по православным традициям

Не вся неделя подходит для захоронения умершего родственника или друга. В некоторых случаях похороны не допускаются, даже если дата — это третьи сутки после смерти. В случае определенного церковного праздника похороны переносятся на следующие — никакой проблемы в этом нет.

Пасха

Пасха — это один из самых светлых и радостных дней в жизни православного народа. Праздник повествует о Божьей милости, о том, что мольбами и верой в Бога удастся попасть в рай. Но для наступления смерти нет определенного времени — она может прийти когда угодно.

В Пасху на кладбище очень много людей. Все они приходят помянуть собственных родственников. Поэтому подавляющее большинство кладбищ закрыты в это время для захоронения. Служители не разрешают хоронить в этот день — ритуал переносится на понедельник.

Если поминки припали на Седмицу, то их переносят на Радуницу.

Рождество

Рождество — это день рождения Христа. Это день, который непременно должен следовать перед смертью. Захоронение человека в Рождество меняет природное течение событий, поэтому запрещается православными обычаями. Требуется перенести похороны.

Седмица

Если похороны человека приходятся на Седмицу, то они тоже не проводятся. Их переносят на Радуницу. Но в то же время иногда священники делают исключения.

Крещение

Крещение — это ритуал рождения во Христе. Православные традиции скептически настроены на проведение похорон в этот день.

Успения Богоматери

Не хоронят людей и на Успение Богоматери. В эту церковную дату вспоминают то, как скончалась матерь Божья, проводят службы по этому поводу.

Развенчание мифа о запрете похорон в воскресный день

Зачастую многие верующие переносят похороны с воскресенья на понедельник. Аргументируют они это тем, главный церковный праздник — Пасха — всегда припадает на воскресный день.

Однако церковь говорит, что хоронить близкого можно не только в любой день недели, но и даже в любое время дня.

Важно, чтобы погребение погибшего проводилось на третий день после смерти. При этом неважно, какое именно время для этого выбрано. Но вопреки расхожему мнению, проводят ритуал и на четвертый, и даже на пятый день. Дело в том, что не всегда умерший находится в том городе, где будет проводиться погребение, не всегда удобно проводить захоронение, если оно припадает на выходные или праздничные дни.

Читайте также:  Меню для поминального стола на 9 и 40 дней

Церковные служители уверяют, что если на воскресенье не выпадает праздников, перечисленных выше, то похороны вполне допустимо проводить в этот день. Но даже если родственники находятся в таком смятении, что не смогли это определить самостоятельно, то работники похоронного бюро непременно подскажут.

В какое время суток можно проводить обряд

Похороны обычно проводят на третий день после смерти, даже если этот день припадает на воскресенье. Исключаются церковные праздники, список которых представлен выше.

Распространено мнение, что ритуал проводится в светлое время суток, желательно закончить все работы до четырех часов вечера. Однако по отзывам священнослужителей, никакой разницы нет. Похороны можно проводить и после наступления темноты, в шесть или восемь вечера. Исключение — это время за полночь, которое считается уже не приемлемым для проводов человека в последний путь.

Другое дело — это время работы ритуальных служб. Им значительно легче провести обряд утром, в светлое время суток. Вечером специалисты заняты другими работами, например, подготовкой тела к погребению, сборкой гробов, оформлением бумаг и другими вещами.

Можно ли делать поминки в воскресенье

Священники считают мнение о том, что устраивать поминки нельзя в воскресенье, безосновательным и не соответствующим действительности. Поминать в воскресенье не запрещается ни единым церковным православным каноном. Запрет на поминки в воскресенье является пережитком прошлого. В любой выходной день можно устраивать их, при этом выбирать удобное для всей семьи время.

Единственное исключение — это празднование Пасхи. Это воскресенье считается одним из самых радостных и чистых дней, устраивать поминальные мероприятия нежелательно.

В воскресенье проводится молитва за упокой умершего человека, подаются записки в храме на Сорокоуст, проводятся панихиды. Этим всем занимаются православные родственники покойного. При этом допустимо проводить обряды в любой день, главное — это временной промежуток, на который выпадает траур по человеку.

После посещения церкви устраивается поминальная трапеза. Она проводится как в домашних условиях, так и заказывая столики в специализированном заведении. Панихида делается на третьи, девятые и сороковые сутки после смерти родного человека. После проведения похорон проводят заказ молитвы — так называемого Сорокоуста.

Во время поминок сначала произносится молитва всеми присутствующими. Благодаря ей удается помянуть душу умершего человека. Пользуются купленными ранее церковными свечами. При этом подготовленную еду разделяют между присутствующими, а также отдают малоимущим. Спиртное употреблять на поминках можно, но в самых минимальных количествах, по отзывам священнослужителей. Но вопреки распространенному мнению, употребление вина и прочих горячительных напитков в день похорон строго запрещено православными канонами.

Понятно, что церковь не запрещает проводить похороны в воскресенье, если это третий день после смерти человека. Исключение лишь составляют крупные религиозные светлые праздники. Если выпали они, то ритуал переносится на следующий день — это никак не скажется на самом процессе и нюансах его проведения.

Православные похороны

Как проходят православные похороны

Протоиерей Игорь Фомин

Православные похороны — важное событие в жизни верующих людей. О смысле христианских похорон, их значении для души человека и православных традициях “Фоме” рассказал протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма св. Александра Невского при МГИМО.

Для христиан смерть — не конец всему, а переход к вечной жизни. Потому похороны — не тяжелое прощание с человеком, которого больше никогда не будет, а проводы в иной мир, который ждет каждого из нас после смерти. Во время похорон главное для нас — молитва о душе почившего человека.

В Символе веры — молитве, в которой рассказывается, во что же верят православные христиане, — есть слова: «Чаю воскресения мертвых» . То есть уповаю и жду воскресения мертвых.

Важно и то, что наша вера много внимания уделяет не только душе, но и телу христианина, потому что тело — храм души. Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои (Апостол Павел, 1-е послание к Коринфянам: 6, 19).

Тело христианина освящается Причащением Божественных Тела и Крови Христа Спасителя. И главное, мы верим, что мертвое и истлевшее со временем тело христианина снова оживет после Всеобщего Воскресения мертвых: Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (Апостол Павел, 1-е послание к коринфянам, 15:53). Поэтому для христиан важно и приготовление тела к погребению.

Если человек умер дома и есть такая возможность, его омывают водой с чтением молитвы «Трисвятое»:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Сразу после смерти над телом почившего читают «Последование по исходе души от тела» и Псалтирь с прибавлением молитв об усопших. Если человек умер вне дома (в больнице или еще где-то), после чего его тело оказалось сразу в морге, можно читать молитвы дома. Затем тело привозят в храм, где священник совершает над ним Чин отпевания. И уже после отпевания гроб с телом почившего предают земле.

После погребения принято устраивать поминки. Но это уже не церковная традиция, а наша человеческая потребность собраться вместе и помянуть почившего близкого человека добрым словом. Важно понимать, что поминки должны проходить тихо и благоговейно.

Отпевание и погребение принято совершать на третий день после смерти (при этом первым днем считается сам день смерти, независимо от времени кончины).

При особых обстоятельствах — войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях — разрешается погребение и раньше этого срока. В современной практике из-за особенностей работы государственных и медицинских организаций часто приходится проводить похороны позже третьего дня. В этом нет ничего страшного, и на посмертную судьбу умершего это никак не влияет. Отпевание не совершается в первый день Пасхи и в день праздника Рождества Христова до вечерни.

Как одеться на православные похороны?

Специальной одежды для похорон в нашей церковной традиции нет. Ни цвета, ни стиль не регламентированы.

Одежда должна быть скромная, чистая, аккуратная.

Как организовать православные похороны?

В современном мире православные похороны организуются следующим образом.

После смерти человека его родственники или друзья заботятся о месте захоронения и параллельно договариваются в храме об отпевании. Ритуальные службы могут предложить вам помочь договориться и об отпевании. Но лучше, конечно, отпевать человека в том храме, куда ходил почивший, чтобы оповестить как можно больше прихожан, которые знали его и хотят прийти помолиться о его душе, проводить его в последний путь. Если же он не был постоянным прихожанином одного храма, то отпевать лучше там, где есть знакомый вам священник. Также можно отпевать человека в храме на кладбище, в морге или пригласив священника к вам домой.

Как правильно похоронить православного?

Чтобы правильно похоронить православного христианина, нужно в первую очередь договориться со священником об отпевании. Отпевание — это заупокойный богослужебный чин, которым Церковь провожает в вечную жизнь скончавшегося человека. Во время отпевания мы молимся о человеке, просим о прощение его грехов и даровании ему вечной жизни в Царстве Небесном.

Отпевание совершается, как правило, в храме перед погребением на кладбище. Заочное отпевание благословляется Церковью только в исключительных случаях.

Перед отпеванием на тело человека должен быть обязательно надет нательный крест, в руки вкладывается икона (Христа, Богородицы или небесного покровителя) или Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия). Покойного одевают в чистые одежды, часто светлые, что символизируют радость воскресения и будущей встречи с Богом. Тело покрывают до пояса специальным погребальным покрывалом с изображением креста, святых и надписей с молитвами (можно приобрести в церковной лавке или магазине ритуальных услуг), или же просто белой простыней. Этот покров символизирует, что верующий человек находится под покровом Бога. На лоб надевается бумажный венчик с изображением Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи (его также можно найти в церковной лавке). Венчик символизирует нашу надежду на то, что усопший обретет венец вечной жизни. Каждый усопший христианин для Церкви — воин, одержавший победу на поле битвы со страданиями и искушениями, которые выпали на его жизнь.

Все выше перечисленное можно сделать уже в храме, после того, как тело покойного привезли из морга. Или попросить позаботиться об этом работников морга.

Гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю; то есть ногами на восток, головой к западу. По церковным правилам, вопреки распространенным суевериям, гроб с телом положено нести по возможности именно близким родственникам и друзьям. Этим мы выражаем свою заботу и почтение.

Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: у головы, ног и по обеим сторонам гроба; вместе они изображают крест.

Во время отпевания присутствующие стоят со свечами. Их свет — символ жизни и победы над мраком смерти. Так же, как и всякая свеча в храме, свеча в нашей руке на отпевании — символ теплой молитвы за умершего. Кроме того эти свечи напоминают о тех свечах, которые держат все люди в храме в Пасхальную ночь, радуясь Воскресению Христову.

Когда отпевание завершается, священник прочитывает над покойным разрешительную молитву, в которой молится о прощении человеку его грехов (разрешение — это прощение, освобождение). Грехов, в которых он раскаялся, и грехов, которые забыл. Это не относится к грехам, в которых человек намеренно не каялся.

После все участвующие в отпевании подходят ко гробу прощаться, просят у усопшего прощение, целуют венчик на лбу и икону на груди. Затем тело полностью закрывается покрывалом. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается.

После отпевания гроб с телом умершего провожают на кладбище, опускают в могилу и предают земле.

Если есть возможность пригласить священника с собой на кладбище, то служиться лития — еще одна поминальная служба. После ее окончания священник сыплет крестообразно землю на гроб со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней». Если священник не едет на кладбище, то родные родные сами на кладбище крестообразно посыпают гроб землей, освященной после отпевания.

После погребения, по традиции, родные и близкие почившего собираются вместе на поминальную трапезу. Во время трапезы все вспоминают добрые дела почившего, не столько для того, чтобы сказать, какой он был замечательный человек, а более для того, чтобы лишний раз напомнить друг другу, каким, вообще, должен быть человек. Чтобы мы могли подражать лучшему, что есть в наших ближних.

Что нельзя делать после похорон?

После похорон нельзя вести себя недостойно, в том числе по отношению к памяти почившего. Нельзя предаваться унынию, как это ни странно звучит. Стоит сосредоточить весь свой ум и свое страдающее сердце на помощи почившему, чтобы помочь ему перейти из жизни временной в жизнь вечную. Какой может быть помощь почившему? Молитва. Добрые дела в память о нем.

Как хоронят самоубийц?

Самоубийц хоронят без церковного отпевания. Самый дорогой дар, данный человеку, — жизнь — самоубийца как бы бросает в лицо Богу и говорит: «Возьми, мне это не нужно. » Именно поэтому в Православной Церкви не отпевают и церковно не поминают самоубийц.

Раньше людей, покончивших жизнь самоубийством, хоронили за оградой церковного кладбища. Сейчас таких строгих правил нет.

Но никто не запрещает нам поминать самоубийцу в домашней молитве.

Как хоронят пьяниц? Как хоронят наркоманов?

Пьяниц и наркоманов хоронят по обычному чину, если они не покончили с собой.

Читайте также:  Акафист Божией Матери Экономисса, текст акафиста

Алкоголизм и наркомания — болезни, и мы можем сказать, что люди, страдающие ими, погибают по безумию, и это сумасшествие не добровольное — это недуг.

Кто может нести гроб?

Гроб может нести любой человек. У Иоанна Златоуста есть такое слово об умерших, где он говорит о том, что гроб должны нести близкие сродники (то есть родные) почившего, чтобы тем самым в последний раз послужить ему. Очень важно помнить эти слова святого, потому что в народных суевериях распространено ошибочное мнение, что родные не должны нести гроб.

Можно ли беременным на похороны?

Безусловно, можно. Нет никаких препятствий тому, чтобы беременная женщина приходила на похороны родного или близкого человека. То, что это может как-то отразиться на ребенке, — суеверия, не стоящие внимания христианина.

Можно ли краситься на похороны?

Что касается косметики, она на похоронах должна быть умеренной. Не яркой, ни в коем случае не вызывающей и не соблазняющей. Если женщина не может обходиться без макияжа, она может «накраситься», идя на похороны, но макияж должен быть максимально незаметным и деликатным.


Можно ли фотографировать на похоронах?

Да, такая народная традиция существует. Но, по-моему, лучше все-таки оставлять в памяти то, каким человек был при жизни. Излишнее рвение в попытках сфотографировать похороны неуместно по этическим соображениям.

Можно ли поминать до похорон?

Да, уже с первого мгновения после смерти человека его можно поминать в молитвах, в добрых делах.

Кроме того уместно было бы, не дожидаясь сорокового дня после смерти человека, начать раздавать его вещи нуждающимся. Так уже с первых дней вы привлечете других людей к молитве за дорогого вам человека.

Можно ли отпевать после похорон?

Бывают исключительные случаи, когда нет возможности совершить чин отпевания до похорон — над телом усопшего. Тогда, действительно, можно прийти в храм (желательно тот, где почивший был прихожанином) вместе со всеми, кому дорог усопший, и совершить заочный чин отпевания. Если на то, конечно, будет благословение священника.

Можно ли здороваться на похоронах?

Да, конечно, на похоронах можно здороваться друг с другом. Желать друг другу здравия уместно всегда, в том числе и когда мы провожаем близкого нам человека в последний путь.

Можно ли бриться перед похоронами? Можно ли стричься после похорон?

Безусловно, можно. Элементы нашего ухода за собой не имеют никакого отношения к похоронам.

Можно ли стирать после похорон? Можно ли убирать квартиру после похорон?

Да, вести домашнее хозяйство необходимо, чтобы в доме было чисто, аккуратно, достойно. Конечно, никто не будет корить вас, если вы не сможете отдавать много сил и внимания чистоте в сложный для вас период, это далеко не главное в подобные моменты. Но никаких церковных запретов на уборку и стирку не существует.

Как проститься с умершим?

Во время отпевания (в храме или когда священник приходит к вам в дом или в морг, где находится тело усопшего) священник обязательно положит на лоб почившего венчик, поставит иконку к его рукам и в определенный момент совершения чина отпевания призовет всех прощаться с телом. В эту минуту будет уместным подойти, поклониться умершему, тем самым испрашивая прощения у него и отдавая ему последние почести, поцеловать иконочку, которая находится во гробе, и поцеловать венчик на лбу почившего.

Если у вас по каким-то причинам нет сил приблизиться к телу умершего, можете ограничиться поклоном ему, выразить так свое почтение его памяти.

Можно ли детям на похороны?

Безусловно, детям можно приходить на похороны. Бояться, что это как-то негативно на них повлияет, не нужно.

Дети воспринимают смерть совершенно нормально — как определенный этап жизни человека. Их не надо специально ограждать от этого события. Но, как и во всем другом, с детьми надо общаться, беседовать. Рассказать им, что такое смерть, когда она наступает в жизни человека, зачем нужно отпевание и почему все собираются на похороны.

Можно ли после похорон смотреть телевизор? Читать газеты, слушать музыку?

Ни до похорон, ни после развлечения не приветствуются. Конечно, церковного запрета на такое времяпрепровождение нет, но, подумайте сами, уместно ли смотреть телесериал или читать светскую хронику в журнале в такие минуты? Лучше уделить время молитве об усопшем и добрым делам в память о нем.

Что нужно делать после похорон? Какие молитвы читать после похорон?

Есть так называемое правило чтения Псалтири по усопшим. Это древняя и замечательная традиция. Каждый день после смерти человека читается по одной кафизме из Псалтири, с добавлением молитвы об умершем.

После похорон надо занять себя богоугодными делами в честь и память почившего. Это будет лучшим занятием для человека, который хочет помочь своему почившему ближнему.

В какие дни нельзя хоронить умерших. Правила, обряды и приметы

К настоящему времени строгие запреты на похороны в определённые дни действуют только у иудеев. Мусульмане соблюдают правило погребения в день смерти. Католическая церковь не указывает каких-либо дней, когда похороны нежелательны, так что срок похорон назначается по желанию родных и близких покойного. Православные, как правило, проводят погребение в определённый день, отсчитываемый с даты смерти. Кроме того, есть особенности похорон и поминок, приходящихся на православные церковные праздники. Определённые ограничения по дате похорон могут быть связаны с режимом работы кладбищ и крематория.

Дни похорон у православных

Традиционно принято хоронить крещёных в православии на третий день после смерти. Такой отсчёт имеет библейское обоснование и символические предпосылки. Соответственно, погребение не должно приходиться ни на дату кончины, ни на следующий за ней день.

Прямого запрета на то, чтобы совершать отпевание и погребение в день большого церковного праздника, не установлено. Однако в таких случаях, особенно если похороны выпадают на Пасху или Рождество Христово, погребение всё-таки переносится на следующий после праздника день.

Организация похорон требует комплекса действий, которые выполняются оперативно, внимательно, с учётом конкретных обстоятельств.

Здесь сказывается не только несоответствие траурных обрядов радостному праздничному настрою. В связи с тем, что, например, на Пасху люди массово посещают кладбище, оно может быть именно в этот день закрыто для проведения похорон. То же касается погребений в Радоницу и Троицу.

Вместе с тем, похороны в Светлую седмицу, которая следует за Пасхой, совершаются с отпеванием по особому последованию, во время которого неоднократно звучит традиционное «Христос воскресе!». Давняя примета гласит, что те, кого хоронят на Светлую седмицу, вели праведную жизнь, и райские врата широко открыты для них. В прежние времена покойным, чьи похороны пришлись на пасхальную неделю, вкладывали в руку крашеное яйцо, а на поминальный стол выставляли кулич и тот же непременный атрибут Пасхи — расписные яйца.

Срок погребения мусульман

Для тех, кто исповедует ислам, действует строгое правило о сроке похорон: они должны быть проведены в день смерти, до солнечного заката. Единственное послабление делается в том случае, когда кончина произошла поздним вечером и ночью. Поскольку на кладбище нельзя находиться в тёмное время суток, при таких обстоятельствах погребение проводится назавтра, но не позже.

Дни, запретные для иудейских похорон

Погребения по иудейскому обряду организуют в день смерти. Однако хоронить нельзя в субботу, а также в праздники. При этом допускаются похороны в ночное время. В Израиле именно так, ночью, проводятся погребения, как только минует запретная субботняя или праздничная дата.

За пределами этой страны, с учётом местных обычаев, допускается перенос иудейских похорон на второй день праздника или на следующий после смерти день. Погребение также могут отложить, чтобы, например, сын умершего успел прибыть из-за границы и, по обычаю, прочесть молитву Кадиш, воздавая последние почести умершему ради соблюдения его достоинства.

Единственный день в году, когда не проводят кремацию

Минский крематорий работает с одним выходным днём. Он приходится на первое января. Соответственно, в эту дату кремация и прощание с усопшим в ритуальном зале крематория не проводится.

Вопрос и ответ

Такая возможность есть. Согласовывать отпевание на Пасху следует в церкви. В этом может помочь доверенный специалист ООО «Городская Ритуальная Служба.

Если складываются экстремальные ситуации — войны, эпидемии, стихийные бедствия, то православные похороны могут быть проведены раньше третьего дня. Из-за особенностей работы государственных и медицинских учреждений случается, что похороны проводят позже третьего дня. И то, и другое допускается с учётом обстоятельств.

Отзывы

Выражаем благодарность Яковлеву Артуру Дмитриевичу за организацию похорон нашего отца Выробко Михаила Васильевича. Все было организовано грамотно, четко, с пониманием ситуации. Спасибо за.

Хотим выразить огромную признательность и благодарность Бурому Виталию и его команде за оказание помощи в тяжелое для нас время в организации двух похорон, за его профессионализм, тактичность.

Можно ли хоронить в воскресенье

Похороны для православной религии являются одним из самых устойчивых из традиций и ритуалов. Им предначертано подготовить переход души усопшего в иной мир. Поэтому тщательности соблюдения всех похоронных ритуалов уделяется столько внимания. В этой связи люди, чтобы что-нибудь не нарушить спрашивают о возможности проведения похорон в воскресенье.

Почему нельзя хоронить в воскресенье

Некоторые миряне считают, что имеется запрет на проведение погребального обряда в воскресенье. При этом никто не может ответить на вопрос: «А почему?». Возможно, это объясняется тем, что у православной церкви имеется запрет на проведение похорон в два дня:

  • В день святой Пасхи.
  • В Рождество.

А Пасха празднуется по воскресеньям, может поэтому и появилась эта народная примета.

Можно ли хоронить в воскресенье — мнение церкви

Священнослужители заявляют, что церковь не устанавливает ограничений на похороны по выходным дням, так же, как и на время суток. Их мнение таково:

  • Возможность проведения обряда погребенья не зависит ни от дня недели, ни от времени суток. Желательно только чтобы это был именно третий день с момента смерти. Хотя допускается перенос и на четвертый или пятый дни, если так складываются обстоятельства.
  • По-видимому, объяснением для появления таких слухов является то, что по воскресеньям не работают многие официальные учреждения, что существенно затрудняет оформление всех необходимых документов.
  • Также в качестве причины может выступить наличие на кладбищах по воскресеньям большого количества людей.
  • Нельзя хоронить только на Пасху и Рождество.

Что говорится по этому вопросу в православной литературе

Для того, чтобы определится со сроками, установленными для проведения какого-нибудь конкретного обряда следует поднять источники в православной литературе. Описание сроков захоронения есть у Исидора Пелусиотского, который был учеником Иоанна Златоуста. Им сказано: «В пятницу Господь испустил дух … один день».

Начинается отчет с конкретной даты и момента наступления смерти. «С наступлением воскресенья Он восстал». На основании этого отрывка можно сделать вывод, что в воскресный день можно и хоронить, и отпевать.

Но есть все-таки дни в которые от церкви будет получен отказ в поминовении усопших. В соответствии с уставом нельзя отпевать:

  • На Крещение.
  • На Рождество.
  • В дни поминовения святых угодников Божьих.
  • На Успение Богоматери.
  • На светлый праздник Псахи.

Почему считается что в воскресенье нельзя хоронить

Хоть такое утверждение и ходит среди людей, но ни в церковных канонах, ни в Библии ничего подобного нет. Обратимся к отрывку из Евангелии от Иоанна. Там нам надо найти пятую главу и стихи с двадцать восьмого по двадцать девятый.

Там написано: «все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия … в воскресение жизни … — в воскресение осуждения». То есть даже в седьмой день существует равенство между всеми. И грешникам, и праведникам одинаково придется явится на Божий суд.

Главное, чтобы были правильно организованы и проведены похороны православного человека. Начинать следует с подготовки к погребению. На этом важном этапе усопшего омывают и облачают. Это может быть сделано как работниками морга, так и родственниками. Если все это происходит дома, то следует три раза прочесть «Господи помилуй».

Одежда выбирается только новая светлых приглушенных окрасок. Руки в виде креста складываются на груди. На лбу закрепляется специальный бумажный венчик, являющийся символом веры. После этого покойного отпевают. Причем сделано это может быть как в храме, так и дома. В последнем случае приглашают священнослужителя для чтения молитв. Далее осуществляется погребение.

Кончина близкого — что делать христианину?

На сайт Саратовской епархии «Православие и современность» пришли вопросы на очень сложную и больную тему: кончина близкого — что делать христианину? Мы попросили ответить на них Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.

— Да. Именно поэтому я бы начал этот разговор с другого. Немного раньше: не с того, что надо делать, когда человек умер,— а что нужно делать, когда он умирает.

Читайте также:  Валаамский монастырь в Москве

Полное разрушение церковной жизни в нашей стране в течение многих десятилетий привело к очень тяжелой ситуации: большая, подавляющая часть нашего народа, в том числе и крещеные православные люди, уходят в мир иной неподготовленными, то есть без последнего напутствия. Еще некоторое время тому назад это было совершенно немыслимо. А сейчас мы видим, что, во-первых, по незнанию, а во-вторых, из-за суеверной боязни люди не готовятся к смерти.

— А в чем заключается подготовка к смерти?

— Это обязательно соборование, исповедь и Причастие. Те христиане, которые готовятся предстать пред Богом, стремятся сделать это с чистой совестью. Но сегодня священника приглашают к больным или умирающим крайне редко — боятся. Укоренилось суеверие, что соборование, которое называют таинством исцеления, это то, что совершают исключительно над умирающими. И, бывает, что даже если кто-то из родственников предлагает: «Давайте батюшку позовем?» — сам больной отвечает: «А вы что — меня уже хоронить собрались?». Получается, что человек изо всех сил цепляется за жизнь, даже понимая, что она заканчивается, и вместо того, чтобы подумать о том, как достойно завершить свой жизненный путь — раскаяться в грехах, причаститься,— не может и не хочет согласиться с неизбежностью близкой смерти. Буквально на днях мы разговаривали с одним батюшкой, и он говорит: «Вы знаете, Владыка, сколько раз я соборую в последнее время (а соборование — достаточно долгое таинство, больного семь раз помазывают освященным маслом) — и не успеваю закончить: умирают во время соборования». Это говорит о том, что родственники изо всех сил оттягивают участие человека в таинствах и приглашают священника, когда умирающий уже отходит,— и то это буквально единицы. У людей совершенно нет представления о том, что такое последнее напутствие и как оно важно для человека. Это проблема нашей церковной жизни, и она сегодня стоит очень остро.

А потом, как обычно, приходят какие-то бабушки, соседки и начинают занавешивать зеркала, телевизоры, открывать окна, ставить стаканы с хлебом и водой, а то и с водкой… Я не знаю, откуда берутся эти бабушки и эти «обычаи», список которых варьируется в зависимости от местности. Это, конечно, производит удручающее впечатление. И эта мелочная глупейшая суета выполняет функцию «замещения» того, что действительно необходимо,— молитвы к Богу и поминовения усопшего близкого человека.

— Владыка, как же молиться о тех, кто умирает, и об ушедших близких?

— Церковь сопровождает человека всю жизнь и особым, я бы сказал, трогательным вниманием, почтением окружает его исход в вечность. Есть специальные молитвы, которые можно найти в молитвословах. Существует канон на исход души, который читается, когда человек умирает. Есть молитвы, которые читаются, когда человек долго страдает и не может умереть. И обычно после того, как их прочитают, душа разрешается от тела.

После смерти человека омывают, одевают, полагают во гроб и начинают читать над ним Псалтирь. Совершаются панихиды, потом отпевание в храме. В те времена, когда церковная жизнь была нашему народу близка и знакома, родные старались, чтобы гроб с телом усопшего пробыл хотя бы одну ночь перед погребением в храме. В эту ночь над ним также читали Псалтирь. Обязательно устраивались православные поминки, смысл которых раньше был немного другим. Это была трапеза, на которую приглашались во множестве бедные, неимущие. За ней старались обязательно накормить как можно больше нуждающихся людей, чтобы они помолились о новопреставленном.

— Владыка, нам пришел такой вопрос: есть ли какой-то минимальный список того, что должен сделать православный христианин при смерти близкого человека, а что необязательно?

— Совершенно не обязательна вся та накипь, о которой мы сейчас говорили: занавешивать зеркала, прятать вилки и прочее. Следовать всяким «народным обычаям» ни в коем случае не нужно. И всех этих доморощенных специалистов — соседок-старушек и прочих — надо просто с Богом вежливо провожать.

Обязательно нужно начинать молиться о человеке с момента его кончины — и самим близким, и просить молитв Церкви. Обрядив покойного, опрятав его и положив во гроб, необходимо начинать чтение Псалтири, которое закончится перед погребением. После похорон близким усопшего можно читать Псалтирь девять, сорок дней, полгода — кто как может. Обязательно нужно служить панихиды и поминать усопшего на Божественной литургии. Обычно стараются заказать сорокоуст, то есть поминовение, которое будет совершаться 40 литургий. Это как минимум, а как максимум — можно всю жизнь поминать своих родственников. Здесь все на усмотрение родни — по возможности и по силам.

— Обязательны ли поминки? Нам пишут: «Не всегда с усопшим были хорошие отношения, не всегда боль потери позволяет вынести это действо, да и не все в принципе любят поминки. Можно ли без них обойтись?».

— Видите ли, по своей сути поминки — это призыв к как можно большему количеству людей молиться об усопшем. Кроме того, они имеют и чисто практический смысл. На похороны обычно во множестве собираются родственники и знакомые. Если они верующие, христиане, то они идут в церковь, стоят на Литургии. После Литургии совершается отпевание человека, оно достаточно долгое. Потом все едут на кладбище. Время уже за полдень. А если учесть, что верующие люди приходят на Литургию натощак, то к середине дня все уже голодные и уставшие. Поэтому устроить поминки и пригласить за стол всех, кто пришел проститься с умершим, совершенно естественно. В этом нет ничего предосудительного. Предосудительно, если поминки переходят в попойку и, как иногда бывает, еще и в потасовку. Это, конечно, страшно. Такого не должно быть ни в коем случае. Поэтому Церковь призывает на поминках никогда не употреблять спиртного. Но это, конечно, трудно, поскольку у нас уже прижилась «традиция», в плохом смысле этого слова, поминать водкой. Кто-то, может быть, и начнет возмущаться. Христианину здесь просто нужно проявить мужество, силу воли и отказаться от распития спиртных напитков на поминках и, если это зависит от него, не ставить их на стол.

— Следующий вопрос, Владыка: «Обязательно ли получать прощение у всех знакомых перед их или своей кончиной? Как понять, у кого нужно просить прощения, а у кого нет? С одной стороны, совесть может мучить из-за детских обид, но не будешь же писать всем подряд. Стоит ли на словах просить прощения у близкого родственника, не имея душевных сил в реальности его простить?».

— Думаю, это вопрос от человека, не представляющего себе, что такое христианство. Сам этот вопрос — «а нужно ли просить прощения у этого, а у того, может, и не нужно» — не христианский. Прощать нужно всех, и всех нужно просить о том, чтобы тебя простили.

Мы часто говорим о смирении. Есть замечательные слова об этом преподобного Амвросия Оптинского: смирение ни на кого не гневается и никого не прогневляет. Вот так и должен жить христианин — ни на кого не гневаясь и никого не прогневляя. Если же это случилось, нужно тут же просить прощения. И ни в коем случае не пытаться рассуждать, достоин или нет человек нашего прощения.

— «Я никак не могу понять,— пишет наш читатель,— почему нельзя кремировать людей. В Греции, например, покойников закапывают, потом из-за нехватки земли их выкапывают и вроде как кремируют. Почему нельзя кремировать сразу, ведь Господь всемогущ и может воскресить всех умерших из любого состояния, как говорится в Православии?»

— Действительно, кремация тел усопших Церковью не благословляется. Прежде всего, позиция Церкви тут основывается на словах Священного Писания: яко земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3, 19). Человек создан Богом из земли, и по кончине человек также уходит в землю. Запрет на кремацию существовал еще в ветхозаветные времена. Он был установлен в противовес тем языческим верованиям, для которых кремирование было основным видом погребения, начиная от античного Рима и заканчивая восточными экзотическими культами. То есть кремация всегда была не просто каким-то удобным, как иногда сегодня говорят, «гигиеничным» способом погребения, а имела религиозную окраску. Естественно, что народ Ветхого Завета, который призывался не ходить вслед идолопоклонников, не принимал так называемого «огненного погребения» — кремации — как неотъемлемой части языческих верований. И сегодня мы поступаем так же.

Кстати, вспомните, что, когда большевики пришли к власти, крематории стали для них одним из символов нового мира. Многие известные деятели большевизма тоже были заражены оккультизмом, и идею кремации они проталкивали с небывалой настойчивостью. Помните известную фразу из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова: «Ну что, старик, в крематорий пора? — Пора, батюшка, в наш советский колумбарий». Самый первый крематорий в России, в Москве, кстати, был устроен в церкви Донского монастыря. Он так неумеренно расхваливался, рекламировался, что это было самое натуральное беснование. Сам этот факт достаточно показателен и говорит о том, что вопрос кремации лежал далеко не в практической плоскости, а в идеологической, я бы даже сказал, квазирелигиозной. Это из той же серии, что и лжемощи, которые до сих пор находятся на Красной площади.

Что касается Греции — это древний обычай, характерный для всего Средиземноморья. Действительно, через некоторое время костные останки там откапывают и вкладывают в особые помещения — костницы. Они есть и в Западной Европе, и в православных Греции, Румынии, Болгарии. Кремация тут ни при чем. И связано это не с недостатком земли, а с другими обычаями, которые идут со времен античности.

Слава Богу, в России земли много. Поэтому разговоры о том, что у нас не хватает земли для того, чтобы погребать усопших, как минимум недобросовестны.

Господь действительно может воскресить человека из любой субстанции, любого состояния. Если посмотреть на какую-нибудь старинную историческую фреску Страшного Суда, то там, возле трубящих ангелов, обычно в медальонах, изображены сцены, которые подписаны так: «Земля отдает мертвые своя», «Вода отдает мертвые своя», «Огонь…» — и так далее. Ведь люди погибают по разным причинам. Но Господь силен воссоздать каждого человека в воскресение Суда.

— Нас спрашивают: «Люди тратят большие суммы на похороны, памятники и прочее. Можно ли сэкономить на похоронах, сделать по минимуму? Ведь, с одной стороны, человек умер, и его душе важнее молитва, нежели памятник, как мне кажется. С другой стороны, многие хотят почтить память усопших и тратят много средств на это. Как найти разумный компромисс?»

— Действительно, все должно быть разумным. Конечно, огромные мемориалы воздвигать совершенно ни к чему. Очень неприятное впечатление складывается, когда приходишь на кладбище и видишь, что люди кичатся друг перед другом своим богатством даже после смерти близкого, возложив на его могилу неимоверное количество мрамора. Но и совсем не заботиться о месте последнего упокоения наших близких тоже неправильно. Поэтому надо все делать скромно, достойно и прилично, насколько позволяют ваши возможности.

Газета «Православная вера» № 23 (618)

Ссылка на основную публикацию