Где хоронят бомжей и как, кто это должен делать

Кто может организовывать похороны?

Тело умершего может находиться в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти. Согласно статье 5 закона «О погребении и похоронном деле», забрать тело из морга и похоронить умершего могут супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего.

Как сказано в статье 6 закона «О погребении», организацией похорон также могут заниматься лица, указанные в волеизъявлении умершего. В случае их отказа организацией похорон занимается супруг, близкие родственники, иные родственники либо законные представители умершего. Если и они отказались хоронить умершего, то погребением занимается лицо, взявшее на себя такую обязанность, например, соседи или знакомые умершего.

Кто организовывает похороны одинокого человека?

По словам юриста Сергея Кормилицина, в случае, если нет родственников или иных людей, готовых взять на себя организацию похорон (например, соседи или просто знакомые могут взять на себя такую обязанность), погребение осуществляет специализированная ритуальная служба. Человеку гарантируется определенный минимум: одежда, гроб и т.д.

Достойное погребение каждому гражданину гарантировано законодательством. Как прокомментировали АиФ.ru в государственном ритуальном агентстве, одиноких людей хоронят за счет государства. В Москве этим занимается ГБУ «Ритуал». Тело после смерти хранится определенный срок в морге, а потом захоранивается как невостребованное. Все затраты ритуальной службы компенсируют из бюджета района, поселка, в котором она находится.

Где в Москве хоронят невостребованные тела?

В Москве все неопознанные и невостребованные тела из моргов направляют в Лианозовское трупохранилище. Умершего, личность которого была установлена, но его родственники отказались от захоронения, кремируют. После этого прах хранят один год, а затем помещают в могилу на Николо-Архангельском кладбище.

Умерший, личность которого не была установлена, остается на один год на сохранении. Если родственники не появились, то умершего захоранивают на пять лет в могилу на Перепечинском кладбище под порядковым номером. Если за эти пять лет родственники не появились, то проводится эксгумация и кремирование. Потом прах помещают в общую могилу на Николо-Архангельском кладбище.

Какие документы нужно оформить до похорон?

До похорон родственникам либо лицам, изъявившим желание похоронить умершего, необходимо получить справку о констатации смерти, медицинское свидетельство о смерти и свидетельство о смерти органа ЗАГС.

  • Если человек умер дома

Сразу после смерти человека необходимо оформить справку о констатации смерти. Это делает врач. Если человек умер днем дома, нужно вызвать участкового врача из поликлиники, если ночью — скорую помощь.

Параллельно нужно оформить протокол осмотра тела умершего, вызвав для этого сотрудника полиции. При отсутствии подозрений на насильственную смерть или на неестественную смерть участковый полицейский выписывает справку о ненасильственном характере смерти на имя главного врача районной поликлиники для получения медицинского свидетельства о смерти.

В поликлинике для получения этого свидетельства понадобятся следующие документы:

— бланк констатации смерти, который оформил врач;

— протокол осмотра тела умершего, который выдал сотрудник полиции;

— медицинский полис умершего;

— его амбулаторная карта (если она имеется на руках);

— паспорт того, кто будет заниматься оформлением свидетельства о смерти.

Поликлиника может отказать в выдаче медицинского свидетельства, если с момента последнего наблюдения за пациентом прошло длительное время. Тело умершего могут направить для проведения патологоанатомического исследования в прикрепленный к поликлинике городской или районный морг. В таком случае медицинское свидетельство о смерти выдадут в морге после вскрытия. Получить его можно будет после предъявления паспорта умершего и заявителя.

  • Если есть подозрения на насильственную смерть или умер не дома

Если человек умер не дома, нужно также сначала вызвать полицейского. Он оформит справку о констатации смерти, проведет осмотр тела и направит на судебно-медицинское вскрытие. На вскрытие также обязательно направляют в том случае, если человек умер дома и у полицейского появилось подозрение на насильственную смерть или на неестественную смерть.

Далее необходимо вызвать специализированную машину для транспортировки тела в морг по месту смерти. Сотрудники этой службы заберут справку о констатации смерти, протокол осмотра тела и направление на судебно-медицинское вскрытие. Медицинское свидетельство о смерти в этом случае выдадут в морге.

  • Если умер в больнице

Если же человек скончался в больнице, врачи констатируют смерть и затем помещают тело покойного в больничный морг, там же делают вскрытие и выдают справку о смерти.

После того как у родственников (лиц, организующих похороны) окажется на руках медицинское свидетельство о смерти, нужно обратиться в ЗАГС и получить справку о смерти (форма 33) и гербовое свидетельство о смерти. Только после этого можно со всеми документами обратиться в ритуально-похоронную службу и оформить заказ на оказание ритуальных услуг и организацию похорон.

Храм великомученика Димитрия Солунского

В посёлке Восточный

5 февраля-Преподобный Геннадий Костромской, Любимоградcкий

Краткое житие преподобного Геннадия Костромского, Любимоградского

Святой Геннадий Костромской, в миру Григорий, родился в городе Могилеве от богатых русско-литовских бояр. С юности он отличался благочестием, любил посещать храм Божий и строго соблюдал посты, за что друзья смеялись над ним. Желая посвятить свою жизнь Богу, он тайно оставил родителей, дом и в одежде бедняка отправился в Россию. Посетив Москву и Новгород, он не нашел монастыря по своему духу и тогда отправился на реку Свирь к преподобному Александру. Святой Александр Свирский направил его в вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому, который и постриг его в иноческий чин с именем Геннадий. Некоторое время спустя преподобные Корнилий и Геннадий удалились на Сурское озеро, близ реки Костромы, где основали пустынь с двумя храмами. Эта пустынь впоследствии стала известной как Геннадиев монастырь. Преподобный Геннадий непрерывно трудился, пек просфоры и хлеб, рубил дрова, копал с братией пруды. Ради большего подвига он постоянно носил вериги. Он очень любил писать иконы и ими украшал храмы своей пустыни. За свою благочестивую жизнь святой Геннадий получил от Бога дар прозорливости и исцелений. Так, будучи в Москве, он предсказал дочери боярина Романа Захарьина, Анастасии Романовне, что она станет царицей. Действительно, она потом вышла замуж за царя Ивана Грозного и была его любимой женой. Сам царь Иван Грозный упросил преподобного стать крестным отцом его дочери. Преподобный Геннадий исцелил от смертельной болезни вологодского епископа Киприана.

Скончался преподобный Геннадий в 1565 году, а в 1644 г. были обретены его нетленные мощи. Преподобный Геннадий написал «Наставления духовного старца новоначальному иноку» и «Духовное завещание».

Полное житие преподобного Геннадия Костромского, Любимоградского

Преподобный Геннадий[1], названный во Святом Крещении Григорием, был единственным сыном боярина по имени Иоанна и жены его Елены, живших в Литовской земле[2]. Григорий с детства любил посещать церковь Божию и постоянно пребывал среди церковного клира, посещая все службы. Родители были недовольны таким поведением сына и говорили ему:

– Зачем ты так делаешь? Разве ты – сторож церковный? Ты стыдишь нас перед людьми. Довольно с тебя ходить в церковь вместе с нами, а остальное время быть дома и в общении со сверстниками; особенно же не должно лишать себя покоя ночью.

Но Григорий отвечал:

– Любезные родители, не докучайте мне такими речами: я не хочу заниматься детскими играми. Бог творит, что хочет, а человек, что может; Дух же Святой наставляет всякого человека на путь истинный.

С тех пор Григорий стал помышлять о том, как бы ему уйти в русскую страну и там поселиться в какой-либо святой обители и подвизаться подвигом добрым.

И вот, улучив благоприятное время, он ушел от родителей, снял с себя светлое платье и отдал бедным, а от них взял рубище и оделся в него. Проходя литовскую землю, пустыни, села и города в виде странника и пришельца, он много претерпел бед и напастей от злых людей. Однако, хранимый Богом, он дошел до русской земли, пришел в великий и славный царствующий град Москву и обходил его, притекая к ракам святых чудотворцев, проникая во святые обители и рассуждая, где бы ему постричься и предаться молитве.

В Москве он нашел себе друга по имени Феодора, молодого, но богобоязненного и также искавшего пострижения. Из Москвы они вместе отправились в Великий Новгород и там ходили по святым местам и церквам, и обителям.

Из Новгорода они отправились на реку Свирь в пустыню к подвижнику преподобному Александру[3] и стали усердно просить его:

– Мы желаем, святой отец, Господу Богу молиться: облеки нас Христа ради в монашеское одеяние.

Преподобный Александр обратился сначала к другу Григориеву Феодору и сказал:

– Ты, чадо Феодор, будешь водить зверя белоголового.

Григорию же сказал:

– А ты, чадо Григорий, сам будешь пастырь словесным овцам и наставник множеству иноков. Иди, чадо, на Комельский лес к преподобному Корнилию, и тот научит тебя, как Богу молиться и как тебе пасти словесное стадо иноков, а в нашей пустыне молодым отрокам невозможно жить. Однако отдохните здесь, чада мои, сколько дней пожелаете.

Они пробыли четырнадцать дней в пустыне у преподобного Александра и, взявши от него благословение, пошли в пределы города Вологды на Комельский лес. Пришли они внутрь пустыни к преподобному Корнилию Комельскому[4] и постучались у ворот с молитвою Иисусовою.

Преподобный Корнилий, отворяя двери свои, сказал им:

– Чада, как прошли вы места непроходимые и зачем вошли в сию убогую пустыню? Чего ищете вы?

Они отвечали ему:

– Владыка наш, преподобный отец Корнилий, нами овладело великое желание облечься в иноческое одеяние. Христа ради – причти нас к своему богоизбранному стаду.

Преподобный Корнилий сказал Григорию:

– Ты, чадо Григорий, войди в убогую мою обитель, а ты, чадо Феодор, останешься в мирской жизни, возьмешь жену и родишь детей.

На Григория преподобный Корнилий наложил искус иноческий по преданию святых отцов. В этом искусе Григорий прожил значительное время, после чего преподобный Корнилий, вошедши в церковь, постриг Григория в монашеский чин и сказал ему слово от святого Евангелия: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же Будут первые последними, и последние первыми» (Мф.19:29-30). Затем старец говорил по отеческим вопросам и ответам новопостригаемому и нарек имя ему вместо Григория – Геннадий. Наконец сказал:

– Усвой, чадо, разум древних святых отцов: терпение, любовь и смирение, особенно же молитву общую, или соборную, и келейную и потрудись в подвигах нелицемерных.

Друг Геннадия Феодор, по пророчеству преподобных отцов Александра и Корнилия, провел жизнь свою в мире и в глубокой старости скончался в Москве. Преподобный Геннадий по благословению Корнилия усердно подвизался в молитвах и трудах, особенно же в хозяйственных монастырских службах в поварне, пекарне и прочих. Многие из братии негодовали на Геннадия за такие его подвиги и роптали.

Слыша этот ропот, преподобный Корнилий укреплял святого, говоря:

– Чадо Геннадий, не скорби о сем на братию, ибо они так говорят по внушению бесовскому.

Потом ненавистник добра диавол возбудил возмущение среди братии и на самого Корнилия. Видя это, преподобный дал место гневу и, взяв с собою ученика своего Геннадия, оставил свой новосозданный монастырь и ушел в костромские пределы, в дикий лес, на Сурское озеро, за шестьдесят верст от своего первого монастыря. Немного далее версты отсюда жили царские крестьяне, оброчные бортники. Эти крестьяне очень обрадовались приходу Корнилия и Геннадия, построили им келлию, приносили хлеб, мед и прочее необходимое, так как поблизости находилось бортное угодье, пчельник.

Преподобный Корнилий и Геннадий подвизались в молитве и посте, прилагая труды к трудам: рубили лес, пахали землю и выкопали четыре пруда.

Однажды православному великому князю Василию Иоанновичу угодно было предпринять труд путешествия на Бело озеро, помолиться по обещанию своему о благочадии. Когда великий князь достиг пустыни преподобного Корнилия и увидел, что тот удалился оттуда в иное место, весьма огорчился на братию и говорил ей:

– Ради вашего ропота и непослушания не живет отец Корнилий в своей пустыни.

И тотчас же послал слуг своих просить преподобного возвратиться на первое свое начинание. Преподобный Корнилий пришел пред великого князя Василия[5], припал к ногам его и просил прощения за отход свой от пустыни. Благоверный князь поднял его и сказал:

– Любимиче мой, отец Корнилий, моли за нас милостивого Бога, дабы Господь Бог даровал нам плод благочадия в наследие роду нашему и в устроение честным обителям, в державу российскому царству и в утверждение веры христианской.

Затем великий князь говорил преподобному Корнилию:

– Пребывай, отче, здесь, в первом своем начинании и трудах, отходною же пустынею, по нашему повелению, благослови ученика, которого хочешь.

Когда великий князь удалился, преподобный Корнилий благословил новою пустынею ученика своего Геннадия и повелел ему там воздвигнуть церковь во имя боголепного Преображения Господня.

Преподобный Геннадий по благословению отца Корнилия и по повелению великого князя все устроил в пустыни: и церковь Божию воздвиг, и украсил ее иконами и книгами, и всяким благолепием церковным. Когда в пустыни стали умножаться братия, он построил и вторую церковь, теплую, во имя преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, и украсил ее, как и первую.

Сам же преподобный, трудясь постоянно, подавал братии образец смирения и терпения; он устроил для братии удобные жилища; днем рубил дрова и по ночам разносил их на своих плечах по братским келлиям, трудился в поварне и пекарне, мыл на братию власяницы, делал свечи, варил кутью, пек просфоры, – особенно же преуспевал в церковных службах, в посте и молитве. Сверх этого, он на себе носил вериги и кресты железные и тяжкие цепи. Такое великое бремя преподобный носил для усмирения плоти.

Вследствие этого на нем почила благодать Пресвятой Троицы; сподобившись ее, преподобный стремился к большим и большим подвигам, подавая образец своим ученикам во всех обычаях и нравах, ибо он учил их не столько словом, сколько делом, показывая то, что изложено выше.

«Кто в состоянии изобразить все подробности жизни его и всех подвигов и терпения или кто может перечислить болезни и труды его и попечение о братии!» Так восклицает составитель жития его, ученик его Алексий, который далее, в похвалу преподобному Геннадию, а более во славу Божию, повествует о чудесах его, совершенных благодатью Божьею при его жизни и по смерти.

Вот некоторые из сих чудес. Однажды случилось преподобному Геннадию прийти в царствующий город Москву с учениками своими Серапионом и Уаром. Он был с честью принят боярыней Иулианией Феодоровной, женой Романа Юрьевича. Иулиания просила Геннадия благословить сыновей ее Даниила, Никиту и дочь Анастасию. Когда святой благословлял Анастасию, то сказал:

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский

5 февраля (23 января ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского.

Содержание:

Житие преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (в миру Григорий) родился в начале XVI века в Могилеве (тогда территория Великого княжества Литовского) в богатой семье боярина Ивана и его жены Елены. Проявившаяся в нем сильная религиозность, стремление часто посещать монастыри вызвали недовольство родителей. Тогда Григорий, переодевшись в бедную одежду, покинул родительский дом и направился в Москву. Посетив ее святыни, отправился в Новгородскую землю вместе с неким Феодором, также стремившимся к иноческим подвигам. Друзья хотели поселиться в монастыре Александра Свирского, но тот прямо объявил, что у него «в пустыни младым отроком невозможно жити», и благословил их направиться в вологодские леса в Комельскую пустынь к преподобному Корнилию. Вскоре Феодор вернулся в Москву, после у него была большая семья, дожил он до глубокой старости; Григорий же, напротив, пробыв там «во искусе довольно время», был пострижен в иноки с именем Геннадий. Вскоре он стал образцовым иноком и любимым учеником Корнилия. Братия завидовала Геннадию; среди них возникли «ропта и непослушание» самому Корнилию.

Согласно Житию Геннадия, избегая «бури злоречия, клеветы и шептания», или, согласно Житию Корнилия, желая «наедине безмолвствовати», Корнилий вместе с Геннадием удалились на Сурское озеро в 25 км от Любима (ныне пос. Слобода Любимского района Ярославской области). При помощи живших там государевых бортников иноки соорудили келью и проводили время в трудах, «лес секуще и землю орюще»; для осушения болот они выкопали своими руками четыре пруда. По настоянию великого князя Василия Ивановича Корнилий в 1529 году возвратился в свой Комельский монастырь, а новоустроенным Любимским лесным скитом он благословил руководить Геннадия. Эта пустынь получила впоследствии известность как Спасо-Геннадиев монастырь.

Для немногочисленного, состоявшего из шестерых человек, братства была построена церковь во имя Преображения Господня. С помощью великого князя Геннадий украсил церковь «всякою лепотою церковною». С увеличением числа иноков Геннадий построил церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Игумен был для братии «образ смирения и терпения»: рубил и разносил по кельям дрова, трудился в поварне и пекарне, мыл власяницы; занимался иконописанием. Он носил на себе железные вериги и кресты. В рукописном Житии Пахомия Нерехтского дан портрет Святого Геннадия: «лета средние, власами рус, брадою черен, брада ако у Космы и Дамиана бессеребренников, ризы преподобническия схимничьи, руцы молебны».

Прославился Геннадий прозорливостью и исцелениями. Он ходил иногда с Суры в Москву. Рассказывали, что в одну из таких своих побывок он навестил дом боярыни Иулиании Феодоровны, жены Романа Юрьевича Захарьева, и, благословляя ее детей, предсказал ей, что ее дочь Анастасия будет царицей — та действительно стала женой царя Ивана IV. Захарьины же в благодарность помогли Геннадию возвести в своей обители второй храм — во имя преподобного Сергия Радонежского. Исцелил от тяжкой болезни боярина Бориса Палецкого, потом тот пожертвовал монастырю ценный колокол; и вологодского епископа Киприана. Геннадий был духовником Ивана IV и крестил его дочь Анну. Геннадий является автором «Наказания и поучения», адресованного помимо братии Преображенского монастыря также игумену Ипатиевского монастыря Вассиану. Исследователи отмечают отразившуюся в «Наказании» заботу Геннадия о монастырских крестьянах: он призывает монастырских слуг «насильством не обидети» крестьян, а «такоже и ложных словес» на них «игумену или старцем не износити». Геннадий преставился 5 февраля 1565 года и был погребен в Спасо-Преображенском соборе обители.

Почитание преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского

В 1584-1586 годах игумен Преображенского монастыря Алексий, ученик и преемник Геннадия, написал Житие преподобного, содержащее описание 19 прижизненных и посмертных чудес. Предположительно в 1580-х годах была составлена служба преподобному. Летом 1644 года в монастыре был разобран деревянный Преображенский собор и на его месте начата постройка каменной церкви. 19 августа в ходе работ произошло обретение мощей Геннадия, о чем была составлена Повесть с описанием 2 чудес. В том же году по благословению патриарха Иосифа состоялось прославление Геннадия к общецерковному почитанию. В 1647 году, после освящения Преображенского собора, раку с мощами преподобного внесли в храм и установили в Благовещенском приделе; скорее всего, в XVIII веке мощи на том же месте были погребены под спуд. По-видимому, в середине 1640-х годов в Костромском кремле был возведен каменный храм во имя преподобного.

Житие преподобного Геннадия вошло в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) и Иоанна Милютина. В XVII-XVIII веках Житие Геннадия активно переписывалось. Геннадий вместе с преподобным Корнилием Комельским упоминается в «Похвальном слове русским преподобным» соловецкого монастыря Сергия (Шелонина) (40-е гг. XVII века). Имя Геннадия включено в Месяцеслов Симона (Азарьина) [1].

Тропарь и кондак преподобному Геннадию Костромскому и Любимоградскому

Тропарь, глас 8.

О! тебе отче Геннадие, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о душе вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2.

Чистотою душевною божествено вооружився, и непрестанная молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Геннадие, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. Иконы

Сохранившиеся иконы преподобного Геннадия датируются второй половиной XVII века. Наиболее распространенный извод — изображение преподобного в рост, в иноческом одеянии, с непокрытой головой, благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке, на фоне Спасо-Геннадиева монастыря, вверху — образ Преображения Господня.

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский с монастырем. XVII век, из собрания С. П. Рябушинского. Москва, ГИМ Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. Рисунок, XVII век. СПб, ГРМ Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. Москва, 1900 год. Москва, ГИМ Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. Кострома, первая половина XIX века. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский, с житием. Кострома, 1680-е годы. Частное собрание

Отдельную группу составляют изображения Геннадия вместе с другими святыми. Так, например, в молении с преподобным Макарием (Калязинским?) он представлен на прориси второй половины XIX века с иконы XVII века. В составе Соборов русских святых погрудный образ Геннадия введен в группу преподобных на прориси с иконы 1814 года иконописца-старообрядца П. Тимофеева, где Геннадий облачен в мантию и куколь, как и расположенный рядом с ним преподобный Иаков Костромской. Преподобный Геннадий присутствует на иконе российских чудотворцев XIX века.

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. XIX век, Мстера (?)

Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь

В 1777 году правобережье реки Костромы, с XV века входившее в состав Костромского уезда, вместе со Спасо-Геннадиевым монастырем отошло Ярославскому наместничеству, в 1796 году вошло в состав Любимского уезда Ярославской губернии. В XVIII — начале ХХ веков преподобный Геннадий являлся одним из наиболее почитаемых святых в Ярославской и Костромской губерниях. В 1805 году в Спасо-Геннадиевом монастыре во имя Геннадия был освящен один из приделов теплого храма, примыкавшего к Спасо-Преображенскому собору с западной стороны. В первой четверти XIX века над местом погребения Геннадия была установлена серебряная рака, изготовленная на средства жителей города Любима. На раке лежала древняя икона преподобного в серебряном окладе, который в 1851 году был позолочен. В 1930-х годах игумен монастыря Палладий попытался осмотреть мощи Геннадия. Когда начали разбирать кладку на месте раки, случились треск и сотрясение собора, игумен и рабочие в страхе бежали. Во второй половине XIX века над местом погребения Геннадия установили новую серебряную раку, изготовленную иждивением любимского купца И. С. Михина. В монастыре хранились реликвии, по преданию принадлежавшие Геннадию: ковш для сбора денег и топор.

Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. Фото начала ХХ века

Спасо-Геннадиев монастырь был закрыт в 1919 году, собор действовал в качестве приходского храма до 1928 года. 28 сентября 1920 года в соборе состоялось публичное вскрытие мощей Геннадия, после чего они были увезены в Ярославский музей (находились там до середины 1930-х годов).

В 1995 году началось возрождение Спасо-Геннадиева монастыря. В 1998-1999 годах вблизи руинированного Спасо-Преображенского собора, на месте, где, по преданию, Геннадий выкопал колодец, была построена небольшая деревянная церковь во имя Геннадия.

Спасо-Геннадиев монастырь

Источники:

[1] РГБ. МДА. № 201. Л. 310-310 об., 50-е гг. XVII в.

ГЕННАДИЙ

(в миру Григорий; † 23.01.1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая – в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице – в Соборе Белорусских святых), Костромской и Любимоградский. О Г. повествуют его житие (1584-1586) и Повесть об обретении мощей (кон. 40-х гг. XVII в.), святой упоминается в Житии прп. Корнилия Комельского (1589).

Г. родился в Литовском великом княжестве. Повесть об обретении мощей называет его родиной г. Могилёв. Отцом преподобного был, согласно житию, «великий пан» Иван, матерью – Елена. В ранней молодости, желая принять монашество, Григорий оставил родительский дом и отправился странствовать по мон-рям; побывал в Москве, с другом и единомышленником Феодором ходил по Новгородской земле, наконец, пришел в Александров Свирский в честь Св. Троицы муж. мон-рь. . Однако прп. Александр Свирский не оставил Григория в обители из-за его молодости и направил в Корнилиев Комельский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. мон-рь к прп. Корнилию, к-рый принял юношу. Прожив «во искусе довольно время», Григорий прп. Корнилием был пострижен в монашество с именем Геннадий. Г. «вельми подвизашеся в молитвах и трудах, паче же во внутренних службах: в поварне, пекарне и во прочих службах труждашеся».

По сообщению Жития прп. Корнилия, в 1528 г. он, взяв с собой «мало от братии», в т. ч. Г., ушел из Введенского мон-ря на Сурское (Сурмское, Сурбское) оз. в «костромских пределах» – вблизи от впадения в р. Кострому р. Обноры (совр. дер. Слобода Любимского р-на Ярославской обл., см. Геннадиев в честь Преображения Господня муж. мон-рь). Житие Г. связывает этот уход с «нестроениями» среди братии, в Житии прп. Корнилия переселение объяснено желанием прп. Корнилия «наедине безмолвствовати». На новом месте прп. Корнилий и Г. построили келью и стали жить, «лес сечаше и пашню сотворяя». К ним приходили др. иноки. Житие Г. рассказывает, что вел. кн. Василий III Иоаннович, направлявшийся для молитвы о чадородии в Кириллов Белозерский мон-рь зимой 1528/29 г., останавливался в Корнилиевом Комельском мон-ре и высказал пожелание, чтобы прп. Корнилий вернулся на игуменство в эту обитель. Тогда прп. Корнилий, возвращаясь в Комельский мон-рь, благословил Г. остаться в Сурской пуст. Иначе описывает уход прп. Корнилия из Сурской пуст. его Житие. Оно рассказывает о том, что в 1530 г., вскоре после рождения у вел. князя наследника – буд. царя Иоанна IV, прп. Корнилий пришел в Москву за разрешением построить храм в Сурской пуст. Вел. князь пригласил его благословить вел. княгиню и наследника, разрешение на строительство не дал и «понуди» вернуться во Введенский мон-рь.

Вскоре после ухода прп. Корнилия Г. с братией построили в пустыни деревянный (летний) храм в честь Преображения Господня. По свидетельству жития, средства на строительство пожаловал вел. князь. Возможно, Василий III предоставил мон-рю также налоговые льготы – известна тарханная и несудимая грамота царя Иоанна IV, данная Г. в 1547/48 г. (РГАДА. Ф. 281. № 5014), в к-рой упоминается аналогичная более ранняя, утраченная грамота. Вскоре был построен 2-й (зимний) храм – во имя прп. Сергия Радонежского. Возможно, что при устроении пустыни Г. получал помощь из костромского Ипатиевского во имя Св. Троицы муж. мон-ря.

Будучи настоятелем обители, Г. наравне с др. иноками работал в поварне, колол дрова и разносил их по кельям, копал колодцы и пруды, пек просфоры, писал иконы. Преподобный, подвизаясь, носил на теле железные вериги «и кресты железныя, тяжкие чепи». Согласно житию, Г. всюду ходил пешком. преподобный имел дар прозорливости. В нач. 40-х гг. XVI в., находясь по делам обители в Москве, он посетил дом боярина Р. Ю. Захарьина (родоначальника Романовых) и предсказал его дочери Анастасии, тогда еще девочке, что она будет царицей. Это предсказание сбылось в 1547 г., когда Анастасия Романовна вышла замуж за Иоанна IV. В 1549 г. «старець Генадий Сарарайскые пустыни» стал крестным отцом царевны Анны, дочери Иоанна Грозного (ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 158; 2-я пол. С. 460).

Г. является автором «Наказания и поучения», адресованного помимо братии Преображенского мон-ря также игум. Ипатиевского мон-ря Вассиану (будучи неграмотным, святой продиктовал поучение перед кончиной, позднее оно было включено в его житие). Исследователи отмечают отразившуюся в «Наказании» заботу Г. о монастырских крестьянах: преподобный призывает монастырских слуг «насильством не обидети» крестьян, а «такоже и ложных словес» на них «игумену или старцем не износити».

Г. был погребен в Спасо-Преображенском соборе обители. Вскоре после кончины началось его почитание. В 1584-1586 гг. игум. Преображенского мон-ря Алексий, ученик и преемник Г., написал житие преподобного, содержащее описание 19 прижизненных и посмертных чудес. Предположительно в 80-х гг. XVI в. была составлена служба преподобному. Летом 1644 г. в мон-ре был разобран деревянный Преображенский собор и на его месте начата постройка каменной церкви. 19 авг. в ходе работ произошло обретение мощей Г., о чем была составлена Повесть с описанием 2 чудес. В том же году по благословению патриарха Иосифа состоялось прославление Г. к общецерковному почитанию. В 1647 г., после освящения Преображенского собора, гроб с мощами преподобного внесли в храм и установили в Благовещенском приделе; скорее всего, в XVIII в. мощи на том же месте были погребены под спуд. По-видимому, в сер. 40-х гг. XVII в. в Костромском кремле был возведен каменный храм во имя преподобного (сильно пострадавший во время пожара в 1773, храм впосл. не был восстановлен). К кон. XVII в. основанный прп. Корнилием Комельским и Г. мон-рь назывался Спасо-Геннадиевым.

Житие Г. вошло в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) (1627-1632) и Иоанна Милютина (1646-1654), составленная на основе жития проложная память включена в печатный Пролог (начиная с издания 1661). В XVII-XVIII вв. Житие Г. активно переписывалось (большинство сохранившихся списков датируется XVIII в.), к этому периоду относится неск. редакций и переработок текста. Г. вместе с прп. Корнилием Комельским упоминается в «Похвальном слове русским преподобным» соловецкого мон. Сергия (Шелонина) (40-е гг. XVII в.; см.: Панченко О . В . Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. I. «Похвальное слово русским преподобным» – сочинение Сергия Шелонина (вопросы атрибуции, датировка, характеристика авторских редакций) // ТОДРЛ. Т. 53. С. 584). Имя Г. включено в Месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. № 201. Л. 310-310 об., 50-е гг. XVII в.).

В 1777 г. правобережье р. Костромы, с XV в. входившее в состав Костромского у., вместе со Спасо-Геннадиевым мон-рем отошло Ярославскому наместничеству, в 1796 г. вошло в состав Любимского у. Ярославской губ. В XVIII – нач. ХХ в. Г. являлся одним из наиболее почитаемых святых в вост. уездах Ярославской и зап. уездах Костромской губ. В 1805 г. в Спасо-Геннадиевом мон-ре во имя Г. был освящен один из приделов теплого храма, примыкавшего к Спасо-Преображенскому собору с зап. стороны. В 1-й четв. XIX в. над местом погребения Г. установили серебряную раку, изготовленную на средства жителей г. Любима. На раке лежала древняя икона преподобного в серебряном окладе, к-рый в 1851 г. был позолочен. В 30-х гг. XIX в. игум. мон-ря Палладий попытался осмотреть мощи Г. Когда начали разбирать кладку на месте раки, случились треск и сотрясение собора, игумен и рабочие в страхе бежали. Во 2-й пол. XIX в. над местом погребения Г. установили новую серебряную раку, изготовленную иждивением любимского купца (позднее крупного костромского фабриканта) И. С. Михина. В мон-ре хранились реликвии, по преданию принадлежавшие Г.: ковш для сбора денег и топор (в 1934 они поступили в ЯМЗ – Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль; Рыбинск, 2000. Т. 2. С. 188-189). В 1861 г. была опубликована служба с акафистом Г. (автор акафиста – Г. Карцев), позднее службу редактировал Ярославский архиеп. Нил Исакович; (1853-1874).

Спасо-Геннадиев мон-рь был закрыт в 1919 г., собор действовал в качестве приходского храма до 1928 г. 28 сент. 1920 г. в соборе состоялось публичное вскрытие мощей Г., после чего они были увезены в Ярославский губ. музей (находились там до сер. 30-х гг. XX в., дальнейшая их судьба неизв.). В советское время Г. особенно почитался в Костромской епархии. В 1948 г. в Иоанно-Златоустовском кафедральном соборе в Костроме левый придел храма был переосвящен во имя Г. Когда в 1981 г. было установлено празднование Собора Костромских святых, то днем для него стал день памяти Г.- 23 янв. Имя Г. вошло в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рого было установлено в 1964 г., в 2002 г. было внесено в Собор Белорусских святых. В 1995 г. началось возрождение Спасо-Геннадиева мон-ря. В 1998-1999 гг. вблизи руинированного Спасо-Преображенского собора, на месте, где, по преданию, Г. вырыл колодец, была построена небольшая деревянная ц. во имя Г. 1 сент. 1999 г. Ярославский архиеп. Михей (Хархаров) служил в храме водосвятный молебен, первая литургия состоялась 23 июня 2000 г.

Иконография

Иконописный подлинник XVIII в. на 22 янв. предписывает изображать Г. таким образом: «Надсед, в схиме, брада Василия Кесарийскаго покороче, риза преподобническая» ( Большаков . Подлинник иконописный. С. 67); аналогичный текст под 23 янв.- в рукописи 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 114 об.). В руководстве В. Д. Фартусова содержатся дополнительные сведения: «Типа литовскаго… не очень стар, со средней величины, продолговатою бородой, с проседью; лицом очень худ от поста; во власянице, короткой мантии и епитрахили»; приводятся неск. вариантов изречений, к-рые можно писать на свитке ( Фартусов . Руководство к писанию икон. С. 164-165).

Сохранившиеся иконы Г. датируются не ранее 2-й пол. XVII в. Наиболее распространенный извод – изображение святого в рост, в монашеском одеянии, с непокрытой головой, благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке, на фоне Спасо-Геннадиева мон-ря, вверху – образ Преображения Господня (в соответствии с посвящением главного храма). К этому типу иконографии относится икона посл. трети XVII в. из собрания С. П. Рябушинского (ГИМ): Г. представлен вполоборота влево, на свитке текст: «Братие, любите друг друга и имейте чи. », образ Преображения – в облачном сегменте; панорама обители дана с зап. стороны: каменный пятиглавый Преображенский собор (1644-1647) окружают деревянные строения, колокольня, стены и башни, как это было до кон. XVII в. Вид мон-ря – слева от фигуры Г., «по птичьему полету», с парящими в небе ангелами с иконой – имеется также на прориси с образа кон. XVII в., находившегося в ЦАМ СПбДА (где святой, в отличие от указаний большинства подлинников, имел темные волосы – Покровский . С. 128-129); подобные варианты – на иконах XVIII в. (ГМЗРК, ГИМ), посл. трети XIX в. (ЦМиАР). В среднике редкого образа Г. с 20 клеймами жития, нач. XVIII в. (частное собрание), предположительно происходящего из Спасо-Геннадиева мон-ря, святой тоже изображен на фоне устроенной им обители, куда включены нек-рые житийные сюжеты.

В 1-й трети XVIII в. создан храмовый образ этого извода для придела во имя Г. ц. Успения Богородицы с. Секша Любимского р-на Ярославской обл. (частное собрание): в левой руке святого развернутый вверх свиток с редкой надписью: «Господи Боже Царю веков истинный безначалный соприсносущный Свете услыши молитву рабов Твоих и призывающих имя Твое пресвятое призри на рабы Твоя». Слева от деревянной ограды изображены пруды, выкопанные при устройстве обители для осушения земли, о чем упомянуто в Житии Г.: «…лес секуще, и землю орюще, еще же ископаста четыре пруды, иже до ныне суть видимы» (Преподобный Геннадий, Костромской и Любимоградский чудотворец. Ярославль, 1873. С. 5). В нач. XX в. 2 пруда еще сохранялись в монастырском саду ( Романов Е . Р . Прп. Геннадий Костромской и Любимоградский, уроженец г. Могилёва. Вильна, 1909. С. 17). Живопись иконы выполнена костромскими мастерами, вероятно, работали 2 иконописца (образ Преображения отличается по манере письма). В XIX в. на икону сделан металлический чеканный оклад с надписью: «1856 г. Трудов Геннадия Александрова сына Дьячкова».

На прориси 1-й пол. XIX в. с припиской «От Архипова из Палеха» (ГРМ) композиция иная: фигура Г. помещена в левой части (обратный оттиск оригинала?), панорама мон-ря с более поздними каменными постройками открывается с юго-вост. стороны, святой изображен в возрасте средовека с небольшой бородой, правой рукой указывает на обитель, левая с четками прижата к груди. Др. икона такой иконографии 1893 г. (ЯИАМЗ) являлась вкладом частного лица, согласно надписи внизу в рамке («Икона написана на иждивение крестьяньи деревни Настасьина Агафьи Васильевой Гарячевой 1893 года»). К писавшимся в Ростове по костромским заказам паломническим реликвиям принадлежит эмалевый образок 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР), к-рый, несмотря на маленький размер, тоже включает вид мон-ря (подобные образцы – в собр. ЯИАМЗ). В коленопреклоненном молении в небе над мон-рем Г. изображен на литографии сер.- 2-й пол. XIX в. (частное собрание).

Др. иконографический вариант представлен единоличными иконами святого в рост, в монашеском облачении, как на небольшой иконе нач. XIX в. из собрания Успенских (ГЭ), где фигура развернута вполоборота влево, на правой руке четки, левая поднята в молении (фрагмент небольшого деисуса?). Здесь, как и в более поздних произведениях, у Г. длинная, узкая на конце борода, на голове – островерхий схимнический куколь. На прямоличном изображении 1900 г. кисти иконописца В. П. Гурьянова (ГИМ) преподобный тоже в схиме, десницей благословляет, а в левой держит свиток, одеяния украшены «золотопробельным» письмом, на верхнем поле – поясной образ Спаса Еммануила. Возможно, в мастерской О. С. Чирикова исполнена икона кон. XIX – нач. XX в. (ГЭ) с немного иным типом изображения: руки святого разведены в стороны, свиток развернут, фон – пейзажный, с горками, рекой и условными элементами архитектуры, вверху – образ Спаса Нерукотворного.

Отдельную группу составляют изображения Г. вместе с др. святыми. Так, напр., в молении с прп. Макарием (Калязинским?) он представлен на прориси 2-й пол. XIX в. с иконы XVII в. (ГРМ; на обороте надпись: «Иван Яйцов С. С.») – наиболее ранний образец иконографии Г. с куколем на голове. В числе предстоящих Св. Троице Новозаветной, напротив ангела хранителя, фигура Г. встречается в навершии Феодоровской иконы Божией Матери со сказанием в 12 клеймах, нач. XIX в., костромского мастера (из собрания П. Д. Корина (ГТГ)).

В 1886 г. выполнена икона «Избранные костромские святые» (филиал КГОИАМЗ в г. Нерехта), происходящая из ц. свт. Николая Чудотворца с. Верховье Солигаличского р-на Костромской обл. На иконе представлены в 2 ряда основатели крупнейших мон-рей Костромского края, среди них – Г. в 1-м ряду крайний слева, со свитком в левой руке, у него острая раздвоенная борода средней величины и волосы на прямой пробор, кудрявые на плечах, с проседью. Икона Божией Матери «Знамение» с собором блгв. князей и княгинь всероссийских, изготовленная ок. 1913 г. в московской фирме Оловянишникова (ГЭ) для поднесения имп. семье к 300-летию Дома Романовых, хранилась в Александровском дворце Царского Села. В верхнем и нижнем ряду на ней представлены в рост рус. блгв. князья, тезоименитые святые и «небесные предстатели» членов царской династии, в числе к-рых – Г. со сложенными на груди крестообразно руками, 6-й справа вверху.

В составе Соборов русских святых погрудный образ Г. введен в группу преподобных на прориси с иконы 1814 г. иконописца-старообрядца П. Тимофеева (хранилась в ЦАМ СПбДА), где Г. облачен в мантию и куколь, как и расположенный рядом с ним прп. Иаков Костромской. Святой присутствует на иконе российских чудотворцев XIX в. (ГТГ) – в 5-м ряду 3-й справа, с непокрытой головой, между преподобными Нилом Столобенским и Петром Муромским. Примером подобной иконографии Г. в монументальном искусстве является роспись галереи рус. святых в почаевской Успенской лавре, кон. 60-х – 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.), работы иеродиаконов Паисия и Анатолия – преподобный в одной из композиций с подвижниками XVI в., почти в профиль, в схиме. Вместе с др. рус. святыми Г. был написан в 70-х гг. XIX в. на стене лестницы, ведущей на хоры сев. части зап. крыла храма Христа Спасителя, в верхнем ряду, а также, напр., в 1833 г. (поновлена в 1876) на зап. стене ц. Воскресения Христова на Дебре в Костроме (Костромские ЕВ. 1902. Ч. неофиц. Прил. С. 10).

В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х – нач. 30-х гг. XX в. (ризница ТСЛ), на авторских повторениях кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве) и творческих списках кон. XX – нач. XXI в. др. иконописцев Г. помещен в группе костромских святых в начале 1-го ряда, крайним слева, обернувшись к прп. Макарию Унженскому. На рисунке кон. 70-х – нач. 80-х гг. XX в. работы прот. Вячеслава Савиных (Минея (МП). Т. 5. Ч. 2: Янв. С. 301) преподобный обращен в молении к небесному сегменту, на свитке традиц. надпись. Пример совр. местной иконографии Г.- образ «Собор Костромских святых» 90-х гг. XX в. (Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь).

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Святой преподобный Геннадий Костромской и город Любим

5 февраля День памяти Святого преподобного
Геннадия Костромского

Григорий (так звали святого Геннадия в миру) родился в начале XVI века в Могилёве (тогда территория Великого княжества Литовского) в богатой семье боярина Ивана и его жены Елены. Был задумчив и склонен к уединению. Проявившаяся в нём сильная религиозность, стремление часто посещать монастыри вызвали недовольство родителей.

Тогда Григорий, переодевшись в бедную одежду, покинул родительский дом и направился в Москву. Посетив её святыни, отправился в Новгородскую землю вместе с неким Фёдором, также стремившимся к иноческим подвигам. Друзья хотели поселиться в монастыре Александра Свирского, но тот прямо объявил, что у него «в пустыни младым отроком невозможно жить» и благословил их направиться в вологодские леса в Комельскую пустынь к преподобному Корнилию. Вскоре Феодор вернулся в Москву, после у него была большая семья, дожил он до глубокой старости; Григорий же напротив, пробыв там «во искусе довольно время», был пострижен с именем Геннадия. Вскоре он сделался образцовым иноком и любимым учеником Корнилия. Братия завидовала Геннадию; среди них возникли «ропта и непослушание» самому Корнилию.

Согласно житию Геннадия, избегая «бури злоречия, клеветы и шептания», или, согласно житию Корнилия, желая «наедине безмолвствовати», Корнилий вместе с Геннадием удалились на Сурское озеро в 25 км от Любима, бывшего в старину Костромским пригородом (ныне это город Ярославской области). При помощи живших там государевых бортников иноки устроили келью и проводили время в трудах. Для осушения болот они выкопали своими руками четыре пруда. По настоянию великого князя Василия Ивановича Корнилий в 1529 году возвратился в свой Комельский монастырь, а «отходною пустынею», то есть новоустроенным Любимским лесным скитом, он «благословил» Геннадия. Эта пустынь получила впоследствии известность как Спасо-Геннадиев монастырь , настоятелем её Геннадий был до конца своих дней.

Для немногочисленного, состоявшего из 6 человек, братства была построена церковь во имя Преображения Господня.

Прославился Геннадий прозорливостью и исцелениями. Преподобный ходил иногда с Суры в Москву. Рассказывали, что в одну из таких своих побывок он навестил дом боярыни Юлиании Фёдоровны, жены Романа Юрьевича Захарьева, и, благословляя её детей, предсказал ей, что её дочь Анастасия будет царицей — та действительно стала женой царя Ивана Грозного; Захарьины же в благодарность помогли Геннадию возвести в своей обители второй храм — во имя преподобного Сергия Радонеж­ского. Исцелил от тяжкой болезни боярина Бориса Палец­кого , потом тот пожертвовал монастырю ценный колокол; и вологодского епископа Киприана. Геннадий был духовником Ивана Грозного и крестил его дочь Анну .

Геннадий, по свидетельству его ученика, не умел писать , но оставил два литературных труда аскетическо-назидательного характера, «Наставление новоначальному иноку» и предсмертное «Поучение ко братии и ко всем людем». По мнению Геннадия, монах должен знать только церковь, трапезу да свою келью, «монастырские дела исправлять неропотливо, нелениво и безмятежно», беречь монастырское имущество, не быть «враждотворцем и неподобнословцем». Геннадий увещевал своих преемников и «крестьян насилием не обидети». Церковь для инока должна быть «земным небом». «Собора церковного не отлучайтеся, — увещевал Геннадий своих учеников, — первая бо мерзость монахом еже в церкви не приходити… Аще ли монах шесть недель святыни не причастится, несть монах». Неграмотный Геннадий советовал монахам приобретать книги.

23 января 1565 года преподобный мирно преставился и был погребён в созданном им монастыре.

Мощи обретены 19 августа 1644 года при закладке каменного Преображенского собора на месте построенной Геннадием деревянной церкви: когда открыли гроб Геннадия, не только тело его, но и одежды оказались «целы и нерушимы и никакоже тлению предавшиеся» . Мощи, поставленные на время в монастырской церкви Алексия Человека Божия, 23 ноября 1646 года были торжественно перенесены в новоосвящённую Преображенскую церковь и поставлены на вскрытии у правого клироса Блоговещенского придела. Тогда же по благословению патриарха Иосифа было установлено церковное празднование преподобному Геннадию. В 1861 году была напечатана служба с акафистом преподобному Геннадию, сочинённая Г. Карцевым и «пересочинённая» архиепископом Ярославским Нилом.

Мощи хранились вначале открыто, а затем «по неизвестным причинам и неизвестно когда были сокрыты под спуд». В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, а мощи 28 сентября 1920 года вскрыты и вместе с принадлежавшими, как считается, Геннадию ковшом для сбора денег и топором вывезены в Ярославский губернский музей , где находились до середины 1930-х годов, дальнейшая судьба мощей неизвестна . С 1995 года возрождается Спасо-Геннадиев монастырь .

Монастырь находится в Любимском районе. Как монастырь основан в 1529 году преподобным Геннадием на месте кельи где он жил вместе со своим учителем преподобным Корнилием Комельским. Композиционный центр монастыря составлял монументальный пятиглавый Спасо-Преображенский собор 1647 года постройки. После предпринятой в 1961 году попытки его взорвать собор находился до XXI века в руинированном состоянии; в настоящее время в значительной степени восстановлен.
В самом монастыре восстановлен колодец преп. Геннадия глубиной 12 метров. Над колодцем построен деревянный храм во имя св. преп. Геннадия. Под храмом находится камень, почитаемый целебным.

Сам монастырь находится у города Любим.

Люби́м — город в России, административный центр Любимского района Ярославской области и городского поселение Любим . Расположен при впадении Учи в Обнору (приток Костромы). Население по данным переписи 2010 года составляет 5553 человека .

Известна грамота 1538 года царя Ивана Васильевича на построение города для защиты местных жителей от набегов казанских татар . По одной версии, название происходит от русского личного имени Любим , по другой от того, что царь любил проводить здесь соколиную охоту.

В первой половине XIX века в Любиме было всего 6 каменных домов. В конце XIX века любимцам принадлежал ряд трактиров и кабаков в Петербурге: « любимцы, французы и татары держали в своих руках все трактирное дело нашей столицы », — писал тогда один журналист.

Площадь территории современного городского поселения Любим составляет 11 кв.км. Уличная сеть имеет радиально-кольцевую структуру. В городе 43 улицы, 2 общеобразовательные школы.

Ранее в городе было 5 действующих церквей, сейчас только 2 .

Яко пустыннолюбивая горлица, от суетнаго и многомятежнаго мира в пустыню удалився, чистотою и говением, молитвами и труждением прославил еси Бога в душе и телеси своем. И тако благочестно пожив, явился еси, преподобне, пустыни Любимоградския украшение, иноком честнаго жития образ и теплый молитвенник за всех, притекающих к раце твоей с верою.

Храм Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, село Николо-Трестино

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский

Геннадий (в миру Григорий; почил в 23.01.1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.— в Соборе Костромских святых, 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице — в Соборе Белорусских святых), Костромской и Любимоградский. О прп. Геннадие повествуют его житие (1584–1586) и Повесть об обретении мощей (кон. 40-х гг. XVII в.), святой упоминается в Житии прп. Корнилия Комельского (1589).

Прп. Геннадий родился в Литовском великом княжестве. Повесть об обретении мощей называет его родиной г. Могилёв. Отцом преподобного был, согласно житию, «великий пан» Иван, матерью — Елена. В ранней молодости, желая принять монашество, Григорий оставил родительский дом и отправился странствовать по монастырям России; побывал в Москве, с другом и единомышленником Феодором ходил по Новгородской земле, наконец, пришел в Александров Свирский в честь Св. Троицы муж. монастырь. Однако прп. Александр Свирский не оставил Григория в обители из-за его молодости и направил в Корнилиев Комельский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. монастырь к прп. Корнилию Комельскому. Прп. Корнилий принял юношу. Прожив «во искусе довольно время», юноша прп. Корнилием был пострижен в монашество с именем Геннадий. Прп. Геннадий «вельми подвизашеся в молитвах и трудах, паче же во внутренних службах: в поварне, пекарне и во прочих службах труждашеся».

По сообщению Жития прп. Корнилия, в 1528 г. прп. Корнилий, взяв с собой «мало от братии», в т. ч. прп. Геннадий, ушел из Введенского монастыря на Сурское (Сурмское, Сурбское) оз. в «костромских пределах» — вблизи от впадения в р. Кострому р. Обноры (совр. дер. Слобода Любимского р-на Ярославской обл., см. Геннадиев в честь Преображения Господня муж. монастырь). Житие прп. Геннадий связывает этот уход с «нестроениями» среди братии, в Житии прп. Корнилия переселение объяснено желанием прп. Корнилия «наедине безмолвствовати». На новом месте прп. Корнилий и прп. Геннадий построили келью и стали жить, «лес сечаше и пашню сотворяя». К ним приходили др. иноки. Житие прп. Геннадия рассказывает, что вел. кн. Василий III Иоаннович, направлявшийся для молитвы о чадородии в Кириллов Белозерский монастырь зимой 1528/29 г., останавливался в Корнилиевом Комельском монастыре и высказал пожелание, чтобы прп. Корнилий вернулся на игуменство в эту обитель. Тогда прп. Геннадий получил благословение от учителя на пребывание в Сурской пустыне. Однако, по сведениям Жития прп. Корнилия, уход прп. Корнилия из пустыни совершился в 1530 г. В этом году, вскоре после рождения у вел. князя наследника — буд. царя Иоанна IV, прп. Корнилий пришел в Москву за разрешением «создати церковь в пустыни». Вел. князь пригласил его благословить вел. княгиню и наследника, разрешение на строительство храма не дал и «понуди» вернуться во Введенский монастырь.

Вскоре после ухода прп. Корнилия прп. Геннадий с братией построили в пустыни деревянный (летний) храм в честь Преображения Господня. По свидетельству жития, средства на строительство пожаловал великий князь. Возможно, вел. кн. Василий III предоставил монастырю налоговые льготы — известна тарханная и несудимая грамота царя Иоанна IV, данная прп. Геннадию в 1547/48 г. (РГАДА. Ф. 281. № 5014), в к-рой упоминается аналогичная, более ранняя, утраченная грамота. Вскоре был построен 2-й (зимний) храм — во имя прп. Сергия Радонежского. Возможно, что при устроении пустыни прп. Геннадий получал помощь из костромского Ипатиевского во имя Св. Троицы монастыря.

Будучи настоятелем обители, прп. Геннадий наравне с др. иноками работал в поварне, колол дрова и разносил их по кельям, копал колодцы и пруды, пек просфоры, писал иконы. Преподобный, подвизаясь, носил на теле железные вериги «и кресты железныя, тяжкие чепи». Согласно житию, прп. Геннадий всюду ходил пешком. Преподобный имел дар прозорливости. В нач. 40-х гг. XVI в., находясь по делам обители в Москве, он посетил дом боярина Р. Ю. Захарьина (родоначальника Романовых) и предсказал его дочери Анастасии, тогда еще девочке, что она будет царицей. Это предсказание сбылось в 1547 г., когда Анастасия Романовна стала супругой Иоанна IV, в 1549 г. «старець Генадий Сарарайскые пустыни» стал крестным отцом царевны Анны, дочери Иоанна Грозного (ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 158; 2-я пол. С. 460).

Прп. Геннадий является автором «Наказания и поучения», адресованного помимо братии Преображенского монастыря также игум. Ипатиевского монастыря Вассиану (будучи неграмотным, святой продиктовал поучение перед кончиной, позднее оно было включено в его житие). Исследователи отмечают заботу прп. Геннадия о монастырских крестьянах: преподобный призывает монастырских слуг «насильством не обидети» крестьян, а «такоже и ложных словес» на них «игумену или старцем не износити».

Прп. Геннадий был погребен в Спасо-Преображенском соборе обители. Вскоре после кончины началось его почитание.
Назад к списку

  • Главная
  • Новости
  • Летопись
  • Святые нашего храма
  • Духовенство
  • Воскресная школа
  • Приписной храм
  • Фотографии
  • Фотогалерея
  • Расписание Богослужений
  • Контактная информация
  • Таинства
  • Наше творчество
  • Статьи
  • Медиатека
  • Газета “Православное слово”

Новости

Братья и сестры! Просим вас оказать посильную помощь в строительстве Сретенского храма в поселке Караваево.
В настоящее время предстоит срочная работа:

Канон святому преподобному Геннадию, Костромскому и Любимоградскому чудотворцу

Припе́в: Преподо́бне о́тче на́ш Генна́дие, моли́ Бо́га о на́с.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 05 февраля (23 января ст. ст.)

Глас 8.

Ирмо́с: Во́ду проше́д, я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.

Вся́кое пло́ти умертви́в мудрова́ние, с ли́ки безпло́тных водворя́ешися в небе́сных черто́зех, преподо́бне Генна́дие.

Озаре́нный све́том невече́рним и Влады́це все́х предстоя́, моли́, о́тче, изба́витися на́м от тмы́ грехо́вныя.

Ми́ром доброде́телей облагоуха́нныя святы́я мо́щи твои́, преподо́бне, блаже́нным безсме́ртием благоуха́я, источа́ют ве́рным исцеле́ние.

Богоро́дичен: Лю́тыя пло́ти моея́ стра́сти утоли́, Пресвята́я Де́во, и заблу́ждшаго мя́ к ти́хому приста́нищу напра́ви.

Ирмо́с: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче, Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты́ мене́ утверди́ в любви́ Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, еди́не Человеколю́бче.

По́хоть пло́ти, по́хоть оче́с и го́рдость жите́йскую отри́нув, яви́лся еси́, Генна́дие, сосу́д че́стен, Влады́це благопотре́бен.

Вери́гами желе́зными, посто́м и бде́нием отягчи́л еси́, о́тче, бре́нную, вку́пе же и многомяте́жную пло́ть, да ду́шу свободи́ши от лю́тости страсте́й.

Я́звы Го́спода на те́ле свое́м носи́в и стопа́м Его́ после́довав, воше́л еси́ и в ра́дость Его́, я́ко благи́й и ве́рный ра́б.

Богоро́дичен: Пресла́вная Ма́ти Де́во Богоро́дице, во утро́бе име́в Преве́чнаго Бо́га, вознеси́ к Нему́ моли́твы на́ша, я́ко Блага́я Хода́таица.

Седа́лен, гла́с 8:

Уподо́бился еси́ купцу́, и́щущему би́сера многоце́ннаго, оста́вль бо кро́в о́тчий и вменя́я вся́ тщету́ бы́ти, да Христа́ приобря́щеши, Тому́ после́довал еси́, Его́ ра́ди стра́сти и озлобле́ния претерпе́л еси́, с Ни́мже и прославля́ешися дне́сь, о́тче богому́дре.

Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.

Очи́стив себе́ от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха, хра́м Бо́жий бы́л еси́ на земли́, по успе́нии же твое́м во хра́ме невече́рния сла́вы предстои́ши Го́споду.

На вся́к де́нь и ча́с моля́ся, тружда́яся и при́сно рабо́тая Го́споду, пребы́л еси́ непоколеби́м, я́ко утвержде́нный на ка́мени за́поведей Госпо́дних.

Сла́вим Отца́, Сы́на и Свята́го Ду́ха — Бо́га, да́рующаго благода́ть святы́м Свои́м и те́х моли́твами избавля́ющаго на́с от лю́тых обстоя́ний.

Богоро́дичен: Влады́чице, приими́ моли́твы на Тя́ наде́ющихся: Твои́ бо есмы́ рабы́, да не постыди́мся.

Ирмо́с: Просвети́ на́с повеле́нии Твои́ми, Го́споди, и мы́шцею Твое́ю высо́кою Тво́й ми́р пода́ждь на́м, Человеколю́бче.

От ю́га в се́верныя страны́ прите́кл еси́, преподо́бне, горя́ любо́вию Боже́ственною, ея́же пла́менем наве́ты вра́жия, я́ко бы́лие травно́е, сожго́шася.

Гра́де Могиле́ве, ра́дуйся! Ты́ бо произрасти́л еси́ благода́тный кла́с, и́мже процвете́ пусты́ня Любимогра́дская и сла́вою его́ возвели́чися.

Ве́рнии, прииди́те, ублажи́м преподо́бнаго отца́ на́шего Генна́дия, прозорли́вец бо и чудотво́рец в житии́ бы́в, по сме́рти источа́ет исцеле́ния от святы́х моще́й свои́х.

Богоро́дичен: Богода́нный души́ моея́ свети́льник угаси́х и све́та стезе́й Госпо́дних не уве́дех, оба́че, Ма́ти Све́та! из мра́ка грехо́внаго вопию́: озари́ мя́, омраче́ннаго, и заблу́ждшаго напра́ви ко приста́нищу спасе́ния.

Ирмо́с: Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя́.

Е́зеро Су́рское! Во́ды твои́ да воспле́щут дне́сь, я́ко в имени́тый де́нь пра́здника, со струя́ми бо твои́ми слия́стася умиле́нныя сле́зы, и́миже пла́кася преподо́бный Генна́дий, призыва́я благослове́ние держа́ве Росси́йстей и сыново́м ея́.

Кладенцы́, иско́паннии преподо́бным, и́не вся́ ру́к его́ тружде́ния, да науча́т на́с, ка́ко подоба́ет умерщвля́ти пло́ть, рабо́тая при́сно Го́сподеви.

Я́звы Го́спода Иису́са и Кре́ст Его́, я́ко вене́ц зла́т, с ра́достию прии́м, услы́шал еси́, преподо́бне, вожделе́нный гла́с: до́брый ра́бе, благи́й и ве́рный, вни́ди в ра́дость Го́спода твоего́!

Богоро́дичен: Богода́нный души́ моея́ свети́льник угаси́х, и тма́ обы́де мя́, окая́ннаго, оба́че к Тебе́ зову́, Ма́ти Све́та: озари́ ду́шу мою́ омраче́нную и спаси́ мя́.

Конда́к, гла́с 3:

Моли́твою и посто́м, тружде́нием и терпе́нием умертви́вый вся́кое пло́ти мудрова́ние, чистоты́ сосу́д благоле́пен, Боже́ственных даро́в и чуде́с прича́стник, и́ноком же до́блий наста́вник бы́л еси́, сподвиза́яся блаже́нному Корни́лию, о́тче богому́дре. Сего́ ра́ди вопие́м: моли́ся ко Го́споду, да моли́твами твои́ми да́рует ми́р и спасе́ние душа́м на́шим.

Свети́льник нога́ма твои́ма положи́вый зако́н Госпо́день и све́т стезя́м твои́м, се́рдце же утверди́вый на ка́мени ве́ры, в не́йже стоя́ и хваля́ся упова́нием сла́вы Бо́жия, избе́гл еси́ жите́йския тли́, преподо́бне, и, ко све́ту Ца́рствия Бо́жия упра́влен сы́й, призира́еши на ны́, моля́ся ко Го́споду, да обря́щемся сына́ми Све́та и Ца́рствие Его́ насле́дити сподо́бимся.

Ирмо́с: От Иуде́и доше́дше, о́троцы, в Вавило́не иногда́, ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

О́тче Генна́дие, с дру́гом твои́м Фео́дором прише́л еси́ к преподо́бному Алекса́ндру, и́же до́блестно на Сви́ре реце́ подвиза́ся, и того́ житию́ поревнова́л еси́.

Семена́ слове́с прему́дрости Бо́жия прия́в в се́рдце свое́ от преподо́бнаго Корни́лия, возрасти́л еси́ я́, о́тче Генна́дие, в дре́во благосенноли́ственное, я́ко приити́ к тебе́ со́нму и́ноков и вита́ти, благогове́нствуя, под се́нию благода́ти, я́же в тебе́.

Ликовству́я дне́сь, принесе́м, ве́рнии, хвалу́ и благодаре́ние Бо́гови, нетле́нием просла́вившему уго́дника Своего́ и дарова́вшему ему́ благода́ть исцеле́ний.

Богоро́дичен: Вы́шняго освяще́нное Боже́ственное селе́ние, ра́дуйся, Тобо́ю бо даде́ся ра́дость, Богоро́дице, зову́щим: Благослове́на Ты́ в жена́х еси́, Всенепоро́чная Влады́чице.

Ирмо́с: Царя́ Небе́снаго, Его́же пою́т во́и а́нгельстии, хвали́те и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Царя́ Небе́снаго ве́рный ра́бе! Тому́ порабо́тал еси́, подвиза́яся по́двигом до́брым, Того́ ра́ди вся́ претерпе́л еси́, да насле́диши обетова́ния жи́зни ве́чныя.

Моли́ся и о на́с, преподо́бне, да благоче́стно пожи́вше и Бо́гови благоугоди́вше, прича́стницы бу́дем жи́зни ве́чныя.

Не челове́ческую, а Бо́жию возлюби́л еси́ сла́ву, о́тче Генна́дие, сего́ ра́ди Бо́г тя́ просла́ви, да́руя тобо́ю по́мощь и спасе́ние притека́ющим к тебе́ с ве́рою.

Богоро́дичен: Досто́йно е́сть блажи́ти Тя́, Богоро́дице: Благослове́нна Ты́ в жена́х и благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́.

Ирмо́с: Вои́стинну Богоро́дицу, Тя́ испове́дуем, спасе́ннии Тобо́ю, Де́во Чи́стая, с безпло́тными ли́ки Тя́ велича́юще.

Воспомина́юще подви́жничество твое́, преподо́бне Генна́дие, честно́е успе́ние твое́ и зна́мения, я́же соде́я Госпо́дь руко́ю твое́ю, со умиле́нием глаго́лем: вои́стинну ди́вен Бо́г во святы́х Свои́х.

Да весели́тся пусты́ня Любимогра́дская, во́ды Су́рския да воспле́щут: та́мо бо просия́ ди́вный уго́дник Бо́жий.

Сла́вна и всехва́льна па́мять твоя́, о́тче Генна́дие, сла́вою бо, я́же от Отца́, Сы́на и Свята́го Ду́ха, просла́влен еси́.

Богоро́дичен: Ма́ти Бо́жия! ника́коже по достоя́нию мо́жем восхвали́ти Тя́. Оба́че Блага́я су́щи, приими́ моли́тву рабо́в Твои́х и принеси́ Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему, да спасе́т ду́ши на́ша.

Я́ко заря́ у́тренняя и я́ко луна́ полна́ во дне́х свои́х, бы́л еси́, преподо́бне, в житии́ се́м, горя́ ре́вностию, я́же по Бо́зе, богате́я святы́ми де́лы и словесы́ благи́ми. Те́мже мо́лимся: не забу́ди чту́щих святу́ю па́мять твою́ и моли́ся ко Го́споду спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.

Свя­той Ген­на­дий Ко­стром­ской, в ми­ру Гри­го­рий, ро­дил­ся в го­ро­де Мо­гиле­ве от бо­га­тых рус­ско-ли­тов­ских бо­яр. С юно­сти он от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем, лю­бил по­се­щать храм Бо­жий и стро­го со­блю­дал по­сты, за что дру­зья сме­я­лись над ним. Же­лая по­свя­тить свою жизнь Бо­гу, он тай­но оста­вил ро­ди­те­лей, дом и в одеж­де бед­ня­ка от­пра­вил­ся в Рос­сию. По­се­тив Моск­ву и Нов­го­род, он не на­шел мо­на­сты­ря по сво­е­му ду­ху и то­гда от­пра­вил­ся на ре­ку Свирь к пре­по­доб­но­му Алек­сан­дру. Свя­той Алек­сандр Свир­ский на­пра­вил его в во­ло­год­ские ле­са к пре­по­доб­но­му Кор­ни­лию Ко­мель­ско­му, ко­то­рый и по­стриг его в ино­че­ский чин с име­нем Ген­на­дий. Неко­то­рое вре­мя спу­стя пре­по­доб­ные Кор­ни­лий и Ген­на­дий уда­ли­лись на Сур­ское озе­ро, близ ре­ки Ко­стро­мы, где ос­но­ва­ли пу­стынь с дву­мя хра­ма­ми. Эта пу­стынь впо­след­ствии ста­ла из­вест­ной как Ген­на­ди­ев мо­на­стырь. Пре­по­доб­ный Ген­на­дий непре­рыв­но тру­дил­ся, пек просфо­ры и хлеб, ру­бил дро­ва, ко­пал с бра­ти­ей пру­ды. Ра­ди боль­ше­го по­дви­га он по­сто­ян­но но­сил вери­ги. Он очень лю­бил пи­сать ико­ны и ими укра­шал хра­мы сво­ей пу­сты­ни. За свою бла­го­че­сти­вую жизнь свя­той Ген­на­дий по­лу­чил от Бо­га дар про­зор­ли­во­сти и ис­це­ле­ний. Так, бу­дучи в Москве, он пред­ска­зал до­че­ри бо­яри­на Ро­ма­на За­ха­рьи­на, Ана­ста­сии Ро­ма­новне, что она станет ца­ри­цей. Дей­стви­тель­но, она по­том вы­шла за­муж за ца­ря Ива­на Гроз­но­го и бы­ла его лю­би­мой же­ной. Сам царь Иван Гроз­ный упро­сил пре­по­доб­но­го стать крест­ным от­цом его до­че­ри. Пре­по­доб­ный Ген­на­дий ис­це­лил от смер­тель­ной бо­лез­ни во­ло­год­ско­го епи­ско­па Ки­при­а­на.

Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ген­на­дий в 1565 го­ду, а в 1644 г. бы­ли об­ре­те­ны его нетлен­ные мо­щи. Пре­по­доб­ный Ген­на­дий на­пи­сал «На­став­ле­ния ду­хов­но­го стар­ца но­во­на­чаль­но­му ино­ку» и «Ду­хов­ное за­ве­ща­ние».

Ссылка на основную публикацию