Феофан Исповедник

Феофан исповедник – Хронография

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Феофан исповедник – Хронография краткое содержание

Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта

«Хронография» была составлена Феофаном как продолжение оставшейся незаконченной всемирной хроники его друга Георгия Синкела, по настоятельной просьбе последнего. Хотя Феофан и подчеркивает случайность своего обращения к истории (он уступил лишь просьбам умирающего Георгия), им создан один из значительнейших памятников византийской историографии.

Рассказ Феофана начинается там, где остановился Георгий Синкел, – с 284 г., правления Диоклетиана, и доходит до 813 г., времени вступления на престол Льва V. Можно довольно точно определить, когда была написана «Хронография»: хронист не начинал работы до 810 г., так как Георгий Синкел умер не ранее этого года, а кончил, вероятно, не позже 814 г., до заключения в тюрьму.

«Хронография» Феофана пользовалась большой популярностью у современников и потомков историка. Уже в 70—х годах IX в. папский библиотекарь Анастасий перевел «Хронографию» на латинский язык. Этот перевод дошел до нас в рукописях более древних, чем оригинал, так что значение перевода очень велико. Для византийских писателей «Хронография» служила источником и отправным пунктом. Младший современник Феофана Георгий Монах тщательно его компилировал; Симеон Логофет (X в.) использовал сочинения не только Георгия Монаха, но и Феофана, Кедрин (XI в.), наряду с сочинениями Симеона Логофета и Георгия Монаха, привлекал «Хронографию», наконец, в XII в. Зонара видел в сочинении Феофана главный источник по истории VII—начала IX в. Позднейшие историки начинали изложение событий с того времени, каким кончил Феофан, что свидетельствует о пиетете, который питали они к «Хронографии». Скилица (XI в.) начинает «Обозрение истории» 811 годом, сославшись на то, что предшествующий период исчерпывающе описан Георгием Синкелом и Феофаном. По инициативе императора Константина VII (913—959), кстати тоже широко использовавшего в своих трудах «Хронографию», были составлены начинающиеся с 813 г. анонимная хроника, приписываемая Генесию, и компиляция, известная под названием Продолжатель Феофана.

Хронография – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Покойный профессор Московского Университета В. И. Оболенский доставил мне перевод предлагаемой здесь „Летописи Феофана“ еще в 1846-м году. Поверяя кое-где переведенное с подлинником, я заметил значительные отступления от последнего, и потому просил переводчика снова посмотреть свой труд, приспособить его поболее к свойствам русского языка и по возможности сгладить шероховатость в слоге. К сожалению, переводчик был уже в таком положении, что не мог того сделать, и я получил от него обратно перевод, с полномочием поступить с ним, как знаю лучше, только бы рано, поздно был он издан в свет. Другие занятия долгое время не позволяли мне исполнить желания покойного моего наставника. Ныне представляю труд его в том виде, какой считаю, по своему понятию, для него приличнейшим. Краткое сведение о жизни Феофана, необходимые исторические и другие примечания, извлеченные из обширных „Ad Theophanis Chronographiam Notae, auctore Jacobo Goar“, и „Notae posteriores Francisci Combefis“, находящихся при Боннском издании Феофанова произведения в „Corpus scriptorum historiae Byzantinae“, и, в заключение, Исторический указатель, следуют за самым переводом летописи[*].

Долго ждали мы перевода византийцев; наконец являются и они, и притом с двух сторон. Конечно, намерение Духовного начальства при С.-Петербургской Духовной Семинарии издать византийцев в русском переводе отнюдь не мешает знатокам греческого языка посвящать свои занятия тому же: чем больше будет переводов, тем лучше для тех, кто незнаком с подлинником; есть, по крайности с чего выбирать. Но, занимаясь византийскими летописцами, не следует нам забывать и западных. Там тоже сокрыты немалые богатства для нас и наших соплеменников. Иорнанд, Дитмар, Адам Бременский, Видукинд, Гельмольд, Арнольд, Саксоны и под. им, не говоря уже о польских, чешских и угорских летописателях: все это само собой напрашивается на занятия наши. Не все же возиться с классиками древнего и нового мира. Прекрасно работать над Гомером, Платоном, Софоклом, Аристофаном, Виргилием, Горацием, Цезарем, Саллюстием, Титом Ливием, Тацитом; прекрасно трудиться и над Дантом, Шекспиром, Скотом и Прескотом, и т. д. Кто может вместити их, да вместит; но и занятие летописцами также почтенно и полезно. Не брезгают же немцы переводом своих латинских хронистов и им подобных на родной язык. Вот уже 37 выпусков явилось их „Die Geschreiber der deutschen Vorzeit in deutscher Bearbeitung”. Сам король Прусский вызвался в покровители такому истинно патриотическому замышлению. И какие имена заботятся о выходе в свет переводов скромных тружеников. „Heraugsgegeben von Pertz, Grimm, Lauchmann, Ranke, Ritter!“ Повременное издание Императорского Общества истории и древностей Российских при Московском Университете, „Чтения“ всегда открыты для всякого такого труда, правда, смиренного, но тем не менее полезного и насущной необходимости для нас во всех отношениях.

Предисловие к летописи

Блаженной памяти Отец Георгий, бывший синкеллом Тарасия, святейшего патриарха Константинопольского, муж достославный и многоученнейший, прочитав многих хроникеров и историографов, и прилежно испытав их, тщательно написал краткую хронографию от Адама до царя Диоклетиана, гонителя христиан, внимательно рассмотрел даты, исправил и установил их, чего прежде его никто не сделал, описал правление древних царей каждого народа, и время их жизни, и его возможности, с такою же отчетливостью представил первосвященников великих и вселенских престолов, то есть, Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, и тех, которые пасли Церковь в православии и тех, кои разбойнически правили его в ереси, с показанием времени жизни их. Но перед концом жизни, чувствуя, что не может совершить предпринятого дела, но, как мы уже сказали, доведя историю свою до времен Диоклетиана, при смерти, в православной вере отходя ко Господу, он – Авва Георгий – оставил нам, как искренним друзьям, недоконченную свою книгу, с усильным прошением довершить недостающее. Сознаваясь в своем неведении и в скудости слова, мы отказывались от исполнения сего поручения, как превышающего наши силы, но он усильно просил нас не полениться и не оставить труда его недоконченным, и принудил приступить к работе. Предпринявши сей труд, истинно не по силам нашим, единственно из послуша- ния, мы должны были бороться со многими немаловажными трудностями: надлежало, по возможности, приобресть для этого много книг и рассмотреть их. Таким образом мы составили летопись (хронографию) от Диоклетиана до царя Михаила и Феофилакта, сына его, описали царей, патриархов, дела их, с показанием лет с возможной точностью. Сами от себя мы ничего не прибавляли, но, выбирая все из древних историографов и писателей, представили каждое происшествие, отчетливо в своем хронологическом месте, дабы читатели могли видеть, когда какого царя случилось какое-либо деяние военное, церковное, гражданское, народное, или какое другое. Я уверен, что чтение древних событий доставляет немалую пользу. Кто найдет в этом нашем труде что-либо полезное, тот пусть воздаст Богу подобающую благодарность и помолится за нас, несведующих и грешных; а если встретит какие недостатки, пусть припишет это нашему неведению и лености ума, по земле пресмыкающегося, пусть извинит нас ради Господа. Бог любит посильное приношение.–

от Диоклетиана до царей Михаила и сына его, Феофилакта

от сотворения мира 5777, от р. х. 277[*].

Царствования Римского императора Диоклетиана 1-й год,

Персидского царя Вараха 15,

Римского епископа Гайя 7,

Иерусалимского Гименея 13,

Александрийского Феона 11,

Антиохийского Тиранна 2.

л. м. 5780, р. х. 280.

В это время Диоклетиан, на четвертом году своего царствования, провозгласил товарищем своим Максимиана Геркулия.

л. м. 5781, р. х. 281.

В сем году Диоклетиан и Максимиан Геркулий срыли до основания Овузирис и коптские городища в Фивах Египетских, за отложение их от Римской империи.

л. м. 5785, р. х. 285.

В сем году Диоклетиан и Максимиан Геркулий избрали в кесари Констанция и Максимиана Галерия. Диоклетиан выдал дочь свою за Галерия, а Максимиан Геркулий дочь свою, Феодору, за Констанция; хотя тот и другой имели уже жен, но оба развелись с ними, ради угождения царям.

ФЕОФИЛАКТ БОЛГАРСКИЙ

Феофилакт Болгарский

Феофилакт (Ифест), Болгарский (+ ок. 1126), архиепископ Охридский, блаженный, преподобный [1], византийский богослов и писатель

Родился между 1050 и 1060 годами [2] в городе Халкисе на острове Эвбея. Обучение проходил в Константинополе.

Завершив образование, Феофилакт остался в столице, где был рукоположен в сан дьякона, входил в причт храма Святой Софии и носил титул ритора Великой Церкви. Обязанностью его было объяснять Священное Писание и писать поучительные слова от имени патриарха. В одном древнем памятнике блаженный Феофилакт назван учителем риторов. Так назывались те из риторов, которые особенно отличались даром проповедничества и потому могли служить примером для других менее способных и опытных проповедников.

Несколько лет он трудился в школе при патриархии, однако то было не духовное учебное заведение, и многие его ученики стали учителями, врачами, военными, чиновниками, судьями, как, впрочем, и священникам. Среди них выделяется Константин Дука, предполагаемый наследник византийского престола. Сына бывшего императора Михаила VII и кавказской принцессы Марии Аланской поручил заботам Феофилакта, – вероятно, в 1085 или 1086 году – император Алексей I Комнин [3]. В 1087 году супруга императора Алексея родила сына Иоанна, который и стал наследником престола.

Мария Аланская поддерживала с Феофилактом тесные дружеские отношения и оказывала ему свое покровительство. Именно по просьбе василиссы (императрицы) Марии он написал пространный и значительный коммента­рий к Евангелиям; Феофилакт работал над ним, вероятно, в то время, когда жил в Охриде. Удаление Феофилакта из столицы, куда он напрасно рвался, вероятно стоит в связи с опалой семейства имп. Михаила.

Точное время вступления Феофилакта на архиепископскую кафедру Болгарии с точностью не определена и вызывает много дискуссий. Некоторые источники утверждают, что оно случилось до 1081 [4], другие полагают, что в 1089 или 1090 году [2].

Василий II присоединил Болгарию к Византии в 1018 году позволил им сохранить некоторые из наиболее дорогих их сердцу национальных институций, главной из которых была их Церковь. В трех хартиях, изданных между 1019 и 1025 годами, император утверждал, что архиепископство Охридское (заменившее болгарскую патриархию времен независимости) является автокефальным. Только с половины XI века архиепископы болгарские стали посылаться уже из Константинополя и назначаться не из природных болгар, а из греков.

Блаженный Феофилакт занял архиепископскую кафедру после Иоанна Аиноса.

Едва Феофилакт вступил в город, как его, писал он своему другу, «охватило убийственное зловоние». Хуже того — жители Охрида встретили своего нового архиепископа насмешками и оскорблениями и распевали на улицах «победную песнь», нарочито прославляя былую славу независимой Болгарии, явно затем, чтобы уязвить его.

Вполне понятно что из-за такой враждебной встречи мысли Феофилакта обратились к недавно покинутой им столице империи, и в том же письме — одном из первых, писанных им в Македонии, — он поддался сильному приступу тоски по родине. «Я едва успел ступить на землю Охрида, но уже тоскую по городу, который, как безрассудный любовник, не отпускает нас из своих объятий».

Кроме грубой простоты болгар, он встретил здесь много такого, что сильно должно было сокрушить всякого ревностного архипастыря. Болгарская Церковь страдала от большого количества еретиков. Павликиане, а потом богомилы повсюду сеяли заблуждения в народе и, подкрепляемые своей многочисленностью, открыто нападали на защитников Православия. Во внешнем же отношении она много терпела от светских правителей Болгарии и сверх того подвергалась частым опустошениям от внешних врагов. К тому же и сами болгары беспрестанно роптали на свое политическое унижение.

Жизнь среди болгар ему казалась заточением, и он даже просил избавить его от этой тяжкой участи. О положении своем в Болгарии писал он к императрице Марии и к великому доместику. Сохранилось более сотни его писем к высшим духовным и светским лицам империи. Письма эти полны жалоб на судьбу, утонченный византиец относился с отвращением к своей славянской пастве, к варварам, “пахнувшим овчиной”. Но мало-помалу он свыкся со своим положением в Болгарии, полюбил болгар за их простое, но искреннее благочестие и, несмотря ни на какие противодействия, с отеческой заботливостью предался устроению своей церкви. Препятствия со стороны врагов, по-видимому, только усиливали ревность его о благе.

В управлении Болгарской Церковью блаженный Феофилакт показал себя архипастырем столь мудрым в своих предначертаниях, сколь и твердым в исполнении их. Хорошо понимая, что для духовного просвещения народа ему более всего необходимы способные помощники, он обращал самое строгое внимание на избрание достойных пастырей, особенно епископов.

Феофилакт, архиепископ Болгарский

Так, однажды дук Скопийский просил его произвести в епископы одного человека, и блаженный Феофилакт с достоинством и силой отвечал ему: «Ни тебе, государь мой, не следует мешаться в это великое дело, которое должно совершать со страхом, ни мне так легкомысленно решаться сообщать Божественную благодать». Правитель обещал отблагодарить святителя за исполнение его просьбы, но блаженный Феофилакт и на это отвечал: «Государь мой! Ежели тот, о котором ходатайствуешь, таков же (как и другие избранные), то не ты должен благодарить меня, а я тебя. Если же он неизвестен ни нашей церкви, ни в Константинополе не заслужил особенного одобрения за благочестие и просвещение, то не оскорбляй Бога и не приказывай нам, ибо нам заповедано повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком [5]».

Чтобы ближе видеть нужды каждой церкви, блаженный Феофилакт созывал епископов на соборы и здесь рассматривал все проблемы. Здесь же подвергал он общему обсуждению те дела, для которых нужно было взаимное совещание. Поместные соборы, по правилам церковным, должны собираться в известные, определенные времена, и блаженный Феофилакт так был верен этим священным правилам, что никакие препятствия не могли его удержать от исполнения их. «Я еще не освободился от тяжкой болезни, — писал он однажды, собираясь на собор, — как священный глас церковных правил побудил меня к созванию священного собора. Глас поистине Христов возбуждает от одра, дает силы к свободному движению и путешествию и повелевает нести самый одр».

Блаженный Феофилакт много сделал для защиты имущества церкви, которое расхищалось светскими правителями Болгарии, сборщиками царских податей. При внутреннем и внешнем упадке Византийской империи Греческая Церковь нередко несла вместе с народом бремя государственных налогов. Но Болгарская Церковь должна была нести бремя двойных налогов — в пользу государства и для удовлетворения корыстолюбия самих сборщиков. Находясь вдали от столицы, эти чиновники без всякого опасения расхищали церковное имущество под предлогом законного сбора. Блаженный Феофилакт часто получал письменные донесения об этом от епископов, которые сами защитить свои церкви были не в состоянии. То же видел он и в своей епархии. Но его противодействие незаконным поступкам сборщиков восстановило их против него же самого. Будучи до сего времени врагами церкви, они теперь сделались и его личными врагами. Кроме того, некоторые из них имели, кажется, еще и другие, более веские причины ненавидеть его и нападать на Церковь Божию.

Враги распускали о святителе в Константинополе молву, будто он незаконно обогащается за счет бедных болгар, доносили об этом и самому императору, уверяя его, что болгарский архиепископ слишком силен и пользуется властью, превышающей его сан. В самой Болгарии они вооружили против него церковного служителя по имени Лазарь. Этот Лазарь ходил по Болгарии и возбуждал против архиепископа всех отлученных от Церкви за ереси или за какие-либо преступления против правил Церкви.

Несмотря на все скорби, какие встречал блаженный Феофилакт при защите прав и имущества Болгарской Церкви, он не уменьшал своей ревности о ее благе. Он хотел быть отцом для своей паствы и делал для нее не только то, что обязан был по своему званию, но и то, к чему побуждала его христианская любовь. Отеческая заботливость его о благе Болгарской Церкви особенно обнаруживалась в случаях вражеских нападений, которым подвергалась Болгария от соседних народов. Варвары, опустошая страну, грабили и жгли храмы, расхищали церковное имущество, что вынуждало духовенство скрываться в лесах и пустынях. Блаженный Феофилакт, по-отечески переживая за судьбу Болгарской Церкви, употреблял все средства к облегчению ее бедствий; когда не находил их, то просил о помощи других. При нападении на Болгарию апулийцев под предводительством Боэмунда в 1107 году блаженный Феофилакт должен был и сам спасаться бегством из Охриды в Солунь.

Заботы о благе Болгарской Церкви часто побуждали блаженного Феофилакта ездить в Константинополь, чтобы лично ходатайствовать там по делам ее. Во многих письмах он говорит об этих путешествиях в столицу [6]. Покровительство благочестивой императрицы Марии не прекратилось для него с удалением в Болгарию, равно и он не переставал питать уважение к своей покровительнице не только тогда, когда она сидела на императорском престоле, но и после, когда уединенно жила в обществе подвижниц. Много у него так же было и других друзей и покровителей. Поэтому для него всегда было утешительно бывать в Константинополе в их обществе. Некоторые из них весьма значительно помогали ему в заботах о благе Болгарской Церкви — то ходатайствовали по его делам перед императором, то имуществом помогали бедным болгарским церквам и монастырям.

Неизвестно, сколько времени продолжалось служение Феофилакта в качестве архиепископа Охридского. Черпая даты из писем, можно утверждать, что окончилось оно не ранее 1108 года. Если датировка рукописи одного из его стихотворений достоверна, то в 1125 году он был еще жив, но оставался ли еще архиепископом Охридским неизвестно.

По сербским источникам, в конце жизни перебрался Солунь, где и скончался [7].

Блаж. Феофилакт Болгарский, архиеп. Охридский

Почитание

Блаженный Феофилакт пользовался с древних времен славой святого отца и учителя Церкви. Так надписаны некоторые древние списки его творений и старопечатные славянские издания его Благовестника. И греческие писатели иногда называют его святым и ссылаются на его творения как на произведения святителя, мысли которого должны быть уважаемы как мысли отца и учителя Церкви. Не позднее начала XX века память его стала помещаться в сербских синаксарях под 31 декабря – так в “Охридском прологе” святителя Николая (Велимировича); в сербских житиях святых, составленных преподобным Иустином (Поповичем). Впоследствии её стали отмечать и в греческой среде [8], и в Православной Церкви в Америке [9], и в Русской Православной Церкви Заграницей [10].

Творения

Центром плодовитой литературной деятельности блаж. Феофилакта является толкование на книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Лучший оригинальный труд его в этой области — комментарий на Евангелие, особенно на св. Матфея. Им часто допускается аллегорическое истолкование текста, местами — умеренная полемика с ересями. Толкования на Деяния Апостолов и на послания большей частью почти буквально списаны с малоизвестных комментариев IX и Х в., без указания источника. Важны полемическое сочинение его против латинян, написанное в примирительному духе, и слово о 15 мучениках, в Тивериуполе (Струмице) при Юлиане пострадавших.

Истолковательные

  • Толкование на пять малых пророков: Осию, Авввакума, Иону, Наума и Михея.
  • Толкование на Четвероевангелие – “Благовестник”.
    • http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=author&id=6
  • Толкование на Деяния святых апостолов.
  • Толкование на соборные послания.
  • Толкование на послание святого апостола Павла.

Обличительные

  • Рассуждение о том, в чем обвиняются латиняне.

Поучительные

  • Слово в неделю Крестопоклонную.
  • Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы.
  • Похвальное слово императору Алексию Комнину.
  • О царском воспитании.

Исторические

  • Слова о мученичестве Тивериупольских мучеников.

Письма

  • Известно более ста тридцати писем. Все они написаны во время его архиепископства, и некоторые касаются современных ему событий, неизвестных ни из каких других источников.

Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

Священное Писание Нового Завета

Биография

Общие предварительные сведения

Феофилакт Болгарский почитается Церковью как выдающийся богослов, церковный писатель. Широкому кругу людей он известен как толкователь Священного Писания Нового Завета.

О дне и даже годе рождения Феофилакта Болгарского мы не можем сказать с достоверной определенностью. По разным свидетельствам и оценкам, весьма приблизительным, его дата рождения определяется периодом с 1050 по 1060 год. Родился будущий епископ Феофилакт на острове Эвбея, вероятно, в городе Халкисе. Из дошедших до нас исторических сведений известно, что он имел фамилию Ифест.

По всей видимости он ещё в юности получил хорошее образование. Обучался в Константинополе, величайшем культурном, политическом и образовательном центре страны. Считается, что одним из учителей, сильно повлиявшим на формирование мировоззрения Феофилакта как богослова, был известный мыслитель, Михаил Пселл.

Диаконское служение

По завершении обучения, Феофилакт остался в столице. Здесь его возвели в сан диакона, здесь он служил в храме Святой Софии.

В тот период он носил звание ритора Великой Церкви. Какое-то время служил в школе при Патриаршей кафедре. Одной из его центральных обязанностей было преподавать риторику, толковать тексты Священного Писания, составлять поучения во славу Божию, на благо верующих.

Дарования Феофилакта, преданность идеалам христианской веры, ревность сделали его известным при дворе императора Михаила VII. Сын Михаила VII и Марии Аланской, царевич Константин Дука, потенциально возможный наследник престола, был воспитанником Феофилакта.

Мария Аланская оказывала Феофилакту благочестивое покровительство. По ее просьбам последним было составлено несколько богословских произведений.

Через какое-то время Феофилакт удалился в Охрид. Полагают, что причина переселения могла быть связана с опалой, которой подверглась семья умершего Михаила (наследником престола был объявлен сын императора Алексея Комнина — Иоанн).

Архиерейское служение. Начало пути

Дата возведения Феофилакта на архиепископскую Болгарскую кафедру покрыта забвением. По одним сведениям, это произошло в период 1089 — 1090 годов; по другим, на несколько лет раньше.

Известно, что начало деятельности Феофилакта на новом месте служения сопровождалось многочисленными трудностями. Когда он ещё только въезжал в Охрид, горожане встретили его криками. Однако это не были крики всеобщей народной радости, ликования и дружественного восторга. Напротив, жители города выражали ему недоверие, насмехались и протестовали.

Такой необычный приём был связан не с личными качествами архиерея, а с воспоминанием встречавших о былой независимости и самостоятельности Болгарской Церкви. В новом архиепископе Феофилакте жители видели чужака, назначенца со стороны.

Всё это не могло не отразиться на внутреннем настроении нового архипастыря, не могло не поставить его перед столь же необходимым, сколь и трудным вопросом: как управлять паствой, которая изначально настроена на вражду к своему архиепископу?

Борьба с трудностями. Истинный пастырь Христов

Первое время Феофилакт тосковал по столице, однако при этом хорошо понимал смысл своего епископского призвания и предназначения, и, уповая на Бога, стремился избегать пагубного чувства уныния и отчаяния.

Большую опасность для вверенной ему паствы представляли широко распространённые еретические и раскольнические течения, раздиравшие общность верующих изнутри. Данной напасти он противопоставил молитву и проповедь, организацию приходской жизни.

На эту проблему накладывались другие, в частности, притеснения, связанные с действием светских властей и набегами внешних врагов, чинивших насилие, расхищавших имущество, осквернявших и поджигавших христианские храмы.

Блаженный отец старался преодолеть сложившийся кризис. Проявляя ревность, мудрость, терпение, лидерские способности он всё же сумел наладить доверительные отношения с паствой и взять ситуацию под неусыпный пастырский контроль.

Понимая, что стадо Христово нуждается не в пастырях вообще, а в добродетельных и ответственных священнослужителях, большое внимание он уделял выбору кандидатов в священники и епископы.

Однажды местный правитель решился просить его возвести в епископское достоинство одного из своих фаворитов. При этом он обещал отблагодарить блаженного отца. Святитель же ответил, что если бы тот человек был достойным, то не его, Феофилакта, следовало бы благодарить, но он сам, Феофилакт, должен был бы быть благодарным правителю за рекомендацию и совет; но коль скоро того человека не знают как праведника ни в местной Церкви, ни в Константинополе, то как можно возводить его во епископа?

Немало сил отнимала у него и борьба за церковное имущество. Учитывая, отдаленность тамошней Церкви от столицы, местные сборщики податей стремились взять со служителей Церкви гораздо больше, чем того требовало законодательство. В этой связи он получал множество тревожных сигналов от священнослужителей.

Противодействие Феофилакта желанию обогащения сборщиков за счёт нивы Божьей, воспламенило их гнев против него лично. Движимые жаждой наживы и не только, нечестивцы стали распространять о нём слухи в Константинополе, будто он, в целях собственного обогащения, препятствует политике властей.

В самой Болгарии действующий при их поддержке Лазарь, церковнослужитель, распрострянял о святом ложные слухи, желая настроить против него в первую очередь тех, кого он (Феофилакт) наказал или за ереси, или за неблаговидное поведение, а во вторую — народные массы.

Помощью Божьей блаженный Феофилакт преодолевал все эти трудности, а его доброе делание приносило добрые плоды. В сознании искренне верующих он оставался ответственным и деятельным архипастырем, заботливым отцом.

Много раз он лично ездил в Константинополь, чтобы ходатайствовать о своей пастве. Среди его знакомых были и влиятельные люди, помогавшие Болгарским храмам и обителям.

После того, как покровительствовавшая ему прежде Мария отстранилась от дел и предалась подвижничеству, он продолжал с ней общаться как с другом и как с сестрой во Христе.

Когда именно случилась кончина блаженного Феофилакта, нам неизвестно. Некоторые из его сочинений, дошедших до нашего времени, датируются первой четвертью XII века.

Согласно сведениям, содержащимся в ряде сербских исторических источников, под конец земной жизни он переселился в Солунь, где и встретил свою земную кончину.

Святой Феофилакт Болгарский

В истории православной церкви есть немало святых людей. Они приносили огромные жертвы во имя своей веры. Имена некоторых слышатся на наших устах. Так, сюда можно отнести Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Матроны.

На самом деле далеко не все люди, которые положили всю свою жизнь к ногам церкви, были причислены к лику святых. Многие из них даже не имели определенного почетного титула. Однако таким людям все же удалось вписать свои имена на страницы истории. Речь пойдет о выдающемся богослове и писателе — святом Феофилакте Болгарском.

Биография и житие

К сожалению, мало что известно о жизни Феофилакта Болгарского, ведь он не пользовался огромной популярностью и не принадлежал к влиятельной семье правителей и наместников. Его заслугой стало только верное служение Богу и бесконечная вера в него. Феофилакт Болгарский появился на свет в период с 1050 по 1060 год. Предположительным местом рождения считается город Халкисе, что стоит на острове Эвбея. О детстве Феофилакта и его семье ничего не известно.

Начало служения

Невозможно даже дать точных данных об образовании Феофилакта. Известно лишь, что получил он его в Константинополе в духовной семинарии. Своеобразным учителем для Феофилакта стал выдающийся и знаменитый мыслитель Михаил Пселл. Именно он повлиял на мировоззрение будущего святого.

В самом начале своего служения Феофилакт принял титул диакона. Главной его обязанностью стало преподавание в местной школе науки риторики. Он же учил и толкованию святых текстов.

Это интересно! Диакон — человек, имеющий низший титул в иерархии священников. Он участвовал в богослужениях в качестве помощника. Диакон не может самостоятельно вести и совершать таинства, не имеет права и на проведение христианских собраний. Его роль скорее эстетическая, нужная лишь для придания церковным обрядам своеобразной красоты и мистичности.

Феофилакт Болгарский получил этот титул в соборе святой Софии, что построен в Константинополе. Так диакон приблизился ко двору византийского императора Михаила. Феофилакт Болгарский так же имел связи с патриархом и часто прислуживал ему при богослужениях.

После смерти византийского императора Феофилакт становится учителем и наставником малолетнего царевича Константина. Именно по побуждениям его матери императрицы Марии, диакон начинает заниматься литературной деятельностью. Вот тогда и был создан главный из его трудов.

Архиепископ и отец Церкви

Чуть позже блаженный Феофилакт отправляется в Болгарию. Там его назначили архиепископом Охрида. Это можно было считать ссылкой. Есть версии, что это произошло из-за связи с малолетним Константином, семья которого терпела опалу. В это время в Византии произошел переворот, сменилась правящая династия.

В Болгарии будущего святого Феофилакта встречают новые трудности. В городе местные жители были крайне неприветливы. Вид чужака вызывал в них только яростные крики. Все дело было не столько в архиепископе, сколько в его предназначении. Тогда болгарская православная церковь потеряла независимость. Любой, кто приезжал из Константинополя и являлся наместником византийской власти, считался врагом.

Долгие годы Феофилакт Болгарский занимался организацией нового места своего служения. Светские власти также были крайне недоброжелательны и поддержки Феофилакту не оказывали. Процветали местные ереси. Близость к границам также несла свои опасности. Нередки были случаи набегов и расхищения церковного имущества.

Ценой больших усилий Феофилакт Болгарский все же смог преодолеть кризис. Отношения с паствой были налажены, ересь искоренена.

Особенно ревностно Феофилакт относился к выбору служителей. Каждого из них, архиепископ отбирал лично. Известна история о том, как однажды местный правитель попросил архиепископа взять к себе на службу своего фаворита. На такую просьбу Феофилакт Болгарский ответил отказом, сказав, что если бы этот человек был достоин духовного сана, то предложение правителя стало бы благословением и радостью. Фаворит был не благочестив, и, несмотря на связи с болгарским правителем, не смог получить желаемого.

Также остро стоял и вопрос с расхищением имущества церкви. Город, в котором служил Феофилакт, располагался очень далеко от столицы. Именно поэтому местные сборщики налогов, прикрываясь ложью, собирали в два раза большие суммы. Архиепископ получал письма от подчиненных ему епископов, в которых они рассказывали о своих бедах и горестях. Никакие меры не помогали. Враги Феофилакта стали распускать о нем позорные слухи по всей империи, которые доходили до самого императора. Якобы именно архиепископ наживается на церкви.

В Болгарии появился человек по имени Лазарь, который стал собирать всех тех, кто ненавидел Феофилакта. Сам архиепископ верил, что с Божией помощью он сможет перенести все невзгоды. Так и случилось. Феофилакт Болгарский часто ездил в Константинополь. Благо, там у него было много влиятельных друзей. Они и поддержали архиепископа в трудную минуту. Вскоре восторжествовал закон и справедливость, Лазарь был казнен.

Именно в Болгарии расцветает литературный талант блаженного Феофилакта. Здесь он пишет произведения, которые и помогли ему сохраниться в истории. Уже при жизни его стали называть «блаженным» и «благовестником» за свои свершения. Хоть Феофилакт и не входил в число православных святых, многие славянские и греческие авторы называют его святителем. Сколько времени прожил архиепископ на чужбине, не известно. Также нет данных и о его возможных разъездах по стране.

Официальной датой смерти считается 1107 год.

Труды и творения

Как уже было сказано выше, Феофилакт Болгарский занимался литературной деятельностью. Основные его труды:

  • Письма;
  • Толкование Нового и Ветхого Заветов;
  • Житие святого Климента Охридского;
  • Слово о пятнадцати мучениках;
  • Полемическое писание против латинян;
  • Рассуждения о ересях.

Так, сохранилось 137 писем, написанные его рукой. Архиепископ обращался к разным влиятельным людям византийской империи. Как к светским, так и к духовным. Некоторые его письма можно считать настоящими историческими источниками. В переписке часто велись речи о политической обстановке в стране, о мятежах, восстаниях, вражеских армиях и т.д. По этим же письмам можно понять и отношение Феофилакта к своей пастве при приезде в Орхид. Людей он называл «варварами, что пахнут овчиной».

Самым главным трудом всей жизни Феофилакта Болгарского стало толкование Нового и Ветхого Заветов. Архиепископ оставил много своих комментариев на Евангелие от святых Матфея, Луки, Иоанна, Марка. Основные его высказывания часто совпадают с изречениями Иоанна Златоуста. Феофилакт Болгарский, будучи прекрасным богословом и литератором, в своих описаниях добавлял аллегорию и другие упрощения текста. Это способствовало лучшему пониманию слова Божьего.

Именно ему принадлежат права на авторство жития святого Климента Охридского.

Это интересно! Климент Охридский — святой и просветитель из Болгарии. Его считают учеником знаменитых Кирилла и Мефодия. Он, как и Феофилакт Болгарский, занимался литераторством, а именно писал похвальные песни Богородице, а также жития святых. Его прославляют и гимнографические стихи. Именно его считают основателем и олицетворением этого направления славяне и болгары.

Феофилакт Болгарский также написал много сочинений-размышлений, которые были посвящены противостоянию ереси и истинной веры. Этот вопрос был для архиепископа крайне актуален, ведь при его приезде в Орхид процветали все направления кроме православия. Количество еретиков было просто огромно, нередки были и случаи мятежей.

Феофилакт Болгарский писал рассуждения о противостоянии восточного и западного христианства. Так, его сочинения были направлены против католичества, ведь не так давно произошел раскол церкви.

Почитание и мощи

Несмотря на то что Феофилакта Болгарского не считают православным святым, все же существует его день памяти — 31 декабря. С древних времен этот человек пользовался популярностью. Кто-то его называет святым, а кто-то Учителем Церкви.

В некоторых храмах, где ценится его икона, священнослужители устраивают праздничные богослужения, но это встретить можно крайне редко.

После смерти останки блаженного Феофилакта Болгарского были захоронены в Вознесенском соборе в Сербии, в городе Чачак. Невозможно сказать, чудотворны ли его мощи, и хранятся ли они в каких-то других храмах и соборах.

Пусть блаженный Феофилакт Болгарский и не столь известен в широких кругах, но он сделал огромный вклад в литературу, а также в понимание Божьего слова. Благодаря ему современный человек может не просто узнать о событиях XI и XII веков, но и понять их смысл, влияние на жизнь простых людей. Порой это намного важнее, чем знание сухих фактов. Блаженный Феофилакт Болгарский это не просто отец и Учитель Церкви, это тот, кто навсегда должен остаться в нашей памяти.

Святой Феофилакт Болгарский

В истории православной церкви есть немало святых людей. Они приносили огромные жертвы во имя своей веры. Имена некоторых слышатся на наших устах. Так, сюда можно отнести Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Матроны.

На самом деле далеко не все люди, которые положили всю свою жизнь к ногам церкви, были причислены к лику святых. Многие из них даже не имели определенного почетного титула. Однако таким людям все же удалось вписать свои имена на страницы истории. Речь пойдет о выдающемся богослове и писателе — святом Феофилакте Болгарском.

Биография

О биографии Феофилакта известно мало. Родился между 1050 и 1060 годами в городе Халкисе на острове Эвбея.

Феофилакт получил сан диакона в соборе Святой Софии в Константинополе и сделался близким ко двору императора Михаила VII Парапинака (1071—1081). Возможно, уже после смерти Михаила Феофилакт был назначен воспитателем его сына царевича Константина Дуки, оставшегося 4-летним сиротой с матерью, императрицей Марией, покровительницей Феофилакта, по побуждению которой были написаны лучшие его вещи.

Однако расцвет литературной деятельности Феофилакта, его назначение архиепископом Охрида в Болгарию, переписка из Болгарии со многими выдающимися лицами относятся ко времени царствования Алексея Комнина (1081—1118). Удаление Феофилакта из столицы, куда он напрасно рвался, вероятно, стоит в связи с опалой семейства императора Михаила.

Неизвестно, сколько времени Феофилакт оставался в Болгарии и когда он умер. Некоторые письма его относятся к началу XII века. Ещё оставаясь при дворе императрицы Марии, но не ранее 1088—1089 года Феофилакт написал «Царское наставление» своему ученику царевичу Константину — оригинальное произведение с литературными достоинствами. В 1092 году он написал напыщенный панегирик императору Алексею Комнину.

Творения

Центром плодовитой литературной деятельности блаж. Феофилакта является толкование на книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Лучший оригинальный труд его в этой области — комментарий на Евангелие, особенно на св. Матфея. Им часто допускается аллегорическое истолкование текста, местами — умеренная полемика с ересями. Толкования на Деяния Апостолов и на послания большей частью почти буквально списаны с малоизвестных IX и Х в., без указания источника. Важны полемическое сочинение его против латинян, написанное в примирительному духе, и слово о 15 мучениках, в Тивериуполе (Струмице) при Юлиане пострадавших.

Истолковательные

  • Толкование на пять малых пророков: Осию, Авввакума, Иону, Наума и Михея.
  • Толкование на Четвероевангелие — «Благовестник».
  • Толкование на Деяния святых апостолов.
  • Толкование на соборные послания.
  • Толкование на послание святого апостола Павла.

Обличительные

  • Рассуждение о том, в чем обвиняются латиняне.

Поучительные

  • Слово в неделю Крестопоклонную.
  • Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы.
  • Похвальное слово императору Алексию Комнину.
  • О царском воспитании.

Исторические

  • Слова о мученичестве Тивериупольских мучеников.
  • Известно более ста тридцати писем. Все они написаны во время его архиепископства, и некоторые касаются современных ему событий, неизвестных ни из каких других источников.

Почитание и мощи

Несмотря на то что Феофилакта Болгарского не считают православным святым, все же существует его день памяти — 31 декабря. С древних времен этот человек пользовался популярностью. Кто-то его называет святым, а кто-то Учителем Церкви.

В некоторых храмах, где ценится его икона, священнослужители устраивают праздничные богослужения, но это встретить можно крайне редко.

После смерти останки блаженного Феофилакта Болгарского были захоронены в Вознесенском соборе в Сербии, в городе Чачак. Невозможно сказать, чудотворны ли его мощи, и хранятся ли они в каких-то других храмах и соборах.

Пусть блаженный Феофилакт Болгарский и не столь известен в широких кругах, но он сделал огромный вклад в литературу, а также в понимание Божьего слова. Благодаря ему современный человек может не просто узнать о событиях XI и XII веков, но и понять их смысл, влияние на жизнь простых людей. Порой это намного важнее, чем знание сухих фактов. Блаженный Феофилакт Болгарский это не просто отец и Учитель Церкви, это тот, кто навсегда должен остаться в нашей памяти.

Феофилакт Болгарский

Блаженный Феофилакт Болгарский уже с древних времен пользовался славой святого отца и учителя Церкви. Многие духовные писатели древности называют его святым и ссылаются на его творения как на произведения святителя.

Блаженный Феофилакт составил на греческом языке комментарий ко всему Новому Завету, кроме Откровения. В своих толкованиях он следует традиции отцов антиохийской школы, особенно святителя Иоанна Златоуста. В первой книге представлено толкование на святые благовествования от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Содержание

Том 1

Жизнеописание блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского

Творения блаженного Феофилакта

О Четвероевангелии

Толкование на Евангелие от Матфея
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая
Глава двенадцатая
Глава тринадцатая
Глава четырнадцатая
Глава пятнадцатая
Глава шестнадцатая
Глава семнадцатая
Глава восемнадцатая
Глава девятнадцатая
Глава двадцатая
Глава двадцать первая
Глава двадцать вторая
Глава двадцать третья
Глава двадцать четвертая
Глава двадцать пятая
Глава двадцать шестая
Глава двадцать седьмая
Глава двадцать восьмая

Толкование на Евангелие от Марка

Об Евангелии от Марка
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая
Глава двенадцатая
Глава тринадцатая
Глава четырнадцатая
Глава пятнадцатая
Глава шестнадцатая

Толкование на Евангелие от Луки
Жизнеописание евангелиста Луки
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая
Глава двенадцатая
Глава тринадцатая
Глава четырнадцатая
Глава пятнадцатая
Глава шестнадцатая
Глава семнадцатая
Глава восемнадцатая
Глава девятнадцатая
Глава двадцатая
Глава двадцать первая
Глава двадцать вторая
Глава двадцать третья
Глава двадцать четвертая

Толкование на Евангелие от Иоанна
Жизнеописание евангелиста Иоанна
Евангелист Иоанн
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая
Глава двенадцатая
Глава тринадцатая
Глава четырнадцатая
Глава пятнадцатая
Глава шестнадцатая
Глава семнадцатая
Глава восемнадцатая
Глава девятнадцатая
Глава двадцатая
Глава двадцать первая

Том 2

Толкование на Деяния святых апостолов
Содержание книги Деяний святых апостолов
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая
Глава двенадцатая
Глава тринадцатая
Глава четырнадцатая
Глава пятнадцатая
Глава шестнадцатая
Глава семнадцатая
Глава восемнадцатая
Глава девятнадцатая
Глава двадцатая
Глава двадцать первая
Глава двадцать вторая
Глава двадцать третья
Глава двадцать четвертая
Глава двадцать пятая
Глава двадцать шестая
Глава двадцать седьмая
Глава двадцать восьмая

Толкование на Соборные послания
Почему эти послания называются Соборными

Соборное послание святого апостола Иакова
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая

Первое Соборное послание святого апостола Петра
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая

Второе Соборное послание святого апостола Петра
Глава первая
Глава вторая
Глава третья

Первое Соборное послание святого апостола Иоанна
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая

Второе Соборное послание святого апостола Иоанна
Глава первая

Третье Соборное послание святого апостола Иоанна
Глава первая

Соборное послание святого апостола Иуды
Глава первая

Толкования на Послания святого апостола Павла
Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая
Глава двенадцатая
Глава тринадцатая
Глава четырнадцатая
Глава пятнадцатая
Глава шестнадцатая

Толкование на Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая
Глава двенадцатая
Глава тринадцатая
Глава четырнадцатая
Глава пятнадцатая
Глава шестнадцатая

Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая
Глава двенадцатая
Глава тринадцатая

Толкование на Послание к Галатам святого апостола Павла
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая

Толкование на Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая

Толкование на Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая

Толкование на Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая

Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Глава первая
Глава вторая
Глава третья

Толкование на Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая

Толкование на Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая

Толкование на Послание к Титу святого апостола Павла
Глава первая
Глава вторая
Глава третья

Толкование на Послание к Филимону святого апостола Павла
Глава первая

Толкование на Послание к Евреям святого апостола Павла
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая
Глава двенадцатая
Глава тринадцатая

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Блаженный Феофилакт пользовался с древних времен славой святого отца и учителя Церкви. Так надписаны некоторые древние списки его творений и старопечатные славянские издания его “Благовестника”. И греческие писатели иногда называют его святым и ссылаются на его творения как на произведения святителя, мысли которого должны быть уважаемы как мысли отца и учителя Церкви.

бдаженный Феофилакт Болгарский (+ ок. 1126), архиепископ Охридский, блаженный. Византийский богослов, писатель. Родился между 1050 и 1060 годами в городе Халкисе на острове Эвбея. Носил фамилию Ифест.

Обучение проходил в Константинополе. Завершив образование, Феофилакт остался в столице, где был рукоположен в сан дьякона, входил в причт храма Святой Софии и носил титул ритора Великой Церкви. Обязанностью его было объяснять Священное Писание и писать поучительные слова от имени патриарха. В одном древнем памятнике блаженный Феофилакт назван учителем риторов. Так назывались те из риторов, которые особенно отличались даром проповедничества и потому могли служить примером для других менее способных и опытных проповедников.

Несколько лет он трудился в школе при патриархии, однако то было не духовное учебное заведение, и многие его ученики стали учителями, врачами, военными, чиновниками, судьями, как, впрочем, и священникам. Среди них выделяется Константин Дука, предполагаемый наследник византийского престола. Сына бывшего императора Михаила VII и кавказской принцессы Марии Аланской поручил заботам Феофилакта, — вероятно, в 1085 или 1086 году — император Алексей Комнин. В 1087 году супруга императора Алексея родила сына Иоанна, который и стал наследником престола.

Мария Аланская поддерживала с Феофилактом тесные дружеские отношения и оказывала ему свое покровительство. Именно по просьбе василиссы (императрицы) Марии он написал пространный и значительный комментарий к Евангелиям; Феофилакт работал над ним, вероятно, в то время, когда жил в Охриде. Удаление Феофилакта из столицы, куда он напрасно рвался, вероятно стоит в связи с опалой семейства имп. Михаила.

Точное время вступления Феофилакта на архиепископскую кафедру Болгарии с точностью не определена и вызывает много дискуссий. Некоторые источники утверждают, что оно случилось до 1081, другие полагают, что в 1089 или 1090 году.

Василий II присоединил Болгарию к Византии в 1018 году позволил им сохранить некоторые из наиболее дорогих их сердцу национальных институций, главной из которых была их Церковь. В трех хартиях, изданных между 1019 и 1025 годами, император утверждал, что архиепископство Охридское (заменившее болгарскую патриархию времен независимости) является автокефальным. Только с половины XI века архиепископы болгарские стали посылаться уже из Константинополя и назначаться не из природных болгар, а из греков.

Блаженный Феофилакт занял архиепископскую кафедру после Иоанна Аиноса. Едва Феофилакт вступил в город, как его, писал он своему другу, «охватило убийственное зловоние». Хуже того — жители Охрида встретили своего нового архиепископа насмешками и оскорблениями и распевали на улицах «победную песнь», нарочито прославляя былую славу независимой Болгарии, явно затем, чтобы уязвить его.

Вполне понятно что из-за такой враждебной встречи мысли Феофилакта обратились к недавно покинутой им столице империи, и в том же письме — одном из первых, писанных им в Македонии, — он поддался сильному приступу тоски по родине. «Я едва успел ступить на землю Охрида, но уже тоскую по городу, который, как безрассудный любовник, не отпускает нас из своих объятий».

Кроме грубой простоты болгар, он встретил здесь много такого, что сильно должно было сокрушить всякого ревностного архипастыря. Болгарская Церковь страдала от большого количества еретиков. Павликиане, а потом богомилы повсюду сеяли заблуждения в народе и, подкрепляемые своей многочисленностью, открыто нападали на защитников Православия. Во внешнем же отношении она много терпела от светских правителей Болгарии и сверх того подвергалась частым опустошениям от внешних врагов. К тому же и сами болгары беспрестанно роптали на свое политическое унижение.

Жизнь среди болгар ему казалась заточением, и он даже просил избавить его от этой тяжкой участи. О положении своем в Болгарии писал он к императрице Марии и к великому доместику. Сохранилось более сотни его писем к высшим духовным и светским лицам империи. Письма эти полны жалоб на судьбу, утонченный византиец относился с отвращением к своей славянской пастве, к варварам, “пахнувшим овчиной”. Но мало-помалу он свыкся со своим положением в Болгарии, полюбил болгар за их простое, но искреннее благочестие и, несмотря ни на какие противодействия, с отеческой заботливостью предался устроению своей церкви. Препятствия со стороны врагов, по-видимому, только усиливали ревность его о благе.

В управлении Болгарской Церковью блаженный Феофилакт показал себя архипастырем столь мудрым в своих предначертаниях, сколь и твердым в исполнении их. Хорошо понимая, что для духовного просвещения народа ему более всего необходимы способные помощники, он обращал самое строгое внимание на избрание достойных пастырей, особенно епископов.

Так, однажды дук Скопийский просил его произвести в епископы одного человека, и блаженный Феофилакт с достоинством и силой отвечал ему: «Ни тебе, государь мой, не следует мешаться в это великое дело, которое должно совершать со страхом, ни мне так легкомысленно решаться сообщать Божественную благодать». Правитель обещал отблагодарить святителя за исполнение его просьбы, но блаженный Феофилакт и на это отвечал: «Государь мой! Ежели тот, о котором ходатайствуешь, таков же (как и другие избранные), то не ты должен благодарить меня, а я тебя. Если же он неизвестен ни нашей церкви, ни в Константинополе не заслужил особенного одобрения за благочестие и просвещение, то не оскорбляй Бога и не приказывай нам, ибо нам заповедано повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком».

Чтобы ближе видеть нужды каждой церкви, блаженный Феофилакт созывал епископов на соборы и здесь рассматривал все проблемы. Здесь же подвергал он общему обсуждению те дела, для которых нужно было взаимное совещание. Поместные соборы, по правилам церковным, должны собираться в известные, определенные времена, и блаженный Феофилакт так был верен этим священным правилам, что никакие препятствия не могли его удержать от исполнения их. «Я еще не освободился от тяжкой болезни, — писал он однажды, собираясь на собор, — как священный глас церковных правил побудил меня к созванию священного собора. Глас поистине Христов возбуждает от одра, дает силы к свободному движению и путешествию и повелевает нести самый одр».

Блаженный Феофилакт много сделал для защиты имущества церкви, которое расхищалось светскими правителями Болгарии, сборщиками царских податей. При внутреннем и внешнем упадке Византийской империи Греческая Церковь нередко несла вместе с народом бремя государственных налогов. Но Болгарская Церковь должна была нести бремя двойных налогов — в пользу государства и для удовлетворения корыстолюбия самих сборщиков. Находясь вдали от столицы, эти чиновники без всякого опасения расхищали церковное имущество под предлогом законного сбора. Блаженный Феофилакт часто получал письменные донесения об этом от епископов, которые сами защитить свои церкви были не в состоянии. То же видел он и в своей епархии. Но его противодействие незаконным поступкам сборщиков восстановило их против него же самого. Будучи до сего времени врагами церкви, они теперь сделались и его личными врагами. Кроме того, некоторые из них имели, кажется, еще и другие, более веские причины ненавидеть его и нападать на Церковь Божию.

Враги распускали о святителе в Константинополе молву, будто он незаконно обогащается за счет бедных болгар, доносили об этом и самому императору, уверяя его, что болгарский архиепископ слишком силен и пользуется властью, превышающей его сан. В самой Болгарии они вооружили против него церковного служителя по имени Лазарь. Этот Лазарь ходил по Болгарии и возбуждал против архиепископа всех отлученных от Церкви за ереси или за какие-либо преступления против правил Церкви.

Несмотря на все скорби, какие встречал блаженный Феофилакт при защите прав и имущества Болгарской Церкви, он не уменьшал своей ревности о ее благе. Он хотел быть отцом для своей паствы и делал для нее не только то, что обязан был по своему званию, но и то, к чему побуждала его христианская любовь. Отеческая заботливость его о благе Болгарской Церкви особенно обнаруживалась в случаях вражеских нападений, которым подвергалась Болгария от соседних народов. Варвары, опустошая страну, грабили и жгли храмы, расхищали церковное имущество, что вынуждало духовенство скрываться в лесах и пустынях. Блаженный Феофилакт, по-отечески переживая за судьбу Болгарской Церкви, употреблял все средства к облегчению ее бедствий; когда не находил их, то просил о помощи других. При нападении на Болгарию апулийцев под предводительством Боэмунда в 1107 году блаженный Феофилакт должен был и сам спасаться бегством из Охриды в Солунь.

Заботы о благе Болгарской Церкви часто побуждали блаженного Феофилакта ездить в Константинополь, чтобы лично ходатайствовать там по делам ее. Во многих письмах он говорит об этих путешествиях в столицу [6]. Покровительство благочестивой императрицы Марии не прекратилось для него с удалением в Болгарию, равно и он не переставал питать уважение к своей покровительнице не только тогда, когда она сидела на императорском престоле, но и после, когда уединенно жила в обществе подвижниц. Много у него так же было и других друзей и покровителей. Поэтому для него всегда было утешительно бывать в Константинополе в их обществе. Некоторые из них весьма значительно помогали ему в заботах о благе Болгарской Церкви — то ходатайствовали по его делам перед императором, то имуществом помогали бедным болгарским церквам и монастырям.

Неизвестно, сколько времени продолжалось служение Феофилакта в качестве архиепископа Охридского. Черпая даты из писем, можно утверждать, что окончилось оно не ранее 1108 года. Если датировка рукописи одного из его стихотворений достоверна, то в 1125 году он был еще жив, но оставался ли еще архиепископом Охридским неизвестно.

По сербским источникам, в конце жизни перебрался Солунь, где и скончался.

Блаженный Феофилакт пользовался с древних времен славой святого отца и учителя Церкви. Так надписаны некоторые древние списки его творений и старопечатные славянские издания его Благовестника. И греческие писатели иногда называют его святым и ссылаются на его творения как на произведения святителя, мысли которого должны быть уважаемы как мысли отца и учителя Церкви.

Его имя отсутствует в святцах Русской Церкви, однако его память находим под 31 декабря в “Охридском прологе” свт. Николая (Велимировича), в сербских житиях святых, составленных прп. Иустином (Поповичем), а также в синаксаре на официальном сайте Охридской архиепископии Сербской Православной Церкви [8]. Его имя также находим среди святых под 31 декабря на официальном сайте Православной Церкви в Америке

Читайте также:  Богоявленский собор в Елохове, история, святыни, расписание
Ссылка на основную публикацию