Герасим Великопермский

Святые в земле Коми просиявшие

Дата празднования Собора – 11 февраля (29 января). Празднование внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 23 марта 2015 года.

В Собор вошли четыре просветителя: свтт. Стефан Пермский, Герасим, Питирим и Иона, Устьвымские чудотворцы, 17 новомучеников и исповедников российских, в земле Коми просиявших – священнослужители, причисленные к лицу святых после гонений на православную церковь в советские времена.

Свя­ти­тель Ге­ра­сим, епи­скоп Ве­ли­ко­перм­ский (Усть­вым­ский)

Непо­сред­ствен­ным пред­ше­ствен­ни­ком свя­ти­те­ля Ге­ра­си­ма был епи­скоп Ве­ли­ко­перм­ский Иса­а­кий (1397–1416), ко­то­рый боль­шую часть вре­ме­ни про­во­дил в Москве, а в 1416 го­ду уда­лил­ся на по­кой. Свя­ти­тель Ге­ра­сим был воз­ве­ден на Перм­скую ка­фед­ру по­сле 1416 го­да, в труд­ное вре­мя, ко­гда по­ло­же­ние дел в епар­хии бы­ло весь­ма небла­го­по­луч­ным. Паства, со­сто­яв­шая из при­няв­ших хри­сти­ан­ство зы­рян, стра­да­ла от на­па­де­ния ди­ких язы­че­ских пле­мен во­гу­лов, а так­же от при­тес­не­ния ко­ры­сто­лю­би­вой нов­го­род­ской и вят­ской воль­ни­цы, поль­зо­вав­шей­ся тем, что се­ве­ро-во­сточ­ная окра­и­на Рос­сии бы­ла сла­бо за­щи­ще­на от­да­лен­ным мос­ков­ским пра­ви­тель­ством.

Свя­ти­тель Ге­ра­сим неусып­но за­бо­тил­ся об устро­е­нии сво­ей паст­вы и рас­про­стра­не­нии ве­ры Хри­сто­вой. Он не жа­лел ни тру­дов сво­их, ни сил в по­сто­ян­ных разъ­ез­дах по Перм­ской зем­ле, про­ни­кая в са­мые глу­хие ме­ста и ока­зы­вая по­мощь в са­мых безыс­ход­ных об­сто­я­тель­ствах. Гос­подь бла­го­сло­вил де­я­тель­ность рев­ност­но­го пас­ты­ря. В 1429 го­ду свя­ти­тель Фо­тий, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский (Мос­ков­ский) и всея Ру­си (1408–1431), пи­сал: «От­ри­нув за­блуж­де­ние и мрак, ныне стра­на Перм­ская чи­сто и пра­во­слав­но со­вер­ша­ет служ­бу Бо­жию, по за­ко­ну хри­сти­ан­ско­му».

Несмот­ря на уда­лен­ность от столь­но­го гра­да, свя­ти­тель Ге­ра­сим был участ­ни­ком Мос­ков­ских Со­бо­ров: 1441 го­да, осу­див­ше­го Фло­рен­тий­скую унию и ее сто­рон­ни­ка — мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го Ис­и­до­ра (1437–1441), и 1448 го­да, опре­де­лив­ше­го по­став­лять мит­ро­по­ли­тов всея Ру­си со­бо­ром рус­ских епи­ско­пов. Это сви­де­тель­ству­ет о том, что совре­мен­ни­ки до­ро­жи­ли мне­ни­ем свя­ти­те­ля Ге­ра­си­ма и он поль­зо­вал­ся боль­шим ав­то­ри­те­том. Без со­мне­ния, на этих Со­бо­рах свя­ти­тель хо­да­тай­ство­вал за свою паст­ву пе­ред ве­ли­ким кня­зем Ва­си­ли­ем II (1425–1462), про­ся ей по­мо­щи и льгот.

В по­след­ние го­ды свя­ти­тель­ства епи­ско­па Ге­ра­си­ма уве­ли­чи­лись непре­кра­ща­ю­щи­е­ся и рань­ше на­бе­ги во­гу­лов на хри­сти­ан-зы­рян. Не ща­дя здо­ро­вья, с опас­но­стью для жиз­ни свя­ти­тель сам ез­дил в стан во­гу­лов. Прось­бы и убеж­де­ния его по­дей­ство­ва­ли на ди­ка­рей, и они на вре­мя оста­ви­ли в по­кое зы­рян, уда­ли­лись в ме­ста сво­ей осед­лой жиз­ни.

Имя свя­то­го Ге­ра­си­ма по­всю­ду ста­ло про­из­но­сить­ся с бла­го­го­ве­ни­ем, но си­лы его уже бы­ли по­до­рва­ны. Ду­шев­ные огор­че­ния и неду­ги ста­ро­сти окон­ча­тель­но рас­стро­и­ли его здо­ро­вье. Од­на­жды боль­ной свя­ти­тель воз­вра­щал­ся к се­бе по­сле по­се­ще­ния близ­ле­жа­щих к Усть-Вы­ми при­хо­дов, где, по-ви­ди­мо­му, со­вер­шал бо­го­слу­же­ния, так как с ним бы­ло ар­хи­ерей­ское об­ла­че­ние. На усть­вым­ском лу­гу, близ го­род­ка и со­бор­ной церк­ви, свя­ти­те­ля на­стиг­ла му­че­ни­че­ская кон­чи­на: он был уду­шен омо­фо­ром ру­кой во­гу­ли­ча, ко­то­ро­го взял на вос­пи­та­ние; ве­ро­ят­но, ди­карь дей­ство­вал по на­у­ще­нию сво­их ша­ма­нов, ко­то­рым бы­ло до­ро­го уни­что­жа­е­мое язы­че­ство. Свя­ти­тель Ге­ра­сим при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну 24 ян­ва­ря. Год его смер­ти точ­но неиз­ве­стен, по всей ве­ро­ят­но­сти, око­ло 1441 го­да.

Свя­той му­че­ник Ге­ра­сим был по­гре­бен в ка­фед­раль­ном Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре в се­ле­нии Усть-Вы­ми, рас­по­ло­жен­ном к се­ве­ро-во­сто­ку от го­ро­да Ярен­ска, на ре­ке Вы­че­где. У мо­щей свя­ти­те­ля Ге­ра­си­ма про­ис­хо­ди­ли мно­гие чу­дес­ные ис­це­ле­ния. Празд­но­ва­ние па­мя­ти его 24 ян­ва­ря/6 фев­ра­ля уста­нов­ле­но в 1607 г. 29 ян­ва­ря/11 фев­ра­ля со­вер­ша­ет­ся об­щая па­мять трем свя­ти­те­лям Перм­ским — Ге­ра­си­му, Пи­ти­ри­му († 19 ав­гу­ста 1455 г.) и Ионе († 6 июня 1470 г.).

В 1607 го­ду по бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Ер­мо­ге­на, пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си, был на­пи­сан об­раз трех Перм­ских свя­ти­те­лей. В 1649 го­ду в Во­лог­де в их честь был воз­двиг­нут храм.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой преподобный Герасим Вологодский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Одним из самых популярных святых, которому преклоняются православные веряне является Герасим Вологодский. В день памяти 17 марта в храме у иконы преподобного собирается достаточно много верян, чтобы преклонится и попросить о самом важном.

Житие преподобного

Святой родился в городе Киеве. С раннего детства он думал о том, чтобы совершить путь отшельника. Спустя некоторое время он стал послушником, потом монахом. Когда преподобному исполнилось 30 лет, ему предложили стать священником. Сначала он отказался, но после того как братия начала настаивать на положительное решение, Герасим все же принял предложение.

Поняв, что свою миссию он исполнил в Киеве, святой подался на Север. В то время в тех краях население не знало о Евангелии. В Волгоградском краю Герасим поселился в лесу, построив там небольшую деревянную келию стал там жить и ежедневно проводить среди населения проповеди. Не прошло много времени как люди начали обращаться за советом и молитвой.

Позже начал строительство храма. Местное население помогало в строительстве всем чем могло:

  • кто приносил пожертвование;
  • кто давал строительные материалы.

Так был возведен Свято-Троицкий Кайсаровский монастырь. Он был первым православным монастырем в данной области.

Умер святой в 1178 году. Православные веряне со всего края съезжались к его могиле, чтобы помолится и преклонится и попросить заступничества.

Монастырь был разрушен польскими войсками. Однажды больной женщине святой явился во сне и попросил восстановить святыню. При этом он ей указал место, где были спрятанные его драгоценности. Женщина была слепой, но все же заказала панихиду и выполнила волю преподобного Герасима. После чего произошло чудо и она стала зрячей. Монастырь был восстановлен.

О чем просят Герасима Вологодского преподобного чудотворца

Особой силой обладает молитва святому в день его памяти. Икона святого Герасима находится в храме при Троицком монастыре. Но также ее можно найти практически в каждой православной церкви. Перед его образом принято читать молитвы прося:

  • об укрощении страстей;
  • об укреплении веры;
  • о здравии близких и родных;
  • об исцелении от тяжких болезней.

О, преподобне и богоносне отче наш Герасиме, угодниче Христа Бога нашего, от юности мир и вся яже в нем презревый, Христа же от всея души усердно возлюбивый!

Якоже древний Авраам, от земли твоея и от отечества богоспасаемаго града Киева, в землю дольнюю Богом наставляем, во град сей, Вологду, преселился еси, и в нем пречестную обитель во имя Живоначальныя Троицы воздвигл еси, в нейже во бдениих всенощных и молитвах дненощных Богу совершенно угодил еси.

Сего ради и Христос Господь благоугодныя твоя подвиги видев, даром чудес изобильно обогати тя: не точию бо жив сый, но и по преставлении многоразличныя, аки источник неисчерпаемый, источаеши исцеления с верою к тебе приходящим.

Темже нам грешным и недостойным рабом твоим помози благоугодными твоими молитвами; простри ко всемогущему Богу преподобныя твоя руце и испроси нам от обдержащих нас болезней, бед, зол и напастей избавление, да с верою ублажаем тя, теплаго нашего заступника, паче же прославляем всегда прославльшаго тя Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом честь, слава и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Преклонится перед мощами можно в часовне Герасима Волгодского на Горбачевском кладбище, которое находится в Волгодской области в г. Вологда, ул. Бурмагиных 49. Работает она каждый день без выходных с 9:00 утра до 19:00 вечера.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Герасиме:

Преподобный Гера ́ сим Вологодский, иеромонах

Дни памяти

11 июля (переходящая) – Собор Вологодских святых

Житие

Краткое житие преподобного Герасима Вологодского

Мо­на­ше­ское по­стри­же­ние при­нял в Ки­ев­ской Гни­лец­кой Успен­ской оби­те­ли, где про­во­дил дни свои в непре­стан­ных тру­дах и глу­бо­кой сер­деч­ной мо­лит­ве. Из по­слу­ша­ния бра­тии он при­нял сан иеро­мо­на­ха.

По до­сти­же­нии ду­хов­ной зре­ло­сти пре­по­доб­ный Ге­ра­сим от­пра­вил­ся на се­вер Ру­си и при­шел на ре­ку Во­лог­ду. Здесь он по­стро­ил се­бе хи­жи­ну и в ти­шине уеди­не­ния пре­дал­ся бо­го­мыс­лию, непре­стан­ной мо­лит­ве и псал­мо­пе­нию. По­сте­пен­но сбли­жа­ясь с мест­ны­ми жи­те­ля­ми, пре­по­доб­ный по­же­лал для их ду­шев­но­го спа­се­ния по­стро­ить храм во имя Пре­свя­той Тро­и­цы и ос­но­вать при нем оби­тель. Бла­го­да­ря тер­пе­нию и неустан­ным тру­дам свя­то­го со­зда­ет­ся пер­вый и древ­ней­ший в се­вер­ных пре­де­лах Ру­си Тро­иц­кий Кай­са­ров­ский мо­на­стырь.

Во вре­мя сво­ей жиз­ни пре­по­доб­ный Ге­ра­сим про­све­щал све­том еван­гель­ско­го уче­ния Во­ло­год­ский край: од­них об­ра­щал из язы­че­ства в пра­во­сла­вие, дру­гих укреп­лял в ве­ре и под­дер­жи­вал в со­блю­де­нии за­по­ве­дей Хри­сто­вых. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный 4 мар­та 1178 г., и по­сле смер­ти мо­щи его ста­ли ис­точ­ни­ком бла­го­дат­ных да­ров и ис­це­ле­ний. При­чем свя­той сам яв­лял­ся боль­ным, со­вер­шен­но его не знав­шим, и при­ка­зы­вал им ид­ти к сво­е­му гро­бу, обе­щая при этом ис­це­ле­ние от раз­ных неду­гов.

Полное житие преподобного Герасима Вологодского

Пре­по­доб­ный Ге­ра­сим был од­ним из пер­вых по­движ­ни­ков Во­ло­год­ско­го края; но сам он не был во­ло­год­ским уро­жен­цем.

Пре­по­доб­ный ро­дил­ся в Ки­е­ве. Еще в дет­ских ле­тах он по­мыш­лял о жиз­ни от­шель­ни­че­ской. Воз­му­жав­ши, он ре­шил при­нять по­стри­же­ние в мо­на­ше­ство, для че­го и от­пра­вил­ся в од­ну на­хо­див­шу­ю­ся невда­ле­ке от Ки­е­ва оби­тель, име­но­вав­шу­ю­ся Гни­лец­кой, или Гли­нец­кой. При­дя сю­да, пре­по­доб­ный об­ра­тил­ся с прось­бой к на­сель­ни­кам этой пу­сты­ни при­нять его в свое об­ще­ство. Ви­дя усерд­ное же­ла­ние пре­по­доб­но­го, гни­лец­кие по­движ­ни­ки при­ня­ли его в свое об­ще­ство и по­сле непро­дол­жи­тель­но­го ис­ку­са (ис­пы­та­ния) об­лек­ли его в мо­на­ше­ское оде­я­ние.

Под ру­ко­вод­ством гни­лец­ких стар­цев, опыт­ных в жиз­ни ду­хов­ной, пре­по­доб­ный Ге­ра­сим на­чал усерд­но под­ви­зать­ся в тру­дах ино­че­ских. По­том, сми­ряя свое те­ло и укреп­ля­ясь мо­лит­вой, юный по­движ­ник пре­успе­вал все бо­лее и бо­лее, со­вер­шен­ство­вал­ся с каж­дым днем в доб­ро­де­те­лях.

Ко­гда по­движ­ник до­стиг воз­рас­та, по­треб­но­го для по­лу­че­ния са­на свя­щен­но­го (не ме­нее 30-ти лет), под­ви­зав­ши­е­ся с ним бра­тия пред­ло­жи­ли ему при­нять на се­бя сан пре­сви­те­ра.

Ге­ра­сим из сми­ре­ния не хо­тел при­нять на се­бя ве­ли­ко­го са­на, но, усту­пая на­стой­чи­вым прось­бам бра­тии, дол­жен был ис­пол­нить их же­ла­ние.

В сане пре­сви­те­ра пре­по­доб­ный еще с боль­шим усер­ди­ем на­чал под­ви­зать­ся в тру­дах ино­че­ской жиз­ни. Пом­ня сло­ва Спа­си­те­ля: «ему же да­но бу­дет мно­го, мно­го взы­щет­ся от него», свя­той Ге­ра­сим не ста­рал­ся скры­вать дан­но­го ему от Бо­га та­лан­та доб­ро­де­ла­ния, но при­умно­жал его.

По­доб­но све­тиль­ни­ку, свя­той Ге­ра­сим све­тил всем сво­ей доб­рой жиз­нью, каж­до­днев­но при­но­сил Бо­гу Бес­кров­ную Жерт­ву, с ве­ли­ким бла­го­го­ве­ни­ем и стра­хом под­ви­за­ясь бес­пре­стан­но в мо­лит­ве и по­сте. При этом по­движ­ник за­бо­тил­ся не толь­ко о сво­ем лич­ном спа­се­нии, но и о спа­се­нии ближ­них сво­их. Го­ря ис­тин­но хри­сти­ан­ским же­ла­ни­ем быть по­лез­ным для дру­гих, он оста­вил стра­ну Ки­ев­скую и ре­шил ид­ти на даль­ний се­вер, в об­ласть Во­ло­год­скую, для про­све­ще­ния ее све­том ве­ры Хри­сто­вой.

По­сле про­дол­жи­тель­но­го и труд­но­го стран­ство­ва­ния по ле­сам и бо­ло­там пре­по­доб­ный до­стиг, на­ко­нец, 19 ав­гу­ста 1147 го­да бе­ре­гов ре­ки Во­лог­ды. На ме­сте ны­неш­не­го го­ро­да Во­лог­ды то­гда бы­ло неболь­шое се­ле­ние или по­сад с цер­ко­вью Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Ге­ра­сим вы­брал се­бе для жи­тель­ства глу­хой лес, от­де­ляв­ший­ся от по­са­да Во­лог­ды ру­чей­ком Кай­са­ро­вым. Здесь, в по­лу­вер­сте от ре­ки Во­лог­ды, сре­ди лес­ной ча­щи, пре­по­доб­ный Ге­ра­сим устро­ил скром­ную кел­лию и в ти­шине уеди­не­ния, ни­кем и ни­чем не раз­вле­ка­е­мый и ни­ко­му не ве­до­мый, все­це­ло пре­дал­ся бо­го­мыс­лию и по­дви­гам су­ро­вой от­шель­ни­че­ской жиз­ни, дни и но­чи про­во­дя в мо­лит­вах и псал­мо­пе­нии.

Ма­ло-по­ма­лу кел­лия пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма ста­но­ви­лась из­вест­ной жи­те­лям по­са­да Во­лог­ды. Ви­дя свя­тую жизнь от­шель­ни­ка, мно­гие из по­се­лян при­хо­ди­ли к нему, про­ся его мо­лит­вы и со­ве­та. И сам пре­по­доб­ный, бли­же по­зна­ко­мив­шись с жи­те­ля­ми Во­лог­ды и уви­дев их недо­ста­точ­ные по­зна­ния в ве­ре Хри­сто­вой, так как хри­сти­ан­ство в то вре­мя толь­ко на­ча­ло рас­про­стра­нять­ся в об­шир­ном За­волж­ском крае, воз­го­рел­ся пла­мен­ным же­ла­ни­ем по­слу­жить де­лу ду­шев­но­го спа­се­ния их. С этой це­лью пре­по­доб­ный ре­шил по­стро­ить здесь храм во имя Пре­свя­той Тро­и­цы, на­ме­ре­ва­ясь в то же вре­мя ос­но­вать при нем и оби­тель.

С юно­ше­ским оду­шев­ле­ни­ем и неуто­ми­мым усер­ди­ем на­чал пре­по­доб­ный Ге­ра­сим ру­бить лес и очи­щать ме­сто для по­строй­ки. Но ко­гда он об­ра­тил­ся за по­мо­щью и со­дей­стви­ем к та­мош­ним жи­те­лям, то его прось­ба бы­ла встре­че­на на пер­вых по­рах до­воль­но хо­лод­но. Из чис­ла со­сед­них и ближ­них кре­стьян сна­ча­ла не на­шлось ни­ко­го, кто бы за­хо­тел по­се­лить­ся с ним, при­нять мо­на­ше­ское по­стри­же­ние и раз­де­лить с ним его тру­ды, тем бо­лее, что на се­ве­ре Ру­си то­гда не бы­ло еще ни од­ной оби­те­ли мо­на­ше­ской, и для оби­та­те­лей Во­лог­ды это де­ло ка­за­лось но­вым и неслы­хан­ным.

Но пре­по­доб­ный Ге­ра­сим не толь­ко не на­шел в жи­те­лях даль­не­го се­ве­ра со­чув­ствия сво­е­му свя­то­му де­лу, но встре­тил да­же про­ти­во­дей­ствие со сто­ро­ны од­но­го та­мош­не­го бо­га­то­го земле­вла­дель­ца. Несмот­ря на то, что земле­вла­де­лец был хри­сти­а­ни­ном, он по при­чине сво­ей чрез­мер­ной ску­по­сти сна­ча­ла не хо­тел от­дать пре­по­доб­но­му зем­лю, необ­хо­ди­мую для хра­ма и мо­на­сты­ря; зем­ля в то вре­мя це­ни­лась очень де­ше­во, в осо­бен­но­сти в том глу­хом краю.

Тя­же­ло бы­ло пе­ре­но­сить рев­ност­но­му по­движ­ни­ку та­кое несо­чув­ствен­ное и хо­лод­ное от­но­ше­ние к осу­ществ­ле­нию его свя­то­го на­ме­ре­ния – со­здать Бо­жий храм и оби­тель. Од­на­ко пре­по­доб­ный не пал ду­хом и не от­ча­ял­ся в успе­хе сво­е­го пред­при­я­тия, но, во­ору­жив­шись тер­пе­ни­ем, еще с боль­шим усер­ди­ем и рев­но­стью про­дол­жал на­ча­тое, тру­дясь каж­дый день с утра до ве­че­ра.

Меж­ду тем слух о на­ме­ре­нии пре­по­доб­но­го стар­ца по­стро­ить храм Бо­жий и при нем мо­на­стырь рас­про­стра­нил­ся по окрест­но­сти. Стро­гая по­движ­ни­че­ская жизнь пре­по­доб­но­го, его му­же­ство, твер­дость и тер­пе­ние удив­ля­ли и изум­ля­ли окру­жав­ших его по­се­лян и про­сла­ви­ли его. Его оте­че­ские бе­се­ды и на­став­ле­ния, ды­шав­шие ис­тин­но хри­сти­ан­ской лю­бо­вью, все бо­лее и бо­лее при­вле­ка­ли к нему серд­ца их. Од­ни по­же­ла­ли со­дей­ство­вать пре­по­доб­но­му в его тру­дах по по­строй­ке церк­ви и оби­те­ли, дру­гие за­хо­те­ли под его стар­че­ским ру­ко­вод­ством под­ви­зать­ся и со­жи­тель­ство­вать ему. Так вско­ре был устро­ен храм во имя Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы и вме­сте с тем со­здан пер­вый и древ­ней­ший в се­вер­ных пре­де­лах Ру­си Тро­иц­кий Кай­са­ров­ский мо­на­стырь.

До нас не до­шло ни­ка­ких све­де­ний о жиз­ни и де­я­тель­но­сти пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма по устро­е­нии им хра­ма и оби­те­ли до са­мой бла­жен­ной его кон­чи­ны, по­сле­до­вав­шей в 1178 го­ду. Но, без со­мне­ния, в эти трид­цать лет он со­вер­шил мно­го по­дви­гов, про­све­щая стра­ну Во­ло­год­скую све­том сво­их доб­ро­де­те­лей и уче­ния еван­гель­ско­го.

Бо­лее че­ты­рех ве­ков про­цве­та­ла по­том оби­тель Пре­свя­той Тро­и­цы, при­вле­кая мно­же­ство бо­го­моль­цев к цель­бо­нос­но­му гро­бу сво­е­го ос­но­ва­те­ля, по­да­вав­ше­го ис­це­ле­ния всем с ве­рою к нему при­бе­гав­шим. Но в 1612 го­ду, ко­гда бы­ло со­вер­ше­но на­па­де­ние поль­ско-ли­тов­ских ша­ек на го­род Во­лог­ду, оби­тель пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма бы­ла со­вер­шен­но опу­сто­ше­на и ра­зо­ре­на. Жи­те­ли ра­зо­рен­ной Во­лог­ды по уда­ле­нии непри­я­те­ля за­ня­лись воз­об­нов­ле­ни­ем и устрой­ством сво­их до­мов, но за­бы­ли об оби­те­ли. То­гда пре­по­доб­ный по­за­бо­тил­ся о том, чтобы ме­сто, освя­щен­ное его тру­да­ми и по­дви­га­ми, не при­шло в со­вер­шен­ное за­бве­ние: он чу­дес­но от­крыл и ука­зал, где по­ко­ят­ся его свя­тые мо­щи, и через это сно­ва явил для стра­ны во­ло­год­ской и для всей Рос­сии неис­чер­па­е­мый ис­точ­ник бла­го­дат­ных да­ров и ис­це­ле­ний. Слу­чи­лось это так. Од­на жен­щи­на, про­жи­вав­шая в Во­лог­де, бы­ла 12 лет сле­пой. Чу­до­тво­рец явил­ся ей во сне и ска­зал: «По­про­си ко­го-ли­бо от­ве­сти се­бя ко мне, в преж­де быв­ший Тро­иц­кий мо­на­стырь, в верх­нем по­са­де, и над гро­бом мо­им от­слу­жи па­ни­хи­ду; ес­ли ис­пол­нишь это, бу­дешь здо­ро­ва».

Ви­де­ние бы­ло столь жи­во и по­ра­зи­тель­но, что жен­щи­на та тот­час же про­бу­ди­лась от сна и ска­за­ла, об­ра­тив­шись к пре­по­доб­но­му, как бы ви­дя его сво­и­ми ду­хов­ны­ми оча­ми пе­ред со­бою: «Угод­ник Бо­жий! Как мо­гу я узнать то ме­сто, где ты по­чи­ва­ешь? Я сле­па, да и ме­сто твое свя­тое по гре­хам на­шим при на­ше­ствии ино­пле­мен­ни­ков ра­зо­ре­но».

Пре­по­доб­ный от­ве­чал ей: «Ес­ли ты дей­стви­тель­но ве­ришь в мою по­мощь, то ты уви­дишь ме­сто это». И по­том, взяв у нее пла­ток, ска­зал ей: «На том ме­сте, где най­дешь зав­тра пла­ток свой, там и про­си от­слу­жить па­ни­хи­ду».

На дру­гой день ра­но утром сле­пая про­си­ла от­ве­сти се­бя в быв­ший Тро­иц­кий мо­на­стырь и, на­шед­ши свой пла­ток в се­вер­ном уг­лу мо­на­сты­ря, про­си­ла тут от­слу­жить па­ни­хи­ду по пре­по­доб­но­му Ге­ра­си­му, по­сле ко­то­рой она про­зре­ла. Та­ким пу­тем сно­ва сде­ла­лось из­вест­ным ме­сто зем­ных тру­дов и по­дви­гов пре­по­доб­но­го. Те­перь уже мно­гие, одер­жи­мые раз­ны­ми бо­лез­ня­ми, ста­ли при­хо­дить сю­да для то­го, чтобы по­лу­чить, по мо­лит­вам угод­ни­ка Бо­жия, ис­це­ле­ние от неду­гов сво­их.

За этим пер­вым чу­дом, за­пи­сан­ным в XVII сто­ле­тии, по­тек­ли мно­гие дру­гие бла­го­дат­ные ис­це­ле­ния от гро­ба пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма: во­да, освя­щен­ная в гро­бо­вой ча­совне, зем­ля с мо­ги­лы его мгно­вен­но об­лег­ча­ли бо­лезнь и воз­вра­ща­ли здо­ро­вье страж­ду­щим. Не толь­ко все, при­хо­див­шие в ча­сов­ню с ве­рой для по­кло­не­ния гро­бу пре­по­доб­но­го, по­лу­ча­ли про­си­мое и вы­хо­ди­ли из нее здо­ро­вы­ми, но ча­сто угод­ник Бо­жий и сам яв­лял­ся боль­ным, до то­го со­вер­шен­но его не знав­шим, и при­ка­зы­вал им ид­ти к сво­е­му гро­бу, обе­щая при этом ис­це­ле­ние от раз­ных неду­гов.

Из чис­ла мно­гих чу­дес, со­вер­шен­ных пре­по­доб­ным Ге­ра­си­мом, при­ве­дем лишь те, ко­то­рые за­пи­са­ны с боль­шею по­дроб­но­стью и об­сто­я­тель­но­стью.

Кре­стья­нин Во­ло­год­ско­го уез­да Иа­ков Са­ве­лов дол­гое вре­мя был нездо­ров но­га­ми. Бо­лезнь ста­но­ви­лась все бо­лее се­рьез­ной, так что, на­ко­нец, он слег в по­стель и был не в со­сто­я­нии сдви­нуть­ся с ме­ста. Несмот­ря на уси­лен­ное ле­че­ние, по­мо­щи от вра­чей и зна­ха­рей Иа­ков не по­лу­чил ни­ка­кой. Ко­гда боль­ной не имел уже ни ма­лей­шей на­деж­ды на свое вы­здо­ров­ле­ние, явил­ся ему пре­по­доб­ный Ге­ра­сим и го­во­рит: «Иа­ков! Ве­ли де­тям сво­им ве­сти те­бя ко мне в ча­сов­ню, в Тро­иц­кий мо­на­стырь; у гро­ба мо­е­го от­слу­жи па­ни­хи­ду, и ми­ло­стью Бо­жи­ей ты бу­дешь здо­ров».

Вско­ре по­сле яв­ле­ния пре­по­доб­но­го Иа­ков по­чув­ство­вал об­лег­че­ние от неду­га сво­е­го и, по­ла­гая, что он уже со­вер­шен­но осво­бо­дил­ся от него, не счел нуж­ным ис­пол­нить по­ве­ле­ние свя­то­го и ид­ти к его гро­бу.

Од­на­ко не про­шло и двух недель по­сле то­го, как кре­стья­нин сно­ва сде­лал­ся нездо­ров и на­чал стра­дать го­раз­до силь­нее преж­не­го. Ко­гда, на­ко­нец, стра­да­ния вра­зу­ми­ли его, при­ве­ли его в со­зна­ние сво­ей ви­нов­но­сти пе­ред пре­по­доб­ным, и он на­чал рас­ка­и­вать­ся и жа­леть о сво­ем непо­слу­ша­нии, то­гда ему сно­ва явил­ся пре­по­доб­ный Ге­ра­сим, по­веле­вая немед­лен­но ис­пол­нить свое преж­нее при­ка­за­ние. На этот раз Иа­ков по­спе­шил в Тро­иц­кую оби­тель и ко­гда по со­вер­ше­нии па­ни­хи­ды при­ло­жил­ся к иконе, на­хо­див­шей­ся при гро­бе пре­по­доб­но­го, и ис­пил освя­щен­ной во­ды, тот­час же по­чув­ство­вал се­бя со­вер­шен­но здо­ро­вым и в бла­го­дар­ность за свое ис­це­ле­ние по­ло­жил обе­ща­ние на­пи­сать ико­ну пре­по­доб­но­го и еже­год­но в день его па­мя­ти при­хо­дить на по­кло­не­ние к его гро­бу.

Жи­тель Во­лог­ды Ани­кий был нездо­ров гла­за­ми и бо­лее го­да не мог вы­хо­дить из сво­е­го до­ма по при­чине сво­ей сле­по­ты. Мать его, Ан­то­ни­на, по обе­ща­нию боль­но­го при­ве­ла его в цер­ковь Пре­свя­той Тро­и­цы, ос­но­ван­ную пре­по­доб­ным Ге­ра­си­мом. По со­вер­ше­нии здесь мо­леб­ствия сле­пец при­ло­жил­ся к иконе свя­то­го, твер­до ве­руя в его чу­до­дей­ствен­ную по­мощь. Тот­час же сле­пой про­зрел и воз­вра­тил­ся до­мой без про­во­жа­то­го, сла­вя Бо­га и угод­ни­ка Его, за­ступ­ни­ка бо­ля­щих – пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма.

Иг­на­тий, уро­же­нец го­ро­да Кар­го­по­ля, про­жи­вав­ший в Во­лог­де, ра­бо­тая в ле­су, по­чув­ство­вал нестер­пи­мую зуб­ную боль; му­чи­мый ею, он при­нуж­ден был оста­вить ра­бо­ту и воз­вра­тить­ся до­мой. По до­ро­ге он мо­лил­ся пре­по­доб­но­му Ге­ра­си­му, обе­щая мыс­лен­но схо­дить на по­кло­не­ние его гро­бу, – и бо­лезнь его мгно­вен­но про­шла.

По­лу­чив ис­це­ле­ние и воз­вра­тясь до­мой, Иг­на­тий в те­че­ние трех су­ток не вспом­нил о сво­ем обе­ща­нии и не по­за­бо­тил­ся об ис­пол­не­нии его. На чет­вер­тый день у него опять за­бо­ле­ли зу­бы, и на­столь­ко силь­но, что все ли­цо его опух­ло; от нестер­пи­мой бо­ли он упал на­вз­ничь и ле­жал на зем­ле дол­гое вре­мя как мерт­вый. Уви­дев­ши в та­ком по­ло­же­нии Иг­на­тия, же­на его бро­си­лась к нему с пла­чем и сле­за­ми, поды­мая его с зем­ли. При этом она ска­за­ла ему с го­ре­чью: «За­был ты свое обе­ща­ние пре­по­доб­но­му Ге­ра­си­му и тем про­гне­вал Гос­по­да!»

Услы­хав это, Иг­на­тий вспом­нил о сво­ем обе­те и тот­час же, ни­ма­ло не мед­ля, от­пра­вил­ся в путь, на­ме­ре­ва­ясь по­мо­лить­ся у гро­ба угод­ни­ка Бо­жия. В то же мгно­ве­ние Иг­на­тий по­чув­ство­вал об­лег­че­ние от сво­их стра­да­ний.

До­ро­гой ему при­шло на ум, что, быть мо­жет, он на­прас­но тру­дит­ся и что от мо­лит­вы его ед­ва ли бу­дет ему ка­кая-ни­будь поль­за. Но лишь толь­ко он по­ду­мал это, бо­лезнь его сно­ва на­ча­ла уси­ли­вать­ся. То­гда Иг­на­тий по­нял, что он не слу­чай­но под­вер­га­ет­ся бо­лез­ни, что враг спа­се­ния на­ше­го, диа­вол, ста­ра­ет­ся ис­ку­сить его и все­ля­ет в его ум со­мне­ние для то­го, чтобы ли­шить его бла­го­дат­ной по­мо­щи пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма. Иг­на­тий ста­рал­ся то­гда по­бо­роть ис­ку­си­тель­ные по­мыс­лы и утвер­дить­ся ве­рою в угод­ни­ка Бо­жия, со сле­за­ми при­зы­вая его к се­бе в по­мощь.

К Тро­иц­кой церк­ви Иг­на­тий при­шел во вре­мя ве­чер­ни и по окон­ча­нии ее про­сил от­слу­жить па­ни­хи­ду в ча­совне при гро­бе пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма. По­сле па­ни­хи­ды Иг­на­тий с ве­рой при­ло­жил­ся к иконе пре­по­доб­но­го и ис­пил освя­щен­ной во­ды. Тот­час же он по­чув­ство­вал се­бя со­вер­шен­но здо­ро­вым.

Ста­ри­ца Со­фия из Во­лог­ды силь­но стра­да­ла гла­за­ми и на­ко­нец со­вер­шен­но по­те­ря­ла зре­ние. Од­на­жды но­чью явил­ся ей во сне пре­по­доб­ный Ге­ра­сим и по­ве­лел от­пра­вить­ся к Тро­иц­ко­му мо­на­сты­рю, чтобы со­вер­шить там па­ни­хи­ду при его гроб­ни­це. Од­на­ко Со­фия не при­да­ла ве­ры сво­е­му ви­де­нию, по­чи­тая его меч­та­ни­ем; на сле­ду­ю­щую ночь ви­де­ние по­вто­ри­лось, и то­гда ста­ри­ца ве­ле­ла ве­сти се­бя к то­му ме­сту, где был Тро­иц­кий мо­на­стырь. При­дя в ча­сов­ню пре­по­доб­но­го, она па­ла ниц пе­ред его ико­ной, со сле­за­ми про­ся се­бе ис­це­ле­ния сво­е­го неду­га. По окон­ча­нии мо­леб­ствия сле­пая Со­фия тот­час же про­зре­ла и воз­вра­ти­лась в дом свой со­вер­шен­но здо­ро­вой.

Свя­щен­ник од­ной из церк­вей Во­ло­год­ской епар­хии Фо­ма Ан­дре­ев, при­быв к Тро­иц­кой церк­ви в 1666 го­ду, про­сил мест­но­го свя­щен­ни­ка Гри­го­рия от­слу­жить в ча­совне над гро­бом пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма па­ни­хи­ду и по­сле нее объ­явил, что год то­му на­зад он был силь­но нездо­ров и ни­че­го не ви­дел пра­вым гла­зом бо­лее пя­ти недель. Услы­шав о чу­де­сах, со­вер­ша­ю­щих­ся при гро­бе пре­по­доб­но­го, он стал при­зы­вать его се­бе на по­мощь, и ко­гда од­на­жды ве­че­ром, ло­жась спать, дал обе­ща­ние схо­дить для мо­леб­ствия ко гро­бу его, то по­ут­ру про­бу­дил­ся со­вер­шен­но здо­ро­вым. В бла­го­дар­ность за ис­це­ле­ние он по­ста­вил для се­бя за пра­ви­ло еже­год­но бы­вать у гро­ба чу­до­твор­ца.

Мно­го и дру­гих див­ных и чу­дес­ных зна­ме­ний со­тво­рил Бог через Сво­е­го слав­но­го угод­ни­ка пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма.

В гра­мо­те пат­ри­ар­ха Адри­а­на 1691–1692 гг. о ме­сте упо­ко­е­ния угод­ни­ка Бо­жия го­во­рит­ся так: «А ле­жит он под спу­дом в зем­ле, на краю Во­ло­год­ско­го по­са­да, при при­ход­ском хра­ме Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы на мо­на­сты­ре, в ча­совне; в ней гроб­ни­ца, под ча­сов­ню ход, и с гро­ба бе­рут там персть; а под ча­сов­ней, про­тив гроб­ни­цы, ле­жит на зем­ле ка­мень си­ний и от зем­ли вверх до по­мо­ста ча­сов­ни пол­то­ра ар­ши­на». Ко­гда вме­сто па­ни­хид при гро­бе пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма ста­ли петь мо­леб­ны, дру­ги­ми сло­ва­ми, ко­гда на­ча­лось мест­ное празд­но­ва­ние ему, оста­ет­ся неиз­вест­ным точ­но. Несо­мнен­но, это про­изо­шло по­сле 1691 го­да и, мо­жет быть, до учре­жде­ния Свя­тей­ше­го Си­но­да (1721 г.).

Храм во имя пророка Самуила Официальный сайт + Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) Воронежская митрополия Воронежская и Лискинская епархия

Сайт создан по благословению настоятеля храма иерея Евгения Вжесневского

Принадлежность к епархии

Икона дня

Православный календарь

Архивы

прп Герасим Вологодский

Святой Герасим родился в Киеве. С детства он помышлял о пути отшельника. Став послушником, а затем монахом в Гнилецкой обители, в семи километрах от города, он совершенствовался в добродетели под руководством опытных старцев монастыря.

В 30 лет Герасим получил предложение стать священником. Сначала он из смирения отказался, но затем по настоянию братии дал согласие. Святой Герасим часто повторял слова Господа: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12: 48). Он старался с каждым днем извлекать все больше пользы из дарованного ему и ежедневно приносил Бескровную Жертву со страхом Божиим и великим благоговением.

Горя желанием нести людям свет истины, он покинул Киев и отправился на север, в Вологодский край, тогда еще мало просвещенный светом Евангелия (1147). Достигнув небольшого селения с церковью Воскресения Христова, бывшего тогда на месте Вологды, Герасим поселился в глухом лесу, отделенном от селения Кайсаровым ручьем. Там он построил себе скромную келью и жил в ней в полном одиночестве, творя непрестанную молитву, денно и нощно восхваляя чудеса Господни пением псалмов.

Мало-помалу жители того края стали приходить к нему за молитвой и советом. Отдавая себе отчет в том, сколь слабы их познания в вере Христовой, святой Герасим принялся за постройку храма во имя Пресвятой Троицы, вокруг которого позднее образовалась обитель. Несмотря на противодействие местного землевладельца, святой упорно продолжал трудиться, усерднее постясь и молясь, и своими исполненными любви проповедями прививал местным жителям христианские добродетели и милосердие к ближним. Со временем некоторые из них сами предлагали благочестивому иноку помощь в возведении храма, другие просили позволения остаться и вести монашескую жизнь под его руководством. Так возник Свято-Троицкий Кайсаровский монастырь – первый в этих краях.

Святой Герасим скончался в 1178 году. Христиане с верой стекались к могиле преподобного Герасима, прося его молитвенного заступничества, и около нее неоднократно происходили случаи исцеления. Свято-Троицкий Кайсаровский монастырь на протяжении еще четырех веков привлекал к себе многочисленных паломников.

В 1612 году польские войска захватили эту область. Монастырь святого Герасима был разорен и остался лежать в руинах. Однажды святой явился во сне женщине, которая на протяжении двенадцати лет страдала слепотой. Он указал ей место, где в забвении лежали его драгоценные мощи, и попросил отслужить панихиду. Женщина, выполнив его просьбу, исцелилась. Монастырь тогда был восстановлен. В дальнейшем на могиле святого Герасима продолжали совершаться чудеса, связанные прежде всего с прозрением слепых.

ЧУДЕСА ПО МОЛИТВАМ СВ.ПРП. ГЕРАСИМА ВОЛОГОДСКОГО

За этим первым чудом, записанным в XVII столетии, потекли многие другие благодатные исцеления от гроба преподобного Герасима: вода, освященная в гробовой часовне, земля с могилы его мгновенно облегчали болезнь и возвращали здоровье страждущим. Не только все, приходившие в часовню с верой для поклонения гробу преподобного, получали просимое и выходили из нее здоровыми, но часто угодник Божий и сам являлся больным, до того совершенно его не знавшим, и приказывал им идти к своему гробу, обещая при этом исцеление от разных недугов.

Из числа многих чудес, совершенных преподобным Герасимом, приведем лишь те, которые записаны с большею подробностью и обстоятельностью.

Крестьянин Вологодского уезда Иаков Савелов долгое время был нездоров ногами. Болезнь становилась все более серьезной, так что, наконец, он слег в постель и был не в состоянии сдвинуться с места. Несмотря на усиленное лечение, помощи от врачей и знахарей Иаков не получил никакой. Когда больной не имел уже ни малейшей надежды на свое выздоровление, явился ему преподобный Герасим и говорит: «Иаков! Вели детям своим вести тебя ко мне в часовню, в Троицкий монастырь; у гроба моего отслужи панихиду и милостью Божией ты будешь здоров».

Вскоре после явления преподобного Иаков почувствовал облегчение от недуга своего и, полагая, что он уже совершенно освободился от него, не счел нужным исполнить повеление святого и идти к его гробу.

Однако, не прошло и двух недель после того, как крестьянин снова сделался нездоров и начал страдать гораздо сильнее прежнего. Когда, наконец, страдания вразумили его, привели его в сознание своей виновности перед преподобным и он начал раскаиваться и жалеть о своем непослушании, тогда ему снова явился преподобный Герасим, повелевая немедленно исполнить свое прежнее приказание. На этот раз Иаков поспешил в Троицкую обитель и когда, по совершении панихиды, приложился к иконе, находившейся при гробе преподобного, и испил освященной воды, тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым и в благодарность за свое исцеление положил обещание написать икону преподобного и ежегодно, в день его памяти, приходить на поклонение к его гробу.

Житель Вологды Аникий был нездоров глазами и более года не мог выходить из своего дома по причине своей слепоты. Мать его Антонина, по обещанию больного, привела его в церковь Пресвятой Троицы, основанную преподобным Герасимом. По совершении здесь молебствия слепец приложился к иконе святого, твердо веруя в его чудодейственную помощь. Тотчас же слепой прозрел и возвра­тился домой без провожатого, славя Бога и угодника Его, заступника болящих — преподобного Герасима.

Игнатий, уроженец города Каргополя, проживавший в Вологде, работая в лесу, почувствовал нестерпимую зубную боль; мучимый ею, он принужден был оставить работу и возвратиться домой. По дороге он молился преподобному Герасиму, обещая мысленно сходить на поклонение его гробу, — и болезнь его мгновенно прошла.

Получив исцеление и возвратясь домой, Игнатий в течение трех суток не вспомнил о своем обещании и не позаботился об исполнении его. На четвертый день у него опять заболели зубы и настолько сильно, что все лицо его опухло; от нестерпимой боли он упал навзничь и лежал на земле долгое время как мертвый. Увидевши в таком положении Игнатия, жена его бросилась к нему с плачем и слезами, подымая его с земли. При этом она сказала ему
с горечью: «Забыл ты свое обещание преподобному Герасиму и тем прогневал Господа!»

Услыхав это, Игнатий вспомнил о своем обете и тотчас же, нимало не медля, отправился в путь, намереваясь помолиться у гроба угодника Божия. В то же мгновение Игнатий почувствовал облегчение от своих страданий.

Дорогой ему пришло на ум, что, быть может, он напрасно трудится и что от молитвы его едва ли будет ему какая-нибудь польза. Но лишь только он подумал это, болезнь его снова начала усиливаться. Тогда Игнатий понял, что он не случайно подвергается болезни, что враг спасения нашего, диавол, ста­рается искусить его и вселяет в его ум сомнение для того, чтобы лишить его благодатной помощи преподобного Герасима. Игнатий старался тогда побороть искусительные помыслы и утвердиться верою в угодника Божия, со слезами призывая его к себе в помощь.

К Троицкой церкви Игнатий пришел во время вечерни и по окончании ее просил отслужить панихиду в часовне при гробе преподобного Герасима. После панихиды Игнатий с верой приложился к иконе преподобного и испил освященной воды. Тотчас же он почувствовал себя совершенно здоровым.

Старица София из Вологды, сильно страдала глазами и наконец совершенно потеряла зрение. Однажды ночью явился ей во сне преподобный Герасим и повелел отправиться к Троицкому монастырю, чтобы совершить там панихиду при его гробнице. Однако София не придала веры своему видению, почитая его мечтанием; на следующую ночь видение повторилось, и тогда старица велела вести себя к тому месту, где был Троицкий монастырь. Придя в часовню преподобного, она пала ниц перед его иконой, со слезами прося себе исцеления своего недуга. По окончании молебствия слепая София тотчас же прозрела и возвратилась в дом свой совершенно здоровой.

Священник одной из церквей Вологодской епархии Фома Андреев, прибыв к Троицкой церкви в 1666 году, просил местного священника Григория отслужить в часовне над гробом преподобного Герасима панихиду и после нее объявил, что год тому назад он был сильно нездоров и ничего не видел правым глазом более пяти недель. Услышав о чудесах, совершающихся при гробе преподобного, он стал призывать его себе на помощь, и когда однажды вечером, ложась спать, дал обещание сходить для молебствия ко гробу его, то поутру пробудился совершенно здоровым. В благодарность за исцеление он поставил для себя за правило ежегодно бывать у гроба чудотворца.

Много и других дивных и чудесных знамений сотворил Бог через Своего славного угодника преподобного Герасима.

В грамоте патриарха Адриана 1691—1692 гг. о месте упокоения угодника Божия говорится так: «А лежит он под спудом в земле, на краю Вологодского посада, при приходском храме Живоначальной Троицы на монастыре, в часовне; в ней гробни­ца, под часовню ход, и с гроба берут там персть; а под часовней, против гробницы, лежит на земле камень синий и от земли вверх до помоста часовни полтора аршина». Когда вместо панихид при гробе преподобного Герасима стали петь молебны, другими словами, когда началось местное празд­нование ему, остается неизвестным точно. Несомненно, это произошло после 1691 года и, может быть, до учреждения Святейшего Синода (1721 г.). Новая церковь Святой Троицы, возведенная над могилой святого, была разрушена в начале большевистской революции.

Тропарь преподобного Герасима Вологодского глас 4

Яко Безплотным единонравен/ и преподобным сообщник, преподобне Герасиме,/ един на Вологду пришел еси,/ прорицая ту быти граду великому/ и в нем святей церкви воздвигнутися/ и святителем водворитися./ Темже и сподобился еси/ близ того погребен быти/ и по преставлении своем многими чудесы исцелений просил еси./ Молися всегда о нас,/ яко да обрящем от Бога милость.

От юности, премудре, мирский мятеж оставил еси,/ и многоценный ризы тленныя возненавидел еси,/ и святую одежду ангельскую любезно восприял еси,/ и ту соблюл еси в чистой совести/ и во благих делех, и до преставления своего/ бысть Божественнаго ради жития Троицы селение/ и просветил еси верою приходящий к тебе;/ темже вси зовем ти:/ радуйся, отче Герасиме всечестный.

ГЕРАСИМ

Во вступлении к Сказанию сообщается, что древнее Житие Г. сгорело во время разорения Вологды польско-литов. отрядами. Ссылаясь на запись в «старых вологодских летописцах», Сказание повествует о том, что святой пришел из Киева на р. Вологду в 1147 г. И. М. Верюжскому был известен список Сказания из б-ки вологодского Софийского собора, в к-ром местом монашеского пострига Г. назван Глушенский мон-рь близ Киева, по предположению еп. Амвросия (Орнатского), речь идет о Гнилецкой Успенской пуст. близ Киево-Печерского мон-ря. В 1-й редакции «Летописца» И. Слободского (1716) сказано, что Г. был пострижеником Глушицкого мон-ря, что является анахронизмом (мон-рь основан в XV в.).

Согласно Сказанию, Г. поселился близ городского посада, в лесу за Кайсаровым ручьем. Через нек-рое время на месте его хижины возник мон-рь во имя Св. Троицы. В повествование об основании мон-ря Сказание вносит реалии более позднего времени. В частности, рассказ о конфликте Г. с местным землевладельцем Пятнышевым, заявлявшим свои права на монастырскую землю, после чего Г. предсказал Пятнышеву, что весь его род не достигнет процветания, по-видимому, отражает земельные споры мон-ря, имевшие место в кон. XVI – нач. XVII в. Кондак Г. прославляет его как христ. просветителя Вологодской земли.

После разорения Свято-Троицкой обители в 1612 г. место погребения ее основателя было утрачено. 1-е чудо Г. связано с обретением его могилы. Святой явился во сне женщине, страдавшей 12 лет слепотой, и повелел отслужить панихиду на его могиле. Для того чтобы больная смогла ее найти, Г. взял у женщины платок, к-рый наутро с помощью родственников она нашла в углу мон-ря. После того как на этом месте была отслужена панихида, женщина прозрела. На могилу святого начали приходить множество людей, здесь была поставлена часовня, устроена рака, над к-рой поместили пядничную (ок. 20 см высотой) икону Г. В возглавии гробницы находился «лист» со сведениями о святом. Через нек-рое время неподалеку от часовни была построена деревянная ц. во имя Св. Троицы. 6 июля 1649 г. Вологодский и Великопермский архиеп. св. Маркелл, ставший свидетелем исцеления больного на могиле Г., повелел свящ. Троицкой ц. Григорию Попову вести запись чудес и исцелений; в 1649-1666 гг. их было записано 37. Служба святому составлена в сер. XVII в.

В 1691 г. игум. вологодского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря Авраамий, братия мон-ря и вологодцы «всяких чинов» послали челобитную патриарху Адриану, в к-рой писали о том, что «просияша внутрь и окрест Вологды града чудесы преподобный отец Герасим, и преподобный Галактион, и Игнатий, и мощи их нетленны, и чудеса сотворяють недугующим многая». Челобитчики просили об освидетельствовании мощей этих Божиих угодников и о том, чтобы «церковною честию и пением, яко сущих чудотворцев, почествити и прославити». Патриарх поручил Вологодскому архиеп. Гавриилу провести дознание. В дек. 1699 г. Гавриил прислал Первосвятителю отчет, в к-ром, в частности, говорилось: «Галактион и Герасим, какова чина в мире быша, и како пожиша, и в кая лета, известия совершеннаго несть; точию обретается, не в подлинность же, яко бы Герасим бяше прежде в лето 6605-е и скончася в лето 6686-е месяца марта в день, пострижен в монахи Киево-Печерскаго монастыря». Рассказав о почитании вологжанами гробниц подвижников, архиеп. Гавриил выразил сомнение в действительности чудотворений: «Пришедше люди в монастыри их поют по них панихиды и молят о них Бога, а они будто целят, и с гробов емлют землю и мешают с водою святою, юже чином святят в церкве, и тем болезненныя вреды мажут, и пиют, и целбы приемлют. Обитающии же в монастырях и прочии люди старии сказаша, что чудес явных от сих Галактиона и Герасима никогда не видеша. Над кем же быша якобы целбы от них писаны имяны во граде Вологде и инде, никтоже сказася. на лице». В 1691/92 г. патриарх Адриан издал указ относительно Вологодских подвижников, в к-ром говорилось: «Из земли мощей их. изимати не повелеваем, такожде и прославляти в церкви яко совершенных мнимых чудотворцев пением и почитанием и на иконах изображении возбраняем, зане в незнании почитати не подобает» (цит. по: Голубинский . Канонизация святых. С. 432-434). Однако почитание святых, по-видимому, сохранялось. Преставление «преподобного отца Герасима, начальника Троицкаго монастыря у Кайсарова ручья» 4 марта 1178 г. отмечено в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Еп. Евгений (Болховитинов) включил Г. в свой список вологодских святых (1811). Местная канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. еп. Иннокентием (Борисовым).

В XIX в. мощи Г. почивали под спудом в сев.-зап. углу каменной Троицкой ц., построенной в 1717 г. по благословению Вологодского и Белозерского еп. Павла на месте обветшавших церкви и часовни. Над мощами была устроена рака. 14 янв. 1894 г. Вологодская городская дума постановила отмечать день пришествия Г. в Вологду крестным ходом, что было утверждено указом Синода 25 янв. 1895 г., в соответствии с к-рым разрешалось «совершать ежегодно 19 августа крестный ход от Спасо-Всеградской ц. и других церквей и монастырей г. Вологды в градскую же Троице-Герасимовскую ц. в память пришествия. в Вологду преподобного Герасима» (Старая Вологда: XII – нач. XX в.: Сб. док-тов и мат-лов. Вологда, 2004. С. 421, 517).

Иконография

Наиболее ранняя из сохранившихся икон с образом Г., созданная во 2-й пол. XVII в. (ВГИАХМЗ), происходит из местного ряда главного иконостаса Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде (построена в 1717 на месте основанного святым мон-ря), где находилась слева от царских врат, у сев. стены. На иконе кроме Г., образ к-рого идентифицируется по более поздней надписи на фоне, представлены фронтально в рост прп. Димитрий Прилуцкий и свт. Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский (ему посвящен юж. придел храма). Г., изображенный справа, облачен в коричневую мантию, охристый подрясник и параман темно-зеленого цвета с киноварной орнаментацией, куколь на плечах; обеими руками он держит вертикально свиток. Аскетичный лик преподобного, с высоким лбом и впалыми щеками, обрамляют короткие, слегка волнистые волосы и лопатообразная раздвоенная борода.

На иконе-пяднице «Преподобные Галактион и Герасим, Вологодские чудотворцы» 1-й пол.- сер. ХVIII в. из порошинской Казанской ц. Шепяковской вол. Вологодского у. (ВГИАХМЗ) святые изображены в рост, вполоборота к центру, в молении иконе Божией Матери «Знамение» в верхней части композиции; фон пейзажный, со слегка холмистым поземом, с травами и с рекой, за к-рой большие деревья с зонтичными кронами окружают одноглавый храм Галактионовой пуст. Г. облачен в охристую рясу и темно-лиловую мантию, складки к-рой разделаны серебром; короткие волосы с седым чубом обозначены серовато-белыми штрихами по коричневой подготовке, брови прямые, с сединой, борода до середины груди, широкая и волнистая по краю.

Особенности указанной иконографии Г. сохраняются на мн. иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими Вологодскими святыми XVIII-XIX вв. (все указанные – в собрании ВГИАХМЗ). Одним из лучших является изображение Г. в числе 24 чудотворцев на иконе «Спас Вседержитель (Смоленский) с Вологодскими святыми» 1779 г., созданной, судя по надписи на нижнем поле, местным иконописцем Дмитрием Сумароковым с сыном Иваном «радением вологодского купца Николая Иванова Бовыкина» для ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды. Фигура молящегося Г. расположена в левой группе, во 2-м ярусе сверху, вместе с прп. Иосифом Заоникиевским; внешний облик Г. близок к изображению на иконе местного ряда Троицкой (Герасимовской) ц., одеяния отличаются ярким колоритом с «золотопробельным» письмом.

На иконе того же извода 1-й пол. ХVIII в., происходящей из ц. равноапостольных Константина и Елены, согбенная фигура Г. находится в нижней части композиции у правого поля, рядом с прп. Галактионом Вологодским; на образе 1-й пол. ХVIII в. из ц. Преображения на Болоте в Вологде – справа в 3-м сверху ряду, у него «шапка» вьющихся волос и широкая борода средней длины, с прямыми прядями, тронутыми сединой. Немного отличается по иконографии изображение Г. с длинными до плеч волнистыми волосами и широкой пушистой бородой, помещенное слева, в верхних рядах, на иконе нач. ХIХ в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде. Преподобный введен в левую группу предстоящих на иконе «Явление Богородицы и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу с избранными святыми» XVIII в., находившейся некогда в той же ц. Спаса Преображения на Болоте.

В ХVIII в. образ Г. входил в состав деисусного чина Троицкой (Герасимовской) ц., но при раскрытии авторской живописи ХVII в. на этой иконе обнаружено изображение прп. Антония Сийского, т. е. при поновлении образа на вновь позолоченном фоне была сделана др. надпись (хотя сохр. прежняя иконография), что можно считать подтверждением возросшего почитания Г. после освидетельствования его мощей.

В составе Собора Русских святых изображение Г. встречается на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР); в ряду подвижников XII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х – 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.); на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» кисти мон. Иулиании (Соколовой): кон. 20-х – нач. 30-х гг. XX в. (келейный образ свт. Афанасия, еп. Ковровского), нач. 50-х гг. XX в. (обе в ризнице ТСЛ), кон. 50-х гг. XX в. (Данилов муж. мон-рь в Москве), а также на совр. повторениях этой композиции – на этих иконах Г. изображен в центре 2-го ряда группы Вологодских святых. В числе местных святых бронзовый рельефный образ Г. в молении представлен на левой перекладине креста, установленного в 1997 г. на месте Всеградского собора во имя Спаса Всемилостивого в Вологде (скульптор А. В. Климков).

Герасим Вологодский

17 марта Русская Церковь празднует память преподобного Герасима Вологодского – первого Вологодского святого.

Мы мало что знаем о нем, древнее житие преподобного Герасима погибло в пожаре во время разорения Вологды в 1612 году отрядами польcко-литовских грабителей.

Сохранилось сказание о чудесах святого, которое повествует, что преподобный был монахом Гнилецкой Успенской обители под Киевом и отправился на Север проповедовать Евангелие.

Как говорит сказание, 19 августа (по новому стилю 1 сентября) Герасим пришел на берег Вологды.
Здесь уже было поселение, была и церковь – Воскресения Христова. Пришелец из Киева поставил себе келью в полуверсте от берега Вологды, за Кайсаровым ручьем.

На том же месте преподобный Герасим основал небольшой монастырь во имя Святой Троицы – он стал первой обителью в этих местах.
Несмотря на противодействие местного землевладельца, святой упорно продолжал трудиться, усерднее постясь и молясь, и своей христианской жизнью, своими проповедями прививал местным жителям христианские добродетели.

Тридцать лет прожил монах из Киева в северном городе и отошёл ко Господу в 1178 году.

Монастырь, основанный первым чудотворцем на Вологодчине, был разорен в 1612 году, пам ять о месте погребения преподобного Герасима была на несколько лет утрачена.

Святой Герасим сам открыл его людям, явившись во сне одной вологжанке, которая, помолившись на могиле святого, исцелилась от слепоты.

На могиле преподобного Герасима поставили часовню. По молитвам у мощей святого люди получали исцеления от различных болезней.
Вскоре неподалеку от часовни вологжане воздвигли деревянную церковь во имя Святой Троицы.

Однажды исцеление произошло на глазах у архиепископа Вологодского и Великопермского Маркелла, впоследствии канонизированного за благочестивую жизнь.

Владыка 6 июля 1649 года повелел священнику Троицкой церкви Григорию Попову записывать сведения об исцелении больных и других чудесах, происходивших у мощей основателя Троицкого монастыря, в 1649 – 1666 годы их было засвидетельствовано 37.

Точная дата канонизации первого Вологодского чудотворца неизвестна. В “Описание о российских святых” (конец XVII – начало XVIII века) включен преподобный Герасим, “начальник Троицкого монастыря у Кайсарова ручья”.

В свой список Вологодских святых включил преподобного Герасима епископ Евгений (Болховитинов, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий).
Собор Вологодских святых, который был составлен епископом Иннокентием (Борисовым) в 1841 году (прославлен как Иннокентий Херсонский), включил в себя и преподобного Герасима Вологодского.

Почитание преподобного Герасима как основателя Вологды с годами крепло. В конце XIX века был учрежден “крестный ход от Спасо-Всеградской церкви и других церквей и монастырей г. Вологды в градскую же Троице-Герасимовскую церковь в память пришествия . в Вологду преподобного Герасима”.

Большевики, придя к власти, старались лишись народ памяти о святых и святынях.
В 1925 году перед днем пришествия в Вологду преподобного Герасима храм его имени пытались уничтожить. “Накануне праздника, – писал в своем дневнике вологодский священник Александр Подстаницкий, – был поджог Герасимовской церкви вблизи раки преподобного Герасима, выгорел пол и сгорела икона Николая Чудотворца, а самая рака осталась целою. Это обстоятельство признано всеми чудом”.

Однако безбожников чудо не остановило. Спустя некоторое время храм был закрыт, разорен и уничтожен.

Место упокоения основателя Володы верующие люди знали всегда, там был установлен небольшой Поклонный крест.

Несколько раз его уничтожали неизвестные, однако каждый раз верующие крест восстанавливали.

В 2012 году настоятель Лазаревского храма протоиерей Алексий Сорокин начал сбор средств для строительства часовни во имя святого основателя Вологды – преподобного Герасима. 15-метровую часовню по проекту архитектора Р. Д. Каменщикова поставили точно на том месте, где погребен преподобный Герасим.

Свои лепты в возрождение святыни на историческом месте внесли тысячи жителей города, многие предприятия и организации Вологды.

Освящена часовня была 28 августа 2013 года.

Тропарь преподобного Герасима Вологодского

глас 4
Яко Безплотным единонравен/ и преподобным сообщник, преподобне Герасиме,/ един на Вологду пришел еси,/ прорицая ту быти граду великому/ и в нем святей церкви воздвигнутися/ и святителем водворитися./ Темже и сподобился еси/ близ того погребен быти/ и по преставлении своем многими чудесы исцелений просил еси./ Молися всегда о нас,/ яко да обрящем от Бога милость.

Кондак преподобного Герасима Вологодского

глас 8
От юности, премудре, мирский мятеж оставил еси,/ и многоценный ризы тленныя возненавидел еси,/ и святую одежду ангельскую любезно восприял еси,/ и ту соблюл еси в чистой совести/ и во благих делех, и до преставления своего/ бысть Божественнаго ради жития Троицы селение/ и просветил еси верою приходящий к тебе;/ темже вси зовем ти:/ радуйся, отче Герасиме всечестный.

Молитва

О, преподобне и богоносне отче наш Герасиме, угодниче Христа Бога нашего, от юности мир и вся яже в нем презревый, Христа же от всея души усердно возлюбивый!

Якоже древний Авраам, от земли твоея и от отечества богоспасаемаго града Киева, в землю дольнюю Богом наставляем, во град сей, Вологду, преселился еси, и в нем пречестную обитель во имя Живоначальныя Троицы воздвигл еси, в нейже во бдениих всенощных и молитвах дненощных Богу совершенно угодил еси.

Сего ради и Христос Господь благоугодныя твоя подвиги видев, даром чудес изобильно обогати тя: не точию бо жив сый, но и по преставлении многоразличныя, аки источник неисчерпаемый, источаеши исцеления с верою к тебе приходящим.

Темже нам грешным и недостойным рабом твоим помози благоугодными твоими молитвами; простри ко всемогущему Богу преподобныя твоя руце и испроси нам от обдержащих нас болезней, бед, зол и напастей избавление, да с верою ублажаем тя, теплаго нашего заступника, паче же прославляем всегда прославльшаго тя Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом честь, слава и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

&nbspГерасим Вологодский, прп.

Ключевые слова:
Преподобный, Русь, Вологда, X-XVII

Дни празднования:

  • 17 марта (4 марта по старому стилю)

Рейтинг иконы в этом году: 0 (в прошлом: 0).
Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!

Раздел основан участником [tol] 2009-12-14.

Герасим Вологодский, прп. – житие
Преподобный Герасим Вологодский (память 4 марта по старому стилю) Монашеское пострижение принял в Киевской Гнилецкой Успенской обители, где проводил дни свои в непрестанных трудах и глубокой сердечной молитве. Из послушания братии он принял сан иеромонаха. По достижении духовной зрелости, преподобный Герасим отправился на север Руси и пришел на реку Вологду. Здесь он построил себе хижину и в тишине уединения предался богомыслию, непрестанной молитве и псалмопению. Постепенно сближаясь с местными жителями, преподобный пожелал для их душевного спасения построить храм во имя Пресвятой Троицы и основать при нем обитель. Благодаря терпению и неустанным трудам святого создается первый и древнейший в северных пределах Руси Троицкий Кайсаровскнй монастырь. Во время своей жизни преподобный Герасим просвещал светом Евангельского учения Вологодский край: одних обращал из язычества в Православие, других укреплял в вере и поддерживал в соблюдении заповедей Христовых. Скончался преподобный [. ]

Изображения иконы Герасим Вологодский, прп.

Добавить новое изображение этой иконы в каталог: с компьютера | с другого сайта.

Страницы: [1]. Всего изображений: 13. Сортировка: в обычном порядке.

Описание: [Русь. XVII.] Свт. Иоанн Милостивый, прпп. Димитрий Прилуцкий и Герасим Вологодский. Икона. Русь. XVII в. Вологда.

Файл 5099.jpg: |
Размер: 1037×1200, 1.24 MPix, 260 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (131) , 0 (2) .

Описание: [Россия. XVIII.] Преп. Галактион и Герасим Вологодские. Икона. Россия. XVIII в.

Файл 5100.jpg: |
Размер: 1040×1200, 1.25 MPix, 266 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 3 (123) , 0 (2) .

Описание: [Россия. XVIII.] Прп.Герасим Вологодский. Миниатюря. Россия. Начало XVIII в.

Файл 5101.jpg: |
Размер: 377×573, 0.22 MPix, 65 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (122) , 0 (1) .

Описание: [Вологда. XVIII.] Спас Вседержитель с Вологодскими святыми. Икона (фрагмент). Вологда. 1-я половина XVIII в. ВГИАХМЗ. Вологда.

Файл 5102.jpg: |
Размер: 787×673, 0.53 MPix, 131 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (107) , 0 (1) .

Описание: [Вологда. 1779.] Спас Вседержитель с Вологодскими святыми. Д. и И. Сумароковы. Икона (фрагмент). Вологда. 1779 г. ВГИАХМЗ. Вологда.

Файл 5103.jpg: |
Размер: 643×821, 0.53 MPix, 86 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 1 (99) , 0 (0) .

Описание: [Россия. XIX.] Прп. Герасим Вологодский. Икона. Россия. XIX в.

Файл 5104.jpg: |
Размер: 849×1047, 0.89 MPix, 55 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (201) , 0 (4) .

Описание: [Россия. XIX.] Прп. Герасим Вологодский. Икона. Россия. XIX в.

Файл 5105.jpg: |
Размер: 911×1200, 1.09 MPix, 329 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (116) , 0 (0) .

Описание: [Вологда. XIX.] Господь Вседержитель с предстоящими вологодскими святыми (фрагмент). Икона. Вологда. XIX век. Храм св. Лазаря Четверодневного. Вологда.

Файл 5106.jpg: |
Размер: 474×638, 0.3 MPix, 71 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (104) , 0 (0) .

Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 – начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры.

Файл 5107.jpg: |
Размер: 574×594, 0.34 MPix, 56 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (99) , 0 (0) .

Описание: Альбом изображений святых икон издания хромолитографии Е.И.Фесенко в Одессе. Конец 19-го века.

Файл 15478.jpg: |
Размер: 1400×1666, 2.33 MPix, 234 Kb.
Дата: 2011-12-26, участник [tol].

Рейтинг изображения: 2 (138) , 0 (1) .

Описание: Святой Герасим Вологодский, прп.

Файл 16239.jpg: |
Размер: 300×393, 0.12 MPix, 102 Kb.
Дата: 2012-02-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (135) , 0 (2) .

Описание: Икона святого Герасима Вологодского.

Файл 17654.jpg: |
Размер: 508×600, 0.3 MPix, 173 Kb.
Дата: 2012-06-07, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (134) , 0 (1) .

Описание: Образ преподобного отца Герасима. Конец XVIII века. Дерево, темпера. 37 х 27.6 см. Частное собрание.

Файл 31125.jpg: |
Размер: 1217×1600, 1.95 MPix, 894 Kb.
Дата: 2018-01-28, анонимно.

Рейтинг изображения: 2 (60) , 0 (0) .

Ссылка на основную публикацию