Филипп Московский

Святитель Филипп, митрополит Московский

Память святителя Филиппа Московского совершается в Русской Православной Церкви несколько раз в году: 22 января, 13 июня и 16 июля по новому стилю, а также в дни Соборов Московских и Тверских святых.

Жизнеописание святителя Филиппа Московского
О жизни святителя Филиппа нам известно из разных источников. В первую очередь это житие святого, написанное вскоре после его мученической кончины монахами Соловецкого монастыря, в котором он пользовался особым почитанием. Кроме того, события жизни митрополита рассказываются в летописях.
Митрополит Филипп, в миру Федор Степанович Колычев, родился в 1507 году в Москве. Он происходил из знатного боярского рода, и потому с детства отец готовил его к государственной службе, обучая воинскому делу. Мать же много внимания уделяла духовной стороне жизни сына, наставляя его в православной вере. В возрасте 26 лет Федор начинает служить при царском дворе, однако боярский бунт привел к опале рода Колычевых, и юноша был вынужден покинуть Москву. Испытывая тягу к монашеской жизни, он отправляется на север Руси, в Соловецкий монастырь, где проводит некоторое время послушником, а потом принимает постриг с именем Филипп. Спустя несколько лет он был избран игуменом обители, и за время его управления было сделано множество хозяйственных нововведений: построены каналы между Соловецкими островами, мельницы и другие промышленные и хозяйственные строения. Кроме того, при нем было возведено несколько монашеских корпусов. В результате деятельности игумена Филиппа Спасо-Преображенский монастырь на Соловках стал главным промышленным и культурным центром Русского Севера. Также много было сделано для духовного возрождения монастыря: при новом игумене построили несколько соборов, и мощи основателей обители, святых Зосимы и Савватия, были перенесены в Преображенский собор, а сам игумен собрал вещи, принадлежащие преподобным, в числе которых были древние иконы и облачения. Посвящая много времени благоустроению вверенного ему монастыря, игумен Филипп не забывал о том, что главной целью монашеской жизни является духовное возрастание и служение Богу и потому часто удалялся для молитвы в небольшую пустынь, расположенную неподалеку. Там игумен был удостоен видения Господа, явившегося ему в терновом венце, как бы указывая на предстоящий мученический подвиг святителя. В этом месте начал бить родник, над которым позже поставили часовню.
В 1551 году игумен Филипп посетил Москву для участия в Стоглавом соборе. Образованный и деятельный инок произвел большое впечатление на царя Ивана IV, и, когда в 1566 году встал вопрос об избрании нового митрополита, он вспомнил о Филиппе и пожелал видеть его первосвятителем Русской Церкви. Долгое время Филипп не соглашался принять на себя такой высокий сан и условием своего поставления в митрополиты ставил отмену опричнины. Царь не дал на это согласия, но пообещал, что митрополит будет его советником и помощником в делах управления, и тогда Филипп согласился. Первые полтора года управления митрополией прошли спокойно, однако в связи с возобновлением террора опричнины и многочисленных казней отношения предстоятеля Русской Церкви с царем Иваном Грозным ухудшились. Митрополит Филипп пытался заступаться за обреченных на казнь и порицал царя за его жестокость и творимые им беззакония. В летописях сохранилось повествование о том, как однажды во время служения митрополита в Успенском соборе Иван Грозный явился вместе со своими опричниками, облаченный в монашеские одеяния. По окончании богослужения он подошел к святителю Филиппу, желая получить благословение, но митрополит отказал ему в этом, произнеся обличительную речь. Подобные столкновения повторялись еще несколько раз, вызывая гнев и недовольство царя, и по его повелению состоялся церковный суд, на котором митрополит был оклеветан, его обвиняли в колдовстве, а также в нарушении церковных канонов во время игумества в Соловецком монастыре. По этим клеветническим наветам он был приговорен к лишению сана и заключению в одном из московских монастырей. Однако народ очень любил своего митрополита, неоднократно заступавшегося за неугодных царю и опальных людей, и потому возле места заточения святителя ежедневно собирались толпы народа, желавшие хоть мельком увидеть своего пастыря и заступника. Из-за этого царь повелел отправить митрополита Филиппа в Тверской Отрочь монастырь. Спустя год обитель посетил известный опричник Малюта Скуратов, прося от имени царя благословения на поход в Новгород. Целью этого похода было жестокое подавление бунта недовольных царем жителей города. Святитель, предвидя новое кровопролитие, отказался благословлять поход и был задушен опричником. Святителя погребли в Отроче монастыре, а позже его останки были перенесены в Соловецкий монастырь, где он пользовался особым почитанием и любовью. В 1652 году по повелению царя Алексея Михайловича мощи святителя были с почетом перенесены в Москву, где патриарх Никон прочитал над ними грамоту, в которой от лица царя и всего народа приносил покаяние и просил прощения у святителя за нечестивые дела предков.

Литературное наследие митрополита Филиппа
До нас дошли некоторые литературные труды святителя Филиппа, написанные за время его игуменства и митрополичьего служения. В их числе находится монастырский устав, созданный для Соловецкого монастыря и некоторые грамоты. В летописях и житии святого также приводятся яркие обличительные речи митрополита, обращенные им к царю Ивану Грозному и свидетельствующие также о его ораторском таланте.

Тропарь, глас 3:
Чудо явися, извещением и делы возсияв,/ Духа Святаго произбранием святительства паству приим,/ откровением Божиим церковь разобра/ и величайшую воздвиже,/ всечестне Филиппе, святителю великий,/ мир граду даруй нашему Москве/ и велию милость.

Кондак, глас 8:
Во успении твоем обретоша на телеси твоем сокровище некрадомое:/ два креста и тяжчайшая железа, еже есть вериги,/ постом и молитвами Богу угодил еси, святителю Филиппе,/ моли Христа Бога о всех нас.

Величание:
Величаем тя, святителю отче Филиппе, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва:
О, великий печальниче земли Российския святителю Христов Филиппе! Великими и многими даровании обогати тя щедродаровитый Владыка Господь, ты же, яко раб благий и верный, дарования сия зело умножил еси, от отроческих лет даже до кончины твоея заповедем Господним внимая, пребывая в них и возрастая, полн сый любве и милосердия, кротости и смирения, сими добродетельми ты богатно служил еси Господу и присным твоим, образ евангельского жития показуя, благочестивым житием Бога прославляя. За сие житие твое от Бога прославлен еси, велим даром чудес обогатился еси, святое дерзновение стяжал еси и до днесь земному отечеству и народу твоему служиши, и воздыхания наши предворяеши. И мы, грешнии, затупничеству твоему перед Богом верующее, молимся тебе усердно. Буди нам, якоже в земнем твоем житии, отец и заступник, помози всем нам крест земнаго жития с терпением и радостию носити. Малодушныя молитвою твоею подкрепи и от житейских соблазнов любовию твоею отврати, сеющия соблазны рукою твоею крепкою вразуми. Даждь нам, святителю Христов, прежде кончины нашея, радость твоего мощнаго заступления ощутити, даждь многострадальному твоему отечеству силы благодатныя присно Христу работати, якоже благочестивии отцы наши своим церковным житием славу Божию и веру Христову на земли множаху, даждь нам их благочестию подражати, уставы церковныя хранити, заповеди Божии благоговейно соблюдати, нищия любити и щедро им благотворити, обидимыя заступати, веру Христову и закон Божий безбоязненно исповедати, всякого греха гнушатися и одеждою всякия правды светло украшатися. Да тако твоими молитвами укрепляеми, возможем и мы житие свое богоугодне устроити, грехов прощение от Господа получити и милостию и человеколюбием Спаса нашего и Господа в небесных селениях водворитися, идеже ангели и вси святи славят великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Философия Григория Нисского

2.3 Философия Григория Нисского

Весомый вклад в развитие христианской философии внес и младший брат Василия Великого — Григорий Нисский.

Особое значение каппадокийские Отцы Церкви придавали обоснованию догмата Святой Троицы. Григорий Нисский, опираясь на неоплатоническое учение, утверждал, что три лица Святой Троицы обладают единой Божественной сущностью, но свое выражение находят в трех ипостасях. Божественная сущность выражает единство Бога и существует как бы самостоятельно, но вместе с тем одинаково присутствует в каждой из своих ипостасей. Иначе говоря, каждое из лиц Троицы как бы отделены друг от друга, особы, но их объединяет единая сущность.

В своем понимании Святой Троицы Григорий Нисский отходит от неоплатонического учения, которое рассматривало три основные ипостаси идеального мира — Единое, Ум и Мировую Душу — как своего рода лестницу снижающегося совершенства.

Усилиями Григория Нисского в христианской теологии закрепилось и представление о Боге, как нематериальном, бессмертном и непознаваемом существе. Ведь, даже несмотря на все свои философские доказательства существа Троицы, Григорий Нисский приходил к выводу о том, что Бог, в принципе, непознаваем. И Символ Веры — это в конечном итоге не предмет человеческого знания, а предмет веры, ибо истинное соотношение трех Божественных ипостасей доступно не столько разуму, сколько вере.

Григорий Нисский вошел в историю религиозной и философской мысли и как создатель своеобразного учения о человеке. Одним из первых, если не самым первым из христианских мыслителей Григорий Нисский формулирует идею о том, что человек является венцом божественного творения и “царем” всего сотворенного. В своем трактате “Об устроении человека” отец Церкви утверждает — Господь сотворил живую и неживую природу ранее сотворения человека потому, что “Творец всего приготовил заранее как бы царский чертог будущему царю”. И человек “был призван сразу стать царем подвластного ему”.

Лишь человек из всего сотворенного создан по образу и подобию Божию, ибо именно человеку предназначено Богом воплощать Божественный замысел в тварном мире: “. Человеческая природа, поскольку приуготовлялась для начальствования над другими через подобие Царю всего, стала как бы одушевленным образом, приобщенным первообразу и достоинством, и именем”.

В связи с такой трактовкой Божественного замысла, у Григория Нисского возникает и оригинальное по тем временам по тем временам объяснение смысла человеческого существования на земле — человек должен самостоятельно стремиться к истинному осознанию Божественного в себе. “Мера того, насколько вы способны познать Бога, в вас самих”, — утверждает Отец Церкви.

И тем самым максимально заостряет внимание на проблеме свободы воли в земной жизни — человек сам решает, что ему нужно делать и как ему поступать: “Одному из всех человеку необходимо быть свободным и не подчиненным никакой естественной власти, но самовластно решать так, как ему кажется”. Более того, в отличие от многих современных и последующих христианских философов, Григорий Нисский приходит к убеждению, что человек не может и не должен в земной жизни соблюдать насильно навязываемые ему христианские добродетели, ибо “добродетель — вещь неподвластная и добровольная”.

Почему у Григория Нисского возникает такая уверенность в силах и способностях человека самостоятельно сделать окончательный правильный выбор между добром и злом? Дело в том, что Нисский поддерживал и развивал учение Оригена о всеобщем спасении и восстановлении (апокатастасис). В системе взглядов Григория Нисского посмертное спасение получается человеком не только не по заслугам вследствие добродетелей, но вообще независимо от желания спастись. Апокатастасис для всех — таков непреложный замысел Создателя.

Круг предопределенных к спасению у Григория Нисского настолько широк, что включает даже бесов и самого “изобретателя зла”. В своем труде “Большое огласительное слово” Нисский пишет: “Один (т.е. дьявол) употребил обман к растлению естества, а справедливый, благий и премудрый (т.е. Бог) измышлением обмана воспользовался для спасения растленного, благодетельствуя тем самым не только погибшему, но и самому устроителю нашей погибели”. Бог воплотился, пишет Григорий Нисский далее, “освобождая человека от зла и исцеляя самого изобретателя зла”.

И Западная, и Восточная Церкви позднее не приняли эти оригенистские мотивы в трудах Григория Нисского. После осуждения Оригена на Пятом Вселенском Соборе в 543 г., мнение Григория Нисского об апокатастасисе тоже подвергалось критике. Интересно, когда в 1081 году был установлен новый праздник Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), то Григорий Нисский не был включен в этот чин “вселенских великих учителей и святителей”.

Другие же компоненты учения Григория Нисского стали достаточно влиятельными. Так, учение о человеке и его свободе в земной жизни оказало значительное влияние на формирование не только западного христианства, но и образа жизни всей западной цивилизации. Это учение соответствовало и даже в какой-то предопределило направленность западной цивилизации на возвеличивание человеческой свободы на земле, что особенно ярко проявилось в более поздние времена в гуманистических, протестантских и просветительских теориях.

Каппадокийские Отцы Церкви немало способствовали популяризации христианства, доказывая принятые Соборами догматы с философских позиций и объясняя их простым верующим. Также они приложили немало усилий в борьбе с ересью арианства, обосновав догмат о Троице, что во многом определило современный облик христианства.

Философия Григория Нисского также оказала влияние и на развитие западного христианства и всей западной цивилизации в целом.

3. Роль византийской патристики в развитии христианства в России

Православная философия Византии оказала огромное влияние на все православные церкви, в том числе и на русскую. Произведения капподокийцев были особенно популярными на Руси в XIV – XVI вв.

Труды каппадокийского кружка являются вершиной восточной (византийской) патристики. Недаром, современники отзывались о них как о “трех светочах каппадокийской церкви”.

Впрочем, не только современники и соотечественники: шесть или семь столетий спустя у православных славян был популярен апокриф: “Беседа трех святителей”, из которых два святителя — Каппадокийские Отцы Василий Великий и Григорий Богослов, а третий — знаменитый проповедник и тоже отец церкви, константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст.

В честь каппадокийцев установлены следующие православные праздники:

12 Февраля – Собор вселенских учителей (или Собор трех святителей).

14 Января – День святителя Василия Великого.

7 Февраля – День святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского.

23 Января – День святителя Григория, епископа Нисского.

3.1 Роль каппадокийцев в развитии философии в России

Приобщение Руси к миру восточно-христианской культуры открыло для нее и философское наследие античности. Воспринимался не только опыт христианской критики “языческой” философии как “внешней мудрости”, свидетельствующей, по утверждению одного из самых почитаемых в Древней Руси отцов церкви – Иоанна Златоуста, лишь о “духовной немощи” древних философов, но и постепенно достигалось понимание основополагающих принципов древнегреческого философствования. Такое понимание становилось возможным в первую очередь благодаря влиянию идей ведущих представителей каппадокийской школы в раннехристианском богословии (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский). Критика античной философии сочеталась у каппадокийцев с признанием ее духовного и культурного значения. Григорий Богослов (Назианзин) писал, что “всякий имеющий ум признает. благом не только ученость, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, принимается за одно спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которою многие из христиан по худому разумению гнушаются как. удаляющею от Бога”

На философские взгляды каппадокийцев существенное влияние оказал платонизм. И можно сказать, что платонизм как определенный тип философского умозрения, не раз вполне отчетливо проявлявшийся в истории русской философии, сыграл немаловажную роль уже на самом раннем ее этапе. Достаточно рано в Древней Руси становятся известны идеи и великого древнегреческого философа Аристотеля, прежде всего благодаря знакомству с трудами крупнейшего представителя поздней патристики (творений отцов церкви) Иоанна Дамаскина (VIII век). Через христианство Русь вступает в культурное общение не только с Византией. Еще до крещения устанавливаются связи с южнославянским миром, и прежде всего с Болгарией, обладавшей в то время уже развитой культурной традицией. Духовное наследие Кирилла и Мефодия, выдающихся славянских просветителей, многое определило в стиле и содержании древнерусской мысли. В результате южнославянского влияния также происходило усвоение богословского опыта патристики, причем существенно то, что религиозно-философские взгляды Кирилла и Мефодия были во многом близки именно каппадокийской школе богословия.

Русский религиозный идеализм, с одной стороны, воспринял опыт постижения свободы, пройденный христианско-гуманистическим миром, с другой — вспомнил идеи восточной патристики, не очень востребованные школьным богословием российской Церкви, а Западу и неизвестные, и чуждые. Проблема истории как практической деятельности социального и внутреннего освобождения была введена в пространство русской мысли Чаадаевым, очень остро поставившим вопрос о месте России в этом всемирно-историческом процессе. Славянофилы вводят в интеллектуальный оборот восточно-патристические недуальные представления о соотношении природы и свободы, свободы и благодати, по-своему преломляя их в рамках российской культуры. Стихи Тютчева здесь самые характерные.

Читайте также:  Житие и Икона преподобного Петра Молчальника

Философско-догматическая система Григория Нисского как один из компонентов византийской культуры Текст научной статьи по специальности « Философия, этика, религиоведение»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Щипина Р. В.

Статья посвящена актуальным проблемам философии культуры, эстетики и истории искусств Средневековья. Философски-догматическая система Великих Каппадокийцев рассматривается как один из важнейших компонентов мировоззрения и философии культуры Византии. Учение о человеке Григория Нисского анализируется в аспекте его влияния на эстетику раннего Средневековья и формирование символизма христианской культуры, становление принципиальных основ восточнохристианского иконографического канона.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Щипина Р. В.

Gregory’s of Nisa philosophically dogmatic system as a component of Byzantium culture

The article deals with topical problems of the Middle age philosophy of culture, aesthetics and history of art. Gregory of Nisa, one of the Great cappadocians, is regarded as a philosopher of Byzantine culture. His teaching of man is explored in the light of its impact on the aesthetics of the early Middle Ages and formation of Christian culture symbolism, principles of the eastern Christian iconographic canon.

Текст научной работы на тему «Философско-догматическая система Григория Нисского как один из компонентов византийской культуры»

ФИЛОСОФСКО-ДОГМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГРИГОРИЯ НИССКОГО КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Настоящая статья посвящена философским аспектам наследия Григория Нисского (ок. 335-ок. 394 гг.). В историю культуры Средневековья Григорий Нисский вошел как святитель, один из отцов церкви, принимавших участие в определении догматов христианского вероисповедания, борец с еретическими движениями, блестящий представитель святоотеческой письменности, повлиявший на развитие литературы и риторики, ученый, с именем которого связано зарождение византийской медицины, представитель святоотеческой антропологии1.

Григорий Нисский в трудах по истории церкви упоминается в числе Великих Каппа-докийцев вместе с Василием Великим и Григорием Богословом; Василию он приходится братом (оба родом из Каппадокии, области в Малой Азии); с Григорием Богословом его связывали узы дружбы и единомыслия. Но в отличие от Василия Великого и Григория Богослова Нисский святитель не был включен в чин «Вселенских Святителей и Учителей», причиной чему послужило его учение об апокатастасисе.

Характеристика дарования Григория Нисского в трудах по истории святоотеческой письменности кажется противоречивой. Так, архимандрит Киприан (Керн), посвятивший ему немало страниц в своих трудах, пишет: «Св. Григория Нисского справедливо называют некоторые “мистиком”. Он, если не считать Климента Александрийского во II в., является первым среди выдающихся тайнозрителей в среде догматических писателей. У него нё было церковно-административных талантов Василия; он не обладал человечностью и поэтичностью Григория Богослова; на церковное поприще активной борьбы он выступил не как св. Афанасий в раннейшие годы своей жизни, следовательно, он не принадлежал к скороспелым умам. Но литературное его наследие, и глубина прозрений, широта образования, многогранность его интересов превосходит во многих отношениях всех трех, только что названных писателей Церкви»2. Если архимандрит Киприан говорит о Григории Нисском как о мистике, то A.B. Мартынов отмечает, прежде всего, его исключительную одаренность как философа: «На пространстве почти двух веков, от Оригена до Августина, он является самым видным христианским философом»*. О соединении качеств, кажущихся исключающими друг друга, лучше всего сказал сам Григорий: «Тогда все содержание нашего слова будет, пожалуй, показывать связность и упорядоченность того, что кажется противоположным, но [на самом деле] направлено к одной и той же цели, потому что божественная сила так находит надежду безнадежному и исход невозможному»4.

Деятельность Великих Каппадокийцев приходится на период становления византийской культуры, что побуждает рассмотреть их философско-догматическую систему в качестве связующего звена между вероисповеданием и культурой, как один из компонентов философского основания культуры Средневековья. Различные аспекты этой проблемы разрабатывались философами, богословами и историками церкви, культурологами, филологами, искусствоведами: С.С. Аверинцевым5, Д.В. Айналовым6, В.В. Болотовым7,

В.В. Бычковым8, C.J1. Епифановичем9, В.М. Живовым10,0. Каллаханом11, A.B. Карташевым12, архимандритом Киприаном (Керном)13, АЛ. Корольковым14, В.Н. Лосским15, В.М. Лурье16, К. Манго17, A.B. Мартыновым18, И. Мейендорфом19, Дж. Мэтьюзом20, В.И. Несмеловым21, архимандритом Порфирием (Поповым)22, В.Я. Савреем23, Д.И. Тихомировым24, Г.В. Флоровским25, Л.А. Фрейберг26 и др.

Первым к философскому наследию Григория Нисского обратился в конце XIX в.

A.B. Мартынов, посвятивший ему труд «Учение святого Григория Нисского о природе человека (Опыт исследования в области христианской философии IV века)»27. Как явствует из названия, внимание Мартынова было сосредоточено на философских аспектах учения о человеке Нисского святителя. В христианской культуре антропология занимает исключительное место, являясь учением о вочеловечении Бога и обожении человека, т.е. сближаясь с сотириологией (учением о спасении), – по этой причине ей было суждено занять центральное место и в христианской философии.

Григорием Нисским было дано определение природы человека как «образа Божия», он рассматривал проблему природы человека и его бытия в контексте онтологической проблематики. Такой ракурс в философской постановке проблемы оказался притягателен для В.В. Зеньковского. В своей статье «Об образе Божием в человеке»28, опубликованной в 1931 г., он, анализируя различие между позитивистскими и идеалистическими построениями в антропологии и святоотеческим учением о человеке, которому присущ всеобъемлющий подход, отметил, что последнее несправедливо предано забвению и имеет право занять место конститутивной идеи в антропологии. В нашем случае важно поставить акцент на универсальности антропологии патристики, объединяющей такие разделы философии как космология, теория познания и учение о фундаментальных принципах бытия. Прежде чем обратиться к совокупности философских воззрений Григория Нисского, уместно прибегнуть к некоторым биографическим сведениям.

Григорий Нисский родился в семье ритора, где особым авторитетом пользовалась Макрина-старшая, бабушка Григория. Она была ученицей и последовательницей Григория Чудотворца, просветителя Малой Азии, он же, в свою очередь, был учеником Оригена и отличался исключительной и разносторонней образованностью. Систематического философского образования Григорий, по-видимому, не получил, но испытал формирующее влияние Василия, который прошел выучку в Афинах одновременно с венценосным неоплатоником Флавием Клавдием Юлианом, получившим у христиан прозвище Отступника. В Афинах в то время процветала риторика, но немалое внимание уделялось сочинениям Платона, Аристотеля, Зенона, Клеанфа, Хрисиппа, Демокрита, Эпикура. Ю.А. Шичалин высказывает предположение, что во второй половине IV века через Приска в Афины попадают тексты Ямвлиха, ученика Порфирия и знатока Плотина, а также платонической и пифагорейской традиции предшествующего периода29. Из сказанного следует, что идеи платонизма Григорий Нисский усваивает в силу причастности к александрийской и афинской традициям с общей для средних платоников и неоплатоников тягой к сближению учений Платона и Аристотеля, стоиков, пифагорейцев. Действительно, в текстах Григория исследователи отмечают апелляции к Платону, Аристотелю, Посидонию, Стратону из Лампсака, Плотину30, Порфирию, а также к Гераклиту, Эмпедоклу, Диогену Лаэртскому; к александрийцам: Филону, Клименту, Оригену31.

Общее отношение каппадокийцев к культуре, учености, философии выражено Василием Великим в «Слове к юношам о пользе книг языческих», Григорием Нисским в трактате «О жизни Моисея Законодателя», Григорием Богословом в гомилиях, в том числе

адресованных императору Юлиану. В этих текстах каппадокийцы продолжают традицию «апологии культуры», восходящую к Клименту Александрийскому, Оригену, Григорию Чудотворцу. Философия и «внешние науки» рассматриваются ими как начальная ступень богопознания. О своем отношении к наследию языческой философии и учености Григорий Нисский высказывается со свойственной ему тягой к соединению того, что «кажется противоположным»: «Языческая образованность действительно бесплодна – она постоянно испытывает родовые муки, но никогда не рождает новую жизнь. Не все ли ее зародыши, напрасные и не сформировавшиеся, погибают еще до рождения, так и не выйдя к свету Богопознания?»32. Далее в том же трактате «О жизни Моисея Законодателя» он пишет: «Тем, кто приходит к свободной и добродетельной жизни, таким образом, приписывается запастись богатствами языческой образованности, которой украшаются чуждые вере люди. Нравственную и естественную философию, геометрию и астрономию, науку логики и все, чем занимаются люди вне Церкви, наставник в добродетели повелевает перенять будто бы в долг у тех, кто обогатился этим в Египте. Они пригодятся позже, когда понадобится украсить храм Божиего таинства словесным убранством»33.

Ему вторит Григорий Богослов: «Я думаю, что всякий имеющий ум признает ученость (тсшбеоагу) первым для нас благом. И не только эту благороднейшую и нашу [ученость], которая, ставя ни во что изысканность и пышность в слове, имеет [своим предметом] одно спасение и красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которой многие христиане по невежеству (какоСх; б1§оте Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Житие и творческое наследие святителя Григория Нисского, тексты молитв

Православные христиане мало знают о жизни святителя Григория Нисского. Он входил в Триаду Великих Каппадокийцев наряду с Григорием Богословом и Василием Великим, которому приходился младшим братом. Святитель Григорий происходил из благочестивой семьи. Его земной путь был трудным. Философ оставил богатое литературное наследие, развивал учение о Святой Троице и отстаивал традиционное христианство в борьбе с инакомыслием.

Биографическая справка

Григорий Нисский родился предположительно в 335-м году в Каппадокии. Святитель называл брата Василия наставником и отцом, поэтому предполагается, что был младше его. У Григория была и сестра, которая прославилась в христианстве как преподобная Макрина. Ее назвали в честь бабушки, пострадавшей за христианскую веру в период правления императора Галерия.

Мать занималась воспитанием детей, приучала их к ежедневной молитве и посещению службы в храме. Отец епископа умер в 341-м году. Факты биографии Григория Нисского:

  • начальное образование получил в школе Кесарии Каппадокийской;
  • женился на благочестивой девушке Феосевии;
  • служил чтецом на богослужениях;
  • в 365-м году овдовел;
  • на фоне увлечения античной литературой поселился в понтийском монастыре, который основал брат;
  • стал епископом Нисским по просьбе Василия, принявшего сан архиепископа Каппадокийского;
  • помогал брату бороться с представителями арианства, отрицавшими единосущность Бога-Отца и Бога-Сына;
  • по навету отступников был арестован и приговорен к суду в Анкире;
  • во время конвоирования в Анкиру сбежал и скитался три года;
  • вернулся в Ниссу после смерти императора Валента, поддерживавшего ариан, и восстановил доброе имя;
  • после смерти Василия в 379-м году участвовал в Антиохийском собрании против мелетианских еретиков, не согласных с политикой назначения епископов;
  • по принуждению принял должность митрополита Севастийского и возглавил борьбу против ереси в Аравии и Палестине;
  • на Втором Вселенском Соборе в 381-м году поддержал избрание Григория Богослова епископом Константинополя.

В столице Византии уважали свт. Григория Нисского как богослова и проповедника. При этом большую часть знаний епископ приобрел в молодости самостоятельно и благодаря урокам старшего брата. Василий учился в Афинах, а Григорий после школы посвятил время самообразованию.

Подробности жития

Несмотря на то, что почти все близкие родственники Григория Нисского стали святыми, в юности богослов не отличался религиозностью. Службы и молитвенные песнопения не пробуждали в душе молодого святителя возвышенных чувств и были повседневной обязанностью, пока с ним не произошел интересный случай.

В родительском доме Григория проходил праздник в честь перенесения мощей сорока мучеников. Устав слушать молитвы, юноша пошел в сад и уснул в беседке. Во сне ему привиделись райские кущи, но путь к ним преградили стражники. Светлые воины хотели даже наказать непрошеного гостя за вторжение, но один из них уговорил отпустить юношу.

Странное видение подвигло Григория с большим рвением посещать службы и стать чтецом. Но постепенно духовный пыл угас. Следующим потрясением, наставившим будущего епископа на путь истинный, стала кончина жены. Григорий Богослов отзывался о Феосевии, как о добродетельной женщине. Утрата заставила молодого вдовца искать уединения в монастыре и вере.

За верность православному учению Григорий пострадал в должности епископа Нисского. Еретики-епископы обвинили святителя в растрате церковных средств. Григорий с детства не отличался крепким здоровьем. Чтобы не умереть от побоев конвоиров, арестант решился бежать. Но впоследствии испытывал немощи до конца жизни.

Как Григорий Нисский провел последние годы неизвестно, как и точная дата его смерти. Святитель успел побывать паломником в Иерусалиме. Но он вернулся со Святой Земли в угнетенном настроении, сделался противником религиозных путешествий. Свой антагонизм Григорий объяснил тем, что от перемены места Бог не становится ближе.

Епископ основал новый монастырь в Ниссе, занимался его обустройством, писательским трудом, отошел от богословских дискуссий и церковной политики. Также известно, что святитель снова посетил Константинополь для участия в соборе, посвященном проблемам священнослужителей Аравии. После этого события о Григории Нисском нет упоминаний, как и указаний места, где он похоронен.

Деятельность

Главной задачей Григория в должности епископа Нисского и митрополита Севастийского стала борьба с иноверцами. Но философ присоединился к противостоянию не по душевному порыву, а чтобы сначала помочь брату, а затем по императорскому указу. Во время искоренения ереси епископ часто попадался на интриги.

Святитель Григорий вызывал необъяснимую неприязнь у митрополита и богатого вельможи Элладия Кесарийского, также объявленного императором хранителем чистоты веры в Понте. Желая преодолеть разногласия в честной беседе, немолодой и больной философ с трудом отыскал дом оппонента в горах, где тот отмечал христианский праздник.

Стражники не пустили Григория внутрь. Святитель долго стоял на улице под палящим солнцем. Когда усталого путника допустили к пиршеству, хозяин дома не поприветствовал его и не замечал. Наконец Григорий сам обратился к Элладию. Но митрополит выгнал его.

За годы служения Церкви святитель наблюдал за развитием теологии и соблюдением христианских традиций. Свои выводы он облек в литературную форму. Григорий Нисский стал выдающимся приверженцем учения о Святой Троице. Каппадокийский святой вошел в историю богословия как один из лидеров традиционного христианства и христианского платонизма, в основе которого лежит идея бессмертия души.

Творческое наследие

Крупнейшее сочинение святителя Григория Нисского — опровержение апологии Евномия в двенадцати томах. Евномий Кизихский был греческим епископом и арианином. В своем многотомном труде Григорий опроверг его учение о иносущности Сына и Отца. Второе значимое произведение философа — «Диалог о душе и воскресении». Наставление написано после последнего разговора с сестрой Макриной.

О том, что преподобная при смерти, Григорий узнал по возвращении из Константинополя. Он успел поговорить с сестрой перед ее кончиной. Не так давно ушел из жизни брат Василий. Под впечатлением утраты близких людей философ написал глубокое творение, полезное к прочтению каждому христианину. Святитель также составил «Послание о жизни преподобной Макрины», преподав житие сестры, как пример высокой нравственности и аскезы.

Одним из центральных трудов святителя Григория Нисского называют трактат «Об устроении человека». Произведение охватывает философию, естествознание и медицину и раскрывает следующие идеи:

  • сотворения мира, как исторически реального, а не мифического;
  • творения из ничего;
  • Божественных и природных законов бытия;
  • иерархического порядка сотворения мира;
  • энергийного происхождения материальных веществ.

В своем труде епископ Нисский указывает на соединение Бога и человека через любовь. Он также высказал мысль об обретении человеком Бога внутри собственной природы, а не во внешнем мире. Воспитанием христианина философ называл бесконечное стремление человека приблизиться к совершенству.

Сочинения святителя Григория Нисского посвящены следующим учениям:

  • о вере и разуме — вера приближает к Богу ищущий истину разум;
  • о Боге, Богопознании — важным аспектом является уподобление человеком образа Божия и очищение от греха;
  • о творении — концепция созидания материального из нематериального;
  • ангелологии — по мнению автора, ангелы бестелесные и неосязаемые, но при этом разумно мыслящие существа;
  • о падении ангелов — к грехопадению диавола привела зависть, а зло преобладает при ослаблении добра;
  • антропологии — через человека обретают связь телесный и духовный мир;
  • протологии — изначально человек был подобен ангелам по духовной чистоте и жил беззаботно в Эдеме;
  • амартологии — о воле выбирать между добром и злом, на темную сторону склоняет безрассудство, присущее человеческой природе;
  • христологии — Христос всецело является и Богом, и человеком;
  • мариологии — учение о Деве Марии, как об истинной Богородице, а не матери человека, о сохранении ее девства и после рождения Христа;
  • сотериологии — учение о спасении, исцелении и искуплении;
  • о церковных таинствах — о духовном соединении с Богом во время крещения и евхаристии;
  • эсхатологии — о воскресении мертвых и Страшном Суде.
Читайте также:  Житие святого Софрония Иерусалимского, Икона и предсказания патриарха

Святитель Григорий также составил 29 проповедей. Философ писал простым слогом, поэтому его богословские суждения просты для понимания.

Почитание святителя

Григория Нисского почитают в православной и католической церкви. День памяти святого — 10 января. Частицы мощей святителя хранятся в греческих и афонских монастырях: Эсфигмен, святого Пантелеймона, святого Стефана и Николая Чудотворца.

Житие Григория Нисского составлено анонимным автором. Григорий Богослов посвятил святителю «Слово». Также ему сложена «Похвала», предположительно Иоанном Златоустом. В сочинении Михаила Пселла 9-го века рассказывается о Григории Нисском в составе каппадокийского кружка.

В сочинении «Гомилий» Григорий Богослов поместил совместные портреты братьев Григория и Василия. Епископа Нисского изображали в минейных циклах. В русской православной церкви святителя широко не прославляли и не освящали храмы в его честь.

Тексты

О богослужебном восхвалении каппадокийского святого упоминается в источниках 10-го века. Святителю Григорию Нисскому читали последование, общее с преподобным Дометианом. В последование епископу входили тропарь, кондак, светилен и самогласны. Песнопения входили в чинопоследование попразднества Богоявления. Ныне святителя Григория прославляют в день памяти тремя основными молитвами.

Тропарь

  • Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не отстави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.

Кондак

  • Оком душевным бодрствуя, святителю, бодр пастырь явился еси миру, и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим вся отгнал еси злославныя, яко волки, невредно соблюд стадо, Григорие всемудре.

Ин кондак

Церкве Божественный иерарх и премудрости честный тайноглагольник, Ниссийский бодрый ум, Григорий, со Ангелы ликовствуя и наслаждался Божественным светом, молится непрестанно о всех нас.

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

Свт. Григорий Нисский

Григорий (ок. 332 – ок. 395), епископ Нисский, святитель. Младший брат святителя Василия Великого

Родился вероятно, как и его старший брат святитель Василий Великий, в поселении Аннеса или Аниса [1]. Рождение около 332 года и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Учился в Кесарии. Первыми наставниками Григория были его брат Василий и сестра Макрина. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. Изучал философию и писания Оригена. Под влиянием семьи позже он вернулся к церковному служению. И хотя вступил в брак, жизнь вел девственную и аскетичную.

Не имея жизненного опыта и сильного характера, он неудачно принял участие в смуте по поводу избрания Василия на Кесарийскую кафедру. Брат был недоволен, но с любовью принял раскаяние. В дальнейшем Василий считал его непригодным для ответственных поручений, и возражал, чтобы Григорий был во главе посольства в Рим. Однако в 371 или 372 году посвятил его в епископы города Ниссы в Каппадокии.

Святой Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой.

В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев.

В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился Святым местам. В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа. На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский символ. В императорском эдикте от 381 года Григорий был включен в список епископов, общение с которыми обязательно для признания православным.

Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова. В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.

Святитель Григорий Нисский был пламенный защитник Православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием.

Дожив до глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался, вскоре после Константинопольского Собора. Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени. Его сестра, святая Макрина, писала ему: “Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь”. Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.

Творения

Святой Григорий оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.

На русском языке издано:

  • Творения святого Григория Нисского.
    • Ч. 1. М., 1861. Содерж.: О шестодневе.- Об устроении человека.- О жизни Моисея Законодателя.- О молитве.
    • Ч. 2. М., 1861. Содерж.: О надписании псалмов.- На псалом шестой.- Точное истолкование Екклесиаста Соломона. – О блаженствах.
    • Ч. 3. М., 1862. Содерж.: Точное изъяснение Песни песней Соломона.
    • Ч. 4. М., 1862. Содерж.: Большое огласительное слово, разделенное на сорок глав.- К Авлавию, о том, что не три Бога. – К Симплиикию о вере. – Против учения о судьбе. – К еллинам на основании общих понятий. – О чревовещательнице. – О душе и воскресении. – О младенцах, преждевременно похищенных смертью. – На свое рукоположение. – Слово о Божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму.
    • Ч. 5. М., 1863. Содерж.: Послание к брату Петру, епископу Севастийскому. – Ответное послание к святителю Григорию Нисскому.- Опровержение Евномия (Книги 1-4).
    • Ч. 6. М., 1664. Содерж.: Опровержение Евномия (книги 5-12).
    • Ч. 7. М., 1865. Содерж.: Слово против Ария и Савеллия. – Слово о Святом Духе против македониан. – Опровержение мнений Аполлинария (антирритик). – Против Аполлинария, к Феофилу, епископу Александрийскому. – К Армонию, о том, что значит имя и название: христианин. – О совершенстве, и о том, каким должно быть христианину. – К Олимпию монаху. – О цели жизни по Богу, об истинном подвижничестве; ответ подвижникам. – О девстве. – О нищелюбии и благотворительности. – Против отлагающих Крещение. – На слова Писания: “А блудяй во свое тело согрешает” (1 Кор. 6, 18). – Против ростовщиков. – Против тяготящихся церковными наказаниями. – Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную.
    • Ч. 8. М., 1871. Слова на праздники и памяти святых. – Каноническое послание к святому Литоию, епископу Мелитинскому. – Письма.

Григорий Нисский — епископ-хранитель православия

23 января – день памяти Григория Нисского – святого, отца и учителя Церкви (между 335 и 340 – после 394), епископа города Ниссы, одного из самых великих христианских богословов.

Чем удивительная была семья святого Григория? Почему его называют хранителем Православия? И на какие важнейшие богословские вопросы он давал ответы, а какие из его суждений вызывали серьезные споры.

Великие земляки

Григорий Нисский вместе со своим старшим братом Василием Великим и близким другом Григорием Богословом (или Григорием Назианзином) принадлежал к плеяде знаменитых Великих Каппадокийцев (Каппадокия – область Малой Азии, входившая в Восточную Римскую империю, ныне принадлежит Турции).

Все они были, как мы бы сейчас сказали, «земляки». А.В. Карташев писал, что «их родина Каппадокия и соседние области центра Малой Азии были местом жительства землевладельческих фамилий, полагавших честь своего звания и своих родов в том, чтобы дать своим детям возможно более высокое образование». Эти Отцы Церкви во второй половине IV века после Рождества Христова, опираясь на опыт античной философии, в строго православном духе разработали догмат о Святой Троице и утвердили его на Втором Вселенском Соборе (381 год).

Тогда Римская империя буквально сотрясалась спорами с арианами и другими еретиками, и дискуссии о Боге, Лицах Троицы и Их взаимоотношениях, о соотношении двух природ в Христе были столь распространены и повсеместны, что буквально выплеснулись на улицы и площади городов. Православные всех классов общества и состояний, всех степеней образования пустились в рассуждения и споры о догматах. Об этом с иронией и не без удивления писал сам Григорий Нисский:

«Одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это — торговцы платьем, денежные менялы, продавцы съестных припасов. Ты спросишь их об оболах (копейках), а они философствуют о Рожденном и Нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб, отвечают: «Отец больше Сына». Справишься: готова ли баня? Говорят: «Сын произошел из несущих».

Что приснилось Григорию

Григорий Нисский родился в Кесарии Каппадокийской (ныне город Кайсери в Турции) в богатой аристократической семье с глубокими христианскими традициями. Из девяти его братьев и сестер четверо были прославлены Церковью в лике святых: святители Василий Великий и Петр Севастийский, преподобная Макрина Младшая и блаженная Феозва. Их бабушка Макрина подвергалась гонениям при императоре Диоклетиане, их мать Эмилия, также прославленная в лике святых, была дочерью мученика. Дядя Григория был епископом.

Получив сначала образование в языческой школе в Кесарии, Григорий потом занимался со своим старшим братом Василием, который учился в Афинах. Хотя Григорий принадлежал к столь уникальной христианской семье, он в юности очень увлекался античной риторикой и философией, и пережил своего рода искушение внешней ученостью, даже решил сначала стать светским оратором и учителем риторики.

Но судьбоносную роль в его жизни сыграл один сон. Когда однажды в имении его матери совершалось празднование в честь перенесения мощей сорока мучеников, приехавший на празднество Григорий, «присутствуя, скорее отсутствовал», и вообще был очень недоволен тем, что его оторвали от его ученых занятий. Но когда он лег спать, то во сне увидел, что хочет войти в сад, но некие светоносные воины не пропускают его, и только благодаря заступничеству одного из них ему наконец-то удается войти.

Это сновидение так сильно повлияло на Григория, что он оставляет мирские науки, обращается к чтению священных книг и становится чтецом («анагностом») на богослужебных собраниях. После смерти своей благочестивой жены Феосевии в 365 году Григорий, который было оставил обязанности чтеца и вновь увлекся чтением языческой литературы, вновь обращается к изучению Священного Писания. Вскоре он оставляет мир и селится в монастыре, основанном своим старшим братом Василием Великим.

Епископ-хранитель

В это время сам Василий Великий ведет ожесточенную борьбу с арианской ересью. Когда он становится архиепископом Кесарийским, то в 372 году обращается к брату с просьбой стать епископом города Ниссы, поскольку ему были нужны верные помощники. После долгих убеждений Григорий соглашается.

Его епископство сопровождается многочисленными нападками ариан. В 375 году святителя несправедливо обвиняют в растрате церковных денег, лишают епископской кафедры и арестовывают. Однако Григорий бежит из-под стражи и скрывается в безопасном месте. Через три года, после гибели в Адрианопольской битве в 378 году императора Валента, покровительствовавшего арианам, Григорий возвращается в Ниссы на епископскую кафедру.

Григорий Нисский активно выступал против ересей ариан, евномиан и аполлинаристов, принимал участие в соборе 379 в Антиохии против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Новый император Феодосий родом из Испании был твердым никейцем. Он созывает в Константинополе в 381 году Второй Вселенский Собор, который подтверждает Никейский символ веры, и в котором Григорий Нисский принимает активное участие. После и по итогам Второго Вселенского Собора императорским эдиктом 381 года имя Григория было включено в список епископов-хранителей православия. Все другие епископы, желавшие сохранить за собой свои кафедры, должны были, согласно этому эдикту, находиться в общении с этими епископами-хранителями.

Что есть Троица?

Богословие Григория Нисского пользовалось авторитетом как в Византии, так и на средневековом Западе. Его произведения переводились на латинский, армянский, грузинский, сирийский языки. Его богословие оказало заметное влияние на исихастские споры в Византии в XIV в.

В богословии Григория Нисского хорошо заметно его глубокое знание классической греческой философии: особенно Платона и Плотина, а также натурфилософии и физики Аристотеля. Кроме того он придерживается аллегорического метода толкования библейских книг Оригена. Последний богослов также ощутимо повлиял на Григория.

В содружестве и богословском соработничестве Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский окончательно устанавливают формулу ο взаимоотношении Единой Божественной Сущности и Трех Ипостасей или Лиц, которой мы пользуемся и теперь: Бог – Единая Сущность в трех Ипостасях — нераздельная Троица.

Можно ли увидеть Бога?

Григорий Нисский, как и Василий Великий, доказывает, что сущность Бога нельзя выразить в понятии и слове. «Существует одно только имя, определяющее Божественную природу: изумление, которое нас охватывает, когда мы мыслим о Боге». Однако познаваемы божественные энергии, запечатленные в мире и мировом строе. Так по произведению художника судят о его таланте, способностях, искусности и задатках. Так и по энергиям, наполняющим мир и творение, можно судить о силах Творца. На основании энергий-проявлений Бога в мире мы познаем Его как самосущее Бытие, верховное Благо и первообраз Красоты.

В то же время такие имена не указывают на сущность Бога, но лишь «последствуют», они – «вслед за» Богом. Познание Бога предполагает еще и Откровение со стороны Самого́ Бога. И все божественные имена, которые содержатся в Священном Писании и истинном богословии, показывают Бога таким, каким Он открывает Себя существам тварным.

«Таким образом одновременно истинно и то, что чистое сердце видит Бога, и что никто Бога никогда не видел. Действительно, то, что невидимо по природе, становится видимым по Его действиям, которые явлены нам в известном Его окружении».

Как познать Бога?

Богопознание по Григорию Нисскому – не формальное и рациональное знание о Боге, а жизнь в Боге. В слове, посвященном вопросу ви́дения Бога (4-я заповедь блаженств гласит: «блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят»), Григорий Нисский говорит, что недостаточно знать причину своего здоровья. Нужно жить в самом здоровье и быть здоровым, чтобы действительно быть счастливым. Так же и блаженство состоит в том, чтобы иметь Бога в себе самом: «Мне представляется, что не видение Бога лицом к Лицу предлагается здесь тому, чье душевное око очищено; но предложенное нам в этой дивной формуле то, быть может, что Слово выразило в более ясных терминах, обращаясь к другим, когда говорит:

«Царство Божие внутри вас», для того, чтобы мы поняли, что, предочистив свои сердца от всего тварного и всякой плотской склонности, мы видим в собственной своей красоте образ божественной природы. Итак, соответствующий тебе способ созерцания в тебе самом. Это подобно тому, как глядящие на солнце в зеркале, если и не устремляют своих взоров на само небо, видят солнце в блеске зеркала не меньше тех, кто смотрит на солнечный диск; так же и вы, ослепленные светом Божиим, если возвратите в себе благодать заложенного в вас с самого начала образа, то возымеете то, что ищете. Божество действительно есть чистота, бесстрастие, удаление от всякого зла. Если вещи эти в тебе, то в тебе Бог. Когда твой ум непричастен никакому злу, свободен от страстей, удален от всякой нечистоты, ты блажен от остроты своего зрения, ибо, как очищенному, тебе известно то, что невидимо нечистым, и так как удален плотский туман с душевных твоих очей, ты необозримо созерцаешь в чистом воздухе сердца это блаженное зрелище».

Спорные моменты

В то же время крайне спорными считаются взгляды Григория Нисского на эсхатологический процесс, утверждение конечности адских мук и «всеобщего восстановления» (апокатастасис). По Григорию, после воскресения и Страшного Суда, когда исчезнет зло и порок, Божественным огнем спасутся все грешники и даже сам сатана. Эти его взгляды всегда в Церкви вызывали возражения. Например, преподобный Варсонофий Великий так сказал об этих богословских воззрениях Григория Нисского: «Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии… Если же святой муж и говорит о вышеупомянутых мнениях, то не найдешь, чтобы он подтверждал слова свои, как бы имел утверждение свыше, но они проистекали из учения прежних его учителей, и он, доверяя знанию и премудрости их, не вопрошал Бога, истинно ли сие».

Философия святителя Григория Нисского

Григорий Нисский, епископ (ск. 395), младший брат свт. Василия Великого. В 372 рукоположен во епископы г. Ниссы. Здесь святитель вел упорную борьбу с последователями ереси Ария, утверждавшего, что Спаситель не был сыном Божиим. За это святой немало претерпел: его дважды отправляли в ссылку, но и здесь св. Григорий бесстрашно проповедовал веру во Христа. Когда господство еретиков закончилось, святитель был возвращен на свою кафедру и продолжал борьбу теперь уже с другими еретиками: антикомарианами, не чтущими непорочного девства Божией Матери, и с колоридианами, провозгласившими Богородицу Божеством. При активном участии свт. Григория были сформулированы основы православного вероучения.

Память свт. Григорию отмечается 10/23 января.

Святой

Григорий Нисский — святой, церковный писатель, богослов и философ, один из виднейших представителей патристики. Родился около 335 г. в Кесарии, умер около 394 г. в г. Ниса. Брат Василия Великого, друг Григория Назианзина, входил с ними в каппадокийский кружок церковных деятелей и мыслителей. В молодости изучал философию и риторику, затем ушел в монастырь; с 371 г. епископ г. Ниса в Малой Азии. Участвовал во Втором Вселенском соборе в 381 г. Философское мировоззрение Григория Нисского сложилось под определяющим влиянием Платона и христианского платонизма в лице Оригена. Это влияние и тяга к философскому, спекулятивному мышлению нередко приводило Григория Нисского к неортодоксальной позиции (так, вслед за Оригеном и в противоречии с церковной доктриной, он учил о временности адских мук и конечном спасении всех согрешивших душ, включая Сатану). Выдвинул тезис о необходимости размежевания сфер философии и богсловия; как и Ориген, Григорий Нисский широко пользовался вольным иносказательным толкованием Библии. Наибольшей оригинальностью отличается антропология Григория Нисского: он исходит не из идеи индивида, а из идеи человечества как органического целого, некоей коллективной личности, сущность которой усматривается в интеллекте. Труды Григория Нисского оказали сильное влияние на Максима Исповедника.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 264.

Основоположник христианского учения о природе

Григорий Нисский (Grngorios o Nussns) (ок. 331. – ок. 394) – епископ Ниссы (Каппадокия в Малой Азии) с 371 года, один из так называемых «отцов церкви». Получил широкое философское образование, изучал сочинения Платона и неоплатоников. Используя античную философскую мысль и подчиняя ее христианским догматам, стремился создать стройное христианское мировоззрение; несколько рационализировал богословие. В 381 году на Константинопольском соборе защищал никейский «символ веры». Автор многочисленных сочинений против ересей. Григорий Нисский – основоположник христианского учения о природе (“Толкование на шестоднев”, “О свойстве человека”); интересны его положения по антропологии, иногда выходящие за рамки традиционных христианских представлений.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА – ДВИН. 1963.

Сочинения: Творения св. Григория Нисского, ч. 1-8, М., 1861-71; Migne J. P., PG, v. 44-46, P., 1858.

Литература: Blumenberg H., Kritik und Rezeption antiker Philosophie in der Patristik, Studium Generale, В., 1959, Н. 8; Altaner B., Patrologie, Leben, Schriften und Lehre der Kirchenväter, Freiburg, 1958; Ladner G. В., The philosophical antropology of Saint Gregory of Nyssa, Dumbarton Oaks Papers, v. 12, Camb., 1958.

Церковный писатель

Григорий Нисский (Γρηγόριος ό Νΰσσης) (ок. 335, Кесария,— ок. 394, Ниса), церковный писатель, один из виднейших представителей греческой патристики. Брат Василия Великого, друг Григория Богослова; входил с ними в каппадокийский кружок церковных деятелей и мыслителей. В молодости изучал философию и риторику, затем ушёл в монастырь, с 371 года епископ города Ниса (Малая Азия). Участвовал во 2-м Вселенском соборе (381). Философское мировоззрение Григория Нисского сложилось под определяющим влиянием Платона и христианского платонизма (Ориген). Это влияние и тяготение к филос. спекуляции нередко подводило Григория Нисского к неортодоксальной позиции (так, он вслед за Оригеном и в противоречии с церковной доктриной учил о временности адских мук и конечном просветлении всех согрешивших душ, включая сатану). Выдвинул тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия; как и Ориген, Григорий Нисский широко пользовался вольным иносказательным толкованием Библии. Наибольшей оригинальностью отличается антропология Григория Нисского; она исходит не из идеи индивида, а из идеи человечества как органического целого, некоей коллективной личности, сущность которой усматривается в интеллекте (см. Плерома).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Opera, v. 1—2, В., 1921; то ж e, v. 1—8, Leiden, 1958—64.

Литература: Несмелов В. И., Догматич. система Григория Нисского, Казань, 1887; Daniel он I., Platonisme et theologie mystique, P., 1954; V ö l k e r W., Gregor von Nyssa als Mystiker, Wiesbaden, 1955.

Авторитетный толкователь Священного писания

Григорий Нисский (335 – ок. 394) — христианский богослов, писатель, мыслитель, которого церковь признает авторитетным толкователем Священного писания и Предания. Автор догматических, аскетических и экзегетических (посвященных толкованию Библии) сочинений, среди них — «О блаженстве», «Об устроении человека». Основная тема сочинений Г. Н. — учение о человеке и христианская космология.

В учении о сотворении мира Г. Н. обосновывает его как акт Божественной воли, содержащий и раскрывающий Истину, познание которой необходимо человеку для собственного спасения в условиях земной жизни. Библейская идея сотворенности мира не означает «ставшети», завершенности последнего. Мир как творение Бога есть завершенная незавершенность, оставляющая место для деятельности человека. В процессе «соработничества» человека с природой развивается ее динамический потенциал. Однако о контурах эволюционной концепции в учении Г. Н. говорить нельзя, поскольку у него переплетаются два плана — план сотворения, творчества и план падения сотворенного.

В учении о человеке Г. Н., как и другие Отцы церкви, исходит из идеи первоначальной согласованности, соустроенности действий человека и Бога, однако он идет дальше. Стремясь выявить связи, пути коммуникации человека с Богом, Г. Н. предлагает оригинальную интерпретацию специфики человеческого, исходя из понятия Первообраза. Бог, по «образу и подобию» которого сотворен человек, — непознаваемое совершенство. Если бы образ человека во всём был бы подобен своему Первообразу, то, слившись с ним, он также был бы непознаваем, поэтому речь может идти не о тождестве образа и Первообраза, но о сопричастности человека Богу. По убеждению Г. Н„ и при сотворении мира (когда всё тварное было связано с Богом через человека) и после грехопадения человек не утрачивает связь с Богом. Связь эта выражается в дарованной человеку свободе и способности самоопределения собственной природы. Человек «обречен» быть свободным, «не подчиняясь никакой внешней необходимости, но сам по собственному усмотрению действует, как кажется ему лучше и произвольно избирая, что ему угодно». В этом человек является «образом и подобием силы, царствующей над всем существующим».

Однако человек в силу своей «падшести» забыл об этом, хотя свобода творческого самоопределения всегда является актуальной возможностью. Именно поэтому сообразность, соустроенность человека Богу относится не к отдельному индивиду, но к целостности лучших качеств человеческого рода, проявляющихся в личности. Первый человек, Адам, был такой «всечеловеческой» личностью. Его грехопадение дало эффект разбитого зеркала: человек стал носителем «осколочной» Божественной благодати, то есть «частичной личностью».

Возвращение человека к исходной целостности возможно в благодатной среде церковной жизни, где восстанавливается раздробленная полнота человеческой личности, все становятся членами единого Тела Христова и осуществляется Царство Божие. Второй путь восстановления утраченной целостности — это путь подвига очищения, путь аскезы, полного отказа от «самоволия», порабощающего человека и ведущего к утрате дарованной свободы. В своем стремлении восстановить связь с Богом человек «выходит из себя», из ограниченной человеческой природы, чтобы стать истинно собой — личностью. Этот путь не имеет конечного пункта как окончательного завершения процесса самотворчества. Путь подвига открывает перед человеком перспективы теозиса (обожения), на высоте которого, по словам Г. Н., всегда находится «ступень, которая выше достигнутой». Личность для Г. Н. — вечно длящийся акт преодоления и движение становления богочеловеческого.

Два пути восстановления личности сообразно образу Божию у Г. Н. не противоречат друг другу, а находятся в отношениях взаимодополнительности. Абсолютизация одной из сторон, граней формирования личности в истории христианской мысли имела далеко идущие философские, социальные, политико-идеологические последствия. В споре «реалистов» и «номиналистов» (X-XIV вв.) по сути дела столкнулись две интерпретации сущности личности, сообразности ее с Богом, путей формирования, взаимоотношений с миром. Реализм обосновывал объективное бытие идеи целого, воплощенной в церкви. В русской религиозной философии данная идея нашла выражение в концепции соборности. Всеединства А. Хомякова, В. Соловьева, в определенной степени — Н. Бердяева. Номинализм, отрицая реальность осуществляющегося в церкви Царства Божия, то есть первичность целого по отношению к человеку, разрушал гармонию жизни личности в церкви, утверждал идею индивидуальной активности человека в формировании себя. Эта идея привела в дальнейшем к закреплению в европейской культуре антиномии индивидуальной жизни и культурного целого.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 84-85.

Христианский богослов

Григорий Нисский (Γρηγόριος Νύσσης) (между 335 и 340, район Неокесарии — после 394) — христианский богослов, младший брат Василия Великого. Вырос в христианской семье и к 20 годам стал чтецом, но затем неожиданно оставил свой пост, увлекшись языческой философией и риторикой. Ок. 371 ставший епископом Кесарии Василий Великий рукополагает Григория епископом Ниссы. В 376—378 из-за конфликта с проарианскими гражданскими властями был вынужден временно оставить епископскую кафедру, на которую он вернулся в 379 после смерти императора Валента. После кончины Василия Великого в 379 продолжал организаторскую деятельность своего брата и традиции его богословия. Активно полемизовал против ариан, евномиан и аполлинаристов, принимал участие в соборе 379 в Антиохии, в 381 присутствовал на Константинопольском (2-м Вселенском) соборе, участвовал в соборах 382, 383, 394. К раннему периоду его творчества принадлежит трактат «О девстве», к зрелому — главные сочинения Григория Нисского: «Против Евно- мия», «Против Аполлинария», «Большой катехизис», «О Святом Духе», «О вере», «К эллинам на основании общих понятий», «Диалог о душе и воскресении», «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью», «О роке», «Об устроении человека», гомилии «О надписании псалмов», «Точное истолкование Екклесиаста» и на «Песнь песней», «Жизнь Моисея», «О житии Макрины», «Жизнь Григория Чудотворца», малые аскетические сочинения, письма (сохранилось 30), проповеди, надгробные слова и др. произведения.

В богословии Григория Нисского заметно сказывается его глубокое знакомство с классической греческой философией, в первую очередь с Платоном и Плотином, с натурфилософией и физикой (гл. о. Аристотеля), медицинскими и физиологическими теориями Галена; также для него характерно увлечение богословием и аллегорическим методом толкования библейских книг Оригена и критическое отношение к своим источникам.

Развивая в полемике с арианами тринитарное богословие Афанасия Александрийского и Василия Великого, Григорий Нисский устанавливает последовательное различие между сущностью и ипостасью. При этом важное место занимает раскрытие (в полемике с Евномием) понятия единосущия, характеризующего полноту, постоянство и совершенство божественного бытия.

Вслед за «Шестодневом» Василия Великого Григорий развивает идею иерархичности сотворенного мира и, переходя к антропологии, говорит, что мир создан ради человека, назначение которого — связывать чувственное и материальное с духовным. Как образ и подобие Бога человек наделен разумом, словом, бессмертной и нематериальной душой (теорию предсуществования душ Оригена Григорий

отвергает), свободой воли и совершенным телом. Тело человека не только способствует его разумной жизни (чему служат, напр., прямохождение, руки, органы речи), но и является условием воскресения во плоти, после которого оно преображается. Эсхатологический процесс понимается Григорием как постепенное изживание зла: он говорит о «всеобщем восстановлении» (апокатастасисе). После воскресения и Страшного Суда, когда исчезнет зло и порок, благими станут грешники и сам сатана. В этике Григорий отстаивает учение о произвольности добродетелей: только добровольное следование человека добру может привести к спасению; навязанное не может быть добродетелью.

Наибольшее внимание в сочинениях Григория Нисского уделено проблеме богопознания. Сотворенный по образу и подобию Божьему, человек способен созерцать подобное. Созерцание (Oeopia) божественной красоты (для описания ее Григорий часто прибегает к неоплатонической метафорике света) является пределом человеческих устремлений. Но как существо тварное и связанное материальным существованием, человек нередко вытесняет стремление к богопознанию стремлением к благам этого мира. Кроме того, разум человека ограничен, познает главным образом существование» вещей ( …), притом только тех из них, которые в иерархии творения стоят ниже человека, «сущность» же их (…) недоступна познанию человека, ее ведает только Бог. «Сущность» Бога для человека неизреченна, неописуема, непознаваема и неопределима. Бог познается не по его сущности, но по его действиям (svepyeta) в творении, обозначаемым как «божественные имена»: Вечно Сущее, Благо, Премудрость, Истина и т. п.; они имеют не логический, а символический характер, потому что описывают умную природу, превышающую человеческий разум. «Сущность» Бога нельзя помыслить и выразить словами. Способность человека к богопознанию осуществляется прежде всего в области чистой интуиции и мистического экстаза, непосредственное богопознание может быть даровано в акте любви к Богу, являющейся ответом человека на даруемую Богом благодать и кульминацией добродетельной христианской жизни. Григорий Нисский уподобляет душу зеркалу, в котором, если оно чисто, отражается образ Божий, или глазу, который, если он не замутнен, способен узреть божественную красоту. И подобно тому как глаз способен увидеть самого себя только в зеркале, так и человек способен познать свою душу только отраженной в Боге. От вещей внешнего мира человек обращается к своей душе, где ему открывается, что Бог превыше всякого познания, представления и определения. Восхождение от телесного к бестелесному Григорий Нисский в аллегорической форме описывает в гомилиях на «Екклесиаст» И в «Жизни Моисея», а таинство любви души к Богу — в гомилиях на «Песнь песней». Оригинальными являются представления Григория Нисского о времени. Время не мера движения тел в пространстве (как учили Аристотель и стоики), не образ вечности в мире множественности (какполагал Плотин), не промежуток между событиями (по Мефодию Олимпийскому), но особое измерение сотворенных вещей, отличающее их от несотворенного Бога.

Богословие Григория Нисского пользовалось авторитетом как в Византии, так и на средневековом Западе. Его произведения переводились в Средние века на латинский, армянский, грузинский, сирийский языки. Гносеология, антропология, эсхатология и мистика Григория Нисского оказали заметное влияние на исихастские споры в Византии в 14 в.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А – Д, с. 557-558.

Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам – | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Ссылка на основную публикацию