Феоктиста Воронежская

Феоктиста Воронежская

«Эта раба Божия в меру Антония Великого»

ПАМЯТИ БЛАЖЕННОЙ
Похоронена блаженная матушка на левобережном кладбище, в р-не “Баки”, на третьем участке, в шестом ряду.

“ОНА УШЛА К СЕБЕ ДОМОЙ”
Воспоминания о блаженной Феоктисте ее современницы Агнии Лихоносовой.

“Я ПОМЯНУЛ ЕЕ ДРУЗЕЙ”
Из писем протоиерея Николая Овчинникова, который совершил перезахоронение останков блаженной в 1961 г.

“ЖИЗНЬ НАДО ДЕРЖАТЬ”
Два человека, несшие подвиг юродства, поддерживали в Воронеже дух благочестия.

Блаженная Христа ради юродивая Феоктиста Михайловна Шульгина в 20-30-е годы ХХ столетия совершала свой подвиг в Воронеже.

В этот богоборческий период русской истории, когда все церкви в городе постепенно были захвачены обновленцами, три подвижника благочестия – протоиерей Митрофан Бучнев и Христа ради юродивые Максим Павлович и Феоктиста Михайловна укрепляли веру православную в выбитых из привычной жизненной колеи людях. Максим Павлович и матушка Феоктиста беспрерывно обходили город, поддерживая в нем дух благочестия.

Феоктисту Михайловну в городе знали все, но если верующие почитали ее, искали у нее наставления, утешения и помощи, то для прочих она была просто дурочка.

До 1931 года, то есть до закрытия Алексиево-Акатова монастыря блаженная жила в одной из келий обители. Потом ютилась у разных людей. Был у нее свой круг, который она постоянно навещала. Ночи матушка Феоктиста не спала, проводила их в молитве и бодрствовании.

О людях, несущих подвиг Христа ради юродства, обычно мало, что известно из доподвижнической жизни. О Феоктисте Михайловне знали, что она родом из Новочеркасска. По некоторым ее высказываниям и оборотам речи наблюдательные люди заключали, что она получила хорошее образование, хотя и говорила, что не грамотна. Позже стало известно, что матушка Феоктиста родилась в дворянской семье, отец ее был офицером.

Одним из подвигов блаженной было «ходить по дорогам». Странствовать она отправилась, как только получила паспорт, к этому времени умер ее отец. Смолоду матушка Феоктиста посетила многие святые места – от Соловецких островов до Киева. Побывала и в Почаеве, хотя монастырь этот находился за границей. Первые семь лет своих странствий Христа ради юродивая ходила босиком. Когда же стала носить обувь, подвиг ее от этого не уменьшился, так как носила она большие ботинки, надетые не на ту ногу и непременно с разрезанными задниками. Они постоянно спадали, растирая ноги. Зимой блаженная ходила в пальто нараспашку, несмотря на кашель и другие болезни. Феоктиста Михайловна постоянно посещала Новочеркасск, села Воронежской области и непременно – Задонск. До Новочеркасска матушка в эти годы добиралась поездом, но в Задонск по-прежнему ходила пешком, еле передвигая ноги, выбирая подчас самую неистовую погоду. В пути она непрестанно молилась. И по городу и в дальних путешествиях ее обычно сопровождала какая-нибудь девушка.

В описываемый период матушка Феоктиста была уже очень стара. Все, знавшие ее, отмечают, что она была маленькой, хотя, по словам подвижницы, в молодости она была среднего роста. Воронежские старушки вспоминали, что в прежние времена, когда они были помоложе, Феоктиста Михайловна была уже старой. Она любила закупать в лавках целые охапки разных булок и на извозчике развозила их по тюрьмам и больницам, а то и раздавала у церквей. Булочники и извозчики зазывали юродивую, по опыту зная, что чьими услугами она воспользуется, у того в этот день будет хорошая выручка. Кормить людей было частью подвига блаженной. И после революции, в 20-30-е годы, посещая опекаемые ею семейства, она часто приходила с булками и пряниками, а когда эти семьи постигала нужда, под видом юродства помогала им продуктами и деньгами.

В Воронеже тогда был известен духовным авторитетом и праведной жизнью протоиерей Митрофан Бучнев. Оставшись без прихода, он продолжал регулярно служить молебны, во время которых многим изливалось исцеление. По благословению Оптинских старцев, отец Митрофан окормлял общину девушек, собравшихся вокруг него, за неимением монастырей. К концу 20-х годов девушки были распределены по хуторам и благочестивым городским семействам, но связь сохранялась. Отправляясь в ссылку, из которой он уже не вернулся, отец Митрофан оставил свою общину под покров матушки Феоктисты. На вопрос, почему он почитает юродивую, батюшка ответил, что «эта раба Божия в меру Антония Великого».

Высоко ценил блаженную Феоктисту Михайловну за духовный подвиг и просил ее молитв и Воронежский архиепископ Петр (Зверев).

Святостью жизни матушка Феоктиста стяжала у Господа дар прозорливости и дар исцеления, которыми не раз помогала своим подопечным. Случалось она обличала кого-нибудь из прохожих на улице. Многие ненавидели ее за то, что она пробуждала в них совесть. Над ней насмехались и даже были ее, но блаженная смиренно сносила поругания.

Врачи определили у Феоктисты Михайловны чахотку и недоумевали, как можно жить со сгнившими легкими. В 1939 году блаженной стало совсем плохо. Она отлеживалась по два-три дня в тех домах, которые обычно посещала. Время кончины было открыто ей. Однажды на ночь глядя, несмотря на большую слабость, она покинула дом Агнии Яковлевны Лихоносовой, у которой лежала из-за болезни. На протесты хозяйки ответила: «Мне у тебя умирать нельзя, тебя за меня тягать будут».

Матушка оставалась до смерти в одном из домов на Чижовке. В вечер перед кончиной блаженная спросила хозяйку: «Где вы меня положите сегодня спать?» Ей указали обычную кровать. «Нет, не здесь вы меня сегодня положите». Ее слова исполнились.

Скончалась блаженная Феоктиста 6 марта 1940 года, в среду, в 10 часов вечера. Все, кому была дорога матушка, были в ту же ночь оповещены. Похоронили ее в субботу, 9 марта, на придаченском кладбище.

В 1961 году останки блаженной были перенесены на новое кладбище «на баках». Перезахоронение осуществлял протоиерей Николай Овчинников (в схиме Нектарий), которому, когда он еще был врачом, матушка предсказала священство.

Память матушки Феоктисты 21 февраля по церковному календарю.

Святая блаженная мати Феоктиста, моли Бога о нас.

святитель Феофан Затворник

Проповеди и слова

Священное Писание Ветхого Завета

Священное Писание Нового Завета

Труды на иностранных языках

Биография

Детские, юношеские и молодые годы

В миру Говоров Георгий Васильевич, родился в семье православного священника, в селе Чернавка Орловской губернии, 10 января 1815 года.

Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, служил во Владимирской церкви, располагавшейся в том же селе. Мать, Татьяна Ивановна, глубоко верующая женщина, происходила из священнической семьи. Первоначальное образование Георгий получил от родителей. Они же привили ему любовь к Богу. Отец часто брал сына в храм, и тот с радостью участвовал в богослужении, прислуживал в алтаре.

В 1823 году Георгия определили в Ливенское духовное училище. Через шесть лет он с успехом окончил его, а затем поступил в Орловскую духовною семинарию. Шел 1829 год. В семинарии Георгий был на хорошем счету. Рассказывают, что знания настолько привлекали его, что несмотря на успехи в учёбе, он сам выразил желание повторно пройти обучение в философском классе. По окончании семинарии Георгий, с благословения епископа Орловского Никодима, продолжил повышать свой образовательный уровень в Киевской духовной академии. Как лучший воспитанник семинарии, он был отправлен туда за казённый счёт.

В академии, как и в прежних образовательных учреждениях, он учился с большим прилежанием. Здесь в нём раскрылась способность к писательскому творчеству.

Он любил уединяться в тиши святынь Киево-Печерской обители и предаваться благоговейной молитве. Радостные впечатления от тех посещений сохранились в его памяти до конца земных дней. В этот период в нём созрело желание соединить свою жизнь с монашеским подвигом.

Приобщение к монашеству

В октябре 1840 года Георгий подал прошение руководству о пострижении в монашество. В феврале 1841 ректор академии, преосвященный Иеремия, совершил постриг. Тогда же Георгий получил новое имя, Феофан, в честь святого Феофана Исповедника.

В апреле 1841 года инок Феофан был посвящен в иеродиакона, а в июле — в иеромонаха. В 1841 году он закончил духовную академию, защитив диссертацию и получив степень магистра.

В том же году, в августе, отец Феофан получил назначение на должность ректора Киево-Софийского духовного училища и приступил к исполнению обязанностей. Помимо работы ректором он преподавал латинский язык. Кроме того в этот период он занимался углубленным изучением творчества святых отцов Церкви.

В 1842 году он получил новое назначение — в Новгородскую духовную семинарию. Там он исполнял обязанность инспектора, преподавал психологию и логику. Главной мыслью его как преподавателя семинарии, и об этом он постоянно напоминал своим воспитанникам, являлась та, что на первое место в их жизни должно поставляться богоугождение, а не сухая научность.

В 1844 году отец Феофан, по благословению церковного начальства, занял должность преподавателя по кафедре Нравственного и пастырского богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. А в 1845 году он стал помощником инспектора академии.

Служение в Иерусалиме. Дальнейшая деятельность

В 1846 году иеромонах Феофан вошел в состав членов формируемой тогда Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В октябре 1847 года Миссия выдвинулась на территорию Палестины, а в феврале прибыла в Иерусалим.

За время пребывания в Палестине отец Феофан отточил знание греческого и французского языка, основательно изучил вероисповедания ряда инославных конфессий: католичества, лютерантсва, армяно-григорианства и прочих. Здесь он имел широкие возможности знакомиться со святоотеческими произведениями, в том числе с ценными рукописями, читая их на языке оригинала.

Деятельность Русской Миссии в Иерусалиме была весьма плодотворной. Однако с началом Крымской войны, в 1853 году, её отозвали и её участники были вынуждены возвратиться на Родину.

По возвращении в Россию, в апреле 1855 года отца Феофана возвели в сан архимандрита. После этого он приступил к деятельности в Санкт-Петербургской духовной академии, на кафедре канонического права.

А через несколько месяцев, в соответствии с новым назначением, архимандрит Феофан занял пост ректора Олонецкой духовной семинарии. Исполняя обязанности ректора, он, помимо участия в образовательном процессе, занимался обустройством семинарии, в том числе организацией строительных работ.

В 1856 году архимандрит Феофан был отправлен церковным руководством в Константинополь на место настоятеля Русской посольской церкви.

В июне 1857 года он, приобретший к тому времени известность и уважение своей образованностью и аскетическим устроением духа, был вызван в Санкт-Петербург и получил предложение занять место ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Предложение было принято, но Промыслом Божьим он занимал эту должность недолго. В тот период отец Феофан участвовал в деятельности академического журнала «Христианское чтение».

Епископское служение святого Феофана Затворника

В июне 1859 года архимандрит Феофан был рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого. За время его управления Тамбовской епархией было открыто множество школ и училищ, в том числе женское епархиальное. Кроме того при нём стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости». Он исполнял обязанности епархиального архиерея ревностно и ответственно, однако всё больше и больше думал об уединенной молитве и богосозерцании.

В 1863 году церковное руководство переместило епископа Феофана на другую кафедру, во Владимир-на-Клязьме. Здесь, как и на месте предыдущего служения, он способствовал приумножению церковно-приходских школ и духовных училищ. С 1865 года, опять же, при его личной инициативе, стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости». Он часто участвовал в храмовом богослужении, посещал разные области вверенной ему территории, много проповедовал, но сердцем, всё же, стремился к отшельничеству.

В 1866 году епископ Феофан подал прошение Святейшему Синоду. Просьба святителя показалась членам Синода необычной, ведь и по уровню знаний и духовного опыта, и по состоянию здоровья, и по организаторским способностям он удовлетворял требованиям архиерейского служения. Святителя выслушали, после чего, согласившись с его доводами, освободили от руководства епархией.

Тогда его назначили настоятелем в приглянувшуюся ему Вышенскую пустынь. Однако и должность настоятеля не вполне соответствовала стремлению его просветленного сердца. Как следствие, некоторое время спустя он подал прошение об освобождении от обязанностей настоятеля. И эта просьба была удовлетворена.

Затворничество

В 1872 году святитель фактически начал вести жизнь затворника. Он затворился в отдельном помещении. Круг его посетителей ограничился чрезвычайно малым количеством людей. В своих кельях он устроил маленькую домовую церковь, сам служил в ней Божественную Литургию: первое время — по воскресным и праздничным дням, а в последние годы своей земной жизни — ежедневно.

Помимо молитвы, существенную часть своего распорядка он посвящал чтению, разбору переписки и составлению ответных посланий, богословским трудам. Вместе с тем, руководствуясь аскетическими наставлениями, много внимания он уделял физическому труду: занимался иконописью, резьбой по дереву, шитьем одежды для себя.

6 января 1894 года святитель тихо отошёл ко Господу. Отпевание архипастыря состоялось 11 января при огромном стечении народа. Тело епископа погребли в Вышенской пустыни, в Казанском соборе.

Творческое наследие

Святитель Феофан Затворник оставил после себя множество выдающихся работ. В качестве пособия по нравственному богословию хорошо известен его труд: Начертание христианского нравоучения. Вместе с тем, этот ряд включает немало других сочинений, таких, например, как Внутренняя жизнь. Избранные поучения, Как начинается в нас христианская жизнь?, Как надобно молиться.

В качестве толкований к Священному Писанию Нового Завета им были составлены такие произведения как Толкование на первое послание к Коринфянам, Толкование на второе послание к Коринфянам, Толкование на первое послание к Тимофею, Толкование на второе послание к Тимофею, Толкование на первое послание к Фессалоникийцам, Толкование на второе послание к Фессалоникийцам, Толкование на послание к Галатам, Толкование на послание к Евреям и др.

Из сочинений догматической направленности можно выделить: Два слова о святом Таинстве Крещения, Душа и ангел, Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии.

Среди писем обращают на себя внимание: Письма о духовной жизни, Письма о разных предметах веры и жизни, Письма о христианской жизни. Поучения. Собрание писем.

Кроме того, святитель Феофан собрал, перевел на русский язык и соединил в общий свод множество памятников святоотеческой литературы, получивших название “Добротолюбие”.

Тропарь святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, / писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси / и всем верным путь ко спасению указал еси, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Читайте также:  Святитель Алексий митрополит Московский и всея России чудотворец

Кондак святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 4

Богоявлению тезоименитый, / святителю Феофане, / ученьми Твоими многи люди просветил еси, / со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, // моли непрестанно о всех нас.

Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник много потрудился на благо Православной Церкви. Прирожденный педагог и ученый-богослов употребил свои силы и талант, особенно щедро дарованный ему от Бога, на Просвещение православного народа, воспитание в нем религиозно-нравственного сознания. Труды Феофана Затворника оказывают огромное влияние на духовное возрождение православного общества. Написанные им книги служат практическим руководством для желающих спасения. Своего рода “методички” Церкви.

Феофан Затворник был причислен к лику святых в 1988 году. Подвиг веры и благочестия святого, его усердие в служении, должны послужить нам примером.

  1. Детство и юность
  2. Учеба
  3. Киевская духовная академия
  4. Пастырь и педагог
  5. Миссионерская деятельность
  6. Служение в Тамбовской епархии
  7. Владимирская епархия
  8. Вышенский затворник

Детство и юность

Мирское имя святителя Феофана — Говоров Георгий Васильевич. Родился он 10 января 1815 года в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии.

Будущий святитель родился в семье глубоко религиозной. Родители, Говоров Василий Тимофеевич и Татьяна Ивановна, воспитывали детей собственным примером. Отец будущего епископа был священником, 30 лет служил благочинным. Мать была настоящей христианкой: кроткой, скромной, глубоко верующей.

Село Чернава

Родственники свидетельствовали, что Георгий наследовал любящее, нежное сердце и внешность матери, ее впечатлительность и отцовский ум.

У святителя Феофана были три сестры и три брата. Дети росли, окруженные добротой и любовью.

Начальное образование детям дали родители: мать учила, отец руководил учебой, проверял выученное. Георгий уже в то время поражал всех любознательностью, жаждой к знаниям, хорошей памятью, быстротой соображения.

Учеба

В 1823 году Георгий прошел конкурс в духовное училище г.Ливны. Во время обучения отрок жил в доме одного из учителей этого училища, Петина Ивана Васильевича, который следил за учебой и поведением мальчика.

В 1829 году Говоров Георгий стал студентом Орловской духовной семинарии. Способному юноше повезло с преподавателями — увлеченными и одаренными людьми. Большое влияние на него оказал профессор Остромысленский, преподаватель философии.

Юноша необыкновенно благоговел к святителю Тихону Задонскому, в то время еще не канонизированному.

В 1837 году преосвященный Никодим, епископ Орловский, лично распорядился выдать Георгию назначение в Киевскую духовную академию.

Киевская духовная академия

В 30-40-е годы 19 века Киевская духовная академия процветала. В стенах академии царила благоприятная нравственная среда и преподавали талантливые педагоги. Много внимания академии уделял Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский. Особенно святитель следил за духовным состоянием студентов.

Киевская духовная академия

Ректор, архимандрит Иннокентий (Борисов), читал лекции по богословским наукам. Ректор был одарённым проповедников, и своих студентов приучал к свободе изложения мыслей, умел увлечь предметом.

Больше всех Говоров полюбил инспектора академии, преподавателя догматического богословия архимандрита Димитрия (Муретова). Будущий святитель считал его наиболее умным, наиболее образованным и “лучшим по жизни” среди своих современников.

Огромное влияние оказал на своих студентов и профессор красноречия Яков Кузьмич Амфитеатров. Он учил юношей говорить просто, ясно и убежденно.

Именно в стенах академии будущий святитель приучился письменно выражать свои мысли и полюбил писательство. Его однокурсник, митрополит Макарий (Булгаков), вспоминал, что Георгий Говоров писал лучше всех, но стыдился громко читать свои сочинения.

До конца жизни святитель Филарет вспоминал с глубоким благоговением Киево-Печерскую Лавру, как осколок Неба на бренной земле: “Киевская Лавра — неземная обитель”.

В годы учебы в Киеве Георгий Говоров потерял родителей. Сперва умерла мать, затем отец. Это повлияло на выбор монашеского пути. Зимой 1841 года Георгий принял постриг с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника. Весной этого же года инока рукоположили в иеродиакона, а летом — в иеромонаха. В 1841 году иеромонах Феофан получил степень магистра и в числе лучших закончил академию.

Важнейший совет выпускник получил от старца Парфения: “одно нужнее всего: молиться и молиться непрестанно умом в сердце Богу”. Этому совету святитель следовал всю жизнь.

Пастырь и педагог

Первое назначение иеромонах Феофан получил в Киево-Софийское духовное назначение — ректором заведения. В первый же год служения открылся незаурядный педагогический талант ученого иеромонаха. Он ценил нравственно-религиозное воспитание наравне с учением, и полагал, что хорошее воспитание невозможно без воцерковления. Главное условие успеха педагога, по мнению свт.Феофана — любовь.

В конце 1842 года отца Феофана перевели в Новгородскую семинарию. Здесь он преподавал психологию и логику, много времени проводил с учащимися, организовал для них переплетную и столярную мастерские, поощрял занятия живописью, — все ради того, чтобы студенты не пребывали в праздности.

Личные и служебные достоинства иеромонаха Феофана не остались без внимания высшего начальства. В 1844 года он получил место бакалавра на кафедре богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. Отец Феофан очень тщательно готовил конспект лекций, использовал много литературы для подготовки: Священное Писание, сочинения отцов Церкви, жития святых, труды по психологии.

Избегая самомнения, будущий святитель показал результат своих трудов Игнатию Брянчанинову, который положительно о нем отозвался.

За время преподавательской деятельности отец Феофан два раза удостаивался благословения Святейшего Синода, а в 1846 году получил звание соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры.

Троицкий собор Александро-Невской Лавры

Отец Феофан добросовестно выполнял свои обязанности, трудился во всю силу. Однако его заветным желанием было уединение в молитве.

Миссионерская деятельность

В 1847 году иеромонаха Феофана включили в состав Русской духовной миссии и Иерусалиме. Работы Миссии продолжалась до 1953 года.

В 1856-1857 годах отец архимандрит трудился в Константинополе, был настоятелем Посольской церкви. Цель Миссии заключалась в привлечении к Православию людей слабой веры, отпавших от Церкви по причине нравственного упадка греческого духовенства.

Русская Миссия в Иерусалиме

Здесь он много занимался, хорошо изучил греческий язык, в меньшей степени — французский, идиш и арабский язык. Занимался иконописью, ознакомился с аскезой древне-восточных монастырей, аскетическими сочинениями древности, начал перевод греческого Добротолюбия. Эти труды были отмечены новой наградой — золотым крестом.

Из Иерусалима иеромонах Феофан возвращался в Россию через европейские страны, посещал известные библиотеки, храмы, учебные заведения. В России был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Олонецкой семинарии. Кроме непосредственно воспитания учащихся, архимандрит Феофан вынуждено занимался множеством дел — был цензором проповедей, проповедовал, организовывал строительство здания под семинарию, боролся с расколом.

После возвращения из Константинополя отец Феофан короткое время занимал должность ректора Санкт-Петербургской духовной академии.

Служение в Тамбовской епархии

Епископская хиротония над архимандритом Феофаном была совершена 1 июня 1855 года, и уже в начале июля преосвященный Феофан, епископ Тамбовский и Шацкий принял управление епархией. Его служение в этой местности, исполненное многих трудов и забот, длилось 4 года. Святитель проявил себя необычайной кротостью, деликатностью и внимательным отношением к потребностям паствы, чем заслужил ее горячую любовь.

Святитель заботился о вверенном ему священстве, побуждал его повышать уровень образованности.

Преосвященный навещал семинарии и духовные училища, следил за их благоустройством. Трудами Владыки было открыто училище для девушек из духовного сословия. Для простого народа были открыты церковно-приходские школы, а в больших селах и городах — частные и воскресные школы.

Много забот и внимания Владыка обращал на благоустройство монастырей, в том числе Дивеевский женский. В одну из поездок святитель посетил монастырь в Выше, который понравился ему строгостью устава и красивой местностью.

Тамбовская епархия

В частной жизни Владыка Феофан был очень прост. Он много молился, занимался наукой, писал. Редко имел свободное время, посвящал его физическому труду, любил столярничать и точить по дереву. Любил Феофан Затворник природу, увлекался астрономией.

Святитель боялся оскорбить человека недоверием, никого не ругал, и всем начальствующим советовал любовь заслуживать любовью, бояться стать страшилищем в глазах других людей. Если необходимо применить строгость, то избегать укоризны и обличительных слов.

Преосвященный Феофан содействовал открытию мощей святителя Тихона Задонского, что и совершилось к радости Владыки в 1861 году.

В 1863 году Феофан Затворник был переведен на Владимирскую кафедру.

Владимирская епархия

В этих местах было много раскольников, и Феофан Затворник ездил в раскольничьи поселения, проповедуя и раскрывая заблуждения раскола. За эти труды святитель был награжден орденом Анны 1 степени.

Более всего Владыка стремился заниматься духовным писательством, чтобы таким способом послужить спасению людей. Суетная епископская должность приносила много огорчений его любящему сердцу. Через 3 года ревностного служения, преосвященный Феофан подал прошение об увольнении на покой в Вышенскую пустынь. Начальство долго не хотело отпускать Владыку, но затем выполнили его просьбу.

Вышенский затворник

В 1866 году Владыка вышел на покой. Вначале его назначили настоятелем монастыря, но святитель настоял на полном покое. Жил он в деревянном флигеле, построенном специально для него. 6 лет Феофан Затворник посещал братские службы, по воскресеньям и праздникам служил литургию соборно. Святитель был счастлив, о чем писал в письмах знакомым, о Вышенской пустыни же говорил: “Вышу можно променять только на Царство Небесное”.

Вышенский монастырь

Чтобы не отвлекаться от главной цели пребывания в Выше, святитель стал подумывать о затворе. Вначале преосвященный Феофан провел уединенно Великий пост, затем решил уединиться на год, чтобы испытать себя. Все прошло удачно, и Владыка принял решение об окончательном затворе. Впрочем, из смирения он называл затвор запором, говоря, что просто закрылся от всех, а жизнь ведет самую обыкновенную, — ест, пьет, спит, общается с келейником. Однако за этими словами скрывался немыслимый подвиг и громаднейший труд, который сложно представить.

Главное дело затворника была — молитва. У него была устроена домовая церковь, в которой он служил по воскресеньям и праздникам, а последнее десятилетие ежедневно.

Очень много Феофан Затворник читал, не ограничиваясь духовной литературой. Это были исторические, научно-естественные, философские труды, книги по медицине, русские и зарубежные классики.

Занимался Владыка Феофан переводами, он был владельцем древних рукописей святых отцов-аскетов Востока. Феофан Затворник перевел Добротолюбие с греческого языка.

Каждый день святитель Феофан отвечал на письма, писал по 20-40 писем в день.

Кроме литературной и научной деятельности, Феофан Затворник занимался иконописью, музыкой и астрономией, продолжал столярничать, выращивал растения, шил себе одежду.

Затвор святителя Феофана начался в 1873 году, и окончился смертью преосвященного 6 января 1894 года.

Феофан Затворник оставил множество литературных трудов, объединенных мыслью о спасении души.

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815–1894) – богослов, публицист-проповедник. Он занимает особое место среди русских проповедников и святителей XIX века. Святитель видел.

Святитель Феофан Затворник

Русская земля славится своими старцами. Они – опора православия в стране, их молитвами держится государство и общество. Одним из них является святитель Феофан Затворник (Георгий Говоров). После своей.

Святитель Феофан Затворник

Творения святителя Феофана Затворника (1815-1894), из которых взяты высказывания для данной книги, оказали и сегодня оказывают глубокое влияние на духовное возрождение общества и рассматриваются.

Святитель Феофан Затворник

По благословениюСвятейшего Патриарха Московского и всея РусиАЛЕКСИЯ IIСодержаниеСвятитель Феофан ЗатворникДва слова о святом таинстве крещенияПять поучений о пути ко спасениюЧто потребно покаявшемуся.

Святитель Феофан Затворник

Книга поможет благочестивому читателю более тесно связать свою жизнь с жизнью Святой Церкви, лучше узнать как должны мы выполнять заповеди Спасителя и руководствоваться в их выполнении советами.

Святитель Феофан Затворник

Проповеди свт. Феофана Затворника – истинная сокровищница святоотеческого учения о спасении. Особенно если это проповеди, произнесенные в период приуготовительных недель и самого Великого поста, а.

Святитель Феофан Затворник

«Болезнь и смерть» – собрание писем Феофана Затворника, посвященных теме болезни и смерти. В книге христианин найдет множество конкретных советов и наставлений на конкретные жизненные ситуации. Автор.

Святитель Феофан Затворник

Полное название творения святителя Феофана Затворника – «Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых евангелистов».

Святитель Феофан Затворник

Книга «О молитве» – величайшее духовное наследие святителя Феофана Затворника, посвященное важнейшей части жизни каждого христианина – молитве. Перед вами молитвенные правила и практические советы о.

Святитель Феофан Затворник

По благословениюСвятейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ IIСвятитель Феофан ЗатворникНАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИО ВЕЧНОСТИ МУЧЕНИЙКАК НАЧИНАЕТСЯ В НАС ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ?РУКОВОДСТВО К.

Святитель Феофан Затворник

Книга святителя Феофана Затворника «Душа и Ангел» повествует о духовности Ангелов и душ, на основе свидетельств Священного Писания, Святых Отцов и естественнонаучных фактов раскрывая тайну их.

Святитель Феофан Затворник

«Четыре слова о молитве» Феофана Затворника – небольшое по объему произведение, посвященное важнейшей части жизни христианина – молитве. Перед вами, возможно, самое краткое, лаконичное практическое.

Святитель Феофан Затворник

Собрание рукописей святителя Феофана Затворника, обнаруженные в кельесвятителя после его смерти. Работы самого разного характера и периода: проповеди, переводы, письма

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815–1894) – богослов, публицист-проповедник. Он занимает особое место среди русских проповедников и святителей XIX века. Святитель видел.

Святитель Феофан Затворник

Ищущий спасения, просвещаясь верой, должен иметь основательное познание и о том, чего требует от него вера, как следует ему жить и действовать, как христианину. Такое познание может быть приобретаемо.

Святитель Феофан Затворник

В книге «Три слова о несении креста» Святитель Феофан последовательно разбирает три вида несение креста в нашей жизни: «скорби, беды и лишения», борьба со страстями и «крест преданности в волю Божию».

Святитель Феофан Затворник

В книгу одного из самых почитаемых в Православной Церкви проповедников и таинников духовной жизни святителя Феофана «О покаянии, исповеди, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни» вошли.

Святитель Феофан Затворник

«Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского» представляет собой подборку наставлений святителя об основах Православной веры и духовной жизни. Симфония была составлена магистром.

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров), Затворник Вышинский (1815–1894) – епископ Русской Православной Церкви, богослов, проповедник. До настоящего времени его труды по истолкованию.

Святитель Феофан Затворник

Собираясь в храм, перечитайте хотя бы несколько глав из этой книги, и, даст Бог, наставления и молитвы святителя Феофана приблизят чаемое устроение души вашей в жилище Божие, когда святилищем станет.

Читайте также:  Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону

Феофан Затворник

Биография

Учитель русской православной церкви Феофан Затворник канонизирован в 1988 году за глубокую веру, любовь к Богу и искреннее благочестие. Священнослужитель работал над духовным возвышением народа во имя спасения православных душ.

Детство и юность

Имя затворника Феофана Затворника в миру – Георгий Говоров. Мальчик родился 10 января 1815 года в Орловской губернии. Его отец, православный священник Василий Говоров, служил во Владимирской церкви. Мать Татьяна Говорова происходила из священнической семьи.

Феофан Затворник

Предугадать, какой стала бы биография их ребенка, было легко. Родители воспитывали сына, знакомя с Евангелием, давали наставления в соответствии с заповедями, рассказывали о важности духовной жизни человека. С юных лет мальчик участвовал в православных обрядах, прислуживая в алтаре храма, где работал его отец.

В 1823 году Георгия отдали в духовное училище. Мальчик проявлял усердие и интерес к знаниям. Спустя 6 лет он успешно завершил обучение и поступил в Орловскую духовную семинарию. Ему нравилось учиться и читать книги. Семинарист по собственному желанию повторно прошел образовательный курс по философии.

Портрет Феофана Затворника

Получив благословение Оловского епископа, Георгий Говоров отправился в Киевскую духовную академию. За проявленные успехи воспитанника направили туда для продолжения обучения за счет государства.

С прилежанием и интересом юноша осваивал новые дисциплины и проявлял себя как творческая натура. Он стал писать заметки и небольшие богословские труды. Георгий любил уединяться в тихих уголках Киево-Печерской обители и молиться. Этот период богослов впоследствии считал одним из самых благоговейных в своей жизни. Ведь именно тогда он осознал, что хочет связать жизнь с исполнением монашеского долга.

Служение

В 1840 году Говоров обратился к руководству академии с прошением о постриге в монахи. Церемонию провели зимой 1841 года под руководством преосвященного отца Иеремии, ректора учебного заведения. Так Георгий Говоров получил имя Феофан в честь святого Феофана Исповедника. В этом же году монах получил сан иеродиакона и уже к лету был посвящен в иеромонахи. Киевскую академию священнослужитель окончил в статусе магистра, защитив диссертацию.

Иконы Феофана Затворника

После обучения богослова назначили ректором Киево-Софийского духовного училища, где, помимо преподавания латинского языка, он изучал житие и жизнеописание святых Русской православной церкви. В 1842 году отец Феофан стал инспектором Новгородской семинарии. Там он преподавал логику и психологию, доводя до сознания воспитанников мысль о необходимости богоугодной деятельности. По мнению педагога, сухая наука не должна главенствовать в жизни человека, не оставляя места эмпирическому.

В 1844 году Феофана назначили преподавателем Санкт-Петербургской академии. Священнослужитель работал на кафедре нравственного и пастырского богословия, а уже в 1845 году был повышен до инспектора образовательного учреждения. Спустя некоторое время богослов стал членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Феофан Затворник перед распятием

В составе группы он прибыл в Палестину, а затем на Святую Землю. Монах продолжил изучение французского и греческого языков, ознакомился с оригиналами рукописей, проникся основами других конфессий: григорианства, католичества, лютеранства.

Начало Крымской войны прекратило деятельность Русской Миссии в Иерусалиме. В 1853 году ее участников вызвали обратно в Россию. В 1855 году отца Феофана посвятили в архимандриты, и он вновь стал преподавать в духовной академии в Петербурге. Уже спустя пару месяцев богослова перевели на пост ректора Олонецкой семинарии. Монах руководил учебным заведением и курировал строительные работы по его реконструкции.

Монастырь Феофана Затворника в Вышенской пустыни

В 1856 году отец Феофан отправился в Константинополь, чтобы исполнять обязанности настоятеля Русской посольской церкви. Спустя год, завоевав уважение и расположение, образованный и мудрый богослов вернулся в Россию, где занял пост ректора Петербургской духовной академии. Параллельно он участвовал в издании журнала под названием «Христианское чтение».

В 1859 году архимандрита перевели в сан епископа Тамбова и Шацка. В его епархиях появлялись учебные заведения и школы. Просветительское дело отец Феофан не оставлял ни на одном из мест своего служения. Но все чаще он задумывался об уединении и затворничестве.

Книги Феофана Затворника

В 1863 году епископа перевели на кафедру в городе Владимир-на-Клязьме, где он также основал епархиальное издание и стремился увеличивать число школ и училищ. Служба со временем перестала приносить отцу Феофану удовлетворение, и он обратился к Синоду с просьбой об отведении от дел.

По просьбе монаха его назначили настоятелем Вышенской пустыни. Так началось затворничество священнослужителя. У него редко бывали гости и посетители. В кельях монах организовал домовую церковь, где служил Божественную литургию. Феофан Затворник проводил дни в молитвах, а также вел богословскую работу, отвечая на письма людей, обращавшихся к нему за помощью, советами и наставлениями.

Личная жизнь

Частная жизнь отца Феофана оказалась столь же богоугодной, сколь и деятельность на благо Русской церкви. Ориентация на принципы аскетичности во всем предполагала довольствование малым. Кроме научной и литературной работ, монах занимался ручным трудом.

Феофан Затворник

Досуг он коротал за столярным или токарным станками, изготавливая деревянные поделки. В погожие дни гулял на свежем воздухе. Природа восхищала священнослужителя. В ней он видел венец творения. В распоряжении отца Феофана был телескоп, в который богослов наблюдал за небесными светилами. Феофан Затворник также писал иконы и самостоятельно шил для себя одежду.

Высокие посты и сан не влияли на отношение отца Феофана к окружающим. Он был демократичен и не допускал в изречениях и высказываниях лишнего. Мужчина держался достойно, но не высокомерно. Подчиненные доверяли монаху и уважали за деликатность, благородство и мудрость.

Смерть

Феофан Затворник скончался в монастыре в 1894 году. Ему доставляли боль и дискомфорт сердечнососудистые заболевания, ревматизм и невралгия. Прогрессирующая катаракта привела к тому, что в 1888 году священнослужитель ослеп на правый глаз. Причиной смерти стала старость и сопутствующие недуги.

Саркофаг Феофана Затворника

Отпевание монаха прошло 11 января. Проститься с отцом Феофаном пришло большое количество людей. Захоронение священнослужителя находилось в Казанском соборе Вышенской пустыни.

Мощи Феофана Затворника перенесли, и сегодня они хранятся в храме преподобного Сергия Радонежского, где читают акафист в честь усопшего. Ознакомиться с фото священнослужителя благодаря современным технологиям может любой пользователь Интернета.

Библиография

  • 1859 – Сборник проповедей «Слово архимандрита Феофана»
  • 1861 – «Слова к тамбовской пастве»
  • 1868 -1869 – Книга лекций «Путь ко спасению»
  • 1887 – «Мысли на каждый день года»
  • 1891 – «Начертание христианского нравоучения»
  • 1891 – «Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном»
  • 1892 – «Письма к различным лицам о разных предметах веры и жизни»
  • 1898 – «Письма о христианской жизни»

Письма и проповеди Феофана Затворника объединены в сборники, которые представляют собой наследие монаха. Книги опубликованы спустя десятилетия после его смерти:

  • «Двери покаяния. Слова и проповеди»
  • «Болезнь и смерть»
  • «Борьба со страстями»

Цитаты

«С одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить — и все читать. Сто раз прочитай, а там всё равно всё будет недочитанное».

«Есть люди, кои думают, что расширяют круг свободы в неограничении своих желаний, но кои на деле походят на обезьян, самовольно запутывающих себя в сети».

«Когда придет самовосхваление, собирайте тогда все из прежней жизни, чего, по совести, похвалить не можете и завалите этим восстающие помыслы».

«Враг обычно подбегает и твердит: не спускай, иначе заклюют. Врет он. Лучшее охранение от заклевания — смиренная уступчивость».

«Не говорите: «Не могу». Это слово — не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе».

Феофан Затворник

Георгий Васильевич Говоров

Феофа́н Затво́рник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 10 (или 8 [2] ) января 1815 — 6 января [3] 1894) — епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник. Прославлен в лике святителей.

Содержание

Биография

Родился в семье священнослужителя. Обучался в Ливенском Духовном училище; с 1829 года — в Орловской духовной семинарии, где ректором тогда был архимандрит Исидор (Никольский) (впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский). По окончании семинарии, в 1837 году, как лучший из воспитанников своего курса был направлен в Киевскую духовную академию.

15 февраля 1841 года в Киеве ректором КДА епископом Чигиринским Иеремией (Соловьёвым) был пострижен в монашество с именем Феофан; 7 апреля того же года рукоположён в иеродиакона, 7 июня — во иеромонаха. По окончании академии, 27 августа того же года определён исполняющим должность ректора Киево-Софийских духовных училищ и преподавателем латинского языка. 7 декабря 1842 года определён инспектором Новгородской духовной семинарии; 18 декабря утверждён в степени магистра богословия.

С 16 октября 1844 года — бакалавр Санкт-Петербургской духовной академии по Нравственному богословию; 22 марта 1845 года — помощник инспектора академии; 3 июля был назначен членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии учебных предметов.

С 25 мая 1846 года — соборный иеромонах Александро-Невской лавры; 21 августа того же года подал прошение об увольнении его от должности бакалавра и помощника инспектора академии.

21 августа 1847 году назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, возглавлявшейся архимандритом Порфирием (Успенским); 3 мая 1854 года [4] миссия была отозвана в связи с Восточной войной; возвращался через Европу. По возвращении в Россию определён учителем в Санкт-Петербургскую духовную академию.

14 апреля 1855 года возведён в сан архимандрита; 15 сентября — ректор Олонецкой духовной семинарии.

С 21 мая 1856 года назначен настоятелем русской посольской церкви в Константинополе, где по просьбе архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова) собирал сведения о назревавшем тогда болгарском расколе; в оценке последнего стоял на стороне болгар [5] .

С 13 июня 1857 года — ректор Санкт-Петербургской духовной академии и профессор богословских наук; отказался от преподавания богословских наук; получил наблюдение за преподаванием Закона Божия во всех светских учебных заведениях Петербурга и окрестностей.

1 июня 1859 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитом Григорием (Постниковым) был хиротонисан во епископа Тамбовской епархии.

С 22 июля 1863 года — епископ Владимирский; основал женское епархиальное училище.

В 1866 году епископ — неожиданно для окружающих и синодальных членов — подал в Святейший Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Его прошением были удивлены и первоначально недовольны митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) [6] и митрополит Московский Филарет (Дроздов) [7] . В своём письме митрополиту Исидору от 30 мая 1866 года, разъясняя свои мотивы и побуждения, писал: « Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, но не диллетанства [8] ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, — не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить» [9] [10] . Прошение было удовлетворено 17 июня того же года.

Кроме трудов, он вёл обширную переписку: ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, при этом епископ Феофан обязательно отвечал на каждое из них.

В последние годы страдал ревматизмом, невралгией, сердечной аритмией и головокружением, а также прогрессирующей катарактой, вследствие чего в 1888 году ослеп на правый глаз [11] .

Скончался 6 января 1894 года около 4 часов дня, в праздник Крещения Господня. При его кончине никто не присутствовал.

Отпевание почившего совершил 11 января епископ Тамбовский Иероним (Экземплярский) при большом стечении духовенства и народа. Погребён в Казанском соборе Вышенской пустыни, во Владимирском приделе.

Почитание

На Поместном Соборе Русской православной церкви в 1988 году, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был прославлен в лике святителей; в деянии Собора отмечалось:

Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещённости.

29 июня 2002 года состоялось перенесение мощей святителя Феофана из храма деревни Эммануиловки (Шацкий район Рязанской области), где они хранились с 1988 года [12] , в Вышенский женский монастырь. 14 марта 2009 года мощи были перенесены из Успенского собора в Казанский собор Вышенского монастыря.

Труды Феофана Затворника

Деятельность Феофана Затворника разделяется 1872 годом — до и после ухода в затвор.

До затвора написаны:

  • Сборник проповедей «Слово архимандрита Феофана» (1859).
  • Книга лекций «Путь ко спасению» (1868—1869) о православном образовании и воспитании (в том числе юношества).

На протяжении всего затвора (до самой смерти) в монастыре написаны:

  • «Собрание писем» (полностью издано после смерти в 1898—1901 годах) — размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества.
  • Монументальный перевод наиболее авторитетного патристического сборника — «Добротолюбия».
  • Перевод сочинения «Невидимая брань».
  • «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».

Библиография

  • Святитель Феофан, Затворник Вышенский. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. — М.: Лепта Книга, 2007. — 800 с. — ISBN 978-5-91173-038-3

Некоторые его мысли и мнения о нём

Свт. Феофан известен не в последнюю очередь за поддержку учения о мытарствах, обычно цитируется его высказывание «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать» [13] .

В одном из своих писем писал: «У вас там, — и всюду — охают и охают. Беда! беда! и беда видна. Но никому в голову не приходит — загородить и завалить источник беды. Как шла французская революция? Сначала распространились материалистические воззрения. Они пошатнули и христианские и общерелигиозные убеждения. Пошло повальное неверие: Бога нет; человек — ком грязи; за гробом нечего ждать. Несмотря однако на то, что ком грязи можно бы всем топтать, у них выходило: не замай! не тронь! дай свободу! И дали! Начались требования — инде разумные, далее полуумные, там безумные. И пошло все вверх дном. Что у нас?! У нас материалистические воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются. Силы еще не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства — выражается свободно. Выходит, что и мы на пути к революции. Как же быть? Надо — свободу замыслов пресечь — зажать рот журналистам и газетчикам. Неверие объявить государственным преступлением, Материальные воззрения запретить под смертною казнью. Материальные воззрения чрез школы распространяются Кто виноват в этом? Правительство. Оно позволило. Следовательно, кому следует всё это пресечь? Правительству.» [14] [15]

Читайте также:  Светлое Христово Воскресение - Пасха, как определяют дату, история и традиции праздника

В преддверии Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, в декабре 1876 года писал А. В. Рачинскому: «Зачем это наши, переходя за Дунай, всегда возятся с крепостями?! Мне думается, что, перешедши за Дунай, надобно около крепостей устроить только сильную блокаду, чтобы турки не могли оттуда носа показать; действующею же армиею идти далее без остановки, — чрез Балканы — к Константинополю. Войско около крепостей всё будет цело: ибо турки побоятся делать нападения. Надо только устроить, чтоб оно в здоровых местах расположено было, и продовольствие получало достаточное. А чрез взятие-то крепостей сколько народа гибнет! Думается, флот при этом должен будет оставить Чёрное море и упрятаться в Босфор и Мраморное море из опасения быть тут заперту без пищи и пития Исповедую грех свой, что взялся не за своё дело, излагая всё сие. Но меня сильно занимают эти мысли вот уже сколько времени.» [16]

Критически относился к святителю и его творческому наследию Н. А. Бердяев, говоря что он: «был мало оригинален как мыслитель, не чувствовал никаких проблем и высказывал возмущающие нравственные и социальные взгляды». [17]

В 1954 году, к 60-летию преставления святителя, епископ Русской православной церкви за границей Аверкий (Таушев) писал о его значении: « [Феофан] находясь в глубине своего затвора, ещё в 60-70 годах прошлого столетия прозревал духом своим то страшное бедствие, которое надвигалось на не устоявший в верности своему св. Православию русский народ, предощущал ту жуткую кровавую бездну, в которую он катился. Всё предреченное Епископом Феофаном, как мы видим теперь, исполнилось. Исполнилось и предречение свят. Феофана о том, что „вновь пошлёт Господь на нас таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления“, ибо „таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему“.» [18]

Феофан Затворник – святой для новоначальных

29 июня — день памяти святителя Феофана Затворника Вышенского, которого называют одним из самых влиятельных духовных писателей XIX века, автора более шестидесяти произведений, учителя христианской жизни, письма и сочинения которого сейчас в первую очередь рекомендуют новоначальным. За легкость изложения мысли, близость к простому человеку и в то же время — духовную и житейскую мудрость.

“Пусть не думают, что в области веры нет философии… Нет, совокупность истин веры есть самая стройная, возвышенная философия, утешительная философия, система настоящая, какой не представляет ни одна система философии. Только до созерцания сей системы нельзя взойти вдруг. Надо чисто принимать истину за истиной, как преподается, без суемудрия, и слагать их в сердце…”

Святитель Феофан родился 10 января 1815 года в Орловской губернии. В миру он звался Георгием Васильевичем Говоровым, был сыном священника Владимирской церкви. Еще в детстве будущего святителя отличали весьма светлый, пытливый ум, быстрота соображения и живая наблюдательность. И впоследствии в своих рассуждениях он всегда был чужд схоластике, сохранял самобытность. При этом в характере святителя Феофана преобладали такие черты, как мягкосердечие, миролюбие и некоторая даже застенчивость. В общении с людьми он оставлял у них приятное впечатление, нравились его сердечность, своеобразие, чувство юмора, образованность, тонкий ум. Говорили, что глаза святителя были воистину зеркалом его души: в детстве и юности искрившиеся живым блеском, потом они светились тихим светом глубокой задумчивости, любви и участия к ближнему.

Окончив Ливенское духовное училище, Георгий Говоров поступил в Орловскую духовную семинарию, которую с успехом закончил в 1837 году. Высшее образование он получил в Киевской Духовной Академии, где его запомнили как скромного и благочестивого юношу. За несколько месяцев до окончания курса Георгий Васильевич принял монашеский постриг. Вскоре его посвятили в иеродиаконы, а затем — в иеромонахи.

Читайте также: Архиепископ Лука: святой и врач

Получив по окончании курса в Академию титул магистра богословия, иеромонах Феофан был назначен ректором Киево-Софийских училищ и преподавателем латинского языка. “Воспитание из всех святых дел — самое святое…” — так писал он, будучи уверенным в том, что самое главное — воспитать в учащихся живую веру и ни в коем случае не подходить к преподаванию формально и рассудочно. “Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа христианской жизни, как эта научность и исключительная о ней забота. Она прямо ввергает в охлаждение и потом навсегда может удержать в нем…”

В 1847 году отец Феофан в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где и пробыл до 1853 года. “Вид Палестины, ее холмов и долин, светлых озер и источников удивительно ярко воскрешает в нашем сознании библейские события, — писал епископ Александр (Милеант) в жизнеописании святителя Феофана Затворника. — Можно представить, как богато питалась душа о. Феофана священными воспоминаниями. Его влекло в древние обители Палестины, в знаменитую Лавру св. Саввы Освященного… Там он мог и слышать поучительные рассказы и сам наблюдать уединенную жизнь подвижников. В 1855 году он стал настоятелем посольской церкви г. Константинополя, где многое узнал об Афоне и тамошних подвижниках”.

Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским.

В 1859 году архимандрита Феофана посвящают в епископский сан, с назначением на Тамбовскую кафедру, где он и прослужил до 1863 года. Затем его переводят во Владимир. Здесь он открывает женское епархиальное училище и начинает издавать “Владимирские епархиальные ведомости”. Владыка Феофан исполнял служение архипастыря со всей своей добросовестностью. Он постоянно служил, проповедовал, ездил по епархии с целью личного знакомства с паствой, заботился о храмах и духовно-учебных заведениях, открывал церковно-приходские школы.

Горячо почитавший святителя Тихона Задонского, владыка Феофан сподобился присутствовать при открытии его мощей. И как святитель Тихон, оставив Воронежскую кафедру, удалился в Задонск, в затвор, так и святитель Феофан решил всего себя посвятить монашескому служению.

Читайте также: Протопоп Аввакум — мученик за обряд

Будучи уволенным в 1866 году по своему прошению на покой, в 1871 году владыка Феофан сделался полным затворником в Успенской Вышенской пустыни Тамбовской губернии. Бедная, затерявшаяся в лесах обитель, тихие монастырские стены… Отделив часть гостиной, святитель Феофан устроил для себя церковку, иконостасом которой служила простая занавесь из дешевой материи. В своей келье он принимал только келейника, духовника и настоятеля обители. Со временем затвор становился все строже, и даже подышать свежим воздухом на балкон своего флигелька подвижник выходил так, чтобы его никто не видел.

Когда о подвижническом образе жизни затворника разнеслись вести по России, изо всех ее уголков к нему потекли письма. Не нарушая затвора, святитель Феофан писал ежедневно около сорока ответных писем. В них он давал советы, подбадривал, утешал, вразумлял, отвечал на множество вопросов.

“…проследи все, что было с тобою. Увидишь многократные избавления Божии от бед и падений… Сокровенных Божиих благодеяний гораздо более, нежели явных. Сокровенны они потому, что невидимы бывают в то время, когда даются и усматриваются после”.

“Умное, с благоговением, обращение к Богу из сердца есть уже молитва”.

“Как избегать скуки. 1. Эстетические занятия: музыка, пение, живопись. 2. Какое-нибудь рукоделье — вязанье, вышиванье и подобное. 3. Но лучшее средство против скуки — найти вкус в серьезном чтении и изучении предметов, не узнанных еще”.

“Делайте с усердием то, что Вам велят. Но хлопотать — не хлопочите. Хлопоты (забота) сопровождаются всположением всего внутреннего, а это вещь недолжная. Разве нельзя все порученное обсудить спокойно, а потом и делать его, нисколько не полошась, с мыслию собранною?”.

“Детей отчуждение — дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки… то что дивного, что они отчуждаются от вас?…”

“Детей вразумлять есть долг родителей, — стало, и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит”.

“Переменчивость чувств так нам свойственна. Ее надобно сносить и перетерпливать, об одном заботясь, чтобы не переменялось, а всегда в силе пребывало главное решение — цель жизни, которую Вы себе избрали”.

О жизни святителя в полном затворе мы знаем немного. В первые десять лет он по воскресным и праздничным дням совершал Божественную литургию в келейной церковке во имя Богоявления Господня. В последующие годы стал служить ежедневно в одиночестве, как сказал один инок — “в сослужении ангелов”. Он постоянно поминал в молитвах тех, кто просил об этом — после смерти святителя в алтаре церковки нашли мешочек, наполненный записками с именами.

Святитель получал пенсию перед праздниками Рождества Христова и Пасхи, но себе оставлял лишь на самое необходимое, все остальное рассылал по почте нуждающимся. Другим он безвозмездно рассылал свои книги. “Не говори требующему помощи: приди завтра; — наставлял подвижник, — сделай для него сейчас, что можешь. И просить себя долго не заставляй, это похоже на торг”.

В находившемся рядом с келейной церковью рабочем кабинете святитель Феофан Затворник изучал святоотеческую литературу, писал письма и собственные сочинения, он истолковывал Священное Писание, переводил творения учителей Церкви.

Святитель отмечал: “Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников”. И потому-то его письма были так многочисленны, некоторые представляли собой целые трактаты. Преосвященный Феофан постоянно пополнял свою из без того обширную библиотеку, выписывая русские и иностранные книги. В ней были “История России” Соловьева, “Всемирная история Шлоссера”, сочинения Гегеля, Фихте, Якоби, Ульрици, энциклопедический словарь, богословская энциклопедия на французском языке в 150 томах и многое другое. Ибо, как говорил святитель, “Бог открывает Себя в природе и истории так же, как и в Слове Своем. И они суть книги Божии для тех, кто умеет читать”. Святой Феофан Затворник неустанно следил за развитием современной общественной мысли, особенно церковной.

Но, конечно преобладали в библиотеке святителя книги духовного содержания — у него было замечательное их собрание.

Так, в молитве и труде проходила жизнь Вышенского затворника. Он был очень неприхотлив, как истинный монах, не только в быту, но и в еде — в последние годы жизни его обед состоял только из яйца и стакана молока. Сам святитель Феофан глубоко сознавал высоту подвига полного затвора и поэтому других иноков предостерегал от поспешности в его принятии. “Можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату”, — писал он в одном из писем.

“В чем все дело заботливости о спасении души?” — спрашивает святитель Феофан. — “В том, чтобы иметь Бога своим Богом и себя сознавать Божиим”.

Епископ Феофан признавал в человеке три составные части: дух, душу и тело, и видел в духе образ Божий, запечатленный Творцом в Его создании. Святитель считал, что дух должен властвовать над душой и телом — в страхе Божием, в совести и стремлению к лучшему: “душа совершает дела не потому, что они нужны, полезны и приятны, но потому, что они хороши, добры и справедливы”. “На природу никогда не следует ссылаться, или на нее опираться, безусловно, — ибо она совмещает в себе смесь должного с недолжным. Поэтому, перерабатывая себя, надо не на природу смотреть, а на норму совершенства, предлагаемую христианством” (Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни).

Заглавия сочинений преосвященного Феофана — “Письма о духовной жизни”, “Путь ко спасению”, “Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться” — показывают, что главным для него было раскрыть перед людьми важность духовной жизни, явить путь к ней — путь постепенного одухотворения человека.

Святитель Феофан мирно почил 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. Смерть он встретил спокойно — так же, как и ожидал. Во время облачения улыбка просияла на его лице. Его тело до погребения три дня простояло в его келейной церкви, затем еще три дня в теплой соборной обители — и тление его не коснулось: почивший святитель выглядел, словно спокойно спящий человек. Отовсюду стекались десятки тысяч верующих отдать последний долг усопшему. Погребен подвижник был в Казанском соборе Вышенской пустыни, над его могилой воздвигли великолепный мраморный памятник с начертанными на нем названиями его главных трудов.

За годы советской власти Успенская Вышенская пустынь была практически полностью разрушена, мощи святителя Феофана Затворника перенесли в единственную тогда близлежащую действующую церковь в селе Эммануиловка.

Канонизирован святитель Феофан Затворник был в 1988 году, как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.

29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана обратно в Вышенскую обитель. Церемонию возглавлял Предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

“Память праведника пребудет благословенна”, — говорит премудрый (Притч. 10:7). И сам святитель Феофан сказал в одном из своих сочинений — “Мысли на каждый день”: “Умершие продолжают и на земле жить — в памяти живущих, через добрые дела свои”.

Фото превью: pravoslavnaya-biblioteka.ru

Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Ссылка на основную публикацию